Неприкосновенность депутата: что это такое, описание и особенности

Депутатская неприкосновенность муниципального депутата

Распространяется ли депутатская неприкосновенность на депутатов муниципального уровня? Если да то в чем она заключается?

Ответы на вопрос:

Конституция Российской Федерации закрепляет неприкосновенность (парламентский иммунитет) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (статья 98), а также неприкосновенность Президента Российской Федерации (статья 91) и судей (статья 122). Неприкосновенность же депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления непосредственно в Конституции Российской Федерации не предусмотрена, что, однако, не исключает возможность установления законом для этих депутатов определенных личных гарантий, обусловленных их статусом (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Из этих положений, составляющих во взаимосвязи со статьями 1 (часть 1), 3 (части 1, 2 и 3), 5 (часть 3), 10 и 11 Конституции Российской Федерации основу конституционного регулирования организации местного самоуправления в Российской Федерации и статуса депутата органа местного самоуправления, а также из положений ее статей 71 (пункты “в”, “о”), 72 (пункт “л” части 1) и 76 (части 1 и 2) следует, что федеральный законодатель, закрепляя особые условия привлечения к уголовной ответственности, задержания, ареста и обыска депутатов органов местного самоуправления в качестве гарантии беспрепятственного осуществления ими своих полномочий, был вправе осуществить соответствующее регулирование в специальном законе, каковым является Федеральный закон от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Данным Федеральным законом определяется статус депутата органа местного самоуправления, устанавливаются гарантии его защиты, в том числе в виде предварительного прокурорского контроля: в силу пункта 7 его статьи 18 проведение в отношении депутата органа местного самоуправления обыска по месту жительства или работы допускается с согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

К числу таких гарантий, обусловленных природой организации местного самоуправления и депутатского мандата, характером выполняемых ими задач, относится публично-правовой институт парламентской неприкосновенности, призванный оградить депутата от неправомерного вмешательства в его деятельность по осуществлению мандата, в том числе со стороны органов исполнительной власти, от попыток оказать на него давление путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности; вместе с тем неприкосновенность не может рассматриваться как личная привилегия депутата, освобождающая его от ответственности за совершенные уголовные и административные правонарушения.тся гарантии его защиты, в том числе в виде предварительного прокурорского контроля: в силу пункта 7 его статьи 18 проведение в отношении депутата органа местного самоуправления обыска по месту жительства или работы допускается с согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

Наталия Юрьевна Большакова

Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

1. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

2. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

3. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Конституционное право России

Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

Конституция РФ установила одну из важных гарантий парламентской деятельности — право неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы (ст. 98).

Институт парламентской неприкосновенности возник в средние века как средство защиты членов законодательных и представительных органов от произвольных арестов и преследования со стороны монархов, нередко пользовавшихся своей бесконтрольной властью в борьбе с нарождающимися парламентами. Хотя на современном этапе значение института парламентской неприкосновенности заметно снизилось, он сохранился практически во всех странах, где есть парламенты.

Читайте также:
Негаторный иск: что это такое, описание и особенности

Например, по Конституции США члены конгресса ни за какие речи или участие в дебатах не могут быть подвергнуты допросу (разд. 6, ст. 1). Конституция Франции предусматривает, что член парламента не может быть подвергнут преследованию, розыску, аресту, задержанию или суду не только за высказанные им мнения, но и за голосование при исполнении своих обязанностей (ст. 26). Согласно Конституции Японии члены обеих палат не несут ответственности за свои речи, высказывания и голосование в парламенте (ст. 51). В Испании законом предусмотрена также неприкосновенность парламента, а в Израиле — неприкосновенность здания парламента и т.д.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Рос- сии не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ст. 98 Конституции). Неприкосновенность распространяется также на жилое и служебное помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие депутату, их документы и переписку.

Освобождение депутата от личного досмотра обусловлено тем, что он может иметь при себе материалы конфиденциального характера, например, переданные ему документы, разоблачающие факты коррупции высокопоставленных должностных лиц. Досмотр депутата позволил бы обнаружить и изъять у него такого рода материалы.

Член Совета Федерации, депутат Думы не могут привлекаться к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, в том числе за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в своей палате, другие действия, соответствующие их статусу. Названная неприкосновенность действует и по истечении срока их полномочий.

Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Думы допустили публичные оскорбления, клевету, иные нарушения, преследуемые по федеральному закону, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения их неприкосновенности.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палатой Федерального Собрания. В случае возбуждения уголовного дела, начала производства по делу об административном нарушении, предусматривающем административную ответственность в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору.

Если уголовное дело, возбуждено или производство по делу об административном нарушении, предусматривающем административную ответственность в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Думы неприкосновенности.

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу последнее не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

Конкретизируя положение Конституции о депутатской неприкосновенности, Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в первой редакции от 8 мая 1994 г. допустил не вполне корректные формулировки, позволившие толковать депутатскую неприкосновенность расширительно.

Так, в ч. 1 ст. 18 этого Закона было записано, что депутаты «не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке». Одновременно достоянием общественности стали факты выдвижения кандидатами в депутаты, и даже избрания депутатами Думы лиц с уголовным прошлым. Указанные обстоятельства послужили поводом для инициирования Президентом РФ запроса в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции института депутатской неприкосновенности.

В принятом по данному вопросу постановлении от 20 февраля 1996 г. Конституционный Суд разъяснил, что неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в ст. 98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности.

Читайте также:
Потребители рекламы: что это такое, описание и особенности

Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым парламента, их самостоятельности и независимости.

Установления ст. 98 Конституции являются определенным исключением из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом и судом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена представительного и законодательного органа.

Конституционный Суд отметил, что ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», воспроизводя конституционные положения, предусматривает также невозможность привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке и его допроса без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Таким образом, федеральный закон установил более широкий, нежели в Конституции РФ, перечень случаев, при которых парламентарий не может быть лишен неприкосновенности.

Решая вопрос о конституционности указанных положений закона, Конституционный Суд разделил проблему на две части. Норма ст. 18 Федерального закона о необходимости получения согласия соответствующей палаты Федерального Собрания на привлечение депутата к уголовной или к административной ответственности и на его допрос применительно к действиям по осуществлению депутатской деятельности были признаны соответствующими Конституции РФ.

Однако неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за правонарушение, совершенное не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению парламентского иммунитета, превращению его в личную привилегию.

Поэтому с соблюдением ограничений, предусмотренных ст. 98 Конституции, в отношении парламентария допустимо осуществление судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия, вплоть до принятия решения о передаче дела в суд, без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

4.4. Неприкосновенность депутата

Проблема неприкосновенности депутата регионального парламента весьма актуальна. Регулярно появляющиеся предложения отменить депутатский иммунитет встречают все большее понимание среди рядовых избирателей, поскольку он ассоциируется с возможностью депутата уйти от ответственности, воспользовавшись депутатской неприкосновенностью. Однако особенность статуса заключается в том, что депутат является представителем народа, выражает его интересы в парламенте и как должностное лицо должно быть защищено от неоправданного преследования по политическим мотивам. Составной частью мандата является неприкосновенность депутата. В зарубежных странах и традиционно в советском законодательстве нормативно регламентировался процесс привлечения депутата к уголовной и административной ответственности. Он имел особенности по сравнению с общим порядком привлечения граждан к ответственности.

С принятием новой Конституции РФ процедура закрепления депутатской неприкосновенности претерпела существенные изменения. Конституционной основой неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания стала статья 98 Конституции РФ, которая установила рамки возможного ограничения действия уголовно-про-цессуального и административного законодательства в отношении членов российского парламента. Правда, при закреплении этой привилегии в Федеральном законе депутаты существенно расширили границы неприкосновенности, практически исключив возможность применения к ним любых мер воздействия со стороны правоохранительных органов. Соответствующая норма Федерального закона стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ85.

Традиционно продублировали норму Федерального закона о неприкосновенности депутатов законодатели региональных парламентов. В законе “О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов”, например, также говорилось, что “депутат областного Собрания обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен на территории Архангельской области к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу в качестве подозреваемого без согласия сессии областного Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления. Он не может быть подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено действующим Федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Депутат областного Собрания не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за официально высказанное мнение, позицию, выраженную им при голосовании, в том числе и по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством”86.

Читайте также:
Пограничные представители: что это такое, описание и особенности

Статья 20 этого же Закона закрепила процедуру лишения депутата областного Собрания неприкосновенности и привлечения его к уголовной и административной ответственности. Согласно этой процедуре для привлечения депутата к ответственности необходимо согласие областного Собрания. Подобные нормы содержались во Временном положении об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утвержденном постановлением Калининградской областной Думы от 8 июля 1994 года. Соответствующие статьи названного акта стали предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Суд указал, что, “исключив возможность привлечения депутата к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также задержания, ареста, обыска, личного досмотра или допроса без согласия Калининградской областной Думы, Временное положение установило особый, не предусмотренный Конституцией Российской Федерации и федеральным законом порядок осуществления правосудия и судопроизводства. Между тем по смыслу статей 71 (пункты “г”, “о”), 77 (часть 1), 118 (часть 3), 120 (часть 1) и 124 Конституции Российской Федерации порядок организации и деятельности судебной власти, осуществление правосудия относятся к исключительной компетенции Российской Федерации”87. Суд признал неконституционными соответствующие нормы Временного положения.

Постановление Конституционного Суда РФ породило волну прокурорских протестов в отношении аналогичных актов, принятых законодательными органами субъектов РФ. По протесту прокурора Архангельской области судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда от 2 апреля 1996 года признала соответствующие статьи областного закона о статусе депутата областного Собрания недействительными.

Вместе с тем проблема правовой регламентации неприкосновенности депутата областного Собрания оставалась нерешенной вплоть до принятия Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации”. Этим Законом введена неприкосновенность депутата регионального законодательного органа. Не вызывает сомнений необходимость урегулирования этого вопроса в силу того, что депутат выполняет публичные функции, и защита от произвольного и неправомерного привлечения к ответственности является гарантией его деятельности в сфере защиты публичных, а не личных интересов.

Закрепление неприкосновенности депутата является обычной общемировой практикой, хотя в демократических странах отмечается тенденция ослабления депутатского иммунитета88. Она позволяет быть свободным в выборе собственной позиции при голосовании и выражении своего мнения, хотя, конечно, нельзя исключить влияние на его поведение политических партий, “групп интересов”, лоббирующих структур и т.д. Различны и способы защиты от давления, но общим, базовым институтом, обеспечивающим эту защиту, является институт депутатской неприкосновенности. Он позволяет исключить прямое давление на депутата со стороны силовых структур государства.

Сам принцип неприкосновенности члена парламента может иметь неодинаковое законодательное наполнение, что обусловливается различным пониманием депутатами пределов такой независимости. Следует иметь в виду, что любое исключение из общих правил, устанавливающих юридическую ответственность для граждан страны, должно быть обоснованным, поскольку является изъятием из конституционного принципа равноправия. Чрезмерная защита депутатов от “внимания” правоохранительных органов не способствует поддержанию авторитета представительного органа.

Неприкосновенность не должна рассматриваться избирателями как стремление депутатов уйти от законного преследования, как способ уклониться от справедливого наказания за совершенные правонарушения. Законодатели самостоятельно определяют содержание своей неприкосновенности, и ее чрезмерное расширение не только не прибавляет авторитета представительному органу, но также может привести к злоупотреблению депутатами своим особым правовым положением. Абсолютная неприкосновенность сделает мандат депутата привлекательным для нарушителей закона, поскольку у них появляется реальная и законная возможность уйти от ответственности.

Подобные опасения, очевидно, были и у федерального законодателя, поскольку он допускает на региональном уровне возможность снятия неприкосновенности со всех депутатов. Соответствующая норма, согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, может быть предусмотрена уставом области (ст. 16)89.

Читайте также:
Отчетный год: что это такое, описание и особенности

При решении вопроса о введении института неприкосновенности депутата у представительного органа субъекта есть выбор: либо следовать положениям Федерального закона, определяющим содержание данного института, либо отказаться от неприкосновенности своих депутатов вообще, также закрепив это в своем уставе. Вносить какие-либо изменения в установленную Законом процедуру обеспечения неприкосновенности, либо менять содержание нормы нельзя. Такой вывод основывается на закрепленном Конституцией РФ распределении предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами и основывается на исключительном праве Российской Федерации принимать и вносить изменения в уголовно-процессуальное законодательство (ст. 71, п. “о”). Федеральный закон от 6 октября 1999 года установил правила привлечения к уголовной ответственности депутата, и любое воспроизведение этих норм в региональном законе с какими-либо изъятиями или дополнениями следует расценивать как вторжение в компетенцию федерального законодателя.

Можно говорить о двух аспектах депутатской неприкосновенности, закрепляемой Законом. Во-первых, обеспечение неприкосновенности в процессе выполнения депутатских обязанностей как в сессионный период работы парламента, так и вне его. Депутат участвует в обсуждении вопросов повестки дня, высказывает свое мнение, одобрительно или критически оценивает работу коллег-депутатов и органов исполнительной власти. Острота дебатов может быть различной, а высказанные суждения и предложения могут иметь далеко идущие последствия, затрагивающие интересы влиятельных лиц. Поэтому понятно стремление депутатов обезопасить себя от возможного юридического преследования за высказанные мнения, иные действия, соответствующие статусу депутата. Такие нормы имеются как в Федеральном законе “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 5 июля 1999 года90, так и в Федеральном законе “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”. Однако одинаковым является только материальное содержание нормы, но процессуальное наполнение их различно.

Депутат Государственной Думы не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение или выраженную позицию при голосовании в палате и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока полномочий. Если в связи с такими действиями депутат Государственной Думы допустил публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, то возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении осуществляются только в случае лишения депутата Государственной Думы неприкосновенности (ст. 19, п. 6). Допустимо предположить подобную процедуру и в отношении депутата регионального парламента. Однако соответствующая норма Федерального закона от 6 октября 1999 года предусматривает возможность привлечения депутата регионального парламента к уголовной ответственности за допущенные публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена Федеральным законом, без лишения его депутатской неприкосновенности (ст. 13, п. 5). Сравнение двух норм показывает, что в отношении депутата Государственной Думы нельзя даже возбуждать уголовное дело без согласия палаты, в отношении же депутата регионального законодательного органа это можно сделать.

Подобный подход федерального законодателя к закреплению неприкосновенности депутатов может быть объяснен пониманием необходимости обеспечить защиту чести и достоинства депутатов, иных участников парламентского процесса, способствовать введению общей негативной оценки такого поведения в стенах парламента.

Следует обратить внимание на некоторую несогласованность положений Федерального закона, устанавливающего общие принципы организации органов государственной власти субъектов РФ, относительно закрепления неприкосновенности депутата регионального парламента. Статья 13 (ч. 5) Федерального закона предусматривает: “Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом”91. Формулировка не вполне удачна, поскольку прямое ее прочтение свидетельствует об отсутствии какой-либо неприкосновенности у депутата, если он допустил прямое оскорбление или клевету в своем публичном выступлении. Только соотнеся эту норму с иными положениями данной статьи, можно допустить, с некоторой долей вероятности, что все же в случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности следует предварительно получить согласие законодательного органа. Подобный вывод можно сделать из содержания части 1 статьи 13, которая вводит общее правило о неприкосновенности депутата.

Читайте также:
Прощение долга: что это такое, описание и особенности

Вместе с тем, говоря о существовании общего правила, следует иметь в виду, что из общей нормы могут быть и изъятия. В рассматриваемом случае исключением может являться положение части 5 статьи 13. При подобной трактовке его содержания получается, что за оскорбление и клевету депутат подлежит уголовной и административной ответственности в общем порядке и не требуется при этом согласия парламента. Но такой вывод не является бесспорным, поскольку в рассматриваемой статье имеются исключения из установленного Законом правила, и отдельно оговаривается процедура привлечения к уголовной и административной ответственности депутата, совершившего правонарушение не при исполнении депутатских обязанностей. В этом случае согласие законодательного органа требуется, поскольку действует общая норма, что нашло прямое закрепление в Законе.

Таким образом, можно сделать вывод, что депутат не может быть привлечен к ответственности ни при каких условиях за высказанное мнение, позицию при голосовании. Что же касается иных действий, связанных с осуществлением депутатских полномочий, то привлечение к ответственности возможно только с согласия законодательного органа. Привлечение к ответственности за допущенные публичные оскорбления и клевету наступает в общем порядке.

Вторым аспектом неприкосновенности депутата является его деятельность, не связанная с осуществлением депутатских обязанностей. Для региональных парламентов это актуально в силу различного правового положения его членов. Значительная часть депутатов исполняет свои обязанности, не порывая с основной работой, что значительно расширяет круг отношений, в орбиту которых вовлекается депутат.

Неприкосновенность понимается как запрет привлекать депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, подвергать его задержанию, аресту, обыску или допросу без согласия законодательного органа государственной власти субъекта РФ. Неприкосновенность депутата регионального парламента распространяется на занимаемые им жилое и служебное помещения, на его багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Из данной общей нормы законодатель сделал исключение, указав, что эти ограничения не распространяются на действия депутата, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (статья 13, часть 3).

Оценка подобного изъятия из общей нормы невозможна без учета требований части четвертой этой же статьи, которая подтверждает необходимость получения согласия представительного органа на привлечение депутата к уголовной ответственности даже в случае совершения депутатом действий, не связанных с осуществлением своих полномочий. Совокупное рассмотрение норм одной статьи (части 1, 2, 3, 4) приводит к выводу, что в случае совершения депутатом преступления вне связи с осуществлением депутатских полномочий требуется согласие парламента на привлечение его к уголовной ответственности. В случае совершения депутатом преступления против личности, а также иных действий, не связанных с осуществлением им своих депутатских обязанностей, к нему могут быть применены предусмотренные УПК РФ меры пресечения и иные следственные действия (задержание, арест, допрос, досмотр багажа), возбуждено уголовное дело. При завершении следствия дело передается в суд с согласия законодательного органа субъекта РФ.

Таким образом, депутатская неприкосновенность депутата законодательного органа субъекта РФ в полном объеме имеет место в отношении действий, осуществляемых депутатом при исполнении им своих депутатских полномочий. Только в этом случае нельзя его арестовывать, задерживать, производить обыск в занимаемом им жилом и служебном помещениях, досматривать багаж, транспорт. При иных условиях к нему могут быть применены меры пресечения (задержание, арест), произведен обыск, и только при передаче дела в суд требуется согласие представительного органа.

Читайте также:
Название судна: что это такое, описание и особенности

Нужна ли в России депутатская неприкосновенность.

Профессор Александр Гусев в программе “Право голоса” с Романом Бабаяном на канале ТВ Центр www.tvc.ru/ 01.03.2013 года

Депутатская неприкосновенность – одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в который избран депутат. Это не освобождение депутата от юридической ответственности, а особый порядок ее применения с целью оградить депутата от необоснованного преследования, ограничения или ущемления его прав.

Парламентская неприкосновенность – старейшая парламентская гарантия в Европе. Она возникла когда-то для того, чтобы защитить представителей народа от произвола власти, тогда еще – королевской. При разумном ее применении она не является ни привилегией, ни льготой. Она – один из важных инструментов парламентария, у которого, помимо принятия законов, есть две основные задачи: контроль над исполнительной властью и защита прав граждан. Занимаясь этим, депутат очень часто вступает в конфликт с различными должностными лицами, в том числе и теми, кто по должности или в силу иных причин может влиять на действия правоохранительных органов.

Страна, в которой депутаты как бы не являются существами неприкосновенными – Индия. Dejure неприкосновенности нет, а defacto есть.

Почти как в Великобритании. Там принцип парламентской неприкосновенности законодательно не закреплен, но существует де-факто. Британские юристы считают, что права члена парламента охраняются “в достаточной мере” – высоким авторитетом спикера, мнение и согласие которого всегда запрашивается судебными органами, если они намереваются привлечь к уголовной ответственности парламентария.

Институт депутатской неприкосновенности практикуется почти во всех странах мира, хотя в каждом случае есть свои особенности. В ряде стран депутаты защищены от ареста и уголовного преследования лишь на время парламентской сессии (Бельгия, США, Ирландия, Норвегия, Филиппины).

Есть страны, в которых депутатская неприкосновенность распространяется на срок сессии плюс 40 дней перед ее началом и по ее окончании (Австралия, Великобритания, Индия, Канада), иногда – на весь срок действия мандата (Украина, Бразилия, Египет, Германия, Испания, Италия, Мексика, Шри-Ланка, РФ).

В большинстве стран возможность уголовного преследования депутата, его досмотр, обыск или любое ограничение личной свободы возможны только с санкции соответствующей палаты парламента. Существуют также государства, в которых решение о лишении неприкосновенности принимает руководство парламента или его отдельные органы, во время сессии или между сессиями (бюро палаты парламента во Франции; спикер палаты в Великобритании).

В некоторых странах в виде исключения депутат может быть задержан, если будет застигнут на месте совершения преступления (в Германии также в течение следующего дня). Лишены специальной правовой защиты от уголовного преследования и ареста депутаты в Австрии, где члены национального совета могут быть подвергнуты официальному преследованию за уголовно наказуемые деяния в том случае, если это не связано с политической деятельностью данного депутата.

В Индонезии и Аргентине депутат не может быть лишен неприкосновенности ни при каких обстоятельствах.

Следует отметить, что большинство россиян (84%) полагают, что отмена депутатской неприкосновенности может способствовать более эффективной борьбе с коррупцией (56%- “безусловно, да”, 29% – “скорее да”). Лишь 7% заявляют, что подобная мера либо скорее не повлияет на борьбу с коррупцией (5%), либо, безусловно, не окажет на нее никакого положительного воздействия (2%).Такие данные публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании результатов опроса 1600 человек, проведенного в 42 регионах России.

Уверенность в том, что отмена депутатской неприкосновенности положительно скажется на борьбе с коррупцией, наиболее характерна для тех, кто поддерживает демократические партии (“Правое Дело” и “Яблоко”) и для сторонников КПРФ (по 91%).

С ними чаще солидарны жители Центрального и Сибирского федеральных округов (по 88%), а также москвичи и петербуржцы (91%). Сторонники ЛДПР, напротив, чаще других выражают мнение, что подобная мера никакого влияния не окажет (14%). К аналогичному мнению также наиболее склонны уральцы (18%). Поддерживают такую точку зрения и жители крупных, средних и малых городов (8-10%).

Читайте также:
Обещание дарения: что это такое, описание и особенности

Чем выше уровень образования россиян, тем чаще они заявляют, что упрощение порядка привлечения к уголовной ответственности депутатов даст положительный эффект в борьбе с коррупцией: так, среди опрошенных с начальным или неполным средним уровнем образования доля таких респондентов составляет 82%, а среди тех, кто имеет неполное или полное высшее образование – 88%.

Что такое неприкосновенность депутата и в каких двух случаях ее можно лишиться

Для того чтобы депутаты разных уровней могли полноценно исполнять свои обязанности, которые на них были возложены на основании положений действующих норм законодательства, им даются определенные права. Одним из таких прав, которое закреплено в Конституции Российской Федерации, является право на неприкосновенность.

  • ✋ Что такое депутатская неприкосновенность
  • 💡 Правовые нормы
  • 👇 На кого распространяется
  • ⏰ Срок действия
  • ❗ Что дает депутатам статус
  • ❌ Лишение неприкосновенности
    • В каких случаях возможно
    • Как происходит
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

✋ Что такое депутатская неприкосновенность

Ни в одном из нормативных актов, которыми регулируется использование депутатами различных уровней власти права на неприкосновенность, не содержится информации о том, что именно следует подразумевать под неприкосновенностью.

Таким образом, понятия депутатской неприкосновенности, с юридической точки зрения, в действующих нормах права не содержится. Однако на основании правоприменительной практики можно сделать вывод, что под депутатской неприкосновенностью следует понимать невозможность привлечения депутата Государственной думы или члена Совета Федерации к административной или уголовной ответственности, а также к гражданской ответственности без получения на то согласия того органа, где он был выбран.

Результатом этого становится достаточно сложная процедура проведения различных процессуальных мероприятий, которые нацелены на вынесение наказания за совершенные правонарушения или преступления.

💡 Правовые нормы

Правовое регулирование вопросов, связанных с присвоением и – в случае необходимости – лишения депутатской неприкосновенности, регулируется следующими нормативными актами:

  • статья 98 (часть 1) Конституции Российской Федерации;
  • статьей 19 Федерального закона №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 года. Статья достаточно широко освещает не только порядок применения данной меры защиты участников федеральных выборных органов, но также и определяет то, каким образом неприкосновенность может быть снята с человека в случае выявления явного нарушения им действующего законодательства вплоть до совершения уголовного преступления;
  • если же говорить о муниципальных депутатах (то есть участниках выборных органов власти муниципальных образований), то в привычном понимании депутатская неприкосновенность для них не используется. Однако решение о возможности возбуждения уголовного дела в отношении муниципальных депутатов принимается руководителем следственных органов субъекта Федерации на основании статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Если руководителем следственных органов субъекта Федерации принято решение о возможности возбуждения уголовного дела или начале следствия в отношении такого человека, все процессуальные действия в отношении таковых будут осуществляться в общем порядке на основании части 1 статьи 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

На кого распространяется

Депутатская неприкосновенность распространяется на следующих лиц:

  • депутатов Государственной думы Российской Федерации;
  • сенаторов Совета Федерации Российской Федерации;
  • муниципальных депутатов в порядке, который установлен действующим законодательством Российской Федерации в отношении участников муниципальных выборных органов самоуправления.

⏰ Срок действия

Депутатская неприкосновенность, установленная указанными выше федеральными нормативными актами, устанавливается на весь срок действия их полномочий.

В рамках такого срока ее действия она распространяется не только на самого депутата, но и на его жилье, на те служебные помещения, которые он занимает, а также на транспорт (как личный, так и служебный) и те средства связи, которые он использует.

Кроме того, досмотру не может подвергаться корреспонденция этого человека и его багаж, а также документы, которыми пользуется лицо, обладающее такой неприкосновенностью.

Читайте также:
Обычай торговый: что это такое, описание и особенности

❗ Что дает депутатам статус

Присвоение депутату или сенатору неприкосновенности делает невозможным:

  • привлечение к уголовной или административной ответственности того лица, которому она была присвоена, в результате чего для проведения судебных процессуальных мероприятий в отношении таких лиц требуются дополнительные разрешения, полученные от тех органов, куда были выбраны указанные лица;
  • проведение ареста, обыска или допроса таких лиц. Исключение составляют только те случаи, когда речь идет о задержании на месте совершения преступления;
  • проведение личного досмотра такого лица. Здесь исключением является только проведение таких мероприятий в целях обеспечения безопасности окружающих людей, если речь идет о применении специального федерального законодательства.

❌ Лишение неприкосновенности

Лишение депутатской неприкосновенности – мера, которая применяется в тех случаях, когда было зафиксировано нарушение действующего законодательства.

В каких случаях возможно

Лишение неприкосновенности происходит в порядке, предусмотренном частями 4-5 статьи 19 Федерального закона №3-ФЗ от 8 мая 1994 года.

Лишить неприкосновенности могут только в двух следующих случаях:

  • когда лицо является участником административного правонарушения, о чем имеются неоспоримые доказательства (например, фото- и видеоматериалы, в подлинности которых нет сомнений);
  • депутат или сенатор являются участниками уголовного преступления (не свидетелями, а именно преступниками), что так же подтверждено, с точки зрения наличия качественной доказательной базы.

В этих случаях может рассматриваться вопрос о том, чтобы лишить такого человека имеющейся у него гарантии.

Как происходит

Лишение неприкосновенности происходит следующим образом:

  • следователь, который ведет дело в отношении депутата или сенатора, собрав без привлечения такого человека достаточную доказательную базу, выходит в адрес Генерального прокурора с ходатайством о снятии с подозреваемого депутатской неприкосновенности;
  • Генеральный прокурор выходит в течение одной недели в ту палату Федерального Собрания, куда относится подозреваемый (где он трудится) с запросом о лишении неприкосновенности этого человека;
  • той Палате, куда произошло обращение Генерального прокурора, дается три дня на вынесение решения о лишении человека неприкосновенности или о сохранении за ним таковой. Свой ответ либо Председатель Государственной думы, либо уполномоченный представитель Совета Федерации должны направить Генеральному прокурору.

Если палата Федерального собрания отказала в лишении неприкосновенности ее члена, то всякое преследование должно быть приостановлено.

Неприкосновенность личности: понятие, правовое регулирование

Понятие неприкосновенности

Конституция Российской Федерации наряду с Международным пактом, рассматривающим гражданские и политические права, и 5 статьей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает право каждого человека на свободу и неприкосновенность.

Институт свободы и неприкосновенности личности характеризуется тем, что каждое лицо имеет право на совершение любых действий, которые не вступают в противоречие с законом. Они не должны подвергаться со стороны кого-либо никакому принуждению или ограничению в правах.

Институт личной неприкосновенности личности классифицирует неприкосновенность на физическую, так и психическую.

Уголовное судопроизводство рассматривает неприкосновенность личности с той позиции, что ни одно лицо не может быть задержано, лишено свободы без наличия таких оснований и в соответствии с такими процедурами, которые предусмотрены УПК.

Заключение под стражу, арест, содержание под стражей допустимы только при наличии решения суда. До судебного решения человека нельзя подвергать задержанию на срок более 48 часов (ст. 10 УПК, ч. 2 ст. 22 Конституции РФ). Законодательно установленные сроки задержания начинают свое течение с того времени, когда произошло фактическое задержание.

Принципы неприкосновенности и свободы

Принцип неприкосновенности личности формирует условия и основания для ограничения свободы человека в уголовном судопроизводстве. Он же включает основные процессуальные гарантии, касающиеся недопустимости произвольного нарушения прав личной неприкосновенности.

Уголовно-процессуальное законодательство заостряет внимание на необходимости содержать задержанных лиц и заключать под стражу только при условиях, которые исключают угрозу жизни и здоровью. Если существуют данные, которые позволяют сомневаться в безопасности лица, содержащегося под стражей, то в пределах своей компетенции суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают меры для ее устранения.

Читайте также:
Необходимость крайняя: что это такое, описание и особенности

Ущерб, который был причинен посредством незаконного решения и действий должностных лиц уголовного судопроизводства, должен быть возмещен. Вред возмещается в полном объеме государством, вне зависимости вины любого из должностных лиц.

В уголовном судопроизводстве в основе демократического принципа охраны прав и свобод человека и гражданина лежат положения 2 статьи Конституции РФ. Именно конституционная норма провозглашает в качестве высшей ценности самого человека, его права и свободы.

Государство имеет обязанность осуществлять признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека. Защищая права и свободы, государство должно создавать условия для их реализации и механизмы соответствующей защиты. Это требование становится особенным в уголовных делах, поскольку при отправлении правосудия именно права личности чаще всего затрагиваются наиболее ощутимо.

Законодательство обязывает органы или должностных лиц государства, которые осуществляют уголовное судопроизводство, проводить разъяснения для всех других участниках уголовного процесса их прав и обязанностей. Об этом необходимо сделать запись в протоколе следственного действия и обеспечить возможность реализовать такие права.

Участники уголовного судопроизводства и следственных действий в ходе рассмотрения их прав и обязанностей могут сделать недопустимыми признание доказательств, которые были получены в ходе этого следственного действия.

В соответствии с Конституцией (ст. 51) в России никто не имеет обязанность свидетельствовать против себя самого, своего мужа или жены, детей и близких родственников. Эта норма называется в законодательстве свидетельским иммунитетом. Если перед допросом свидетелю, потерпевшему, подозреваемому, обвиняемому не разъяснили данное конституционное положение, то такие показания могут быть признаны полученными с нарушением закона. По этой причине они не могут являться доказательствами вины обвиняемых или подозреваемых лиц.

Неприкосновенность в уголовном процессе

Закон содержит требование дачи показаний со стороны свидетелей только при наличии их согласия. При этом любое должностное лицо следственных действий и судопроизводства должно предупредить, что показания могут быть использованы как доказательства по делу.

В случае наличия данных о поступлении угрозы убийства (причинения вреда имуществу, его уничтожения или порчи) в адрес потерпевшего, свидетеля или иного участника уголовного судопроизводства, включая их близких родственников и лиц, должностные лица в пределах своих компетенций должны принять меры безопасности. Такие меры предусматривает законодательство нашей страны, в первую очередь, УПК. Таким образом, охрана прав участников уголовного судопроизводства состоит в обязанности защиты их личной и имущественной безопасности. Она производится должностными лицами, которые осуществляют производство по делу.

Правила использования некоторых мер безопасности для потерпевших, свидетелей и прочих участников уголовного судопроизводства утверждает постановление Правительства РФ № 630, которое было принято 27.10.2006 года. В сентябре 2011 года также было принято Постановление Правительства РФ № 953, касающееся правил применения меры безопасности в качестве переселения защищаемого лица на другое место жительства. Оно используется для свидетелей, потерпевших и прочих участников уголовного судопроизводства.

Важнейшей формой защиты прав и интересов участников уголовного судопроизводства, которые нарушены судом и должностными лицами, является возмещение вреда, причиненного им в порядке уголовной и процессуальной реабилитации (гл. 18 УПК).

Уголовный процесс. Шпаргалка

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по уголовному процессу. Пособие составлено на основе новейшего законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Уголовный процесс». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении уголовного процесса, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

Оглавление

  • 1. Понятие, предмет, метод, назначение уголовного процесса
  • 2. Стадии уголовного процесса
  • 3. Формы уголовного процесса
  • 4. Уголовно-процессуальное право, его место в системе других отраслей права
  • 5. Понятие и виды источников уголовно-процессуального права
  • 6. Пределы действия уголовно-процессуального закона
  • 7. Уголовно-процессуальные нормы, особенности их применения
  • 8. Понятие принципов уголовного процесса и их классификация
  • 9. Принцип законности
  • 10. Принцип осуществления правосудия только судом
  • 11. Принцип уважения чести и достоинства личности
  • 12. Принцип неприкосновенности личности
  • 13. Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве
Читайте также:
Независимые профсоюзы: что это такое, описание и особенности

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уголовный процесс. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

12. Принцип неприкосновенности личности

Принцип неприкосновенности личности основывается на ст. 22 Конституции РФ, ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 5 Конвенции о защите прав человека и ст. 10 УПК.

В уголовном судопроизводстве личная неприкосновенность означает, что никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных УПК РФ.

Личная (телесная и духовная) неприкосновенность представляет собой фактически складывающуюся и обеспечиваемую всем строем общественных отношений возможность личности распоряжаться собой.

Личная неприкосновенность — это фактическое состояние. А право неприкосновенности личности — это право гражданина на защиту от посягательств кого бы то ни было, связанное с обязанностью государственных органов и граждан воздерживаться от таких посягательств, а также с обязанностью государственных органов защищать личность от неправомерных посягательств.

Права неприкосновенности личности не лишается никто, даже преступник. Лишение свободы в качестве меры уголовного наказания возможно только по приговору суда, вступившему в законную силу, на срок, предусмотренный в уголовном законодательстве и указанный в приговоре.

До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч. Установленный законом срок задержания начинает свое течение с момента фактического задержания. С момента доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 ч должен быть составлен протокол задержания и подозреваемому должны быть разъяснены его права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ.

Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК.

Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя или прокурора, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.

Понятия «медицинский стационар» и «психиатрический стационар» используются в значении, указанном в ст. 9 ФЗ от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2001 г.)

По истечении 48 ч с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ.

Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления. Решение суда кассационной инстанции об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит немедленному исполнению. Решение суда кассационной инстанции может быть обжаловано в порядке надзора по правилам, установленным гл. 48 УПК РФ.

Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: