Национальная правовая система: что это значит

Национальная правовая система: понятие и структура. Основные правовые семьи современности

30. Национальная правовая система – это историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. Среди сотен существующих в современном мире правовых систем многие правовые системы обладают доминирующими сходными чертами. Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет объединять их в отдельные группы – правовые семьи.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую. Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права.

Англосаксонская правовая семья (семья общего права) – исторически сложилась в Англии, США и странах британского доминиона (Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т. д.).[187]

Специфика англосаксонского (общего) права состоит в отсутствии отраслей, урегулированных кодифицированными нормативными актами, и наличии в качестве источников права громадного количества судебных (административных) решений – прецедентов, являющихся образцами для последующих аналогичных дел, рассматриваемых другими судами (административными органами). Кроме прецедентов источниками права в англосаксонской правовой семье являются юридические обычаи, законы (статуты), юридические доктрины.

Нормы англосаксонского (общего) права носят казуистический (индивидуальный) характер и представляют собой «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. В рамках данной правовой семьи приоритетное значение придается процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования, и механизм реализации правового предписания.

Важным признаком англосаксонской правовой семьи выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве.

Романо-германская правовая семья (иногда используют название семья континентального права) возникла в результате рецепции (заимствования основных юридических понятий, институтов, принципов) римского права. Данная правовая система является наиболее древней и широко распространенной в мире. «Носители и двигатели данной системы были наиболее мощными государствами: два тысячелетия назад Римская империя, а затем зарождавшиеся и развивающиеся государства Европы – Франция, Германия и др.

В качестве основного источника права в странах романо-германской правовой семьи используется писаное право, т. е. юридические правила (нормы), сформулированные в национальном (внутригосударственном) законодательстве. Законодатель в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах (законах и подзаконных актах) общие модели прав и обязанностей, участвующих в правоотношениях индивидов и организаций. На правоприменителей возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что в конечном счете обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всей страны.

Судьи в государствах романо-германской правовой семьи не обязаны следовать ранее принятому решению другого суда, за исключением судебной практики верховного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать нормы, закрепленные в соответствующих юридических актах.

Еще одна отличительная черта романо-германской правовой семьи заключается в том, что в государствах, ее образующих, существует строгая отраслевая классификация. Система права подразделяется на отрасли, среди которых базовыми являются конституционное, административное, гражданское, уголовное право. Кроме того, происходит довольно четкое деление права на частное и публичное. Законодательство развивается в зависимости от отраслевого деления права. «Устойчивые нормативно-правовые массивы развиваются в русле отраслей права. Нередко на них почти не влияют политические и иные перемены в государствах».[189]

Характерна также устойчивая иерархия источников права, среди которых особо выделяется закон, обладающий верховенством по отношению к иным источникам.[190] Осуществляется последовательная систематизация законодательства, основным видом которой выступает кодификация.

Религиозно-традиционная правовая семья (семья мусульманского права) рассматривает право не как результат рациональной (позитивной) деятельности государства и общества, а как продукт высшей воли (божественного предначертания). В семью религиозно-традиционного (мусульманского) права входят государства Ближнего Востока (Иран, Кувейт, Оман, Бахрейн и др.).

Основным источником мусульманского права является Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами Коран содержит установления юридического характера.[191]

Производными источниками мусульманского права являются Сунна, Иджма, Кияс.

Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных рядом его последователей.

Иджма – конкретизация положений Корана в изложении авторитетных ученых-мусульманистов.

Кияс – рассуждение по аналогии о тех явлениях в жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права.

Для приспособления мусульманского права к практической жизни используются различные средства и методы: соглашения, рациональное (собственно юридическое) законодательство, не противоречащие религиозным нормам обычаи и т. д. В странах мусульманского права существовал и существует реальный дуализм организации и функционирования судопроизводства: наряду со специальными религиозными судами (кади) рассмотрение дел осуществляют суды, опирающиеся в процессе судопроизводства на социально-правовые обычаи или законодательные акты (регламенты), изданные в порядке формально-юридической процедуры правотворче

Читайте также:
Изменение существенных условий труда

Итак, в современном мире четко различаются четыре правовые семьи:

§ англосаксонская (семья общего права);

§ африканская (семья обычного права).

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 3426 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Структура правовой системы общества. Национальная правовая система

Теория государства и права включает в себя такую обширную категорию, как правовая система. Для данного раздела этой дисциплины характерно сочетание исторических, правовых и социальных явлений, образующих его.

Интерес изучения темы представляет анализ составов, форм и закономерностей взаимодействия отдельных правообразующих элементов, исторических предпосылок их образования, а также социальных факторов.

Любая система, содержащая совокупность правовых аспектов жизни общества, базируется на исторических предпосылках, а поэтому рассмотрение данной темы включает в себя два больших раздела: правовой и историко-социальный.

Понятие правовой структуры общества

Правовая система общества является конкретно-исторической категорией и определена устойчивой единой совокупностью правовых институтов, формирующих своеобразный вектор социальной, экономической, политической и духовной жизни того или иного общества, основанный на историческом генезисе.

Систему права также справедливо называть “правовой действительностью”, так как, по сути, первоочередное содержание первой – фундаментальные правовые основы. Любая национальная правовая система, структура которой формирует комплекс норм и правил поведения, действующих в этом обществе, является одним из наиболее значимых критериев, определяющих его развитие.

Понятие функций правовой структуры

Функции правовой системы – воздействие на общество, охватывающее всю совокупность общественной жизни и выраженное в виде взаимодействия правовых элементов по этому поводу.

В наиболее общем значении их можно разделить на 2 группы: социально-экономические и политические. Важным является то, что структура правовой системы организована в соответствии с рядом однородных целей и задач, соответственно, функции и структура зависят друг от друга.

Социально-экономические функции

Социальная и экономическая жизнь общества тесно связана с властвующей в нем правовой идеологией, которую содержит правовая система. Правовые институты создаются и существуют в рамках той же системы, а их применение обосновано ее устойчивостью во времени и пространстве. Именно правообразующая и идеологическая функции являются наиболее значимыми.

При этом, помимо идеологического соотнесения и правообразования, социально-экономические функции конкретизируются:

  1. Определение приоритетных социальных и экономических ценностей.
  2. Формирование подхода к социальному разделению.
  3. Моделирование поведения субъектов социальной и экономической жизни.
  4. Согласование интересов лиц.

Политические функции

В первую очередь относительно политической жизни общества более выражена идеологическая функция. Историческое взаимодействие правовой системы и политической власти – явление симбиотического характера: ресурсы политической власти направлены на защиту и обеспечение функционирования правовой системы, в то время как легитимность власти определяется этой же системой права.

Для политического функционирования общества необходимо исполнение следующих правых функций:

  1. Целеполагание общественного развития.
  2. Легитимизация политической власти.
  3. Организация системы власти в обществе.
  4. Идентификация государства, определение суверенитета, национальной идеологии.

Структура правовой системы общества

Использование права невозможно без соотнесения конкретных категорий общественных отношений к соответствующим правовым семьям, институтам и отраслям. При конкретизации общественных отношений возникает и усиливается правовая дифференциация. Действует правило: чем более объемна та или иная категория общественной жизни, тем шире область права, затрагивающая ее.

На основе этого факта строится структура правовой системы, схема которой формируется на основе категоризации и релевантности соответствующих областей общественной жизни. Следующая схема раскрывает структуру правовой системы.

Также структура правовой системы – это отношения, касающиеся юридической практики, которая непосредственно опирается на систему действующего права, и правовой идеологии.

Правовая идеология

Неотъемлемым элементом существования правовой системы любого общества является правовая идеология, которая вкладывается в нее в ходе историко-социального развития. В правовой идеологии содержатся основы, которые характеризуют правовые взаимоотношения в обществе, а также отличают ее от иных идеологий.

Историческая конкретизация позволяет выявить наиболее существенные на сегодняшний день правовые семьи:

  1. Романо-германская правовая семья – страны Европы, Россия, Латинская Америка.
  2. Англосаксонская правовая семья – Англия, Соединенные штаты, Австралия.
  3. Религиозные правовые семьи – государства с высокой приверженностью религиозным канонам.
  4. Социалистическая правовая семья – СССР, Китай, Куба.

Правовая культура

Существование права в обществе еще не делает его полностью правовым. Для нормального содействия общества и права необходимо наличие правовой культуры. Носителем ее является общество, именно оно выражает отношение к праву и является главным стимулом к его развитию.

Принято считать, что правовая культура выражается в правосознании людей, то есть их осведомленности по поводу действующих норм и правил поведения в форме законов. Структура правовой системы любого общества включает в себя этот элемент как дополнительный фактор, влияющий на ее существование.

Опыт взаимодействия права и общества возможен только в тех правовых системах, которые базируются на демократических постулатах, так как именно в этом случае возникает рефлексия общественного сознания и обратная связь с законом. Общество, которое отвечает этим требованиям, называется гражданским.

Уровень правовой культуры также принято относить к одному из значимых параметров, определяющих развитость того или иного общества. Чем выше уровень правовой культуры, тем больше законы актуализируются согласно реальным общественным требованиям, а значит, увеличивается и формальный объем свободы граждан.

Связь государства и правовой системы

Несомненно, государство – важный участник, выступающий в качестве посредника между обществом и правовой системой. Как говорилось выше, к функциям системы права относится организация и легитимизация системы управления обществом, а это означает, что именно через правовую систему формируются основания для осуществления власти.

Читайте также:
Фонды добровольного страхования: что это значит

Государство объединяет людей, тем самым делая их гражданами. При этом определяется специфика общества, которая заключается в его исторических, культурных, социальных и других устоявшихся правилах жизни. Справедливо положение о том, что государство выступает гарантом того, что на его территории действует правовая система. Понятие, структура, функции и другие особенности складываются на основе исторического опыта того или иного государства и образуют национальную правовую систему.

Национальные правовые системы

Как установлено выше, велика связь государств и правовых систем. Последние выступают в качестве исторического формализованного опыта, то есть являются перечнем норм и правил поведения, приемлемых обществом на территории данной страны.

Национальные правовые системы разнообразны, их множество – до 200 видов, свойственных тому или иному государству. При этом каждой отдельно взятой системе свойственна и своя структура правовой системы, которая отличает ее от остальных.

Также, помимо прочего, стоит отметить, что среди этих систем существуют синтетические и естественные, различие между которыми основано на предпосылках их формирования. Так, синтетические системы образуются преимущественно путем перенятия правовых знаний от других государств, а естественные – с помощью актуализации правовой сферы под привычные историко-социальные традиции.

Структура правовой системы современных государств образует также систему функций и целей. Дело в том, что в результате генезиса национальных правовых систем выделяются некоторые приоритеты, которые, кстати, являются специфическими атрибутами той или иной национальной правовой системы. К числу выделившихся приоритетов можно отнести следующие примеры:

  • Ориентация американской, английской, канадской и др. национальных правовых систем на судебную власть. За счет использования судебного опыта происходит расширение законодательства, а решения суда опираются на уже существующую систему прецедентного права.
  • В государствах исламского мира система божественного права имеет ряд приоритетов над формальным правом и зачастую выступает в качестве источника правосудия.
  • В Европейских государствах с социально-ориентированной экономикой, например в Финляндии, право представлено в первую очередь социально-значимыми положениями, а политические и экономические аспекты находятся на втором плане.
  • В России и ряде стран СНГ право в равной степени существует в частном и публичном видах, никакой приоритет не признается, а также основным источником законов выступает законодательная власть.

Российская национальная правовая система

Российская система права является относительно новой, возраст ее не превышает 30 лет. И хотя новизна правовой системы России позволяет говорить о незавершенности процесса формирования окончательной системы права, она может быть названа выделяющейся и самодостаточной.

Структура правовой системы России основана на 3 фундаментальных основах:

  1. Самобытность и социально-исторический детерминизм.
  2. Соединение национальной системы права с мировыми нормами права, принятыми мировым сообществом.
  3. Актуализация системы права относительно текущих социальных, экономических, политических и духовных условий жизни.

Исходя из приведенных положений, можно судить о том, что российская система права является полноценной и всеохватывающей. С одной стороны, она соответствует принятым во всем мире нормам права, в том числе Конвенциям ООН, а также межгосударственным соглашениям, выступающим источниками права. С другой же стороны, структура правовой системы реагирует на общественные изменения, происходящие в РФ, и изменяется под действием законодательной власти.

Структура правовой системы РФ состоит из множества нормативно-правовых документов, в их число входят: Конституция РФ, Федеральные и Конституционно-федеральные законы, указы и постановления Правительства, приказы Президента, 19 кодексов, локальные законы областей и муниципалитетов, внутренние уставы и правила государственных и муниципальных учреждений.

Характеристика современных правовых систем

Современная картина мира в отношении правовых систем достаточно разнообразна. В современности выделяется 4 правовых семьи, каждая из которых включает до 50 национальных правовых систем, образующихся из-за более узкой специфики по сравнению с правовыми семьями.

Из-за разделения на столь большое количество правовых систем остается актуальной проблема градации юридических систем разных государств, и, как следствие, проблемы социального и экономического содействия. Хотя для устранения юридических барьеров, препятствующих сотрудничеству, реализуется идея международного законодательства, включающего положения, действующие во всех государствах.

Однако с другой стороны, как показывает структура правовой системы современных государств, в современных национальных системах права сочетаются исторические особенности и актуальные проблемы общества. Это позволяет сформировать наиболее эффективную систему права.

Национальная правовая система: понятие, структура, принципы взаимодействия с системой международного права.

Познание сущности и социальной природы права определяет нахождение общих черт, закономерностей, признаков, лежащих в основе функционирующих национальных систем права.
Понятие «национальная правовая система» – одно из самых обширных по содержанию и включает в себя всю без исключения совокупность правовых явлений и процессов, которые действуют в какой-либо отдельно взятой стране.
В каждой стране работает свое право – своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, которая имеет свою специфику и индивидуальные черты.
Наряду с этим такие различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов). При этом каждая из этих групп включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.
Знаменитый французский юрист Р. Давид (эксперт в области сравнительного изучения права) такие группы однородных национальных систем позитивного права назвал «правовыми семьями», «семьями систем права». Эти названия обширно используются и в российской литературе.
Р. Давид в своей классификации различных национальных систем позитивного права (и их объединения в соответствующие «правовые семьи», «семьи систем права») отталкивается от двух критериев, анализируемых и учитываемых в их совокупности.

Читайте также:
Право на опровержение: что это значит

1. Юридико-технический критерий (структура действующего права, источники права, юридическая терминология, конструкции, концепции, правовые принципы, методы и практика работы юристов и т. д.).

2. Идеологический критерий (политические и экономические, философские принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).

Этот подход дает возможность понимать под национальной правовой системой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также употребляемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, которые призваны обеспечить подобающее функционирование действующих норм права.
На основе данных критериев была выдвинута следующая классификация «правовых семей современного мира»: 1) семья общего права; 2) романо-эманская правовая семья; 3) религиозные системы (мусульманское право); 4) семья социалистических систем права.
Закон признается правовым настолько, насколько он соответствует, формирует и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не основывает право.
Законы могут оказывать воздействие на интуитивное право человека, на процессы развития его воли. Однако они не всегда преобладают в принимаемых индивидуумом решениях. Каждая личность может принимать во внимание прочие социальные нормы и действовать поперек установлениям официального права.
Требование законности, другими словами, неукоснительного исполнения действующих нормативно-правовых актов касается всех без исключения государственных органов, должностных лиц, иных субъектов конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, будут применены меры государственного принуждения.

В отечественной науке сложилась характеристика международного права как особой правовой системы. Имеется в виду реальное сосуществование двух правовых систем: правовой системы государства (внутригосударственной правовой системы) и правовой системы межгосударственного общения (международно-правовой системы).
В основе разграничения лежит прежде всего метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства, международное право — в процессе согласования интересов различных государств.

* Нередко один и тот же международный договор включает нормы, посвященные отношениям между государствами, между государствами и юридическими и физическими лицами, а также между самими юридическими лицами и между индивидами различных государств (таковы, например, договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, соглашения об избегании двойного налогообложения доходов и имущества, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров и др.).

Существенное значение имеет и предмет правового регулирования: у внутригосударственного права— это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права — это преимущественно межгосударственные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств либо международного сообщества государств в целом.
Итак, в принятом понимании международное право — это самостоятельная правовая система. Согласно же действующей Конституций Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы”. Таким образом, в конституционной трактовке принятые Российской Федерацией международно-правовые нормы -— это составная часть правовой системы государства.

95. Классификация национальных правовых систем. Основные правовые семь современности.

В каждой стране действует свое право — своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, имеющая свою специфику и индивидуальные особенности. Вместе с тем эти различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов), каждая из которых включает в себя несколько “родственных” (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.

Правовая семья – одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Каждая правовая семья уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Критериями являются:
соотношение и использование источников права,
роль суда в создании прецедентов,
происхождение и развитие системы права.

Помимо исторического значения выделение позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.
Наиболее известной является классификация французского учёного Р. Давида, в соответствии с которой выделяются:
• романо-германская правовая семья,
• англосаксонская правовая семья,
• религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),
• семья обычного права
• социалистическая правовая семья,

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права — нормативный акт. Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.

Читайте также:
Организация незаконного вооруженного формирования

Англо-саксонская правовая семья

Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т. д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основе этой правовой системы — принцип staredecisis (лат.стоять на решённом), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-саксонской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Таким образом, в отличие от романо-германской системы, судебные решения играют большую роль в собственно формировании права, тогда как романо-германская система оставляет за судами функцию толкования и применения права.

В США имеется тенденция к смешению принципов англосаксонской и романо-германской правовых систем: первая широко распространена на низовом уровне, но по мере повышения уровня юрисдикции имеется тенденция к кодификации права (см. Кодекс Соединённых Штатов). В Канаде частное право является прецедентным, тогда как уголовное — кодифицированным.

Семья социалистического права

Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.

Религиозная правовая семья

Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.

Тем не менее, религиозное право во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском праве действовала норма «дина демалхута дина» (Закон царства — закон), означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная еврейская община, должен беспрекословно исполняться. В современном Израиле, хотя формально Галаха остаётся доминирующей правовой нормой, законы государства всё более теснят сферу её применения. В исламском обществе шариат мог сочетаться с местными обычаями (адат), а также с законодательством местных правителей; в современных исламских странах шариат является лишь основой законодательства, а также источником его толкования в спорных случаях.

Международное право — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

Понятие национальной и международной правовых систем

В.В. ГАВРИЛОВ
Гаврилов Вячеслав Вячеславович – заведующий кафедрой международного права, декан международно-правового факультета Дальневосточного госуниверситета, кандидат юридических наук, доцент.
Правовая система – это комплексная правовая категория, отражающая, по мнению большинства ученых, правовую сторону организации общества, целостную правовую действительность. Ее предназначение состоит в отображении основных правовых явлений, существующих в конкретном административно-территориальном или национально-государственном образовании, их взаимных связей и отношений с основным, главным компонентом данной системы – правом в его нормативном закреплении.
Понятие “правовая система” имеет существенное значение для выявления особенностей “юридической жизни” конкретного государства и поэтому достаточно активно используется в сравнительном правоведении. Обычно в его рамках применяется термин “национальная правовая система”, под которым некоторыми авторами понимается “конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии конкретной страны (государства)” .
——————————–
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2002. С. 188.
У понятия “правовая система” много общего с относительно недавно появившейся в отечественной и зарубежной правовой доктрине категорией “правовая жизнь общества”. Как отмечает А.В. Малько, этот термин “содержит комплекс всех юридических явлений, включающий как позитивные, так и негативные составляющие”. Если к первым, по его мнению, следует отнести, в частности, само право, правовую систему в целом, юридическую практику, правосознание и правопорядок, то ко вторым – противоправные явления, препятствующие положительной юридической деятельности. Правовая система выступает в качестве нормативно-упорядочивающей составляющей правовой жизни, создает условия для ее стабильности и нормального функционирования. В свою очередь, качественное состояние правовой жизни общества на конкретном этапе его развития определяется в теории права при помощи термина “правовая культура” .
——————————–
См.: Малько А.В. Категория “правовая жизнь”: проблемы становления // Государство и право. 2001. N 5. С. 6 – 10.
Единодушно признавая необходимость использования категории “правовая система” в научных исследованиях и правотворчестве, теоретики права тем не менее никак не могут прийти к единому мнению относительно понятия и содержания этого термина. Существуют различные представления об этой проблеме как на внутригосударственном, так и на международно-правовом уровне. Достаточно сказать, что в некоторых трудах по теории права правовая система до сих пор отождествляется с понятием “система права” , которое в действительности призвано отображать лишь внутреннюю структуру позитивного права, его подразделение на отрасли и правовые институты.
——————————–
См., например: Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 180 – 183; Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2002. С. 211 – 212.
Ни задачи, ни объем настоящей статьи не позволяют детально остановиться на анализе точек зрения и аргументации сторонников различных подходов к пониманию содержания термина “правовая система”. Это тем более нецелесообразно потому, что в отечественной правовой доктрине уже предпринимались попытки подробного изучения этого вопроса . Поэтому представляется вполне достаточным дать только краткую характеристику основных взглядов и точек зрения на указанную проблему с тем, чтобы попытаться определить причину существующих разногласий, а также предложить собственное определение национальной и международной правовой системы.
——————————–
См., например: Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. Л., 1991; Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994.
Определение национальной правовой системы
На наш взгляд, в отечественной теории права в настоящее время достаточно четко обозначились три основных подхода к определению понятия правовой системы в ее внутригосударственном понимании.
Сторонники первого из них предлагают рассматривать содержание данной юридической категории исключительно в контексте различных форм внешнего выражения и закрепления правовых норм, а также их взаимодействия друг с другом. Так, например, Ю.А. Тихомиров включает в состав правовой системы следующие элементы: 1) цели и принципы правового регулирования; 2) основные разновидности правовых актов и их объединения; 3) системообразующие связи . При этом правовую систему в целом он предлагает определять как “структурно и функционально упорядоченный массив взаимосвязанных нормативно-правовых актов, создаваемых и действующих на основе единых принципов”.
——————————–
См.: Тихомиров Ю.А. Правовая система развитого социалистического общества // Советское государство и право. 1979. N 7. С. 33.
Другими словами, понятие правовой системы, по мнению Ю.А. Тихомирова, представляет собой “базовое юридическое понятие, охватывающее все правовые акты и их связи в национально-государственном масштабе” . Схожей точки зрения придерживается С.Н. Егоров, в интерпретации которого правовая система государства представляет собой “совокупность норм, изложенных в иерархической системе нормативных правовых актов, принятых политической властью” .
——————————–
Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник. М., 1995. С. 211 – 212. В последующем Ю.А. Тихомиров изменил свое отношение к содержанию понятия “правовая система”, указав, что она включает в себя “четыре группы элементов: а) правопонимание – правовые взгляды, правосознание, правовая культура, правовые теории и концепции, а также правовой нигилизм; б) правотворчество как познавательный и процессуально оформленный способ подготовки и принятия законов и иных правовых актов; в) правовой массив – структурно оформленную совокупность официально принятых и взаимосвязанных правовых актов; г) правоприменение – способы реализации правовых актов и обеспечения законности” (Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право. 1999. N 8. С. 6).
Егоров С.Н. Аксиоматические основы теории права. СПб., 2001. С. 180.
Характерной чертой второго подхода к определению понятия национальной правовой системы является попытка охарактеризовать ее через призму не только позитивного права, но и некоторых других тесно связанных с ним и между собой активных элементов правовой действительности. Одним из сторонников этой точки зрения является С.С. Алексеев, который к числу таких элементов относит юридическую практику и правовую идеологию (господствующее в обществе правосознание). Он рассматривает их в качестве проявлений права, через которые раскрываются его сущность и особенности как нормативного регулятора. Таким образом, по мнению С.С. Алексеева, правовая система – “это все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности – правовой идеологией и судебной (юридической) практикой” .
——————————–
Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 47.
Достаточно близкую к точке зрения С.С. Алексеева позицию занимает Л.Б. Тиунова, которая считает, что “процесс правового регулирования как единая функция правовой системы обеспечивается взаимодействием трех компонентов: сознания (идеального), деятельности (реальной) и правил поведения (формализованных моделей, содержащихся в законодательстве или судебной практике). Каким бы разным не было их содержание и взаимодействие в различных странах, названные три элемента всегда присутствуют, а их взаимодействие, так или иначе, обеспечивает функционирование каждой правовой системы” .
——————————–
Тиунова Л.Б. О системном подходе к праву // Советское государство и право. 1986. N 10. С. 49.
Третий подход к содержанию правовой системы отличает стремление его сторонников относиться к этому понятию как к категории, отражающей все правовые явления и всю правовую действительность, существующие в обществе. Подобная позиция, в частности, отчетливо прослеживается в работах Н.И. Матузова, который пишет: “Правовая система охватывает весь юридический аппарат, всю юридическую деятельность, осуществляемую в разных формах” . Такого же мнения придерживается и С.В. Поленина, утверждающая, что согласно сложившемуся в науке представлению “понятие “правовая система” включает всю совокупность правовых феноменов, в том числе правореализацию, правосознание, правовую культуру и другие” . А.В. Малько также указывает, что понятие “правовая система” призвано выражать комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества и включает помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии такие элементы, как правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и другие .
——————————–
Матузов Н.И. Правовая система развитого социалистического общества // Советское государство и право. 1983. N 1. С. 18 – 19.
Поленина С.В. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996. N 2. С. 4.
См.: Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2001. С. 120.
Сторонники данной точки зрения не считают необходимым наличие признака однородности у элементов правовой системы. Более того, они специально подчеркивают, что входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности и степени воздействия на общественные отношения. По их мнению, дать исчерпывающий перечень элементов правовой системы невозможно, поскольку сама правовая система – это “сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов, правосубъектности и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы” .
——————————–
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. С. 179.
Внимательно изучив приведенные точки зрения, нетрудно убедиться, что, несмотря на отсутствие однородности во взглядах теоретиков права на состав и содержание компонентов правовой системы, никто из них не подвергает сомнению тезис о том, что правовая система формируется применительно к праву, выступающему для нее в качестве системообразующего фактора. Именно на основе права, как справедливо указывает А.М. Васильев, “складывается в обществе правовая система, охватываются правовые связи людей, организаций и государства, отношения, институты, порядок и процедуры, которые осуществляются по правовым установлениям” .
——————————–
Васильев А.М. О системах советского и международного права // Советское государство и право. 1985. N 1. С. 66.
Таким образом, существо расхождений взглядов на предмет и объем понятия “правовая система” определяет различие представлений отдельных авторов о перечне производных от правовых норм элементов правовой системы. В рамках этого процесса в целом ряде случаев субъективно-произвольный подход к определению ее компонентов, стремление включить в состав правовой системы максимально возможное количество разнородных элементов превалирует над намерением очертить ее границы и содержание на основе достаточно четких и функционально обоснованных критериев. Получаемое в итоге предельно широкое и поэтому недостаточно определенное понятие правовой системы не только имеет, на наш взгляд, незначительную научную и практическую ценность, но и во многом стирает различия между понятием “правовая система”, с одной стороны, и понятиями “правовая реальность” и “правовая действительность” – с другой.
Точно так же, по нашему мнению, мало проясняет ситуацию точка зрения, в соответствии с которой понятие правовой системы конструируется исключительно в целях определения строения права как нормативного образования, а также выявления и анализа возникающих в его рамках внутрисистемных связей и отношений. В этом случае, досконально изучив “внутренний мир” различных нормативно-правовых конструкций, мы оставляем за пределами своего внимания главное – условия и механизм реализации их предписаний на практике.
Как уже указывалось выше, предназначение категории “национальная правовая система” заключается в отображении целостного комплекса правовых явлений конкретного общества, обусловленного объективными закономерностями его развития, осознаваемого и воспроизводимого людьми и их организациями . Однако было бы ошибкой включать в состав такого комплекса все правовые явления, характерные для данного общества. Как правильно указывает Т.В. Кухарук, “понятие “правовая система” складывается в результате анализа всех правовых явлений и процессов, в том числе неюридических социальных процессов, тесно связанных с юридическими. Но это не дает нам основания расширять его предмет, а значит, и объем данного понятия до неопределенных пределов. Правовая система общества, существуя в правовой реальности (правовой действительности, правовой жизни), не охватывает их в целом” .
——————————–
См.: Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2004. С. 290.
Кухарук Т.В. Некоторые теоретико-методологические вопросы исследования понятия правовой системы общества // Правоведение. 1998. N 2. С. 49 – 50.
Определяя правовую систему как комплекс социально-юридических компонентов, характеризующихся относительной самостоятельностью, стабильностью и качественной определенностью, Л.Б. Тиунова также высказывается против включения в ее состав различных по природе, а также по функциональной и целевой нагрузке явлений и признаков (например, принципов права, правоотношений, правовых режимов, системных связей, правопорядка и др.). “Элементами правовой системы как системного комплекса, – пишет она, – могут быть лишь такие подсистемы, которые во взаимодействии образуют структуру, непосредственно вытекающую из социальной функции данного комплекса, его особого качества. Иное дело, что эти компоненты сами структурированы, но уже в рамках соответствующих подсистем. Систему как

Читайте также:
Заочное рассмотрение дела: что это значит

Общецивилизационный подход к типологии права.

Этот подход строится на том, что право явление мировой цивилизации, имеющее свою историю и корни.

В каждой национальной правовой системе имеют место признаки, определяемые общими закономерностями развития права и соответственно свойственны всем правовым системам, а значит праву вообще.

Всеобщее не исключает особенное, что позволяет группировать правовые системы по группам, исходя из критериев.

Развёрнутая классификация правовой системы предполагает использование самых различных критериев (исторических, культурных, религиозных, юридических).

Использование различных критериев позволяет понять генезис права, его структуру, механизм действия, показать общее и особенное правовых систем.

Цивилизационный подход используется при типологии права. В частности, при выделении правовых семей: семьи общего права (англо-саксонское прецедентное право), романо-германской правовой семьи (право законодателей), традиционных (построенных на обычном праве) и религиозных (мусульманское, индусское право) правовых семей.

Национально-правовая система.

Существует множество национально-правовых систем, т.е. правовых систем отдельных государств.

Национально-правовая система – это взятое конкретное историческое единство права, юридической практики и правовой идеологии отдельно взятой страны.

Признаки национально-правовой системы.

1. Национальная правовая система является конкретной исторической реальностью, другими словами, правовая система может рассматриваться как система прошлого и настоящего.

2. Национальная правовая система обладает в рамках государства единством:

а) единство обеспечивается системой заложенных правовых взглядов, концепций, идей;

б) согласованностью всех уровней правового регулирования от общегосударственного до локального;

в) единством понимания и реализацией права;

г) системой правового воспитания.

3. Национальная правовая система несёт на себе печать особенностей экономического, политического, исторического, культурного и т.д. развития страны. Это, в значительной мере, влияет на отношение к праву, на определение его места в обществе, на стабильность и развитие его состояния: законодательства, юридической практики, правосознания, правовой культуры.

4. Национальная правовая система отличается суверенностью, т.е. самостоятельностью. Самостоятельность национальной правовой системы проявляется в определении структуры права, в особом построении законодательства, в организации юрисдикционных органов, в проведении правовой политики, в правовом воспитании.

Семья правовых систем.

На правовой карте мира можно обнаружить не только национальные правовые системы, но и определённые их общности или правовые семьи.

Читайте также:
Кодекс торгового мореплавания: что это значит

Семья правовых систем – это совокупность национальных правовых систем, объединённых общностью исторического пути формирования и развития: источников права, структуры права, правореализации и правовой идеологии.

Признаки семьи правовых систем.

1. Общность исторического пути развития, т.е. общность генезиса. Иначе говоря, правовые системы связаны между собой исторически, имеют общие правовые корни (основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах). Данный признак позволяет проследить общие закономерности формирования, функционирования и развития национальных правовых систем, входящих в правовую семью, на всех этапах цивилизации.

2. Особенность в том, что 2/3 земли живёт по первоначальным.

3. Правовая семья характеризуется общностью юридических источников права, т.е. внешних форм закрепления и выражения права. Речь идёт о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

4. Структура права (структурное единство, сходство). Должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала (как правило, это находит выражение на микроуровне – на уровне строения нормы права, её элементов, а также на макроуровне – на уровне строения крупных блоков нормативного материала – отраслей, институтов). Место и роль отраслей права, особенно ведущих (конституционное, уголовное, процессуальное, гражданское). Одна и та же правовая система может быть отнесена к различным семьям в зависимости от того, какие отрасли преобладают.

5. Общность процесса правореализации. Имеется в виду близость построения органов юстиции, способ обеспеченности и защиты прав, влияет также отношения в правореализации.

6. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других – теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих – социалистические, национал-социалистические идеи и т.д.

7. Общность идеологии. Разработанный за века понятийно-категориальный аппарат, идеи, концепции и т.д. Единство терминологии, юридический категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации права.

8. Правосознание, правовая культура, уровень ценности права в целом.

§ 2. Национальная правовая система

строй, политическая система, нравственные устои, идеология, религия, юридическая наука, культура, особенно пра- вовая. При этом в различных странах набор факторов и степень воздействия каждого из них на формирующуюся правовую систему неодинаковы. Например, древнеримская система права сложилась и достигла высочайшего уровня развития прежде всего благодаря высокому уровню правовой науки и возможностям латинского языка, его богатой и точной терминологии, а систему права современного Египта обусловила в основном исламская религия, ее постулаты.

Читайте также:
Общественная экологическая экспертиза: что это значит

Существенными правообразующими факторами правовой системы белорусского народа были традиционные, геополитические, культурные, научно-теоретические, сугубо политические, идеологические, юридические.

С возникновением первых княжеств на территории Беларуси, начиная с IX в., право формируется из местных обычаев, как это начиналось и у других народов мира. Обычное право было возобладающим на территории Беларуси до середины XV в., и лишь во второй половине XV в. доминирует писаное право. Пребывание белорусского народа в Великом княжестве Литовском с XIII по XVIII в. сопряжено с действием знаменитых статутов 1529 г., 1566 г. и особенно 1588 г., который положил начало формированию отраслей права (государственного, семейного, уголовного) и не потерял своего значения и при включении Беларуси в состав Российской империи в конце XVIII в.

Установление в России Октябрьской революцией 1917 г. советской власти, провозгласившей отмену дореволюционной правовой системы, юридическое положение БеларУсй

составе Союза ССР на правах союзной республики как субъекта федерации, а фактически унитарного государства предопределили утверждение единой советской правовой системы на всей территории Советского Союза. Законодательная деятельность Белорусской ССР сводилась к воспроизведению правовых институтов и норм, содержащихся в Основах Союза ССР и союзных республик, с незначительной их конкретизацией применительно к условиям Беларуси.

При своеобразии советской правовой системы, отрицавшей институт частной собственности и деление права на частное и публичное, по своей юридической природе она примыкала к европейской континентальной (романо-гер- манской) правовой системе.

С провозглашением в 1990 г. суверенитета Беларуси, принятием в 1994 г. Конституции и ее новой редакции в 1996 г. правовая система республики еще больше сблизилась с континентальной правовой системой и является одной из ее разновидностей.

Основными элементами национальной правовой системы Республики Беларусь являются отрасли права и отрасли законодательства, их институты и нормы.

Отрасль права – это совокупность обособленных юридических норм, регулирующих определенный род общественных отношений.

Определяющим критерием деления права на отрасли является предмет правового регулирования. Предмет правового регулирования – это общественные отношения определенного рода, например, отношения между людьми процессе труда (прием на работу, перевод с одной работы на Другую, оплата труда, предоставление отпуска, увольне- Ние с Работы). Их упорядочение правом путем установления соответствующих норм и приводит к образованию тРасли трудового права.

Читайте также:
Федеральный государственный служащий: что это значит

Однако в связи с тем, что все разнородные общественные отношения взаимосвязаны и зачастую переплетаются между собой, возникают трудности в их четком разграничении, в отнесении той или иной нормы К соответствующей отрасли права.

При затруднении разграничения предметов регулирования отраслей гражданского и административного права исходят из того, что диспозитивный способ, позволяющий решать конкретные дела на основе усмотрения сторон, их обоюдного волеизъявления, равноправия, предполагает отнесение такого рода отношений к отрасли гражданского права, а отношения, в которых одна сторона категорически предписывает, властью обязывает другую вести себя определенным образом, – к отрасли административного права. В силу этого некоторые имущественные отношения и относят не к гражданскому, а к административному праву.

Национальная система права Республики Беларусь состоит из следующих отраслей права: конституционного (государственного), гражданского, семейного, трудового, административного, финансового, земельного, уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального,

гражданского процессуального права.

Конституционное (государственное) право – это совокупность норм, упорядочивающих наиболее важные отношения в обществе, закрепляющих принципы его правовой системы, юридически определяющей устои общества, его социальных систем, особенно политической, государственной, принципы ее формирования и функционирования, положение личности в государстве и в обществе.

Гражданское право регулирует основанные на равенстве участников имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, а также иные, предусмотренные законом, личные неимущественные отношения.

Семейное право упорядочивает личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие на основе брака, кровного родства, усыновления, опеки и попечительства.

Трудовое право являет собой отрасль, регулирующую отношения, складывающиеся по поводу личного применения труда, его организации, условий и оплаты (приема на работу, перевода с одной работы на другую, условий тРУДОвой деятельности и ее оплаты, увольнения с работы).

Административное право – это система норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления публичной исполнительной и распорядительной деятельности полномочных органов. Нормы административного права определяют структуру, компетенцию, формы и методы управленческой деятельности.

Финансовое право – это система норм, регулирующих отношения в сфере финансовой деятельности, связанной с аккумуляцией и распределением денежных средств в государстве и осуществлением финансового контроля.

Земельное право регулирует отношения, складывающиеся на базе использования земли.

Уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какое наказание предусматривается за их совершение.

Уголовно-исполнительное право регламентирует порядок реализации уголовно-правовых норм в русле обеспечения их эффективности.

Уголовно-процессуальное право – система норм, регламентирующих порядок деятельности правоохранительных органов (суда, прокуратуры, следственных и дознава- тельных учреждений) по расследованию и рассмотрению уголовных дел.

Гражданское процессуальное право регулирует порядок рассмотрения судами гражданских дел и исполнения судебных решений.

Каждая отрасль права состоит из институтов права.

Институт права – это обособленная часть отрасли права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Примером института права является институт гражданства в отрасли конституционного права, институт наследования в отрасли гражданского права, институт необходимой обороны в отрасли уголовного права.

Исходным элементом в системе права, его клеточкой, его кирпичиком является норма права.

Нормотворчество в процессе регулирования отношений между людьми происходит в силу жизненных потребностей не только в русле упорядочения однородных отношений, отношений в чистом виде (гражданско-правовых, административно-правовых и т.

Отрасль законодательства – это совокупность норм, регулирующих комплекс взаимосвязанных разнородных общественных отношений, объединенных определенной сферой.

К отраслям законодательства относятся экономическое (хозяйственное), экологическое (природоресурсное), жилищное, банковское, инвестиционное, торговое, таможенное, морское, воздушное, космическое, компьютерное и др. В юридической литературе и законодательной практике отрасли законодательства нередко именуются отраслями права, или же комплексными отраслями права. Соответственно употребляется и понятие «комплексный институт права». Однако такая терминология не точна. Комплексным институтом может быть лишь институт законодательства, а не права. Точно так же не следует именовать отрасль законодательства комплексной отраслью права или же отраслью права.

Читайте также:
Акты гражданского состояния: что это значит

Отрасли права и отрасли законодательства группируют по определенным критериям.

По материальному и процессуальному критерию система права подразделяется на отрасли материального и процессуального права. Процессуальные отрасли – гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное право. Остальные отрасли права (конституционное, гражданское и Др.) являются материальными.

При классификации отраслей права по интересам (всего общества и частным) система права делится на публичное (конституционное, административное, финансовое, бюджет- ное’ налоговое, уголовное, уголовно-исполнительное, процес- сУальное) и частное (гражданское, семейное, трудовое). Некоторые авторы, в частности JI. Б. Тиунова, считают, что 3Десь критерием является метод правового регулирования.

4. Наследование по закону

Порядок перехода прав и обязанностей от умершего к другим лицам по закону регламентирован в главе 66 ГК РФ. Следует отметить, что наследование по любому из возможных оснований, в том числе по завещанию и наследственному договору, осуществляется на основании закона. Поэтому выбранный законодателем термин «наследование по закону» является достаточно условным и призван отразить те возникающие на практике случаи, когда наследодатель не выразил свои последние волеизъявления в завещании.

Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ. Наследниками по закону могут быть граждане, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также дети наследодателя, родившиеся после его смерти.

Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности. На сегодняшний день ГК РФ устанавливает восемь очередей наследников. Наследники каждой последующей очереди призываются к наследованию при отсутствии наследников предшествующих очередей, либо в случае, если никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования, либо лишены наследства, либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления.

В соответствии со ст. 1146 ГК РФ по праву представления наследуют внуки наследодателя и их потомки, дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя), двоюродные братья и сестры наследодателя в случае, если наследник по закону умер до открытия наследства или одновременно с наследодателем. Доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, перешедшая по праву представления к его соответствующим потомкам, делится между ними поровну. Не наследуют по праву представления потомки наследника по закону, лишенного наследодателем наследства, а также признанного недостойным наследником.

На основании ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители умершего. К наследованию призываются также дети, родившиеся после смерти наследодателя. Ребенок, в отношении которого его родители или один из них были лишены родительских прав, сохраняет право на получение наследства.

Что касается усыновленных детей и усыновителей, то ГК РФ в ст. 1147 приравнивает их в личных неимущественных и имущественных правах к родственникам по происхождению. Соответственно, они входят в число наследников первой очереди. Усыновленные дети не наследуют по закону после своих родственников по происхождению, то есть биологических родителей, а биологические родители не наследуют по закону после усыновленных детей. Вместе с тем Семейный кодекс Российской Федерации в п. 3 ст. 137 предусматривает возможность сохранения личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей при усыновлении ребенка одним лицом по желанию матери, если усыновитель — мужчина, или по желанию отца, если усыновитель — женщина. В этом случае усыновленный ребенок наследует по закону после смерти родственников по происхождению, которые, в свою очередь, наследуют в случае смерти усыновленного ребенка.

Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.

Согласно ст. 1143 ГК РФ во вторую очередь к наследованию призываются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка, как со стороны отца, так и со стороны матери.

Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.

В ст. 1144 ГК РФ наследниками третьей очереди выступают полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя).

Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления.

При отсутствии наследников первой, второй и третьей очереди ст. 1145 ГК РФ наделяет правом наследования по закону родственников наследодателя третьей, четвертой и пятой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей. Степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого. Рождение самого наследодателя в это число не входит.

Так, в качестве наследников четвертой очереди к наследованию призываются родственники третьей степени родства — прадедушки и прабабушки наследодателя; в качестве наследников пятой очереди — родственники четвертой степени родства — дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки); в качестве наследников шестой очереди — родственники пятой степени родства — дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети). При отсутствии наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди
по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.

Читайте также:
Объекты, изъятые из оборота

При недостаточности документов, подтверждающих родственные отношения и их степень, вопросы об установлении соответствующих юридических фактов (факта родственных или брачных отношений, факта регистрации тех или иных событий, факта иждивенчества и т.п.) разрешаются в судебном порядке.

Следует отметить, что законодатель предусматривает особый режим наследования по закону для нетрудоспособных лиц, находящихся на иждивении наследодателя (ст. 1148 ГК РФ). Так, если гражданин, нетрудоспособный ко дню открытия наследства, относится к числу наследников по закону, но не входит в круг наследников призываемой очереди, то он наследует по закону вместе и наравне с наследниками этой очереди при условии, что не менее года до смерти наследодателя находился на его иждивении. При этом не имеет значения, проживал ли такой гражданин совместно с наследодателем или нет. Факт совместного проживания выступает основанием для наследования только в том случае, если нетрудоспособный гражданин не является наследником по закону, но при этом находился на иждивении наследодателя и проживал совместно с ним не менее года до его смерти. При наличии других наследников по закону такие нетрудоспособные иждивенцы наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию, а при отсутствии других наследников по закону — самостоятельно в качестве наследников восьмой очереди.

В качестве гарантии прав отдельных категорий родственников наследодателя закон устанавливает правило об обязательной доле в наследстве при наличии завещания. Так, в соответствии со ст. 1149 ГК РФ правом на обязательную долю в наследстве, независимо от содержания завещания, обладают несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя. Указанные лица наследуют не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону. Право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется из оставшейся незавещанной части наследственного имущества, даже если это приведет к уменьшению прав других наследников по закону на эту часть имущества, а при недостаточности незавещанной части имущества для осуществления права на обязательную долю — из той части имущества, которая завещана.

Кроме того, особые гарантии предусмотрены при наследовании пережившего наследодателя супруга: согласно ст. 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии с правилами о совместной собственности супругов, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными ГК РФ. Иное может быть предусмотрено совместным завещанием супругов или наследственным договором.

В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество, составляющее наследственную массу, признается выморочным и переходит в собственность городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, города федерального значения, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации.

умерший гражданин, имущество которого переходит другим лицам в порядке наследования. лицо, имеющее право наследовать имущество умершего по завещанию или по закону. Наследником считается лицо, находящееся в живых в день открытия наследства, а также дети, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. принадлежащая собственнику часть имущества, находящегося в собственности двух или более лиц (общей собственности). лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. совершеннолетнее лицо, взявшее ребенка, подлежащего усыновлению, на воспитание в семью на основаниях и в порядке, предусмотренных Семейным кодексом РФ. юридические и физические лица, заключающие или заключившие между собой договор. Стороной договора может быть государство (Российская Федерация, ее субъекты), которые выступают на равных началах с иными участниками гражданско-правовых отношений. несовершеннолетние либо совершеннолетние лица, достигшие возраста 60 и 65 лет (женщины и мужчины соответственно), лица, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы, а также иные категории граждан, предусмотренные законодательством.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: