О лицензировании: что это такое, описание и особенности

Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О лицензировании отдельных видов деятельности

Принят Государственной Думой 22 апреля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года

(В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 19.10.2011 № 283-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 04.03.2013 № 22-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 21.07.2014 № 255-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 29.06.2015 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 263-ФЗ, от 27.10.2015 № 292-ФЗ, от 30.12.2015 № 430-ФЗ, от 30.12.2015 № 431-ФЗ, от 29.07.2017 № 216-ФЗ, от 29.12.2017 № 451-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 29.07.2018 № 249-ФЗ, от 03.08.2018 № 316-ФЗ, от 03.08.2018 № 323-ФЗ, от 30.10.2018 № 386-ФЗ, от 27.12.2018 № 498-ФЗ, от 15.04.2019 № 54-ФЗ, от 17.06.2019 № 148-ФЗ, от 26.07.2019 № 240-ФЗ, от 02.08.2019 № 282-ФЗ, от 02.08.2019 № 298-ФЗ, от 27.12.2019 № 478-ФЗ, от 27.12.2019 № 481-ФЗ, от 27.12.2019 № 492-ФЗ, от 18.02.2022 № 21-ФЗ, от 31.07.2022 № 270-ФЗ, от 30.04.2022 № 123-ФЗ, от 30.04.2022 № 128-ФЗ, от 26.05.2022 № 156-ФЗ, от 11.06.2022 № 168-ФЗ, от 11.06.2022 № 170-ФЗ, от 02.07.2022 № 349-ФЗ, от 06.12.2022 № 403-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

11. Действие положений настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос” лицензирования космической деятельности. (Часть введена – Федеральный закон от 15.04.2019 № 54-ФЗ)

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:

1) использования атомной энергии;

2) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

3) деятельности, связанной с защитой государственной тайны;

4) деятельности кредитных организаций;

5) деятельность по проведению организованных торгов; (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

6) видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

7) деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;

8) деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

9) деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

10) клиринговой деятельности;

11) страховой деятельности;

12) (Пункт введен – Федеральный закон от 13.07.2015 № 216-ФЗ; утратил силу – Федеральный закон от 15.04.2019 № 54-ФЗ)

13) репозитарной деятельности; (Пункт введен – Федеральный закон от 30.12.2015 № 430-ФЗ)

14) (Пункт введен – Федеральный закон от 29.12.2017 № 451-ФЗ) (Утратил силу – Федеральный закон от 11.06.2022 № 170-ФЗ)

15) пользования недрами. (Пункт введен – Федеральный закон от 30.04.2022 № 123-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2022 года)

3. Лицензирование указанных в части 2 настоящей статьи видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

4. Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности: (В редакции Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ)

1) оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание;

2) частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;

3) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра “Сколково”); (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

4) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами; (Пункт введен – Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ)

5) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I – IV классов опасности; (Пункт введен – Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ)

6) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами; (Пункт введен – Федеральный закон от 30.10.2018 № 386-ФЗ)

7) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах; (Пункт введен – Федеральный закон от 31.07.2022 № 270-ФЗ)

8) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры; (Пункт введен – Федеральный закон от 11.06.2022 № 168-ФЗ)

9) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. (Пункт введен – Федеральный закон от 11.06.2022 № 168-ФЗ)

41. Особенности лицензирования производства лекарственных средств в части приостановления или прекращения действия лицензии могут устанавливаться федеральным законом. (Часть введена – Федеральный закон от 27.12.2019 № 481-ФЗ)

5. Положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, связанным с лицензированием медицинской деятельности и образовательной деятельности, осуществляемых организациями на территориях опережающего социально-экономического развития, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”. (Часть введена – Федеральный закон от 31.12.2014 № 519-ФЗ)

6. Положения настоящего Федерального закона к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности организаций и их филиалов, расположенных на территории международного медицинского кластера и осуществляющих соответствующую направлениям деятельности международного медицинского кластера деятельность, применяются с учетом особенностей, установленных Федеральным законом “О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. (Часть введена – Федеральный закон от 29.06.2015 № 160-ФЗ; в редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 240-ФЗ)

Читайте также:
Посессионные крестьяне: что это такое, описание и особенности

7. Положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, связанным с лицензированием медицинской деятельности и образовательной деятельности, осуществляемых организациями на территории свободного порта Владивосток, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом “О свободном порте Владивосток”. (Часть введена – Федеральный закон от 13.07.2015 № 213-ФЗ)

8. Положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования медицинской, образовательной и иных видов деятельности организаций, расположенных на территории инновационного научно-технологического центра и осуществляющих соответствующую направлениям деятельности инновационного научно-технологического центра деятельность, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом “Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. (Часть введена – Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ)

Статья 2. Цели, задачи лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности

1. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

3. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) лицензирование – деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

2) лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ)

3) лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; (В редакции Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ)

4) лицензирующие органы – уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование; (В редакции Федерального закона от 19.10.2011 № 283-ФЗ)

5) соискатель лицензии – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии;

6) лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию;

7) лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования;

8) место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее – место осуществления лицензируемого вида деятельности), – объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата;

9) уполномоченное должностное лицо лицензирующего органа – руководитель лицензирующего органа, иное должностное лицо лицензирующего органа, уполномоченное на принятие решения, осуществление иного действия в сфере лицензирования. (Пункт введен – Федеральный закон от 11.06.2022 № 170-ФЗ, вступает в силу с 1 марта 2022 года)

Статья 4. Основные принципы осуществления лицензирования

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;

4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ)

7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации в области лицензирования и полномочия лицензирующих органов

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относятся:

1) определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности;

Читайте также:
Обычай торговый: что это такое, описание и особенности

2) утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования;

3) утверждение порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг;

4) утверждение порядка формирования и ведения реестра лицензий; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ)

5) утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга, порядка подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании;

6) утверждение типовой формы выписки из реестра лицензий. (Пункт введен – Федеральный закон от 27.12.2019 № 478-ФЗ)

2. К полномочиям лицензирующих органов относятся:

1) осуществление лицензирования конкретных видов деятельности;

2) проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании;

3) утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и других используемых в процессе лицензирования документов; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ)

4) предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на официальных сайтах лицензирующих органов с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информацией могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация.

Статья 6. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Осуществление полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 7. Права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующих органов

1. Должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право:

1) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов; (Утратит силу с 1 марта 2022 года – Федеральный закон от 11.06.2022 № 170-ФЗ)

3) выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

4) применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования обязаны:

1) исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в области лицензирования;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов.

21. Уполномоченные должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования проводят в соответствии с настоящим Федеральным законом оценку соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований. (Часть введена – Федеральный закон от 11.06.2022 № 170-ФЗ, вступает в силу с 1 марта 2022 года)

3. При осуществлении лицензирования должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В течение тридцати рабочих дней со дня получения сведений о фактах нарушения законодательства Российской Федерации должностными лицами лицензирующих органов при осуществлении лицензирования лицензирующие органы обязаны сообщить юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, права и законные интересы которых нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в таких нарушениях должностных лиц.

Статья 8. Лицензионные требования

1. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

2. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частью 41 настоящей статьи. (В ред

Основные вопросы по лицензированию

Зачем нужна лицензия: основные теоретические вопросы, общие положения

В соответствии с Гражданским кодексом для осуществления отдельных видов деятельности требуется специальное разрешение со стороны государства (лицензия). Основным законом, регулирующим вопрос лицензирования, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с данным законом под лицензирование подпадает около 100 видов деятельности.

Кроме того, законом (пункт 2 статьи 1) определены еще 19 сфер деятельности, на которые его действие не распространяется. Лицензирование в отношении них осуществляется в особом порядке. К таким сферам деятельности относятся банковская деятельность, нотариальная, внешнеэкономическая и ряд других.

В соответствии с законом о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых требует предварительного одобрения лицензирующим органом, поскольку его осуществление может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Попадание вида деятельности в перечень лицензируемых означает, что его осуществление возможно только после получение разрешения в государственных органах. В противном случае предприниматель или юридическое лицо могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной. Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии установлена статьей 14.1 КоАП и предусматривает следующее наказание:

  • административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Читайте также:
Платежное поручение: что это такое, описание и особенности

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии может повлечь за собой привлечение предпринимателя к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (статья 171 УК РФ). Ответственность предусмотрена следующая:

  • штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арест на срок от четырех до шести месяцев.

Правом получения лицензии обладают все без исключения хозяйствующие субъекты, соответствующие установленным лицензионным требованиям и условиям. В то же время законодательно установлен запрет на занятие определенными видами деятельности для индивидуальных предпринимателей, которым, естественно, не может быть выдана и лицензия на право их осуществления. Как правило, к таким видам деятельности относятся разработка, производство и продажа продукции военного и двойного назначения, оборот наркотических средств, ядов и т.д. В последнее время к закрытым для индивидуальных предпринимателей видам деятельности добавились производство и продажа алкогольной продукции.

Лицензирующие органы

В случае если вид деятельности попадает под лицензирование, начинающий предприниматель должен собрать определенный перечень документов и представить их в лицензирующий орган. Перечень лицензирующих органов устанавливается Правительством РФ.

Согласно закону о лицензировании, лицензирующие органы наделены следующими полномочиями:

переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

Лицензия

Лицензия – документ установленной государством формы, позволяющий заниматься тем или иным специфическим видом предпринимательской деятельности, которая требует дополнительного контроля со стороны государства.

На практике лицензиями также сокращённо именуются лицензионные договоры (соглашения), предусматривающие выдачу частноправовых лицензий. Пример: лицензия (разрешение) на строительство.

Зачем нужна лицензия

Оформление лицензии – необходимое условие для ведения предпринимательской деятельности в ряде специфических сфер.

Для получения лицензии необходимо пройти ряд проверок и подготовить пакет необходимой документации.

Лицензирование устанавливается государством только на виды предпринимательства, которые могут представлять опасность для окружающих (прямо либо косвенно). Лицензиаты, следовательно, подпадают под более тщательный контроль.

Виды лицензируемой деятельности

Законодательством Российской Федерации устанавливаются определённые типы лицензий в зависимости от того, к какой именно сфере предпринимательства они относятся.

На сегодняшний день закон выделяет около 50 направлений деятельности, для которых обязательно получение лицензии.

Наиболее типичные виды лицензируемой деятельности:

Продажа алкогольных напитков.

Производство, установка и обслуживание медицинской техники.

Торговля и изготовление наркотических средств (в медицинских целях).

Деятельность, связанная с полётами в космос.

Услуги частных охранных агентств.

Работа в области связи.

Международные пассажирские и грузовые перевозки.

Образовательная деятельность (открытие школ, внешкольных учебных заведений, университетов, техникумов).

Виды лицензий

На практике различают следующие виды лицензий:

Исключительная лицензия. Этот вид разрешительной документации направлен исключительно на управление имуществом (движимым/недвижимым либо денежными средствами). Особенность данного вида лицензии заключается в том, что её невозможно передать третьему лицу. Она привязана к личности человека, на которого оформлена.

Простая лицензия. Это разрешение привязывается не к субъекту, а к территории. Лицо, которое использует разрешительную документацию такого рода, обладает расширенными полномочиями.

Перекрёстная лицензия позволяет предоставлять патентные права.

Полная лицензия. Чаще всего государство для лицензирования конкретного вида деятельности использует именно этот вид разрешения. Полное разрешение позволяет оперировать нематериальными благами и правами (соответственно, правительство предоставляет разрешение на выполнение тех или иных действий).

Электронная лицензия – вид разрешительной документации, который выдаётся в электронном виде через интернет и не имеет бумажного дубликата.

Сублицензия относится к праву интеллектуальной собственности.

Патент (лицензионное соглашение в области патентов) – документ, регулирующий отношения в научно-технической сфере.

Лицензионный договор (бизнес-лицензия) – соглашение, которое составляется между двумя субъектами, не имещими отношения к государству. Может распространяться как на материальное, так и на нематериальное право.

Открытая лицензия позволяет любое (как коммерческое, так и некоммерческое) использование материальных и нематериальных благ, которые можно получить от объекта, на который распространяется разрешительная документация.

Перечень документов для получения лицензии

Для оформления лицензии требуются:

заявление на получение лицензии, составленное по определённой форме;

копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям (их перечень определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности);

пакет учредительных документов организации и квитанция об уплате госпошлины за предоставление лицензии.

Порядок получения лицензии

Лицензирование проходит в несколько этапов.

Сначала необходимо оплатить госпошлину, поскольку квитанция о её оплате входит в пакет необходимых документов.

Затем нужно собрать все документы, необходимые для получения лицензии.

Далее оформляется заявление, которое подписывается руководителем организации или иным уполномоченным лицом.

В заявлении указываются:

юридический и фактический адрес;

электронный адрес и телефон;

государственный регистрационный номер юридического лица и наименование органа регистрации с указанием его адреса;

ИНН и данные документа о постановке на учет в налоговой инспекции;

лицензируемый вид деятельности;

реквизиты квитанции об уплате госпошлины;

данные документов, подтверждающих соответствие лицензиара требованиям, предъявляемым к лицензируемому виду деятельности.

Заявление вместе с подкрепляющим пакетом документов подается в соответствующий лицензирующий орган.

Если документы приняты на рассмотрение, начинается сама процедура лицензирования. Занимает она 45 дней, считая со дня подачи заявления. За это время лицензирующий орган проверяет все полученные документы и достоверность указанных в них сведений, а также соответствие претендента установленным требованиям.

По окончании процедуры лицензирования оформляется приказ о выдаче лицензии. Через 3 дня после подписания приказа он выдаётся на руки представителю компании.

Проверки на предмет правомерности использования лицензий

Отметим, что государственный орган, выдавший лицензию, будет периодически проверять организацию.

Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. График и частота плановых проверок зависит от вида деятельности, обычно они проводятся каждые 1–3 года.

Читайте также:
Персона грата: что это такое, описание и особенности

Внеочередные проверки проводятся в случаях выявления нарушений во время предыдущих проверок, если в орган поступило сообщение о таких нарушениях и т.п.

Если в процессе проведения проверки контролер обнаруживает нарушения, организации даётся 30 дней на то, чтобы их устранить. В противном случае действие лицензии приостанавливается, а данные об выявленном факте нарушения вносятся в специальный реестр.

В случае, если организация не устранит выявленные нарушения по истечении этого срока, лицензия аннулируется.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Инструкция по получению лицензии для отдельных видов деятельности в 2022 году

1. Введение

Лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем определенного вида деятельности. Она предоставляется лицензирующим органом, который правомочен выдавать разрешения на ведение деятельности в той или иной сфере. Обязательным критерием для получения лицензии является соблюдение четких условий и оплата государственной пошлины.

2. Направления предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию

Лицензированию подлежат следующие сферы деятельности:

  • создание, написание и продажа шифровальных (криптографических) программ, информационных и телекоммуникационных систем, которые защищены с помощью шифровальных (криптографических) средств, проработка заказов, а также оказание услуг в области кодирования информации, техническое сопровождение шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, которые закодированы с применением шифровальных (криптографических) средств (исключение – техобслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, при защите которых используются шифровальные (криптографические) средства, предназначено для удовлетворения собственных потребностей юр. лица либо ИП);
  • разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи специальных технических средств, которые предназначены для негласного получения данных;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (исключение – указанная деятельность ведется для обеспечения личных потребностей юр. лица или ИП);
  • создание и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите засекреченной информации;
  • производство и реализация продукции полиграфии, которая защищена от подделок;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;
  • разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
  • разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация оружия гражданского и служебного назначения, базовых элементов огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (сюда же относят патроны для гражданского и служебного оружия, составные элементы патронов), пиротехнических изделий IV и V классов согласно национальному стандарту, применение пиротехнических изделий IV и V классов по техническому регламенту;
  • хранение и уничтожение химоружия;
  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов относящихся к I, II и III классам опасности;
  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах производственного значения и инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (не относится деятельность добровольной пожарной охраны);
  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание медицинской техники (исключение составляет техническое обслуживание, осуществляемое для обеспечения личных нужд юр. лица или ИП);
  • оборот наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров, выращивание наркосодержащих растений;
  • деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
  • пассажирские перевозки внутренним водным и морским транспортом;
  • перевозки внутренним водным и морским транспортом опасных грузов;
  • пассажирские перевозки воздушным транспортом (не относится к деятельности, которая осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица, ИП);
  • перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • пассажирские перевозки автотранспортом, которые оборудованы для перевозок свыше 8 человек (исключение составляет работа по заказам или в целях обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • перевозки ж/д транспортом пассажиров;
  • перевозки ж/д транспортом грузов, представляющих опасность;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на ж/д транспорте;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • частная детективная и охранная деятельность;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;
  • содействие трудоустройству российских граждан за пределами территории России;
  • предоставление услуг связи;
  • теле- и радиовещание;
  • изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на разных носителях (исключение – деятельность самостоятельно осуществляется лицами, которые обладают правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального законодательства либо иных официальных бумаг);
  • применение источников ионизирующего излучения (генерирующих) (не касается источников, используемых в медицине);
  • образование (исключение – частные образовательные фирмы, располагающиеся на территории «Сколково»);
  • деятельность в сфере освоения космоса;
  • геодезические и картографические работы, относящиеся к федеральному назначению. Их результаты должны быть значимы на общегосударственном и межотраслевом уровнях. Не затрагивает направления, связанного с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства);
  • выполнение маркшейдерских работ;
  • воздействие на гидрометеорологические, геофизические явления и процессы;
  • гидрометеорология и схожие ей области (не касается аналогичных направлений работы, проводимых в процессе инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
  • деятельность в сфере медицины (не затрагивает медицинские и иные организации, которые имеют статус частных предприятий и находятся в пределах «Сколково»)
  • реализация лекарственных препаратов;
  • сохранение объектов культурного наследия народов РФ;
  • осуществление экспертизы промбезопасности;
  • обращение взрывчатых материалов, используемых в промышленности.
Читайте также:
Обыкновенная акция: что это такое, описание и особенности

Вышеуказанный перечень видов деятельности утвержден федеральным законодательством.

Срок действия лицензии, как правило, не ограничен, но есть исключения. У ряда направлений предпринимательской деятельности срок действия разрешения жестко регламентирован и предусмотрена возможность его пролонгации. При изменении основных реквизитов ООО или ИП придётся заменить лицензию.

Заявление на получении лицензии подаётся после прохождения процедуры государственной регистрации либо перед началом осуществления конкретного направления работы, требующего лицензирования.

3. Перечень лицензирующих органов

Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство промышленности и торговли России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство культуры РФ;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

4. Требования для получения лицензии

Требования, предъявляемые к соискателю на получение лицензии:

  • квалифицированные работники, имеющие высшее образование и определенный опыт работы, с которыми заключены трудовые договоры;
  • помещение и оборудование (в собственности или аренде), а также необходимые документы;
  • контроль качества и безопасности на должном уровне и т. д.

Данные требования специфичны и, как правило, определяются исходя из конкретного вида деятельности, для реализации которой необходима лицензия.

Если Вам нужно узнать требования, необходимые для получения лицензии в определенной сфере деятельности, обратитесь в соответствующий лицензирующий орган.

5. Документы для лицензии

В лицензирующий орган в первую очередь следует предоставить заявление о выдаче разрешения, а также весь перечень необходимых документов (ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Бланки заявлений различаются, т. к. большое количество лицензирующих органов, курируют отдельные виды деятельности.

Информация, указываемая в заявлении:

  1. Название, организационно-правовая форма организации, адрес (юридический и фактический), e-mail и контактный телефон, ОГРН и название регистрирующего органа с указанием его адреса.
  2. ИНН, а также информация, содержащаяся в документе о постановке на учет в ИФНС.
  3. Вид деятельности, подлежащий лицензированию.
  4. Квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины.
  5. Документы, которые подтверждают соответствие соискателя установленным требованиям для конкретного вида лицензируемой деятельности.

К заявлению прикладываются ксерокопии документов. Их перечень установлен положением о лицензировании определенного вида деятельности. Кроме того, в общем пакете документов должны находиться документы, свидетельствующие о соответствии соискателя установленным требованиям, и их опись.

6. Размер государственной пошлины за получение лицензии

В большинстве случаев за получение лицензии необходимо будет уплатить госпошлину в размере 7500 рублей. Данная величина установлена налоговым законодательством. Однако, существуют направления предпринимательской деятельности, где размер госпошлины гораздо больше:

  • производство, хранение, покупка, поставка этанола и алкогольной продукции: 800 000 – 9 500 000 рублей;
  • продажа алкоголя в розницу: 65 000 рублей. Уплата госпошлины осуществляется за каждый год срока действия лицензии;
  • предпринимательская деятельность в сфере управления многоквартирными домами: 30 000 рублей;
  • операции в банковском секторе: 0,1 % от величины уставного капитала, но не более 500 000 рублей.

Срок действия лицензии, как правило, не ограничен, но есть исключения. У ряда направлений предпринимательской деятельности срок действия разрешения жестко регламентирован и предусмотрена возможность его пролонгации. К примеру, срок действия лицензии на продажу алкогольной продукции – 5 лет.

Если Вы получили отказ в получении лицензии, ранее уплаченную госпошлину вернуть не удастся.

7. Процедура получения разрешения на ведение деятельности

Прежде всего, необходимо узнать, какой из лицензирующих органов стоит обратиться. Затем требуется собрать весь пакет необходимых документов. Направить их можно следующими способами:

  • путем личного обращения в орган, отвечающий за выдачу лицензий по тому направлению работы, которое Вы планируете осуществлять;
  • направить заказное письмо (обязательно с уведомлением о вручении);

Также бумаги можно направить в электронном виде, при этом следует помнить, что они должны быть подписаны ЭЦП.

После предоставления всех необходимых документов Вам предоставят копию описи с указанием даты приема (орган, осуществляющий лицензирование той или иной деятельности, можно посетить как лично, так и получить заказное письмо с уведомлением). В случае, когда в ранее направленном Вами пакете документов отсутствует какой-либо документ либо речь идет о несоблюдении утвержденных требований, в течение 3 дней Вам должны вручить лично или направить почтовое уведомление с указанием того, что следует скорректировать. Срок исправления ошибок – 30 дней.

Устранив ранее выявленные недочеты и направив документы повторно, в течение 3 рабочих дней Вам обязаны сообщить о ходе рассмотрения документов на получение лицензии или о возврате заявления.

Спустя 5 рабочих дней, Вам должны направить документ, в котором будет указано о решении предоставить лицензию (если документы соответствуют установленным требованиям). Решение могут вручить как заявителю лично, так и направить заказным письмом с уведомлением. Сделать это должны в течение 3 рабочих дней после принятия окончательного решения.

Лицензия имеет типовую форму. Она утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011г. № 826. При порче (утрате) разрешения его дубликат предоставляется на основании правил, которые прописаны в ст.17 Федерального закона № 99-ФЗ.

Читайте также:
Порча земли: что это такое, описание и особенности

Лицензия не имеет каких-либо границ относительно территории своего действия. Нужно лишь помнить о том, что при перемене региона реализации предпринимательской деятельности Вы должны будете уведомить об этом лицензирующий орган согласно фактическому месту ведения бизнеса.

8. Лицензия: переоформление, приостановление и возобновление действия

Федеральным законодательством определено: при изменении какой-либо информации, следует обратиться в лицензирующий орган для переоформления разрешения. Его необходимо осуществить при:

  • изменении названия организации и ее юр. адреса;
  • смене адреса, по которому осуществлялся бизнес, подлежащий лицензированию;
  • создании новой организации через реорганизацию ранее действующего юр. лица;
  • смене места жительства бизнесмена, а также изменении персональных данных.

Величина государственной пошлины при переоформлении лицензии: 600 – 2 600 рублей.

Лицензирующий орган отвечает как за непосредственную выдачу разрешений, так и контролирует деятельность лицензиата. Если в процессе проведения проверки будут обнаружены нарушения лицензионных требований, то по данному факту будет выписано предписание с указанием сроков для ликвидации выявленных недочетов. Срок действия лицензии может быть приостановлен, если замечания не будут устранены.

При устранении всех недочетов, отмеченных в предписании, действие лицензии будет возобновлено.

9. Аннулирование и прекращение срока действия лицензии

Лицензия может быть аннулирована при:

  • игнорировании предписания лицензирующего органа;
  • приостановлении срока ее действия.

Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.

Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:

  • юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
  • физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
  • предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.

При прекращении своей деятельности ООО или ИП не должно сообщать об этом в лицензирующий орган, информацию в соответствующие инстанции предоставит ФНС.

10. Взыскания при осуществлении лицензируемого вида деятельности с нарушениями

Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.

  1. Нарушение требований при выдаче разрешения:
    • для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
    • для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
  2. Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
  3. Отсутствие разрешения:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.

Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.

Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 – 300 000 рублей.

Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.

При ведении бизнеса без оформления разрешения, при условии причинения значительного ущерба государству, компаниям, гражданам, а также, если от его осуществления получена прибыль свыше 1 500 000 рублей, возможна уголовная ответственность в виде штрафа до 300 000 рублей или арест на срок 6 месяцев.

Землеустройство – это что такое? Понятие и определение

Землеустройство – это комплекс мероприятий, нацеленных на управление земельными ресурсами, который регламентируется действующим законодательством. Он необходим для правильного использования, восстановления и охраны земель. Кроме того, землеустройство включает в себя изучение состояния земель, установление границ землепользования, организацию рационального использования и решение юридических вопросов. Это была общая характеристика, а теперь узнаем подробнее, что собой представляет землеустройство, какие функции оно выполняет, какими документами регламентируется и многое другое.

Понятие

Землеустройство – это совокупность связанных между собой работ, направленных на изучение состояния земельных ресурсов и их грамотное распределение. Работы могут быть картографическими, инженерно-техническими, инвентаризационными и юридическими. Сюда же входят мероприятия по организации территории и определению границ объектов на местности. Все это проводится согласно установленной процедуре. Вот таким обширным понятием является землеустройство. Ресурсы, которых всегда не хватает, должны использоваться рационально. В этом и заключается главная задача землеустройства.

В Российской Федерации, кроме мероприятий по изучению земель, их планирования, рационального использования и охраны, описания местоположения и установления границ объектов на местности, землеустройство занимается организацией рационального использования гражданами и юридическими лицами участков, принадлежащих малочисленным коренными народам Дальнего Востока, Севера и Сибири с целью обеспечения привычного образа жизни и хозяйственной деятельности.

Методы землеустройства

Землеустройство включает в себя такие процедуры:

  • кадастровая съемка;
  • аэросъемка;
  • топографо-геодезические, геоботанические и почвенные обследования;
  • межевание границ;
  • разработка предложений по рациональному использованию земель.

Все это позволяет собирать и анализировать данные о качественных и количественных параметрах земельных территорий государства. Надежность и достоверность информации, полученной в результате работы с измерительными средствами, которые используются для измерения и обследования земельных участков, контролируется с помощью сертификации этих самых средств на основе технологических и технических стандартов.

По результатам проведенных обследований составляется документация, включающая планы и схемы участков, картографические и прочие материалы землеустройства. На основе документации на все объекты землеустройства составляется землеустроительное дело.

Площадь участка, расположение инженерных систем и других объектов, в том числе природных, заносится непосредственно в план земельного участка. Дополнительно в такой план может входить информация об ограничениях или обременениях участка, указывающая на территории, имеющие право сервитута. План необходим при покупке, продаже и прочих земельных сделках.

Социальные аспекты землеустройства

При проведении работ по землеустройству в обязательном порядке учитываются социальные аспекты. К таковым относятся:

  1. Система расселения (плотность и структура населения).
  2. Количество, размер, расположение и уровень благоустройства населенных пунктов.
  3. Населенные пункты, несущие сельскохозяйственное значение (деревни, села).
  4. Наличие и расположение водных фондов.
  5. Наличие и состояние железнодорожных и автомобильных путей сообщения.
  6. Наличие коммуникационных сетей: электричество, телефонная связь, водопровод, газопровод и прочее.

Во время исследования сельскохозяйственных населенных пунктов учитываются такие факторы: развитие инфраструктуры, наличие производственных фондов (фермы и прочие объекты хозяйственного значения) и их состояние, а также степень развития и автоматизации этих фондов.

Цели землеустройства

С течением времени цели землеустройства могут меняться. На сегодняшний день они таковы:

  1. Реализация государственной земельной политики с помощью экологически и экономически обоснованного перераспределения земельных фондов по субъектам права на землю и формам собственности.
  2. Образование специальных земельных фондов, формирование рентабельной системы использования этих фондов, обеспечение справедливых земельных преобразований и гарантия прав на землю, прописанных в Конституции.
  3. Организация мероприятий направленных на: перспективное распределение земель, организацию рационального использования разных категорий участков, вне зависимости от формы собственности, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; и наконец, обеспечение условий (организационных и территориальных) для эффективной деятельности в сельскохозяйственной и других отраслях.
  4. Проектирование и установка границ административно-территориальных и муниципальных образований, территорий, имеющих особый правовой статус использования земли, а также закрепление городских черт.
  5. Создание новых участков, реорганизация имеющихся участков, оформление их границ и закрепление этих границ на местности.
  6. Подготовка документации для принятия государственными органами решений об управлении земельными ресурсами, а также для реализации оборота земель и регистрации прав владения участками.
  7. Получение информации о качественных и количественных показателях использования земли. Это необходимо для: разработки документации; ведения государственного кадастра, мониторинга территорий, контроля за использованием земель и их охраной и выполнения других государственных функций управления земельными фондами, в том числе взыскание платы за пользование землей и организация мероприятий по стимулированию рационального использования территорий, возмещение убытков, которые может понести лесо- и сельскохозяйственное производства при выкупе или предоставлении земель, и прочее.
  8. Разработка и внедрение методов, нацеленных на сохранение и совершенствование природных ландшафтов, восстановление плодородия почвы и его повышение, землевание малопродуктивных угодий, рекультивацию нарушенных земель, а также защиту территорий от опустынивания, эрозии, подтопления и прочих негативных явлений.
  9. Внутрихозяйственная организация территорий и создание условий для обеспечения рационального функционирования объектов землеустройства.

С точки зрения земельного строя задачей землеустройства является также организация рационального использования и охраны территорий в каждой отрасли экономики, а также приведение организации земель в соответствие с текущими земельными отношениями. Благодаря землеустройству соблюдаются оптимальные условия использования земельных фондов и решаются организационные задачи землепользования.

Функции

Государственные. Землеустройство относится к сфере общественного производства, а значит, оно служит основным государственным рычагом для осуществления земельных преобразований. Следовательно, оно должно иметь государственный характер. С этой целью создаются специальные комитеты. В народе говорят просто: «Комитет по земельным и землеустройству», но в действительно его название несколько длиннее. На уровне государственных функций землеустройство дает возможность:

  1. Реализовать земельную реформу.
  2. Определить перспективность использования территорий.
  3. Перераспределить земли между субъектами и по формам собственности.
  4. Определить целевое назначение земли.
  5. Организовать охрану земельных фондов.
  6. Сформировать рациональную модель землевладения и землепользования.

Государственное землеустройство включает в себя подготовку землеустроительной документации для принятия решений об управлении ресурсами и проведении непосредственно землеустройства. В обеспечении государственных функций используются такие схемы землеустройства:

  1. Генеральную.
  2. Отдельных субъектов.
  3. Муниципальных образований.
  4. Использования и охраны земельных фондов.

Отраслевые. К этим функциям относится поиск территорий для организации несельскохозяйственных производств, изъятие ценных земель и участков с природоохранным статусом.

Территориальная. Эта функция создает условия для жизнедеятельности всех отраслей экономики и формирует рациональную систему землепользования в сельскохозяйственной и другой отраслях.

Принципы

При ведении землеустройства соблюдаются такие принципы:

  1. Обеспечение законных интересов граждан, проживающих на исследуемой территории, и других субъектов права.
  2. Экологические требования имеют приоритет перед экономическими аспектами планируемой эксплуатации земель. Это свидетельствует о необходимости охраны ценных угодий от взятия их под несельскохозяйственные нужды, рекультивации нарушенных участков, консервации территорий, пострадавших от загрязнения промышленными, химическими или радиоактивными отходами.
  3. Обеспечение одинаково выгодных территориальных и организационных условий для различных форм хозяйственности и развитие всех отраслей экономики. Отсюда следует необходимость в сбалансированности между доступными производственными фондами и выделяемой землей, а также обеспечении всех условия для нормального функционирования земельных фондов.
  4. Исследование перспективных направлений развития муниципальных и прочих административно-территориальных субъектов.
  5. Исследование экологической устойчивости и дальнейшей пригодности к использованию земель хозяйственного и другого назначения при нормальной интенсивности их эксплуатации.
  6. Сохранение и рационализация использования ландшафтов.
  7. Соблюдение компактного расположения земельных участков, обеспечение их оптимальной формы и площади, а также комфортного к ним доступа.
  8. Обеспечение стабильного использования участков и предупреждение излишнего деления угодий в том случае, если их целевое применение невозможно или связано с трудностями.
  9. Регулировка оптимального размещения и соотношения участков, а также интенсивности их эксплуатации.
  10. Создание и сохранение элементов организации территории, устойчивых к изменению метеорологических условий. К таковым относятся дороги, лесополосы, мелиоративные сети и прочее.
  11. Использование агроэкологической оценки территории и принципа эколого-технологического зонирования, на основе которых реализуется проект землеустройства.
  12. Своевременное изъятие загрязненных, деградирующих или зараженных участков из сельскохозяйственного пользования с последующей консервацией и исключением варианта их перераспределения.
  13. Определение требований по экологии и обеспечение норм и нормативов, описанных в соответствующих стандартах.

Виды землеустройства

Землеустройство обычно делится на территориальное и внутрихозяйственное. Рассмотрим каждый из видов.

Территориальное землеустройство – это комплекс работ, направленных на изучение состояния земельных фондов, организацию их грамотного использования, определение административно-территориальных границ и межевание земельных объектов.

Его целесообразно проводить в таких случаях:

  1. Изменение границ участка.
  2. Обнаружение нарушенных земель.
  3. Консервация и рекультивация угодий.
  4. Выделение земельных долей.
  5. Изъятие или предоставление участков под сельскохозяйственную деятельность.

К территориальному землеустройству также относится:

  1. Установление и изменение межи населенных пунктов.
  2. Зонирование населенных пунктов.
  3. Создание охраняемых территорий (парки, сады и прочее).
  4. Создание зон с особым режимом землепользования.
  5. Расположение предприятий.

Внутрихозяйственное землеустройство – это комплекс работ по организации рационального землепользования в пределах определенных участков, выделенных под сельскохозяйственную деятельность. Фактически предназначение этого вида землеустройства заключается в изучении и утверждении планов размещения земель, пастбищ, жилых и производственных зданий, а также сооружений инженерно-транспортной инфраструктуры в пределах определенного участка. Как правило, проведение такого землеустройства организовывается по требованию субъектов, обладающих правами на участок.

Проведение землеустройства

Землеустройство состоит из довольно обширного перечня работ:

  1. Разработка генеральных планов застройки города.
  2. Планирование развития отдельных районов города и сельских округов.
  3. Разработка схем зонирования защиты населенных пунктов от последствий чрезвычайных ситуаций.
  4. Разработка зон охраны объектов особого значения.
  5. Разработка зон охраны от воздействия промышленных предприятий.

При реорганизации территорий компании, занимающиеся землеустройством, проводят:

  1. Инвентаризацию угодий.
  2. Отделение земли, передаваемой в частную собственность.
  3. Уточнение размеров участка.

На основе такого документа, как положение о землеустройстве, определяются требования к расположению земель.

Землеустройство осуществляется по распоряжению государственных органов. Главный из них – Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Основание для проведения таких работ служат договоры, заключенные заинтересованными лицами и землеустроительными организациями. Субъекты, законные интересы которых могут быть затронуты в процессе землеустройства, должны быть извещены о его проведении в письменном виде. В случае несогласия последних комитет по землеустройству будет рассматривать их претензии и защищать права.

По результатам зонирования составляется схема участка. В нее входят данные о расположении, площади и назначении угодий, разрешенные способы использования земли, ограничения, обременения и сервитуты.

Эта схема лежит в основе сделок на строительство объектов коммуникаций и подъездных дорог, развития торговли, общественного транспорта и прочей инфраструктуры.

Объекты землеустройства – это территории муниципальных образований, субъектов государства, населенных пунктов, а также территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования земель.

Документация

По результатам проведения землеустройства формируют специальные документы. К ним относятся:

  1. Схемы: землеустройства территорий, генеральная, охраны и использования земель, землеустройства муниципальных образований.
  2. Карта (план) исследуемого объекта.
  3. Проект внутрихозяйственного землеустройства.
  4. Проекты: улучшения сельхозугодий, освоения новых территорий, рекультивации нарушенных земель, защиты от негативных воздействий (сели, эрозия, заболачивание, подтопление, иссушение, вторичное засоление, уплотнение, загрязнение и так далее).
  5. Отчеты о почвенных, геоботанических и других изысканиях и обследованиях, в том числе инвентаризации земли и оценки ее качества.
  6. Тематические карты и атласы.

Федеральный закон о землеустройстве и прочие нормативно-правовые акты государства или его отдельных субъектов могут самостоятельно устанавливать другие виды землеустроительных документов.

В дальнейшем землеустроительные документы применяют для регистрации прав на отдельный участок наряду с документами, устанавливающими право собственности.

Подготовка кадров

Земельные ресурсы и землеустройство – весьма объемная область знаний. Поэтому в ней задействовано довольно много специалистов. Это направление государственной деятельности играет важнейшую роль в образовании поселков и городов, их дальнейшем развитии и благополучии. Существуют не только факультеты, но и целые университеты, готовящие кадры по столь обширной специальности, как землеустройство и кадастры. Это еще раз доказывает актуальность и полезность данной профессии.

Для примера коротко рассмотрим Московский университет землеустройства. Учебное заведение было основано в 1779 году для кадрового обеспечения земельных реформ, работ по распределению земель и организации их грамотного использования. Это имело как политическое, так и социально-экономическое значение в формировании территорий России, закреплении границ и установлении прав на земельную собственность. На сегодняшний день вуз является единственным в России учебным заведением, специализирующимся на подготовке специалистов по данному направлению. Землеустройство и кадастры – далеко не все, чему учат в Московском университете. Здесь также готовят геодезистов, юристов, архитекторов, оценщиков земли, экономистов и специалистов смежных отраслей. Выпускников данного вуза принимают на работу как в Комитет по ресурсам и землеустройству, так и в частные компании этой отрасли, проектные бюро и прочие организации.

В университете трудится более трехсот преподавателей, среди которых 50 профессоров, докторов и 160 кандидатов наук. Абитуриенты могут выбрать специальность среди 9 факультетов и 27 кафедр.

Заключение

Сегодня мы познакомились с таким понятием, как землеустройство. Резюмируя вышесказанное, отметим, что землеустройство – это система мер, способствующих рациональной организации, эксплуатации и охране земельных фондов. Кроме того, оно отвечает за сохранение природных ландшафтов и создание благоприятной экологической среды. Для подготовки специалистов этой отрасли создаются целые университеты, а за государственное управление земельными преобразованиями отвечает комитет по землеустройству.

Главными мероприятиями землеустройства являются: освоение новых территорий, улучшение земель хозяйственного назначения, рекультивация нарушенных территорий, а также топографические, геодезические, картографические, почвенные, агротехнические и прочие работы.

Землеустройство

Землеустройство – это важная законодательная категория, которая включает в себя все мероприятия, позволяющие детально изучить, спланировать и организовать рациональное использование земельных территорий.

Землеустройство – это важная законодательная категория, которая включает в себя все мероприятия, позволяющие детально изучить, спланировать и организовать рациональное использование земельных территорий. Так как почти все граждане сталкиваются с проблемами владения, собственности или использования земельных участков, каждый гражданин должен знать, какими являются основные виды землеустройства и задачи землеустройства, в чем заключается содержание землеустройства, а также какие существуют виды землеустроительной документации.

Понятие землеустройства. Нормативно-правовое регулирование землеустройства

Под понятием «землеустройство» понимаются мероприятия по всяческому улучшению фактического состояния территорий, детальному описанию расположения и границ конкретных местностей, обеспечения рациональной эксплуатации сельскохозяйственных и прочих земель физическими и юридическими лицами.

Значение землеустройства для организации деятельности, связанной с землей, очень велико. Оно включает в себя выполнение работ по организации всех территорий, которые используются общинами, а также лицами малочисленных народов северных районов государства (Север, Сибирь, Дальний Восток и др.).

Такие мероприятия осуществляются для обеспечения традиционного образа жизни коренных народов.

Структура землеустроительных работ имеет два ключевых направления, которые отличаются между собой целями и задачами: внутрихозяйственное и территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство).

Система землеустройства регулируется на основе Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса РФ, законов сферы земельного законодательства, а также других нормативных актов, которые составляются и издаются органами местного самоуправления муниципальных субъектов.

Все правовые акты, которые регулируют внутрихозяйственное и межхозяйственное землеустройство подразделяются на полноценные законы и подзаконные акты. Детальнее особенности, цели и процедуры проведения мероприятий землеустройства указываются в землеустроительной документации.

Функции и задачи землеустройства

Система землеустройства предусматривает обязательное выполнение предусмотренных законодательством мероприятий, которые выступают задачами землеустройства. Меры по землеустройству предпринимаются в случаях:

  • внесения изменений в границы и пределы земельных объектов;
  • проведения мероприятий по улучшению состояния, использованию непригодных территорий и защите участков от влияния стихийных происшествий;
  • выявления земель, которые стали объектами нарушений и пагубного влияния стихийных бед.

Основные задачи землеустройства следующие:

  • изучение качества территорий;
  • планировка и контроль использования земель;
  • составление описаний расположения территорий;
  • установка границ землеустроительных объектов;
  • организация и контроль территорий, принадлежащих коренным народам РФ.

Цели проведения землеустройства

Основная цель землеустройства – обеспечение максимально рационального и оптимального эксплуатирования земель, а также комплексная охрана земель. Помимо этого, землеустройство выполняется для создания благоприятной окружающей природной среды и всяческого улучшения состояния ландшафтов.

Особой формой землеустройства является выполнение внутрихозяйственных работ, основными целями которых являются:

  • обеспечение максимально грамотного и оптимизированного использования земель всеми физическими и юридическими лицами для осуществления любых видов работ;
  • разработка мероприятий, которые позволяют улучшить состояние угодий, восстановить нарушенные территории и освоить земли, не введенные в эксплуатацию.

Объекты и субъекты землеустройства

Содержание землеустройства предусматривает наличие определенной структуры объектов и субъектов, которые вступают в правовые отношения. В соответствии с законодательной базой объекты землеустройства включают в себя следующие виды территорий:

  • земли всей территории Российской Федерации;
  • земельные территории всех муниципальных областей, которые подлежат органам местного самоуправления;
  • закрытые административно-территориальные образования;
  • территориальные зоны;
  • земельные участки;
  • части указанных территорий, зон и участков.

Процессы земельного устройства осуществляются широким кругом лиц, соответственно, субъекты землеустройства следующие:

  • Российская Федерация и ее субъекты, представленные федеральными органами государственной власти;
  • муниципальные образования, в роли которых выступают органы местного самоуправления;
  • юридические лица – предприятия, организации, учреждения;
  • физические лица – граждане.

Специальными субъектами землеустроительных процессов являются общины коренных народов дальних регионов, а также все лица, которые относятся к данным общинам.

Виды и формы землеустройства. Основные виды работ, выполняемые при проведении землеустройства

Основные виды землеустройства включают в себя следующие разновидности: территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство) и внутрихозяйственное землеустройство. Основные отличия заключаются в целевой специфике каждого вида:

  • территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство) осуществляется для изучения качества почвы, а также организации оптимальной эксплуатации. Территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство) позволяет определить административно-территориальные границы, а также провести межевание территорий;
  • внутрихозяйственное землеустройство проводится для организации рациональной эксплуатации в пределах уже образованных и перераспределенных территорий для осуществления сельскохозяйственных работ.

Система землеустройства включает в себя выполнение конкретных манипуляций для улучшения состояния территорий и всяческой оптимизации процесса использования почвы. Основные работы по землеустройству следующие:

  • изучение фактического состояния земель осуществляется для получения данных о качественном и количественном состоянии почвы;
  • почвенные, геологические, ботанические изыскания и исследования нужны для оценки состояния земель, а также выявления почвы, подверженной влиянию пагубных факторов;
  • инвентаризация земель организуется для выявления земель, которые не введены в эксплуатацию или используются не в соответствии с целевым предназначением;
  • описание местоположения границ землеустроительных объектов, что включает установление на местности границ всех объектов землеустройства;
  • картографические и геодезические работы выступают основным видом деятельности для осуществления инвентаризации, обследования и изыскания;
  • оценка качества и фактического состояния земель нужна для получения данных о почве, которая предназначена для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • организация и планирование рационального использования территорий, их охраны проводится для уточнения распределительных процессов;
  • внутрихозяйственное землеустройство необходимо для контроля рациональности эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения.

Виды землеустроительной документации

Сфера землеустройства, которая включает в себя мероприятия по исследованию фактического состояния территорий, совершению планировки, охране и организации грамотного использования земельных ресурсов, предусматривает наличие собственной документальной базы. Перечень основных разновидностей документов по землеустройству включает в себя следующие бумаги:

1. Землеустроительные схемы и схематические планы: генеральные схемы по землеустройству, которые охватывают всю территорию Российской Федерации, землеустроительные схемы различных субъектов государства, схемы землеустройства любых образований муниципального характера, схемы по специфике использования и обеспечения охраны территорий;

2. Проекты, которые включают внутрихозяйственное землеустройство;

3. Материалы, полученные после проведения почвенных, геологических, ботанических изысканий и исследований.

4. Тематические атласы и карты, которые свидетельствуют о состоянии и использовании земель.

5. Результаты осуществления оценочных работ по рассмотрению качества земель.

6. Заключения о проведении земельной инвентаризации.

7. Детальные карты и планы землеустроительных объектов.

8. Проекты, которые предусматривают детализацию следующих процессов, действий и явлений:

  • улучшение сельскохозяйственных угодий;
  • защита земель от всевозможных природных и стихийных явлений (селей, эрозии, заболачивания, подтопления, уплотнения, заражения, иссушения, вторичного засоления, загрязнения промышленными и бытовыми отходами, химическими и радиоактивными веществами и др.);
  • рекультивация и восстановление нарушенных и испорченных территорий;
  • освоение новых земель.

Все виды землеустроительной документации устанавливаются согласно государственным законам и нормативным актам, а также законодательной базе муниципальных субъектов местного самоуправления.

Вся документация по землеустройству регламентируется в соответствии с требованиями и техническими условиями по проведению землеустроительных работ.

Соответствующим образом контролируется содержание, состав и правила по оформлению всех бумаг.

Что такое землеустройство?

Землеустройство — это комплексное понятие. Под землеустроительным процессом понимается целый комплекс программ и направлений государственного, федерального и муниципального масштаба по рационализации, поддержке состояния и охране земель. Данные о текущем состоянии земель постоянно обновляются и фиксируются в реестровых записях.

Землеустройство — это один из инструментов государственной поддержки земельного фонда. Частные собственники не могут инициировать подобные мероприятия. Однако, если вы планируете приобрести землю у государства, провести землеустроительную процедуру придется в обязательном порядке.

Отвечают за землеустройство только те компании, которые специализируются конкретно в этой сфере работ. Привлечь своих специалистов вряд ли получится. Но если по результатам проведенного землеустройства обнаружится, что на участке земли есть обременения, то такие ограничения пользования надлежит сразу же снять. В этом вам поможет специалист по имущественному праву.

Что представляет собой процедура землеустройства

Земли в нашей стране много. Основной собственник — это государство. В частной собственности находится лишь незначительный объем земельных участков. Государство несет ответственность за свое имущество и всеми возможными силами поддерживает его в надлежащем состоянии. Как это касается земли? Для сохранения и оптимизации земельных ресурсов была введена программа землеустройства, которая строго регулируется на законодательном уровне (78-ФЗ от 18.06.2001).

Землеустройство — это целый комплекс управленческих мер и превентивных направлений, поддерживающих и сохраняющих земельные наделы в России. Вот что входит в программу мероприятий:

  • учреждение землеустроителей — специализированных компаний и предприятий, основанных с целью изучения, рационализации и охраны земельного фонда;
  • перераспределение земли по принципу экономической эффективности и экологической стабильности;
  • проектирование и разграничение земель;
  • инженерные и картографические работы;
  • проведение исследовательской деятельности по изучению состояния земель;
  • формирование базовых методологических основ ведения работ с землей государственного и частного назначения;
  • разработка землеустроительных документов;
  • ведение реестров и информационных справочников;
  • проведение межхозяйственного и внутрихозяйственного регулирования.

По сути, землеустройство — это исследование, измерение, проектирование, расчет и анализ земельных ресурсов. Цель работы землеустроителей — сохранение земельного фонда и определение возможностей для его рационального использования. Отдельная работа ведется по предотвращению нарушений земельных правоотношений.

Землеустройство бывает межхозяйственным (территориальным) и внутрихозяйственным. Дифференциация ведется по типу границ наделов. Межхозяйственное землеустройство определяет границы участков с несколькими пользователями.

Измерение и дальнейшее исследование таких наделов ведет к выделению новых и преобразованию эксплуатируемых земельных участков. Внутрихозяйственное землеустройство — это освоение новых специфических территорий сельскохозяйственного направления.

Землеустроители не только определяют границы внутрихозяйственных участков, но и занимаются схематизаций и планированием земель, проработкой программ рационализации, поддержки и сохранности земельных наделов, а также систематизацией земель в реестрах и кадастрах.

Еще одна важная функция — отраслевое перераспределение земель: перевод земельных участков под промышленное, экономическое и инфраструктурное строительство. Помимо прочего, землеустройство направлено на сохранение особых ресурсов — земель коренных народов и ценных наделов.

Как проводится землеустройство

Как выглядит землеустройство на практике? Вы приобретаете земельный участок, который абсолютно непригоден к эксплуатации. Его нужно исследовать, измерить, в некоторых случаях размежевать, оценить состояние. И только после этого можно приступать к возделыванию и эксплуатации земли. Весь этот комплекс работ и является землеустройством.

Но есть один серьезный момент — собственники земли не вправе самостоятельно проводить землеустроительные процедуры. Владельцы земельных участков могут выступить с инициативой землеустройства и передать ее на рассмотрение в органы государственной власти или местного самоуправления — надлежит подать ходатайство в специальный комитет по вопросам землевладения. Только в их юрисдикции принятие решения о проведении таких работ. Основанием для землеустройства также является решение судебных органов.

А вот юридические лица и ИП, использующие участки для своих коммерческих целей, могут организовывать землеустройство без получения специальных разрешений. Между заказчиком и компанией, осуществляющей услуги по анализу и измерению наделов, заключается соответствующий договор.

Землеустройство для частных собственников состоит в основном из измерительных процедур — определения площади, границ и координат надела, межевания, топографической и аэросъемки. По заказу владельца землеустроители могут провести и аналитическую работу — оптимизировать земельные ресурсы и предложить наиболее эффективные варианты возделывания и использования участка.

По результатам измерительных и исследовательских процедур разрабатывается землеустроительная документация — планы, карты, атласы, технические паспорта, текстовые отчеты. Оформлением технических документов занимается кадастровая служба. Все эти регистры являются прямым основанием для регистрации прав собственности на земельный надел.

Особыми методами землеустройства являются разного рода съемки (кадастровая, аэросъемка), почвенные и экологические исследования, топография, межевание.

Межевание проводится с целью выделения и изучения границ земельных наделов. Отметим еще раз, инициировать и провести все эти работы просто для изучения состояния земли у частного собственника не получится. Для проведения измерения нужно получать специальное разрешение.

В то же время законодательством определены обязательные случаи проведения землеустройства:

  1. Для определения нарушенных и поврежденных земель (эрозии почвы от ветра, воды, оползней, селей, технических загрязнений).
  2. Для проведения и расчета границ объектов землепользования.
  3. Для осуществления восстановительных и консервационных работ в отношении земельных участков.

Землеустройство государственных земель перед их непосредственным переоформлением в частную собственность проводится в несколько этапов.

Первая часть — это инвентаризация земельных наделов. Таким образом выявляется фактический объем работ. Далее определяются именно те части, которые будут переданы в пользование частным владельцам.

Заключительный этап землеустройства — это измерительные процедуры и оформление технической документации. Все документы, карты, планы и паспорта должны быть зафиксированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: