Название судна: что это такое, описание и особенности

Классификация речных судов

Большая сеть рек и каналов способствовала развитию речного флота как основного вида транспорта. На сегодняшний день речные суда осуществляют перевозки пассажиров и грузов по рекам и озерам, в состав которых входят грузовые самоходные суда, буксиры-толкачи, несамоходные шаланды, баржи, пассажирские теплоходы и вспомогательные суда. В данной публикации читателю будет представлена расширенная классификация речных судов, которая не имеет различий ни в отечественном, ни зарубежном судостроении.

Для понимания множества разнообразных типов речных судов необходимо уяснить некоторые категории.

Речное судно — это плавучее сооружение, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и выполнения различного рода работ по обеспечению внутреннего судоходства на озерах, реках и искусственных водных путях. В отличие от морских судов, способные выдерживать сильные ветра и волнение моря, к речным судам предъявляются менее жесткие требования к остойчивости, поэтому могут быть выполнены из композитных материалов.

Речные суда ограничены навигационными возможностями, которые определяются шириной и глубиной рек, где эксплуатируется судно, а также высотой мостов требующие наличие регулируемого по высоте руля и выдвижных мачт для беспрепятственного прохода под ними. В любом государстве существование различных типов речных судов зависит от характеристик судоходных рек и каналов, с учетом наличия инфраструктуры, включающей в первую очередь сеть железнодорожных дорог.

Речной транспорт это тихоходный, но недорогой вид транспорта, который лучше всего подходит для перевозки навалочных грузов и контейнеров. Не менее важным понятием в классификации является разделение речных судов по классам Речного Регистра. В зависимости от конструктивных особенностей судов Речной Регистр делит их на пять классов:

  • М-СП
  • М
  • О
  • Р
  • Л

Суда класса М

К классу «М» относятся суда, которые могут плавать в бассейнах разряда «М» без ограничений по погоде. Прочность корпуса этих судов должна быть достаточной для плавания на волнении, когда высота волн достигает 3 м, а длина — 40 м. К этим речным судам предъявляют особые требования по остойчивости, закрытиям люков, дверей, иллюминаторов. Для того чтобы уменьшить заливание палубы в свежую погоду, линии борта речного судна придают седловатость в носу и корме. На всех открытых частях главной палубы пассажирских и буксирных судов класса «М» устанавливают прочные металлические фальшборты высотой не менее 0,9 м, а на буксирных судах до 0,6 м. Палубные надстройки на всех речных судах класса «М» делают стальными или из легких сплавов. Для освещения внутренних помещений в палубных надстройках вместо обычных окон устанавливают иллюминаторы с металлической рамкой круглые или прямоугольные с глухими крышками. Для предотвращения попадания воды внутрь корпуса при плавании судов на волнении палубные люки оборудуют комингсами высотой не менее 300 мм. Все наружные двери выполняют водонепроницаемыми, металлическими, которые закрываются с помощью задраек. Люки грузовых трюмов оборудуют водонепроницаемыми закрытиями. Высота борта речных судов класса «М» больше, чем у судов других классов. Якорные цепи речных судов класса «М» должны быть длиннее и прочнее, чем цепи на судах других классов.

Суда класса М-СП

Суда смешанного плавания «М-СП» оборудованы для возможности плавания в морских условиях. Кроме повышенной по сравнению с речными судами класса «М» прочностью корпуса и мореходностью, они снабжены навигационными приборами, спасательными средствами, звуковыми и световыми сигналами, имеют аварийное снаряжение, а все закрытия на этих судах выполнены по правилам регистра для морских судов.

Судно смешанного плавания класса М-СП

Суда класса О

К классу «О» относятся суда, которые могут плавать в бассейнах, отнесенных к разряду «О», без ограничений по погоде. Прочность корпуса этих речных судов должна быть достаточной для плавания на волнении, когда высота волн достигает 2 м, а длина 20 м. К речным судам класса «О» предъявляют менее жесткие требования по остойчивости, закрытиям, снабжению, спасательному, навигационному и другому оборудованию, чем к судам класса «М». Надводный борт судов класса «О» делается выше, чем на речных судах. Главную палубу выполняют также с седловатостью в носу и, корме. Однако высота надводного борта и величина седловатости могут быть меньше, чем у судов класса «М». В надводном борте речных судов этого класса делают иллюминаторы с глухими крышками. Высота комингсов люков должна быть не менее 150 мм. Люки грузовых трюмов оборудуют брызгонепроницаемыми крышками. Палубные надстройки судов класса «О» выполняют металлическими; вместо иллюминаторов в них допускается устройство окон.

Суда класса Р

К классу «Р» относятся суда, предназначенные для плавания в бассейнах разряда «Р». Это сугубо речные суда с плоскодонным корпусом и вертикальными бортами. Как правило, эти суда оборудованы обносами, легкими надстройками, в которых вместо иллюминаторов выполнены окна с деревянными рамами и жалюзи. Прочность корпуса таких речных судов рассчитана для плавания в условиях волнения высотой 1,25 м и длиной 12 м.

Суда класса Л

К классу «Л» относятся суда, плавающие на мелководных и малых реках, относящихся к бассейну разряда «Л». Осадка таких судов не превышает 1-1,2 м, а для малых рек — 0,5-0,7 м. В настоящее время речные суда класса «Л» строятся как с водометными движителями, так и с винтовыми тоннельными обводами кормы. На таких судах делаются облегченные надстройки, а на несамоходных судах, плавающих без команд, надстройку вообще не производят. У судов, имеющих специальное подкрепление для плавания в битом льду, после символа класса в скобках ставится слово «лёд», а для ледоколов — «ледокол». Для судов внутреннего плавания, построенных с учетом возможности плавания в прибрежных морских районах, установлен знак «ПР», который ставится после основного символа.

Все речные суда классифицируются на две группы:

  • транспортные речные суда
  • технические речные суда

Транспортные речные суда

Транспортные речные суда, составляющие основное ядро речного флота, предназначены для перевозки пассажиров и грузов. Их подразделяют на:

  • пассажирские
  • грузовые
  • буксирные
Читайте также:
Обязательная доля: что это такое, описание и особенности

Речные пассажирские суда

Речные пассажирские суда имеют повышенную комфортабельность и предназначены для перевозки пассажиров. Они в свою очередь разделяются на:

  • туристские (экскурсионные, малые круизные речные суда, прогулочные суда)
  • паромы
  • плавучие дома (вонботы)

Круизное речное судно

Речные грузовые суда

Грузовые речные суда составляют основу транспортного речного флота. На их долю приходится более 60 процентов грузооборота. Грузовые суда бывают самоходные и несамоходные (баржи) и разделяют на:

  • сухогрузные
  • наливные

Сухогрузные речные суда

Сухогрузные суда используют для перевозки леса, штучных или сыпучих грузов. Эксплуатируются также специализированные сухогрузные суда: автомобилевозы, цементовозы, рудовозы и рефрижераторы. Современные самоходные сухогрузные суда принято называть грузовыми теплоходами. В настоящее время грузовые теплоходы строят на классы М, О, Р Речного Регистра, а также смешанного плавания река-море. От постройки грузовых теплоходов на класс Л отказались. Для перевозки грузов на малых реках используют преимущественно баржи и буксиры с малыми осадками.

Несамоходные сухогрузные суда имеют грузоподъемность от 200 до 4 500 тонн. Как бункерные баржи, так и баржи-площадки широко применяются для перевозки угля, щебня, гравия, песка, руды и многих других грузов. Большие перспективы несамоходного флота открылись после внедрения сцепных замков к толкаемым составам. Сухогрузные баржи секционного состава состоят из двух и более секций и производятся на класс «О» Речного Регистра. Каждая из секций — открытая, с двойным дном и двойными бортами, имеет один трюм без поперечных переборок. Носовая секция выполнена с седловатостью в носу, нос ложкообразный, корма транцевая. Кормовая секция сделана с транцевым носом и санной кормой. Секции не имеют жилых помещений и соединяются друг с другом транцами. В кормовой секции установлена транцевая переборка с кормовыми упорами для толкания состава толкачом-буксиром при помощи автосцепа.

Сухогрузное речное судно перевозит лес

Наливные речные суда (речные танкеры)

Для перевозки жидких грузов наливом применяют танкеры, водовозы, молоковозы и другие типы речных судов. Самоходные грузовые суда, предназначенные для перевозки жидких грузов наливом в трюмы, называют танкерами. Танкеры перевозят различные нефтепродукты: сырую нефть, бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и тому подобное. Все речные суда, перевозящие нефтегрузы наливом или в баках, — пожароопасные и по состоянию оборудования и противопожарной защите подразделяются на две категории.

Наливные речные танкеры бывают самоходные суда и несамоходные суда (нефтеналивные баржи), которые оснащены мощными грузовыми насосами для погрузки и выгрузки нефтепродуктов, а также специальной системой для подогрева вязких нефтепродуктов. Самоходные речные танкеры и несамоходные баржи бывают: для перевозки нефти и нефтепродуктов, водовозы, для перевозки газа, для перевозки жидких химических продуктов.

Речные буксирные суда

Львиную долю речного судоходства выполняют буксиры, имеющие мощные энергетические установки, высоко расположенные рулевые рубки и оборудованные носовыми упорами и сцепными устройствами для толкания, а также буксирной лебедкой для буксировки барж.

Буксирные суда разделяются на:

  • плотоводы
  • буксиры для сухогрузных составов
  • буксиры для нефтеналивных составов
  • буксиры для толкания составов (буксиры-толкачи)

На буксирном тросе в основном буксируют плоты. Этот же способ буксировки применяют на извилистых реках, где толкание затруднено условиями фарватера. Большинство современных толкачей оборудовано и буксирным устройством в корме в виде гака, буксирными лебедками (на крупных толкачах) и буксирными арками, вследствие чего такие суда, помимо толкания, могут буксировать составы. Отсюда название толкачи-буксиры.

Большинство современных толкачей-буксиров и буксиров оборудовано направляющими поворотными насадками, которыми пользуются как рулями. Каждый буксир и толкач-буксир должен обладать достаточной управляемостью и маневренностью на переднем и заднем ходу, что достигается соответствующим отношением длины корпуса к ширине и обводами корпуса. Кроме того, такие речные суда должны обладать устойчивостью на курсе, то есть не иметь излишней рыскливости, особенно в процессе толкания составов, для этого стабилизаторы устанавливают в насадках и в кормовой части всех толкаемых несамоходных судов состава. Каждый буксир и толкач-буксир должны иметь относительно небольшие размеры корпуса, особенно длину корпуса — это одно из основных условий при их проектировании. Основная особенность каждого толкача-буксира — наличие так называемых носовых упоров, с помощью которых он толкает баржу. В районе упоров в носовой части корпуса толкача-буксира делают усиленные крепления: местные продольные переборки или рамные продольные связи в виде кильсонов и карлингсов, соединяющихся друг с другом контрфорсами на носовом транце и пиллерсами. Между упорами на палубе толкача-буксира ставят специальный фундамент-подкрепление под автосцепы, с помощью которых толкач-буксир соединяется с баржей. В связи с тем, что современные автосцепы на мощных толкачах имеют сравнительно большие вес и габаритные размеры, под них на транцевой переборке носа устанавливают рамные стойки (контрфорсы) и соединяют последние с усиленным подпалубным набором. Одна из особенностей толкачей-буксиров — высоко расположенная рулевая рубка, что обеспечивает хорошую видимость. Это особенно важно, когда на палубах барж состава перевозят лес или когда состав, идущий впереди толкача-буксира, сформирован из двух или трех барж с палубными грузами.

Буксир-толкач

Технические речные суда

Суда, используемые для вспомогательных целей, и обслуживающие транспортный флот называют вспомогательными судами. Они включают ледоколы, пожарные суда, шаланды и тому подобные.

К техническому флоту относятся речные суда, незанятые непосредственно перевозкой грузов и пассажиров, в его составе рассматриваются суда классов «Л» и «Р» Речного Регистра с осадкой не более 1,2 м. Исходя из этого следует следующее разделение речных судов технического флота:

  • вспомогательные суда
  • дноуглубительные земснаряды и обслуживающие их суда
  • обстановочные суда
  • специальные суда

Вспомогательные суда

Для обслуживания транспортного флота и портов строятся вспомогательные суда. К ним относятся:

  • лоцмейстерские катера
  • портовые и рейдовые буксиры
  • речные ледоколы
  • спасательные и противопожарные катера
  • служебно-разъездные
  • очистные станции для механизированной зачистки нефтеналивных барж
Читайте также:
Патентный указатель: что это такое, описание и особенности

Дноуглубительные земснаряды и обслуживающие их суда

Работы по созданию новых и поддержанию существующих судоходных трасс по их навигационному ограждению занимают наибольший объем среди нетранспортных работ и выполняются с помощью дноуглубительных земснарядов и обслуживающих их судов.

Дноуглубление включает в себя выправление руслового потока, скалоуборку и землечерпание. Увеличение глубин на внутренних водных путях за счет дноуглубления позволяет ежегодно значительно увеличивать объем перевозок без привлечения дополнительных, транспортных средств. Землесосные снаряды предназначены для разработки песчаных и гравийно-глинистых грунтов при дноуглублении и добыче песчано-гравийных смесей. Корпус земснаряда в носовой части имеет прорезь для размещения рамы всасывающей трубы. В соответствии с назначением всасывающее устройство земснаряда оснащено грузоподъемниками, рыхлителями грунтов и устройствами для перемещения на судоходной прорези во время дноуглубительных работ. Землесосные снаряды для внутренних водных путей строят производительностью 150-2500 куб.м/ч, для отвода пульпы имеются плавучие грунтопроводы длиной 120-650 м.

  • землесосные дноуглубительные снаряды (несамоходные драгеры)
  • многочерпаковые дноуглубительные снаряды
  • одночерпаковые дноуглубительные штанговые снаряды
  • одночерпаковые грейферные
  • скалодробильные
  • плавучие русло-выправительные механизированные агрегаты

Весь вышеперечисленный состав речных судов не может полноценно функционировать без обслуживающих судов. К ним относятся:

  • моторизованные завозни
  • грунтоотводные шаланды
  • плавучие перегружатели
  • плавучие насосные станции
  • мусоросборщики
  • плавучие краны

Мотозавозня предназначена для завозки и перекладки якорей речных земснарядов и понтонов пульпопроводов, обслуживание судов технического флота, работающих на судоходных и несудоходных реках, эпизодическая буксировка плавучих средств, перевозка тарных грузов и снабжения.

Грунтоотводная шаланда предназначена для приема пульпы от земснаряда, транспортировки и выгрузки пульпы на месте отвала.

Судно-сборщик загрязнений (судно-сборщик, мусоросборщик) судно, предназначенное для приема с других судов под-сланевых, нефтесодержащих, сточных вод, сухого мусора и других отходов для последующей передачи их на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.

Гидроперегружатели предназначены для гидромеханизированной разгрузки песка из бункерных барж на береговые склады.

Обстановочные суда

Обстановочные суда помогают следить за состоянием судового хода на внутренних водных путях и их навигационного ограждения, изучать русловые и гидрологические режимы с целью выявления источников и причин заносов, для разработки предложений по улучшению судоходных условий, обеспечения оперативной информацией всех видов путевых работ. Экологическое судно предназначено для экологического мониторинга прибрежной зоны и внутренних водоемов.

В состав судов обстановочного флота включают:

  • многофункциональные обстановочные суда
  • промерные суда
  • тральные суда
  • буевницы
  • экологические суда
  • катера-бонопостановщики

Специальные суда

Сравнительно небольшой объем нетранспортных работ выполняется на судах специального назначения. Специальные суда, как правило, называют стоечными судами. Это суда, которые постоянно эксплуатируются у берега с оборудованными надежными путями для эвакуации людей на берег. К ним относятся:

  • дебаркадеры, плавпричалы
  • брандвахты
  • причальные понтоны
  • плавучие гостиницы
  • несамоходные понтоны
  • бункеровочные станции

Брандвахты предназначены для проживания команд земснарядов, изыскательских партий и выправительных бригад.

Несамоходные понтоны предназначены для транспортировки техники массой до 60 тонн, установки экскаватора для производства работ по разработке подводных траншей или очистки водоемов, установки грейферного крана грузоподъемностью до 25 тонн. Также может использоваться для установки водолазного комплекса и бурового станка.

Плавучая бункеровочная станция предназначена для заправки топливом или питьевой водой малых судов и яхт длиной до 40 м.

Речной транспорт является составным звеном единой транспортной системы любой страны. Речной транспорт по сравнению с другими видами транспорта обладает рядом преимуществ при перевозке массовых грузов; в отдельных районах ему принадлежит решающая роль в развитии экономики. Рост объема перевозок обеспечиваться исключительно за счет пополнения речного флота новыми экономичными судами и всемерного улучшения использования действующих транспортных средств.

Типы морских судов / Sea-going ship types

В современной морской индустрии эксплуатируются сотни типов плавучих сооружений, начиная с крупнотоннажных судов (сapesize vessels) и заканчивая скромными несамоходными лихтерами (lighters). Их число и признаки классификации увеличиваются ежегодно. Основой классификации типов судов служат их эксплуатационные, конструктивные и экономические признаки. В настоящее время часто используется следующая терминология, применяемая при эксплуатации судов.

1. Типы судов в зависимости от их назначения

По назначению гражданские суда часто подразделяются на сухогрузные суда (dry cargo ships), наливные суда (tankers), пассажирские суда (passenger ships), рыболовные суда (fishing vessels), морские объекты нефтегазового комплекса (floating offshore oil-and-gas production units), высокоскоростные суда (high speed craft), суда обеспечения (supply ships) и другие.

2. Типы судов в зависимости от их дедвейта, размеров и возможных ограничений в эксплуатации

Размеры судна предопределяют возможность (или невозможность) его использования в портах Азии, Африки, в прибрежных районах, в реках и озерах для прохода через проливы и каналы. Классификация судов по дедвейту размерам и возможным ограничениям привела к таким характеристикам судов как панамакс, суэцмакс, супертанкер, крупнотоннажный танкер, кэпсайз, сиуэймакс, малакамакс, хэндимакс, хэнди сайз.

3. Типы судов в зависимости от способов обработки груза.

Классификация судов по способу обработки груза привела к таким типам судов как накатные суда (ро-ро, Ro-Ro ship), судам, работающим по принципу подъем/спуск (ли-ли, Li-Li ship), суда с обработкой груза наплывом (фло-фло, Flo-Flo ship) и другим. Термины, применяемые для судов в зависимости от способов обработки груза, приведены ниже.

4. Типы судов в зависимости от принципов поддержания на воде

Проектирование судов с динамическими принципами поддержания, разработка высокоскоростных судов привели к появлению судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке, экранопланов. Они могут переходить из водоизмещающего состояния на динамические принципы поддержания.

Кроме терминов для вышеперечисленных типов судов в морской практике используется терминология, связанная с конструктивными особенностями судов, с типом движителей и двигателей, материалом корпуса, в связи с применением международных конвенций, кодексов и резолюций ИМО.

ТИПЫ МОРСКИХ СУДОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ДЕДВЕЙТА И ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ / SEA-GOING SHIP TYPES SUBJECT TO THEIR DEADWEIGHT AND OPERATIONAL LIMITS

Читайте также:
Прелиминарный договор: что это такое, описание и особенности

Наиболее часто меняющимися определениями типов морских судов являются определения по главным размерениям судов и возможности их эксплуатации в океанах, в каналах, проливах, портах. К ним относятся такие определения, как панамакс, суэцмакс, супер-танкер, крупнотоннажный танкер, кэпсайз, сиуэймакс, малакамакс, хэндимакс, хэнди сайз, река-море. Изменения предопределены ростом размеров судов, периодическим углублением проливов, модернизацией каналов, конструктивными изменениями судов. Классификационные общества не дают определений указанных терминов, но используют их в своей работе. В качестве примера их применения можно привести выдержки из таблицы представленной в 2007 году для греческих судовладельцев президентом ABS Chris Wiernicki. Для удобства английские термины переведены на русский язык.

Следует учитывать, что определения типов судов в зависимости от их размерений в экономических определениях и в разных классификационных обществах имеют различия. Нижеприведенные определения носят ориентировочный характер. По мере возможности указываются различия в определениях или их альтернативные значения.

Супертанкер (ULCC), сверхкрупный перевозчик сырой нефти – танкер для перевозки сырой нефти дедвейтом больше 300000 тдв. По определению AFRA (Average Freight Rate Assessment) ULCC – танкер дедвейтом больше 320000 тдв. / Ultra Large Crude Carrier (ULCC) is a crude oil tanker of 300,000 to 800,000 dwt. According AFRA (Average Freight Rate Assessment) definition – ULCC is a crude oil tanker 320,000 dwt and above.

Крупнотоннажный танкер для перевозки сырой нефти (VLCC) – танкер для перевозки сырой нефти дедвейтом 150000 – 300000 тдв. По определению AFRA – танкер дедвейтом 160000 – 319999 тдв. / Very Large Crude Carrier (VLCC) is a crude oil tanker of 150,000 to 300,000 dwt. According AFRA definition VLCC is a crude oil tanker of 160,000-319,999 dwt.

Крупнотоннажное судно – судно с размерениями, не позволяющими проходить через Панамский канал. Обычно дедвейт такого судна составляет 80000тдв – 170000 тдв. Альтернатива: 80001 тдв – 199000 тдв. / Capesize vessel is a vessel that is too large to transit the Panama Canal. Typically from 80,000 dwt – 170,000 dwt. Alternate: 80,001 dwt – 199,000 dwt

Хэнди сайз – балкер (иногда танкер продуктовоз) дедвейтом от 15000 до 35000 тдв. Альтернатива: балкеры 10000 тдв – 30000 тдв. / Handysize is a bulk carrier (some time product tanker) of about 15000 to 35 000 tonnes deadweight. Alternate: Bulk Carriers Size: 10,000 – 30,000 dwt.

Хэнди макс – балкер или танкер дедвейтом от 30000 до 50000 тдв. Указанный тип является увеличенной версией популярных судов хэнди сайз / Handymax is a bulk or oil tanker vessel of 30,001 to 50,000 dwt that is a larger version of the popular Handysize vessel.

Панамакс – морские грузовые суда имеющие предельно допустимые размерения для прохода шлюзов Панамского Канала. Их ширина не должна быть более 32,2 м, а длина и осадка не должны не превышать 275 м и 12.04м соответственно. Обычно их дедвейт составляет 55000-70000 тдв / Panamax is an ocean-going cargo vessel of the maximum size possible to pass through the locks of the Panama Canal, which are 275m long by 32,2m wide and 12,04m deep. These vessels are typically of 55,000 to 70,000 dwt.

Суэцмакс – морские грузовые суда имеющие предельно допустимые размерения не превышающие ограничений для прохода шлюзов Суэцкого Канала. Их ширина не должна быть более 48 м, а длина не должна превышать 270 м. Их дедвейт может доходить до 150000 тдв -160000 тдв / Suezmax is an ocean-going cargo vessel of the maximum size possible to pass through the locks of the Suez Canal which are 270m long by 48m wide. These vessels are typically of 150,000 to 160,000 dwt.

Крупнотоннажный рудовоз – рудовоз с дедвейтом более 200000 тдв / Very Large Ore Carrier (VL Ore Carrier) is an ore carrier of 200,000+ dwt.

Танкер прибрежного плавания – танкер с дедвейтом 3001 – 10000 тдв / Coastal Tanker is tanker vessel of 3,001 dwt – 10,000 dwt.

Малый танкер – танкер с дедвейтом 10001 – 19000 тдв / Small Tanker is tanker vessel of 10,001 dwt – 19,000 dwt.

Танкеры диапазона LR1 – танкер с дедвейтом 45 001 – 70 000 тдв. Альтернатива: 45 000 – 79 999 тдв / Large/Long Range One (LRI) is tanker vessel of 45,001 – 70,000 dwt. Alternate: 45,000 to 79,999

Танкеры диапазона LRII – танкер с дедвейтом 70 001- 100 000 тдв. Альтернатива: 80 000 – 159 999 тдв / Large/Long Range Two (LRII) is tanker vessel of 70 001-100,000 dwt. Alternate: 80,000 – 159,999.

Для судов дедвейтом менее 16500 тдв, приспособленных для работы в прибрежных районах, озерах и реках применяют следующие термины: судно прибрежного плавания ( сoastal vessel ), речное судно ( river ship ) и озерное судно ( lake ship ). Имеется еще один важный класс судов, которые сами не перевозят грузы, но выполняют ряд задач, весьма важных для регулярной работы обычных судов: это ледоколы ( icebreakers ), буксиры ( tugs ), дноуглубительные снаряды ( dredge ), плаву чие маяки ( lightship ) и т. д.

Литература

Термины, применяемые в морской индустрии. Флот, Контейнеры. Том 1,2 – Н.А. Решетов, С.С. Кощий, В.А. Яковлев [2010]

Классификация судов по Российскому речному регистру

Классификация судов

Для морского флота характерно большое разнообразие судов, кото­рые различают по размерам, конструкции корпуса, типу СЭУ и основным технико-экономическим характеристикам.

Чтобы лучше разобраться в боль­шом разнообразии морских судов, их классифицируют, делят на типы, классы, группы и т.п. Наиболее часто морские суда классифицируют по назначению и району плавания, роду двигателя и движителя, а так­же по некоторым другим особенно­стям и признакам.

Читайте также:
Отзыв депутата: что это такое, описание и особенности

По назначению, т.е. по роду вы­полняемой службы, суда можно раз­делить на следующие классы и группы.

Транспортные суда.

  • Рейсовые;
  • Круизные;
  • Местного сообщения.
  • Общего назначения, для перевозки генеральных грузов в упаковке;
  • Специализированные су­да для перевозки одного определен­ного груза или двух и более видов грузов одной категории — лесовозы, пакетовозы, рефрижераторные суда, балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы;
  • Многоцелевые, обеспе­чивающие перегрузку разными спо­собами, например крановым и доковым;
  • Универсальные для перевозки любых различных грузов, в том чис­ле опасных, рефрижераторных, кон­тейнеров;
  • Суда двойной специализа­ции для перевозки массовых грузов двух разных категорий — нефтерудовозы, хлопколесовозы.

Паромы — для перевозки транспортных средств и пассажиров, лихтеры — несамоход­ные грузовые суда.

  • Танкеры;
  • Газовозы;
  • Химовозы;
  • Виновозы.

Служебно-вспомогательные суда. К ним относятся буксиры, ледоколь лоцманские и разъездные катера.

Суда технического флота. Это дно углубительные снаряды, землечер палки, землесосы, грунтоотвозные шаланды.

Суда специального назначения. К этому типу судов относятся экспедиционные, гидрографические учебные, спасательные, пожарные нефтемусоросборщики, сборщию льяльных вод, плавучие маяки, плавучие краны, плавучие доки.

Промысловые суда. В состав эти судов входят траулеры, сейнерыПромысловые суда тунцеловы, краболовы, плавбазы транспортно-рефрижераторные и т.п.

По району плавания морские суда Регистр СССР делит на группы:

  • Суда неограниченного плавания суда ограниченного плавания;
  • I — свободное плавание в закрытых морях или в открытых с удалением от порта-убежища до 200 миль;
  • Суда ограниченного плавания II — плавание в открытых морях удалением от порта-убежища до 5 миль;
  • Суда ограниченного плавания СП — плавание на внутренних водных путях с выходом в море при волнении не более 6 баллов и с удалением от порта-убежища в от­крытых морях до 50 миль, а в закры­тых до 100 миль;
  • Суда ограниченного плавания III— прибрежное, рейдовое и портовое плавание.

По материалу корпуса суда клас­сифицируются на стальные, желе­зобетонные, пластмассовые, деревянные и из алюминиевых спла­вов.

По типу главных двигателей морские суда подразделяются на:

  • Пароходы с паровой машиной;
  • Турбоходы с турбиной (паровой на паротурбоходах, газовой на газотурбоходах);
  • Теплоходы с двигателем внутреннего сгорания;
  • Электроходы с главными электро­двигателями, ток к которым подается от генератора, вращаемого дизелем, дизель-электроходы или турбиной — турбоэлектроходы;
  • Атомоходы с атомной СЭУ.

По роду движителя, суда де­лятся на гребные, парусные, колес­ные, винтовые, с крыльчатым дви­жителем, с водометным движите­лем.


Рис. 1 Архитектурные типы судов

По глубине погружения суда бы­вают:

  • Водоизмещающие (обычного типа);
  • Глиссирующие;
  • На подводных крыльях (СПК);
  • На воздушной по­душке (СВП);
  • Экранопланы.

Архитектурные типы судов разли­чают в зависимости от количества и расположения надстроек:

  • Гладко­палубное судно (рис. 1, а) — на верхней палубе имеет только рубку;
  • Трехостровное судно (рис. 1, б) — носовую (бак), кормовую (ют) и среднюю надстройки;
  • Двух­островное судно (рис. 1, в) — не имеет средней надстройки;
  • Судно с удлиненным баком (рис. 1, г) — средняя надстройка сливается с ба­ком;
  • Судно с удлиненным ютом (рис. 1, д) — средняя надстройка сливается с ютом.

Конструктивные типы судов опре­деляются прочностью корпуса, в за­висимости от чего различают: полно­наборные суда, или суда с мини­мальным надводным бортом, имею­щие наименьший допустимый над­водный борт. Прочность таких судов соответствует максимальной осадке, которую устанавливают для него с учетом обеспечения безопасности плавания; не полнонаборные суда, или суда с избыточным надводным бортом, предназначенные для перевозки легких грузов и пассажиров. При полной загрузке такие суда име­ют осадку меньше предельной, а над­водный борт больше минимального. При меньшей осадке на судно будут действовать меньшие усилия, поэто­му размеры связей корпуса могут быть несколько уменьшены. В резуль­тате этого прочность судна не будет соответствовать его геометрическим размерам.

Рекомендуется к прочтению: Служебно-вспомогательные суда Транспортные суда

Классификация судов по Российскому речному регистру

Российский речной регистр — это специальное автономное учреждение (федеральное), которое было основано ещё в 1913 году. Деятельность данного регистра заключается в оказании всевозможных услуг:

  • Обеспечение полной безопасности при плавании судов любого типа;
  • Охрана жизни не только перевозимых пассажиров, но и всего квалификационного экипажа;
  • Ответственность за сохранность всех грузов;
  • Экологические основы безопасности на всех объектах.

Имеется несколько видов классификаций речных судов. Каждая классификация содержит свои особенности и нюансы. Классификация по классу речного судна
Подразделение всего речного транспорта на 5 специальных классов:

Характеристика Класс речного судна
М-СП (лед) М (лед) О (лед) Р (лед) Л (лед)
Высота волны 3,5 м 3,0 м 2,0 м 1,2 м 0,6 м
Сплоченность льда 6 баллов 6 баллов 5 баллов 4 балла 3 балла
Толщина льда 0,4 м 0,3 м 0,2 м 0,1 м 0,05 м

Первый класс — это водный транспорт, который может передвигаться в речных бассейнах (разрядности «М»), не имеет никаких противопоказаний или ограничений по погодным условиям. Второй класс — это все суда, которые имеют смешанный тип плавания, могут ходить не только в реках, но и в морях. Третий класс — это водный транспорт, который используется в речных бассейнах (разрядности «О»), не имеет никаких противопоказаний и ограничений по погодным условиям. Четвёртый класс — это суда, передвигающиеся исключительно по рекам. Пятый класс — это все суда, передвигающиеся в мелких реках или на мелководье.
Классификация судов по принципу поддержания на воде

Выделяют 2 принципа — это гидродинамический и гидростатический. Если это гидродинамика, то водный транспорт подразделяется:

  • на воздушных подушках (скеговых);
  • на воздушных подушках (амфибиях);
  • на крыльях подводного типа;
  • глиссирующие (пассажирского назначения).

Если же это гидростатика, то здесь имеются следующие виды водных транспортных средств:

  • водоизмещающего типа (среди них выделяются двухкорпусные суда катамараны);
  • на каверной воздушке.

Классификация по принципу движения на водной глади
подразделяет на 3 группы:

  • самоходные речного типа;
  • несамоходные речного типа (перемещаются буксирами-толкачами);
  • стоечные (или просто плавучие дома, понтоны).
Читайте также:
Национальное собрание: что это такое, описание и особенности

Самоходные — имеют специальный двигатель (установку для движения). Несамоходные — перемещаются с помощью буксиров. Стоечные — значит стоячие на воде, они никуда не передвигаются.
Классификация судов по району плавания

Здесь выделяют те суда, которые передвигаются исключительно в пределах:

  • внутреннее плавание;
  • смешанное плавание;
  • морское плавание.

Внутреннее плавание — означает лишь то, что данные суда не могут выходить в морские бассейны. Морское плавание, наоборот, говорит о том, что данный водный транспорт не может заходить в реки и каналы. А смешанное плавание — это универсальные суда, передвигающиеся по морям и рекам.
Классификация судов по типу двигателей

выделяет всего 2 группы:

  • речные теплоходы;
  • речные дизель-электроходы.

Здесь тоже все достаточно просто. Теплоходы оснащены двигателем, который работает от внутреннего сгорания топлива. А электроходы оснащены специальными винтами, приводящимися в движение двигателем, работающем на электричестве.
Классификация судов по роду движителя

  • на воздушной подушке;
  • винтовые;
  • колесные;
  • водометные;
  • с крыльчатыми движителями.

Классификация судов по материалу изготовления корпуса

  • металлические;
  • стеклопластиковые;
  • деревянные;
  • железобетонные.

Классификация судов по назначению
– основной отличительный признак

1. Транспортные речные. Служат для перевозки пассажиров и грузов. Подразделяются на:

  • Пассажирские (туристские, паромы, плавучие дома);
  • Грузовые (сухогрузные и наливные: самоходные и несамоходные);
  • Буксирные (толкачи-буксиры).

Пассажирские суда можно увидеть ежедневно в тех городах, где имеются реки. Так, выделяют круизный, прогулочный и экскурсионный водный транспорт. Все зависит лишь от того, какой вид услуги оказывается населению. Кроме этого, есть ещё и паромы, которые нужны для перевозки людей, грузов и автомобилей через водные препятствия. Выделяют плавучие дома, но на территории Российской Федерации они мало распространены.
Посмотрите наши проекты пассажирского речного транспорта:

  • Теплоход двухъярусный
  • Теплоход однопалубный

Второй тип назначения — это грузоперевозки. Здесь достаточно много разновидностей судов. Распространены суда либо открытого, либо закрытого типа. Контейнеровозы, рефрижераторы, автомобилевозы и др. Все зависит от того, какая категория груза будет перевозиться, все это самоходные грузовые суда. Также выделяют несамоходные грузовые суда. К ним относятся: сухогрузы открытого и закрытого типа, баржи различного назначения (тентовые, бункерные и площадки).
Посмотрите наш проект баржи-площадки несамоходной.

2. Суда технического флота. Служат для технического обслуживания транспортного флота, обеспечения судоходных условий, добывания строительных материалов.

  • Вспомогательные (портовые буксиры, бункеровщики топливом, служебно-разъездные катера и др.);
  • Обслуживающие (шаланды, плав-краны, плав-доки, кренователи, средства буксировки, мусоросборщики и др.);
  • Земснаряды;

Их значение заключается в том, чтобы разрабатывать различные грунты гравийного или песчаного состава. Видов таких судов достаточно много. Выделяют: снаряд для углубления дна, многочерпаковый снаряд для углубления дна, одночерпаковый штанговый снаряд для углубления дна, грейферный и скалодробильный снаряд, выправительный агрегат. Посмотрите наши проекты: земснаряд электрический, земснаряд дизель-электрический.

  • Обстановочные (катер бонопостановщик, буевница, промерное, тральное, экологическое, многофункциональное обстановочное судно);
  • Специальные суда (плавучая гостиница, дебаркадер, несамоходный понтон, брандвахты и др.).

Среди специальных судов можно встретить плавучие гостиницы. Они эксплуатируется исключительно у береговой линии, предназначены для использования в туристических целях.
Посмотрите наш проект плавучей гостиницы.

Обращайтесь, разработаем любой проект судна в соответствии с классификацией по Российскому речному регистру!

Технические характеристики судов и главные размерения

Главные размерения характеризуют мореходные качества судов и другие важности

Главные размерения судна – совокупность конструктивных, расчетных, наибольших и габаритных линейных размеров судна:

  • длины,
  • ширины,
  • осадки,
  • высоты борта.

Главные размерения:

  • характеризуют мореходные качества корабля или судна и определяют возможность его проводки в узкостях (каналах и тд), шлюзах, на мелководье,
  • определяют возможность размещения на стапеле (слипе) или постановки в корабельный док .

Линейные характеристики судна


К линейным характеристикам в 1 ю очередь относятся габаритные размерения судна:

  • Lex- максимальная или наибольшая длина судна (м), замеренная между крайними точками носовой и кормовой оконечностей судна;
  • L – длина судна (м) или расстояние, измеренное на уровне летней грузовой ватерлинии от передней кромки форштевня до оси баллера руля, или 96% длины судна, измеренной на уровне этой ватерлинии от передней кромки форштевня до крайней кромки кормовой оконечности судна, смотря по тому, что больше;
  • Вех – наибольшая ширина судна (м), измеренная на мидельшпангоуте между наружными кромками шпангоутов;
  • В – ширина судна по ватерлинии (м), измеренная на мидель-шпангоуте, в плоскости летней грузовой ватерлинии, между наружными кромками шпангоутов;
  • D – высота борта (м). Вертикальное расстояние, измеренное на миделе от верхней кромки горизонтального киля до верхней кромки бимса верхней палубы у борта.

Объемные характеристики судна:

  • грузовместимость судна W (м 3 ) объем всех судовых помещений, предназна­ченных для перевозки груза. Различают грузовместимость при перевозке штучных грузов – в кипах и груза – насыпью (в зерне);
  • киповая грузовместимость судна Wк (м 3 ), или объем всех грузовых помеще­ний между внутренними кромками выступающих конструкций (шпангоутов, бимсов, карлингсов и т. п.) и защищающих их деталей;
  • грузовместимость судна насыпью Wз (м 3 ) – суммарный объем всех имею­щихся в грузовых помещениях свободных объемов. Грузовместимость суд­на насыпью всегда больше грузовместимости в кипах;
  • удельная грузовместимость судна (м 3 /т), или грузовместимость судна, при­ходящаяся на1 тонну его чистой грузоподъемности;
  • w = W/∆ч.

Для исчисления взимаемых с судов сборов за пользование каналами, лоцманские услуги, постановку в доки и т. п., а также для статистического учета флота, устанавли­вают так называемую валовую вместимость судна и чистую вместимость судна, кото­рые измеряются в регистровых тоннах (1 peг. т. = 100 куб. фут или 2,83 м 3 ).
Контейнеровместимость – измеряется в ДФЭ (TEU’S). ДФЭ – двадцатифу­товый эквивалент (TEU’S – twenty feet equivalent unit’s), т. е. указывается какое ко­личество 20-футовых контейнеров может разместить судно в трюмах и на па­лубе. СКН/700 – судно контейнеровоз-навалочник, контейнеровместимостью 700 двадцатифутовых контейнеров. На место 2 двадцатифутовых контейнеров, как правило, возможно, поставить 1 сорокафутовый контейнер и наоборот.
На судах типа Ro-Ro грузовместимость указывается в тысячах м 3 , например, Ro/60 означает вместимость в 60000 м 3 .

Читайте также:
Прямое сообщение: что это такое, описание и особенности

Грузовые характеристики судна.

Поскольку удельная грузовместимость судна связана с его чистой грузоподъ­емностью, она может считаться величиной постоянной лишь при данной чистой грузоподъемности судна.
Однако для практических целей чистую грузоподъемность можно рассчитать при условии наличия 50% запасов на судне: ∆ = ∆w -0,5Σ .
Таким образом, ус­ловная чистая грузоподъемность будет величиной постоянной, что позволяет с дос­таточной точностью использовать удельную грузовместимость.
Сопоставление удельной грузовместимости с удельно-погрузочным объемом грузов позволяет судить о возможности использования грузоподъемности и грузо­вместимости судна при загрузке его тем или иным грузом.

Для нефтеналивных танкеров важнее другая качественная характеристика судна – удельная грузоподъемность танкера.
Удельная грузоподъемность танкера – показывает, какое количество тонн (кг) приходится на 1 м 3 вместимости.
В принципе, удельная грузовместимость предусматривается при проектировании судна и, в зависимости от назначения судна (для какого груза), распределяется следующим образом:
Рудовозы 0,8-1,0 м /т, балкеры 1,2-1,3 м 3 /т, контейнеровозы 1,2-4,0 м 3 /т, танкеры 1,3-1,4 м 3 /т, универсальные суда 1,5-1,7 м 3 /т, лесовозы 2,0-2,2 м 3 /т, ролкеры 2,5-4,0 м 3 /т.
Международная конвенция по обмеру судов 1969 г.
Цель Конвенции:

  • результаты обмера выражать в м 3 ;
  • свести до минимума преимущества шельтердечных и тому подобных судов.

В Конвенции введены следующие новые термины и их обозначения:

  • валовая вместимость (gross tonnage) – GT в м 3 (вместо BRT в регистровых тоннах);
  • чистая вместимость (Netto gross tonnage) – NT в м 3 (вместо NRT в регистровых тоннах).

По новым правилам Конвенции 1969 г., так же как и по действующим правилам обмера, валовая вместимость GT характеризует размеры судна и общий объем его помещений, а чистая вместимость NT – объем помещений, предназначенных для получения коммерческих доходов.

Однако, поскольку Конвенция 1969 г. затрагивает и ущемляет коммерческие интересы многих стран, вступление ее в силу затягивается.
Регистровая вместимость, условный показатель объема помещений судна, защищенных от морской стихии. Единицей измерения является, как указывалось выше, регистровая тонна, равная 100 куб. футам (2,83 м 3 ), т. е. регистровая тон­на – это объемная величина. Регистровый тоннаж служит для сравнения величин судов и определения величины различных портовых сборов, а также для статиче­ского учета тоннажа.
Регистровый тоннаж подразделяется:
Брутто-регистровый тоннаж – это объем всех помещений судна под палубой и в надстройках за вычетом объема: балластных танков, рулевой рубки, помещений на палубе для вспомогательных механизмов, камбуза, световых люков и др.
Нетто-регистровый тоннаж – это объем помещений, служащий для перевозки грузов и пассажиров, т. е. используемый в коммерческих целях, и применяется в ос­новном для исчисления портовых сборов и налогов. Он получается в результате исключения из брутто-регистрового тоннажа объема помещений жилых и служебных
помещений, румпельной и цепного ящика, штурманской рубки, водяного балласта вне междудонного пространства, помещений для котлов и вспомогательных механизмов вне машинного отделения.
На основании обмера Регистром судну выдается документ, именуемый мери­тельным свидетельством.
Количество и грузоподъемность судовых грузовых средств. Грузоподъем­ность судовых стрел и кранов, обычно составляет 3-10 т. Грузоподъемность грузовых стрел и кранов имеет большое значение, так как определяет вес подъемов, что, в свою очередь, оказывает влияние на интенсивность грузовых работ. Современные многоцелевые суда оснащаются кранами грузоподъемностью до 35-40 т, что позволяет са­мостоятельно осуществлять перегрузку контейнеров. Помимо обычных стрел, суда вооружаются тяжеловесными стрелами грузоподъемностью до 60-120 т для погрузки тяжеловесных грузов в портах и в рейдовых пунктах.
В комплекс грузового снаряжения судов типа Ro-Ro должны входить: 2 автопогрузчика г/п 40 т и 2 тягача для буксировки накатных грузов.
Рудовозы, балкеры и контейнеровозы (за исключением фидерных) не имеют судовых перегрузочных средств, так как обрабатываются, в основном, на специализированных перегрузочных комплексах (терминалах).
Наливные суда имеют, как минимум, два грузовых насоса, производительностью не менее 10% от дедвейта в час. Грузовые насосы предназначены только для слива груза из грузовых танков. Погрузка танкеров осуществляется береговыми насосами.
Неравномерность трюмов – вместимость отдельных трюмов морских судов неодинакова, что приводит к неравномерному распределению груза по трюмам, при одновременной их обработке наибольший трюм лимитирует время окончания грузовых операций, снижая уровень интенсивности грузообработки судна в целом.

Коэффициент конструктивной неравномерности трюмов

Значение коэффициента колеблется для большинства судов в пределах 0,6-0,9, чем меньше коэффициент, тем ниже норма грузовых работ, следовательно, увеличивается стоянка судна под грузовыми операциями.
Количество и размер люков являются важнейшим фактором, определяющим продолжительность грузовых операций.
От количества люков зависит, на какое количество рабочих ходов можно вести погрузку-разгрузку судна, что имеет решающее влияние на скорость его обработки.
Размеры люков определяют степень удобства, а следовательно быстроту погрузки-выгрузки, при широком раскрытии палубы судна они значительно снижают горизонтальное перемещение груза в трюмах наи­более трудоемкий процесс, лимитирующий погрузочный процесс.
Степень удобства и приспособленности судна к выполнению грузовых операций характеризует коэффициент лючности, который представляет собой отношение суммарного объема грузовых помещений, находящегося под просветом люков , к общей грузовместимости судна.

Количество палуб и их площадь.

Допустимые нагрузки на палубу.-Глубина трюма имеет важное значение на однопалубных судах, так как позволяет перевозить тарно-штучные грузы в несколько ярусов и в тоже время лимитирует перевозку грузов, состоящих из высоких грузовых мест.

Муниципальный долг: что это такое, описание и особенности

БК РФ Статья 100. Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных долговых обязательств

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Читайте также:
Отрицательный акцепт: что это такое, описание и особенности

1. Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

2. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:

1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

2) бюджетным кредитам, привлеченным в валюте Российской Федерации в местный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным от Российской Федерации в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов;

4) кредитам, привлеченным муниципальным образованием от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

5) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям), выраженным в валюте Российской Федерации;

6) муниципальным гарантиям, предоставленным Российской Федерации в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов;

7) иным долговым обязательствам, возникшим до введения в действие настоящего Кодекса и отнесенным на муниципальный долг.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В объем муниципального долга включаются:

1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) объем основного долга по кредитам, привлеченным муниципальным образованием от кредитных организаций;

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) объем обязательств по муниципальным гарантиям;

5) объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В объем муниципального внутреннего долга включаются:

1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга по кредитам, привлеченным муниципальным образованием от кредитных организаций, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

4) объем обязательств по муниципальным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

5) объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования в валюте Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

3.2. В объем муниципального внешнего долга включаются:

1) объем основного долга по бюджетным кредитам в иностранной валюте, привлеченным муниципальным образованием от Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов;

2) объем обязательств по муниципальным гарантиям в иностранной валюте, предоставленным муниципальным образованием Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

4. Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

Ст. 100 БК РФ. Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных долговых обязательств

Статья 100. Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных долговых обязательств

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 100 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

Статья 100. Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных долговых обязательств

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 100 БК РФ

1. Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

2. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:

1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

2) бюджетным кредитам, привлеченным в валюте Российской Федерации в местный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным от Российской Федерации в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов;

4) кредитам, привлеченным муниципальным образованием от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

5) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям), выраженным в валюте Российской Федерации;

6) муниципальным гарантиям, предоставленным Российской Федерации в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов;

7) иным долговым обязательствам, возникшим до введения в действие настоящего Кодекса и отнесенным на муниципальный долг.

3. В объем муниципального долга включаются:

1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

3) объем основного долга по кредитам, привлеченным муниципальным образованием от кредитных организаций;

4) объем обязательств по муниципальным гарантиям;

Информация об изменениях:

Подпункт 5 изменен с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

5) объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

Информация об изменениях:

Статья 100 дополнена пунктом 3.1 с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 гг.

3.1. В объем муниципального внутреннего долга включаются:

1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга по кредитам, привлеченным муниципальным образованием от кредитных организаций, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

Читайте также:
Обмен безвалютный: что это такое, описание и особенности

4) объем обязательств по муниципальным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

5) объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования в валюте Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 100 дополнена пунктом 3.2 с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 гг.

3.2. В объем муниципального внешнего долга включаются:

1) объем основного долга по бюджетным кредитам в иностранной валюте, привлеченным муниципальным образованием от Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов;

2) объем обязательств по муниципальным гарантиям в иностранной валюте, предоставленным муниципальным образованием Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов.

4. Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом

Государственный долг — это в соответствии со ст. 97 Бюджетного кодекса РФ долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие в результате заемной деятельности.

Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В состав государственного долга Российской Федерации входят долговые обязательства, которые могут существовать в форме:

а) кредитных соглашений и договоров, заключенных Российской Федерацией с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
б) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
в) договоров о предоставлении государственных гарантий Федерации, договоров поручительства Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
г) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Федерации на основе принятых федеральных законов;
д) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Долговые обязательства по срокам существования могут быть:

  • краткосрочные (до одного года);
  • среднесрочные (от одного года до пяти лет);
  • долгосрочные (от пяти до 30 лет).

Кроме того, в ст. 98 Бюджетного кодекса оговаривается, что долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

В состав государственного долга субъекта РФ входят долговые обязательства этого субъекта, которые могут существовать в форме:

а) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государственными, международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредитов;
б) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
в) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
г) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ на основе законов этого субъекта РФ;
д) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет.

Государственный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в его собственности имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.

Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Муниципальный долг — это совокупность долговых обязательств муниципального образования, полностью и без условий обеспечиваемая всем муниципальным имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства муниципального образования в соответствии со ст. 100 Бюджетного кодекса РФ могут существовать в форме:

а) кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;
б) займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
в) договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
г) долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, определенные условиями заимствования, и не могут превышать 10 лет.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг другу, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

В целях проведения эффективной финансовой политики в области государственного и муниципального долга особое значение приобретает управление государственным и муниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, государственным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ, муниципальным долгом — уполномоченным органом местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации» от 4 марта 1997 г. в Министерстве финансов РФ для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований создается единая система управления государственным долгом РФ.

Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства (органов местного самоуправления) по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. В числе таких финансовых мероприятий наиболее распространены в мировой практике следующие:

  • рефинансирование — выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств;
  • конверсия — изменение размера доходности займа (может осуществляться как в сторону снижения, так и в сторону повышения процентной ставки дохода);
  • консолидация – изменение сроков действия ранее выпущенных займов (в соответствии со ст. 817 ГК РФ изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается, поэтому при необходимости консолидации это можно сделать только по согласованию с кредиторами, т. е. с юридическими и физическими лицами, являющимися правообладателями государственных (муниципальных) облигаций; при этом принято руководствоваться ст. 414 и 818 ГК РФ о новации — прекращении обязательства по соглашению сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения);
  • унифицирование — обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый;
  • аннулирование государственного внутреннего долга, т. е. полный отказ от долговых обязательств (как правило, при управлении внутренним долгом это является крайней мерой).
Читайте также:
Отрицательный акцепт: что это такое, описание и особенности

При финансовом кризисе возникает необходимость в реструктуризации долга.

В соответствии со ст. 105 Бюджетного кодекса РФ под реструктуризацией долга понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятие на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий их обслуживания и погашения.

Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. При этом сумма погашения основного долга за счет его реструктуризации не включается в объем обслуживания долгового обязательства в текущем году.

Предельный объем государственного долга позволяет регулировать его объем, и, например, предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга устанавливается законом субъекта РФ о бюджете и правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете соответственно. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, а также муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Эмиссия государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований производится в соответствии с решением Правительства РФ, а также решением органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно с учетом предельных объемов дефицита бюджета и государственного и муниципального долга. Кроме того, решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ принимается в соответствии с Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации. В этом решении указываются:

  • сведения об эмитенте;
  • объем и условия эмиссии;
  • способ исполнения обязательств.

Эмиссия государственных ценных бумаг субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг подлежит регистрации в Министерстве финансов РФ. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг возможна только в том случае, если федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год утверждены следующие показатели:

  • предельный размер соответствующего государственного или муниципального долга;
  • предельный объем заемных средств, направляемых Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня;
  • расходы на обслуживание соответствующего государственного или муниципального долга в текущем финансовом году.

При этом предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ и муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня, не должен превышать:

  • для субъекта РФ — 30% объема доходов бюджета субъекта РФ на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году заемных средств;
  • для муниципального образования — 15% объема доходов местного бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, а также без учета привлеченных в текущем финансовом году заемных средств.

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга в текущем финансовом году не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.

Если при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга превышают 15% расходов каждого из соответствующих бюджетов, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ или муниципальное образование не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации или орган государственной власти субъекта РФ могут применить следующие меры:

  • назначить ревизию бюджета субъекта РФ или местного бюджета;
  • передать исполнение бюджета субъекта РФ или местного бюджета под контроль Министерства финансов РФ или органа, исполняющего бюджет субъекта РФ соответственно;
  • принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 113 Бюджетного кодекса РФ все поступления средств в бюджет от заимствований и других долговых обязательств, включая средства, расходующиеся на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Погашение обязательств государственного долга Российской Федерации учитывается в федеральном бюджете путем вычитания суммы погашаемых обязательств из суммы поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета и отражается соответственно в Программе государственных внутренних заимствований РФ или в Программе государственных внешних заимствований РФ.

Читайте также:
Патентный указатель: что это такое, описание и особенности

Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.

Займы, как уже отмечалось выше, в зависимости от места размещения делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредитов, валютой займа.

Внутренние займы выпускаются в национальной валюте, внешние – в валюте других государств и размещаются на иностранных фондовых рынках.

В соответствии со ст. 89 Бюджетного кодекса РФ государственные внешние заимствования РФ – это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования РФ — это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Заемные средства Российской Федерации мобилизуют двумя путями:

а) размещением ценных бумаг;
б) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Порядок выпуска и размещения ценных бумаг регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ. В соответствии с этим Законом федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации.

Обязательства Российской Федерации, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным ценным бумагам.

Обязательства Российской Федерации и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг Российской Федерации и субъекта РФ должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Ведение государственных книг внутреннего и внешнего долга РФ возложено на Министерство финансов РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципального образования вносится в долговую книгу субъекта РФ или в муниципальную долговую книгу соответственно.

Внутренний государственный долг представляет собой всю сумму ранее выпущенных и до настоящего времени не погашенных государственных займов вместе с процентами. На внутреннем рынке ценных бумаг Российская Федерация является самым крупным заемщиком. Задолженность государства по ГКО — ОФЗ на 1 июня 1998 г. составила 435, 3 млрд руб.

ГКО государственные краткосрочные (бескупонные) облигации впервые были выпущены в Российской Федерации в 1993 г. ГКО выпускаются на три и шесть месяцев. Продажа их осуществляется со скидкой, погашение производится всегда по номиналу. ГКО можно продать раньше срока погашения на вторичном рынке ценных бумаг. ОФЗ облигации федерального займа с переменным купоном выпускаются с 14 июня 1995 г. ОФЗ могут быть среднесрочными или долгосрочными. Выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Владельцами ОФЗ могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. ОВВЗ облигации внутреннего валютного займа были выпущены 14 мая 1993 г. пятью траншами со сроком обращения 1, 3, 6, 10, 15 лет на общую сумму 7885 млн долл. США в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга, а также для выполнения Указа Президента РФ от 7 декабря 1992 г. «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР». Валютой займа служат доллары США.

В соответствии с Указом Президента РФ «О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации» 1996 г. Правительство РФ провело дополнительную эмиссию ОВВЗ на сумму 350 млн долл. США для погашения внутреннего валютного долга, который не был учтен при определении первоначального валютного облигационного займа, на условиях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 марта 1993 г. Срок погашения облигаций выпуска 1996 г. – 10 и 15 лет.

Кроме того, в Российской Федерации выпускаются:

  • облигации государственного сберегательного займа — Министерством финансов РФ с 1995 г. — являющиеся государственными ценными бумагами на предъявителя, владельцами которых могут быть российские и иностранные физические и юридические лица;
  • облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) — Министерством финансов РФ с 1996 г. — владельцами которых могут быть российские и иностранные юридические лица.

Кроме того, в качестве долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ, на территории РФ выпущены золотые сертификаты 1993 г. (эмитент — Министерство финансов РФ) номиналом 10 кг золота пробы 0, 9999, а также в 1994 г. казначейские векселя на сумму 1100 млрд руб. (неденоминированных) и казначейские обязательства (эмитент Министерство финансов РФ).

Внешняя задолженность России на 1 января 1999 г. составляла 140,8 млрд долл. США. Она включает:

  • задолженность государства по отношению к иностранным правительствам и долговые обязательства, гарантированные правительствами зарубежных стран;
  • внешний долг иностранным коммерческим банкам;
  • задолженность внешнеторговых объединений по централизованным импортным поставкам, образовавшаяся до 1991 г.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: