Неналоговые доходы: что это такое, описание и особенности

Виды неналоговых доходов бюджетов

У неналоговых доходов бюджетов может быть добровольный или принудительный характер. Отличие неналоговых доходов от налоговых заключается в субъектном составе, содержании права и обязанностях тех, кто принимает участие в финансовых правоотношениях, которые складываются на основании уплаты и перечисления в бюджеты неналогового дохода. То, что в бюджет поступают неналоговые доходы довольно сложно спланировать, в отличие от налоговых.

Порядок, в котором устанавливаются, взимаются неналоговые доходы бюджета регламентирован на основании нормативно-правовых актов различного характера.

Виды неналоговых доходов

Перечень неналоговых доходов – открытый, в отличие от налоговых и безвозмездных выплат. Неналоговые доходы, на основании 3 пункта 41 статьи «Виды доходов бюджетов» представлены ниже:

  • доходы от использования имущества, которым владеет государство, исключая имущество бюджетного или автономного учреждения, государственного и муниципального унитарного предприятия, включая казенные;
  • доходы от продажи имущества (исключая акции и иные формы участия в капитале, государственных запасах драгоценных металлов и камней), которым владеет государство или муниципалитет, исключая имущество бюджетного или автономного учреждения, имущество государственного или муниципального унитарного предприятия, включая казенные;
  • доходы, полученные от предоставления платных услуг, которые были оказаны в лице казенных учреждения;
  • средства, которые удалось получить в результате применения меры ответственности в гражданско-правовом, административном и уголовном уровне, включая штраф, конфискацию, компенсацию, а также средства, полученные в качестве возмещения вреда, который был причинен РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и другие суммы принудительного изъятия, в соответствии с 46 статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации;
  • средства самообложения от граждан. На основании 56 статьи Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» средствами самообложения граждан являются единоразовые платежи, которые осуществляются для того, чтобы решить конкретные вопросы местного характера. Размер платежа для самообложения вычисляется на основании абсолютной величины, равной для всех граждан, число которых не превышает 30% от общего количества жителей муниципальных образований, для которых сумма платежа может быть уменьшена;
  • другие виды неналоговых доходов.

Основываясь на приказе Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 года под номером 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» прочими неналоговыми доходами также являются поступления, источник которых не идентифицирован, возмещения потерь сельскохозяйственного производства, которые связаны с тем, что были изъяты сельскохозяйственные угодья. В статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплены доходы от пользования имуществом, которым владеет государство или муниципалитет.

Доходы бюджета от пользования имуществом

Доходы бюджетов от использования имущества, которым владеет государство или муниципалитет:

  • доходы, которые были получены в качестве платы за аренду или другой платы за то, что было передано в возмездное пользование государственное и муниципальное имущество, исключая имущество бюджетного и автономного учреждения, а также имущество государственного и муниципального унитарного предприятия, включая казенные;
  • денежные средства, которые были получены в виде процентов на остаток бюджетных средств на счете Центрального Банка Российской Федерации и кредитных организаций;
  • доходы, которые были получены за счет передачи имущества, которым владеет государство или муниципалитет (исключая имущество бюджетного и автономного учреждений, имущество государственноо и муниципального унитарного предприятий, включая казенные, и имущество, которое было передано в доверительное управление юридического лица, созданного на основании организационно-правовой формы государственной компании) в залог или доверительное управление;
  • доход от платы за использование бюджетных кредитов;
  • доход как прибыль, приходящаяся на долю уставного (складочного) капитала хозяйственного товарищества или общества, дивидендов от акций, которые принадлежат РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям, исключая случаи, которые установлены на основании федеральных законов;
  • часть прибыли от государственного или муниципального унитарного предприятия, которая остается после того, как были уплачены все налоги и обязательные платежи;
  • иные доходы, предусмотренные на основании законодательства Российской Федерации от пользования имуществом, которое находится в государственной или муниципальной собственности, исключая имуществом бюджетных или автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, включая казенные.

Замечание 2

Один из основных источников неналогового дохода – это поступления от продаж и пользования имуществом, которым владеет государство или муниципалитет.

Неналоговые доходы от продажи имущества, которым владеет государство или муниципалитет, могут образовываться на основании средств возмездного отчуждения имущества, которое находится во владении РФ, ее субъектов, муниципального образования в собственность физического или юридического лица, на основании 1 статьи Федерального закона от 21.12.2001 под номером 178-Ф3 «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Читайте также:
Морское право: что это такое, описание и особенности

Доход от платных услуг, которые оказываются в лице казенных учреждений. На основании 161 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляется, что казенные учреждения могут заниматься деятельностью, которая приносит доход, исключительно если данное право предусмотрено на основании его учредительного документа. Доходы, которые получают в результате осуществления указанной деятельности, далее идут в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Казенным учреждением осуществляются операции по бюджетным средствами через лицевые счета, которые были открыты им на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации.

К доходам от платных услуг, которые оказываются в лице бюджетных учреждений могут относиться: плата за предоставленную информацию из единого государственного реестра налогоплательщиков; плата за то, чтобы были рассмотрены ходатайства, которые предусмотрены на основании антимонопольного законодательства; плата за предоставленные сведения, которые содержаться в Едином госреестре юридических лиц и Едином государственном реестре ИП; плата за оказание РФ услуг, другие виды платных услуг.

Формирование неналоговых доходов федерального бюджета

На основании 51 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации, формирование неналоговых доходов федерального бюджета происходит на основании:

  • получения дохода от пользования имуществом, которым владеет государство или муниципалитет Российской Федерации, исключая имущества федерального бюджетного или автономного учреждения, имущества, которое было передано для доверительного управления юридическому лицу,созданным в организационно-правовой форм государственной компании, имущество федерального государственного унитарного предприятия, включая казенные предприятия; доходы от платных услуг, которые оказываются в лице федеральных казеных учреждения, находящихся в ведении органов гос.власти Российской Федерации;
  • получения дохода от продажи имущества (исключая акции и другие формы участия в капитале, гос. запасов драгоценных металлов и камней) которым владеет государство, исключая имущество федеральных бюджетных и автономных учреждений, гос. унитарных предприятий, включая казенные;
  • получения части от прибыли унитарных предприятий, которые созданы РФ, остающейся после того, как уплачены все налоги, сборы и обязательные платежи;
  • получения лицензионного сбора;
  • выплаты таможенной пошлины и таможенного сбора;
  • платы за то, что использовались леса в качестве минимального размера от платы за аренду и минимального размера от выплат по договору купли-прода лесной растительности;
  • платы за использование водных объектов, которые находятся в федеральной собственности;
  • плата за использование водных биологических ресурсов на основании межправительственных соглашений;
  • платы в качестве компенсации в случае негативного воздействия на окружающую среду;
  • консульских сборов;
  • патентных пошлин;
  • платы за предоставленную информацию относительно зарегистрированных прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдача копий договора или других документов, которые выражают содержание односторонней сделки, совершенной в простой письменной форме;
  • сборов в качестве возмещения фактических расходов, которые были связаны с консульскими действиями;
  • прибыли Центрального банка Российской Федерации, которая остается после того, как уплачены все налоги и обязательные платежи;
  • дохода от внешнеэкономической деятельности. Учитываются неналоговые доходы и другие виды поступлений в качестве тех, которые были уплачены в бюджет с момента списания денежных средств со счетов плательщика в кредитной организации, на основании 40 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статья 41 БК РФ. Виды доходов бюджетов (действующая редакция)

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”;

Читайте также:
Политическая партия: что это такое, описание и особенности

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан, инициативные платежи;

иные неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 41 БК РФ

Комментируемая статья подразделяет все доходы бюджета на:

При этом пункт 6 статьи 41 БК РФ введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ и нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры подлежат приведению в соответствие с данной нормой не позднее 1 июля 2015 года.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Кроме того, НК РФ установлены также специальные налоговые режимы, которые предусматривают иные федеральные налоги:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

На практике некоторые учреждения полагают, что, поскольку соответствующие доходы ими перечисляются в бюджет, такие доходы в целях налогообложения прибыли не учитываются. Налоговые органы в свою очередь полагают, что расходы, произведенные за счет указанных средств, которые получены учреждениями обратно в качестве финансирования, не могут быть учтены в целях налогообложения.

Однако данная позиция как учреждений, так и налоговых органов неправомерна.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 06.02.2014 N Ф09-14277/13 суд частично удовлетворил иск налогового органа о взыскании с учреждения задолженности по налогам и сборам, в том числе налога на прибыль, пени, штрафа за неуплату налога на прибыль организаций по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Суд пришел к выводу, что то обстоятельство, что учреждение, действуя во исполнение пункта 3 статьи 41 БК РФ и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, перечисляло доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получало их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, в состав налогооблагаемых доходов и, следовательно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении упомянутой деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 12527/12 суд, удовлетворяя заявление отдела вневедомственной охраны о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам выездной налоговой проверки за 2007 – 2009 годы, указал, что то обстоятельство, что отдел, действуя во исполнение пункта 3 статьи 41 БК РФ и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, перечислял доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получал их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, в состав налогооблагаемых доходов и, следовательно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении упомянутой деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.

Читайте также:
Похоронное дело: что это такое, описание и особенности

Согласно части 3 статьи 41 БК РФ доходы от продажи имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий к доходам бюджетов не относятся.

Такая позиция изложена в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 N А41-46176/11.

Неналоговые доходы: что это такое, описание и особенности

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, – по нормативу 100 процентов;
  • доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, – по нормативу 100 процентов;
  • доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов Российской Федерации;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, – в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40 процентов;
  • платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, – по нормативу 100 процентов;
  • декларационного платежа – по нормативу 100 процентов;
  • абзацы одиннадцатый – двенадцатый утратили силу с 1 января 2014 года. – Федеральный закон от 03.12.2012 N 244-ФЗ;
  • доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков – по нормативу не более 50 процентов;
  • доходов от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, – по нормативу не более 50 процентов;
  • платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, – по нормативу 100 процентов;
  • разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов, – по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за пользование недрами при пользовании недрами на территории Российской Федерации – по нормативу 60 процентов;
  • разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации по участкам недр местного значения – по нормативу 100 процентов;
  • платы от продажи на аукционе права на заключение договора пользования водными биологическими ресурсами, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации, – по нормативу 100 процентов;
  • платы, полученной по результатам конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, состоящего из акватории водного объекта, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, или ее части, – по нормативу 100 процентов;
  • платы за предоставление государственными органами субъектов Российской Федерации, казенными учреждениями субъектов Российской Федерации сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями, – по нормативу 100 процентов;
  • платы за предоставление федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями, в случае, когда предоставление указанных документов осуществляется через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, – по нормативу 50 процентов;
  • сборов за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр местного значения – по нормативу 100 процентов;
  • платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, – по нормативу 100 процентов;
  • платы по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, – по нормативу 100 процентов;
  • платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, – по нормативу не более 50 процентов;
  • платы по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, – по нормативу не более 50 процентов.
Читайте также:
Противоестественные пороки: что это такое, описание и особенности

В бюджеты субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежат зачислению:

  • плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 95 процентов;
  • доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков – по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
  • доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, – по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
  • доходы от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков – по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
  • доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, – по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
  • плата за снятие запрета на реконструкцию, строительство зданий, строений, сооружений на земельном участке – по нормативу 100 процентов.

плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, либо за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности этих субъектов Российской Федерации, – по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным государственными (муниципальными) органами, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, – по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, – по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

Читайте также:
Обычай портовый: что это такое, описание и особенности

плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, – по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.

Статья 41. Виды доходов бюджетов

Статья 41. Виды доходов бюджетов

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”;

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан, инициативные платежи;

иные неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

Судебная практика и законодательство — Бюджетный кодекс. Статья 41. Виды доходов бюджетов

Исходя из положений абзаца третьего пункта 3 статьи 41, абзаца четвертого пункта 1 статьи 51, абзаца третьего статьи 57 и абзаца третьего статьи 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от продажи движимого имущества, находящегося у бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, поступают в самостоятельное распоряжение данных учреждений. Доходы от продажи недвижимого имущества поступают в бюджет.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 – 43, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, – в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;

Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации” изменена редакция статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в неналоговых доходах классификации доходов бюджетов Российской Федерации уточнена редакция статьи 2012000 “Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей”, которая включает следующие подстатьи: “Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей, зачисляемые в федеральный бюджет” (2012010), “Доходы от реализации продуктов утилизации кораблей” (2012011), “Доходы от реализации имущества государственных унитарных предприятий, учреждений и военного имущества” (2012012), “Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации” (2012020), “Доходы от реализации имущества государственных унитарных предприятий и учреждений” (2012021), “Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей, зачисляемые в местные бюджеты” (2012030), “Доходы от реализации имущества муниципальных унитарных предприятий и учреждений” (2012031), “Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей, зачисляемые в Фонд социального страхования Российской Федерации” (2012040).

Читайте также:
Неподходящая работа: что это такое, описание и особенности

Таким образом, положения пункта 4 статьи 41, пункта 2 статьи 42, абзаца первого статьи 43 Бюджетного кодекса Российской Федерации реализуются после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе и налога на прибыль, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Исходя из положений абзаца третьего пункта 3 статьи 41, абзаца четвертого пункта 1 статьи 51, абзаца третьего статьи 57 и абзаца третьего статьи 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от продажи движимого имущества, находящегося у бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, поступают в самостоятельное распоряжение данных учреждений. Доходы от продажи недвижимого имущества поступают в бюджет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. При этом, как следует из пункта 4 статьи 41 указанного Кодекса, к неналоговым доходам отнесены средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации и иные суммы принудительного изъятия.

Одновременно сообщается, что пунктом 4 статьи 41 и пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитывать в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражать в доходах соответствующего бюджета как неналоговые доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Эти положения указывают на принадлежность доходов бюджетных учреждений к соответствующим статьям и группам доходов бюджетов Российской Федерации и не освобождают бюджетные организации от уплаты налогов с доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации” изменена редакция статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в неналоговых доходах классификации доходов бюджетов Российской Федерации уточнена редакция статьи 2012000 “Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей”.

В соответствии со статьями 41 и 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главой 9 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина России от 14.12.1999 N 91н “Об утверждении инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации” если соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами плательщикам предоставлены льготы, отсрочки, рассрочки по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей, налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит по платежам в какой-либо из уровней бюджетов, то размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета, а бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств) являются формой расходов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года. При этом предоставление налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек осуществляется только в пределах лимитов, отраженных в законе о бюджете соответствующего уровня власти.

Что такое ненадлежащая реклама

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

В борьбе за покупателя рекламодатели нередко забывают, что существуют законодательные ограничители для продвижения товара путем рекламирования. Здоровая конкуренция – это замечательно, но когда она недобросовестна, от этого могут пострадать потребители. В защиту их интересов и прав в законодательных актах содержатся довольно строгие требования к «двигателю торговли», несоблюдение которых грозит компании серьезной ответственностью.

Читайте также:
Основное наказание: что это такое, описание и особенности

Вопрос: Банк при рекламировании депозитов не указывает фиксированную ставку процентов годовых на вносимую вкладчиком сумму, а приводит ссылку на начисление процентов до определенной величины, не раскрывая подробно информацию о том, что средняя ставка будет ниже за весь период открытия депозита. Например, банк указывает ставку до 8% годовых, но она действует только на несколько месяцев, а в остальные периоды действует меньшая ставка, в итоге средний размер ставки за весь период будет не 8%, а меньше. Можно ли такую рекламу считать ненадлежащей, какая ответственность за нее предусмотрена?
Посмотреть ответ

  • Какой должна быть реклама, чтобы закон не счел ее ненадлежащей?
  • На какие нормативные акты опирается регламентирование рекламы?
  • Какая именно ненадлежащая реклама может встречаться среди не вполне честных конкурентов?
  • Что ждет рекламодателя, попытавшегося обойти таким образом закон?

Просвещаемся из материалов статьи.

Закон о надлежащей и ненадлежащей рекламе

Положения нормативной базы, регулирующей конкуренцию и рекламу, имеют много общего, потому что у этих бизнес-процессов есть общая цель: развитие рынка, объединение экономического пространства, усовершенствование экономической деятельности на принципах свободы. Реклама и конкуренция связаны между собой: первая формирует и поддерживает вторую.

КСТАТИ! Любая ненадлежащая реклама – акт недобросовестной конкуренции.

Однако как в требованиях о добросовестности конкуренции, так и в определении надлежащей рекламы четкого определения закон не дает. Подразумевается, что их толкование основано на оценочном суждении по принципам порядочности и здравого смысла.

Права потребителя, а также обязанности рекламодателя декларирует Федеральный закон «О рекламе» №108 – ФЗ от 18 июля 1995 года. В нем приводятся основные признаки рекламы, которая не соответствует законодательным требованиям.

Виды и признаки ненадлежащей рекламы

Определение, которое можно дать ненадлежащей рекламе, – это такой вид рекламного продукта, который вступает в противоречие с законодательными требованиями. Ненадлежащей по сути является реклама:

  • некорректная;
  • лживая;
  • скрытая;
  • запрещенная (по предмету, месту или времени продвижения);
  • иная, не соответствующая нормам закона.

По основным признакам, которые приведены в законодательстве, ненадлежащую рекламу можно разделить на три большие группы, каждая из которых недопустима с точки зрения законодательства (ст. 5 Федерального закона «О рекламе»).

Недостоверная реклама

Случается, что информация в рекламе не соответствует действительности: данные искажены, подменены, приукрашены и т.д. На самом деле такой рекламный продукт не должен быть предоставлен потребителю. Узнать его можно по ряду признаков (достаточно даже одного):

    «Мы лучше, чем вы». Рекламодатель несправедливо утверждает, что его продукт имеет преимущества перед товарами других торговых марок или производителей.

НАПРИМЕР. Запрещается констатировать, что рекламируемый стиральный порошок отстирывает лучше, чем другие конкретные средства, названные «без купюр». Наверняка вы замечали, что в телевизионной рекламе название порошка конкурентов спрятано либо употребляется выражение «другая популярная марка».

  • Неточность, вранье, недоговаривание. Рекламодатель должен быть достоверным в любых характеристиках объекта рекламы:
    • составе;
    • свойствах;
    • способе изготовления;
    • сроках службы и годности;
    • назначении;
    • наличии документов, подтверждающих качество;
    • условиях и способах применения;
    • продавце или изготовителе.

    НАПРИМЕР. Рекламируя безалкогольное пиво, нельзя упускать информацию, что на самом деле в нем содержится 0,5% алкоголя.

    «А нету, закончилось!» Нельзя включать в рекламу не соответствующие правде данные о возможности купить данный товар в представленной комплектации, в определенное время или в указанном месте, а также об объеме его производства и/или реализации.

    НАПРИМЕР. Чтобы обезопасить себя по этому пункту, рекламщики часто вставляют в текст формулировку по типу «количество товара ограничено».

    «Подорожало!» Нельзя указывать в рекламе недействующую на момент продажи цену товара, неправдивую информацию о дисконте, возможности льготного приобретения, оплаты частями или в кредит, проведении конкурсов, лотерей, розыгрышей и т.п.

    НАПРИМЕР. Если требуется указать конкретную цифру, для снижения рисков недостоверности часто употребляется клише «рекомендованная цена».

  • «Фирма гарантирует». Все обязательства, указываемые в рекламе, должны быть правдивыми и актуальными: доставка, ремонт, замена, обслуживание товара, гарантийный срок обращения и др.
  • «Проверено!» Если объект рекламы проходил официальные испытания и исследования, о чем сообщается в рекламном месседже, то рекламодатель обязан подтвердить такие сведения действительными протоколами.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Привычные в рекламе публичная стирка специально запачканных футболок и скатертей или отмывание грязной посуды двумя типами моющих средств исследованием не является.

    Читайте также:
    Ордерный индоссамент: что это такое, описание и особенности
  • Авторское право. Не допускается несанкционированное использование объектов исключительной интеллектуальной собственности.
  • «Я так не говорил или говорил, но не так». Для рекламы товаров или услуг нередко привлекаются публичные люди или значимые организации, это допустимо и законно. Но выражать мнение от их лица без их на то согласия или даже ведома либо искажать его – нарушение закона.

    НАПРИМЕР. Нельзя вырезать фразу, к примеру, политика из другого контекста и включать ее в текст рекламного ролика.

  • Награды. Если объявляется, что продукт награжден какими-либо поощрениями или знаками отличия, они должны быть действительно присвоены объекту рекламы.
  • Истинные цифры. Недопустимо лгать относительно размеров спроса на объект рекламы.
  • НАПРИМЕР. Если вы в рекламе услышите утверждение по образцу «90% мамочек выбирают «Хаггис», присмотритесь, мелким шрифтом наверняка будет указано нечто вроде (из 10 опрошенных), иначе реклама может быть признана недостоверной.

    Вариантом недостоверной рекламы может быть заведомо ложная – умышленный ввод потребителя в заблуждение.

    Признаки неэтичной рекламы

    Неэтичная реклама – это вид ненадлежащей рекламы, оскорбляющей чувства части целевой аудитории, содержащей противоречащую общей морали информацию (ст. 8 ФЗ «О рекламе»). К признакам неэтичности в рекламе относятся содержащиеся в ней оскорбления в виде слов, образов, сравнений относительно:

    • расы, национальности;
    • пола, возраста, здоровья;
    • социального положения;
    • профессии;
    • вероисповедания;
    • политических воззрений;
    • философских убеждений.

    Также неэтичной будет признана реклама, в той или иной мере порочащая:

    • объекты культурного достояния (отечественные и общемировые);
    • государственную символику, валюту;
    • религиозные атрибуты, символы и образы.

    Критерий этичности является оценочным, то есть зависимым от субъекта: что для одного приемлемо, для другого может оказаться оскорблением, поэтому оценивается в каждом спорном случае отдельно.

    НАПРИМЕР. Компания «Ливиз», производящая спиртные напитки, создала рекламный плакат со слоганом: «На том стояла и стоять будет земля русская». На плакате фоном изображался Санкт-Петербург, над которым вздымались три бутылки с водкой, а рядом стояли люди со стаканами. Плакат был признан неэтичным.

    Недобросовестная реклама

    Такой считается рекламная продукция, дискредитирующая партнеров, конкурентов, граждан, не пользующихся рекламируемой продукцией, злоупотребляющая доверием или недостаточной осведомленностью. Признаки недобросовестной рекламы указаны в ст. 5 ФЗ «О рекламе».

      Некорректное сравнение рекламного образца с товарами конкурентов или просто аналогичной продукцией, даже без указания названия торговой марки или производителя.

    НАПРИМЕР. Недобросовестной была признана реклама автохолдинга «На голову выше», где машина взлетала над другими, стоящими в ряд авто.

    Порочащие честь и достоинство либо деловую репутацию конкурента сведения.

    Сложно доказать недобросовестность, если такие сравнения поданы в завуалированной, но узнаваемой форме, в виде пародии. НАПРИМЕР. В ролике производителя пельменей хозяйка прогоняла кошку, утащившую пельмень, словами «Дашка, брысь!» – это был намек на конкурента, ­ торговую марку пельменей «Дарья». Признать рекламу недобросовестной не получилось, несмотря на прозрачность намека, так как формальных оскорблений и отсылок к деловой репутации «Дарьи» нет.

    Рекламируется товар, который запрещено продвигать в это время, в этом месте, этим способом.

    НАПРИМЕР. Реклама ряда товаров для неподходящей аудитории, когда детский мультфильм прерывается на рекламу эротического издания.

  • Используются слоган, товарный знак, название, сходные с другими зарегистрированными копирайтами.
  • Ответственность за ненадлежащее рекламирование

    Рекламодатель будет нести ответственность за нарушения, если не удалось доказать отсутствие его вины. Его правомочия распространяются на:

    • оформление;
    • содержание;
    • подготовку рекламы.

    Контролируют законность рекламы, в том числе и «надлежащее» содержание и оформление, антимонопольные территориальные органы. Ответственность может быть 3 видов:

    • административная – штраф по ст. 14.3 КоАп РФ.
    • уголовная (ст. 182 УК РФ – за умышленную заведомо ложную рекламу из корыстных побуждений, причинившую значительный ущерб).
    • гражданско-правовая (пострадавшие от ненадлежащей рекламы вправе подать иск на возмещение убытков, упущенной выгоды, морального вреда).

    Последствием ненадлежащей рекламы может стать не только предписание ее убрать, но и требование к выпуску за счет нарушителя контррекламы, призванной убрать последствия вреда, причиненного ненадлежащим рекламным продуктом.

    Что такое ненадлежащая реклама

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Понятие и формы ненадлежащей рекламы

    Когда появляется новый товар или услуга, компания начинает ее продвигать на рынок. Это осуществляется посредством рекламы (телевизионной, радио, наружной и др.). Но для привлечения потребителей очень часто в рекламе используются запрещенные законодательством приемы.

    В борьбе за своего клиента производители и рекламодатели иногда забывают о законодательных требованиях для рекламирования своих товаров и услуг. Для защиты интересов и прав потребителей в законодательных актах содержатся основные правила, несоблюдение которых влечет за собой ответственность (гражданскую, а в некоторых случаях и уголовную).

    Читайте также:
    Открытая подписка: что это такое, описание и особенности

    Если посмотреть, законодательная база, которая регулирует конкуренцию и рекламу, имеет между собой много общего. Реклама и конкуренция взаимосвязаны. Реклама формирует и поддерживает вторую.

    Согласно ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства России

    Основное требование, которое заложено в закон «О рекламе», состоит в том, что реклама должна быть достоверной и добросовестной. Не допускается использование недобросовестной и недостоверной (неправдивой) рекламы в РФ. Отсюда недостоверная реклама признается ненадлежащей.

    Любая ненадлежащая реклама – это признак недобросовестной конкуренции на рынке.

    В ранних изданиях федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама определялась как недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и другая реклама, в которой наблюдаются нарушения требований относительно ее контента, времени, места и способа распространения.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Пятая статья нового закона РФ «О рекламе» устанавливает общие требования к рекламе, а также раскрывает содержание двух ее форм: недостоверная и недобросовестная.

    Ненадлежащей рекламой будет считаться реклама, которая не соответствует общим требованиям о рекламе, изложенных в федеральном законе. Реклама должна распознаваться без специальных знаний и без использования технических средств. Это означает, что потребителям она должна быть понятна и информативна. При этом форма и применяемое средство распространение не имеет значения.

    Основные разновидности ненадлежащей рекламы и ее признаки

    Ненадлежащая реклама – это реклама, которая входит в диссонанс с законодательными правилами и нормами.

    • некорректная;
    • лживая;
    • скрытая;
    • запрещенная (по предмету, месту или времени продвижения);
    • иная, не соответствующая нормам закона.

    Поэтому основными признаками ненадлежащей рекламы являются следующие:

    1. реклама некорректна по отношению к потребителям (она дискредитирует частные лица и компании, которые не пользуются рекламируемой продукцией);
    2. реклама некорректна по отношению к конкурентам и их продукции (она содержит неправильные сравнения рекламируемого товара с продукцией конкурентов, а также содержит высказывания и образы, которые порочат честь и деловую репутацию конкурирующих фирм);
    3. реклама вводит в заблуждение товаром посредством имитации, т.е. копирования общего проекта, контента (текст, иллюстрации), звуковых эффектов, которые используются в рекламе других товаров (копирование приводит к тому, что товары сливаются, потребитель не видит их различий).

    Различают четыре разновидности ненадлежащей рекламы:

    • недостоверная;
    • неэтичная;
    • заведомо ложная;
    • срытая.

    Недостоверная реклама – это реклама, в которой есть несоответствующая действительности информация относительно:

    1. характеристика товара: природа, состав, способ и дата производства, назначение, потребительские свойства, наличие сертификата соответствия, знаков соответствия Госстандартам, место и время происхождения, количество и условия использования;
    2. стоимости продукции на момент реализации рекламной кампании;
    3. дополнительных условий оплаты;
    4. наличие товара на рынке и возможность его приобретения в нужном объеме, в нужное время и в нужном месте;
    5. гарантий, сроков службы и годности;
    6. прав на применение государственных символов (флагов, гербов) и многое другое.

    Неэтичной является реклама, которая:

    • включает текст, а также иллюстрации, которые отступают от общепринятых норм морали посредством употребления оскорбительных выражений, образов и сравнений относительно национальности, расы или профессии;
    • дискредитирует объекты культуры, искусства, которые составляют национальное или мировое достояние;
    • дискредитирует государственные символы, национальную валюту или религиозные символы;
    • порочит какое-либо частное лицо или организацию, сферу деятельности, продукцию или профессию.

    Если рекламодатель (производитель или продавец) умышленно вводит потребителей в заблуждение, то можно говорить о заведомо ложной рекламе.

    Скрытая реклама – это реклама, которая оказывает не осознаваемой потребителем воздействие на его восприятие. Использование специальных вставок (двойных кадров, звукозаписи или других способов) недопустимо.

    Ответственность за ненадлежащую рекламу

    Ненадлежащая реклама превратилась в социально-экономическое явление, которое признается как отличительная черта современного рынка. При этом необходимо определить ответственность за использование данной рекламы.

    Федеральный закон «О рекламе» прописывает, что за нарушение законодательства физические и юридические лица несут ответственность согласно гражданскому кодексу РФ. Согласно с. 393 ГК, если реклама исполняется ненадлежащим образом, или вообще не исполняется, субъект должен возместить убытки контрагенту.

    Для защиты своих гражданских прав лицо может потребовать возмещение убытков или так называемой упущенной выгоды. Для компенсации морального вреда необходимо доказать, что реклама причина вред, т.е. сведения опорочили честь, достоинство и деловую репутацию компании или частного лица.

    Читайте также:
    Окружное собрание: что это такое, описание и особенности

    Пострадавшая сторона может потребовать опровержения. В этом случае разрабатывается контрреклама. Она производится за счет нарушителя и обычно с помощью тех же средств распространения, что и ненадлежащая реклама.

    Понятие и виды ненадлежащей рекламы

    Реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Законе приведен не исчерпывающий перечень видов ненадлежащей рекламы и ее признаки.

    Недобросовестная реклама – это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т. п.

    Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств, качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности; исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг; прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций; официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград и т. п.

    Неэтичная реклама – это реклама, содержащая любого вида информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичная реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы, национальную валюту.

    Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

    Заведомо ложная реклама – реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

    Скрытая реклама – реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

    Законодательством предусмотрены санкции и меры ответственности за различные нарушения при осуществлении рекламной деятельности. При этом рекламодатель отвечает за нарушения в части содержания рекламной информации, если не доказано, что нарушение произошло не по его вине. Рекламопроизводитель отвечает за оформление, производство, подготовку рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушения законодательства в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы.

    При установлении факта нарушения законодательства о рекламе нарушитель обязан по требованию антимонопольного органа и в установленные им сроки произвести контррекламу. Контрреклама – это опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Контрреклама осуществляется за счет нарушителя и, как правило, с использованием тех же средств распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и ненадлежащая реклама.

    За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ответственность трех видов: гражданско-правовая, административная, уголовная.

    Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут в судебном порядке потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, компенсацию морального вреда, а также публичного опровержения ненадлежащей рекламы. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе был утвержден приказом МАП РФ от 13 ноября 1995 г. № 147. Уголовная ответственность в данной сфере предусмотрена за осуществление заведомо ложной рекламы (ст. 182 УК РФ), и наступает она в случае, когда ложный характер рекламы был очевиден виновному, но он руководствовался корыстным мотивом приобретения преимуществ за счет ложной рекламы, чем причинил значительный ущерб потребителям.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: