Независимая медицинская экспертиза: что это значит

Независимая медицинская экспертиза: что это, где пройти

Медицинская экспертиза позволяет установить состояния здоровья человека, характера и степени телесных повреждений, причины их возникновения. Результаты обследований оформляются в виде заключения, которое используется как средство доказывания в суде, для подтверждения юридически значимых фактов. В статье расскажу, когда нужна независимая медицинская экспертиза, где ее можно пройти.

Зачем нужна независимая медицинская экспертиза

Чтобы определить точный характер повреждений или состояние здоровья, необходимы специальные познания в сфере медицины, права, иных смежных науках. Даже если граждане или должностные лица располагают такими познаниями, их мнение и выводы будут носить субъективный характер – использовать для судебного доказывания такие выводы и суждения невозможно. Чтобы надлежащим образом зафиксировать выводы и обстоятельства, назначается и проводится медицинская экспертиза.

Выделим общие нюансы, которые нужно учитывать при назначении экспертизы:

  • в зависимости от предмета и цели исследования, экспертиза будет проводиться на основании судебного акта, постановления или направления правоохранительных органов, либо по заявлению самого гражданина;
  • исследование может проводить эксперт медицинского учреждения, которое имеет лицензию на осуществление данной деятельности;
  • объективность выводов эксперта гарантируется мерами ответственности, которые применяются за ненадлежащее проведение, либо умышленную фальсификацию результатов экспертизы.

Таким образом, если установление состояния здоровья имеет юридическое значение, надлежащим доказательством будет выступать только экспертное заключение. Медицинские справки, листы нетрудоспособности, выписки из медкарт и иные документ лечебных заведений также могут приниматься во внимание при проведении экспертизы. Однако они не приравниваются по юридической силе к заключению эксперта.

Виды медицинских экспертиз

Разграничение между видами экспертных мероприятий происходит по предмету и целям исследования. Выделяются следующие виды медицинских экспертиз:

  • в рамках уголовного дела проводится судебно-медицинская экспертиза – она позволяет зафиксировать характер телесных повреждений, причинно-следственную связь с действиями преступника и наступившими последствиями;
  • экспертиза нетрудоспособности – проводится учреждением МСЭ и позволяет установить фактическое состояние здоровья, подтвердить постоянную или временную нетрудоспособность;
  • медико-социальная экспертиза – проводится для установления одной из трех групп инвалидности, методов реабилитации инвалида;
  • военно-врачебная экспертиза – дает заключение о годности к военной службе, основаниях для увольнения в запас, ограничениях для исполнения служебных обязанностей;
  • судебно-психиатрическая экспертиза – проводится в рамках уголовного дела для проверки состояния вменяемости, а в гражданских делах для признания граждан недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • независимая экспертиза – проводится по инициативе сторон гражданского или уголовного процесса при несогласии с выводами первоначального экспертного заключения.

Следовательно, экспертизы могут назначаться в рамках судебного процесса, при расследовании уголовных дел, при обращении за получением льгот по инвалидности или временной нетрудоспособности. Независимую экспертизу можно пройти по любым основаниям, в том числе по личной инициативе гражданина.

Последствия у каждого вида экспертизы также будут отличаться. При назначении судебной экспертизы в заключении будут отражены ответы на все поставленные вопросы. Медицинское освидетельствование, которые проводят учреждения МСЭ, завершается присвоением одной из групп инвалидности и выдачей соответствующей справки. Заключение военной экспертизы позволит сделать вывод о годности к прохождению службы, либо о наличии ограничений.

Порядок проведения медицинской экспертизы

Основные этапы проведения медицинской экспертизы также будут отличаться в зависимости от ее вида, предмета и цели обследования. Если гражданину необходимо установить инвалидность, либо повторно пройти медосвидетельствование, он самостоятельно обращается в учреждение МСЭ. При полной нетрудоспособности будет установлена пожизненная I группа инвалидности. Если гражданину подтверждена II или III группа, ему придется проходить регулярное переосвидетельствование с выдачей новой справки.

Наиболее важные последствия влечет судебная медицинская экспертиза. На ее примере рассмотрим каждый этап назначения, проведения и подведения итогов экспертных мероприятий.

Как назначается экспертиза

Основанием для назначения экспертизы в рамках гражданского или уголовного процесса является судебное постановление. Инициатива для обращения к эксперту может оформляться следующим образом:

  • суд может сам назначить экспертизу, если при рассмотрении дела требуются специальные познания;
  • каждый из участников процесса может заявить ходатайство о проведении первичной или повторной экспертизы;
  • по инициативе каждой стороны может проводиться независимая экспертиза, заключение которой будет представлено в качестве доказательства для суда.

В чем необходимость проведения повторной или независимой экспертизы, если в материалах дела уже есть заключение эксперта? Дело в том, что в рамках уголовного дела следователь может поставить перед экспертом только ограниченный перечень вопросов. Такое заключение будет являться односторонним, может не учитывать всех обстоятельств дела. По инициативе участника дела или его представителя (адвоката), будет сформирован новый или дополненный список вопросов, которые предстоит отразить эксперту.

Если экспертное заключение представил в суд один из участников дела, вторая сторона может подать возражения на выводы эксперта, либо ходатайствовать о проведении независимой экспертизы. О том , как полномочия предоставлены участника дела в этом случае и как вести себя ответчику, читайте в нашем предыдущем материале.

Учтите, что суд потребует представить порядок оплаты экспертизы – полностью за счет инициатора ходатайства, либо в равных пропорциях между сторонами. Если экспертиза назначается по инициативе самого суда, затраты на ее проведение могут быть взысканы после завершения процесса с проигравшей стороны, осужденного.

В ходатайстве, адресованном суду, нужно указать не только источники финансирования, но и перечень вопросов, которые будут исследоваться. Каждый участник процесса может предложить свой перечень вопросов эксперту, а их окончательный список суд укажет в постановлении.

Постановление суда о назначении экспертизы

Ходатайство участника процесса о назначении экспертизы должно быть рассмотрено судом с вынесением постановления. В рамках расследования дело решение о назначении экспертизы принимает следователь или дознаватель. Этот документ также оформляется в виде постановления. Суд может и отказать в удовлетворении просьбы, если экспертиза уже была проведена, а заключение содержит исчерпывающие ответы на вопросы.

Если ходатайство удовлетворяется, суд выносит постановление со следующим содержанием:

  • реквизиты экспертной организации, специалисты которой будут проводить исследование;
  • срок проведения экспертизы – его продолжительность зависит от состава вопросов, объема представленных материалов и иных факторов (при необходимости, эксперт сможет продлить этот срок путем обращения в суд);
  • перечень вопросов, на который должен дать ответ специалист по итогам экспертных действий;
  • материалы дела, письменные и вещественные доказательства, которые передаются эксперту для исследования (в постановлении нужно указать и срок передачи);
  • разъяснение мер ответственности эксперту за включение заведомо ложных данных в заключение.
Читайте также:
Декларация промышленной безопасности: что это значит

Сведения об экспертной организации могут быть указаны инициатором ходатайства, либо специалист предлагается судом. Если экспертизу назначают правоохранительные органы, как правило, исследование будет проходить в бюро судебных экспертиз.

Doctor at work

Как проводится экспертиза

В зависимости от вопросов, поставленных в постановлении следователя или суда, экспертиза будет проходить путем физического обследования человека, на основании взятых анализов, а также по сведениям медицинским документов (амбулаторные карты, справки скорой помощи и т.д.). Приоритетным вариантом является физическое обследование состояния здоровья и телесных повреждений:

  • устанавливается общая картина повреждений, очаги нанесения ударов, внешние следы телесных повреждений;
  • проводятся исследования органов и тканей для выявления скрытых повреждений;
  • изучаются сведения анализов – их перечень будет зависеть от вопросов, поставленных перед экспертом;
  • формируется список причин, которые повлекли вред здоровью – царапины, удары руками или ногами, использование оружия или других предметов;
  • определяется степень утраты трудоспособности и характер телесных повреждений.

Для уголовного процесса ключевое значение имеет характер телесных повреждений, а также причинно-следственная связь их нанесения. По нормам УК РФ, вред здоровью разграничивается на легкие, средние, тяжкие и особо тяжкие телесные повреждения. От вывода эксперта будет зависеть вид и размер уголовной санкции – итоговое решение суд провозгласит в форме приговора.

Степень утраты трудоспособности определяется по характеру и виду повреждений. Например, потеря жизненно-важного органа или части тела рассматривается как полная нетрудоспособность и тяжкий вред здоровью. Также эксперт определяет, какой характер имеет временная нетрудоспособность – например, если ущерб здоровью не повлек стойкую утрату трудоспособности, фиксируется легкий вред.

Если провести физическое обследование невозможно, эксперт использует первичные медицинские документы. В этом случае выводы могут носить предположительные или вероятностный характер, о чем будет указано в итоговом заключении.

Оформление заключения

Результаты медэкспертизы фиксируются в виде экспертного заключения. Этот документ будет приобщен к материалам дела и использован в суде в качестве доказательства. В содержании заключения отражаются следующие факты и обстоятельства:

  • сведения об экспертной организации и конкретном специалисте, который проводил исследование;
  • основания для проведения экспертизы – постановление суда или следователя, обращение гражданина;
  • цель и предмет экспертизы, перечень вопросов, поставленных перед экспертом;
  • список материалов, письменных и вещественных доказательств, полученных экспертом для исследования;
  • информация о лице, в отношении которого проводились экспертные действия;
  • детальное описание каждого мероприятия в рамках экспертизы – внешний осмотр, результаты анализов, сведения о следах на теле человека и т.д.;
  • выводы эксперта на основании проведенного исследования – на каждый поставленный вопрос должны быть даны однозначные ответы.

Если эксперт затрудняется дать однозначный ответ на один или несколько вопросов, он указывает на этот факт в заключении. При таких обстоятельствах можно требовать дополнительной экспертизы по вопросам, не получившим ответа при первоначальном обследовании.

Каждая сторона может ознакомиться с экспертным заключением, а суд обязан огласить его содержание при исследовании материалов дела. При необходимости, в судебное заседание может вызываться специалист, проводивший экспертизу. Его показания будут внесены в протокол и использованы как доказательство.

Последствия проведения независимой медицинской экспертизы

Экспертное заключение является только одним из доказательств в судебном процессе. Суд обязан оценивать все материалы дела, доказательства и доводы сторон при вынесении решения. Однако от объективности и обоснованности выводов эксперта зависит законность и справедливость судебного акта.

Если в материалах дела имеется два или более экспертных заключения, суд будет оценивать их выводы по собственному усмотрению. Например, при явном противоречии первичной и повторной экспертизы, суду предстоит принять во внимание все факторы и самостоятельно сделать вывод. В этом случае возможно и назначение дополнительных экспертных действий по строго ограниченному перечню вопросов.

Независимая медицинская экспертиза: что это значит

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Проект Постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения о независимой медицинской экспертизе” (подготовлен Минздравом России 26.03.2021)

Досье на проект

В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” утвердить прилагаемое Положение о независимой медицинской экспертизе.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.В. Мишустин

Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от ___________ N _____

Положение о независимой медицинской экспертизе

1. Настоящее Положение определяет порядок и случаи проведения независимой медицинской экспертизы.

2. Независимая медицинская экспертиза проводится по завершенным случаям оказания медицинской помощи на основании медицинской документации посредством проверки соответствия оказанной гражданину медицинской помощи требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе порядкам оказания медицинской помощи, клиническим рекомендациям по вопросам оказания медицинской помощи, в следующих случаях:

несогласия гражданина (его законного представителя), медицинской организации с оценкой своевременности оказания гражданину медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата, с учетом критериев оценки качества медицинской помощи, с итогами ранее проведенных экспертиз по данному вопросу;

несогласия гражданина (его законного представителя), медицинской организации с оценкой возможной причинно-следственной связи между результатами оказания гражданину медицинской помощи и состоянием его здоровья;

принятия правоохранительными органами, судами соответствующего акта о назначении экспертизы в рамках предусмотренных законодательством Российской Федерации процессуальных действий.

Читайте также:
Африканский банк развития: что это

3. Независимая медицинская экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя), медицинской организации, а также на основании обращений правоохранительных и судебных органов.

4. Независимая медицинская экспертиза может быть проведена в отношении следующих объектов:

медицинской документации и иных документов (в том числе копий документов);

материалов процессуальных проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях.

5. Независимая медицинская экспертиза основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники, а также коллегиальности.

Независимая медицинская экспертиза проводиться также на основе принципа экстерриториальности, то есть проведения экспертизы вне территории субъекта Российской Федерации, в котором ранее гражданину была оказана медицинская помощь.

6. Независимая медицинская экспертиза проводится комиссией экспертов, создаваемой в качестве структурного подразделения профессиональными некоммерческими организациями, указанными в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – комиссия экспертов, экспертная организация).

7. В состав комиссии экспертов входит не менее трех членов, из которых не менее двух экспертов и один председатель комиссии.

8. Экспертом может быть специалист, имеющий высшее медицинское образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста по врачебной специальности, по которой проводится экспертиза, стаж работы по врачебной специальности, по которой проводится экспертиза, не менее 10 лет, прошедший дополнительную подготовку по вопросам экспертной деятельности, а также прошедший профессиональную аттестацию в соответствии с требованиями настоящего Положения.

9. Председателем комиссии экспертов может быть назначено лицо, имеющее высшее медицинское и высшее юридическое образование.

10. Эксперт не должен находиться в служебной или иной зависимости от медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь гражданину, а также от организаций, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой медицинской экспертизы.

11. Профессиональная аттестация экспертов и аннулирование ее результатов, формирование и ведение единого реестра экспертов, осуществляется медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, их ассоциациями (союзами), которые одновременно соответствуют следующим критериям: объединяют в своем составе более 50 процентов медицинских профессиональных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 3 статьи 76 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”; осуществляют не менее 3 лет деятельность в целях, указанных в части 1 статьи 76 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – профессиональная медицинская организация)

12. Порядок профессиональной аттестация экспертов, основания аннулирования ее результатов, а также порядок формирования и ведение единого реестра экспертов утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с профессиональной медицинской организацией.

13. Независимая медицинская экспертиза проводится на основании гражданско-правового договора, заключаемого между экспертной организацией и лицами, указанными в пункте 3 настоящего Положения (далее – заказчик экспертизы, договор о проведении экспертизы соответственно).

14. В договоре о проведении экспертизы в обязательном порядке указываются:

а) место и срок проведения независимой медицинской экспертизы;

б) предмет и объекты независимой медицинской экспертизы, порядок передачи объектов независимой медицинской экспертизы от заказчика экспертизы экспертной организации на временное хранение (при необходимости) и порядок их возврата заказчику экспертизы;

в) экспертной организации и заказчика экспертизы;

г) ответственность за нарушение взятых на себя обязательств экспертом, экспертной организацией и заказчиком экспертизы;

д) цена договора и условия оплаты экспертизы;

е) способ выдачи (направления) экспертного заключения заказчику экспертизы;

ж) вопросы к экспертной организации, сформулированные заказчиком;

з) другие существенные для экспертной организации и заказчика условия проведения экспертизы.

15. В случаях, определенных в абзацах первом и втором пункта 2 настоящего Положения, медицинские документы, передаваемые экспертам, не должны содержать сведений, позволяющих идентифицировать пациента и медицинскую организацию, за исключением указаний на возраст и пол пациента.

16. Передача в рамках независимой медицинской экспертизы сведений, составляющих врачебную тайну, должна осуществляться с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

17. В случае, если в ходе независимой медицинской экспертизы будет выявлена целесообразность осмотра живых лиц или оценки вещественных доказательств (в том числе, биологических образцов) экспертная организация вправе обратиться к заказчику экспертизы и иным лицам с соответствующем запросом.

18. В случае, если по вопросам, поставленным комиссии экспертов, ранее проводилась какая-либо из экспертиз, указанных в статье 58 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, результаты данной экспертизы также передаются заказчиком экспертной организации. Факт проведения указанной экспертизы, а также ее результаты подлежат отражению в описательной части заключения комиссии экспертов.

19. В случаях, предусмотренных абзацами первым и вторым пункта 2 настоящего Положения, по обращению заказчика экспертизы в заседаниях комиссии экспертов с согласия экспертов могут принимать участие представители общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья.

20. Эксперт и экспертная организация обязаны:

а) обеспечить сохранность и возврат предоставленных заказчиком экспертизы объектов экспертизы и документов;

б) не разглашать без согласия заказчика экспертизы сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, за исключением сведений, необходимых для получения консультации по вопросу исследования объектов экспертизы у иных специалистов и организаций, а также сведений, указанных в подпункте “г” настоящего пункта;

в) отказаться от проведения экспертизы до заключения договора о проведении экспертизы, а в случае, если указанный договор заключен – не позднее суток после получения информации о наличии обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы (при невозможности замены эксперта), в следующих случаях:

наличие близкого родства эксперта с заказчиком экспертизы (дети, супруги, родители, полнородные и неполнородные братья и сестры);

владение экспертом или экспертной организацией ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах) заказчика экспертизы;

заинтересованность в результатах экспертизы, вытекающих из заключения экспертизы, в целях получения выгоды в виде денежных средств, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера или имущественных прав для себя или третьих лиц;

Читайте также:
Незаконное изготовление оружия: что это значит

наличие долговых или иных обязательств эксперта или экспертной организации перед заказчиком экспертизы (его должностным лицом или работником), а также в случае, если заказчик экспертизы (его должностное лицо или работник) имеет долговые или иные имущественные обязательства перед экспертом;

г) информирует правоохранительные органы, в случае, если в ходе экспертизы стало известно, что вред здоровью лица, в отношении которого проводится независимая медицинская экспертиза, причинен в результате противоправных действий, путем направления информации через экспертную организацию;

д) рассматривать обращения заказчика экспертизы;

е) в течении трех рабочих дней с момента получения информации о наличии обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы, указанных в подпункте “в” пункта 20 настоящего положения, уведомить заказчик экспертизы об отказе от проведения экспертизы или замене эксперта.

21. Отказ эксперта и экспертной организации от проведения экспертизы, в случаях, предусмотренных подпунктом “в” пункта 20 настоящего Положения, не влечет ответственности за неисполнение положений договора о проведении экспертизы.

22. Экспертная организация и эксперт от лица экспертной организации имеют право:

а) получать у заказчика на период проведения экспертизы необходимые объекты экспертизы;

б) осуществить замену эксперта в случае выявления обстоятельств, предусмотренных подпунктом “в” пункта 20 настоящего Положения.

в) обратиться к заказчику и иным лицам с соответствующем запросом о:

предоставлении дополнительных объектов, необходимых для проведения экспертизы;

осмотре живых лиц или оценки вещественных доказательств (в том числе, биологических образцов);

г) получить оплату за проведенную экспертизу.

23. Заказчик экспертизы имеет право:

а) требовать у экспертной организации проведения экспертизы с надлежащим качеством и в установленные срок;

б) передавать экспертной организации дополнительные объекты для проведения экспертизы;

в) участвовать с согласия экспертной организации в проведении экспертизы;

г) направлять обращения в экспертную организацию об участие представителей общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья в заседаниях комиссии экспертов.

24. Заказчик экспертизы обязан:

а) передать экспертной организации на период проведения экспертизы необходимые объекты экспертизы;

б) рассматривать запросы экспертной организации;

в) осуществить оплату за проведение экспертизы.

25. Срок проведения независимой медицинской экспертизы составляет не более 90 календарных дней со дня подписания договора о проведении экспертизы и передачи объектов экспертизы, документов и может быть продлен в случае невозможности проведения независимой медицинской экспертизы в указанный срок в связи с чрезвычайными обстоятельствами на срок не более 90 календарных дней.

26. Методика проведения независимой медицинской экспертизы разрабатывается и утверждается профессиональной медицинской организацией и размещается на стартовой (главной) странице ее сайта.

27. По результатам проведения независимой медицинской экспертизы экспертной организацией оформляется заключение по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с профессиональной медицинской организацией (далее – заключение), в котором содержится следующая информация:

а) номер и дата составления экспертного заключения;

б) место проведения экспертизы;

в) сведения об эксперте (экспертах) (фамилия, имя, отчество (при наличии), специализация);

г) сведения о заказчике экспертизы (фамилия, имя, отчество (при наличии) и год рождения физического лица или наименование и идентификационный номер налогоплательщика юридического лица);

д) вопросы, поставленные перед экспертом (в случае их наличия), и ответы эксперта на указанные вопросы;

е) сведения об объектах экспертизы;

ж) описание хода и результатов проведенных исследований с указанием примененных методов;

з) выводы экспертов по результатам проведения экспертизы, а также особое мнение каждого эксперта, проводившего экспертизу, в случае несовпадения мнения экспертов;

и) обоснование выводов экспертного заключения;

к) иная информация по решению экспертной организации.

28. Заключение подписывается комиссией экспертов, оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается заказчику экспертизы, второй – хранится в экспертной организации.

29. Информация о количестве и результатах независимых медицинских экспертиз, проведенных экспертными организациями, с целью сбора статистических данных, представляется в профессиональную медицинскую организацию, а профессиональной медицинской организацией – в Министерство здравоохранения Российской Федерации в порядке, в сроки и по форме, устанавливаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации с учетом мнения профессиональной медицинской организации.

Обзор документа

Предлагается установить порядок проведения независимой медицинской экспертизы. Она будет проводиться путем проверки соответствия оказанной гражданину медпомощи требованиям законодательства.

Экспертиза может быть проведена по заявлению гражданина (его представителя), медорганизации, а также на основании обращений правоохранительных и судебных органов. Этим займется комиссия экспертов на основании договора.

По результатам проверки экспертная организация оформит заключение. Информация о количестве и результатах медэкспертиз будет представляться в профессиональную медорганизацию, а затем – в Минздрав.

Медицинская экспертиза: кто и как проводит?

Ситуация с проведением судебно-медицинских экспертиз исключительно накалилась за последние несколько лет. О том, кто должен проводить медэкспертизу, обсудили и в Кремле, и в Минздраве, и в Генпрокуратуре, и в Следственном комитете. При этом качество оказываемой медицинской помощи — одна из самых актуальных тем, тем более в период пандемии. Потому и объективная медэкспертиза уверенно занимает первые строки в информповестке.

Проведённый ВЦИОМ в начале октября 2020 года опрос показал, что россияне активного возраста считают, что государство должно оценивать качество медпомощи, причем привлекать к этом независимые от Министерства здравоохранения структуры.

Спустя две недели после опроса Минздрав презентовал проект положения о независимой медицинской экспертизе. Суть проекта — создать в России специальные независимые комиссии экспертов. Под независимой медицинской экспертизой авторы проекта подразумевают внесудебную экспертизу качества медицинской помощи.

От кого по мнению министерства медэкспертиза должна быть независима? От контролирующих органов, страховых компаний или судебных медэкспертов, находящихся в ведомственной подчиненности, — поясняют авторы проекта. По их мнению, и пациенты, и врачи нуждаются в объективном профессиональном мнении.

Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль, который возглавлял рабочую группу инициаторов проекта, пояснил, что предлагаемая система независимой профессиональной экспертизы базируется на немецкой модели, где во главе комиссии стоит не врач, а юрист или судья. Кроме того, независимая экспертиза должна опираться на два принципа: 1) анонимность (это значит, что эксперты работают с обезличенной меддокументацией) и 2) экстерриториальность.

Читайте также:
Нормальная стоимость товара: что это значит

Авторы проекта считают, что создание независимых специальных комиссий экспертов позволит упорядочить проведение судмедэкспертиз, а это, в свою очередь, приведёт к объективному разрешению спорных случаев оценки качества оказанной медпомощи.

Как сейчас в России осуществляется медицинская экспертиза? В чем её основные недостатки? Зачем Минздраву понадобилась независимая медицинская экспертиза?

Расследование и разрешение по существу уголовных дел, в которых речь идет о жизни и здоровье, практически невозможно без применения специальных медицинских знаний в различных формах, из которых основной является судебно-медицинская экспертиза.

Заключение судебно-медицинской экспертизы — один из источников доказательств в уголовном и гражданском процессе. Поэтому судебно-медицинская экспертиза имеет существенное значение в борьбе против преступлений, направленных против жизни, здоровья и личного достоинства граждан, а также в случаях нарушений их гражданских прав, в том числе при причинении вреда здоровью.

Судебно-медицинская экспертиза обслуживает потребности правовой процедуры. Её задача — предоставить возможность суду квалифицировать правонарушение.

Основной нормативный документ в работе судмедэксперта –

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Судебно-медицинская экспертиза — сложное процессуальное действие. Его сложность усугубляется еще и тем, что сегодня в России не существует проработанных и отлаженных на практике стандартов судебно-экспертной оценки действий медицинского работника.

Вот почему при назначении судебно-медицинской экспертизы особое внимание следует уделять выбору экспертного учреждения.

Кто проводит судебно-медицинскую экспертизу в России?

Судебно-медицинскую экспертизу в России проводят как правило государственные учреждения судебно-медицинской экспертизы. Они независимы от органов следствия и прокуратуры.

Однако и в Следственном комитете тоже есть эксперты, которые с недавних пор имеют право проводить судмедэкспертизы (см. указ № 442 от 01.07.2020). Генеральная прокуратура РФ выступала против наделения СК РФ таким правом, однако, летом этого года Владимир Путин поставил точку в дискуссии между ведомствами.

Что является критерием оценки работы судмедэкспертов?

Одним из показателей экспертной работы является количество повторных экспертиз, который используется как критерий оценки качества работы государственных судебно-экспертных учреждений.

По закону комиссионная экспертиза в основном назначается, если результаты проведенного ранее исследования вызывают сомнения (согласно, ч. 2 ст. 207).

«В случаях возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, производство которой поручается другому эксперту».

В последние годы сохраняется тенденция к увеличению как назначений, так и производства различных судебных экспертиз и экспертных исследований. При этом возрастает количество проводимых сложных, многообъектных, комплексных судебных экспертиз.

Почему так часто стали назначать повторные экспертизы?

Наиболее частыми причинами назначения повторных медицинских экспертиз являются:

наличие противоречий в выводах и исследовательской части экспертизы;

недостаточная обоснованность или отсутствие обоснования выводов (касается установления тяжести вреда, причиненного здоровью, давности и механизма повреждений);

требование надзорных органов (прокуратура);

— указание руководителей следственного органа;

— мнение специалиста, отрицающее выводы эксперта;

несогласие одной из сторон с выводами эксперта;

— невозможность дать ответы на все поставленные вопросы при первичной экспертизе без привлечения узких специалистов;

— невозможность установить причину смерти (например, из-за состояния трупа);

— установление соответствия обстоятельств причинения повреждений и механизма их образования при дорожно-транспортном происшествии.

Почему часто расходятся во мнении экспертные комиссии и районные эксперты? Как правило, при первичной экспертизе используется диагноз, уже имеющийся в медицинских документах (в справке, амбулаторной карте, истории болезни) и не учитывается наличие или отсутствие описания объективных клинических проявлений травмы, отягощенный преморбидный фон, течение сопутствующих заболеваний.

Зачем Минздраву понадобилась независимая медицинская экспертиза?

Сегодня всё чаще к мнению и знаниям судмедэкспертов суд обращается по так называемым «врачебным делам», когда в первую очередь необходимо оценить качество оказания медпомощи. Впрочем, в российском законодательстве даже еще нет термина, поясняющего, что такое «врачебная ошибка». В этой категории дел происходит больше всего споров. При этом каждая из сторон кивает в сторону необъективности другой, особенно, если одна из них — страховая компания или медучреждение.

Суд при рассмотрении дел о причинении вреда здоровью при оказании медицинских услуг должен выяснить:

  • Является ли причинителем субъект оказания медицинской помощи либо вред произошел от вышедшего из-под контроля прогрессирования или атипически протекающего патологического процесса, либо — от извращенной реакции организма, либо — от находящегося вовне исследуемых отношений источника.
  • Каким — ятрогенным или потребительским — является деликт, т.е. происходит ли вред от медицинского пособия или от немедицинских обстоятельств обслуживания при оказании медицинских услуг.
  • В чем суть недостатка безопасности как посягательства и источника наступившего вреда здоровью правообладателя.

Чтобы судьи могли это сделать, выводы судмедэкспертов должны: быть понятны, то есть изложены общедоступным языком; четко продемонстрировать связь между явлениями; быть убеждающими в своей обоснованности и объективности. Выводы судебно-медицинской экспертизы должны позволять суду приближать реальную оценку фактических обстоятельств к идеальной. На данный момент у российских судов не такой возможности, отсюда столько резонансных дел и всё нарастающее недовольство результатами медэкспертиз, как у пациентов, так и у медиков.

Вот почему Минздрав выступил с идеей создания системы независимой медицинской экспертизы, которая должна быть объективна, а не занимать одну из сторон в споре. Более того, возглавлять комиссию экспертов должен человек, способный грамотно изложить в суде выводы исследования, чтобы суд смог вынести верный вердикт. Одной из базовых функций независимой медэкспертизы, кроме того, должно стать урегулирование конфликта между пациентом и медучреждением на досудебной стадии.

Читайте также:
Банкротство субъекта естественной монополии

Мы также рекомендуем ознакомится с материалами:

Материал подготовлен специалистами Институт судебных экспертиз и криминалистики.

Право пациента на независимую экспертизу

  • 7195

Одной из гарантий обеспечения прав пациента на защиту его интересов является возможность проведения независимой медицинской экспертизы.

Сродни с римским императором, направлением пальца, определявшим судьбу поверженного гладиатора, слова и мнение врача зачастую решают судьбу человека.

Будь то выдача больничного листка, справки на право ношения оружия, признания инвалидом или установление в суде факта врачебной ошибки — врач в той или иной мере выполняет функцию судьи.

Должны ли быть решения подобного судьи независимы и оспоримы? Очевидно, да. Ведь иначе вслед за законодательной, исполнительной и судебной, следовало бы описать в Конституции еще одну ветвь власти — медицинскую.

Переход от патерналистической модели отношений «врач-пациент» вызвал появление в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, среди прочих, право пациента на независимую медицинскую экспертизу (ст. 53).

К сожалению, на протяжении 17 лет это право ограничивалось лишь случаями патолога-анатомического вскрытия и военно-врачебной экспертизы, а за всю правовую жизнь Основ правительство России так и не приняло положение о независимой медицинской экспертизе.

По ту сторону закона, в жизни простых людей-пациентов вопрос независимой оценки работы врачей носил характер вполне фантастический. Врачебная порука, честь «белого-мундира» если не исключают, то затрудняют привлечение врача/медицинской организации к юридической ответственности.

Другим концом нерешенность этой проблемы ударила по практикующим врачам, сталкивающимся с неэтичной оценкой их работы коллегами, низким качеством проводимых судебно-медицинских экспертиз.

О новеллах

Большие надежды в решении вопроса независимой медицинской экспертизы как правозащитники, так и профессиональное сообщество возлагали на новый закон «Об основах охраны здоровья граждан» .

В нем в ч. 3 ст. 58, как и ранее, закреплено право граждан на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, установленных соответствующим положением.

Казалось бы, при отсутствии подобного положения, ситуация с независимой медицинской экспертизой так и не решена. Решена, но только не в пользу пациентов.

В соответствии с частью 5 ст. 101 того же закона, норма, закрепляющая право пациента на независимую медицинскую экспертизу вступила в силу с 1.01.2015. (за исключением независимой военно-врачебной экспертизы ч. 4 ст. 58). До этого момента, права пациента на независимую медицинскую экспертизу просто не было. Следует заметить, хотя норма закона вступила в силу, Правительством РФ до настоящего времени пока не утверждено Положение о независимой медицинской экспертизе, которое определяло бы порядок и условия её проведения.

Однако, говоря о независимой медицинской экспертизе зачастую мы подразумеваем экспертизу исключительно судебную. Попробуем разобраться с проблемой независимости во всех основных видах медицинских экспертиз.

Экспертиза временной нетрудоспособности

В соответствии с п. 2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н), выписка больничных листов осуществляется лицами, имеющими лицензию по экспертизе временной нетрудоспособности.

Однако существует один нюанс, врач имеющий лицензию на медицинскую деятельность (индивидуальный предприниматель) вправе выдавать больничный лист на срок не превышающий 15 календарных дней. При превышении этого срока, оценка нетрудоспособности пациента должна осуществляться врачебной комиссией медицинской организации по месту его прикрепления или по месту его жительства (Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н).

Если листок нетрудоспособности был выдан врачом медицинской организации (не ИП), то его продление на срок, превышающий 15 календарных дней, осуществляет также Врачебная комиссия, но данной медицинской организации.

Медико-социальная экспертиза

Предметом медико-социальной экспертизы является установление и оценка ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ст. 60 Закона «Об основах охраны здоровья»).

Поскольку на этом этапе решается вопрос о возможности получения гражданином социальных льгот и гарантий, именно здесь выявляются недостатки проводимых ранее экспертиз временной и стойкой утраты нетрудоспособности, а пациент заинтересован в независимой и положительной оценке его случая.

Очень часто по результатам проведения медико-социальной экспертизы пациент не согласен с её результатами. Обращаясь за решением вопроса в интернет, он находит множество независимых экспертов, организаций, частных центров, предлагающих провести независимую медико-социальную экспертизу и оспорить решение Бюро МСЭК. Правомерна ли их деятельность?

Ответ на этот вопрос мы находим в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 года N 1, согласно которому определение степени утраты профессиональной трудоспособности производится учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, а степени утраты общей трудоспособности — судебно-медицинской экспертизой в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения.

Следовательно, данный вид экспертизы является бесплатным и может проводиться лишь бюро МСЭК (Приказ Минтруда России от 29.01.2014 № 59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы»).

Экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией

В соответствии с п. 2 ст. 63 Закона «Об основах охраны здоровья» экспертиза профессиональной пригодности проводится врачебной комиссией медицинской организации с привлечением врачей-специалистов по результатам предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров. По результатам экспертизы профессиональной пригодности врачебная комиссия выносит медицинское заключение о пригодности или непригодности работника к выполнению отдельных видов работ.

В соответствии с п. 5 ст. 63 упомянутого Закона, экспертиза связи заболевания с профессией проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской организации в области профессиональной патологии при выявлении профессионального заболевания. По результатам экспертизы связи заболевания с профессией выносится медицинское заключение о наличии или об отсутствии профессионального заболевания.

Порядок проведения обоих видов экспертиз устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Но на данный момент существует лишь проект приказа Минздрава России «Об утверждении порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ» (по состоянию на 05.07.2013). Этот документ предполагает возможность осуществления экспертизы профессиональной пригодности в медицинской организацией обладающей лицензией на проведение предварительных и периодических осмотров и экспертизу профпригодности.

Читайте также:
Общий срок исковой давности

Следовательно, провести экспертизу профпригодности или экспертизу связи заболевания с профессией может и «независимая» организация, соответствующая требованиям законодательства.

Экспертиза качества медицинской помощи

Экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП) — это выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата (ст. 64 Закона «Об основах охраны здоровья»).

На сегодняшний день законодательство выделяет 2 вида ЭКМП:

  • ЭКМП как один из видов контроля качества медицинской помощи в рамках оказания медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования наряду с медико-экономическим контролем и медико-экономической экспертизой. Контроль качества медицинской помощи в рамках ОМС проводится в соответствие с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ и Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230.
  • и ЭКМП вне рамок ОМС (Приказ Минздрава России от 16.05.2017 № 226н). Проводится только в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности по 2 видам проверок (при проверках соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья граждан и при проверках соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи) и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» утвердил критерии качества медицинской помощи, которые применяются по группам заболеваний (состояний) и по условиям оказания медицинской помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях).

Зачастую экспертиза качества медицинской помощи ошибочно идентифицируется с внутренним контролем качества медицинской помощи. Бытует мнение, что раз внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности является одним из лицензионных требований, предъявляемых к медицинской организации (п. «и», ч. 4 «Положения о лицензировании медицинской деятельности» утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 ), то для обеспечения указанного требования медицинская организация обязана получить лицензию по «экспертизе качества медицинской помощи» или же привлечь стороннюю организацию, обладающей таковой.

Нам представляется такой вывод не совсем корректным, тем более на данном этапе развития событий. В старый Перечень медицинских услуг, составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию, входила такая услуга как «контроль качества медицинской помощи». В новом же перечне фигурирует только «экспертиза качества медицинской помощи», определение которой приведено как в Законе «Об основах охраны здоровья», так и в законодательстве об ОМС. В связи с эти расширенное толкование данного понятия представляется необоснованным.

Военно-врачебная экспертиза

П. 6 ст. 61 Закона «Об основах охраны здоровья» определяет, что при несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе установлено Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 574.

В соответствии с п. 3 указанного документа независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе.

Судебные экспертизы

Наиболее остро вопрос о независимой экспертизе стоит в части судебно-медицинских и судебно-психиатрических исследований. Помимо ст. 62 Закона «Об основах охраны здоровья» требования к проведению данных экспертиз определены:

  • Законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ФЗ от 31.05.2001 N 73-ФЗ);
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации»;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.05.2005 N 370 «Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений».

Однако о какой независимости приходится говорить, если, например, производство экспертиз в государственных СМЭ учреждениях осуществляются по административно-территориальному принципу (п. 6 Приказа № 346 н).

То есть, оценивать качество работы и обстоятельства причинения вреда пациенту областным учреждением здравоохранения, будет Областное Бюро СМЭ.

В этих условиях, региональные органы власти в сфере здравоохранения имущественно заинтересованы в не привлечении больницы к гражданско-правовой ответственности (ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает обязательством всем своим имуществом, в том числе закрепленным за ним собственником на праве оперативного управления). Очевидно и возможное влияние, оказываемое на Бюро СМЭ со стороны собственника.

Как решается данная проблема на практике?

Cуды руководствуются не подзаконными актами Минздрава, а ГПК РФ (ст.79), назначая проведение судебно-медицинских экспертиз в бюро СМЭ иных регионов или в экспертных учреждениях, не подведомственных органам управления в сфере здравоохранения (например, Минюста России).

С другой стороны, подобной ситуацией стали пользоваться многочисленные частные центры, советы экспертов медицинских образовательных учреждений проводящие независимые медицинские исследования.

Безусловно часть из них профессионалы высокого класса, не заинтересованные в получение прибыли, но в большей своей массе подобные центры используя невежество пациентов подменяют одни виды экспертиз другими. Например, некоторые юридические компании получив лицензию на контроль качества медицинской помощи или экспертизу качества медицинской помощи, заявляют о возможности оценки ими случаев неблагоприятных исходов лечения в порядке судебной экспертизы или же вовсе — оценки заключения Бюро СМЭ (в порядке судебной экспертизы).

Необходимо отметить, что право пациента на независимую медицинскую экспертизу, возможно реализовать применяя ст. 41 Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Норма данной статьи определяет возможность проведения судебных экспертиз вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями, не являющимися государственными судебными экспертами.

В свое время истолковывая данную норму Президиум ВС РФ в постановлении от 17.02.2002 г. пришел к выводу об отсутствии необходимости лицензирования судебно-экспертной деятельности. Также данная позиция, изложена в Определении Верховного Суда РФ от 16.09.2004 N КАС04-451, в части отсутствии необходимости лицензирования судебно-медицинской экспертизы по материалам гражданских и уголовных дел.

Понятие независимой судмедэкспертизы и порядок ее применения

Для установления фактов во время судебного разбирательства часто запрашивается проведение судмедэкспертизы. Исследование назначается в различных видах судопроизводства, уголовном и гражданском делах. Результаты судебной экспертизы могут не удовлетворить стороны дела. Они вправе заказать независимую судмедэкспертизу. Как она проводится? Что делать с ее результатами? Сколько стоит судмедэкспертиза?

Читайте также:
Превышение должностных полномочий: что это значит

Понятие судмедэкспертизы

Независимую судмедэкспертизу проводят соответственно с законодательством. Специалист работает с материалами производства и на основании исследования составляет свой вывод. Заключение судмедэкспертизы принимается судьей на слушании дела, имеет законную юридическую силу.

Иногда не приходится рассчитывать на объективность государственного исследования. По делам о врачебной ошибке юристы советуют обратиться за заключением независимого эксперта. Обследование в государственном медицинском учреждении может привести к сокрытию фактов.

Участники судопроизводства часто сталкиваются с ситуацией затягивания проведения экспертизы и выдачи результата. Технологии для экспертизы бывают устаревшие и не дают полного спектра фактов. Подкуп эксперта — также нередкое явление.

В специализированной лаборатории судмедэкспертизы граждане могут пройти обследование и выявить степень тяжести вреда здоровью после ДТП, несчастного случая, врачебной ошибки или изнасилования. Среди участников бракоразводного процесса или спора об алиментах часты обращения за выяснением отцовства. Судмедэкспертиза ДНК проходит в кратчайшие сроки по заявлению заказчика. Ее результаты признаются судьей при разбирательстве. Лаборатория может быть стационарной или выездной.

Независимая судебная медицинская экспертиза проводится за сравнительно короткий срок вследствие отсутствия загруженности лаборатории. Результаты исследования претендуют на высокую точность вследствие хорошей оснащенности лабораторий. Обеспечение бюро независимой экспертизы новейшими аппаратами производится за счет заказчиков. Стоимость судмедэкспертизы достаточно высокая. Часто стороны производства не могут позволить себе пройти исследование в таких учреждениях.

Судмедэкспертиза живых лиц обойдется заказчику в 8 тысяч рублей и более зависимо от сложности анализов. Судмедэкспертиза после ДТП в г. Москве стоит около 35 тысяч рублей. Столько же стоит посмертная судебно-медицинская экспертиза. Следует учитывать, что она проводится при отсутствии у эксперта трупа, то есть по материалам дела. Судмедэкспертиза побоев проходит за один день. Ее цена составляет от 15 тысяч рублей в столице.

Классификация экспертиз

В законодательстве РФ прописаны несколько классификаций судебных медицинских экспертиз. Принимая во внимание время проведения и повторность экспертизы, различают:

  • первичную;
  • дополнительную;
  • повторную;
  • комиссионную;
  • комплексную.

Повторная экспертиза проводится, когда результаты первичной не принесли нужного результата, есть свидетельства о неправильном порядке ее проведения. Независимая медэкспертиза может понадобиться после первичной. Если выводы независимого эксперта значительно отличаются от акта государственного учреждения, суд примет решение о проведении повторной судмедэкспертизы в рамках производства.

В случае необходимости получения дополнительных сведений и фактов суд вправе требовать проведения дополнительной проверки. Такую экспертизу сторона спора может пройти самостоятельно при независимом бюро.

Сложные исследования требуют комиссионной экспертизы. Она проходит при участии нескольких специалистов. Их знания должны быть в одной области науки. Необходимость проведения исследования в нескольких сферах влечет за собой назначение комплексного исследования. Над результатами работают независимые эксперты в разных областях науки.

В зависимости от предмета исследования различают следующие виды судмедэкспертизы:

  • гистологическую;
  • химико-токсикологическую;
  • молекулярно-генетическую;
  • цитологическую;
  • медико-криминалистическую и другие.

Комплексная экспертиза может состоять из нескольких видов исследований.

Распространенные виды независимых исследований

Судебно-медицинская экспертиза живых лиц часто запрашивается при нанесении вреда здоровью для определения его тяжести. Граждане обращаются к независимым экспертам для освидетельствования побоев, снятие которых позволяет выяснить степень тяжести вреда здоровью потерпевшего и определиться с исковыми требованиями. Независимая экспертиза проводится после изнасилования, если результаты первичного судебного обследования не удовлетворили стороны. Судмедэкспертиза изнасилования обязательна. Выводы специалиста — основной довод существования факта насилия.

Центр судмедэкспертизы проводит исследования тяжести вреда здоровью вследствие насильственного полового сношения. Специалисты проверяют, есть ли признаки полового контакта, повреждения на теле у потерпевшей стороны. Эксперты должны осмотреть самого потерпевшего, одежду, вещи для определения следов сексуального насилия.

Судебная экспертиза этого вида требует корректного отношения к потерпевшим. Особенное внимание требуется в отношении несовершеннолетних. Трудности связаны с нанесением вреда не только физическому здоровью потерпевших, но и психическому. Акт судмедэкспертизы изнасилования подтверждает или отрицает факт насилия.

Одним из самых распространенных исследований является судмедэкспертиза ДНК. Она назначается для определения родства граждан. Зачастую независимую экспертизу заказывают перед иском на признание отцовства и назначение алиментов, при участии в деле о наследстве. ДНК-тест помогает определить возможность возникновения генетических болезней. Забор материала ведется простым способом (мазок изо рта), что является удобным для обследования несовершеннолетних. Заказать независимую судмедэкспертизу ДНК можно за 10 — 20 тысяч рублей зависимо от региона.

Судмедэкспертиза при ДТП предназначена для определения степени увечий или обстоятельств смерти участников происшествия. Она помогает выяснить уровень тяжести вреда здоровью. Судмедэкспертиза после ДТП производит освидетельствование, которое проводится в специализированных центрах. Освидетельствование позволяет выявить наличие телесных повреждений, проверить уровень тяжести вреда здоровью. Факт наркотического или алкогольного опьянения водителя также проверяет судмедэкспертиза при ДТП. Зависимо от степени тяжести вреда здоровью потерпевший включает исковые требования в акт обвинителя. Если участником аварии стал пешеход, необходима судмедэкспертиза после ДТП. Исследования дают представление о факте нанесения вреда здоровью, степени тяжести травм у человека, взаиморасположении участников во время аварии, характере наезда. Судмедэкспертиза при ДТП является опровержением или доказательством вины одного из фигурантов происшествия.

Нюансы судмедэкспертизы

Независимая судебная медицинская проверка имеет порядок проведения, установленный законом. Правила прописаны в законодательных актах.

Независимую экспертизу проводят в специализированных центрах судмедэкспертизы. Эксперту дается право изучать материалы. Он самостоятельно выбирает инструменты для проведения исследований.

Судебно-медицинская экспертиза живых лиц производится на основании существующих фактов и материалов. Она является традиционным видом исследований. Проведение экспертизы осуществляется специалистом в нужной области, то есть человеком со специальными знаниями. Снятие побоев, определение тяжести вреда здоровью производят при личном присутствии потерпевшего. Если человек не может приехать, специалист проанализирует медицинскую документацию (рентген-снимки, амбулаторную карту, показатели МРТ и другие), выводы первичных исследований.

Читайте также:
Незаконная выдача рецептов

Сроки проведения судмедэкспертизы живых лиц значительно сокращены, так как травмы и повреждения могут зажить, а алкогольное опьянение пройти. Например, экспертизу пострадавшего при изнасиловании нет смысла проводить уже через неделю после происшествия.

Посмертная судебно-медицинская экспертиза нужна, чтобы установить причину смерти потерпевшего, выяснить обстоятельства происшествия. Специалисты проводят анализ и осмотр вещественных доказательств или изучают материалы предыдущей экспертизы. Эксперт самостоятельно устанавливает обстоятельства и время смерти человека.

Судмедэкспертиза в отношении несовершеннолетних также имеет свои правила. Для определения тяжести увечий необходимо привлечение эксперта того же пола, что и ребенок (подросток). Перед процедурой правила обязывают специалиста проконсультировать исследуемого о целях обследования. Эксперты должны иметь представление о социальной неадаптированности несовершеннолетних, которая способна осложнить процесс судмедэкспертизы.

Правила проведения обследования определяют необходимость составления акта освидетельствования. Этот акт принимается судьей как законный документ. Порядок процессуального производства должен быть соблюден в полной мере, поэтому для правильного участия в разбирательстве следует обратиться к опытному юристу и в надежное экспертное бюро.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Правила проведения независимой медэкспертизы

Преподаватель в «ЦОКО№1», кмн со стажем более 20 лет

Министерство здравоохранения РФ разработало проект Положения, которое определяет правила проведения независимой медицинской экспертизы. Документ уже направлен в государственную думу на рассмотрение. После его утверждения алгоритм выполнения процедуры в корне изменится. Разберёмся, к чему готовиться медицинским работникам и как организовать медэкспертизу по новым правилам.

  • Содержание Положения о независимой медицинской экспертизе
  • Кто может участвовать в независимой медэкспертизе
  • Особенности организации и проведения медицинской экспертизы

Содержание Положения о независимой медицинской экспертизе

Документ в целом регламентирует порядок проведения медицинской экспертизы. В нём сделан акцент на том, что процедура может быть инициирована пациентом или его законным представителем по причине нарушения правил оказания помощи больным. То есть её будут проводить, если медработники не соблюдают требования закона, совершают ошибки при составлении клинических рекомендаций или допускают халатность .

Все случаи проведения независимой медэкспертизы перечислены в Постановлении. К ним отнесли даже ситуации, когда пациент не согласен с выбранными методами профилактики, диагностики и лечения болезней. Более того, он вправе обжаловать оценку причинно-следственных связей между состоянием его здоровья и качеством оказания медицинской помощи.

Фрагмент Положения о независимой экспертизе

Ввод в действие Постановления выгоден для пациентов и их законных представителей, но никак не для медицинского персонала. Даже сейчас при любых проблемах граждане жалуются во все инстанции, а после утверждения документа у них станет ещё больше причин для разбирательств. Так как закон всё-таки примут, подготавливаетесь к проведению экспертизы уже сейчас.

Кто может участвовать в независимой медэкспертизе

Независимую медицинскую экспертизу проводит комиссия, в которую входят эксперты структурного подразделения некоммерческих организаций. Как правило, это три человека — два специалиста и один председатель. При этом не запрещено включать в состав больше специалистов.

Требования к членам комиссии

На роль руководителя комиссии можно назначать лицо с высшим медицинским и юридическим образованием. В качестве экспертов вправе выступать любые сотрудники, у которых есть высшее медицинское образование, свидетельство об аккредитации или сертификат по специальности.

Важно, чтобы профиль деятельности совпадал с тем, по которому проводится медэкспертиза, а стаж специалиста составлял более 10 лет. Кроме того, эксперт обязан пройти подготовку по вопросам экспертной деятельности и аттестацию, о чём сказано в Положении.

Особенности организации и проведения медицинской экспертизы

Методику проведения медэкспертизы разрабатывают и утверждают эксперты, работающие в профессиональной медицинской организации, у которой есть лицензия на оказание подобных услуг. После чего её размещают на главной странице интернет-сайта.

Срок проведения процедуры не может превышать 90 дней. Отсчёт начинается с момента подписания договора о проведении медицинской экспертизы, передачи документов и сопутствующих материалов, которые могут отразиться на результатах. При необходимости длительность расследования и принятия решения может быть увеличена, но не более чем на 90 дней. По мнению представителей Минздрава, этого времени должно хватить даже на расследование особенно сложных случаев.

По результатам экспертизы члены комиссии подготавливают отчёт на бланке, утверждённом Минздравом, а не в свободной форме. Фальсификация результатов может привести к судебным разбирательствам, а также к административной или уголовной ответственности.

Если ваша организация планирует проводить медицинскую экспертизу с привлечением штатных специалистов, позаботьтесь о том, чтобы они заблаговременно прошли обучение и аттестацию. При необходимости вы можете записать сотрудников на курсы , которые проходят в дистанционном режиме с последующей проверкой знаний и выдачей соответствующих документов.

Недействительность части сделки

Александр Бычков, юрист, г. Москва.

Судом сделка может быть признана недействительной не целиком, а только в части с сохранением юридической силы за остальными ее элементами. Для этого заинтересованной стороне нужно доказать, что такая сделка могла быть заключена и без включения в нее недействительных частей.

Разделим на части

В силу ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Такое правовое регулирование направлено на сохранение, а не на аннулирование обязательств участников гражданско-правовых сделок (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 N 13970/10), на обеспечение стабильности, предсказуемости и надежности гражданского оборота (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.11.2013 N 9738/13), что в полной мере соотносится с задачами гражданского законодательства РФ.

На сделку в целом без той части, которая признана недействительной, распространяется полная правовая защита. Поскольку ст. 180 ГК РФ не содержит четких критериев, позволяющих провести отграничение элементов одной сделки друг от друга, в каждом конкретном случае это необходимо делать с учетом содержания сделки и общей действительной воли ее сторон на основе исследования всех заслуживающих внимания обстоятельств дела, как то: установившиеся в их отношениях практика, переписка, фактическое поведение и др. (ст. 431 ГК РФ).

Читайте также:
Наследование по закону: что это значит

Исходя из анализа сложившейся в настоящее время судебной практики можно привести следующие примеры случаев, когда суды допускали признание сделки недействительной в части:

  • при продаже долей в праве общей долевой собственности на домовладение у продавца отсутствует право на отчуждение всех указанных в договоре долей, такой договор может быть сохранен в части продажи тех долей, которые он вправе отчуждать (Определение ВС РФ от 18.05.2010 N 18-В10-21);
  • признание недействительной по причине отсутствия права собственности сделки приватизации в части определенного количества квадратных метров площади не порочит право собственности продавца на принадлежащую ему площадь (Постановление ФАС МО от 09.04.2007, 16.04.2007 N КГ-А40/1901-07) и не влечет недействительности всей сделки в целом;
  • отчуждение объектов по договору, часть из которых находится под арестом, не влечет недействительности всей сделки и позволяет сохранить силу в части тех объектов, в отношении которых арест не установлен (Постановление ФАС ЦО от 16.08.2005 N А68-ГП-307/4-04);
  • договор о долевом участии в строительстве, предусматривающий передачу конкретной квартиры, при отсутствии у застройщика права ее отчуждать может быть сохранен в силе, если из договора следует возможность передать другую равноценную квартиру (Постановление ФАС ВВО от 27.01.2003 N А43-6500/02-21-211) и др.

Как видно из приведенных примеров, разделение сделки на части в целях решения вопроса о недействительности того или иного ее элемента не представляет труда в ситуации, когда из ее содержания прямо усматривается возможность ее совершения и без включения недействительных частей. Это возможно, например, если в сделке содержатся условия о равноценном исполнении взамен того, что предлагалось по недействительной части (одно имущество взамен другого), либо о частичном исполнении за вычетом того, что следовало в недействительной части (передача меньшего количества вещей).

Если из содержания рассматриваемой сделки очевидно не следует воля сторон совершить ее именно на всех указанных в ней условиях и невозможность ее совершить без включения каких-либо элементов, то можно сохранить силу за теми частями, действительность которых не вызывает сомнений.

Не все так просто

Следует учитывать, что есть ряд элементов сделки, без которых она в целом существовать не может. Так, при отсутствии в сделке существенных условий и при отсутствии ее фактического исполнения, которое способно устранить неопределенность во взаимоотношениях сторон, она является незаключенной (ст. 432 ГК РФ). Незаключенная сделка не существует, никакие права и обязанности по ней у сторон вообще не возникают, поэтому недействительной ее признать в принципе нельзя.

Если же существенные условия в сделке согласованы, однако одно или несколько из них как части сделки являются недействительными, такая сделка будет считаться недействительной целиком. В данном случае ст. 180 ГК РФ не подлежит применению, поскольку недействительность существенного условия всегда влечет недействительность сделки в целом, так как без существенных условий сделка вообще признается незаключенной, то есть в данном случае нельзя предположить, что сделка была бы совершена и без включения в нее оспариваемой части. Все остальные условия сделки могут и не иметь такого значения (Постановления ФАС МО от 18.02.2014 N Ф05-315/2014, ФАС ПО от 06.12.2010 по делу N А12-25180/2009).

Например, если договор аренды лесного участка был заключен с указанием его определенного целевого использования (строительство подъездной железнодорожной ветки), то в случае признания соответствующего договорного условия недействительным (подп. 5 п. 3 ст. 105 Лесного кодекса РФ, запрещающий размещение в лесопарковых зонах объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений) такой договор между сторонами вообще не был бы заключен (Постановление ФАС ЦО от 11.12.2009 N Ф10-5425/09).

Если кто-то из участников сделки просит признать недействительными определенные условия договора, которые относятся к числу существенных, без которых договор вообще не может считаться заключенным, то суд отказывает в заявленном иске в связи с невозможностью признания недействительной только части договора без признания его недействительным целиком (Постановление ФАС МО от 21.01.2008 N КГ-А40/11458-07), если только истец не уточнит своих требований в порядке ст. 49 АПК РФ и не поставит перед судом вопроса о порочности всей сделки целиком.

Частью сделки является то или иное ее условие. А вот субъект сделки не относится к ее условиям, поэтому в случае незаконности участия в сделке одной из ее сторон она может быть признана судом недействительной только в полном объеме.

Так, в одном деле, рассматривая иск о признании недействительным учредительного договора хозяйственного общества в части участия в нем образовательного учреждения, суд отметил следующее. Учредительный договор был заключен шестью лицами. В случае удовлетворения судом заявленного искового требования один из субъектов сделки не включается в состав участников при ее совершении.

Таким образом, невозможно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части, поскольку оставшиеся пять участников должны были либо совершить новую сделку с другим составом участников, либо только между пятью участниками и при этом неизвестно, какие у такой сделки были бы условия (Постановление ФАС УО от 24.01.2007 N Ф09-11428/06-С4).

Действительная общая воля

Решение вопроса о том, могла ли сделка быть заключена и без включения в нее недействительной части, на практике может вызывать определенные сложности.

При рассмотрении в суде иска о признании сделки недействительной стороне, которая заинтересована в сохранении силы за частями такой сделки, будет проблематично это сделать, если ее процессуальный оппонент заявит о том, что без включения недействительных частей он бы не совершил сделку.

Он может заявить о том, что согласился на совершение сделки только на всех изложенных в ней условиях, отсутствие в ней той или иной части противоречит их общей договоренности, поэтому без включения в сделку оспариваемых частей он бы ее вообще не совершил. Такое утверждение будет толковаться судом в пользу аннулирования всей сделки целиком (Постановление ФАС МО от 16.05.2014 N Ф05-8111/2012 по делу N А40-113161/11).

Читайте также:
Первичная медико-санитарная по мощь

Не получится сохранить силу за определенными частями сделки, исполнение обязательств сторон по которой будет взаимообусловленным (например, смешанный договор, по которому выполняется работа взамен передачи в собственность товара, где исполнение обязательства каждой из сторон зависит от исполнения, предоставляемого другой стороной), поскольку права и обязанности сторон в данном случае тесно переплетены в одной сделке и пересекаются друг с другом. Такая сделка может признаваться недействительной вся целиком, а не только в отношении ее отдельных частей.

Напомним, что правила об обусловленном исполнении обязательств вступили в силу с 01.06.2015 (ст. 327.1 ГК РФ в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации”). Согласно им исполнение обязанностей, а равно и осуществление, изменение и прекращение определенных прав по договорному обязательству может быть обусловлено совершением или несовершением одной из сторон обязательства определенных действий либо наступлением иных обстоятельств, предусмотренных договором, в том числе полностью зависящих от воли одной из сторон.

Также не получится сохранить силу за частью такой сделки, которая совершена под отлагательным или отменительным условиями (например, получение или отзыв лицензии), относительно которых неизвестно, наступят они или нет (ст. 157 ГК РФ). Не получится опорочить само такое условие, не затрагивая существо всей сделки, которая совершена с установкой на условие.

Можно привести следующие примеры из судебной практики, когда суды соглашались с тем, что без включения в сделку тех или иных условий она вообще не была бы совершена сторонами.

  1. В случае признания недействительным условия договора поручительства о сроке поручительства невозможно определить, было бы оно дано на иных условиях, в том числе на другой срок (Постановление АС МО от 23.03.2015 N Ф05-1709/2015).
  2. Признание недействительным условия договора займа о размере процентной ставки за пользование заемными ресурсами делает проблематичным решение вопроса о том, был бы такой договор вообще заключен с иным размером процентов (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.11.2013 N 9738/13).
  3. Проблематичным будет сохранить в силе договор купли-продажи долей в уставном капитале хозяйственного общества, если продавец не имел права отчуждать их все целиком, поскольку доля не обладает индивидуально-определенными признаками и нельзя предположить, свою ли долю продавец собирался продать или имел в виду именно весь пакет целиком (Постановление ФАС МО от 24.09.2007, 01.10.2007 N КГ-А40/9687-07).
  4. Не получится сохранить в силе договор об открытии кредитной линии с условием об обеспечении кредита залогом векселей в случае признания такого условия недействительным, поскольку без его включения договор не мог быть заключен (Постановление ФАС МО от 09.07.2002 N КГ-А40/4339-02);
  5. Нельзя признать недействительным условие соглашения о расторжении договора аренды только в части уплаты обеспечительного платежа, если оно было заключено сторонами только на условиях оставления у арендодателя обеспечительного платежа взамен неуплаченных арендатором сумм штрафов на момент заключения соглашения и неполученных арендных платежей, которые подлежали бы уплате арендатором в случае, если бы договор не был расторгнут. На это была направлена воля арендодателя при заключении соглашения, без включения в него оспариваемой части стороны не достигли бы соглашения о расторжении договора (Постановление ФАС МО от 30.01.2012 по делу N А40-39645/11-142-349) и др.

Статья 180 ГК РФ может также по аналогии применяться к нескольким взаимосвязанным сделкам, совершаемым участниками гражданского оборота в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности (ст. 6 ГК РФ). Если ставится вопрос о недействительности одной или нескольких сделок из группы взаимосвязанных, то суд при наличии к тому оснований вправе также признать недействительными все сделки или, наоборот, сохранить силу за теми или иными частями (Постановление АС ВВО от 03.02.2015 N Ф01-5600/2014).

Например, сделки дарения небольшого пакета акций и купли-продажи оставшегося пакета, совершенные между одними и теми же лицами, могут быть признаны недействительными по иску одного из акционеров компании, как совершенные в обход преимущественного права покупки акций (п. 3 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами споров о преимущественном праве приобретения акций закрытых акционерных обществ, утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.06.2009 N 131).

А вот за договором об открытии кредитной линии можно сохранить силу при недействительности по тем или иным основаниям договора об ипотеке, который заключается в обеспечение первого договора, если в нем нет условия об обязанности заключить договор об ипотеке. В такой ситуации отсутствие названного условия свидетельствует о том, что договор об открытии кредитной линии мог быть заключен и без обеспечительной сделки, если только банк не представит доказательств обратного.

В такой ситуации необходимо доказывать, что оспариваемые части сделки по своей сути не являются существенными элементами сделки, которые могут влиять на общую действительную волю сторон, поэтому их отсутствие в сделке не влечет ее недействительности в целом. Стороне, заинтересованной в сохранении юридической силы за частью сделки, следует приводить все имеющиеся у нее доказательства в пользу того, что оспариваемая часть сделки никак не повлияла на их общую договоренность с контрагентом, на общую цель, которую они преследовали при ее совершении (ст. 65 АПК РФ).

При заключении договоров сторонам также будет нелишним добавлять в них условие о том, что в случае признания недействительным того или иного условия все остальные договорные положения сохраняют силу и признаются действительными. Такое условие позволит в случае спора о действительности сделки защищать ее хотя бы по частям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: