Неприкосновенность личности: что это такое, описание и особенности

Неприкосновенность личности

В основе уголовно-процессуального принципа неприкосновенности личности, регламентированного ст. 10 УПК, лежит конституционное положение, устанавливающее право каждого на свободу и личную неприкосновенность – одно из важнейших конституционных прав (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ).

Неприкосновенность личности – процессуальный институт, представляющий собой совокупность юридических норм, регламентирующих свободу личности, ее ограждение от незаконного и необоснованного задержания, ареста, иных мер принуждения, ограничивающих неприкосновенность личности.

Личная неприкосновенность является одним из институтов уголовно-процессуального права, который наряду с институтами неприкосновенности жилища, частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений обеспечивает нормативную основу для обеспечения свободы личности в тех сферах ее жизни, которые могут быть так или иначе сопряжены с уголовным судопроизводством.

Принцип неприкосновенности личности устанавливает условия, пределы и порядок возможного ограничения предусмотренного Конституцией РФ права на личную свободу.

Содержание принципа неприкосновенности личности применительно к уголовному судопроизводству заключается в следующем:

– ограничение личной свободы человека возможно лишь при наличии к тому четко определенных оснований: задержание по подозрению в совершении преступления или заключение под стражу возможно только на основаниях, предусмотренных УПК;

– личная неприкосновенность может быть ограничена только судом при соблюдении установленной для этого законом процедуры. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов;

– личная неприкосновенность ограничивается на строго определенный уголовно-процессуальным законом срок;

– суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК;

– лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.

Неприкосновенность жилища (ст. 12 УПК РФ). В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище является неприкосновенным, никто не может в него проникнуть против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.

В исключительных случаях, когда производство обыска и выемки в жилом помещении, осмотра жилого помещения, а также личного обыска не терпят отлагательства, т.е. имеются основания предполагать, что в жилом помещении совершается в данный момент преступление, либо находятся какие – либо вещественные доказательства по делу, которые, в случае промедления, могут быть безвозвратно утрачены, указанные действия могут быть произведены по постановлению следователя, без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения об его производстве. Получив указанное уведомление, судья проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности.

В случае, если суд признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми (ст. 165 УПК РФ). Одной из гарантий соблюдения принципа неприкосновенности жилища является наличие уголовной ответственности за незаконное вторжение в жилище (ст. 139 УК РФ).

Право на свободу и личную неприкосновенность

Статья 22 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.».

Закрепляя право на личную неприкосновенность в Конституции РФ используется формулировка «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Личная неприкосновенность – это недопустимость вмешательства извне в сферу индивидуальной жизнедеятельности человека, включающую в себя физическую, психическую и моральную неприкосновенность. В понятие права на неприкосновенность включается нарушение почти всех видов личных неимущественных прав, в том числе и имущественных.

Читайте также:
Ответственность материальная: что это такое, описание и особенности

Неприкосновенность личности, как социальное благо, означает недопустимость противоправного посягательства на личность гражданина путем физического, психического, юридического или иного социального воздействия. Любой гражданин вправе всюду чувствовать себя свободным, равноправным и абсолютно безопасным. Государство должно гарантировать безопасность передвижения, поступков, деятельности граждан в рамках закона.

Право на личную неприкосновенность гарантируется совокупностью правовых норм, предусматривающих недопустимость всякого посягательства на личность со стороны кого-либо, за исключением случаев, предусмотренных законом. Закрепление в законе гарантий осуществления прав и законных интересов личности не менее значим, чем установление самих прав и свобод.

Порядок задержания граждан закреплен в статье 14 Федерального закона «О полиции», предусматривающей, что до судебного решения в определенных законом случаях лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок свыше 48 часов.

Как правило, основанием задержания является совершение лицом правонарушения. Задержанное лицо вправе пользоваться услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания. В каждом случае задержания сотрудник полиции должен разъяснить задержанному его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. О каждом случае задержания должен составляться протокол.

Обеспечивая охрану важнейших общественных отношений и прав, Уголовный кодекс РФ содержит статьи, устанавливающие уголовную ответственность за преступления против жизни, здоровья, против личной свободы, против чести и достоинства, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против личной собственности. Глава 19 Уголовного кодекса РФ полностью посвящена преступлениям против конституционных прав и свобод граждан. Важнейшей гарантией для защиты прав и законных интересов личности является уголовная ответственность за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 229 УК РФ), незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей (ст. 301 УК РФ), принуждения к даче показаний (ст. 302 УК РФ), фальсификации доказательств (ч. 2 ст. 303 УК РФ), вынесения заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ). Субъектами этих преступлений являются лица, обладающие правом применения уголовно-процессуального принуждения – судьи, прокуроры, следователи, лица, осуществляющие дознание, начальники мест содержания под стражей (в части незаконного содержания под стражей).

Гражданский кодекс РФ содержит гарантии неприкосновенности личности в части обязательств, возникающих из причинения вреда (ст. 1070). Согласно этой статье, гражданско-правовые гарантии включают в себя ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в результате незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возможность возмещения такого вреда за счет казны.

По смыслу ст. 12, 15, 16, 150-152 Гражданского кодекса РФ незаконно арестованный и содержащийся под стражей может претендовать на компенсацию морального вреда и возмещение убытков от противоправного применения данной меры пресечения.

Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2022 г.

Принцип неприкосновенности личности в уголовном процессе

Конституция РФ провозгласила: “Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность” (ч.1 ст.22). При уяснении данной конструкции, сразу возникает вопрос: каково же соотношение понятий “свобода” и “неприкосновенность”? Представляется, что, прежде всего, необходимо разграничить такие понятия, как “личная свобода” и “свобода личности”.

Проблематика нашей статьи, помимо “личной свободы” и “свободы личности”, требует введения еще более узкого понятия – понятия “индивидуальной свободы”.2 Под последней, в нашем случае, мы понимаем возможность человека по своему усмотрению определять место пребывания, свободу передвижения, право на отсутствие наблюдения или охраны.

Читайте также:
Общее собрание: что это такое, описание и особенности

Рассмотрим теперь соотношение неприкосновенности личности и личной свободы. Данные понятия не являются ни тождественными, ни взаимосодержащими. В философии существует концепция о существовании двойной, так называемой, “позитивной” и “негативной” свободы. Первая предполагает свободу, дозволяющую что-либо, вторая – свободу от принуждения.

В аспекте этой концепции право на личную свободу может рассматриваться как право на такое состояние, при котором человек может распоряжаться собой, своим телом, психикой, нравственностью, безопасностью по своему усмотрению, в рамках, ограниченных лишь правами других лиц, а неприкосновенность личности – как право на такое состояние, при котором не допускается стеснение моральной, нравственной, физической и иной целостности человека путем принуждения со стороны государства, должностных лиц, остальных граждан.

Личная свобода и неприкосновенность личности, таким образом, – двуединая основа психофизической целостности и автономии личности.

Человек в обществе ограничен определенными рамками. Внешние границы рамки (неприкосновенность личности) защищают его от вторжения общества, государства, других людей в его свободное состояние, внутренние границы (личная свобода) – напротив, не позволяют человеку распоряжаться своими правами в ущерб остальным.

Неприкосновенность личности охватывает лишь сферу деятельности общества (отдельного его индивидуума, группы индивидуумов) в отношении конкретного лица, а не его собственную деятельность. Неприкосновенность личности охватывает многие права: право на жизнь, право на здоровье, право не подвергаться пыткам и т.д.

Но не подменяет их, а означает запрет какого бы то ни было внешнего влияния на них без собственной (личности) на то воли (разрешения), т.е. своеобразную “охранительную оболочку”. В этом смысл неприкосновенности личности. Понятие личной свободы, как второе составляющее автономии личности – наоборот, определяется его деятельностью, и не охватывает деятельности “извне”.

Человек постоянно находится в контакте с иными людьми, механизмами, силами природы и т.д. Этот контакт не проходит для него бесследно: человек постоянно испытывает на себе их влияние (физическое, психическое и пр.). Признание возможным некой “абсолютной” неприкосновенности и ее добровольного ограничения привело бы к выводу о практической невозможности реальной, сколько-нибудь продолжительной неприкосновенности, это понятие стало бы аморфным.

Итак, пока человек существует и действует в соответствии с собственной волей, без принуждения, он неприкосновенен. Но как только воздействие на него осуществляется принудительно (помимо его воли), неприкосновенность ограничивается (если принуждение правомерно), либо нарушается (если принуждение неправомерно).

Отсутствие законодательного определения неприкосновенности личности закономерно породило противоречивые позиции по данному вопросу. Их анализ позволил выявить следующее:

Существуют две отправные точки зрения по проблеме определения неприкосновенности личности – узкое и широкое толкование данного принципа. При узком толковании под неприкосновенностью личности понимают такое построение и осуществление уголовного судопроизводства, при котором никто не может быть подвергнут аресту иначе, как на основании судебного решения или с санкции прокурора.

Причиной образования подобных суждений явилось как отсутствие четкого законодательного определения признаков неприкосновенности личности, так и прослеживающаяся в большинстве международных актах тенденция соседства данного принципа с правом каждого на защиту от произвольных арестов.

Именно в узком понимании дает свое определение и Конституционный Суд РФ: “конституционное право на свободу и личную неприкосновенность означает, что человек не может быть лишен свободы и заключен под стражу по произволу власти”.

При широком толковании происходит отход от рассмотренной выше позиции в сторону расширения предполагаемого объема неприкосновенности личности. На наш взгляд, именно такое понимание отвечает сегодняшним требованиям. Когда комитету по правам человека по делу “Э. Делгадо Паэс против Колумбии” (№1951985) пришлось столкнуться с проблемой толкования термина “личная неприкосновенность”, он после тщательного обсуждения вопроса, взвешивая все “про” и “контра”, принял консенсусом широкое толкование этого термина.

Читайте также:
Портовые сборы: что это такое, описание и особенности

Согласно ч.1 ст.55 Конституции РФ перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.11 В.М. Корнуков по этому поводу справедливо заметил: “возможность ограничения неприкосновенности личности сопряжена как с производством ареста, так и с применением других мер процессуального принуждения.

Но поскольку арест из всех возможных принудительных действий более всего стесняет личную свободу, Конституция и соответствующие нормативные акты уголовно-процессуального права, закрепляя принцип неприкосновенности личности, формулируют условия ограничения личной свободы только при его применении… Условия же применения других принудительных мер, стесняющих личную свободу, находят свое выражение непосредственно в нормах, предусматривающих применение этих мер”.

Все ученые, разделяющие вторую позицию, сходятся на том, что неприкосновенность личности представляет собой сложное понятие, образующееся из системы базовых составляющих. При ответе на вопрос – что же конкретно охватывается этим общим понятием – такого единодушия нет.

Прежде всего, это можно объяснить отсутствием единого употребления терминов в нормативных актах различного уровня. Встречаются, например, такие сочетания (противопоставления) прав и свобод: “право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность”, “право на свободу и личную неприкосновенность”, “право на жизнь и личную неприкосновенность”, “физическое и психическое здоровье и неприкосновенность лиц”, “посягательство на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу лиц”,”право на личную свободу и безопасность”, “право на жизнь, на физическую и моральную неприкосновенность… на свободу и безопасность”.

Некоторые из указанных компонентов включают в себя другие, что осложняет уяснение содержания и структуры неприкосновенности личности. Так, физическая неприкосновенность включает в себя наряду с телесной, также половую неприкосновенность; психическая – духовную (“дух” – сознание, мышление, психические способности”), индивидуальная свобода – право свободного передвижения.

Право выбора занятий и возможность располагать собой – слишком емкие понятия, не имеющее конкретного содержания: сюда можно отнести и свободу передвижения, и право избирать и быть избранным и т.д. и т.п.

Поэтому, на наш взгляд, изложить структуру (вычленить базовые компоненты) можно следующим образом:

  • Физическая неприкосновенность (предполагает защиту от насилия, опасного для жизни и здоровья, насилия, не опасного для жизни и здоровья, охрану половой свободы);
  • Нравственная неприкосновенность (защита чести и достоинства личности);
  • Психическая неприкосновенность (защита нормального течения психических процессов);
  • Индивидуальная свобода (защита права по своему усмотрению определять место пребывания, свободу передвижения, право на отсутствие наблюдения или охраны);
  • Общая свобода действий (защита действий, не охватываемых формализованным правом);
  • Личная безопасность (обеспечение отсутствия угрозы причинения вреда).

В зависимости от того, что авторы выдвигают на первый план при конкретном формулировании понятия, под неприкосновенностью личности понимается:

  1. Совокупность базовых составляющих, как таковых (Ю.И. Стецовский, Р.Х. Ильясов, Е.А. Лукашева) – по нашему мнению, такое определение не указывает на взаимосвязь, общность входящих в неприкосновенность личности элементов.
  2. Определенное состояние правопорядка и положение человека в обществе (Н.Н. Короткий)
  3. Определенное построение и осуществление уголовного судопроизводства, порядок производства по уголовным делам (С.В. Долгоруков, Ю.Д. Лившиц).
  4. Совокупность гарантий и средств обеспечения (В.М. Корнуков, В.А. Патюлин) – в данном случае, как и в двух предыдущих, происходит отрыв понятия неприкосновенности личности от самого человека, его прав.
  5. Гарантированная государством личная безопасность и свобода гражданина (И.Л. Петрухин, З.Д. Еникеев) – при таком определении “свободу” следует рассматривать как понятие, охватывающее все остальные элементы неприкосновенности личности, за исключением личной безопасности.
  6. Право на защиту от противоправных посягательств на личную безопасность (О.Е. Кутафин, А.М. Баранов, П.Г. Марфицин) – на наш взгляд, право на защиту – это не право “на постоянное обладание”, получается, пока посягательств нет, а следовательно, и нет защиты, то и нет реализации неприкосновенности личности.

Поэтому мы придерживаемся, как уже отмечали выше, того мнения, согласно которому под правом на неприкосновенность личности понимается определенное, гарантированное государством, состояние человека.

Читайте также:
Потребительская кооперация: что это такое, описание и особенности

Подобно ученым-процессуалистам, практические работники также не имеют общего мнения о том, что же понимается под неприкосновенностью личности. По данным, полученным нами в ходе опроса 261 работника дознания, следователя, прокурора, 33% из них придерживается мнения, что под неприкосновенностью личности необходимо понимать недопустимость в процессе осуществления уголовного судопроизводства противоправных посягательств от кого бы то ни было на личную безопасность гражданина, его свободу, жизнь, здоровье, честь и достоинство.

Как право на индивидуальную свободу неприкосновенность личности понимают 13,8% опрошенных; 24,5% – в соответствии с частью 2 ст.22 Конституции РФ (т.е. как право не подвергаться произвольному задержанию, аресту или заключению под стражу); 28,7% от общего числа опрошенных рассматривают неприкосновенность личности как право каждого на защиту от всякого посягательства на личную безопасность гражданина, его права и свободы.

Характерно мнение опрошенных нами 107 осужденных к лишению свободы, т.е. лиц, чья неприкосновенность уже подверглась определенным ограничениям. В их числе 14% вообще не знают о существовании такого права.

Другие формулируют его различно: как охрану личности законом и государством (19,7%), как право на свободу (17,4%), как право ни в чем не быть ограниченным (8,7%), как презумпцию невиновности (5,4%). Встречаются и такие ответы, как, например, “все должны меня уважать”, “нельзя меня трогать руками”, “надеюсь, что она есть” и т.п. Таким образом, никто из опрошенных нами осужденных не осведомлен в полной мере о праве на неприкосновенность личности.

Опираясь на изложенные выше результаты анализа, мы пришли к выводу, что наиболее обоснованным является определение права на неприкосновенность личности, данное И.Л. Петрухиным: это гарантированная государством личная безопасность и свобода гражданина, как и любого человека вообще, состоящая в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на физическую, нравственную, психическую неприкосновенность и личную безопасность.

Такое определение выгодно отличается от других тем, что содержит в себе перечень базовых составляющих (соответственно определяется и структура неприкосновенности личности), и обращает внимание на наличие гарантий, обеспечиваемых государством. Однако хотелось бы отметить и некоторые недостатки данного определения.

Во-первых, согласно логическому правилу, определение не должно “заключать в себе круга”. В рассматриваемом определении присутствует нарушение разновидности этого правила: определяющие понятия “личная безопасность” и “неприкосновенность” являются повторением определяемых.

Во-вторых, И.Л. Петрухин понимает под личной безопасностью пресечение и недопущение посягательств на индивидуальную свободу человека, выражающуюся в предоставленной ему возможности располагать собой и по своему усмотрению определять место пребывания, не находиться под наблюдением или охраной. На наш взгляд, индивидуальная свобода, предполагающая указанные выше возможности, не совпадает по значению с личной безопасностью и является самостоятельным элементом расширенного понятия неприкосновенности личности.

Исходя из семантического значения слова безопасность (“вне опасности”), а также из определений, данных словарем русского языка, “безопасность – положение, при котором не угрожает опасность”, “опасность – способность вызвать, причинить вред, несчастье; угроза чего-нибудь опасного” мы пришли к выводу, что словосочетание “личная безопасность” предполагает, прежде всего, отсутствие угрозы причинения вреда личности.

Т.е. акцент ставится не на какую-либо конкретизацию возможного вреда, а на отсутствие угрозы его причинения. От базового элемента “психическая неприкосновенность” личная безопасность отличается тем, что при ней возникает угроза без какой-либо связи с деятельностью человека – “угроза без заставления” (сделать или воздержатся от каких-либо действий), тогда как психическая неприкосновенность связывается с “угрозой для заставления”.

В-третьих, исследуя базовые компоненты неприкосновенности личности, имеет смысл отметить также и такую категорию, как “общая свобода действий”. Несмотря на то, что осуществление формальных основных прав исторически находится под особой защитой, концепция правового государства требует охраны всех выражений свободы действий вне зависимости от того, закреплены они формально или нет. Поэтому общая свобода действий, проявляющаяся лишь тогда, когда формализованные права не охватывают возможные поступки, также подлежит защите государством.

Читайте также:
Основное наказание: что это такое, описание и особенности

В-четвертых, большинство процессуалистов справедливо исходят из того положения, согласно которому право на неприкосновенность личности может быть правомерно ограничено. Если же признать, что это право (через свободу и безопасность) состоит в ограждении и защите от посягательств, то его ограничение будет означать допуск таких посягательств, хотя бы и в исключительных случаях.

Выход из этой ситуации может быть двояким: либо отнести такое определение к принципу неприкосновенности личности, либо расширить понятие “посягательство” в аспекте определения неприкосновенности личности.

То есть исходить не из общепринятого его толкования, как активного, преднамеренного и прямо направленного на незаконное ущемление охраняемого блага действие со стороны государственных органов и должностных лиц, а из более широкого определения данного термина, сформулированного в правовой литературе: “в качестве посягательства следует расценивать любое обусловленное волей поведение – действие или отказ от действия со стороны государственных органов, которые имеют своим следствием прогнозируемое нарушение охраняемого блага… как посягательство следует рассматривать и законные ограничения возможности действия, являющиеся первичными по отношению к действию направленной полицейской или уголовно-правовой меры”.

Читаем Конституцию. Ст.21-22. Неприкосновенность и достоинство

Читаем Конституцию. Статья 21 Конституции и статья 22 Конституции — авторский обзор. Неприкосновенность личности и человеческое достоинство

  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Что такое «достоинство» и для чего это понятие нашей Конституции?

Достоинство личности или человеческое достоинство морально-нравственная категория обозначающая ценность человека в своих и чужих глазах. Это то, о чем мы говорим постоянно – главная ценность государства – человек, еще более главная — гражданин. Обычный гражданин содержит государственный аппарат, является объектом и субъектом управления одновременно (как источник власти). И пока Конституция и некоторая часть законодательства продвигает эту идею, очень жаль, что только на бумаге.

Интересную трактовку действий государства в отношении достоинства личности дает Конституционный суд – «Обеспечить достоинство человека — значит прежде всего относиться к нему не как к объекту воздействия со стороны государства, а как к равноправному субъекту, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами» (Постановление Конституционного Суда от 3 мая 1995 г. N 4-П).

Если достоинство это ценность, что может ее умалить? Только соответствующее к ней отношение. Поэтому основной закон указывает, какие действия по отношению к личности может умалить значение этой личности – пытки, насилие, научные опыты и другие действия.

Это очень маленький перечень. Он остается открытым потому, что культура, нравственность и мораль подвержены постоянному изменению и развитию. Действия, которые не являются умаляющими в настоящий момент, уже завтра могут быть признанными таковыми и наоборот. При том, что поправки во вторую, рассматриваемую главу невозможны. Только вот почему создатели настоящей Конституции уверены, что пытки, насилие и научные опыты будут всегда расцениваться как умаляющие человеческое достоинство, ведь пресловутое «Окно Овертона» сдвигается.

  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Право на свободу устанавливается основными международными актами о правах человека. Например, Всеобщая декларация прав человека в ст.1 устанавливает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

При этом, рассмотренное понятие «достоинство» очень близко к понятию неприкосновенность. Если мы думаем о человеке как о равноправном субъекте, для других таких же субъектов, в т.ч. государства, он является неприкосновенным – физически и психически. Конституционный суд указывал, что понятие физическая неприкосновенность охватывает не только прижизненный период, но и посмертный – «создаются необходимые предпосылки правовой охраны тела умершего» (Определение от 4 декабря 2003 г. N 459-О).

Читайте также:
Предварительное следствие: что это такое, описание и особенности

Кроме того, что неприкосновенность охватывает запрет на нарушение неприкосновенности другими субъектами (внешний компонент), но и возможность самостоятельной защиты, если такое нарушение состоялось (внутренний компонент), состоящий из права необходимой самообороны и инструментов защиты, которое дает нам уголовное и гражданское законодательство и законодательство об административных правонарушениях. Отсюда вытекает вторая часть рассматриваемой статьи.

Ранее срок задержания без решения суда (ранее компетенция прокурора) составлял 72 часа. При этом, Конституция, развивая ч. 4 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, определяющим, что каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.

Что такое неприкосновенность депутата и в каких двух случаях ее можно лишиться

Для того чтобы депутаты разных уровней могли полноценно исполнять свои обязанности, которые на них были возложены на основании положений действующих норм законодательства, им даются определенные права. Одним из таких прав, которое закреплено в Конституции Российской Федерации, является право на неприкосновенность.

  • ✋ Что такое депутатская неприкосновенность
  • 💡 Правовые нормы
  • 👇 На кого распространяется
  • ⏰ Срок действия
  • ❗ Что дает депутатам статус
  • ❌ Лишение неприкосновенности
    • В каких случаях возможно
    • Как происходит
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

✋ Что такое депутатская неприкосновенность

Ни в одном из нормативных актов, которыми регулируется использование депутатами различных уровней власти права на неприкосновенность, не содержится информации о том, что именно следует подразумевать под неприкосновенностью.

Таким образом, понятия депутатской неприкосновенности, с юридической точки зрения, в действующих нормах права не содержится. Однако на основании правоприменительной практики можно сделать вывод, что под депутатской неприкосновенностью следует понимать невозможность привлечения депутата Государственной думы или члена Совета Федерации к административной или уголовной ответственности, а также к гражданской ответственности без получения на то согласия того органа, где он был выбран.

Результатом этого становится достаточно сложная процедура проведения различных процессуальных мероприятий, которые нацелены на вынесение наказания за совершенные правонарушения или преступления.

Правовые нормы

Правовое регулирование вопросов, связанных с присвоением и – в случае необходимости – лишения депутатской неприкосновенности, регулируется следующими нормативными актами:

  • статья 98 (часть 1) Конституции Российской Федерации;
  • статьей 19 Федерального закона №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 года. Статья достаточно широко освещает не только порядок применения данной меры защиты участников федеральных выборных органов, но также и определяет то, каким образом неприкосновенность может быть снята с человека в случае выявления явного нарушения им действующего законодательства вплоть до совершения уголовного преступления;
  • если же говорить о муниципальных депутатах (то есть участниках выборных органов власти муниципальных образований), то в привычном понимании депутатская неприкосновенность для них не используется. Однако решение о возможности возбуждения уголовного дела в отношении муниципальных депутатов принимается руководителем следственных органов субъекта Федерации на основании статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Если руководителем следственных органов субъекта Федерации принято решение о возможности возбуждения уголовного дела или начале следствия в отношении такого человека, все процессуальные действия в отношении таковых будут осуществляться в общем порядке на основании части 1 статьи 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

На кого распространяется

Депутатская неприкосновенность распространяется на следующих лиц:

  • депутатов Государственной думы Российской Федерации;
  • сенаторов Совета Федерации Российской Федерации;
  • муниципальных депутатов в порядке, который установлен действующим законодательством Российской Федерации в отношении участников муниципальных выборных органов самоуправления.
Читайте также:
Необходимая оборона: что это такое, описание и особенности

⏰ Срок действия

Депутатская неприкосновенность, установленная указанными выше федеральными нормативными актами, устанавливается на весь срок действия их полномочий.

В рамках такого срока ее действия она распространяется не только на самого депутата, но и на его жилье, на те служебные помещения, которые он занимает, а также на транспорт (как личный, так и служебный) и те средства связи, которые он использует.

Кроме того, досмотру не может подвергаться корреспонденция этого человека и его багаж, а также документы, которыми пользуется лицо, обладающее такой неприкосновенностью.

❗ Что дает депутатам статус

Присвоение депутату или сенатору неприкосновенности делает невозможным:

  • привлечение к уголовной или административной ответственности того лица, которому она была присвоена, в результате чего для проведения судебных процессуальных мероприятий в отношении таких лиц требуются дополнительные разрешения, полученные от тех органов, куда были выбраны указанные лица;
  • проведение ареста, обыска или допроса таких лиц. Исключение составляют только те случаи, когда речь идет о задержании на месте совершения преступления;
  • проведение личного досмотра такого лица. Здесь исключением является только проведение таких мероприятий в целях обеспечения безопасности окружающих людей, если речь идет о применении специального федерального законодательства.

❌ Лишение неприкосновенности

Лишение депутатской неприкосновенности – мера, которая применяется в тех случаях, когда было зафиксировано нарушение действующего законодательства.

В каких случаях возможно

Лишение неприкосновенности происходит в порядке, предусмотренном частями 4-5 статьи 19 Федерального закона №3-ФЗ от 8 мая 1994 года.

Лишить неприкосновенности могут только в двух следующих случаях:

  • когда лицо является участником административного правонарушения, о чем имеются неоспоримые доказательства (например, фото- и видеоматериалы, в подлинности которых нет сомнений);
  • депутат или сенатор являются участниками уголовного преступления (не свидетелями, а именно преступниками), что так же подтверждено, с точки зрения наличия качественной доказательной базы.

В этих случаях может рассматриваться вопрос о том, чтобы лишить такого человека имеющейся у него гарантии.

Как происходит

Лишение неприкосновенности происходит следующим образом:

  • следователь, который ведет дело в отношении депутата или сенатора, собрав без привлечения такого человека достаточную доказательную базу, выходит в адрес Генерального прокурора с ходатайством о снятии с подозреваемого депутатской неприкосновенности;
  • Генеральный прокурор выходит в течение одной недели в ту палату Федерального Собрания, куда относится подозреваемый (где он трудится) с запросом о лишении неприкосновенности этого человека;
  • той Палате, куда произошло обращение Генерального прокурора, дается три дня на вынесение решения о лишении человека неприкосновенности или о сохранении за ним таковой. Свой ответ либо Председатель Государственной думы, либо уполномоченный представитель Совета Федерации должны направить Генеральному прокурору.

Если палата Федерального собрания отказала в лишении неприкосновенности ее члена, то всякое преследование должно быть приостановлено.

Дополнительные гарантии неприкосновенности

Предложено уточнить порядок ведения уголовных дел в отношении судей, депутатов, адвокатов и других спецсубъектов

Законопроект «О внесении изменения в статью 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» внесло в Государственную Думу ФС РФ Законодательное собрание Ленинградской области. Авторы документа считают, что он должен устранить правовые противоречия между статьями УПК, так как в настоящее время «право следователей на самостоятельное вынесение новых постановлений о привлечении в качестве обвиняемых спецсубъектов уничтожает институт неприкосновенности данных лиц». Как полагает советник ФПА РФ, член НКС ФПА РФ Евгений Рубинштейн, «адвокатскому сообществу такая детализация закона пойдет только на пользу, поскольку устранит возможность циничного толкования указанной нормы».

В пояснительной записке к законопроекту утверждается, что он направлен на устранение правового противоречия, касающегося производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 Уголовно- процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ).

Главой 52 УПК РФ предусмотрены особенности уголовного преследования членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и региональных парламентов, членов выборных органов местного самоуправления, руководителей следственных органов, следователей, адвокатов, членов избирательных комиссий, а также ряда других должностных лиц. Таким образом, подчеркивают авторы законопроекта, указанным лицам предоставляются дополнительные гарантии, связанные с их защитой от необоснованного привлечения к уголовной ответственности в связи с выполнением ими определенных государственных, служебных и общественных функций.

Читайте также:
Радиационная безопасность: что это такое, описание и особенности

Частью 1 ст. 448 УПК РФ установлена особая процедура принятия решений о возбуждении в отношении указанных лиц уголовных дел или о привлечении их в качестве обвиняемых, если уголовные дела были возбуждены в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Данные решения могут приниматься только председателем Следственного комитета РФ (далее – СКР), лицом, исполняющим его обязанности, руководителем следственного органа СКР по субъекту Российской Федерации. В определенных случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 448 УПК РФ, для принятия соответствующего решения требуется согласие или заключение законодательных или судебных органов государственной власти РФ, представление Президента РФ или Генерального прокурора РФ.

Однако, как отмечают авторы документа, «частью первой статьи 175 УПК РФ предусмотрена возможность вынесения самим следователем, производящим предварительное следствие по уголовному делу, нового постановления о привлечении в качестве обвиняемого, если в ходе предварительного следствия появляются основания для изменения ранее предъявленного обвинения, в том числе и по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой статьи 447 УПК РФ». При этом новые постановления о привлечении в качестве обвиняемых таких лиц, самостоятельно выносимые следователями на основании ч. 1 ст. 175 УПК РФ, «могут иметь в своей основе абсолютно иные доводы, в том числе и обвинение в этом же уголовном деле может быть перепредъявлено по другим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации».

«Существующее право следователей на самостоятельное вынесение новых постановлений о привлечении в качестве обвиняемых по таким делам в соответствии с частью первой статьи 175 УПК РФ в принципе уничтожает институт неприкосновенности данных лиц», – говорится в пояснительной записке, поскольку «право следователя, производящего предварительное следствие по таким уголовным делам, на самостоятельное вынесение нового постановления о привлечении в качестве обвиняемого не соотносится с содержанием гарантий, предоставленных ч. 1 ст. 448 УПК соответствующим категориям лиц».

Согласно внесенному в Госдуму законопроекту глава СКР или руководитель регионального СКР смогут принимать решения не только о привлечении депутатов всех уровней, сенаторов, судей, прокуроров, адвокатов, экс-президентов и других лиц, в отношении которых действует особый порядок производства по уголовным делам и которые уже находятся под следствием, но и выносить новые постановления о привлечении их в качестве обвиняемых при изменении и дополнении обвинения в ходе предварительного следствия.

Законопроектом предлагается дополнить ч. 1 ст. 448 УПК РФ положением о том, что председатель СК РФ или его регионального управления вправе принимать «решение не только о привлечении отдельных категорий лиц в качестве обвиняемых, но и о вынесении в отношении них новых постановлений о привлечении в качестве обвиняемых в случаях, предусмотренных частью первой статьи 175 УПК РФ, то есть при изменении и дополнении обвинения в ходе предварительного следствия».

В настоящее время законопроект направлен в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству для подготовки заключения. Его принятие, как сообщили авторы, не потребует изменения действующих законов и нормативных актов, а также дополнительных бюджетных расходов.

Законопроект о внесении изменения в ст. 448 УПК РФ прокомментировал советник Федеральной палаты адвокатов РФ, член Научно-консультативного совета ФПА РФ Евгений Рубинштейн. По его словам, предлагаемые изменения обусловлены правоприменительной практикой и направлены на уяснение содержания нормы, регламентирующей порядок предъявления и перепредъявления обвинения. «По своей сути, это попытка устранить неправильное применение ч. 1 ст. 448 УПК РФ путем ее детализации. Такой способ противодействия неправильного применения уголовно-процессуальной нормы сложен, дорого стоит, но, по всей видимости, иных возможностей заставить работников Следственного комитета РФ системно толковать закон и действовать в полном соответствии с таким толкованием нет», – считает эксперт.

Читайте также:
Право убежища: что это такое, описание и особенности

«К глубокому сожалению, правоприменительные органы зачастую толкуют нормы уголовно-процессуального права, используя лексические пробелы в структуре нормы как предоставляющие им дополнительные права, – продолжил Евгений Рубинштейн. – Тогда как концепция формирования процессуального статуса должностных лиц стороны обвинения основывается на правиле о дозволении совершать определенные действия и принимать решения только в том случае, если они прямо указаны в УПК РФ. В рассматриваемой ситуации ч. 1 ст. 448 УПК РФ предусматривает специального субъекта, который имеет право принимать решение о возбуждении уголовного дела или решение о привлечении лица в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено по факту или в отношении других лиц. Вполне естественно, законодатель не указал, что в случае необходимости перепредъявления обвинения это решение также принимает один и тот же специальный субъект, поскольку уровень гарантий в отношении отдельных категорий лиц не может понижаться при принятии аналогичных решений на всех досудебных стадиях уголовного процесса». Таким образом, по мнению советника ФПА РФ, «учитывая, что первоначальное решение о привлечении лица в качестве обвиняемого принимает председатель Следственного комитета РФ или региональный руководитель (в зависимости от статуса обвиняемого), то и изменять свое решение путем перепредъявления обвинения может то же самое должностное лицо, которое его и принимало. Иное толкование приводит к существенному искажению как смысла нормы о предоставлении отдельным категориям лиц специальных повышенных гарантий, так и ее системного толкования».

Между тем, как отметил Евгений Рубинштейн, «следственная практика пошла по иному пути. Следователи полагают, что, поскольку отсутствует прямое указание на то, кто может перепредъявлять обвинение в отношении отдельных категорий лиц, то такое решение может принимать кто угодно – хоть следователь районного звена. Именно в целях устранения очевидного нарушения закона законодатели Ленинградской области вышли с законодательной инициативой. Адвокатскому сообществу такая детализация закона пойдет только на пользу, поскольку устранит возможность циничного толкования указанной нормы».

Неприкосновенность навсегда

5 ноября сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников внесли в Госдуму поправки в закон «О гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий», существенно усиливающие гарантии защиты от преследования бывших руководителей государства. Сейчас экс-президент России не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут допросу или обыску за деяния, которые совершил в период президентских полномочий. Согласно поправкам, оговорка о том, что неприкосновенность распространяется только на период президентства, будет снята. Иммунитет будет действовать и в отношении деяний, которые могли быть совершены и за рамками осуществления президентских полномочий, уточняет Клишас.

Юридический щит

Неприкосновенности экс-президент, конечно, может быть лишен. Но авторы поправок предложили сложную процедуру: для этого требуется решение Совета Федерации, которое может быть принято только в случае выдвижения Госдумой обвинения «в госизмене или совершении иного тяжкого преступления», подтвержденного заключением Верховного суда (ВС) о наличии в действиях экс-президента признаков преступления, а также заключением Конституционного суда (КС) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. «Депутаты [группа от 150 человек] смогут инициировать обвинение в случае какого-то резонансного поступка, тогда в Госдуме создается соответствующая комиссия, которая проверяет эти данные. После чего Госдума направляет в ВС документы с собранными данными, затем ВС выносит свое заключение о наличии в действиях экс-президента признаков преступления. А КС проверяет порядок выдвижения обвинения», – пояснил Крашенинников. Окончательные решения в палатах – об обвинении и о снятии неприкосновенности – принимаются двумя третями голосов. Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин говорит, что «теперь фактически лишение неприкосновенности бывшего президента приравнивается по своей процедурной сложности к процедуре импичмента главы государства».

Читайте также:
Общественная организация: что это такое, описание и особенности

Где экс-президентам жить хорошо

В США и большинстве стран Европы экс-главы государств не обладают иммунитетом.
В Руанде экс-президент «не может быть привлечен к ответственности за госизмену или серьезное и преднамеренное нарушение конституции, если во время его правления против него не было выдвинуто обвинений».
В Италии экс-президент становится пожизненным сенатором, иммунитет может снять сенат.
В Туркмении экс-президента нельзя судить «за деяния, совершенные в период исполнения им полномочий президента».
Источник: «ТАСС-досье»

Согласно действующему сейчас закону инициатором снятия неприкосновенности должна быть не Госдума, а глава Следственного комитета (СК). Теперь из закона могут убрать не только упоминание СК, но и прямое указание на то, что процедура лишения неприкосновенности может быть запущена в связи с преступлением, совершенным экс-президентом во время работы главой государства: «Председатель СК в случае возбуждения уголовного дела в связи с совершением им [экс-президентом] тяжкого преступления в период исполнения полномочий направляет представление в Госдуму [которая дает согласие на лишение неприкосновенности и направляет его в СФ]». Это не означает, что преследовать экс-президента за дела, совершенные во время президентства, будет нельзя, говорит Крашенинников: «Неприкосновенность может быть снята с экс-президента за деяния, совершенные им во время президентства, но только по той процедуре, которую предусматривает законопроект». «То, что выглядит по форме как реализация конституционных принципов и механизмов гарантий главы государства, скорее напоминает абсолютизацию президентской власти и ее невероятное усиление», – говорит Добрынин.

Один из опрошенных «Ведомостями» юристов отметил, что в перечне оснований для снятия неприкосновенности отсутствуют особо тяжкие преступления (предусмотрены Уголовным кодексом). По словам адвоката Дмитрия Аграновского, он никогда не встречал ситуаций, когда бы понятие «тяжкого» преступления включало в себя и «особо тяжкие»: «Я бы это добавил, может, это просто какое-то техническое упущение. Юристы же формалисты – как написано, так и читают».

Штрафы можно не платить

До отставки первого президента РФ Бориса Ельцина не был прописан специальный механизм ­гарантий экс-президентам, напоминает депутат Госдумы Борис Надеждин: путинский указ от 31 декабря 1999 г., а затем сменивший его закон входили в так называемый пакет договоренностей между Ельциным и преемником. Против закона в 2001 г. выступали коммунисты, они вспоминали основания для провалившегося импичмента Ельцину (чеченская война и др.), отмечает он, но в законе «сознательно написали, что гарантии неприкосновенности касаются только деятельности в качестве президента». Новая редакция освободит экс-президента от всякой ответственности как обычного человека и после отставки, говорит Надеждин: «Вряд ли можно предположить, что он [бывший президент] будет таскать молоко из магазинов. Но штрафы за превышение скорости может спокойно не платить».

По словам Крашенинникова, проект направлен на сохранение стабильности – чтобы лица, которые занимали главный пост в стране, понимали, что их не будут преследовать по политическим мотивам, а только в случае совершения тяжких преступлений. При этом сама процедура снятия неприкосновенности с экс-президента становится такой же, как и в отношении президента, указывает он. Депутат КПРФ Юрий Синельщиков считает, что поправки внесены из-за роста протестных настроений: «На будущее надо предотвратить возможность привлечения экс-президента к ответственности. Вдруг оппозиция придет к власти? Из-за этого такие законы и принимаются». В итоге этот законопроект делает экс-президента таким же неприкосновенным, как и действующего, говорит он.

В подготовке статьи участвовал Максим Иванов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: