Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боепри

Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 225 УК).Непосредственным объектомданного преступления является общественная безопасность в сфере обращения оружия, в некоторых случаях дополнительным объектом выступает собственность, личность.

Объективная сторона преступления выражается в ненадлежащем исполнении своих обязанностей лицом, которому была поручена охрана огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, если это повлекло их хищение или уничтожение либо наступление иных тяжких последствий.

Предметом данного преступления являются огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства. Данные понятия определены выше.

В отличие от преступлений, предусмотренных ст. 222, 223 и226 УК, предметом преступления по ч. 1 ст. 225 УК не признаются комплектующие детали к огнестрельному оружию или основные части оружия.

Ненадлежащее исполнение своих обязанностей лицом, которому поручена охрана оружия и тому подобных предметов, предполагает нарушение конкретных положений и пунктов правил хранения оружия, устанавливаемых в соответствии со ст. 22 Закона об оружии Правительством Российской Федерации. Ненадлежащее исполнение таких обязанностей может выразиться в невыполнении или в недобросовестном выполнении лицом тех действий, которые он был обязан выполнять по роду порученной ему работы для обеспечения сохранности этих предметов.

Данное преступление совершается при охране как стационарных хранилищ (арсеналов, складов предприятий, производящих оружие и т. п.), так и передвижных временных хранилищ (например, при транспортировке оружия и тому подобных предметов), а также при охране оружия, находящегося вне хранилища (например, при погрузке на транспорт).

Данное преступление необходимо отграничиватьот преступления, предусмотренного ст. 348 УК, — нарушение военнослужащим правил сбережения вверенных ему для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло их утрату. Разграничение следует проводить по специальному субъекту (военнослужащий) и но объективной стороне. В частности, в ст. 348 УК предусмотрена утрата оружия, вверенного для служебного пользования (по назначению). В ст. 225 УК имеется в виду лицо, охраняющее оружие, но не имеющее право его использовать.

Уголовно наказуемо лишь такое нарушение, которое создало условия для хищения, уничтожения оружия либо причинения иных тяжких последствий и реально повлекло их. Таким образом, состав преступления материальный. Для привлечения к ответственности необходимо установить указанные последствия и причинную связь между нарушением обязанностей по охране оружия и похищением оружия другим лицом, его уничтожением и иными тяжкими последствиями.

Понятие “хищение” должно толковаться в соответствии с примечанием 1 к ст. 158 УК: это совершенное с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества (оружия) в пользу виновного или других лиц помимо воли лица, охраняющего оружие, причинившее ущерб собственнику или владельцу оружия. Способ хищения не имеет значения для квалификации. Вымогательство не охватывается понятием хищения.

Под уничтожением, оружия и тому подобных предметов понимается прекращение их физического существования или приведение их в состояние, делающее их непригодными для использования по прямому назначению, например: взрыв динамита, поломка пулемета, намокание пороха.

Под иными тяжкими последствиями следует понимать причинение лицом, похитившим оружие, смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, причинение того же вреда личности в результате взрыва, пожара; повреждение взрывом, пожаром или иным образом материальных ценностей в крупном размере.

Субъектданного преступления специальный — лицо, которому по договору, специальному разрешению или служебным обязанностям была поручена охрана огнестрельного оружия и тому подобных предметов. В соответствии со ст. 20 УК субъект данного преступления должен достигнуть 16-летнего возраста. Однако поручение охраны огнестрельного оружия лицам моложе 18 лет практически не встречается. Субъектом может быть как должностное, так и недолжностное лицо.

Субъективная сторонапреступления, предусмотренного ч. 1 ст. 225 УК, характеризуется исключительно неосторожностью (легкомыслием или небрежностью).

Легкомыслие субъекта преступления выражается в том, что он осознанно ненадлежаще исполняет свои обязанности по охране оружия, предвидит возможность его хищения, уничтожения или наступления иных тяжких последствий, однако без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий. Например, лицо уходит с поста, оставив на своем месте сторожевую собаку в расчете на то, что она не допустит хищения оружия.

Квалифицированные составы преступления названы в ч. 2 ст. 225 УК: ненадлежащее исполнение обязанностей по охране ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, если это повлекло тяжкие последствия либо создало угрозу их наступления.

Названные нарушения уголовно наказуемы не только при наступлении тяжких последствий, но и в случае создания лишь угрозы их наступления. Состав преступления формально-материальный. Это так называемый состав создания опасности. Опасность, угроза наступления последствий должна быть реальной, а не мнимой.

Специальными предметами преступления признаются: ядерное, химическое, биологическое или другие виды оружия массового поражения, а равно материалы или оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.

Под оружием массового поражения понимают упомянутые в УК РФ ядерное, химическое и биологическое оружие, а равно термоядерное, нейтронное и другие виды оружия.

· Ядерное оружие — это совокупность ядерных боеприпасов, средств их доставки к цели и средств управления, предназначенных исключительно для массового поражения живой силы и техники противника. Эта цель достигается путем воздействия ударной волны, светового излучения, проникающей радиации и радиоактивного заражения.

· Химическое оружие представляет собой совокупность высокотоксичных отравляющих веществ и средств их доставки и применения в виде снарядов, мин, бомб, ракет и т. д., предназначенных исключительно для поражения живой силы противника. Эта цель достигается путем использования нервно-паралитического, общеядовитого, кожно-нарывного, удушающего, раздражающего и психитомиметрического веществ.

Читайте также:
Чрезвычайные налоги: что это такое, описание и особенности

· Под биологическим оружием понимают совокупность бактериологических средств (бактерий, вирусов, риккетсий, грибов и токсичных продуктов их деятельности), используемых в виде порошков и суспензий в боеприпасах или распространяемых с помощью живых переносчиков заболеваний и предназначенных исключительно для массового заражения людей, животных и растений.

Материалы, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, — это природные или искусственно созданные вещества, служащие исходным компонентом при создании оружия массового поражения (ядерного, химического, биологического и др.).

Тяжкими последствиями в данном составе преступления признаются хищение оружия массового поражения (либо материалов или оборудования, используемых для его создания), применение такого оружия по прямому назначению, причинение гибели людей вследствие применения оружия, угроза применения такого оружия как средства достижения определенных целей (ядерный терроризм и т. п.), уничтожение, приведение в негодность оружия или материалов, а равно иные, сравнимые по тяжести с названными, последствия.

Для квалификации данного преступления следует установить причинную связь между ненадлежащим исполнением обязанностей по охране оружия и наступившими тяжкими последствиями.

Субъективное отношение виновного к тяжким последствиям строго неосторожное.

Статья 225. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

1. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей лицом, которому была поручена охрана огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, если это повлекло их хищение или уничтожение либо наступление иных тяжких последствий, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране ядерного, химического или других видов оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, если это повлекло тяжкие последствия либо создало угрозу их наступления, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 225 УК РФ

1. Объектом преступления является общественная безопасность в сфере оборота не только огнестрельного, холодного и газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, но и ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.

2. Понятие огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств раскрыто в коммент. к ст. 222.

3. Ядерное оружие — это оружие, основанное на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер — изотопов водорода (дейтерия и трития). К нему относятся ядерные заряды, ядерные боеприпасы, а также оснащенные ими носители ядерных боеприпасов, комплексы ядерного оружия и носители ядерного оружия.

4. Химическим оружием являются специально созданные и помещенные в средства хранения и доставки высокотоксичные химические соединения, пригодные для военного применения с целью поражения живой силы противника. Основу этого оружия составляют отравляющие вещества нервно-паралитического, кожно-нарывного, общеядовитого или удушающего действия.

5. К другим видам оружия массового поражения может быть отнесено биологическое оружие, т.е. специально созданные в военных целях и заражающие людей и животных возбудителями заболеваний бактериальные (холера, чума, проказа и т.п.) и патогенные (геморрагическая лихорадка, оспа, энцефалиты и т.д.) культуры (рецептуры), а также помещенные в особые средства доставки типа выливных авиационных приборов, генераторов аэрозолей различных типов базирования, в ракеты тактического назначения, артиллерийские снаряды, мины и тому подобные технические сооружения, а также путем использования переносчиков возбудителей болезней (клещей, комаров, крыс и т.п.).

К другим видам оружия массового поражения также относится оружие, основанное на качественно новых принципах (например, инфразвуковое, радиологическое, пучковое и другое оружие). Кроме того, обычные виды оружия при использовании в них качественно новых элементов (например, боеприпасов объемного взрыва) могут по поражающим свойствам приближаться к оружию массового поражения. Для отнесения того или иного оружия к оружию массового поражения требуется проведение специальных экспертиз.

6. К материалам и оборудованию, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, могут быть отнесены лабораторное и промышленное оборудование, сырье, технологии и т.п., используемые для разработки и изготовления любых видов оружия массового поражения. Для отнесения таких материалов и оборудования к указанной категории также требуется проведение специальных экспертиз.

7. Объективная сторона преступления включает в себя: а) ненадлежащее исполнение обязанностей по охране указанных в статье предметов; б) хищение или уничтожение охраняемых предметов (ч. 1 комментируемой статьи); в) тяжкие последствия (ч. ч. 1 и 2); г) угроза наступления тяжких последствий (ч. 2).

Читайте также:
Служилая кабала: что это такое, описание и особенности

8. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране предметов комментируемой статьи может выражаться, например, в допуске к охраняемым объектам посторонних лиц, употребление спиртных напитков во время несения службы.

Правила охраны указанных предметов установлены соответствующими нормативными правовыми актами (уставами, инструкциями и т.п.).

9. Хищение охраняемых предметов означает незаконное их изъятие из официального оборота (о понятии и формах хищения см. коммент. к ст. ст. 158 — 162).

10. Уничтожение предметов, предусмотренных ч. 1, означает приведение их в полную непригодность. При этом под полной непригодностью понимается невозможность восстановления его целостности из сохранившихся фрагментов. Поскольку степень разрушения предметов может быть различной, то в отдельных случаях вещь можно восстановить, но если затраты на ее восстановление превышают стоимость этой вещи, то это становится экономически нецелесообразным, и потому предмет считается уничтоженным.

11. К иным тяжким последствиям могут быть отнесены человеческие жертвы, различного рода разрушения, заражение окружающей местности и т.п.

12. Для привлечения к уголовной ответственности необходимо установить причинную связь между нарушением обязанностей по охране указанных предметов и наступившими указанными последствиями.

13. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает уголовную ответственность за создание угрозы наступления тяжких последствий в результате нарушения правил охраны. К таким нарушениям могут быть отнесены, в частности, уход с места несения службы, сон во время несения службы.

14. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

15. Субъект преступления — специальный. Им может быть только лицо, которому поручена охрана огнестрельного оружия, других видов оружия массового поражения и предметов, указанных в комментируемой статье.

Статья 225. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

СТ 225 УК РФ.

1. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей лицом, которому была поручена охрана
огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, если это
повлекло их хищение или уничтожение либо наступление иных тяжких последствий, –
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех
лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
или без такового.

2. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране ядерного, химического или других
видов оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть
использованы при создании оружия массового поражения, если это повлекло тяжкие последствия
либо создало угрозу их наступления, –
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо принудительными работами на
срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 225 Уголовного кодекса

1. Предмет преступления различается в ч. 1 и ч. 2, что предполагает два самостоятельных состава преступления.

2. Первый из них (ч. 1) характеризуется деянием (действием или бездействием) в виде ненадлежащего исполнения обязанностей по охране соответствующих предметов. Преступление окончено с момента хищения или уничтожения таких предметов либо наступления иных тяжких последствий (совершения преступления и т.п.).

3. Второй состав преступления (ч. 2) характеризуется деянием (действием или бездействием) в виде ненадлежащего исполнения обязанностей по охране соответствующих предметов. Преступление окончено с момента наступления тяжких последствий (хищения или уничтожения соответствующих предметов, совершения преступления и т.п.) либо создания реальной угрозы их наступления.

Второй комментарий к Ст. 225 УК РФ

1. Предмет преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 225, — огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства.

2. Объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками:

а) ненадлежащее исполнение лицом своих обязанностей по охране огнестрельного оружия и иных предметов;

б) наступлением последствий в виде хищения, уничтожения предмета преступления либо иных тяжких последствий;

в) причинной связью между ненадлежащим исполнением указанных обязанностей и наступившими общественно опасными последствиями.

Ненадлежащее исполнение обязанности по охране указанных предметов может совершаться путем бездействия, т.е. невыполнения лицом тех действий, которые оно обязано было выполнить в силу порученной ему работы для обеспечения их сохранности либо бездействием в виде недобросовестного отношения к выполнению лежащих на нем обязанностей.

К иным тяжким последствиям, предусмотренным ч. 1 ст. 225, относят причинение вреда здоровью человека, наступление смерти, причинение имущественного вреда, совершение преступления с украденным оружием и т.п.

Преступления считается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий.

3. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

4. Субъект преступления — специальный: лицо, достигшее 16 лет, на которое возложены (в силу занимаемой должности, выполняемой работы, по договору, специальному поручению и т.д.) обязанности по охране огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Читайте также:
Таможенный брокер: что это такое, описание и особенности

5. В ч. 2 ст. 225 содержится самостоятельный состав преступления, предметом которого являются ядерное, химическое или другие виды оружия массового поражения либо материалы или оборудование, которые могли быть использованы при создании оружия массового поражения.

К другим видам оружия массового поражения в том числе относят биологическое и токсинное оружие.

6. Объективная сторона характеризуется ненадлежащим исполнением обязанностей по охране предмета преступления.

Преступление признается оконченным с момента наступления тяжких последствий (материальный состав) или угрозы их наступления (состав конкретной опасности).

К тяжким последствиям можно отнести радиоактивное, химическое заражение окружающей среды, массовую гибель людей и т.д.

7. Субъективная сторона предполагает легкомыслие или небрежность.

8. Субъект преступления — специальный: лицо, достигшее 16 лет, на которое возложена обязанность по охране предмета преступления.

Третий комментарий к статье 225 УК РФ

1. Объект преступления – общественная безопасность в сфере оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых и взрывных устройств.
Перечисленные предметы являются предметом данного преступления.

2. Объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками: а) ненадлежащим исполнением своих обязанностей лицом, которому была поручена охрана огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств; б) наступившими преступными последствиями в виде хищения или уничтожения этих предметов преступления либо наступления иных тяжких последствий; в) причинной связью между указанным действием (бездействием) и наступившими последствиями. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране указанных предметов состоит в отступлении лица от тех правил, которые оно было обязано выполнить по характеру порученной ему работы с целью обеспечения сохранности огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств. Обязанности по охране этих предметов устанавливаются в нормативных правовых актах государственных военизированных организаций (инструкциях, правилах, наставлениях, уставах Минобороны России, МВД России, ФСО России и др.). Общественно опасные последствия данного преступления выражаются в хищении или уничтожении огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств либо в наступлении иных тяжких последствий. При этом участие лица, которому вверены перечисленные предметы, в их хищении образует состав преступления, предусмотренного ст. 226 УК.

3. Уничтожение огнестрельного оружия и других предметов – это приведение их в полную негодность (например, в результате пожара). Понятие “иные тяжкие последствия” аналогично признаку преступления, содержащемуся в ст. 224 УК.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

5. Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста, выполняющее обязанности по охране огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

6. Часть 2 ст. 225 УК предусматривает ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране ядерного, химического или других видов оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, если это повлекло тяжкие последствия либо создало угрозу их наступления. Следовательно, по ч. 2 ст. 225 УК преступление признается оконченным как в случае наступления тяжких последствий, так и при создании реальной угрозы их наступления (деликт создания опасности).

Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боепри

Все материалы сайта доступны по лицензии:

редств или огнестрельного оружия, первую помощь; (В редакции Федерального закона от 25.11.2009 № 267-ФЗ)

доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Соответствующие должностные лица органов ведомственной охраны обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Применение физической силы

Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.

Статья 15. Применение специальных средств

Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:

1) отражения нападения на охраняемые объекты;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;

3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;

4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;

6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.

В качестве специальных средств работниками ведомственной охраны могут применяться:

резиновые палки – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 3 части первой настоящей статьи;

слезоточивый газ – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 4 части первой настоящей статьи;

наручники – в случаях, предусмотренных пунктами 3 – 4 части первой настоящей статьи;

средства принудительной остановки транспорта – в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи;

служебные собаки – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5 части первой настоящей статьи.

Все перечисленные специальные средства могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.

Читайте также:
Агитация по вопросам референдума

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 16. Применение огнестрельного оружия

Работники ведомственной охраны в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:

1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;

3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;

5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны.

Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:

оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам ведомственной охраны;

совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 17. Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны вправе привести в готовность к стрельбе огнестрельное оружие, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 16 настоящего Федерального закона.

Попытки лица, задерживаемого работниками ведомственной охраны с приведенным в готовность к стрельбе огнестрельным оружием, приблизиться к работникам ведомственной охраны, сократив при этом указанное ими расстояние, или прикоснуться к их оружию предоставляют указанным работникам право на применение огнестрельного оружия в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

ГЛАВА V. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Статья 18. Обязательность исполнения законных требований работников ведомственной охраны

Законные требования работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Неисполнение законных требований работников ведомственной охраны и действия, препятствующие исполнению ими должностных обязанностей, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Работники ведомственной охраны не несут ответственность за моральный, физический или имущественный вред, причиненный ими правонарушителю в связи с применением в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, а также в условиях крайней необходимости. В иных случаях ответственность наступает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Обязательное страхование работников ведомственной охраны

Жизнь и здоровье работников ведомственной охраны подлежат обязательному личному страхованию за счет средств федеральных государственных органов, имеющих право на создание ведомственной охраны, и (или) за счет средств собственников охраняемых объектов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

В случае причинения вреда жизни или здоровью работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей причиненный вред подлежит возмещению в порядке и объеме, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Гарантии правовой и социальной защиты работников ведомственной охраны

На работников ведомственной охраны распространяются гарантии правовой и социальной защиты, а также им предоставляются льготы в объеме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы и организации могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты работникам ведомственной охраны. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

Статья 21. Право работников ведомственной охраны на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)

Работники ведомственной охраны в целях защиты своих прав и законных интересов, связанных с исполнением должностных обязанностей, вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).

ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Статья 22. Контроль за деятельностью ведомственной охраны

Контроль за деятельностью ведомственной охраны осуществляют имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы и организации, а также федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, за исключением контроля за деятельностью ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

Статья 23. Прокурорский надзор за деятельностью ведомственной охраны

Надзор за исполнением работниками ведомственной охраны федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Читайте также:
Кредитор не знал о банкротстве должника

Статья 24. Обжалование неправомерных действий (бездействия) работников ведомственной охраны

Гражданин, считающий, что действия (бездействие) работников ведомственной охраны повлекли ущемление его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) вышестоящим органам (должностным лицам) ведомственной охраны и (или) в суд.

Статья 25. Ответственность работников ведомственной охраны

Неправомерные действия (бездействие) работников ведомственной охраны влекут установленную законом ответственность. Вред, причиненный собственнику охраняемого объекта, другим физическим и юридическим лицам в результате неправомерных действий (бездействия) работников ведомственной охраны, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Распространение действия настоящего Федерального закона в отношении отдельных организаций

Действие настоящего Федерального закона, за исключением статей 5, 8 и 9 настоящего Федерального закона, распространить на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. Работники указанных подразделений используют специальные средства и боевое ручное стрелковое оружие, принятые на вооружение войск национальной гвардии Российской Федерации, а также служебное и гражданское оружие, разрешенное к обороту на территории Российской Федерации. Специальные средства, виды, типы и модели боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также нормы обеспечения ими работников указанных подразделений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

Перечень объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания федеральными государственными органами ведомственной охраны, а также порядок определения тарифов на оказываемые услуги по охране указанных объектов утверждается Правительством Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 225 УК РФ. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

Новая редакция Ст. 225 УК РФ

1. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей лицом, которому была поручена охрана огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, если это повлекло их хищение или уничтожение либо наступление иных тяжких последствий, –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране ядерного, химического или других видов оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, если это повлекло тяжкие последствия либо создало угрозу их наступления, –

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Статье 225 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства выступает общественная безопасность.

2. Объективная сторона согласно ч. 1 коммент. статьи проявляется в ненадлежащем исполнении лицом своих обязанностей, если это повлекло хищение или уничтожение предметов, указанных в ч. 1 ст. 225, либо наступление иных тяжких последствий (материальный состав преступления).

3. Предметами посягательства в ч. 1 коммент. статьи являются огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства. Понятие их дается в коммент. к ч. 1 ст. 222.

3.1. Не являются предметами посягательства комплектующие детали к огнестрельному оружию.

3.2. Предметами преступного посягательства, предусмотренного ч. 2 ст. 225, являются оружие, которое относится к оружию массового поражения (ядерное, химическое и др.), либо материалы или оборудование, которые могут быть использованы при создании такого оружия (см. коммент. к ст. 188, 355).

4. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи, также выражается в ненадлежащем исполнении обязанностей по охране названных предметов, если это повлекло тяжкие последствия либо создало угрозу их наступления. Однако в отличие от ч. 1 состав является формально-материальным.

Читайте также:
Уголовный процесс: что это такое, описание и особенности

5. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране означает нарушение конкретных правил, установленных Правительством РФ или иными ведомственными положениями, принятыми в установленном порядке.

6. Хищение рассмотрено в коммент. к ст. 158 и, естественно, об ответственности по ст. 225 может идти речь не тогда, когда охраняющий совершает хищение, а когда хищение совершается другим лицом. То же относится и к уничтожению, под которым понимается прекращение существования предметов или приведение их к состоянию невозможности использования по прямому назначению.

7. Субъект преступного посягательства специальный – лицо, обязанное в силу распоряжения или службы, по должностной характеристике нести соответствующие обязанности по охране и не являющееся военнослужащим, который отвечает по ст. 348.

8. Субъективная сторона составов преступления характеризуется неосторожностью (легкомыслием или небрежностью).

9. Преступление, предусмотренное ч. 1, относится к категории небольшой тяжести, ч. 2 – к категории тяжких.

Другой комментарий к Ст. 225 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. К предмету преступления относятся оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства.

2. Объективная сторона заключается в ненадлежащем исполнении обязанностей по охране указанных предметов, возложенных на виновного. Ненадлежащее исполнение может быть как в форме действия (недобросовестное исполнение обязанностей), так и в форме бездействия (неисполнение обязанностей).

Анализируемое преступление считается оконченным с момента наступления следующих последствий: а) хищения или уничтожения (приведение в полную негодность) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; б) иных тяжких последствий, аналогичных последствиям преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 224 УК РФ.

3. Субъективная сторона характеризуется легкомыслием или небрежностью.

4. Субъект преступления специальный: лицо, на которое были возложены обязанности по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Следует иметь в виду, что субъектом этого преступления признается не только лицо, выполняющее охранно-сторожевые функции, но и должностное и материально ответственное лицо, в ведении которого указанные предметы находились в силу занимаемого служебного положения.

5. В ч. 2 предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране ядерного, химического и других видов оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть использованы при их создании. Данное преступление считается оконченным с момента наступления тяжких последствий (материальный состав) или совершения деяния, создавшего угрозу их наступления (состав конкретной опасности).

Статья 225. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

1. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей лицом, которому была поручена охрана огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, если это повлекло их хищение или уничтожение либо наступление иных тяжких последствий, –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране ядерного, химического или других видов оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, если это повлекло тяжкие последствия либо создало угрозу их наступления, –

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к ст. 225 УК РФ

Объект преступления – общественная безопасность в сфере оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Предмет преступления – огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства (предмет преступления рассмотрен применительно к ст. 222 УК РФ).

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 225 УК РФ, характеризуется ненадлежащим исполнением обязанностей по охране огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, если это повлекло их хищение или уничтожение либо наступление иных тяжких последствий.

Государственные военизированные организации, юридические лица с особыми уставными задачами, юридические лица – поставщики оружия и прочие организации, законно владеющие огнестрельным оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами, обязаны обеспечивать их сохранность.

Правила хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств определены Федеральным законом “Об оружии”, соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами, в связи с чем при решении вопроса о привлечении к ответственности за преступление, предусмотренное ст. 225 УК РФ, необходимо устанавливать и указывать в приговоре, какие правила были нарушены.

Требования по обеспечению сохранности названных предметов разрабатываются для каждой категории обязанных лиц с учетом особенностей охраняемого объекта, утверждаются руководителем организации и согласовываются с соответствующими органами внутренних дел.

Пропускной режим на объект должен предусматривать установление порядка входа и выхода, вноса, выноса (вывоза) оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ. Внутриобъектовый режим включает мероприятия, обеспечивающие соблюдение внутреннего распорядка работы объекта (режим рабочего времени работников, порядок выдачи и сдачи оружия, боеприпасов, ведение постоянных и разовых пропусков). В целях обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов входные двери на территорию, в помещение, где расположен объект, оборудуются надежными запорами, электрозвонком и глазком (средствами видеонаблюдения). Пропуск на объект работников и других граждан должен производиться через контрольно-пропускной пункт.

Читайте также:
Секретные сведения: что это такое, описание и особенности

Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств может выразиться в нарушении порядка выдачи предмета преступления, халатном отношении к выполнению возложенных обязанностей (сон на посту, незапертые по забывчивости двери и т.п.).

Состав преступления материальный. Последствием ненадлежащего исполнения обязанностей по охране огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств является их хищение, уничтожение или наступление иных тяжких последствий (например, совершение с их использованием преступления). Преступление окончено с момента наступления общественно опасных последствий.

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления специальный – лицо, выполняющее по договору или специальному поручению обязанности по охране огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Частью 2 ст. 225 УК РФ предусмотрен самостоятельный состав преступления. Ответственность наступает за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране ядерного, химического или других видов оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, если это повлекло тяжкие последствия либо создало угрозу их наступления.

Понятие оружия массового поражения было определено Организацией Объединенных Наций в 1948 г. В соответствии с этим определением к оружию массового поражения следует относить оружие, действующее атомным взрывом при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и биологическое оружие, а также любое оружие, которое может быть разработано в будущем, но обладающее характеристиками атомного, химического или биологического оружия.

Ядерным является оружие, принцип работы которого основан на делении тяжелых ядер некоторых радиоактивных материалов (например, плутония, некоторых изотопов урана) или синтезе легких ядер (например, водорода), при которых выделяется значительное количество энергии.

Химическим оружием признаются высокотоксичные химические соединения, которые специально созданы для поражения живой силы противника и помещенные в средства хранения и доставки к цели. Химическое оружие может быть разнопланового действия. Оно может поражать дыхательные пути, быть кожно-нарывного, нервно-паралитического действия и т.п. Как правило, химическое оружие обладает быстротой действия, его трудно распознать.

Понятие химического оружия, к примеру, приведено в Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Париж, 13 января 1993 г.) .

СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 682.

Биологическое оружие – это специально созданные для использования в военных целях биологические организмы. Они предназначены для заражения людей и животных. Использование биологического оружия может быть сопряжено с использованием специальных средств доставки к цели (снаряды, ракеты и др.) или иными методами (например, с использованием возбудителей заболеваний – комаров, крыс, мышей и т.д.).

К другим видам оружия массового поражения относится все иное оружие, обладающее признаками атомного, химического или биологического.

Ядерное, химическое, биологическое, иное оружие массового поражения представляет собой вещества, средства, устройства (ракеты, бомбы, снаряды и др.). Это оружие предназначено для уничтожения живой силы противника, материальных объектов, в том числе зданий, сооружений, техники, в значительных масштабах.

Материалами, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, признаются соответствующие сырьевые ресурсы и технологии производства.

Оборудование, предназначенное для производства оружия массового поражения, представляет собой годные для достижения указанной цели агрегаты, станки, иное промышленное или лабораторное оборудование . Ответственность по ч. 2 ст. 225 УК РФ возможна не только в случае наступления тяжких последствий (использование такого оружия в преступных целях, радиоактивное облучение людей и т.п.), но и в случае создания реальной угрозы их наступления.

См., напр.: Приказ ГТК РФ от 23 мая 1996 г. N 315 “О контроле за экспортом товаров, которые могут быть применены для создания оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки” // Таможенные ведомости. 1996. N 9. См. также комментарий к ст. 355 УК РФ.

Состав преступления формально-материальный.

Субъект этого состава преступления специальный. Им может быть только то лицо, которому поручена охрана оружия массового поражения. Если ненадлежащее исполнение обязанностей по охране предметов, указанных в ст. 225 УК РФ, имело место со стороны военнослужащего, входящего в состав караула, внутреннего наряда, расчета боевого дежурства, то деяние следует дополнительно квалифицировать по нормам, устанавливающим ответственность за преступления против военной службы, в частности по ст. ст. 340, 342, 344 УК РФ.

Судебная практика по статье 225 УК РФ

По смыслу положений статей 222, 223, 225 – 226.1 УК РФ патроны светозвукового, травматического, газового действия, сигнальные, строительно-монтажные, учебные, охолощенные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда, пули, дроби, картечи и т.п.) и не предназначенные для поражения цели, не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам.”;

Вопросы усиления ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

Сидоркин Александр Иванович, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и процесса Марийского государственного университета.

Рассматриваются вопросы усиления уголовной ответственности за преступления, связанные с ненадлежащим исполнением обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Анализируются статистические данные МВД России, Верховного Суда России, Следственного комитета России о практике применения ст. 225, 342, 344 УК РФ. Вносятся предложения об усилении уголовной ответственности за данные деяния и унификации наказаний за них.

Читайте также:
Удостоверение доверенностей: что это такое, описание и особенности

Ключевые слова: юриспруденция, ответственность, уголовная, оружие, боеприпасы, хранение, наказание, субъект, утилизация, преступление.

The issues of strengthening responsibility for the undue performance of obligations on protection of weapons, ammunition, explosive substances and devices

Sidorkin Aleksandr Ivanovich – Doctor of law, Professor of the Department of Criminal Law and Process of the Mari State University.

The author views the issues of strengthening the legal responsibility for the crimes related to the undue performance of obligations on protection of weapons, ammunition, explosive substances and devices. The author analyzes the MIA of Russia statistics, as well as data from the Supreme Court of the Russian Federation, the Investigation Committee of the Russian Federation on the practice of application of the Art. 225, 342, 344 of the Criminal Code of the Russian Federation. Then he makes proposals for the strengthening responsibility for such acts and unification of punishments for them.

Key words: jurisprudence, responsibility, criminal, weapon, ammunition, storage, punishment, subject, utilization, crime.

Обеспечение охраны оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств взаимосвязано с государственной и общественной безопасностью, жизнью граждан. Похищенные вследствие ненадлежащего хранения, нарушения правил утилизации оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства используются в последующем при совершении преступлений. Несогласованность отдельных положений Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) и существующие пробелы в административном законодательстве создают предпосылки к хищению оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств как лицами и организациями, непосредственно привлекаемыми к охране и утилизации оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, так и военнослужащими с гражданским персоналом арсеналов.

По данным МВД России, за 10 месяцев 2012 г. на территории РФ зарегистрировано 1169 преступлений, связанных с хищениями оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств вследствие их ненадлежащего хранения, что на 7,8% меньше, чем за аналогичный период 2011 г. Раскрыто 565 (на 2,8% меньше, чем в 2011 г.) преступлений.

Вместе с тем в течение указанного периода 2012 г. с применением похищенного огнестрельного оружия совершено 3548 преступлений, что на 21,3% больше аналогичного показателя 2011 г. . Настораживает то обстоятельство, что, по данным следственной практики, конечным “потребителем” похищенного либо утраченного вследствие ненадлежащего хранения оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств являются в большинстве случаев террористы и экстремисты. Однако изъятое у боевиков оружие среди утраченных и похищенных не значится (и это при том, что в Российской Федерации свободный оборот оружия запрещен). При изложенных обстоятельствах следственные органы лишены возможности установления лиц, виновных в утрате оружия, и привлечения их к ответственности .

Информация ГУВО МВД России о реализации Перечня поручений Президента РФ от 2 октября 2012 г. N Пр-2613 по вопросам обеспечения общественной безопасности в сфере предупреждения и пресечения преступлений, связанных с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств от 18.12.2012 N 36/143. С. 4.
Следственный комитет РФ. Информационно-аналитические материалы по вопросам ужесточения ответственности за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также за ненадлежащее исполнение обязанностей по их охране и по обеспечению сохранности оружия и боеприпасов от 25.12.2012 N 211-25609-12. С. 2.

Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие федерального номерного учета огнестрельного оружия, поступающего от производителя на вооружение армейских частей и силовых структур . В настоящее время порядок ведения учета оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств военизированными организациями определяется самостоятельно. Соответствующая документация хранится до истечения гарантийного срока эксплуатации оружия, то есть 5 лет.

На заводах-производителях оружия нет учета, позволяющего установить получателя оружия. Ведется только количественный, а не номерной учет (см.: письмо Минпромторга России “Поручение Правительства Российской Федерации” от 22.10.2012 N ДМ-П7-6271, от 13.12.2012 N РА-1402/16. С. 3).

По нашему мнению, подобная практика способствует развитию теневого рынка оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Порядок ведения учета огнестрельного боевого оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств должен быть единым для всех организаций и иметь статус федерального закона.

Определенную обеспокоенность вызывает сохранность боевого ручного стрелкового оружия, поступающего на утилизацию.

Например, сотрудниками МВД России и МВД по Удмуртской Республике в ходе работы по уголовному делу по факту хищения 2-х автоматов “АК” с территории открытого акционерного общества “Ижевский машзавод” установлено, что технология проведения работ по утилизации боевого оружия не отвечает нормам безопасности и учета, требует серьезной доработки.

Грубое нарушение лицензионных требований и условий со стороны ОАО “Ижмаш” при утилизации оружия на предприятии, несовершенство технологического процесса, ненадлежащее исполнение своих обязанностей, связанных с осуществлением контроля проведения операций по утилизации оружия должностными лицами и работниками ОАО “Ижмаш”, филиала “Удмуртский” Федерального государственного унитарного предприятия “Ведомственная охрана объектов промышленности России”, а также военного представительства N 1517 Министерства обороны РФ привело к тому, что 12 января 2012 г. зафиксирован факт несанкционированного вывоза с территории предприятия 80 автоматов “АК”. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 225 УК РФ.

В ходе проводимых оперативно-профилактических мероприятий неоднократно фиксировались факты ненадлежащего исполнения технологического процесса со стороны ОАО “Ижмаш”, о чем свидетельствовал ряд материалов проверок, зарегистрированных в органах внутренних дел РФ .

Информация ГУВО МВД России. С. 4 – 5.

В частности, установлены факты поступления продукции без номерного учета на участки утилизации, т.е. несоответствие фактических номеров изделий ведомостям номерного учета и упаковочным листам.

Читайте также:
Шаг аукциона: что это такое, описание и особенности

Так, согласно государственным контрактам из воинской части N 86278 г. Перми на утилизацию поступила 68 701 единица стрелкового оружия и средств ближнего боя (автоматы, пистолеты-пулеметы, пистолеты, гранатометы). При проверке и проведении инвентаризации выявлен факт поступления более 600 единиц оружия с несоответствием фактических номеров изделий ведомостям номерного учета и упаковочным листам .

Указанные факты свидетельствуют о наличии предпосылок к хищению стрелкового оружия при его утилизации.

Вместе с тем, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за период 2007 – первое полугодие 2012 гг. число лиц, осужденных за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 225 УК РФ), крайне незначительно. По ч. 1 данной статьи в сумме по основной и дополнительной квалификации осуждено: в 2007 г. – 5 лиц, в 2008 г. – 6 лиц, в 2009 г. – 4 лица, в 2011 г. – 2 лица, за первое полугодие 2012 г. – 1 лицо, в 2010 г. осужденных не было. По ч. 2 указанной статьи в 2007 г. осуждено 3 лица, а за период с 2008 г. по первое полугодие 2012 г. осужденных не было .

Основная квалификация означает, что данное преступление в совокупности преступлений являлось наиболее тяжким, дополнительная – что наряду с данным преступлением в совокупности преступлений имеется другое, более тяжкое преступление.
Результаты изучения судебной практики по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом взрывчатых веществ и взрывных устройств, ненадлежащим исполнением обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Подготовлены Судебным департаментом при Верховном Суде РФ за период с 2007 по первое полугодие 2012 гг. // Исх. N 3-ВС-144/13 от 17 января 2013 г. С. 1.

Результаты изучения судебной практики рассмотрения данной категории дел верховными судами республик, краевыми, областными, окружными (флотскими) военными судами, Московским и Санкт-Петербургским городскими судами, судами автономной области и автономных округов показали, что случаи привлечения к уголовной ответственности по ст. 225 УК РФ, а также по ст. 293, 342, 344, 348 УК РФ, когда соответствующие деяния повлекли за собой утрату оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, носили единичный характер .

Результаты изучения судебной практики. С. 3.

Однако Верховный Суд РФ признает, что потенциал санкций ст. 225, 342, 344 УК РФ судами используется не в полной мере . Не случайно в настоящее время совместно с заинтересованными ведомствами готовится проект доклада Правительства РФ Президенту РФ по результатам рассмотрения вопроса об ужесточении ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (п. 2 “б” Перечня поручений Президента РФ) .

Там же. С. 2.
Верховный Суд РФ, Следственный комитет РФ, МВД России, Минобороны России.
Перечень поручений Президента РФ по вопросам обеспечения общественной безопасности в сфере предупреждения и пресечения преступлений, связанных с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Утвержден Президентом РФ 2 октября 2012 г. N Пр-2613. Вх. N 36556 от 9 октября 2012 г. С. 1.

Причины тому нам видятся не только в отсутствии целостного нормативного правового регулирования вопросов, связанных с сохранностью оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств на уровне административного и иного в данной сфере законодательства. Определенные вопросы вызывает и уголовно-правовая регламентация ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

В настоящее время общая норма об уголовно-правовом запрете деяний, связанных с ненадлежащим исполнением обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, содержится в ст. 225 УК РФ. Санкция ч. 1 ст. 225 УК РФ предусматривает за ненадлежащее исполнение своих обязанностей лицом, которому была поручена охрана огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, если это повлекло их хищение или уничтожение либо наступление иных тяжких последствий, максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. Часть вторая указанной статьи влечет за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране ядерного, химического или других видов оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, если это повлекло тяжкие последствия либо создало угрозу их наступления, максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.

В то же время гл. 33 УК РФ “Преступления против военной службы” содержит специальные нормы, устанавливающие уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств военнослужащими (ст. 342 УК РФ).

Учитывая предписания ч. 3 ст. 17 УК РФ и особенности регламентации несения службы воинскими караулами по охране складов и иных хранилищ огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, установленные Уставом гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил РФ (далее – Устав), деяния, связанные с несоблюдением военнослужащими из состава караула правил охраны оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, когда такое нарушение повлекло за собой хищение или уничтожение указанных предметов либо наступление иных тяжких последствий, подлежат квалификации по ст. 342 УК РФ. В ч. 2 указанной статьи за те же деяния, если они повлекли тяжкие последствия, максимальный предел наказания установлен в виде лишения свободы на срок до трех лет.

Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 “Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации” (вместе с “Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации”, “Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации”, “Уставом гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации”) // СЗ РФ. 2007. N 47. Ст. 5749; 2008. N 43. Ст. 4921; 2011. N 4. Ст. 572, N 18. Ст. 2595, N 31. Ст. 4714.

Читайте также:
Покусала соседская собака – как потребовать компенсации?

Специальной по отношению к ст. 225 УК РФ является и норма, предусмотренная ст. 344 УК РФ. В частности, Уставом в ст. 178, 217, 284, 286, 298, 299, 300, 302, 303 определены специальные обязанности военнослужащих из состава суточного наряда части, связанные со сбережением находящихся под охраной оружия и боеприпасов. В случае нарушения военнослужащим указанных обязанностей он будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 344 УК РФ, а не по ст. 225 УК РФ.

Вместе с тем санкциями ст. 344 УК РФ такой вид наказания, как лишение свободы, не предусмотрен вовсе.

Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным в сфере уголовного законодательства:

  1. Унифицировать уголовное законодательство в части установления ответственности за деяния, связанные с ненадлежащим исполнением обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств по отношению к общему и специальному субъектам преступления.
  2. Усилить уголовную ответственность за квалифицированный состав деяния – ненадлежащее исполнение обязанностей по охране ядерного, химического или других видов оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, если это повлекло тяжкие последствия либо создало угрозу их наступления, с одновременной унификацией ответственности общего и специального субъектов преступления.
  3. Предусмотреть в общей и специальной нормах повышенную уголовную ответственность за совершение уполномоченным лицом деяния, связанного с ненадлежащим исполнением своих профессиональных обязанностей по организации должных мер по обеспечению сохранности оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, когда такое деяние повлекло за собой хищение или уничтожение указанных предметов либо наступление иных тяжких последствий, в организациях, осуществляющих их оборот. Усиливая уголовную ответственность, в то же время вряд ли стоит отказываться от существующей ныне вариативности наказаний, предусмотренных в санкциях ст. 225 УК РФ, что позволяет в достаточной мере реализовывать принципы дифференциации и индивидуализации назначения уголовного наказания. С этой точки зрения представляются нецелесообразными предложения, высказанные Следственным комитетом России, по исключению из санкций ч. 1 и 2 ст. 225 УК РФ таких видов наказания, как штраф, ограничение свободы, принудительные работы, механически увеличив при этом сроки лишения свободы .

Следственный комитет РФ. Информационно-аналитические материалы. С. 2.

Необходимо отметить, что ранее Правительство РФ занимало в этом вопросе достаточно мягкую позицию, указывая, что само по себе увеличение срока наказания не может способствовать противодействию преступлениям. При этом основными средствами повышения эффективности борьбы с преступлениями виделись профилактические меры и обеспечение принципа неотвратимости наказания, а не механическое увеличение санкций в статьях Особенной части УК РФ. В частности, еще в 2007 г. Правительством было указано, что “поддержка законопроектов, ужесточающих уголовную и (или) административную ответственность, целесообразна только в случае тщательного анализа предлагаемых к изменению норм, а также при наличии убедительных сведений и статистических данных о недостаточности установленных мер ответственности, устойчивой тенденции роста числа соответствующих преступлений и административных правонарушений” .

Письмо заместителя Председателя Правительства РФ от 9 апреля 2007 г. N АЖ-П15-1620. С. 2.

Как видим, по истечении времени вектор направленности уголовной политики государства поменялся и теперь Правительство РФ инициирует уже более жесткие подходы в этом вопросе.

Что касается сферы административного законодательства, то в настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) не содержит нормы, предусматривающей административную ответственность организаций и должностных лиц за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение правил производства, хранения или учета оружия и патронов к нему, а в соответствии с ч. 4 названной статьи КоАП РФ к административной ответственности привлекаются граждане за нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему .

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 15.01.2013) // СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 1, N 44. Ст. 4295; 2003. N 27. Ст. 2708, N 46. Ст. 4434; 2004. N 34. Ст. 3533; 2005. N 1. Ст. 40; 2006. N 1. Ст. 4, N 6. Ст. 636, N 19. Ст. 2066, N 31. Ст. 3438, N 45. Ст. 4641; 2007. N 1. Ст. 25, N 7. Ст. 840, N 26. Ст. 3089, N 30. Ст. 3755, N 31. Ст. 4007; 2008. N 52. Ст. 6235; 2009. N 1. Ст. 17, N 7. Ст. 777, N 29. Ст. 3597, N 48. Ст. 5711; 2010. N 1. Ст. 1, N 18. Ст. 2145, N 30. Ст. 4002, N 31. Ст. 4193; 2011. N 19. Ст. 2714, N 23. Ст. 3260, N 30. Ст. 4600, N 48. Ст. 6728, N 50. Ст. 7351; 2012. N 24. Ст. 3068, 3082.

В связи с изложенным представляется возможным дополнить КоАП РФ нормой, предусматривающей административную ответственность юридических лиц и должностных лиц за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, если указанные действия (бездействие) не образуют уголовно наказуемого деяния в соответствии со ст. 225 УК РФ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: