Независимость судей: что это такое, описание и особенности

Независимость судей

Введение

Согласно ст. 118 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В ст. 120-122 Конституции РФ закреплены принципиальные положения, согласно которому, судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны, и подчинены только Конституции и федеральному закону.

Среди конституционных принципов организации и деятельности судебной власти необходимо выделить важнейший, реализация которого в значительной степени способна обеспечить эффективность правосудия – исключение постороннего воздействия на судей при осуществлении ими правосудия. Это принцип независимости судей и подчинения их только закону, несомненно, определяющий статус суда в современном правовом государстве.

Принцип независимости судебной власти является одним из краеугольных камней, который лежит в фундаменте любого демократического государства, поскольку именно он обеспечивает существование реальной Конституции и проведение в жизнь идеи верховенства Закона.

Следует отметить, что высокая социальная ценность принципа независимости судей и подчинения их только закону универсальна и ни в коем случае не ограничивается рамками только одного отдельно взятого государственного образования. Его значение настолько велико, что эта гарантия эффективной защиты прав и свобод граждан стала предметом специального обсуждения в Организации Объединенных Наций. 13 декабря 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальный документ «Основные принципы независимости судебных органов», который связывает в неразрывное единство и институционально-организационную независимость или самостоятельность судебных учреждений и отдельных судей по отношению к другим государственным и общественным органам, выражающуюся в формировании самоуправляющейся и обособленной судебной системы или систем, и в запрете иным государственным органам осуществлять судебную деятельность либо вмешиваться в нее. Такое положение должно обеспечивать независимость судебной власти и ее носителей в сущностном значении этого понятия, т.е. беспристрастность и подчинение во время отправления правосудия только Закону.

Учитывая требования ст. 10 Конституции Российской Федерации о том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых являются самостоятельными, а также принятый страной курс на построение правового демократического государства, очень важным для законодательных органов РФ стоит вопрос комплекса гарантий, направленных на обеспечение реализации конституционного принципа независимости судей и подчинения их только закону.

Правовое регулирование независимости судей в Российской Федерации

Правовые гарантии независимости судей являются неотъемлемой частью правового статуса судей и закреплены в нормах материального права таких источников, как: Конституция РФ, Федеральный Конституционный закон РФ от 23.10.96 г. «О судебной системе», Федеральный закон РФ от 26.07.92 г. «О статусе судей в РФ» и т. д.

Независимость судей в указанном выше контексте гарантируется:

а) несменяемостью судей;

Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности в данном суде. Смена суда или должности может состояться только с согласия судьи, причем согласие должно быть не вынужденным, а добровольным. Согласие необходимо на любое изменение должностного положения судьи, в том числе перевод его в суд другого района или области, в вышестоящий суд, на другую, хотя бы и более высокооплачиваемую должность.

б) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом судьи на отставку;

Согласно п.2 ст.121 Конституции полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления и прекращения полномочий судьи общей юрисдикции содержится в статьях 13,14 Закона «О статусе судей в РФ».

Решение о приостановлении и прекращении полномочий судьи решает соответствующая квалификационная коллегия.

Следует сказать о таком основании приостановления, а в случае возможно и прекращении полномочий судьи, как занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи. К таким видам деятельности п.3 ст.3 Закона «О статусе судей в РФ» относит: депутатскую, политическую, предпринимательскую и иную оплачиваемую деятельность, за исключением научной и творческой.

Прекращение полномочий судьи по указанным выше основаниям является своеобразной ответственностью за нарушения принципа независимости суда, а деятельность квалифицированной коллегии в свою очередь гарантирует его соблюдение.

Однако в практике работы квалифицированных коллегий имеют место и случаи нарушения принципа независимости судей. Нарушения происходят при необоснованном прекращении полномочий судей. Судья, полномочия которого прекращены, может обжаловать решение квалифицированной коллегии в Верховный суд РФ в течение месяца со дня получения копии этого решения.

в) неприкосновенностью судей;

Неприкосновенность – необходимое условие предотвращения какого-либо воздействия на судей, а также недопущения ущемления их прав при отправлении ими правосудия. Положение о неприкосновенности распространяется на всех судей независимо от должности. Она распространяется на все сферы деятельности судьи при отправлении им правосудия независимо от вида и категории рассматриваемых дел, а также касается и его внеслужебной деятельности на время нахождения его в этой должности.

Читайте также:
Норма права: что это такое, описание и особенности

Согласно Закону «О статусе судей в РФ», судья не может быть привлечен к дисциплинарной и уголовной ответственности.

Для судьи исключается всякая ответственность, в том числе гражданская и уголовная, за мнения и решения, высказываемые или принятые в ходе осуществления правосудия, если не будет установлено вступившим в законную силу приговором суда, что эти мнения или решения – результат преступного злоупотребления, нарушения запрета уголовного закона.

Независимость судей обеспечивается также особой процедурой привлечения к уголовной ответственности, запретом на задержание и т.д.

г) установлением ответственности за воздействие на суд с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела, за любые проявления к суду;

Уголовный Кодекс РФ в ст. 294 предусматривает ответственность, за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия.

Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, также влечет уголовную ответственность (ст.297 УК РФ) .

Помимо уголовной ответственности за проявление неуважения к суду предусмотрена административная ответственность (ст.165 КоАП РФ), наступающая за злостное уклонение от явки в суд свидетеля, потерпевшего, истца, ответчика, либо неподчинение указанных лиц и иных граждан распоряжению председательствующего или нарушение порядка во время судебного заседания, а равно совершение кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам.

д) установлением системы мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей всех судов общей юрисдикции и их близких;

20 апреля 1995 года принят Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Данный закон в ст.3 предусматривает следующие виды государственной защиты судей:

– применение органами внутренних дел мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;

– применение мер правовой защиты, предусматривающих, в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье, имущество;

– осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию установленного законом права на материальную компенсацию в случае их гибели, причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.

В соответствии ст.5 указанного закона одним из видов мер безопасности судей, гарантий их независимости, является выдача оружия.

Известны факты убийства судей и причинения им того вреда, где возможность применения ими оружия в целях самозащиты могла бы сохранить им жизнь или предотвратить причинение иного вреда. Основным препятствием этого невыполнения требования закона является отсутствие средств на закупку служебного огнестрельного оружия.

ж) неограниченностью срока полномочий судьи;

Федеральный Конституционный закон «О судебной системе в РФ» в ст.14 закрепляет положение, согласно которому полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не

установлено Конституцией РФ или Федеральным Конституционным законом.

Хочется подчеркнуть, что только Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом могут быть установлены ограничения срока. В настоящее время в Федеральном законе «О статусе судей в РФ» в ст.11 содержится норма, согласно которой судьи районных (городских) судов, судьи военных судов, гарнизонов (армий, флотилий, соединений) впервые назначают сроком на 3 года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Ограничения, содержащиеся в данной норме, противоречит сказанному выше.

з) не подотчетностью никому судей в своей деятельности по осуществлению правосудия;

Судьи не подотчетны никому, в том числе государственным, муниципальным органам власти и должностным лицам. В связи с тем, что все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, следует сказать, что судьи не подотчетны также вышестоящим судам, органам судейского сообщества.

Представление судьей объяснений, возражений и замечаний квалифицированной коллегии, участие в ее заседании является правом судьи и зависит от его усмотрения. Предметом отчета председателей судебных коллегий перед президиумом суда и председателей нижестоящих судов перед органами вышестоящих судов могут быть обобщенные сведения о работе возглавляемых ими коллегий или судов.

и) предоставлением судьей за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

Материальное обеспечение судей регулируется правилами ст.19 Закона «О статусе судей в РФ», согласно которому судья имеет право на получение заработной платы состоящей из дополнительного оклада и доплат за квалификационный класс и выслугу лет; на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 30 дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно; на оплату проезда к месту отдыха и обратно; на улучшение жилищных условий; на установку домашнего телефона и предоставление мест в детских дошкольных учреждениях с оплатой за счет местного бюджета; на бесплатный проезд в общественном транспорте и т.д. Что касается мер социальной защиты судей, то они включают в себя: обязательное государственное страхование жизни и здоровья судьи; возмещение ущерба, причиненного уничтожением имущества, принадлежащего судье или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью; компенсационные выплаты в случае смерти либо причинения увечья судье.

Читайте также:
Особый режим: что это такое, описание и особенности

Указанные выше меры социально-экономического обеспечения судьи, являются хорошей гарантией его независимости при надлежащем финансировании из федерального бюджета. Однако в настоящее время финансирование судебной системы осуществляется крайне плохо, в основном по остаточному принципу.

Следует сказать, что слабая социально-экономическая обеспеченность судей понижает их самосознание.

Данная проблема в ряде стран решена следующим образом, в Конституции предусмотрен определенный процент бюджета, который должен быть израсходован на нужды судебной системы.

Заключение

Независимость судей является важнейшим конституционным принципом российского правосудия (ч. 1 ст. 120 Конституции). В гражданском судопроизводстве она служит гарантией объективности и беспристрастности суда при выполнении им обязанностей по созданию в состязательном процессе необходимых условий для установления действительных обстоятельств дела, по вынесению законного и обоснованного решения.

Независимость судей – это неотъемлемая составляющая самостоятельности судебной власти, и с этой точки зрения сами по себе меры процессуального, организационно-правового, социально-правового характера, направленные на обеспечение независимости судей как носителей государственной судебной власти при осуществлении правосудия, являются объективно необходимыми обществу.

Гарантии процессуальной независимости судьи – это установленная законом процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; не подотчётность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия.

Социально-правовые гарантии независимости судьи – это установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облеченного судейскими полномочиями, и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так и при уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Конституционные принципы независимости и несменяемости судей как основа правового статуса судьи Российской Федерации

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 26.11.2019 2019-11-26

Статья просмотрена: 513 раз

Библиографическое описание:

Кутуков, А. Д. Конституционные принципы независимости и несменяемости судей как основа правового статуса судьи Российской Федерации / А. Д. Кутуков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64420/ (дата обращения: 21.12.2021).

Традиционно конституционные основы статуса судей в юридической литературе сводят к совокупности конституционных положений о независимости (ч.1 ст. 120 Конституции Российской Федерации), несменяемости (ст. 121 Конституции РФ) и неприкосновенности (ст.122 Конституции РФ) судей. Закрепление перечисленных правовых положений судьи призвано обеспечить отправление правосудия автономной и непредвзятой судебной системой. Традиционно к профессиональной деятельности и личности судей предъявляются высокие требования, воплощение и исполнение которых является возможным только путём закрепления на законодательном уровне дополнительных социально-правовых гарантий, с помощью которых возможно создание и поддержание авторитета судебной власти в обществе.

При этом многие исследователи данной проблематики отмечают, что принципы несменяемости и неприкосновенности судьи носят слишком обобщенно-правовой и декларативный характер, нуждаясь в более точном нормативном определении, поскольку на сегодняшний день указанные правовые положения нередко подвергаются в известной мере широкой трактовке в рамках федерального законодательства. Так, к примеру, существенно «подкорректирован» конституционный принцип несменяемости: законодатель установил, что мировые судьи назначаются на определенный срок и полномочия их могут быть продлены также на определенный срок, устанавливаемый законом субъекта РФ. [1, с. 44]

Нельзя не сказать, что главным элементом особого правового статуса судьи, основным условием жизнедеятельности самостоятельной и беспристрастной судебной власти, осуществляющей правосудие и надежно защищающей права и законные интересы личности, является независимость судьи. В отсутствии института независимого суда невозможно построение правового государства и развитого гражданского общества.

Читайте также:
Отмена завещания: что это такое, описание и особенности

Правовое содержание конституционных положений о «независимости судьи» и «самостоятельности» органов судебной власти представляется недостаточно точно раскрытым ни в самой Конституции РФ, ни в законодательстве о судебной системе. Кроме того, формулировка «самостоятельность» используется в тексте Конституции РФ применительно к органам судебной власти, а не судебной власти как таковой (ст. 10 Конституции РФ), что порождает множество споров в доктрине права.

В ходе отправления правосудия и принятия того или иного судебного решения судья, в соответствии с принципом независимости, должен осуществлять правосудие таким образом, что любое вмешательство и давление на свободу его усмотрения было бы категорически исключено: судьям запрещено обращаться к каким бы то ни было запрашивать или получать от кого бы то ни было рекомендациям или предписаниям извне по вопросам, являющимся предметом предварительного производства либо непосредственного рассмотрения дела судом. Принцип независимости судей и отправления правосудия на основании и руководствуясь только законами Российской Федерации находится в прямой взаимосвязи с воплощением в жизнь основополагающего правового постулата любого развитого демократического государства о равенстве всех перед законом и судом, поскольку только подлинно независимая судебная система способна гарантировать реальное реализацию данного положения. Именно на это было обращено внимание в докладе «Судебная система России. Состояние проблемы», подготовленном Фондом «Центр политических технологий» по заказу Института современного развития по итогам проведенного Центром политических технологий в 2009 г. социологического исследования о проблемах, стоящих перед российской судебной системой. В российском законодательстве правовые аспекты обеспечения независимости судей закреплены на уровне конституционных норм-принципов, в Законе о статусе судей, Законе об органах судейского сообщества, а также в иных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы социально-правовой защиты судей. [2, с. 140]

Сущность закрепленного в Конституции РФ основополагающего принципа независимости судей определяется нами как внутренняя, имманентная характеристика судьи, формирующаяся на уровне личностных качеств конкретного субъекта, его правосознания. Законодательно же содержание рассматриваемого принципа можно выделить из содержания ст. 9, 10 (и иных) Закона о статусе судей. Так на уровне федерального законодательства конституционный принцип независимости судей обеспечивается:

1) закреплённый нормами федерального законодательства порядок отправления правосудия;

2) запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

3) особый порядок освобождения судьи от замещаемой должности или приостановления его полномочий;

4) правом судьи на отставку;

5) неприкосновенностью судьи;

6) контроль за деятельностью судей со стороны различных органов судейского сообщества;

7) закрепление за судьёй ряда льгот и привилегий социального, материального и правового характера, способных обеспечить должное осуществление возложенных на него полномочий за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

8) исключение тем, что судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

К сказанному необходимо добавить, что независимость судьи обеспечивается еще и установленным порядком отбора претендентов на должность судьи и назначения на эту должность, порядком продвижения по служебной карьере и т. д. Тем не менее, касательно и этой составляющей существуют критические мнения доктринальных исследователей принципа самостоятельности судебной власти.

Независимость судьи как статусная характеристика — это способность (положение, состояние) личности, наделенной судейскими полномочиями, соблюдать присягу судьи, осуществлять беспристрастно и профессионально правосудие независимо от любых попыток воздействия на нее со стороны участников судебного процесса, представителей других ветвей государственной власти, политических, экономических, криминальных кругов, подчиняясь только Конституции РФ и федеральному закону. Это — главный элемент особого правового статуса судьи, основное условие деятельности самостоятельной и авторитетной судебной власти по защите прав и законных интересов личности. Обобщая, можно сказать, что ни меры государственно-правового регулирования (такие как предоставление льгот, особого правового статуса — иммунитетов, социальных гарантий) не будут иметь нужного эффекта, если сам гражданин, замещающий соответствующую должность судьи, не имеет личностного отношения, самосознания, направленного на независимость и свободу в осуществлении своей профессиональной деятельности. [4, с. 55]

Юридически неприкосновенность судьи опосредуется такими элементами, как неприкосновенность личности, неприкосновенность его жилища и рабочих помещений, личного и служебного транспорта, документации и прочего имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых субъектом сообщений тем или иным способом).

Читайте также:
Опись имущества: что это такое, описание и особенности

Исходя из того, что судейская неприкосновенность проявляется в системе различных правоотношений, в которых реализуется правовой статус судьи, что позволяет рассматривать данный принцип как совокупность защитных механизмов, воплощающихся в целой структуре судейских иммунитетов, а именно:

  1. индемнитет как не несение ответственности судьёй за высказанное им при отправлении правосудия мнение и вынесенный приговор (решение) по делу, за исключением случаев доказанного в судебном порядке вынесения заведомо неправосудного (неправомерного) решения;
  2. материально-правовой иммунитет, устанавливающий границы гражданско-правовой ответственности судьи;
  3. процессуальный иммунитет, складывающийся из специального порядка привлечения судей к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности. [3, с. 476]

Проведённый анализ по исследуемой проблематике позволяет сделать вывод о том, что современное положение правовых институтов независимости и неприкосновенности судей далёк в своём законодательном оформлении от надлежащей точности и полноты раскрытия, следствием чего являются непрекращающиеся споры в доктрине права по рассматриваемому вопросу. Однако данные конституционные принципы выступают основой формирования и определения статуса судьи, ключевым звеном системы судебной власти, что предопределяет необходимость возможного совершенствования независимого судейского статуса в ближайшем будущем.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 04.08.2014. — Cт. 4398.
  2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. — 1994. — № 138.
  3. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132–1 (ред. от 28.12.2016 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. –1992. — № 170.
  4. Анишина В. И., Макеева Ю. К. Конституционная модель судебной власти в современной России // Российская. юстиция. — 2014. — № 3. — С. 42–46;
  5. Капикранян А. А. Конституционные принципы судебной власти в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. — Санкт-Петербург, 2006. — С. 140.
  6. Спорные вопросы неприкосновенности и ответственности судей // Актуальные проблемы российского права. — 2009. — № 1(10). — С. 474–480.
  7. Щепалов С. В. К вопросу о несменяемости мирового судьи // Рос. юстиция. — 2008. — № 12. — С. 53–56.

Гарантии независимости судей

Вы будете перенаправлены на Автор24

Правовые основы гарантий независимости судей

Гарантии независимости судей — это предусмотренные федеральным законодательством и распространяемые на всех судей в РФ меры их правовой защиты, материального и социального обеспечения.

Гарантии независимости судей регулируются Законом “О статусе судей в РФ” (ст. 9).

Независимость судьи обеспечивается:

  • процедурой осуществления правосудия, предусмотренной законом;
  • системой органов сообщества судей;
  • установленным законом порядком прекращения (приостановления) полномочий судьи;
  • неприкосновенностью судьи;
  • предоставление социального и материального обеспечения за счет государства, соответствующего статусу судьи;
  • правом судьи подать заявление на отставку.

Судья, члены его семьи, имущество находятся под непосредственной защитой государства. В случае, если от судьи в органы внутренних дел поступит заявление об обеспечении ему защиты, то ОВД обязаны принять все необходимые необходимые меры по обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности имущества.

В соответствии с законодательством, судья имеет право на ношение и хранение служебного огнестрельного оружия, выданного территориальными органами исполнительной власти.

Гарантии независимости судей распространяются на всех судей РФ, не могут быть снижены или отменены иными нормативными актами РФ и ее субъектов.

Положение о беспристрастном и независимом суде, гарантирующем верховенство права в обществе на международно-правовом уровне, включено в Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод человекам и в устав Совета Европы.

Независимость судей зависит от ряда факторов:

  • профессиональных и личных характеристик судей;
  • уровня развития правовой доктрины;
  • состояния в обществе правовой культуры;
  • нацеленности власти и общества на создание независимого суда и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Внешние гарантии независимости судей

Европейские стандарты рекомендуют создавать законодательные основы для назначения судьи. Все решения, касающиеся профессиональной карьеры судей, должны основываться на объективных критериях, с учетом их способностей, честности, эффективности, квалификации и личных качеств, включая аналитические способности, особенности характера, навыки общения, суждения и др. Орган, принимающий решения о подборе судей, должен быть независимым от административной власти и правительства.

Если положения законодательства, конституции и традиции допускают назначение судей правительством, то должны существовать гарантии обеспечения на практике независимости и прозрачности процедур назначения судей. В Европе надлежащим способом гарантирования судейской независимости является учреждение судебного совета, обеспеченного конституционными гарантиями в отношении его полномочий, состава и автономии.

Читайте также:
Развратные действия: что это такое, описание и особенности

Одним из проявлений гарантий независимости является несменяемость судей в течение срока их полномочий. Судьям, избранным или назначенным, должно гарантироваться пребывание на посту до возраста обязательного выхода в отставку или истечения срока полномочий.

Венецианская комиссия поддерживает включение в конституции принципа несменяемости. Переводы по службе в виде карьерного роста или санкции могут допускаться только в исключительных случаях. При решении вопросов, касающихся дисциплинарных процедур, предпочтение должно отдаваться судебным советам.

Внутренние гарантии независимости судей

В конституциях отдельных европейских государств закрепляется подчинение судей исключительно закону. Данный принцип защищает судей от ненадлежащего внешнего влияния, но применим к организации внутренней структуры судебной власти.

Между судьями действует естественно-правовой принцип, согласно которому «равный над равным власти не имеет». Законодательство государств должно содержать нормы, отражающие равенство всех судей, запрещающее дискреционные полномочия одних судей по отношению к другим. Осуществляя свои профессиональные обязанности, судья служит только закону и несет ответственность только перед законом. Разрешая дело, судья не действует по указанию или приказу третьих лиц вне или внутри судебной власти.

Судейская независимость заключается в свободе от любого ненадлежащего внешнего влияния, в свободе о влияния, которое может исходить со стороны руководителей судебной системы. Особое значение равенство имеет при распределении дел, соблюдении права на законного судью. При этом гарантиями выступает соблюдение специализации судьи, недопустимость произвольного изъятия дел у судьи.

Проблема внутренней независимости возникает во взаимоотношениях между судьями нижестоящих и вышестоящих судов, между председателями судов и судьями соответствующего суда, между самими судьями данного суда. Внешняя и внутренняя независимость тесно связаны, так как суды и их председатели иногда могут испытывать определенное давление со стороны законодательной или исполнительной власти, оказывать давление на судей внутри суда.

Распределение дел в суде не должно подвергаться влиянию желания сторон или лиц, заинтересованных в исходе дела. Порядок распределения дел должен соответствовать объективным критериям.

Внешняя и внутренняя независимость судей дополняют друг друга. Внешняя независимость защищает судей от влияния различных органов государственной власти и является значительным элементом верховенства права. Внутренняя независимость обеспечивает принятие судейского решения на основании законов и конституции, а не на основании указаний, данных вышестоящими судьями.

В ходе судебного процесса и принятии решений судьи должны действовать без ограничений, ненадлежащего побуждения и влияния, какого-либо косвенного или прямого вмешательства с любой стороны. Законодательно должны быть предусмотрены санкции в отношении лиц, которые стремятся оказать влияние на решение судей. Судьи должны обладать неограниченной свободой для того, чтобы беспристрастно разрешать дела с объективным толкованием имеющихся фактов и согласно нормам права.

Статья 8 ГПК РФ. Независимость судей

(официальная действующая редакция, полный текст статьи 8 ГПК РФ с комментариями)

1. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

3. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

4. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по гражданским делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по гражданским делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по гражданским делам.

Комментарий к статье 8 ГПК РФ в действующей редакции

Статья 8 ГПК РФ в действующей редакции устанавливает принцип независимости судей применительно к гражданскому судопроизводству, конкретизируя конституционный принцип независимости судей, закрепленный в статье 120 Конституции РФ.

Принцип независимости означает, что судьи подчиняются только закону. Нельзя указать судье, как следует поступить при решении вопроса о принятии искового заявления (статья 133 ГПК РФ) , как нужно рассматривать дело, и какое по нему должно быть вынесено решение. Принятие законного и обоснованного решения по делу возможно только при отсутствии внешнего влияния на судью. Вместе с тем судья не может рассматривать дело по собственному усмотрению и руководствуясь своими желаниями. Все процессуальные действия судьи должны быть подчинены закону.

Действие комментируемой статьи распространяется не только на судью, рассматривающего конкретное гражданское дело. Оно распространяется на всех участников гражданского судопроизводства, предупреждая их от вмешательства в осуществление правосудия. Стоит отметить, что данная статья не вводит ответственности за подобное вмешательство, она отсылает нас к другим законам, устанавливающим ответственность за допущенные нарушения принципа независимости судей.

Читайте также:
Престарная грамота: что это такое, описание и особенности

В качестве примера установленной ответственности можно привести положения главы 31 Уголовного кодекса РФ, которые определяют ответственность за преступления против правосудия, в том числе связанные с воспрепятствованием осуществлению правосудия, посягательство на жизнь и здоровье судей, высказывание угроз судьям, рассматривающим дело.

В статье 8 ГПК РФ закреплено, что гарантии независимости судей специально устанавливаются в законе. Сам кодекс, устанавливая процессуальные процедуры, при решении возникающих вопросов позволяет суду опираться именно на закон при оценке письменных доказательств, разрешении заявления об отводе судьи, вынесении решения в совещательной комнате.

Принцип независимости опирается на процессуальные нормы при обжаловании судебных постановлений. Устанавливая четкую процедуру и сроки обжалования, основания для изменения и отмены судебных решений, законодатель минимизировал возможное влияние вышестоящих судебных органов. Кроме того, нужно отметить, что несоблюдение принципа независимости влечет отмену судебного постановления.

Дополнительный комментарий к ст. 8 ГПК РФ

Положения рассматриваемой статьи 8 ГПК РФ в действующей редакции в полной мере соответствуют ст. 120 Конституции РФ, согласно которой судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

В ст. 8 ГПК РФ в новой редакции говорится о независимости судей при осуществлении правосудия. Это вовсе не означает, что судьи независимы и подчиняются только закону лишь при рассмотрении и разрешении ими спора, т.е. в то время, когда они участвуют в судебном заседании, а до заседания и после него этот принцип не действует. Введение в ст. 8 слов «при осуществлении правосудия» преследовало лишь одну цель — четко определить сферу действия принципа независимости судей и подчинения их только закону: он действует только при исполнении судьями своих служебных, судейских обязанностей и не функционирует вне этой сферы.

Нормы, закрепленные в ст. 8 ГПК РФ, предписывают судьям быть независимыми при исполнении ими служебных обязанностей, т.е. при разрешении дел и всех иных вопросов, связанных с их рассмотрением, они не должны быть подчинены кому-либо, а также связаны в действиях волей либо влиянием граждан, должностных лиц, государственных и иных органов, организаций, сковывающими или заранее предопределяющими то или иное решение. Судьи должны рассматривать и разрешать дела в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на них.

Вместе с тем свободное выражение судьями своей воли при осуществлении правосудия вовсе не означает, что принимаемые ими по всем вопросам решения обусловлены только их собственным, ни на чем не основанным усмотрением или желанием.

Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону — два органически взаимосвязанных положения. С одной стороны, независимость судей — не самоцель, а средство, непременное условие правильного применения закона, вынесения законных судебных постановлений, означает, что при рассмотрении и разрешении спора судьи никому, кроме законов, подчиняться не должны. С другой — подчиненность судей только закону обеспечивает их независимость.

Правовая норма, закрепляющая принцип независимости судей и подчинения их только закону, адресована не только судьям, но и любым государственным органам, органам местного самоуправления и иным органам, организациям, должностным лицам и гражданам. Всем им закон запрещает осуществлять какое-либо воздействие на судей и вмешательство в их деятельность по осуществлению правосудия. Нарушение закона влечет уголовную ответственность.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону действует во всех стадиях процесса и обязателен для судей всех судов общей юрисдикции. Он проявляется во взаимоотношениях, складывающихся внутри состава суда (при коллегиальном рассмотрении дел), в отношениях нижестоящих судов с вышестоящими судами в единой системе судов общей юрисдикции, в отношениях суда с другими участниками процесса и гражданами, должностными лицами, государственными и иными органами, организациями, не участвующими в деле.

Обеспечение независимости судей

Независимость судей судов общей юрисдикции обеспечивается многими нормами и институтами ГПК.

Независимость судей в гражданском судопроизводстве обеспечивается прежде всего действием принципов законности, гласности, непрерывности, непосредственности и др. Реализация принципа независимости судей гарантируется наличием в ГПК правил, регулирующих порядок разрешения судьями всех вопросов, возникающих при разбирательстве дела (ст. 15), института отвода судей (ст. ст. 16 — 21), правил оценки доказательств (ст. 67), правил о тайне совещательной комнаты (ст. 194) и др.

Важную роль в укреплении гарантий реализации принципа независимости судей играют и детально разработанные правила об основаниях к отмене решений, постановлений, закрепленные в ст. 330 Кодекса.

Читайте также:
Полу анклав: что это такое, описание и особенности

Содержание принципа независимости судей и подчинения их только закону раскрывается в Кодексе в какой-то мере односторонне — только под углом запрета постороннего воздействия на судей и вмешательства в их деятельность.

Но ведь нарушителем рассматриваемого принципа может быть и сам судья. Никаких преград, барьеров действующая редакция ГПК судье не ставит. Это, видимо, обусловлено односторонней оценкой в теории и практике содержания принципа, который понимается лишь как право судей на свободное принятие решения. Между тем независимость, независимое положение судьи в процессе рассмотрения конкретного дела — это не только право, но и его обязанность. Зависимый судья не вправе садиться в судейское кресло. Выполнение этой обязанности тоже надо надежно (может быть, и гораздо жестче, чем в отношении судьи — лица, участвующего в деле) гарантировать. Действующие правила отвода судей, правила о недопустимости повторного участия судьи в деле лишь в какой-то мере решают проблему. Но в действующем законодательстве в этом направлении далеко продвинуться не удалось.

Нарушение установленных законом правил о независимости судей при рассмотрении конкретного гражданского дела следует рассматривать как безусловное основание к отмене решения.

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!

Санкт-Петербург: +7 (812) 935-52-63

Как проводится бухучет незавершенного производства

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Что включает в себя незавершённое производство?
  2. Оценка незавершённого производства
  3. Учет незавершённого производства
  4. Используемые проводки
  5. Налоговый учет незавершённого производства

Незавершенное производство (НП) предполагает продукцию, выпускаемую предприятием, не прошедшую всех этапов обработки в нынешнем отчетном периоде, однако уже включенную в производство. Это частично готовые изделия. Правильный их учет служит нескольким целям: расчету оптимальной себестоимости продукции, контролю над объемами изготовления и расходами на выплаты трудящимся.

Как учитывать незавершенное производство и готовую продукцию по правилам ФСБУ 5/2019?

Что включает в себя незавершённое производство?

НП включает в себя остатки, зафиксированные на конец отчетного времени. Под частично готовыми изделиями, относящимися к незавершённому производству, понимаются:

  • Готовый продукт, который пока не подготовлен к непосредственной продаже: на нем нет упаковки, не проведены тесты на качество.
  • Сырье и заготовки, которые были пущены в производство или находятся на складах.
  • Начатые работы, которые пока не были окончены (к примеру, стройка, монтаж конструкций).

ВАЖНО! К НП не относится бракованный товар, заготовки и полуфабрикаты без минимальной обработки.

Как определить сумму остатков незавершенного производства при расчете налога на прибыль?

Оценка незавершённого производства

Оценка продуктов незавершенного производства выполняется следующими путями:

  • По реальной себестоимости. Метод обычно используется для готового продукта. Мало подходит для массовых производств.
  • По плановой стоимости. Метод подходит для массового производства.
  • По размеру прямых расходов. Прямые расходы могут переноситься на стоимость заготовок или сырья.
  • По себестоимости сырья, используемого при производстве. Метод актуален при сокращенном технологическом цикле.

Как учесть незавершенное производство, готовую продукцию в расходах по налогу на прибыль?

Выбор конкретного метода зависит от особенностей данного производства.

ВАЖНО! Выбранный метод оценки должен быть отражен в учетной политике предприятия. Необходимо это для ведения бухучета.

Учет незавершённого производства

По завершению отчетного времени в каждом из цехов предприятия создается оборотная ведомость, фиксирующая движение сырья на всем протяжении НП. Учет выполняется на основе данных оперативного учета, а также инвентаризации. Последняя проводится организованной комиссией, в которую входят представители как отдела бухгалтерии, так и цехов. Ответственность участников комиссии – составление описи, в которой указываются объекты незавершенного производства и степень их готовности. По итогам инвентаризации оформляется ведомость, в которой указываются все итоги процедуры.

Выделяют следующие формы учета незавершённого производства:

  • Подетально-оперативный. Используется при массовом производстве. В ходе его применяются маршрутные листы, нужные для учета движения сырья.
  • Оперативный. Для его выполнения нужно находиться непосредственно в месте нахождения сырья.
  • Подетальный. Также актуален для массового производства. В рамках его применяются комплектовочные ведомости, накладные.

Выбор конкретного метода зависит от нюансов работы специалистов, проводящих учет.

Также различают следующие методы учета:

  • Нормативный. По каждому наименованию составляется расчет плановой себестоимости. При этом нужно учитывать нормы трат.
  • Попередельный. Объект рассмотрения – передел, на котором происходит один из этапов производства товара. Следующий этап проводится на следующем переделе или продукция реализуется.
  • Позаказный. Объект рассмотрения – заказ предприятию, предполагающий изготовление определенного объема товара. Траты войдут в себестоимость заказа.
  • Попроцессный. Объект рассмотрения – отдельный процесс при изготовлении. Себестоимость определяется методом деления ежемесячных трат на количество готовых объектов.
Читайте также:
Присяжный стряпчий: что это такое, описание и особенности

На одном предприятии может применяться несколько методов учета.

Используемые проводки

НП разрешается списывать на убытки компании. К примеру, при отмене заказа на производства товара актуальной будет проводка Д91-2 «Прочие затраты» К20. Списывается «зависший» НП, который появляется при отклонениях от норм производства. К примеру, это может происходить при следующих обстоятельствах:

  • Партия продукции оказалась бракованной.
  • Требуется ликвидировать все производства.
  • В ускоренном порядке закрывается проект, оказавшийся неперспективным.
  • Было принято решение об окончании совместного проекта.

Все используемые проводки должны подтверждаться сведениями из бухгалтерской справки. Рассмотрим основные применяемые проводки:

  • ДТ91 КТ20 (23, 25). Завершение производства изделия, которое оказалось неперспективным.
  • ДТ20 КТ10 (70-71, 69). Устранение брака на партии.
  • ДТ40 (43) КТ20. Пригодные виды изделий.
  • ДТ28 КТ20. Бракованные образцы.
  • ДТ80 КТ20 (23, 26, 29). Используется при прекращении совместной работы.

При ликвидации предприятия объекты незавершенного производства могут учитываться следующим образом:

  • ДТ62 КТ91. На реализацию изделий.
  • ДТ91 КТ20. На списание.

Объекты НП не включены в оборот по счетам. Они относятся к собственности предприятия, фиксируемой в Активе бухбаланса по строчке «Запасы».

Распространенные ошибки при учете незавершённого производства

Бухгалтеры часто делают следующие ошибки при учете НП:

  • Фиксирование объектов НП на пассиве баланса. Это неправильно, так как НП относится к собственности компании. Изделия должны отражаться в активах. Остатки же фиксируются в порядке, данном учетной политикой.
  • Введение учета по фактической стоимости на серийном производстве большего количества продукции. Рассматриваемый метод не подходит для больших производств, так как все траты получится узнать только в конце месяца, тогда как учет НП проводится раньше.

Перед ведением бухучета желательно ознакомиться с учетной политикой компании.

Налоговый учет незавершённого производства

Понятие незавершенного производства и нюансы работы с ним изложены в статье 319 НК РФ. Оценка остатков НП выполняется по окончании отчетного периода (как правило, это месяц). Процедура проводится на основании учетной документации о движении ресурсов и их остатков. Также во внимание принимается информация о сумме прямых трат, зафиксированная в налоговом учете. Порядок распределения трат на НП может быть задан самим предприятием. Его требуется зафиксировать в учетной политике. Установленный порядок используется не меньше 2 налоговых периодов.

Иногда нельзя отнести прямые траты к процессу производства. В этом случае в учетной политике нужно зафиксировать порядок распределения расходов с учетом экономически разумных значений. Остатки НП на конец отчетного периода входят в состав прямых трат следующего периода. Подробный порядок переноса НП на следующий налоговый период изложен в статье 319 НК РФ.

ВНИМАНИЕ! Плательщик налогов имеет право самолично определять структуру прямых трат. Данное разрешение установлено статьей 318 НК РФ. Используется это положение обычно для того, чтобы создать аналогичный состав расходов для налогового учета и бухучета. То есть при расчете стоимости НП для целей налогообложения можно использовать ту же методику, которая применяется для бухучета. Однако позволено это исключительно в том случае, если применяемый метод отражен в учетной политике предприятия. Несмотря на относительную свободу, налогоплательщик должен придерживаться некоторых правил. В частности, распределение трат проводится с учетом адекватности расходов произведенному товару. Методики определения данного соответствия законом не установлены, а потому их можно определять самостоятельно.

Незавершенное производство

Незавершенное производство (НЗП) – это продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, и изделия, не прошедшие комплектацию, испытания и техническую приемку.

К незавершенному производству могут относиться следующие виды продукции:

сырье и полуфабрикаты, переработка которых была уже начата с целью превращения их в готовую продукцию;

товары, не прошедшие техническую приемку или необходимые испытания;

законченные работы (услуги), которые еще не были приняты заказчиком.

Отражение незавершенного производства на счетах бухгалтерского учета

Для обобщения информации о стоимости незавершенного производства согласно Инструкции по применению Плана счетов следует использовать счет 20 “Основное производство”.

По дебету этого счета собираются прямые и косвенные расходы, расходы вспомогательных и иных участвующих в изготовлении продукции производств, а по кредиту отражаются суммы фактической себестоимости завершенного производства.

Остаток по счету 20 на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.

Наличие НЗП возможно в двух случаях: при изготовлении продукции и при выполнении работ, т.е. когда результат производственного процесса может иметь материальный характер.

Незавершенное производство в бухгалтерском учете – это стоимость направленных в производство затрат (материалов, потребленных ресурсов, амортизационных отчислений, начисленной работникам заработной платы) и прочих расходов по продукции (работам), производство которой уже началось, однако на отчетную дату еще не было завершено.

Читайте также:
Прямые выборы: что это такое, описание и особенности

Оценка незавершенного производства в бухгалтерском учете

Незавершенное производство может оцениваться несколькими способами, выбор которых зависит от специфики технологии.

В массовом и серийном производстве можно выбрать один из четырех вариантов:

1) по фактической производственной себестоимости;

2) по нормативной (плановой) производственной себестоимости;

3) по прямым статьям затрат;

4) по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Организация самостоятельно выбирает методы оценки НЗП и закрепляет обоснованный выбор в приказе по учетной политике.

Налоговый учет незавершенного производства

Для целей исчисления налога на прибыль методом начисления состав прямых и косвенных расходов налогоплательщик определяет самостоятельно в учетной политике.

При этом главным критерием включения затрат в состав прямых расходов является их прямая связь с производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг.

Налогоплательщик вправе отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

Организация также самостоятельно устанавливает порядок распределения прямых расходов на НЗП и изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).

При этом осуществленные расходы должны соответствовать номенклатуре изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, в учетной политике следует определить механизм распределения таких расходов, используя экономически обоснованные показатели.

Применять установленный порядок следует не менее двух налоговых периодов.

Незавершенное производство при оказании услуг

К услугам понятие незавершенного производства в бухгалтерском учете не применяется.

Для целей исчисления налога на прибыль налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе уменьшить доходы от производства и реализации на сумму прямых расходов без распределения на остатки незавершенного производства.

Например, если компания оказывает гостиничные услуги, она вправе учесть расходы в том периоде, в котором они были понесены, а также не распределять остатки НЗП.

Если такой порядок будет закреплен в учетной политике организации, ее бухгалтерский учет не будет расходиться с налоговым учетом.

Инвентаризация незавершенного производства

Инвентаризация НЗП проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина от 13.06.1995 №49.

Особенности проведения инвентаризации НЗП с учетом специфики конкретной компании, необходимо закрепить в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

При инвентаризации НЗП в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:

1. Определить фактическое наличие находящихся в производстве:

заделов (деталей, узлов, агрегатов),

не законченных изготовлением и сборкой изделий.

2. Определить фактическую комплектность деталей, узлов, агрегатов.

3. Выявить остаток НЗП:

по аннулированным заказам,

по заказам, выполнение которых приостановлено.

Отражение в бухгалтерской отчетности

Применяемые организацией методы оценки незавершенного производства и готовой продукции влияют на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности на показатели статьи “Запасы”, величину оборотных активов и валюту баланса, а также на отражаемые в отчете о финансовых результатах данные о себестоимости продаж и, как следствие, различных видах прибылей и убытков.

Сумма затрат в НЗП отражается в бухгалтерском балансе по строке “Запасы” в разделе оборотных активов.

При длительном цикле производства данные активы могут являться не текущими, а долгосрочными. В этом случае их следует включить в состав группы внеоборотных активов.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Что относится к незавершенному производству с 2022 года?

Что относится к незавершенному производству — этот вопрос рано ли поздно встает перед многими бухгалтерами. Как понять, что отнести к незавершенному производству, а что не следует причислять к НЗП? Ответ — в материале далее.

Какие затраты понимают под незавершенным производством

Что к незавершенному производству относится, определяют нормативные документы:

  • Налоговый кодекс РФ, а именно статья 319;
  • Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 34н;
  • ПБУ 4/99;
  • с 2022 года — ФСБУ 5/2019 «Запасы».

До 2022 года, когда учет МПЗ регулировало ПБУ 5/01, незавершенное производство в этом НПА не было отнесено к материальным запасам. И это несмотря на то что при составлении баланса в оборотных активах в статью «Запасы» включались и суммы незавершенного производства. Теперь этот неоднозначный момент устранен.

Так что к незавершенному производству можно отнести и какие затраты понимаются под этим термином? Если мы обратимся к п. 3 ФСБУ 5/2019, то увидим, что это «затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, а также затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг другим лицам до момента признания выручки от их продажи».

Простыми словами незавершенным производством можно назвать затраты, которые предприятие понесло на производство работ, товаров, продукции, услуг, но полный производственный цикл по которым еще не завершен.

Такие товары и продукция еще не выпущены производственным подразделением, не оформлены как готовая продукция, не прошли все необходимые стадии приемки и проверки. Услуги и работы, акты выполненных работ по которым еще не подписаны заказчиком, относятся к незавершенному производству.

Сумма активов, что относятся к незавершенному производству, на крупных предприятиях с большим количеством выпускаемой продукции может формироваться в учете тремя способами (п. 64 приказа № 34н):

  • по сумме затрат на материалы, сырье, комплектующие;
  • по прямым затратам;
  • по фактической производственной себестоимости.
Читайте также:
Номинальная цена: что это такое, описание и особенности

При других видах производства себестоимость НЗП учитывается по фактическим затратам.

Характеристика незавершенного производства

Активы, что относятся к незавершенному производству, имеют следующие характеристики.

  • Незавершенность технологического цикла. Продукция НЗП не имеет окончательного оформления, находится на завершающей стадии производственного цикла, но еще не оформлена как готовая продукция.
  • Отсутствие завершающей стадии проверки или испытания. Продукция и работы, которые ожидают проведения испытаний или проверки качества, предусмотренных технологическим или производственным циклом. Например, промышленная установка, предназначенная для работы в химическом производстве под высоким давлением, обязательно должна пройти на производстве испытание на высокое давление. Пока такая проверка не произведена, установка не считается готовой продукцией и не может быть отпущена покупателю. А это означает, что она относится к незавершенному производству. Себестоимость такой установки отражается по дебету 20-го счета.
  • Отсутствие всех элементов комплектации. Иногда при производстве возникают ситуации, когда необходимых комплектующих элементов нет (отсутствуют в запасе, не поставлены вовремя поставщиками, внесены изменения в конструкцию продукции). Продукция, ожидающая окончательной комплектации, относится к стоимости незавершенного производства.

Незавершенное производство формируется не только по 20-му счету. Вспомогательные цеха и обслуживающие производства и хозяйства тоже могут формировать стоимость активов, что относятся к незавершенному производству. Поэтому одной из характеристик НЗП является место формирования стоимости:

  • основное производство (сч. 20);
  • вспомогательный цех (сч. 23);
  • обслуживающие цеха или хозяйства (сч. 29).

В состав каких активов входит незавершенное производство

Оборотные активы предприятия — это активы, которые имеют срок обращения, приобретения или использования менее 12 месяцев, или же эти активы используются (обращаются) в течение нормального производственного цикла (если он дольше 12 месяцев).

В ПБУ 4/99 указано, что при формировании баланса предприятия в раздел «Оборотные активы» кроме запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности присовокупляются и активы, что относятся к незавершенному производству. Стоимость НЗП суммируется в статье баланса «Запасы» с суммой остальных оборотных активов, относящихся к этому типу.

Тест: что из перечисленного относится к незавершенному производству

Проверить, хорошо ли вы поняли, что отнести к незавершенному производству, предлагаем при помощи тестового вопроса.

Отметьте все варианты, которые можно отнести к НЗП.

А. Готовая продукция на складе.

Б. Сырье и материалы, полученные цехом.

В. Полуфабрикаты, изготовленные вспомогательным цехом, готовые для отправки на следующий этап обработки в основное производство.

Г. Продукция, не прошедшая приемки отдела технического контроля.

Д. Сырье и материалы на складе предприятия.

Е. Продукция, не прошедшая этапа обязательных технологических испытаний.

Ответ: к числу активов, что относятся к незавершенному производству, из перечисленных выше вариантов относятся активы, указанные в пунктах: В, Г, Е.

Итоги

Принимая решение, что отнести к незавершенному производству, необходимо учитывать один простой принцип. Заключается он в названии данного актива — принцип незавершенности. Все, что производится предприятием (включая работы и услуги), но не доделано, не проверено и не испытано — входит в состав НЗП.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: