Нарушение законодательства об экспортном контроле

Статья 14.20 КоАП РФ. Нарушение законодательства об экспортном контроле

1. Осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарии к ст. 14.20 КОАП РФ

1. Комментируемой статьей установлена административная ответственность за нарушения законодательства об экспортном контроле в Российской Федерации, осуществляемом исходя из задач создания условий для интеграции экономики России в мировую экономику и приоритета интересов безопасности государства, в целях защиты интересов России и реализации требований международных договоров РФ в области нераспространения оружия массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое), токсинное оружие), средств его доставки (ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения), а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения.

Предусмотренные комментируемой статьей административные правонарушения посягают на интересы Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности, безопасность государства, а также международный режим нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки.

2. Права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности в области экспортного контроля установлены Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ “Об экспортном контроле” (с изм. и доп.). Согласно ст. 7 названного Закона одним из основных методов осуществления экспортного контроля является установление разрешительного порядка осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, включая лицензирование.

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий, подпадающих под экспортный контроль, утверждаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. В настоящее время действуют: Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий; Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях; Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется; Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий; Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, и др.

3. В соответствии со ст. 19 Федерального закона “Об экспортном контроле” лицензированию подлежат внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающие передачу их иностранному лицу. Лицензии на совершение таких операций выдаются Федеральной службой по техническому и экспертному контролю, которая ведет федеральную базу данных по указанным лицензиям. Предусмотрен также порядок выдачи в определенных случаях разрешения на вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий без лицензии межведомственным координационным органом по экспортному контролю – Комиссией по экспортному контролю РФ (см. Указ Президента РФ от 29 января 2001 г. N 96 с изм. и доп.). Лицензия или разрешение могут использоваться их законными владельцами для совершения той внешнеэкономической операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на осуществление которой такая лицензия или разрешение были выданы.

4. Решение о выдаче лицензии или разрешения принимаются по результатам проведения государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, которая проводится межведомственными экспертными советами, образуемыми при Федеральной службе по техническому и экспертному контролю по соответствующим направлениям науки, техники и технологии (Правила проведения государственной экспертизы утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2001 г. N 294 (с изм. и доп.)).

Наличие в представляемых на экспертизу документах недостоверной, искаженной или неполной информации является основанием для отказа в выдаче лицензии или разрешения и привлечения заявителя к административной ответственности.

5. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образуют осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения.

Читайте также:
Нужно ли платить налог на собственный трактор?

В случаях если такие действия сопряжены с незаконным перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, административная ответственность наступает в соответствии со ст. ст. 16.1, 16.3 и 16.19 Кодекса (см. комментарии к перечисленным статьям).

6. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут являться российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель – участник внешнеэкономической деятельности, их работники – должностные лица или граждане, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности.

7. Обязанность учета российскими участниками внешнеэкономической деятельности для целей экспортного контроля внешнеэкономических сделок с объектами, перечисленными в ч. 2 данной статьи, установлена ст. 23 Федерального закона “Об экспортном контроле”. Порядок и формы учета внешнеэкономических сделок определяются Минэкономразвития России.

Несоблюдение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок, а равно нарушение сроков хранения относящихся к таким сделкам документов (3 года) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи. Субъектами такого административного правонарушения могут являться должностные лица, в обязанности которых входит обеспечение учета сделок и хранение документов, а также российские юридические лица – участники внешнеэкономической деятельности.

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов экспортного контроля (ст. 23.9). См. подп. 11 п. 9 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 комментируемой статьи, может быть передано судье в случае, если должностное лицо органа экспортного контроля придет к выводу о необходимости применения административного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также по ч. 1 – органов, уполномоченных в области правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (п. 74 ч. 2 ст. 28.3), и федерального органа, уполномоченного в области безопасности РФ, его территориальных органов (п. 56 ч. 2 ст. 28.3).

9. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, влечет уголовную ответственность (ст. 189 УК РФ). При этом привлечение виновного физического лица к уголовной ответственности не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. комментарий к ст. 2.1).

Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле

1. Осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий к ст. 14.20 КоАП

1. Объект правонарушения – отношения органов государственной власти РФ и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля.

Экспортный контроль – это комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Читайте также:
Посредническая деятельность. Что для нее нужно?

Права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности в области экспортного контроля установлены Федеральным законом от 18 июля 1999 г. 183-ФЗ “Об экспортном контроле” (далее – Закон).

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий:

осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (ч. 1 комментируемой статьи);

осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией) (ч. 1 комментируемой статьи);

осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 КоАП РФ (ч. 1 комментируемой статьи);

несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов (ч. 2 комментируемой статьи).

Согласно ст. 19 Закона внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники) иностранному лицу, подлежат лицензированию.

На экспорт отдельных видов контролируемых товаров в иностранные государства, придерживающиеся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, могут выдаваться генеральные лицензии, то есть лицензии с указанием количества товаров без определения конкретного покупателя. Перечень иностранных государств и виды контролируемых товаров, на экспорт которых разрешается выдача генеральных лицензий, устанавливаются Правительством РФ.

Генеральная лицензия может выдаваться только российскому юридическому лицу, создавшему внутрифирменную программу экспортного контроля и получившему в установленном порядке свидетельство о государственной аккредитации.

В соответствии со ст. 22 Закона лицензии или разрешения выдаются соответствующим государственным органом на основании письменных заявлений российских лиц, совершающих указанные операции.

Лицензия или разрешение могут устанавливать дополнительные условия осуществления внешнеэкономических операций, а также требования к товарам, информации, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, являющимся объектами таких операций.

Лицензия или разрешение могут использоваться их законным владельцем только для совершения той внешнеэкономической операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на осуществление которой такие лицензия или разрешение были выданы.

3. Субъекты данного правонарушения – российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель – участник внешнеэкономической деятельности, их работники – должностные лица или граждане, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

5. В целях обеспечения соблюдения законодательства РФ в области экспортного контроля при наличии оснований полагать, что указанное законодательство не соблюдается или соблюдается не в полной мере, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля вправе назначать или проводить в пределах своей компетенции проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Инструкция по организации и проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждена Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 31 января 2006 г. N 36.

При проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности должностные лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля имеют право:

требовать безвозмездного предоставления любых документов (в том числе банковских и таможенных) и информации, необходимых для выполнения указанными должностными лицами своих функций, и знакомиться с такими документами и информацией;

получать от лиц, финансово-хозяйственная деятельность которых проверяется, справки, объяснения в письменной и устной формах;

получать документы, которые могут свидетельствовать о нарушении законодательства РФ в области экспортного контроля;

Читайте также:
Теократическая монархия: что это такое, описание и особенности

составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

вносить предписания, обязывающие лица, финансово-хозяйственная деятельность которых проверяется, устранить выявленные нарушения, а также устанавливать сроки устранения таких нарушений;

осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.

Действия должностных лиц специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности не должны причинять неправомерный ущерб лицам, финансово-хозяйственная деятельность которых проверяется.

Полученная в ходе таких проверок информация является конфиденциальной.

Судебная практика по статье 14.20 КоАП

общество с ограниченной ответственностью “Альянс Экспорт” (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 28.01.2016 N ЭК/2015/06/10-10 Управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Сибирскому федеральному округу (далее – управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 278 620 рублей.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

от 26 июня 2019 г. N 127

Во исполнение пункта 43 плана мероприятий (“дорожной карты”) по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 – 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р, и Порядка организации работ по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России, утвержденного приказом ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136 “Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России”, П Р И К А З Ы В А Ю:

Утвердить прилагаемый Обзор правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля за 2018 год.

Федеральной службы по техническому

и экспортному контролю

к приказу ФСТЭК России

от 26 июня 2019 г. N 127

ОБЗОР

правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля за 2018 год

Настоящий обзор подготовлен во исполнение пункта 43 плана мероприятий (“дорожной карты”) по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 – 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р, приказа ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136 “Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России” и содержит результаты обобщения и анализа реализации в 2018 году правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России по вопросам соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, полномочия на осуществление которой закреплены в Положении о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденном Указом Президента Российской Федерации 16 августа 2004 г. N 1085.

Основной целью контроля являлась проверка выполнения российскими участниками ВЭД обязательных требований, установленных Федеральным законом “Об экспортном контроле”, указами Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, а также постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими порядок контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении отдельных категорий товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается ФСТЭК России при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, утвержден приказом ФСТЭК России от 14 октября 2016 г. N 146.

По состоянию на 1 апреля 2019 г. количество российских участников ВЭД, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (далее – товары и технологии, подлежащие экспортному контролю), или осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), составляет более 3200.

При обобщении и анализе правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля учитывались результаты контроля, проведенного в отношении российских участников ВЭД, осуществляющих экспортные и импортные операции с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, а также в отношении российских высших учебных заведений, осуществляющих обучение иностранных граждан по специальностям, связанным с возможной передачей технических данных, относящихся к технологиям, подлежащим экспортному контролю.

Читайте также:
Технико-криминалистические средства: что это такое, описание и особенности

В 2018 году проверки соблюдения российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля проводились ФСТЭК России только в отношении юридических лиц-участников ВЭД. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую деятельность, объектами проверок не являлись.

В ходе подготовки предложений в проект плана проведения контроля ФСТЭК России проверок российских участников ВЭД по вопросам соблюдения требований экспортного контроля на 2018 год и его доработки по результатам рассмотрения в органах прокуратуры фактов несоблюдения установленного порядка и сроков проведения проверок не отмечено. Проблемных вопросов при подготовке предложений в проект плана контроля не возникало.

При планировании проверок учитывалась информация, полученная в ходе осуществляемого на регулярной основе взаимодействия с ФТС России и правоохранительными органами. В рамках реализации риск-ориентированного подхода к проведению проверок в проект плана контроля включались в первую очередь субъекты проверки, в отношении которых по результатам предварительного анализа были выявлены риски несоблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля. Предпочтение отдавалось выездной форме проверки, что позволило, наряду с выявлением нарушений, обеспечить оказание субъектам проверки методической помощи в соблюдении обязательных требований.

При этом всеми территориальными органами ФСТЭК России реализован принцип “комплексности” – одновременного проведения в подконтрольных субъектах уполномоченными должностными лицами ФСТЭК России всех видов контроля.

Исчисление сроков проведения проверок осуществлялось в зависимости от объема осуществляемой субъектом проверки внешнеэкономической деятельности с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, при этом затруднений в исчислении сроков и нарушений в их соблюдении не имеется.

Все проверки проведены в соответствии с требованиями Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. Нарушений прав юридических лиц при организации и проведении проверок не допущено.

В 2018 году в рамках федерального государственного контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства в области экспортного контроля проведено 43 плановых выездных, 4 плановые документарные и 1 внеплановая выездная проверки. В общей сложности проведенными 48 проверками было охвачено 1,5% подконтрольных субъектов проверок.

По результатам проведенных проверок у 28 российских участников ВЭД (58,3% из числа проверенных) выявлены нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля. Общее количество выявленных нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации, составило 31. По 4 нарушениям требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, подпадающим под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были возбуждены дела об административных правонарушениях, все они рассмотрены территориальными органами ФСТЭК России, в суды материалы не направлялись. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в двух случаях на российских участников ВЭД наложены административные штрафы, в двух случаях принято решение о прекращении дел об административных правонарушениях. В 11 случаях в отношении выявленных правонарушений дела об административных правонарушениях не возбуждались в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Пять выявленных нарушений было устранено в ходе проводимых проверок. По двум нарушениям материалы были направлены в правоохранительные органы (по подведомственности) для принятия решений. По остальным выявленным нарушениям выданы предписания об устранении допущенных нарушений, которые были исполнены субъектами проверок в установленные сроки.

Типичными нарушениями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, являются:

непроведение идентификации контролируемых товаров и технологий (в соответствии со статьей 24 Федерального закона “Об экспортном контроле” является обязанностью российского участника ВЭД) – выявлено 17 нарушений;

нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) для целей экспортного контроля – выявлено 11 нарушений;

осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со статьями 6 и 20 Федерального закона “Об экспортном контроле” распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений – выявлено 2 нарушения.

Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом “Об экспортном контроле” полученная в ходе проверок информация является информацией ограниченного доступа и используется исключительно в целях экспортного контроля. В этой связи конкретные примеры нарушений обязательных требований российскими участниками ВЭД не могут быть приведены.

Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, о порядке (процедурах, сроках) проведения контрольных мероприятий, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, проверяющих должностных лиц ФСТЭК России, порядке обжалования результатов проверок ФСТЭК России проводилось в ходе семинаров, рабочих встреч (совещаний), при консультировании, информировании об изменениях в законодательстве Российской Федерации в области экспортного контроля, направлении приказов на проведение проверок и в ходе проведения проверок. В целях организации работ по профилактике правонарушений в области экспортного контроля разработана и утверждена приказом ФСТЭК России от 19 февраля 2018 г. N 31 Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках федерального государственного контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, на 2018 год. В рамках указанной Программы профилактики сотрудники ФСТЭК России и ее территориальных органов в 2018 году приняли участие в 36 семинарах и 16 консультационно-методических занятиях, организованных для российских участников внешнеэкономической деятельности, в рамках которых до них была доведена информация о произошедших изменениях в законодательстве Российской Федерации в области экспортного контроля, обращено внимание на наиболее часто встречающиеся нарушения в этой сфере, а также даны разъяснения по представляющим интерес вопросам. Общее количество присутствовавших на этих семинарах и занятиях представителей российских участников ВЭД составило более 900 человек. По отдельным вопросам соблюдения законодательства в области экспортного контроля, в том числе связанным с проведением проверок, только территориальными органами ФСТЭК России проведено более 1000 консультаций для российских участников ВЭД.

Читайте также:
Толкование договора: что это такое, описание и особенности

Проведенная работа по контролю за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля показывает, что должностные лица организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в целом информированы по указанным вопросам. Вместе с тем отдельными руководителями таких организаций при осуществлении этой деятельности недостаточное внимание уделяется предварительной проработке вопросов заключения внешнеэкономических сделок, а также созданию внутренних программ экспортного контроля.

Вопросов применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе вопросов недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований, не выявлено.

Устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не выявлено.

Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой возможно привлечение виновного лица, в целом затруднений не вызывает.

внести изменения в часть 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие возможность дифференциации наказания за совершенное правонарушение в зависимости от тяжести последствий его совершения и наличия смягчающих обстоятельств;

внести изменения в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле с одного до двух лет (аналогичный срок предусмотрен за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле);

внести изменения в часть 2 статьи 23.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях от имени органов экспортного контроля начальниками структурных подразделений ФСТЭК России и начальниками структурных подразделений территориальных органов ФСТЭК России.

Других предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе проведенного анализа правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России по вопросам соблюдения российскими участниками ВЭД требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, не имеется.

Подводные камни американских санкций для российского бизнеса

Условный экспорт

Не весь экспорт включает физическое перемещение товаров, информации или технологии из страны. Если информация или технология раскрывается иностранному гражданину в пределах США, это считается «условным» экспортом, осуществляемым в соответствии с правилами экспорта. Компании военно-космической и оборонной промышленности, электроники, программного обеспечения, энергетики, телекоммуникаций часто попадают под действие правил условного экспорта.

Бюро промышленности и безопасности (BIS) ведет список юридических лиц, содержащий названия иностранных компаний и лиц, подпадающих под действие лицензионных требований на экспорт товара. Организации в этом списке несут повышенный риск владения материалами или информацией, связанной с получением оружия массового поражения. Согласно правилам экспортного контроля (EAR), список регулярно обновляется. Условный экспорт может происходить по телефону, имейлу, во время осмотра объекта или на встрече с коллегами.

Компании обязаны получить лицензию в Бюро промышленности и безопасности для осуществления условного экспорта при передаче технологии иностранному гражданину, находящемуся в США, и при передаче экспортной лицензии в отношении родной страны иностранного гражданина. Американские компании, в которых граждане РФ используют криптографию или программное обеспечение, должны руководствоваться правилами условного экспорта. Правила экспортного контроля предусматривают наказание за несоблюдение положений условного экспорта. В 2020 году Бюро промышленности и безопасности инициировало 77 дел за предполагаемые нарушения условного экспорта.

Читайте также:
Судебный поединок: что это такое, описание и особенности

Иностранные граждане с видом на жительство, граждане США и лица со статусом «защищаемое лицо» могут освободиться от необходимости их соблюдения. Опытный юрист по торговому праву США поможет определить соблюдение вышеупомянутых требований.

Граждане особых категорий и запрещенные лица (specially designated nationals, SDN)

Список организаций и частных лиц, на которые распространяются санкции в соответствии с законами США, постоянно обновляется. Его ведет Управление по контролю над иностранными активами Министерства финансов США (OFAC).

У субъектов из этого списка заблокированы активы, а гражданам США запрещено принимать участие в транзакциях с этими лицами. Согласно патриотическому акту незаконно предоставлять любую «финансовую поддержку» террористическим организациям из списка SDN. Компании могут быть наказаны, даже если они фрахтуют судно в случае транспортировки товара в заблокированную страну или из нее.

При нынешней политической ситуации участились проверки российских физических лиц со стороны американских властей. Даже случайное сотрудничество с гражданами из списка особых категорий приводит к блокировке правительством операций в американских банках.

Список SDN, составленный Управлением по контролю над иностранными активами, отличается от рассмотренного выше Списка юридических лиц в связи с условным экспортом, публикуемым Бюро промышленности и безопасности. Поэтому субъекты предпринимательской деятельности должны консультироваться с квалифицированным специалистом.

Экспорт товаров двойного назначения

Согласно Правилам экспортного контроля товары «двойного назначения» могут применяться в гражданских и военных целях. Исключение делается для товаров военного применения.

Есть менее очевидные технологии двойного назначения, такие как системы HVAC (отопление, вентиляция и кондиционирование) или лабораторное оборудование. Игрушки, произведенные по инновационным технологиям, также могут попасть в группу товаров двойного назначения! Процессор PlayStation2 похож по технологии на систему наведения ракет, и требует специальных разрешений Министерства торговли Японии.

Экспорт предметов двойного назначения регулирует Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США. Компаниям, занимающимся подобным экспортом, понадобится получение лицензии.

Товарами двойного назначения считаются компьютеры и искусственный интеллект; химические вещества, биологические организмы и токсины; информационная безопасность и шифрование; сенсоры и лазеры; навигация; морские суда; ракетная техника; летательные аппараты.

Запчасти, программное обеспечение и соответствующие материалы считаются товарами двойного назначения и подпадают под лицензирование. Экспорт в контексте нераспространения ядерного оружия, ракетных технологий, химического или биологического оружия будет требовать лицензирования. Тип лицензии обусловлен технической характеристикой экспортируемых позиций, целевым назначением товара и деятельностью получателя. Бюро промышленности и безопасности может ввести обязательства, которые необходимо выполнить до отправки товара.

Одно из крупнейших направлений работы Бюро промышленности и безопасности — это выявление компаний, не соблюдающих требования экспорта товаров двойного назначения. К таким компаниям применяются крупные штрафы. Если вы работаете с подобными товарами и технологиями, рекомендуем проконсультироваться с юристом.

Всеобъемлющий контроль США над соблюдением правил торговли для российских субъектов хоздеятельности

Компании, стремящиеся вести свой бизнес в США, должны ориентироваться в американских требованиях сферы торговли. Учреждения США заинтересованы в российском бизнесе, занятом в разработке программного обеспечения, нефтегазовой области, полезных ископаемых и финансовом секторе. Юридическая фирма Рейдел (Reidel Law Firm) консультирует российских клиентов во избежание нарушений торгового законодательства США. Обратитесь за помощью в юрфирму Рейдел (Reidel Law Firm) через официальный сайт.

Статья 14.20 КОАП РФ. Нарушение законодательства об экспортном контроле

1. Осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Читайте также:
Солидарная ответственность: что это такое, описание и особенности

Комментарии к ст. 14.20 КОАП РФ

Комментируемая ст. 14.20 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства об экспортном контроле.

Объектом правонарушений в данном конкретном случае выступают общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и проводимого в соответствии с действующим законодательством контроля экспортных операций. Согласно Федеральному закону от 18.07.1999 N 183-ФЗ “Об экспортном контроле” (далее – Закон N 183-ФЗ) объектом рассматриваемого правонарушения могут выступать принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

Объективная сторона предусмотренного ст. 14.20 КоАП РФ правонарушения заключается в несоблюдении установленных Законом N 183-ФЗ правил и требований. Так, ст. 30 Закона N 183-ФЗ устанавливает, что нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля является:

осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со ст. ст. 6 и 20 Закона N 183-ФЗ распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений;

получение лицензий или разрешений на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со ст. ст. 6 и 20 Закона N 183-ФЗ распространяется экспортный контроль, посредством предоставления поддельных документов или содержащих недостоверные сведения документов;

нарушение требований и условий лицензий или разрешений на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со ст. ст. 6 и 20 Закона N 183-ФЗ распространяется экспортный контроль;

неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;

создание препятствий для выполнения должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, своих функций;

необоснованный отказ в предоставлении информации, запрашиваемой федеральными органами законодательной и исполнительной власти для целей экспортного контроля, ее умышленные искажение или сокрытие;

нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) для целей экспортного контроля.

Объективная сторона ч. 1 ст. 14.20 КоАП РФ выражается в осуществлении внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 16.1, 16.3, 16.19 КоАП РФ.

Объективная сторона ч. 2 ст. 14.20 КоАП РФ выражается в несоблюдении установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов. При этом она может быть выражена как в форме действий, так и бездействия, поскольку нормами комментируемой статьи она определяется как несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок, а равно нарушение условий хранения учетных документов.

Учет внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля заключается в документировании сведений о необходимых для идентификации контролируемых товаров и технологий особенностях (свойствах) товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся предметом внешнеэкономических сделок, об иностранных лицах, участвующих в этих сделках, и о лицах, в интересах которых они совершаются (если имеются такие сведения). Документы, содержащие сведения, на основании которых осуществляется учет внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, должны храниться в течение трех лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством РФ (п. 3, п. 4 ст. 23 Закона N 183-ФЗ).

Субъектом данного правонарушения выступают субъекты, участвующие во внешнеэкономической деятельности, причем перечень таких субъектов является достаточно широким и включает в себя граждан, должностных и юридических лиц. Тем самым, с одной стороны, закон не ограничивает возможности участия во внешнеэкономической деятельности различных категорий субъектов, с другой стороны, отнесение граждан к числу субъектов ответственности по настоящей статье свидетельствует о том, что они могут участвовать во внешнеэкономической деятельности. Поскольку данный вид деятельности выступает в качестве предпринимательской, то закономерно в данном случае говорить о мерах ответственности индивидуальных предпринимателей, т.е. граждан, которым в силу действующего законодательства предоставлено право осуществления предпринимательской деятельности. Однако в отношении предписаний ч. 2 круг субъектов сужается, он исключает из их числа граждан, определяя ответственность лишь в отношении должностных и юридических лиц.

Читайте также:
Таможенное право: что это такое, описание и особенности

Субъективная сторона рассматриваемого деяния в большинстве случаев характеризуется умышленной формой вины, хотя не исключает в отдельных случаях совершение нарушения по неосторожности. Практика деятельности уполномоченных органов государственной власти и их должностных лиц свидетельствует о том, что предусмотренные комментируемой статьей деяния совершаются умышленно.

Штраф за нарушение законодательства об экспортном контроле

Штраф за нарушение законодательства об экспортном контроле является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается частью 2 статьей 14.20. КОАП РФ, которой предусмотрен как размер штрафа, так и список лиц, которые могут быть привлечены за указанное административное правонарушение.

Не пропустите сроки возврата – иначе будет поздно. Лучше уточните информацию у специалиста.

  1. Размер штрафа
  2. Важно знать!
  3. Исключение ответственности за нарушение законодательства о рекламе
  4. Невменяемость
  5. Крайняя необходимость
  6. Малозначительность
  7. что такое Малозначительность
  8. Что смягчает ответственность
  9. Что отягчает ответственность

Размер штрафа

Вернуть товар можно почти всегда!

Главное знать порядок действий и правильно пользоваться законом.

Получите информацию бесплатно у юристов через чат (справа внизу ↘️)

Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле
2. Несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов —
наказание: влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Важно знать!

    лицо подлежит административной ответственности за нарушение законодательства об экспортном контроле Штраф за нарушение законодательства об экспортном контроле могут назначить лицу, которое достигло к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет | ст. 2.3 КОАП РФ.

При этом лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних

Исключение ответственности за нарушение законодательства о рекламе

Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения правонарушения находилось в состоянии невменяемости | ст. 2.8 КОАП РФ:

    то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими; вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Крайняя необходимость

Вернуть товар можно почти всегда!

Главное знать порядок действий и правильно пользоваться законом.

Получите информацию бесплатно у юристов через чат (справа внизу ↘️)

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам | ст. 2.8 КОАП РФ:

    для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Малозначительность

Помощь профессионального юриста значительно повышает вероятность положительного исхода дела

Также, лицо может быть освобождено от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности деяния | ст. 2.9 КОАП РФ.
Освободить имеют право:

    судья; орган; должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении.

что такое Малозначительность

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям | ст. 2.9 КОАП РФ.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

К ним, в частности, относятся следующие административные правонарушения:

    управление тс в состоянии опьянения | ст. 12.8 КОАП РФ; отказ от прохождения медицинского освидетельствования | ст. 12.26 КОАП РФ.
    личность; имущественное положение; добровольное устранение последствий; возмещение причиненного ущерба.

Что смягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение законодательства об экспортном контроле, могут признать смягчающими следующие обстоятельства | ст. 4.2 КОАП РФ:

    раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения; добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; предотвращение вредных последствий административного правонарушения; добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка; Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.
Читайте также:
Собственность супруга: что это такое, описание и особенности

Что отягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут признать следующие обстоятельства отягчающими | ст. 4.3 КОАП РФ:

Нарушение законодательства об экспортном контроле

Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле

1. Осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, –

(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Комментарий к статье 14.20

1. В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. К внешнеэкономической деятельности по смыслу вышеназванного Федерального закона относится внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Согласно Федеральному закону «Об экспортном контроле» под контролируемыми товарами и технологиями понимаются сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержден Указом Президента РФ от 8 августа 2001 г. N 1005.

2. Внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, подлежат лицензированию. На экспорт отдельных видов контролируемых товаров в иностранные государства, придерживающиеся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, могут выдаваться генеральные лицензии, т.е. лицензии с указанием количества товаров без определения конкретного покупателя. Перечень иностранных государств и виды контролируемых товаров, на экспорт которых разрешается выдача генеральных лицензий, устанавливаются Правительством РФ.

Генеральная лицензия может выдаваться только российскому юридическому лицу, создавшему внутрифирменную программу экспортного контроля и получившему в установленном порядке свидетельство о государственной аккредитации, предусмотренное ст. 16 Федерального закона «Об экспортном контроле».

3. По смыслу вышеназванного Федерального закона к российским участникам внешнеэкономической деятельности (российским лицам) относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное местонахождение на ее территории, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное местожительство на территории РФ, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Читайте также:
Можно ли создать бизнес, не регистрируясь?

В качестве иностранных лиц рассматриваются юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное местожительство.

4. Вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий без передачи их иностранному лицу, в частности для демонстрации на выставках или в целях использования для собственных нужд, может осуществляться без лицензий при условии, что такие товары и технологии будут оставаться под непосредственным контролем российского лица, осуществляющего их вывоз из Российской Федерации, и будут возвращены в Российскую Федерацию в установленные сроки.

Решение о вывозе из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий без лицензий принимается межведомственным координационным органом по экспортному контролю в порядке, определенном Правительством РФ.

5. Согласно ст. 23 Федерального закона «Об экспортном контроле» российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны вести учет внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля. Документы, относящиеся к внешнеэкономическим сделкам с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, должны храниться в течение трех лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством РФ.

К законодательству об экспортном контроле относятся также подзаконные акты, принятые в соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле».

Порядок экспорта из Российской Федерации и импорта в Российскую Федерацию ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, включенных в Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 202, установлен Положением об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 973 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 612).

Указанным Постановлением Правительства РФ утверждены Перечень ядерных материалов, оборудования и специальных неядерных материалов, на экспорт которых не требуются заверения страны-получателя, а также Правила направления информации об экспорте и импорте ядерных товаров и технологий.

Случаи ввоза (вывоза) ядерных товаров и технологий, при которых не требуется оформление лицензий Минэкономразвития России, установлены приложением 2 к Положению об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий.

6. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» данный Федеральный закон не применяется при лицензировании внешнеэкономических операций.

Порядок лицензирования внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями определен ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», а также ст. 16, 19 — 22 Федерального закона «Об экспортном контроле».

7. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 990, Минэкономразвития России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

8. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, квалифицируются как преступление (ст. 189 УК).

9. Документы, представляемые при перемещении товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, через таможенную границу РФ, устанавливаются таможенными правилами. Представление документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, в указанном случае квалифицируется по ст. 16.1 КоАП. Нарушение требований (условий, ограничений) таможенного режима при проведении операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, пользование либо распоряжение указанными товарами и технологиями не в соответствии с таможенным режимом, под который они помещены, квалифицируются по ч. 1 ст. 16.19 КоАП (см. комментарий к названным статьям).

10. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Минэкономразвития России и его территориальных органов — согласно ч. 2 ст. 23.9 КоАП (см. комментарий к указанной статье).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: