Национальная безопасность: что это такое, описание и особенности

Конституционное право

Понятие «национальная безопасность»

Термин «национальная безопасность» впервые в нашей стране был употреблен в Федеральном законе от 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», а его трактовка прозвучала в Послании Президента России Федеральному Собранию 1996 г. «О национальной безопасности» следующим образом:

Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства.

Фактически это определение идентично тому, которое содержится в Законе РФ от 1992 г. «О безопасности».

При определении понятия «национальная безопасность» следует учитывать, во-первых, многонациональный состав населения России, во-вторых, необходимость обеспечения безопасного существования и развития Российского государства в целом. Поэтому в Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.), формулируется следующее понятие национальной безопасности Российской Федерации: безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. При этом подчеркивание названных качеств российского народа связывает национальную безопасность с государством.

В понятии «национальная безопасность» слово « национальная » понимается как относящееся к тому или иному государству, независимо от того, сколько и каких наций и народностей в нем проживает. Другими словами, национальная безопасность отождествляется с безопасностью государственно организованного общества, следовательно, безопасность любого социального субъекта входит в содержание национальной безопасности.

Характеристика безопасности, как уже отмечалось, раскрывается через категорию «состояния защищенности жизненно важных ценностей» личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Таким образом, объектами безопасности выступают личность, общество и государство. Безопасность каждого из них предполагает выявление, устранение угроз их существованию и развитию, противодействие источникам таких угроз.

Безопасность государства включает в себя также укрепление экономического, политического, научно-технического, оборонного и т.п. потенциала и целенаправленную деятельность по обеспечению поступательного развития государства; безопасность общества в широком смысле тождественна безопасности страны, а в узком значении — безопасности гражданского общества и его институтов. Правоохранительный аспект безопасности общества предусматривает устранение угроз, с которыми сталкивается общество в целом и его отдельные субъекты (группы населения, индивиды): безопасность личности подразумевает как защиту конкретного человека, гражданина от противоправных насильственных посягательств, так и защиту неопределенного круга лиц от таких посягательств, а также от угроз природного и техногенного характера.

Система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства содержится в упомянутой Концепции национальной безопасности. В ней также сформулированы важнейшие направления государственной политики в этой области.

1. Концепция характеризует Россию как часть мирового сообщества, определяет ее место в деле укрепления экономических и политических позиций значительного числа государств, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. В перспективе отмечаются более широкая интеграция России в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера.

2. Концепция содержит определение национальных интересов России, которые представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в самых разных областях: экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. Именно эти интересы определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Интересы общества состоят в укреплении демократии и ее институтов, в создании правового и социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыблемости основ конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка.

3. Концепция формулирует широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности, подчеркивая, что объяснение причин их существования следует искать в состоянии экономики страны, несовершенстве системы организации государственной власти и гражданского общества, в его социально-политической поляризации и криминализации общественных отношений, росте организованной преступности и коррупции, увеличении масштабов терроризма, обострении межнациональных и осложнении международных отношений.

Что касается такой важной сферы, как экономика, угрозы национальной безопасности имеют здесь комплексный характер и обусловлены сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной и инновационной активности и научно- технического потенциала (сокращением исследований на стратегически важных направлениях науки, оттоком за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности), что в итоге может привести к утрате Россией передовых позиций в мире, усилением внешней технологической зависимости и как результат подрывом обороноспособности страны. Тенденции к преобладанию в экспорте топливно-сырьевой и энергетической составляющих давно вызывают опасения специалистов. Они наряду с другими негативными процессами в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, что, в свою очередь, ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России, к социальной дифференциации общества, что угрожает федеративному устройству и социально- экономическому укладу России.

Как известно, соблюдение верховенства Конституции РФ, федеральных правовых норм над нормами субъектов Федерации является одним из принципов конституционного строя. Размывание единого правового пространства вследствие несоблюдения этих принципов, просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в военной и правоохранительной областях, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социально-духовной сфере способствуют росту преступности и коррупции. Борьба с этими негативными проявлениями имеет не только правовой, но и политический характер, поскольку сращивание отдельных элементов исполнительной и законодательной властей с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и т.д. представляют серьезную угрозу национальной безопасности. В Концепции особо подчеркивается, что масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. При этом степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство увеличивается за счет многих факторов, в числе которых: отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров и др.

Читайте также:
Присяжные заседатели: что это такое, описание и особенности

4. В Концепции определены основные задачи в области обеспечения национальной безопасности. Важнейшими среди них являются: своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности России; реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации этих угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, безопасности ее пограничного пространства; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства России, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями и т.д.

5. В Концепции также определены основные направления обеспечения национальной безопасности в экономической, политической, социально-духовной, экологической, информационной и военной областях. Осуществление конституционного принципа полновластия народа требует согласованного взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти, единства судебной системы. Особое внимание в Концепции уделяется основным направлениям защиты конституционного строя:

  1. обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов РФ;
  2. разработка правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;
  3. выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;
  4. совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.

Подходы к трактовке понятия «национальная безопасность»

Рубрика: Политология

Дата публикации: 08.06.2020 2020-06-08

Статья просмотрена: 903 раза

Библиографическое описание:

Медведев, М. В. Подходы к трактовке понятия «национальная безопасность» / М. В. Медведев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 517-520. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71316/ (дата обращения: 21.12.2021).

В статье рассматриваются различные подходы к трактовке понятия национальная безопасность. С позиции национальных интересов можно выделить два основных подхода к трактовке политики национальной безопасности — реалистический и идеалистический. Первый исходит из понимания политики национальной безопасности как средства для создания благоприятных условий (как внутренних, так и внешних) для развития государства. Идеалистическая трактовка предполагает акцент на реализации прав человека и гражданина, пусть даже в ущерб национальному суверенитету. По мнению автора, именно реализм в наибольшей степени соответствует сложившейся ситуации в области международных отношений и обладает наибольшим эвристическим потенциалом в отношении объяснения поведения основных участников. Расширение поле безопасности и включение новых угроз наряду с традиционными не отменяет ведущей роли именно силовых ресурсов при разрешении конфликтов. В этой связи не теряет своей актуальности теория баланса угроз С.Уолта. Суть данной теории состоит в том, что государства увеличивают ресурсы для минимизации своей уязвимости, но при этом вступают в союзы, когда они примерно сопоставимы по своим силовым характеристикам.

Ключевые слова: национальная безопасность, суверенитет, безопасность, национальные интересы.

The article discusses various approaches to the interpretation of the concept of national security. From the standpoint of national interests, two main approaches to the interpretation of national security policy can be distinguished — realistic and idealistic. The first proceeds from an understanding of national security policy as a means to create favorable conditions (both internal and external) for the development of the state. An idealistic interpretation implies an emphasis on the realization of human and civil rights, even to the detriment of national sovereignty. According to the author, it is realism that most closely matches the current situation in the field of international relations and has the greatest heuristic potential with respect to explaining the behavior of the main participants.

The expansion of the security field and the inclusion of new threats along with the traditional ones do not cancel the leading role of precisely power resources in resolving conflicts. In this regard, the theory of the balance of threats of S. Walt does not lose its relevance. The essence of this theory is that states increase resources to minimize their vulnerability, but at the same time enter into alliances when they are approximately comparable in their strength characteristics.

Keywords: national security, sovereignty, security, national interests.

Национальная безопасность — одно из базовых понятий в современном мире. Важность его обусловлена колоссальной значимостью для полноценной жизнедеятельности личности и общества. Текущая ситуация еще более обостряет проблему безопасности как отдельных стран, регионов, так и цивилизации в целом, поскольку значительное число современных вызовов носят глобальный характер. В этой связи интерес ученых различных областей предметного знания к осмыслению проблем безопасности в целом и национальной безопасности в частности продолжает сохраняться, несмотря на обилие публикаций по этой теме.

Несмотря на то, что человечество сталкивалось с угрозой безопасности постоянно, сам термин «национальная безопасность» появился сравнительно недавно. В 1904 Т. Рузвельт употребил термин «национальная безопасность» впервые в своем послании к конгрессу США. В этом послании говорилось о необходимости присоединения к США Панамского канала. Такие действия обосновывались с точки зрения обеспечения национальной безопасности США. Несмотря на то, что с XVIII в. США реализовывали такого рода «проекты», термин впервые появился только в ХХ веке. А уже в конце Второй мировой войны именно правительство США инициировало принятие ряда нормативных правовых актов о национальной безопасности [1, С. 12]. В законе США от 26 июля 1947 г. «О национальной безопасности» была заложена трактовка национальной безопасности как «интеграция вопросов внутренней, внешней и военной политики в интересах взвешенного подхода к проблемам использования различных военных и невоенных средств» [2, С. 2].

Читайте также:
Определение суда: что это такое, описание и особенности

В отечественной научной традиции нет единого понимания рассматриваемого понятия. В Финансовом словаре дано краткое, размытое определение термина «национальная безопасность» как безопасности многонационального народа РФ как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ.

В словаре И. И. Санражевского «национальная безопасность» понимается как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям, гарантирующие возможность стабильного прогресса общества, позволяющие обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие, оборону и безопасность государства.

В политологическом словаре национальная безопасность определяется как «совокупность внутренних и внешних условий, выполнение которых обеспечивает стабильное политическое, социально-экономическое и духовно-культурное развитие общества, независимость, защиту суверенитета и территориальной целостности государства» [3, С. 6].

Развернутое определение национальной безопасности дано в экономическом словаре. В данном случае она рассматривается как «совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей» [4].

Легальное определение понятия «национальная безопасность» содержится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. В данном документе под данным явлением понимается «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации» [5]. Элементами национальной безопасности являются «государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасности, безопасность личности» [5].

Тем не менее, в научных источниках сложились разные трактовки данного феномена. Так, О.Арин рассматривает национальную безопасность как «политику, направленную на защиту и реализацию национальных интересов страны. Эта политика может принимать разнообразные формы и средства: экономические, дипломатические, военные и т. д». [6, С. 391]. Таким образом, ключевым при анализе национальной безопасности является определение национальных интересов и нации.

Выдвижение на первый план понятия нации подчеркивает, что именно безопасность нации, а именно общества и каждой личности, приоритетнее безопасности государства [7]. Вместе с тем ряд авторов полагают, что использование термина национальный не имеет соответствующих коннотаций. Так, В. Д. Зорькин указывает, что национальная безопасность как система взглядов отражает не интересы какой-либо нации в смысле этноса (коренного, титульного, составляющего большинство), а единство интересов граждан и общества в рамках конкретного суверенного государства, т. е. интересы народа (многонационального народа), интегрированного в государственное сообщество на основе права [8, С. 87].

С позиции национальных интересов можно выделить два основных подхода к трактовке политики национальной безопасности — реалистские и идеалистический. Первый исходит из понимания политики национальной безопасности как средства для создания благоприятных условий (как внутренних, так и внешних) для развития государства. Идеалистическая трактовка предполагает акцент на реализации прав человека и гражданина, пусть даже в ущерб национальному суверенитету. Представляется ясным, что реалисты считают именно силу основным инструментом реализации политики национальной безопасности.

В качестве силы могут рассматриваться не только военные, но и экономические, территориальные (природные), идеологические ресурсы. Современные авторы добавили еще такие составляющие силы как национальную волю и стратегические цели [9, С. 125].

Политика национальной безопасности предназначена для защиты и реализации национальных интересов страны, а «сила — не что иное, как способность этого достигнуть, ибо «не одно государство не может отдавать приказы другим, если оно не располагает средствами принуждения их к послушанию» [10].

Предметное поле национальной безопасности в последние годы расширилось. Наряду с проблемами военной безопасности, добавились вопросы мягкой силы и экономического давления. Это обстоятельство нашло отражение в ряде документов Российской Федерации в области обеспечения безопасности, в частности, в Военной доктрине [10].

Важно отметить, что расширение поле безопасности и включение новых угроз наряду с традиционными не отменяет ведущей роли именно силовых ресурсов при разрешении конфликтов. В этой связи не теряет своей актуальности теория баланса угроз С.Уолта. Суть данной теории состоит в том, что государства увеличивают ресурсы для минимизации своей уязвимости, но при этом вступают в союзы, когда они примерно сопоставимы по своим силовым характеристикам.

Также стоит отметить, что представители неомарксизма видят экономический фактор в качестве триггера международных отношений. В данном случае стоит упомянуть теорию И. Валлерстайна о центре и периферии и перманентном антагонизме между ними. Соответственно, любой конфликт проистекает из этого глобального противоречия между странами т. н. «золотого миллиарда» и бедными, развивающимися странами. Тем не менее, в основе конфликта лежат все те же национальные интересы. Поэтому следует согласиться с мнением О.Арина, считающего, что предварительным этапом к разработке национальной безопасности является осознание и определение национальных интересов [6, С. 391].

По мнению автора, именно реализм в наибольшей степени соответствует сложившейся ситуации в области международных отношений и обладает наибольшим эвристическим потенциалом в отношении объяснения поведения основных участников. Примером может послужить ситуация с Россией. После распада СССР политическая элита наивно полагала, что наступила эра партнерских взаимоотношений с западными странами. Тем не менее, практика показала, что противоречия оказались не сняты, а приобрели новые черты. Обладая большой территорией, богатыми природными ресурсами, Россия по-прежнему является привлекательной для развитых стран как источник сырья, но с другой, — потенциальный соперник, обладающий ядерным оружием. Не имея возможности вступить в прямое противоборство, США активно использует информационные технологии для оказания влияния на общественные настроения, что вынуждает корректировать в этом аспекте и стратегию национальной безопасности. Поэтому с 2000-х гг. возникла необходимость обновления парадигмы национальной безопасности Российской Федерации с учетом нового понимания ее системы стратегических приоритетов и соответственно сложившихся национально-государственных интересов.

Читайте также:
Обещание дарения: что это такое, описание и особенности

Обеспечение национальной безопасности включает ряд направлений, в том числе: прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз; создание и поддержка в готовности сил национальной обороны; создание необходимых социально-экономических условий для повышения качества жизни граждан; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ и др.

Важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности являются усиление государства в качестве гаранта реализации прав и законных интересов граждан. Реализация данного направления подразумевает, прежде всего, повышения эффективности функционирования правоохранительных органов контрольно-надзорных органов.

Обеспечение национальной безопасности в области национальной обороны реализуется посредством проведения политики стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов.

Обеспечение национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан, в том числе в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов [11]. Необходимо признать, что именно данное направление в нашей стране реализуется хуже всего. Российская Федерации по уровню ВВП на душу населения относится к развивающимся странам, высок уровень бедности, низка продолжительность жизни. Взаимосвязанным аспектом в данном случае выступает обеспечение национальной безопасности в экономической сфере. Отток капитала, оффшоризация российских компаний с целью скрыть их истинных владельцев, сращивание государства и крупного капитала при низком инфорсменте, сырьевая ориентация экономики существенно снижают национальную безопасность страны в экономической сфере.

Итак, мы рассмотрели понятие национальной безопасности и основные направления деятельности по ее обеспечению. Данные меры направлены на укрепление не только внешней, но внутренней безопасности и позволяют создать условия для полноценного функционирования государства и общества и их развития.

Национальная безопасность России и пути ее укрепления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Национальная безопасность – это состояние защищенности государства от неблагоприятного воздействия сил как внешней, так и внутренней среды.

Теоретические основы национальной безопасности государства

На данный момент в центре внимания большинства цивилизованных стран мира находятся проблемы национальной безопасности. Это связано с тем, что глобальная среда сегодня содержит в себе большое количество угроз и вызовов самого разнообразного характера.

Представители современной науки рассматривают национальную безопасность как комплексную категорию, которая представляет собой защищенность от внешних и внутренних угроз жизненно важных интересов государства, общества и личности в различных сферах жизнедеятельности, что обеспечивает устойчивое развитие страны. Основными являются следующие элементы структуры национальной безопасности:

  • государственная безопасность – означает защищенность государства;
  • общественная безопасность – означает защищенность личности и общества;
  • техногенная безопасность – означает защищенность от угроз техногенного характера;
  • экологическая безопасность – означает защищенность от угроз стихийных бедствий и неблагоприятного воздействия на окружающую среду;
  • экономическая безопасность – означает защищенность хозяйствующих субъектов;
  • энергетическая безопасность – означает защищенность от угроз дефицита энергетических ресурсов;
  • информационная безопасность – означает защищенность информации, ее конфиденциальность и полноту.

Главной задачей политики национальной безопасности государства является обеспечение высокого уровня защищенности национальных интересов, за счет которого создаются надлежащие условия для устойчивого развития личности, общества и государства. Под угрозой национальной безопасности понимают возможность нанесения ущерба (отрицательно влияющего изменения) отдельным гражданам (их правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни) и государству в целом (его суверенитету, территориальной целостности, устойчивому развитию, обороне, безопасности).

Готовые работы на аналогичную тему

Современное состояние национальной безопасности России

Текущий уровень национальной безопасности Российской Федерации и пути ее укрепления установлены таким документом стратегического планирования, как Стратегия национальной безопасности, которая была утверждена Президентским Указом (№683 от 31 декабря 2015 г.). В ней отмечается, что в последнее время возросла нестабильность мировой экономики, а США и их союзники противодействуют проведению Россией самостоятельной политики (как внутри страны, так и за ее пределами).

Однако общественно-политическая и экономическая системы России под воздействием этих факторов смогли не только сохранить, но и укрепить свой потенциал. Он должен помочь преодолеть то давление (в политической, военной, информационной, экономической сферах), которое оказывается сейчас на нашу страну в рамках политики сдерживания России.

В настоящее время основными составляющими обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются следующие части, которые перечислены в зависимости от уровня их значимости для нашей страны:

  1. защита государственного строя – 18%;
  2. обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета – 18%;
  3. обеспечение политической и экономической независимости нации – 17%;
  4. защита общественного строя – 11%;
  5. борьба с преступностью – 8%;
  6. обеспечение техногенной безопасности – 8%;
  7. обеспечение здоровья нации – 7%;
  8. защита от угроз стихийных бедствий – 7%;
  9. охрана общественного порядка – 6%.

Вплоть до настоящего момента угрозы национальной безопасности России предотвращались и минимизировались за счет того, что укреплялось внутреннее единство российского общества, повышалась обороноспособность страны, устранялись структурные дисбалансы в национальной экономике. Внешняя политика выстраивалась на принципах открытости, рациональности и прагматичности, что, например, предусматривало исключение участия в новой гонке вооружений.

Основные пути укрепления национальной безопасности России

Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России становятся более опасными, возрастает вероятность их осуществления, увеличивается число их потенциальных источников. В этих условиях от высших органов государственной власти Российской Федерации требуется своевременное и грамотное принятие мер, направленных на укрепление национальной безопасности страны.

Читайте также:
О лицензировании: что это такое, описание и особенности

Исследователи в области безопасности отмечают, что наше общество и государство пребывают в таком сложном и специфическом историческом периоде, что проблема обеспечения национальных интересов и безопасности России приобретает особое значение. Поэтому они предлагают следующие пути ее укрепления, которые должны быть зафиксированы в Стратегии национальной безопасности и, соответственно, получить силу прямого действия:

  • сформулировать в отношении каждой угрозы национальной безопасности меры противодействия путем определения процессов, подпроцессов, матрицы ответственности, сроков и ожидаемых результатов на каждом этапе;
  • создать действенную систему контроля за реализацией положений Стратегии с особым акцентом на ответственности, сроках и реализации запланированных мероприятий на каждом пройденном этапе;
  • ввести регулярную практику сравнения потерь с полученными результатами, делая акцент на достижении целей и результативности действий;
  • установить обязанность государственных служащих отчитываться за реализацию положений Стратегии и утвердить систему оценки их эффективности;
  • инициировать и поддерживать желание граждан Российской Федерации следовать интересам страны путем понимания значимости полезных для страны действий.

Таким образом, эти и ряд других мер благоприятным образом скажутся на достижении стратегической цели нашей страны – обеспечении национальной безопасности.

Права человека и национальная безопасность

Учебное пособие предлагает исследование проблем теории прав человека и обеспечения национальной безопасности. В нем раскрываются теоретические вопросы, анализ российского законодательства и отдельные практические аспекты системы обеспечения национальной безопасности. Цель учебного пособия состоит в предоставлении комплексного анализа действующего законодательства в области конституционно-правового обеспечения национальной безопасности. Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» и студентов направления «Юриспруденция», а также для лиц, самостоятельно изучающих вопросы теории национальной безопасности.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Система обозначения национальной безопасности

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Права человека и национальная безопасность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Система обозначения национальной безопасности

1.1. Понятие национальной безопасности и виды безопасности

Национальная безопасность — это состояние защищенности страны, которое обеспечивает потенциал развития страны в исторической перспективе, стабильность и благополучие общества. На национальную безопасность влияют геополитическая обстановка, политика, социально-экономические реалии, идеологические установки и ценностные ориентиры. Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов и ценностей от различного рода угроз.

На формирование дефиниции «национальная безопасность» влияет, по мнению некоторых исследователей, выбор типа безопасности: «гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений и катаклизмов; реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять им» [1] . Однако первой подход нет никакого смысла обсуждать в силу того, что такое положение принципиально недостижимо.

Наличие опасности — это естественный элемент жизни, центральный фактор эволюции. Весьма рискованно строить концепции в сфере безопасности на ложных посылах. Таким образом, опасность необходимо рассматривать как непременный, обязательный компонент безопасности [2] . Именно его наличие позволяет отражать имеющиеся опасности, предвидеть угрозы, описывать систему отношений между явлениями, процессами, людьми, социальными общностями, для которых в ходе их взаимодействия возникают различные опасности [3] . Поэтому второй подход является более продуктивным. Как справедливо на этот счет отмечает известный исследователь философского аспекта безопасности Н. Н. Рыбалкин, понимание безопасности как состояния защищенности в настоящее время получило наибольшее распространение и принято в качестве концептуального основания проводимых теоретических изысканий [4] .

В теории термин «безопасность» используется в конструкциях «национальная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность», что порождает неопределенность в силу возникновения предположения об их синонимичности. При этом они являются разнопорядковыми категориями. «Термин «национальная безопасность» фактически является «калькой» с английского термина «national security», который в принципе может переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов» [5] . Исторически анализ показывает, что в СССР применялось понятие государственной безопасности. Имея идеологическую направленность, функционально оно было связано с защитой коммунистической идеологии и советского строя.

В период перестройки стали появляться новые тенденции к пониманию безопасности государства, которое, кроме укрепления государственной власти, надлежит поддерживать конституционные общественные отношения, экономическое могущество, законность, территориальную целостность, нерушимость границ [6] . В постперестроечный период наблюдается переход к использованию термина «национальная безопасность» и, по мнению исследователей, «институционально охватывает более широкий спектр общественных отношений, объединяя все виды безопасности» [7] . Как справедливо отмечается исследователями [8] , «характерной чертой последнего десятилетия в исследовании проблем безопасности стало то, что в российской научной литературе понятие «национальная безопасность» фактически вытеснило понятие «государственная безопасность» [9] . Впоследствии сам термин «государственная безопасность» попал «в опалу» [10] , что привело к возникновению сложностей не только теоретического, но и практического плана.

Учеными отмечается, что «с начала 80-х гг. из юридических словарей и энциклопедий понятие «государственная безопасность» исчезает. В то же время не ставилось цели полного отказа от этой правовой категории, несомненно, важной для жизнеобеспечения личности, общества и государства» [11] . Хотя, по сути, еще до 1992 г. понятие «государственная безопасность» использовалось и отражало обеспечение политических, экономических, военных и иных интересов [12] .

Впервые понятие национальной безопасности употребил президент США Теодор Рузвельт в 1904 году в послании к Конгрессу. Тогда интересами национальной безопасности глава государства обосновал присоединение зоны Панамского канала к территории США [13] . Первоначально данный термин был более тесно связан с военной безопасностью и основан на концепции «одна нация — одна страна» [14] . Под термином «нация» понимается устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе территориального единства общности и языка, особенности культуры, экономической и социальной жизни людей. Это означает, что буквально термин «национальный» означает «в интересах одной общности людей». Такой подход трудно сочетается с государством, характеризующимся многонациональным и многоконфессиональным народом, объединенным единой духовной культурой.

По этой причине ряд исследователей критикуют понятие «национальная безопасность» применительно к многонациональному государству. Так, например, В. Г. Вишняков указывает, что «для законодательства понятие «национальный» слишком туманно и малопродуктивно. Оно пригодно больше для политических дискуссий с их общими и эмоциональными рассуждениями о «нациях», «национальностях», «национальных интересах» и др. Понятие же «государственный» лежит в иной, конкретно юридической плоскости, выступая предметной, глубоко изученной и реально действующей организационно-правовой материей, пригодной для классификации сфер деятельности государства в области безопасности, разграничения полномочий, определения ответственности должностных лиц и др.» [15] . «Данный термин [национальная безопасность], заимствованный у западных стран, первоначально вызвал немало споров в силу смыслового различия, вкладываемого в определение «национальный» и многонациональности нашего государства, однако впоследствии упомянутый термин прочно вошел в научный оборот» [16] . Проникновение термина «национальная безопасность» в теоретические знания и законодательство России связано с принятием концепции западных политологов, что на определенном историческом этапе было связано с распространением международной практики на систему обеспечения безопасности России.

Читайте также:
Потребительская корзина: что это такое, описание и особенности

Некоторыми исследователями отмечается, что термин «национальная безопасность» не совсем корректен и его следует заменить на другой — «государственная безопасность» [17] . По мнению А. С. Рогова и Ю. Г. Федотовой, это позволит исключить разногласия с положениями Конституции РФ, предусматривающими обеспечение государственной безопасности (ч. 1 ст. 82), а также правовых проблем, связанных с отсутствием в нормах Конституции РФ понятия «национальная безопасность», и наличием устоявшегося исторического опыта (юридическое понятие «государственная безопасность» употребляется с 1934 г.) [18] . Хотя справедливости ради необходимо отметить, что в статье 82 Конституции РФ закреплен только термин «безопасность» [19] . Можно привести позиции и других исследователей, в частности, употребление термина государственная безопасность «.. для Российской Федерации исторически, да и на современном этапе ее развития этот термин не очень подходит, более правильно заменить его на «государственная безопасность» или просто «безопасность России»» [20] . Так, например, Д. Г. Балуев обосновывает, что «в нынешних условиях подменять национальную безопасность государственной и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе — является частным, видовым» [21] . Доктринальный анализ свидетельствует о дискуссионности термина «национальная безопасность» с различных точек зрения и в первую очередь исходя из правовой, этимологической, исторической позиции. Особенную актуальность приобретают исследования терминологической сущности в условиях новой полицентричной модели мироустройства.

Современный подход к содержанию понятия «национальная безопасность» основан на отказе от этнических признаков и использовании более широкой смысловой нагрузки. Категория «национальная безопасность» передает значение охраняемых объектов точнее и шире, добавляя к ним, помимо государства, личность и общество [22] . Иначе говоря, национальная безопасность отождествляется с безопасностью государственно организованного общества, следовательно, безопасность любого социального субъекта входит в содержание национальной безопасности [23] . В понятии «национальная безопасность» отражаются такие категории, как национальный интерес, государственная безопасность, военная безопасность, безопасность личности, общественная безопасность, экономическая безопасность, экологическая безопасность, информационная безопасность и другие [24] . По мнению А. В. Герасимова, «национальная безопасность» — это такое состояние защищенности интересов личности, общества и государства, включающее политические, экономические, военные, социальные экологические, информационные и иные аспекты…» [25] .

В Федеральном законе от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее — Закон о безопасности) установлены основные принципы обеспечения безопасности, к которым отнесены соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности (ст. 2) [26] . Статья 3 Закона о безопасности определяет, что государственная политика в области обеспечения безопасности представляет собой часть внутренней и внешней политики Российской Федерации, выражающейся в совокупности скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Таким образом, обеспечение безопасности имеет два основных направления — внутренняя и внешняя политика, которые при одновременном взаимодействии, обладают достаточной самостоятельностью и отличительными чертами.

Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации [27] и иными правовыми актами Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности. Основным критерием видовой классификации национальной безопасности считается объект, на который оказывается негативное воздействие. По данному критерию различают безопасность личности, общества, государства. Однако следует разграничивать безопасность государства и государственную безопасность, безопасность общества и общественную безопасность, безопасность личности и личную безопасность.

Современная ситуация характеризуется тем, что фактически вытеснено понятие государственной безопасности, что приводит к размыванию сферы действия специальных служб государства. Под государственной безопасностью понимается защищенность основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического, информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ, групп, отдельных лиц. По мнению некоторых исследователей, в нее входит и безопасность личности и общества, так как никакое государство не может существовать без такого признака, как «население», тем более что в Российской Федерации народ признается носителем власти и, следовательно, подлежит государственной защите от угроз любого характера [28] . Можно согласиться с высказанной позицией с одной оговоркой, что угрозы для безопасности личности и общества носят масштабный характер и способны в итоге подорвать устои государственности. Но все же главной отличительной чертой такого вида национальной безопасности как государственная безопасность выступает необходимость привлечения специальных служб государства для пресечения и предотвращения внешних и внутренних угроз.

Общественная безопасность — это защищенность населения страны от преступных посягательств на права и законные интересы граждан и их объединений, а также от угроз природного и техногенного характера. Особенностью данного вида безопасности является наличие правоохранительного характера отношений, а эту задачу в основном призвано осуществлять Министерство внутренних дел РФ [29] . Кроме того, могут возникать и иные угрозы социальным субъектам, к которым относят чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, катастрофы, эпидемии и т. д. [30] Также в общественную безопасность включается безопасность личности как члене общества, что обозначает определенный круг угроз. В качестве примеров нормативных правовых актов напрямую, посвященных обеспечению общественной безопасности, можно привести Указ Президента РФ от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» [31] и Указ Президента РФ от 21.06.2019 № 287 «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий» [32] . Концепция общественной безопасности Российской Федерации устанавливает в качестве основного источника угроз общественной безопасности экстремистскую деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, а члены экстремистских организаций активно используют новые технологии для распространения экстремистских материалов, привлечения в свои ряды новых членов и координации противоправной деятельности [33] . Также одной из системных угроз общественной безопасности выступает коррупция, которая существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьезную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене.

Читайте также:
Охранное отделение: что это такое, описание и особенности

Политическая безопасность предусматривает наличие состояния защищенности интересов личности, общества и государства от негативного влияния политических конфликтов между государственными структурами федерального и местного уровней, противоречий, возникающих между Россией и другими государствами, а также от других политических процессов, затрудняющих осуществление внешней и внутренней политики России [34] . Политическая безопасность может оцениваться по уровню политического сознания российских граждан и государственных чиновников; степени интегрированного выражения интересов граждан, общества и государства в проводимой внешней и внутренней политике; степень независимости Российского государства в принятии политических решений; степень разрешения всех политических противоречий на основе закона [35] .

Международная безопасность — это состояние защищенности национальных интересов государств того или иного региона мира от угроз общего характера. К подобным угрозам относятся распространение ядерного терроризма, глобальные экологические угрозы и т. п.

Значимое влияние на национальную безопасность оказывают экономические факторы, а под экономической безопасностью, согласно Указу Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [36] .Экономическая безопасность страны может оцениваться по следующим основным параметрам:

— высокий уровень жизни населения при поддержании на достаточном уровне социально-политической стабильности внутри государства и на международной арене;

— стабильная возможность реализации экономических интересов России независимо от происходящих изменений внутри государства и в мире;

— независимость Российского государства от экономики других стран мира;

— независимость страны в принятии экономических решений;

— наличие высокой культуры разрешения экономических противоречий [37] .

Военная безопасность представляет собой состояние защищенности интересов личности, общества и государства от угрозы вооруженной агрессии иностранного государства или вооруженного нападения со стороны незаконных вооруженных формирований международного характера. Объектами посягательства выступает суверенитет, независимость и территориальная целостность государства, его конституционный строй, политический, экономический, научно-технический и военный потенциал. Оценивается военная безопасность по следующим показателям: соответствие военных угроз (потенциальных и реальных) военному потенциалу и военной организации государства; достаточность расходов для обороны государства; поддержание военно-стратегического паритета в мире [38] . Военная безопасность связана с внешними угрозами и требует противостояния именно им, что придает особую направленность системе ее обеспечения.

Социальная безопасность — это состояние защищенности интересов личности, общества и государства от негативных процессов, приводящих к снижению жизненного уровня населения, ухудшению демографической ситуации, социальному расслоению, безработице, росту преступности и другим антисоциальным проявлениям [39] .Основным объектом социальной безопасности выступают отечественные граждане и различные социальные институты (система пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, трудоустройства и т. п.). Данный вид безопасности наиболее ощутим гражданами и восприимчив к напряженности в обществе.

Духовная безопасность представляет собой состояние защищенности духовных условий личности, общества и государства, созданные народом в процессе исторического развития, от негативных процессов разрушительного характера. К объектам духовной безопасности относят традиции и обычаи народа, его духовные ценности и нравственные принципы, общественная психология, культура и искусство народных масс, официальная идеология, система воспитания, принципы семейных, родственных и товарищеских отношений [40]

Обзор крупнейших наукоградов России

  • Цели и задачи
  • История
  • Союз развития наукоградов России
  • Наукограды РФ
  • Авиаракетостроение и космические исследования
  • Электроника и радиотехника
  • Ядерный комплекс
  • Химия, химическая физика
  • Автоматизация, машиностроение и приборостроение
  • Биология и биотехнологии
  • Особенности наукоградов Сибири

Наукограды России — городской округ или район большого города, обладающий значительным потенциалом научного и технического развития. Главным градообразующим фактором которого является научно-производственный комплекс.

Цели и задачи

Основная цель создания наукоградов, это получение опорной точки для развития сфер науки, которые являются приоритетными. Со стороны государства эта территория находится под особой защитой. Эти города получают стабильную финансовую поддержку. Создание новых продуктов научной деятельности интересно не только им сами, но и стране в целом.

В деятельности по специальности можно выделить два направления:

  • Решение проблем в области науки на уровне государства.
  • Создание новых фирм научной ориентации.

Большей частью развитие научного комплекса остаётся в ведении государства. Правительство обозначает направления работы наукоградов, которые становятся приоритетными в конкретный промежуток времени, с целью экономического и политического развития страны.

История

Первыми подобиями наукоградов в России можно назвать города науки, созданные в середине прошлого века. Отличительно чертой этих населённых пунктов была пропускная система. Они были практически полностью закрыты от остального мира. Термин «наукоград» вошёл в употребление уже только после развала Советского Союза,несмотря на то, что некоторые из них просуществовали уже по несколько десятилетий.

Читайте также:
Обратное требование: что это такое, описание и особенности

Рассекречивание закрытых населённых пунктов активно происходило в 90-х годах. Разумеется, среди них были не только города, имеющие цель развития научной области, но и принадлежащие Министерству обороны, выполняющие функции обороны.

Определение городов для получения в будущем официального статуса «Наукоград» началось с 1991-го года. В этот же период производилось государственное рассмотрение направлений в научной деятельности для этих субъектов. Создан Союз развития наукоградов.

В 1999 году, Б. Ельцин подписывает 70-ый федеральный закон, который позволяет официальное присвоение городу статуса наукограда России. Он позволил не только закрепить название, но и содержал в себе положения по сохранению формы собственности комплексов наукоградов.

НПК – научно-производственный комплекс – стал одним из градообразующих факторов. После чего начал активно рассматриваться вопрос о разделении таких населённых пунктов по сферам направленности. Распределение на группы производилось по ведущим областям научных исследований.

Город Обнинск первым удостоился официального звания Наукограда России в 2000-ом году 6-го мая.

Союз развития наукоградов России

Это было новое движение, «Союз развития наукоградов» получил старт в 1991-ом году.

1996-й год. Произведено преобразование Союза. Он реформирован в некоммерческое партнёрство. Название претерпело изменение, теперь вошло в использование «Союз развития наукоградов России».

Цель создания организации, это помощь в объединении усилий управленческих организаций городов, обладающих высоким научным потенциалом (т.е. российских наукоградов), предприятий и специалистов в создании платформы для стабильного развития. Формирование их роли. Оказание содействия росту экономики России. За базу в этом случае рассматривается научно-технический комплекс.

Наукограды РФ

Рассмотрим, какие существуют на сегодня Наукограды России и их основные специализации.

Эти города могут иметь одно из 7-ми направлений:

  • Космические исследования, авиастроение, ракетостроение.
  • Радиотехника, электроника.
  • Машиностроение, приборостроение, автоматизация.
  • Создание новейших видов материалов.
  • Развитие ядерного комплекса.
  • Биотехнологии, биология.
  • Развитие сферы энергетики.

В почётном списке наукоградов России состоит 73 поселения. Расположены они в самых разных территориальных зонах.

  • Примечательно, что 31 такой населённый пункт расположен в Подмосковье. Одним из пунктов размещения стал город Зеленоград (Московский административный комплекс).
  • 8 наукоградов находится в центральной части России, в следующих областях: Калужская, Нижегородская,
    Тамбовская, Тверская, Владимирская, Ярославская.
  • 9 находятся на Урале. Они дислоцируются в двух областях: Свердловская, Челябинская.
  • Западная Сибирь тоже не осталась без точек научного развития. Она стала местом для размещения 7-ми
    наукоградов.К этому списку относятся четыре Академгородка, самых больших научных исследовательских центров РАН Сибири и Дальнего Востока. Представляют собой районы крупных городов (Томск, Новосибирск, Иркутск, Красноярск).

В общем перечне 55 поселений, это города, восемь посёлки городского типа и четыре сельского.

Авиаракетостроение и космические исследования

Основная часть городов, имеющих направленность в этой сфере, расположена в Подмосковье.

Жуковский – крупнейший центр на территории России, занимающийся проектированием, тестированием самолётов. В рамках отечественного авиастроения является абсолютным лидером. Испытательные и исследовательские организации, расположенные в этом городе, известны во всём мире:

  • Центральный институт исследований аэрогидродинамики.
  • Лётно-исследовательский институт им. М.М. Громова.

В городе Королев расположена космическая корпорация России (РКК) «Энергия». Фирма занимается разработкой разного рода космических программ. Является лидирующей аэрокосмической фирмой в России. Центр управления пилотируемых полётов, сокращённо ЦУП, также находится здесь.

Юбилейный расположен неподалёку от Королева. Разместил на своей территории НИИ, которые в основном специализируются на системах ракетостроения.

Ещё один близлежащий населённый пункт – «Звёздный городок». В этом посёлке космонавты проходят подготовку к полётам на аппаратах для космических исследований любой направленности.

Краснознаменск – один из городов закрытого типа. Располагается неподалёку от Москвы. В нём размещён Центральный узел связи. Сейчас именуется Главным центром по испытаниям и управлению космическими полётами. Именно отсюда ведётся связь с орбитальными системами всех типов (научными, военными и т.д.).

Знаменск и Мирный – эти два наукограда, были созданы при космодромах: Капустин яр (Астраханская область) и Плесецк (Архангельская область). С их появлением, космодром Байконур потерял статус основной площадки для запуска систем космического назначения.

Электроника и радиотехника

Эта направленность возложена на три города России: Химки, Зеленоград, Правдинск.

Среди них явным лидером считается Зеленоград. В нём расположено 8 огромных институтов, имеющих при себе опытные заводы. Имеет 11 НИИ, причём два из них обладают федеральным значением.

Ядерный комплекс

Те Наукограды, которые можно отнести ядерной сфере, занимаются исследовательской работой и производственной деятельностью в областяххимии. В их список входят 10 населённых пунктов, которые были созданы ещё на основе ядерного проекта Советского Союза. Основная функция, которая возложена на эти Наукограды, это обслуживание атомных станций расположенных поблизости от них.

Примечательно, что все они расположены в отдалении от крупных городов. В основном дислоцируются в лесах, с учётом отсутствия узлов автомобильных дорог и железнодорожных путей.

Первыми в списке автомградов стали Саров и Заречный.

Саров находится неподалёку от границы Нижегородской области с Мордовией.

Ближе к центру России расположился наукоград «Заречный».

Оставшиеся восемь находятся на Урале и в Сибири.

Восемь наукоградов из общего списка ядерного комплекса имеют крупные НИИ, которые ведут исследовательскую деятельность в сфере ядерной энергии и ядерной физики.

Химия, химическая физика

Группа наукоградов, занимающихся этой сферой, включает в состав 12 населённых пунктов. Четыре из них дислоцируются в Урале и Сибири. Эти города осуществляют переработку топлива, изготовленного на основе урана (переработка производится химическим путём).

Автоматизация, машиностроение и приборостроение

Предприятия этой сферы в подавляющем большинстве находятся в Московской области.

Всего 5 Наукоградов расположены за пределами Подмосковья: Трехгорный, Обнинск, Заречный, Переславль-Залесский, Радужный – 9.

Читайте также:
Оружие самообороны: что это такое, описание и особенности

Биология и биотехнологии

В список городов, ведущих исследовательскую деятельность и работу в этой сфере, входит всего пять населённых пунктов:

  • В Ярославской области, г. Борок – имеет научный центр, занимающийся изучением биологии внутренних вод.
  • Два находятся рядом с Москвой.
  • В Новосибирской области дислоцируется посёлок Кольцово. В этом населенном пункте разместился НПО «Вектор». Центр занимается вопросами биотехнологии и вирусологии.
  • Краснообск – Академгородок Сибири. Размещает на своей территории 10 НИИ по профилю.

Особенности наукоградов Сибири

Сибирь и Урал разместили на своей территории 8 атомградов. Среди них каждому отведена своя специализация, выделенная в программе исследований атомного направления.

Разработкой ядерного видавооружения занимаются в населённых пунктах: Железногорск, Лесной, Новоуральск, Заречный, Трехгорный. Среди разработок особое место занимают ядерные снаряды и развитие использования оружейного плутония.

Ещё один наукоград Сибири – это Озерск. В этом населенном пункте разместился «Маяк». Это производственное объединение занимается переработкой и утилизациейотходов, обладающих радиоактивными свойствами.

Среди северных наукоградов получили федеральное значение Снежинск и Саров. Помимо выполнения производственной функции, владеют самыми большими в России центрами исследований физики в ядерной сфере.

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

Смотреть что такое НАУЧНЫЙ ЦЕНТР в других словарях:

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР (НЦ), форма организации научных исследований, в которой используется кооперация различных научных и других коллективов. Обычно создаются на базе крупных НИИ, конструкторских, проектных организаций, вузов. По целям работы различаются комплексные (главным образом по фундаментальным исследованиям), специализированные, учебно-научные, учебно-научно-производственные научные центры.

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

(НЦ), форма организации науч. исследований, в к-рой используется кооперация разл. науч. и др. коллективов. Обычно создаются на базе крупных НИИ, констр. смотреть

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

scientific center, research center

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

– см. Государственный научный центр.

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР АКУШЕРСТВА, ГИНЕКОЛОГИИ И ПЕРИНАТОЛОГИИ РАМН

Нау́чный центр акуше́рства, гинеколо́гии и перинатоло́гии РАМН (улица Академика Опарина, 4). Создан в 1979 на базе Всесоюзного научно-исследовательског. смотреть

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР (НЦ)

– форма организации научных исследований, в которойиспользуется кооперация различных научных и других коллективов. Обычносоздаются на базе крупных НИИ, конструкторских, проектных организаций,вузов. По целям работы различаются комплексные (главным образом пофундаментальным исследованиям), специализированные, учебно-научные,учебно-научно-производственные научные центры. смотреть

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР (НЦ)

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР (НЦ), форма организации научных исследований, в которой используется кооперация различных научных и других коллективов. Обычно создаются на базе крупных НИИ, конструкторских, проектных организаций, вузов. По целям работы различаются комплексные (главным образом по фундаментальным исследованиям), специализированные, учебно-научные, учебно-научно-производственные научные центры. смотреть

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР (НЦ)

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР (НЦ) , форма организации научных исследований, в которой используется кооперация различных научных и других коллективов. Обычно создаются на базе крупных НИИ, конструкторских, проектных организаций, вузов. По целям работы различаются комплексные (главным образом по фундаментальным исследованиям), специализированные, учебно-научные, учебно-научно-производственные научные центры. смотреть

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПРОФСОЮЗОВ

НЦП) (Centre of science of trade unions) создан 4 марта 1992 г. рядом профсоюзных центров стран СНГ. НЦП осуществляет научную, исследовательскую, аналитическую и информационную работу в решении различных аспектов социально-экономических и правовых проблем и подготовку для профсоюзных органов всех уровней, а также других заинтересованных организаций научно обоснованных докладов, прогнозов, выводов и практических предложений, направленных на защиту прав и интересов членов профсоюзов, трудящихся. Задачи НЦП – содействие профсоюзам в выработке социально-экономической политики, призванной обеспечивать защиту интересов трудящихся в условиях перехода к рыночной экономике и различных форм собственности; разработка альтернативных предложений по наиболее важным и неотложным проблемам социальноэкономического характера. Реализация основных задач НЦП включает: подготовку предложений к законодательным и нормативным правовым актам по проблемам профсоюзного движения, трудового законодательства, социальной политики; анализ хода экономических реформ; изучение и анализ колдоговоров, проблем социального партнерства, банкротства, заработной платы, охраны труда, трудового законодательства; расчет критериев качества жизни (потребительская корзина, прожиточный минимум); разработку индикаторов развития экономики и уровня жизни населения РФ и стран СНГ. НЦП успешно сотрудничает с российскими ЦК профсоюзов, международными отраслевыми объединениями профсоюзов, правительством Москвы; участвует в парламентских слушаниях, подготовке предложений к материалам для рассмотрения в Межпарламентской ассамблее государств – участников СНГ; оказывает практическую помощь профкомам; издает книги, рассчитанные на широкий круг товаропроизводителей, работников экономических, юридических служб, специалистов, участвующих в работе по регулированию социально-трудовых отношений, профработников и активистов, слушателей профсоюзных курсов, семинаров. Директор НЦП – Тарасенко Алексей Самсонович. . смотреть

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РАМН

(Загородное шоссе, 2). Организован в 1981 на базе Института психиатрии Академии медицинских наук СССР (создан в 1944), первым директором которого (до 1. смотреть

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ ХИРУРГИИ ИМЕНИ А.Н. БАКУЛЕВА РАМН

Нау́чный центр серде́чно-сосу́дистой хирурги́и и́мени А.Н. Ба́кулева РАМН (Ленинский проспект, 8). Создан в 1991 на базе Института сердечно-сосудистой . смотреть

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ ХИРУРГИИ ИМЕНИ А.Н. БАКУЛЕВА РАМН

(Ленинский проспект, 8). Создан в 1991 на базе Института сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева (основан в 1956). В состав центра входят: Инс. смотреть

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ХИРУРГИИ

Wissenschaftliches Zentrum n für Chirurgie

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ХИРУРГИИ РАМН

Нау́чный центр хирурги́и РАМН (Абрикосовский переулок, 2). Создан в 1980 на базе Научно-исследовательского института клинической и экспериментальной хи. смотреть

Научно-исследовательские институты России

Первые научно-исследовательские институты (сокращенно НИИ) в современном понимании этого термина появились на рубеже XIX–XX веков. Именно в это время стремительно развивавшаяся наука начала ставить перед учеными многокомпонентные проблемы, решение которых требовало объединения усилий специалистов разных профилей.

Что такое НИИ

Научно-исследовательский институт – это учреждение, созданное для проведения фундаментальных теоретических или прикладных экспериментальных исследований в определенных областях науки (информационных или пищевых технологиях, химии, математике, агрономии и растениеводстве, экономике, экологии, социологии и т. д.). В некоторых НИИ постоянно может работать небольшой коллектив из 20–40 экспертов, а для решения конкретных задач в рамках масштабных комплексных исследований по контрактам привлекаются узкие специалисты.

Читайте также:
Отрасль права: что это такое, описание и особенности

Со временем растущая сложность разработок потребовала кооперации знаний ученых из разных стран, и к середине XX века стали открываться международные научно-исследовательские институты. Самые известные примеры: в России – ОИЯИ (Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, по-английски Joint Institute for Nuclear Research, JINR), с которым сотрудничают 800 университетов и научных центров из 18 стран, или в Швейцарии – ЦЕРН (Европейский центр ядерных исследований, его русское сокращенное название – это транслитерация французской аббревиатуры CERN – Centre Europeen pour la Recherche Nucleare). С женевским центром (а по сути, научно-исследовательским институтом) сотрудничают ученые более 500 университетов из 23 стран.

За рубежом НИИ обычно называются бюро, лабораториями, центрами, институтами, научно-исследовательскими университетами (Research University).

В России самым распространенным названием организаций, занимающихся практико-теоретическими или фундаментальными академическими разработками, остается «научно-исследовательский институт». Возможных вариантов немного, но они все-таки есть:

  • конструкторское бюро;
  • исследовательский центр;
  • научно-исследовательский полигон;
  • научный центр/станция;
  • институт экспериментальной медицины/психологии/ветеринарии и т. д.;
  • институт проблем безопасности/управления/транспорта/нефти и газа/морских технологий и т. д.;
  • научно-инженерный центр;
  • центр/институт исследований.

Как правило, к официальным наименованиям этих разновидностей НИИ, которые различаются масштабами и характером исследований, добавляется уточнение «бюджетное учреждение науки». Но бывают и исключения: фундаментальной или экспериментально-прикладной наукой занимаются не только институты РАН или структурные подразделения государственных вузов. Например, «Байкальский исследовательский центр», изучающий проблемы экологии самого глубокого в мире пресного озера, – это автономная некоммерческая организация (АНО), которую создала небольшая группа молодых ученых-энтузиастов. ИНИР – Институт нового индустриального развития имени С. Ю. Витте – это некоммерческое партнерство содействия проведению научных исследований. В него входят ученые и практики промышленной сферы, которые разрабатывают проекты стратегического развития высокотехнологических обрабатывающих производств и индустриальной политики регионов.

Частных НИИ в России и в мире (за исключением США и Японии) меньше, чем государственных, но независимо от формы финансирования к середине XX столетия научно-исследовательские институты во всех странах стали устойчивой формой организации совместной научной деятельности, так как давали возможность:

  • углубить специализацию штатных сотрудников;
  • привлечь к сотрудничеству независимых исследователей, занимающихся различными сторонами одного научного направления;
  • комплексно решать глобальные теоретические и актуальные практические задачи.

В России прообразы НИИ начали работать в начале XX века. Позже, с первых лет Советской власти развитию науки уделялось пристальное внимание. В самые тяжелые годы разрухи и гражданской войны были созданы первые научно-исследовательские институты, и с каждым годом их количество увеличивалось. К середине 50-х НИИ стали основой организационной структуры советской науки. Они создавались при Академии наук, министерствах, крупных университетах.

Сеть научных учреждений охватывала практически всю территорию страны. Их работа отличалась планомерностью и тесно увязывалась с проблемами развития народного хозяйства. Ответственность за организацию исследований по главным направлениям естественных и общественных наук была возложена на Академию наук СССР. Центральные и отраслевые НИИ занимались разработкой долгосрочных программ, обеспечивающих развитие:

  • минерально-сырьевой и энергетической базы;
  • ведущих отраслей промышленности;
  • сельскохозяйственного производства;
  • новых технологических процессов.

Список российских научно-исследовательских институтов

После распада СССР количество научных учреждений резко уменьшилось. В частности, за период с 1990 по 2003 годы их число сократилось в 7,8 раза. Сегодня в стране насчитывается около 1 000 НИИ, не меньше половины из них работает под научно-методическим руководством РАН (Российской академии наук).

Гуманитарные

Наименование НИИ Направление научной деятельности
1 Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН (ИСЭИ) Проблемы управления социально-экономическими процессами развития территорий
2 Институт социологии РАН Социологические исследования общественных проблем
3 Институт философии РАН Изучение актуальных проблем познания в современном мире
4 Институт российской истории РАН Выполнение целевых госпрограмм, международное сотрудничество
5 Институт экономики РАН Исследование социальных процессов на рынке труда
6 Институт истории материальной культуры РАН Археологические исследования по истории культур древних народностей
7 Институт русской литературы «Пушкинский дом» РАН Этнографическое исследование традиционной культуры народов России
8 Институт США и Канады РАН Комплексный анализ экономики и политики этих стран
9 Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН Крупнейший в стране центр по многопрофильной научно-исследовательской работе в сфере гуманитарных наук
10 Институт психологии РАН Психологические исследования с помощью математического моделирования

Точные науки

Фундаментальные исследования в области математики

Естественные науки

Наименование НИИ Направление научной деятельности
1 Научно-исследовательский физико-химический институт им. Л. Я. Карпова (НИФХИ) РАН Исследования способов катализа химических процессов
2 Институт химической физики им. Н. Н. Семенова РАН Изучение кинетики химических реакций, методов получения наноматериалов с заданными свойствами
3 Институт энергетических исследований (ИНЭИ) РАН Прикладные и фундаментальные исследования вопросов развития энергетики (мировая интеграция энергорынков, топливно-энергетический баланс, нефтегазовый комплекс и др.)
4 Байкальский институт природопользования (БИП) СО РАН Науки о земле (рациональное природопользование); химия и материаловедение (разработка экологически безопасных технологий производства новых материалов)
5 Институт биологии УНЦ РАН Вопросы охраны и рационального использования биологических ресурсов
6 Институт биофизики клетки (ИБК) РАН Изучение биофизики клеточных структур
7 Институт биохимии им. А. Н. Баха (ИНБИ) РАН Теоретические и практические исследования в области биохимии и смежных направлениях
8 Институт водных и экологических проблем (ИВЭП) СО РАН Изучение влияния техногенного воздействия на окружающую среду, участие в международных экологических проектах
9 Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова (ИИЕТ) РАН Изучение истории научных достижений, применение виртуальных методов в ее освещении.
10 Институт цитологии и генетики Сибирского отделения РАН Прикладные разработки и фундаментальные исследования в области нанобиотехнологий, общей и молекулярной генетики, клеточной биологии

Космос

Наименование НИИ Направление научной деятельности
1 Институт космических исследований (ИКИ) РАН Использование космоса в фундаментальных научных целях; космическая физика
2 Институт космофизических исследований и аэрономии им. Ю. Г. Шафера СО РАН Исследование геомагнитного поля Земли
3 Институт солнечно-земной физики (ИСЭФ) СО РАН Изучение физики околоземного пространства
4 Астрономический институт им. В. В. Соболева Исследования в области физики галактик и небесной механики
5 Астрономический институт им. П. К. Штернберга Крупнейший научный центр по исследованию физики межзвездного пространства, участие в международных космических экспериментах
6 Институт астрономии РАН Изучение физики и динамики звездных систем
7 Институт прикладной астрономии РАН Фундаментальные исследования в области радиоастрономии
8 Крымская астрофизическая обсерватория Исследования в области физики и химии звезд и Солнца
9 Институт космофизических исследований и распространения радиоволн ДВО РАН Фундаментальные исследования в области распространения радиоволн
10 Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Фундаментальные исследования Вселенной, изучение эволюции звезд

Физика

Наименование НИИ Направление научной деятельности
1 Институт теоретической физики им. Л. Д. Ландау РАН Теоретические исследования в области сверхпроводимости материалов
2 Институт физики атмосферы им. А. М. Обухова (ИФА) РАН Исследование характеристики верхней атмосферы, процессов климатообразования
3 Институт физики земли им. О. Ю. Шмидта (ИФЗ) РАН Теоретические и прикладные исследования в сфере геофизики Земли
4 Институт физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН Разработка технологических основ микро- и наноэлектроники
5 Институт физических проблем им. П. Л. Капицы РАН Теоретические и экспериментальные исследования по физике плазмы
6 Институт ядерных исследований РАН Прикладные исследования по физике элементарных частиц
7 Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» Теоретические и практические исследования по физике твердого тела и плазмы
8 Институт лазерной физики СО РАН Разработка лазерных технологий
9 Институт системных исследований РАН Теоретическая и прикладная информатика
10 Институт физики твердого тела (ИФТТ) РАН Теоретические и экспериментальные исследования новых материалов в экстремальных условиях

Медицина

Наименование НИИ Направление научной деятельности
1 Институт биомедицинской химии им. В. Н. Ореховича АМН Изучение проблем биохимии и медицины
2 Институт медико-биологических проблем РАН Медико-биологические исследования человеческого организма в условиях космического полета
3 НИИ глазных болезней им. Гельмгольца Разработка методов медикаментозного и оперативного лечения глаз
4 Институт экспериментальной медицины Первый в России медико-биологический центр, открытый в 1890 году
5 НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова Ведущий центр для исследований в области микробиологии и вирусологии
6 Институт морфологии человека Исследование проблем функциональной анатомии человека
7 Институт ревматологии им. В. А. Насоновой Разработка инновационных методик диагностики и лечения ревматических заболеваний
8 Институт эпидемиологии и микробиологии им. Г. Л. Сомова Фундаментальные и прикладные исследования по микробиологии бактериальных инфекций
9 Институт медицины труда им. акад. Н. Ф. Измерова Разработка комплексных мер профилактики профессиональных заболеваний
10 Институт общественного здоровья им. Н. А. Семашко Фундаментальные и прикладные исследования общественного здоровья и организации здравоохранения

Инженерия и техника

Наименование НИИ Направление научной деятельности
1 АО Институт стали Разработки в сфере технических и естественных наук
2 АО «НИИ электронных приборов» Разработка систем локации
3 Институт авиационных материалов Фундаментальные и прикладные исследования технологий и материалов
4 Институт авиационных систем Системные исследования в области военной и гражданской авиации
5 Институт биологического приборостроения (ИБП) РАН Теоретические и прикладные исследования в области биотехнологии и смежных направлений
6 Институт машиноведения УрО РАН Фундаментальные исследования для отечественного машиностроения
7 Институт металлургии и материаловедения им. А. А. Байкова РАН Разработка основ для создания нанотехнологий и материалов
8 Институт механики и машиностроения КазНЦ РАН Изучение механики и динамики многокомпонентных систем
9 Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН Разработка экологически безопасных методов добычи и переработки полезных ископаемых
10 Институт радиотехники и электроники им. В. А. Котельникова (ИРЭ) РАН Разработки в области биомедицинской радиоэлектроники

Полный список 48 государственных научных центров – ГНЦ (в состав многих входят и научно-исследовательские институты), обеспечивающих развитие научно-технологического комплекса России, представлен на сайте innovation.gov.ru.

Военные (Минобороны)

Наименование НИИ Направление научной деятельности
1 46 Центральный НИИ Минобороны РФ Стратегические исследования по проблемам развития вооружений
2 Центр специальных разработок Прикладные исследования в области информационных систем для Минобороны
3 12 Центральный НИИ Минобороны РФ Теоретические и практические разработки современного вооружения
4 33 Центральный испытательный институт Минобороны РФ Исследования по радиационной и химической защите
5 Центральный НИИ ВВС Минобороны РФ Исследования проблем эксплуатации военной авиационной техники
6 Главный научный метрологический центр Минобороны РФ Метрологическое обеспечение систем связи и высокоточного оружия
7 Центральный НИИ Войск воздушно-космических сил Комплексные исследования по вопросам противовоздушной обороны
8 48 Центральный НИИ Минобороны РФ Ведущий НИИ по разработке средств защиты от биологического оружия
9 16 Центральный испытательный НИИ ордена Красной звезды им. марш. А. И. Белова Минобороны РФ Исследования в области технических наук
10 3 Центральный НИИ Минобороны РФ Разработки по созданию военной и специальной техники

Всего в ведении Минобороны РФ находится 24 научно-исследовательских института.

Культура и искусство

Наименование НИИ Направление научной деятельности
1 Институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева Ведущая организация по исследованию проблем культурного наследия
2 Новый институт культурологи (НИК) Изучение проблемы сохранения и развития культурологического наследия

Полный перечень научно-исследовательских институтов и центров РАН представлен на ее сайте.

Работа НИИ, подчиняющихся РАН, строится в соответствии с принципами, утвержденными постановлением Президиума академии, остальные научно-исследовательские институты руководствуются 5-й статьей ФЗ о науке.

В отличие от советских времен, когда многочисленные НИИ были, скорее, временным пристанищем для выпускников вузов, обязанных три года отработать по распределению, чем локомотивом прогресса, сегодня научно-исследовательские институты России стали генераторами инновационного развития страны, обеспечивая современное промышленное производство высокими технологиями и материалами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: