Национальное собрание: что это такое, описание и особенности

Парламент: структура, виды по объему компетенции, полномочия

Разновидности парламентов

Имеются две варианта палат:

  • двухпалатные;
  • однопалатные.

Создание двухпалатной системы должно обеспечить представительство всех слоев общества. Верхняя палата представляет дворянство, а нижняя палата представляет население в целом.

Обычно в современных условиях место двухпалатной системы в государстве, причем верхний уровень представляет федеральную власть (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и т. д.). В одном государстве с двухпалатным парламентом его верхняя палата обычно состоит из политических административных единиц (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и т. д.).

Примерно в половине европейских государств есть однопалатные парламенты. (Финляндия, Дания, Венгрия, Болгария и т.д..).

Во внутренней структуре парламентов есть комитеты и комиссии. В основном это вспомогательные структуры, состоящие из парламентариев, которые помогают парламенту (ам) в осуществлении своих полномочий.

В основном это вспомогательные структуры, состоящие из депутатов, которые помогают палатам в исполнении их правополномочий.

Комиссии делятся на:

  • постоянные (созданы в смежных областях законодательства);
  • временные (изучения вопроса, предпочтительно практики использования права, социальных проблем).

Комитеты

К постоянным комитетам относятся:

  • госбюджетные капиталы;
  • по иностранным делам;
  • по правительственной инициативе;
  • по отчислениям;
  • по обороне и безопасности;
  • по вопросам гражданской службы;
  • по делам бюджета;
  • по продаже и индустрии;
  • по вопросам образования и труда;
  • по сельскохозяйственным вопросам и т.д.

К временным комитетам относятся:

  • следственные;
  • специальные (создаются для исследования того или иного вопроса);
  • советы всей палаты;
  • объединительные.

Виды парламентов

Палата имеет очень сложное и масштабное строение для быстрого и качественного решения поставленных задач, которые изначально заблаговременно обсуждаются более узким составом членов палаты, которые имеют специальную профильную подготовку в обсуждаемом вопросе в требуемой области рассмотрения конкретной государственной отрасли.

Для вынесения решения по определенному законопроекту на сегодняшний день, он должен пройти необходимые этапы рассмотрения в необходимом комитете.

Парламент – он слишком большой, чтобы эффективно обсуждать сложные вопросы, так как они не подготовлены заранее, но являются обязанным для принятия во внимание меньшим количеством делегаций, знакомых с масштабами конкретной страны. На сегодняшний день ни один законопроект не примут без стадий обработки в одном из комитетов, его выносят на решение платы.

При совокупности функций и полномочий палата формирует его власть. По объему компетенции палаты делятся на три группы:

  • Парламент с абсолютно четкими обязанностями, характеризуется федеративным и децентрализованным единым государством (Соединенные Штаты Америки, Франция, Испания). В этих странах центральные органы власти подчиняются правам федеральных или других местных органов власти.
  • Парламенты с абсолютно неопределенной властью, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и обладают юридически неограниченной властью (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).
  • Парламенты с относительно определенной компетенцией, где границы власти являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения власти и ответственности правительства и парламента (Швейцария).

Полномочия парламента

Основные полномочия парламентов:

  • законодательные компетенции:
    • право законной деятельности (осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев);
    • принятие законов осуществляется по пунктам:
      • первое чтение заключается из передачи законопроекта на рассмотрение и объявления его названия в Палате, в то время как в некоторых парламентах законопроект сначала обсуждается полностью, а затем передается в комитет (Великобритания, Германия), остальные законопроекты сначала обсуждаются в комитет, а затем в палатах пленарного заседания (Италия, США, Франция);
      • второе чтение состоит в том, что при обсуждении основных положений законопроекта, в то время как палата не имеет права рассматривать отдельные статьи законопроекта и направлять их в комитет для внесения изменений или отклонения;
      • после второго чтения проект направляется в совет, в котором проходит тщательное, постатейное обсуждение, после чего опять отправляется на обсуждения в палату;
      • третье чтение на этом этапе могут рекомендоваться изменения, не касающиеся законопроекта (чаще всего касающиеся стиля, заглавия и т.д.).

Утверждение законопроекта

После того, как законопроект всех чтений выносится на голосование, обычно, для того чтобы принять решения, требуется большое количество голосов списочного состава парламента, но для принятия законопроектов нужно большая часть голосов в 2/3, 3/4, 3/5 голосов.

Читайте также:
Протест векселя: что это такое, описание и особенности

Законный проект после этого, утвержден одной палатой, посылается для принятия другой. Верхняя палата может принять его, внести изменения или он может не принять законопроект вообще. Чтобы преодолеть разногласия между палатами, создаются согласительные комиссии, или дискуссионный законопроект обсуждается на коллегиальном (совместном) заседании палат (Индия, Япония).

Если верхняя палата не принимает законопроект, то он подлежит повторному пересмотру в нижней палате, при этом устанавливается срок по закону, в течение которого действует отсроченный запрет (Великобритания – один год, Испания и Япония – два месяца), и число голосов членов нижней палаты для прохождения отсроченного проекта (как правило, это квалифицированное число голосов, но иногда хватает и большинства, например в Великобритании и Испании).

Закон который обе палаты утвердили отдают на подпись главе государства, при этом последний обладает полным правом (Великобритания) либо условным (Испания, Швеция, Япония) вето. Заметим, что в Великобритании монарх не пользовался полным запретом с 1707 г.

Почти во всех странах мира сохранен порядок, при котором законопроект принятый парламентом должен быть направлен на проверку главе государства.

Президент при проверке закона на его соответствие конституции и ранее принятым законопроектом, в этом случае президент (монарх и т.д.) имеет право только отлагательное вето. Закон указывает, что он должен в течении определенного срока отклонить или принять законопроект. (например, 10 дней в США). После повторного принятия законопроекта определенным числом квалифицированных голосов парламентариев глава государства обязан его принять в установленные законом сроки. Принятые парламентом в Японии законопроекты нуждаются в подписи министра. До обнародования, возможна еще одна степень (во Франции закон передается в Конституционный Совет для проверки его соответствия конституции.

Иные полномочия парламента

Иные полномочия парламента – это:

  • утверждение бюджета и другой финансовой власти (дает право совершать контроль за оплату налогов и расход средств государства, одобрение финансового законодательства), принятие бюджета страны на каждый финансовый год, принятие решений о внутренних и внешних ссудах, возникновения разных внебюджетных фондов и т.д.;
  • делегированное законодательство – рассматривается определенный порядок создания актов уполномоченного законодательства. Такие акты принимаются в осуществления закона и делегируют правительство или отдельных министров издавать схожие акты (Великобритания, Австралия, Индия и др.).

Контроль над деятельностью

Контроль над деятельностью (как правило осуществляется, субъектом исполнительной власти, однако контролировать можно и главу государства, и вооруженные силы, и судебную власть и т.д.). В других странах имеются три модели контроля:

  • первая модель осуществляется в странах с парламентарной формой власти, проверка предполагает институт ответственности правительства перед палатой (недоверие к правительству повлечет коллегиальный уход министров или уход парламента с выбранной датой новых выборов);
  • вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где основной формой контроля является расследовательская деятельность комитетов парламента и возможность вынесения импичмента;
  • третья модель попадается в странах со смешанной формой власти, в которых действуют институты ответственности правительства перед палатами и роспуска палат, а также допустимость организации парламентских слушаний и разбирательств.

Основные методы осуществления контроля:

  • установления вопроса о доверии;
  • интерпелляция (обращаться к правительству касательно мотивов его деятельности, по вопросам дальнейших действий, касающихся определенных точек зрения государственной политики. Государство может отказаться ответить на вопрос, но с обязательным разъяснением (основанием) отказа – употребляется широко в Италии, Японии, Финляндии, Японии);
  • устные и рукописные вопросы (чаще всего в Великобритании – ответы министров на устные вопросы депутатов звучат каждый день, кроме пятницы. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах);
  • резолюция порицания (отличается от недоверия тем, что предлагается предложением Палаты – Францией);
  • расследование деятельности комитетов и комиссий проводится, если имеется общественный интерес.

Также в полномочия парламента входят:

  • власть над ратификацией и денонсацией международных договоров (ратификация – высший орган власти утверждает международный договор, после этого договор овладевает юридической силой; денонсация – государственный отказ от заключения международного договора);
  • назначение голосования (эта власть носит особенный, либо многовариантный характер).
Читайте также:
Объединение общественное: что это такое, описание и особенности

Создание органов власти

Формирование высших государственных учреждений, распределение должностных лиц или участие в этих процессах происходит посредством:

  • избрание или назначение по своему усмотрению (чешский парламент избирает президента республики на совместном заседании обеих палат);
  • выборы или назначение по предложению других гленов или должностных лиц (словацкий Нацсовет избирает судей по предложению правительства);
  • комплектование органа целиком без определения его руководителей (австрийский Национальный Совет избирает Коллегию Народной Правозащиты);
  • формирование органа целиком с назначением его руководителей (сербская Народная скупщина избирает и смещает председателя, заместителей председателя и министров правительства);
  • избрание или назначение только руководителя или также его заместителей (Верховное народное собрание КНДР избирает и назначает председателя Центрального суда, а остальная часть его состава избирается и отзывается Постоянным советом Верховного национального совета);
  • образование части органа (в Румынии из девяти судей Конституционного суда трое определяются Палатой депутатов и еще трое – Сенатом);
  • участие палаты и парламента в составе более широких коллегий, формирующих орган (германский бундестаг входит в состав Федерального собрания, которое избирает президента);
  • предоставление временного или последующего согласия Парламента или Палаты на формирование органа или назначение должностных лиц (председатель правительства Испании назначается королем только в том случае, если он получает доверие абсолютного большинства членов Конгресса депутатов).

США,Франция, Куба, Китай и Венгрия эти страны могут объявить войну и заключить, потому что у них есть сила и защита.

Квазисудебные права

Квазисудебные права (судебные действия исполнительного или административного должностного лица):

  • импичмент – парламентский судебный процесс (целью которого, является отстранить от должности виновных лиц совершивших правонарушение главы государства, должностных лиц исполнительной власти, судьи), впервые воспользовались в Англии в XII в.;
  • право о возбуждении обвинения перед судебными органами против высших должностных лиц;
  • объявление о помиловании.

Помимо перечисленного, парламент обладает правами на объявление войны и чрезвычайного положение, на обжалование действий администрации, осуществление контроля над использованием вооруженных сил.

Значение словосочетания «национальное собрание»

  • Национальное собрание — представительный и законодательный орган страны. Ниже перечень по континентам и странам:

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова поудить (глагол), поудим:

Ассоциации к слову «национальный&raquo

Ассоциации к слову «собрание&raquo

Синонимы к словосочетанию «национальное собрание&raquo

Предложения со словосочетанием «национальное собрание&raquo

  • Кроме того, им запрещено проводить публичные митинги и отказано в праве иметь национальные собрания.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «национальное собрание»

  • И вот, как бы для того, чтоб вывести его из недоразумения, в газетах появилось известие, что в версальском национальном собрании образовалась партия, которая на развалинах любезного отечества водрузила знамя «борьбы»…

Сочетаемость слова «национальный&raquo

  • национальная безопасность
    национальное государство
    национальная идея
  • агентство национальной безопасности
    национальный институт здоровья
    национальные интересы страны
  • стать национальной идеей
    являться национальным достоянием
    разжигать национальную рознь
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «собрание&raquo

  • учредительное собрание
    общее собрание
    народное собрание
  • собрание сочинений
    федеральное собрание российской федерации
    собрание кредиторов
  • зал собраний
    решение собрания
    проведение собрания
  • собрание закончилось
    собрание состоялось
    собрание началось
  • проводить собрание
    выступать на собраниях
    присутствовать на собрании
  • (полная таблица сочетаемости)

Понятия со словосочетанием «национальное собрание»

Афоризмы русских писателей со словом «национальный&raquo

  • Национальный язык, так же как и сама нация, складывается веками и должен бережно охраняться, как охраняются духовные ценности непреходящего значения.

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется словосочетание «Национальное собрание»
  • Разбор по составу слова «национальный» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «собрание» (морфемный разбор)
  • Перевод словосочетания «национальное собрание» и примеры предложений (английский язык)
Предложения со словосочетанием «национальное собрание&raquo

Кроме того, им запрещено проводить публичные митинги и отказано в праве иметь национальные собрания.

Читайте также:
Почтовая декларация: что это такое, описание и особенности

Далее – ночь на 4 июля 1789 года: Национальное собрание принимает решения об отмене всех дворянских привилегий.

Национальное собрание должно сделать лишь практически возможные в ближайшее время шаги (Т. 5, с. 41).

Синонимы к словосочетанию «национальное собрание&raquo
  • законодательные собрания
  • учредительное собрание
  • провинциальные собрания
  • представительные собрания
  • собрание депутатов
  • (ещё синонимы. )
Ассоциации к слову «национальный&raquo
  • националист
  • нация
  • национальность
  • многонациональный
  • Интернационал
  • (ещё ассоциации. )
Ассоциации к слову «собрание&raquo
  • школа
  • пленум
  • конгресс
  • люди
  • семинар
  • (ещё ассоциации. )
Сочетаемость слова «национальный&raquo
  • национальная безопасность
  • агентство национальной безопасности
  • стать национальной идеей
  • (полная таблица сочетаемости. )
Сочетаемость слова «собрание&raquo
  • учредительное собрание
  • собрание сочинений
  • зал собраний
  • собрание закончилось
  • проводить собрание
  • (полная таблица сочетаемости. )
Морфология
  • Разбор по составу слова «национальный»
  • Разбор по составу слова «собрание»
Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Федеральное Собрание РФ – парламент РФ: общая характеристика. Правовые акты Федерального Собрания

Федеральное Собрание РФ: общая характеристика

Конституция РФ (ст. 94) устанавливает, что Федеральное Собрание — парламент РФ, тем самым давая ему не более как самую общую характеристику через общеупотребительный термин. Но далее в этой же статье Федеральное Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган РФ, что уже раскрывает основное назначение данного парламентского учреждения.

Особенности Федерального собрания:
    1. изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ;
    2. орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим.

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в РФ (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл. «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ (через созыв Конституционного собрания). Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией — настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (ч. 1 ст. 135 Конституции РФ).

Другая важная гарантия, закрепленная в гл. «Основы конституционного строя», состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим . Независимость — важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправепринимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Федеральное Собрание не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость. Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции РФ.

Вместе с тем законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как:

    • президентское вето;
    • референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента;
    • чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов;
    • право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными;
    • право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах;
    • ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов;
    • требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ.

Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его «сдержками и противовесами».

Как представительный орган Федеральное Собрание, безусловно, вправе выступать от имени всего народа даже тогда, когда воля парламента опирается лишь на большинство, а не на всех депутатов. Однако это право не является исключительным, т. е. принадлежащим только парламенту, поскольку им наделен и Президент РФ, также избираемый путем всеобщих демократических выборов. В этом заключается специфика народного представительства в президентской республике с ее принципом разделения властей. Но, разумеется, представительность Федерального Собрания более широка и диверсифицирована, поскольку она позволяет выявить не только общие, но и региональные интересы многонационального народа РФ, а также весь спектр партийно-политических интересов граждан.

Читайте также:
Начало срока: что это такое, описание и особенности

Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом РФ. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т. е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, т. е. возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

Самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Такая взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию его высокий конституционно-правовой статус.

Правовые акты Федерального Собрания

Перечисление вопросов ведения каждой из палат Федерального Собрания в ст. 102 и 103 Конституции РФ завершается единообразным указанием на то, что по вопросам ведения каждая палата принимает постановлениябольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ.

Совет Федерации принимает постановления как по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, так и по вопросам организации своей внутренней деятельности. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми втом же порядке, что и постановления палаты.

Постановления Совета Федерации часто посвящены актуальным вопросам жизни страны, в них отмечается недостаточно активная работа Правительства РФ, содержатся обращения к Государственной Думе с призывом принять необходимые законодательные акты и т. д. Обычными являются формулировки «предложить Правительству», «рекомендовать Президенту», «рекомендовать Центральному банку» и т. п. Постановления, следовательно, не содержат обязательных указаний для главы государства и исполнительной власти. Естественно поэтому, что Президент и Правительство прислушиваются к пожеланиям палаты, когда эти пожелания носят деловой характер, и вправе игнорировать те из них, которые носят характер политических выпадов или вмешательства в прерогативы исполнительной власти.

Проекты правовых актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в соответствующих структурных подразделениях Аппарата Совета Федерации и визируются их должностными лицами. Правовые акты, принятые Советом Федерации, оформляются с учетом принятых палатой поправок, визируются комитетом, комиссией Совета Федерации, ответственными за рассмотрение данного правового акта, а также соответствующими должностными лицами и в течение 96 часов с момента принятия направляются для представления на подпись Председателю Совета Федерации, регистрации и рассылки.

Регламент Государственной Думы предусматривает, что палата принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к ее ведению:

    • об одобрении проекта закона о поправках к Конституции РФ и принятии федерального закона;
    • о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    • о доверии и недоверии Правительству РФ;
    • о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ,Уполномоченного по правам человека,Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
    • об объявлении амнистии;
    • о выдвижении обвинения против Президента РФ;
    • о запросе и направлении представителей в Конституционный Суд РФ;
    • о парламентском запросе;
    • по другим вопросам своей компетенции.

Государственная Дума вправе также принимать заявления иобращения, которые оформляются постановлением палаты. Заявления и обращения Думы весьма многообразны и принимаются гораздо чаще, чем Советом Федерации, и в гораздо более острой политической форме. Это особенно характерно для обращений к Президенту РФ по вопросам внутриполитического и социально-экономического положения в стране. Однако так же, как заявления и обращения Совета Федерации, заявления и обращения Государственной Думы, оказывая определенное влияние на исполнительную власть, не могут в то же время содержать каких-либо норм, обязательных для Президента и Правительства, а потому имеют только морально-политическое значение. Более значимыми являются заявления Государственной Думы по международным вопросам. Эти заявления, дающие оценку различным внешнеполитическим акциям зарубежных государств, приобретают определенный международный резонанс.

Читайте также:
Негосударственная пенсия: что это такое, описание и особенности

В чем отличия между Советом Федерации и Государственной Думой, что главнее

Управление Российской Федерацией осуществляется несколькими государственными органами — президентом, Федеральным Собранием и судами. Федеральное Собрание Российской Федерации сформировано из двух палат — это Совет Федерации и Государственная Дума. Эти органы имеют законодательные и представительные функции, но у каждого есть свой принцип формирования и обязанности, поэтому стоит разобраться, чем Государственная Дума отличается от Совета Федерации.

  1. Понятие Совета Федерации
  2. Что такое Государственная Дума
  3. Что общего между Советом Федерации и Государственной Думой
  4. Чем отличается Совет Федерации от Государственной Думы
  5. Порядок формирования
  6. Основная задача
  7. Полномочия
  8. Отличие от Федерального Собрания
  9. Краткие итоги

Понятие Совета Федерации

СФ входит в состав Федерального Собрания Российской Федерации и является его «верхней» палатой. До 2000 года порядок формирования этого представительного и законодательного органа регулировался Федеральным законом, принятым в 1995 году. С 2011 года вступил в силу новый закон, согласно которому, кандидатом для назначения представителем верхней палаты может быть каждый гражданин страны, который является депутатом законодательного или представительного органа госвласти субъектов РФ.

Последние изменения в закон были внесены в 2020 году. Согласно им, сенатором может быть любой гражданин РФ, который достиг возраста 30 лет и имеет безупречную репутацию, а также постоянно проживает на территории России и не имеет гражданства другого государства.

Совет является постоянно действующим органом, его заседания проводятся не реже 2 раз в 30 дней, однако при необходимости сенаторы собираются и чаще. СФ формирует комитеты из членов палаты, которые также являются постоянно действующими органами. Причем каждый сенатор, входящий в СФ, обязательно должен состоять в одном из комитетов.

Что такое Государственная Дума

Госдума РФ также является одной из палат Федерального Собрания. Впервые этот орган был создан в 1905 году. В состав входит 450 депутатов, им может стать каждый гражданин России, которому исполнился 21 год. Основной задачей этого законодательного органа считается рассмотрение и утверждение бюджета государства, а также разработка и утверждение законов.

Депутаты Госдумы не имеют права заниматься другой государственной деятельностью, они избираются на 5 лет.

Что общего между Советом Федерации и Государственной Думой

Самое основное сходство между этими органами заключается в том, что они входят в состав Федерального Собрания РФ и имеют как законодательные, так и представительные функции.

К общим моментам также относится следующее:

  • оба органа работают на постоянной основе;
  • как сенаторов, так и депутатов не имеют права задерживать и подвергать досмотру их личное имущество;
  • органы имеют право влиять на работу Президента государства;
  • один и тот же человек не может быть сенатором и депутатом.

Чем отличается Совет Федерации от Государственной Думы

Чтобы разобраться, кто главнее — верхняя или нижняя палата, стоит подробнее изучить функции и принцип работы этих органов.

Порядок формирования

В Конституции Российской Федерации указано, что в состав верхней палаты назначается по два представителя от каждого субъекта государства. Один проходит от законодательного органа, второй — от исполнительного, функционирующих в каждом регионе страны. Возрастное требование к сенатору — больше 30 лет.

Основная задача

Рабочая форма СФ — регулярные заседания (не менее 2 раз в месяц). Сенаторы собираются, чтобы заслушать указы и послания главы государства, а также представителей Конституционного суда и дипломатов, представляющих интересы других стран. Все сенаторы обладают дипломатической неприкосновенностью, за исключением случаев, когда в отношении них возбуждено уголовное дело с неопровержимыми доказательствами вины.

Основной задачей нижней палаты считается принятие бюджета страны, формирование законов, направленных на поддержание благополучной жизни граждан РФ.

Читайте также:
Правовая семья: что это такое, описание и особенности

Полномочия

Что касается прав и полномочий, то здесь также есть определенные различия.

К полномочиям верхней палаты относятся следующие моменты:

  • изменение территориальных границ субъектов, входящих в состав государства;
  • назначение выборов на должность президента страны;
  • утверждение указа главы государства о необходимости введения в стране чрезвычайного положения;
  • отстранение Президента от руководства государством;
  • отставка госпрокурора и его назначение, а также других людей, занимающих высокие посты в государстве.

Нижняя палата Федерального Собрания обладает следующими правами:

  • выдвигать обвинения против Президента для последующего объявления импичмента;
  • назначать и освобождать от занимаемой должности председателя Счетной палаты и уполномоченного по правам человека;
  • объявлять амнистию;
  • давать согласие Президенту на назначение Председателя Правительства государства;
  • назначать и освобождать от занимаемой должности Председателя Центробанка РФ.

Отличие от Федерального Собрания

Разница между ними заключается в таких моментах:

  • с точки зрения законотворчества, СФ подчиняется Государственной Думе.
  • в верхнюю палату сенаторов назначают, а депутатов выбирают по результатам всероссийского голосования.
  • глава государства не имеет права на роспуск СФ, в отличие от Госдумы.
  • сенатор — должность постоянная, срок депутатских полномочий ограничивается пятью годами.
  • депутаты не имеют права занимать другие госдолжности, в отличие от сенаторов.

Краткие итоги

Рассмотрев особенности создания и права обеих палат ФС, можно сделать вывод о том, что выше. Из анализа всех факторов следует, что большими полномочиями обладает нижняя.

Что это – национальное право?

О национальном праве многие не имеют никакого представления. При этом международные права, хотя бы как понятие, известны большому количеству людей. И хотя во многом эти понятия схожи, есть и значительные отличия. В нашей статье поговорим об этом вопросе подробнее.

Определение

Национальное право относится непосредственно к одной стране и включает в себя все особенности именно данного государства, действующие в нем законы, специфику культуры и исторические факторы. При этом такое право на самом деле не имеет отношения к какой-то одной нации (за исключением ситуаций, когда все население государства состоит только из людей определенной национальности, что в современном мире практически не встречается). Таким образом, национальное право – это квинтэссенция всех норм и законов, действующих в стране. Они касаются только внутренних дел, но никак не влияют на другие государства. Единственным исключением может быть ситуация, при которой национальное право полностью соответствует международному. Далее рассмотрим, в чем их отличия.

Отличия национального и международного права

Как логично следует из предыдущего описания, главное отличие заключается в том, на каком уровне действует каждый вид права. Если национальная разновидность касается исключительно отношений внутри страны, то международная больше ориентирована на регулирование возникающих ситуаций между государствами. И обе эти системы могут пересекаться. Так, международное право оказывает сильное влияние на национальное, буквально вынуждая корректировать внутреннее законодательство для приведения его в соответствие с общепринятыми нормами. Простыми примерами подобного можно считать права человека, интеллектуальную собственность и другие подобные элементы, которые обязательны к выполнению всеми (или большинством стран). Интересен тот факт, что обратное влияние (национальных прав на международные) проявляется крайне редко и возможно только для ведущих стран мира или хотя бы его отдельного региона. В таком случае скорее имеет место навязывание собственных принципов более слабым оппонентам, что не всегда хорошо, хотя в случае со слаборазвитыми странами может сыграть и в плюс.

Система права

Основой национальной системы права любой страны является ее Конституция, так как ни один закон ей перечить просто не может по определению. Уже в этих рамках можно выделить несколько подчиненных элементов, базирующихся на главном в стране документе:

  • Земельное законодательство.
  • Уголовно-процессуальный кодекс.
  • Административное право.
  • Трудовое законодательство.
  • Гражданский и семейный кодекс.

Для того чтобы национальное право действительно работало, как задумывалось, все элементы обязаны работать в согласии друг с другом. То есть дополнять, но не перечить. Необходимо исключить ситуации, которые по одним правилам считаются нарушением, а по другим – нет. К сожалению, учесть абсолютно все нюансы и согласовывать любые изменения просто невозможно, и потому конфликты случаются достаточно часто. Как результат – появляются новые изменения и дополнения, которые несут за собой дальнейшее изменение законодательства. И так без конца или до полной реформы системы законообразования, что в принципе нереально.

Читайте также:
Обратная покупка: что это такое, описание и особенности

Нормы

Строго регламентированных, раз и навсегда установленных норм национального права как таковых не существует. Тем не менее, учитывая возрастающую роль идеологии глобализации в большинстве цивилизованных стран, все чаще эти нормы приводятся в соответствие с международными аналогами, что значительно облегчает взаимодействие разных стран друг с другом. На данном этапе все чаще принятые в большинстве государств нормы начинают считаться более важными сравнительно с отличающимися от них национальными. Возникающие противоречия обычно решаются изменением действующего законодательства в отдельно взятой стране. И лишь в крайне редких случаях бывает наоборот. Однако нередко некоторые элементы в разных странах, которые ранее не считались общепризнанными, распространяются настолько широко, что начинают требовать к себе отдельного внимания. Выливается это в формирование нового международного закона или поправок к уже действующим.

Принципы

В международном праве есть понятие коллизионных принципов, когда не сразу понятно, по каким именно законам действовать. В нашем случае такой проблемы нет. Национальное право основывается на базовых принципах, логичных для каждого отдельного направления структуры. Например, в Семейном кодексе на первом месте стоит принцип добровольности брака и равноправия. То же самое верно и по отношению к любым другим, перечисленным выше составным элементам. Принципы неоднородны для разных стран. То, что считается нормой в одном обществе, станет абсолютно неприемлемым в другом. На примере того же Семейного кодекса невозможно представить себе его работу (в том виде, в котором он для нас привычен) в странах с идеологией многоженства и/или главенствующим положением мужчин, где женщины о равноправии и не слышали.

Национальные права человека

Государственная система защиты прав человека условно разделяется на три основных группы:

  • Механизм защиты. Под этим определением понимают все права граждан, которые прописаны в Конституции и действующем законодательстве. Они должны сочетаться друг с другом, но не перечить. Особенно неприемлемо действие любых законов вразрез с существующей Конституцией.
  • Институт защиты – это государственные органы, главной задачей которых как раз и является наблюдение за соблюдением прав человека. Самый простой пример – полиция. Она должна как предотвращать возможные нарушения прав человека самим фактом своего присутствия, так и бороться с уже возникшими ситуациями, наказывая виновных.
  • Метод защиты. В данном случае как раз подразумевается именно фактическое или потенциальное наказание за нарушение прав человека. Каждый человек должен быть уверен, что государство в обязательном порядке повлияет на обидчиков. Кроме всего прочего, понимание того факта, что наказание обязательно будет, останавливает огромное количество потенциальных нарушителей.

Субъекты

Главным субъектом любого как иностранного, так и российского национального права является само государство, точно так же, как и в международном варианте. Однако в отличие от последнего другими субъектами считаются сами граждане и созданные ими объединения любой формы собственности. Характерной особенностью субъектов национального права является строгое соответствие вертикали власти. То есть законы и изменения к ним принимаются на самом верху и постепенно спускаются вниз. Обратное движение возможно только в виде просьб, предложений или рекомендаций, которые могут лечь в основу новых изменений. В некоторых случаях часть прав «верхушки» делегируется территориальным органам власти. Например, регулирование продажи спиртного производится в России отдельными областями или регионами самостоятельно, но в рамках допустимых пределов, установленных правительством в Москве.

Российские особенности

Одной из самых основных особенностей национального права в России является выдвижение на первое место международного законодательства. То есть в ситуации, когда то или иное действие считается нарушением по нормам страны, но не является таковым в большинстве других государств, высока вероятность, что наказания не будет. Верно и обратное. Таким образом действуют практически все развитые народы, и на данный момент законодательство практически везде приведено к единому образцу. Такой подход помогает избегать многочисленных проблем во взаимоотношениях между странами и дает четкое понимание того, что и где можно или нельзя делать.

Читайте также:
О лицензировании: что это такое, описание и особенности

Тем не менее в законодательстве России точно сказано, что главенствующее положение имеют только «общепризнанные» международные нормы. То есть все остальные не имеют такой власти и обязаны подчиняться уже национальному праву. Кроме того, учитываются исключительно те международные права, которые официально зафиксированы в договорах. Любые другие варианты неприемлемы. И что самое интересное, ни одно такое право не может противоречить действующей Конституции РФ. Получается, что вроде как страна принимает международные правила, но фактически только те из них, которые полностью соответствуют национальным.

Особенности других стран

В Австрии все международные нормы считаются одновременно и национальными. Там система построена так, что они дополняют друг друга, а не противоречат. То же самое верно и по отношению к национальному праву таких государств, как Германия, Испания, Италия и многие другие. Тем не менее в некоторых случаях действуют определенные оговорки. К примеру, в Испании международные правила считаются национальными только после их публикации именно в этой стране. То есть при определенном желании можно какой-то невыгодный закон просто не освещать, и нарушением это считаться не будет. А во Франции все подобные договоры, правила или нормы считаются действующими только при условии, что они с одинаковым успехом работают и другой стороны соглашения. Получается, что нельзя просто заключить какой-то договор с Францией и не выполнять его на территории своей страны, так как он не будет иметь смысла.

Вывод

В общем и целом на текущем этапе развития государств национальное право постепенно становится все менее влиятельным и востребованным. В ближайшем будущем возможен вариант согласования между странами единого законодательства, которое и будет использоваться как внутри страны, так и за ее пределами. Однако неизбежно будут возникать проблемы и конфликты, связанные с особенностями культурного фактора разных народов, и, скорее всего, полностью исключить отдельные формы национального права, действующие только в рамках одной страны (или даже отдельных ее регионов) будет невозможно еще очень долго.

Общие и отличительные черты международного и национального права

Общие черты международного права

В литературе выделяют два вида юридических систем – межнациональное право и внутреннее (национальное) право правительств. Они имеют независимо друг от друга, как совокупные виды, так и особенные, относящиеся к ним, как к независимым структурам власти, свойства.

Общие виды: вышеуказанные системы образуют комплекс правовых правил и положений, необходимых для субъектов права, исполнение которых может быть принудительно. Межнациональное право и внутригосударственное право характеризуется похожей структурой: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а «первичным элементом» обеих структур являются правовые нормы.

Специфическими чертами являются:

  • предметы регулирования правительственного права, которыми являются отношения между субъектами правительственного права отдельных государств, ограничивающиеся пределами правительственной территории и рамками внутренних полномочий. Национальное и международное право регулирует главным образом взаимоотношения субъектов межнационального права, к которым относятся правительства, народы, ведущие войны за свою независимость, межнациональные учреждения;
  • способ создания юридических правил. Нормы правительственного права возникают в результате односторонних действий правительства, а принципы межнационального права формируются его субъектами на основе свободной воли членов межнационального собрания;
  • источники права. Внутригосударственные правила сформулированы в виде нормативных актов, нормативных контрактов, правил и т.д., в то время как нормы международного права проявляются в форме межнациональных контрактов, межнациональных правил, актов межнациональных собраний и совещаний, в документах межнациональных компаний;
  • субъекты международного права. Субъектами внутригосударственного права являются: правительство, правительственные учреждения и штатные сотрудники, субъекты федерации, органы местного самоуправления, ЮЛ и ФЛ и прочие. К субъектам межнационального права относятся адресаты межнациональных юридических правил и их создатели.

Замечание 1

Поэтому межнациональное право может быть назначено как особая юридическая структура – комплекс межнациональных юридических правил, созданных вопросами межнационального права и управления отношений между правительствами, народами, спорящими за свою самостоятельность, межнациональные отношения с участием ФЛ и ЮЛ.

Читайте также:
Отпечаток пальцев: что это такое, описание и особенности

Проблема соотношения международно-правовых и национальных норм

Проблема взаимосвязи между юридическими и межнациональными правилами исторически не нова: юридические анализы в этой отрасли формируются с 16-го века, и совпадают со временем открытия самого межнационального права в форме целостного понятия, которое отличается от национального права. А.И. Лукашенко отметил: «. есть основания полагать, что межнациональное право стало постепенно проникать в политику в шестнадцатом веке, число контрактов увеличилось, были организованы таможенные правила, для которых правительства начали признавать свою юридическую силу». Основа нынешней структуры далека от ее «зрелой» формы выражения: главным инструментом разрешения межнациональных конфликтов и разногласий является война. Что касается юридических правил, то большинство из них были не однозначными, а индивидуальными.

С течением времени увеличивались и развивались отношения между правительствами, в связи с чем, соотношение международно-правовых и национальных норм становилось предметом изучения не только ученых-юристов, но и философов, теологов, богословов. В XIX в. утверждается принцип суверенного равенства и происходит размежевание внутригосударственного права с международным правом. Именно тогда был заложен фундамент и основа соотношения международного и внутригосударственного права как равновеликих, но взаимодействующих правовых систем. Доктринальные разработки этого вопроса получают все более качественный и глубокий характер, вследствие чего на свет появляются концепции соотношения международного и внутригосударственного права, получившие условное название монистической и дуалистической доктрин.

Современное международное право

Однако, современное международное право постепенно становится интернационализированным. Суть интернационализации заключается в расширении и разнообразии межправительственных отношений, в том числе за счет выполнения правил правительственного взаимодействия. Уже «в XIX веке происходят значительные изменения в области межнационального права, а число подписанных договоров становится больше . ». Двадцатый век стал новой вехой в процессе глобального объединения: на европейском континенте появилось Европейское сообщество, которое во многих отношениях стало моделью Сообщества права. В то же время, прекращение существования Союза Советских Социалистических Республик привело к новым формам объединения взаимоотношений между бывшими советскими республиками, особенно СНГ. Кроме того, шесть республик сформировали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), чтобы создать единое таможенно-экономическое пространство. Российская Федерация также участвует в других объединениях, таких как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая была основана для обеспечения коллективной безопасности в евроазиатском регионе.

В этом отношении суть объединения более очевидна в предмете межнациональных контрактов, подписанных его членами и являющимися субъектами межнационального права. Суть такого объединения отражает не только основные особенности контактов между правительствами, но и особенности аналогичного взаимодействия между другими.

Современное межнациональное право по-новому оценивает соотношение межнационального права, исходя из реалий, которые глобализация привнесла в нашу жизнь. Так и Ю.А. Тихомиров отмечает: «По мере усиления глобальных объединений, тенденций процесс скоординированного развития продолжается все шире и интенсивнее, и каждая национальная юридическая структура отражает независимость правительства и различные подходы к увязке его собственных интересов на межнациональной арене. Деловая активность в мире сообщества, признавая его ценность и регулируемость для правительств-членов, в то время, как признанные правила и нормы межнациональные права влияют на национальное законодательство».

Учение современного межнационального права исходит из множественности и нелинейности соотношения глобализирующегося межнационального права. Это означает, что влияние межнационального и внутригосударственного права признается взаимодействующим в прямых и обратных связях. Межнациональное право служит фундаментом за счет общепризнанных правил для согласия правительств и их сосуществования на межнациональной арене. В то же время, внутригосударственное право, как более сформированное и исторически развитое, дает межнациональному праву новые импульсы развития.

Система национального права и международное право.

Национальное и международное право не могут существовать изолировано. Нормотворчество в международной правовой практике подвержено влиянию национальных правовых систем. Нормы национального права регламентируют реализацию внешней политики страны. Международное же право оказывает заметное влияние на национальное законодательство.

По проблеме соотношения национального и международного права в юридической науке сложились разные точки зрения, раскрываемые в рамках двух основных направлений:

Читайте также:
Общероссийский классификатор: что это такое, описание и особенности

Сторонники монистического подхода полагают, что национальное и международное право находятся в определенном соподчинении. Иными словами, либо национальное право господствует над международным, либо международное право преобладает над национальным. Концепция превосходства международного права над национальным правом получила более широкое распространение.

Сторонники дуалистического подхода признают параллельное существование системы национального и международного права. Они полагают, что правовые системы отдельных государств и международное право развиваются относительно независимо друг от друга, но, одновременно, находятся и в некоторой взаимосвязи.

Международное право – это система юридических принципов и норм, которые выражают согласованную волю соответствующих участников международных отношений и регулируют их взаимоотношения.

Основным источником межнационального права выступает международный нормативно-правовой договор, в котором отражается совместная позиция участников по определенным вопросам, представляющим их совместный интерес.

Международное право занимает наднациональное положение, оно явным образом не принадлежит ни одной из национальных правовых систем.

В части 4 статьи 15 Конституции России говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ выступают составной частью национальной правовой системы государства. Также указывается что, если международным договором (в котором участвует Россия) были установлены иные правила, нежели предусмотрены национальным законодательством, то применяются положения договора. Иными словами, нормам международного права отдается приоритет над положениями внутреннего национального законодательства.

Международное право в дополнение к национальным законам участвует и в защите прав и свобод человека и гражданина.

На современном этапе внутренний и внешний правопорядки оказываются тесно взаимосвязаны. Международное право наряду с национальным правом становится правом лишь с признанием свобод индивидов и их правосубъектности. Только в подобной правовой конфигурации возможны право, правопорядок и правовые отношения как во внутренних, так и во внешних делах.

В системе международного права выделяют международное публичное право и международное частное право. Первое регламентирует отношения между государствами, а второе – гражданско-правовые отношения с участием иностранных физических либо юридических лиц, а также отношения по поводу находящегося за границей имущества.

Таким образом,национальное право и международное право формируют правовые основы для регулирования системы общественных отношений. Они находятся в тесной взаимосвязи.

Правовая система: понятие, признаки, виды.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА – совокупность взаимосвязанных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее воздействие на общественные отношения и поведение людей.

Традиционно в мире выделяют четыре правовых системы: романо-германскую, англо-саксонскую, религиозную, традиционную.

Признаки:

2.Различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;

3. Удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;

4.Отражение состава юридических явлений;

5.Выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;

6.Отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;

8. Вхождение в единую взаимосогласованную систему.

Реализация права: понятие, формы, методы и принципы.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА – это воплощение норм права в правомерное поведение субъектов правоотношений.

ФОРМЫ: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

Соблюдение– выражается в пассивном поведении субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом.

Исполнение– состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей.

Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме.

МЕТОДЫ: убеждениеипринуждение.

Убеждение-включает в себя мероприятия, направленные на реализацию норм, которые носят воспитательный, разъяснительный и поощрительный характер.

Принуждение– включает в себя мероприятия, направленные на лишение субъектов, не выполняющих свои права, конкретных благ и применение физического насилия.

ПРИНЦИПЫ:1. Принцип законности 2. Принцип разумности и добросовестности 3. Принцип солидарности интересов и делового сотрудничества

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: