Неподходящая работа: что это такое, описание и особенности

Подходящая и неподходящая работа

Понятие “подходящая работа” определено в Конвенции МОТ N 44 “О пособиях лицам, являющимся безработными по не зависящим от них обстоятельствам” (1934 г.). в ней приводится ряд критериев подходящей работы: профессия, местонахождение, вознаграждение за работу, условия труда, непричастность к трудовым конфликтам и др. Такие критерии различаются по странам. В одних странах их определения слишком общи и неконкретны. В других странах нормативные акты содержат излишнюю детализацию и большой набор критериев, претендующих на регулирование всех возникающих на практике случаев.

Первый принцип – учет профессии, навыков, способностей, образования, профессионального опыта.

Второй – учет времени, затрачиваемого на проезд к месту работы, необходимости смены местожительства. В ряде стран устанавливается максимальное время ежегодного проезда или время, ежедневно проводимое в связи с работой дома, как, например, в Бельгии, а на практике учитывается и стоимость проезда. В других странах учитывается также возможность ежедневно возвращаться домой, как, например, в Швейцарии, или еженедельно возвращаться домой для холостых, как, например, в Бельгии и Финляндии. В США решение о расстоянии принимается судами. В большинстве стран необходимость смены местожительства обусловливается наличием соответствующего жилья, как, например, в Испании, Финляндии и Швейцарии.

Третий принцип – требования к размеру вознаграждения за работу и условия труда на предлагаемом рабочем месте.

В некоторых странах предусматривается, что уровень вознаграждения на предлагаемом рабочем месте должен быть не ниже, а условия труда – не менее благоприятными, чем те, на которые обычно рассчитывает заинтересованное лицо и которыми оно пользовалось на своей прежней работе.

Это правило, применяемое, например, в Великобритании, позволяет безработным отказываться от предложений с менее благоприятными условиями, чем те, которыми они пользовались на своей прежней работе. В ряде стран, в частности в Австрии, Финляндии, ФРГ и Швеции, в законодательстве учитывается не вознаграждение безработного на прежнем месте работы, а вознаграждение за работу, соответствующую предложенной и устанавливаемой путем коллективного договора или, при отсутствии такого, администрацией предприятий.

В США работа может быть признана неподходящей только в случае, когда заработная плата и другие условия труда существенно менее благоприятны, чем те, что имеются на аналогичных работах в той же местности. Так, в соответствии с законодательством многих штатов США безработный обязан согласиться на работу с заработком не ниже, чем на 10% от того, который имеют в среднем работники этой профессии (специальности).

Четвертый признак отражает непричастность системы поиска подходящей работы к трудовым конфликтам и спорам. Нормативными актами ряда стран, в том числе Швеции, Финляндии, США, Великобритании и др., не предусмотрено предлагать безработным любые вакантные профессии и должности, которые образовались из-за временной приостановки предприятия или производства в связи с индивидуальными или коллективными трудовыми конфликтами.

В отличие от международной практики ст. 4 Закона о занятости населения определен более простой подход к определению подходящей работы. К ней относится такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Как видим, здесь имеют место четыре условия подходящей работы. Остановимся на каждом из них.

Первое условие – профессиональная пригодность гражданина, которая определяется уровнем профессионального образования, подтвержденным соответствующим документом (дипломом, свидетельством); продолжительностью (опытом) работы по имеющейся профессии (специальности) и по другим профессиям, приобретенным в процессе трудовой деятельности, а также уровнем квалификации (разряд, класс, категория). Служба занятости, подбирая гражданам подходящую работу, учитывает квалификационные требования, которые предъявляются работодателями к работникам.

В целях более точного определения профессиональной пригодности гражданина к выполнению работы по вакантной должности целесообразно пользоваться квалификационными характеристиками, содержащимися в тарифно-квалификационных справочниках. Если гражданин имеет несколько профессий, то поиск работы проводится по каждой из них. При этом служба занятости отдает предпочтение при поиске работы той профессии (специальности), по которой гражданин работал перед обращением в службу занятости, а также учитывает желание гражданина и наличие вакансий на рынке труда.

Второе условие – учет условий последнего места работы. Сюда включаются в первую очередь вопросы оплаты и охраны труда.

Третье условие – состояние здоровья гражданина. Служба занятости должна с учетом этого требования вести поиск вакансий. При этом принимаются во внимание возраст гражданина, его физические недостатки, имеющиеся хронические заболевания, а также предрасположенность к определенным видам заболеваний.

Некоторые работники, к примеру, имеющие специальность химика, не могут трудиться на всех предприятиях химической промышленности из-за того, что некоторые вещества для отдельных лиц являются аллергенами, провоцируют кожные заболевания или заболевания органов дыхания. В таких случаях работнику нужно иметь медицинское заключение. Для инвалидов подходящей может считаться только та работа, которая соответствует рекомендациям медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК).

Четвертое условие – транспортная доступность рабочего места.

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. На практике величина максимальной удаленности устанавливается нормативными актами субъектов РФ или для всех работников, или в зависимости от категорий граждан, нуждающихся в трудоустройстве, например для инвалидов, женщин, имеющих детей, и т.д.

Читайте также:
Патентная оговорка: что это такое, описание и особенности

Например, в Москве для одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей-инвалидов, имеются ограничения; они должны тратить на дорогу от дома до работы не более одного часа, а инвалиды и беременные женщины – до 45 минут. Служба занятости здесь учитывает как протяженность маршрутов различного вида общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро, электричка и др.), так и места пересадок с одного вида транспорта на другой с тем, чтобы время в пути от дома до работы было минимальным.

Для некоторых категорий граждан п. 3 ст. 4 предусматривает, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера, требующая или не требующая предварительной подготовки.

Согласно п. 4 ст. 3 подходящей не может считаться работа, если ее условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда. В этой связи необходимо, в частности, иметь в виду предусмотренные ТК РФ ограничения на применение труда лиц в возрасте до 18 лет и женщин.

Так, согласно ст. 265 ТК РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами.

Необходимо учитывать требования ТК РФ также при подборе работы для женщин. Например, согласно его ст. 253 ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Решение службы занятости о признании предлагаемой работы подходящей в случае несогласия с этим обратившегося гражданина, как и по другим вопросам, может быть обжаловано в вышестоящий орган службы занятости или в суд, как это предусмотрено ст. 11 Закона.

Понятие подходящей и неподходящей работы.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

в статье 4 п.3 «Закона о занятости в РФ» также оговорено, что подходящей может считаться – любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, в т.ч. неквалифицированная работа, для:

· граждан, не работающих более года;

· впервые ищущих работу (ранее не работавшие) и не имеющих профессии (специальности)

· уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия

· прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность

· вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства

· состоящих на учете в службе занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавших

· направленных органами Службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия

· обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ

Подходящей не может считаться работа, если она связана:

· с переменой места жительства без согласия гражданина

· условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда

· предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в данном регионе

Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству. Оплата труда, рабочее время совместителей.

Совместительство представляет собой выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого работодателя на условиях трудового договора (ст. 282 ТК РФ).

Особенностям регулирования труда лиц, работающих по совместительству, посвящена гл. 44 ТК РФ. На основании ст. 282 ТК РФ можно сделать вывод, что работа на условиях совместительства отвечает следующим требованиям:

  • выполняется на условиях трудового договора;
  • осуществляется в свободное от основной работы время, то есть по окончании рабочего дня (рабочей смены) по основной работе, в том числе в выходные дни, во время отпуска;
  • подлежит оплате работодателем.

В соответствии с нормами трудового законодательства при совместительстве обязательным является заключение письменного трудового договора. В договоре и в приказе (распоряжении) о приеме на работу должно быть указано, что работа выполняется по совместительству.

РАБОТА И ОПЛАТА

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

Норма рабочего вр0емени для лиц, работающих по совместительству, определяется по соглашению сторон и фиксируется непосредственно в трудовом договоре. Режим рабочего времени также определяется соглашением между работником и работодателем и закрепляется трудовым договором (может быть оформлен в виде графика работы).

Читайте также:
Преднамеренное банкротство: что это такое, описание и особенности

Ежедневная предельная продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не может превышать 4 часов, еженедельная — 20 часов при норме рабочего времени 40 часов в неделю. То есть продолжительность работы не может превышать половины нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников.

Полный рабочий день (без ограничения четырьмя часами рабочего времени) можно устанавливать совместителям в их выходные дни по месту основной работы (ст. 284 ТК РФ), в период любых отпусков и в иных случаях, когда по основному месту работник свободен от исполнения трудовых обязанностей. Однако при этом месячная норма рабочего времени совместителя не должна превышать половины от нормы, установленной для соответствующей категории работников.

В соответствии с ч. 2 ст. 284 ТК РФ названные ограничения продолжительности рабочего времени совместителя можно не соблюдать, если:

  • по основному месту работы работник приостановил работу из-за задержки выплаты ему заработной платы (ч. 2 ст. 142 ТК РФ);
  • работник отстранен от работы по состоянию здоровья (в соответствии с медицинским заключением) с сохранением должности в случаях, предусмотренных чч. 2 и 4 ст. 73 ТК РФ.

Данные о рабочем времени, отработанном по совместительству, отражаются в табеле учета рабочего времени. При выполнении трудовых обязанностей на условиях внутреннего совместительства отработанное работником время отражается в табеле отдельно по основной должности и по совместительству, при этом работнику могут присваиваться два табельных номера.

ОПЛАТА ТРУДА

Нормы Трудового кодекса РФ не устанавливают каких-либо особенностей оплаты труда совместителей. При повременной системе оплаты труда заработная плата определяется пропорционально отработанному времени. В случае сдельной оплаты труда — в зависимости от выработки либо на условиях, определенных трудовым договором.

Если лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, установлены нормированные задания (например, нормы убираемой площади для уборщицы), то оплата труда производится за фактически выполненный объем независимо от того, какое время было затрачено на выполнение задания.

Работая по совместительству, работник, как и основной персонал, имеет право на различные доплаты и надбавки, установленные трудовым законодательством, локальными нормативными актами работодателя, коллективным договором.

Кстати. Статья 133 ТК РФ требует, чтобы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, была не ниже минимального размера оплаты труда. Однако, поскольку работа по совместительству фактически является работой на условиях неполного рабочего времени, заработная плата за месяц может быть ниже этого уровня.

Зарплата работнику-совместителю, как и любому другому работнику, должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца (ч. 6 ст. 136 ТК РФ).

Работодателям также следует помнить, что совместители (и внутренние, и внешние) имеют право на получение пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (при условии, что они работали по совместительству у одного и того же работодателя в течение двух предыдущих календарных лет)[2].

Для выплаты пособия при внутреннем совместительстве работник представляет один листок нетрудоспособности. При внешнем совместительстве по каждому из мест работы представляется отдельный листок нетрудоспособности (по месту работы на условиях совместительства — с пометкой «внешнее совместительство» и указанием реквизитов основного листка нетрудоспособности).

Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы

Статья 4. Подходящая и неподходящая работа

1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:

(в ред. Федеральных законов от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

Читайте также:
Постановление прокурора: что это такое, описание и особенности

обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

4. Подходящей не может считаться работа, если:

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее – прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 175-ФЗ)

Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения

1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые);

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;

(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ)

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм;

создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости.

(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ)

Статья 6. Законодательство о занятости населения

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006))

1. Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006))

2. Законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006))

Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения относятся:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере занятости населения;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере занятости населения;

3) разработка и реализация государственных программ Российской Федерации в сфере занятости населения и контроль за их исполнением;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 425-ФЗ)

Читайте также:
Недобросовестная конкуренция: что это такое, описание и особенности

4) установление норм социальной поддержки безработных граждан;

5) разработка и реализация мер в сфере занятости населения, за исключением мер в области содействия занятости населения, реализация которых отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

6) формирование средств на социальную поддержку безработных граждан и контроль за их целевым использованием;

7) координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости;

8) разработка прогноза баланса трудовых ресурсов Российской Федерации, осуществляемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на:

1) снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;

2) оказание содействия в трудоустройстве многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;

3) повышение мобильности трудовых ресурсов. Правительство Российской Федерации вправе утверждать перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным (далее – перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации).

(пп. 3 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ)

3. К полномочиям уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти относятся:

1) принятие нормативных правовых актов в сфере занятости населения по вопросам, установленным настоящим Законом;

2) обобщение практики применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения;

3) издание методических рекомендаций по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в сфере занятости населения, по разработке региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 425-ФЗ)

4) утверждение обязательных для исполнения административных регламентов предоставления государственных услуг по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

5) утверждение перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

6) установление нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, целевых прогнозных показателей в области содействия занятости населения и осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

7) проведение мониторинга и оценки качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, эффективности реализации дополнительных мероприятий на рынке труда субъектов Российской Федерации;

8) установление порядка исчисления среднего заработка для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

9) информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

10) проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда Российской Федерации;

11) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан с выдачей обязательных для исполнения предписаний;

12) осуществление надзора и контроля за:

нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;

осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;

13) осуществление проверок, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения в части государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации;

14) формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

15) утверждение форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения и предписаний, предусмотренных подпунктами 11 и 12 настоящего пункта;

16) установление форм отчетности, требований к содержанию отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

17) установление в целях содействия занятости инвалидов порядка, формы и сроков обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;

(пп. 17 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

18) утверждение типовой региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов;

(пп. 18 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ)

19) утверждение порядка предоставления сертификата на привлечение трудовых ресурсов (далее – сертификат) и его формы;

(пп. 19 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ)

20) утверждение требований к критериям отбора инвестиционных проектов, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов.

(пп. 20 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ)

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 212 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Подходящая работа

Правовая категория “подходящая работа” служит целям согласования, достижения взаимоприемлемого баланса индивидуальных запросов безработного в сфере труда и возможностей общества по их удовлетворению.

Во-первых, она наполняет конкретным содержанием общую конституционную формулировку о свободе выбора рода занятий и профессий, закрепляя критерии занятости, в отношении которых необходим учет индивидуальных особенностей и требований работника.

Читайте также:
Правовая аксиома: что это такое, описание и особенности

Во-вторых, данная категория устанавливает принципы согласования этих требований и возможностей их удовлетворения, а также пределы притязаний граждан в отношении тех или иных условий труда.

В-третьих, она переводит абстрактную возможность трудиться в избранной сфере деятельности и по избранной профессии в конкретное правомочие безработного на содействие в получении работы определенного качества и на материальное обеспечение на период поиска такой работы.

Критерии, учитываемые при определении подходящей работы, установлены и Конвенцией МОТ № 168 “О содействии занятости и защите от безработицы”, принятой 21 июня 1988 года.

В соответствии со ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника, с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места его работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья; транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Одной из основных характеристик подходящей работы, как видно из содержания приведенной нормы, является ее соответствие профессиональной пригодности работника, его профессии (специальности), квалификации. Поэтому при выборе подходящей работы, на которую может претендовать безработный и которую может предложить ему орган службы занятости, в первую очередь обращается внимание на наличие у работника профессиональных и квалификационных качеств.

При отсутствии работы, соответствующей профессиональной пригодности безработного, он вправе в течение всего первоначального периода безработицы ожидать соответствующей вакансии, реализуя право на пособие по безработице.

Вместе с тем безработный может дать согласие и на предоставление ему работы, несходной по характеру и выполняемым функциям с прежней работой, или работы по более низкой квалификации, а также на участие в общественных работах, переподготовку или повышение квалификации.

Устанавливая определенные гарантии содействия в поиске подходящей работы со стороны органов службы занятости, Закон также направлен и на активный поиск самим безработным удовлетворяющей его работы, на материальную и моральную заинтересованность работника в быстром приобретении нового места работы и на конструктивное сотрудничество с органами службы занятости.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:

  • впервые ищущих работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющих квалификации;
  • уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
  • отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев, а также более трех лет не работавшие;
  • обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Подбор работы таким гражданам требует их предварительной трудовой адаптации, и поэтому для них признается подходящей любая оплачиваемая работа, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что граждане, уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность, не утрачивают своих профессиональных навыков. У них сохраняется прежняя профессиональная подготовка. Причины, по которым они стали безработными, никак не влияют на уровень их профессиональной подготовки, поэтому представляется, что для таких граждан подходящей должна признаваться работа, соответствующая их профессиональной пригодности с учетом уровня профессиональной подготовки.

Тем же, кто стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, состоит на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работал, т.е. тем, кто утратил мотивацию и навыки к трудовой деятельности, целесообразно прежде всего предложить восстановить (повысить) квалификацию или получить смежную специальность и только в случае отказа – предлагать работу, не требующую предварительной подготовки. Иначе говоря, подходящей работой для этой категории граждан должна считаться любая, в том числе неквалифицированная работа при условии, что им предлагалось восстановить (повысить) квалификацию, получить смежную специальность, но они отказались.

Важным критерием подходящей работы является ее соответствие состоянию здоровья потенциального работника. При подборе подходящей работы с учетом состояния здоровья принимается во внимание возраст гражданина, его физические особенности, наличие хронического заболевания, а также предрасположенность к определенным видам заболеваний. Для того чтобы состояние здоровья гражданина было учтено органами службы занятости при подборе подходящей работы, необходимы соответствующие медицинские документы. Однако представление таких документов по Закону о занятости не требуется. Исключение составляют лишь лица, признанные инвалидами. Они должны представлять индивидуальную программу реабилитации инвалида, содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (п. 2 ст. 3 Закона о занятости). Таким образом, граждане, не относящиеся к категории инвалидов, но имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, не представившие соответствующие документы, не могут требовать учета состояния здоровья при предложении им подходящей работы.

Читайте также:
Приграничная торговля: что это такое, описание и особенности

Подходящей не может считаться работа , если:

  • она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
  • условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  • предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы). Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее – прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Описание характеристик условий труда имеет особое значение при работе в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях. Потенциальный работник должен заранее знать, выполняются ли работодателем возложенные на него обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, перечень которых содержится в ст. 212 Трудового кодекса РФ. Иные условия труда (работа в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях, наличие компенсаций и льгот за работу в таких условиях), которые Трудовым кодексом РФ отнесены к разряду существенных (ст. 57 ТК РФ), при определении подходящей работы во внимание не принимаются. В связи с этим неправомерным будет считаться отказ безработного от работы во вредных условиях труда, если ему такая работа не противопоказана по состоянию здоровья, или от работы с частыми и продолжительными командировками, многосменной работы и т.п.При определении подходящей работы используется также представляющий жизненно важный интерес для потенциального работника критерий максимальной удаленности предлагаемой работы от места жительства безработного. Статьей 4 Закона о занятости предусмотрено, что смена постоянного места жительства возможна только с согласия безработного. Кроме того, новое место работы должно находиться в пределах транспортной доступности. В соответствии с Законом о занятости максимальную удаленность подходящей работы от места жительства безработного предписано определять органам службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности с учетом нормативных актов по данному вопросу органов местного самоуправления.

Закон о занятости не обязывает органы службы занятости при подборе подходящей работы учитывать особенности личного, в том числе семейного положения безработного, однако на практике органы службы занятости учитывают пожелания безработных граждан, а также в определенной степени принимают во внимание соответствие предлагаемой работы особенностям личного и, прежде всего, семейного положения граждан.

Что это — неподтвержденный и подтвержденный аккредитив?

  • Неподтвержденный аккредитив – это что?
  • Подтверждающий банк по аккредитиву – это…
  • Особенности расчета посредством подтвержденного аккредитива

Неподтвержденный аккредитив – это что?

Открывая по поручению и в соответствии с указаниями плательщика аккредитив, банк-эмитент (далее — БЭ) принимает на себя одностороннее обязательство произвести перечисление денежных сумм в размере аккредитива в пользу получателя (бенефициара) при условии представления последним в банк документации, отвечающей условиям аккредитивного договора (п. 1 ст. 867 Гражданского кодекса РФ).

Обратите внимание! Исполняющий банк (далее — ИБ), т. е. банк, который непосредственно производит исполнение аккредитива, может по просьбе БЭ принять на себя обязательство по перечислению средств бенефициару при исполнении таким бенефициаром условий аккредитива (п. 1 ст. 870 ГК РФ). Говорят при этом о подтвержденном аккредитиве.

Открытие подтвержденного аккредитива – это своего рода гарантия более высокой степени надежности операции по расчетам между плательщиком и получателем.

Подтвержденный аккредитив – это только безотзывный аккредитив (т. е. не подлежащий изменению или отмене БЭ без получения на то согласия бенефициара). Подробности в статье Что такое безотзывный аккредитив?

Аккредитив, в отношении которого ИБ не представил свое подтверждение, называется неподтвержденным. Если ИБ не согласен подтвердить аккредитив, он должен уведомить об этом БЭ в срок не позднее 3 рабочих дней начиная со дня поступления аккредитива.

Если иное не регламентировано условиями аккредитива, ИБ вправе озвучить условия аккредитива получателю средств без своего подтверждения (п. 6.11 положения «О правилах …», утв. Банком России от 19.06.2012 № 383-П, далее — правила № 383-П). Как видно, по умолчанию аккредитив является неподтвержденным.

Подтверждающий банк по аккредитиву – это…

Выше мы уже коснулись данного вопроса: подтверждающим банком по аккредитиву может выступать именно ИБ, который имеет право по собственному усмотрению подтверждать или не подтверждать безотзывной аккредитив.

Однако безосновательный отказ ИБ, подтвердившего аккредитив, от исполнения этого подтвержденного аккредитива в соответствии с условиями обязательства недопустим и может повлечь применение в отношении такого банка мер гражданской ответственности. ИБ, подтвердивший аккредитив, может закрыть/изменить аккредитив только при наличии согласия бенефициара.

Читайте также:
Присяжный поверенный: что это такое, описание и особенности

Так, в указанном случае суд может привлечь подтверждающий банк к такой мере, как уплата процентов по ст. 395 ГК РФ (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.1999 № 39, далее — ИП № 39).

Также ИБ не может освобождаться от ответственности за отказ от исполнения этого подтвержденного аккредитива в связи с истечением срока его действия, если бенефициар представил в банк надлежащие документы для окончания названного срока (п. 12 ИП № 39).

Важно! Наличие рассматриваемого дополнительного обязательства ИБ вместе с тем не означает, что этот банк обязан перевести денежные средства при любых обстоятельствах.

Для осуществления данной операции условия аккредитива должны быть выполнены бенефициаром надлежащим образом, т. к. в противном случае ошибочно переведенные средства, возмещенные впоследствии ИБ плательщику, могут быть взысканы ИБ с их получателя как неосновательное обогащение (п. 14 ИП № 39).

Получатель при этом также может быть привлечен к соответствующим мерам ответственности, например взысканию процентов по ст. 395 ГК РФ в пользу уже ИБ (например, решение АС Кировской обл. от 15.04.2011 по делу № А28-11431/2010).

Кто такой аппликант по аккредитиву, рассказывает эксперт КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Особенности расчета посредством подтвержденного аккредитива

Схема расчетов при использовании в ней именно подтвержденного аккредитива – это по своей сути та же схема расчетов с неподтвержденным аккредитивом. В общем виде она может быть представлена так:

  • БЭ по заявлению покупателя и согласно его указаниям открывает аккредитив.
  • БЭ перечисляет денежные средства в распоряжение ИБ (покрытый аккредитив) или предоставляет последнему право списывать деньги со счета БЭ, открытого в ИБ (непокрытый аккредитив). На данном этапе БЭ может обратиться к ИБ за подтверждением обязательства также со стороны последнего.
  • ИБ извещает бенефициара об открытии аккредитива.
  • Стороны основного договора (т. е. плательщик и получатель) заключают соответствующую сделку.
  • Бенефициар представляет надлежащим образом в ИБ (или в отдельных случаях БЭ) требуемую документацию.
  • ИБ производит перечисление средств на счет бенефициара.

Как видно, главным отличием является то, что БЭ обращается к ИБ с просьбой о подтверждении аккредитива. При этом последний правомочен отказать в подтверждении.

Важно! Учитывая тот факт, что подтвержденным может быть только безотзывной аккредитив, отмена/изменение условий подтвержденного аккредитива возможны лишь при наличии согласия на то не только бенефициара, но и ИБ.

Итак, подтвержденный аккредитив – это аккредитив, в отношении которого исполняющий банк принимает на себя дополнительное к обязательству банка-эмитента обязательство по исполнению данного аккредитива. В противном случае аккредитив считается неподтвержденным.

Что такое аккредитив

Зачем он нужен и как оформить

Предположим, одна компания хочет купить что-то у другой, но стороны сделки не особо друг другу доверяют. Тогда они могут заключить сделку через банк — он будет выступать посредником. Покупатель переведет деньги в банк, банк их заморозит, а продавец получит их, только если исполнит свои обязанности по договору. Для покупателя это гарантия, что продавец не сбежит с деньгами, для продавца — что покупатель не обманет его с оплатой.

Аккредитив — это как раз такая банковская операция. В ней участвуют три стороны:

  1. Плательщик (приказодатель) — тот, кто покупает.
  2. Банк (эмитент) — тот, кто удерживает деньги до исполнения договора.
  3. Продавец (бенефициар) — тот, кто получит деньги после исполнения договора.

Важное условие: платеж — раскрытие аккредитива — проходит только после того, как получатель денег представит заранее оговоренные документы. Например, подтвердит поставку товара или переход права собственности. Это удобно, когда партнеры заключают сделку в первый раз и не уверены друг в друге.

Как работает аккредитив

Например, одна компания продает другой здание. Стороны заключают договор, в котором указывают, что производят расчеты по аккредитиву. Схема будет такой:

  1. Банк открывает счет на имя продавца.
  2. Покупатель перечисляет на счет деньги, но продавец их пока не получает. Он просто знает, что деньги уже в банке и под защитой.
  3. Продавец переоформляет недвижимость на покупателя.
  4. Продавец представляет банку доказательство, что он переоформил здание на покупателя, например выписку из ЕГРН.
  5. Банк разрешает продавцу забрать деньги.

Таким образом, банк в этом случае выступает гарантом надежности сделки: плательщик уверен, что получит товар, а продавец — деньги.

Законодательное регулирование. На территории России расчеты по аккредитиву регулируются параграфом 3 главы 46 Гражданского кодекса РФ и нормативами Центробанка. Международные аккредитивы выпускают в соответствии с общими правилами, которые приняла Международная торговая палата.

Отличия от банковской ячейки и счета эскроу. Банковская ячейка используется для расчетов наличными, а аккредитив — это безналичный платеж. Как и в случае с аккредитивом, в условиях договора аренды ячейки плательщик может прописать, что бенефициар получает доступ к сейфу, только если предъявит определенный документ. Например, выписку из ЕГРН, если речь идет о купле-продаже недвижимости.

Читайте также:
Отчетный год: что это такое, описание и особенности

В отличие от аккредитива, банк не несет ответственности за сами деньги в ячейке — только за ограничение доступа к ней. Поэтому если продавец вскроет ячейку, а внутри ничего не окажется, кражу доказать не получится.

На счете эскроу, как и на аккредитиве, деньги блокируются, пока продавец не представит покупателю подтверждающие сделку документы. Например, если речь идет о недвижимости, это может быть та же выписка из ЕГРН. Но у аккредитива, в отличие от счета эскроу, возможности шире. Например, в сделках с аккредитивами можно применять векселя. Вексель — ценная бумага, которая подтверждает обязанность должника выплатить ее владельцу указанную в документе сумму через определенный срок.

Получить деньги от банка по аккредитиву может не только сам продавец, но и указанное им третье лицо. В случае со счетом эскроу деньги переведут только бенефициару, указанному в договоре.

Аккредитив бывает отзывным: плательщик может в любой момент отменить его, не уведомляя об этом бенефициара. С эскроу так не получится.

В случае с аккредитивом банк лишь посредник — третье лицо, которое переводит деньги, если продавец представил все нужные документы. При расчетах по эскроу банк принимает непосредственное участие в сделке: он обязан проверить, действительно ли выполнены все условия.

Плюсы и минусы аккредитива

Главное преимущество аккредитива — гарантия надежности сделки для обеих сторон договора. Плательщик не рискует деньгами, как если бы работал по предоплате, а бенефициар уверен, что точно получит платеж после того, как представит необходимые документы.

Минус этой формы расчетов — сложный документооборот. Бенефициар должен юридически точно соблюсти все условия аккредитива. Если банк обнаружит расхождения в полученных документах, он не переведет деньги.

Еще один недостаток — комиссия, которая в разных банках составляет в среднем 0,1—0,6% от суммы платежа.

Если аккредитив используется при расчетах в ипотечных сделках, банк может предложить свои условия, например фиксированную стоимость за использование аккредитива.

Сфера применения аккредитивов

Торговые операции внутри страны. Аккредитивы, как правило, применяются в России при крупных сделках. Такой вид гарантии используется в сделках, связанных с акциями и долями в ООО. В этом случае условием платежа бенефициару будет документ, подтверждающий изменение записи в реестре владельцев ценных бумаг или ЕГРЮЛ.

Крупные сделки между физическими лицами. Физические лица чаще всего используют аккредитив при покупке недвижимости. Если речь идет о сделках с другим имуществом, можно передать товар, например автомобиль, одновременно с оплатой. В случае же , скажем, с жильем придется ждать регистрации перехода права собственности в Росреестре.

Экспортно-импортные операции. В международных сделках с использованием аккредитива, в отличие от внутрироссийских, принимают участие сразу два банка: один на стороне импортера, другой — экспортера. Вот как проходит сделка после того, как стороны заключили контракт:

  1. Импортер-плательщик открывает аккредитив в банке-эмитенте в своей стране.
  2. Банк-эмитент сообщает об аккредитиве банку экспортера-бенефициара — его называют авизирующим банком.
  3. Авизирующий банк уведомляет бенефициара, что аккредитив открыт.
  4. Бенефициар оформляет все необходимые документы и поставляет товар плательщику.
  5. Бенефициар передает документы о поставке в авизирующий банк.
  6. Авизирующий банк проверяет документы на соответствие условиям аккредитива и, если все в порядке, направляет их в банк-эмитент.
  7. Банк-эмитент также проверяет документы, если все в порядке, передает их плательщику и переводит бенефициару деньги.

Кроме гарантии надежности сделок международный аккредитив используют как выгодный инструмент финансирования импортных контрактов. Импортер может получить в банке-эмитенте кредит на выплату по аккредитиву. Причем сам банк возьмет эти деньги взаймы за рубежом по ставкам международного рынка, которые ниже российских. Таким образом, импортер фактически получит еще и выгодный кредит на финансирование своего контракта.

Виды банковских аккредитивов

Отзывный и безотзывный. Отзывный аккредитив может быть аннулирован или изменен банком по поручению плательщика в любой момент, и тогда деньги перечислены не будут. Уведомлять об этом бенефициара ни банк, ни плательщик не обязаны. При экспортно-импортных операциях такие аккредитивы по правилам Международной торговой палаты не применяются.

Безотзывный аккредитив тоже можно отозвать, но для этого банк должен направить получателю денег уведомление.

Аккредитив считается отмененным или измененным с того момента, как бенефициар даст на это согласие банку.

Аккредитив по умолчанию считается безотзывным, если в его тексте отдельно не указано, что он отзывной.

На практике чаще всего используются именно безотзывные аккредитивы, так как сам факт того, что аккредитив может быть отозван, сводит к нулю все преимущества такой формы расчета: стопроцентной гарантии, что поставку оплатят, уже нет.

Подтвержденный и неподтвержденный. По просьбе банка, который выпустил безотзывный аккредитив, его может подтвердить другой банк. После этого платить бенефициару обязан подтверждающий банк. Причем независимо от того, перечислил ли ему деньги банк-эмитент.

Компания из России хочет продать товар партнерам из Венесуэлы. В схеме используют аккредитив, но продавец знает, что в этой южноамериканской стране экономический кризис, и не уверен, что покупатель оплатит товар. Чтобы партнер был спокоен, венесуэльская фирма обращается в крупный международный банк, который готов подтвердить аккредитив — выступить гарантом сделки. Если покупатель получит товар, но не найдет денег, продавец все равно получит платеж от подтверждающего банка.

Читайте также:
Обыкновенная акция: что это такое, описание и особенности

Покрытый и непокрытый. Открывая покрытый — депонированный — аккредитив, банк-эмитент сразу перечисляет деньги плательщика исполняющему банку. Именно этот исполняющий банк и будет платить бенефициару. Депонированные аккредитивы используют при расчетах на территории России.

Одна фирма покупает у другой товар и рассчитывается по аккредитиву. Чтобы убедить продавца, что он гарантированно получит деньги, покупатель сразу перечисляет всю сумму на счет в банке-эмитенте, а тот тут же переводит ее в банк, где обслуживается продавец. Правда, получить их он сможет только после поставки, но при этом он знает, что обещанные деньги существуют в природе, больше того, они уже зачислены в его банк.

При экспортно-импортных расчетах финансовые организации чаще всего работают по непокрытым аккредитивам. Их еще называют гарантированными. Исполняющий банк открывает в банке-эмитенте корреспондентский счет на сумму контракта, а потом списывает с него деньги по мере того, как платит бенефициару.

Кумулятивный и некумулятивный. Если банк разрешает плательщику зачислить не потраченную по текущему аккредитиву сумму на счет нового, такой аккредитив называется кумулятивным. Если неистраченные деньги возвращаются плательщику обратно, это некумулятивный аккредитив.

Когда компания часто работает с аккредитивами в одном и том же банке, есть смысл использовать кумулятивный аккредитив: не выводить деньги, если они вдруг остались, обратно, а перебросить их на оплату новой сделки.

Переводной (трансферабельный). Переводной аккредитив позволяет произвести выплату другому бенефициару, не являющемуся контрагентом плательщика по конкретной сделке. В этом случае плательщик должен подать в банк заявление и указать, кто имеет право получить деньги по аккредитиву.

Переводной аккредитив дает плательщику возможность рассчитаться с другими своими контрагентами, не переводя деньги со счета на счет.

Фирма закупает в долг металл, делает из него гвозди и продает. При этом с поставщиками металла она рассчитывается только после того, как реализует гвозди. В этом случае есть смысл сократить цепочку движения денег: поставщик металла будет получать деньги от покупателя гвоздей напрямую через переводной аккредитив.

Револьверный. Револьверный аккредитив открывают, когда сделка растянута по времени. Например, продавец поставляет товар партиями, а покупатель платит частями. Плательщик в этом случае может вносить деньги на аккредитив по мере того, как происходят расчеты.

Две компании сотрудничают постоянно, и нет смысла открывать для каждой сделки новый аккредитив, если можно сделать один «длинный» — револьверный.

Циркулярный аккредитив позволяет плательщику оплачивать свои счета в пределах определенной суммы через банки — агенты эмитента, например за границей.

С красной оговоркой. Аккредитив с красной оговоркой дает бенефициару возможность получить аванс до представления всех необходимых документов. Такое название появилось из-за того, что банки, выпускавшие в прошлом аккредитивы на бумажных бланках, выделяли оговорку об авансе в тексте красным цветом.

Резервный ( Stand-By ). Резервные аккредитивы используются для торговли со странами, где запрещены банковские гарантии, например США. Но по сути, резервный аккредитив является именно гарантией: банк-эмитент обязуется рассчитаться с бенефициаром от имени плательщика, даже если у того не будет денег.

Понятие аккредитива и его виды

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Что собой представляет аккредитив?
  2. Основные особенности
  3. Преимущества и недостатки аккредитива
  4. Разновидности аккредитивов
  5. Формы расчетов по аккредитиву

Аккредитив – счет в банковском учреждении, посредством которого осуществляются торговые операции. Повсеместно используется практически во всех развитых странах, распространяется и внутри российского рынка. Основное назначение аккредитива – обеспечение финансовой безопасности в рамках торговых взаимоотношений.

Что собой представляет аккредитив?

Деятельность любой крупной компании сопряжена с заключением сделок, разветвленными партнерскими отношениями. Данная сфера богата недобросовестными людьми, а потому возникает насущная необходимость в обеспечении защиты своего предприятия. В качестве защитной функции и выступают аккредитивы. Это надежный банковский инструмент для финансовой безопасности.

Аккредитив – это счет, открытый в банке, на котором резервируются деньги. Используется при проведении торговых операций. Средства на него поступают от отправителя. Получателю они выдаются только в том случае, если он выполнил все пункты договора по сделке.

Банк является гарантом. Его функция в рамках операции – выдача средств и ответственность за это. Деньги предоставляются только при выполненных условиях, определенных отправителем или обоими участниками сделки. Применяться данная форма взаиморасчетов может и между российскими партнерами, и при международных операциях.

Вопрос: Применяется ли для целей налога на прибыль ст. 269 НК РФ при учете в расходах комиссионного вознаграждения, уплаченного по аккредитиву (ст. 269 НК РФ)?
Посмотреть ответ

ВНИМАНИЕ! Аккредитив предполагает участие двух финансовых учреждений. Это банк-эмитент и банк-исполнитель.

Основные особенности

Аккредитив – сравнительно новая форма расчетов на российском рынке. Не все ею пользуются, что вызвано, зачастую, непониманием механизма подобных сделок. Объяснить его проще на примере поэтапной работы аккредитива:

  1. Заключение договора между партнерами. В документе должны быть оговорены условия, при которых деньги будут переведены от одного лица к другому.
  2. Одна из сторон сделки обращается в банковское учреждение и открывает счет. На нем резервируется сумма, прописанная в договоре. К примеру, если поставщику нужно заплатить 500 000 рублей, то вносимая на счет сумма будет аналогичной.
  3. Поставщик также обращается в банк-исполнитель. В учреждение относятся ценные бумаги.
  4. Банк-эмитент предоставляет банку-исполнителю сведения о том, что был открыт счет.
  5. Банк-исполнитель сообщает поставщику информацию об открытии счета.
  6. Поставщик выполняет все условия по договору, после чего предоставляет в банк-исполнитель документы, подтверждающие исполнение всех обязательств.
  7. Предоставленные бумаги проверяются на предмет соответствия поставленным условиям.
  8. Поставщик может получить средства по договору. Выдача их может проводиться любым из двух банков.
Читайте также:
Отчетный год: что это такое, описание и особенности

Вопрос: Как отразить в учете покупателя открытие покрытого (депонированного) аккредитива в целях оплаты приобретаемого товара и плату за открытие этого аккредитива?
Стоимость товара, установленная договором купли-продажи, составила 600 000 руб. (в том числе НДС 100 000 руб.). Иных затрат, связанных с приобретением товара, организация не несет. Аккредитив открыт за счет собственных средств организации на всю цену договора. Плата за открытие аккредитива (комиссия банка), безакцептно списываемая с расчетного счета организации в день открытия аккредитива, составила 1 000 руб. (НДС не предъявлен). Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

В рамках одной сделки можно выделить четырех участников: отправитель средств, получатель (поставщик), а также два банковских учреждения: исполнитель и эмитент.

Преимущества и недостатки аккредитива

Аккредитив является тем инструментом, который делает любую сделку безопасной. Но не всё так однозначно. Перед его использованием следует ознакомиться со всеми плюсами и минусами. К преимуществам инструмента относятся:

  • гарант получения средств за оказанные услуги поставщиком;
  • обеспечение соблюдения всех пунктов договора;
  • если партнер не исполнит условия договора или сделка будет отменена, лицо может вернуть свои средства в полном объеме;
  • ответственность за исполнение сделки несет банк, который является незаинтересованной стороной;
  • возможность осуществлять безопасные сделки с новым партнером, уверенности в добросовестности которого нет;
  • надежные операции с большими суммами средств, что особенно важно для физических лиц. Для выплаты не потребуется думать над тем, как перевозить такое количество наличных без риска для себя.

Услугу аккредитации предоставляют большинство банковских учреждений, а потому с поиском исполнителя никаких проблем не возникнет. Но рассматриваемый инструмент не лишен недостатков:

  • необходимость в многоэтапном документальном оформлении сделки;
  • оплата банковской комиссии;
  • лица, ранее не пользовавшиеся услугой, могут потратить много времени на изучение ее механизма.

Перевод средств таким образом может быть длительным, так как требуется подготавливать документы. В исполнение сделки может вмешаться государство. Риск этого невелик, но он присутствует.

Разновидности аккредитивов

Счета по аккредитивам подразделяются на следующие виды:

  • Отзывные. Преимущество получает отправитель. Он может аннулировать счет в любой момент на основании заявления. Поставщик не получает никаких гарантий.
  • Безотзывной. Аннулировать счет нельзя. Поставщик получает гарантии того, что средства будут ему выданы после предоставления нужных документов.
  • Подтвержденный. Незащищенной стороной оказывается банк, так как деньги должны быть отправлены поставщику в любом случае, даже если они отсутствуют на счете отправителя. Средства аккумулируются из банковского баланса. Такая аккредитация предполагает больший размер комиссии.
  • Покрытый. Средства переводятся из одного банка в другой в течение установленного времени.
  • Непокрытый. Средства единовременно списываются со счета, открытого отправителем.
  • Резервный. Здесь, опять же, полностью защищен поставщик, а незащищенной стороной оказывается банк. Финансовое учреждение предоставляет поставщику обязательство касательно выдачи средств даже в случае, если покупатель не исполняет пункты договора.
  • Револьверный. Актуален при торговых операциях, предполагающих фиксированный график. Счет пополняется до полной суммы после проведения взаиморасчетов.
  • Циркулярный. Поставщик сможет получить средства во всех корреспондентах финансового учреждения.
  • С красной оговоркой. Если присутствует соответствующая просьба отправителя, банк выдает деньги поставщику до того, как он представил документы о проведении доставки.

Наиболее популярным является безотзывной счет. Он позволяет защитить интересы всех участников сделки.

Формы расчетов по аккредитиву

Формы расчетов определяются законами РФ. Расчеты осуществляются на специальных бланках управленческой документации по следующим стандартам:

  • заявка на аккредитив составляется по форме 0401063.
  • требование по платежам – 0401061.

Расчеты должны фигурировать в бухгалтерской документации. Они отражаются на следующих балансовых и внебалансовых счетах:

  • 9802 А («К исполнению);
  • 2602 П («Расчеты по аккредитивам»);
  • 9020 А («Гарантии участников»);
  • 7100 А («Комиссионные расходы».

При обращении к банковским гарантиям нужно не только правильно открыть счет, но и разобраться, как его отразить в бухгалтерской и налоговой документации. Со сделок, выполненных по безналичному расчету, также взимаются налоги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: