Научно-исследовательские работы: что это такое, описание и особенности

Структура, пример и оформление научно-исследовательской работы

Обновлено: 04 Марта 2021

  • Что такое научно-исследовательская работа
  • Виды НИР
  • Структура и содержание научно-исследовательской работы
    • Титульный лист
    • Содержание
    • Введение
    • Основная часть
    • Заключение
    • Список литературы
    • Приложения
  • Как писать
    • Выбор темы
    • Сбор материала
    • Подготовка черновой версии
    • Подготовка чистовой версии
  • Основные требования к оформлению
    • Основной текст
    • Поля
    • Заголовки
    • Таблицы, рисунки, схемы, формулы
    • Сноски и ссылки
  • Написание защитного слова к НИР
  • Подготовка презентации
  • Пример научно-исследовательской работы
    • Образец для школьника
    • Образец для студента
  • Что такое научно-исследовательская работа
  • Виды НИР
  • Структура и содержание научно-исследовательской работы
    • Титульный лист
    • Содержание
    • Введение
    • Основная часть
    • Заключение
    • Список литературы
    • Приложения
  • Как писать
    • Выбор темы
    • Сбор материала
    • Подготовка черновой версии
    • Подготовка чистовой версии
  • Основные требования к оформлению
    • Основной текст
    • Поля
    • Заголовки
    • Таблицы, рисунки, схемы, формулы
    • Сноски и ссылки
  • Написание защитного слова к НИР
  • Подготовка презентации
  • Пример научно-исследовательской работы
    • Образец для школьника
    • Образец для студента

Подготовка школьника или студента по определенному предмету может проходить в разных формах. Наряду с изучением теоретических основ значение имеет и самостоятельное получение углубленных знаний — через эксперименты или практические изыскания.

Что такое научно-исследовательская работа

Это важная часть образовательной программы в школе и высшем учебном заведении. Научно-исследовательской работой называют проект, самостоятельно подготовленный учащимся по заранее заданной теме. НИР готовится для выступления на конференции или аттестационном мероприятии и часто подразумевает высталение оценки.

Виды НИР

  1. Фундаментальные научно-исследовательские работы — в этом случае школьник или студент изучает теоретический материал, анализирует источники, находит закономерности в выбранной теме.
  2. Поисковые НИР — здесь автор самостоятельно приходит к собственным выводам и делает прогнозы на основе изученной информации из научной литературы.
  3. Прикладные исследования — в результате выполнения работы этого вида получается практическое решение какого-нибудь вопроса в деятельности конкретного предприятия и организации. Например, это может быть разработка новых методик или алгоритмов обработки маркетинговых данных на заводе, с которым сотрудничает факультет.

Структура и содержание научно-исследовательской работы

Требования того, что должно входить в НИР, закреплены в ГОСТах, поэтому их соблюдение строго проверяется при приеме исследования к защите. Структура является типовой для научных исследований — аналогичный состав с небольшими дополнениями имеют курсовая и дипломная работа.

Титульный лист

Это первая страница НИР, содержащая базовую информацию об исследовании. Тут указывается:

  • Наименование вышестоящей организации. Например, для вузов это будет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
  • Название учебного заведения, где учится автор выполненной работы. Это может быть школа, лицей, колледж, институт или университет. При необходимости тут же приводится структурное подразделение, например, факультет.
  • Тема исследования.
  • Сведения об авторе — фамилия, имя, отчество, класс (для школьников) или группа (для ссузов и вузов).
  • Информация о научном руководителе или преподавателе-кураторе.
  • Год выполнения и город, в котором находится учебное заведение.

Содержание

Этот раздел идет сразу после титульного листа. Здесь приводится перечисление структурных элементов научно-исследовательской работы (введения, названия отдельных глав и пр.) с отсылкой к конкретным номерам страниц. Как и в книге, содержание в НИР быстро ориентирует незнакомого человека в составе работы и облегчает навигацию по тексту.

Введение

Здесь приводится краткий обзор проделанной научно-исследовательской работы. По существующим правилам, во введении обязательно должен быть затронут ряд вопросов, например, сформулирована гипотеза, определены цели, задачи и пр. Его можно назвать обоснованием проведенного исследования. Рекомендуемый объем — 1-2 страницы.

Актуальность

Автору исследования важно показать, что выбранная тема имеет важное научное и практическое значение. Наиболее распространенными будут ситуации:

  • Вопрос является актуальным в силу того, что многие исследователи в последнее время обращаются к нему. Например, это может быть использование мультимедийных технологий в образовании.
  • Значимость рассматриваемой темы определяется ее новизной и отсутствием разработок в данном направлении. К примеру, это программы для дистанционного образования в условиях повсеместного карантина.
Гипотеза

Это предположение, которое формулирует автор работы. В дальнейшем, в ходе проделанного исследования, он должен доказать истинность или неверность своей версии. В качестве подтверждения должны выступать результаты экспериментов или теоретические изыскания (например, среди архивных материалов).

Цели и задачи

Автору НИР обязательно нужно указать результат, к которому он стремиться при выполнении работы. Это будет цель исследования. Далее он должен определить задачи, то есть способ достижения установленного результата. Традиционно это делают в виде поэтапного алгоритма. Неправильно сформулированная задача может напоминать план подготовки самой НИС, хотя на практике все должно быть иначе — сначала делается исследование и проверяются гипотезы, затем на их основе пишется работа.

Предмет и объект

Важно различать два этих понятия:

  • Объект — явление или структура в целом, создающая основу для изучения. Например, это общественная формация, физическое или юридическое лицо, социальная или экономическая процедура и др.
  • Предмет — отдельный аспект, связанный с объектом. К примеру, объектом исследования может быть областная библиотека, а предметом — обслуживание лиц с ограниченными физическими возможностями.
Методы исследования

Под этим термином понимаются способы, которые будут использоваться автором работы для исследования предмета изучения. В зависимости от конкретного объекта и цели, меняются варианты для получения необходимой информации. Например, рассматривая обслуживание инвалидов в библиотеке, автор работы может:

  • Изучить статистические отчеты этой организации, определяя, сколько в нее записано лиц с ограниченными возможностями. Для этого потребуется обратиться к администрации библиотеки с официальным письмом от вуза.
  • Проверить, как каждый из залов оборудован для таких людей. В этом случае нужно провести личное наблюдение и зафиксировать результаты. В отдельных случаях может потребоваться провести эксперимент, например, проверить, достаточная ли ширина у дверного проема для того, чтобы в зал могла проехать инвалидная коляска.
  • Провести собственное анкетирование среди целевой группы читателей, выявив их наиболее значимые потребности. Тут потребуется составить анкету, и получить ответы, например, с помощью телефонного или онлайн-опроса.
  • Уточнить, как вопрос обслуживания инвалидов решается в других библиотеках. Для этого необходимо сделать рассылку по электронной почте.
Читайте также:
Ответственное хранение: что это такое, описание и особенности

Основная часть

Здесь полностью раскрывается обозначенная тема. Основная часть НИР может занимать до 40 страниц и структурно состоит из следующих элементов:

  • Первая глава — обзор использованной литературы, с указанием причин выбора именно этих источников, их актуальности и значимости для исследования.
  • Разделы, отражающие ход проведения исследования. Здесь автор описывает проделанную работу, анализирует сторонние методики и результаты, сравнивает их со своими, выстраивает аргументационную базу для формулировки выводов. Для экспериментальных работ может понадобится развернутое описание изучаемого вопроса и эффективность примененных путей решения. Традиционно, в основной части размещается различный иллюстративный материал — графики, схемы, диаграммы.

Заключение

Рекомендуемый объем этой части — 3-5 страниц. Здесь подводят итог проведенному исследованию:

  1. Определяют верность сформулированной гипотезы.
  2. Приводятся результаты решения поставленных задач.
  3. Даются рекомендации по их применению.
  4. Рассматриваются дальнейшие перспективы изучения темы.

Список литературы

В этом разделе приводятся источники, использованные для подготовки научно-исследовательской работы. При подготовке списка необходимо соблюдать правила составления описания. Например, для книг обязательно нужно указать издательство, год выпуска и количество страниц. Важно следовать установленной последовательности в указании источников, например, самым первым идет блок с нормативно-правовыми актами, а последним — перечисление интернет-ресурсов.

Приложения

Это необязательный раздел — его оформляют, если в работе есть крупный иллюстративный материал (диаграммы, графики, таблицы и др.), которые нет смысла включать в основной текст. Как вариант, тут могут быть выдержки из источников, например, развернутые цитаты из нормативно-правовых актов или художественной литературы, важные для понимания сути проделанной работы. Также в приложение часто выносят фотографии, иллюстрирующие ход проводимой работы.

Как писать

Подготовка исследования подразумевает определенную последовательность действий. Это означает, что разные этапы не могут изменить порядок выполнения, например, нужно сначала собрать материал, а затем написать черновик работы, а не наоборот.

Выбор темы

Тут может быть несколько вариантов:

  • Исследование по предложению научного руководителя или школьного преподавателя.
  • Разработка проблемного вопроса у организации, с которой сотрудничает вуз или школа.
  • Продолжение ранее начатых исследований.
  • Подготовка работы по тематике проводимой конференции.

Тема обсуждается с преподавателем (научным руководителем) и утверждается им. В дальнейшем этот человек следит, чтобы содержание исследования соответствовало обозначенному направлению.

Сбор материала

В зависимости от типа научно-исследовательской работы этот этап будет включать разные действия:

  • Изучение источников. Вместе с руководителем автор определяет круг литературы, необходимой для рассмотрения в контексте подготовки НИР.
  • Проведение исследований. В зависимости от конкретной темы и направления работы, это может быть построение модели какого-то события, сбор данных с помощью социологического опроса, проведение опытов и др.
  • Отбор необходимых сведений. Критически относясь к проводимым исследованиям, автор НИР должен сформулировать критерии определения пригодности результатов и провести предварительное тестирование. Например, если при опросе получен ряд ответов от лиц, чей возраст выходит за рамки целевой аудитории, то эту информацию не нужно брать во внимание.

Подготовка черновой версии

Учитывая, что это не окончательный вариант, здесь можно не придавать большого значения деталям оформления текста и структуре. Во многих случаях будет важно подготовить основную часть научно-исследовательской работы, чтобы обсудить ее с руководителем или куратором на предприятии и внести коррективы в соответствии со сделанными замечаниями. Иногда требуется 3-4 консультации, чтобы выправить все недоработки.

Подготовка чистовой версии

После того, как будут учтены все замечания научного руководителя, готовится окончательный вариант работы. Тут должна быть полностью соблюдена положенная структура — титульный лист, содержание, введение и т.д. Вместе с чистовой версией научно-исследовательской работы готовятся сопроводительные материалы — доклад и презентация.

Основные требования к оформлению

При подготовке НИР необходимо придерживаться специальных правил. Они изложены в ГОСТе 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе». Помимо этого, учебное заведение или организатор конкурса может вводить свои требования к оформлению. При их несоблюдении оценка может быть снижена или она возвращается автору для доработки.

Научно-исследовательская работа выполняется на бумаге формата А4. Все страницы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы. Номер делается арабскими цифрами и ставится в нижней части страницы без точки.

Основной текст

Стандарт для набора научно-исследовательских работ — Times New Roman 14-го кегля прямого начертания нормальной жирности. Курсив используют только для терминов на латинском языке. В таблицах большого размера шрифт может быть уменьшен до 12-ти пунктов.

Размеры, которых необходимо придерживаться: правое поле — 1,5 см, остальные — по 2 см. Для основного текста применяют выключку по формату, полуторный интервал. Абзацный отступ равен 1,25 см. Если исследование имеет значительный объем, то для сокращения числа страниц можно использовать одинарный интервал вместо полуторного.

Заголовки

Для них используется шрифт 16-го кегля полужирного начертания. Заголовки выключаются по центру. Названия разделов набираются символами ВЕРХНЕГО РЕГИСТРА и они отделяются от основного текста тремя интервалами.

Читайте также:
Разделение властей: что это такое, описание и особенности

Таблицы, рисунки, схемы, формулы

ГОСТ по оформлению рекомендует иллюстрировать экспериментальную часть различными иллюстрациями. Это могут быть таблицы, диаграммы, графики и др. Отдельные большие изображения могут быть выполнены с использованием формата А3. Весь иллюстративный материал, размещенный в научно-исследовательской работе, должен иметь соответствующие подписи и отсылки в основном тесте.

Сноски и ссылки

  • Сноски — сопроводительную информацию, дополняющую основной текст и размещаемую внизу листа. В этом случае в основном тексте ее оформляют как верхний индекс, к примеру, так — 3.
  • Ссылки — указание на источник из которого была взята информация. Это может быть книга, научная статья или публикация в интернете. Ссылки могут оформляться в виде постраничных сносок или указание на конкретный пункт в списке литературы. В последнем случае, вместе с номером книги, часто указывают и страницу в книге, где находится интересующая информация, например, так — [24, 41].

Для постраничных сносок используют шрифт в 10-12 пунктов. От основного блока они отделяются тонкой горизонтальной линией, шириной меньше, чем занимает текст.

Написание защитного слова к НИР

В своей речи автор должен вкратце рассказать о своей работе, причинах ее написания, важности выбранной темы, достигнутых результатах и дальнейших перспективах. Тут важно не дублировать введение, а подготовить что-то типа аннотации, которая даст незнакомой аудитории представление обо всей научно-исследовательской работе. Защитное слово должно занять 4-5 минут выступления, это примерно 3-4 страницы стандартного текста.

Подготовка презентации

Традиционно выступление автора сопровождается показом различного иллюстративного материала. Для этого с помощью специального программного обеспечения (например, Microsoft Power Point) готовится компьютерная презентация, содержащая отдельные слайды с ключевыми тезисами работы, графиками, таблицами и диаграммами. Затем подготовленный файл демонстрируется присутствующим (аттестационной комиссии, участникам конференции и др.) на экране с помощью проектора или на мониторе компьютера.

В большинстве случаев, презентация — это желательная, но не обязательная составляющая доклада к научно-исследовательской работе студента или школьника. Можно выступить и без презентации, но без иллюстраций будет сложнее донести до аудитории ключевые мысли исследования и, при прочих равных, из-за отсутствия наглядности в подаче материала, оценка может быть ниже.

Пример научно-исследовательской работы

НИР для студентов отличается от школьных работ более глубоким анализом вопроса. Объем таких исследований тоже больше и может достигать 60 страниц без учета содержания.

Образец для школьника

Готовый пример можно скачать тут.

Образец для студента

Вариант того, как можно оформить такую научно-исследовательскую работу.

Подготовьте НИР с учетом всех требований и проконсультируйтесь у научного руководителя. Если возникнут какие-то трудности — смело обращайтесь за помощью в ФениксХелп.

Виды и формы научно-исследовательской работы (НИР) студентов

Вуз готовит не только специалистов определенного направления, но и кадры для научной деятельности. Чтобы у студентов сформировались необходимые навыки, их приобщают к научно-исследовательской работе (НИР). Пусть вас не пугает сложное название: мы расскажем, какие виды научно-исследовательских работ бывают и что в них нужно писать.

Больше ценных советов от преподавателей и студентов получают подписчики нашего телеграм-канала. Присоединяйтесь, наши подписчики получают только самую полезную информацию.

Что характеризует понятие «научно-исследовательская работа»

НИРС — важная часть учебного процесса в любом вузе. Она предусмотрена учебными планами, а потому обязательна для каждого студента.

Понятие «научно-исследовательская работа» включает в себя исследования различного рода, которые учащиеся готовят самостоятельно или под руководством преподавателя.

В каждом институте есть своя специфика организации НИР: формы и темы зависят от профиля факультета и кафедры, а также учебного плана специальности. Однако есть общепринятые формы научно-исследовательских работ, которые готовят студенты любого вуза.

Виды научно-исследовательских работ

Чаще всего студенты выполняют следующие виды НИР:

  • рефераты;
  • эссе;
  • проекты;
  • курсовые;
  • дипломные.

Реферат

Это самая простая разновидность НИР, их учатся готовить еще в школе. Это краткое изложение одного или нескольких источников, объединенных конкретной темой.

Готовя реферат, студент учится искать и конспектировать информацию, от него не требуется выдвигать или доказывать свои гипотезы.

Эссе — творческая работа, которая должна показать, что автор усвоил материал, может выдвигать собственные идеи в рамках определенной темы и аргументировать свою позицию.

В эссе требуется четко формулировать мысли, подкреплять тезисы аргументами, а также уметь опровергать существующие контраргументы.

Проект

Проект как вид научно исследовательской работы студента подразумевает оригинальную разработку, которую студент сам планирует и реализует. Она может быть посвящена теме, которая интересна учащемуся и перекликается с научной направленностью кафедры.

С проектами студенты часто участвуют в конкурсах и турнирах.

Курсовая

Курсовая работа — исследование научно-практического характера, которое демонстрирует приобретенные студентом знания и навыки по конкретному предмету.

В курсовой обязательно присутствует теоретическая и эмпирическая часть: это подтверждает, что студент может эффективно применять полученные знания для решения реальных задач.

Диплом

Дипломная работа является финальным этапом в обучении специалиста. Цель этого типа НИР — углубленное изучение одного из аспектов выбранной темы.

В дипломной работе студент не просто пересказывает имеющиеся теории, а предлагает решение конкретной проблемы с помощью новой программы, методики и пр.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Читайте также:
Профессиональный риск: что это такое, описание и особенности

НИРС часто становится основой для серьезных научных трудов

НИР в аспирантуре

Если после окончания вуза студент решает продолжить обучение в аспирантуре, основной формой НИР становится кандидатская диссертация. Кроме того, он пишет научные статьи (чаще всего в соавторстве с научным руководителем и другими преподавателями).

Формы научно исследовательской работы студентов во внеучебное время

Помимо типов НИР, предусмотренных учебным планом, студент также может заниматься ей в свободное время.

К этому виду научно-исследовательских работ относится:

  1. Участие в кружках и секциях.
  2. Подготовка тезисов на конференции.
  3. Написание научных статей.

Работа в секциях

Кружки делятся на предметные и проблемные. На первых занимаются студенты младших курсов, глубже изучая выбранную дисциплину. Старшекурсники предпочитают посещать узконаправленные проблемные секции, работая над интересующей темой.

Студенческие конференции

Участие в конференциях в большинстве вузов необязательно, но некоторые учащиеся готовя тезисы и доклады по интересующей их проблематике.

Сертификаты об участии в конференции могут принести дополнительные баллы по соответствующим предметам.

Публикации

Научные статьи обычно готовят магистранты, которые собираются остаться в аспирантуре и глубоко исследовать выбранную тему. К этому типу НИР предъявляется много требований: определенный объем, количество источников и т. д.

Написать научную статью, диплом или обычную курсовую бывает непросто. Студенты тратят на это много времени, изучают специализированную литературу, проводят исследования и эксперименты. Или обращаются за помощью в студенческий сервис. Его специалисты помогут с подготовкой любой учебной или научной работы.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Как правильно написать научно-исследовательскую работу (НИР)?

Нир – это научно исследовательская работа, которая направлена на изучение темы, ее исследование, проведение экспериментов, поиск и установку закономерностей, анализ и обобщение информации, а в конце подведение итогов и обоснование проекта. Подробнее, что собой представляет Нир, как ее написать и оформить, можно узнать из статьи дальше.

Научно-исследовательская деятельность

Нир является обязательным разделом образовательной программы учащихся, а также важной частью подготовки будущих специалистов. Это вид учебно-научной деятельности, который ориентирован на профессиональную практическую подготовку учащегося. Исследователь должен уметь грамотно использовать информацию, логически выстраивать текст, применять терминологию, излагать мысли и делать выводы.

Цель Нир – развитие знаний, научного мышления, освоения новой информации и ее закрепления, получение навыков ведения научной работы. Это умение собирать информацию, анализировать ее и вычленять только самое важное, находить оригинальные идеи и решения. Кроме того путем такого проекта учащийся развивает способности ставить задачи и находить быстрые оптимальные пути решения.

Нир предусматривает несколько классификаций:

  • фундаментальный вид – автор получает теоретические знания, работает с научными данными, находит закономерности в рассматриваемой теме;
  • поисковой – в ходе проекта находят и разрабатывают новые прогнозы формирования в науке и технике, поиск не существовавших ранее закономерностей;
  • прикладной вид – определение научных проблем, создание новых путей их решения, а именно, разработка уникальных методик и рекомендаций, пошаговых инструкций.

Для чего необходим такой вид работы? В первую очередь для развития интереса к научно-исследовательской деятельности, умения самостоятельно исследовать разные темы и проблемы, осваивать информацию, анализировать и систематизировать ее.

Как писать научно-исследовательскую работу

Как только учащемуся будет выдано задание, с ним нужно сразу же ознакомиться и в случае возникновения вопросов, задавать их руководителю. Принципы написания заключаются в нескольких пунктах:

  1. Выбор темы – темой считается широкое понимание, ее можно направить в нужное русло, выделить внутри нее конкретные проблемы, требующие исследования и решения.
  2. Постановка задачи – внутри исследуемой темы важно выделить конкретные понятия и определить ДНК (Дано, Найти проблему, Критерии ее решения). По выбору задач можно проконсультироваться с преподавателем заранее.
  3. Поиск материала – объем информации в разном виде, начиная от учебников и научных статей, заканчивая электронными ресурсами, данными предприятий, нормативными актами. Преподносить окончательный материал, по которому строится Нир нужно в электронном виде, печатным грамотно структурированным текстом с теоремами и доказательствами, графиками, отчетами и результатами опытов, экспериментов.
  4. Структура – чтобы логично обработать и построить материал Нир, студенту необходимо следовать типовой структуре такого проекта. В ней предусмотрены следующие пункты:
  • титульник;
  • оглавление;
  • введение;
  • несколько глав основной части;
  • выводы;
  • заключение;
  • библиографический список;
  • приложения.

Существует также единый алгоритм, как следовать структуре и писать Нир:

  • сбор информации;
  • ее анализ и обобщение;
  • разработка концепций и планирования деятельности;
  • поиск оптимальных методов и методик для проведения деятельности;
  • проведение исследования путем экспериментов, проб и опытов;
  • обработка новых данных;
  • оформление теоретического и эмпирического материала целостным текстом;
  • рецензирование проекта;
  • защита.

Не откладывайте работу, полагая, что времени на ее выполнение достаточно, так это может затянуться. Над Нирс (научно исследовательская работа студента) трудиться нужно регулярно.

Выбор темы

Прежде чем начнет писаться работа учащегося, важно найти ту тему, в которой ему будет интересно и не сложно разбираться. В некоторых учебных заведениях тему подбирает каждому школьнику или студенту преподаватель, в других представлен свободный выбор. Чтобы упростить задачу самостоятельного поиска темы, следуйте нескольким базовым правилам:

  1. Опирайтесь на уже существующие исследования или близкие к ним работы других авторов и специалистов. Использовать в качестве опоры и помощи опыт других предшественников, это практически необходимое правило. Чаще всего именно чужие монографии и научные труды выступают предпосылками для новой деятельности.
  2. Перед тем, как утверждать тему, проверьте, насколько достаточно вы сможете найти информации и материалов. Сначала выбирается обширное тематическое поле, после этого автор изучает сведения и литературу, а уже на основе этого будет проще конкретизировать тему проекта.
  3. Важно, чтобы выбранная тема имела практическую ценность и значимость, была актуальной в плане проблематики в рассматриваемой области науки.
  4. Еще одно обязательное условие – соответствие темы целям образовательного направления профессиональной или общей подготовки учащегося.
  5. В конечном итоге после выбора проконсультируйтесь с преподавателем, разбирающимся в этой области знаний, чтобы он одобрил или оспорил решение.
Читайте также:
Обслуживающий кооператив: что это такое, описание и особенности

Опираться при поиске актуальной темы и проблем важно еще и на то, какая дисциплина будет изучаться. Приведем несколько примеров тем для востребованных предметов:

  • математика — «Тригонометрия и комплексные числа», «Предельные цифры», «Уравнения и системы» и т. д.;
  • химия — «Химия как основа биологии», «Химия и превращения сахара», «Прошлое и будущее периодических систем» и др.;
  • физика – «Проблема выхода РБ в космос», «Строение Галактики», «Космические мазеры» и т. п.;
  • биология — «Загадки сна», «Электрограммы различных органов», «Анализ рождаемости и смертности» и др.;
  • психология — «Нервные и психические болезни и нарушения», «Немецкая психология, анализ Гете»;
  • экономика – «Основы планирования производства», «Моделирование динамики распределения доходов в России» и др.

Не стоит исследовать те области и темы, которые утратили свою актуальность уже как 5 лет и дольше. Пусть Нир будет полезной и востребованной работой здесь и сейчас с учетом современного общества и развития науки.

Структура

Чтобы набросать план работы, начать составление структуры стоит с чернового варианта. По ходу анализа информации и составления Нир будут понятны основные мысли, которые будут вноситься в содержание. В целом же придерживайтесь типовой структуры:

  • титульный лист – здесь указываются сведения касательно образовательного учреждения, дисциплины, темы, студента и проверяющего;
  • содержание – на второй странице указываются главы, параграфы, подпункты и страницы, соответствующие каждому отделу;
  • введение – кратки экскурс по проекту, обозначение проблемы и ее актуальности, практической значимости;
  • основная часть (реферат) – полное раскрытие сути проблемы;
  • вывод – сжатый лаконичный итог по изученному материалу;
  • заключение – раздел схож с введением, но предусматривает краткий вывод;
  • библиографический список – список литературы в алфавитном порядке;
  • приложения – наглядный материал с графиками, таблицами, иллюстрациями и т. п.

Правильное оформление НИР

Правильный способ оформления Нир указан либо в методическом пособии учебного заведения, либо в нормативах ГОСТ. Оформлять следует по следующим общим требованиям:

  • белая бумага формата А4, односторонняя печать;
  • поля – слева 3 см, справа 1 см, сверху 2 см, снизу 2,5 см;
  • сквозная нумерация снизу листа по центру;
  • полуторный межстрочный интервал;
  • 1,25 см абзацный отступ;
  • на одном листе допустимо 29-30 строк текста;
  • нумерация ведется с титульного листа, но ставится, только начиная с введения;
  • каждая глава начинается с нового листа;
  • названия глав печатаются заглавными буквами жирным шрифтом, параграфов – прописными буквами, между названием и текстом ставится пропуск дополнительного интервала;
  • заголовки (главы, параграфы) выравниваются по ширине, между ними и текстом 3 интервала;
  • шрифт — Times New Roman 14, в таблицах 12, выравнивание по ширине листа, черный цвет;
  • главы, параграфы и подпункты нумеруются одинарной, двойной и тройной нумерацией соответственно арабскими цифрами.

Особое внимание уделите оформлению титульного листа. Для этого можно воспользоваться готовым образцом на кафедре или шаблоном из положений ГОСТ.

Как должна выглядеть научно-исследовательская работа

Грамотно составленная готовая научно-исследовательская работа должна по итогу соответствовать нескольким параметрам:

  1. Грамотно сформулированная тема – не слишком обширная область, интересная и востребованная в текущее время.
  2. Оптимальный объем – зависит от уровня сложности проекта, школьникам будет достаточно 20-30 страниц, студентам 50-100 страниц.
  3. Уникальность материала – ранее ни один из авторов и специалистов не должен проводить такое же исследование, иначе в нем нет никакого смысла и ценности.
  4. Высокая актуальность – Нир четко выражает значимость темы, зачем автор взялся за разрешение определенной проблемы.
  5. Наличие целей и задач – если они прописаны и понятны, становится интересной и сама работа учащегося.
  6. Проработанная основная часть – здесь раскрыта тема и проблема внутри нее, промежуточные результаты исследования, эксперименты, опыты и наблюдения, предварительные прогнозы и выводы.
  7. Логичность работы – весь материал теории и практики структурирован и идет в правильной последовательности.
  8. Проработанное заключение – автор приводит заключения и вывод по проделанной деятельности, указывает преимущества своего проекта, предлагает рекомендации и дальнейшие пути в решении задач.
  9. Достаточный библиографический список – здесь представлены правдоподобные, свежие и авторитетные источники информации.
  10. Наличие наглядных материалов – все графики, таблицы, схемы, диаграммы и иллюстрации помогают в защите проекта, делают проект понятным для читателя и аудитории слушателей.

Пример НИР для студентов

Научно исследовательская работа пример для студентов:

Чем отличается Нир для студентов от проектов школьников? В первую очередь студент выбирает ту тему и проблему, решение которой поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности. К тому же в проекте большую значимость имеет практическая часть. Дисциплина должна быть той, которая соответствует будущей специальности. Объем составляет приблизительно 50-100 страниц.

Читайте также:
Необходимость крайняя: что это такое, описание и особенности

Образец НИР для школьников

Научно исследовательская работа пример для школьников:

Школьникам предоставляется право выбора абсолютно любой дисциплины, внутри которой можно подобрать разные актуальные темы. Никаких ограничений и рамок не предусмотрено, если только преподаватель не назначает каждому ученику индивидуальное задание. Большая часть проекта направлена на изучение теории, и лишь малая толика отводится опытам, наблюдению, экспериментам. Объем работы в среднем составляет 20-30 страниц.

За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения. Рассчитайте стоимость своей работы ->

Научно-исследовательская
 работа студентов

Процесс обучения в вузе предполагает не только прохождение учебных программ. Помимо освоения специальности, студенты еще учатся тайм-менеджменту, завязывают знакомства и устанавливают связи, раскрывают свой творческий потенциал, а главное — пробуют себя на ниве научной деятельности.

Научно-исследовательской работе и посвящена наша статья. В новом материале ЛаЛаЛань определит, что это такое, в чем отличие научно-исследовательской работы от учебно-исследовательской, как к ней подступиться, зачем ей вообще заниматься и с чего начать, если вообще-то не очень хочется быть ученым.

Научно-исследовательская деятельность: что туда входит?

Научно-исследовательская работа в широком значении — это и процесс (деятельность), нацеленный на расширение имеющихся знаний, на получение новых данных, на проверку существующих научных гипотез и на установление новых закономерностей, явлений в природе и социуме, и результат этого процесса.

  • Научно-исследовательская работа (НИР) — это деятельность научного характера, которая связана с научным поиском, проведением исследований, экспериментами.

В такой процесс включена не только учебная работа студента в вузе и подготовка рефератов и курсовых или написание ВКР, но и его внеучебная деятельность в научных кружках, на конференциях и в проблемных лабораториях.

Выделяют фундаментальные НИР и прикладные НИР. В чем их отличие?

Фундаментальные НИР нацелены на теоретическое и экспериментальное постижение мира и его основополагающих явлений, на поиск закономерностей, ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, за протекание процессов. Фундаментальная наука затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и служит расширению теоретических, концептуальных представлений.

Это исследования, которые призваны изучать глубинные процессы и явления, лежащие в основе всего. Такая научная деятельность в целом направлена не на одномоментное решение научной или практической задачи, а на перспективу развития науки в целом.

В этом кроется отличие фундаментальных научных работ от прикладных НИР . Прикладные исследования, напротив, направлены на практическое решение технических и социальных проблем, в том числе с использованием достижений фундаментальной науки.

Отметим, что это деление достаточно условно, поскольку в результате развития фундаментальной науки появляются новые достижения в прикладных исследованиях и наоборот. Однако иметь представление даже об этом условном делении необходимо: ведь как иначе выбрать область научных интересов и подступиться к исследовательской работе?

В целом можно сказать, что НИР как деятельность состоит из нескольких этапов: планирование, построение гипотезы, проведение исследования, написание научной работы. Последний этап представляет собой своеобразный результат проведенной работы.

Также в качестве результата научно-исследовательской деятельности допускается создание макетов, в отличие от опытно-конструкторских работ, где обязательно необходимо представить опытный образец изделия, конструкторскую документацию или разработанную новую технологию.

Однако именно опубликованный научный труд является основным результатом НИР — это своеобразный отчёт о проведении исследования. Такой отчет может быть представлен в разных жанрах: от очерка до ВКР.

Какие формы может принимать отчет по научно-исследовательской работе?

Например:

  • очерк, изложение, отчет;
  • подготовка и защита курсовой работы;
  • написание и защита ВКР — выпускной квалификационной работы;
  • выступление с докладом на академической лекции, научной и научно-практической конференции регионального или международного уровня.

О некоторых из этих видов НИР ЛаЛаЛань уже писала. Просто перейдите по гиперссылке, чтобы узнать больше о жанрах научных работ.

Из наших материалов вы узнаете:

  • что такое ВКР , как ее писать, как повысить ее уникальность и как она оценивается ;
  • как подготовить устный и письменный доклад на научную конференцию;
  • как оформить автореферат диссертации.

Научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность: в чем отличие?

В высших учебных заведениях НИР, безусловно, занимает особое место, поскольку сквозь весь многолетний образовательный процесс красной нитью проходит идея подготовки не просто специалиста в своей области, но и ученого.

Для этого используется как учебно-исследовательская, так и научно-исследовательская работа. В чем их отличие и как они интегрированы в студенческую жизнь?

Учебно-исследовательская работа позволяет студенту приобрести практические и теоретические знания по проведению исследований: так изучаются научные методы познания, на практике осваивается и оттачивается навык поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т. д.).

Учебное исследование направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое. Это процесс самостоятельного поиска — в этой самостоятельности студента и кроется одна из ключевых характеристик учебного исследования.

Научная работа, напротив, предполагает совместную деятельность студента и педагога, его руководителя. В научно-исследовательской работе важен не только результат, но и процесс поиска. Результат научной работы является весомым для всего мирового научного сообщества.

Читайте также:
Осмотр медицинский: что это такое, описание и особенности

Основы наследственного права: понятие, источники, субъекты, общие положения

Наследственное право – совокупность норм права, которые регулируют общественные отношения в области наследования, а именно отношения, связанные с переходом имущества умершего лица к тем, кто наследует в законном порядке или по завещанию.

Наследственное право – уникальная часть правовых отношений, в которых одним из участников является умершее лицо, оставившее какое-либо имущество. Необходимость решения вопросов наследства возникает сразу после смерти человека.

Главным документом, на который ориентируется наследственное право является Конституция, где закреплено право наследования и сказано, что государство дает гарантию перехода права собственности от того, кто оставляет наследство к тому, кто его получает, также государством гарантируется право передавать в наследство любое имущество, принадлежащее наследодателю.

Отношения в этой области регулируются также федеральными законами, в том числе ГК РФ, СК РФ, Законом о нотариате и другими НПА.

Принципы наследственного права

Основы наследственного права выстроены на двух основных и нескольких сопутствующих принципах. К главным принципам относятся принципы:

  • свободы наследования, суть его в том, что собственник имеет право выбрать наследника, для этого он должен по собственной воле оформить завещание в соответствии со своим выбором. Можно не делать завещательных распоряжений вообще, тогда имущество перейдет к наследникам в законном порядке;
  • охраны интересов семьи и обязательных наследников. В законодательстве выделены обязательные или необходимые наследники. В любом случае, даже если их нет в завещании, они будут наследовать определенную долю наследства.

Сопутствующими являются следующие принципы:

  • универсальности наследственного правопреемства;
  • свободы выбора, наследники могут вступить в права наследования, могут отказаться от наследства;
  • охраны наследства от посягательств противоправного характера;
  • свободы завещания.

Первый принцип нашел отражение в ГК РФ в ст. 1110, где закреплено следующее положение:

Наследство переходит к другим лицам в порядке универсального преемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.

Исходя из этого принципа следует, что тот, кто наследует замещает того, кто оставляет наследство во всех правоотношениях. Исключение составляют строго личные отношения. Наследник получает не отдельные права и обязанности, а комплекс правоотношений. Отказаться от обязанностей и принять только права невозможно.

Второй принцип определяет, что наследник вправе принять любое решение в отношении наследства. Если его воля подвергается воздействию извне, изъявление воли может быть признано недействительным по законодательству.

Принцип охраны наследства говорит о том, что при регулировании наследственных правоотношений должны быть приняты все меры для сохранности состава наследства. Эти функции выполняют нотариусы и другие должностные лица, участвующие в процедуре.

Принцип свободы завещания говорит о праве завещателя по своему желанию завещать любое имущество, любым образом определять доли наследников, лишить наследника наследства, отменять или изменять завещание, составлять несколько завещаний.

Наследодатель

Наследодатель – это лицо, чье имущество переходит в порядке наследования после его смерти.

Наследодателем может быть только физическое лицо, включая недееспособных и не достигших совершеннолетия граждан при форме наследования по закону, где основанием для наследования является факт смерти человека, а не волеизъявление.

Завещатель – наследодатель, сделавший при жизни завещательные распоряжения.

От возраста зависит не возможность перехода имущества к наследникам, а возможность оставлять завещание. В момент совершеннолетия возникает полная правоспособность человека. С 18 лет у него появляется возможность оставлять завещание. До наступления совершеннолетия лицо может быть наследодателем только по закону.

Оставлять завещание не имеют права граждане, лишенные дееспособности судом по причине психического расстройства.

Наследник

Наследник – это лицо, к которому переходят права и обязанности наследодателя в результате наследственного правопреемства.

Гражданский кодекс в ст. 1116 устанавливает, кто может призываться к наследованию. Это граждане, которые живы в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.

Наследниками по завещанию могут быть юр. лица, которые функционируют в день открытия наследства: РФ, субъекты РФ, муниципалитеты, иностранные государства и пр.

При наследовании по закону РФ может быть наследником только при наследовании выморочного имущества.

Существует такое понятие как «недостойные наследники». От наследования отстраняются лица, которые совершили действия противоправного характера, направленные против наследодателя, кого-то из наследников или противодействовали осуществлению последней воли человека, который оставляет наследство, закрепленной в завещании, способствовали изменению доли наследства в свою пользу. Если данные обстоятельства нашли подтверждение в суде, граждане, совершившие подобные действия, отстраняются от получения наследства.

Недостойными наследниками являются родители, лишенные родительских прав, и граждане, которые злостно уклонялись от исполнения своих обязанностей по содержанию наследодателя.

Недостойными наследниками могут быть признаны те граждане, которые имеют долю в наследстве обязательного характера.

Лицо, отстраненное от наследования, обязано вернуть все имущество, которое получено им без оснований, и относящееся к наследственному имуществу.

Право

Раздел III. Гражданское право

Лекция 9. Гражданские правоотношения

Цель лекции: определение структуры, видов гражданских правоотношений, анализ юридических фактов в гражданском праве.

План лекции

1. Понятие и структура гражданского правоотношения.

2. Субъекты гражданских правоотношений.

3. Объекты гражданских правоотношений.

4. Классификация гражданских правоотношений.

5. Основания возникновения и прекращения гражданских правоотношений (юридические факты в гражданском праве).

1. Понятие и структура гражданского правоотношения. Гражданское правоотношение – это урегулированное нормами граждан­ского права фактическое общественное отношение, участники кото­рого являются юридически равными носителями гражданских прав и обязанностей.

Читайте также:
Некоммерческое партнерство: что это такое, описание и особенности

В гражданском правоотношении получают свое конкретное выражение абстрактные нормы гражданского права.

Особенности гражданского правоотношения:

1. самостоятельность, имущественная обособленность и юридическое ра­венство субъектов гражданского правоотношения;

2. основные юридические факты, ведущие к возникновению гражданско­го правоотношения, – это сделки, то есть акты свободного волеизъяв­ления участников правоотношения;

3. возможность самостоятельного определения содержания правоотноше­ния его участниками (свобода договора);

4. имущественный характер правовых гарантий и мер ответственности за нарушение гражданских прав и неисполнение гражданских обязанностей;

5. преимущественно судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав.

Структура гражданского правоотношения: субъекты, объекты и содержание правоотношения.

2. Субъекты гражданских правоотношений. Субъекты гражданского правоотношения – это лица, обладающие граж­данскими правами и несущие гражданские обязанности в связи с учас­тием в конкретном гражданском правоотношении. Ими могут быть лю­бые субъекты гражданского права: физические лица, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муници­пальные образования.

Участник гражданского правоотношения, наделенный правом, назы­вается управомоченным лицом (кредитором), а участник, несущий обя­занности, – обязанным лицом (должником).

Обычно каждый участник гражданского правоотношения является од­новременно и должником и кредитором (например, продавец по дого­вору купли-продажи несет обязанность по передаче вещи и в то же вре­мя имеет право на получение платы за нее).

Содержание гражданского правоотношения – это субъективные граждан­ские права и обязанности субъектов гражданского правоотношения. Субъективные права и обязанности тесно связаны между собой, и каж­дому субъективному праву одного лица соответствует определенная субъективная обязанность другого лица. Так, в договоре займа праву заимодавца получить назад данные в заем деньги соответствует обязан­ность заемщика вернуть долг.

Субъективное право – это предусмотренная правовыми нормами мера возможного поведения управомоченного лица. Эта возможность обыч­но включает в себя три правомочия:

• возможность собственного поведения (например, использование вещи лицом, в собственности которого она находится);

• право требовать определенного поведения от других (обязанных) лиц (например, право собственника требовать от третьих лиц не мешать ему использовать вещь по собственному усмотрению);

• право на защиту субъективного права путем:

• самозащиты (например, установка сигнализации);

• применения мер оперативного воздействия (то есть применение опре­деленных мер к обязанному лицу без обращения в компетентные госу­дарственные органы: удержание вещи за неуплату долга, отключение электроэнергии и т. п.);

• применения мер государственного принуждения, в том числе и мер юридической ответственности (неустойка, возмещение убытков, ком­пенсация морального вреда и т. п.).

Субъективная обязанность – установленная правовыми нормами мера должного поведения обязанного лица, которая, как и субъективное право, состоит из трех элементов:

• непрепятствие законным действиям управомоченного лица;

• обязанность выполнять законные требования управомоченного лица;

• обязанность претерпевать меры, которые законно применяет управомоченное лицо.

3. Объекты гражданских правоотношений. Объект правоотношения – это то, на чем сосредоточен интерес участников правоотношений, то, на что направлена их деятельность. Круг объектов подвижен. Основная часть – объекты материального мира (вещи, ценные бумаги, деньги). Объектами могут быть не только существующие блага, но и процесс их создания, то, что именуется работами или услугами. Объектами также могут быть:

– имущественные права (право на наследство),

– результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, т.е. интеллектуальная собственность;

– нематериальные блага: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, право на имя и т.д.

Вещи – это объекты материального мира, создаваемые природой или человеком, удовлетворяющие определенные человеческие потребности.

Классификация вещей

1) связана с возможностью их обращения:

– ограниченные в обороте (наркотические средства);

– вещи, изъятые из оборота (отдельные виды вооружения).

2) – делимые. Они поддаются разделу на отдельные части без ущерба для их назначения (земля).

– неделимые: их деление невозможно без ущерба для их назначения (квартира, животные).

3) движимые и недвижимые. Если вещь является недвижимой, то все сделки по поводу данной вещи подлежат государственной регистрации. Недвижимость – то, что неразрывно связано с землей.

4) – потребляемые вещи: уничтожаются или существенно видоизменяются в результате однократного использования (топливо).

– непотребляемые вещи: сохраняют в течение длительного срока свое качество. Юридическое значение: потребляемые и не потребляемые вещи становятся объектами различных по содержанию договоров.

5) – индивидуально – определенные вещи: стороны интересует конкретная вещь со своими индивидуальными признаками.

– вещи, определяемые родовыми признаками.

6) сложные вещи: состоят из нескольких разнородных частей и используются по единому назначению.

7) главная вещь и принадлежность.

Некоторые вещи имеют особые характеристики.

1) предприятие: рассматривается как имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности. В целом этот комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия входят: земельные участки, здания, оборудование, инвентарь, сырье и продукция, права и требования, фирменные наименования, знаки обслуживания, товарные знаки и другие способы индивидуализации.

2) домашние животные.

Деньги и ценные бумаги

С учетом особой роли денег и ценных бумаг в обороте правовое регулирование в их отношении имеет свои особенности.

Ценная бумага это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении.

Классификация ценных бумаг

  • Именные: указано имя владельца (чеки, сертификаты);
  • Предъявительские (акции, облигации): субъектом считается предъявитель;
  • Ордерные: должник должен использовать обязательства в отношении лица, который указан в документе. Индоссамент – передаточная надпись, посредством которой передаются права по ценной бумаге.[1]
Читайте также:
Пенсионный счет: что это такое, описание и особенности

4. Классификация гражданских правоотношений. Гражданские правоотношения можно классифицировать по различным основаниям:

а) по характеру взаимосвязи управомоченного и обязанного субъекта: абсолютные (когда управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанностей субъектов (собственник и третьи лица)) и относительные (когда управомоченному лицу (лицам) противостоит строго определенное обязанное лицо);

б) по объекту: имущественные (объектом правоотношения являются материальные блага (имущество)) и неимущественные (объектом выступают результаты интеллектуальной деятельности и другие нематериальные блага);

в) по способу удовлетворения интересов управомоченного лица: вещные (закрепляют за управомоченным лицом возможность непосредственного воздействия на вещь с правом отражения посягательств на нее третьих лиц) и обязательственные (имущественные отношения по передаче имущества, выполнению работ, оказанию услуг);

г) корпоративные (основаны на участии субъекта в организационно-правовых образованиях (корпорациях) и состоят в праве по управлению корпорацией и ее имуществом);

д) преимущественные права (например, преимущественное право на приобретение продаваемой доли в общей долевой собственности).

5. Основания возникновения и прекращения гражданских правоотношений (юридические факты в гражданском праве). Основанием возникновения гражданских правоотношений являются жизненные обстоятельства, именуемые юридическими фактами.

Юридические факты – факты реальной действительности, с которыми действующие законы и иные правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, т.е. правоотношений.

По признаку зависимости от воли субъекта они подразделяются на действия и события.

Юридические факты – действия. В действиях всегда проявляется воля субъектов (физических или юридических лиц). По признаку дозволенности законом таких действий бывают правомерные и неправомерные.

Правомерные – это действия, соответствующие требованиям закона, иных нормативных правовых актов и принципов права. В свою очередь делятся на юридические акты (правомерные действия субъектов, имеющие целью возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений) и юридические поступки (правомерные действия субъектов, с которыми закон связывает определенные юридические последствия независимо от того, была ли у субъектов цель достижения определенного правового результата).

Юридические акты – а) сделки (волевые действия юридических или физических лиц, направленные на достижение определенного правового результата); б) административные акты государственных органов и органов местного самоуправления (ненормативные и непосредственно направленные на возникновение гражданских прав и обязанностей у конкретного адресата (субъекта)); в) государственная регистрация юридических действий и событий; г) судебные решения, устанавливающие гражданские права и обязанности.

Юридические поступки – находка потерянной вещи, обнаружение клада, создание произведений литературы (культуры, искусства).

Неправомерные – это действия, нарушающие предписания законов, иных нормативных правовых актов и принципов права. К их числу относятся: причинение вреда или ущерба (деликты); нарушение договорных обязательств; неосновательное обогащение (приобретение или сбережение имущества за счет средств другого лица без достаточных оснований); злоупотребление правом; действия, совершенные в виде сделок, признанных недействительными; действия, нарушающие исключительные права авторов произведений науки, литературы, искусства и др.

Юридические факты – события – это явления реальной действительности, которые происходят независимо от воли человека (сильное землетрясение, смерть человека и т.д.). События подразделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные события – такие явления, возникновение и развитие которых не связано с волевой деятельностью субъектов (стихийные бедствия и другие природные явления).

Относительные события – такие явления, которые возникают по воле субъектов, но развиваются и проистекают независимо от их воли (смерть убитого).

Близки к относительным событиям такие юридические факты как сроки. Сроки по происхождению зависят от воли субъектов или законодателя, но течение сроков подчинено объективным законам времени. Сроки играют самостоятельную и многогранную функцию в механизме гражданско-правового регулирования общественных отношений. Они порождают, изменяют или прекращают гражданские права и обязанности; порождают гражданско-правовые последствия.

Возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений может быть обусловлено одним юридическим фактом или юридическим составом, т.е. совокупностью юридических фактов. В юридический состав могут входить в различных комбинациях действия и события (возникновение права на страховое возмещение – юридический факт-событие (землетрясение) плюс юридический факт-действие (договор страхования, заключенный страхователем). Юридические составы могут порождать правовые последствия: а) при условии возникновения их составляющих юридических фактов в строгом определенном порядке или наличия их совокупности в нужное время (сложные юридические составы – стать наследником: завещание, открытие наследства, принятие наследства); б) при наличии всех вместе взятых необходимых юридических фактов, независимо от их последовательности (простые юридические составы – приостановление срока исковой давности: нахождение истца или ответчика в составе Вооруженных Сил; переведение Вооруженных Сил на военное положение).

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое гражданское правоотношение?

2. Что относится к объектам гражданских правоотношений?

3. Перечислить основания возникновения и прекращения гражданских правоотношений.

4. Привести классификацию гражданских правоотношений.

  1. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч.1. М., 2002 г .
  2. Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958.
  3. Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. Л., 1981.
  4. Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.
  5. Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л., 1959.

[1] Барабанова С.В. Учебно-методический комплекс по гражданскому праву. Казань, 2006 г .

Наследственное право в РФ

Наследование — приобретение имущества, оставшегося после смерти иного лица (наследодателя). Имущество, получаемое при наследовании, называют наследственным имуществом, наследственной массой, наследством. Наследство умершего переходит к наследникам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.

Читайте также:
Охранное отделение: что это такое, описание и особенности

Существуют 2 вида наследования: по завещанию и по закону. По закону наследуют ближайшие родственники умершего, обычно в том случае, если он не оставил завещание; по завещанию имущество может получить кто угодно — не только физические лица, но также частные организации и само государство.

Наследование по закону

По закону наследуется имущество наследодателя, которое не было им завещано. Все возможные наследники по закону делятся на несколько очередей. Наследники каждой очереди могут наследовать имущество, если наследники всех предшествующих очередей отсутствуют, не приняли наследство, отказались от него, либо утратили на него право (согласно завещанию или в результате своих противоправных действий). Имущество, наследуемое по закону, делится поровну между наследниками соответствующей очереди.

В настоящее время в России установлены восемь очередей наследников по закону:

· Первая очередь — супруг(а), родители и дети (а также внуки и их потомки по праву представления);

· Вторая очередь — родные братья и сёстры (в том числе неполнородные), дедушки и бабушки (а также племянники и племянницы по праву представления);

· Третья очередь — родные дяди и тёти (а также двоюродные братья и сёстры по праву представления);

· Четвёртая очередь — прадедушки и прабабушки;

· Пятая очередь — дети племянников и племянниц, родные братья и сёстры бабушек и дедушек;

· Шестая очередь — внуки племянников и племянниц, дети двоюродных братьев и сестёр, двоюродные дяди и тёти (дети родных братьев и сестёр бабушек и дедушек);

· Седьмая очередь — пасынки, падчерицы, отчим и мачеха.

Нетрудоспособные наследники по закону, из первых 7 очередей (и независимо от этой очереди), не менее года до смерти наследодателя состоявшие на его иждивении (независимо от того, проживали они совместно или нет), наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследству.

Нетрудоспособные лица, не входящие в первые 7 очередей, но не менее года до смерти наследодателя состоявшие на его иждивении и проживавшие совместно с ним, наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследству, а при отсутствии таковых — составляют восьмую очередь.

Если наследник по закону умирает раньше наследодателя или одновременно с ним, то в некоторых случаях потомки этого наследника получают возможность наследовать вместо него по праву представления: в этом случае доля, которая причиталась бы этому умершему наследнику, делится между его потомками. В настоящее время в России наследуют по праву представления:

Внуки наследодателя и их прямые потомки — вместо детей наследодателя (1 очередь);

Племянники и племянницы наследодателя — вместо родных братьев и сестёр (2 очередь);

Двоюродные братья и сёстры наследодателя — вместо родных братьев и сестёр родителей наследодателя (3 очередь).

Во втором и третьем случае право представления ограничено только детьми умерших наследников; более дальние потомки относятся к 5 и 6 очередям или не наследуют по закону вообще.

Наследование по завещанию

Завещание — односторонняя сделка, распоряжение своим имуществом на случай смерти. Оно вступает в действие с момента открытия наследства, когда уже нет в живых наследодателя. Оно представляет собой выражение воли завещателя, которая непосредственно связана с его личностью. Право завещать имущество является элементом правоспособности. Завещатель вправе распорядиться любым своим имуществом, в том числе и тем, которое он приобретёт в будущем. Кроме того, завещатель вправе лишить наследства одного или нескольких наследников по закону.

Завещание должно быть составлено в письменной форме и заверено нотариусом или иным должностным лицом прямо указанным в законе. Не соблюдение требования об удостоверении завещания влечет его недействительность, однако в особых случаях (указанных ст.1129 Гражданского Кодекса) допускается составление завещания в простой письменной форме.

Завещатель по принципу свободы завещания вправе отменить или изменить (дополнить) составленное им завещание в любое время после его совершения и не обязан сообщать кому-либо об этом, а также указывать причины его отмены/изменения. При этом новое завещание, даже не содержащее явных указаний об отмене предыдущего, отменяет те его положения, которым оно противоречит.

Наследниками по завещанию могут быть физические и юридические лица, международные организации т. д.

Принятие наследства.

Вступить в права наследования по законодательству России нужно в течение 6 месяцев после открытия наследства. Если же в течение шести месяцев наследник не заявил о своих правах по уважительной причине или если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства суд может восстановить срок наследования имущества. Также суд может восстановить срок наследования по причине болезни наследника или в связи с обстоятельствами, затрудняющими вступление в наследство .

Наследство может быть принято наследником по истечении срока принятия наследства без обращения в суд при условии согласия в письменной форме от всех наследников, принявших наследство. Если это согласие в письменной форме дается наследниками не в присутствии нотариуса, их подписи на документах о согласии должны быть засвидетельствованы (в порядке абзаца 2 пункта 1 ст.1153 ГК РФ). Согласие наследников является основанием аннулирования нотариусом ранее выданного свидетельства о праве на наследство и основанием выдачи нового свидетельства.

По искам наследников суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе оставшимся после умершего, также при необходимости определяет меры по защите интересов нового наследника на причитающуюся ему долю/доли в наследуемом имуществе после умершего. Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются по решению суда недействительными.

Читайте также:
Особое производство: что это такое, описание и особенности

При наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, и при наследовании по завещанию, если оно завещано двум или нескольким наследникам без указания наследуемого каждым из них конкретного имущества, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников, затем оно может быть разделено по соглашению между ними (ст.1164 и 1165 ГК РФ).

Основы семейного права в РФ

Семья – это объединение, как правило, совместно проживающих лиц, свя­занных взаимными субъективными правами и обязанностями, возникающими из брака, родст­ва, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью.

Основным документом семейного законодательства является Семейный кодекс Российской Федерации. В нем определены личные права и обязанности супругов; законный режим имущества супругов; договорный режим имущества супругов (порядок заключения и содержание брачного контракта); ответственность супругов по обязательствам. Рассмотрены формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе вопросы усыновления, опеки и попечительства над детьми, а также установлен порядок применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Наиболее важные правовые аспекты содержатся в приведенных ниже главах Семейного кодекса Российской Федерации.

Условия и порядок заключения брака

Ст. 10. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (загсах).

Ст. 11. Брак заключается в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в загс. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и др.) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Ст. 12. Условия заключения брака: необходимо взаимное добровольное согласие вступающих в брак и достижение ими брачного возраста.

Ст. 13. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин, в виде исключения — с шестнадцати.

Прекращение брака

Ст. 16. Брак прекращается вследствие смерти одного из супругов или путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов.

Ст. 18. Расторжение брака производится в загсах по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей. Или в судебном порядке при наличии у супругов несовершеннолетних детей, а также при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.

Ст. 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака: с кем из супругов будут проживать несовершеннолетние дети; порядок выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного супруга; размер этих средств и раздел общего имущества супругов.

Личные права и обязанности супругов

Ст 31. Равенство супругов в семье

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Ст 32. Право выбора супругами фамилии

1. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.

Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.

2. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.

3. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.

Законным режимом имущества супругов признается режим совместной собственности, распространяющийся на имущество, нажитое супругами в зарегистрированном браке. Раздел общего имущества супругов производится в соответствии с нормами СК РФ.

Общая совместная собственность супругов может быть прекращена разделом во всякое время, как в период брака, так и после его расторжения:

– по соглашению супругов;

– по решению суда по требованию одного из супругов;

– по решению суда по требованию кредиторов одного из супругов.

Если ранее действовавшему семейному законодательству был известен исключительно законный режим имущества супругов, то в настоящее время допускается договорный режим имущества супругов, чаще именуемый брачным договором. Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, направленное на изменение законного режима имущества супругов и (или) определяющее имущественные права и обязанности супругов в случае его расторжения.

В настоящее время понятие «ребенок» закреплено как в отечественном, так и в международном законодательстве, обозначая категорию лиц, не достигших совершеннолетия (18лет)

Основные гарантии прав и законных интересов детей провозглашены в Конвенции ООН О правах ребенка, Конституции РФ, а также детализированы в других законодательных актах, таких как Семейный, Трудовой, Гражданский, Уголовный и др. кодексы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: