Национальный суверенитет: что это такое, описание и особенности

Суверенитет – это… Что такое внутренний и внешний суверенитет власти РФ

Что такое государственный суверенитет

Суверенитет – это независимость государства на международной арене и верховенство во внутренних делах. Суверенитет является одним из основных признаков государства. Согласно Конституции РФ, носитель и источник суверенитета государственной власти в России – народ.

Государственный суверенитет – синоним, который используют, чтобы не путать это понятие с терминами суверенитет народа (народ – источник власти), суверенитет личности (право человека распоряжаться самим собой) и национальный суверенитет (право нации на самоопределение).

Слово происходит от французского souveraineté – верховенство, господство. Понятие появилось в XVI веке и первоначально означало верховную власть монарха.

Основополагающие принципы государственного суверенитета: единство и неделимость территории страны, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.

Что такое внутренний и внешний суверенитет

Государственный суверенитет означает политическую и правовую самостоятельность независимого государства, это неотчуждаемое юридическое качество.

Внутренний суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны, на ее территории.

У государства есть исключительное право действовать от имени всего общества. Государство независимо решает все вопросы жизни страны, и это решения обязательны для всего населения. Например, лишь государство может издавать законы, собирать налоги, судить.

Внешний суверенитет – это независимость в международных делах, самостоятельная внешняя политика. Государство на мировой арене не обязано подчиняться другим странам и правительствам, а действует в собственных и общих интересах.

Внешний суверенитет проявляется в признании государства международным сообществом.

Признаки государственного суверенитета

Признаки внутреннего суверенитета:

Государственная власть универсальна: она распространяется на всех лиц на территории данной страны, обеспечивается с помощью законов и госаппарата.

Государственная власть самостоятельна, независима от других властей на территории страны.

Государственная власть может отменить решение любой другой общественной власти, если та нарушает закон.

Монополия государства на принуждение и насилие: наличие армии, полиции, тюрем.

Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических. Например, власть издает законы.

Признаки внешнего суверенитета:

Самостоятельность государственной власти и независимость от других властей за пределами страны.

Признание государства международным сообществом в качестве субъекта международного права.

Чем ограничен суверенитет государства

Уважение суверенитета – основной принцип современного международного права и международных отношений. Этот принцип закреплен, в частности, в Уставе ООН.

На практике ни одно государство не обладает полной свободой действий. Внутри страны оно обязано действовать в интересах народа, чтобы не потерять легитимность.

На мировой арене государство должно считаться с принятыми нормами, учитывать интересы международных организаций и других стран. Например, нужно поддерживать мир с соседями, строить взаимовыгодные отношения с экономическими партнерами, сообща решать глобальные проблемы.

В отдельных случаях ООН дает разрешение на вмешательство в дела других стран, что ставит их суверенитет под вопрос.

Суверенитет России. Декларация о государственном суверенитете

12 июня 1990 года в Москве была подписана Декларация о государственном суверенитете РСФСР – Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, входившей в состав СССР. Декларацию принял первый Съезд народных депутатов РСФСР (907 голосов за, 13 – против, 9 депутатов воздержалось) и подписал председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин.

Провозглашение суверенитета означало, что РСФСР больше не считает верховной властью руководство Советского Союза и не намерено во всем выполнять его распоряжения. Россия провозгласила приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР, принцип разделения властей, необходимость расширения прав регионов.

12 июня в России – государственный праздник и нерабочий день. Сегодня он называется День России. До 2002 года – День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

Суверенитет народа. Кто является носителем и источником суверенитета в России

Один из принципов конституционного строя РФ и основа организации государственной власти – суверенитет народа.

Российский народ является единственным источником власти и носителем суверенитета. Это значит, что власть обязана руководствоваться волей и интересами народа, а народ – реально участвовать в управлении обществом и государством.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Читайте также:
Обязательная сертификация: что это такое, описание и особенности

Суверенитет – понятие, виды и значение для государства

Значение термина

Суверенитет — понятие общественно-политическое, которое подразумевает единовластие внутри страны и неограниченность её действий во внешней политике. Внутренняя независимость проявляется следующими признаками:

  • власть имеет право действовать от имени всех жителей государства;
  • все общественные объединения, группы, социальные слои подчиняются решениям правительства;
  • гражданские, общественные права и обязанности регулируются законодательными актами, которые издаёт государство;
  • верховная государственная власть обладает исключительными полномочиями устанавливать чрезвычайное положение, привлекать к разрешению любых конфликтов полицию, армию.

Федеральные законы и конституция являются главными законодательными актами на территории страны. С правовой точки зрения, это считается важнейшим проявлением превосходства государственной власти, которая их принимает. В независимости внешней политики и экономики ещё больше определяется суверенитет государства. Во внешнеполитических отношениях самостоятельность страны проявляется тем, что:

  1. Её признают свободным субъектом все стороны, участвующие в международных отношениях. При этом у самопровозглашённых республик внешняя независимость не признаётся.
  2. Отдельно взятая держава не подчиняется диктатуре. Во внешней политике имеет полную самостоятельность в принятии и осуществлении решений.
  3. Страна не позволяет никому диктовать своё мнение, принимать участие во внутренней политике, которую она проводит.

Но с развитием глобализации, по мнению современных политологов, внешний суверенитет всё больше ограничивается. Действия стран контролируются пунктами международного права, они делегируют часть полномочий межгосударственным структурам, сплачиваются для урегулирования глобальных проблем.

Важность свободы выбора

Независимость в определении стратегии своего развития, выстраивании связей с населением, а также другими участниками международных отношений, означает государственный суверенитет. Это определение подтверждает свободное право выбора:

  • формы государственного устройства;
  • организации органов власти;
  • структуры местного самоуправления;
  • системы управления финансами;
  • границ суверенитета (территориальных, юридических).

Неотъемлемые свойства суверенной республики: контроль обеспечения порядка, соблюдения законов внутри страны, защита территории в случае угрозы вторжения извне. К решению этих задач привлекаются силовые структуры — армия, полиция. Верховная власть вправе препятствовать инициативе отдельных частей, республик, регионов отделиться. Такие стремления приводят к потере территориальной целостности, определённой Конституцией.

Так, в 1988 году в СССР начался процесс по отделению республик, в результате которого распался Советский союз, и появилась Российская Федерация. Но независимость власти вовсе не означает бесконтрольность. Верховная власть ограничивается законами и положениями Конституции. Например, согласно ст. 3 ч. 1 Конституции, носителем суверенитета в РФ считается народ.

Определение понятия в разное время

Понятие пришло из французского языка, означает оно возможность и готовность к неограниченной власти над государством. Сувереном назывался король, власть которого была абсолютной, ничем не ущемлённой. Способствовало появлению этого понятия наличие следующих причин:

  • отсутствие централизованности власти, раздробленность государств, которая мешала развитию экономики;
  • приоритет церковной власти над светской;
  • воля правителей ограничивалась совещательными органами, которые создавались влиятельными феодалами.

Эти тенденции тормозили общегосударственное развитие, что привело к естественной смене формы правления. Общие направления политики европейских стран в XIV—XVI вв. :

  • признание короля суверенным правителем;
  • наделение его верховной властью на территории страны;
  • отделение государства от церкви.

Жан Боден ещё в XVI веке озвучил, что означает государственный суверенитет. Юрист из Франции сформулировал его как абсолютную монархическую власть, действующую без перерыва на территориях, подчинённых королю. Первый раз термин использовали при подписании Вестфальских соглашений, которыми окончилась Тридцатилетняя война. С того времени слово используется для обозначения самостоятельности конкретных территорий в делах внешних и внутренних.

Чтобы понять значение государственного суверенитета, учёные XVII века исследовали причины его появления. Томас Гоббс первым их сформулировал. Английский философ пришёл к выводу, что для общества с начала его существования естественной была анархия, когда власть отсутствует в принципе. В этом случае каждый может начать воевать против любого. Для пресечения беспорядков общество заключило гражданский договор. За его соблюдением призвана следить верховная власть, которая судит, карает нарушителей, оберегает границы от нападения извне.

В XIX веке Карл Шмит переосмыслил идею внутреннего верховенства. Этот немецкий юрист был несогласен с теорией Гоббса. Он считал признаками полноты единовластия право устанавливать чрезвычайное положение, упразднять принятые законы, если необходимо — игнорировать их. Политологи до сих пор используют именно это определение.

Суверенитет в современной политике

Неолиберальная трактовка термина получила в общественных науках наибольшее распространение. Согласно ему существует три вида суверенитета:

  1. Государственный — выражается в праве, не подчиняясь воле третьих лиц, осуществлять законодательную, судебную, исполнительную власть в пределах территориальных границ, а также самостоятельно выстраивать внешнюю политику. Страна, которая зависит от решений извне, не имеет внешней и внутренней самостоятельности, является колонией. Неолибералы считают, что суверенность не требует доказательств, официального подтверждения, являясь понятием объективным. Вся система власти выстраивается на этом фундаменте.
  2. Национальный — право любой народности на самоидентификацию. Каждая нация, если посчитает необходимым, может создать собственное государство. Этим подтверждается её политическая независимость в выборе организационно-правовой формы и вида взаимодействия с другими нациями. Но такая независимость изначально характерна не любой нации, а диктуется формой устройства общества. Национальная независимость отражает демократические принципы, которые воплощаются в зависимости от уровня развития нации, осознания ей своих приоритетов. Это является отправной точкой становления государственной власти.
  3. Народный — подразумевает право каждого жителя участвовать в принятии законов, влиять на политический курс страны. Кратко — это верховенство народа. Народная власть выражается двумя способами. Выборы, роспуск местных или федеральных парламентов — императивный. Инициация публичных слушаний, общественных обращений в госслужбы — консультационный. Народный суверенитет противоположен монархическому. Король не является частью народа, он отдельная личность, обладающая тоталитарной государственной властью. А суверенитет народа означает, что власть правительства основывается на выражении воли населения, гарантия которой — честные выборы.

В 2000 году была организована комиссия ООН, которая рассматривала вопросы государственного суверенитета. Организация в своём докладе подчеркнула, что страны имеют не только право невмешательства во внутренние дела, но и обязаны защищать людей, которые проживают на её территории. В случае невозможности обеспечения такой защиты международное сообщество берёт на себя эту ответственность.

Независимость и международное право

Представление, что суверенитет даёт неограниченную власть внутри страны, не совсем верно. Нормы международного права действуют на территории всех демократических государств. То есть, существуют правовые документы, принятые вне страны, которым она подчиняется.

Читайте также:
Общая собственность: что это такое, описание и особенности

Например, в России Верховный и Конституционный суд — высшие судебные органы. Но во Франции (Страсбург) находится Европейский суд, который рассматривает дела, связанные с нарушением прав человека. Его вердикты основаны на Конвенции по правам человека. Этот документ признан в большинстве стран. Решение российского суда будет отменено, если Страсбург выяснит, что при ведении дела была нарушена Конвенция.

Это не означает ограничение суверенитета для РФ. Страна добровольно приняла международные соглашения, которые дают право интернациональному суду отменять судебные решения в России. Россия может в любое время односторонне покинуть договор, пренебрегая решениями Страсбурга. Проведение внешней политики иногда подразумевает добровольное подчинение.

Также существует абсолютный и ограниченный суверенитет государства. Ограничить независимость можно добровольно и принудительно. Добровольное ущемление возможно для приобретения общих с другими государствами выгод. Это решение глобальных вопросов, создание международных организаций. В этом случае достигаются взаимные договорённости между странами. Принудительно независимость ограничивается у колониальных или побеждённых в войне государств.

Последствия потери самостоятельности

В истории можно найти много примеров разделения власти. В России так называемый период двоевластия был в 1917 году. Ещё до Октябрьской революции Николай II отрёкся от престола, в результате партия В. И. Ленина стала правящей. Первая мировая война внесла дополнительный хаос. Безвластие в тот период привело к большим проблемам. Это кризис с продовольствием, беспорядок в армии, забастовки рабочих и множество других бед. Борьба двух систем власти в итоге спровоцировала Гражданскую войну, кровопролитие которой сравнимо с мировой войной.

Отсутствие государственной независимости, невозможность её отстоять, негативно влияет на население страны. В таком положении оказалась Россия в 90-е годы. После распада Советского союза она пошла по пути либерализации. В результате пострадал внутренний суверенитет. Проводимые реформы должны были привести к тому, чтобы власть принимала участие только во внешней политике, представляя общественные интересы. Внутренняя политика того времени была направлена на пресечение любых проявлений государственности.

Это привело к катастрофе: расстроенная экономика, нехватка продовольствия, небоеспособность армии, некомпетентные правоохранительные органы, разрушенная система образования. Это лишь часть проблем, которые сотрясали страну в конце прошлого столетия.

Чтобы избежать подобного хаоса, государству необходимо в любой ситуации сохранять внутренний и внешний суверенитет.

Только при условии сохранения и укрепления государственного суверенитета можно исключить внешнее воздействие. А также добиться того, чтобы каждый житель мог влиять на будущее своей страны.

Принцип суверенитета государственной власти

Что такое государственный суверенитет

Государственный суверенитет — это признак независимости государства, означающий неотъемлемое право государства решать проблемы внешнего и внутреннего характера с соблюдением законов, норм и принципов международного права.

Читайте также:
Прямые инвестиции: что это такое, описание и особенности

Суверенитет — это единство, независимость и целостность страны. Эта концепция означает неотъемлемое право каждого государства самостоятельно определять политический и правовой статус, выбирать путь экономического, социального и культурного развития.

Главенство высшей власти в стране состоит из следующих пунктов:

  • разнообразие;
  • исключительная компетенция;
  • принятые решения распространяются на всех граждан, партии и общественные объединения государства;
  • средства влияния, которыми не располагает никакое другое правительство.

Поскольку суверенитет является одной из основополагающих черт любой страны, он предполагает юридическое равенство всех независимых государств. Этот принцип закреплен в Уставе ООН и в других международных документах.

Теории суверенитета

Французский политик и философ Жан Боден (1530-1596) впервые в истории политической и правовой мысли разработал и широко обосновал концепцию «суверенитета» как важнейшего признака государства: «Суверенитет абсолютной и устойчивой власти государства. Абсолютная власть над гражданами и объектами, не связанными никаким законом».

Государственная власть постоянна и абсолютна; это высшая и независимая власть, как внутри государства, так и в отношениях с иностранными державами: только Бог и по законам природы находятся над суверенной властью.

Суверенитет, по Бодену, в первую очередь означает независимость государства от папы римского, от церкви, от сословия, от другого государства. Суверенитет как власть включает в себя право издавать и отменять законы войны и мира, назначать высших должностных лиц, которых осуществляет верховный суд, право на помилование, право чеканить монеты, устанавливать весы и меры и взимать налоги.

Боден был чрезвычайно важен для формирования страны. Он отвергает широкое разделение государственных форм на хорошие и плохие, поскольку отражает лишь субъективную оценку существующих стран. Сторонники власти одного человека называют ее «монархией», противники «тиранией». Представители власти меньшинства называют ее «аристократией», недовольные ею — «олигархией» и т.д. В то время как Боден дает объяснение — суть дела заключается только в том, кто обладает суверенитетом, реальной властью: один или большинство.

Боден говорил, что целесообразность и сила каждой из форм правления зависят от исторических и природных особенностей разных стран и народов.

Боден негативно относился к демократии: в демократическом государстве много законов, постановлений и властей, а общее дело в упадке.

Боден считал монархию лучшей формой государства. Исторический опыт свидетельствует о силе и естественности монархии — монархии существуют тысячи лет. Боден утверждал, что монархия особенно нужна в больших странах. Монархия предоставляет полномочия и энергию (принятие решений) власти.

Боден писал, что сначала все страны были созданы путем завоеваний и насилия, а не по добровольному соглашению.

Основываясь на разработанной им концепции суверенитета, Боден выделил два вида государственных связей:

  • основанную на неравенстве;
  • основанную на равенстве стран, входящих в союз.

Концепция суверенитета Бодена как признака государства, главного качества верховной власти, остается важной, даже несмотря на то, что она относится к XVI веку. Доктрина суверенитета Бодена в настоящее время актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане.

1. Во-первых, важен вывод Бодена о том, что суверенитет неразрывно связан только с государством как неотъемлемой частью высшей власти в стране.

2. Во-вторых, согласно Бодену, суверенитет неограничен.

3. В-третьих, Боден подчеркнул такое качество суверенитета как его неделимость.

Исторические факты про государственный суверенитет

Термин «суверенитет» происходит от латинского слова «superus» – высший, который, как подчеркивается в литературе, имеет много значений. Суверенитет имеет долгую и сложную историю развития.

Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и ученым Жаном Боденом в XVI веке. По определению Бодена, суверенитет — это неограниченная верховная власть монарха в стране. Однако в то время каноническое право, регулирующее международные отношения в Западной Европе, признавало верховную власть только за папой римским.

А в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг к признанию временных суверенных прав всех стран ЕС (включая вассалов Священной Римской империи), что знаменует начало современной системы, в которой суверенитет должен быть приписан любому из государств-членов.

Идея суверенитета постоянно привлекает внимание и развивается философами, политологами и юристами. Как отметил известный немецкий ученый Георг Еллинек (1851–1911), изучение суверенитета помогает лучше понять современные проблемы и попытаться заглянуть в будущее.

Читайте также:
Право собственности: что это такое, описание и особенности

Ж. Боден впервые в юридической науке разработал концепцию суверенитета, которая впоследствии стала классической. Однако следует обратить внимание на тот факт, что задолго до Бодена идея суверенитета была разработана древними философами и связана с концепцией автаркии. Смысл автаркии, как основной функции государства в Древней Греции, заключается в том, что государство не имеет никакой подобной власти над собой, и все его полномочия осуществляются независимо.

Позже, в Средние века, идея народного суверенитета получила более четкое отражение. В конце Средневековья возникла идея высшей и независимой государственной власти, субъектом которой был монарх.

В работе «Государь» итальянский мыслитель Н. Макиавелли теоретически обосновывает абсолютную власть государства. В целях усиления реализации государственных интересов он наделяет его высшей, суверенной государственной властью.

Согласно идеям этого мыслителя, жизненно важным государством является такое, в котором действительно гарантируется неограниченная власть монарха (государства), в то время как абсолютная власть государства и государственный суверенитет рассматриваются как идентичные понятия.

Важным этапом в развитии концепции суверенитета является учение Гегеля. Его теория суверенитета страны отражала потребности постепенного развития Германии и других европейских стран. В своем учении он приписывал суверенитет самому государству, а не государственной власти или народу. В то же время он выделил три основные черты государственного суверенитета:

  • доминирование;
  • единство;
  • независимость.

Кроме того, он подчеркнул, что существует внутренний и внешний суверенитет:

  1. Внутренний суверенитет — это единство всех видов деятельности и всех государственных органов.
  2. Внешний суверенитет — это единство и независимость государств во внешних отношениях.

Каждый новый этап в развитии общества, государства и права ведет к углублению и совершенствованию представлений об этой концепции. Следует помнить, что развитие идей суверенитета основано на некоторых исторических событиях и связано с развитием политической и правовой мысли.

Основополагающие принципы государственного суверенитета

Суверенитет государства, как один из принципов внутренней организации государственно-правового механизма, относится к основам конституционного строя.

Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного в статье 4 Конституции РФ, заключается в господстве и единстве государственной власти и ее распространении на всю территорию России.

Это означает, что законы федерального правительства являются обязательными для всех субъектов права на территории Российской Федерации: верховенство центрального (национального) правительства по отношению к органам субъектов федерации.

Юридическим термином, обозначающим верховенство суверенитета Российской Федерации, является верховенство Конституции РФ и федерального закона на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 4).

Конституция является обязательной для всех субъектов права на территории России, имеет высшую юридическую силу по отношению к федеральным законам и законам субъектов Федерации, ко всем положениям государственных органов, а также по отношению к нормативным актам органов местного самоуправления.

Главные основы государственного суверенитета

Основы государственного суверенитета:

  1. Существенной основой суверенитета страны является способность владеть территорией, определенным культурным наследием и имуществом.
  2. Политико-правовая основа суверенитета страны заключается в развитии и стабильности государственности, проектировании структуры власти.
  3. Признание суверенитета государства, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (ООН), основными документами международного права.

Примечание 7

Суверенитет является неотъемлемой чертой органов государственной власти, мерой их собственной силы и полноты жизни, что отражается в ряде возможностей, прав и гарантий, которые могут быть предоставлены их уникальным, особым статусом по сравнению с другими политическими институтами и международным сообществом.

Степень национального суверенитета, уровень и характер владения международными юридическими правами в государствах зависят от сферы компетенции, предусмотренной конституцией и другими соглашениями.

Объединение в различные организации и профсоюзы, заключение международных договоров, взаимные уступки показывают, что государство передает часть своих прав другим лицам (организациям) во имя успешного решения определенных задач.

Современное международное право исключает незаконное применение силы как средство решения спорных вопросов. Устав ООН (пункт 7 статьи 2) провозглашает принцип невмешательства во внутренние дела государства. В то же время в нем содержится положение, разрешающее Совету Безопасности ООН применять принудительные меры, изложенные в главе VI, которые должны включать ограничения суверенитета государства при наличии акта агрессии, угрозы или нарушения мира со стороны этого государства.

Суверенитет не исключает и не может исключать подчинения государств международному праву, он не определяет их независимости от норм международного права. Это означает, что современные страны обладают неполным, но соразмерным суверенитетом.

Суверенитет — это то, что делает государство государством

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Суверенитет – это независимость страны во внешних вопросах и верховенство власти во внутренних.

Читайте также:
Патентная оговорка: что это такое, описание и особенности

Руководство демократического государства самостоятельно принимает решения и воплощает их в жизнь, над ним нет никакой силы, имеющей право давать распоряжения, препятствовать исполнению его воли.

Признание суверенитета – принцип взаимоотношений на мировой арене, прописанный в Уставе ООН.

В чем выражается суверенитет государства

Суверенитет – это общественно-политическое явление, включающее две стороны: главенство власти внутри государства и свободу ее действий на международной арене.

Суверенитет внутри страны имеет следующие проявления:

  1. Исключительное право государственной власти представлять все население страны.
  2. Универсализм: решения властей распространяются на все социальные группы и слои, партии и общественные организации.
  3. Прерогатива (что это?): государство издает законодательные акты, определяющие перечень прав и обязанностей граждан и организаций.
  4. Наличие у властей средств воздействия, недоступных другим субъектам права: возможность вводить чрезвычайное положение, решать возникающие проблемы силовыми методами с привлечением армии, милиции.

С точки зрения норм права, основное проявление главенства государственной власти – ключевая роль на территории страны принятой ей Конституции и федеральных законов.

Суверенитет государства в еще большей степени – это его независимость во внешнеэкономических и внешнеполитических отношениях.

Суверенность государства во внешней политике выражается в:

  1. Участники международных отношений признают государство как самостоятельный субъект отношений (самопровозглашенные республики не обладают внешним суверенитетом).
  2. Страна самостоятельно продумывает и реализует внешнюю политику, ее действия не подчиняются воле диктатора.
  3. Государство не позволяет никому навязывать ему свою волю, вмешиваться в проводимую им политику.

Современные экономисты и политологи считают, что внешний суверенитет сокращается по мере развития глобализации (что это такое?).

Правительства и парламенты стран ограничены положениями международного права, они передают часть полномочий наднациональным структурам (яркий пример – органы управления Евросоюзом), объединяются для решения общих вопросов (например, сотрудничают в сфере экологии).

Суверенитет государства — это свобода выбора

Государственный суверенитет – это свобода, независимость страны в определении собственного будущего, выстраивании отношений с жителями и партнерами на международной арене.

Суверенное государство вправе самостоятельно выбирать:

  1. форму правления;
  2. систему и состав органов государственной власти;
  3. правила организации управления на местах;
  4. структуру финансовой, денежно-кредитной системы страны;
  5. территориальные и юридические границы государственного суверенитета.

Что значит суверенное? Это право государства обеспечивать соблюдение законности и порядка внутри страны, защищать границы от вторжения или агрессии извне. Для решения этих задач оно использует возможности силовых структур (милиция, армия).

Верховная власть страны имеет право препятствовать стремлению отдельных регионов (республик, областей) к отделению. Подобные намерения и настроения влекут нарушение территориальной целостности, провозглашенной Конституцией.

Например, «парад суверенитетов», начавшийся в СССР в 1988 году, привел к отделению республик, распаду союзного государства и образованию Российской Федерации.

При этом верховенство власти не означает вседозволенности. Законы, действующие на территории страны, положения Конституции, определяют границы власти.

Понятие суверенитета в разные исторические эпохи

Слово это имеет французские корни и обозначает возможность и способность осуществлять неограниченную (суверенную) власть над страной. Суверен — это абсолютный правитель, не ограниченный какими-та рамками (король).

Возникновение этого понятия было связано со следующими факторами:

  1. феодальная раздробленность государств, ставшая тормозом для экономического развития;
  2. зависимость светской власти от воли Церкви;
  3. ограничение действий национальных правителей совещательными органами (парламентами, советами, кортесами), сформированными могущественными феодалами.

Общей тенденцией в странах Европы в XIV-XVI века стало установление суверенной власти короля, признаваемого верховным правителем на территории страны, определение государства, как института, полностью независимо от воли Церкви.

Первые попытки сформулировать, в чем выражается суверенитет государства, предпринял в XVI веке французский юрист Жан Боден. Он обозначил его как непрерывную, абсолютную власть монарха на подвластных ему территориях.

Впервые слово «суверенный» было использовано в Вестфальских соглашениях, подписание которых завершило Тридцатилетнюю войну.

С этих пор термин применяется в значении независимости во внешних делах и главенства изнутри в привязке к конкретным территориям, государствам.

Пытаясь понять сущность суверенного государства, ученые Нового времени, задумались об источниках его происхождения. Впервые их сформулировал английский мыслитель Томас Гоббс. Он полагал, что первоначальным, естественным состоянием общества была анархия, когда каждый воевал против всех.

Чтобы прекратить беспорядки, граждане заключили общественный договор, следить за исполнением которого призвана власть государства. Она выполняет функцию судьи, наказывает нарушителей, защищает границы страны от агрессии извне.

Читайте также:
Обязательная доля: что это такое, описание и особенности

В XIX веке немецкий юрист Карл Шмитт дал определение, отличное от трактовки Гоббса.

По мнению ученого, признак подлинного внутреннего верховенства – возможность вводить чрезвычайное положение в стране, отменять ранее изданные законы и при необходимости нарушать их.

Эта трактовка суверенной власти используется политологами по настоящее время.

Как понимают суверенитет ученые XIX века

В современных общественных науках наибольшее распространение получило неолиберальное понимание суверенитета (продолжатели некоторых идей классического либерализма). Его последователи делят это политическое явление на три разновидности:

    Суверенитет государства.

Это полнота исполнительной, законодательной и судебной власти, осуществляемой в рамках государственных границ, право самостоятельно выстраивать политику на мировой арене, не подчиняться воле третьих лиц. Страна, которая следует указаниям извне, – колония.

По мнению неолибералов, суверенность – это объективное понятие, т.е. явление, не требующее чьего-либо подтверждения, официального закрепления. Это основа, на которой выстраивается законодательство страны, система власти.

  • Суверенитет нации.
    Предполагает, что нация имеет право на самоопределение, планирование собственного будущего. Народность может образовать собственное отдельное государство, если считает эту меру необходимой. По сути, это начальная точка, основа, из которой вырастает государственная власть.
  • Суверенитет народа.

    Предполагает, что жители страны имеют реальные возможности для участия в политике и законотворчестве: влияния на принимаемые нормативные акты, воздействия на внутренний и внешний курс страны. Неолибералы считают, что народ – это единственно возможный источник власти, на этом утверждении строится демократия.

    Народ выражает свою суверенную власть двумя способами: императивными (избрание и отзыв депутатов федеральных или местных парламентов) или консультационными (участие в выборах и референдуме, проведение публичных слушаний, подача коллективных обращений в государственные инстанции и т.д.).

    Проблема только в том, что все эти красивые формулы используются в узкокорыстных интересах отдельных государств (США и Ко) и надгосударственных структур (см. картинку выше).

    Красивыми словами прикрывают вмешательство в дела суверенных государств, якобы под предлогом восстановления суверенитета народа на управление государством или правом нации на самоопределение (по сути, осуществляя развал государства).

    Поэтому на смену неолиберальным трактовкам вскоре придут более объективные и менее удобные для вторжения во внутренние дела независимых государств постулаты. А «носители демократии» (в Ливию, Сирию, Афганистан) займут, наконец-то, достойное их место в мире (ну, вы знаете где).

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    Кому нужен суверенитет кроме политической элиты? Власть — это способ зарабатывать, очень много зарабатывать и ни с кем не делиться.

    В ответ на Юрий.

    Вот примерно так и думают либералы местного разлива. Их только злит, что они не во власти (ПОЧЕМУ НЕ МЫ — их главная в жизни обида), ибо очень хочется на этом зарабатывать и ни с кем не делиться (уж они знают как). Причем им суверенитет будет мешать (как и совесть).

    А вот власти, которая является национальной, суверенитет нужен как воздух. Без него соблюдать интересы страны будет практически не возможно.

    Поэтому этот вопрос является как бы маркером, говорящем о том, власть с народом или сама по себе. На самом деле, самостоятельные страны по пальцам руки можно пересчитать и Россия их этих стран будет самым большим пальцем.

    Об этом можно судить по тому, на кого больше всего наезжает «коллективный запад» — тот и обладает самым большим суверенитетом, ибо это не позволяет грабить страну (а Запад привык жить только грабежом на протяжении последних пятисот лет).

    На самом деле не существует абсолютного суверенитета, все государства зависимы, например от внешнего долга, от норм международного права, на основании которого принимают национальную Конституцию. Маленькие государства, хоть формально и являются независимыми субъектами международного права, на деле оказываются зависимы от глобальных интересов более мощных держав.

    Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ в 2020 году: что это такое и как его применять

    Государство поддерживает отечественных производителей с помощью национального режима в госзакупках. Расскажем, какие правила и условия действуют на поставщиков зарубежных товаров и что изменилось в нацрежиме в 2020 году.

    Что такое национальный режим

    Национальный режим — это набор правил, которые регулируют закупку товаров, работ и услуг (ТРУ) иностранного производства. Правила придумали для того, чтобы обеспечить безопасность и оборону страны, поддержать российских производителей (ч. 3 ст. 14 44-ФЗ).

    Читайте также:
    Недостоверная реклама: что это такое, описание и особенности

    Нацрежим дает преимущества поставщикам, которые поставляют товары из стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия.

    Далее в статье будем считать, что иностранный товар — это товар, который произвели за пределами ЕАЭС.

    В каких случаях применяется нацрежим

    В тендерах нацрежим реализуют через:

    • запрет на допуск ТРУ, которые произвели в зарубежных странах, кроме стран ЕАЭС;
    • ограничения закупки иностранных ТРУ;
    • специальные условия допуска.

    Правительство РФ в нормативных актах определяет правила работы запрета, ограничений и условий допуска и устанавливает список товаров, на которые действует нацрежим. Если объект закупки есть в одном из таких списков, то заказчик пишет в документации закупки:

    • какой нормативный документ действует в соответствии с нацрежимом;
    • какими документами участник подтверждает происхождение продукции в странах ЕАЭС;
    • сведения о том, что поставщик несет ответственность, если неверно укажет страну производства товара.

    Изменения в национальном режиме в 2020 году

    30.04.2020 года Правительство РФ опубликовало два новых нормативных документа по нацрежиму — Постановление № 616 и № 617. Они объединяют несколько постановлений, которые перестали действовать.

    Постановление № 616 описывает новые правила запрета зарубежных товаров. В перечень вошли товары из ранее действующих актов о запрете на допуск:

    • ПП РФ № 239 от 07.03.2019 — товары станкоинструментальной продукции;
    • ПП РФ № 9 от 14.01.2017 — промышленные товары и работы, выполняемых иностранными лицами;
    • ПП РФ № 656 от 14.07.2014 — товары машиностроения.

    Постановление № 617 ограничивает допуск зарубежной продукции и включает товары из следующих документов, которые утратили силу:

    • ПП РФ № 656 от 14.07.2014 — некоторые товары машиностроения;
    • ПП РФ № 1072 от 05.09.2017 — мебель;
    • ПП РФ № 791 от 11.08.2014 — товары легкой промышленности;
    • ПП РФ №1119 от 20.09.2018 — оружие, патроны, боеприпасы.

    В постановление № 617 добавили товары, на которые раньше не действовал нацрежим. Например, оборудование для пищевой промышленности, детские, спортивные товары, музыкальные инструменты.

    Ниже расскажем, как работают эти постановления.

    Применение национального режима по 44-ФЗ

    Рассмотрим, какие нормативные документы устанавливают запрет, ограничения и специальные условия допуска иностранных товаров и как работает нацрежим в соответствии с этими документами.

    Запреты в закупках по 44-ФЗ

    1. Постановление Правительства № 1236 от 16.11.2015 — запрещает закупать зарубежное программное обеспечение (ПО).

    Как работает постановление

    Заказчики отклоняют заявки тех участников, которые предлагают иностранное программное обеспечение. Заявку допустят, если участник предлагает программу, которая входит в единый реестр российского ПО или реестр евразийского программного обеспечения.

    Исключения

    Запрет не действует, если заказчик обосновал невозможность соблюсти запрет: в реестре российского или евразийского ПО нет программы нужного класса или программы из реестра не подходят по функциональным и техническим характеристикам. Например, нужна операционная система Windows, так как программа по бухучету, которую использует заказчик, работает только с этой системой.

    Постановление Правительства № 616 от 30.04.2020 — запрещает закупать иностранные промышленные товары для государственных нужд, обороны страны и безопасности государства: от бумаги до самолетов.

    Как работает постановление

    Если объект закупки входит в перечень и включен в реестр российской промышленности, то заказчик отклоняет все заявки, которые содержат предложение иностранной продукции. Запрет действует на товары, которые поставщики используют для выполнения работ, и на объекты аренды и лизинга. Материалы и полуфабрикаты, которые используют при производстве товаров, также должны быть отечественными.

    Объектами одного контракта не могут быть одновременно товары из перечня и товары, которые в перечень не входят.

    Исключения

    Нацрежим не применяют если:

    • товар не производят в России — заказчик подтверждает это сам или получает разрешение на закупку иностранного товара от Минпромторга через государственную информационную систему;
    • цена за единицу товара меньше 100 тыс. рублей, совокупная стоимость товара — меньше 1 млн рублей, кроме закупки текстильных тканей, меховых изделий и еще семи товаров;
    • закупаемый товар российского происхождения и другие товары заказчика несовместимы;
    • отечественные запасные части и расходные материалы не подходят к оборудованию заказчика;
    • заказчик — ФСБ, МВД, Служба внешней разведки и другие госслужбы.
  • Ограничения допуска иностранных товаров

    Ограничения допуска действуют на:

    • радиоэлектронную продукцию — Постановление Правительства № 878 от 10.07.2019,
    • пищевые продукты — Постановление Правительства № 832 от 22.08.2016.
    • отдельные виды промышленных товаров: мыло, музыкальные инструменты, насосы, компрессоры и другие — Постановление Правительства № 617 от 30.04.2020,
    • медицинские изделия — Постановление Правительства № 102 от 05.02.2015,
    • жизненно необходимые лекарства — Постановление Правительства № 1289 от 30.11.2015.
    Читайте также:
    Отзывный аккредитив: что это такое, описание и особенности

    Как работают постановления

    Ограничения работают в открытых конкурентных способах, когда объект закупки попадает в перечень товаров из постановления.

    Действует правило «Третий лишний». Заказчик отклоняет заявку с иностранным товаром, если:

    • поступило не меньше двух заявок с товарами из ЕАЭС;
    • обе заявки не содержат предложения одного и того же вида продуктов одного производителя.

    Исключения

    Иногда нацрежим не работает, если заказчик обоснует, что российский товар не подходит ему по техническим характеристикам. Например, такое условие действует в постановлении № 878.

    В постановлениях № 832 и № 1289 ограничения не действуют, если заказчики — консульства, представительства РФ и другие организации, которые работают на территории иностранного государства и закупают товары из перечня постановления.

    Важно: Перед тем, как подать заявку, подробно ознакомьтесь с правилами и порядком ограничения допуска в каждом постановлении.

    Условия допуска в госзакупках по 44-ФЗ

    Заказчик устанавливает в закупке условия допуска в соответствии с Приказом Минфина РФ № 126н от 04.06.2018, если объект закупки попадает в перечень товаров из приложения к приказу. Документ описывает, какие преимущества получают заявки с товаром из стран ЕАЭС. Варианты преимуществ зависят от способа определения поставщика. Рассмотрим их отдельно.

    Конкурс, запрос котировок, запрос предложений

    При рассмотрении и оценке заявок заказчик применяет понижающий коэффициент 15 % к окончательной цене тех участников, которые предлагают товары из стран ЕАЭС. Такие заявки получают больше баллов, чем заявки с иностранным товаром. Контракт заключают по цене, которую предложил участник.

    Рассмотрим пример заявок с одинаковой ценой, где один участник предлагает иностранный товар, другой — российский.

    Участник №1 предложил цену 100 000 рублей за иностранный товар.
    Участник №2 предложил такую же цену — 100 000 рублей — за отечественный товар. При оценке заявок заказчик снизил цену участника №2 на 15 %, чтобы выставить баллы. Цена участника №2 на этапе оценки заявок — 85 000 рублей. Участник №2 получил больше баллов и победил, потому что его цена ниже, чем у первого участника. Контракт заключили по цене, которую предложил поставщик — 100 000 рублей.

    Если участник №1 предложит цену не 100 000 рублей, а 85 000 рублей, и поставщики получат одинаковое количество баллов, то победит тот, кто раньше подаст заявку.

    Аукцион

    В аукционе условия допуска влияют на цену контракта:

    • если победитель предлагает иностранный товар, то контракт заключают по цене, сниженной на 15 % от предложенной участником;
    • если победитель заявил российский товар — контракт заключают по цене, которую предложил участник на аукционе.

    Например, в электронном аукционе на поставку лампочек с начальной ценой 100 000 рублей участвуют два поставщика. Первый предлагает российский товар, второй — товар из Китая. Второй участник выиграл аукцион с ценой 82 000 рублей. Но контракт заключат по цене, сниженной на 15 % — 69 700 рублей, потому что победитель предложил иностранный товар. Если бы в аукционе победил первый участник, с ним заключили бы контракт по цене, которую он предложил, не вычитая 15 %.

    Есть ситуации, когда условия допуска не работают:

    • если закупку признали несостоявшейся — поступила только одна заявка или не поступило ни одной;
    • все участники предлагают товар из стран ЕАЭС;
    • во всех заявках хотя бы один товар иностранный;
    • в отношении объекта закупки установлен запрет на допуск иностранных товаров.

    Документы для подтверждения соответствия

    Иногда заказчики пишут в документации, каким документом подтвердить страну происхождения товара. Если в требованиях закупки нет такой информации, то ее можно найти в соответствующем постановлении.

    Постановление № 1236 — запрет на допуск ПО

    От участника не требуют дополнительных документов. Сведения о программе, которую предлагает участник в заявке, должны быть в едином реестре российского ПО или реестре ПО ЕАЭС.

    Постановление № 616 — запрещает закупать некоторые иностранные промтовары

    Выписка из реестра российской промышленности или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи.

    Постановление № 878 — ограничение на допуск радиоэлектронной продукции

    Читайте также:
    Пограничные представители: что это такое, описание и особенности

    Участник декларирует в заявке, что товар находится в реестре российской продукции. Если товар из стран ЕАЭС, то прикладывает акт экспертизы, выданный уполномоченным органом страны ЕАЭС.

    Постановление № 832 — ограничение на допуск пищевых продуктов

    Декларация о стране и наименовании производителя. Страну происхождения товара указывают в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

    Постановление № 617 — ограничение на допуск отдельных виды промышленных товаров

    На этапе подачи заявки — декларация о том, что товар находятся в реестре российской промышленности с указанием номера реестровой записи и общем количестве баллов (ПП РФ № 719 от 17.07.2015).

    На этапе исполнения контракта:

    Постановление № 102 — ограничение на допуск медицинских изделий

    Сертификат СТ-1, акт экспертизы торговой промышленной палаты (ТПП) с информацией о доле стоимости иностранных материалов в одной единице изделия.

    Постановление № 1289 — ограничение на допуск жизненно необходимых лекарств

    Сертификат СТ-1 и заключение Минпромторга о подтверждении производства продукции на территории России в соответствии ПП РФ №719 от 17.07.2015.

    Приказ № 126н — специальные условия допуска

    Декларация о стране происхождения товара в свободной форме.

    Национальный режим в госзакупках

    Из нашей статьи вы узнаете:

    Одна из мер поддержки российских производителей государством — это использование национального режима в госзакупках. В данном случае правила торгов различны для отечественных и зарубежных поставщиков. О применении нацрежима и нововведениях по 44-ФЗ — читайте в статье.

    Что такое национальный режим

    Национальный режим — это правила по 44-ФЗ, дающие преимущества производителям и импортёрам в госзакупках, которые произвели свои товары, работы и услуги (ТРУ) на территории РФ или государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

    Применение правил необходимо для развития национальной экономики, обеспечения обороны и безопасности страны, защиты и поддержки внутреннего рынка РФ.

    Когда применяется национальный режим

    В государственных закупках нельзя приобрести товары иностранного производства, если это:

    • промышленные товары;
    • программное обеспечение;
    • радиоэлектронная продукция;
    • а также если в правилах торгов установлен приоритет на закупку ТРУ Российского происхождения.

    Правила национального режима по 44-ФЗ могут быть упразднены, если у поставщиков нет требуемых аналогов ТРУ.

    Запреты, ограничения и допуск устанавливают отдельные документы правительства РФ.

    Какие документы нужны для соответствия страны происхождения

    Для подтверждения страны происхождения поставщику необходимо предоставить специальную документацию:

    • нормативные акты, подтверждающие закономерность использования национального режима в конкретных закупках;
    • сертификат происхождения товара.

    Поставщик несёт ответственность за достоверность указанной информации по 44-ФЗ.

    Для подписи электронных документов и возможности их отправки контрагентам понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись. Только такая подпись является юридически значимой и приравнивается к рукописной. Астрал-ЭТ и 1С-ЭТП от ГК «Астрал», используют не только для отправки электронной документации, но и для сдачи отчётности в государственные органы или для участия в госзакупках.

    Случается, что в требованиях к закупке не указано, какой документ необходимо предоставить для подтверждения происхождения ТРУ. Тогда поставщик ищет информацию в соответствующих постановлениях.

    Постановление или приказ по национальному режиму Документ, подтверждающий страну происхождения
    Запрет на допуск программного обеспечения — постановление № 1236 Перечень доступного к госзакупкам программного обеспечения, созданного на территории государств ЕАЭС и РФ, указан в специальном реестре.
    Запрет на закупку некоторых иностранных промтоваров — постановление № 616 Выписка из реестра российской или евразийской промышленной продукции, где указан реестровый номер.
    Ограничение на допуск радиоэлектронной продукции — постановление № 878 Декларация о том, что ТРУ находится в реестре промышленной продукции, произведённой на территории Российской Федерации. Если ТРУ произведены в странах ЕАЭС — акт экспертизы, полученный от уполномоченного органа.
    Ограничение на допуск пищевых продуктов — постановление № 832 Декларация о стране происхождения. Страна классифицируется в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст.
    Ограничение на допуск отдельных видов промышленных товаров — постановление № 617 Вместе с заявкой на участие в торгах — декларация о том, что ТРУ находятся в реестре промышленной продукции, произведённой на территории РФ.
    При исполнении госконтракта — выписка из реестра и копия сертификата СТ-1.
    Ограничение на допуск медицинских изделий — постановление № 102 Сертификат СТ-1, акт экспертизы торгово-промышленной палаты с указанием доли стоимости иностранного материала в одной единице изделия.
    Ограничение на допуск жизненно необходимых лекарств — постановление № 1289 Сертификат СТ-1, решение Минпромторга подтверждающее производство ТРУ на территории РФ.
    Специальные условия допуска — приказ № 126н Декларация о стране происхождения товара в свободной форме.
    Читайте также:
    Недостоверная реклама: что это такое, описание и особенности

    Какие изменения ждут национальный режим

    30 апреля 2020 года вступили в силу два законодательных акта, которые поменяли порядок госзакупок по 44-ФЗ в сфере национального режима.

    Изменения закупок с запретами

    Постановление Правительства №616 — изменения в запретах на допуск иностранной промышленной продукции в госзакупках.

    Изменения закупок с ограничениями

    Постановление Правительства №617 — изменения в ограничении допуска иностранной промышленной продукции.

    Заключение

    Новые законодательные акты в сфере национального режима созданы для обеспечения безопасности страны и поддержки большего числа российских производителей.

    Подготовиться и выиграть в госзакупках можно только при наличии специальных знаний и опыта. «Астрал.Тендер» — это комплекс услуг для участия в торгах. Специалисты компании смогут провести обучение руководителей и сотрудников для самостоятельной работы или примут участие в электронных торгах за клиента.

    Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования в МЧП

    В Конституции Российской Федерации закреплено следующее положение, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Из этого положения можно сделать вывод, что в Российской Федерации действует национальный режим, суть которого в приравнивании иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, в том, что касается прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам.

    Помимо Конституции Российской Федерации, национальный режим закреплен и в ряде других нормативно-правовых актов, таких как Гражданский кодекс, Закон «Об инвестиционной деятельности в России», Минская конвенция и т. д.

    Следовательно, данный режим может быть закреплен не только во внутреннем законодательстве, но и в международном договоре.

    Режим наибольшего благоприятствования. Суть : в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане не относительно отечественных граждан и юридических лиц, а между собой. Данный принцип может быть предусмотрен только в международном договоре.

    Таким образом, режим, оговоренный в международном договоре, в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый согласно международному договору о торговле к одному из государств, будет применяться к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор.

    Из смысла данного режима можно сделать вывод о том, что в силу режима наибольшего благоприятствования создаются равные условия для государств, заключивших договоры в одной и той же области международных отношений.

    Режим наибольшего благоприятствования установлен между Россией и США на основании соглашения о торговых отношениях. Так, каждая сторона «без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим или экспортируемым на территорию другой страны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию любой третьей страны. »

    Комиссия международного права ООН разработала проект статей о клаузулах о более благоприятствуемой нации. Сущность данного проекта состоит в том, что государства обязаны предоставить другому государству режим не менее благоприятный, чем режим, распространяющийся на третье государство в определенной сфере правоотношений.

    15. Личный закон физического лица и его варианты.

    Личный закон – это закон физических лиц и поэтому используется прежде всего для определения правового положения физических лиц – субъектов частноправовых отношений: право- и дееспособности, личных прав (права на имя, место жительства, на честь и т. п.). Широко применяется личный закон в сфере семейно-брачных и наследственных отношений, в частности по поводу движимого имущества.

    Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

    Если лицо, помимо гражданства РФ имеет иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

    Если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право.

    При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

    Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

    Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: