Нормы труда: что это такое, описание и особенности

Нормирование труда: что это такое и почему особенно интересно бизнесу сегодня

Термин «нормирование труда» у многих из нас неизбежно вызывает ассоциации с плановой экономикой и огромными, «неповоротливыми» машиностроительными предприятиями. Однако полагать, что нормирование труда — это пережиток советского прошлого, не стоит; оно по-прежнему остается одним из важнейших инструментов управления издержками производства в части регулирования их «мобильной» составляющей, связанной с оплатой труда персонала.

Кризисные явления в экономике лишь усиливают потребность в нормировании. В гонку за минимизацией издержек включаются абсолютно все предприятия, желающие не только остаться на плаву, но и подняться на новую ступень своего развития, используя все конкурентные преимущества, которые вдруг появляются у них в непростое время.

Расширение сферы прикладного нормирования труда демонстрирует не только отечественный, но и иностранный опыт, распространяющийся и на материальное производство, и на непроизводственный сектор. Специалисты считают целесообразным нормировать труд уже тогда, когда численность работающих в данной организации превышает полсотни человек. Иначе говоря, «подвластная» нормированию область почти безгранична, и пренебрегать им, особенно в ситуации нестабильности, просто нерационально.

Нормирование труда необходимо рассматривать, как минимум, в двух аспектах:

  1. во-первых, как область деятельности на микроуровне, имеющую экономическую, инженерную и социальную направленность;
  2. во-вторых, как упорядоченный комплекс спецсредств и методов, предназначенных для корректного определения меры труда, служащей для объективной оценки достигнутой эффективности и соответствующего ей размера вознаграждения за приложенный труд.

Средства нормирования труда включают в себя:

  • готовые (разработанные ранее) нормы,
  • нормативные материалы (профессионалы чаще пользуются термином «нормативы»),
  • средства измерения и последующего анализа трудовых процессов (включая современную компьютерную технику и специальное программное обеспечение).

Говоря о методах нормирования труда, имеют в виду специфические технологии установления и использования норм в практических целях.

Сущность нормирования и виды норм

Нормирование труда — это процесс определения меры труда, иными словами — затрат рабочего времени (ЗРВ) на какие-либо работы, осуществляемые в заданных организационно-технических условиях. Искомую меру называют нормой труда.

Нормы труда представляют большой интерес, так как позволяют планировать, учитывать, анализировать трудозатраты, являющиеся частью издержек производства.

Нормы имеют место повсеместно:

  • применяются для основного и вспомогательного производства;
  • есть смысл нормировать и ручные, и машинно-ручные, и машинные процессы (включая конвейерное производство);
  • при любом типе производства — от штучного до крупносерийного и массового;
  • для всех категорий персонала — от рабочих до руководителей.

Выражать меру затрат труда можно по-разному: временными, объемными показателями, численностью исполнителей или обслуживаемых объектов.

Нормой времени называют необходимые временные затраты на выполнение единицы работ исполнителем или их группой. Пример: норма времени на сборку одного вакуумного выключателя бригадой сборщиков составляют 2 ч.

Обратная ей величина — норма выработки. Это количество единиц работы, выполнить которое требуется за определенный отрезок времени (рабочую смену, час и пр.). Так, та же бригада сборщиков должна собрать 4 выключателя за смену.

Норма обслуживания показывает, сколько объектов нужно обслужить исполнителю/исполнителям в единицу времени. Наладчику оборудования нужно произвести за рабочую смену переналадку 7 станков.

И напротив, норма численности определяет, сколько работников требуется для выполнения заданного объема работ либо обслуживания того или иного объекта в единицу времени. Норма численности сотрудников лаборатории участка по приемке молока составляет 4 человека в смену.

Норма управляемости отражает количество работников, которые должны находиться в непосредственном подчинении у одного руководителя. Иногда данную норму называют нормой числа подчиненных. Норма числа подчиненных мастера инструментального участка — 35 человек.

Норма времени обслуживания — другая норма, она отражает затраты времени на обслуживание одного объекта. Причем им может быть не только производственное оборудование, но также клиент страховой компании, банка или покупатель в магазине. Норма времени обслуживания посетителя в МФЦ составляет 15 минут.

Часто в непрофессиональной среде происходит путаница по поводу понятий «норма» и «норматив». При всей кажущейся их близости между ними существуют строгие различия:

  • нормативы — это научно обоснованные, разработанные в централизованном порядке показатели трудозатрат, они являются неким макетом для самостоятельной разработки предприятиями собственных норм;
  • нормативы можно использовать много раз в течение длительного периода, норма же устанавливается для конкретной работы и подлежит замене в случае организационно-технических изменений.

Методы нормирования труда

Нормирование труда — это обособленная отрасль науки о труде, имеющая в распоряжении собственный инструментарий и методологию.

Все методы нормирования труда делятся на две группы: суммарные и аналитические.

Суммарные не предполагают разбиения операции на составные элементы; не проводится анализ трудового процесса и не оценивается рациональность выполнения приемов. В этом случае определение нормы происходит при помощи данных оперативного и статистического учета ЗРВ, происходящих по факту. Велико влияние «человеческого фактора»: многое зависит от компетентности нормировщика.

Аналитические методы предусматривают глубокий анализ трудового процесса с разбиением его на части, построением рациональных приемов работы исполнителей и режимов работы оборудования. Всегда учитывается специфика производств и конкретных рабочих мест.

К группе аналитических относят следующие методы: исследовательский, расчетный и математико-статистический.

Исследовательский метод подразумевает анализ ЗРВ на основе данных, собранных в ходе осуществления хронометражных наблюдений, а также проведения фотографии рабочего времени.

Хронометражем называют такой метод изучения ЗРВ, при котором производятся замеры многократно повторяющихся элементов операций (машинно-ручных и ручных). Цель хронометража — установить основное и вспомогательное время или ЗРВ в целом на отдельные трудовые приемы. Хронометраж используют как непосредственно для нормирования, так и для проверки норм, установленных расчетным способом. Наблюдения могут быть сплошными и выборочными.

Читайте также:
Отклоняющееся поведение: что это такое, описание и особенности

Фотография рабочего времени помогает изучить все затраты времени в течение смены или ее части. Метод используется для выявления потерь рабочего времени и выяснения их причин, а также разработки способов их устранения. Также фотография частично применяется для нормирования численности сотрудников. Фотографии рабочего времени могут быть индивидуальными, бригадными, групповыми; могут проводиться сторонним наблюдателем или самим работником (самофотография).

Особый метод — метод моментных наблюдений, он дает возможность оценить величину ЗРВ без их непосредственного измерения. В основе метода лежит теория вероятностей. Непрерывная фиксация времени не требуется, в процессе наблюдения ведется учет количества моментов. Метод удобен тем, что позволяет охватить одновременно очень много объектов.

Нормирование труда на предприятии

Главная цель нормирования труда на предприятии — создание необходимых условий для максимально эффективного использования производственного и трудового потенциала, повышения конкурентоспособности продукции и улучшения позиций на рынке благодаря снижению затрат труда, использованию лучшего мирового опыта и активному внедрению на производстве последних достижений науки, техники и технологии.

Нормирование труда на уровне предприятия призвано решать следующие основные задачи:

  • обеспечивать рациональное планирование затрат труда и его результатов;
  • устанавливать оптимальные соотношения между количеством единиц имеющегося производственного оборудования и численностью различных категорий занятых на нем и обслуживающих его работников;
  • разрабатывать правила и процедуры, регламентирующие процесс труда и трудовую деятельность в рамках данного предприятия в целом.

Система нормирования труда — это совокупность стратегических мер по организации процесса нормирования труда на предприятии и управлению им. Сюда следует отнести:

  • выбор методологических подходов к нормированию для разных работ и категорий персонала;
  • порядок оценки норм на предмет их качества, а также определение процедуры их пересмотра и замены;
  • обеспечение необходимого документооборота для целей нормирования.

Все перечисленное необходимо для того, чтобы нормирование труда было эффективным и позволило рационализировать использование ресурсов и сокращать издержки.

Менеджеры заинтересованы в постоянном улучшении качественной оценки норм. Качественная норма — это норма обоснованная, прогрессивная, напряженная, учитывающая особенности рабочих мест и интенсивность трудовых процессов.

Когда допустимо признать нормирование труда на предприятии совершенным? Лишь тогда, когда им охвачено подавляющее большинство трудовых процессов и категорий персонала, а нормы разрабатываются и внедряются оперативно, пересматриваются своевременно.

Функции нормирования на предприятии:

  1. плановая функция выражается в создании комплекса необходимых условий, поддержании гармоничного развития и эффективного взаимодействия всех отделов, служб, производственных подразделений компании с учетом требований закона спроса и предложения. Действующие в организации нормы труда представляют собой базовую основу процесса планирования основных показателей ее деятельности и широко применяются на всех этапах хозяйствования для обоснования текущих и перспективных планов работы. Важность плановой функции сегодня значительно более высока в сравнении с предыдущими периодами, так как обязательное требование современной экономики — использование самой совершенной системы оценочных показателей, призванной способствовать постоянному росту производительности труда и максимально эффективному потреблению всех видов ресурсов;
  2. организационная функция нормирования позволяет устанавливать оптимальные соотношения между обособленными элементами, отдельно взятыми звеньями производственной цепочки, а также координировать имеющиеся в распоряжении компании материальные и нематериальные ресурсы во времени и пространстве. Нормы труда дают возможность создать и в дальнейшем непрерывно поддерживать в работоспособном состоянии единую производственную систему, составленную из средств, предметов труда и приложенной к ним рабочей силы. Именно на основе норм труда на предприятии производится расстановка кадров, реализуются процессы улучшения структуры и оптимизации численности персонала;
  3. экономическая функция нормирования находится под влиянием объективных законов экономики, действующих в определенный момент времени, и берет свое начало в самом механизме рыночных отношений, определяющем величину затрат труда, особенности распределения его продуктов, их обмена на существующем рынке. Выполняющие экономическую функцию трудовые нормы призваны стимулировать производительность труда и координировать ее рост согласно закону экономии времени, кроме того, они должны выступать еще и как один из основных критериев для оценки экономической эффективности вновь создаваемой техники и технологии, а также прогрессивных моделей организации производства. В ходе процесса нормирования важно находить и отдавать предпочтение самому экономичному варианту потребления ресурсов производства, который способен обеспечить минимизацию общих затрат. От современных норм труда ожидают также обеспечение более жесткого воздействия механизма рынка на рост эффективности работы, улучшение ее качества ввиду того, что эти нормы являются наиболее удобным инструментом, позволяющим проводить соизмерение затрат труда с его результатами и обеспечивать получение нормального уровня прибыли каждым из субъектов хозяйствования;
  4. техническая функция получает выражение в обеспечении взаимосвязи и взаимозависимости техники, технологии, организации производства в соответствии с достигнутым уровнем их развития и на условиях стимулирования дальнейшего их совершенствования;
  5. управленческая функция позволяет добиваться согласованного, максимально четкого взаимодействия всех элементов и звеньев производственной цепочки. Если рассматривать норму труда применительно к данному рабочему месту, то с уверенностью можно говорить, что она формирует производственное поведение, то есть не только определяет затраты времени на операции и отдельные действия, но также описывает алгоритм их выполнения. Чем шире рассматриваемый уровень организации труда (отдельно взятое подразделение, предприятие в целом), тем более явным становится проявление управленческой функции и шире границы ее влияния, в конечном итоге определяющие оперативное управление всеми процессами производства;
  6. социальную функцию необходимо рассматривать в разрезе проектирования трудовых процессов, обеспечения и поддержания безопасности труда, стимулирования роста его содержательности и привлекательности для человека, ведущих в итоге к повышению удовлетворенности исполнителя условиями труда и его результатами;
  7. правовая функция нормирования позволяет на легитимной основе устанавливать обязанности работников, регламентировать порядок взаимодействия исполнителей и менеджеров, обеспечивать разрешение возникающих конфликтов в рамках трудового поля, контролировать трудовую и производственную дисциплину.
Читайте также:
Протокол разногласий: что это такое, описание и особенности

Обобщив все вышесказанное, можно заключить следующее: функции нормирования на предприятии в условиях современной экономической модели формируют высокоорганизованную и строго упорядоченную систему взаимоотношений работодателей и работников, максимально широко определяя главные задачи, стоящие перед нормированием труда в настоящее время.

Перспективы аутсорсингового нормирования

Необходимо понимать, что нормирование труда — это не разовое мероприятие, а вид деятельности. На то, каким будет ее размах, оказывают влияние сразу несколько факторов: масштаб и тип производства, особенности выпускаемой продукции, стратегические и оперативные цели и задачи предприятия. Не стоит забывать и о кадровом вопросе — нормировать труд должны только компетентные в данной области специалисты.

В последнее время, пытаясь управлять организацией максимально эффективно, собственники стремятся выносить за пределы предприятия все непрофильные бизнес-процессы, освобождая ресурсы для основной хозяйственной деятельности. Мы уже успели привыкнуть не только к уборке своих помещений сотрудниками клининговых компаний и перевозке наших грузов логистическими фирмами, но также к IT-аутсорсингу, ведению бухгалтерских операций, кадрового делопроизводства, осуществлению юридического сопровождения работниками сторонних фирм.

Целесообразен ли аутсорсинг в нормировании труда? Этот вопрос требует отдельного рассмотрения для каждого предприятия. Если масштабы бизнеса не требуют ежедневной титанической работы нормировщика и постоянного его присутствия на своем рабочем месте (а именно такие случаи в большинстве), то преимущества аут-услуг очевидны. Во-первых, снижается стоимость данной функции путем экономии на фонде зарплаты, в том числе за счет уменьшения налоговой нагрузки. Во-вторых, меньше риски «простоя» из-за болезни работника и иных причин подобного плана. В-третьих, стороннего специалиста проще контролировать (по сути — это задача куратора от его фирмы) и легче заменить в случае возникновения каких-то проблем. То есть специалист, отвечающий за нормирование труда на предприятии, гарантированно будет профессионалом в своем деле.

Расширение развития аутсорсинга зачастую тормозит боязнь топ-менеджеров допустить утечку информации, хотя и существует возможность защиты корпоративных секретов путем подписания дополнительного соглашения о неразглашении информации с компанией, предоставляющей аут-услугу.

Только ли владельцы бизнеса заинтересованы в нормировании труда?

В современных реалиях нормирование труда — это инструмент менеджмента, который способен и должен помочь стабильному развитию организации.

Все процессы в экономике взаимозависимы и взаимосвязаны. Значение экономического фактора в складывании трудовых отношений в кризисный период возрастает. Собственники бизнеса желают получить максимум прибыли при минимуме затрат. Это заставляет их стремиться обходиться наименьшим штатом сотрудников, рационально использовать имеющиеся трудовые ресурсы, экономить рабочее время и любыми возможными способами устранять его потери, при этом ни в коем случае не должно ухудшатся качество выпускаемой продукции/оказываемых услуг.

Регулировать численность современные управленцы предпочитают грамотно: в штате останутся наиболее эффективные, ценные сотрудники, качественно выполняющие свои функции и ответственно подходящие к работе. Цена рабочей силы таких специалистов неизбежно будет расти на рынке, даже несмотря на сложную экономическую ситуацию.

Сами работники тоже нацелены использовать свое время наиболее эффективно, при этом им важно трудиться на безопасном производстве, в нормальных условиях и с приемлемой интенсивностью.

В итоге оказывается, что качественное, «правильное», обоснованное с научной позиции нормирование труда — это то, в чем в равной мере заинтересованы все стороны трудовых отношений.

Статья 160 ТК РФ. Нормы труда

Нормы труда – нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы – устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

Комментарии к ст. 160 ТК РФ

1. Нормы труда – объем трудового задания, которое должен выполнить работник в течение установленной продолжительности рабочего времени. Выполнение норм труда является одной из основных обязанностей каждого работника (ст. 21 ТК).

Нормы труда – собирательное понятие, включающее различные виды норм. В ст. 160 перечислены основные из них.

Нормы выработки – объем трудового задания, установленного в натуральных единицах (тоннах, метрах, штуках и т.д.), который работник или группа работников (например, бригада) обязаны выполнить за определенное время: рабочую смену, рабочий час или другую единицу рабочего времени.

Читайте также:
Правовой акт: что это такое, описание и особенности

Норма времени – величина затрат рабочего времени (в часах, минутах, секундах), необходимого для выполнения единицы работы (одного изделия, определенной производственной операции и т.д.).

Норматив численности – установленное количество работников для выполнения определенных объемов работ, а также управленческих или производственных функций. Разновидностью нормативов численности является норматив управляемости, определяющий количество работников или структурных подразделений, деятельностью которых должен управлять один руководитель.

Кроме перечисленных в ч. 1 ст. 160, существуют и другие нормы труда.

Норма обслуживания – объем трудового задания, выраженного в определенном количестве объектов (единиц оборудования, производственных площадей и т.д.), которые работник обязан обслужить в течение рабочей смены, рабочего месяца или другой единицы рабочего времени. Величина нормы обслуживания производна от нормы времени на единицу обслуживаемых объектов и от продолжительности рабочего времени и определяется путем деления второй величины на первую.

Нормированное задание – установленный при повременной оплате объем работы, выраженный в нормочасах или натуральных единицах, который работник обязан выполнить за рабочую смену (сменное нормированное задание), рабочий месяц (месячное нормированное задание) или в другую единицу рабочего времени.

В зависимости от сферы распространения нормы труда подразделяются на местные, единые и типовые. По сроку действия нормы труда могут быть постоянными, временными и сезонными, а также разовыми. Постоянные нормы устанавливаются на неопределенный срок и действуют до момента их пересмотра в связи с изменением условий, на которые они были рассчитаны. Временные нормы могут устанавливаться на период освоения продукции, техники, технологии или организации производства при отсутствии нормативных материалов для нормирования труда и по истечении срока действия должны заменяться постоянными. Сезонные нормы труда применяются на сезонных работах (например, при сборе фруктов) и разрабатываются на каждый сезон. Разовые нормы труда могут устанавливаться на аварийные и другие не предусмотренные технологией работы и утрачивают силу после их выполнения.

Нормы труда могут быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальные нормы определяют индивидуальную меру труда одного работника, коллективные устанавливаются для группы работников (например, бригады) и предусматривают общий объем работы без распределения между отдельными работниками.

2. Установление норм труда затрагивает интересы сторон трудового договора. Эти интересы противоречивы. Работодатель заинтересован в постоянном пересмотре норм труда в сторону их ужесточения, поскольку это обеспечивает рост производительности труда и снижение издержек производства, а тем самым – снижение себестоимости продукции. Однако повышение норм невыгодно работнику, поскольку приводит к снижению его заработка, для сохранения прежнего заработка при новых нормах необходимо приложить больше трудовых усилий. Поэтому закон с учетом интересов обеих сторон определяет условия пересмотра норм труда.

В соответствии с ч. 2 ст. 160 нормы труда могут быть пересмотрены только при наличии объективных причин, требующих их изменения. К ним относятся, в частности, технологические или организационные изменения процесса труда.

Работодатель может ставить вопрос о пересмотре норм только после осуществления мероприятий, объективно обеспечивающих рост производительности труда. Нормы не пересматриваются, если уровень выработки достигается самим работником.

СИЛАЕВОЙ НАТАЛЬИ ЮРЬЕВНЫ

ГБПОУ “Самарский техникум промышленных технологий”

  • Главная
  • О себе
  • Мои достижения
  • Мои выпускники
  • Фотогалерея
  • ФГОС_13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
  • Рабочая программа профессионального модуля
  • Календарно-тематический план – МДК 03.01.
  • Электронный учебник (лекции)
  • Практические занятия (ЛПЗ)
  • Учебная практика
  • Квалификационный экзамен
  • Тесты

Лекция 11. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА. ВИДЫ НОРМ.

1. Нормирование труда: понятие и сущность.
2. Нормы труда.
3. Нормирование труда руководителей.

Нормирование труда – это установление необходимых затрат труда на изготовление единицы продукции (изделия).
Нормирование труда на предприятии является основной организации труда и играет важную роль в процессах разделения труда и его кооперации.
Нормирование труда – это основа технико-экономического, технологического и оперативно-календарного планирования.
Технико-экономическое планирование необходимо для обоснования производственных программ, производственных мощностей и определения численности рабочей силы.
Технологическое планирование – это выбор варианта технологического процесса. Оперативно- календарное планирование предназначено для разработки производственных графиков, необходимых для обеспечения повседневного ритмичного выпуска продукции (изделий).
Нормирование труда на предприятии обеспечивает:
1. Определение плановой трудоемкости изготовления отдельных деталей, узлов и изделий в целом;
2. Расчет необходимой численности работников (как по профессиям, так и по квалификациям);
3. Оценку результатов труда, установление фондов заработной платы и материального поощрения;
4. Оценку эффективности от внедрения новой техники;
5. Обоснование плана повышения производительности труда;
6. Расчет производственных программ;
7. Определение количества необходимого оборудования.
Нормы труда являются основой планирования и организации производства, оплаты труда и стимулирования роста производительности труда.
Основными видами норм труда являются: норма времени, норма выработки, норма обслуживания, норма численности, норма управляемости и нормированное задание.
Норма времени (трудоемкость) – это продолжительность рабочего времени, которое необходимо для изготовления единицы продукции (изделия) или выполнения определенного объема работ (услуг).
Норма времени состоит из двух частей:
1. Нормы подготовительно – заключительного времени, которое устанавливается на все заданное количество продукции и не зависит от его величины;
2. Нормы штучного времени, которое включает: оперативное время; время обслуживания рабочего места; время перерывов, которое предусмотрено технологий и организацией производства.
Оперативное время- это основное время, которое затрачивается на изменение предмета труда и вспомогательное время: загрузка сырья, съем готовой продукции и т.д.

Норма выработки (производительность) – это количество единиц продукции (изделий), которое должно быть изготовлено одним исполнителем (работником или бригадой) за определенное время.
Норма обслуживания – это количество производственных объектов (число единиц оборудования, рабочих мест, размер площади), которое исполнитель (работник) должен обслужить в течении единицы рабочего времени. Используется в основном при нормировании вспомогательных работ.
Норма численности – это численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимых для выполнения объема работ.
Норма управляемости – определяет количество работников, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю.
Нормированное задание (наряд-заказ) – это необходимый ассортимент и объем работ, который должен быть выполнен исполнителем (работником или бригадой) за определенный отрезок времени.
Для рациональной организации производства используется система норм труда, в которую входят:
1. Нормы затрат труда – нормы времени (трудоемкости) и нормы численности;
2. Нормы результатов труда – нормы выработки (производительности) и нормированные задания.
Нормы обслуживания и нормы управляемости относятся к нормативным характеристикам организации трудового процесса и характеризуют размеры рабочих мест.
Эффективность управленческого труда зависит от правильности определения трудоемкости выполняемых работ и на этой основе установления требуемой для выполнения этих работ численности.
В зависимости от характера выполняемых функций управленческий персонал предприятия подразделяется на следующие группы:
– руководители предприятия и их заместители;
– линейные руководители в цехах и на участках;
– руководители функциональных подразделений;
– специалисты, осуществляющие конструкторско – технологическую подготовку производства и инженерно-техническое обеспечение его функционирования;
– специалисты, осуществляющие экономико-организационную подготовку производства, учет и анализ;
– служащие, занятые делопроизводством, информационным и хозяйственным обслуживанием производства.
Содержание труда этих категорий работников предприятия определяется сущностью функций по координации, планированию, контролю, подготовке, организации и управлению производством.
Для руководителя предприятия определена норма числа подчиненных звеньев аппарата управления в пределах от 5 до 8 подразделений, служб, производств, цехов, работой которых он может эффективно управлять. При превышении этой нормы устанавливается потребность в заместителях.
Нормирование труда руководителя предприятия включает регламентацию распорядка его рабочего дня и рабочей недели: установление времени проведения совещаний и их длительности; приема посетителей; рассмотрения корреспонденции и т.д.
Наибольшие нормы подчиненности существуют у мастера. Число рабочих, подчиненных одному мастеру колеблется от 10 до 60 человек, при средней норме 25 человек. Это связано с типом производства и сложностью выполняемых работ.
Для функциональных руководителей число подчиненных бюро, групп, секторов находится в интервале от 5 до 10 человек.

Читайте также:
Правовая норма: что это такое, описание и особенности

Разработчик Силаева Н.Ю., 2022 год

yandex_e42982b1215021b8.html Verification: e42982b1215021b8

Нормирование труда

Нередко в трудовых отношениях возникает вопрос оптимизации загруженности работника. Как сделать, чтобы при минимальных материальных затратах с максимальной отдачей использовать умственный потенциал, физические возможности, знания и опыт сотрудников? Для единообразного понимания и применения понятия «нормирование труда в трудовых отношениях» дадим ему доктринальное толкование. Упрощенно его можно определить как деятельность организации, направленную на создание системы средств и методов установления меры труда, необходимой для объективной оценки его эффективности и адекватного уровня оплаты. Процесс нормирования труда является неотъемлемой частью организации труда, его кооперации и разделения по специализациям в зависимости от итогов, полученных при анализе нагрузки каждого работника.

Помните, что работникам гарантируются государственное содействие системной организации нормирования труда и применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором (ст. 159 ТК РФ). Итогом нормирования труда является определение норм труда, к которым относятся (в зависимости от содержания и условий труда работников) нормы выработки или времени, нормативы численности или обслуживания, нормированные задания и др. Нормы труда устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда (ст. 160 ТК РФ).

Какова цель нормирования труда и роль кадровика в этом процессе?

Основной показатель, связанный с нормированием труда, — его производительность на каждом рабочем месте, которая, в свою очередь, неразрывно связана с совокупностью мер и способов организационного характера, направленных на то, чтобы сделать труд каждого работника предельно выгодным для собственников организации, получающих от этого блага в виде дивидендов.

Таким образом, чтобы нормировать труд, нужно изучить динамику трудовой нагрузки работников разных подразделений, в том числе отдела кадров, и лиц, выполняющих индивидуальные работы. Анализ напряженности ежедневного труда конкретного работника (сотрудников отдельных подразделений, организации в целом) является основанием для оптимизации численности персонала (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) или изменения продолжительности его работы в день (смену — ст. 93 ТК РФ) в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ.

Перед сбором сведений о нагрузке работников работодатель обязан выполнить требования ст. 163 ТК РФ: на каждом аттестованном рабочем месте должны быть обеспечены нормальные условия труда. К таким условиям, в частности, относятся: исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Читайте также:
Общее собрание: что это такое, описание и особенности

Участие сотрудников отдела кадров в процессе нормирования труда, как правило, заключается в том, что они готовят списки работников, чей труд согласно приказу по организации подлежит нормированию, и предоставляют специалистам по нормированию труда табели учета рабочего времени лиц, чей труд подлежит проверке на объем загруженности в течение рабочего дня (смены). Впоследствии отдел кадров принимает меры по трудоустройству внутри организации «лишних» работников (их увольнению) или набору новых, если нормирование труда показало, что нагрузка на отдельных рабочих местах превышает допустимые нормативами показатели интенсивности труда.

Как разработать и ввести нормы труда?

Процедуру нормирования труда осуществляют такие специалисты, как инженер по нормированию труда, инженер по организации труда, работающие в крупных организациях в нормативно-исследовательских лабораториях по труду или отделах организации и оплаты труда. В небольших организациях к решению данной задачи привлекаются специализированные организации, имеющие в своем составе лиц с высшим профессиональным (техническим или инженерно-экономическим) образованием, знающих, в частности, методические и нормативные материалы по организации, нормированию труда, межотраслевые и отраслевые нормативы трудовых затрат, экономику, организацию производства, труда и управления.

Перед данными специалистами ставится задача проверить рабочие места, в частности, на предмет того, может ли работник более интенсивно трудиться, в установленный режимом работы отрезок времени выполняя больше работы либо делая ее более качественно. По результатам анализа работодатель получает рекомендации, как достичь лучших показателей, совершенствовать организацию труда и систему его оплаты. В этих целях специалисты разрабатывают нормы труда на основании методик нормирования для конкретных категорий работ или должностей либо составляют индивидуальное нормированное задание.

Нередко для однородных работ могут применяться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Они разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. Правила разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 804). В любом случае, будь то разработка локальных норм труда или адаптация типовых норм труда под конкретные условия труда отдельной организации, порядок их введения в действие подлежит утверждению руководителем (ст. 161 ТК РФ).

Следует учесть, что при введении в действие типовых норм труда распорядительным актом руководителя (приказ, распоряжение) мнение представительного органа работников не требуется. Однако введение норм труда, самостоятельно разработанных в организации, а также их замена и пересмотр требуют от работодателя принятия локального нормативного акта, который должен быть издан с учетом мнения представительного органа работников по правилам ст. 372 ТК РФ.

Пример введения норматива численности работников отдела кадров

Рассмотрим пример введения локальных норм труда в виде норматива численности работников отдела кадров, используя для этого типовую методику расчета нормативов времени для тех или иных кадровых работ (табелирование, прием, перевод, увольнение и т. д.).

Специфика трудовой деятельности кадровиков настолько различается в разных организациях (от работы табельщика до выполнения обязанностей инженера по подготовке кадров), что вопрос о нормировании их труда является первоочередным. Нередко на кадровиков возлагаются обязанности различных служб (например, обязанность ежедневно получать корреспонденцию организации на почте), которые работодателю формировать нецелесообразно. Поэтому нормирование труда работников кадровой службы — непростая задача.

В связи с таким положением дел хотим обратить внимание на межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров, утвержденные Постановлением Минтруда СССР от 14.11.1991 N 78 и действовавшие до 1997 года (далее — Межотраслевые нормативы). В отсутствие иных аналогичных современных актов общего характера данные нормативы по-прежнему актуальны. В период их действия они носили рекомендательный характер и сейчас также могут быть использованы в этом юридическом статусе. Единственное, нужно учесть требование ст. 160 ТК РФ — нормы труда устанавливаются в соответствии с достигнутым к настоящему времени уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

В основу самостоятельной разработки работодателем, например, нормативов времени на каждый вид производственной операции, выполняемой кадровиком, могут быть заложены такие данные, как:

— фотохронометражные наблюдения трудоемкости работы — полученные силами специалистов по нормированию труда;

— обобщенные результаты анализа и исследования затрат времени на работы по комплектованию и учету кадров — силами экономистов по труду;

— данные оперативного учета и отчетности — силами технических исполнителей по учету труда, например, нарядчиков;

— технические расчеты времени пооперационности видов выполняемой работы — силами инженеров-технологов или инженеров-нормировщиков;

— обобщенные результаты анализа трудовых процессов в целях рационализации приемов и методов труда и организации рабочих мест кадровиков — силами инженеров по рационализации производственных процессов и повышения эффективности изобретений.

При этом работодатель должен учитывать особенности психологии работников с разными субъективно-эмоциональными характеристиками, чтобы вывести усредненный норматив для абстрактного работника отдела кадров. Так, из усредненного норматива фактического баланса рабочего времени (который можно рассчитать по многочисленным методикам) следует, что перерывы на отдых и личные надобности, как правило, составляют 3% рабочего дня, потери рабочего времени, не зависящие от работника, — 6%, выполнение несвойственных работ — 2% и основная работа — 89%. Значит, при расчете фактических затрат труда кадровика нужно вносить поправочные коэффициенты, учитывающие следующие виды работ: «повседневные, текущие», «периодически повторяющиеся», «нерегулярные», «редко встречающиеся», а также «планируемые» и «непланируемые».

Читайте также:
Радиационный фон: что это такое, описание и особенности

Степень физической нагрузки и напряженности труда кадровика рассчитывается по результатам анализа на основе изучения данных фотохронометражных наблюдений, статистических данных о результатах работы по приему и оформлению соискателей работы, графика использования рабочего времени, опроса работников кадровой службы.

Потом на каждом рабочем месте отдела кадров нужно выявить следующие характеристики трудового процесса:

— техническое обеспечение — характеризуется степенью отладки и надежности применяемого оборудования и программного обеспечения;

— организация труда — определяется уровнем неритмичности и неравномерности рабочей нагрузки в течение рабочего дня и отдельных дней рабочего месяца; нестабильности времени окончания работы (инспектор по кадрам должен начать работу по ПВТР с 9.00 и закончить в 18.00, но нередко какая-либо процедура, в частности, увольнения и выдачи трудовой книжки, вынуждает кадровика ожидать бывшего работника, например, стоящего в кассу за итоговым расчетом при увольнении, и после 18.00); вынужденным приоритетом одного вида работ над другим в зависимости от срочности этих работ, например, приоритетам приема на работу перед переводом внутри организации;

— кадровый состав — характеризуется периодами укомплектованности и недоукомплектованности штатов отдела кадров по отношению к штатной численности. Здесь же важно учесть уровень текучести кадров в отделе;

— условия труда — характеризуются соответствием микроклимата в помещении нормам по санитарно-гигиеническим характеристикам типовых рабочих мест, связанным со степенью нервно-эмоциональной и зрительной нагрузки, и степенью ответственности каждого работника за качественное выполнение своих функций;

— мотивация труда — характеризуется уровнем материальной заинтересованности в результатах своего труда, а именно уровнем заработной платы и стимулирующих выплат, установленных с учетом реально выполнимых напряженных производственных показателей;

— показатели результативности — характеризуются объемными показателями (количество принятых, обработанных, выданных документов), требованиями к качеству работы (отсутствие брака, возврата отчетов органами статистики), нормативами срока выполнения работ (при их наличии), отсутствием жалоб граждан и работников на работу отдела кадров и т. п.

Таким образом, самостоятельное нормирование труда — достаточно сложная задача. За основу нужно брать соответствующие методики, содержащие довольно-таки непростые математические формулы. Показатели, исходя из которых формируется задание работникам, обретают значительно большую объективно-оценочную силу, если применить научно-обоснованные нормативы, разрабатываемые региональными НИИтруда. Иначе остается творчески применить Межотраслевые нормативы, нормативы численности работников отделов подготовки кадров (бюро, секторов) на предприятиях, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.07.1989 N 233/13-15, и нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 05.06.2002 N 39.

Порядок пересмотра и оформления изменений действующих норм труда

Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологий, снижающих трудоемкость и напряженность работы, позволяющих сэкономить физические, эмоциональные и умственные ресурсы работников. Пересмотр и (или) замена норм труда осуществляются также в случаях проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, либо, напротив, продолжения использования физически и морально устаревшего оборудования (ч. 2 ст. 160 ТК РФ). Порядок оформления изменений действующих норм труда и введения новых аналогичен порядку их введения в конкретной организации впервые (ст. 161 и 162 ТК РФ).

Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда как для рационализаторов, так и для других работников (ч. 3 ст. 160 ТК РФ).

О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (ст. 162 ТК РФ). Законодатель, к сожалению, не указал, как извещать работников (письменно или устно, под роспись или нет) и как должен действовать работодатель (провести собрания, огласить информацию по местному радиовещанию или обнародовать ее в местной прессе и т. п.). В целях исключения трудовых споров любую информацию работодателю следует доводить до персонала под роспись в листке ознакомления, который будет неотъемлемой частью конкретного акта. Такой порядок предполагается абз. 10 ч. 2 ст. 22 и ч. 3 ст. 68 ТК РФ.

Несоблюдение порядка введения (изменения, пересмотра) норм труда порождает для работодателя негативное правовое последствие: если требования ст. 22, 161, 162 и 372 ТК РФ (об ознакомлении, предварительном предупреждении, учете мнения профсоюза при его наличии) не выполнены, то работник имеет право требовать оплаты своего труда на основе прежних норм и расценок (тарифов, окладов и т. д.) до истечения двухмесячного срока предупреждения. Более того, работник может не выполнять вновь введенные нормы труда, поскольку изданный работодателем правоприменительный акт считается не вступившим в законную (юридическую) силу с указанной в нем даты при несоблюдении названных требований ТК РФ.

Из предписаний ч. 4 ст. 10 ТК РФ следует, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Читайте также:
Незавершенное производство: что это такое, описание и особенности

Если работник не согласен на продолжение работы с новыми нормами труда, ему должна быть предложена другая работа в организации, соответствующая его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы — другая нижеоплачиваемая работа (ст. 74 ТК РФ). При отсутствии вакансии и в случае отказа от перевода работник должен быть уволен по п. 7 ст. 77 ТК РФ — отказ от продолжения работы в связи с изменением условий труда, определенных сторонами трудового договора.

Нормативный правовой акт

Это официальный документ госорганов или должностных лиц с правилами поведения

Нормативный правовой акт может быть в форме закона, постановления, приказа.

Разобрались, как устроена система нормативных правовых актов и как искать нужный документ.

Что такое нормативный правовой акт

Нормативные правовые акты, или НПА, регулируют жизнь в стране: как платить налоги, какие есть льготы для бизнеса, когда отдыхать на Новый год или что будет за работу без лицензии. Дадим определение нормативно правового акта.

НПА — это документы с правилами поведения для общества, которые принимают государство, региональные и муниципальные власти, уполномоченные организации, например Роскосмос, и должностные лица.

Такие документы могут принимать Госдума, правительство, президент, министерства, службы. Но не все акты госорганов и должностных лиц нормативные. Правительство может принять постановление о ставках платы за пользование лесными участками на всей территории России — и это будет НПА, а может выпустить внутреннюю инструкцию по закупке канцелярии — это не НПА.

Еще НПА нужно отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты — это тоже официальные документы, которые принимают госорганы и должностные лица, только они рассчитаны на однократное применение и на конкретного человека или организацию.

Назначение на должность министра Носова, назначение административного штрафа нарушителю Маркову, приказ о награждении чемпионки Савиной почетным знаком за развитие спорта — это индивидуальные правовые акты.

Отличить НПА можно по следующим признакам.

НПА носит официальный характер. Это значит, что НПА принимают только государственные и региональные власти, уполномоченные организации или должностные лица. Также НПА принимают в определенном порядке: присваивают дату и номер, печатают на бумаге, ставят печать, публикуют на портале pravo.gov.ru.

Федеральный закон рассматривает госдума в трех чтениях, затем его одобряет Совет Федерации, подписывает президент и публикуют. Только после этого новый закон нужно обязательно исполнять.

НПА действует не для одного человека или организации, а для всех: группы людей, либо компаний, либо и тех и других. Например, нельзя принять закон только для ИП Петрова, но можно принять закон для предпринимателей.

НПА можно применять много раз. Например, суд принимает решение по делу — это решение в моменте определяет права сторон и его нельзя применять повторно.

Посмотрим примеры НПА и документов, которые к ним не относятся.

НПА Не НПА
Конституция РФ Приказ об увольнении инженера Карпова из коммунальной службы госдумы
Постановление правительства о сроках службы фискальных накопителей ККТ Письмо правительства и любого другого ведомства, например Минфина
Указ президента о выплатах семьям с детьми Указ президента о присвоении звания Героя Труда гражданину Романову
Приказ МЧС о правилах противопожарной безопасности Предписание МЧС для ООО «Ромашка» об устранении нарушений противопожарных норм
Устав Ростовской области Договор аренды с комитетом по имуществу Ростовской области
Федеральный закон о банкротстве Решение суда по делу о признании ИП Каменской банкротом
Постановление мэрии Объявление итогов проведения торгов на земельный участок администрацией города

Форм нормативных правовых актов много: законы, постановления, инструкции, приказы, указы. И эти названия нельзя путать. Назвать приказ Минфина письмом, а указ президента постановлением — ошибка.

Чтобы не запутаться в названиях, правильно определять силу документа, быстрее искать нужный, все НПА можно делить на разные группы. Посмотрим две основные классификации: по силе действия и по территории.

По силе действия

У НПА есть сила действия — это помогает выбрать более важный документ. В идеале НПА не должны противоречить друг другу, но в реальности такое все же случается. И вот сила действия определяет, каким документом руководствоваться.

Конституция. Самый главный НПА в России — Конституция, ее еще называют основным законом страны. Все остальные НПА должны ей соответствовать.

Если в Конституции написано, что в России действует единое экономическое пространство, значит, нельзя принять закон о пошлинах за перемещение товаров из региона в регион. Такая норма противоречила бы статье 8 Конституции.

Федеральные законы — это документы, которые принимает Госдума — законодательный орган России. Законы определяют самые важные вопросы в стране: размер пенсии, процедуру банкротства, штрафы за нарушения и прочие. Процедура создания и принятия закона сложная и многоступенчатая, потому что он влияет на всю страну.

Примеры законов: ФЗ «О рекламе», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О защите прав потребителей». Также законы — это Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс. Их называют кодексами, потому что они содержат много правил в одной сфере.

Подзаконные акты. В одном законе невозможно прописать все детали. В них стараются закрепить общие правила, а вот о частностях рассказывают в подзаконных актах. На юридическом языке говорят: «Подзаконные акты принимают во исполнение законов», то есть подзаконные акты объясняют, как правильно действовать в конкретных случаях и ситуациях. Узнать подзаконные акты можно по названиям: указ, постановление, письмо, приказ, инструкция.

Есть закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», а его дополнят постановления правительства «О лицензировании образовательной деятельности» и «О медицинской деятельности». Закон установил общие правила, а постановления определили порядок его исполнения в конкретных сферах.

Еще важно проверить, где нужно применять НПА: по всей стране, только в одном регионе или в одном городе.

По территории

Есть правила, которые действуют для всех жителей России, а есть — только для жителей конкретного региона и даже города. Например, если в соседнем регионе предприниматель платит 3% налога с доходов на УСН «Доходы», это еще не значит, что вы будете платить столько же. Так бывает, потому что в регионах принимают свои уставы, законы, инструкции.

Все НПА делят на федеральные, региональные, муниципальные, а еще есть международные. Поговорим о каждой группе.

Федеральные, региональные и муниципальные НПА. Россия — это федерация. Это значит, что страна состоит из самостоятельных субъектов. Такие субъекты могут сами управлять своей территорией в пределах полномочий, данных Конституцией и федеральными законами, иметь отдельный от центра бюджет.

Получается, в России официальные документы могут принимать на общегосударственном уровне и уровне регионов. Федеральные законы действуют на всей территории страны, а региональные — только в одном субъекте. Например, если власти Самарской области приняли региональный закон, то исполнять его в Рязани не обязаны.

Еще собственные НПА принимают в городах федерального значения, такие города тоже относят к регионам. В России три города-региона: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Получается, жители Московской области не должны соблюдать законы Москвы, и наоборот.

Для региональных актов есть два правила:

  1. Такие нормы не могут ухудшать положение людей или бизнеса в сравнении с общегосударственными. Так, если в Налоговом кодексе установлена максимальная налоговая ставка для УСН «Доходы минус расходы» в 15%, регион может ее снизить, но не повысить.
  2. Компетенцию регионов определяют на федеральном уровне. То есть Конституция и федеральные законы устанавливают, в каких сферах регионы могут принимать НПА самостоятельно. Например, регионы России могут издавать свои Кодексы административных правонарушений, но только со штрафами за нарушения, которых нет в федеральном КоАП.

Система региональных НПА копирует федеральную, поэтому регионы принимают свои конституции, законы, подзаконные акты.

Есть еще один уровень ниже актов регионов — акты городов, деревень, поселков. Такие акты называют муниципальными НПА. Они регулируют вопросы местного значения, например льготы по земельному налогу или правила посещения парка.

Например, постановление мэрии Ярославля «О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах» или постановление администрации Екатеринбурга «Об автоматизации закупок малого объема».

Международные акты. Государства могут договариваться о правилах и фиксировать их в договорах, резолюциях, конвенциях. Эти правила не действуют на все страны автоматически: каждое государство само решает, участвовать в договоре или нет. В договор можно как вступить, так и выйти из него.

Россия участвует в Конвенции о защите прав человека 1953 года, в Бернской конвенции о защите литературных и художественных произведений 1887 года.

Если страна соглашается исполнять правила по международному договору, она должна принять новые внутренние законы или скорректировать старые внутренние законы под эти правила. Например, когда Россия в 1997 вступила в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, она приняла мораторий на смертную казнь — таково было правило для стран-участниц.

Международные договоры, в которых участвует наша страна, в основном учли во внутренних законах, поэтому напрямую обращаться к международным НПА вам вряд ли придется. Исключение — соглашения или конвенции об избежании двойного налогообложения, например с Кипром или США.

Иерархия нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты имеют иерархию из восьми уровней. Чем уровень выше, тем главнее акт. На практике это значит, что акты нижних уровней должны соответствовать верхним. То есть законы не должны противоречить Конституции, указы президента и прочие акты — законам, а постановления правительства — всему вышеперечисленному.

Случается, что два акта противоречат друг другу, — такую ситуацию называют правовой коллизией. Выбрать правильный акт помогает иерархия — будут применять правила из документа более высокого уровня.

Артем собирается подавать заявление в налоговую инспекцию. В федеральном законе он прочитал, что нужно успеть подать его за 20 дней, а в приказе ФНС, что за 10 дней. Так как закон выше ведомственного акта, то правильный срок — 20 дней.

Иерархия нормативных правовых актов

Уровень 1 Конституция РФ
Уровень 2 Международные договоры
Уровень 3 Федеральные законы
Уровень 4 Указы президента
Уровень 5 Постановления правительства
Уровень 6 Приказы федеральных министерств, постановления главного санитарного врача РФ, указания и положения Банка России
Уровень 7 Приказы служб
Уровень 8 Региональное законодательство и муниципальные акты

Начинайте искать ответ на вопрос со второго уровня. На первом уровне в Конституции нет конкретных правил — только принципы работы государства и жизни общества.

Предприниматель может узнать из Конституции, что Россия поддерживает конкуренцию и свободную экономическую деятельность, но не узнает, как открыть бизнес и какие платить налоги. Конкретные правила будут в законах и подзаконных актах. Например, как зарегистрировать бизнес, можно узнать в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а про все налоги России — в Налоговом кодексе.

Как искать нормативный правовой акт в системе

Виды и иерархия актов помогают быстрее найти нужный документ.

Предприниматель Ярослав открывает кафе в Москве. Все уже готово, и осталось сделать вывеску на фасад. Он слышал, что соседний магазин оштрафовали за неправильную вывеску. Ярославу нужно разобраться, какие требования есть к вывескам, чтобы его тоже не оштрафовали.

Посмотрим, как можно найти документ о требованиях к вывескам.

Где искать. Искать законы, постановления, письма можно в интернете, главное — на официальных порталах. Например, на государственном портале pravo.gov.ru или в коммерческих Консультанте и Гаранте.

Если пользоваться неизвестным сайтом, нельзя быть уверенным в актуальности: документы оттуда могут быть устаревшими или вовсе утратившими силу.

Как искать. Искать нужный акт можно по дате опубликования, названию документа или словам из текста. В разных системах могут быть и другие фильтры.

Пример расширенного поиска в системе Гарант

В работе с правовыми системами есть нюанс: можно найти документ, а он окажется закрытым — смотреть можно только в платной версии. В этом случае можно скопировать название документа и поискать в других сервисах, например Docs.cntd.ru. Еще можно посмотреть на сайте государственного органа, который принял акт.

Уведомление, что документ можно прочитать только в платной версии системы Гарант

Проверить, действует ли НПА. Пользоваться можно только действующими НПА. Срок действия документа может истечь сам или его могут отменить.

Еще закон может действовать, но только в новой редакции. Это значит, что сам НПА не отменили, но изменили текст или даже одно слово. Предыдущей версией пользоваться нельзя.

Госдума повысила МРОТ на 2022 год с 12 792 до 13 890 ₽. Для этого она не приняла новый закон «О минимальном размере труда», а внесла изменения в прежнюю версию. Теперь работодатели не смогут платить сотрудникам за полный рабочий день меньше 13 890 ₽ — прежний МРОТ больше не актуален.

Проверять статус НПА важно, чтобы не получить штраф или другое наказание за ошибку по невнимательности. На правовых порталах статус документа можно посмотреть на первой странице документа.

Например, в Гаранте на экране появляется текст на желтом, что документ утратил силу

На самом деле не всегда просто найти нужный документ. Например, может не получаться подобрать правильную фразу для поиска или не выходит вспомнить реквизиты акта. Тогда лучше задать вопрос юристу.

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

на временные акты;

акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Что такое нормативный правовой акт

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция РФ

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2022 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: