Научное управление: что это такое, описание и особенности

Органы, осуществляющие управление наукой

Вы будете перенаправлены на Автор24

Наука и особенности управления ею

Управление наукой – это деятельность, сосредоточенная на организации функционирования научных коллективов, оказании им государственной поддержки, внедрении достижений науки в производственную деятельность.

Научная деятельность включает в себя такие разновидности как:

  • фундаментальная наука;
  • прикладная или отраслевая наука;
  • вузовская наука.

Каждая разновидность научной деятельности направлена на решение собственных задач и характеризуются определенными особенностями.

В российской практике управления наукой установлен ряд приоритетных направлений ее развития, к числу которых относятся следующие:

  • обеспечение безопасности и противодействия террористическим действиям;
  • развитие индустрии наносистем;
  • развитие систем информационно-телекоммуникационного характера;
  • развитие науки о жизни;
  • развитие перспективных видов вооружений, специальной и военной техники;
  • организация рационального природопользования;
  • развитие космических и транспортных систем;
  • ядерная энергетика;
  • сфера энергосбережения и энергоэффективности.

Общая характеристика управления научной сферой

В общем виде управление научной сферой возложено на российского Президента, который реализует следующие функции:

  • во-первых, определение научно-технической политики государства;
  • во-вторых, учреждение президентских грантов, предназначенных для оказания поддержки молодым российским ученым – кандидатам и доктором наук;
  • в-третьих, учреждение президентских премий в сфере науки и инноваций для молодых ученых;
  • в-четвертых, утверждение Президента Российской академии наук в соответствии с представлением собрания этой академии;
  • в-пятых, заслушивание на ежегодной основе доклада общего собрания Российской академии наук относительно состояния фундаментальных наук в России, важнейших достижений в сфере науки, предложений приоритетного развития научной сферы;
  • в-шестых, определение порядка присвоения статуса государственного научного центра и так далее.

Роль Правительства и Министерства в управлении наукой

В управлении научной сферой принимают участие российское Правительство, а также Министерство образования и науки России.

Готовые работы на аналогичную тему

Российское Правительство обеспечивает осуществление единой политики государства в отношении регулирования научной сферы, осуществляет разработку и практическую реализацию мер государственной поддержки научной сферы, поддерживает фундаментальную науку, а также приоритетные направления прикладных наук.

Функции министерства образования и науки направлены на:

  • выработку единой государственной политики в сфере науки и техники;
  • нормативно-правовое регулирование научной сферы, научно-технической сферы, инноваций, нанотехнологий, государственных научных центров, интеллектуальной собственности;
  • реализация государственной политики в научной сфере;
  • оказание государственных услуг научно-технической, инновационной и научной деятельности;
  • управление имуществом государства в научной сфере;
  • организация различных научных коллективов, научных школ, выставок, стендов и так далее.

Министерству образования и науки подчиняется Федеральная служба, именуемая Рособрнадзором, изначально предназначенная для осуществления контрольной и надзорной деятельности в сфере науки. В настоящее время контрольно-надзорные полномочия выведены из ведения Рособрнадзора и переданы в распоряжение Высшей аттестационной комиссии, действующей при Министерстве науки и образования. Эта комиссия призвана реализовывать государственную научную аттестацию.

Роль Российской академии наук в управлении научной сферой

Значительную роль в управлении научной сферой играет Российская академия наук. Данная академия имеет статус некоммерческой организации и функционирует в качестве федерального государственного бюджетного учреждения. В качестве учредителя и собственника имущества академии выступает Российская Федерация. Осуществление этих функций возможно на Правительство Российской Федерации.

Академия преследует в своей деятельности следующую цель: академия организует и проводит фундаментальные и прикладные научные исследования относительно проблем технического, естественно-научного, гуманитарного, общественного назначения для получения знаний о законах развития общества, человека в природе.

Деятельность академии предполагает выполнение важной миссии, направленной на обеспечение свободы творчества в сфере науки.

Формы деятельности Российской академии наук:

  • во-первых, осуществление активного содействия формированию системы высших образовательных учреждений;
  • во-вторых, организация преподавательской работы сотрудников академии в высших учебных заведениях;
  • в-третьих, осуществление курирования школьного образования;
  • в-четвертых, организация издания литературы научно-популярного содержания, создание музеев, проведение лекций публичного характера;
  • в-пятых, подготовка аспирантских и докторантских научных кадров и так далее.

Помимо Российской академии наук существует и ряд других академий наук отраслевого характера, например, в сфере образования, архитектуры, строительных наук, художественной сфере и так далее. Эти виды академий осуществляют отраслевое регулирование научной сферы.

Под руководством академии наук действуют различные научные организации, учредителем которых выступает российское Правительство. Частичные функции по управлению этими организациями возлагаются на Федеральное агентство научных организаций.

На местах управление научной деятельностью осуществляется отдельными научными организациями, в том числе учреждениями высшего образования.

В системе управления наукой создаются научные центры, наукограды.

2. Характеристика школы научного управления

До XX в. никто не задумывался о возможности системного управления организацией. Идея о том, что управление может вне­сти существенный вклад в развитие и успех организации, впер­вые зародилась в США на рубеже XIX—-XX вв. С этого же време­ни оно признается самостоятельной областью деятельности, требующей специальных знаний. Все это не было случайностью, а имело объективные предпосылки. К концу XIX — началу XX в. развитие промышленного производства позволило во много раз увеличить количество выпускаемых товаров. Это время справед­ливо получило название эпохи массового производства. Но од­новременно резко обостряется конкурентная борьба между про­изводителями. Главная форма конкурентной борьбы в то время — ценовая конкуренция: покупателя завоевывает тот, кто сумеет снизить цену на свой товар. А для этого надо сократить издерж­ки, что предполагает всестороннюю рационализацию производ­ства, труда, времени, всех ресурсов. В данных условиях взоры предпринимателей, инженеров направлены на производство, совершенствование его в целях решения важнейшей проблемы вы­живания в конкурентной борьбе. Решение ее вело к обобщению опыта, поиску эффективных методов управления производством и трудом.

Читайте также:
Обязательные работы: что это такое, описание и особенности

Школа научного управления.

Основателем науки управления считается американский ин­женер и исследователь Фредерик Уинслоу Тейлор.

Предложения Тейлора по организации заработной платы но­сили революционный характер:

— заработная плата платится человеку, а не месту;

— установление расценок должно основываться на точном знании, а не на догадках;

— расценки, основанные на точном знании, должны быть единообразными;

-— благодаря установленным таким образом расценкам това­ры производятся дешевле, а рабочие получают более высо­кую заработную плату, чем обычно;

Тейлор выделил 4 группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств и контроль результатов.

Участниками успешного становления движения научного уп­равления были Франк и Лилиан Гилбрет, которые также искали пути повышения эффективности труда через усовершенствование многих ручных операций. Они использовали наблюдения, заме­ры, микрохронометраж, даже видеокамеру. Супруги Гилбрет раз­работали метод анализа микродвижений рабочего, в основе ко­торого кинограммы его движений с последующим определением их стандартных последовательностей и наборов. Так, ими было выведено 17 основных движений кисти руки, названных тербли-гами (Гилбрет в обратом прочтении). Франк Гилбрет написал широкоизвестные книги «Азбука научной организации труда» и «Изучение движений».

Франк и Лилиан Гилбрет были ведущими консультантами сво­его времени по промышленной эффективности.

Следует назвать еще одного американского организатора про­изводства — Г. Эмерсона, разработавшего комплексный, систем­ный подход к организации управления. Широко известна его книга «Двенадцать принципов производительности».

Вот эти принципы: ;

— точно поставленные цели;

-— справедливое отношение к персоналу;

— оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет;

— нормы и расписание;

— написанные стандартные инструкции;

— вознаграждение за производительный труд.

Ведущими принципами Г. Эмерсон считал точно поставлен­ные цели и здравый смысл.

Основные положения этой школы:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, лучше всего подходящих для решения задач и обеспечения их обучения.

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эф­фективного выполнения задач.

4. Систематическое и правильное использование материаль­ного стимулирования для повышения производительности.

5. Отделение планирования от других видов работ.

К школе научного управления можно отнести и Генри Форда (1863-1947). Механик и предприниматель, он был известен как талантливый организатор массового производства автомобилей в США. Форд принял систему Тейлора и пытался заменить ручную работу машинной.

В основу организации управления им были положены следующие принципы:

• максимум разделения труда;

• широкое применение высокопроизводительного оборудова­ния и инструментальной оснастки;

• расстановка оборудования по ходу технологического процесса;

• механизация транспортных работ;

• регламентированный ритм производства продукции. Подводя некоторые итоги своей деятельности в книге «Моя жизнь. Мои достижения», Форд пишет о том, что поставленная им цель — выпускать доступный по цене автомобиль для «сред- ] них американцев» — была достигнута. И действительно, успех от выпуска модели автомобиля Ford «T» превзошел все ожидания. За 1908—1927 гг. было продано 15 млн. этих автомобилей, легко завоевавших потребительский рынок. Однако сам Форд сознает, что массовое производство потребовало стандартизации и уни­фикации всех технологических процессов, а внедренная им сис­тема управления может быть охарактеризована как «террор ма­шин». Четкая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки позволили организовать управление и работу заводов Форда в режиме авто­мата, а человек стал придатком машины.

Форд установил на своих предприятиях 8-часовой рабочий день и минимальный уровень заработной платы, а также создал социоло­гическую службу, что по тем временам было крупным новаторст­вом. Однако он так и не смог преодолеть социальный антагонизм и добиться гармонии интересов в своей фирме. Об этом, в частности, свидетельствует конфликт между Фордом и профсоюзами в 1937-1941 гг.

Административная школа управления (классическая школа)

Представители классической (1920—1950) школы, а именно А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления. Их главной заботой были эффективность применительно к работе Всей организации и формирование общих (универсальных) прин­ципов ее функционирования. Основной вклад А. Файоля в теорию Управления состоял в том, что он рассматривал управление как Универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных Функций и осуществляющийся на любом уровне. Книга Файоля «Общее и промышленное управление» была опубликована в 1916 г. В ней он выдвинул теорию общего под­хода к анализу деятельности администрации и на этой основе сформулировал принципы администрирования. Администриро­вание Файоль понимал как составную часть управления, которое включает также производственную, коммерческую, финансовую, кредитную, учетно-бухгалтерскую функции.

В административной функции Файоль выделил пять ее эле­ментов: предвидение, планирование, организация, координация и контроль. Файоль рассмотрел управление как универсальный процесс, осуществляющийся на любом уровне организации. В этом его вклад в теорию управления. Принципы, которыми дол­жна руководствоваться администрация в своей деятельности, Файоль перечисляет в своей книге.

Для открытия и популяризации вклада Файоля много сделал Линдел Урвик. Этот британский военный офицер известен как чиновник и консультант по управлению. В работах Л. Урвика основные положения А. Файоля получили дальнейшее развитие. Главное внимание Л. Урвик уделял разработке принципов пост­роения формальной организации.

14 принципов управления (по А. Файолю):

1. Разделение труда.

Его цель — выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при прочих равных условиях. Это достигается за счет сокращения целей.

2. Полномочия и ответственность.

Полномочия — это право отдавать приказ, а ответствен­ность — составляющая ее противоположность. Где дают полно­мочия, там возникает ответственность.

Читайте также:
Отлагательное условие: что это такое, описание и особенности

3. Дисциплина.

Дисциплина — одна из задач руководителя, предполагающая справедливое применение санкций.

4. Единоначалие.

Работник должен получать приказы только от одного началь­ника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна

быть объединена планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим.

Интересы одного работника не должны преобладать над ин­тересами организации.

7. Вознаграждение персонала.

За свою службу работники должны получать справедливую оплату.

8. Централизация.

Это способ организации отдельных групп в направлении об­щих целей и плана. Она зависит от деловой деятельности орга­низации, но в некоторых случаях необходимо разделение труда. Централизация является справедливым ходом вещей. Важным при этом является рассмотрение вопроса о соотношении цент­рализации и децентрализации.

9. Скалярная цепь.

Это иерархия руководящих должностей.

10. Порядок.

Это расположение всего на своем месте.

11. Справедливость.

Это сочетание доброты и правосудия в управлении организа­цией.

12. Стабильность рабочего места для персонала.

Высокая текучесть кадров снижает эффективность организа­ции.

13. Инициатива.

Это разработка плана и его реализация.

14. Корпоративный дух.

Союз — это сила. Он является результатом взаимосвязанной работы персонала.

Основной вклад этой школы:

1. Развитие принципов управления.

2. Описание функций управления.

3. Систематизированный подход к управлению всей органи­зацией.

Школа человеческих отношений в управлении. Самыми крупными ее авторитетами являются М. Фоллетт (Англия), Э. Мэйо (США). Представители этой школы полагали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбеж­но приведет к увеличению производительности. Они рекомендо­вали использовать приемы управления человеческими отноше­ниями, включающие более эффективные действия непосредст­венных начальников, консультации с работниками и предостав­ление им более широких возможностей общения на работе.

Согласно современной доктрине менеджмента в системе управления имеют значение 3 существенных фактора: люди, фи­нансы и техника, – и первое место занимает фактор “люди”. Сре­ди господствующих целей менеджмента (отношения между людьми и выполнение задач) преобладает человеческий фактор. Именно такая система управления, где основное внимание уделя­ется человеческому фактору, является наиболее оптимальной в условиях рынка.

Менеджмент – психологически насыщенная система управ­ления, главные функции которой непосредственно связаны с пси­хологией. Поэтому для эффективного осуществления этих функ­ций менеджеру нужно овладеть психологическими компонентами менеджерского мастерства: уметь взаимодействовать с людьми, выступать перед аудиторией, убеждать и т. д.

В суровых условиях рыночной конкуренции только умение общаться с людьми обеспечивает успех в бизнесе. Известные японские, европейские и американские менеджеры добиваются завидных успехов в производстве товаров именно благодаря бе­режному отношению к персоналу.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений. Согласно этому подходу работнику в большей степени должна оказываться помощь в осознании его собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности деятель­ности организации путем повышения эффективности исполь­зования человеческих ресурсов, создание всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого со­трудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией.

Главный постулат школы: правильное применение науки о поведении всегда должно способствовать повышению эффектив­ности как отдельного работника, так и организации в целом.

Большое значение для менеджеров здесь приобретает изу­чение различных поведенческих подходов, которые рекомендует общий менеджмент, и исследование возможности их применения в процессе анализа организации. Необходимо помнить, что чело­век – это самый важный элемент в системе управления. Удачно подобранная команда единомышленников и партнеров, способ­ных понимать и внедрять идеи своего руководителя, – важнейшее условие экономического успеха.

Управление как наука и искусство

Управление считается одновременно древнейшим искусством и новейшей наукой. Понятие об управлении как об искусстве сложилось еще в античные времена, когда границы между миром искусства и миром науки не были так отчетливы. Явное разграничение между искусством и наукой произошло в XVIII веке, но самостоятельной областью человеческих знаний наука управления стала только в конце XIX века.

Для начала разберем понятие науки управления. Управление – процесс воздействия на человека или группу людей для поддержания определенного состояния или перевода объекта воздействия в новое состояние.

Как наука управление имеет свой предмет изучения, свою теорию, свою специфику. Теория управления изучает закономерности управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов.

Задача науки управления – выявление наиболее эффективных методов и средств достижения поставленных перед обществом целей, выявление мероприятий, повышающих эффективность самой системы управления в изменяющихся условиях деятельности.

Наука управления, как и любая другая наука, имеет свои фундаментальные основы. Существует четыре подхода к теории управления.

Процессный подход основан на идее существования универсальных функций управления. Системный подход сложился на базе общей теории систем. Ситуационный подход возник как попытка интеграции достижений всех школ управления и других отраслей науки. Согласно этому подходу любая организация – это открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой. Универсальный подход сложился на теории универсального управления, теории переходных процессов, теории относительности сознания.

Первые работы об основах научного управления появились в конце XIX – начале XX в. в ответ на потребности промышленного развития. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Читайте также:
Новеллы юстиниана: что это такое, описание и особенности

Родоначальник теории и практики управления – Фридрих Уинстон Тейлор, выдающийся американский инженер-исследователь. Тейлор стал основоположником научной организации труда и менеджмента. В своей повседневной работе он рассматривал вопросы рационализации труда и производства для повышения производительности и эффективности. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих: научный подход к выполнению каждого элемента работы; научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; кооперация с рабочими; разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Другой известный специалист в области управления – Анри Файоль, французский горный инженер. Файоль считается основателем административной (классической) школы управления. Его принципами управления предлагалось руководствоваться при выполнении функций управления и решении управленческих задач.

В нашей стране в условиях нового общественного строя и социалистической системы хозяйствования идеи научного управления развивали А.А.Богданов, Е.Ф.Розмирович, А.К.Гастев, О.А.Ерманский, Н.А.Витке и многие другие ученые и практики. Марксистская парадигма экономического развития послужила основой для системы взглядов, в течение семидесяти лет определявшей развитие теории и практики управления. Критерием социальной ориентации экономики этой системы являлось всестороннее развитие личности. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда играла общественная собственность на средства производства, а план выступал как регулятор производства.

Управление как искусство – это способность эффективно применять на практике накопленный опыт.

Искусство управления, как и всякий другой вид творчества, включает в себя талант и самобытность личности. Талант руководителя проявляется в его яркой индивидуальности, оригинальности, в его нестандартном образе мышления и широком кругозоре. Воздействуя на человека или группу людей, необходимо в полной мере понимать силы своего умения и отдавать отчет за свои действия перед обществом. Воздействие на человека силой своего умения и отточенного мастерства может оказаться непоправимо безнравственным, хотя в повседневной жизни мы зачастую пытаемся повлиять на окружающих людей любыми доступными нам способами.

В широком смысле термин «искусство» применяется к любой области человеческой деятельности, если работа выполнена грамотно, аккуратно, мастерски, искусно и в технологическом, и в эстетическом смысле. Человек, занимающийся искусством, проявляет способности к импровизации, высокое умение комбинировать элементы знания и интуиции. Искусство развивает воображение, способствует нравственному самосознанию и самоопределению, формирует творческий подход, эстетические вкусы и идеалы. Искусство в целом рассматривают как деятельность, направленную на изучение окружающего нас мира и его образное моделирование. Искусство управления полностью отвечает этому принципу, так как руководитель должен постоянно исследовать возникающие реальные ситуации и творчески подходить к решению поставленных управленческих задач.

В основе искусства управления лежит тот факт, что организации – это сложные социально-технические системы, функционирование которых зависит от многочисленных, разнообразных факторов внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, – это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Поскольку каждый человек обладает своим особым характером, системой ценностей и мотивами к труду. Поэтому зачастую управление рассматривается как искусство, которое наравне с медициной или инженерным делом должно опираться на лежащие в его основе теории, принципы, концепции и методы. Это позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способности применять знания в практической работе.

Методы искусства управления подходят для применения в различных ситуациях, они универсальны. На результативность коммуникации влияет множество сложных, взаимосвязанных психологических факторов. От того, кому, когда и как разумнее изложить свои аргументы, зависит успешность воздействия на объект управления.

В различных видах управленческой деятельности выбор метода деятельности зависит от специфики этой деятельности и конкретных условий. Например, сбор необходимой информации можно осуществлять посредством анкетирования, интервьюирования, наблюдения; прогнозирование можно осуществлять методами «дельфи», экстраполяции, экономической модели.

Практическое управление в организации осуществляется с помощью системы методов, представляющей собой комплекс правил, процедур и способов воздействия на управляемый объект с целью достижения поставленных целей.

Методы управления характеризуются своей направленностью (на определенное производственное подразделение компании, отдел, конкретного сотрудника), целевой установкой (какая конкретная цель должна быть достигнута) и формой воздействия на персонал (прямое или косвенное, приказ или создание стимулирующих условий).

Метод Сократа

Неоценимый вклад в мировую цивилизацию внесли великие мыслители Древней Греции, среди которых стоит выделить Сократа (ок. 469-399 гг. до н. э.) – учителя и гражданина, создателя знаменитой афинской школы философии и риторики. Основы учения Сократа, который принципиально ничего не писал, известны лишь из сочинений его многочисленных учеников – Платона, Аристиппа, Антисфена, Евклида и позже Аристотеля. Платон так высоко чтил своего учителя, что вывел его главным персонажем всех своих философских диалогов. Сократ сформулировал сверхсложные задачи познания («познай самого себя и научись искусству жить»), дал определения таким этическим понятиям, как мужество, доблесть, справедливость, свои исследования сравнивал с искусством повивальной бабки, обосновал критическое отношение к догматическим утверждениям, получившим название «сократовская ирония». Исследуя проблемы человеческого общения, Сократ особое внимание уделял диалогу. Диалог развивается в непосредственном словесном контакте, в общении и является интерактивным поиском истины, искусством рассуждений и доказательств.

Читайте также:
Отрасль права: что это такое, описание и особенности

В современной риторике, в искусстве убеждать заслуженной известностью пользуется один из способов ведения диалога, получивший название метода Сократа, который неоднократно демонстрировал свое мастерство ведения диспутов, споров. Его метод ведения диалога строился на блестящем умении так строить логическую цепь умозаключений, что его оппонент был вынужден соглашаться с каждым доводом на любом этапе диалога, то есть отвечать «да, да, да» на каждой позиции логического построения Сократа. На этих диспутах Сократ, убедив своего оппонента, мог шутя доказать правильность рассуждений как своих, так и противоположной стороны, хотя постоянно подчеркивал, что всякое умение, если оно не опирается на справедливость и добродетель, является плутовством, а не мудростью.

Любопытное подтверждение разумности приемов Сократа и учеников его школы нашла современная физиология. Оказывается, оппонент, подготовленный к спору и настроенный весьма настороженно, даже агрессивно, соглашаясь в начале диалога с совершенно очевидными мыслями Сократа, успокаивался, его возбуждение падало, сердцебиение приходило в норму, его воля ослабевала, как и способность спорить с очевидными на первый взгляд истинами. В итоге искусно составленная логическая концепция Сократа побеждала.

Метод трех раундов

Искусство управления предлагает еще один метод ведения диалога, а именно способ убедить оппонента в правильности и разумности именно вашего предложения. Этот метод можно условно назвать методом трех раундов, так как модель ведения диалога чаще всего строится из трех частей (возможен и более сложный алгоритм этого метода). В первой части диалога (первый раунд) вы коротко излагаете суть проблемы или ситуации, соглашаясь с доводами вашего, скажем, руководителя и вызывая, таким образом, его положительные реакции. Во втором раунде вы даете несколько альтернативных вариантов решения проблемы, упомянув в том числе и свой, желанный. И в третьем раунде, когда сам оппонент поймет, что ненавязчиво упомянутый вами вариант лучший, нужно согласиться с ним.

Этот метод эффективен и в принципиально иных ситуациях – когда его применяет руководитель. Ему, скажем, необходимо добиться выполнения важных, но непопулярных в коллективе мероприятий. Можно провести совещание с руководителями структурных подразделений, можно подготовить соответствующий приказ и обязать коллектив выполнять необходимые мероприятия, но скрытных оппозиционных настроений, а может быть, и прямой критики в свой адрес руководителю не избежать. Но можно пойти и иным путем – пригласить двух-трех ведущих специалистов, к мнению которых особенно прислушивается коллектив, и поручить им, опытным и уважаемым профессионалам (это подчеркивается особо!), в четко обозначенный срок подготовить вариант решения возникшей проблемы. Нужно согласиться с оценками специалистами важности проблемы и предварительными вариантами ее решения. Собравшись вновь, выслушав и в основном одобрив предложения специалистов, ненавязчиво внести свои принципиальные коррективы (в этом случае второй раунд с производственной точки зрения особо сложен, но убедить двух-трех человек всегда проще, чем весь коллектив). И, наконец, третий раунд: проводится совещание, на котором возглавляющий группу специалист докладывает о разработанных мероприятиях, и после обсуждения и критики руководитель соглашается с его мнением.

Попытки добиться желаемого без достаточной аргументации вашей позиции и разумности предлагаемого варианта без предварительной настройки оппонента на благожелательный тон беседы редко дают положительный результат. Сфера диалогического общения чрезвычайно обширна – от обычной беседы двух людей – отца и сына, руководителя и подчиненного – до научной дискуссии и дипломатической полемики. Часто диалог государственных лидеров «один на один» может разрешить сложнейшие проблемы более успешно, чем долгие дипломатические переговоры.

Метод Штирлица

Одним из самых сложных и противоречивых инструментов управления является управленческое решение. В его основе лежит обоснованная разработка директивного документа, организующего и стимулирующего совместную деятельность членов коллектива. Чаще всего разрабатываются оперативные решения, обеспечивающие тактические, частные управленческие задачи: сроки выполнения, изменения в технологии, кадровые вопросы. Более глубоких творческих проработок требуют стратегические решения, которые зачастую касаются структурных изменений, вопросов перестройки привычного хода производства и постоянно сопровождаются негативными реакциями сторонников сложившихся, апробированных форм и методов работы. Сопротивления управленческим нововведениям можно ожидать не только со стороны рядовых сотрудников, но иногда и от высоких руководителей, ревниво относящихся к творческим идеям, им не принадлежащим. Отстоять свою идею, убедить оппонентов в своей правоте не всегда удается даже опытным, владеющим методами искусства управления и деловой полемики специалистам, и иногда приходится искать нестандартные, обходные пути.

Непрост в реализации прием, позволяющий навязать, протолкнуть свою идею, свой план вышестоящему руководителю или коллективу, условно называемый методом Штирлица (по фамилии героя популярного кинофильма, где этот метод наглядно демонстрируется в разговоре нашего интеллектуального супермена Штирлица с «очень плохим», но умным – редкий случай в нашем кино! – оппонентом, его начальником Шелленбергом). Суть этого метода: во время приватного разговора или на совещании нужно ненавязчиво, как бы вскользь, среди других вариантов решения упомянуть о своей идее и немедленно «забыть» ее. Если ваш начальник умен, то сразу же оценит разумность вашей мысли и потом, продумав ее, предложит эту идею как свою, значительно расширив ее, уточнив и конкретизировав. Человеку свойственно доверять больше идеям, родившимся в собственной голове, чем чужим. Ведь чаще всего вам важно добиться своей цели, а не тешить авторское самолюбие! Этот метод интуитивно хорошо знают и блестяще применяют многие умные жены: после неоднократных и деликатных намеков, вздохов и якобы сомнений произносится желанная итоговая фраза: «Что ж, пусть так и будет, как ты, мой умненький, сказал…» Другой вариант этого метода хорошо знают опытные чиновники: часто разумное, на ваш взгляд, или выгодное для вас управленческое решение лучше не предлагать напрямую руководству, а подготовить его среди других пунктов плана работ. В результате такой нехитрой бюрократической игры вы вскоре получите утвержденный план работ, в котором будет строгое предписание подготовить в такой-то срок нужное вам решение.

Читайте также:
Присяжный поверенный: что это такое, описание и особенности

Метод «лягушка в сметане»

Жизнь не стоит на месте, окружающий мир находится в непрерывном диалектическом развитии. Общественный прогресс не имеет линейного характера, восходящая линия развития общества есть результат взаимодействия многообразных процессов, и среди них решающая роль целенаправленной деятельности людей. Все стороны жизни общества – от социально-производственной деятельности до семейных отношений – являются ареной непрекращающихся настойчивых поисков, импровизаций, случайностей, ошибок и находок, ведь человек обязан искать способы адаптации к изменяющейся среде.

Иногда в ход жизни врывается непредвиденное и ломает привычные стереотипы: осложнения на работе, серьезная болезнь, трения в семье. Человек начинает искать выход из экстремальной ситуации, в тревоге мечется, старается вновь и вновь безуспешно следовать привычным методам, совершает новые ошибки или замирает в безысходной апатии. Такую ситуацию хорошо иллюстрирует известный эксперимент: в горизонтально лежащую бутылку поместили пчел и мух. Мудрые якобы пчелы стали настойчиво, до полного истощения биться о стекло в безнадежных поисках выхода, а глупые мухи хаотично метаться в бутылке и через несколько минут вырвались на свободу. В сложной, неординарной ситуации редко удается решить проблемы традиционными способами, нужно искать новые, нетривиальные методы, хотя и метод хаотичных проб и ошибок не всегда приводит к желанной цели (мухам очень повезло!).

В обеспеченной, благополучной семье жена за многие годы совместной жизни совершенно уверена в прочной привязанности мужа к ней и к детям, она перестает следить за своей внешностью, становится самоуверенной, сварливой, неряшливой. После бесконечных выяснений отношений с недовольным супругом, обсуждений ситуации с мудрой, но не всегда объективной мамой, телефонных советов закадычных подруг (увы, подруги часто делают вид, что проявляют сострадание, а в действительности тщательно избегают его) жена не всегда принимает верное решение или принимает его с опозданием. Есть даже термин – «куриный эффект»: курица решается перебежать дорогу в самый последний момент, когда ситуация становится уже весьма опасной! Когда наступает кризисная ситуация, то у людей часто возникает ощущение обреченности, бессилия, у них опускаются руки и парализуется воля. Иногда у человека прочно вырабатывается известный эффект буриданова осла, когда бесконечные сомнения, нерешительность, неспособность сделать выбор приводят к самым тяжелым психическим травмам. В этом случае крах неминуем. Здесь уместно вспомнить притчу о двух лягушках, попавших в кувшин со сметаной. Одна из них, считая положение безнадежным, прекратила борьбу и погибла. Другая продолжала бороться до конца, она пыталась выпрыгнуть из кувшина, отчаянно работала лапками, сбила из сметаны масло и в итоге смогла выбраться на волю.

Практически во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство дополняют друг друга. Управление одновременно наука и искусство. Наука в той степени, в какой используется предшествующий опыт, социологические методы, психология человека, ставятся эксперименты, иначе говоря, используется точное знание поведения социальных систем в различных условиях внешней среды. Кроме знаний об управлении важен личный опыт человека, который не может быть выражен в формальных нормах администрирования. Искусство управления, по сути дела, есть приобретенные навыки принятия решений в нестандартных ситуациях.

Профессиональная подготовка специалистов управления стала одним из высокорентабельных вложений. Выполняя эту задачу, организация поднимается на уровень высших экономических достижений и решений социальных проблем.

Таким образом, для эффективного управления руководителю необходимо знать теоретические основы, обладать практическим опытом и способностью творчески использовать теорию и практику. Все это можно сказать проще. Каждый руководитель должен владеть наукой и искусством управления.

Анастасия АЛЕКСАНДРОВА, специалист по связям с общественностью школы №554

Что такое управление: его принципы, виды и функции

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Согласитесь, невозможно представить какую-либо организованную деятельность людей без четкой системы управления.

А если предположить, что в один момент все в мире перестанет быть кем-то или чем-то управляемым, то наступит апокалипсис, прототипом которого является известная басня Крылова «Лебедь, рак и щука».

Поговорим в этой статье о том, что же такое управление, каковы его функции и какие виды управления бывают.

Управление – это …

Начну с примеров. Строительная бригада возводит загородный дом, ее работой руководит прораб. Компания «Лукойл» добывает, обрабатывает нефть и продает нефтепродукты, руководство процессом осуществляет совет директоров.

Нашим государством руководит Правительство во главе с Президентом. Все перечисленные люди управляют определенными объектами посредством системы управления, специально созданной под конкретный объект.

Вывод: управление – это деятельность, направленная на координацию функционирования объекта с целью достижения поставленных задач.

Объекты управления:

  1. отдельные люди;
  2. группы людей;
  3. производство продукции и услуг;
  4. финансы;
  5. информация и т.д.

Наука, которая изучает принципы и методы управления, называется теорией управления.

По большому счету, синонимом понятия «управление» является понятие «менеджмент» (это как?), которое вошло в лексикон россиян сравнительно недавно (в конце прошлого столетия).

Читайте также:
Нормативный документ: что это такое, описание и особенности

Но, в основном, термин «менеджмент» употребляется применительно к сфере коммерции, а «управление» – ко всем областям деятельности человека.

И так происходит не из-за того, что в руководстве разными объектами есть какие-либо существенные отличия, а в силу медленного «вживления» данного понятия в лексикон.

Обратите внимание, мы сегодня говорим об управлении как о действии. Но существует еще понятие «управление», являющееся отглагольным существительным.

В этом случае «управление» – это организация, осуществляющая руководство чем-либо.

Например, Управление здравоохранения Липецкой области. Понятно, что данная организация занимается руководством деятельности всех медицинских подразделений области.

Главная цель управления любым объектом – решение поставленных задач.

Функции управления состоят во всестороннем обеспечении процесса достижения целей, осуществляемом посредством эффективного использования ресурсов (трудовых, природных, экономических и т.д.).

Структура системы управления

Система управления – это иерархическая структура (как это?), которая имеет вертикальные и горизонтальные ветви.

Структура системы управления зависит от сложности объекта управления. Вот, например, как выглядит структура (что это такое?) управления небольшой торговой компании:

В данном примере 3 уровня структуры по горизонтали и 1 уровень по вертикали.

А вот какой вид имеет структура управления организации покрупней:


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Создание оптимальной структуры управления – одна из важных задач для любой только что созданной организации. Ведь именно от этого зависит эффективность хозяйственной деятельности.

Так, чрезмерно «раздутый» управленческий аппарат будет тормозить работу, при этом поглощая значительную часть финансовых средств компании. Недостаточный по объему аппарат также будет являться тормозом и не даст организации работать на полную мощность.

Принципы управления

Принципы управления основаны на способах воздействия субъекта (это как?) управления (того, кто управляет) на объект управления (того, чем управляют).

Очевидно, что системы управления появились тогда, когда в этом назрела необходимость, т.е. с началом централизации производства – с созданием первых мануфактур (производств, основой которых являлось разделение труда).

Но систематизация и описание принципов управления появились только в 1916 году. Доктрину администрирования создал экономист Анри Файоль. Постулаты (это как?) этого труда актуальны и по сей день, хоть и с немного модернизированной формулировкой.

Основные принципы управления:

  1. иерархичность структуры системы управления (соблюдение принципа единоначалия);
  2. оптимизация управленческого аппарата (по количественному и качественному принципу);
  3. централизация управления (подчинение одному центру или лицу), при необходимости – децентрализация (делегирование определенных функций управления на нижестоящие уровни управления);
  4. комплексность мер управления (управление с учетом всех направлений деятельности);
  5. приоритетность функций управления над структурой управления при создании новой компании;
  6. приоритетность структуры управления перед функциями управления в хозяйственной деятельности уже работающей компании;
  7. экономичность (создание максимально возможного результата при задействовании минимально возможных ресурсов, но без ущерба результативности хозяйственной деятельности компании);
  8. эффективность (обеспечение повышения рентабельности компании);
  9. создание системы эффективной мотивации (материальной и морально-психологической) для сотрудников организации;
  10. использование научного подхода (проверенных методик менеджмента).

Виды управления

Классификация видов управления зависит от объектов управления. Далее мы рассмотрим наиболее актуальные из них.

Государственное управление

Управление государством – это деятельность структур власти, направленная на реализацию целей, поставленных руководством страны.

Структура власти в РФ:

Основные ветви управления РФ – государственная власть и местное самоуправление.

Гос.власть управляет государством в целом, а органы местного управления – непосредственно субъектами РФ, городскими и сельскими поселениями (муниципальное управление), но только в контексте задач, поставленных гос.властью.

Управление государством осуществляется методом комплексного подхода. Это значит, что ставятся и реализуются цели, касающиеся различных сфер деятельности государства:

  1. правового направления (обеспечение граждан правами, гарантированными Конституцией РФ , и обеспечение выполнения гражданами обязанностей, прописанных в Конституции);
  2. политической сферы – выполнение задач правящей политической власти (подразумевается, что воли народа);
  3. экономического направления ( увеличение ВВП, рост уровня жизни населения и т.д.).

Выполнение целей перечисленных направлений характеризует эффективность государственного управления. Это значит, что чем больше задач решено в очерченных рамках, тем более эффективно выполняется управление государством.

Государственное управление осуществляется посредством издания законов (законодательных актов), и контролем за их выполнением – как на уровне государства в целом, так и на уровне субъектов РФ.

Управление производством

Грамотное управление производством или иной хозяйственной деятельностью осуществляется параллельно по 3 режимам управления:

  1. Оперативное управление – направлено на решение текущих задач. В его функции входит планирование, учет и контроль на текущий момент времени.
  2. Стратегическое управление – определение задач и способов их решения на долгосрочную перспективу. Цель такого управления – поддержание и (или) увеличение степени конкурентоспособности компании в будущих периодах.

Управление персоналом

Управление персоналом – это:

  1. грамотный подбор сотрудников на рабочие места;
  2. разработка системы мотивации персонала с учетом конкретных целей компании;
  3. контроль за выполнением сотрудниками их должностных обязанностей.

Управление персоналом, как и управление производством в целом, подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.

Например, на сей момент компании необходимо 10 сотрудников для выполнения работ на автоматизированной технологической линии.

Но в стратегических целях компании – использование новой инновационной (это как?) технологии, а это требует привлечение к процессу производства еще 3 работников новой для компании специализации.

Поэтому управление персоналом в данной ситуации подразумевает следующие действия:

  1. сохранение уже имеющихся кадров (оперативное управление персоналом);
  2. поиск специалистов для работы на инновационной линии (тактическое управление);
  3. принятие на работу новых специалистов, прошедших конкурсный отбор (стратегическое управление персоналом).

Управление финансами

Управление финансами – это целенаправленное и оправданное перераспределение финансовых потоков между подразделениями внутри какого-либо объекта.

Объектом может быть:

  1. государство,
  2. муниципалитеты (это что?),
  3. производственные организации и коммерческие структуры,
  4. домашние хозяйства.

Управление финансами зависит от объекта, где циркулируют финансовые потоки.

Управление осуществляют:

  1. на уровне государства – органы исполнительной и законодательной власти;
  2. на уровне муниципалитетов – органы представительной и исполнительной власти;
  3. на уровне объектов, ведущих хозяйственную деятельность – лица и структуры, определенные для этих целей учредительными документами (к примеру, в ООО управление финансами прописано в Уставе организации);
  4. в домохозяйствах своими финансами управляют сами домохозяйства.

Управление рисками

Всякая деятельность (и не только коммерческая) сопряжена с рисками (что это такое?), т.е. с возможностью материальных или (и) моральных потерь. Поэтому управление рисками – одна из важнейших функций управления любым объектом.

Управление рисками – это деятельность, направленная на минимизацию возможных рисков и на разработку планов по эффективному устранению их последствий.

Методы управления рисками:

  1. отказ от целей, обладающих потенциальным риском;
  2. профилактика возможности наступления риска (устранение условий, которые могут спровоцировать риск);
  3. распределение (диверсификация (это как?)) рисков (например, вкладывание финансовых средств компании в разные проекты);
  4. страхование проектов (это как?), имеющих высокий процент риска;
  5. формирование «заначки» на случай исполнения негативного прогноза.

Управление рисками актуально не только для коммерческих структур, но и для обычных людей в их повседневной жизни.

Хотите знать немного больше – читайте наш блог! Удачи всем!

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Вчера была 252-я годовщина со дня рождения Крылова. Я снова перечитывала его басни и снова удивлялась, насколько актуальны и сегодня его произведения. Плохое управление лучше не выразить — лебедь, рак и щука.

Есть ли принципиальная разницы между управлением и руководством? Или это слова-синонимы?

Умение управлять — это высший пилотаж. А управлять так, чтобы люди были благодарны, вообще Божий дар!

Управление — задача сложная, многие стремятся управлять, но далеко не все умеют это делать.

Научно-исследовательская работа студентов

Уже на младших курсах вузов студенты начинают заниматься научно-исследовательской работой (НИР). Она предполагает не только занятия в предметных секциях или участие в практико-теоретических конференциях, но и письменное оформление результатов проведенных экспериментов, аналитики и прочих академических или эмпирических изысканий.

Что такое научно-исследовательская работа

Итак, в узком смысле НИР – это описание исследований, предпринятых с целью обобщения имеющейся информации, проведения опытов и экспериментов, установления закономерностей, вытекающих из собранных данных. Общие требования к написанию унифицированы федеральными и межгосударственными стандартами. Так, порядок осуществления прикладных НИР, выполняемых по техническим заданиям предприятий или других организаций, регулируется ГОСТом 15.101-98, а оформление отчета – ГОСТом 7.32-2001.

Научно-исследовательские работы делятся на три категории:

  • прикладные;
  • поисковые;
  • фундаментальные.

Прикладные научно-исследовательские работы решают конкретную, узкую проблему. Обычно это разработка нового изделия, материала или программного продукта.

Поисковые НИР служат для пополнения багажа знаний студента, помогают углубиться в предмет. В работах этого типа обобщаются уже имеющиеся научные данные по определенной проблеме, намечается направление дальнейших разработок.

Задача фундаментальных исследований – выявление новых для предметной области научных данных. В ходе работы студенты проводят эксперименты или опыты, обобщают полученные сведения, апробируют нестандартные методы, принципы изучения – словом, пополняют академическую базу конкретной дисциплины.

Чаще всего научно-исследовательская работа студентов бывает прикладной или поисковой – ярким примером могут служить курсовые. Фундаментальные изыскания проводятся обычно уже состоявшимися «светилами» – докторами и профессорами.

План научной работы

Перед тем как приступить к исследованию темы, надо составить план, который отразит основные этапы НИР:

  1. Постановка задачи.
  2. Анализ уже проведенных работ по выбранной теме.
  3. Конкретизация направления. Отобранные материалы изучаются более глубоко. Это нужно, чтобы сформировать, описать, оценить все возможные пути решения поставленной на первом этапе задачи и определиться, какой из них будет применяться в работе, при этом надо научно обосновать выбор.
  4. Проведение эмпирических или теоретических исследований. Они состоят из: разработки гипотез, моделирования ситуации, научного обоснования методик, эксперимента, получения и обобщения данных.
  5. Оценка результата, выводы, перспективы. На этом этапе анализируются все предыдущие шаги, обобщаются полученные данные, выявляется полнота решения задач, а также делается прогноз дальнейшего изучения темы.

Структура НИР

Согласно ГОСТу 7.32–2001 все отчеты по проведению НИР включают в себя:

  1. Титульный лист – на этой странице пишется название вуза, тема работы, имена студента, научного руководителя.
  2. Оглавление – перечисляются названия всех частей и разделов отчета с указанием номера страниц.
  3. Реферат – должен содержать обзор литературы и описание приложений. Обязательно надо изложить цель, указать объект изучения, применяемые методы, текущую степень внедрения (для прикладных исследований) и ее эффективность, а также перспективы разработки темы.
  4. Введение.
  5. Основная часть.
  6. Заключение.
  7. Библиография – перечисление литературы, использованной в работе. В список включаются книги и другие печатные издания, а также ссылки на интернет-ресурсы, к которым обращался автор. Составляется, как правило, в алфавитном порядке.
  8. Приложения – в разделе могут содержаться протоколы опытов и исследований, графики, диаграммы, карты, таблицы, расчеты, прочая вспомогательная документация.

Введение

Во вступлении описывается предметная область, актуальность, новизна выбранной темы, цели и задачи НИР. Рекомендуемый объем вводной части – 10 % от всей работы. Примерный план введения:

  • значение темы исследования для предметной области;
  • анализ существующих исследований;
  • новизна;
  • указание предмета и объекта исследования;
  • формулирование целей, задач, основной гипотезы;
  • описание всех применяемых способов сбора и анализа данных;
  • обзор использованных источников.

Основная часть

Объем основной части составляет примерно 60–70 % всей работы. Обычно она занимает около 20–40 листов А4. Текст разбивается на главы и параграфы, содержание которых должно передавать ход исследования.

Общая для всех НИР только глава номер 1. В ней делается обзор литературы, включенной в раздел «Библиография», анализируются идеи авторов публикаций. Рекомендуемый объем – от 20 до 30 % основной части.

В следующих главах поисковых работ могут быть проанализированы уже проведенные другими авторами исследования, уточнены формулировки, перечислены существующие методики и подходы, оценены перспективы развития направления и так далее. В прикладных работах нужно дать подробную характеристику изучаемого объекта, описать предлагаемые решения, обосновать их эффективность.

Для каждого раздела нужно сделать краткие выводы. Компактные таблицы, схемы, графики, рисунки и другие вспомогательные элементы можно включить в основной текст, большие – надо вынести в приложения.

Заключение

Рекомендуемый объем – примерно 5–10 % от всего текста. В нем подводится итог работы, перечисляются результаты решения поставленных задач, описывается их научная или практическая ценность, даются рекомендации по применению.

Правила оформления

Правила оформления НИР устанавливаются ГОСТом 7.32–2001:

  • Отчет печатают на листах формата А4. Размер А3 допускается для больших иллюстрации или таблиц в приложениях.
  • Шрифт – исключительно черный. Полужирное начертание запрещено. Размер (кегль) – 12 или больше, интервал между строками полуторный.
  • Верхние и нижние поля страницы – по 20 мм, левое – 30 мм (под переплет), правое – 10 мм.
  • Внизу, по центру страницы должен быть проставлен ее номер. Нумерация в документе сквозная.
  • Номера глав и разделов обозначаются арабскими цифрами. Подразделы нумеруются двумя цифрами: номер соответствующего раздела и порядковый номер подраздела.
  • Все формулы пишутся с новой строки. Расшифровка символов приводится ниже.
  • Ссылки на источники нумеруются в соответствии с их порядковым номером, в списке литературы.
  • Это основные требования к оформлению студенческих научно-исследовательских работ (к которым по большому счету относятся и курсовые). Но при написании любой НИР, в том числе и более серьезной (например, дипломной работы бакалавра, диссертации магистра или аспиранта) нужно обязательно руководствоваться указаниями методичек.

    Образец титульного листа НИР

    На рисунке представлен образец заполнения титульного листа в соответствии со стандартом ГОСТ 7.32–2001.

    Итак, все НИР проводятся и оформляются по единому стандарту. Сначала нужно изучить предметную область, спланировать цели и поставить задачи, затем – пояснить, что уже сделано по теме и как проведенные изыскания дополняют имеющиеся данные. Важный пункт – практическое применение и его результативность. Научно-исследовательская работа студентов – это поэтапная подготовка к написанию диплома бакалавра, магистра, а затем и кандидатской и докторской диссертаций.

    НИР (научно-исследовательская работа): определение

    Любая образовательная деятельность должна содержать такие виды исследовательских работ, которые будут способствовать формированию у учащихся научных и профессиональных компетенций. Научно-исследовательская работа (далее, НИР) – это основа учебного процесса, благодаря которой вместо пассивного потребления знаний, студенты получают возможность стать субъектом научного поиска.

    Что такое НИР

    НИР – это научная деятельность, включающая в себя поиск, анализ и систематизацию новых знаний, постановку и проверку гипотез, проведение исследований, экспериментов, выявление закономерностей и обоснование области применения результатов научного исследования.

    Справка: Научно-исследовательская работа регламентируется двумя межгосударственными стандартами – порядок выполнения должен соответствовать ГОСТу 15.101-98, а отчет оформляется по ГОСТу 7.32-2017.

    Такая деятельность подразумевает не только индивидуальную исследовательскую работу студента и преподавателя. НИР может реализовываться в рамках проведения конференций и семинаров, практикумов и лабораторных занятий, при участии студентов в кружках и объединениях. Эти и другие формы исследовательской деятельности погружают учащихся в научную среду, способствуют их творческому самовыражению и помогают увереннее себя чувствовать, осваивая новую область знаний.

    Задачи, решаемые в ходе научно-исследовательской работы

    Основными задачами НИР, характерными для любой научной сферы, называют:

    Изучение методологии научного познания.

    Углубленное освоение учебного материала.

    Формирование навыков проведения исследований и обработки полученных результатов.

    В зависимости от области и темы НИР решает и другие частные задачи:

    Формирование навыков работы с научной информацией с использованием современных технологий.

    Изучение методов познания, характерных для исследуемой области знаний.

    Создание макетов, моделей или образцов.

    Разработка, обоснование и практическая реализация инновационной технологии.

    Совершенствование навыков публичных выступлений и участия в дискуссиях.

    Виды научно-исследовательских работ

    При организации учебного процесса различные виды НИР объединяются в две основные подгруппы: учебная НИР, проводимая в рамках обучения и НИР студентов (НИРС), осуществляемая вне учебного процесса под руководством преподавателей.

    Учебная научно-исследовательская работа обязательна к выполнению всеми учащимися и представлена следующими видами:

    Написание реферата –это самостоятельная исследовательская деятельность, выполняемая в письменном виде и представляющая собой краткое изложение основных тезисов изучаемой темы.

    Доклад – подразумевает выступление перед аудиторией, и требует наличия навыков научной дискуссии и аргументированных ответов на вопросы слушателей.

    Лабораторные занятия, практикумы, семинары и индивидуальные задания, содержание которых представлено в соответствии с проблемным подходом.

    Методические разработки и пособия, при составлении которых используются исследовательские методы.

    Выпускные квалификационные работы, дипломные проекты, курсовые работы, диссертации.

    Внеучебная НИРС важный, но необязательный компонент образовательного процесса, для которого прежде всего характерна добровольность и инициативность учащегося. Такой вид научно-исследовательской деятельности может реализовываться в следующих формах:

    Научные кружки и объединения.

    Проблемные студенческие группы и лаборатории.

    Научные и научно-практические конференции.

    Творческая деятельность студентов.

    Полезно знать: Индивидуальная научно-исследовательская задача – это вид самостоятельной исследовательской деятельности студента в рамках учебного плана, направленная на углубленное освоение изучаемого материала.

    Ниже перечислены этапы реализации НИР, являющиеся общими для разных областей науки:

    Выбор актуальной темы в соответствии с профилем обучающегося и направленностью исследовательской деятельности учебного заведения.

    Самостоятельный анализ информационных источников.

    Определение структуры и содержания, проблемы и цели исследования.

    Постановка задач в соответствие с направлением работы.

    Выбор методов исследования.

    Обработка накопленных материалов, расшифровка, анализ и систематизация статистических данных.

    Формулирование выводов исследования, оформление результатов НИР в соответствии с критериями аттестационной комиссии.

    Классификация НИР

    Различают три основные группы научно-исследовательских работ:

    Фундаментальные НИР – категория научного познания, направленная на расширение теоретических представлений, установление закономерностей, получение новых сведений об объекте исследования, формирование нового концептуального подхода к исследуемой области.

    Поисковые НИР – вид исследовательских работ, направленных на прогнозирование перспектив научного и технологического развития, а также изучающие возможности применения результатов фундаментальных НИР в исследованиях прикладного характера.

    Прикладные НИР – это исследовательская деятельность по решению практических задач как научной, так и социальной сфер.

    Что такое НИР, ОКР, НИОКР и в чем их различие

    Аббревиатура НИОКР расшифровывается как научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Иногда это понятие разделяют на отдельные термины – НИР и ОКР.

    Опытно-конструкторские работы – это деятельность, реализующая на практике результаты прикладных исследований. В ходе ОКР проводятся испытания, изготавливаются опытные модели и образцы, составляется сопровождающая техническая документация.

    Таким образом, НИОКР – комплекс исследовательских работ, направленных на получение теоретических знаний и использование их в создании новых технологий.

    Все о научно-исследовательской работе: понятие, виды, формы организации и проведения, оформление

    Начиная с первых-вторых курсов обучения в высшем образовательном заведении, студентов активно привлекают к участию в различных научных конференциях, секциях, способствуя развитию научной мысли и развитию научно-технического прогресса, решению актуальных проблем, более глубокому погружению в интересную тему или дисциплину.

    Начиная с первых-вторых курсов обучения в высшем образовательном заведении, студентов активно привлекают к участию в различных научных конференциях, секциях, способствуя развитию научной мысли и развитию научно-технического прогресса, решению актуальных проблем, более глубокому погружению в интересную тему или дисциплину.

    Как правило, при исследовании определённого вопроса автор пользуется трудами своих предшественников, работами иных ученых, исследователей. Научно-исследовательская деятельность сводится к инспектированию текущего состояния вопроса и проблемы, разработке новых рекомендаций с учетом возможностей и перспектив объекта. Весь ход научной мысли оформляется в виде соответствующего проекта.

    Научно-исследовательские работы: понятие и виды

    Научно-исследовательская работа – это специфический документ, который изучает ключевые тенденции в отношении конкретной проблемы или темы. Данный файл предполагает тотальное погружение в вопрос: от выяснения базовых правил, понятий и определений до последних разработок, развития ситуации с течением времени и научной мысли. Миссия такого проекта – усовершенствовать текущие механизмы и правила, оптимизировать ситуацию, решить проблему.

    Как провести научное исследование?

    Научно-исследовательская работа может быть связана с проведением теоретического исследования и/или с практическими действиями, которые могут проходить в различных условиях: лаборатории, естественных условиях и пр. Она позволяет определить эффективность действующих постулатов и представить доказательство с научной точки зрения о возможностях их усовершенствования.

    НИР позволяет решить следующие задачи:

    • Глубоко изучить определенную тему;
    • Определить стандартные и новейшие методы решения актуальной проблемы;
    • Проанализировать эффективность действующих методов, алгоритмов и пр.;
    • Разработать рекомендации по их оптимизации, совершенствованию с учетом повышения эффективности, разрешения проблемы или смягчения ее действия и пр.

    • Реферат. Сразу же отметим, что не стоит путать типичный школьный реферат с научно-исследовательской деятельностью. Простой реферат предполагает изучение вопроса, сбор и систематизацию данных по теме. Научный доклад (реферат) предполагает, что автор проанализирует современные тенденции и определит уязвимое место, притом разработка решения здесь необязательна.

    Виды НИР

    • Научная статья. Как правило, здесь автор публикует результаты научно-исследовательской деятельности, конкретизируя проблему, формы ее проявляется и отмечая новые варианты ее решения со всеми достоинствами и недостатками.
    • Эссе. Данный вариант пригоден лишь при подготовке к выступлению на научной конференции. Здесь автор кратко обрисовывает основные тезисы и моменты исследования по принцип «действие – результат», «причина – следствие».
    • Проект (курсовой, дипломный) или НИР(отчет, монография, диссертация и т.д.). Это колоссальный и объемный, масштабный труд, который содержит в себе результаты исследований других авторов (в рамках изучаемой темы), научные статьи и пр. Здесь производится полномасштабное погружение в тему: изучение теоретических аспектов, практической части, разработка рекомендаций с учетом возможностей и рисков для объекта и пр.

    Каждая разновидность научно-исследовательской работы предполагает соблюдение конкретных правил: использование определенной литературы, необходимость проведения эксперимента, объем и уникальность текста, оформление, защита и публикация и пр.

    Нужна помощь преподавателя?

    Мы всегда рады Вам помочь!

    • Фундаментальной, которая нацелена на совершенствование научной мысли в теории. Она предполагает исследование научных постулатов (методик, теорий, законов правил) и формирование новых принципов развития. К таким видам относя научные статьи, теоретические исследования (курсовые, доклады и пр.).
    • Поисковой, предполагающей прогнозирование дальнейших событий с учетом текущего положения и новшеств. Поиск оптимального решения. Этот вариант свойственен отчетам по практике, курсовым и дипломным работам, диссертациям;
    • Прикладной, требующей реальных действий, решение реальны актуальных проблем в науке или отрасли. К этой разновидности принято относить отчеты по практике, отчеты об апробации результатов, дипломные и диссертационные работы, монографии, научные статьи и пр.

    Организация основных мероприятий при выполнении НИР

    Этапы выполнения научно-исследовательской работы напрямую зависят от ее характера. Если проект носит сугубо теоретическую направленность, то его выполнение сводится к следующим действиям:

    • Сбор информации по теме исследования;
    • Обработка материалов: проверка на актуальность и достоверность, выборка (вычитка) наиболее важных моментов, анализ, систематизация данных;
    • Выдвижение гипотезы и аргументации;
    • Грамотное оформление текста (мыслей) и проекта в целом с учетом действующих стандартов.

    Фактически здесь автору необходимо изучить проблему со всех возможных сторон, определить основные методы ее решения, выявить их достоинства и недостатки и попытаться усовершенствовать.

    Алгоритм выполнения НИР

    Практическое исследование предполагает не только теоретические инспектирование темы, но и проведение конкретных мероприятий, действий в реальности. Для этого придется:

    • Определить объект исследования: что или кто им будет являться;
    • Определить условия проведения эксперимента и форму: простое наблюдение, естественный или искусственный эксперимент, необходимость создания специальных условий;
    • Учесть влияние факторов на объект исследования и конечный результат;
    • Моментально фиксировать полученные в ходе эксперимента/действий результаты;
    • Разработать или использовать общепринятые шкалы ля оценки результата;
    • Анализировать полученные итоги и разрабатывать рекомендаций по решению проблемы;
    • Прогнозировать или апробировать результаты (что будет достигнуто после введения новшеств).

    В любом случае этапы организации и проведения НИР будут примерно одинаковыми: сбор и обработка информации, анализ текущей ситуации и диагностика проблемы, разработка решений по ее решению или смягчению уровня ее воздействия на объект исследования. При этом автор должен предварительно определиться с основными постулатами проекта: тема, цель и задачи, объект и предмет, методология.

    Организация и проведение НИР – это самостоятельная работа специалиста, требующая наличия конкретных знаний и навыков, качеств. В частности, в любом исследовании создателю придется грамотно организовывать каждый этап, анализировать данные, сопоставлять их между собой, выдвигать гипотезу и доказывать (или опровергать) ее, решая тем самым проблему.

    Как правильно оформить НИР?

    Проведение НИР требует планового подхода. Автор должен тщательно продумать каждый шаг определить продолжительность его реализации, необходимые методы, инструменты, материалы и пр.

    Начальный этап написания НИР предполагает:

    • Выбор темы исследования;
    • Выбор научного руководителя или консультанта;
    • Формирование цели и задач, плана работы.

    Далее автор должен четко следовать намеченному плану: искать то, что ему пригодится, проверять все материалы, систематизировать данные. Этот этап предполагает не просто копирование чужих трудов, но и тотальную переработку сведений: перефразирование, пересказ (рерайт), цитирование и пр.

    Написание и оформление научного отчета

    Последний этап заключается в оформлении НИР с учетом действующих правил. Важно отметить, что каждый вид научно-исследовательской работы специфичен. Проекты могут отличаться по объему, структуре (количество глав и подпунктов), но в любом случае тема должна быть раскрыта полностью.

    В основу НИР кладут только проверенные сведения, соответствующие принципам актуальности достоверности и обоснованности. Текст проекта должен быть читабелен и соответствует требования по уникальности. Как правило, доля заимствований и цитирования не должна превосходить 15% (то есть уникальность НИР должна быть от 85%).

    В НИР автор должен не просто описывать ситуацию, но и отражать собственную позицию. Притом делать это следует уверенно, аргументированно. Текст должен быть грамотным, с умеренным использованием специализированных (узких) терминов. В основной части работы важно отразить суть проблемы: что она представляет, как проявляется, на что воздействует, а в выводах и заключении продемонстрировать инновационные варианты ее решения, доказав их целесообразность, необходимость и эффективность.

    Тенденции расчеты и иные действия автора лучше всего отражать с помощью графиков, схем, таблиц, диаграмм, которые наглядно отразят воздействие на объект исследования. Притом все расчеты и прогнозы должны быть предельно точными, с минимальной погрешностью.

    Средний объем НИР достигает: реферат (до 20-25 страниц), эссе (около 1-3 страниц), научная статья (до 12 страниц), НИР (около 60 и более страниц). Притом привычная структура научно-исследовательской работы включает титульник, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения.

    В тексте обязательно должны присутствовать ссылки, сноски на первоисточники, которые также должны быть отмечены в библиографическом перечне.

    Автор должен точно следовать действующим рекомендациям и правилам. Малейшее отступление чревато наказанием: отказ в защите, недопуск к публикации и пр.

    Качественно выполнить любое исследование, грамотно его оформить или решить любую проблему, связанную с выполнением студенческих и научно-исследовательских проектов, помогут специалисты Дисхелп. Достаточно оформить электронную заявку, заполнить и подписать договор, чтобы получить достойный результат и гарантии.

    Трудности с учебой?

    Помощь в написании студенческих и
    аспирантских работ!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: