Налоговое право: что это такое, описание и особенности

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

В середине июля 2022 года на «Клерке» пройдет бесплатный вебинар «Налоговые преступления: схемы, субсидиарка, налоговая реконструкция». Записывайтесь.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.
Читайте также:
Особое мнение: что это такое, описание и особенности

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Положения ст. 199.1 УК РФ устанавливают меру ответственности налогового агента, не исполняющего возложенные на него обязательства с целью удовлетворения личных интересов. В том случае, если ущерб, причиненный государству, имеет крупный размер, суд может взыскать с нарушителя штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или в виде дохода за промежуток времени от 1 года до 2 лет. Кроме того, суд вправе направить осужденного на принудительные работы сроком до 2 лет или лишить свободы на тот же срок.

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Как выбрать систему налогообложения для бизнеса

Алгоритм, как выбрать выгодную систему налогообложения для своего бизнеса — с расчетами всех вариантов для ООО и ИП

Сергей Скрябин

Эксперт по праву

  • # Налоги
  • # Основы

Система налогообложения определяет, сколько бизнес будет платить налогов и сдавать отчетов. Если на старте выбрать ее неправильно, можно потерять много денег.

В статье считаем налоговую нагрузку для разных систем налогообложения и даем алгоритм, как выбрать выгодную для себя.

Что такое система налогообложения

Система налогообложения — это все налоги, взносы и сборы, которые бизнес платит государству.

У любой системы налогообложения есть:

  • объект налогообложения — например, полученная компанией прибыль;
  • налоговая база — конкретная сумма, с которой платится налог, например прибыль 300 000 ₽ за первый квартал;
  • налоговый период — как часто надо платить налог: раз в год, каждый квартал или раз в месяц;
  • налоговая ставка — какой процент от налоговой базы платить;
  • порядок исчисления налога — как считать налог;
  • порядок и сроки уплаты налога — в какие сроки и каким образом надо отправлять платеж в налоговую.
Читайте также:
Промышленная собственность: что это такое, описание и особенности

На некоторых системах есть еще налоговые льготы — это уже необязательный элемент.

Льгота может уменьшить сумму налогового платежа для отдельного налогоплательщика или отодвинуть сроки уплаты налога на более позднюю дату.

Какие есть системы налогообложения

Компании и ИП могут использовать пять систем налогообложения — одну основную и четыре специальных:

  1. ОСН — основная система налогообложения.
  2. УСН — упрощенная система налогообложения.
  3. ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог.
  4. ПСН — патентная система налогообложения.
  5. НПД — налог на профессиональный доход.

Компании могут работать только на ОСН, УСН, ЕСХН, а ИП — на всех пяти.

Некоторые налоги нужно платить на любой системе налогообложения, если есть объект налогообложения. Они одинаковы для ИП и компаний:

  • земельный — если в собственности есть земельный участок;
  • налог на имущество — если в собственности есть торговая или офисная недвижимость, например магазин или склад;
  • транспортный — если в собственности есть автомобиль.

А еще все предприниматели должны платить страховые взносы:

  • за себя — фиксированные и дополнительные;
  • за сотрудников.

Фиксированные взносы ИП за себя. Они не зависят от системы налогообложения ИП. Их платят все предприниматели, кроме ИП на НПД.

Фиксированные взносы делятся на обязательное пенсионное страхование — ОПС и обязательное медицинское страхование — ОМС.

Сумма взносов одинакова для всех, ее устанавливает государство. В 2022 году это:

  • 32 448 ₽ — взносы на ОПС;
  • 8426 ₽ — взносы на ОМС.
  • 34 445 ₽ — взносы на ОПС;
  • 8766 ₽ — взносы на ОМС.

Дополнительные страховые взносы. Их платят, если доход превысил 300 000 ₽ за год. Ставка — 1% с превышения.

Взносы за сотрудников. Если есть сотрудники, все ИП и компании платят за них страховые взносы:

  • 22% от зарплаты — взносы на ОПС;
  • 5,1% — на ОМС;
  • 2,9% — на страхование от временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);
  • от 0,2 до 8,5% — взносы от несчастных случаев, их еще называют взносами на травматизм.

У малого бизнеса из реестра МСП тариф для выплат сотрудникам сверх федерального МРОТ в месяц ниже

  • на ОПС — 10%;
  • на ВНиМ — 0%;
  • на ОМС — 5%.

Эти расходы есть на любой системе налогообложения. Дальше кратко рассмотрим особенности каждого налогового режима.

ОСН. Подходит всем бизнесам, но выгоднее всего на ней работать тем, кто планирует сотрудничать с крупными компаниями. Большинство крупных компаний работают на ОСН, и если у вас тоже ОСН, они могут получить вычет по НДС. Это имеет значение, если вы, например, собираетесь заниматься оптом и будете работать напрямую с производителями и большими розничными сетями.

На ОСН попадают все компании и ИП сразу после регистрации, если не подают заявление о переходе на спецрежим.

Компании на ОСН ведут бухучет, а ИП нет, но ИП формируют книгу учета доходов и расходов.

Некоторые компании могут получить освобождение от НДС, если за три последних месяца выручка не превысила 2 млн рублей.

Вести учет и сдавать отчетность на ОСН без бухгалтера, скорее всего, не получится. Придется платить несколько налогов и сдавать отчетность по каждому.

УСН. Подойдет малому и среднему бизнесу, но есть ряд ограничений:

  • средняя численность сотрудников — не более 130 человек;
  • доход — не больше 200 млн рублей в год;
  • остаточная стоимость основных средств — не больше 150 млн рублей;
  • у компании не должно быть филиалов.

Компании и ИП на упрощенке платят один основной налог: налог 6% с объекта «Доходы» или 15% с объекта «Доходы минус расходы».

В регионах ставка УСН может отличаться: например, в Курской области — 5%. В Московской области пониженная ставка при УСН «Доходы» не установлена, поэтому для расчета надо взять общую 6%.

ЕСХН. Подойдет только тем, кто самостоятельно выращивает, перерабатывает, продает сельхозпродукцию. Например, предприниматель выращивает и продает яблоки или делает из них сидр. Или компания ловит рыбу, обрабатывает и поставляет ее в рестораны города. Но если ИП покупает малину и делает из нее варенье, ЕСХН уже использовать нельзя, потому что он не выращивал сырье самостоятельно.

Есть два условия:

  • сельскохозяйственная деятельность должна приносить ИП или компании не меньше 70% от общего дохода;
  • количество сотрудников — не больше 300 человек.

Если бизнес не соответствует двум этим условиям одновременно, работать на ЕСХН нельзя. Например, если сельхоздеятельность составляет 80% от дохода, но в компании работает 400 человек, применять ЕСХН не получится.

Юрлица и ИП на ЕСХН платят:

  • налог 6% с разницы между доходами и расходами;
  • НДС.

Компании и ИП могут получить освобождение от уплаты НДС, если их доходы от деятельности на ЕСХН за предыдущий год не превысили:

  • в 2022 году — 70 млн рублей;
  • в 2022 году и далее — 60 млн рублей.

Патент. На патенте могут работать только предприниматели.

ИП платит фиксированную сумму за год, которую определяет государство, — стоимость патента. Эта сумма не зависит от дохода предпринимателя.

Читайте также:
О лицензировании: что это такое, описание и особенности

Чтобы работать на патенте, надо учесть ограничения:

  • подойдет определенный вид деятельности: например, ИП шьет и продает кожаные изделия, разрабатывает сайты или стрижет клиентов;
  • количество сотрудников — не более 15 человек,
  • годовой доход не должен превышать 60 млн рублей.

На патенте нет отчетности. ИП покупает патент на срок от 1 месяца до года. Все, что нужно, — это вовремя оплачивать патент и вести книгу учета доходов.

НПД. Налоговый режим для самозанятых — на нем платят минимум налогов, не платят страховые взносы. Работать на НПД можно, пока доход не достигнет 2,4 млн рублей за год, потом придется перейти на другой режим, например на УСН.

Подойдет физическим лицам — фрилансерам и ИП: например, няням, присматривающим за детьми, копирайтерам, которые пишут статьи на заказ, кондитерам, которые сами пекут торты, фотографам. То есть тем, кто сам оказывает услуги, выполняет работы или продает товары собственного производства.

Что влияет на выбор системы налогообложения

Выбор системы налогообложения зависит от масштаба бизнеса: вида деятельности, суммы дохода, количества сотрудников, контрагентов и специфики бизнеса.

Вид деятельности. Один из основных критериев выбора системы налогообложения. Например, на ОСН может работать бизнес с любым видом деятельности, а на спецрежимах — патенте и ЕСХН — можно вести только определенную деятельность. Об этом расскажем дальше. Если компания активно расширяет бизнес и планирует новые виды деятельности, то лучше сразу зарегистрировать бизнес на ОСН.

Количество сотрудников. Например, работать на УСН может бизнес, у которого в штате 130 человек, а на патенте — ИП, у которых не больше 15 сотрудников.

Контрагенты. Если большинство ваших контрагентов работают на ОСН, вам, скорее всего, будет выгодно тоже применять эту систему. Дело в вычетах по НДС — когда два партнера на ОСН, они могут сокращать налог на сумму НДС, которую заплатили друг другу. Это может быть важно, если вы работаете с оптовыми компаниями: они почти все на ОСН. Но если у вас небольшой бизнес, то можно не ориентироваться на контрагентов и выбирать ту систему, где вы заплатите меньше.

Специфика бизнеса. Если бизнес сезонный, это тоже надо учитывать при выборе системы налогообложения. Например, если ИП работает только летом и осенью, а зимой — нет, есть смысл выбрать патент, оформить его на полгода и не платить налоги за время простоя.

Пример сравнения налоговой нагрузки на разных режимах для ООО

У ООО есть три варианта системы налогообложения:

  • ОСН,
  • УСН «Доходы»,
  • УСН «Доходы минус расходы».

Например, ООО «Альфа» зарегистрирована в городе Дмитрове Московской области, продает оптом фрукты и овощи. Компания арендует магазин-склад.

ООО «Альфа» может применять как ОСНО, так и УСН: вид деятельности компании, численность сотрудников, размер выручки укладываются в рамки установленных лимитов.

Расчет налоговой нагрузки при ОСН

Налоги и взносы юрлица на ОСН:

30,2% — страховые взносы за сотрудников для выплат в пределах МРОТ;

15% — страховые взносы для сотрудников для выплат сверх МРОТ;

20% — налог на прибыль;

Для расчета страховых взносов берем федеральный МРОТ — 12 792 ₽.

Для расчета налога на прибыль доходы и расходы берем без НДС.

ООО «Альфа» на ОСН заплатит в бюджет 2 388 665 ₽, чистая прибыль — 1 403 002 ₽.

Расчет налоговой нагрузки при УСН «Доходы». На этой системе налогообложения расходы не учитываются, налог зависит только от доходов.

Налоги и взносы юрлица на УСН «Доходы»:

30,2% — страховые взносы за сотрудников для выплат в пределах МРОТ;

15% — страховые взносы для сотрудников для выплат сверх МРОТ;

6% — налог при УСН.

Так как у ООО «Альфа» есть сотрудники, компания может уменьшить налог при УСН на сумму страховых взносов за сотрудников максимум на 50%.

Для расчета налога при УСН доход берем без НДС, то есть доход будет 10 000 000 ₽, а не 12 000 000 ₽. Дело в том, что НДС бизнес добавляет как бы сверх своей цены, по которой он готов продавать товар, потому что всю сумму НДС он передает в бюджет. Поэтому если компания работает без НДС, она может позволить себе продавать товар дешевле и оставаться в плюсе.

Значит, ООО «Альфа» на УСН «Доходы» заплатит в бюджет 639 998 ₽, а чистая прибыль составит 3 151 669 ₽.

Расчет налоговой нагрузки при УСН «Доходы минус расходы»

Налоги и взносы юрлица на УСН «Доходы минус расходы»:

30,2% — страховые взносы за сотрудников для выплат в пределах МРОТ;

15% — страховые взносы для сотрудников для выплат сверх МРОТ;

15% — налог при УСН с разницы между доходами и расходами.

Получилось, что ООО «Альфа» на УСН «Доходы минус расходы» заплатит обязательных платежей в бюджет 761 498 ₽, чистая прибыль — 2 388 502 ₽.

Сравним полученные результаты в таблице:

ООО «Альфа» выгодно применять УСН «Доходы»: на этом режиме наименьшая налоговая нагрузка и наибольшая прибыль.

Для индивидуальных предпринимателей расчеты аналогичные, только нужно учесть еще страховые взносы ИП за себя — об этом рассказываем в отдельной статье.

Пошаговый алгоритм, какое налогообложение выбрать

Шаг 1. Определяем, под требования каких налоговых режимов подходит бизнес. У ОСН ограничений нет, у спецрежимов — у каждого свои.

Читайте также:
Подлинный документ: что это такое, описание и особенности

Шаг 2. Узнаем актуальные ставки налогов для региона, где будет работать бизнес. Это можно сделать на сайте налоговой.

Шаг 3. Рассчитываем налоговую нагрузку. Когда выбраны варианты налогообложения, нужно сделать предварительный расчет налоговой нагрузки и узнать про все доступные льготы, которые помогут уменьшить налоги.

Шаг 4. Сообщаем налоговой, какую систему будем применять. При регистрации нового бизнеса налоговая автоматически назначает ОСН. Например, чтобы начать работать на УСН вместо ОСН, нужно подать уведомление в налоговую по форме № 26.2-1 вместе с документами на регистрацию бизнеса. На ЕСХН — уведомление по форме № 26.1-1.

Как сочетать системы налогообложения

Если у бизнеса несколько видов деятельности и для каждого выгоден свой режим, их можно совмещать. Закон разрешает использовать не больше двух систем налогообложения.

ИП может совмещать режимы таким образом:

  • УСН + патент,
  • ОСН + патент,
  • ЕСХН + патент.

ООО совмещать налоговые режимы не может.

Предприниматели, которые совмещают два налоговых режима, должны вести учет доходов и расходов отдельно по каждому режиму. Это поможет разобраться, на какие затраты можно уменьшить налоговую базу. Если не соблюдать это правило, могут возникнуть сложности с расчетом налоговой базы на разных режимах.

Налогово право. Права и обязанности налогоплательщиков.

Налоговое право.

Налоговое право— отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, возникающие между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Налоговое право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов.

Источники налогового права в РФ.

Конституция РФ. Статья 57.

  • Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
  • Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Налоговый кодекс РФ принят в 1998 году, вступил в силу с 1 января 1999г.
Федеральные законы:

  • «Об основах налоговой системы в РФ», 1991 г.
  • «О подоходном налоге с физических лиц», 1991 г.
  • «О налоге на прибыль предприятий и организаций», 1991 г.
  • «О налоге на добавленную стоимость», 1991 г. и др.

Принципы налогообложения в РФ

(по Налоговому кодексу РФ).

  1. Принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Принцип равенства налогообложения — предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.
  3. Принцип справедливости — учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства.
  4. Принцип соразмерности, или экономической сбалансированности, — учитывается сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства.
  5. Принцип отрицания обратной силы закона — законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.
  6. Принцип однократности налогообложения — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.
  7. Принцип льготности налогообложения — налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.
  8. Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства — каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.
  9. Принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.
  10. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств.
  11. Принцип единства системы налогов и сборов.

Структура налоговых правоотношений.

Субъекты налоговых правоотношений (их участники).
  • налогоплательщики (юридические и физические лица).
  • налоговые агенты (организации — государственные налоговые инспекции и физические лица — налоговые представители).
  • Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения.
  • Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения.
  • Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы.
Объекты налоговых правоотношений:
  • недвижимое имущество;
  • движимое имущество (материальные и нематериальные объекты).
Содержание налоговых правоотношений субъективные права и субъективные обязанности их участников.

Права налогоплательщиков

(по Налоговому кодексу.)

  • Получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;
  • получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны.
Читайте также:
Патентный реестр: что это такое, описание и особенности

Обязанности налогоплательщиков (по Налоговому кодексу.)

  • Уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Обязанности налогоплательщиков по закону

«О бухгалтерском учёте», 1996 г.:

представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:

  • об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия);
  • обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);
  • об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);
  • об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней).

Обеспечение и защита прав налогоплательщиков.

В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право на обжалование:

  • ненормативных актов налоговых органов;
  • действий должностных лиц налоговых органов;
  • бездействия должностных лиц налоговых органов. Например, могут быть обжалованы следующие ненормативные
  • акты налоговых органов:
  • решения о доначислении налога и пени;
  • решения налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;
  • решения о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика;
  • решения об аресте имущества налогоплательщика;
  • акт о совершении лицом, не являющимся налогоплательщиком или налоговым агентом, нарушений законодательства о налогах и сборах; решения, принятые вышестоящими налоговыми органами по итогам рассмотрения жалоб.

Способы защиты прав налогоплательщиков.

  • Обращение к Президенту— могут быть обжалованы любые действия (бездействия) контролирующих органов в финансовой сфере. В частности, решения Федеральной службы по экономическим и налоговым поступлениям, Федеральной службы по финансовым рынкам, функционирующей под руководством Правительства.
  • Административный — обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие.
  • Судебный— право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, на него возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности, или созданы препятствия для осуществления его прав и свобод (Конституционный Суд, прокуратура).
  • Самозащита — налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц.

Из Уголовного кодекса РФ.

Предусмотрена ответственность гражданина за уклонение от уплаты налога (ст. 198) и организации за уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199).

  • Из стати 198. Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах, если подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до одного года. При этом уклонение гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 500 минимальных размеров оплаты труда.
  • Из статьи 199.Уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
  • При этом уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Налоги: их виды и функции

Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.

Определимся с понятиями

Налоговые обязательства — это платеж, взимаемый государственными органами в индивидуальном обязательном и безвозмездном порядке с юридических и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства. Ключевое понятие и виды налогов закреплены на законодательном уровне. Основной нормативный документ, регламентирующий порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, — это НК РФ .

Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.

Читайте также:
Патентная пошлина: что это такое, описание и особенности

Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.

Налоги: сущность, функции, виды

Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.

  1. Фискальная. Заключается в том, что налоговая система является основным источником доходной части государственной казны. Реализация данной функции производится за счет контроля и санкционирования. Остальные функции являются производными от фискальной, то есть направлены на ее реализацию.
  2. Распределительная. Данная функция заключается в перераспределении денежных средств между разными категориями населения. Например, органы власти взимают обязательные платежи с налогоплательщиков и направляют эти средства на поддержку малообеспеченных и незащищенных слоев населения.
  3. Регулирующая. Функция направлена на урегулирование политических и экономических вопросов государства. Иными словами государство разрабатывает такую налоговую политику, которая подразумевает не только всеобщее обложение и изъятие, но и предусматривает право воспользоваться льготами, вычетами, освобождениями и прочими привилегиями.
  4. Контрольная. Позволяет государству контролировать правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Иными словами специально созданная служба непрерывно контролирует полноту и своевременность уплаты обязательных платежей в бюджет. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения) предусмотрены штрафные санкции.

Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.

Классификация налоговых платежей

Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:

  1. Федеральные — платежи, условия и нормы налогообложения по которым утверждаются на высшем уровне — Правительством Российской Федерации. Например НДФЛ, налог на прибыль, НДС. Региональные и муниципальные власти не могут ставить дополнительные условия, нормы и порядок налогообложения по таким платежам.
  2. Региональные — обязательства, условия применения которых устанавливаются законодательными властями региона, субъекта, автономной области. Например транспортный сбор.
  3. Местные или муниципальные — это сборы, которые регулируются на уровне муниципальных образований. Например земельный сбор.

Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.

Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.

Итоги и выводы

Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.

Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).

Наибольшее благоприятствование: что это такое, описание и особенности

  • Пол:
  • Регистрация: 24.02.2019
  • Сообщений: 2451
  • Поставил(а) лайков: 4581
  • Получено лайков: 4403
  • Выплачено: 664 831 RUB

Что такое режим наибольшего благоприятствования (РНБ)?

  • Как заработать на трейдинге? Узнайте все об успешной торговле с ИнстаФорекс.
  • Нравится

    Спасибо, Ваш голос учтён

    • Пол:
    • Регистрация: 19.07.2017
    • Сообщений: 10669
    • Поставил(а) лайков: 14194
    • Получено лайков: 24729
    • Выплачено: 2 979 468 RUB

    Что такое режим наибольшего благоприятствования (РНБ)?


    Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) – правовой принцип, согласно которого любая из договаривающихся сторон обязуется предоставить продавцам товаров и поставщикам услуг такие же условия, какие в будущем могут быть предоставлены третьим странам.

    Изначально может быть не слишком понятно, однако принцип этот достаточно прост. Представим, что условные Россия и Норвегия подписывают соответствующий договор, согласно которого устанавливается режим наибольшего благоприятствования, что это означает? Это означает, для любого бизнеса, инвестиций, товаров и услуг из Норвегии при ввозе на территорию России должны предоставляться такие же условия, какие могут предоставляться другим странам. Например, представьте сейчас для всех действует условная пошлина на импорт стали в размере 20%, которую платят все импортеры (в том числе и Норвегия), но в будущем российское правительство устанавливает льготный режим для Китая, согласно которого пошлина на импорт стали устанавливается в размере 0% (только для Китая). И тут в дело вступает режим наибольшего благоприятствования и согласно подписанных ранее совместно с Норвегией актов, импортная пошлина на сталь из Норвегии тоже снижается до 0%, поскольку условия для норвежских товаров не могут быть хуже, чем условия для третьих стран. То же самое действует и для российских товаров и услуг в Норвегии.

    Как вы уже наверное поняли, режим наибольшего благоприятствования – важнейший принцип ВТО. В формулировке ВТО смысл звучит примерно следующим образом:


    Изъятия из режима наибольшего благоприятствования – своеобразные правила “режима”, которые позволяют обходить общий принцип.

    Как мы уже поняли, общий принцип – равенство для всех иностранных субъектов рынка, но таковой всегда можно обойти. В частности, ВТО предусматривает, что страны-участники могут не применять принципы РНБ, если льготы и преференции предоставляются третьим странам на базе:

    • соглашений о региональной торговле;
    • зон свободной торговли;
    • таможенных союзов.

    Также развитым странам разрешается предоставлять не равные условия друг другу, а также предоставлять льготные условия для приграничной торговли. Все это рассматривается как изъятия из РНБ. Если вернуться к нашему примеру, то вроде как Россия должна предоставлять Норвегии такие же условия, как и другим, но из-за того, что есть “Таможенный союз“, нормы для членов данного союза не обязательно будут распространяться для Норвегии.


    Ключевая цель существования данного принципа довольно проста и понятна – упрощение и уравнивание условий в международной торговле. Однако, если вникать немного глубже, то применение РНБ сулит следующие плюсы:

    • страны уверены, что условия для бизнеса будут одинаковы;
    • снижается уровень конкурентных преимуществ для третьих стран на иностранных рынках;
    • все субъекты работают в равных условиях.

    Понятное дело, что по большей части договора об РНБ являются обоюдными, поскольку брать на себя обязательства без встречных требований – бред, а потому условная Россия, предоставляя РНБ Норвегии, понимает, что такой же принцип будет применяться и на территории Норвегии по отношению к российским товарам.

    • Зарабатывайте дома с ИнстаФорекс.
    • Нравится

      Спасибо, Ваш голос учтён

      Комментарий

      • Пол:
      • Регистрация: 13.09.2015
      • Сообщений: 4569
      • Поставил(а) лайков: 3341
      • Получено лайков: 4818
      • Выплачено: 797 822 RUB

      Что такое режим наибольшего благоприятствования (РНБ)?

      Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) – привилегированное экономическое положение какой-либо страны по сравнению с другими, выраженное в наилучших торговых условиях, предоставляемых ее торговым партнером. В частности, страна в режиме наибольшего благоприятствования получает самые низкие тарифы, наименьшие торговые барьеры и самые высокие импортные квоты. Статус режима наибольшего благоприятствования закрепляется в соглашении двух стран о свободной торговле.

      Преимущества РНБ:

      Режим наибольшего благоприятствования критически важен для малых и развивающихся стран по следующим причинам:
      1. Более широкий доступ к рынку.
      2. Снижение стоимости экспорта, поскольку максимально уменьшаются торговые барьеры.
      3. Растёт конкурентоспособность и появляется больше возможностей для роста.
      Для промышленно-развитых стран РНБ:
      1. Способствует росту компаний для удовлетворения увеличившегося спроса. Эффект масштаба позволяет увеличить экспорт и ускорить экономический рост.
      2. Уменьшаются бюрократические препоны, как следствие того, что отпадает необходимость расчёта разных тарифов и таможенных пошлин, поскольку все они одинаковы.
      3. Снижаются негативные последствия торгового протекционизма.

      Недостатки РНБ:

      1. Негативной стороной статуса РНБ является обязательство страны предоставлять такие же торговые льготы другому участнику соглашения. Это означает, что теряется возможность защитить промышленность своей страны от более дешевых товаров, производимых другой страной, при этом некоторые отрасли исчезают, потому что они просто не могут конкурировать.
      2. Некоторые страны субсидируют отечественную промышленность, что позволяет субсидируемым компаниям экспортировать продукцию по предельно низким ценам, такая недобросовестная практика приводит к прекращению деятельности аналогичных компаний в стране торгового партнера. После устранения конкурентов субсидирование сокращается, что приводит к росту цен – отсутствие конкуренции на рынке, в связи с образовавшейся монополией, позволяет монополистам самим устанавливать цены.

      В настоящее время между 164 странами членами ВТО существует режим наибольшего благоприятствования. Между США и Китаем режим наибольшего благоприятствования установлен в 2001 году. Американские компании рассчитывали значительно увеличить продажи благодаря потребительскому рынку крупнейшей по населению страны мира. Ожидалось, что по мере роста ВВП Китая будут расти и его потребительские расходы, но, несмотря на дружеское начало 21 века, две страны с тех пор оказались в тисках непрекращающегося торгового спора. Ссылаясь на несправедливую торговую практику, в том числе интеллектуальную кражу, администрация президента США Дональда Трампа начала повышать тарифы на импорт из Китая в 2018 году. Вскоре и Китай поднял тарифы в ответ. В течение 2018 и 2019 годов с обеих сторон последовали новые раунды повышения тарифов. В январе 2022 года США и Китай подписали торговое соглашение «Фаза 1», со ссылкой на многочисленные структурные реформы торговли Китая. В рамках соглашения Китай обязался дополнительно закупить американские товары на 200 миллиардов долларов сверх уровня 2017 года в четырех секторах: промышленные товары, услуги, сельскохозяйственная продукция и энергетика. В свою очередь США снизили тарифы с 15% до 7,5%.

      Содержание основополагающих принципов ВТО

      Рубрика: Юриспруденция

      Дата публикации: 15.12.2016 2016-12-15

      Статья просмотрена: 1670 раз

      Библиографическое описание:

      Иванова, Э. Ю. Содержание основополагающих принципов ВТО / Э. Ю. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 650-653. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36740/ (дата обращения: 21.12.2021).

      В статье раскрываются основополагающие принципы Всемирной торговой организации: принцип наибольшего благоприятствования и принцип предоставления национального режима. Рассмотрены случаи исключений из данных принципов и особенности их применения в Российской Федерации.

      Ключевые слова: торговля, тарифы, Всемирная торговая организация, принцип наибольшего благоприятствования, национальный режим, обязательства, товары, услуги, пошлина, международная торговля

      Идеи и обязательства, заложенные в правоположениях Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-47), получили свое развитие и конкретизацию в принятых и вступивших в силу уже в системе ВТО соглашениях в области торговли товарами. Основные принципы, принятые в ГАТТ-47, в настоящее время являются общими принципами ВТО и находят соответствующее отражение в правоположениях всех соглашений ВТО.

      Согласно статье 1 ГАТТ [1] — 1947 «…любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначенного в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон». Таким образом, одним из базовых начал регулирования рассматриваемой категории отношений в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) является принцип наибольшего благоприятствования, который, с одной стороны, обеспечивает равенство правовых режимов, предоставляемых любым третьим странам, с другой, направлен на предотвращение дискриминации в пользу одного либо нескольких государств.

      Помимо того, в международной практике особенности режима наибольшего благоприятствования находят свое текстуальное закрепление в ст. II ГАТС [2]. В рамках данного документа рассматриваемый принцип сформулирован следующим образом: «Каждый член ВТО немедленно и безусловно предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны». При этом из указанного правила возможны исключения, т. е. член ВТО может ввести какую-либо меру, не отвечающую принципу наибольшего благоприятствования, только в том случае, если что такая мера внесена в перечень изъятий и отвечает условиям приложения к ГАТС по изъятиям из статьи II Генерального соглашения по торговле услугами. При этом особо отмечается, что приведенные выше положения не могут быть истолкованы как препятствующие любому члену ВТО давать или предоставлять преимущества в отношении сопредельных стран в целях облегчения в пределах приграничных территорий обмена услугами, которые и производятся и потребляются в рамках таких территорий.

      В соответствии с положениями ГАТС, принцип наибольшего благоприятствования относится к ряду общих обязательств, распространяющихся на всех членов ВТО. Однако данное обязательство имеет особый характер, так как «составление и предоставление Перечня изъятий из режима наибольшего благоприятствования в ВТО делает данное обязательство специфическим, зависящим от воли конкретной страны применительно к конкретному сектору (подсектору) услуг и виду поставки услуг» [3].

      Руководствуясь положениями теоретических исследований ГАТС и контекстом самого Соглашения, доступ к рынку и национальный режим рассматриваются как специфические обязательства, а другие обязательства (включая принцип наибольшего благоприятствования) — как общие обязательства и меры регулирования. Исходя из особого характера режима наибольшего благоприятствования, по ГАТС, предлагается рассматривать принцип наибольшего благоприятствования (изъятия из него) как специфическое обязательство, влияющее на фактическое понимание конкретными членами ВТО объема принятых обязательств, а также на правовые последствия их применения.

      Таким образом, данный принцип вытекает из действующих двусторонних торговых договоров между государствами, а также из последующих решений принятых в рамках ВТО. В системе ВТО принцип наибольшего благоприятствования распространяется в безусловной форме на экспортные, импортные, транзитные операции, платежи по экспортным (импортным) операциям, таможенные пошлины, любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, на иные формальности с ними связанные.

      Так, по мнению Е. С. Третьяковой, данный принцип ВТО предусматривает не только юридическое, но и фактическое равенство и носит безусловный характер: члены ВТО не вправе обусловливать предоставление данного режима получением встречных уступок на основании принципа взаимности. При этом режим наибольшего благоприятствования распространяется на все уступки (пошлины, налоги, сборы, правила лицензирования и сертификации, требования различных норм и т. д.) и все товары [5]. Однако возможны и исключения из рассматриваемого принципа, что обусловлено возможностью участия государств в региональных интеграционных образованиях, предусматривающих особые условия для своих участников.

      Изъятия из режима наибольшего благоприятствованияв торговле товарами правила ВТО разрешают странам-участницам региональных экономических группировок не распространять на другие страны на основе РНБ льготы и преимущества, которые они предоставляют друг другу на основе соглашений о региональной торговле и создавать зоны свободной торговли и таможенные союзы (статья XXIV ГАТТ-1994). Решение о дифференцированном и более благоприятном режиме в пользу развивающихся стран, принятое в рамках ГАТТ в 1979 году, разрешает развитым странам предоставлять невзаимные преференции друг другу. Преференциальные ставки пошлин рассматриваются как изъятия из РНБ. Кроме того, в рамках ВТО разрешается устанавливать облегченный режим в приграничной торговле сопредельных стран, рассматривая это как изъятие из РНБ (ГАТТ, статья XXIV.12). Примерно такие же исключения из РНБ действуют и в международной торговле услугами. ГАТС разрешает в статье II делать изъятия из РНБ в пользу отдельных видов услуг или поставщиков услуг при условии, что такое изъятие будет сделано в ходе переговоров о либерализации международной торговли услугами и будет зафиксировано в перечне обязательств страны-члена ВТО.

      Исключения из принципа наибольшего благоприятствования были специально оговорены в ГАТТ. Вот эти принципиальные исключения:

      – преференциальные (в широком смысле) условия, зарегистрированные в ГАТТ (позднее в ВТО) и существующие для членов ГАТТ, с «замороженным уровнем» преференциальности. Сюда могут относиться, к примеру, особые преференциальные условия между бывшими колониями и метрополиями;

      – таможенные союзы и зоны свободной торговли (Таможенный союз Казахстана, Россиии и Беларуси, Центральноазиатский рынок, Центральноамериканский общий рынок, НАФТА, СНГ, Европейская ассоциация свободной торговли, ЕврАзЭС и др.). Исключения при этом допускаются только для объединений между развивающимися странами для объединений иных стран при условии строгих критериев, а именно: пошлины и иные торговые барьеры относительно (в основном) всей торговли между странами объединения должны быть устранены, а пошлины и другие установления, влияющие на торговлю стран — членов объединения со странами, не входящими в данное объединение, не должны быть более ограничительны, нежели те, которые существовали до образования данного объединения стран;

      – продукты, происходящие из развивающихся стран (включая преференциальные тарифы на основе «Общей системы преференций»; преференциальные нетарифные барьеры; региональные глобальные договоренности между развивающимися странами; специальные преференции для наименее развитых стран).

      Льготный режим для развивающихся стран первоначально в рамках ГАТТ породил проблему так называемых «free riders» («бесплатных пассажиров»). Развивающиеся страны пользуются всеми преимуществами, предоставляемыми в ГАТТ, не будучи формально его участницами и не принимая на себя всех обязательств в рамках ГАТТ. Согласно правилам ВТО для развивающихся стран могут устанавливаться переходные периоды для принятия этими странами новых обязательств, но в конечном итоге имеется в виду выполнение ими тех же обязательств, которые несут и развитые страны. Льготы могут сохраняться, особенно для наименее развитых стран, но при одобрении большинством голосов стран-членов ВТО и на ограниченные сроки.

      Следует отметить, кроме того, что условия Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) не вполне укладываются в режим наибольшего благоприятствования, изначально рассчитанный на действие лишь в торговле товарами.

      От содержания принципа наибольшего благоприятствования и соответствующего режима следует отличать национальный режим. Принцип национального режима в отношении внешней торговли услугами закреплен в ст. XVII ГАТС, где указывается, что в определенных секторах, на оговоренных условиях и требованиях каждый член ВТО предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена ВТО в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг, режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет аналогичным отечественным услугам или поставщикам услуг.

      С точки зрения Н. М. Удаловой, формально такой же или формально отличный режим считается менее благоприятным, если он меняет условия конкуренции в пользу услуг или поставщиков услуг этого члена ВТО, по сравнению с аналогичными услугами или поставщиками услуг любого другого члена ВТО [4].

      На территории России принцип национального режима находит свое закрепление в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. К числу таких федеральных законов, например, относится Гражданский кодекс РФ, который в ст. 2 закрепляет норму, в соответствии с которой правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

      Помимо того, в федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» раскрывается смысл понятия «национальный режим»: он представляет собой режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным российским исполнителям услуг и оказываемым ими на территории Российской Федерации услугам. При этом режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории Российской Федерации услуг по сравнению с аналогичными иностранными исполнителями услуг или оказываемыми способами, указанными в п. 2,4,6и 8 ч. 1 ст. 33Федерального закона от 8 дек. 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Таким образом, справедливо отмечает Н. М. Удалова, действие данной статьи распространяется не на все способы внешней торговли в РФ.

      По ее мнению, под нее подпадают следующие способы внешней торговли услугами: с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации; на территории иностранного государства российскому заказчику услуг; иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации; иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации [4].

      В предоставлении национального режима допустимы следующие исключения: допускается государственная поддержка производства продукции, приобретаемой для нужд государства; предусматриваются выплаты субсидий исключительно внутренним производителям; за развивающими странами остается право предоставления субсидий в зависимости от использования продукции внутреннего производства.

      Принцип наибольшего благоприятствования, относящийся к нетарифному регулированию внешнеторговой деятельности, используется и с целью обеспечения экономической безопасности и в большей степени соответствует интересам внутреннего рынка, относительно национального режима, так как позволяет в том числе добиваться адекватного реагирования на изменения международного рынка товаров и услуг.

      Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования) (most favored nation)

      190. Этот принцип юридически означает обязательство государства предоставлять государству-партнеру, обычно на основе взаимности, режим наибольшего благоприятствования, т.е. все льготные (наиболее благоприятные) условия, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны.

      Принцип наибольшего благоприятствования и основывающийся на этом принципе режим наибольшего благоприятствования представляет собой главный, центральный принцип международного экономического права, зарекомендовавший себя на протяжении веков в качестве эффективного правового метода либерализации межгосударственных торговых отношений первоначально на двусторонней основе, а затем – по мере укоренения и применения между все большим числом государств – формально или фактически и на многосторонней основе.

      Этот принцип пронизывает собой и все почти торговые взаимоотношения государств в системе ГАТТ/ВТО, не случайно будучи записанным в первой же статье ГАТТ.

      191. Исторически в практике международных отношений оговорка (клаузула) о наибольшем благоприятствовании использовалась в двух различных подходах:

      во-первых, безусловная форма, без оговорок о предоставлении каких-либо возмещений, компенсаций, эквивалентности. Нормальным “возмещением” получаемых сторонами выгод является при этом взаимность предоставления друг другу самого режима наибольшего благоприятствования. Именно такая трактовка получила наиболее широкое распространение и применение на практике;

      во-вторых, “условная” форма наибольшего благоприятствования, в свое время исповедовавшаяся США, используемая ими и доныне. Условная форма означает, что сторона, которая предположительно меньше выиграет от получения в другой стороне режима наибольшего благоприятствования, имеет право на получение от этой другой стороны некоего возмещения.

      Это – концепция так называемой “эффективной взаимности”. Характерным примером из жизни может служить Торговое соглашение между СССР и США 1972 г., включавшее в себя клаузулу о наибольшем благоприятствовании. Конгресс США не допустил вступления Соглашения в силу, увязав наибольшее благоприятствование с требованием оплаты, в частности, военных поставок СССР по ленд-лизу.

      Более того, использовались и неэкономического характера условия. Конгрессом США была принята под воздействием сионистского лобби так называемая поправка Джексона-Вэника, в силу которой СССР, практиковавший в то время запреты на эмиграцию своего населения, преимущественно еврейского, лишался на этом основании возможности использования режима наибольшего благоприятствования в США.

      Аналогичные, по политическим мотивам, препятствия чинились в США, к примеру, и в отношении Китая. В дальнейшем, однако, под воздействием американских деловых кругов, заинтересованных в развитии торговли и с СССР (Россией), и с Китаем, Конгресс США ежегодно, на временной основе, но в течение многих лет разрешал применение США режима наибольшего благоприятствования в отношении этих стран.

      192. Учитывая длительность применения в жизни принципа наибольшего благоприятствования еще с XVIII в. и, в частности, универсализм его использования к нашему времени, особенно в рамках ГАТТ, можно встретиться с трактовкой принципа наибольшего благоприятствования в качестве общепризнанного, когентного, по крайней мере, в отношении таможенно-тарифного обложения товаров. С этим, однако, нельзя согласиться.

      Во-первых, не все страны входят в систему ГАТТ/ВТО. Во-вторых, даже в системе ГАТТ/ВТО из этого принципа делаются многочисленные изъятия как по отдельным товарам, так и по услугам, изъятия, представляющие собой плод договорного уторговывания, компромиссов и уступок, что не позволяет говорить как раз о “стандартности”, общеприменимости, когентности принципа.

      В-третьих, и понимание принципа как безусловного, не требующего от страны-партнера “эффективной взаимности”, еще не вполне общепринято. Именно использование на практике по экономическим и политическим причинам по существу “эффективной взаимности”, как ничто иное наглядно демонстрирует, сколь далек еще принцип наибольшего благоприятствования от понимания его в качестве общепризнанного, когентного как по предмету регулируемых им отношений, так и по универсальности применения в общемировом масштабе.

      193. В итоге принцип наибольшего благоприятствования и формально, и реально сохраняет свой договорный, конвенционный характер. В этом смысле показательно и то, что Комиссия международного права ООН, долгие годы пытавшаяся согласовать документ, который содержал бы в себе общеприемлемое толкование и понимание условий, включаемых в режим наибольшего благоприятствования, так и не смогла добиться успеха.

      Одним из положительных, но не очень впечатляющих результатов ее работы можно считать примерный перечень областей (предметов регулирования), которые могут подпадать под режим наибольшего благоприятствования.

      Это – таможенные пошлины, таможенная обработка (очистка) товаров, налоги и сборы;

      нетарифные меры регулирования торговли, область валютно-финансовых отношений, правовое положение (статус) иностранных физических и юридических лиц, транспортный режим (грузов, судов и иных транспортных средств), транзит;

      режим защиты интеллектуальной собственности, вопросы отправления правосудия, отдельные элементы режима дипломатических, консульских и иных представительных служб, визовый режим и другие сферы экономического, промышленного, коммуникационного сотрудничества.

      По сути, перечень этот содержит то, что на практике давно уже включалось в оговорку о наибольшем благоприятствовании и продолжает включаться, но только по взаимному согласованию.

      Остается неизменным понимание, согласно которому набор приведенных (и, разумеется, иных по желанию сторон) областей сотрудничества, на которые распространяется оговорка о наибольшем благоприятствовании, полностью остается на усмотрение договаривающихся государств.

      194. Практически общепринятыми, но тем не менее почти неукоснительно обычно включаемыми в договоры исключениями из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании являются:

      – льготы, предоставляемые государствами-контрагентами по основаниям преференциального характера, в связи с участием в ассоциациях свободной торговли, в таможенных и экономических союзах и интеграционных объединениях; в рамках преференциальных систем для развивающихся стран; для стран, не имеющих выхода к морю, и т.п.;

      – льготы, предоставляемые (в силу так называемой “соседской” оговорки в клаузуле о наибольшем благоприятствовании) для соседних государств или их территорий.

      Вполне обычными являются и исключения из применения наибольшего благоприятствования, например:

      – льготы, предоставляемые по портовым и т.п. сборам в отношении судов, осуществляющих каботажные (т.е. между портами одного и того же государства) перевозки;

      – изъятия из льгот по основаниям защиты “общественного порядка” (ordre publique) и т.п.

      195. Каждое из государств-сторон, согласовавших между собой применение друг для друга на основе взаимности режима наибольшего благоприятствования, становится в соответствующих случаях и бенефициантом (предоставляющим льготы), и бенефициарием (получающим льготы).

      При предоставлении же режима наибольшего благоприятствования в одностороннем порядке только одна, предоставляющая страна является бенефициаром, а другая, принимающая, – бенефициарием.

      В любом случае предоставление режима наибольшего благоприятствования страной, понимаемой в качестве бенефицианта, само по себе не означает предоставление фактически каких-либо реальных льгот и преимуществ другой стране – предполагаемому “бенефициарию”, но только – право на такие льготы.

      Теоретически таких льгот может и не последовать вообще, если вообразить себе, что страна-“бенефициант” практически не предоставила раньше и не предоставит впоследствии тех или иных льгот и преимуществ какой-либо третьей стране или странам. Таким образом, льготы на основе принципа наибольшего благоприятствования в чистом виде носят абстрактный характер.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: