Ненормативный правовой акт: что это значит

Нормативные акты и ненормативные акты: понятие и отличия

Роль юриспруденции и законе в жизни современных людей переоценить сложно, потому что именно благодаря своду законов в общественной жизни можно достигнуть порядка и благополучия. Законы – это инструменты и средства для регулирования и достижения общественных целей.

Роль законных актов в юриспруденции

Правотворческие акты в сфере законодательного поля являются нормативными установленными документами, которые издаются компетентными властными органами или представительствами социальных структур с целью урегулирования юридических отношений и наведения порядка.

Правовые акты делятся на нормативные и ненормативные, они обладают общими признаками и некоторыми отличиями. Для служителей государственного порядка и закона, а также для желающих быть осведомленными в законе, очень важно знать и понимать, что между ними есть общего. Из статьи мы узнаем их основные отличия.

В чем же разница между ненормативными актами и нормативными актами? В первую очередь нужно конкретизировать их значения и указать на общие признаки. Данные виды законодательных актов – это законная правотворческая документация, оформленная определенным структурным органом государственного полномочия. Формирование таких законных актов находится в сфере компетенции наивысших органов законодательной государственной власти, а также органы исполнительного назначения, ведомственные учреждения. Они вступают в законное действие после их принятия, но между ними есть ряд отличий.

Разница

Чем отличается нормативно-правовой акт от ненормативного?

Разница между ними есть, причем на практике она достаточно существенна. Очень важно учитывать отличия и понятия нормативных актов и ненормативных актов. Их действие распространяется на важнейшей сферы общественной, социальной и экономической жизни населения.

Первое отличие состоит в высшей законной полноправности нормативных актов по сравнению с ненормативными с юридической точки зрения. Первый вид документов вступает в силу посредством принятия представителями органов законодательной власти. Тем временем, ненормативные акты подготавливаются исполнительной властью.

Второе отличие свидетельствует о том, что нормативные документы предназначены для регулирования наиболее важных сфер общественной жизни, а ненормативная документация регулирует другие виды общественных связей и операций. Они нуждаются в юридическом сопровождении. Документы ненормативного характера дополняют, конкретизируют, служат в качестве вспомогательных актов.

Также разница между нормативными актами и ненормативными актами состоит в разности юридической увесистости. Первые обладают наивысшей юридической силой и весом. А вторые уступают первым по силе и значимости, подчиняются им, прекращают свое действие при каких-то нестыковках или противоречиях с нормативными документами.

Четвертое отличие гласит о том, что нормативные правовые акты принимаются коллективным способом высшими органами власти, а ненормативные формируются коллегиально либо индивидуально. Создаются они соответствующими уполномоченными или юридически задействованными в деле лицами.

Пятое отличие нормативного акта от ненормативного гласит о разности их состава и структурированности. Акты нормативных видов по своей структуре разветвленные, обширные и детализированные, а документы второго типа не имеют четкого составного содержания.

Почему важно их разграничивать?

Смешание нормативных актов и ненормативных актов весьма чревато, поскольку с практической точки зрения границы компетенций определенных властных органов и подчиняющихся им структурно-организационным единицам должны быть строго регламентированы и очерчены. Стирание граней между ними ведет к превышению полномочий определенных органов, которые призваны лишь придерживаться, исполнять и контролировать действие законов, а не издавать их. Это еще один факт того, чем отличается нормативный акт от ненормативного. Непонимание этих границ влечет за собой нарушения правопорядка, хаос, бессистемность, неразбериху со стороны органов различного назначения в процессе принятия актов.

Какое же главное отличие нормативного акта от ненормативного?

Разграничение этих правовых документов дает возможность правильно осуществлять деятельные законотворческие правила, надлежащим образом разбираться в различных правовых ситуациях, оценивать правильно правовые последствия и причины юридических разбирательств и действий. Благодаря усвоению разности этих правовых актов в гражданском обществе общественные отношения устанавливаются на основе законности и порядка. Поскольку эти разграничения хорошо проясняют, какие органы исполнительной или законодательной власти имеют право издавать те или иные акты, а также в какой конкретной правовой ситуации нужно использовать тот или иной акт для достижения конечной или промежуточной цели в деле.

Назначения

Трудность понимания этих двух видов правовых документов состоит не столько в их отличиях, а по большей мере в их общих признаках. Основоположное общее правило нормативных и ненормативных актов состоит в сфере распространения, поскольку их действия обязывает к подчинению со стороны всех гражданских лиц, государственных или общественных органов.

Главное отличие состоит в структуре и органах, которые их издают. Эти отличия возникают на законотворческом этапе, а на последующем этапе действий они практически одинаково работают (ведь на то они и законы), за исключением того, что нормативные акты используются многократно, а ненормативные – однократно.

Нормативные акты регламентируют обобщенные правила и нормы общественных отношений между людьми. Они применяются ко всем участникам правовых отношений или затрагивают определенную группу. Их юридическая сила действует на постоянной основе. Они применяются многократно, но в силу динамичности и появления трансформаций общественной, социальной, экономической жизни могут претерпевать дополнительные уточнения, предписания. В таком случаи эти предписания – это нормативные или ненормативные акты?

Именно форму вспомогательных законных приложений и уточнений, предписаний приобретают ненормативные акты. Они устанавливают не общие и основоположные поведенческие аспекты субъектов правовых отношений, а выражают скорее конкретные распоряжения, актуальные в определенный момент предписания. Сфера их распространения касается определенного юридического лица или индивидуума, применение является однократным, а их сила прекращает действовать после определенных действий в рамках этого же предписания. Также разница между двумя видами акта состоит еще и в их форме выражения содержания.

Общие правила нормативных актов и ненормативных актов

Всяческие законные и подзаконные акты напрямую связаны с определенными органами государственного значения. Правила четкой субординации при их выполнении и реализации требуют этого. Понятия нормативных актов и ненормативных актов непосредственно связаны с органами исполнительной власти и органами государственного управления. Теперь же следует надлежащим образом обозначить конкретные и четкие признаки нормативных документов. К ним относятся таковые:

  1. Обладают правотворческими свойства. Они могут устанавливаться, изменяться, отменяться.
  2. Обязательной является документальная форма нормативных актов, обладающая набором реквизитов: вид, наименования, название учреждения, издавшего документ, место, дата, а также номер.
  3. Акты нормативных видов в обязательном порядке должны опираться на Конституцию, а также не иметь противоречий с уже существующими нормативными документами, имеющими более существенный юридический вес.
  4. Должны быть содержательными, четкими, лаконичными понятными и доведенными наилучшим способом до граждан.
Читайте также:
Специальный налоговый режим: что это значит

Государство имеет право требовать от граждан неукоснительного соблюдения правил и норм нормативно-правовых актов только в случае строгого и надлежащего соблюдении вышеизложенных принципов.

Нормативно-правовой акт широко и повсеместно используется во многих современных общественно-правовых системах.

К преимуществам категории нормативных актов следует отнести повышении роли государственного регулирования и координации, адекватную и быструю реакцию на быстротечные и переменчивые процессы в обществе, возможность моментального донесения гражданам главных идей и законов в документальной форме детализованным способом.

Виды нормативно-правовых актов можно сгруппировать, отталкиваясь от субъектов управления, которых их принимают на своем уровне (федеральном, региональном или местном).

На федеральном уровне они принимаются высшими органами власти и порядка. К их видам относятся:

  • Конституция государства, которая принимается непосредственно народом страны.
  • Законы государства, в принятии которых берет участь высший орган законодательной власти – Государственная дума.
  • Указы, принимающиеся президентом государства.
  • Постановления, над которыми работает правительство страны.
  • Инструкции, которые разрабатывают и детализируют министерства.
  • Международные правовые акты, на которых специализируются соответственно международные организации, и которые ратифицированные государством.

На региональном уровне законы принимаются региональными законодательными собраниями, а указы и постановления – областными губернаторами и администрациями.

На местном уровне принимаются такие виды актов:

  1. Решения над которыми работают органы местного самоуправления.
  2. Корпоративные акты, которые разрабатывают местные специальные организации.

Характеристика ненормативных актов

Правовой акт ненормативного вида является формализованной и строгой документацией. Формируется по заданному образцу с целью однократного использования. Перестает действовать после заявленных в акте действий.

Стандартный ненормативный акт характеризуется признаками правового документа, в котором нет общих нормы права. Он представляется односторонним властным решением органа исполнительной власти, предназначенным для внедрения правотворческих норм в связи с определенными обстоятельствами.

Ненормативные акты специализируются на создании, трансформации или отмене разного рода правовых отношений, обязанностей, прав и норм, касающиеся рядя задействованных лиц в дело, регулируемое нормами права.

Наиглавнейшим ключевым признаком разницы ненормативного акта от нормативного является требование к исполнению лицами, которые в нем указаны. Тем временем, акты, указанные вторыми, содержат в себе строгие требования и нормы гражданского поведения, которые распространяются на большой круг участников. Они предполагают долгосрочное и многократное использование.

Акты ненормативных видов обладают индивидуальными свойствами, поскольку нацелены на определенное лицо либо группу лиц, объеденных определенным образом.

Неотъемлемыми признаками ненормативной правовой документации являются:

  1. Направленность на урегулирования нормативно-правовых отношений.
  2. Требование обязательного исполнения указания, которое является основоположным квалифицированным свойством данного вида актов.
  3. Ненормативные документы подготавливаются государственными органами инициативным способом, поэтому являются односторонней документацией
  4. Ненормативный акт может обладать формой, предполагаемой другим нормативным актом, более юридически увесистым, но в то же время может быть и вовсе не определена. Поэтому форма не является обязательным признаком данного вида документации.

Документы ненормативных видов могут обладать формой указа, предписания, решения.

Ненормативный акт подлежит опровержению как со стороны адресата, так и со стороны гражданина или группы граждан, чьи права были нарушены посредством этого акта.

В процессе действия ненормативных актов они могут быть опровергнуты в арбитражном суде. Но только если имеет место нарушение законных прав граждан или же нарушение правил субординации, то есть подчинения и власти.

Субъекты нормативно-правовых отношений

Оценивая и анализируя отличия нормативного и ненормативного правового акта, следует настоятельно отметить и подчеркнуть факт того, что первые служат способом выявления властной воли государства. А она, в свою очередь, опосредована регулирующими общественную жизнь правовыми нормами. Специфика нормативных актов состоит в том, что государство при помощи них может добиться определенной цели в экономической, социальной, финансовой, политической, внешнеторговой сфере общественной жизни. Главная задача государства состоит в правильном донесении этого до граждан и информированности о правопорядке и законах как можно скорее и лучше. То есть по факту субъектами таких отношений являются фактически все члены гражданского общества.

Отличие нормативного и ненормативного правового акта состоит также в том, что исполнителем ненормативных предписаний может быть любое гражданское лицо. При этом данный человек должен участвовать в более узконаправленных правовых отношениях. То есть ненормативной документацией оперируют на различных стадиях юридических процессов в различных сферах.

Органы, их издающие

В целом нормативные и ненормативные правовые акты являются способами на пути урегулирования сфер общественной жизни. Их выполнение через соблюдение предписанных юридических норм и принципов гарантирует благополучие и порядок.

Стоит отметить и особенности органов, издающих подобные документы. Например, органы, специализирующиеся на судебных разбирательствах, издают исключительно ненормативные акты и только в специальной, свойственной только им форме. Любой судебный орган сам по себе призван заниматься реализацией юридических последствий уклонений от правовых актов, а также контролировать соблюдение законов.

К ненормативным актам могут принадлежать, например, решения органов налогообложения по поводу привлечения определенных лиц к ответственности, предписания органов антимонопольного направления, документация федерального значения.

Они составляются органами законодательной направленности, органами федерального значения, ведомственными организациями, органами самоуправления.

В состав подавляющего количества актов нормативного вида входят ненормативные правовые предписания. Подобная оплошность в юриспруденции является категорически недопустимой, поскольку приводит к лишней путанице и неразберихе.

Читайте также:
Служба охраны труда: что это значит

Вспомогательные дополнения, отмена действия, изменения не могут выражаться нормативно-правовой документацией. Такого рода нарушения приводят к фальсификациям юридических данных и того же рода спекуляциям для односторонней выгоды. Виной тому зачастую некомпетентные органы или учреждения, превышающие полномочия.

Нормативные и ненормативные акты, издающиеся по одному и тому же предмету, могут противоречить друг другу.

Это неминуемо приводит к разрушению стойкости правоотношений и законодательной системы, отсутствие соответствия между формой и содержанием, подрывает юридические принципы и нормы законопослушного общества, разрушает правотворческую систему в целом.

Предложения по усовершенствованию данной тематики

После детального описания нормативных и ненормативных правовых актов и разницы между ними стоит осветить конкретные предложения по поводу этого вопроса.

Ведь исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что этот раздел законотворческой деятельности является размытым, обладая некоторыми существенными неточностями.

Проблематичность данной тематики объясняется тем, что с практической точки зрения отличия между нормативными актами и ненормативными актами являются весьма нечеткими и размытыми. Очень часто документ издается в форме правового акта для установления правовых отношений. Но он обладает распоряжением индивидуального характера и другими признаками ненормативной документации.

Важнейшим и существенным способом повышения качества современной правотворческой системы в сфере подготовки законов нормативных актов и ненормативных актов должно быть приведения стандартов подготовки вышеупомянутой документации к единым формам. Можно сказать, что отличия между ними в обязательном порядке должны быть строго очерчены и определены. У одной группы актов и у второй должны быть своя структура, наименование, наличие отличительных атрибутов.

Создание соответствующего компетентного органа государственного значения, специализирующегося на регистрации и оформлении нормативно-правовой документации также могло бы посодействовать приведению данного вопроса в порядок.

Исходя из всего сказанного, следует отметить, что разность нормативных актов и ненормативных правовых актов присутствует в полной мере и она достаточно существенна для того чтобы предпринять в обязательном порядке меры со стороны государства для ликвидации такого рода недочетов.

Реализация приведенных выше предложений сможет повысить уровень правовой культуры в государстве, устранить некоторые правонарушения, уменьшить количество судебных тяжб, длительное время поддерживать правопорядок и благополучие в государстве.

Ненормативные споры

Практически все документы, исходящие от налоговиков или других госструктур, адресованные конкретной фирме и носящие странное название «ненормативный акт», нередко создают бухгалтерам проблемы, решить которые иногда удается только в суде. Но и в этом случае не избежать проблем, если вовремя не разобраться со специфической процедурой их обжалования.

Наведем справки об актах

Сначала — немного теории: необходимо разобраться в том, как же расшифровывается понятие «ненормативный правовой акт». Итак, правовым актом называется документ, принятый государственным органом, муниципалитетом или чиновниками от имени указанных структур, направленный на регулирование общественных отношений и имеющий юридическую силу, т.е. обязательный для исполнения. Все они делятся на нормативные и ненормативные. Нормативный правовой акт — это документ, который содержит обязательные правила поведения для неограниченного круга лиц и рассчитанные для неоднократного применения. А ненормативный правовой акт обязателен для исполнения только конкретными лицами, которые в нем же и указаны. Поэтому его зачастую называют правовым актом индивидуального характера.

Предметом судебного разбирательства при оспаривании ненормативных актов являются конфликты, возникающие в связи с отношениями субординации, т.е. власти и подчинения. Задачей суда в данном случае является разрешение спора о законности документа или действия госструктуры или конкретного чиновника. Именно так оспариваются акты местной думы, постановления мэра или главы администрации, решения и действия сотрудников регистрационных и лицензионных палат, а также налоговых и торговых инспекций, органов санитарного, пожарного, банковского, страхового надзора, органов валютного, ветеринарного контроля. К этому перечню относятся и действия судебных приставов-исполнителей (п. 1 ст. 197 АПК).

Исковая подготовка

Итак, чиновник, по мнению фирмы, принял незаконный акт или не соответствующее законодательству решение. Для того чтобы его урезонить, у предприятия есть три месяца с даты принятия такого решения или со дня, когда о нем стало известно (п. 4 ст. 198 АПК).

Безусловно, три месяца — это мало. Поэтому необходимо принять оперативное решение о дальнейших действиях: обращаться ли в суд сразу или же сначала пожаловаться на поправшего закон госслужащего его руководству. Здесь стоит обратить внимание на то, что в некоторых случаях закон требует обязательной попытки досудебного разрешения административного спора. Это касается, например, решений или действий таможни. При этом помните, что при подаче жалобы в вышестоящую инстанцию срок для обращения в арбитражный суд исчисляется с момента, когда заявителю стало известно о результатах рассмотрения его жалобы.

Но если по поводу досудебного урегулирования конфликта закон молчит, а с вышестоящими чиновниками предприятие общаться не желает — самое время начинать составлять в суд исковое заявление с требованием отменить незаконное решение или акт. Иск подают в арбитраж по месту нахождения ответчика — госучреждения или чиновника, принявшего оспариваемое решение.

В предъявляемом заявлении необходимо указать, в чем именно оспариваемый акт или действие не соответствует законодательству.

По форме и содержанию заявление должно соответствовать общим правилам, к нему предъявляемым. Прежде всего заявление должно содержать требование о признании его таковым. Затем в нем должны быть указаны полное и точное его название, номер и дата принятия оспариваемого акта, решения или время совершения действия, а также наименование госструктуры или должностного лица, которые их приняли или совершили. Далее в заявлении необходимо указать, в чем именно оспариваемый акт или действие не соответствует законодательству. Потом надо прописать ссылки на те законы и подзаконные акты, которым, по мнению заявителя, противоречат оспариваемые документ, решение или действие. После этого необходимо указать, какие именно права и интересы организации нарушены. И, кроме обычно прикладываемых и к иску документов, к этому заявлению должен быть приложен текст оспариваемого акта или решения (п. 2 ст.199 АПК). Когда вся необходимая информация изложена, заявление можно направлять в арбитраж.

Читайте также:
Право оперативного управления: что это значит

Для того чтобы восстановить трехмесячный срок обжалования судебного решения, необходимо подать в суд соответствующее ходатайство.

Кроме того, предприниматель вправе одновременно с этим подать судье ходатайство о приостановлении действия оспариваемого акта или решения вплоть до окончания судебного разбирательства (п. 3 ст. 199 АПК).

Если же вы все-таки пропустили трехмесячный срок обжалования, можно попытаться его восстановить. Для этого необходимо подать судье ходатайство о восстановлении данного срока. Теперь все будет зависеть от того, насколько серьезными судьи сочтут причины вашего опоздания (п. 4 ст. 198 АПК). Если они покажутся арбитрам уважительными — то судьи восстановят срок обжалования, а если нет — откажут в удовлетворении ходатайства, а заодно и требований заявителя.

Расплата за ошибки

Если суд признает оспариваемый ненормативный акт или любую его часть незаконными, то с момента вынесения такого решения он утрачивает юридическую силу и больше не применяется. Но если, пока он действовал, предприятие все-таки понесло из-за него убытки, представители фирмы могут обратиться в суд и потребовать от чиновников, принявших незаконное решение, возмещения (ст. 16 и 1069 ГК).

Суд идет

После того как сотрудники судебной канцелярии зарегистрировали ваше заявление, оно считается официально поступившим в суд. И начиная с этого момента у арбитра есть два месяца, чтобы разобраться в вашем вопросе (п. 1 ст. 200 АПК). Впрочем, эти сроки могут быть изменены. Например, заявления, касающиеся судебных приставов, суды должны рассматривать в течение десяти дней (абз. 2 п. 1ст. 200 АПК).

В судебном заседании принимают участие заявитель, руководитель органа, принявшего спорный акт, или должностное лицо, совершившее оспариваемые действия, а также их представители. Кроме того, к участию в деле могут быть привлечены иные заинтересованные лица, а также в процесс может вступить прокурор (п. 2 ст. 198 АПК).

Во время судебного заседания главная задача судьи — выяснить, действительно ли результат применения ненормативного акта, решения или действия нарушает права заявителя (п. 4 ст. 200 АПК). Обратите внимание — предприятие-заявитель не обязано доказывать их незаконность. Его представителям необходимо обосновать лишь факты нарушения прав и интересов фирмы. А обязанность доказывания в данном случае возлагается на то госучреждение, перу которого принадлежит спорный акт или решение (п. 5 ст. 200 АПК).

Право на подачу

Обратите внимание, что обжаловать незаконный, по их мнению, ненормативный акт вправе не только сами фирмы, но и их филиалы и представительства. Кроме того, эту миссию могут взять на себя и некоторые государственные органы, муниципалитет, а также прокуратура (п. 2 ст. 198 АПК).

Государственная пошлина по таким искам для предприятий сравнительно невелика и составляет две тысячи рублей (ч. 5 п. 1 ст. 333. 21 НК). А заявления об оспаривании исполнительных действий (или же бездействия) судебного пристава пошлиной и вовсе не облагаются (ч. 7 п. 1 ст. 333.36 НК).

И напоследок.

Установив, что оспариваемый акт или решение не соответствуют законодательству и действительно нарушают права и интересы фирмы-заявителя, арбитры признают акт недействительным, а решение или действие — незаконным (п. 2 ст. 201 АПК). В этом случае судьи обязаны объяснить, что именно должны сделать госслужащие для устранения допущенного нарушения, а также определить порядок и срок восстановления нарушенных прав заявителя. Например, они могут распорядиться, чтобы налоговики возместили фирме НДС, а сотрудники регистрационной палаты — в течение двух месяцев зарегистрировали право на недвижимое имущество.

В общем порядке

Заметим, что решения общего собрания и собраний акционеров не относятся к ненормативным правовым актам. Поэтому их оспаривание происходит в обычном арбитражном производстве.

Общий порядок применяется также в случаях, когда оспаривается правовой акт государства или муниципалитета о закреплении права аренды здания или земельного участка, постановления об изъятии земли и расторжении договора аренды и пр. Словом, когда оспаривание направлено на защиту гражданских прав, возникающих из договорных отношений, а предметом судебного разбирательства между тем является спор о праве собственности, хозяйственного ведения или аренды.

Свои выводы арбитр обязан изложить в решении, как это происходит и в обычном производстве. Оно должно содержать полное официальное название спорного акта или решения, наименование принявшего его госоргана или должностного лица, название законодательного акта, на соответствие которому проверялся оспариваемый документ или решение, а также выводы суда по существу рассмотренного дела. Как правило, такие судебные решения должны либо быть немедленно исполненными, либо судьи сами устанавливают оптимальный срок исполнения решения, пояснив при этом его необходимость в самом решении (п. 7 ст. 201 АПК).

Копии судебного решения в пятидневный срок должны быть разосланы предприятию-заявителю, ответчику, а при необходимости — прокурору или начальнику провинившегося чиновника (п. 9 ст. 201 АПК).

Анна Будневич

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Что такое нормативный правовой акт

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

Читайте также:
Органы валютного контроля: что это значит

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция РФ

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Правительство Амурской области

  • Размер:

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

  • О министерстве
  • Документы
  • Деятельность
  • Кадровая политика
  • Специальная оценка условий труда
  • План проведения контрольных мероприятий
  • План работ и результаты их выполнения
  • Сведения о доходах
  • Видеовизитка министерства

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Рекомендации по определению нормативности правовых актов

Для внесения в муниципальный регистр направляются только нормативные правовые акты.

При определении нормативности акта необходимо руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (пункт 9).

В общем понятии, нормативный правовой акт – это документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции официального органа (должностного лица), либо на местном референдуме, с соблюдением установленной государством процедуры, направленный на возникновение, изменение или прекращение общепринятых правил поведения, распространяющий свое действие на неопределенный круг лиц и рассчитанный на неоднократное применение.

К нормативным правовым актам могут относиться:

1) решения, принятые на местном референдуме (пример: решение принятое на местном референдуме «Об отмене акта», «Об увеличении норм отвода (предельных размеров) земельных участков»)

2) решения представительного органа местного самоуправления (пример: «О бюджете», «О земельном налоге»);

3) постановления Администрации муниципального образования (пример: «О долгосрочной муниципальной целевой программе», «Об установлении предельных тарифов на платные услуги»);

4) Постановления главы муниципального образования (пример: «Об утверждении порядка финансирования расходов»);

5) постановления главы местной администрации (пример: «О правилах проведения антикоррупционной экспертизы»).

Ненормативный муниципальный правовой акт – правовой акт регламентированной формы, изданный в установленном порядке уполномоченным лицом (органом), содержащий индивидуальные предписания, рассчитанные на однократное применение и адресованные конкретному лицу (лицам).

Таким образом, для Регистра не представляются:

1) индивидуальные акты;

2) акты о назначении, перемещении или освобождении от должности, командировках, закреплении жилых и нежилых помещений и предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам и т.п.;

3) акты, действие которых исчерпывается однократным применением;

4) акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

5) акты о созыве совещаний, конференций, съездов и т.п.;

6) акты о сооружении памятников, бюстов, монументов;

7) акты о внесении муниципальных актов и их проектов на рассмотрение и утверждение;

8) акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе акты, содержание которых сводится к извещению об актах других органов);

9) акты о создании, реорганизации, ликвидации, наименовании и переименовании организаций;

10) технические акты (тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;

11) акты рекомендательного характера;

12) акты хозяйственно-распорядительного характера:

13) акты о строительстве и реконструкции конкретных зданий, сооружений предприятий и пуске их в эксплуатацию,

14) акты о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий,

15) о выделении и разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий,

Читайте также:
Специальные права заимствования: что это значит

16) об отсрочке погашения задолженности по ссудам;

17) иные акты хозяйственно-распорядительного характера.

К ненормативным правовым актам могут относиться:

1) решения представительного органа местного самоуправления по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (пример: «О внесении на рассмотрение проекта муниципального акта», «О присвоении звания «Почетный гражданин» отдельным гражданам»);

2) постановления и распоряжения председателя представительного органа муниципального образования по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (пример: «О переносе дня заседания», «Об утверждении решения»);

3) распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (пример: «Об утверждении плана основных мероприятий», «Об утверждении перечня работ, оказанных услуг»);

4) постановления главы муниципального образования (пример: «Об организации противопожарной пропаганды»);

5) распоряжения главы муниципального образования (пример: «Об открытии мемориала»);

6) распоряжения главы местной администрации (пример: «О скосе травы на преддомовых территориях»);

7) распоряжения и приказы иных должностных лиц местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования (пример: «О согласовании перечня работ», «О покупке запчастей»).

Министерством юстиции Российской Федерации от 15.12.2011 №17/91789-ВЕ утверждены методические рекомендации и дан примерный перечень муниципальных правовых актов, не подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов.

В Регистр не включаются следующие муниципальные акты исполнительно-распорядительного и индивидуального характера.

В сфере финансовых и бюджетных правоотношений:

о принятии проекта бюджета на очередной финансовый год;

о проведении публичных слушаний по проекту бюджета на очередной финансовый год;

о выделении, возврате бюджетных средств;

о разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий;

об оплате финансовых обязательств муниципального образования;

об установлении лимитов;

о выполнении функции муниципального заказчика;

о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании;

об отсрочке погашения задолженности по ссудам;

об утверждении отчета по исполнению бюджета за очередной отчетный период.

В сфере владения, пользования и распоряжения имуществом,

находящимся в муниципальной собственности:

об условиях приватизации муниципального имущества;

о продаже муниципального имущества третьим лицам, в том числе посредством торгов;

о владении, использовании и распоряжении долей в праве общей долевой собственности объекта недвижимости;

о закреплении муниципального имущества за муниципальным унитарным предприятием, муниципальным учреждением на соответствующем праве, а также об его изъятии;

о включении (исключении) имущества в состав (из состава) муниципальной казны;

об утверждении реестра муниципального имущества;

о включении (исключении) имущества в реестр (из реестра) муниципального имущества;

о принятии имущества в муниципальную собственность;

об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче в государственную собственность, собственность иных муниципальных образований;

о безвозмездной передаче муниципального имущества;

о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды;

о размещении муниципального заказа;

о передаче муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) третьим лицам;

о создании, ликвидации, реорганизации муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;

об утверждении устава муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;

о внесении изменений в устав муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;

об утверждении промежуточного, ликвидационного баланса муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;

об увеличении (уменьшении) уставного фонда муниципального унитарного предприятия.

В сфере земельных правоотношений:

об утверждении схемы расположения земельного участка;

об утверждении границ земельного участка;

о выборе или предоставлении земельного участка в собственность (аренду), об ином праве;

о разделении (объединении) земельного участка;

о расторжении договора аренды земельного участка;

о прекращении права на земельный участок.

В сфере градостроительной политики и благоустройства:

о предварительном согласовании места размещения объекта;

об утверждении градостроительного плана земельного участка;

о внесении изменений в градостроительный план (схему) земельного участка;

о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки;

о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию;

о приемке (вводе в эксплуатацию) объекта недвижимости;

о присвоении адресов объектам недвижимости;

о присвоении адресов земельным участкам;

об изменении целевого использования объекта недвижимости (здания, строения, сооружения);

о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции;

об аннулировании разрешений на установку рекламной конструкции;

о выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций;

об установлении памятников, мемориальных досок;

о разрешении вырубки зеленых насаждений;

о разрешении на производство земляных работ.

В сфере жилищных правоотношений:

о приватизации муниципальных жилых помещений, сдаче их в аренду, социальный найм (в отношении конкретных лиц);

о предоставлении муниципальных жилых помещений специализированного жилищного фонда;

о включении (исключении) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сводный список на получение безвозмездных субсидий (социальных выплат) на приобретение (строительство) жилья;

о предоставлении гражданам субсидий из местного бюджета на приобретение (строительство) жилья;

об исключении жилых помещений (зданий) из состава специализированного жилищного фонда;

об утверждении протокола комиссии по жилищным вопросам (о предоставлении гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда);

о внесении изменений в техническую документацию многоквартирных жилых домов;

о признании жилого помещения не пригодным для проживания;

о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции);

о согласовании переустройства (перепланировки) жилых помещений;

о переводе жилых помещений в нежилые.

В сфере социальной политики:

об установлении опеки и попечительства;

о прекращении опеки и попечительства, об освобождении от опекунских обязанностей, в том числе временном освобождении или отстранении;

о назначении опекунских пособий конкретным лицам;

о раздельном проживании попечителя с подопечным, достигшим 16 лет;

о направлении конкретных несовершеннолетних в специализированные учреждения;

о разрешении на вступление в брак несовершеннолетнего;

о создании приемной семьи;

о разрешении изменения фамилии несовершеннолетних;

о признании несовершеннолетнего эмансипированным;

о прекращении выплаты денежных средств на несовершеннолетних, достигших совершеннолетия;

о разрешении на распоряжение имуществом несовершеннолетнего;

о заключении несовершеннолетними трудовых договоров;

о награждении конкретных лиц благодарственными письмами, почетными грамотами, присвоении почетных званий;

Читайте также:
Прямое избирательное право: что это значит

о мерах социальной поддержки, социальной помощи, предоставляемых конкретному лицу;

о предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам;

о награждении поощрительными грантами;

о проведении смотра (конкурса), конференции (с конкретной датой);

о проведении торжественного мероприятия, праздника, соревнования.

В сфере трудовых правоотношений:

об оказании конкретным лицам материальной помощи, премировании, единовременном поощрении в связи с выходом на пенсию;

о назначении, об увольнении (освобождении от должности) и перемещении конкретных лиц;

о предоставлении отпусков конкретным лицам;

о командировании конкретного лица;

о назначении ежемесячной денежной компенсации конкретному лицу;

об установлении персональной надбавки;

об отнесении муниципальных учреждений к группе по оплате труда руководителей;

о проведении аттестации;

о наложении (снятии) дисциплинарного взыскания;

об утверждении штатного расписания.

В сфере управления:

об утверждении муниципальных планов, проектов, отчетов, прогнозов;

о плане работы органа местного самоуправления;

о персональном составе рабочих групп и комиссий;

об отчетах рабочих групп, комиссий, должностных лиц;

о назначении конкретного лица на должность (освобождении конкретного лица от должности);

о наделении (снятии) полномочиями лица на совершение каких-либо действий;

о количественном составе депутатов в постоянных комиссиях представительного органа муниципального образования;

об утверждении председателей и персонального состава постоянных комиссий представительного органа муниципального образования;

о разовых поручениях;

о внесении муниципальных актов на рассмотрение и утверждение;

о созыве совещаний, конференций, съездов.

Также не включаются в Регистр муниципальные акты:

отменяющие (признающие утратившими силу), вносящие изменения в вышеназванные муниципальные акты;

содержащие сведения, составляющие государственную тайну;

действие которых исчерпывается однократным применением;

оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе муниципальные акты, содержание

которых сводится к извещению об актах других органов);

о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий;

иные муниципальные акты ненормативного характера.

Правовой акт или разъяснение: ВС решил дело о письме Минфина

ФНС обратилась в Минфин по вопросу исчисления налога нефть с учётом особенностей ее добычи. 29 декабря 2017 года издал письмо № 03-06-05-01/89037 с разъяснением положений Налогового кодекса. Документ содержал инструкцию по расчету налога и допускал возможность увеличения налоговой ставки налога на добычу полезных ископаемых.

АО «Нефтяная компания «Янгпур», которая занимается добычей нефти, обратилась в Верховный суд, чтобы признать незаконным письмо Минфина (Дело №АКПИ 19-774). По мнению компании, документ установил новые нормы права, которые являются обязательными для налогоплательщиков. “Положения письма выходят за рамки адекватного толкования норм налогового законодательства и меняют правовое регулирование”, – сказано в жалобе общества. Нефтяная компания считает, что письмо нарушает его права как налогоплательщика, потому что налагает на него дополнительную налоговую нагрузку: “Базовая ставка налога не может увеличиваться, наоборот, она может только снижаться”.

Минфин в своих возражениях указал, что разъяснения письма являются законными, расчет ставки налога соответствует НК. Такой подход к исчислению заложил закон от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК и отдельные законодательные акты РФ». ФНС также отрицала противоречие письма закону, ведь оно только разъясняет НК и обобщает правоприменительную практику. Минюст полагал, что письмо не соответствует Налоговому кодексу, который разрешает уменьшение налоговой ставки при исчислении налога, но не наоборот.

10 декабря 2019 года ВС решил, что письмо Минфина законно и не содержит в себе норм права. Суд согласился с доводами Министерства и указал, что документ содержит только разъяснения НК.

Нефтяная компания обратилась в апелляционную колегию ВС с жалобой на решение нижестоящей инстанции.

19 марта 2020 года состоялось рассмотрение дела. Представители нефтяной компании и Минюста отсутствовали. Верховный суд в составе председательствующего судьи Владимира Зайцева, Надежды Ксенофонтовой и Алексея Шамова принял решение рассмотреть дело без “Янгпура”.

После изложения обстоятельств дела Зайцев дал слово Алексею Шеляеву, представителю Минфина.

– Уважаемый суд, разъяснение Министерства не создает новых норм, оно разъясняет положение Налогового кодекса. Нефтяная компания ошиблась в толковании письма, которое в полном объеме воспроизводит текст кодекса. Сумма налога на добычу нефти при расчете по формуле в письме и в НК получается одинаковой, потому что формулы идентичны. – объяснил Шеляев.

– Компания заблуждается в расчетах налога. По сути, “Янгпур” оспаривает не письмо Минфина, а сами положения Кодекса, которые устанавливают правила расчета налога. Я представил суду ряд примеров с разными условиями добычи нефти. И ставка только понижается, когда условия добычи сложные. Все это соответствует кодексу, потому что расчеты в письме основаны на законе, – дополнил Шеляева представитель ФНС Александр Матвиенко.

Прокурор также не согласился с доводами жалобы и настаивал на законности акта Минфина.

В итоге ВС постановил отказать нефтяной компании в удовлетворении жалобы и решил, что письмо Минфина законно.

Шеляев (Минфин) дал комментарий “Право.ру”: “Бывают ситуации, когда суд признает акты Минфина незаконными, потому что они содержат нормативный характер. Но в нашей ситуации ВС вынес верное решение. Документ разъяснял порядок расчета налога согласно НК. Вопрос сложный, может, поэтому возникла путаница”.

Ненормативные акты, обязательные к исполнению

Налогоплательщики периодически пытаются обжаловать письма Минфина. Примером может быть решение Президиума ВАС 9 октября 2007 года по делу № 7526/07. “Чепецкий механический завод”обратился в суд, чтобы признать письмо Минфина незаконным. Завод считал, что порядок расчета налога на добавленную стоимость не соответствует НК. ВАС признал документ Минфина недействующим. По мнению суда, в акте содержались новые нормы права, а не разъяснения закона.

ВАС в своем решении от 23 октября 2006 года (Дело № 10652/06) указал, что судам нужно смотреть на само содержание документа. Форма и иные условия (государственная регистрация, опубликование в официальном издании) играют второстепенную роль. Важно выяснить: устанавливает ли акт права и обязанности для неопределенного круга лиц, рассчитан ли на многократное применение. Конституционный суд пришел к такому же выводу в своем Постановлении от 31 марта 2015 г. N 6-ПВ. КС объяснил, что разъяснения, которые являются нормативными актами по содержанию, но не по форме, также должны подлежать судебной проверке.

Читайте также:
Хранение в гостинице: что это значит

Суд первой инстанции посчитал, что содержание письма соответствует Налоговому кодексу, значит, оно норм не содержит, а является их разъяснением, комментирует Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Экологическое право группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) × . По мнению Зарипова, ВС следует указаниям ВАС и КС, и письмо Минфина исследуется не по формальным признакам, которые характеризуют нормативный акт.

“Решения ВС по признанию писем незаконными различны. Есть практика, когда суды вставали на сторону налогоплательщиков, но бывало и наоборот”- добавляет Мария Ильяшенко, управляющий партнер Юридическое партнерство «Курсив» Юридическое партнерство «Курсив» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Налоговое консультирование и споры группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании × . Юрист уверена, что расхождение в судебной практике – следствие того, что такие споры рассматривает административная, а не экономическая коллегия ВС. Налоговые споры обладают определенной спецификой, поясняет эксперт.

“Письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства, о чем Минфин всегда сам пишет в своих письмах, например, Письмо Минфина России от 07 ноября 2013 года № 03-01-13/01/47571 “О формировании единой правоприменительной практики”- объясняет Мария Чурикова, старший юрист Nektorov, Saveliev & Partners Nektorov, Saveliev & Partners Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) 14 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 32 место По выручке × . Но налоговые органы учитывают письма Минфина при проверке налогоплательщиков и производстве доначислений по налогам, когда налогоплательщик поступал не в соответствии с таким письмом, говорит Чурикова.

“Выходит, что письмо не содержит нормативных правил, но и не исполнять его не получится”, – резюмирует Александр Григорьев, руководитель практики налогового консалтинга ФБК Право ФБК Право Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Антимонопольное право (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) Профайл компании × .

Что относится к ненормативным правовым актам

Понятие ненормативного правового акта

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 24 АПК РФ.

По данной категории споров законодателем предусмотрены различные понятия: ненормативный правовой акт и решение государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа. На наш взгляд, это сделано с целью избежать формальных отказов в защите нарушенного права.

Ненормативный правовой акт — это строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме (например, решение налогового органа о привлечении к ответственности; предписание антимонопольного органа; уведомление органа федерального казначейства и т.д.).

Если характеризовать понятие «решение», то в этом случае ненормативный акт может быть выражен не только в виде отдельного документа. Он может заключаться в резолюции на документе, в письме или выражаться в иной форме.

Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставлении земельного участка и т.п.

Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта. Ненормативный правовой акт может незаконно возлагать какие-либо обязанности либо создавать препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

— Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 г. N 65 «О некоторых процессуальных вопросах, возникших при рассмотрении арбитражным судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение НДС по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов»;

— Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 г. N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (п. 18, 19);

Читайте также:
Дефицит платежного баланса: что это значит

— Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. N 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»;

— Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2003 г. N 73 «О некоторых вопросах, связанных с применением частей 1 и 2 статей 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Законодательством может быть введено правило об обязательном предварительном внесудебном обжаловании ненормативного акта (например, обжалование ненормативного акта налогового органа по результатам проверки с 01.01.2009 г. — п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Обжалование ненормативных актов

Однако не всегда все столь гладко, и в ряде случаев чиновники принимают противоречащие закону решения, ущемляющие права определенных лиц.

Так, существует возможность обжаловать принятый чиновником или органом самоуправления ненормативный акт в судебном порядке, однако в несколько нестандартном формате по сравнению с обычным исковым заявлением. Обжалование должно осуществляться в порядке производства по публичным правоотношениям.

Лицо, которое обжалует решение органов власти, должно доказать, что ответчик на самом деле принял такое решение по отношению к нему. Вторая задача – доказать, по какой причине это решение нарушило его права. В свою очередь ответчик обязан доказать собственную точку зрения, т. е. по какой причине им было принято именно такое решение.

Чтобы подать заявление об обжаловании принятого ненормативного акта в судебный орган, необходимо выполнить ряд требований:

  • заявление следует подавать в районный суд по адресу нахождения ответчика;
  • заявление с жалобой на решение органа необходимо подавать либо в районный суд по месту нахождения заявителя, либо в районный суд по месту расположения органа, вынесшего оспариваемое решение;
  • в заявлении указывается наименование судебного органа;
  • в заявлении нужно указать ФИО, адрес проживания и адрес прописки заявителя;
  • в заявлении нужно указать ФИО должностного лица, которое вынесло оспариваемое решение, наименование и адрес органа, в рамках которого подписывался ненормативный акт;
  • поле «заявление» заполнить более расширенно: «Заявление об оспаривании решения органа государственной власти (местного самоуправления)»;
  • суть заявления может излагаться в произвольной форме;
  • изложить, когда были совершены действия или бездействия, которые подлежат обжалованию;
  • объяснить содержание действий/бездействий со стороны ответчика;
  • указать, в чем заключается угроза правам заявителя, какой ущерб был понесен в результате вынесенного решения;
  • приложить доказательства, если таковые имеются (в письменном виде);
  • приложить ксерокопию квитанции об уплате государственной пошлины (если заявитель имеет право ее не вносить, нужно указать причину);
  • каждый документ следует предоставлять в нескольких экземплярах (один для судебного органа, один для ответчика. Если ответчиков несколько, каждый должен получить по одному экземпляру).

Признание ненормативного акта недействительным

Рассмотрение дел о признании нормативного акта недействительным проходит коллегиально. Это означает, что во время судебного заседания должны присутствовать судьи в нечетном количестве, но не меньше троих.

Если ненормативный акт содержит решение об использовании имущества или других материальных активов, в том числе финансовых средств заявителя, по заявлению может быть направлено требование в судебный орган о временном запрете на продажу и использование этих средств.

Решение принимается судом в результате изучения всех сторон дела. Если ответчик сумеет доказать, что его решение не нарушило права заявителя и оно имеет полное обоснование, если заявитель не сможет доказать, что его права были нарушены и он понес ущерб, ненормативный акт не будет признан недействительным. Однако после положительного решения суда в сторону заявителя ненормативный акт считается полностью недействительным.

Решение группы судей арбитражного суда, участвующих в деле, должно излагаться в письменном виде. Содержание решения должно иметь такое разграничение:

  • вводная часть;
  • описательная часть;
  • мотивировочная часть;
  • резолютивная часть.

Каждая из перечисленных выше частей имеет свое отражение в статье 127 АПК РФ.

Согласно статье 135 АПК РФ любое решение арбитражного суда должно вступать в законную силу через месяц после его принятия, однако это не относится к признанию ненормативных актов недействительными. Если суд постановил, что документ, выданный представителем органа государственной власти, не имеет основания, нарушает права и свободы гражданина или нескольких граждан, вследствие чего ненормативный акт должен быть признан недействительным, соответствующее решение принимается прямо в рамках судебного заседания, причем вступает в законную силу немедленно.

Ненормативный правовой акт

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Большой юридический словарь

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц — арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными — граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Решение представительного органа — нормативный или ненормативный правовой акт, принимаемый представительным органом в коллегиальном порядке … Большой юридический словарь

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных полномочий. В А.П. РФ, издаваемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, реализуются полномочия Правительства РФ.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

защита гражданских прав — один из институтов гражданского законодательства, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно ГК РФ З.г.п. осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд, а в случаях,… … Большой юридический словарь

Читайте также:
Открытое акционерное общество: что это значит

Защита гражданских прав — (англ. protection of civil rights) в РФ правовой институт, нормы которого предусматривают механизмы судебных и административных процедур защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав (см. Гражданские права и обязанности), а также иные способы … Энциклопедия права

Ненормативный правовой акт – это решение, которое было вынесено должностным лицом, органом государственной власти или органом местного самоуправления. Процессуальный кодекс предоставляет возможность перечисленным выше представителям инстанций выносить решения, связанные с установлением определенного рода возможностей, ограничений или какого-либо другого вида действий по отношению к определенным лицам. Ненормативный акт может иметь разовое действие и касаться только определенного лица/компании/организации/группы лиц.

Функциональная роль ненормативного акта в отечественном законодательстве велика: на практике часто встречаются случаи, когда нормативные акты невозможно применить к определенному лицу или организации. Тогда в ход идут другие методы и инструменты управления, когда должностное лицо принимает решение установить другую меру разграничения между законом и лицом, по отношению к которому выносится решение.

Нормативно-правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов, именуются подзаконными актами. Их отличие от законов сводится к следующим основным моментам.

Во-первых, если законы являются актами высших представительных (законодательных) органов государственной власти, то подзаконные акты принимаются органами или должностными лицами исполнительной власти (органами государственного управления). Во-вторых, если законы регулируют наиболее значимые, важнейшие общественные отношения, то подзаконные акты регулируют и все другие общественные отношения, которые нуждаются в правовом опосредовании, а также развивают, конкретизируют, детализируют законы.

В-третьих, если законы обладают высшей юридической силой, то подзаконные акты по своей юридической силе уступают законам, подчинены им, отменяются и перестают действовать при их противоречии или несоответствии законам. В-четвертых, если закон всегда создается и принимается коллективно соответствующим представительным органом государственной власти, то подзаконные акты принимаются как коллегиально, так и индивидуально уполномоченными должностными лицами исполнительной государственной власти.

В-пятых, если законы в силу их высшего положения в законодательной системе принимаются по строго и подробно регламентированной процедуре, то подзаконные акты принимаются в менее строгом и детализированном порядке. Наконец, в-шестых, если законы устанавливают лишь общие правила поведения (нормы), то подзаконные акты могут иметь как нормативный, так и ненормативный характер.

Последнее обстоятельство диктует необходимость рассмотрения отличия нормативного от ненормативного правового акта, а также определить назначение каждого из них. Разграничение это имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Оно позволяет со знанием дела осуществлять законотворческую (и правотворческую вообще) деятельность, в каждом конкретном случае использовать именно тот акт, который необходим для достижения соответствующей цели.

Смешение нормативных правовых актов с ненормативными, стирание граней между ними ведут на практике к необоснованному расширению компетенции государственных органов, призванных лишь соблюдать, исполнять и применять законы и иные правовые акты, а отнюдь не выполнять законодательные (правотворческие) функции.

Иначе говоря, без четкого разграничения данных видов правовых актов нарушается целостность, системность и стабильность законодательства, иерархичность правовых актов сообразно их юридической силе, вносится хаос в правовую жизнь, позволяя любому государственному органу принимать как нормативные, так и ненормативные правовые предписания. Это, в свою очередь, порождает неразбериху в порядке издания того или иного правового акта, неопределенность правомочности органа, его издавшего.

Нормативные правовые акты устанавливают общие правила (нормы) поведения людей, рассчитанные на всех участников правоотношений или ограниченную их часть. Они действуют постоянно и непрерывно, применяются многократно при регулировании соответствующих общественных отношений. Ненормативные акты, в отличие от нормативных, устанавливают не общие правила поведения (нормы), а конкретные предписания (распоряжения), обращенные к отдельному индивиду или юридическому лицу, применяются одноразово и после реализации прекращают свое действие.

Нормативные правовые акты не только имеют особую, строго определенную форму выражения (закон, указ, постановление и т. д.) и особую внешнюю структуру (заголовки, преамбулы, разбивка текста на разделы, главы, параграфы, статьи, пункты, части и т. д.), но и характеризуются (особенно законы) устойчивостью, стабильностью.

Данная особенность нормативного акта нередко вступает в противоречие с потребностями динамично развивающейся общественной жизни. Это противоречие снимается, во-первых, тем, что законом закрепляются принципиальные, устойчивые отношения, характерные для устройства общества на данный относительно длительный период его развития;

Отмеченные особенности закона предполагают особую процедуру его принятия, закрепленную в конституции и регламенте парламента.

Отличие нормативных актов от ненормативных не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд.

Связанные с ним трудности коренятся не только в специфике ряда правовых актов, в которых нормативные предписания теснейшим образом переплетаются с ненормативными распоряжениями, не только в том, что не существует абсолютного и исчерпывающего отграничения вопросов, регулируемых ненормативными актами, но и в том, что нормативные акты имеют много общего с ненормативными.

Эта общее состоит прежде всего в том, что, будучи приняты компетентными органами, они обязательны для исполнения всеми государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами. В этой связи напомним еще раз, что одинаковая обязательность различных нормативных и ненормативных правовых актов не означает равнозначности их юридической силы.

Все правовые акты обязательны в смысле их соблюдения, исполнения и применения, но их юридическая сила различна. Юридическая сила правовых актов зависит не от большей или меньшей их обязательности, а от компетенции органа, принявшего правовой акт, от того, общие или конкретные (персонифицированные) предписания содержатся в нем.

С этой точки зрения неодинаковой силой обладают не только правовые акты различных органов, но правовые акты одного и того же органа. Закон, например, обладает большей юридической силой по сравнению с правительственными постановлениями, но меньшей — по сравнению с конституцией.

И нормативные, и ненормативные правовые акты зачастую исходят от одних и тех же государственных органов, причем ненормативные акты обычно дополняют, конкретизируют, персонифицируют нормативные.

Читайте также:
Право оперативного управления: что это значит

Незаконный оборот оружия: что это значит

УК РФ Статья 222. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Незаконные приобретение, передача, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему (за исключением крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) –

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

2. Незаконный сбыт огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов к нему (за исключением крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет”, –

наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до одного года либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев либо без такового.

5. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет”, –

наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев либо без такового.

6. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное организованной группой, –

наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо без такового.

7. Незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему, газового оружия (за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами), пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж, холодного оружия либо метательного оружия –

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.

Примечания. 1. Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности по данной статье. Не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в настоящей статье, а также в статьях 222.1, 222.2, 223 и 223.1 настоящего Кодекса, их изъятие при задержании лица, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий по их обнаружению и изъятию.

2. Для целей настоящей статьи и других статей настоящего Кодекса под огнестрельным оружием понимается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

3. Для целей настоящей статьи и других статей настоящего Кодекса под боеприпасами следует понимать предназначенные для поражения цели предметы вооружения, патроны и метаемое снаряжение, содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: