Нормы трудового законодательства как гарант трудовых прав

Статья 5 ТК РФ. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права (действующая редакция)

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 5 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена источникам трудового права. Прежде всего эта статья подчеркивает, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, т.е. ТК, иными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Таким образом, Кодекс определяет понятие трудового законодательства. Оно состоит только из законов, причем как федеральных, так и субъектов РФ. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений законами, содержащими нормы трудового права, означает, что такие акты по отраслевой принадлежности могут быть актами трудового права, а могут не относиться к трудовому праву, но содержать правовые нормы о труде. Так, к источникам трудового права относится Закон о железнодорожном транспорте, который, хотя и не является в целом законом о труде, содержит ст. ст. 25 и 26, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта.

Понятие трудового законодательства в новой редакции ст. 5 соответствует отсылочным статьям ТК, которые содержат указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

2. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала ТК и всех иных нормативных правовых актов о труде. Трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются (во многих случаях) законами и иными нормативными правовыми актами о труде, конкретизирующими положения ст. 37 Конституции РФ. Эта статья провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд, предусматривает: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд; право на защиту от безработицы, а также признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, закрепляет право на отдых.

3. Содержание норм трудового законодательства определяется и федеральными конституционными законами. Одним из них является Закон о чрезвычайном положении. В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, этот Закон предусматривает – на период действия чрезвычайного положения – возможность запрещения забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

Читайте также:
Сельскохозяйственный кооператив: что это такое, описание и особенности

4. Среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс от 30.12.2001 с последующими изменениями и дополнениями. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ.

Трудовой кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями. Он имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать ТК. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.

Кодекс впервые устанавливает механизм, гарантирующий приоритет ТК. В комментируемой статье указано, что в случае противоречий между ТК и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в ТК.

5. К источникам трудового права относятся указы Президента РФ. Указы Президента РФ, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений, определять особенности правового статуса некоторых категорий работников. Так, указами Президента РФ регулируется порядок подготовки и проведения аттестации государственных служащих, утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, установлен размер денежного содержания федеральных государственных служащих (см., например, Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110).

6. В систему нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации. Во многих случаях принимаются постановления Правительства РФ для реализации положений, предусмотренных ТК. Так, ст. 139 ТК устанавливает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этой статьей Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

7. Регулирование трудовых отношений осуществляется также подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Особое значение для регулирования трудовых отношений среди актов министерств и ведомств имеют постановления и разъяснения Минздравсоцразвития России, которому переданы функции бывшего Минтруда России. Постановления, принимаемые этим Министерством, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальным вопросам обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими федеральными органами исполнительной власти, органами самоуправления и организациями. Посредством постановлений Минздравсоцразвития России обеспечивается единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, предусматриваются условия применения постановлений Правительства РФ. Минздравсоцразвития России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству. До реорганизации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти такие постановления издавались Минтруда России.

8. Положения комментируемой статьи основаны на п. “к” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются актами как федерального, так и регионального уровней. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, определен ст. 6 ТК (см. коммент. к этой статье). В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по вопросу, урегулированному ранее законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации, региональное законодательство приводится в соответствие с актами федерального уровня.

Трудовой кодекс содержит и иное важное положение, относящееся к иерархии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Эти законы не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

9. В системе нормативных правовых актов о труде имеются также акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты о труде. Первые определяют режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей и др.

Трудовой кодекс устанавливает иерархию актов органов местного самоуправления. Они не должны противоречить ТК, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Читайте также:
Система законодательства: что это такое, описание и особенности

Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках этой организации. Они могут быть приняты также работодателями – физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

10. Трудовой кодекс выделяет в качестве источников трудового права нормативные соглашения: коллективные договоры и соглашения. Их отличие от иных источников права заключается в том, что нормативные положения коллективных договоров и соглашений устанавливаются в договорном порядке, т.е. по соглашению работников и работодателей. Действие коллективного договора локализовано конкретной организацией, а также правомочием работодателя – физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем. Соглашения могут быть генеральными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

11. Конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод граждан, незыблемы. Любое умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, является недействительным и не подлежит применению.

Конституционной Суд РФ и Верховный Суд РФ неоднократно признавали недействующими законы и иные нормативные правовые акты по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан.

Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.03.2005 N 3-П признал ст. 279 ТК (в ред. до принятия Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ), согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

Выплата компенсации, как указал Конституционный Суд РФ, – необходимое условие прекращения трудового договора с руководителем организации по п. 2 ст. 278 ТК.

Верховный Суд РФ, основываясь на конституционных положениях, также признает недействительными некоторые нормативные правовые акты. Так, Верховный Суд РФ, учитывая, что запрет на занятие двух руководящих должностей на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14.12.2000 признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 Постановления Совмина СССР от 22.09.1988 N 1111 “О работе по совместительству”, который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается.

12. Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 подчеркивает, что суд обязан разрешать трудовые споры на основании Конституции РФ, ТК, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора.

Виды гарантий и компенсаций в трудовом праве

Гарантии и компенсации по ТК РФ:

  • сохранение среднего заработка и места работы в определенные периоды;
  • уплата пособия при временной утрате трудоспособности, выявлении профессионального заболевания, травмы на производстве;
  • выплаты при вынужденном увольнении (сокращение штата, ликвидация);
  • запрет на ночные смены и труд в праздники — для отдельных категорий сотрудников;
  • отпуск в удобное время и пр.

Большинство льгот предусмотрены трудовым законодательством, но есть и такие, которые оговорены коллективными договорами и отраслевыми соглашениями.

Гарантии и компенсации ТК РФ подробно рассматривает в разделе VII и главах, касающихся отдельных категорий работников. Если компенсации применяются для возмещения потерь, понесенных в процессе трудовой деятельности, то социальные гарантии работникам — это меры обеспечения прав трудящихся (статья 164 ТК РФ.

Виды гарантий и компенсаций работающим гражданам

Наиболее распространенная классификация, какие социальные гарантии работнику предусмотрены трудовым законодательством РФ, связана с определенными ситуациями:

  • при направлении гражданина в командировку или на постоянную работу в другую местность (глава 24);
  • при исполнении государственных обязанностей (глава 25);
  • при совмещении работы с обучением (глава 26);
  • при прекращении трудовых отношений (глава 27);
  • при переводе на другую должность с меньшей зарплатой (статья 182);
  • при болезни (в том числе профессиональной) или несчастном случае (статьи 183 – 184);
  • при прохождении медосмотра, диспансеризации или сдаче крови (статьи 185, 185.1, 186);
  • при направлении на обучение или повышение квалификации (статья 187);
  • при использовании имущества, принадлежащего работнику (статья 188).

Другой способ классификации компенсаций и гарантий: денежные (выплаты или доплаты) и неденежные (сохранение рабочего места, предоставление особых прав или времени отдыха).

Собрали в удобную таблицу виды гарантий и компенсаций в трудовом праве на 2021 год.

В связи с чем предоставляются

Читайте также:
Философия права: что это такое, описание и особенности

В чем заключаются компенсации и гарантии

Переезд в другую местность

компенсирование расходов на переезд и обустройство

Исполнение государственных или общественных обязанностей

Совмещение работы с обучением

Повышение квалификации по инициативе работодателя

Перевод на другую работу

сохранение среднего заработка на определенный период

Болезнь (травма, несчастный случай на производстве)

Труд в особых условиях

Вынужденное прекращение трудового договора

Гарантии и компенсации при совмещении работы и образования

Если сотрудник получает высшее образование впервые, и его вуз имеет госаккредитацию, трудовой кодекс устанавливает специальные гарантии для работающих студентов. Это дополнительные отпуска продолжительностью:

  • 15 дней — на вступительные экзамены;
  • 15 дней — на сдачу экзаменов на подготовительных курсах;
  • 40 дней — на первых двух курсах, 50 дней — на последующих (на сессию);
  • не более четырех месяцев — на подготовку диплома и прохождение ГЭК.

Во время вступительных экзаменов (первые два случая) зарплата не сохраняется, во вторых двух — работодатель оплачивает студенту время отсутствия в размере среднего заработка. Эти меры распространяются и на заочников. Очникам выделяют 15 дней на сессию, один месяц — на госэкзамены, и четыре месяца — на подготовку диплома.

Студентам последних курсов, если возникнет необходимость, разрешено сокращать рабочую неделю на семь часов. В свободное время они получат половину среднего заработка. Если эта сумма ниже МРОТ, им положена доплата до него.

Если же сотрудник учится в аспирантуре или докторантуре, в течение каждого года ему дают 30 дней оплачиваемого отпуска. Тем, кому предстоит защита диссертации, положены более продолжительные перерывы с сохранением зарплаты: три месяца — кандидатам, и шесть месяцев — докторам наук.

На какие гарантии и компенсации рассчитывать беременным

Труд женщин с семейными обязанностями регулируется особым образом: социальные гарантии по ТК РФ для них перечислены в главе 41. Этой категории трудящихся положены:

  • защита от переработок (как ночью, в выходные и праздники, так и просто сверхурочно);
  • возможность снижения норм выработки;
  • труд в более щадящих условиях;
  • запрет на командировки;
  • ежегодный очередной отпуск перед уходом в декрет, вне зависимости от продолжительности работы;
  • страховка от увольнения без ее согласия (за исключением ликвидации компании или сокращения).

Помимо этого, беременная женщина имеет возможность проходить обязательные обследования без потери среднего заработка.

Гарантии и компенсации при вынужденном расторжении трудового договора

В первую очередь это выходные пособия: работодатель устанавливает виды компенсаций в соответствии со статьей 178 ТК РФ. Если человек теряет работу вследствие сокращения или ликвидации компании, ему выплачивают среднемесячный заработок сразу же и столько же на период поиска нового места.

Двухнедельный заработок уволенный получит, если:

  • по медицинским показаниям ему предложили перевод на другое место, но он отказался;
  • он занимал должность сотрудника, ранее уволенного незаконно и восстановленного по решению суда;
  • условия трудового договора подлежали изменению, и новшества он не принял;
  • его призвали на службу в армию.

Если грядет сокращение, сотрудникам должны сообщить об этом как минимум за два месяца и предложить альтернативные места. Преимущество сохранить место принадлежит более квалифицированным и эффективным работникам. При прочих равных условиях с большей вероятностью оставят:

  • человека с детьми или другими иждивенцами;
  • единственного кормильца в семье;
  • инвалида боевых действий;
  • сотрудника, получившего профзаболевание в этой организации.

Если компанию выкупают и новый владелец решает уволить руководителя, его заместителей или главбуха, им придется выплатить выходные пособия в размере трех средних заработков.

Законодательство по трудовому праву

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ – основной правовой регулятор трудовых отношений в РФ, он устанавливает основные права и обязанности работника и работодателя, дает понятия времени труда и отдыха, регулирует порядок предоставления защиты нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов сторон.
Все иные акты трудового законодательства не должны противоречить положениям ТК РФ.

Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данные закон устанавливает порядок осуществления обязательного страхования от несчастных случаев на производстве, а также в возмещения вреда причиненного жизни и здоровью работника при наступлении такого рода несчастных случаев.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»- регулирует процесс создания и деятельности, реорганизации и ликвидации профессиональных объединений работников и их ассоциаций в Российской Федерации.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ – статьи главы 5 Закона устанавливают гарантии трудовых прав инвалидов: установление квот для приема на работу данных лиц, создание специальных рабочих мест, особых условий труда в соответствие с индивидуальной программой реабилитации.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляет гарантии трудовых прав российских граждан, а также осуществления государственной политики, направленной на защиту населения от безработицы.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Оно разъясняет основные правила осуществления судебной защиты трудовых прав: устанавливает подведомственность и подсудность споров, порядок доказывания по делам о заключении, изменении и расторжении трудового договора, о взыскании заработной платы, обеспечению прав на ежегодные дополнительные отпуска и забастовки.

Читайте также:
Скрытая преступность: что это такое, описание и особенности

Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 N 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников»- утверждает права отдельных категорий мед. работников (обеспечивающими лечение психиатрически больным гражданам, имеющим ВИЧ, СПИД или туберкулез), а также ветеринарным и иным работникам, оказывающим помощь в проведении противотуберкулезной профилактики.

Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (вместе с «Положением об особенностях направления работников в служебные командировки») – дает разъяснения по вопросу определения временных рамок командировки, устанавливает гарантии прав работника, отправленного в командировку (сохранение рабочего места, заработка, оплата проезда, проживания, суточных и др.)

Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей» – устанавливает обязанность администраций бюджетных учреждений, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, оплачивать 1 раз в два года проезд и провоз багажа работников и членов их семей. Современная судебная практика возлагает такую обязанность и на частные организации.

Постановление Правительства РФ от 02.04.2003 N 187 «О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность» – регламентирует порядок компенсации расходов работнику на переезд в другой административно-территориальный пункт в связи с его переводом на работу в другое обособленное подразделение работодателя.

Не нашли ответ на Ваш вопрос?

Позвоните нашему юристу!

Архангельск: (8182) 47-15-16, +7 902-286-15-16

Санкт-Петербург: +7 981-761-00-72

Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»- порядок расчета среднего размера заработной платы, необходимого, согласно положениям ТК РФ, для урегулирования имущественных споров между работником и работодателем.

Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей»). Закрепляет порядок изготовления бланков трудовой книжки, обеспечения ими работодателей, а также их заполнения и хранения.

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности». Устанавливает необходимость обязательного прохождения освидетельствования лицом, претендующего на занятие должности, связанной с выполнением работы, имеющей повышенную опасность.

Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда». Закрепляет дополнительные гарантии трудовых прав лиц, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, а именно сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, увеличенный размер оплаты труда.

Правовое регулирование надбавок осуществляется в соответствии со следующими правовыми актами:
— приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2, N 3;
— постановление Совета Министров — Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012;
— разъяснение Минтруда России от 16.05.1994 N 7;
— постановление Минтруда России от 11.09.1995 N 49.

Для заключения договоров о материальной ответственности:

Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (Приложение N 1
к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 85).

Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества (Приложение N 3 к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 85).

Ст. 11 ТК РФ: вопросы и ответы

  • Ст. 11 ТК РФ: официальный текст
  • Ст. 11 ТК РФ: вопросы и ответы
  • На каких именно трудящихся специалистов распространяется действие трудового права?
  • Действует ли трудовое законодательство РФ в отношении работающих в России иностранцев?
  • Труд каких работников регулируется с некоторыми отличиями от общих правил?
  • В отношении каких специалистов в силу статьи 11 ТК РФ не действует трудовое законодательство?

Ст. 11 ТК РФ: официальный текст

Ст. 11 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 11 ТК РФ определяет механизм действия норм трудового права РФ, прописанных в ТК РФ, а также в каких-либо иных нормативных актах. Понимать принципы и особенности действия законодательства о труде одинаково важно как для работников, так и для работодателей. Ведь для некоторых из специалистов нормы ТК РФ действуют с некоторыми специфическими особенностями, а на некоторых не распространяются вовсе.

На каких именно трудящихся специалистов распространяется действие трудового права?

Ст. 11 ТК РФ устанавливает, что нормы трудового законодательства (содержащиеся как в ТК РФ, так и в иных законах РФ) должны в равной степени регулировать труд всех работников и действия всех работодателей России. При этом указанными нормами должны руководствоваться абсолютно все компании, принимающие на работу наемных специалистов, независимо от организационно-правовой формы ведения бизнеса. Указанное справедливо и в отношении работодателей — физических лиц, в т. ч. не зарегистрированных в качестве ИП.

Читайте также:
Таможенные сборы: что это такое, описание и особенности

ВАЖНО! Дискриминация со стороны фирмы (физлица-работодателя) специалистов в их правах на основе личностных критериев (национальность, пол, раса и др.), а не профессиональных умений запрещается прямо ст. 2 ТК РФ.

Сотрудникам важно понимать, что на нормы трудового законодательства РФ они могут опираться при работе в любых условиях труда, если такая работа приводит к возникновению трудовых правоотношений между фирмой (физлицом-работодателем) и специалистом в смысле ст. 15 ТК РФ (т. е. если сотрудник фактически за определенную плату выполняет трудовую функцию в фирме (у физлица), действует в соответствии со штатным расписанием компании, подчиняется правилам внутреннего распорядка и т. д.).

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! При этом не имеет значения сам факт наличия письменного трудового договора. Ведь если деятельность специалиста может быть квалифицирована как трудовые отношения, то даже при отсутствии письменного трудового договора с момента допуска специалиста к работе трудовые отношения считаются возникшими. А значит, на такие отношения действует трудовое право в полном объеме (ст. 16 ТК РФ).

Подробнее об аспектах подписания трудового договора см. в статье «Порядок заключения трудового договора (нюансы)».

Кроме того, ст. 11 ТК РФ закрепляет, что действие нормативных актов трудового законодательства в РФ распространяется не только на трудовые отношения, но и на иные, связанные с трудовыми отношения. В частности, на нормы трудового права в выстраивании взаимоотношений с компанией могут опираться акционеры, участники товариществ и др.

Действует ли трудовое законодательство РФ в отношении работающих в России иностранцев?

В ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что все трудовые нормы в равной степени справедливы и по отношению к специалистам-иностранцам, а также к сотрудникам, не имеющим гражданства вовсе. Кроме того, нормы российского трудового права применяются ко всем специалистам, местом работы которых являются иностранные (международные) фирмы.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Иностранные специалисты в целом приравниваются по своему правовому положению к российским работникам (это следует из ст. 62 Конституции РФ и из ст. 4 закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Но лишь в том случае, когда они четко соблюдают требования миграционного законодательства.

Вместе с тем для иностранцев, по сравнению с российскими работниками, действуют и некоторые ограничения в отношении распространения норм трудового права. Так, работать на территории РФ они могут, только получив соответствующее разрешение и по достижении возраста 18 лет (п. 4 ст. 13 закона № 115-ФЗ), в то время как для российских специалистов разрешения не требуется, а общеустановленный возрастной порог для заключения трудового договора — 16 лет.

Кроме того, некоторыми видами деятельности (указанными в п. 14 ст. 13 закона № 115-ФЗ) иностранцам запрещено заниматься совсем. В частности, это муниципальная служба, оборонный комплекс РФ и др.

Подробнее о нюансах работы иностранцев в РФ см. в статье «Прием на работу иностранных граждан в 2016 году (нюансы)».

Труд каких работников регулируется с некоторыми отличиями от общих правил?

Несмотря на то что по общему правилу нормы трудового законодательства едины для всех специалистов и всех компаний-работодателей в РФ, существует и некоторая дифференциация в правовом регулировании труда отдельных сотрудников. Такая дифференциация выражается в том, что в отношении некоторых работников нормы трудового права действуют не в полном объеме, в то время как на других специалистов распространяются еще какие-либо дополнительные требования, правила, льготы, гарантии и т. д.

Как правило, конкретные особенности регулирования труда отдельных специалистов могут быть выстроены на основе следующих критериев:

  • специфика выполняемых сотрудником трудовых функций (в частности, для государственных и муниципальных служащих);
  • отраслевые особенности труда работника на определенной должности (к примеру, педагоги, сотрудники сферы транспорта и др.);
  • территория, на которой располагается место труда специалиста (к примеру, работники Крайнего Севера и т. д.);
  • форма закрепления отношений между сотрудником и фирмой (в частности, специалисты-совместители, рабочие, привлеченные на сезонные работы и др.);
  • личные обстоятельства или свойства, присущие определенному работнику (в частности, беременные женщины, несовершеннолетние и др.).

В отношении каких специалистов в силу статьи 11 ТК РФ не действует трудовое законодательство?

Одновременно с этим, как устанавливает ст. 11 ТК РФ, на лиц, занятых определенным родом деятельности, нормы трудового права из ТК РФ и других законов РФ не распространяются.

К таким лицам относятся:

  • военнослужащие при исполнении служебных обязанностей;
  • специалисты, являющиеся членами наблюдательных органов в компании (совета директоров) при том условии, что такие специалисты одновременно не имеют заключенного трудового договора с компанией;
  • работники, трудящиеся по гражданско-правовому договору (ГПД).

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Однако если у работника на ГПД фактически с фирмой (физлицом-работодателем) трудовые отношения, то после признания их таковыми труд таких специалистов будет также регулироваться трудовым правом РФ.

  • иные специалисты, для которых неприменимость норм трудового законодательства РФ прописана в федеральных законах.
Читайте также:
Специальные пошлины: что это такое, описание и особенности

Поэтому работнику в случае спора с работодателем нужно четко представлять, на что опираться: на нормы ТК РФ или специальных законов, регулирующих конкретно их род занятий.

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Комментарий к ст. 11 TК РФ

1. Предмет регулирования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, составляют трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними, отношения (см. комментарий к ст. 1 ТК).

2. Другие отношения, связанные с использованием личного труда, также составляют предмет регулирования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если это предусмотрено ТК или иным федеральным законом.

Так, граждане, имеющие акции в акционерных обществах, участники хозяйственных товариществ одновременно могут состоять с обществом (товариществом) как в гражданско-правовых отношениях, вытекающих из членства, так и в трудовых отношениях (работая, например, в качестве бухгалтера). Отношение, основанное на личном труде работника-акционера (участника товарищества), – сфера действия норм трудового права.

3. Положения законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

4. Во всех случаях, когда судом доказано, что фактически существующие трудовые отношения оформлены гражданско-правовыми договорами, к таким трудовым отношениям должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

5. В соответствии со ст. 62 (ч. 3) Конституции РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами граждан РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ.

6. Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; далее – Закон о правовом положении иностранцев) иностранцы пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

7. Нормы трудового законодательства РФ обязательны для применения работодателями, являющимися:

а) иностранными организациями и международными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории РФ с применением труда граждан РФ;

б) организациями, созданными на территории РФ с участием иностранных инвесторов (либо полностью, либо только с участием иностранных инвесторов).

8. Законом о правовом положении иностранцев установлены определенные правила по привлечению и использованию в РФ иностранной рабочей силы (ежегодное квотирование численности работников для въезда в РФ, необходимость получения в некоторых случаях специального разрешения на работу, ограничения в отдельных видах трудовой деятельности).

Так, например, иностранцы не могут быть:

а) приняты на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ (ст. 14 Закона о правовом положении иностранцев);

Читайте также:
Солидарные обязательства: что это такое, описание и особенности

б) назначены на должность нотариуса (ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. // ВВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318);

в) членами летного экипажа воздушного судна РФ, которое относится к коммерческой гражданской авиации (ст. 56 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383), и т.д.

9. Статья 11 ТК, определяя сферу действия норм трудового права по кругу лиц, указывает на установление ТК особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников – руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин и лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до 18 лет и др. (см. комментарий к разд. XII ТК).

10. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, могут применяться и к иным отношениям, основанным на личном труде, если это установлено федеральным законом.

Так, согласно ст. 40 ФЗ от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870) в производственном кооперативе не допускается установление условий, ухудшающих положение работников кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде РФ (минимальный размер оплаты труда, продолжительность отпуска и др.).

11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется на государственных служащих с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215), а на муниципальных служащих – с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации” (СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152).

12. Статья 11 ТК называет также круг иных лиц (их перечень не является исчерпывающим), на которых не распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если только указанные лица не выступают одновременно в качестве работодателей или их представителей.

Так, действие норм трудового права не распространяется на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), а также на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), например на основании договора поставки, поручения, возмездного оказания услуг и др. (см. часть вторую ГК).

13. Действие норм трудового права не распространяется также на лиц, проходящих военную либо иную службу, в том числе по контракту, с присвоением воинских (специальных) званий. Например, это касается военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы (см. ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331), лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел (см. Постановление ВВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 “Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации” // ВВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70), должностных лиц таможенных органов (см. ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ “О службе в таможенных органах Российской Федерации” // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586) и др.

Судебная практика по статье 11 TК РФ

Как следует из п. “к” ч. 1 ст. 72, п. п. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 5, 11 ТК РФ, трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые субъектами Российской Федерации законы и нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не могут и не должны противоречить названному Кодексу, федеральным законам и иным нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти; в случае такого противоречия применяется Кодекс или иной федеральный закон.

Согласно ст. 11 ТК РФ особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и других) устанавливаются Кодексом и иными федеральными законами.
Правовое положение государственных служащих, в том числе состав денежного содержания, определено в ст. 17 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”, и материальная помощь в нем не предусмотрена.

абзаца пятого части восьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому трудовое законодательство не распространяется на других (помимо перечисленных в указанной части данной статьи) лиц, если это установлено федеральным законом;
пункта 2 части первой статьи 77 названного Кодекса, в соответствии с которым основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

В этой же связи нельзя согласиться с выводом суда о том, что оспоренная норма согласуется с положениями ст. ст. 6, 11, 164, 165, 172 Трудового кодекса Российской Федерации и не противоречит федеральному законодательству.
Поскольку судами при рассмотрении настоящего дела допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, Президиум Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым вынести новое решение об удовлетворении требований прокурора, не передавая дело на новое рассмотрение.

Читайте также:
Спасательная единица: что это такое, описание и особенности

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Е.Ф. Смольская просит признать не соответствующими статьям 8, 19, 34, 37, 39 и 41 Конституции Российской Федерации статьи 219, 220, 221, 224, 235 и 241 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2, 14 и 15 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”, статьи 11, 56, 129, 130, 132 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 22 и 28 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, а также Федерального закона “О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации”.

Заявитель указал на то, что обжалуемое постановление противоречит ст. ст. 22, 136 Трудового кодекса РФ, предусматривающим обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка организаций, трудовыми договорами, и направлено на задержку выплаты заработной платы определенной категории работающих. В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации его нормы распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и обязательны для применения всеми работодателями.

Статьями 11 и 59 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе. Срочный трудовой договор может заключаться в случае поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также в политических партиях и других общественных объединениях. Иные случаи заключения срочных трудовых договоров могут устанавливаться только федеральными законами.

Гарантии, указанные в ст. 24 оспариваемого Закона, в целом согласуются с принципами осуществления совместного нормотворчества Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, позволяющими субъектам Российской Федерации принимать по предметам совместного ведения собственные нормативные правовые акты по вопросам, в том числе, и не урегулированным в соответствующих федеральных законах, и положениями ст. ст. 5, 18 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст. ст. 6, 11, 164, 165, 172 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими создание депутатам представительных органов местного самоуправления необходимых условий для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий путем установления для них Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации особого статуса, включающего в себя и дополнительные трудовые гарантии, обеспечивающие защиту депутатов от незаконного увольнения с работы и необоснованного изменения им существенных условий труда. Поскольку федеральный закон о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации отсутствует, то с учетом изложенных выше обстоятельств Республика Коми обоснованно приняла собственный нормативный правовой акт, содержащий нормы о статусе депутатов советов муниципальных образований Республики Коми, которые предусматривают более высокий по сравнению с действующим трудовым законодательством уровень защиты трудовых прав этих депутатов. При этом установленные в ст. 24 Закона Республики Коми “О местном самоуправлении в Республике Коми” меры защиты трудовых прав депутатов представительных органов местного самоуправления сами по себе не противоречат основным началам трудового законодательства, т.к. не исключают право работодателя на применение положений ст. ст. 73, 77, 81 Трудового кодекса Российской Федерации при наличии согласия соответствующего представительного органа местного самоуправления, и с точки зрения права граждан на осуществление местного самоуправления через свои выборные органы являются соразмерными и оправданными.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” на муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Аналогичная норма содержится в статье 11 ТК РФ, которой предусмотрено, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

СТАТЬИ 11 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 45 ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ В
ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,

Трудовое право

Все моменты, касающиеся отношений между наемными сотрудниками и лицами, предоставляющими им работу, организации трудового процесса, гарантий обеспечения прав, свобод и обязанностей обеих сторон, декларируются в контексте трудового права.

Читайте также:
Предприятие ликвидировано, а трудовую не выдают

Рассмотрим, какие именно функции возложены на трудовое право в системе правоустанавливающих отношений в нашем государстве, какие цели преследует и какие задачи помогают выполнению поставленных целей.

Трудовое право как система

Установление в правовом поле норм регулирования нюансов производственных отношений в процессе наемной работы и производства составляет правовую систему в трудовой сфере. В РФ принципы трудового права закреплены в Трудовом Кодексе, в который периодически вносятся изменения и дополнения. Поскольку эта ветвь права существует как целостное динамическое образование, ей присущи все характеристики системного объекта:

  • элементы;
  • структура (связи между элементами);
  • цель функционирования;
  • сами функции;
  • задачи, ставящиеся перед системой.

Поэтому, анализируя эту правовую отрасль, нужно рассмотреть все ее системные параметры.

СПРАВКА! Трудовое право выступает одним из самых молодых направлений правоохранительного поля. Как самостоятельная сфера оно выделилось на рубеже 19 и 20 столетий, что можно связать с интенсивным развитием в этот период наемного труда. Одним из «отцов-основателей» этой правовой отрасли был ученый Л.С.Таль. Сегодня есть тенденция к более мелкому «дроблению» трудовой сферы права, к выделению из нее самостоятельных областей, например, «право соцобеспечения», «право наемного труда для публичных служебных функций» и др.

Какой предмет рассматривает трудовое право

Предметом рассмотрения трудового права выступают все формы трудовых отношений и некоторые другие, напрямую объединяемые с трудовыми (так декларирует ст.1 ТК РФ).

В качестве таковых рассматриваются 2 основные формы взаимодействия сторон.

  1. Индивидуальные отношения в производственном процессе (ИТО).
  2. Общественные отношения, имеющие касательство к трудовым, в основном, сферах:
    • организации процесса труда;
    • руководства трудом;
    • особенностей трудоустройства;
    • обеспечения нужного уровня квалификации сотрудников (дополнительная спецподготовка, перепрофилирование, профобучение и т.п.);
    • обязанности по возмещению ущерба, причиненного той или иной стороной производственных отношений;
    • возможностей разрешения трудовых конфликтов;
    • требований к полномочиям сторон;
    • социального партнерства;
    • надзора государственных органов за выполнением правовых норм.

Цели, поставленные перед трудовым правом

Цели каждой отрасли права отображают как государственные, так и народные интересы. Целеполагание динамичной системы, каковой является сфера труда, может меняться вследствие внесения качественных изменений в ее содержание. В настоящий момент актуальны цели, заявленные на момент 7 ноября 2015 года (они регламентированы в самой первой статье ТК РФ).

  1. Гарантирование государством обеспечения гражданам страны свободного права трудиться.
  2. Действия, направленные на создание благоприятных и эффективных для обеих сторон условий труда.
  3. Охрана интересов и обеспечение выполнения полномочий сотрудников и работодателей как действующих сторон процесса труда.

Задачи трудового права – на благо общества

Обеспечение соблюдения правовых трудовых норм призвано способствовать правопорядку в трудовой сфере, что благотворно влияет на общество. Задачи каждой правовой отрасли отражают часть социальных задач в целом, будучи направлены на достижение задекларированных целей. Они приведены в тексте ТК (ч.2 ст.1) и декларируют:

  • формирование оптимальных факторов для консенсуса интересов собственников производства, руководителей и наемных сотрудников, а также пользы для державы;
  • способствование возрастанию производительности труда;
  • содействие росту качественности труда;
  • меры содействия эффективности производства;
  • участие в улучшении финансового и культурного благополучия работающих граждан;
  • упрочение трудовой дисциплины.

Функции, обеспечиваемые трудовым правом

Функции правовой отрасли – это те направления, по которым декларируемые в конкретной сфере нормы призваны воздействовать на различные стороны внешней среды.

В трудовой отрасли права речь идет о влиянии производственных факторов на человеческое сознание и поведение в процессе наемного сотрудничества, максимально обеспечивающим решение вышеприведенных задач.

  1. Регулятивная функция – главная в сфере труда. Все граждане согласно Основному закону РФ имеют свободное и ничем не ограничиваемое право на труд, и в качестве его обеспечения и функционирует эта конкретная отрасль.
  2. Социальная функция (следует из регулятивной). В ТК РФ декларируются нормы, содействующие разрешению многих социальных задач:
    • влияние на занятость населения;
    • прерогатива человеческих свобод и прав в трудовых процессах;
    • создание безопасных условий для труда;
    • предоставление возможности заниматься госслужбой и др.
  3. Защитная функция. Она призвана гарантировать всем сторонам трудового процесса возможность выступить за свои интересы, права и свободы, связанные с занятостью, всеми дозволенными законом способами. Нормы, касающиеся этой функции, рассматривают:
    • порядок преодоления споров и конфликтов в трудовых ситуациях;
    • обеспечение гарантированных прав и восстановление их в случае попрания;
    • установление соответствующего уровня трудовых условий и др.
  4. Хозяйственная функция (иначе называемая производственной) предназначена для работодателей как стороны трудового процесса, нормы в рамках этой функции действуют именно в их пользу:
    • стимулирование эффективности производственного процесса;
    • требования трудовой дисциплины;
    • полномочия в отношении наемного персонала;
    • разные формы ответственности сотрудников;
    • рачительное использование ресурсов и пр.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Защитная и производственная функции являются специфичными именно в отношении трудового права, остальные функции можно отнести к общеюридическим и социальным.

  • Воспитательная функция касается мер гарантии выполнения сторонами своих обязанностей, то есть действий по стимуляции, дисциплинированию, убеждению и иногда даже принуждению. Реализуется в таких нормах:
    • положения о стимулировании сотрудников;
    • система премирования и депремирования;
    • дисциплинарный кодекс ответственности персонала.
  • Экономическая функция характеризует взаимное влияние труда на государственные интересы, потому что он оказывает самое прямое воздействие на экономику страны. Нормы в рамках этой функции направляются на поддержание заинтересованности государства в эффективной трудовой деятельности населения, на контролирующие и надзорные меры над правами и обязанностями сторон в трудовой сфере.
  • Функция развития рабочей демократии. Наемный персонал не должен восприниматься исключительно пассивной стороной трудовых отношений, хотя и обеспечивает их реализацию. В рамках заявленной функции трудовое право стремится задекларировать нормы, дающие возможность сотрудникам в той или иной форме воздействовать на управление производством, формирование условий труда, соблюдении социальных гарантий и пр.
  • Читайте также:
    Условная сделка: что это такое, описание и особенности

    ВАЖНО! В разные периоды развития нашего государства все эти функции проявляются по-разному и имеют различный приоритет. Например, последняя функция, столь активно проявляющаяся в обновлении норм трудового права в 80е годы, в настоящее время не столь актуальна вследствие все большего преобладания рыночных отношений. Кризис современной экономики обусловил снижающееся значение и воспитательной функции.

    Перечисление функций трудового права нельзя определить как закрытое. Еще раз напоминая о том, что данная правовая отрасль является живой, развивающейся системой, важно не забывать, что в процессе практического применения нормы трудового права могут обеспечивать выполнение и других дополнительных функций.

    “Трудовой кодекс Российской Федерации” от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021)

    ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    21 декабря 2001 года

    26 декабря 2001 года

    Судебная практика и законодательство — ТК РФ

    работодателей, присоединившихся к настоящему Соглашению после его заключения в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ).

    1.6. ТК РФ, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, принятые в период действия настоящего Соглашения, улучшающие правовое и социально-экономическое положение работников, расширяют действие соответствующих пунктов настоящего Соглашения с момента вступления их в силу.

    В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и Трудовым кодексом Российской Федерации приказываю:

    – статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), в соответствии с которой нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства РФ;

    8.1. Отношения и ответственность договаривающихся сторон в процессе реализации Соглашения регламентируются ТК РФ, Федеральными законами от 12.01.1996 N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” и от 27.11.2002 N 156-ФЗ “Об объединениях работодателей”, а также другими нормативными правовыми и нормативно-техническими актами.

    14. Трудовой кодекс Российской Федерации;

    15. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”;

    16. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”;

    54. При этом, в случае, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую трудоустраивается гражданин, входили в его должностные (служебные) обязанности, ему рекомендуется представить в организацию согласие комиссии, поскольку трудовой (гражданско-правовой) договор может быть заключен с таким гражданином только при наличии такого согласия. В условиях его отсутствия договор будет считаться заключенным с нарушением установленных правил заключения и подлежит прекращению по пункту 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), как заключенный в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности; в других случаях, предусмотренных федеральными законами (абзац шестой части 1 статьи 84 ТК РФ).

    1.11. Соглашение может быть изменено или дополнено в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации. При наступлении условий, требующих внесения изменений в Соглашение, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное уведомление о начале ведения переговоров. Внесенные изменения оформляются приложением к Соглашению, являются его неотъемлемой частью и письменно доводятся до сведения прокурорских работников, гражданских служащих и других работников органов и организаций прокуратуры.

    Курсовое обучение организуется на основании требований федеральных законов от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне”, от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ “Трудовой кодекс Российской Федерации”, постановлений Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 “О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, от 2 ноября 2000 г. N 841 “Об утверждении Положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны”.

    2.1.1. Принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом организации в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.

    предусмотрено для представителей субъектов персональных данных в соответствии с порядком, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, в той части, которая необходима для выполнения указанными представителями их функций;

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: