Научный центр: что это такое, описание и особенности

Научный центр: что это такое, описание и особенности

Статья 5. Научная организация и ее структурные подразделения

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Научными организациями признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Научная организация вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также дополнительным профессиональным программам и программам профессионального обучения.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Научная организация может осуществлять сотрудничество с образовательными организациями высшего образования и координацию своей деятельности и деятельности таких образовательных организаций, в том числе на основе договоров, путем создания объединений научных организаций и образовательных организаций высшего образования в форме ассоциаций или союзов.

Научная организация в соответствии с договором, заключенным с образовательной организацией высшего образования, может создать структурное подразделение (лабораторию), осуществляющее научную и (или) научно-техническую деятельность в такой образовательной организации с учетом реализуемых ею образовательных программ и тематики научных исследований, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2. Абзацы первый – третий утратили силу. – Федеральный закон от 30.06.2005 N 76-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

По вопросу, касающемуся порядка присвоения статуса государственного научного центра, см. Указ Президента РФ от 22.06.1993 N 939.

Научной организации, которая имеет уникальную научную установку, уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, Правительством Российской Федерации может присваиваться статус государственного научного центра.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.12.2006 N 202-ФЗ, от 27.12.2009 N 358-ФЗ, от 13.07.2015 N 270-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 30.06.2005 N 76-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами.

Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной организации определяется законодательством Российской Федерации.

Государственные научные организации, учрежденные Российской Федерацией, имеют право сдавать в аренду с согласия собственника без права выкупа временно не используемое ими, находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое. Размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.1998 N 111-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 01.03.2011 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу с 1 января 2011 года. – Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Научная организация в соответствии с договором, заключенным с образовательной организацией высшего образования, предоставляет такой образовательной организации в пользование движимое и недвижимое имущество, а также использует движимое и недвижимое имущество, принадлежащее такой образовательной организации на праве собственности или оперативного управления. Между данными организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Бюджетные научные учреждения и автономные научные учреждения имеют право без согласия соответствующих собственников их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами), либо становиться участниками ранее созданных хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), путем внесения вклада в уставный капитал таких обществ или складочный капитал таких партнерств. При этом уведомление о создании хозяйственного общества или хозяйственного партнерства должно быть направлено бюджетными научными учреждениями и автономными научными учреждениями в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества или хозяйственного партнерства, а уведомления о вхождении в состав участников хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств – в течение семи дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации соответствующих изменений.

Читайте также:
Оценка доказательств: что это такое, описание и особенности

(в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Бюджетные научные учреждения и автономные научные учреждения в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или складочный капитал хозяйственного партнерства вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами). Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества или складочный капитал создаваемого хозяйственного партнерства по лицензионному договору, утверждается решением единственного учредителя или общего собрания учредителей хозяйственного общества либо учредителей хозяйственного партнерства, принимаемым всеми учредителями хозяйственного общества или хозяйственного партнерства единогласно, а вносимого в качестве вклада в уставный капитал ранее созданного хозяйственного общества или складочный капитал ранее созданного хозяйственного партнерства по лицензионному договору – в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества либо доли или акций, оплачиваемых вкладом в складочный капитал хозяйственного партнерства, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении бюджетных научных учреждений и автономных научных учреждений, могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или складочный капитал хозяйственного партнерства в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Бюджетные научные учреждения и автономные научные учреждения вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства.

Бюджетные научные учреждения и автономные научные учреждения вправе распоряжаться долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, владельцами которых данные научные учреждения являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников. Данные научные учреждения осуществляют управление долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств в качестве участников. Права участников хозяйственных обществ и участников хозяйственных партнерств от имени бюджетных научных учреждений и автономных научных учреждений осуществляют их руководители.

Доходы от распоряжения долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, учредителями (участниками) которых являются бюджетные научные учреждения и автономные научные учреждения, поступают в их самостоятельное распоряжение.

(п. 3.1 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять производственные фонды.

4.1. Научные организации вправе создавать центры коллективного пользования научным оборудованием, уникальные научные установки.

Требования к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств, и порядок их функционирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 270-ФЗ)

5. Научная организация осуществляет научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

6. Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

Читайте также:
Промышленная собственность: что это такое, описание и особенности

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Утратил силу. – Федеральный закон от 04.12.2006 N 202-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Руководитель научной организации назначается (избирается) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном ее уставом, и несет ответственность за руководство научной, научно-технической, организационно-хозяйственной деятельностью научной организации, а также за реализацию программы или плана развития научной организации.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

8. В государственной или муниципальной научной организации могут учреждаться должность руководителя научного направления и (или) должность научного руководителя научной организации в порядке, определяемом ее уставом. Лица, замещающие указанные должности, не вправе осуществлять полномочия руководителя научной организации, его заместителей.

Руководитель научного направления обеспечивает формирование приоритетных направлений и (или) тематики научных исследований в научной организации.

Полномочия научного руководителя научной организации, в том числе связанные с его участием в определении программы или плана развития научной организации, в деятельности коллегиальных органов управления научной организации, в решении вопросов совершенствования научной, научно-технической, организационной и управленческой деятельности научной организации, а также связанные с представлением научной организации в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, устанавливаются уставом научной организации.

Научный руководитель научной организации по решению ее ученого (научного, научно-технического) совета может быть председателем ученого (научного, научно-технического) совета научной организации.

Порядок замещения должности руководителя научного направления, должности научного руководителя научной организации, а также полномочия руководителя научного направления определяются уставом научной организации.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Ученые (научные, научно-технические) советы государственных и муниципальных научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных работ, программы или планы развития государственных и муниципальных научных организаций гласно исходя из государственных заданий, профиля государственных и муниципальных научных организаций, их научных и экономических интересов.

(п. 9 введен Федеральным законом от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

Научно-образовательные центры: год спустя

Научно-образовательный центр мирового уровня – это особого рода партнерство, в которое интегрированы все уровни образования, возможности университетов, научных организаций и бизнеса для ускорения технологического развития. Сейчас в России открыты пять НОЦ: в Белгородской, Нижегородской, Кемеровской областях, Пермском крае и один межрегиональный центр – Тюменская область совместно с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Реализация центров состоялась в рамках нацпроекта «Наука».

За прошедший год удалось добиться многого: активно включились в работу центров субъекты Российской Федерации. Например, в Западно-Сибирском межрегиональном научно-образовательном центре уже в этом году объявлен конкурс на предоставление региональных «мегагрантов» на поддержку исследований под руководством ведущих ученых. Всего запланировано предоставление пяти грантов по сто пятьдесят миллионов рублей на пять лет.

Свой интерес проявил и бизнес: компании начали формулировать требования к изменению образовательной и исследовательской повестки университетов и институтов. Постепенно увеличивается область взаимодействия с научными и образовательными организациями, появились контуры реальных технологических проектов.

Объем внебюджетных средств, вовлеченных в проекты НОЦ составил 5 млрд. 356 млн. рублей в 2019 году, план на 2020 год – 7 млрд. 400 млн. рублей. Например, внебюджетные средства в научно-образовательный центр «Кузбасс» в 2019 году составили 567 млн рублей. Это собственные средства организаций-участников НОЦ: вузов, организаций реального сектора экономики – АО «СУЭК-Кузбасс», ПАО «КАМАЗ», АО «Русал», АО «ЕВРАЗ ЗСМК». Кстати, в НОЦ «Кузбасс» инициировали первую комплексную научно-техническую программу полного инновационного цикла «Чистый уголь – зеленый Кузбасс». Она направлена на создание комплекса технологий, способствующих снижению нагрузки на окружающую среду с одновременным повышением эффективности угледобычи и переработки. Реализация программы обеспечит формирование эффективной системы управления и синхронизации процессов исследований, инноваций, производства и вывода на рынок высокотехнологичной наукоемкой продукции, а также обеспечит тесную кооперацию с проектами, реализуемыми НОЦ. Правительство разработку уже утвердило.

Приоритеты научных и образовательных организаций приводятся в соответствие с приоритетами Стратегии научно-технологического развития. Сформировались научные группы, которые нацелены на решение прорывных, но при этом очень практических задач. Например, в Белгороде реализуется проект, в рамках которого группа исследователей с использованием технологий машинного зрения решает задачу роста объемов производства на животноводческом комплексе в холдинге «Агро-Белогорье».

Читайте также:
Отрасль права: что это такое, описание и особенности

Прошедший год показал не только важность реализации в России Научных центров мирового уровня, но и выделил проблемы, которые неизбежны при пилотном запуске любого проекта. После анализа результатов и уточнения модели НОЦ появилось понимание того, что необходимо скорректировать. Например, было решено сделать более жестким административный каркас НОЦ, прежде всего за счет усиления роли глав субъектов РФ в деятельности научно-образовательных центров. Субъект должен сформировать новые инструменты поддержки, сфокусировать имеющиеся на поддержку проектов НОЦ. Посредством инфраструктурных и архитектурно-градостроительных решений обеспечить привлечение молодых исследователей, технологов, инженеров, которые выбирают комфортную городскую среду.

Также стало понятно, что в фокусе программы научно-образовательного центра должны быть несколько ключевых технологических проектов, направленных на трансформацию экономики региона. Это должно привести к изменению структуры ВРП, росту численности занятых в новых растущих секторах, увеличении доли рынка продуктов и услуг, выбранных в качестве целевых приоритетов развития НОЦ. Например, численность занятых в быстрорастущем IT-секторе Нижегородской области уже сопоставима с численностью занятых в автопроме. Рост этого сектора меняет среду, экономику региона, является магнитом для привлечения талантливой молодежи.

«Формирование научно-образовательных центров мирового уровня – это «длинная» повестка на предстоящие 10 лет и последующий период. Опыт реализации первого года указывает на то, что эффект от работы участников НОЦ будет накопительным. Позволяя наращивать потенциал для ускорения технологических изменений и развития человеческого капитала, а как следствие, формирования устойчивого каркаса пространственной связности нашей страны», – отметил Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.

В настоящее время идет конкурсный отбор еще пяти научно-образовательных центров. В начале декабря будут подведены итоги и определены победители. Критерии отбора помимо научно-исследовательского и инновационного потенциала участников, будут учитывать и геостратегическое положение НОЦ. Это позволит при принятии решения удерживать в фокусе Арктику, Крым, Дальний Восток, Калининград.

Российские научные организации и их формы

Научные организации – это объединения работников, которые занимаются научной либо научно-технической деятельностью. Подобная компания может иметь независимую организационно-правовую форму, осуществлять деятельность в полном соответствии с уставными документами.

Классификация

Научные организации делят на группы:

  • институты;
  • организации образовательных учреждений профессионального высшего образования;
  • проектно-конструкторские бюро;
  • опытно-технические организации.

Российская академия наук

Все они осуществляют свою непосредственную деятельность в системе Российской академии наук.

Она имеет государственный статус некоммерческой организации (учреждения), наделенной правами управления своим имуществом и деятельностью, включая и право на создание, преобразование, ликвидацию предприятий, учреждений, организаций, входящих в ее состав.

Российские научные организации создаются и ликвидируются в соответствии с действующим законодательством, либо по представлению Правительства РФ.

В академии есть научные организации и компании социальной сферы. Структуру академий, порядок их финансирования и деятельности определяет устав академии наук.

Деятельность РАН

Научно – исследовательские организации – составная часть академии наук. РАН представляет собой самоуправляемую организацию, которая занимается фундаментальными и прикладными научными исследованиями по важным проблемам технических, естественных и гуманитарных наук. Она принимает систематическое участие в координации фундаментальных экспериментов, которые выполняют научно – исследовательские организации и образовательные учреждения профессионального высшего образования, финансируемые из федерального бюджета.

Отраслевые академии наук представляют собой самоуправляемые организации. Эти научные учреждения и организации осуществляют прикладные и фундаментальные научные исследования в определенных областях техники и науки, принимают активное участие в координации подобных научных поисков.

Постановлением Правительства от 17 июля 1996 года утвержден перечень организаций, учреждений, предприятий, которые подведомственны РАН.

Государственные научные организации, входящие в состав отраслевых академий наук, функционируют в соответствии с постановлением Правительства РФ. РАН насчитывает 1350 членов-корреспондентов и академиков, наделенных социальными гарантиями.

Научные фонды

Каковы особенности научных организаций подобного вида? Они характерны для университетов, которые, помимо образовательной деятельности, проводят важные научные исследования, ведут работы в области интеллектуальной собственности.

Финансовая проблема решается в подобных ситуациях с помощью системы грантов. Появилась такая поддержка в результате сложных экономических процессов, ориентирующих государство и частный капитал на создание полноценных финансовых инструментов.

Научные фонды являются некоммерческими организациями, которые занимаются предоставлением на конкурсной основе грантов, благодаря которым научные организации ведут инновационную и исследовательскую деятельность.

В настоящее время в нашей стране функционируют не только отечественные научные фонды, но и зарубежные организации подобного плана. Их основной задачей является стимулирование исследователей к решению актуальных технических, научных, социальных мировых проблем. Благодаря финансовому обеспечению, научные организации России справляются с поставленными перед ними задачами.

Читайте также:
Общая правоспособность: что это такое, описание и особенности

Историческая справка

Как появились общественно – научные организации? Например, во Франции академия наук появилась в 1635 году, учреждена она была Ришелье. Особенность России XVIII века была абсолютно иной. При практическом отсутствии гражданского общества, все вопросы, касающиеся образования и науки, находились в ведении государства. В нашей стране никогда не было недостатка в талантах.

На протяжении многих веков осуществлялось накапливание знаний в различных областях: истории, языкознании, природе. Но, несмотря на подобную тенденцию, в подлинную научную систему это переросло только в восемнадцатом веке.

В качестве единственной формы научных организаций выступила Петербургская академия наук и художеств, которая была открыта в 1724 году. Это стало знаковым событием в русской культуре. Также в XVIII веке были открыты разные учебные заведения, издано огромное количество научно-популярных изданий. История появления Российской академии наук является интересным объектом для рассмотрения.

Значимость создания Петербургской академии наук

Она была организована по распоряжению императора Петра I указом правящего сената. В процессе разработки проекта создания Академии наук, русский царь позаботился о том, чтобы открываемая организация функционировала на высоком уровне науки того периода. На работу в нее были приглашены именитые иностранные ученые:

  • Леонард Эйлер, Николай и Данил Бернулли (математики);
  • Физик Георг Крафт;
  • астроном Жан Делиль.

Проект Положения об этом научном заведении был представлен царю лейб-медиком Б. Блюментростом. После того, как Петр I внес некоторые поправки, он вступил в законную силу.

В положении было определено основное предназначение Академии – развитие различных отраслей науки с минимальными материальными затратами.

Он был уверен, что российская «кузница научных деятелей» будет функционировать существенно лучше, чем зарубежные аналоги. Помимо научной деятельности, образованное заведение должно было развивать ремесленное дело, вести производства «мануфактур и художеств», создавая удобные инструменты и машины.

Русский царь полагал, что все разработки ученых должны быть полезны в производстве, приводить к экономическому процветанию страны.

Современная значимость науки

В настоящее время принципы научной организации имеют особое значение. Сложно представить себе полноценное развитие экономики государства без детального и систематического научного развития.

Существует и обратная связь – страна со слабо развитой экономикой растет существенно медленнее, происходит деградация ее населения.

Опыт последних десятилетий показал, что в тупике оказалась социалистическая система хозяйствования, связанная с методами директивного планирования, централизованного перераспределения материальных и социальных ресурсов.

В результате экономического кризиса настоящий обвал произошел в науке и образовании.

Реформы второй половины двадцатого века не удержали подобного падения, и основным источником существования советской экономики был демпинг газа и нефти. Сходная ситуация наблюдалась и в отечественной науке.

Основные симптомы кризиса в оборонной науке стали проявляться в период «застоя», а в остальных сферах – во второй половине прошлого века.

Наука начала подвергаться существенным преобразованиям. Она вынужденно переключалась на разработки и исследования, которые пользовались спросом. Таким образом, она удовлетворяла потребности общества, терял связь с государством.

Ситуация в российской науке

Трансформация науки в нашей стране наблюдалась с 1987 года. Именно тогда впервые стали вести речь о конверсии оборонных компаний. Так как советская наука базировалась именно на обороне, перестроечный процесс в ней происходит и в настоящее время.

В последние годы ситуация стала меняться в лучшую сторону, но, далеко не все исследовательские лаборатории и базы сумели перестроиться под новые требования.

Многие научно-исследовательские институты объединились в корпорации, стали предлагать коммерческие услуги и товары, используя получаемые материальные ресурсы дл проведения фундаментальных исследований и экспериментов.

Заработная плата у научных сотрудников достаточно скромна по современным меркам, поэтому молодые специалисты – большая редкость в НИИ.

Несмотря на усилия, предпринимаемые со стороны государства по удержанию молодых талантливых людей в отечественной науке, на данный момент продолжается «утечка мозгов».

Позитивные изменения в российской науке

Финансовая поддержка в виде грантов от многочисленных зарубежных организаций и фондов способствовала восстановлению, модернизации, развитию российской науки в начале двадцать первого века.

В научной сфере занято более 800 тысяч человек, что является достаточно серьезным показателем значимости фундаментальных исследований в РФ.

Организационная структура

В настоящее время эффективно работает в нашей стране порядка 4500 институтов, которые относятся к четырем структурам:

  • 14% сотрудников и 16% институтов относятся к Академии наук;
  • 10% связано с учебными заведениями;
  • около 70 % относится к отраслевым НИИ;
  • 6 % принадлежит производственным лабораториям.
Читайте также:
Оптовая ярмарка: что это такое, описание и особенности

Во времена существования Советского Союза около половины научных разработок было направлено на выполнение заказов оборонной промышленности. И лишь 10% всех исследований и экспериментов проводилось для теоретических изысканий в различных отраслях фундаментальной науки.

Целью прикладных научных разработок является оказание технической помощи различных предприятиям, внедрение инновационных разработок, способствующих повышению производительности труда, а также адаптация зарубежных технических решений в отечественной практике.

Российский фонд фундаментальных исследований

Министерство образования и науки РФ ведет серьезную работу по выделению инновационных НИИ, на базе которых осуществляются определенные фундаментальные исследования. Российский фонд фундаментальных исследований вносит существенный вклад в финансирование научных экспериментов в области медицины, химии, физики, выделяя отдельным ученым и лабораториям граты в национальной валюте.

Благодаря программе конверсии научных исследований в некоторых институтах, например, органической химии, были достигнуты серьезные положительные результаты, которые внедряются в разные сферы промышленности.

Особое внимание лаборатории уделяют проблемам, касающимся разработки эффективных лекарственных препаратов, созданию альтернативных источников энергии.

Заключение

Исследовательские организации, функционирующие на территории РФ в настоящее время, в основном являются структурными единицами Академии наук, либо ее ведомственных подразделений. На базе многих учебных заведений высшего звена разработаны программы, предполагающие проведение серьезной научно-исследовательской работы студентами.

Понимая важность и значимость вовлечения молодого поколения в проектную и исследовательскую деятельность, министерством образования и науки РФ были разработаны и внедрены новые образовательные стандарты в детские сады и школы. Их требования подразумевают проведение исследований и разработку проектов в школах как обязательный элемент образовательной и воспитательной работы государственных образовательных учреждений.

Такая политика государства позволяет вовлекать ребят в фундаментальные исследования еще вовремя из обучения в школах, гимназиях, лицеях. Некоторые учебные заведения высшего звена сотрудничают с общеобразовательными организациями, привлекая старшеклассников к проведению экспериментов в специализированных учебных заведениях.

Ребята, которые сотрудничают с профессиональными лаборантами, квалифицированными академиками, получают не только дополнительные теоретические знания, но и навыки коммуникативного общения, формируют основу ведения научной дискуссии.

Научный центр: что это такое, описание и особенности

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О государственных научных центрах Российской Федерации

(с изменениями на 7 декабря 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях создания благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров

2. Установить, что присвоение конкретному предприятию, учреждению и организации науки, а также высшему учебному заведению статуса государственного научного центра Российской Федерации не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы, а означает отнесение его к категории объектов, предполагающей особые формы государственной поддержки.

3. Министерству науки и технической политики Российской Федерации обеспечивать в приоритетном порядке начиная со II квартала 1993 года целевое финансирование программ, выполняемых государственными научными центрами Российской Федерации, за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета Российской Федерации.

Выделяемые средства направляются на:

проведение фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ по утвержденным Межведомственной координационной комиссией по научно-технической политике планам;

поддержание и развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы;

информационное обеспечение, включая приобретение научно-технической литературы, в том числе зарубежной;

подготовку и переподготовку высококвалифицированных научных кадров;

участие в международном научно-техническом сотрудничестве.

4. Министерству экономики Российской Федерации предусматривать начиная с 1994 года приоритетное выделение государственным научным центрам Российской Федерации централизованных капитальных вложений отдельной строкой.

5. Совету Министров – Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос об освобождении государственных научных центров Российской Федерации от уплаты импортных таможенных пошлин на материалы и оборудование, приобретаемые центрами для своих научных исследований;

разработать меры, стимулирующие развитие исследовательской базы государственных научных центров Российской Федерации за счет дополнительных источников финансирования;

определить порядок финансирования и условия оплаты труда сотрудников государственных научных центров Российской Федерации исходя из необходимости улучшения их материального положения.

6. Государственные научные центры Российской Федерации в целях обеспечения их безопасного функционирования могут по решению Правительства Российской Федерации включаться в перечень объектов, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.

7. Сохранить для сотрудников предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений, получивших статус государственного научного центра, установленные ранее льготы и компенсации за работу во вредных и особо вредных условиях (в том числе льготное пенсионное обеспечение, оплата труда, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, лечебно-профилактическое питание).

Читайте также:
Психогенные реакции: что это такое, описание и особенности

9. Центральным органам федеральной исполнительной власти оказывать необходимое содействие государственным научным центрам Российской Федерации в выполнении ими своих задач.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
22 июня 1993 года
N 939

УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 22 июня 1993 года N 939

ПОРЯДОК
присвоения статуса государственного научного центра
Российской Федерации

1. Статус государственного научного центра Российской Федерации может присваиваться расположенным на ее территории предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание.

Присвоение предприятию, учреждению, организации или высшему учебному заведению статуса государственного научного центра Российской Федерации не влечет за собой изменения организационно-правовой формы.

2. Отнесение предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляется Советом Министров – Правительством Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике.

3. Предложения предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений об их отнесении к государственным научным центрам Российской Федерации вносятся в Межведомственную координационную комиссию по научно-технической политике заинтересованными министерствами и ведомствами после предварительного согласования с Министерством науки и технической политики Российской Федерации, а также Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

4. Государственный научный центр Российской Федерации действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением об условиях государственного обеспечения центра, утверждаемым Советом Министров – Правительством Российской Федерации одновременно с принятием решения о присвоении предприятию, учреждению, организации или высшему учебному заведению статуса государственного научного центра.

5. Руководители предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений, получивших статус государственного научного центра Российской Федерации, ежегодно представляют Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике отчеты о деятельности руководимых ими центров.

6. Межведомственная координационная комиссия по научно-технической политике один раз в два года производит оценку деятельности каждого государственного научного центра Российской Федерации, принимает решение о целесообразности сохранения за ним этого статуса и вносит соответствующие предложения в Совет Министров – Правительство Российской Федерации.

Научное управление

Основополагающей предпосылкой этого направления классиче­ской теории является то, что работа (в частности, работа исполните­лей) может и должна изучаться с помощью научных методов. Соглас­но Тейлору, объективный анализ фактов и данных, собранных на ра­бочем месте, может стать основой определения наилучшего способа организации работы. Более того, определение этого наилучшего спо­соба является обязанностью управляющего.

Сущность научного управления выражена Тейлором в следующих четырех основных положениях:

1) вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент

2) с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать,

образовывать и развивать рабочую силу;

3)тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполне­ние работы в соответствии с разработанными принципами науки;

4)обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками. Руководители выполняют ту работу, для которой они лучше подготовлены, чем рабочие, тогда как в прошлом почти вся работа и большая часть ответственности лежала на исполнителях.

Эти четыре положения выражают главную идею научного уп­равления: для каждого вида деятельности человека вырабатывает­ся теоретическое обоснование, а затем осуществляется его обуче­ние (в соответствии с утвержденным регламентом), в ходе которо­го он приобретает необходимые навыки работы. Такой подход про­тивостоит методу волевых решений, когда задачи управляющих и ра­бочих не четко разделены. Тейлор полагал, что посредством более эффективной организации труда общий объем благ может быть уве­личен, а доля каждого участника может увеличиваться без сокраще­ния доли других. Поэтому если и управляющие, и рабочие выполня­ют свои задачи более эффективно, то доходы и тех и других будут возрастать. Обеим группам следует пережить то, что Тейлор называл «умственной революцией», прежде чем станет возможным широкое применение научного управления. «Умственная революция» будет заключаться в создании атмосферы взаимопонимания руководите­лей и рабочих на почве удовлетворения общих интересов.

Разделение планирования работ и их выполнения.Это разделение двух функций базируется на специализации труда как руководителей, так и рабочих, и на рациональном подходе к формированию иерар­хии управления в организациях. На каждом уровне организации про­исходит специализация функций. Разделяя планирование работ и их выполнение, производственные организации образуют отделы пла­нирования, задача которых — выработка точных ежедневных предпи­саний для управляющих. Тейлор, однако, пошел дальше и обосновал необходимость специализации руководителей низовых звеньев — групп исполнителей.

Читайте также:
Необходимая оборона: что это такое, описание и особенности

Функциональное руководство группой.Концепция функциональ­ного руководства группой состоит в делении работы управляющими таким образом, чтобы каждый человек (начиная с помощника уп­равляющего и ниже) имел столько функций, сколько он может вы­полнить. Тейлор считал, что традиционные функции руководителя низовой группы сводятся к деятельности и по планированию, и по управлению (рис. 1.2). Тейлор отмечал, что деятельность по плани­рованию должна выполняться в департаментах планирования слу­жащими, специализирующимися на этих вопросах. Он выделял че­тыре различные подфункции, которые должны выполняться четырь­мя различными индивидами: служащий по порядку и направлению работы, служащий по инструкциям, служащий по времени и стои­мости и служащий по соблюдению цеховой дисциплины. Управлен­ческая деятельность должна была проявляться на уровне цехов и проводиться четырьмя различными лицами: начальником смены, приемщиком, руководителем ремонтной мастерской, руководителем по нормированию.

Рис. 1.2. Функциональное руководство группой по Тейлору

Функциональное руководство группой породило специализацию управляющих. Предполагалось, что производственный процесс улуч­шится, так как ни сам рабочий, ни один из руководителей группы не может быть специалистом по всем подфункциям. Вместе с тем рабо­чий, который пытается следовать инструкциям всех специализиро­ванных руководителей, с трудом может удовлетворить их всех. Гро­моздкость такого организационного устройства, несомненно, объ­ясняет его малое распространение в промышленности. Однако сле­дует признать, что функции планирования производства уже в дру­гих формах существуют в современной промышленности, а в функ­циях промышленного проектирования и кадрового состава можно найти функции руководителя по нормированию и по соблюдению цеховой дисциплины.

Исследование в действии и во времени.Важнейшей чертой науч­ного управления является системный анализ работы. Тейлор и его последователи предположили, что способ улучшить работу, а имен­но сделать ее более эффективной, состоит в определении: 1) наилуч­шего пути выполнения задания; 2) стандартного времени его выполнения. Взаимосвязь между исследованием действия и временем на­столько тесна, что отделить одно от другого невозможно. Например, Тейлор проанализировал работу с точки зрения предпочтительности действий. Определение стандартов времени на выполнение задания без определения возможностей улучшения задания представляет со­бой напрасный труд.

Совершенствование работы включает анализ внешней среды и ус­ловий, при которых работа совершается. Цель исследования дейст­вия состоит в определении предпочтительного метода работы с уче­том используемого сырья, плана производства, порядка работы, ин­струмента, оборудования, месторасположения работы и требуемого ручного труда. В этом контексте исследование в действии и во време­ни является частью общего процесса усовершенствования работы. Для того чтобы исследование в действии и во времени было значимым и эффективным, его следует соединить с исследованием плана завода, материальных потоков, проектно-конструкторских работ и плана рас­ширения работ.

Исследование движения — это процесс, в ходе которого исследует­ся движение основных элементов, относящихся к машинам и инстру­ментам, необходимым для выполнения работы. Техническая сторона такого исследования обоснована Ф. Гилбретом с целью упрощения работ, поиска способов ликвидации, соединения или изменения из­лишних движений.

Временное исследование — это фиксация времени, необходимого для выполнения задачи после того, как выбран предпочтительный спо­соб ее решения. Имеются два метода исследования во времени, кото­рые заменяют произвольные оценки руководителей – хронометриро­вание и нормирование.

Хронометрирование требует, чтобы исследователь изучил задачу и определил временные элементы, которые могут состоять из одного или ряда взаимосвязанных частей. Важно, чтобы каждый временной эле­мент не зависел от предыдущего и последующего элементов.

Нормирование является современным методом, который, естест­венно, вытекает из исследований Тейлора и Гилбрета. В данной сис­теме допускается, что для всех основных видов работ (безотноситель­но к ситуации) существует установленное время.

Премиальная система заработной платы.Интегральным аспектом определения стандартных методов и времени является система зара­ботной платы. Тейлор, например, предложил, что рабочие должны по­лучать заработную плату пропорционально своему вкладу, т. е. сдель­ную оплату. В то же время он считал, что рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать боль­шую оплату, чем те, кому не удалось выполнить норму. Предлагая диф­ференциальную сдельную оплату труда, Тейлор исходил из того, что основным мотивационным фактором для работника является возмож­ность зарабатывать деньги. Дифференциальная сдельная оплата сти­мулирует рабочих прилагать большие трудовые усилия.

Читайте также:
Патентное ведомство: что это такое, описание и особенности

Точка зрения Тейлора оспаривалась Ганттом, который полагал, что каждый рабочий должен иметь некоторую гарантию фиксированного заработка безотносительно к выполняемой работе. Идеи Гантта вопло­тились в премиальную систему заработной платы. Согласно его тео­рии, рабочему будет гарантирована недельная заработная плата безот­носительно к выработке. Но как только рабочий перевыполняет нор­му, он заработает премию плюс более высокую оплату единицы про­дукции за сверхнормативную выработку.

Отбор и обучение.Сторонники теории научного управления счи­тали важнейшей задачей руководителя отбор людей, способных отве­чать требованиям работы, а затем их обучение, с тем чтобы они могли выполнять работу, как предписано. Прежде рабочие учились новой профессии у опытных рабочих; традиционные рабочие привычки пе­редавались от одного к другому. Руководители предприятий не рас­сматривали обучение как свою функцию. Систематизированные, на­учно обоснованные методы отбора кадров отсутствовали: К1910 г. пси­хологи увидели возможность применения своих знаний к проблемам промышленности. Область промышленной психологии начала при­нимать определенные очертания в связи с исследованиями Хуго Ман-стерберга, профессора Гарвардского университета. Публикация его книги «Психология и промышленная эффективность» в 1913 г. стала вехой в этой области. Психологические методы были развиты для от­бора рабочих, чьи умственные и физические способности удовлетво­ряли бы требованиям практической работы.

Обучение рабочим профессиям заранее намеченными способами является важной частью научного управления. Без обучения усилия по улучшению работы будут напрасны. Гантт в 1908 г. выдвинул идею использования инструктора по обучению каждого рабочего предпо­чтительным способом. Однако идея о том, что руководитель должен учредить официальные программы обучения, не была широко внед­рена до 1930 г. Это объяснялось неполнотой знаний о методах обуче­ния, а частично и тем, что менеджмент в то время просто игнорировал потенциальную выгоду обучения. Но уже к началу второй мировой войны методы обучения рабочих были широко представлены в про­мышленности.

Научный менеджмент

Сущность научного менеджмента состояла в направлении систематических уси­лий на повышение эффективности процессов производства. Его основоположни­ком, «отцом» научного менеджмента стал Фредерик УинслоуТейлор (1856-1915). Он оказал большое влияние на развитие науки об управлении производством, систематизировал изучение поточного метода организации труда, разбивая про­изводственные задания на более мелкие операции и определяя способы более быстрого их выполнения. Он впервые занялся систематическим изучением тру­довых движений и их нормированием, работал над усовершенствованием мето­дов управления производством и стимулированием оплаты труда, над вопросами философии и методологии организации труда. В 1911 г. им сформулированы че­тыре основных принципа научного менеджмента. Они включали:

• получение необходимых знаний о процессе производства;

• отбор и обучение рабочих;

• приложение полученных знаний к решению производственных задач;

• сотрудничество между рабочими и администрацией для достижения постав­ленных целей.

Тейлоризм представлял собой не единичное нововведение, но взаимосвязанную совокупность понятий и методов, разработанных самим Ф. Тейлором и его последователями. Без его нововведений было бы невозможно, в частности, созда­ние сборочных линий для массового производства автомобилей

Очень большой вклад в развитие научного менеджмента внесли супруги Фрэнк Гилбрет (1868-1924) и Лилиан Гилбрет (1878-1972). Их исследования, посвящен­ные анализу движения работников в процессе труда, во многом совпадали с научными интересами Ф. Тейлора, но проводились абсолютно независимо. Особую известность получили исследования Ф. Гилбрета по оптимизации движений каменщиков и работы хирургов, позволившие существенно повысить производительность труда первых и резко сократить время хирургических операций. Труды Ф. и Л. Гилбрет в сравнении с подходами Ф. Тейлора были более содержательными. Они стремились показать рабочим, как можно повысить производительность работая не быстрее, а лучше, стремились объяснить не только как нужно изменить или усовершенствовать используемые методы, но и почему это необходимо сделать. У супругов Ф. и Л. Гилбрет было 12 детей (6 мальчиков и 6 девочек). Кто-то из них однажды спросил отца: «Для чего бы ты хотел сберечь время? Что бы ты стал с ним делать?» – «Для работы, если ты ее любишь, – ответил он, – для образования, для того чтобы стать красивым, для искусства, для удовольствия, – он посмотрел поверх пенсне, – для игры в ножички, если к этому лежит твоя душа». 5

Читайте также:
Памятные дни: что это такое, описание и особенности

Следующим важным этапом научных исследований американских ученых в об­ласти менеджмента следует назвать гуманистическое направление, включившее в себя три его области:

• движение человеческих отношений;

• концепции человеческих ресурсов;

Мари Паркер Фоллет (1868-1933) изучала философию и политические науки Ее концепция лидерства впервые привлекает внимание к людям, а не к техническим процессам. В своем исследовании динамики взаимодействия менеджеров и органи­заций (законы ситуаций) она искала ответы на актуальные и сегодня вопросы эти­ки, власти, лидерства, максимизации эффективного труда подчиненных. Чрезвы­чайно важным и опережающим свое время следует считать ее концепцию наделения властью, право сотрудника независимо от властных полномочий работать по ситуа­ции. Абсолютно актуальна и ее знаменитая фраза: «Не цепляйтесь за свои планы».

Эстафету М. Фоллет подхватил Честер Барнард (1861-1961) и другие исследо­ватели. Идеи Ч. Барнарда о роли менеджмента в крупных организациях во многом опередили свое время. Ч. Барнард был первым, кто обратил самое пристальное вни­мание на роль высшего руководства, поставил вопрос, для чего оно существует. Он определял организацию как систему осуществления скоординированных действий, целью которых является предоставление индивидам возможности достичь таких результатов, которых они никогда бы не смогли добиться поодиночке Он четко формулировал основные функции руководящего менеджмента как:

1.Определение целей организации с учетом изменяющихся требований внеш­ней и внутренней среды (включая физические, биологические и социальные факторы) и формулирование задач, обеспечивающих реализацию ценностей организации и особенностей ее внутренней культуры.

2. Создание системы коммуникаций, т. е. иерархической и подотчетной струк­туры, а также систем для передачи информации – как в вертикальном направлении, так и между всеми индивидами и подразделениями.

3. Разработка соответствующего набора стимулов для привлечения и удержания персонала, а также для обеспечения его приверженности общей цели.

Эти функции в изложении Ч. Барнарда абсолютно актуальны и сегодня.

Одно из наиболее важных достижений Ч. Барнарда — создание концепции неформальной организации, которую естественным образом формируют сложившиеся социальные группы. Он учил, что организацию не следует рассматривать как некий бездушный механизм. Неформальные отношения представляют большую силу, которая может быть использована менеджментом в целях повышения эффективности организации.

Сила теории Ч. Барнарда заключается в ее комплексности и целостности, а так же в том, что он был не только блестящий ученый, но и превосходный менеджер-профессионал.

Большое значение в концепции «движения человеческих отношений» имели труды профессора Гарвардского университета Элтона Мийо (1880-1949).

Э. Мийо искал способы применения достижений психиатрии и социальных наук к проблемам организации труда и практическим методам управления. На основе проведенных под его руководством хоуторнских экспериментов Э. Мийо доказал, что руководители должны принимать во внимание факторы социальной организа­ции рабочего места и человеческие потребности рабочих. Сочинения Э. Мийо и его коллег из Гарвардской школы были важным вкладом в теорию «человеческих отно­шений». В 1928 г. Э. Мийо был приглашен руководством компании Western Electric для осуществления контроля над экспериментами, проводившимися на заводе Hawtorne Works, расположенном в Чикаго. Эти исследования проводились по его инициативе с 1924 по 1929 г. и дали основания для множества важных выводов и пло­дотворной последующей работы. Э. Мийо, в частности, доказывал, что выявленные в исследованиях традиционных сообществ и небольших коллективов примеры со­циального сотрудничества обусловлены бессознательной приверженностью людей к соблюдению социальных норм. Э. Мийо считал необходимым создание надлежа­щим образом подготовленной административной элиты, которая будет способна вне­дрять эффективные методы социального сотрудничества — очень важного условия успешной деятельности организации. В числе основных его заслуг можно считать, во-первых, его стремление убедить менеджеров в необходимости учета человече­ских и социальных аспектов ситуаций на каждом рабочем месте, и, во-вторых, он показал большие преимущества возможности проведения долгосрочных исследований на одном предприятии и избранных рабочих местах. Эксперименты Э. Мийо в Хоуторне способствовали активному поиску новых способов применения дости­жений социальных наук в практической деятельности.

Организация научной работы и управление научными исследованиями

Под организацией научных исследований подразумевают систему взаимосвязанных структур и функций, обеспечивающих оптимальный режим и непрерывное совершенствование научного труда с целью получить наилучшие результаты.

В соответствии с иерархией структур научных учреждений и ведомств различают организацию исследований на разных уровнях:

Читайте также:
Оценка доказательств: что это такое, описание и особенности

– труда научного работника;

– работы подразделений научного учреждения;

– деятельности объединений научных учреждений в системе академий и министерств.

Важное место в повышении эффективности научной деятельности занимает научная организация труда (НОТ), основные положения которой предусматривают:

– высокую организованность труда научного работника;

– строгое соблюдение режима и гигиены умственного труда;

– критику и самокритику;

– контролирование и точное фиксирование результатов работы;

– обеспечение резерва в научной работе;

– использование средств для автоматизации вспомогательных операций;

– систему методов и упражнений по совершенствованию памяти научного работника;

– коллективность в научной работе.

Принципами НОТ должны владеть все научные работники и особенно важно, чтобы их усвоили молодые, начинающие исследователи, в том числе аспиранты и студенты.

Научное творчество становится все более коллективным, что обусловлено, с одной стороны, концентрацией ученых в научных учреждениях, а с другой – расширением совместных научных поисков.

Поэтому особое внимание приобретают вопросы организации научных коллективов, структура которых должна обеспечивать возможность кооперации и специализации труда ученых и углубления знаний в определенных направлениях, четкое распределение обязанностей и равномерность загрузки исполнителей, проведения работ с наибольшим эффектом, создание единой системы планирования, организации и контроля выполнения работ.

Важную роль в науке играет руководитель, обычно назначаемый из числа наиболее квалифицированных и авторитетных научных работников. Он формирует научную тематику, организует ее выполнение и несет персональную ответственность за результаты деятельности руководимого им коллектива.

Управление научными исследованиями представляет собой целенаправленное воздействие на коллективы научных работников для организации и координации их деятельности в процессе производства новых научных знаний и эффективного использования их на практике.

Различают экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления исследованиями.

Экономические методы управления определяются производственными отношениями и уровнем развития страны. С одной стороны, государство централизованно финансирует из бюджета научные исследования, устанавливает фонд зарплаты, а с другой – поощряет исследования на основе хоздоговоров и частных инвесторов.

Организационные методы существуют в форме организационного и распорядительного воздействия. Методы организационного воздействия определяют устойчивые отношения и связи научного учреждения, например, его структуру, нормативные документы. Распорядительное воздействие – более активная и гибкая форма. Оно направлено на устранение возникающих в ходе выполнения НИР различных отклонений от поставленных администраций задач и реализуется в форме приказов и распоряжений.

Социально-психологические методы учитывают специфику творческого интеллектуального труда в науке. Эти методы приобретаю особое значение в условиях коллективного исследования, что ставит перед наукой ряд новых задач. Разрешить их можно только путем социальных, воспитательных, психологических и морально-этических мер воздействия на научного работника.

Управление научными исследованиями включает ряд функций:

– подбор, расстановка, повышение квалификации и воспитание научных кадров;

– оперативное управление и контроль за выполнением;

– внедрение результатов научной работы;

– организация службы научно-технической информации;

– развитие научного коллектива учреждения;

– совершенствование организации научного труда;

– организация финансовой деятельности и зарплаты сотрудников;

– материально-техническое обеспечение научных исследований;

– обеспечение учета и отчетности;

– охрана труда, улучшение бытовых условий работников.

Процесс управления НИР многогранен, имеет свои специфические особенности и закономерности. Он включает следующие основные операции: определение цели управления, сбор информации и ее переработку; принятие решения; организацию выполнения принятого решения; учет и контроль за выполнением решения. Этот процесс непрерывен, в нем задействован ряд лиц (руководителей и исполнителей). Круг вопросов, по которым принимают решения руководители коллективов (группа, кафедра и лаборатория, директор или ректор), различен.

Ответственный исполнитель – руководитель на рабочем месте. Руководит техническим персоналом, научными сотрудниками, в первую очередь молодыми. Непосредственно участвуя в процессе исследований, он осуществляет оперативное управление, контроль за выполнением темы НИР, внедрением полученных результатов в производство.

Заведующий лабораторией (кафедрой) отвечает за планирование НИР, внедрение, совершенствование НОТ, осуществляет воспитание и руководит повышением квалификации. Он координирует НИР между ответственными исполнителями. Руководитель решает перспективные проблемы, руководит публикаций результатов, оформлением заявок на изобретения и т.д.

Руководитель учреждения принимает решение о подборе и расстановке кадров, решет вопросы перспективного развития, определяет функции каждого подразделения. Свои решения он оформляет в форме приказов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: