Норма выработки: что это такое, описание и особенности

Единые нормы выработки

  • Какие КБК использовать для уплаты НДФЛ
  • Обзор законодательства за период с 13 по 19 декабря
  • Сроки выплаты зарплаты
  • Как прекратить деятельность ИП на патенте
  • Что входит в обязанности копирайтера

Что это такое

Условимся: норма времени — это Нвр, норма выработки — это Нвыр. Нормативы определяются отраслевыми приказами.

Сейчас существуют 18 действующих документов Нвыр для:

  • геодезических и топографических работ;
  • механизированных полевых работ в сельском хозяйстве;
  • процессов полиграфического производства.

Нвр значительно больше (от переработки шишек до программирования или посещения пациента врачом). Большинство документов датируются 1980-2000 годами, наиболее свежие выпущены Минздравом (2016 год) и ОАО «РЖД» (2014 год).

Как рассчитать

Даже те единые нормы выработки, которые приняты приказами, являются рекомендательными. Их вправе (но не обязаны) применять организации любых форм собственности. Нормативы детализируют и классифицируют операции по уровню сложности и объему в единицу времени. Нормы бывают часовыми, дневными, месячными, годовыми. Рассчитываются как на одного работника, так и на группу (бригаду, цех).

В сельском хозяйстве

При расчете учитывают:

  • время года;
  • тип работы (ручная или механизированная);
  • время, затраченное на подготовительный этап;
  • климатические особенности местности;
  • состояние посадочного (убираемого) материала;
  • тип дорог, по которым осуществляется доставка грузов машинами;
  • продолжительность смены;
  • и т. п.

Вычисляют нормы при помощи фото- и видеоаппаратуры: фиксируют и изучают весь рабочий день определенного работника (бригады).

В пищевой промышленности

Учитывается время, потраченное на:

  • организацию рабочего места;
  • изготовление одной порции (штуки) по отношению к норме (коэффициент трудоемкости);
  • предварительную подготовку продуктов (мытье, чистка);
  • отдых.

Также в формулу включается продолжительность рабочей смены.

Рассмотрим подробнее, что такое коэффициент трудоемкости. Это отношение временных норм на приготовление блюда ко времени, затраченному на приготовление блюда, принятого за единицу трудоемкости (условного блюда).

Например, если на приготовление тратят 100 с, коэффициент принимается за 1.

Нвр в таком случае рассчитывают на основе фотохронометража или хронометража.

Для уборщиков производственных помещений на предприятиях

Здесь принимается во внимание:

  • подготовка к процессу уборки;
  • тип работы и ее повторяемость;
  • тип производственного помещения;
  • покрытие пола;
  • площадь объекта уборки;
  • время на личные нужды;
  • продолжительность рабочего дня.

Примеры расчета

Рассчитаем норму выработки при разных условиях, руководствуясь формулой:

Если известна Нвр, то формула нормы выработки следующая: надо единицу времени разделить на Нвр.

Для расчета Нвыр часовой: 60 минут разделим на Нвр (за сколько времени получится изготовить 1 штуку продукции или выполнить 1 операцию).

Как использовать коэффициенты

В расчетах применяются различные коэффициенты.

Так, коэффициент выполнения норм выработки показывает, справляется ли работник с заданными нормативами (тогда коэф. = 1), перевыполняет (коэф. > 1) или выполняет их не до конца (коэф. статья 254 ТК РФ ).

Пример расчета

Поправочный коэффициент к Нвр, учитывающий сложность работы, для операции по набору текста с рукописи составляет 1,1; по набору на иностранных языках — 1,3.

Применить коэффициент выполнения получится и к нормативу по выработке, тогда он окажется в знаменателе.

Нвыр наборщика в час — 1610 знаков, в случае набора с рукописи Нвыр разделим на поправочный коэф 1,1. Тогда Нвыр = 1610 / 1,1 = 1464 знака.

Если в тексте встречаются иностранные слова, то Нвыр = 1610 / 1,3 = 1238.

Нормирование труда и его методы

Нормирование труда даёт возможность устанавливать меру труда и давать оценку рациональности каждого элемента, а также определять, как наиболее эффективно их выполнять.

Нормирование труда – это вид деятельности, который связан с управлением трудом и производством, направленный на определение необходимых затрат и результатов труда, а также соответствия численности различных групп персонала и количеством имеющегося оборудования.

Нормирование труда даёт возможность устанавливать конкретную численность и профессионально-квалификационную структуру персонала, определять трудоёмкость прогнозируемого выпуска продукции и, что очень важно делать прогноз в отношении ожидаемых издержек производства.

В период циклического спада производства, преимущественно в момент вынужденной неполной занятости, востребованность нормирования труда несколько снижается. А вот в условиях экономического подъёма, в момент роста и сохранения высокого спроса на труд, когда повышается цена рабочей силы, значимость такого фактора, как нормирование труда значительно возрастает. На практике происходит так, что нормирование труда определяет нормативный уровень интенсивности труда на предприятии при использовании конкретной технологии и способе организации работ. Если задаётся уровень интенсивности труда, то автоматически задаётся и нормативный уровень производительности труда для каждого отдельного рабочего места, величина трудоёмкости единицы индивидуальных или коллективных работ.

Суть нормирования труда состоит в том, чтобы установить меру труда, иными словами, установить и обосновать нормы затрат рабочего времени на выполнение различных работ. Нормирование труда помогает установить трудоёмкость выпускаемой продукции, вычислить ожидаемые издержки производства, определить необходимую численность и профессионально-квалификационную структуру персонала предприятия.

Виды норм труда

В современном мире на предприятиях применяется система норм труда. Она призвана отражать различные стороны трудовой деятельности. Среди основных видов норм труда можно выделить:

  1. Нормы времени.
  2. Нормы выработки.
  3. Нормы обслуживания.
  4. Нормы численности.
  5. Нормы управляемости.
  6. Нормированные задачи.
Читайте также:
Обязательная аудиторская проверка: что это значит

Норма времени

Норма времени – это рабочее время, которое определено для выполнения одной единицы работы конкретной группой работников с учётом квалификации каждого звена и при определённых технических условиях.

Изменение нормы времени происходит в человеко-часах.

Н в р = Т п . з + Т о п + Т о . р . м . + Т о т . л . + Т п . т .

где Hвр – норма времени; Тп.з – время для подготовительно-заключительных работ; Топ – оперативное время; То.р.м – время, потраченное на обслуживание места работы; Тот.л – время, потраченное на личное потребности, запланированные перерывы и отдых; Тп.т – время технологических перерывов.

Классификация рабочего времени по определённым разновидностям выглядит следующим образом:

  • Подготовительно-заключительное время. Это то время, которое необходимо для подготовки к выполнению рабочего задания и на завершение последнего. Это время включает в себя затраты на ознакомление с чертежом, инструктаж мастера, сдача работы на контроль.

Замечание 2

Для большей партии деталей нужно меньше подготовительно-заключительного времени на каждую деталь.

  • Оперативное время. Это время, которое тратится непосредственно на выполнение технологической операции. Различают основное, или, технологическое, и вспомогательное, которое тратится на действия по обеспечению основной работы. Здесь имеется в виду установка заготовок, загрузка сырья, съём готовой продукции, смена режима на станке и т.п. Оперативное время бывает машинно-автоматическое, машинно-ручное и ручное.

Замечание 3

Более совершенное технологическое оборудование обеспечивает меньшее вспомогательное время.

  • Время обслуживания рабочего места. Это время, которое тратится на обслуживание рабочего оборудования на протяжении выполнения работ. Различают техническое и организационное время обслуживания рабочего места. Техническое основывается на выполнении конкретной рабочей задачи, а организационное связано с уходом за оборудованием на протяжении одной рабочей смены, вне зависимости от вида задания.

В состав рабочего времени также входит время регламентированных перерывов, которые включают в себя организационно-технологические перерывы и время на личные надобности и отдых. Вынужденные технологические перерывы обязательны, поскольку они обусловлены режимом работы оборудования. Время на личные потребности и отдых также предусмотрены в связи с правилами личной гигиены и сохранения нормальной работоспособности на протяжении всего рабочего времени. Иные перерывы, которые случают во время рабочего дня не нормированы и приносят потери.

Нормы времени относятся к нормам, которые детерминируют затраты труда, именно в этом заключается их функциональное значение.

Норма выработки

Норма выработки – это регламентированный объём работы или количество единиц продукции, который установлен для выполнения или изготовления в единицу времени одним работником или группой лиц соответствующей квалификации в определённых организационно-технических условиях.

Рассчитать нормы выработки можно с помощью частного от деления фонда времени на норму времени. Измерение данной величины происходит в натуральных единицах, представляя собой величину, которая обратно пропорциональна норме времени.

Н в ы р = Т с м Н в р

где Нвыр – норма выработки; Тсм – фонд времени; Нвр – норма времени.

Норма обслуживания – это количество производственных объектов или единиц оборудования, которое один сотрудник или группа сотрудников должны обслужить за установленное время в конкретных организационно-технических условиях.

Данные нормы применимы как для вспомогательных рабочих, так и для основных.

Нормы обслуживания

Нормы обслуживания – это нормы трудовой деятельности, работы по обеспечению рабочего состояния производственных объектов.

Н о = Т с м Т в р . о

Н о = Т с м Н в р . о * К д о п * n

где Но – норма обслуживания; Нвр.о – норма времени обслуживания; n – количество единиц работы, которые выполнены за определённый временной отрезок; Кдоп – коэффициент, который учитывает время на выполнение дополнительных действий, не учтённое в норме времени, в том числе время на отдых или для реализации личных потребностей.

Основная функция норм обслуживания заключается в упорядочении организационной структуры трудового процесса.

Нормы обслуживания подразделяются на нормы обслуживания для руководящих сотрудников, так называемые нормы управляемости, под которыми подразумевается численность работников и административных подразделений, управление которыми в конкретно организационно-технических условиях возлагаются на руководителя при условии обладания им соответствующей квалификации.

Нормы управляемости – это нормы труда, которые подразумевают управление работой определённого числа сотрудников.

Норма численности

Норма численности – это количество работников конкретного профессионального состава, которое нужно для выполнения конкретных функций, связанных с производственным и управленческим процессом.

Н ч = Q * Н в р . о Н с у

где Нч – норма численности; Q – все единицы обслуживания или весь объём выполняемых работ.

Нормированное задание

Нормированное задание – это установленные состав и объём работ, которые выполняются одним сотрудником или группой сотрудников за конкретный период времени.

Суть нормированного задания, подобно норме выработки, с помощью которого определяется необходимый результат деятельности работников. Он отличается от последнего лишь тем, что нормированное задание может устанавливаться в нормо-часах, нормо-рубля, а также в натуральных единицах.

При помощи нормы сложности труда устанавливается необходимая квалификация исполнителей.

Читайте также:
Табель о рангах: что это значит

Определить нормы сложности можно при помощи нормы оплаты труда в единицу времени, иными словами, тарифной ставкой. Норма тарифной зарплатоёмкости работ определяется посредством тарифной ставки и нормы трудоёмкости операции.

З = С * Н в р . о / 60

где З – расценка, руб./шт.; С – тарифная ставка (руб.); Нвр – норма трудоемкости операции (мин).

Норма выработки

Добавлено в закладки: 0

Что такое норма выработки? Описание и определение термина

Норма выработки – установленный объем работы (количество единиц производства), который рабочий или группа рабочих (в частности команда) соответствующей квалификации обязаны выполнить (чтобы сделать, транспортируйте, и т.д.) в единице рабочего времени в определенных организационных технических требованиях.

Норма выработки является производной размера нормы времени и определен подразделением рабочего времени исполнителей нормализованной работы в течение регистрационного периода (час, рабочий день, изменение, месяц) на норме времени.

Нормы работы и ценовой работы – нормирование работы рабочих выполнены с применением следующих типов норм работы: нормы времени, исполнительных стандартов, нормы числа, норм обслуживания, и также оцененных задач.

Норма времени является размером набора необходимого времени для производства единицы продукта (единица работы) один рабочий или группа рабочих определенной квалификации в соответствующих организационных технических требованиях.

Исполнительный стандарт является количеством набора единиц продуктов (объем работ), который рабочий или группа рабочих определенной квалификации должны сделать для единицы рабочего времени в соответствующих организационных технических требованиях.

Норма числа является числом набора рабочих соответствующей профессии и квалификации, которая установлена необходимая для исполнения необходимых рабочих задач (функции или объемы работ) в определенных организационных технических требованиях.

Норма обслуживания является количеством набора единиц средств производства, (оборудование, устройства, рабочие места, и т.д.), которому рабочий или группа рабочих определенной профессии и квалификации должны служить во время единицы рабочего времени в соответствующих организационных технических требованиях.

Номинальной задачей является объем набора работ, которые рабочий или группа рабочих должны выполнить во время изменения или для другой единицы рабочего времени.

Есть также стандартные нормы работы. Относитесь межотраслевой, отделение и профессиональные нормы работы им. Межотраслевые нормы работы имеют объединенный характер и развиты, приняв во внимание однородные организационные технические требования на предприятиях различных отделений. Нормы отделения работы являются нормами работы, установленной для особенности работ определенного отделения. Их развитие выполнено исследованиями на предприятиях определенной промышленности. Профессиональные нормы работы развиты для конкретных типов работ в стандартных организационных технических требованиях. Местные нормы работы являются нормами работы, развитой непосредственно на предприятии для работ, которые являются определенными для организации и на них нет никакого межотраслевого стандарта, отделение, профессиональные нормы работы.

Заказ введения, замены и пересмотра норм работы

Согласно Статье 160 Кодекса законов о труде норм Российской Федерации работы должны быть установлены согласно достигнутому уровню оборудования, технологии, организации производства и работы.

Введение, и также замена и пересмотр норм работы разобраны местными постановлениями организации (заказ, заказ, условие на нормировании, и т.д.) и принятие во внимание мнения о представительном органе рабочих (профсоюзная организация, совет трудового коллектива, и т.д.).

Нормы расходов работы могут быть установлены двумя методами: на основе подробного анализа, который выполнен на предприятии (в учреждении, организации), и дизайн оптимального трудового процесса (аналитический метод); или на основе статистических отчетов о развитии, расходах времени для выполнения работы в течение предыдущего периода или опытных оценок (полный метод).

Аналитический метод позволяет определять разумные нормы, какое введение способствует увеличению производительности труда и общей экономической эффективности производства.

Полный метод только меры фактические затраты работы и применен в исключительных случаях, нормируя чрезвычайную ситуацию или квалифицированные работы.

Нормы, развитые на основе аналитического метода, разумны, и нормы, установленные полным методом — квалифицированный и статистический.

Развитие разумных стандартных материалов выполнено одним из способов аналитического метода: аналитичный и исследование или аналитичный и урегулирование.

В аналитическом пути и исследовании способ нормировать неизбежные расходы рабочего времени определяет каждым элементом нормализованной операции на основе анализа данных, полученных в результате непосредственного наблюдения выполнения этой операции на рабочем месте, на котором организация труда соответствует принятым условиям.

В аналитическом пути и урегулировании способ затрат рабочего времени нормализованной операции определяют по стандартам времени для отдельных рабочих характеристик, развитых ранее на основе наблюдений времени или происхождения вычисления принятых способов оптимальной эксплуатации технологического оборудования.

Самым рациональным и предпочтительным способом дизайна стандартных материалов является аналитический путь и урегулирование путь, поскольку это является самым прекрасным и экономически эффективным.

Стандартные межотраслевые нормы работы одобрены Министерством труда России.

Типичный профессионал, отделение и другие нормы работы одобрены федеральным органом исполнительной власти при взаимодействии с Министерством труда России.

Стандартные нормы работы одобрены федеральным органом исполнительной власти согласно правилам подготовки инструкций федеральных органов исполнительной власти.

Пересмотр норм

Пересмотр стандартных норм работы в случаях, обеспеченных законодательством Российской Федерации, выполнен в заказе, установленном для их развития и заявления.

Читайте также:
Обстоятельства, отягчающие наказание: что это значит

Местные стандартные материалы развиты на отдельных типах работ, когда нет никаких соответствующих материалов межотраслевого и отраслевого стандарта. Местные стандартные материалы одобрены администрацией предприятия.

Нормы могут быть установлены что касается стабильных работ (постоянные нормы), и для развития их или тех типов работ в отсутствие стандартных материалов для нормирования работы (временные нормы) или на отдельных типах работ, у которых есть единственный характер (единственные или единственные нормы).

Срок действия временных норм, как правило, делает:

  • 3 месяца, если нормы развиты непосредственно на предприятии, в учреждении, организации;
  • не больше, чем 6 месяцев, если нормы развиты вышестоящей организацией;
  • не больше, чем один год, если нормы развиты министерством (отдел).

Единственные нормы установлены для отдельных работ, имеющих единственный характер (незапланированное, чрезвычайная ситуация, странные и другие рабочие места, которые не обеспечены технологией) и работа, в то время как эти работы выполнены, если для них временные или постоянные нормы не введены.

Нормы работы установлены:

  • на отдельной операции (операционная или дифференцированная норма);
  • связанная группа операций (интегрированные нормы);
  • для законченного комплекса работ (сложная норма).

Степень дифференцирования или интеграция норм определены особыми условиями организации производства и работы.

На материалах стандарта области применения для нормирования работы подразделены на межотраслевом, отделение (ведомственный, профессиональный) и местные.

Межотраслевые нормы

Межотраслевые нормы предназначают для нормирования работы над работами, выполненными на предприятиях (в учреждениях, организациях) два и больше отраслей экономики.

Отделение (ведомственный, профессиональный) нормы предназначает для нормирования работы над работами, выполненными на предприятиях (в учреждениях, организациях) одну отрасль экономики.

Местные нормы работы развиты на предприятиях (в учреждениях, организациях), когда нет никаких материалов межотраслевого и отраслевого стандарта, и также во время создания более прогрессивных организационных технических требований или их несоответствия по сравнению с продуманным, развиваясь операционных материалов отраслевого стандарта.

Стандартные нормы работы согласно Статье 161 Кодекса законов о труде Российской Федерации развиты и одобрены в заказе, установленном правительством Российской Федерации.

Резолюцией правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 № 804 “О Правилах развития и заявлении стандартных норм работы” это определено, что стандартные нормы работы развиты федеральным органом исполнительной власти, к которой назначенное управление, регулирование и координация деятельности в отделении (подсектор) экономики.

Стандартные материалы для нормирования работы формируют основу для вычисления разумных норм расходов работы и должны ответить следующим главным требованиям:

  • соответствовать современному уровню оборудования и технологии, организации производства и работы;
  • рассматривать влияние технических и технологических, организационных, экономических и психофизиологических факторов в максимальной степени;
  • обеспечить высокое качество установленных норм работы, оптимального уровня напряженности (интенсивность) работы;
  • соответствовать необходимому уровню точности;
  • быть удобным для вычисления расходов работы для них на предприятиях (в учреждении, организации) и определения трудозатрат работ;
  • чтобы обеспечить возможность используют их в автоматизированных системах и личных электронно-вычислительных машинах для сбора данных и обработки, развития норм работы.

Для обеспечения эффективного введения и развития стандартных материалов и норм, развитых на их основе, на предприятиях в учреждениях и организациях, проводящих следующие мероприятия, рекомендуется:

  • проверка организационной и технической готовности мест производства и рабочих мест работать над новыми нормами (насколько организационные технические требования выполнения работы соответствуют условиям, обеспеченным новыми нормами времени);
  • планирование и реализация в краткие сроки организационных и технических действий для устранения показанных недостатков организации труда и производства, и также на улучшении условий труда;
  • знакомство с новыми нормами времени вся работа, которая будет работать над ними в терминах согласно действующему законодательству.

Ознакомление с новыми нормами

Знакомство с новыми нормами должно сопровождаться, выполняя массовую объяснительную работу, работу инструктирования, и в необходимых случаях и обучении в их работе в новых организационных технических требованиях.

Если, выполняя работу, вышеизложенную, становится ясно, что на предприятии (в учреждении, организации) существующие организационные технические требования более прекрасны, чем условия, обеспеченные в нормах отделения или стандартах, и операционные местные нормы для соответствующих работ являются более прогрессивными, чем новые нормы, то новые нормы отделения или стандарты не пускают корни.

На тех предприятиях, где фактические организационные технические требования совпадают с условиями, обеспеченными в коллекции, новые нормы или стандарты введены без любых изменений.

В процессе введения на предприятии (в учреждении, организации) новое оборудование и промышленное оборудование, более прекрасная технология и организация производства и работы, чем он обеспечены в стандартных материалах, обеспечивающих рост производительности работы, введенные нормы расходов работы, вычисленной на их основе, могут быть заменены новыми, более прогрессивными местными нормами времени.

Нормирование работы рабочих-повременников

Нормирование работы рабочих-повременников может быть выполнено развитием номинальных задач, которые обеспечивают структуру и последовательность выполнения работы, и также их объем. В то же время объем работы может быть выражен в труде (нормо-часы) или естественный (части, тонны, и т.д.) индикаторы.

Номинальной задачей является установленный объем работы, который рабочий или группа рабочих (в частности команда) обязаны выполнить во время изменения, рабочий месяц (соответственно — заменимая и ежемесячная номинальная задача) или в другой единице рабочего времени на povremenno, заплаченном работы.

Читайте также:
Расчеты по аккредитиву: что это значит

Номинальные задачи являются различными, однако принципы их определения идентичны. Они развиты на основе существующих правил расходов работы и могут содержать отдельные и коллективные расходы работы, установленной, принимая во внимание задачи на увеличении производительности труда и экономики материальных ресурсов. Этими задачами является установленное происхождение возможностей, которые доступны на каждом рабочем месте. Поэтому номинальные задачи в отличие от норм расходов работы могут быть установлены только для конкретного рабочего места и принятия во внимание только его врожденные особенности и возможности мобилизации производственных запасов увеличения эффективности работы.

Применение номинальных задач в сочетании с системой стимулов к работе для результатов их работы может действовать как основание улучшения организации и бухгалтерского учета работы, экономической эффективности производства.

Структура и объем работ, сервисной зоны, инструкций выполнения происхождения задач технически разумных норм и стандартов трудовых расходов определены в номинальных задачах.

В зависимости от природы выполненных работ отличаются два типа задач:

  • номинальная задача для выполнения стабильных работ, какой объем и структура могут быть заранее определены;
  • номинальная задача для выполнения нестабильных работ, которое является работами, какой объем и структура не могут быть заранее определены (например, для рабочих, занятых регулированием, ремонтом и техническим обслуживанием оборудования и строительством).

Задачи могут быть сформированы для четверти, месяц, неделя, дни и изменение. Задачи перед выполнением работы даны. Контроль над внедрением номинальных задач осуществлен бухгалтерским учетом объема и качеством выполненных работ, на самом деле часы работали.

Давайте заметим, что оцененные задачи нужно отличить от производственных задач, осуществленных установленный рабочим-сдельщикам в дополнение к исполнительным стандартам. Производственные задачи не являются нормами работы, и служат индикаторами нормирования и обычно рассматриваются, награждая.

Номинальные задачи, когда это возможно, должны быть даны также в комбинации профессий (положения), и также на объединяющихся рабочих местах.

Нормирование работы рабочих-сдельщиков

Когда нормирование работы цитат ценовой работы рабочих-сдельщиков — сумма оплаты за развитие единицы производства (продукт) или для выполнения определенной операции в компенсации ценовой работы используется.

Цитата ценовой работы определена подразделением часа (день) тарифная ставка, соответствующая категории выполненной работы над часом (день) исполнительный стандарт. Кроме того, цитата ценовой работы может быть определена также умножением тарифной ставки часа или дня, соответствующей категории выполненной работы установленной нормой времени в часах или днях.

На коллективной ценовой работе компенсация применены и человек (пооперационный) и коллективные цитаты. Отдельные цитаты окупаются в том же самом заказе как цитаты ценовой работы в отдельной оплате. Коллективные цитаты ценовой работы заплатили происхождение пооперационных или сложных (модульных) исполнительных стандартов. Коллективные цитаты ценовой работы определены подразделением общей суммы тарифных ставок всех членов команды в исполнительный стандарт производства.

Мы коротко рассмотрели что такое неликвиды: что с ним делать? инвентаризация, пересортировка, маркетинг акций, сокращение стоимости, подарки клиентам, с участием поставщика, акция для менеджеров офиса продаж. Оставляйте свои дополнения и комментарии к статье.

Нормирование труда: что это такое и почему особенно интересно бизнесу сегодня

Термин «нормирование труда» у многих из нас неизбежно вызывает ассоциации с плановой экономикой и огромными, «неповоротливыми» машиностроительными предприятиями. Однако полагать, что нормирование труда — это пережиток советского прошлого, не стоит; оно по-прежнему остается одним из важнейших инструментов управления издержками производства в части регулирования их «мобильной» составляющей, связанной с оплатой труда персонала.

Кризисные явления в экономике лишь усиливают потребность в нормировании. В гонку за минимизацией издержек включаются абсолютно все предприятия, желающие не только остаться на плаву, но и подняться на новую ступень своего развития, используя все конкурентные преимущества, которые вдруг появляются у них в непростое время.

Расширение сферы прикладного нормирования труда демонстрирует не только отечественный, но и иностранный опыт, распространяющийся и на материальное производство, и на непроизводственный сектор. Специалисты считают целесообразным нормировать труд уже тогда, когда численность работающих в данной организации превышает полсотни человек. Иначе говоря, «подвластная» нормированию область почти безгранична, и пренебрегать им, особенно в ситуации нестабильности, просто нерационально.

Нормирование труда необходимо рассматривать, как минимум, в двух аспектах:

  1. во-первых, как область деятельности на микроуровне, имеющую экономическую, инженерную и социальную направленность;
  2. во-вторых, как упорядоченный комплекс спецсредств и методов, предназначенных для корректного определения меры труда, служащей для объективной оценки достигнутой эффективности и соответствующего ей размера вознаграждения за приложенный труд.

Средства нормирования труда включают в себя:

  • готовые (разработанные ранее) нормы,
  • нормативные материалы (профессионалы чаще пользуются термином «нормативы»),
  • средства измерения и последующего анализа трудовых процессов (включая современную компьютерную технику и специальное программное обеспечение).

Говоря о методах нормирования труда, имеют в виду специфические технологии установления и использования норм в практических целях.

Сущность нормирования и виды норм

Нормирование труда — это процесс определения меры труда, иными словами — затрат рабочего времени (ЗРВ) на какие-либо работы, осуществляемые в заданных организационно-технических условиях. Искомую меру называют нормой труда.

Читайте также:
Совершенно секретные сведения: что это значит

Нормы труда представляют большой интерес, так как позволяют планировать, учитывать, анализировать трудозатраты, являющиеся частью издержек производства.

Нормы имеют место повсеместно:

  • применяются для основного и вспомогательного производства;
  • есть смысл нормировать и ручные, и машинно-ручные, и машинные процессы (включая конвейерное производство);
  • при любом типе производства — от штучного до крупносерийного и массового;
  • для всех категорий персонала — от рабочих до руководителей.

Выражать меру затрат труда можно по-разному: временными, объемными показателями, численностью исполнителей или обслуживаемых объектов.

Нормой времени называют необходимые временные затраты на выполнение единицы работ исполнителем или их группой. Пример: норма времени на сборку одного вакуумного выключателя бригадой сборщиков составляют 2 ч.

Обратная ей величина — норма выработки. Это количество единиц работы, выполнить которое требуется за определенный отрезок времени (рабочую смену, час и пр.). Так, та же бригада сборщиков должна собрать 4 выключателя за смену.

Норма обслуживания показывает, сколько объектов нужно обслужить исполнителю/исполнителям в единицу времени. Наладчику оборудования нужно произвести за рабочую смену переналадку 7 станков.

И напротив, норма численности определяет, сколько работников требуется для выполнения заданного объема работ либо обслуживания того или иного объекта в единицу времени. Норма численности сотрудников лаборатории участка по приемке молока составляет 4 человека в смену.

Норма управляемости отражает количество работников, которые должны находиться в непосредственном подчинении у одного руководителя. Иногда данную норму называют нормой числа подчиненных. Норма числа подчиненных мастера инструментального участка — 35 человек.

Норма времени обслуживания — другая норма, она отражает затраты времени на обслуживание одного объекта. Причем им может быть не только производственное оборудование, но также клиент страховой компании, банка или покупатель в магазине. Норма времени обслуживания посетителя в МФЦ составляет 15 минут.

Часто в непрофессиональной среде происходит путаница по поводу понятий «норма» и «норматив». При всей кажущейся их близости между ними существуют строгие различия:

  • нормативы — это научно обоснованные, разработанные в централизованном порядке показатели трудозатрат, они являются неким макетом для самостоятельной разработки предприятиями собственных норм;
  • нормативы можно использовать много раз в течение длительного периода, норма же устанавливается для конкретной работы и подлежит замене в случае организационно-технических изменений.

Методы нормирования труда

Нормирование труда — это обособленная отрасль науки о труде, имеющая в распоряжении собственный инструментарий и методологию.

Все методы нормирования труда делятся на две группы: суммарные и аналитические.

Суммарные не предполагают разбиения операции на составные элементы; не проводится анализ трудового процесса и не оценивается рациональность выполнения приемов. В этом случае определение нормы происходит при помощи данных оперативного и статистического учета ЗРВ, происходящих по факту. Велико влияние «человеческого фактора»: многое зависит от компетентности нормировщика.

Аналитические методы предусматривают глубокий анализ трудового процесса с разбиением его на части, построением рациональных приемов работы исполнителей и режимов работы оборудования. Всегда учитывается специфика производств и конкретных рабочих мест.

К группе аналитических относят следующие методы: исследовательский, расчетный и математико-статистический.

Исследовательский метод подразумевает анализ ЗРВ на основе данных, собранных в ходе осуществления хронометражных наблюдений, а также проведения фотографии рабочего времени.

Хронометражем называют такой метод изучения ЗРВ, при котором производятся замеры многократно повторяющихся элементов операций (машинно-ручных и ручных). Цель хронометража — установить основное и вспомогательное время или ЗРВ в целом на отдельные трудовые приемы. Хронометраж используют как непосредственно для нормирования, так и для проверки норм, установленных расчетным способом. Наблюдения могут быть сплошными и выборочными.

Фотография рабочего времени помогает изучить все затраты времени в течение смены или ее части. Метод используется для выявления потерь рабочего времени и выяснения их причин, а также разработки способов их устранения. Также фотография частично применяется для нормирования численности сотрудников. Фотографии рабочего времени могут быть индивидуальными, бригадными, групповыми; могут проводиться сторонним наблюдателем или самим работником (самофотография).

Особый метод — метод моментных наблюдений, он дает возможность оценить величину ЗРВ без их непосредственного измерения. В основе метода лежит теория вероятностей. Непрерывная фиксация времени не требуется, в процессе наблюдения ведется учет количества моментов. Метод удобен тем, что позволяет охватить одновременно очень много объектов.

Нормирование труда на предприятии

Главная цель нормирования труда на предприятии — создание необходимых условий для максимально эффективного использования производственного и трудового потенциала, повышения конкурентоспособности продукции и улучшения позиций на рынке благодаря снижению затрат труда, использованию лучшего мирового опыта и активному внедрению на производстве последних достижений науки, техники и технологии.

Нормирование труда на уровне предприятия призвано решать следующие основные задачи:

  • обеспечивать рациональное планирование затрат труда и его результатов;
  • устанавливать оптимальные соотношения между количеством единиц имеющегося производственного оборудования и численностью различных категорий занятых на нем и обслуживающих его работников;
  • разрабатывать правила и процедуры, регламентирующие процесс труда и трудовую деятельность в рамках данного предприятия в целом.
Читайте также:
Обязательные медицинские осмотры: что это значит

Система нормирования труда — это совокупность стратегических мер по организации процесса нормирования труда на предприятии и управлению им. Сюда следует отнести:

  • выбор методологических подходов к нормированию для разных работ и категорий персонала;
  • порядок оценки норм на предмет их качества, а также определение процедуры их пересмотра и замены;
  • обеспечение необходимого документооборота для целей нормирования.

Все перечисленное необходимо для того, чтобы нормирование труда было эффективным и позволило рационализировать использование ресурсов и сокращать издержки.

Менеджеры заинтересованы в постоянном улучшении качественной оценки норм. Качественная норма — это норма обоснованная, прогрессивная, напряженная, учитывающая особенности рабочих мест и интенсивность трудовых процессов.

Когда допустимо признать нормирование труда на предприятии совершенным? Лишь тогда, когда им охвачено подавляющее большинство трудовых процессов и категорий персонала, а нормы разрабатываются и внедряются оперативно, пересматриваются своевременно.

Функции нормирования на предприятии:

  1. плановая функция выражается в создании комплекса необходимых условий, поддержании гармоничного развития и эффективного взаимодействия всех отделов, служб, производственных подразделений компании с учетом требований закона спроса и предложения. Действующие в организации нормы труда представляют собой базовую основу процесса планирования основных показателей ее деятельности и широко применяются на всех этапах хозяйствования для обоснования текущих и перспективных планов работы. Важность плановой функции сегодня значительно более высока в сравнении с предыдущими периодами, так как обязательное требование современной экономики — использование самой совершенной системы оценочных показателей, призванной способствовать постоянному росту производительности труда и максимально эффективному потреблению всех видов ресурсов;
  2. организационная функция нормирования позволяет устанавливать оптимальные соотношения между обособленными элементами, отдельно взятыми звеньями производственной цепочки, а также координировать имеющиеся в распоряжении компании материальные и нематериальные ресурсы во времени и пространстве. Нормы труда дают возможность создать и в дальнейшем непрерывно поддерживать в работоспособном состоянии единую производственную систему, составленную из средств, предметов труда и приложенной к ним рабочей силы. Именно на основе норм труда на предприятии производится расстановка кадров, реализуются процессы улучшения структуры и оптимизации численности персонала;
  3. экономическая функция нормирования находится под влиянием объективных законов экономики, действующих в определенный момент времени, и берет свое начало в самом механизме рыночных отношений, определяющем величину затрат труда, особенности распределения его продуктов, их обмена на существующем рынке. Выполняющие экономическую функцию трудовые нормы призваны стимулировать производительность труда и координировать ее рост согласно закону экономии времени, кроме того, они должны выступать еще и как один из основных критериев для оценки экономической эффективности вновь создаваемой техники и технологии, а также прогрессивных моделей организации производства. В ходе процесса нормирования важно находить и отдавать предпочтение самому экономичному варианту потребления ресурсов производства, который способен обеспечить минимизацию общих затрат. От современных норм труда ожидают также обеспечение более жесткого воздействия механизма рынка на рост эффективности работы, улучшение ее качества ввиду того, что эти нормы являются наиболее удобным инструментом, позволяющим проводить соизмерение затрат труда с его результатами и обеспечивать получение нормального уровня прибыли каждым из субъектов хозяйствования;
  4. техническая функция получает выражение в обеспечении взаимосвязи и взаимозависимости техники, технологии, организации производства в соответствии с достигнутым уровнем их развития и на условиях стимулирования дальнейшего их совершенствования;
  5. управленческая функция позволяет добиваться согласованного, максимально четкого взаимодействия всех элементов и звеньев производственной цепочки. Если рассматривать норму труда применительно к данному рабочему месту, то с уверенностью можно говорить, что она формирует производственное поведение, то есть не только определяет затраты времени на операции и отдельные действия, но также описывает алгоритм их выполнения. Чем шире рассматриваемый уровень организации труда (отдельно взятое подразделение, предприятие в целом), тем более явным становится проявление управленческой функции и шире границы ее влияния, в конечном итоге определяющие оперативное управление всеми процессами производства;
  6. социальную функцию необходимо рассматривать в разрезе проектирования трудовых процессов, обеспечения и поддержания безопасности труда, стимулирования роста его содержательности и привлекательности для человека, ведущих в итоге к повышению удовлетворенности исполнителя условиями труда и его результатами;
  7. правовая функция нормирования позволяет на легитимной основе устанавливать обязанности работников, регламентировать порядок взаимодействия исполнителей и менеджеров, обеспечивать разрешение возникающих конфликтов в рамках трудового поля, контролировать трудовую и производственную дисциплину.

Обобщив все вышесказанное, можно заключить следующее: функции нормирования на предприятии в условиях современной экономической модели формируют высокоорганизованную и строго упорядоченную систему взаимоотношений работодателей и работников, максимально широко определяя главные задачи, стоящие перед нормированием труда в настоящее время.

Перспективы аутсорсингового нормирования

Необходимо понимать, что нормирование труда — это не разовое мероприятие, а вид деятельности. На то, каким будет ее размах, оказывают влияние сразу несколько факторов: масштаб и тип производства, особенности выпускаемой продукции, стратегические и оперативные цели и задачи предприятия. Не стоит забывать и о кадровом вопросе — нормировать труд должны только компетентные в данной области специалисты.

Читайте также:
Заочное рассмотрение дела: что это значит

В последнее время, пытаясь управлять организацией максимально эффективно, собственники стремятся выносить за пределы предприятия все непрофильные бизнес-процессы, освобождая ресурсы для основной хозяйственной деятельности. Мы уже успели привыкнуть не только к уборке своих помещений сотрудниками клининговых компаний и перевозке наших грузов логистическими фирмами, но также к IT-аутсорсингу, ведению бухгалтерских операций, кадрового делопроизводства, осуществлению юридического сопровождения работниками сторонних фирм.

Целесообразен ли аутсорсинг в нормировании труда? Этот вопрос требует отдельного рассмотрения для каждого предприятия. Если масштабы бизнеса не требуют ежедневной титанической работы нормировщика и постоянного его присутствия на своем рабочем месте (а именно такие случаи в большинстве), то преимущества аут-услуг очевидны. Во-первых, снижается стоимость данной функции путем экономии на фонде зарплаты, в том числе за счет уменьшения налоговой нагрузки. Во-вторых, меньше риски «простоя» из-за болезни работника и иных причин подобного плана. В-третьих, стороннего специалиста проще контролировать (по сути — это задача куратора от его фирмы) и легче заменить в случае возникновения каких-то проблем. То есть специалист, отвечающий за нормирование труда на предприятии, гарантированно будет профессионалом в своем деле.

Расширение развития аутсорсинга зачастую тормозит боязнь топ-менеджеров допустить утечку информации, хотя и существует возможность защиты корпоративных секретов путем подписания дополнительного соглашения о неразглашении информации с компанией, предоставляющей аут-услугу.

Только ли владельцы бизнеса заинтересованы в нормировании труда?

В современных реалиях нормирование труда — это инструмент менеджмента, который способен и должен помочь стабильному развитию организации.

Все процессы в экономике взаимозависимы и взаимосвязаны. Значение экономического фактора в складывании трудовых отношений в кризисный период возрастает. Собственники бизнеса желают получить максимум прибыли при минимуме затрат. Это заставляет их стремиться обходиться наименьшим штатом сотрудников, рационально использовать имеющиеся трудовые ресурсы, экономить рабочее время и любыми возможными способами устранять его потери, при этом ни в коем случае не должно ухудшатся качество выпускаемой продукции/оказываемых услуг.

Регулировать численность современные управленцы предпочитают грамотно: в штате останутся наиболее эффективные, ценные сотрудники, качественно выполняющие свои функции и ответственно подходящие к работе. Цена рабочей силы таких специалистов неизбежно будет расти на рынке, даже несмотря на сложную экономическую ситуацию.

Сами работники тоже нацелены использовать свое время наиболее эффективно, при этом им важно трудиться на безопасном производстве, в нормальных условиях и с приемлемой интенсивностью.

В итоге оказывается, что качественное, «правильное», обоснованное с научной позиции нормирование труда — это то, в чем в равной мере заинтересованы все стороны трудовых отношений.

Неофициальная инкорпорация. Справочно-информационная работа

Неофициальной является инкорпорация, которая проводится организациями и отдельными лицами по своей инициативе, без специального поручения и контроля правотворческого органа. Она не санкционируется правотворческим органом, носит «частный» (авторский) характер.

Неофициальная инкорпорация осуществляется отдельными ведомствами, издательствами, научными и учебными учреждениями. Она может проводиться как по хронологическим, так и по систематическим (предметным) критериям.

Значение неофициальных инкорпорационных сборников связано с ролью справочно-информационной работы, которая может рассматриваться в качестве одного из своеобразных приемов систематизации действующих нормативных юридических актов.

В отличие от официальной инкорпорации (и тем более кодификации) нормативные акты не подвергаются здесь какой-либо обработке.

СП СССР. 1967. № 21. С. 147–151; 1968. № 2. С. 6–7.

Как уже отмечалось, А.С. Пиголкин вообще делит все нормативные акты на три вида: 1) нормоустанавливающие, 2) акты вспомогательного и корректирующего регулирования, 3) акты консолидации (Пиголкин А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 1972. С. 37).

«. Следует отдать предпочтение перед «распространением» актов приему изменения их редакции, что даст возможность последующего переопубликования с поглощением всех изменений, упростит инкорпорацию этих норм. » (Систематизация хозяйственного законодательства. М.: Юрид. лит., 1971. С. 47).

Раздел третий.

Они остаются такими, какими были приняты. В результате справочно-информационной работы, в том числе неофициальной инкорпорации, устанавливаются, так сказать, «внешние связи» между отдельными актами (и это отражается в сборниках, справочниках, каталогах, журналах и т.д.), а также вводятся определенные способы «дополнительного оснащения» действующих нормативных актов (в виде приложения постатейного материала, алфавитно-предметных указателей, системы «вклеек»).

Справочно-информационная работа является необходимой стадией для последующей инкорпорации нормативных актов в единые сборники, а также и для кодификации. Она может служить определенным дополнением к инкорпорации и кодификации. Здесь следует указать на два основных случая: а) «дополнительное оснащение» официальных изданий сборников и нормативных актов: приложение постатейных материалов, предметно-алфавитных указателей; б) система «вклеек» к отдельным актам, в соответствии с которой издаются вновь принятые тексты статей и разделов; последние рассылаются владельцам соответствующих изданий актов для вклеивания вместо статей и разделов, прекративших свое действие.

Справочно-информационная работа имеет и самостоятельное значение. Оно наиболее отчетливо проявляется в условиях, когда инкорпорация и кодификация не получили еще необходимого развития. Тогда справочно-информационная работа может до известной степени ослабить отрицательные последствия, связанные с отсутствием надлежащих систематизированных актов и сборников. Но и при достаточно развитой системе сборников инкорпорации и кодифицированных актов необходимы учет и согласование систематизированных актов и сборников, учет и согласование актов, не вошедших в сборники, учет изменений и дополнений в систематизированных актах и др. Большую справочно-информационную работу осуществляют справочные отделы («кодификаторы») в органах юстиции, прокуратуры, охраны общественного порядка, арбитража, хозяйственного управления, на крупных предприятиях.

Читайте также:
Мореходное состояние судна: что это значит

Глава XXVII. Систематизация в праве

гому нормативному акту может заводиться ряд карточек в зависимости от того, сколько вопросов охватывается данным актом.

В ряде ведомств (органах юстиции, прокуратуре, Министерстве финансов и др.) справочная работа по законодательству дополняется информационной деятельностью. Так, в прокуратуре издается «Информационный бюллетень текущего законодательства»; для судебных

органов периодически составляются «Сводки текущего законодательства»; Министерство финансов СССР и ряд других ведомств издают

«Бюллетени. » и др. Информация о текущем законодательстве помещается также в юридических журналах, в том числе в «Социалистической законности» и «Советской юстиции».

В перспективе целесообразна организация единой автоматизиро-

ванной государственной справочно-информационной службы по социалистическому праву.

Большие возможности для организации такой единой системы справочно-информационной службы открываются в связи с использованием кибернетической техники, электронных счетно-решающих устройств. Справочно-информационная работа является как раз той областью, где уже сейчас использование кибернетической техники может принести немедленный и ощутимый эффект.

Официальная и неофициальная инкорпорация

4. Официальная и неофициальная инкорпорация

Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.

Отличие официальной инкорпорации от кодификации выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена на существенное развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет. Не изменяя содержания правового регулирования, она призвана привести в строгую систему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификации правотворческими органами.

Различают два вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую).

Хронологическая инкорпорация — это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (например, в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», бюллетенях нормативно-правовых актов ведомственных или местных органов государственной власти). При хронологической инкорпорации. Каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год, месяц и день издания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает поиск необходимого нормативно-правового акта, возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне страны, общественным организациям, уголовной ответственности и т. д.). Пользуясь предметной инкорпорацией, государственные органы, должностные лица и граждане могут быстро и оперативно использовать интересующие их нормы права.

Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов.[5]

Она не является формой опубликования нормативных актов. Практическое значение неофициальной инкорпорации – справочно-информационное. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов, работников правоохранительных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Особенность консолидации в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом — и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.

Целью консолидации является устранение множественности нормативных актов и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

На данный момент в законодательстве России наблюдается большое количество разрозненных нормативных правовых актов, не согласованных с актами, принятыми ранее, отчасти противоречащих им или в какой-то части их дублирующих. Бурный процесс законотворчества делает массив действующего законодательства практически необозримым и поэтому плохо пригодным для применения без использования специальных технических средств.

Читайте также:
Охрана атмосферного воздуха: что это значит

Чтобы сделать законодательство понятным и доступным, необходимо навести в нем порядок, провести кардинальную расчистку, освободить законодательство от нормативных “завалов”. Пересмотр действующего законодательства по любому конкретному вопросу должен начинаться с тщательного отбора всех нормативных правовых актов по данной проблеме.

В решении этой задачи важную роль играет систематизация правовой информации.

Она позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить объем действующего законодательства, успешно и с наименьшей затратой сил и средств выявлять несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению.

Список использованной литературы

1. Гранат Л.Н.. «Общая теория права и государства» Учебник для вузов Изд. 3-е перераб и доп./ Под ред. проф. Лазарева В.В.: Москва, Юристъ, 2000

2. Хропанюк В.Н. «Теория государства и права» Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. /Под ред. проф. Стрекозова. -М.: Интерстиль,- 2001.

3. «Теория государства и права» Учебник для ВУЗов. Курс лекций. / Под ред. Малько А.В. и Матузов Н.И. – М.: 2003.

4. Бабаев В.К.«Теория государства и права» Учебное пособие. -М.: Юрист, -2002

[1] Хропанюк В.Н. «Теория государства и права» Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. /Под ред. проф. Стрекозова. М.: Интерстиль, 2001. с.245.

[2] Гранат Л.Н.. «Общая теория права и государства» Учебник для вузов Изд. 3-е перераб и доп./ Под ред. проф. Лазарева В.В.: Москва, Юристъ, 2000. с196

[3]Хропанюк В.Н. «Теория государства и права» Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. /Под ред. проф. Стрекозова. М.: Интерстиль, 2001. с.246.

[4] Гранат Л.Н.. «Общая теория права и государства» Учебник для вузов Изд. 3-е перераб и доп./ Под ред. проф. Лазарева В.В.: Москва, Юристъ, 2000. с198

[5] Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. Курс лекций. / Под ред. Малько А.В. и Матузов Н.И. – М.: 2003.

Юридическая техника

Инкорпорация и правила ее проведения

Понятие инкорпорации

Инкорпорация — это менее сложный и поэтому доступный большему числу субъектов права вид систематизации.

Латинское слово «sogroge» означает «общее», соответственно incorporeatio надо понимать как включение, вхождение в состав чего-либо.

Когда речь идет об инкорпорации права, то имеют в виду объединение юридических документов по чисто внешним признакам и фиксацию их на бумажном носителе (в сборниках) либо на электронном (в справочных поисковых системах).

Инкорпорация — это объединение правовых актов по определенным критериям без какого-либо изменения их содержания или формы в единые сборники.

Таково практически единодушное понимание инкорпорации в российской юридической науке. Правда, С. С. Алексеев прозорливо сделал такую оговорку: «. в единых сборниках или иных изданиях». В свете зарубежного опыта, о котором речь пойдет ниже, эта оговорка звучит загадочно.

Обратимся к опыту Франции, в правовой системе которой доминируют нормативные акты и где проблема наведения нормативного порядка стоит очень остро. Там считается, что формой инкорпорации могут быть не только официальные сборники, но и периодические издания, справочники. Да и само понятие «инкорпорация» толкуется широко: систематизации подлежат не только юридические документы, но и правовые знания о них, и тогда логично выглядит выше указанное расширение форм инкорпорации.

В число официальных сборников на первое место, разумеется, следует поставить внушительный Journal Officiel de la Republique Franchise. Это издание является одновременно и юридическим, и политическим, поскольку в нем публикуются как юридические акты, так и парламентские дебаты в Национальном собрании и Сенате. При этом, отмечает П. Сандевуар, никто не читает названное издание целиком. Из него выбирают то, в чем нуждаются. Среди прочих официальных сборников следует упомянуть официальные бюллетени, распространяемые большинством министерств, сборники местных актов (административно-территориальных единиц), а также некоторые сборники по юриспруденции или доктринам, выходящие под эгидой крупнейших судов Франции.

Поскольку все жалуются на недостаточность опубликования законов только в указанном издании, были созданы многочисленные частные периодические издания. Эти периодические издания бывают либо общими, либо специализированными. Общие издания распространяют документацию по законодательству, юриспруденции и доктринам во всех основных отраслях права. Специализированные включают юридические журналы, предназначенные в большей или меньшей степени либо составителям доктрин, либо юристам-практикам. В качестве вспомогательных к ним можно добавить большое количество чисто профессиональных журналов, бюллетеней ассоциаций и союзов.

Эпизодические издания включают книги по праву, издаваемые отдельно или в последовательных сериях, в зависимости от их полезности и спроса (трактаты, учебники, справочники и памятки для юристов). Обычно их пишут преподаватели-профессора, намного реже — практики: судебные чиновники, адвокаты или другие лица. В настоящее время растет количество трудов, касающихся какой-либо отрасли или конкретной проблемы права. Наконец, существуют отличающиеся глубоким содержанием докторские диссертации по праву, представляющие главным образом научный интерес, наиболее полно отражающие достижения в юридических исследованиях в стране.

Читайте также:
Активное избирательное право: что это значит

Юридические справочники — это тематические углубленные словари. Они очень объемны и внушительны.

Конечно, нельзя отрицать значение периодических изданий, научных трудов, справочников, парламентских дебатов для упорядочения наших знаний о праве, информированности о действующих нормативных актах. И, тем не менее, размытость понятия «инкорпорация» способна внести путаницу относительно того, действующий это закон или мнение какого-либо ученого или политика. Терминологическая строгость всегда идет на пользу.

Цели инкорпорации

В процессе инкорпорации преследуются две цели: поддержание системы юридических документов в рабочем состоянии; обеспечение широкого круга лиц текстами законов и иных правовых актов.

Субъекты инкорпорации

Если кодификацию могут осуществлять только парламенты, консолидацию — более значительный круг государственных органов и лишь в некоторых случаях (об этом см. выше) частные лица, то, пожалуй, в случае инкорпорации главную роль играют частные лица.

По субъектам различают три вида инкорпорации:

официальная. Она осуществляется самим правотворческим органом или по его поручению, но с последующим утверждением им результатов инкорпорации. Все авторы приводят примеры, ставшие достоянием истории: Свод законов Юстиниана, Свод законов Российской империи, Свод законов СССР, Свод законов РСФСР. В настоящее время официальная инкорпорация в виде сборников потеряла смысл и практически не осуществляется. Однако официальной инкорпорацией в России следует считать «Собрание законодательства Российской Федерации» — периодическое издание, где публикуются законы, указы, постановления и акты Конституционного Суда РФ, а также «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Эти периодические издания не являются частными. Они финансируются из государственного бюджета и принадлежат государственным органам. Нормативные акты классифицируются прежде всего по юридической силе, затем располагаются по времени издания. На нормативные акты, опубликованные в этих изданиях, можно ссылаться в практической деятельности;

официозная. Сборники нормативных актов составляются по поручению правотворческого органа (например, Минюста России), но им не утверждаются, поэтому тексты, помещенные в нем, не приобретают официального характера. Эта разновидность инкорпорации сейчас практически не находит применения;

неофициальная. Она проводится различными ведомствами, организациями, издательствами, научными учреждениями, отдельными юристами (учеными и практиками) по собственному усмотрению. Материал для обработки отбирается ими в зависимости от своих нужд и целей. Такие сборники нужны не только юристам- практикам, но и широкому кругу населения (например, сборник «Гаражно-строительные кооперативы»).

Неофициальные сборники незаменимы в образовательных целях. Вот почему сейчас стало стандартом наряду с учебником по той или иной учебной дисциплине издавать соответствующий сборник основных нормативных актов. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» и др. можно также считать неофициальной инкорпорацией.

Технико-юридические правила инкорпорации

Технико-юридических правил инкорпорации множество, но все юридические операции в процессе инкорпорации направлены на внешнюю обработку юридических документов.

Сначала определяется критерий отбора правовых документов в сборник:

юридическая сила. Именно этот критерий взят в качестве первоначального в «Собрании законодательства Российской Федерации». Если его не дополнить другим критерием, то инкорпорация, даже в электронном варианте, не будет эффективной в силу значительного объема;

хронология. Этот критерий может быть первоначальным и единственным, а может быть добавочным, как в «Собрании законодательства Российской Федерации»;

системность. Это очень трудный критерий инкорпорации, хотя дает возможность более обдуманно сгруппировать правовой материал. Инкорпорация по такому критерию может охватывать всю отрасль права, но гораздо чаще — ее часть, поскольку современное законодательство слишком разрослось и имеет большой объем. Допустим, создать сборник нормативных актов по финансовому праву физически невозможно, по налоговому — крайне трудно, по бюджетному — вполне реально. Обычно данный вид инкорпорации используется применительно к молодым отраслям права (например, экологическое право) или, что чаще, к подотраслям или институтам права;

предмет. Здесь речь не идет о всеобъемлющей инкорпорации и привязке к отрасли или подотрасли права. Выбирается определенная разновидность общественных отношений или явление, получившее правовую окраску, и проводится сбор соответствующих нормативных актов, например касающихся образования, здравоохранения, охоты, садово-товарищеских кооперативов.

Предметом инкорпорации могут быть различные правовые документы:

  • нормативные акты;
  • акты толкования (например, постановления судов высших инстанций);
  • правореализационные акты (их образцы), например договоры;
  • правоприменительные акты (например, акты судов высших инстанций по конкретным делам).

Текст правового документа освобождается от положений устаревших и имеющих временное значение, а потому потерявших юридическую силу.

В первоначальный текст правового документа вносятся официальные изменения.

Если нормативный акт наряду с нормативными положениями содержит индивидуальные распоряжения, их следует исключить, но при этом в примечании следует оговорить, почему нарушена нумерация пунктов и почему они отсутствуют.

Инкорпорируемые правовые акты сохраняют свои реквизиты.

Юридическая сила объединяемых правовых документов остается прежней.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: