Нет председателя ТСЖ. Как внести изменения в Устав?

ВС РФ не признал трудовыми отношения между ТСЖ и председателем его правления

suwannar1981.gmail.com / Depositphotos.com

Верховный Суд Российской Федерации высказал свое мнение по вопросу о статусе отношений между товариществом собственников жилья и председателем его правления (Определение ВС РФ от 24 мая 2019 г. № 84-КА19-1).

Напомним, что правление является исполнительным органом ТСЖ, подотчетным общему собранию членов товарищества (ч. 4 ст. 147 Жилищного кодекса). Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества (ч. 3 ст. 147 Жилищного кодекса РФ). Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 149 Жилищного кодекса РФ председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно, действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, иные внутренние документы товарищества, предусмотренные Жилищного кодекса РФ, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца

Вопрос о том, можно ли на основании приведенных норм считать председателя правления ТСЖ работником товарищества, долгое время являлся предметом споров среди специалистов. Так, например, Минфин России в своих письмах настаивал на существовании между указанными сторонами именно трудовых отношений, ссылаясь, среди прочего, на ст. 17 Трудового кодекса, согласно которой трудовые отношения возникают в том числе в результате избрания на должность.

А вот в судебной практике сколь-либо однозначного подхода по данному вопросу выработано не было. Встречались как примеры признания указанных отношений трудовыми (определение Кемеровского областного суда от 10 февраля 2012 г. № 33-1264), так и указания на принципиальную невозможность заключения трудового договора в такой ситуации (определения Московского городского суда от 2 июля 2014 г. № 33-25650/14, Ярославского областного суда от 16.07.2013 № 33-4240/2013). Существовала и точка зрения о том, что отношения между рассматриваемыми сторонами могут носить как трудовой, так и гражданско-правовой характер в зависимости от обстоятельств (определение Забайкальского краевого суда от 22 марта 2016 г. № 33-1350/2016). Специалисты Роструда высказывали осторожную позицию о том, что закон не запрещает заключать с председателем правления ТСЖ трудовой договор.

И вот, наконец, по данной проблеме пришлось высказаться и ВС РФ. Судьи напомнили, что положения ст. 15 ТК РФ к трудовым отношениям относят отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Законодатель в ст. 20, ст. 56-57 ТК РФ определил, что работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.

Между тем товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащим им имуществом, члены правления которого и его председатель являются членами товарищества собственников жилья, собственниками жилых помещений, которые действуют в форме товарищества собственников жилья в своих интересах в отсутствие лица, которого можно было бы квалифицировать в качестве работодателя.

Члены правления товарищества собственников жилья и его председатель действуют исключительно в интересах собственников жилых помещений, то есть в своих интересах, что делает невозможным вывод о существовании в рассматриваемых отношениях по самоуправлению признаков трудовых отношений.

Читайте также:
Знак соответствия: что это такое, описание и особенности

Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, основанной на равноправном членстве собственников помещений в многоквартирном доме, члены правления которого не могут находиться с ним в трудовых отношениях, но на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья им может быть определен размер вознаграждения за участие в управлении многоквартирным домом.

Внесение изменений в устав ТСЖ

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo – Consulting & audit

Необходимость внесения изменений в устав ТСЖ может возникнуть в процессе хозяйственной деятельности, а также в связи с изменением действующего законодательства. Такие изменения подлежат регистрации в налоговой инспекции. Так, с 31 января 2016 г. действует Федеральный закон от 31.01.2016 г. №7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ), который вносит уточнения, касающиеся правового статуса некоторых некоммерческих юридических лиц, в т.ч. и ТСЖ.

Любые изменения сведений о юридическом лице (ТСЖ в этом смысле не является исключением) можно условно разделить на две группы

Первая группа – это те изменения, которые не требуют государственной регистрации новой (измененной) редакции устава.

Например, в случае изменения персональных данных руководителя. Так, в случае изменения паспортных данных (место жительства, фамилия) руководителю достаточно заполнить заявление по форме Р14001, нотариально заверить его и направить в регистрирующий орган (налоговую инспекцию).

Ко второй группе относятся изменения, затрагивающие саму редакцию устава. Изменения в устав ТСЖ регистрируется в порядке, установленном главой VI Закона №129-ФЗ.

Перечень измененных сведений, которые в обязательном порядке должны быть сообщены в регистрирующий орган (налоговую инспекцию), приведен в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Закон №129-ФЗ).

Изменения, требующие регистрации устава в новой редакции, могут быть вызванные внутренними организационными потребностями ТСЖ, а также в связи с изменением действующего законодательства.

Напомним, что с 1 сентября 2014 г. согласно вступившему в силу Федеральному закону от 05.05.2014 г. №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» введена новая форма некоммерческих организаций – товарищество собственников недвижимости (далее по тексту – ТСН). Так, в ст.123.12 ГК РФ определено, что ТСН признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества, созданного ими для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом (вещами). ТСН представляет собой обобщенное понятие и объединяет собственников недвижимого имущества (жилых домов, помещений в здании, садоводческих, дачных домов, и т.п.). То есть к таким организациям с 01.09.2014 г. относится и ТСЖ.

В ряде регионах ГЖИ обязывали ТСЖ в принудительном порядке вносить изменения в устав в части переименования. В связи с этим Минстрой РФ выпустил разъяснения, в котором указал, что изменение наименования ТСЖ в связи с приведением его в соответствие с нормами гл.4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование (письмо от 10.04.2015 г. №10407-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с регистрацией товариществ собственников жилья»).

Благодаря подписанному закону №7-ФЗ противоречия между ТСЖ и ТСН устранены

На практике налоговые органы после 01.09.2014 г. отказывали в регистрации таких юридических лиц как ТСЖ, несмотря на то, что в ЖК РФ не было упоминания о ТСН.

Закон №7-ФЗ вносит поправки в ГК РФ и ряд других законов.

В п.2 ст.135 ЖК РФ обозначены требования к содержанию устава ТСЖ.

Так, устав ТСЖ должен содержать:

– сведения о наименовании ТСЖ;

– предмете и целях его деятельности;

– порядке возникновения и прекращения членства в товариществе собственников жилья;

– составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений (в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов);

Читайте также:
Общественные работы: что это такое, описание и особенности

– составе и компетенции ревизионной комиссии (компетенции ревизора) товарищества;

Таким образом, требования к содержанию устава содержатся в обновленной редакции ЖК РФ. В остальной части содержание устава отдано на усмотрение учредителей ТСЖ.

Законом №7-ФЗ необходимые поправки внесены в Закон №129-ФЗ.

В обновленной редакции Закона №129-ФЗ появился новый пункт (п.2.2 ст.17) следующего содержания: для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

Для внесения изменений в устав необходимо созвать общее собрание и оформить протокол. Изменения в устав заверяются у нотариуса и направляются в регистрирующий орган – налоговую инспекцию. При этом в налоговой инспекции может быть зарегистрирована как новая редакция устава, так и в виде отдельных приложений к старой редакции устава. Для этого руководитель ТСЖ подает в регистрирующий орган заявление по форме Р13001.

На основании представленных документов налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации новой редакции устава ТСЖ и выдает соответствующее свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. Налоговая инспекция вручает (направляет) один экземпляр новой редакции устава (либо изменений, вносимых в устав) с отметкой о его регистрации ТСЖ вместе с выпиской из ЕГРЮЛ, содержащей новые сведения о ТСЖ. Только после регистрации обновленного устава ТСЖ в налоговом органе он приобретает юридическую силу.

Внесение изменений в устав ТСЖ

Необходимость внесения изменений в устав ТСЖ может возникнуть в процессе хозяйственной деятельности, а также в связи с изменением действующего законодательства. Такие изменения подлежат регистрации в налоговой инспекции. Так, с 31 января 2016 г. действует Федеральный закон от 31.01.2016 г. №7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ), который вносит уточнения, касающиеся правового статуса некоторых некоммерческих юридических лиц, в т.ч. и ТСЖ.

Любые изменения сведений о юридическом лице (ТСЖ в этом смысле не является исключением) можно условно разделить на две группы

Первая группа – это те изменения, которые не требуют государственной регистрации новой (измененной) редакции устава.

Например, в случае изменения персональных данных руководителя. Так, в случае изменения паспортных данных (место жительства, фамилия) руководителю достаточно заполнить заявление по форме Р14001, нотариально заверить его и направить в регистрирующий орган (налоговую инспекцию).

Ко второй группе относятся изменения, затрагивающие саму редакцию устава. Изменения в устав ТСЖ регистрируется в порядке, установленном главой VI Закона №129-ФЗ.

Изменения, требующие регистрации устава в новой редакции, могут быть вызванные внутренними организационными потребностями ТСЖ, а также в связи с изменением действующего законодательства.

Напомним, что с 1 сентября 2014 г. согласно вступившему в силу Федеральному закону от 05.05.2014 г. №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» введена новая форма некоммерческих организаций – товарищество собственников недвижимости (далее по тексту – ТСН). Так, в ст.123.12 ГК РФ определено, что ТСН признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества, созданного ими для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом (вещами). ТСН представляет собой обобщенное понятие и объединяет собственников недвижимого имущества (жилых домов, помещений в здании, садоводческих, дачных домов, и т.п.). То есть к таким организациям с 01.09.2014 г. относится и ТСЖ.

В ряде регионах ГЖИ обязывали ТСЖ в принудительном порядке вносить изменения в устав в части переименования. В связи с этим Минстрой РФ выпустил разъяснения, в котором указал, что изменение наименования ТСЖ в связи с приведением его в соответствие с нормами гл.4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование (письмо от 10.04.2015 г. №10407-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с регистрацией товариществ собственников жилья»).

Читайте также:
Земский собор: что это такое, описание и особенности

Благодаря подписанному Закону №7-ФЗ противоречия между ТСЖ и ТСН устранены

На практике налоговые органы после 01.09.2014 г. отказывали в регистрации таких юридических лиц как ТСЖ, несмотря на то, что в ЖК РФ не было упоминания о ТСН.

Закон №7-ФЗ вносит поправки в ГК РФ и ряд других законов.

В п.2 ст.135 ЖК РФ обозначены требования к содержанию устава ТСЖ.

Так, устав ТСЖ должен содержать:

  • сведения о наименовании ТСЖ;
  • месте нахождения;
  • предмете и целях его деятельности;
  • порядке возникновения и прекращения членства в товариществе собственников жилья;
  • составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений (в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов);
  • составе и компетенции ревизионной комиссии (компетенции ревизора) товарищества;
  • иные сведения.

Таким образом, требования к содержанию устава содержатся в обновленной редакции ЖК РФ. В остальной части содержание устава отдано на усмотрение учредителей ТСЖ.

Законом №7-ФЗ необходимые поправки внесены в Закон №129-ФЗ.

В обновленной редакции Закона №129-ФЗ появился новый пункт (п.2.2 ст.17) следующего содержания: для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

Для внесения изменений в устав необходимо созвать общее собрание и оформить протокол. Изменения в устав заверяются у нотариуса и направляются в регистрирующий орган – налоговую инспекцию. При этом в налоговой инспекции может быть зарегистрирована как новая редакция устава, так и в виде отдельных приложений к старой редакции устава. Для этого руководитель ТСЖ подает в регистрирующий орган заявление по форме Р13001.

На основании представленных документов налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации новой редакции устава ТСЖ и выдает соответствующее свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. Налоговая инспекция вручает (направляет) один экземпляр новой редакции устава (либо изменений, вносимых в устав) с отметкой о его регистрации ТСЖ вместе с выпиской из ЕГРЮЛ, содержащей новые сведения о ТСЖ. Только после регистрации обновленного устава ТСЖ в налоговом органе он приобретает юридическую силу.

Регистрация председателя ТСЖ в налоговой инспекции

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) является некоммерческой организацией (ст. 50 ГК РФ), в функции которой входит управление жилой многоквартирной недвижимостью и придомовой территорией. ТСЖ регистрируется как юридическое лицо, имеющее запись в кадастре ЕГРЮЛ, собственный устав и организационную структуру (ст. 135 ЖК РФ). Объединение создается на добровольных началах владельцами жилья в многоквартирном доме (МКД) при вступлении в членство объединения в количестве не менее половины владельцев квартир.

Управляющим органом объединения наряду с правлением и общим собранием членов объединения является председатель. Лицо обладает полномочиями, возложенными на него собственниками и закрепленными учредительными документами.

Причины смены председателя ТСЖ

Товарищество ведет деятельность на основании основного учредительного документа – устава. Основания и описание процедуры смены председателя организации закрепляются в уставе организации.

  1. Возникновение личных оснований, увольнение по собственному желанию в связи с переездом, выходом на пенсию (ст. 80 ТК РФ).
  2. Окончание периода действия выборных полномочий.
  3. Недобросовестное исполнение обязанностей, игнорирование обращений жильцов.
  4. Хищение или нецелевые траты денежных средств.
  5. Невыполнение постановлений общего собрания членов ТСЖ или правления.
  6. Нарушение условий управления хозяйством или других положений устава.
  7. Ликвидация организации.

Основания в виде недобросовестного исполнения обязательств должны быть подкреплены документально. Подтверждение фактов производится с помощью актов осмотров состояния помещений общего пользования, придомовой территории, лифтов, коммуникаций и других объектов жилищного хозяйства.

Объединение обязано обеспечить информационную доступность к финансовой стороне управления и непосредственной деятельности председателя. Деятельность товарищества финансируется из поступлений собственников, что позволяет контролировать целенаправленность расходов. Для проверки целевого расходования взимаемых у собственников средств инициируется аудиторская проверка.

Органы, правомочные осуществлять смену председателя

Переизбрание руководителя осуществляется путем принятия решения лицами, имеющими право на назначение управляющего органа ТСЖ.

Читайте также:
План счетов бухгалтерского учета
Орган, принимающий решение Пояснение
Общее собрание членов объединения в соответствии со ст. 145 ЖК РФ Правомочность решения обеспечивается кворумом присутствующих собственников
Правлением ТСЖ, выбрав кандидатуру из числа своего состава (ст. 147 ЖК РФ) Право смены председателя членами правления может быть ограничено положениями устава в пользу общего собрания членов объединения

При выявлении нарушений в управлении хозяйством решение о снятии председателя может быть принято судебным органом. Обращение в суд собственниками осуществляется после отсутствия результата по жалобе при обращении в правление товарищества, Роспотребнадзор и жилищную комиссию при муниципалитете.

Процедура смены председателя ТСЖ

О необходимости проведения собрания все собственники жилья должны быть оповещены. Способ оповещения устанавливается решением общего собрания или уставом. В принятии решения о смене председателя обязаны участвовать более половины членов товарищества собственников жилья (ст.146 ЖК РФ).

Особенности принятия решения членами товарищества или правления:

  • При проведении собрания необходимо составить протокол, фиксирующий процедуру и принятое решение. Документ содержит подробное описание основания собрания, кворум, повестку дня, предмет прений, результат голосования и вынесенное решение. Обязательным является указание даты, места проведения собрания, время его начала и окончания. Протокол подписывают лица, участвующие в голосовании, секретарь собрания.
  • Собственники жилья имеют право определить вид голосования. Применяется открытая или тайная форма голосования, предусмотренная очным опросом путем общего собрания или в заочном виде, определенным поквартирным обходом.
  • Кандидатура нового руководителя предоставляется жильцам до начала голосования.

По результатам голосования в ТСЖ издается приказ о снятии полномочий с действующего председателя и назначения нового руководителя товарищества. С приказом должны быть ознакомлены заинтересованные лица.

Передача полномочий вновь избранному председателю

Руководитель ТСЖ, сменивший полномочия, обязан передать дела после проведения собрания, утвердившего новую кандидатуру. Передача дел состоит из процедур:

  • Сдачи ключей, печати, учредительной документации.
  • Выдачи денежной наличности, инвентаря и других материальных ценностей.
  • Сдачи бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности.

По факту передачи дел составляется акт приема-передачи в 2 экземплярах, по числу участников сторон. Подтверждением правомочности нового председателя является протокол о смене должностного лица.

После принятия решения о смене председателя лицо, занимающее должность руководителя, утрачивает полномочия. О новом руководителе необходимо заявить в ИФНС для внесения данных в учетную карточку организации.

Важно! Право подачи сведений в регистрационный орган ИФНС имеет вновь избранный председатель.

Удостоверение подписи председателя у нотариуса

До обращения в ИФНС с документами о смене председателя потребуется получить у нотариуса удостоверение подписи заявителя.

  • Учредительных форм – Устава, листа выписки из ЕГРЮЛ.
  • Свидетельства ИНН о постановке на налоговый учет.
  • Протокола собрания членов ТСЖ или правления товарищества.

Отдельные должностные лица нотариата самостоятельно получают информацию из электронного реестра ФНС.

Пример о регистрации новых данных в ИФНС. После смены председателя ТСЖ новый руководитель представил в регистрирующий орган заявление по форме Р14001. Подпись заявителя не была заверена нотариусом. Регистрирующий орган не принял заявление, составленное с нарушением. В отличие от формы Р11001, при подаче заявления Р14001 подпись заверяется нотариусом независимо от лица, представляющего документы.

Документы, представляемые в ИФНС

Официальное представление интересов ТСЖ без доверенности возможно после изменения данных о председателе в регистрирующем органе ИФНС. При подаче заявления на смену председателя госпошлина не уплачивается, если положения устава не меняются.

Документ, представляемый в ИФНС Пояснения к составу информации документов
Заявление, представленное по форме Р14001 Заявитель представляет только заполненные листы формы. Подачу заявления осуществляет новый председатель или любое доверенное лицо. Подпись нового председателя на заявлении заверяет нотариус
Протокол собрания членов товарищества либо заседания правления объединения Общие требования к документу отсутствуют при соблюдении полноты состава данных, процедуры проведения собрания и последовательности внесения записей протокола
Копия паспорта заявителя При подаче документов представителем предоставляется копия паспорта доверенного лица
Доверенность Предоставляется в случае подачи документов лицом, представляющим интересы заявителя (председателя)

Представление документов осуществляется при непосредственном посещении регистрирующего органа ИФНС, в электронной форме либо по почте заказной корреспонденцией с описью вложения. Для передачи электронного документа необходимо использование ЭЦП заявителя. В отсутствии у нового председателя электронной подписи используется подпись нотариуса, предоставляемая отдельной услугой.

Важно! После внесения изменений в реестр о председателе ТСЖ заявитель получает на руки лист записи из ЕГРЮЛ с данными нового руководителя.

Распространенные ошибки в оформлении смены председателя ТСЖ

Ошибка № 1. Основным документом, подтверждающим переизбрание председателя общим собранием, служит протокол. Ошибочным является мнение о необязательном включении в состав информации части данных, возможности несоблюдения условий кворума, подписей, других важных моментов. Протокол, составленный с нарушениями, оспаривается, решение о смене руководителя может быть признано неправомочным.

Читайте также:
Общества взаимного страхования: что это значит

Ошибка № 2. Председатель ТСЖ избирается из совершеннолетних граждан, членов товарищества. Признается ошибкой позиция о предоставлении полномочий любому лицу. Не может быть предложено в качестве председателя лицо, состоящее в ревизионной комиссии, стороной договорных отношений или соглашения об управлении.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1. Имеет ли право председатель, осуществляющий руководство ограниченный срок, быть избран на новый период?

При наличии ограничения срока руководства председателя, определенного Уставом ТСЖ, председатель может быть избран на новый период.

Протокол решения, принятого общим собранием членов ТСЖ, должен быть подписан всеми участниками.

Можно ли оформлять трудовой договор спустя много времени?

ТК РФ Статья 59. Срочный трудовой договор

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Путеводители по кадровым вопросам и трудовым спорам. Вопросы применения ст. 59 ТК РФ

Путеводитель по кадровым вопросам:

Путеводитель по трудовым спорам:

Срочный трудовой договор заключается:

на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;

на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;

для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);

с лицами, направляемыми на работу за границу;

для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;

с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;

О выявлении конституционно-правового смысла абзаца 8 ч. 1 ст. 59 см. Постановление КС РФ от 19.05.2022 N 25-П.

с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;

для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;

с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;

с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы;

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:

с лицами, поступающими на работу к работодателям – субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – 20 человек);

с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера;

с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;

Читайте также:
Казус федерис: что это такое, описание и особенности

для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;

с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

(в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

с лицами, получающими образование по очной форме обучения;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

с членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река – море) плавания, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;

(абзац введен Федеральным законом от 07.11.2011 N 305-ФЗ)

с лицами, поступающими на работу по совместительству;

с лицами, поступающими на работу к работодателям, которые являются некоммерческими организациями (за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, потребительских кооперативов) и численность работников которых не превышает 35 человек;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2022 N 477-ФЗ)

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Какие основания могут быть для заключения срочного трудового договора

Больше материалов по теме «Трудовое право» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Законодательное обоснование срочных договоров
  2. Привлекательность срочных трудовых договоров
  3. Особенности срочного трудового договора
  4. С кем можно заключать срочные трудовые договоры
  5. Перевод на срочный трудовой договор с бессрочного
  6. Законные поводы для срочности

В практике работы с наемным персоналом иногда складываются ситуации, когда труд работников необходим не на постоянной основе, а на некоторое время. В таком случае стоит заключить с такими сотрудниками срочный трудовой договор. В отличие от обычных (бессрочных), такие договорные отношения не могут действовать дольше определенного законом времени.

У срочных договоров есть свои нюансы заключения, которые следует соблюдать обеим сторонам во избежание недоразумений, которые потом придется разрешать в судебном порядке. Проанализируем основания для оформления таких трудовых отношений, их правовой фундамент, а также главные моменты, которые необходимо учитывать работникам и работодателям.

Законодательное обоснование срочных договоров

Слово «срочный» в определении данного вида договора не означает какой-либо дополнительной скорости его исполнения, оно происходит не от «срочность», а от «срок». Так декларируется его отличие от договоров, которые заключаются на неопределенный период.

При обычной форме трудовых договорных отношений точно известна дата начала работы, а время расставания и причины для увольнения пока не могут быть определены.
Но когда последнее условие известно обеим сторонам, то есть и работник, и работодатель знают, когда они разорвут свой договор о сотрудничестве, целесообразно оформить отношения с заранее определенным сроком – срочный трудовой договор.

Трудовой Кодекс Российской Федерации называет трудовой договор обязательным при оформлении отношений «работник-работодатель» (ст. 56 ТК РФ), причем срок является его существенным условием. Варианты, когда работодатель дает сотруднику временную занятость, определены в ст. 59 ТК РФ. Их определяющим фактором является важное обстоятельство: срочный трудовой договор правомерен лишь тогда, когда по объективным причинам невозможно заключение бессрочного.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для заключения такого договора недостаточно воли работодателя и даже согласия работника, его оформление должно соответствовать основаниям, приведенным в законодательстве. В противном случае, если придется разбираться в суде, срочный договор, заключенный на нелегитимной основе, будет признан бессрочным.

Привлекательность срочных трудовых договоров

Сторона, которая больше всех находится в выигрыше от заключения срочного, а не бессрочного договора, – это работодатель. Причины очевидны:

  • сотрудник на временной основе более управляем;
  • «срочника» легче мотивировать, так как продление сотрудничества с ним напрямую зависит от руководства;
  • значительно проще провести процедуру увольнения;
  • уволенный по окончании срока работник не может оспорить такое освобождение от должности;
  • таким образом можно освободиться от любых категорий сотрудников, даже максимально социально защищенных.
Читайте также:
Как вернуть деньги, уплаченные риелторам за услуги?

Для работников же, как правило, предпочтительнее постоянная занятость, обеспечивающая определенные гарантии и уверенность в своем будущем. Такой же позиции придерживается отечественное законодательство и Международная конвенция по труду (МОТ), стремясь максимально сократить число работников, занятых на временной основе.

Особенности срочного трудового договора

Определяющим фактором выбора в пользу срочности договорных отношений является важное обстоятельство: срочный трудовой договор правомерен лишь тогда, когда по объективным причинам невозможно заключение бессрочного.

Причину эту обязательно указывать в тексте договора.

Срок действия такого договора не может превышать 5 лет. Если в документе не указаны конкретные сроки или событие, прекращающее действие договорных отношений, он автоматически будет считаться договором с неопределенным сроком. Аналогично, если указан более чем пятилетний срок.

Прекращение действия срочного договора обязательно должно быть обозначено в тексте. Это возможно двумя способами:

  • указанием конкретного числа, когда действие договора будет прекращено;
  • обозначением события, наступление которого прекращает действие срочного договора.

Наступление финальной даты не означает немедленного прекращения работы: о предстоящем увольнении в соответствии с его истечением работника нужно письменно предупредить за 3 дня. Если этого не сделать, увольнение можно оспорить.

Во втором случае предварительное уведомление невозможно, так как наступившее событие автоматически разрывает срочный договор, как это предусматривают его условия. Чаще всего таким событием является выход на работу основного сотрудника, вместо которого был трудоустроен временный.

С кем можно заключать срочные трудовые договоры

Такие отношения работодатели оформляют с теми сотрудниками, характер труда которых не дает возможности определить продолжительность рабочих взаимоотношений либо, наоборот, довольно четко обозначает их конец. К таким категориям персонала относятся, например, следующие:

  • сезонные рабочие;
  • служащие, нанятые для выполнения конкретного вида работы к определенному сроку;
  • сотрудники, которых направили на работу за рубеж или в другой филиал организации;
  • нанятые со стороны специалисты для выполнения работ, не предусмотренных основной деятельностью организации;
  • преподаватели, которые могут работать на соответствующей должности только на время действия конкурса;
  • замещающие сотрудника на длительном больничном или в декретном отпуске и др.

Перевод на срочный трудовой договор с бессрочного

Как правило, сотрудники работают по бессрочному договору. Однако иногда возникает необходимость перевода на срочный договор. Сделать это можно, однако процедура должна соответствовать всем правилам.

Причины перевода на срочный трудовой договор

Переводить сотрудника на срочный договор можно только при наличии достаточных на то оснований. Если таких оснований нет, соглашение будет считаться бессрочным. Работодателю нельзя оформлять срочные соглашения с целью отклонения от обеспечения сотрудников правами и гарантиями. Рассмотрим причины, по которым работодатель осуществляет перевод:

  • Работник назначается на место временно отсутствующего сотрудника. За последним сохраняется место работы.
  • Сотрудник направляется на временную работу за границей.
  • Работа связана с временным расширением производства.
  • У сотрудника появились ограничения в трудоспособности.

То есть, перевод на срочный договор актуален для тех случаев, когда изменяется статус работника. К примеру, у него появились ограничения по здоровью.

Законным ли является перевод на срочный договор?

Вопрос с законностью перевода сотрудника на срочное соглашение является крайне неоднозначным. Если работодатель изначально оформил сотрудника по бессрочному договору, он должен обеспечить выполнение условий этого соглашения. То есть, трудящийся получает право на работу в течение неограниченного времени.

Договор может быть расторгнут только на основании пунктов, установленных Трудовым Кодексом РФ.

По этой причине перевод работника с бессрочного на срочный договор не является законным. Работодатель не может, с целью перевода, просто заключить дополнительное соглашение. Сотрудник, при желании, легко сможет оспорить этот документ.

Еще одна существенная ошибка – оформление нового соглашения в то время, когда продолжает свое действие прошлый договор. Согласно закону, если в отношении сотрудника действует два документа, действительным будет акт с наиболее выгодными условиями. В рассматриваемом случае наиболее выгодным будет бессрочный договор, так как он обеспечивает больший перечень прав.

Читайте также:
Можно ли оформлять трудовой договор спустя много времени?

ВАЖНО! Многие работодатели считают, что заключение нового соглашения автоматически отменяет действие прежнего соглашения. Однако это неверная позиция. Для того чтобы действовал только один акт, нужно юридически отменить действие старого акта.

Как законно перевести лицо на срочный договор?

Единственный законный способ перевода работника на срочный договор – расторжение прежнего соглашения и оформление нового. Однако нужно учесть все недостатки такого пути:

  • Необходимость выплаты компенсации за отпуск, который не был использован.
  • Начисление стажа для оформления отпуска начинается заново. Для того чтобы сотрудник смог законно выйти в отпуск, ему нужно проработать 6 месяцев. К примеру, сотрудник по первому бессрочному договору работал 5 месяцев. То есть, спустя месяц он может выйти в отпуск. Однако если прежнее соглашение расторгается, оформляется другой договор, отпуск будет законным только спустя 6 месяцев.
  • Придется составлять кадастровую документацию на сотрудника как вновь принятого на службу.

Законодательством не оговорен упрощенный порядок увольнения сотрудника и приема его на работу вновь. Перечисленные сложности связаны с тем, чтобы не допустить злоупотреблений.

Порядок оформления нового трудового договора

Рассмотрим законный порядок перевода сотрудника на срочный договор путем оформления нового соглашения:

  1. Работодатель проводит беседу с сотрудником и предлагает ему новые условия труда. Объясняет схему перевода.
  2. Сотрудник увольняется по собственному желанию или по соглашению сторон.
  3. Незамедлительно оформляется новый трудовой договор с ограниченным сроком действия. Руководитель издает приказ о приеме человека на работу.
  4. Соответствующие сведения вносятся в трудовую книжку.

Данный способ перевода более сложен, но зато он законный.

Законные поводы для срочности

Закон предусматривает два правомерных повода для заключения срочного, а не бессрочного трудового договора:

  1. Отношения заключаются строго на определенный срок, исходя из характера предстоящего труда и сопутствующих обстоятельств.
  2. Срочность трудовых отношений обусловлена согласованием сторон в случаях, когда это не противоречит действующему законодательству.

Трудовое законодательство РФ (ч. 1 ст. 59 ТК РФ) разрешает заключать срочные договоры, вытекающие из характера работы, в следующих обстоятельствах:

  • на время, когда на своем рабочем месте по объективным причинам отсутствует штатный работник, рабочее место за которым должно быть сохранено по закону;
  • предстоящая работа не займет более 2 месяцев;
  • для обеспечения сезонного труда;
  • при заграничных формах работы;
  • выполнение действий, необходимых для фирмы, но не связанных с ее основной деятельностью (например, монтажные работы, ремонт, реконструкция и т.п.);
  • работы, связанные с ограниченным (обычно до года) временем проведения, таких как расширение деятельности, наращивание мощности, объемов и т.п.;
  • компания специально создана для короткого существования, предусматривающего ограниченное время для выполнения конкретной работы;
  • труд, связанный с профобучением, стажировкой сотрудников;
  • избрание на определенный период в рабочий выборный орган;
  • направление на общественные работы;
  • дополнительные случаи, предусмотренные Федеральным законодательством (существующие и возможные к принятию в будущем).

Срочный трудовой договор по согласованию сторон может быть заключен лишь по ограниченному перечню оснований:

  • работодатель является представителем малого бизнеса;
  • работник – пенсионер;
  • сотруднику медиками разрешена лишь временная занятость;
  • работа на Крайнем Севере и других приравненных к нему территориях;
  • при избрании по конкурсу на замещение вакантной должности;
  • безотлагательные работы, направленные на предотвращение и/или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;
  • с руководством, заместителями и главными бухгалтерами организаций;
  • с творческими работниками (в соответствии с перечнем подобных должностей);
  • с учащимися или студентами-очниками;
  • с совместителями;
  • с работающими на плавсредствах, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
  • другие основания, соответствующие федеральным законам (актуальным и будущим).

СГС «Аренда» для госсектора: что поменялось

Государственные (муниципальные) учреждения с 1 января 2018 года применяют положения СГС «Аренда» [1] . Приказом Минфина РФ от 25.12.2019 №?254н в данный стандарт внесены изменения, которые применяются с 28 марта 2022 года. О новых положениях этого нормативного акта поговорим ниже.

Случаи передачи объекта имущества в пользование, когда СГС «Аренда» не применяется

Прежде всего отметим, что у государственных (муниципальных) учреждений в части применения СГС «Аренда» обычно появляется много вопросов, связанных с возникновением объекта учета аренды при получении (передаче) имущества в безвозмездное пользование. Случаи предоставления имущества в пользование, при которых положения СГС «Аренда» не применяются, указаны в п. 4 данного стандарта. Также в п. 10 содержится норма, устанавливающая, что объекты бухгалтерского учета, возникающие при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за субъектами учета с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций), не квалифицируются в качестве объектов учета аренды.

Читайте также:
Рабочая неделя: что это такое, описание и особенности

Приказом Минфина РФ № 254н п. 10 оставлен без изменения, а вот п. 4 дополнен пп. «г» — «з», предусматривающими расширение перечня объектов учета, к которым положения СГС «Аренда» не применяются. Так, с 28 марта 2022 года этот стандарт не применяется при отражении в бухгалтерском учете объектов бухучета, возникающих при предоставлении:

— по решению собственника (учредителя) в безвозмездное пользование имущества для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признаваемого для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя);

— в безвозмездное пользование имущества в силу обязанности, возникающей в соответствии с действующим законодательством РФ;

— в безвозмездное пользование имущества в целях совместного владения и пользования им (без объединения имущества) субъектами учета для выполнения (в целях обеспечения выполнения) возложенных на них государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг;

— во временное владение и пользование или во временное пользование земельных участков по договорам аренды или безвозмездного пользования для целей строительства;

— прав пользования поверхностными водными объектами (по договорам водопользования).

Отражаем в учете досрочное расторжение договора аренды

СГС «Аренда» установлены виды аренды:

— неоперационная (финансовая) аренда.

В реализации договора аренды участвуют две стороны: арендатор и арендодатель. Операции по передаче (получению) объекта аренды отражаются в учете как арендатора, так и арендодателя.

В учете правообладателя (арендодателя) имущества как операционной, так и неоперационной аренды отражаются доходы от предоставления права пользования активом. При этом положениями п. 23, 25 СГС «Аренда» было установлено, что в случае досрочного расторжения договора операционной, неоперационной аренды, договора безвозмездного пользования имуществом остаток предстоящих доходов от предоставления права пользования активом сторнируется в уменьшение дебиторской задолженности по арендным обязательствам пользователя (арендатора). В новой редакции этих пунктов данные положения звучат так: остаток предстоящих доходов от предоставления права пользования активом уменьшается с одновременным уменьшением дебиторской задолженности по арендным обязательствам пользователя (арендатора) при досрочном прекращении договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования, в соответствии с которым были приняты объекты учета операционной аренды. Напомним, что на счетах бухгалтерского учета досрочное прекращение договора аренды отражаются методом «красное сторно» по дебету счета 0 205 22 000 и кредиту счета 0 401 40 122, дебету счета 0 205 21 000 и кредиту счета 0 401 40 121 (п. 96 Инструкции № 183н [2] ), а новые положения п. 23, 25 СГС «Аренда» устанавливают, что показатели по счетам 0 205 00 000 и 0 401 40 000 не сторнируются, а корректируются обратной бухгалтерской записью. Считаем, пока не внесены изменения в Инструкцию № 183н, учреждения вправе отражать досрочное расторжение договора бухгалтерскими записями, указанными в этой инструкции.

Аналогичные изменения произошли:

— в пункте 21 СГС «Аренда» — в части корректировки остаточной стоимости права пользования активом при досрочном прекращении договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования, в соответствии с которым были приняты указанные объекты учета операционной аренды. В новой редакции данный пункт звучит так: остаточная стоимость права пользования активом уменьшается с одновременным уменьшением кредиторской задолженности по арендным обязательствам пользователя (арендатора) при досрочном прекращении договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования, в соответствии с которым были приняты указанные объекты учета операционной аренды;

— в пункте 27.2 СГС «Аренда» — в части корректировки остаточной стоимости права пользования активом при досрочном прекращении договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования, заключенного на льготных условиях. Новой редакцией этого пункта установлено, что остаточная стоимость права пользования активом уменьшается с одновременным уменьшением остатка отложенных доходов от предоставления права пользования активом при досрочном прекращении договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования, в соответствии с которым были приняты указанные объекты бухгалтерского учета.

Читайте также:
Можно ли опробовать работу интернет-магазина без оформления?

Особенности отражения объектов учета аренды по справедливой стоимости

СГС «Аренда» устанавливает, что объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования или договоров аренды (имущественного найма), предусматривающих предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости (далее — объекты учета аренды на льготных условиях), отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой передающей стороной (арендодателем) на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен — как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (далее — справедливая стоимость арендных платежей). В абзац 1 п. 26 СГС «Аренда» были добавлены слова «передающей стороной (арендодателем)».

Также согласно Приказу Минфина РФ № 254н п. 26 СГС «Аренда» дополнен новым абзацем: в случае если при признании объекта учета аренды на льготных условиях данные о стоимости передаваемого (получаемого) актива по каким-либо причинам недоступны, такой объект учета аренды отражается на балансовых счетах в условной оценке, равной 1 руб., с последующим пересмотром его балансовой стоимости, когда данные о стоимости передаваемого (получаемого) актива будут доступны.

Раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Приказом Минфина РФ № 254н внесены изменения в п. 31 и 32 СГС «Аренда». Согласно новым редакциям этих пунктов информация об активах и обязательствах объектов СГС «Аренда» представляется в бухгалтерской (финансовой) отчетности развернуто и не подлежит взаимоисключению (взаимозачету).

Права пользования активом, отложенные (предстоящие) доходы от предоставления прав пользования активом, дебиторская и кредиторская задолженность пользователя (арендатора) представляются в бухгалтерской (финансовой) отчетности с разделением на краткосрочные и долгосрочные.

Отложенные расходы по упущенной выгоде от предоставления права пользования активом представляются в бухгалтерской (финансовой) отчетности без разделения на краткосрочные и долгосрочные.

Субъекты отчетности в пояснительной записке (пояснениях) к бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывают следующую информацию:

а) сверку на отчетную дату общей суммы арендных платежей с общей суммой их дисконтированной стоимости;

б) общую сумму процентных расходов, признанных за отчетный период;

в) сверку на отчетную дату общей суммы арендных платежей (в том числе по договорам о субаренде (поднайме)) с общей суммой их дисконтированной стоимости по группам объектов учета аренды, сформированным исходя из сроков их полезного использования:

— от одного года до трех лет;

г) общую сумму доходов по условным арендным платежам, признанных в отчетном периоде в качестве доходов текущего финансового периода;

д) общее описание существенной информации об объектах учета аренды, в том числе:

— о наличии условий продления срока пользования имуществом, условий о праве покупки (выкупа) используемого имущества (объекта учета аренды), а также о повышении арендных платежей, в том числе цены выкупа;

— об основных принципах определения расходов (доходов) по условным арендным платежам;

— о любых ограничениях, предусмотренных договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования.

[1] Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: