Независимые профсоюзы: что это такое, описание и особенности

Особенности профсоюзного движения в России

Статистика деятельности Федерации независимых профсоюзов России. Перспективы развития профсоюзного движения. Цели и задачи организаций, занимающихся профсоюзной деятельностью. Отношение россиян к профсоюзам, направления совершенствования их работы.

Рубрика Социология и обществознание
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 12.05.2016
Размер файла 22,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Особенности профсоюзного движения в России

Одной из крупнейших профсоюзных организаций в России является Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР). Она образована в 1990 году. ФНПР включает в себя 41 профсоюз на правах членских организаций и 6 профсоюзов, которые взаимодействуют с ФНПР на договорной основе. На территории России действуют 79 организаций профсоюзов, которые также являются членскими организациями ФНПР. В целом, членские организации ФНПР включают примерно 26 млн. членов профсоюзов (около 95% всего контингента в стране)[2, с.114-117].В рамках ФНПР действуют Ассоциации профсоюзов, осуществляющие деятельность за счет членских взносов. Они объединяют работников непроизводственной сферы, которые трудятся в сфере оборонной промышленности, машиностроения, транспорта, предпринимательства и малого бизнеса. Высший орган ФНПР – съезд. Статистику деятельности ФНПР за 2012-2013 гг. представим на рисунке 1 [7].

профсоюз федерация независимый

Рис. 1. Статистика деятельности ФНПР за 2012-2013 г.

Кроме ФНПР существует отдельный профсоюз работников агропромышленного комплекса. Цель профсоюза – защита социально-трудовых и других прав своих членов, а также участие в создании и реализации социальных программ, которые позволят обеспечить достойную жизнь всех работников агропромышленной сферы, отстаивать интересы молодежи, ветеранов, учащихся и других социальных категорий. В свою очередь, профсоюз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации занимается защитой прав спортсменов, тренеров и всех работников данной отрасли [6, c.139]. Также существуют профсоюзы работников образования, машиностроения, энергетики, промышленности и т.д.

По опросу ВЦИОМ не все граждане России доверяют профсоюзам. Основные причины недоверия:

– не замечают деятельности профсоюзов, считают её бесполезной (39%).

– профсоюз просто выполняет указания властей, не отстаивая интересы работников (16%).

– затрудняются ответить, в чём именно причины недоверия, но оно существует (46%) [8].

Можно отметить, что в газетах и на телевидении мало освещается деятельность профсоюзов. Многие граждане не знают, чем именно профсоюзы занимаются. В сознании общества профсоюзы воспринимаются не так, как позиционируют себя профсоюзные лидеры – как организацию, которая защищает интересы работников. Также многие считают, что профсоюзы – достаточно бюрократическая организация. Однако в современных условиях санкций к Российской экономике профсоюзы выступают ключевым фактором ее выхода из кризиса [3, с.45-50], а государство должно создавать все условия для достижения реализации их прав [4, с.385].

Владимир Владимирович Путин в своём послании Федеральному собранию также дал оценку современному профсоюзному движению в России и перспективам его развития. Он отмечал, что в профсоюзных организациях присутствуют тенденции формализма и бюрократии. По мнению В.В. Путина, профсоюзы не должны выполнять государственные функции в социальной сфере. Основная задача профсоюзов – профессиональный контроль за соблюдением условий трудовых договоров и контрактов.

Члены профсоюза не должны являться объектами профсоюзной деятельности, они должны стать её субъектами [1, c.34-39]. Изменение политики профсоюзного движения в России требует значительных перемен во взгляде на сущность, права и деятельность профсоюзов, на место члена профсоюза в его деятельности. А.К. Слободкин отмечает, что у членов профсоюза должны быть следующие права:

Читайте также:
Образовательный ценз: что это такое, описание и особенности

– каждый член профсоюза должен иметь право избирать любого профсоюзного лидера, который в дальнейшем будет выступать от его имени;

– каждый член профсоюза может участвовать в принятии тарифного и генерального соглашений, коллективного договора, так как действие этих соглашений распространяется и на него;

– каждый член профсоюза имеет право на участие в принятии решения о проведении отраслевой, региональной, национальной или всеобщей забастовки либо любой иной коллективной акции протеста [5, c.202-204].

С целью выработки перспективной молодежной стратегии и решения задач, стоящих перед профсоюзной молодежью на современном этапе развития гражданского общества в России в 2014 году проводился профсоюзный форум ФНПР «СТРАТЕГИЯ-2014». На форуме были выделены следующие перспективные направления деятельности профсоюзов в организациях:

– поддержка и создание благоприятных условий для хорошей адаптации молодых специалистов в организации;

– работа по привлечению в профсоюзную организацию профессионально-подготовленных молодых специалистов;

– выполнение и обеспечение всех социальных гарантий для работников;

– создание условий для повышения квалификации и уровня образования работников;

– сохранение традиций, проведение патриотических, морально-нравственных мероприятий;

– организация мероприятий по поддержке молодёжи и молодых семей;

– проведение культурно-массовых мероприятий;

– проведение работ по увеличению молодёжи среди членов профсоюза.

Работая по данным направлениям можно говорить о привлечении молодых людей в профсоюзы, повышение эффективности профсоюзной деятельности в будущем.

1. Акбашев М.В. Профсоюзы России: социальные ориентиры и практические задачи / М.В. Акбашев // ОНТ. – 2014. – №11. – с.34-39.

2. Иванова З.А. Развитие профсоюзного движения в России / З.А. Иванова // Профсоюзный вестник. – 2014. – №9. – с.114-117.

3. Рабцевич А.А. Условия достижения инновационной ориентации регионального рынка труда / А.А. Рабцевич // Общество. Среда. Развитие. – 2014. – №2. С.45-50.

4. Валиулина Р.Р. Государственная политика в области охраны труда: сущность, направления / Р.Р. Валиулина, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. – 2014. – №3. С.385.

5. Слободкин А.К. Профсоюзы и правительство России / А.К. Слободкин // Профсоюзный вестник. – 2013. – №12. – с.202-204.

6. Яковенко М.С. Профессиональные союзы в условиях формирования рыночных отношений / М.С. Яковенко. – М.: Азбука-Пресс, 2014. – 390с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Возникновение профсоюзного движения. Гарантии и права деятельности профсоюзов. Профсоюз в жизни трудящихся. Роль профсоюзов в обеспечении занятости и социальной защиты работников предприятия в условиях кризиса на примере МДОУ Детский сад (Екатеринбург).

курсовая работа [62,8 K], добавлен 15.04.2012

Возникновение, формирование и оценка деятельности профсоюзного движения в России. Исторический опыт его развития за рубежом. Законодательные акты, регламентирующие его работу. Современные проблемы, стоящие перед профсоюзами; основные формы проявления.

реферат [26,3 K], добавлен 24.07.2010

История возникновения профсоюзов в России. Профсоюзные организации – обязательный субъект регулирования социально-трудовых отношений. Полномочия профсоюзов согласно законодательству Российской Федерации. Факторы, влияющие на численность членов профсоюза.

реферат [21,1 K], добавлен 31.10.2013

Предпосылки формирования профсоюзного движения в мире, его специфические черты и закономерности. Зарождение и развитие профсоюзного движения в Англии, Германии и Франции (XIX – начало XX веков), первые шаги и особенности его становления в Америке.

контрольная работа [19,0 K], добавлен 11.05.2010

Вопрос поддержки российскими профсоюзами акций иностранных профсоюзов транснациональных компаний или участие в согласованных акциях. Роль современных профсоюзов в институционализации трудовых конфликтов. Льготы, гарантии и компенсации при работе.

реферат [27,6 K], добавлен 18.12.2012

Из истории профсоюзов. Молодежь и профсоюзы. Современные профсоюзные работники и профсоюзные органы. Становление системы социального партнерства как социального института. Российские профсоюзы сегодня. Практика работы профсоюзов советского образца.

Читайте также:
Преступная мотивация: что это такое, описание и особенности

контрольная работа [29,2 K], добавлен 21.09.2010

Понятие и функции профсоюза. История профсоюзного движения и отношения к нему общества в мире и в современной России. Социологическое исследование роли профсоюза компании “Каргопольские РЭС”. Проблемы взаимодействия профсоюзной организации и сотрудников.

дипломная работа [1,2 M], добавлен 17.06.2017

Как создать независимый профсоюз и не наделать ошибок.

Для любого коллектива трудящихся очень важно быть организованным. Работники, имеющие на предприятии свою организацию, способны изменить баланс сил в свою пользу и завоевать для себя более достойное положение. Такой структурной единицей является независимый профсоюз. Процесс построения профсоюза очень непростой. Он требует серьёзного отношения, тщательной подготовки и знаний, а ошибки, допущенные на первых стадиях, могут стать причиной большого количества проблем.

Профсоюз – это сами люди.

Сила и возможности профсоюза зависят от участия работников в его деятельности и принятии решений. Основная задача при создании профсоюза – вовлечь в его работу как можно больше людей, обучить их. Все начинается с инициативной группы товарищей, желающих сообща и регулярно этим заниматься.

Не заниматься кустарщиной, установить контакты и пользоваться консультациями опытных профсоюзных активистов, пройти обучение.

Прежде чем приступить к созданию профсоюзной организации на рабочем месте, надо изучить информацию о независимых профсоюзах и выйти с ними на связь с помощью сети Интернет. Инициативной группе перед началом действий очень важно пройти подготовку и обучение. Это залог успеха.

Быть готовым к жесткому противостоянию.

Создавая независимый профсоюз, каждый работник должен понимать, что ему придется столкнуться с жесточайшим давлением и противодействием. Профсоюз дает нам силу на рабочем месте, а значит, ограничивает наших боссов. Для собственника профсоюз – это настоящая проблема, это препятствие для произвола, невозможность выкачивать из работников столько прибыли, как раньше. Если профсоюз независим от администрации, его обязательно постараются уничтожить всеми доступными средствами. Этого не надо бояться, к этому надо быть заранее готовым и продумать эффективные методы коллективной самозащиты. Только в этом случае появляется возможность выстоять и укрепить свое положение.

Не пытаться решать проблемы других людей без их участия.

Частая ошибка начинающих профсоюзников – попытка решать проблемы других людей без их активного участия. Она подрывает саму суть профсоюзной идеи. Сила профсоюза, его способность решать спорные вопросы как раз и заключается в коллективном участии. Когда люди не готовы действовать вместе с профсоюзом, профсоюз ничего в реальности не сможет, и попытки «защитить людей» в конечном итоге приводят к неудаче. Даже небольшие победы таким путем сформируют у людей лишь пассивность, надежду на то, что кто-то решит все проблемы без их участия. Очень важно всегда помнить: профсоюз не защищает работников, профсоюз – это сами работники, которые объединяются для коллективного отстаивания своих прав и интересов.

Не стоит верить начальству на слово.

Важно запомнить: они нам не друзья. Работники для капиталиста- это «расходный материал» для получения максимальной прибыли. Если этой прибыли угрожают попытки работников защищать свои права и интересы, администрация без проблем пойдет на подлость, ложь, обман или подлог. Не «входите в их положение», не доверяйтесь их обещаниям, всегда старайтесь проверять и подстраховываться, всегда требуйте документального подтверждения их слов. Настоящие договоренности с работниками возможны только тогда, когда эти договоренности опираются на организованную силу трудящихся людей, в противном случае это всегда фарс.

Не надо надеяться на «силу закона».

Вера в волшебную силу закона – очень опасная иллюзия, погубившая многих работников и некоторые профсоюзные организации. На самом деле любой закон – это всего лишь бумажка, если он не опирается на силу, способную заставить его выполнять. Сами по себе слова на бумаге еще не дают вам на практике никаких прав, полномочий и сил, если вы слабы и беспомощны перед лицом хозяев и начальников. Не думайте, что чиновники органов современного капиталистического государства будут искренне и активно защищать ваши, пусть даже законные, права. Мощь владельцев предприятий в деньгах и связях. Сила работников не на бумаге, а в массовой организации и коллективных действиях. Наш труд создает все блага, и без них не может жить ни один бизнес, ни одно общество. Создать профсоюз – это не значит написать формальный протокол о его учреждении, создать профсоюз – значит построить организацию работников, способную в случае конфликта «перекрыть кислород» на предприятии. Только у такой организации появляются настоящие права и возможности, только с такой организацией считаются и ведут настоящие переговоры.

Читайте также:
Односторонняя сделка: что это такое, описание и особенности

Не уведомляйте работодателя о профсоюзе до тех пор, пока не сформируется организация, способная противостоять давлению начальства.

Пока не сформировалась профсоюзная организация, имеющая силу, чтобы требовать у собственника и начальства уважения к своим правам и интересам, какой смысл официально уведомлять их о ее создании? Пока у нас нет реальных сил, формальный статус профсоюза нам ничего не даст, а вот давление и репрессии принесёт обязательно. Пока профсоюз мал и слаб, он наиболее уязвим. На этой стадии его проще всего уничтожить. Преждевременное уведомление о создании профсоюза почти всегда приводит к его уничтожению. Заниматься выстраиванием организации, поиском и привлечением людей на первом этапе надо максимально аккуратно. Для публичной агитации и раздачи материалов на проходных привлекать товарищей, не работающих на данном предприятии.

Не стоит вступать в конфликт, если у вас не хватает сил для победы.

Цель профсоюза – побеждать и развиваться, а не героически погибнуть. Все действия надо тщательно планировать, исследовать силы и возможности собственника предприятия, адекватно оценивать свои ресурсы. Если для победоносной профсоюзной кампании явно недостаточно сил, значит надо не лезть на рожон, а сконцентрироваться на работе в коллективе по усилению профсоюза, чтобы недоступная сегодня цель стала реальной завтра.

Профсоюзы: понятия, основные права и функции

Профессиональный союз (профсоюз) – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Нормативно-правовую основу деятельности профсоюзов в РФсоставляют Конституция, КЗоТ, ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96 № 10 – ФЗ, указы президента.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций –защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных, непосредственно связанных с ним отношений.

Основные черты профсоюзов:

1) являются разновидностью общественных объединений;

2) создаются гражданами на добровольных началах;

3) создаются на основе осуществления совместной производственной, профессиональной деятельности;

4) действуют на основе соответствующего законодательства;

5) создаются по отраслевому, территориальному или иному признаку;

6) создаются в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов своих членов.

Основные права профсоюзов:

1) на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов;

2) на содействие занятости;

3) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;

4) на участие в урегулировании коллективных трудовых споров;

5) на информацию;

6) на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров;

Читайте также:
Полное товарищество: что это такое, описание и особенности

7) на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде;

8) в области охраны труда и окружающей природной среды;

9) на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества;

10) на социальную защиту работников;

11) на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.

Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст. 2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

У современных профсоюзов сохраняются следующие основные функции:

– организационная (к ней можно отнести осуществление социального партнерства, колдоговорного процесса, проведение акций и т. д.);

регуляция социально-трудовых отношений (в области оплаты труда, организации труда, обеспечения безопасных условий, обеспечение своевременности и в полном объеме выплаты заработной платы, стипендий, ограничение заключений срочных трудовых договоров, участие в аттестации кадров, т. д.);

-защитная. Ее легче всего проследить в случае конфликта работника с администрацией. Профсоюз участвует в разрешении конфликта вплоть до представления интересов работника в суде. Профсоюз может помочь своему члену финансово (материальная помощь), путем предоставления льгот (льготный кредит, льготная путевка на отдых, в оздоровительный лагерь для ребенка);

-представительская (профсоюзам законодательно предоставлено право выступать от имени и по поручению трудовых коллективов, целых отраслей, во взаимодействии с органами государственной и исполнительной власти, объединениями работодателей);

-контрольная (которая особенно нелюбима работодателями) Профсоюз контролирует вопросы охраны труда, исполнение трудовых прав работников;

Читайте также:
Официальное издание: что это такое, описание и особенности

-информационная. В период, когда время от времени принимаются законы и решения, ущемляющие права и гарантии трудящихся, а информация о них или не поступает, или же она рассказывает о великих «преимуществах» этих решений, профсоюзы зачастую являются единственным источником своевременной и достоверной информации.

Федерация независимых профсоюзов России

23 марта 1990 г.

Федерация независимых профсоюзов России (краткое название — ФНПР) — российская общественная организация, объединяющая большинство крупных российских профессиональных союзов.

Содержание

Краткая история

В период перестройки, 23 марта 1990 года состоялся первый учредительный съезд республиканских профсоюзов РСФСР, который провозгласил независимость от Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) и от отказ от идей марксизма-ленинизма, с созданием «Федерации независимых профсоюзов России» (ФНПР).

В 1991 году, после распада СССР, (ВЦСПС) был распущен, имущество изъято. Роль его преемника досталась «Федерации независимых профсоюзов России» (ФНПР).

По состоянию на 2012 год ФНПР — самое крупное общественное объединение России [источник не указан 52 дня] , в которое входит 49 общероссийских отраслевых профсоюзов. В различных регионах России (республиках, краях, областях) действуют 79 территориальных объединений организаций профсоюзов, наряду с отраслевыми профсоюзами являющихся членскими организациями ФНПР. В целом в организациях, входящих в систему ФНПР, состоит около 39 млн человек [1] , это составляет примерно 95 % всех членов профсоюзов в России.

Деятельность

Представители ФНПР участвуют в разработке проектов федеральных и региональных законов, касающихся социально-трудовой сферы, соблюдения прав профсоюзов и трудящихся. ФНПР активно влияет на процесс совершенствования российского законодательства вообще и трудового законодательства в частности. Одним из наиболее значительных эпизодов этой работы стало принятие и совершенствование Трудового кодекса РФ.

Правовые службы ФНПР и её членских организаций постоянно участвуют в судебных заседаниях, разрешающих трудовые споры и конфликты. Ежегодно, при участии профсоюзных юристов, рассматривается 14-15 тысяч подобных дел, при этом в более чем 90 % случаев решения выносятся в пользу работников.

В Государственной Думе РФ действует межфракционная депутатская группа «Солидарность» [уточнить] .

ФНПР играет существенную роль в деятельности профсоюзной стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений: из 30 мест профсоюзной стороны ей принадлежат 24, координатором профсоюзной стороны комиссии избран председатель ФНПР Михаил Шмаков. В рамках работы комиссии регулярно заключаются генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

Деятельность Федерации независимых профсоюзов России подробно освещается в газете «Солидарность».

С мая 2011 ФНПР вошла в состав созданного по инициативе Владимира Путина Общероссийского народного фронта (ОНФ).

Кампании

Наиболее крупные выступления российских трудящихся под эгидой ФНПР:

  • Общероссийская акция протеста в октябре 1994 года с требованиями ликвидации задолженности по зарплате и усиления социальной направленности реформирования экономики.
  • Всероссийская акция протеста осенью 1998 года «Нет — губительным экономическим реформам!»
  • Всероссийская акция профсоюзов в ноябре 2001 года «За трудовые права и социальные гарантии».
  • Всероссийская акция протеста в июне 2004 года «Нет — наступлению на социальные права и интересы трудящихся и населения».
  • Весной 2007 года прошли три этапа коллективных действий ФНПР под общим лозунгом «За соблюдение прав трудящихся! За достойную жизнь!». В поддержку требований ФНПР был проведен сбор миллионов подписей в трудовых коллективах.
  • С 2008 года ФНПР активно включилась в глобальную международную кампанию: Всемирный день действий «За достойный труд!» 7 октября.
  • С весны 2010 года ФНПР проводит кампанию «МРОТ — по закону!». Профсоюзы готовят поправки в Трудовой Кодекс, уточняющие понятие минимального размера оплаты труда.

Международные связи

Является членом Всеобщей конфедерации профсоюзов [значимость факта?] , её президентом является Михаил Шмаков.

Читайте также:
Негласное товарищество: что это такое, описание и особенности

Активно сотрудничает с Международной организацией труда. Председатель ФНПР является членом её административного совета. Поддерживает отношения с профцентрами более 100 стран, является членом Международной конфедерации профсоюзов, входит в состав Всеевропейского регионального совета Международной конфедерации профсоюзов, президентом совета избран председатель ФНПР Михаил Шмаков.

Гарантии и принцип независимости судей. Что означает и как обеспечивается принцип независимости судей?

Независимость судей выступает важнейшим признаком системы. Она отражена во многих нормативных актах, главным из которых выступает Конституция. Что означает принцип независимости судей? Узнаем об этом далее.

Определение

Независимость судей – это, по сути, следование только нормам Конституции и ФЗ. При осуществлении своей деятельности судьи неподотчетны никому. Независимость судей следует понимать как исключение любого влияния на них со стороны иных лиц и организаций в ходе рассмотрения конкретных дел.

Принцип независимости судей и подчинение их только закону предполагает формирование таких условий для выполнения ими своих функций, при которых они были бы в состоянии принимать свои решения согласно Конституции и федерального законодательства (ФЗ), руководствуясь при этом внутренними убеждениями. В ходе разбирательства их мнение не связано с точкой зрения участников процесса. Независимость судей обеспечивается ограждением от какого-либо влияния, давления со стороны. При соблюдении этих условий можно говорить о реальной самостоятельности всей ветви власти, в которой задействованы эти должностные лица.

Ответственность

В случае установления несоответствия акта госоргана или иной инстанции закону суд выносит решение, основываясь на нормах права. Несоблюдение данного предписания является серьезным процессуальным нарушением. Оно влечет за собой отмену решения. Конституционный принцип независимости судей и подчинение их только закону налагает на них обязательство пресекать любые вмешательства в разрешение дел. Вместе с этим, народным заседателям, избираемым впервые, необходимо разъяснять основные задачи, цели и понятия, специфику исполнения обязанностей, требования. В противном случае сложно обеспечить рассмотрение дел согласно нормам права.

Современные реалии

Суд включен в число таких инстанций, решения которых, так или иначе, находятся в сфере функционирования иных госорганов, должностных лиц на различном уровне, граждан, в той либо иной степени заинтересованных в исходе рассмотрения конкретных дел. В этой связи отмечается и выработанное многолетней практикой многообразие способов и методов влияния на уполномоченные на разбирательство организации. Среди приемов воздействия можно отметить попытки подкупа, угрозы физической расправы. И чем дальше, тем изощреннее они становятся.

Гарантии независимости судей

Их разработке и реализации на практике уделяется особое внимание. Работа в данном направлении проводится достаточно давно. Сдвиг в этом вопросе связан с принятием Закона, регламентирующего статус судей. Однако формированием условий, которые исключают угрозу воздействия извне, поставленная задача не решается полностью. Кроме этого, существует вероятность влияния на одних судей со стороны других или председательствующего. Именно поэтому нормы призваны решить эту двуединую проблему. В частности, процессуальный кодекс предписывает выносить решения в специальной комнате. В ходе обсуждения в нее не допускается никто посторонний, и могут находиться судьи, участвующие в рассмотрении конкретного дела. Для исключения влияния на решение председательствующего он голосует последним. И к присяжным, и к народным заседателям так же, как и к профессиональным судьям, относится правило тайны совещания. Это значит, что должностным лицам, обсуждающим и выносящим решение, запрещается разглашать мнения, высказанные в ходе принятия постановления. Исполнение этого требования обеспечивается тем, что при нарушении тайны совещания вынесенный акт будет отменен.

Требования

Принцип независимости судей не выступает в качестве какого-либо лозунга или призыва. Это нормативное предписание, посредством которого реализуются поставленные задачи. Данное положение подкрепляют гарантии независимости судей, выраженные, кроме прочего, в установлении определенных требований к статусу. В частности, к ним относят:

  • присягу;
  • требования к кандидатам и судьям, порядок назначения;
  • право на отставку;
  • процедура отправления правосудия по установленному в законе порядку;
  • запрет вмешательства в деятельность с чьей-либо стороны;
  • неприкосновенность;
  • установленный порядок прекращения либо приостановления полномочий;
  • система органов сообщества судей;
  • предоставление защиты должностным лицам, родственникам, сохранности имущества по соответствующему заявлению;
  • право на ношение и хранение служебного оружия;
  • предоставление за счет государства социального и материального обеспечения в соответствии с высоким статусом.
Читайте также:
Полный товарищ: что это такое, описание и особенности

В Конституции закреплено положение о разделении властей. На нем также основывается принцип независимости судей. В соответствии с положением эта ветвь власти действует самостоятельно, отдельно от других.

Требования к кандидатам

Посредством их исполнения также реализуется принцип независимости судей. Кандидаты на должность должны:

  • быть гражданами РФ;
  • достичь 25 лет;
  • иметь высшее образование (юридическое);
  • не совершать поступков, порочащих их;
  • иметь стаж работы в юридической сфере не меньше пяти лет;
  • сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию судебной коллегии.

Возрастные ограничения

Принцип независимости судей реализуется и в определенных требованиях к возрасту должностного лица. В вышестоящей инстанции может работать гражданин, достигший 30 лет, в ВС или ВАС – 35. В последнем случае стаж работы в юридической сфере – не меньше 10 лет. В Конституционном суде может работать гражданин с сорока лет. При этом его стаж должен быть не меньше 15 лет. Пределом возраста для пребывания в качестве судьи считается 70 лет. Для уставных (конституционных) инстанций субъектов РФ может устанавливаться своя верхняя граница.

Срок полномочий

В соответствии с общим правилом, период пребывания в должности для судьи не имеет ограничений. Однако данное положение предусматривает два исключения. Так, Мировой судья избирается на 5 лет населением того округа, на который распространяется его юрисдикция. Должностные лица городских (районных), окружных (гарнизонных, флотских) военных инстанций назначаются на три года. По окончании данного периода они могут назначаться на неограниченный срок.

Права

В случае нарушения принципов независимости и неприкосновенности, при угрозе физической расправы с судьей или членами его семьи, посягательстве на имущество председатели арбитражных инстанций и общей юрисдикции должны принять соответствующие меры. Они предусмотрены в ФЗ №45. По его положениям государство гарантирует защиту судей. Председатели обязаны информировать соответствующие инстанции, а также ВС, ВАС РФ об указанных обстоятельствах.

Надзорная деятельность

Принцип независимости судей, как выше было сказано, предусматривает исключение любого вмешательства. Однако это предписание не распространяется на проверки госорганов, не затрагивающих существа принимаемых решений. Так, например, налоговые службы могут проконтролировать правильность начисления госпошлин и полноту поступления средств в бюджет. Это необходимо для предотвращения разного рода ошибок.

В заключение

Принцип независимости судей, закрепленный в Конституции, служит для реализации законности, беспристрастному и объективному исполнению задач правосудия. Тем не менее вся система в целом имеет и существенные недостатки. В частности, это касается статуса судей. Должностные лица неподотчетны никому, а это значит, что вся ответственность за принимаемые решения лежит на их совести. Некоторые судьи в большей степени руководствуются собственными убеждениями, чем буквой закона. Это, в свою очередь, создает предпосылки к снижению авторитета власти и свидетельствует об отсутствии объективности в принятии решений. Эта проблема достаточно часто поднималась на разных уровнях, в том числе и в Федеральном собрании. Однако на практике зачастую положение остается именно таким.

Читайте также:
Ответственное хранение: что это такое, описание и особенности

17. Принцип независимости судей

17. Принцип независимости судей

Принцип независимости судей закреплен в ст. 120 Конституции РФ. Это конституционное положение нашло отражение в таких законах, как закон «О судебной системе РФ» (ст. 5), закон «О судоустройстве РСФСР» (ст. 12), закон «Об арбитражных судах в РФ» (ст. 6). В ст. 1 закона «О статусе судей в РФ» указано: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны». Присяжные, народные арбитражные заседатели при осуществлении правосудия также независимы и подчиняются только закону, пользуясь всеми правами судьи. Независимость судей является проявлением самостоятельности судебной власти, ее отделенности от власти исполнительной и законодательной. Независимость судей заключается в том, что исключается любое воздействие на них со стороны других лиц и организаций при разрешении ими конкретных уголовных, гражданских и арбитражных дел. При рассмотрении дела суд руководствуется не мнениями участников процесса, а законом, принимает решения по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела, анализе всех представленных доказательств.

Только независимый и беспристрастный суд может справедливо рассмотреть уголовное, гражданское, арбитражное дело, вынести по нему законное и обоснованное решение, приговор. Гарантией независимости является установленный законом порядок отбора кандидатов на должность судьи.

Согласно закону «О статусе судей РФ», независимость судей обеспечивается:

1) наличием особой процедуры осуществления правосудия;

2) установлением запрета под угрозой ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;

3) установлением порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;

4) правом судьи на отставку;

5) неприкосновенностью судьи;

6) системой органов судейского сообщества;

7) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения;

8) наличием особой защиты государством судей, членов их семей и имущества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Статья 18. Гарантии независимости адвоката

Статья 18. Гарантии независимости адвоката 1. Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются.2. Адвокат не может быть привлечен к какой-либо

37. Принцип независимости прокурорского надзора

37. Принцип независимости прокурорского надзора В осуществлении надзорной деятельности каждый прокурор независим от каких бы то ни было органов, учреждений, организаций и общественных объединений. Он действует строго в соответствии с законами и руководствуется помимо

§ 3. Классификация факторов, влияющих на реализацию принципа независимости суда

§ 3. Классификация факторов, влияющих на реализацию принципа независимости суда Становление независимого суда, как свидетельствует история многих стран, является длительным и сложным процессом. Будучи частью государственно организованного общества, этот процесс не

§ 1. Правовые основы самостоятельности судебной власти и независимости судей

§ 1. Правовые основы самостоятельности судебной власти и независимости судей Конституционные и законодательные нормы закрепляют статус судов как органов, представляющих самостоятельную ветвь государственной власти. Как отмечалось в § 1 гл. 1, система судов

Глава IV. ЛИЧНОСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СУДЕЙСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Глава IV. ЛИЧНОСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СУДЕЙСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ Важность законодательных и управленческих факторов, влияющих на степень реализации принципа независимости судьи, не противоречит тому очевидному факту, что независимое принятие решения

§ 3. Принцип справедливості (індивідуалізації) відповідальності та принцип економії кримінальної репресії

§ 3. Принцип справедливості (індивідуалізації) відповідальності та принцип економії кримінальної репресії Цей принцип означає, що покарання, яке застосовує суд до особи злочинця, має бути у межах закону, конкретним та індивідуальним з урахуванням тяжкості вчиненого

Читайте также:
Правовой стимул: что это такое, описание и особенности

3.4. Обеспечение самостоятельности судов и независимости судей органами судейского сообщества

3.4. Обеспечение самостоятельности судов и независимости судей органами судейского сообщества Органы судейского сообщества созданы как институт обеспечения независимости судей. В их деятельности реализуются общеправовые принципы судебной власти – ее

Статья 13. Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 13. Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным

52. Гарантии независимости судей, приостановление и прекращение их полномочий

52. Гарантии независимости судей, приостановление и прекращение их полномочий Независимость судей является важнейшим элементом их правового статуса и одним из конституционных принципов правосудия. Положение, содержащееся в ст. 120 Конституции РФ и гласящее, что судьи

8. Принцип назначаемости судей на должность

8. Принцип назначаемости судей на должность Конституция РФ в ст. 128 указывает, что судебный корпус в стране формируется путем назначения гражданина на должность судьи. Назначение на высшие судебные должности в законном порядке: Совет Федерации Федерального Собрания РФ

102. Декларация независимости США

102. Декларация независимости США Американская революция обладает особенностями, отличающими ее от европейских буржуазных революций: 1) она произошла на территории, фактически не знавшей феодализма как общественно-экономической формации, а следовательно, не знала

«Декларация независимости»

«Декларация независимости» Принятие Вторым Континентальным конгрессом «Декларации независимости» стало не только поворотным пунктом в войне за независимость и в процессе общего объединения штатов. «Декларация независимости» стала основополагающим документом, с

Провозглашение независимости. Конституционная монархия

Провозглашение независимости. Конституционная монархия Предпосылки национального стремления к независимости в Бразилии к началу XIX в. были несравненно слабее, чем в испанских колониях. Недовольство финансовой политикой метрополии, особенно в отношении золотодобычи

Независимость судей

Основой правосудия является независимость судей. И каждый вправе рассчитывать, что его дело будет рассмотрено объективно и справедливо. Порядочность, непредвзятость, отсутствие корысти и личной заинтересованности вершителей дел и споров не должна вызывать сомнений.

Согласно Конституции РФ все судьи независимы и могут подчиняться только Конституции РФ и законодательству РФ (при реализации правосудия). При этом они никому не подотчетны. Гарантиям независимости в в законодательстве РФ уделяется значительное внимание. Так в чем же заключается этот принцип и как обеспечивается? Обо всем этом информация ниже.

Что такое независимость судей

Независимость судей основывается на следующих принципах:

  • судья самостоятельно выносит решение исходя из представленных доказательств по гражданскому делу, на основе всестороннего их исследования и оценки, в том числе доводов сторон, иных полученных сведений при реализации прав и обязанностей лиц, участвующих в деле. Никто не может воздействовать на судью;
  • из всех государственных служащих судья — единственный, который не обязан кому-либо отчитываться или подчиняться. Даже непосредственный руководитель — председатель суда — не вправе вмешиваться в решение исхода дела;
  • не допускается вмешательство в деятельность судьи. Любое вмешательство расценивается как противоправное. И предусматривает ответственность, включая уголовную;
  • при рассмотрении дела коллегией (состав суда) — все судьи равны;
  • принимая решение, суд руководствуется федеральным законодательством, совестью и своими убеждениями;
  • неприкосновенность судьи;
  • установленный порядок прекращения (приостановления) полномочий судьи;
  • право на отставку;
  • защита судьи и его имущества;
  • материальное и социальное обеспечение за государственный счет.

Кроме этого, независимость зависит от их моральных и профессиональных качеств. Исходя из этого, одной из гарантий независимости является определенный законом порядок отбора граждан на должность судьи, формирующий независимый и справедливый судейский корпус. При сомнениях в его объективности, стороны могут заявить об отводе судьи. Независимость гарантируется бессменностью суда, то есть не допускается перевод на другое рабочее место без его согласия.

Читайте также:
Полное товарищество: что это такое, описание и особенности

Политическая и материальная независимость судей

Политическую независимость судей обеспечивает:

  • разделение властей, которое заключается в самостоятельности судебной власти, отделении ее от власти законодательной и исполнительной;
  • свобода средств массовой информации;
  • демократическое общественное и государственное устройство;
  • законодательный запрет судьям вступать в партии и движения, быть депутатами и заниматься любой политической деятельностью.

Материальная независимость заключается в создании необходимых условий для судебной деятельности, ее организационному и кадровому обеспечению, осуществляемому органами судебной системы РФ, а в частности аппаратом Верховного Суда РФ, Конституционным Судом РФ и тому подобное.

Порядок финансирования судов как гарантия независимости

Федеральное законодательство определяет материальные гарантии независимости относительно конкретного судьи отдельно:

  • Оклад судьи составляет более 80% оклада председателя суда; заработная плата, оплата труда включает оклад, доплату за выслугу лет и квалификационный класс, за ученую степень, поощрения, ежеквартальное поощрение. Они не подлежат уменьшению.
  • Ежегодные оплачиваемые отпуска длительностью 30 рабочих дней без учета времени на дорогу к месту отдыха и обратно, а также дополнительные оплачиваемые отпуска.
  • Возмещение стоимости проезда в обе стороны.
  • После получения судьей полномочий местная администрация предоставляет вне очереди жилье по месту расположения суда. Такое жилье в течение 10 лет работы передается в собственность судьи бесплатно. Есть беспроцентная ссуда за счет федерального бюджета на приобретение либо строительство жилья. Такая норма закона распространяется на отставных судей со стажем более 20 лет и судей, получивших инвалидность по время осуществления судебных полномочий, которые переехали в другую местность.
  • Компенсируются расходы на найм жилья.
  • Внеочередное обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях за счет местного бюджета.
  • Предоставление бесплатного медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения, лекарственных средств за счет федерального бюджета.
  • В случае смерти семье выплачивается единовременное пособие из расчета месячной зарплаты за каждый год его работы, но не менее годовой заработной платы.
  • Бесплатное пользование общественным транспортом.
  • Бронирование и внеочередное получение мест в гостинице, покупка билетов на любые виды транспорта.
  • Обязательное государственное страхование за счет федерального бюджета.
  • Возмещение причиненного ущерба имуществу судьи, в связи с осуществлением служебных полномочий.
  • Уход в отставку при наличии определенного стажа и достижения возраста дает право на ежемесячное пожизненное содержание.

Правовая независимость судей

Кроме вышеупомянутых принципов, правовая независимость заключается в возможности привлечения судьи к ответственности.

Привлечение к административной ответственности осуществляется установленной законом коллегией судей, по представлению Генерального прокурора РФ.

Уголовное производство возбуждается исключительно Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии судей о присутствии в действиях судьи признаков преступления. При этом необходимо согласие соответствующей квалификационной комиссии судей.

Следственно-процессуальные действия, касающиеся судьи, в отношении которого не возбуждалось уголовное дело, возможны исключительно на основании решения вышестоящего суда.

Судебная коллегия такого суда принимает решение об избрании меры пресечения в отношении судьи. Составы коллегий судей, уполномоченных принимать такие решения, каждый год утверждаются квалификационной коллегией судей субъекта РФ либо Высшей коллегией судей РФ.

Независимость судей и предоставление гарантий со стороны государства имеют целью исключить материальную заинтересованность судьи в разрешении дела, а возможность сторон заявить отвод, пройти стадии апелляционного и кассационного обжалования, подать надзорную жалобу, принести частную жалобу способствуют объективному рассмотрению дела.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: