Неприкосновенность государственной: что это такое, описание и особенности

Право на свободу и личную неприкосновенность

Статья 22 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.».

Закрепляя право на личную неприкосновенность в Конституции РФ используется формулировка «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Личная неприкосновенность – это недопустимость вмешательства извне в сферу индивидуальной жизнедеятельности человека, включающую в себя физическую, психическую и моральную неприкосновенность. В понятие права на неприкосновенность включается нарушение почти всех видов личных неимущественных прав, в том числе и имущественных.

Неприкосновенность личности, как социальное благо, означает недопустимость противоправного посягательства на личность гражданина путем физического, психического, юридического или иного социального воздействия. Любой гражданин вправе всюду чувствовать себя свободным, равноправным и абсолютно безопасным. Государство должно гарантировать безопасность передвижения, поступков, деятельности граждан в рамках закона.

Право на личную неприкосновенность гарантируется совокупностью правовых норм, предусматривающих недопустимость всякого посягательства на личность со стороны кого-либо, за исключением случаев, предусмотренных законом. Закрепление в законе гарантий осуществления прав и законных интересов личности не менее значим, чем установление самих прав и свобод.

Порядок задержания граждан закреплен в статье 14 Федерального закона «О полиции», предусматривающей, что до судебного решения в определенных законом случаях лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок свыше 48 часов.

Как правило, основанием задержания является совершение лицом правонарушения. Задержанное лицо вправе пользоваться услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания. В каждом случае задержания сотрудник полиции должен разъяснить задержанному его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. О каждом случае задержания должен составляться протокол.

Обеспечивая охрану важнейших общественных отношений и прав, Уголовный кодекс РФ содержит статьи, устанавливающие уголовную ответственность за преступления против жизни, здоровья, против личной свободы, против чести и достоинства, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против личной собственности. Глава 19 Уголовного кодекса РФ полностью посвящена преступлениям против конституционных прав и свобод граждан. Важнейшей гарантией для защиты прав и законных интересов личности является уголовная ответственность за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 229 УК РФ), незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей (ст. 301 УК РФ), принуждения к даче показаний (ст. 302 УК РФ), фальсификации доказательств (ч. 2 ст. 303 УК РФ), вынесения заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ). Субъектами этих преступлений являются лица, обладающие правом применения уголовно-процессуального принуждения – судьи, прокуроры, следователи, лица, осуществляющие дознание, начальники мест содержания под стражей (в части незаконного содержания под стражей).

Гражданский кодекс РФ содержит гарантии неприкосновенности личности в части обязательств, возникающих из причинения вреда (ст. 1070). Согласно этой статье, гражданско-правовые гарантии включают в себя ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в результате незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возможность возмещения такого вреда за счет казны.

По смыслу ст. 12, 15, 16, 150-152 Гражданского кодекса РФ незаконно арестованный и содержащийся под стражей может претендовать на компенсацию морального вреда и возмещение убытков от противоправного применения данной меры пресечения.

Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2020 г.

Неприкосновенность государственной: что это такое, описание и особенности

Глава 4. Президент Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Читайте также:
Платежное поручение: что это такое, описание и особенности

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

“Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”.

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

Читайте также:
Почтовый перевод: что это такое, описание и особенности

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Иммунитет в праве и правовая неприкосновенность: аспекты соотношения

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 17.11.2019 2019-11-17

Статья просмотрена: 255 раз

Библиографическое описание:

Волков, Д. С. Иммунитет в праве и правовая неприкосновенность: аспекты соотношения / Д. С. Волков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64016/ (дата обращения: 21.12.2021).

Вопрос о соотношении понятий «иммунитет» и «правовая неприкосновенность» представляется достаточно сложным и дискуссионным.

Если рассматривать их в качестве общеправовых категорий, то более объемным, широким понятием выступает неприкосновенность.

«Неприкосновенность — это состояние защищенности от каких бы то ни было посягательств со стороны. Его содержание зависит прежде всего от объекта, применительно к которому оно используется… Однако независимо от объекта, к которому она применяется, неприкосновенность — установленный Конституцией РФ, другими законодательными актами, а также нормами международного права и международными договорами Российской Федерации запрет совершать какие-либо действия вопреки воле государства или отдельных лиц. Отступления от этого запрета возможны только в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения» [1, с. 9].

Право на неприкосновенность включает в себя предусмотренные Конституцией право на жизнь, достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища.

«Применительно к населению совершенно справедливо писал О. Е. Кутафин, неприкосновенность выступает прежде всего в качестве гарантии свободы личности, ее автономии, самоопределения, защиты человека от любого вмешательства в сферу личной свободы. …Абсолютно естественным является то, что перечисленные выше права характеризуют общий (конституционный) статус субъектов. «Проведение юридической дифференциации на стадии общего (конституционного) статуса явилось бы причиной его дестабилизации, неопределенности. Базовый характер подобного статуса делает недопустимым установление каких-либо изъятий, дополнений» [1, с. 10–11]

Лица, занимающие особое положение в государстве и обладающие в данной связи специальным статусом, обладают гораздо более высокой степенью неприкосновенности [2, с. 105–126].

Правовая неприкосновенность таких субъектов выступает в виде гарантий, создающих качественно иной, по сравнению с общим, уровень неприкосновенности. Так, специальная неприкосновенность судей дополняет их общегражданскую неприкосновенность (ст. 22, 23, 25 Конституции РФ). Например, ограничение свободы гражданина путем заключения его под стражу допускается на основании судебного решения. В отношении же судьи, наделенного неприкосновенностью, такое решение подлежит исполнению ещё и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Читайте также:
Посессионные крестьяне: что это такое, описание и особенности

В этой связи можно согласиться с мнением, что неприкосновенность выступает либо как право, либо как право-привилегия. Правом неприкосновенность выступает всегда, когда она распространяется на все население страны, правом-привилегией — когда она касается лишь отдельных групп населения (депутатов, разного рода должностных лиц, дипломатов и т. п.).

Поэтому не совсем уместными выглядят неоднократно предпринимаемые попытки сблизить неприкосновенность, относящуюся к населению, с неприкосновенностью представителей власти.

По-видимому, причина подобного сближения или отождествление понятий коренится в термине «неприкосновенность. Но более внимательное рассмотрение этого вопроса приводит к другим выводам.

В историческом плане депутатский иммунитет возник значительно раньше неприкосновенности личности.

Но главное различие кроется в социальном назначении данных институтов. Ведь термин «неприкосновенность» относится здесь к разным субъектам общественных отношений. В одном случае речь идет о неприкосновенности индивидуума, в другом — члена народного представительства. Правом неприкосновенности личности обеспечивается личная безопасность отдельных лиц. Право депутатской неприкосновенности предназначено для иных целей. Его назначение, состоит в том, «чтобы гарантировать бесперебойную работу и полную независимость парламента. Иммунитет установлен в интересах парламента, а не в личных интересах его членов.

Тем самым, «понятие депутатской неприкосновенности шире понятия неприкосновенности «обычной» личности. Причем не только потому, что эта неприкосновенность предполагает более существенные гарантии, но и потому, что депутатская неприкосновенность включает не только собственно неприкосновенность, но также и безответственность, т. е. освобождение депутата от ответственности за целый ряд действий, объем и характер которых устанавливается законодательством. Такое понимание неприкосновенности можно отнести также к различным должностным лицам, пользующимся неприкосновенностью» [1, с. 17].

Вместе с тем, в отечественной правовой литературе не сложилось единой точки зрения на соотношение понятий «иммунитет» и «правовая неприкосновенность» при восприятии их в качестве особых исключений, устанавливающих дополнительные права и освобождающие от обязанностей при реализации правосудия и привлечении к ответственности.

По нашему мнению, депутатская неприкосновенность «в собственном смысле слова охватывает лишь часть иммунитетов».

Правовая неприкосновенность выступает в виде дополнительных гарантий и преимуществ в случаях привлечения к юридической ответственности и выполнения связанных с ней процессуальных обязанностей. По большей части эти гарантии относятся к сфере уголовного и административного судопроизводства. Правовая неприкосновенность отдельных категорий должностных лиц закрепляется в нормативных актах и освобождает этих лиц от применения к ним прежде всего норм административной и уголовной ответственности». Подобное положение обусловлено возможностью применения достаточно жестких санкций при наступлении уголовной или административной ответственности, а также влекущие ограничения прав и свобод личности процессуальных обязанностей.

Уголовный процесс образует область широкого и интенсивного применения мер государственного принуждения. В уголовно-процессуальной науке сложилось справедливое мнение, что к таким мерам относятся целиком и полностью отдельные следственные действия — выемки, обыски, освидетельствования, получение образцов для сравнительного исследования, помещение в медицинское учреждение и т. п. — поскольку они носят объективно принудительный характер. Тем самым эти меры влекут реальное ограничение личных прав и свобод граждан и более всего права на свободу и личную неприкосновенность. Тоже можно сказать и о мерах принуждения административного права — доставлении, задержании, досмотре, приводе (ст.ст. 27.2, 27.3, 27.7, 27.15 КоАП РФ), а также административном аресте и выдворении (ст.ст. 3.9, 3.10 КоАП).

Учитывая, что «государственно-принудительная форма реализации юридической ответственности немыслима без процессуальной формы осуществления» [3, с. 51], можно сделать вывод, что правовая неприкосновенность — чисто процессуальный институт. Иного, как думается и не может быть, т. к. особый порядок судопроизводства, наряду с общим, всегда выражается в процессуальных нормах.

Правовая неприкосновенность не представляет собой монолитного образования. В силу специфики регулируемых отношений она делится на институт уголовного процесса и институт административного права. Каждый из них следует рассматривать как сложный правовой институт, содержащий в своей структуре несколько субинститутов [4, с. 40]. Например, таковыми служат, субинституты задержания, ареста, возбуждения уголовного дела, иные особенности порядка производства конкретных процессуальных действий в отношении лиц, обладающих соответствующими исключительными правами.

Таким образом, правовая неприкосновенность есть многоступенчатое объединение процессуальных субинститутов, нормы которых регулируют особый (усложненный) порядок уголовного (или административного) судопроизводства, выражающийся в установлении специальных гарантий и юридических преимуществ для отдельных категорий российских и иностранных граждан.

Возвращаясь к проблеме соотношения иммунитета и правовой неприкосновенности, прежде всего надо отметить, что иммунитет, как уже сказано выше, комплексная правовая категория, в которой процессуальные нормы производны, вторичны. Конечно, без процедурно-процессуальных форм, нормы материального права перестают быть регулятором общественных отношений и ограничивают диапазон своего воздействия лишь уровнем правовой информации о должном в правовом регулировании. Правовая неприкосновенность, как процессуальная составляющая иммунитета, как раз и обеспечивает прямой выход на непосредственное, рабочее регулирование. В этом и заключается диалектическое единство иммунитета и неприкосновенности, не означающей, однако, их полного тождества.

Читайте также:
Прекращение поручительства: что это такое, описание и особенности

1. Кутафин О. Е. Неприкосновенность в конституционном праве России. М.: Юристъ, 2002. 407 с.

2. Малько А. В., Суменков С. Ю. Привилегии и иммунитеты как особые правовые исключения. Пенза: ИИЦ ПГУ, 2005. 180 с.

3. Мироненко М. Б. Принципы юридической ответственности. Тольятти: Волж. ун-т им. В. Н. Татищева, 2001. 202 с.

4. Киримова Е. А. Правовой институт: понятие и виды / под ред. Сенякина И. Н.; Саратов: СГАП, 2000. 54 с.

Закон “Об обеспечении неприкосновенности государственных служащих” (редакция от 23 ноября 2021 года)

Администрация никогда не пришлет Вам ссылку на авторизацию и не запросит Ваши данные для входа в игру.

Neal Caffrey
🍇 | Главный следящий за гос. структурами

Закон “Об обеспечении неприкосновенности государственных служащих”

Настоящий закон регламентирует права, обязанности и запреты государственных (федеральных) служащих в
отношении лиц, имеющих статус неприкосновенности.

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Для целей настоящего Закона, лицами, обладающими статусом неприкосновенности, признаются:

а) Руководители исполнительных правительственных подразделений, а также их заместители;
б) Лица, на которых, в соответствии с Конституцией Штата San Andreas, возложена обязанность по обеспечению правосудия, а также лица, которые участвуют в судопроизводстве. (Судьи, прокуроры и государственные адвокаты);
в) Действующий Генеральный Прокурор Штата San Andreas и его заместители.
г) Руководители органов государственной власти в Штате Сан-Андреас и их заместители.

Статья 2. Статус неприкосновенности для лиц, перечисленных в п. а), в), г) ст. 1 настоящего Закона, действует в течение всего периода исполнения такими лицами возложенных на них обязанностей.

Статья 3. Лицами, которые, в соответствии с п. б) ст. 1 настоящего Закона, наделены статусом неприкосновенности, признаются:

а) члены Государственной коллегии адвокатов Штата San Andreas – в течении периода исполнения такими лицами возложенных на них обязанностей;
б) прокуроры, представляющие интересы государства и правительства – в течении периода исполнения такими лицами возложенных на них обязанностей;
в) судьи, вне зависимости от характера их трудовой деятельности – в течении периода исполнения такими лицами возложенных на них обязанностей.

Раздел 2 Положения статуса неприкосновенности

Статья 4. Лицо, обладающее статусом неприкосновенности, не может быть привлечено к административной ответственности, равно как в отношении такого лица не может быть определена штрафная санкция.

Статья 5. Лицо, обладающее статусом неприкосновенности, не может быть привлечено к ответственности по нарушениям Правил Дорожного Движения и иных нормативно-правовых актов подобного характера, если такое лицо находилось в сопровождении представителей специализированных ведомств, ведающими вопросами обеспечения безопасности и неприкосновенности.

Для целей настоящей статьи специализированными ведомствами, ведающими вопросами обеспечения безопасности и неприкосновенности признаются правоохранительные структуры, действующие на территории Штата San Andreas, а также Секретная Служба США (USSS).

Статья 6. Лицо, обладающее статусом неприкосновенности, не может быть досмотрено, обыскано или задержано представителями правоохранительных структур, кроме случаев если лицо было застигнуто при совершении преступления с посягательством на жизнь, то оно может быть задержано на месте с дальнейшим уведомлением Верховного судьи или Генерального Прокурора.

Статья 7 Представители правоохранительных структур вправе зафиксировать, предоставить информацию и запрос на проведение действий, описанных ст. 8 настоящего Закона, в отношении лица, обладающего статусом неприкосновенности.

Правом одобрения вышеупомянутого запроса обладает действующий Генеральный Прокурор.

Статья 8. Личный автотранспорт лиц имеющих статус неприкосновенности, не может быть остановлен, досмотрен и (или) обыскан без согласия таких лиц, кроме случаев если лицо было застигнуто при совершении преступления с посягательством на жизнь.

Статья 9. Организованный кортеж с лицом, обладающим статусом неприкосновенности, при условии наличия в составе кортежа специального транспортного средства, принадлежащего одной из государственных структур, оборудованного проблесковыми маячками, не может быть остановлен, досмотрен и (или) обыскан при любых обстоятельствах.

Положения Правил Дорожного Движения и иных нормативно-правовых актов подобного характера в отношении организованного кортежа не применяются.

Статья 10. Лицо, обладающее статусом неприкосновенности, не может быть привлечено к уголовной ответственности до момента его приостановления, либо ограничения действия статуса неприкосновенности соответствующим решением Верховного Суда Штата San Andreas.

Статья 10.1 Досудебные разбирательства, равно как и расследования по уголовным преступлениям в отношении лица, обладающего статусом неприкосновенности, не могут быть инициированы без специального ордера, выписываемого Генеральным Прокурором или Верховным Судом.

Раздел 3 Приостановление и ограничение неприкосновенности

Статья 11. Действие статуса неприкосновенности не может быть приостановлено, либо ограничено без проведения заседания Верховного Суда по такому вопросу.

Читайте также:
Прощение долга: что это такое, описание и особенности

Статья 11.1 Действие статуса неприкосновенности в отношении лиц, перечисленных в п. а) ст. 1 настоящего Закона, не может быть приостановлено без проведения заседания Судейской коллегии.

Статья 11.3 Действие статуса неприкосновенности в отношении лиц, перечисленных в п. б), г) ст. 1 настоящего Закона прекращается на основании ордера от председателя Верховного Суда Штата San Andreas.

Статья 12. Ограничение неприкосновенности производится по решению Верховного Суда Штата San Andreas, в котором перечисляются административные статьи, которые могут не применяться в отношении лица, обладающего ограниченной неприкосновенностью.

Энциклопедия решений. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) и последствия их наступления

Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) и последствия их наступления

Смотрите в этом материале:

Понятие и отличительные признаки обстоятельств непреодолимой силы

Обстоятельства непреодолимой силы – это обстоятельства, освобождающее от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Пунктом 3 ст. 401 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 (далее – Постановление N 7) и других судебных актах сформулировано, какими должны быть обстоятельства, чтобы они были признаны обстоятельствами непреодолимой силы:

– обстоятельство должно носить чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер (п. 8 Постановления N 7);

– требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях (п. 8 Постановления N 7);

– если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий (п. 8 Постановления N 7);

– неотвратимость должна носить объективный, а не субъективный характер (определение ВС РФ от 16.02.2015 N 306-ЭС14-7853, постановления Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12, Двадцатого ААС от 19.03.2020 N А68-9203/2019);

– признаки чрезвычайности и неотвратимости должны присутствовать одновременно, в совокупности (определение ВС РФ от 24.03.2015 N 306-ЭС14-7853);

– действие непреодолимой силы должно быть связано с конкретными гражданско-правовыми обязательствами сторон и быть непосредственной причиной невозможности их исполнения или ненадлежащего исполнения (п. 5 Обзора практики ВС Чувашской Республики и АС Чувашской Республики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов от 16.08.2019 (далее – Обзор от 16.08.2019), постановление АС Уральского округа от 26.06.2018 N А76-7758/2017);

Из такого обязательного признака обстоятельств непреодолимой силы, как непредотвратимость, следует вывод о том, что обстоятельство непреодолимой силы должно наступить после возникновения обязательства , а при заключении договора стороны не должны были предвидеть его наступление. Так, например, АС Северо-Кавказского округа в постановлении от 17.11.2015 N А20-4212/2014 указал, что обстоятельства непреодолимой силы обладают признаками не только неконтролируемости и объективной непредотвратимости, но и не могут быть прогнозируемыми.

Последствия наступления обстоятельств непреодолимой силы, особенности применения п. 3 ст. 401 ГК РФ

Последствием наступления обстоятельств непреодолимой силы является освобождение должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение (например, за просрочку исполнения) обязательства – от уплаты неустойки, возмещения убытков, вызванных неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательства. При этом должник обязан исполнить обязательство после отпадения обстоятельств непреодолимой силы в том случае, если в результате этих обстоятельств исполнение не стало невозможным. Если же в результате действия обстоятельств непреодолимой силы исполнение обязательство невозможно, то оно прекращается невозможностью исполнения (ст.ст. 416, 417 ГК РФ).

Судебной практикой сформулированы позиции, в соответствии с которыми:

– наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали (п. 9 Постановления N 7);

– кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении; при этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (п. 9 Постановления N 7);

– должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности – возместить кредитору причиненные этим убытки (п. 10 Постановления N 7);

– применение п. 3 ст. 401 ГК РФ об освобождении от ответственности возможно лишь во взаимосвязи с положениями абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ, т.е. при принятии всех необходимых мер для надлежащего исполнения обязательства (определения ВС Республики Башкортостан от 29.08.2016 N 33-15830/2016, Самарского облсуда от 27.05.2015 N 33-5589/2015).

Читайте также:
Прагматическая санкция: что это такое, описание и особенности

Какие обстоятельства признаются обстоятельствами непреодолимой силы

В числе обстоятельств непреодолимой силы в судебных решениях упоминаются, в том числе:

– наводнения, стихийные бедствия, землетрясения, ураганы, сход снежных лавин, иные природные катаклизмы (определение ВАС РФ от 03.05.2012 N ВАС-3352/12), смерч, ураган, аномальный ветер (постановление Седьмого ААС от 10.08.2017 N 07АП-5742/17);

– военные действия (определение ВАС РФ от 03.05.2012 N ВАС-3352/12)

– действия и события общественного характера (война, крупномасштабные забастовки, массовые волнения (п. 5 Обзора от 16.08.2019);

– эпидемии (определение ВАС РФ от 03.05.2012 N ВАС-3352/12, определение Мосгорсуда от 04.07.2016 N 33а-15961/16);

– запретительные меры государственных органов (п. 5 Обзора от 16.08.2019).

В п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), принятого постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 N 173-14 (далее – Положение ТПП РФ), в качестве обстоятельств непреодолимой силы указаны: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.

Однако анализ судебной практики показывает, что норма об освобождении от ответственности на основании п. 3 ст. 401 ГК РФ применяется достаточно редко, доказать наличие обстоятельств непреодолимой силы нелегко. Например, суды признавали обстоятельствами непреодолимой силы:

– наводнение, вызвавшее подтопление и порчу груза (постановление АС Дальневосточного округа от 05.02.2019 N А51-25621/2017);

– взрыв (выход из строя) котла единственного производителя уникального материала – оптического стекла с заданными техническими характеристиками, необходимого для производства уникальной продукции (постановление Девятого ААС от 05.02.2018 N 09АП-67215/17);

– аномальные для марта атмосферные осадки в виде морозов, снегопадов, ветра, сопровождающегося порывами до 14 м/с (постановления Восьмого ААС от 05.11.2019 N 08АП-12243/19, АС Московского округа от 09.12.2015 N А41-24582/2015).

Обстоятельства, которые не могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей (п. 8 Постановления N 7).

В п. 1.3 Положения о ТПП РФ отмечено, что к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.

Например, судами не признавались в качестве обстоятельств непреодолимой силы:

– арест имущества и состояние банковских счетов должника (постановление АС Уральского округа от 13.03.2020 N А76-17134/2019);

– резкое сокращение объемов производства мазута и рост его цены, обусловленные государственным регулированием нефтяной отрасли (постановление АС Дальневосточного округа от 09.02.2018 N А51-7062/2017);

– выпадение большого количества атмосферных осадков в виде дождя, препятствовавших выполнению работ, поскольку подрядчик, заключая договор, был обязан прогнозировать сезонные осадки (постановление АС Поволжского округа от 04.03.2020 N А55-17757/2019);

– сильный ветер скоростью до 22 м/с, который, хоть и является редким явлением для определенной местности, однако не является чрезвычайным, не относится к категории “ураган” (постановление Седьмого ААС от 10.08.2017 N 07АП-5742/17);

– пожар, возникший в результате короткого замыкания, при котором было невозможно прекратить распространение огня исходя из количества задействованных в тушении пожара сил (постановление Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12).

– запрет Россельхознадзора на ввоз скота из Евросоюза в связи с эпидемией вируса Шмалленберга, поскольку не отвечает признакам чрезвычайности при данных условиях и относится к предпринимательскому риску (постановление АС Северо-Западного округа от 12.02.2016 N А21-1547/2014);

– введение режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, который вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку само по себе введение такого режима не свидетельствует о фактическом наступлении чрезвычайной ситуации и наличии обстоятельств непреодолимой силы (см., например, постановления Шестого ААС от 29.01.2020 N 06АП-7921/19, Семнадцатого ААС от 30.12.2016 N 17АП-16932/16).

О конкретных событиях, которые не признавались судами обстоятельствами непреодолимой силы, см. также в Энциклопедии судебной практики.

Читайте также:
Приобретательная давность: что это такое, описание и особенности

Доказательства, принимаемые во внимание судами при решении вопроса о наличии обстоятельств непреодолимой силы

При рассмотрении конкретного дела суд устанавливает, насколько конкретные обстоятельства, препятствующие исполнению конкретного обязательства отвечают установленным п. 3 ст. 401 ГК РФ и сформулированным судебной практикой требованиям к обстоятельствам непреодолимой силы, в том числе и при наличии в договоре условия о том, какие обстоятельства стороны признают обстоятельствами непреодолимой силы.

В судебной практике сформулирована позиция, в соответствии с которой включение в договор конкретного обстоятельства само по себе не изменяет понятия форс-мажорных обстоятельств. Так, в п. 5 Обзора от 16.08.2019 указывается, что отнесение к числу форс-мажорных обстоятельств издание нормативно-правового акта, а также действие либо бездействие государственных или местных органов власти, влияющих на ход строительства дома не может служить основанием для освобождения застройщика от ответственности за нарушение срока передачи объекта долевого строительства.

Бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы лежит на должнике (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).

Торгово-промышленная палата РФ свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров РФ (пп. “н” п. 3 ст. 15 Федерального закона от 07.07.1993 N 5340-1 “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации”, п. 2.1 Положения о ТПП) в отношении событий, которые произошли на территории РФ, а также в случаях, перечисленных в п. 2.2 Положения о ТПП. Свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) осуществляется путем оформления и выдачи Сертификата о форс-мажоре (п. 2.3 Положения о ТПП). Выдача Торгово-промышленной палатой РФ сертификатов о форс-мажоре по договорам, не являющимся внешнеторговыми сделками, Положением о ТПП не предусмотрено. Поскольку выдача сертификатов о форс-мажоре по внешнеторговым сделкам относится к компетенции Торгово-промышленной палаты РФ, а не региональных палат, имеются судебные решения, в которых документы, выданные региональными палатами, не принимались судом (см., например, постановление АС Московского округа от 28.02.2020 N А40-286434/2018).

Обратим внимание на то, что свидетельствующий обстоятельства непреодолимой силы документ, выданный Торгово-промышленной палатой РФ, автоматически не означает признание обстоятельств таковыми судом. Этот документ подлежит оценке судом как одно из доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, однако отнесение этого события к обстоятельствам непреодолимой силы, оценка его влияния на возможность исполнения обязательства находится в компетенции суда, который решает данный вопрос исходя их конкретных обстоятельств дела (см., например, постановления Двадцать первого ААС от 07.03.2017 N 21АП-95/17, Восемнадцатого ААС суда от 06.07.2015 N 18АП-6976/15).

В качестве доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы судами также принимаются, например:

– при стихийном бедствии (наводнении): письма МЧС России, управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, справки метеостанции, постановления территориальных муниципальных органов власти о введении режима ЧС (постановление АС Дальневосточного округа от 05.02.2019 NА51-25621/2017);

– переписка сторон, в которой кредитор признает обстоятельства непреодолимой силы таковыми (постановление Девятого ААС от 05.02.2018 N 09АП-67215/17);

– при аномальных атмосферных осадках: справки гидрометеорологического бюро, штормовое предупреждение, размещенное на сайте МЧС, предупреждение водителям на сайте ГИБДД, заключение региональной торгово-промышленной палаты (постановление АС Московского округа от 09.12.2015 N А41-24582/2015).

Также важно помнить, что доказыванию подлежит не только чрезвычайность и непреодолимость обстоятельств, воспрепятствовавших надлежащему исполнению обязательства, но и то, что должник принял все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомил кредитора о возникновении такого обстоятельства (постановления Семнадцатого ААС от 07.07.2016 N17АП-6447/16, Двадцать первого ААС от 16.03.2020 N А83-14541/2019, Пятого ААС от 07.03.2018 N 05АП-577/18). При неисполнении этой обязанности должник обязан возместить кредитору причиненные этим убытки (п. 10 Постановления N 7).

Распространение коронавируса 2019-nCoV как обстоятельство непреодолимой силы

В 2020 году целях недопущения распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Российской Федерации принят ряд федеральных и региональных нормативных актов (подробнее см. в нашей специальной подборке). В частности, Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239 установлены нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля 2020 года. Установлены запреты на вывоз определенных товаров, въезд иностранных граждан, ограничено авиасообщение и т. п. В регионах введен режим повышенной готовности, гражданам запрещено покидать места проживания (пребывания), за исключением экстренных случаев, приостановлена работа ряда предприятий общественного питания, объектов розничной торговли, салонов красоты и т. п. (см., например, указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).

Данные меры, очевидно, будут препятствовать надлежащему исполнению ряда обязательств. Как уже отмечалось, в каждом конкретном случае суд устанавливает наличие у обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению обязательств, признаков чрезвычайности и непреодолимости, а также непосредственность их влияния на возможность исполнение обязательства. Поэтому признание распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, и связанных с ним ограничительных мер, введенных органами государственной власти, обстоятельствами непреодолимой силы, будет зависеть от существа обязательства, срока и места его исполнения, ограничительных мер, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления в конкретном регионе и их непосредственное влияние на возможность исполнения обязательств, а также даты заключения договора. Например, как отмечается в информации Торгово-промышленной палаты РФ от 27.03.2020, в случае, если иностранное оборудование в течение гарантийного срока вышло из строя, а производитель не может направить специалистов в РФ для проведения ремонта в связи запретом на въезд иностранцев, такие обстоятельства являются для фирмы-производителя форс-мажором. Напротив, резкий рост курсов валют не является обстоятельством непреодолимой силы для организаций, закупающих товары за валюту, либо выплачивающих кредит в иностранной валюте.

Читайте также:
Паспорт сделки: что это такое, описание и особенности

24 марта 2020 года на совещании руководителей и сотрудников торгово-промышленных палат было принято решение о том, что, учитывая экстремальную ситуацию, вызванную пандемией коронавируса (2019-nCoV), те региональные палаты, которые имеют соответствующие юридические кадры, могут выдавать документы о форс-мажоре по договорам, заключенным между российскими юридическими лицами .

Письмом Торгово-промышленной палаты РФ от 26.03.2020 N ПР/0315 поручено с 26 марта 2020 г. организовать работу по выдаче заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности, и связанных с такой выдачей консультаций, на бесплатной основе. Согласно этому письму, выдача Торгово-промышленной палатой РФ сертификатов о форс-мажоре в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров также осуществляется на бесплатной основе.

Подробнее о юридических последствиях распространения коронавируса 2019-nCoV для исполнения обязательств читайте также в отдельном материале.

Форс-мажор

Это непредвиденные непреодолимые обстоятельства, которые мешают выполнить обязательства по договору

Когда стороны заключают договор, они получают обязательства — оплатить, доставить, передать в собственность, оказать услугу. Если нарушить условия договора, придется нести ответственность: например, заплатить неустойку или компенсировать убытки второй стороне.

Но бывают случаи, когда обязательства по договору нельзя выполнить: например, в стране произошел военный переворот или стихийное бедствие. Непреодолимые обстоятельства называют форс-мажором. Когда они происходят, можно расторгнуть договор или пересмотреть его условия.

Критерии форс-мажора

Чтобы обстоятельство признали форс-мажором и нарушителя договора освободили от ответственности, оно должно соответствовать двум критериям:

  • чрезвычайность. Форс-мажор невозможно предвидеть при нормальных условиях;
  • непредотвратимость. Обстоятельства не зависят от воли и действий нарушителя договора.

Форс-мажор освобождает должника от штрафов и неустоек, но не прекращает его обязательства полностью. После устранения чрезвычайной ситуации договоренности возобновляются, если это еще актуально для сторон договора.

Что относят к форс-мажорам

Некоторые события по умолчанию относят к обстоятельствам неодолимой силы:

  • землетрясения, наводнения, смерчи, ураганы;
  • войны, забастовки, террористические акты;
  • государственные запреты на перевозки или торговлю, закрытие границ.

Суд будет рассматривать каждый случай отдельно и сравнивать его с критериями. Например, погодные явления не всегда признают форс-мажором.

В область пришли сильные морозы: техника подрядчика встала, поэтому он затянул сроки выполнения работ. Суд признает это форс-мажором, если такая погода — редкость для региона. Если в области постоянно сильные морозы, изменение погоды можно было предвидеть — значит, придется заплатить штраф.

С забастовками иначе, в них участвуют две стороны и одной из них часто приходится нести ответственность.

Например, если сотрудникам логистической компании задержали зарплату, а они этого не вышли на работу и сорвали сроки по всем договорам поставок, виноваты руководители и управляющие организации. За нарушения компания понесет ответственность в рамках заключенных соглашений.

В законе есть прямые указания на события, которые нельзя считать форс-мажором:

  • у должника нет денег;
  • на рынке нет нужных товаров;
  • контрагенты должника нарушили обязательства по договорам.

Судебная практика показывает, что суды не считают форс-мажором невыполнение обязательств санкций или роста курса доллара.

Относится ли эпидемия к форс-мажору

В случае с эпидемиями нужно учитывать конкретные обстоятельства и опираться на указанные в законе и судебной практике случаи. Например, если контрагенты не привезли товары вовремя коронавирусных ограничений и этого компания нарушила обязательства по своим договорам — это нельзя считать форс-мажором.

Гостиница отказалась возвращать деньги переноса мероприятия, но суд обязал ее это сделать

В январе 2020 года компания забронировала в гостинице номера для сотрудников на время летней ярмарки. Когда началась пандемия коронавируса, мероприятие перенесли, и компания попросила гостиницу вернуть деньги.

Гостиница отказалась вернуть всю сумму: по договору при отказе от брони она должна возместить только половину. Компания обратилась в суд, и обстоятельства признали форс-мажором: никто не мог предвидеть, что начнется пандемия. Гостиницу обязали вернуть все деньги.

Читайте также:
Объединение общественное: что это такое, описание и особенности

Каждый случай рассматривают индивидуально. Если несмотря на эпидемию у должника был способ исправить ситуацию, но он им не воспользовался — ему придется отвечать за неисполнение своих обязательств.

Как прописать форс-мажор в договоре

Чтобы избежать разных толкований и судебных разбирательств, можно прописать в договоре ситуации, которых могут сорваться договоренности, и определить, что в таком случае делать.

Определить форс-мажоры. Например, указать, что действия или бездействие третьих лиц могут повлиять на исполнение договора и вторая сторона не несет за это ответственности.

В договор часто включают пункты, которые снимают ответственность с должника, если в отношении него совершили преступление: например, взломали счета или украли деньги.

Прописать, как действовать при форс-мажоре. Когда стороны договорились, какие случаи считать обстоятельствами непреодолимой силы, они указывают в договоре:

  • список документов для подтверждения форс-мажора;
  • порядок извещения второй стороны договора о наступлении обстоятельств непреодолимой силы;
  • последующие действия сторон.

Если форс-мажор не описан в договоре, принимать решение о признании обстоятельства форс-мажором будет суд.

Как подтвердить форс-мажор

Должник может обратиться в Торгово-промышленную палату за выдачей сертификата о форс-мажоре. Для решения споров по внешнеторговому контракту или международному договору нужно обратиться в федеральную торговую палату, а по другим сделкам — в региональную.

Что будет, когда форс-мажор подтвердят

Сторону, не исполнившую обязательства доказанного случая форс-мажора, освободят от необходимости уплачивать штраф или неустойку. Но форс-мажор не прекращает обязательства по договору. Как дальше выполнять обязательства — зависит от последствий.

После форс-мажора обязательства могут прекратиться: например, если стихийное бедствие вывело из строя все оборудование подрядчика. Но в этом случае придется вернуть второй стороне аванс. Если договор остается в силе, обязанности возобновляются и ничего возвращать не придется.

Что делать при наступлении

Если случилось непредвиденное и непреодолимое, можно попробовать решить проблему мирно. Вот каким будет порядок действий.

Шаг 1. Уведомить партнера о форс-мажоре. Лучше направить официальное уведомление заказной почтой.

Шаг 2. Предъявить доказательства, приложить подтверждающие документы.

Шаг 3. Договориться о том, как устранить последствия форс-мажора. Например, можно составить допсоглашение о переносе сроков или изменении объема обязательств.

Особой формы уведомления о форс-мажоре нет, можно составить его самостоятельно. В нем нужно написать, почему невозможно выполнить обязательства по договору, какие документы это подтверждают и что можно сделать, чтобы исправить ситуацию.

Чтобы вам было легче, мы подготовили шаблон — сохраните его себе и замените выделенный желтым текст на свой.

Как показывает судебная практика, суды редко признают спорные обстоятельства форс-мажором, поэтому советуем решать такие проблемы лично с контрагентом.

Что важно запомнить

  1. Форс-мажор — это чрезвычайные непредотвратимые обстоятельства.
  2. Если несмотря на природную аномалию, эпидемию и политическую обстановку должник мог выполнить свои обязательства, он не может ссылаться на форс-мажор.
  3. Спорные обстоятельства непреодолимой силы можно прописать в договоре. Это поможет избежать судебных разбирательств.
  4. При наступлении форс-мажора нужно проинформировать контрагента, предоставить доказательства и приложить план действий по решению проблемы и минимизации ущерба.

Сейчас читают

Нормативный правовой акт

Это официальный документ госорганов или должностных лиц с правилами поведения

Патент

Документ, который позволяет защитить изобретение от плагиата

Счет эскроу

Специальный счет, куда покупатель переводит деньги для продавца, а банк их замораживает до выполнения условий сделки

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

  • Команда проекта
  • Глоссарий

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Обстоятельства непреодолимой силы

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

Почти во всех договорах юридических и физических лиц имеется пункт об обстоятельствах непреодолимой силы.

Под этой формулировкой понимается форс-мажор. В гражданском кодексе непреодолимая сила понимается как обстоятельство, которое невозможно предотвратить.

В отечественном и мировом законодательстве не приводится полный перечень обстоятельств подобного рода. Форс-мажорные ситуации оцениваются индивидуально и рассматриваются отдельно по каждому эпизоду в соответствии с ГК РФ.

Что относят к обстоятельствам непреодолимой силы?

Четких определений подобных ситуаций не представлено. Имеются признаки, дающие возможность их идентифицировать. В законодательстве отмечается, что данные обстоятельства могут иметь два основных признака:

  • чрезвычайность;
  • невозможность предотвращения в сложившихся условиях.
Читайте также:
Пограничный режим: что это такое, описание и особенности

Международная и отечественная практика заключения соглашений и договоров гласит, что в них применяется особая классификация обстоятельств такого типа:

  • стихийные явления (смерчи, землетрясения, наводнения и т. д.);
  • социально-значимые события (забастовки, демонстрации, митинги, конфликты);
  • законы, запрещающие ведение конкретной деятельности.

События, препятствующие одной либо обеим сторонам выполнить договорные обязательства, расцениваются как обстоятельства непреодолимой силы, если они не предусматривались в соглашении, и их последствий или эффекта невозможно было избежать.

Здесь имеются отдельные нюансы. Первый касается военных конфликтов. Если они длятся достаточно долгое время, то перестают быть обстоятельством непреодолимой силы, ведь о них было известно заранее и стороны могли выработать соглашение, где бы учитывались сложности, касающиеся данной ситуации. Второе — это забастовки.

В судах забастовки воспринимаются в качестве форс-мажора лишь в случае, когда парализованными оказались целые отрасли, а не какое-то отдельное предприятие, протесты рабочих на котором можно было предотвратить

Возникновение подобных условий играет важную роль в ряде отраслей, имеющих особое социально-экономическое значение. Одной из таких отраслей является туризм и финансовая инфраструктура, связанная с ним. Клиенты, отправляющиеся в поездки вопреки предупреждениям и рискам, должны уведомляться об опасности в письменной форме. Ознакомление с предоставленным документом должно быть подтверждено подписью.

Как отмечаются данные обстоятельства в договоре?

На практике обычные договоры, используемые предпринимателями, не содержат никаких упоминаний об обстоятельствах непреодолимой силы. Эти пункты не принято широко расписывать, поскольку большинство работ или услуг выполняются в короткий срок, и на них с малой вероятностью могут повлиять внешние факторы.

Тем не менее в соглашении может быть пункт, где указывается, что стороны могут освобождаться от обязательств в случае появления обстоятельств непреодолимой силы. Подобная трактовка способна повлечь определенные последствия.

При нежелании сторон включать в договор перечень обстоятельств, которые могли бы по их мнению иметь признаки непреодолимой силы, следует по крайней мере разобраться с порядком применения указанного пункта.

Первое, что нужно указать, — это срок, в которой одна сторона должна известить другую о возникновении данных обстоятельств.

Второе — следует конкретно прописать в договоре, какие последствия произойдут в случае их возникновения.

Также следует указать, как именно данная проблема отразится на каждой из сторон соглашения, и что произойдет с самим договором — будет ли он расторгнут, или сроки его исполнения будут перенесены. Точные формулировки и описания сделают работу каждой из сторон более прозрачной, понятной и безопасной.

Если проигнорировать факт необходимости более внимательного отношения к факторам такого рода, может возникнуть ситуация, при которой одна из сторон самовольно разорвет отношения по договору. В конечном итоге придется обращаться в суд и вести долгие тяжбы, чтобы доказать, что обстоятельства непреодолимой силы таковыми по факту не являлись.

Последствия форс-мажора

При возникновении чрезвычайных происшествий очень важны их последствия. В некоторых ситуациях все может обойтись задержкой в исполнении договора, но иногда это грозит полным расторжением заключенного контракта.

Так, например, если дело касается забастовки рабочих, длящейся несколько дней, нерационально было бы разрывать соглашение, ведь можно просто пересмотреть сроки его исполнения. Если же речь идет о поставке товара, склады с которым были уничтожены в результате пожара, взрыва, стихийного бедствия и т.д, то здесь совершенно ясно, что сделка окажется сорванной из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Сторона, ссылающаяся на подобные происшествия, использует данную причину как возможность избежать ответственности за неисполнение взятых на себя обязательств. Это может быть выплата неустойки или штрафы.

При невозможности соблюдения договоренностей по причинам, не зависящим от сторон, они могут сослаться на стихийное бедствие, социальные явления или законодательные акты, чтобы избежать предусмотренного договором и законодательством наказания

В результате к ним не будет применено никаких мер. Однако это произойдет при условии, что форс-мажорные обстоятельства действительно имели место, а не являются выдумкой либо проблемами, имевшими решение.

Резюме

При формировании соглашений стороны должны учитывать вероятность возникновения спорных ситуаций в рамках реализации договоренностей. Если специфика отрасли, где происходит сотрудничество, предусматривает вмешательство внешних факторов, нюансы лучше всего обсудить и зафиксировать на этапе составления договора. В будущем эти действия помогут избежать возможных конфликтов и лишних разбирательств в судебных инстанциях, что может отнять много времени, сил и средств.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: