О землеустройстве: что это такое, описание и особенности

Что такое землеустройство? Цели, виды, методы и задачи землеустройства

Что делает государство для сохранения родных земель и как контролирует их использование? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к такому всеобъемлющему понятию как землеустройство. Выясним что такое землеустройство, каковы цели и задачи землеустройства, а также узнаем с помощью каких методов осуществляется землеустройство.

Землеустройство это…

Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 N 78-ФЗ – одним своим названием говорит нам о своем содержании, и уже в первой статье раскрывает понятие землеустройства: «Землеустройство – это мероприятия по изучению земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства».
Простыми словами – землеустройство это все то, что касается использования земель и ее ресурсов, в том числе измерение земельных участков, которые выделяются государством в целях разумного и эффективного использования. Ведь земля – это самое основное богатство государства. От того, какими способами об этом богатстве будут заботиться зависят практически все аспекты уровня жизни человека, начиная от здоровья и экологии и заканчивая земледелием и недропользованием.

Цели землеустройства

Если нецелесообразно использовать природное богатство – то его можно расточить и уничтожить. Чтобы этого не произошло государство обязано со всех сторон «опекать» наши земли. Это делается при помощи законодательства, которое содержит правила землепользования, а также устанавливает ответственность за несоблюдение этих правил.
Какие цели преследует землеустройство? Перечислим основные:

1. Правовая охрана использования земель.

С целью охраны использования земель, предотвращения загрязнений и других негативных последствий издаются нормативные акты на федеральном и местном уровне. Для того, чтобы осуществлять контроль за соблюдением землепользователями в отношении земель требований действующего законодательства создан специальный орган – Госземнадзор.

2. Обеспечение рационального использования земель.

Рациональность – главный принцип экономики. Что касается земли и земельных ресурсов, то при заботе о разумном и обоснованном использовании земель можно добиться развития производства, улучшения жизненных условий и обогащения страны. Все эти факторы взаимосвязаны между собой и требуют не только детального и глубоко изучения, но и соблюдения всех необходимых мер по рациональному использованию земель.

3. Улучшение состояния земель.

В наш век, развитие новых технологий приносит ряд негативных последствий и экологических проблем. Загрязнение земель и недр становится угрозой для жизни всего живого. Поэтому, наряду с охраной земель и недопущения ухудшения их состояния, одной из важнейших целей будет направленность на совершенствование и восстановления земель. В чем оно заключается? Во-первых, это разработка методов улучшения природных ландшафтов, во-вторых, это рекультивация нарушенных земель, повышение плодородия почвы, защита от эрозии, подтопления и других отрицательных природных явлений.
Все эти цели землеустройства можно объединить воедино и получится основная цель – бережное отношение к ресурсам, которые даны нам на этой земле.

Задачи землеустройства

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи землеустройства:

  • Разработка законов, планов, мероприятий по обеспечению рационального использования земли;
  • Установление территориального деления земель на административные единицы при помощи геодезических измерений и кадастровых работ;
  • Изучение научной обоснованности перераспределения земель, создание экологической защиты и охраны.

Виды землеустройства

Землеустройство общепринято делить на два вида:

  • внутрихозяйственное;
  • территориальное.

Территориальное землеустройство – это процесс образования земель с определенным правовым статусом. Это касается административно-территориального деления земель, установления местоположения и границ земельных участков.
Территориальное землеустройство осуществляется посредством работы специалистов в области геодезии, кадастра и картографии, а также других смежных отраслей.

Внутрихозяйственное землеустройство – это ряд мероприятий по использованию земель сельхозназначения, а также земель общин коренных малочисленных народов. Основной целью внутрихозяйственного землеустройство является организация сельского хозяйства с учетом различных природных факторов (почва, наличие водоема, погодные условия и пр.).
Несомненно, территориальное и внутрихозяйственное землеустройство неразрывно связаны между собой. Основное отличие – это то, что территориальное землеустройство затрагивает земли всех отраслей народного хозяйства – лесного, транспортного, промышленного, строительства и т.д.), а внутрихозяйственное землеустройство затрагивает лишь земли сельхоз угодий.

Методы землеустройства

Методы землеустройства – это основы, прибегая к которым специалисты организовывают мероприятия для проведения землеустройства и решают поставленные цели и задачи землеустройства. Этих мероприятий – бесчисленное множество, начиная от межевания земельного участка и заканчивая экологической экспертизой. Интересно, что с развитием прогресса с каждым годом кардинально меняются способы измерений, вычислений и т.д. Подход к организации землеустройства, который считался актуальным десять лет назад сегодня теряет свою значимость и устаревает.

Читайте также:
Нотариальная сделка: что это такое, описание и особенности

Назовем самые распространенные методы землеустройства:

  • расчетно-конструктивный метод (когда учитываются особенности землепользования и на основании аналитики рассчитываются такие производные как необходимость удобрения почвы, дополнительного орошения и т.п.).
  • метод экономического моделирования (устанавливаются закономерности развития и делаются выводы)
  • метод дедукции и индукции (от общего к частному и наоборот, то есть изучение взаимосвязи землеустройства с другими отраслями).
  • метод анализа и синтеза (научным путем анализируются использованные ранее методы, выявляются самые действенные тем самым совершенствуются мероприятия по землеустройству.

В заключение, хочется добавить, что землеустройство – это целый пласт взаимосвязанных между собой отраслевых мероприятий, связанных с улучшением недропользования. Землеустройство это фундаментальная наука, которая исследует процесс землепользования с разных ракурсов и включает в себя мероприятия по изучению земель и их состояния, по планированию их использования и документальному сопровождению.

О землеустройстве: что это такое, описание и особенности

Проведение землеустройства регулируется следующими нормативными правовыми актами: Земельным кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»; постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению»; постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства»; приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства».

В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532.

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

  • установления или изменения границ объектов землеустройства;
  • выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Основаниями проведения землеустройства являются:

  • решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;
  • договоры о проведении землеустройства;
  • судебные решения.

Сведения о границах муниципальных образований и границах между субъектами РФ, являющихся объектами землеустройства, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия, установленном статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, Росреестр:

  • осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
  • организует проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.

Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 11.06.2021) “О землеустройстве”

24 мая 2001 года

6 июня 2001 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Читайте также:
Престарная грамота: что это такое, описание и особенности

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство);

объекты землеустройства – территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий;

землеустроительная документация – документы, полученные в результате проведения землеустройства;

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Статья 2. Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Обязательность проведения землеустройства

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

установления или изменения границ объектов землеустройства;

абзацы третий – пятый утратили силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;

выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Статья 4. Основания проведения землеустройства

Основаниями проведения землеустройства являются:

решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

договоры о проведении землеустройства;

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства

К полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства относятся:

установление порядка проведения землеустройства;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства;

проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;

принятие нормативных правовых актов о землеустройстве;

установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации;

абзац утратил силу с 1 июля 2021 года. – Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ;

разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;

управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства;

другие установленные федеральными законами полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства.

Статья 5.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области регулирования проведения землеустройства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области регулирования проведения землеустройства, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Статья 6. Государственная экспертиза землеустроительной документации

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 7. Утратила силу с 1 июля 2021 года. – Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ.

Статья 8. Технические условия и требования проведения землеустройства

Технические условия и требования проведения землеустройства разрабатываются на основании соответствующих нормативных правовых актов и являются обязательными для исполнения при проведении землеустройства и осуществлении государственной экспертизы землеустроительной документации.

Глава III. ПРОВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Статья 9. Изучение состояния земель

Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;

почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

оценка качества земель;

Статья 10. Геодезические и картографические работы

Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства.

Читайте также:
Оперативное управление: что это такое, описание и особенности

Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ “О геодезии и картографии”.

Статья 11. Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания

Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

Статья 12. Оценка качества земель

Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве, в том числе в органическом сельском хозяйстве.

Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Статья 13. Инвентаризация земель

Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

Часть вторая утратила силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Статья 14. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:

разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;

природно-сельскохозяйственное районирование земель;

абзацы четвертый – шестой утратили силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

Статья 15. Описание местоположения границ объектов землеустройства

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 16. Утратила силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Статья 17. Установление на местности границ объектов землеустройства

Порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 18. Внутрихозяйственное землеустройство

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:

организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Глава IV. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Статья 19. Виды землеустроительной документации

К видам землеустроительной документации относятся:

генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;

абзацы третий – четвертый утратили силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;

карты (планы) объектов землеустройства;

проекты внутрихозяйственного землеустройства;

проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

Читайте также:
Негативные обстоятельства: что это такое, описание и особенности

Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Статья 20. Карта (план) объекта землеустройства

Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 21. Тематические карты и атласы состояния и использования земель

Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Статья 22. Землеустроительное дело

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.

Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 23. Согласование и утверждение землеустроительной документации

Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 24. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства

Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.

Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.

Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение настоящего Федерального закона граждане и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Разрешение споров при проведении землеустройства

Споры, возникающие при проведении землеустройства, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Землеустройство – это что такое? Основы и виды землеустройства

Среди богатств, которыми владеет и распоряжается человек, ключевую роль играет земля. От того, насколько люди бережно к ней относятся, рационально ее используют, обеспечивают ее защиту, во многом зависит благосостояние населения.

Земельные ресурсы и землеустройство

Важнейшее значение в решении вопросов, касающихся рационального использования природных ресурсов, принадлежит законодательству. В различных нормативных актах используется понятие землеустройства. Оно предполагает мероприятия по исследованию состояния природных богатств, планированию их рационального использования и охраны. Землеустройство – это последовательность конкретных взаимосвязанных инженерно-технических, картографических, инвентаризационных работ. Она направлена на упорядочение существующих и формирование новых участков, установлению их границ. Цель землеустройства заключается в обеспечении рационального использования территории гражданами и юрлицами. В рамках комплекса мероприятий осуществляется также планирование местности, на которой проживают малочисленные коренные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока.

Специфика

Порядок землеустройства предусматривается в ЗК, градостроительном и лесном законодательствах, а также отраслевом ФЗ. Данная сфера регулируется и рядом правительственных постановлений, региональными и ведомственными нормативными актами. Землеустройство – это проведение топографо-геодезических, аэросъемочных, почвенных, геоботанических и прочих измерений и исследований. В него входит межевание территории, разработка предложений, направленных на обеспечение рационального использования территории. Мероприятия позволяют собирать сведения о качественных и количественных характеристиках местности. Для обеспечения достоверности и надежности данных предусмотрены правила сертификации измерительно-технического оборудования, которое применяется при обследованиях.

Планы

В соответствии с результатами проведенных обследований осуществляется разработка документации. В нее входят схемы, планы, картографические и прочие материалы. На все объекты землеустройства заводится дело. В планы включается информация об участках. В частности, указывается их площадь, расположение сооружений и прочих объектов, инженерных коммуникаций, памятников природы. В плане присутствуют также сведения об обременениях и ограничениях, установленных для конкретных территорий, в том числе, указания на те части, для которых введено право сервитута. Документация (земельное дело) обязательно при продаже или покупке участка, прочих сделок.

Читайте также:
Простои вексель: что это такое, описание и особенности

Социальные условия

Система землеустройства функционирует по определенным принципам. При проведении тех или иных мероприятий, в частности, учитываются социальные условия. К ним относят:

  1. Структуру и плотность населения.
  2. Уровень благоустройства, количество, размещение, размеры, назначение населенных пунктов.

Организация землеустройства в селах и деревнях имеет ряд особенностей. При проведении их обследования учитывается развитие инфраструктуры, наличие производственных центров (ферм и прочих предприятий хозяйственного назначения), уровень механизации и так далее. В ходе мероприятий принимается во внимание состояние транспортных путей и развязок, присутствие водных ресурсов, уровень электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения, телефонизация и пр.

Задачи

Ключевые направления землеустройства были установлены 30 января 1991 г. Однако, как показал опыт проведения мероприятий, поставленные задачи не в полной мере соответствуют требованиям современности. В настоящее время разработаны новые направления работы. К ним относят:

  1. Реализацию земельной государственной политики посредством экологически и экономически обоснованного перераспределения территорий по субъектам права и формам собственности.
  2. Формирование специальных земельных фондов, рациональной системы пользования, обеспечения обоснованности и справедливости преобразований, гарантий и защиты конституционных прав на землю.
  3. Планирование и закрепление на местности муниципальных и прочих административных образований, зон с особым юридическим режимом использования, установление черты городов и прочих поселений.
  4. Подготовку документации, которая необходима для принятия решений органами местной, региональной и федеральной власти по вопросам управления, оборота и регистрации прав на земельные ресурсы.
  5. Получение данных о качественном и количественном состоянии, использовании территорий, необходимых для составления планов, мониторинга, осуществления госконтроля и прочих функций управления.
  6. Разработку мероприятий по сохранению и улучшению ландшафтов, повышению и восстановлению плодородия почвы, рекультивации, защиты от эрозии, подтопления, опустынивания и прочих негативных явлений.
  7. Проведение внутрихозяйственного планирования территории с созданием условий, обеспечивающих эффективное и рациональное функционирование объектов землепользования.

Функции

Землеустройство – это основной государственный механизм управления природопользованием. На федеральном уровне оно обеспечивает реализацию реформ, определяет перспективы работы на территориях, перераспределения участков по субъектам права и формам собственности. Ведомственные функции землеустройства зависят от специфики отрасли, особенностей производства. На этом уровне мероприятия направлены на изыскание территорий для несельскохозяйственной деятельности, изъятие ценных участков. Межхозяйственное землеустройство – это создание условий для работы предприятий всех отраслей. На территориальном уровне формируется структура устойчивого пользования различными участками на местности. При этом устанавливаются правила для эксплуатации земель как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного значения.

Принципы

Выделяют следующие основы землеустройства:

  1. Обеспечение интересов субъектов, обладающих правами на участки, и граждан проживающих на подведомственных контрольным и регистрационным органам территориях.
  2. Приоритет экологических норм над экономической целесообразностью эксплуатации земли. Это положение предполагает требование обоснования степени интенсивности использования территории. Этот принцип вызывает необходимость обеспечения защиты ценных участков от изъятия для осуществления несельскохозяйственной деятельности, рекультивации земель, консервации территорий, загрязненных химическими, промышленными, радиоактивными отходами.
  3. Формирование равных условий для разных форм хозяйственной деятельности и развития экономических отраслей. Это требует обеспечения пропорциональности, сбалансированности между объемом выделяемой земли и фондовооруженностью, технической оснащенностью, трудообеспеченностью и прочими параметрами предприятий.
  4. Учет комплексного развития и перспектив территорий муниципальных образований и прочих административных единиц.
  5. Рациональное использование и сохранение природных ландшафтов и природных ресурсов.
  6. Учет пригодности и экологической устойчивости территорий сельскохозяйственного и иного назначения для предусмотренного их использования при обоснованном уровне эксплуатации.
  7. Компактное размещение участков при их формировании и предоставлении, обеспечение оптимальности их конфигурации и площади, удобного доступа.
  8. Недопущение излишнего дробления территорий, если их использование по целевому назначению станет невозможным или будет значительно затруднено.
  9. Обеспечение оптимального соотношения, состава, размещения угодий, а также допустимого уровня интенсивности их эксплуатации.
  10. Сохранение агроэкологически правильно размещенных и устойчивых элементов планирования территорий (мелиоративной сети, лесополос, дорог и пр.).
  11. Деградированные, зараженные и загрязненные участки должны изыматься из сельскохозяйственного использования. Их надлежит законсервировать и исключить из перераспределения.
  12. Определение экологических требований осуществляется в соответствии с действующими факторами. Они должны реализовываться на основании соответствующих нормативов и стандартов.

Классификация

Существуют следующие виды землеустройства:

  1. Внутрихозяйственное.
  2. Территориальное.

Последнее направлено на исследование состояния территорий, планирование их рациональной эксплуатации. В рамках мероприятий определяются административно-территориальные границы и пределы участков. При их изменении, а также в случае выявления нарушенных территорий, консервации и рекультивации, выделении долей, изъятии или предоставлении земель для осуществления сельскохозяйственной деятельности проводится межевание. К территориальным мероприятиям также относят перенос или установление границ сельских и городских поселений, зонирование, создание парков и прочих особо охраняемых участков, зон с особыми условиями пользования, размещение учреждений и предприятий.

Читайте также:
Неимущественные права: что это такое, описание и особенности

Внутрихозяйственное землеустройство и кадастры обеспечивают планирование рациональной эксплуатации уже выделенных участков для осуществления сельскохозяйственных работ, а также территорий, населенных общинами малочисленных коренных народов Дальнего Востока, Севера и Сибири. На практике мероприятия состоят в разработке, рассмотрении или утверждении проектов по размещению угодий, жилых и производственных сооружений, пастбищ, инженерной и транспортной инфраструктуры. Указанные виды землеустройства различаются по обязательности проведения мероприятий. Так, внутрихозяйственные работы осуществляются по желанию субъектов, за которыми закреплены участки.

Землеустройство и кадастры

Подготовка разной проектной документации предусматривается при регулировании использования территорий в городах и иных населенных пунктах. Содержание землеустроительных работ составляет разработка генпланов и проектов застройки, комплексных территориальных схем планирования развития местности, зонирования защиты участков от влияния техногенных и природных факторов, формирования охранных зон, планов отдельных наделов, проектов межевания и пр. Мероприятия проводятся в соответствии с решениями органов госвласти, местного самоуправления, судебными постановлениями. В качестве основания для проведения землеустройства с целью планирования рационального использования участков для сельскохозяйственного производства, а также предоставленных юрлицам и гражданам, выступают договора. В соответствии с соглашениями или решениями выполняются необходимые исследования и изыскания, картографические и геодезические работы. При необходимости проводится межевание.

Субъекты, чьи прав и интересы затрагиваются при землеустройстве извещаются о предполагаемых мероприятиях не позже семи дней до начала их проведения. Уведомления направляются в письменном виде. Землеустроительная документация требуется при выделении территорий для коллективного садоводства, дачного хозяйства, огородничества. По результатам проведенного зонирования местности составляется схема.

В нее включаются сведения о целевом назначении, площадях, расположении участков, виде разрешенного их использования. В схеме указываются данные об обременении и ограничениях, сервитутах, правах, на которых могут предоставляться конкретные участки. Такие документы используются при определении объемов строительства автомобильных подъездных путей, объектов связи и энергоснабжения для развития сети общественного транспорта, медицинского и бытового обслуживания, медицины. Разработка проектов, касающихся планирования участков, их улучшения и охраны от вредных воздействий, выполняемая по инициативе владельцев/собственников, арендаторов/пользователей, осуществляется за их счет.

Типы документов

Землеустроительная документация может быть представлена:

  1. Генеральной схемой территории РФ, субъекта, МО.
  2. Картой (планом) объекта.
  3. Проектом внутрихозяйственного зонирования.
  4. Планом улучшения с/х угодий, освоения новой территории, рекультивации, защиты от селей, эрозий, подтопления, вторичного засоления, заболачивания, уплотнения, иссушения, загрязнения производственными отходами, химическими и радиоактивными соединениями, заражения и прочих негативных воздействий.
  5. Материалами геоботанических, почвенных, иных исследований и изысканий, инвентаризации или оценки качества.
  6. Тематическими картами и атласами использования и состояния территорий.

В ФЗ, иных нормативных актах могут предусматриваться другие типы землеустроительной документации. Подготовленные и утвержденные бумаги впоследствии используются при регистрации прав на участок с получением соответствующего свидетельства. При эксплуатации территорий с нарушениями землеустроительной документации к виновным субъектам могут применяться меры юридической ответственности. Не допускается предоставление участков с несоблюдением требований законодательства.

Нюрнбергский процесс: следствие, обвинение, приговор

Автор: Александр Московкин

1 октября 1946 года в Нюрнберге был провозглашен приговор Международного военного трибунала, осудивший главных военных преступников. Нередко его называют “Судом истории”. Это был не только один из самых крупных судебных процессов в истории человечества, но и важнейшая веха в развитии международного права. Нюрнбергский процесс юридически закрепил окончательный разгром фашизма.

На скамье подсудимых:

Впервые оказались и понесли суровое наказание преступники, сделавшие преступным целое государство. В первоначальный список обвиняемых вошли:

1. Герман Вильгельм Геринг (нем. Hermann Wilhelm Göring), рейхсмаршал, главнокомандующий военно-воздушными силами Германии
2. Рудольф Гесс (нем. Rudolf Heß), заместитель Гитлера по руководству нацистской партией.
3. Иоахим фон Риббентроп (нем. Ullrich Friedrich Willy Joachim von Ribbentrop), министр иностранных дел нацистской Германии.
4. Роберт Лей (нем. Robert Ley), глава Трудового фронта
5. Вильгельм Кейтель (нем. Wilhelm Keitel), начальник штаба Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии.
6. Эрнст Кальтенбруннер (нем. Ernst Kaltenbrunner), руководитель РСХА.
7. Альфред Розенберг (нем. Alfred Rosenberg), один из главных идеологов нацизма, рейхсминистр по делам Восточных территорий.
8. Ганс Франк (нем. Dr. Hans Frank), глава окуппированных польских земель.
9. Вильгельм Фрик (нем. Wilhelm Frick), министр внутренних дел Рейха.
10. Юлиус Штрейхер (нем. Julius Streicher), гауляйтер, главный редактор антисемитской газеты “Штурмовик” (нем. Der Stürmer — Дер Штюрмер).
11. Яльмар Шахт (нем. Hjalmar Schacht), имперский министр экономики перед войной.
12. Вальтер Функ (нем. Walther Funk), министр экономики после Шахта.
13. Густав Крупп фон Болен унд Гальбах (нем. Gustav Krupp von Bohlen und Halbach), глава концерна “Фридрих Крупп”.
14. Карл Дениц (нем. Karl Dönitz), адмирал флота Третьего Рейха.
15. Эрих Редер (нем. Erich Raeder), главнокомандующий ВМФ.
16. Бальдур фон Ширах (нем. Baldur Benedikt von Schirach), глава Гитлерюгенда, гауляйтер Вены.
17. Фриц Заукель (нем. Fritz Sauckel), руководитель принудительными депортациями в рейх рабочей силы с оккупированных территорий.
18. Альфред Йодль (нем. Alfred Jodl), начальник штаба оперативного руководства ОКВ
19. Франц фон Папен (нем. Franz Joseph Hermann Michael Maria von Papen), канцлер Германии до Гитлера, затем посол в Австрии и Турции.
20. Артур Зейсс-Инкварт (нем. Dr. Arthur Seyß-Inquart), канцлер Австрии, затем имперский комиссар окупированной Голландии.
21. Альберт Шпеер (нем. Albert Speer), имперский министр вооружений.
22. Константин фон Нейрат (нем. Konstantin Freiherr von Neurath), в первые годы правления Гитлера министр иностранных дел, затем наместник в протекторате Богемии и Моравии.
23. Ганс Фриче (нем. Hans Fritzsche), руководитель отдела печати и радиовещания в министерстве пропаганды.

Двадцать четвертый — Мартин Борман (нем. Martin Bormann), глава партийной канцелярии, обвинялся заочно. Обвинялись также группы или организации, к которым принадлежали подсудимые.

Следствие и суть обвинения

Вскоре после завершения войны страны-победительницы СССР, США, Великобритания и Франция в ходе лондонской конференции утвердили Соглашение о создании Международного военного трибунала и его Устава, принципы которого Генеральная Ассамблея ООН утвердила как общепризнанные в борьбе с преступлениями против человечества. 29 августа 1945 года был опубликован список главных военных преступников, включавший 24 видных нациста. Выдвинутые против них обвинения включали следующие пункты:

Читайте также:
Правительство РФ: что это такое, описание и особенности

Планы нацистской партии

  • -Использование нацистского контроля для агрессии против иностранных государств.
  • -Агрессивные действия против Австрии и Чехословакии.
  • -Нападение на Польшу.
  • -Агрессивная война против всего мира (1939—1941).
  • -Вторжение Германии на территорию СССР в нарушение пакта о ненападении от 23 августа 1939 года.
  • -Сотрудничество с Италией и Японией и агрессивная война против США (ноябрь 1936 года — декабрь 1941 года).

Преступления против мира

“Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств”.

Военные преступления

  • -Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях и в открытом море.
  • -Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей.
  • -Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а так же с лицами, находившимися в плавании в открытом море.
  • -Бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью.
  • -Германизация оккупированных территорий.

Преступления против человечности

  • -Обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления врагов нацистского правительства. Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.

18 октября 1945 обвинительное заключение поступило в Международный военный трибунал и за месяц до начала процесса вручено каждому из обвиняемых на немецком языке. 25 ноября 1945 года, после ознакомления с обвинительным заключением, покончил жизнь самоубийством Роберт Лей, а Густав Крупп был признан медицинской комиссией неизлечимо больным, и дело в отношении него было прекращено до суда.

Остальные обвиняемые предстали перед судом.

В соответствии с Лондонским соглашением Международный военный трибунал был сформирован на паритетных началах из представителей четырех стран. Главным судьей был назначен представитель Великобритании лорд Дж. Лоренс. От других стран членами трибунала были утверждены:

  • -от СССР: заместитель председателя Верховного Суда Советского Союза генерал-майор юстиции И. Т. Никитченко.
  • -от США: бывший генеральный прокурор страны Ф. Биддл.
  • -от Франции: профессор уголовного права А. Доннедье де Вабр.

Каждая из 4-х стран направила на процесс своих главных обвинителей, их заместителей и помощников:

  • – от СССР: генеральный прокурор УССР Р. А. Руденко.
  • -от США: член федерального верховного суда Роберт Джексон.
  • -от Великобритании: Хартли Шоукросс
  • -от Франции: Франсуа де Ментон, который в первые дни процесса отсутствовал, и его заменял Шарль Дюбост, а затем вместо де Ментона был назначен Шампентье де Риб.

Процесс длился в Нюрнберге десять месяцев. Всего было проведено 216 судебных слушаний. Каждая сторона представила доказательства преступлений, совершенных нацистскими преступниками.

Из-за беспрецедентной тяжести преступлений, совершенных подсудимыми, возникали сомнения — соблюдать ли по отношению к ним демократические нормы судопроизводства. Например, представители обвинения от Англии и США предлагали не давать подсудимым последнего слова. Однако французская и советская стороны настояли на обратном.

Читайте также:
Нормативный документ: что это такое, описание и особенности

Процесс проходил напряженно не только в силу необычности самого трибунала и выдвинутых против подсудимых обвинений.

Сказывалось также послевоенное обострение отношений между СССР и Западом после известной Фултонской речи Черчилля и подсудимые, чувствуя сложившуюся политическую ситуацию, умело тянули время и рассчитывали уйти от заслуженного наказания. В такой непростой ситуации ключевую роль сыграли жесткие и профессиональные действия советского обвинения. Окончательно переломил ход процесса фильм о концлагерях, снятый фронтовыми кинооператорами. Жуткие картины Майданека, Заксенхаузена, Освенцима полностью сняли сомнения трибунала.

Вердикт суда

Международный военный трибунал приговорил:

  • -К смертной казни через повешение: Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Заукеля, Зейсс-Инкварта, Бормана (заочно), Йодля (был посмертно оправдан при пересмотре дела мюнхенским судом в 1953 году).
  • -К пожизненному заключению: Гесса, Функа, Редера.
  • -К 20 годам тюремного заключения: Шираха, Шпеера.
  • -К 15 годам тюремного заключения: Нейрата.
  • -К 10 годам тюремного заключения: Деница.
  • -Оправданы: Фриче, Папен, Шахт.

Советская сторона выразила протест в связи с оправданием Папена, Фриче, Шахта и неприменением смертной казни к Гессу.
Трибунал признал преступными организации СС, СД, СА, Гестапо и руководящий состав нацистской партии. Решение о признании преступными Верховного командования и Генштаба вынесено не было, что вызвало несогласие члена трибунала от СССР.

Большинство осужденных подали прошения о помиловании; Редер — о замене пожизненного заключения смертной казнью; Геринг, Йодль и Кейтель — о замене повешения расстрелом, если просьбу о помиловании не удовлетворят. Все эти ходатайства были отклонены.
Смертные казни были приведены в исполнение в ночь на 16 октября 1946 года в здании Нюрнбергской тюрьмы. Геринг отравился в тюрьме незадолго до казни.

Приговор в исполнение приводил “по собственному желанию” американский сержант Джон Вуд.

Приговоренные к пожизненному заключению Функ и Редер были помилованы в 1957 году. После того, как в 1966 году на свободу вышли Шпеер и Ширах, в тюрьме остался один Гесс. Правые силы Германии неоднократно требовали помиловать его, но державы-победительницы отказались смягчить приговор. 17 августа 1987 года Гесс был найден повешенным в своей камере.

Итоги и выводы

Нюрнбергский трибунал, создав прецедент подсудности высших государственных чиновников международному суду, опроверг средневековый принцип “Короли подсудны только Богу”. Именно с Нюрнбергского процесса началась история международного уголовного права. Принципы, закрепленные в Уставе Трибунала, вскоре были подтверждены решениями Генеральной ассамблеи ООН как общепризнанные принципы международного права. Вынеся обвинительный приговор главным нацистским преступникам, Международный военный трибунал признал агрессию тягчайшим преступлением международного характера.


Нюрнбергский процесс (кратко)

Нюрнбергский процесс – международный военный трибунал над нацистскими преступниками, проходивший в городе Нюрнберг (Германия). Суд длился около 1 года – с 20.11.1945 г. по 1.10.1946 г. На «суде истории» были осуждены 24 человека, среди них Г. Геринг, И. Риббентроп, В. Кейтель, А. Розенберг, Э. Редер, Ф. Заукель, А. Шпеер и другие известные немецкие политики, военные, активисты нацистской пропаганды, непосредственно принимавшие участие в преступлениях против всего человечества и мира.

Сущность обвинений

СССР, США, Англия и Франция во время Лондонской конференции приняли протокол о сформировании Международного военного суда, в котором борьба с преступлениями против всего человечества признавалась, как общемировая. В августе 1945 года был опубликован перечень лиц (24 нацистских преступника), подлежащих международному трибуналу. Среди оснований для обвинения были такие факты, как:

агрессивная политика, направленная против Австрии и Чехословакии;
 военное вторжение в Польшу и ряда других стран;
 война против всего человечества (1939-1945 гг.)
 пособничество с нацистскими странами (Япония и Италия), враждебные действия против Соединенных штатов(1936-1941)
 грубое несоблюдение пакта о ненападении (Молотова – Риббентропа) с СССР от 23.08.1939 и вторжение в Советский Союз

 преступления против человечности
 преступления в военной сфере(геноцид против определенных национальных групп: славян, евреев, цыган; убийства военнопленных; многочисленные нарушения прав и свобод граждан на захваченных территориях и др. )

Главными странами-обвинителями было 4 государства: Англия, Франция, США и Советский Союз. Среди постоянных представителей членов государств были:

• И.Т. Никитченко – заместитель Верховного Судьи СССР
• Ф. Биддл – бывший генпрокурор Америки
• Дж. Лоуренс – верховный английский судья
• А. Доннедье Вабр – французский знаток уголовного права

Читайте также:
Радиационная безопасность: что это такое, описание и особенности

Результаты Нюрнбергского суда

В итоге Нюнбергского процесса было проведено около 400 судебных разбирательств. Ввиду утвержденной смерти А. Гитлер участия в суде не принимал, также как его соратники – Йозеф Геббельс (министр пропаганды) и Генрих Гиммлер (министр внутренних дел). Мартину Борману – заместителю А. Гитлера – обвинение было предъявлено заочно, так как его смерть не была подтверждена официально. Из-за недееспособности Густав Крупп также не подлежал обвинительному приговору.

Процесс проходил весьма в тяжелой обстановке в силу беспрецедентности случая. Также отражалось послевоенное нарастание напряженных взаимоотношений между Союзом Советских Республик и Западом, особенно после так называемой Фултонской речи Уинстона Черчилля, когда английский премьер-министр объявил об опущении «железного занавеса» – отгораживании от СССР. Обвиняемые в связи с этим хотели предельно затянуть судебный процесс, особенно Герман Геринг.

Перед заключением приговора советской стороной был представлен фильм о фашистских концентрационных лагерях, в котором советские режиссеры показали все ужасы лагерей смерти Дахау, Освецима, Бухенвальда. Холокост, уничтожение людей в газовых камерах и повсеместные пытки не оставили сомнений в виновности преступников. В итоге к наивысшей мере наказания – повешению – было приговорено 12 немцев – самых активных фашистских деятелей (Г.Геринг, И.Риббентроп, В.Кейтель, Э.Кальтенбруннер, А. Роззенберг, Г. Франк, В. Фрик, Ю. Штрейхер, Ф. Заукель, А.Зейсс-Инкварта, М. Борман – заочно, Йодль – посмертно оправдан в 1953 году). К пожизненному сроку содержания приговорено 3 нациста: Р.Гесс, В.Функ, Э.Редер. К 10 и 15 годам тюрьмы соответственно – К. Дёниц (главнокомандующий ВМФ Германии) и К. Нейрат (немецкий дипломат). Оправданы были 3 человека: Г. Фриче, Ф. Папен, Я.Шахт.

Вторжение Германии в Советский Союз

22.06.1941 г. А. Гитлер без объявления войны, предательски нарушив пакт о ненападении Молотова – Риббентропа (от 23.08.1939 г.), вероломно вторгся на территорию СССР. В соответствии с планом Барбаросса гитлеровские войска с самого начала войны начали разрушать города, населенные пункты, фабрики и заводы, железнодорожные станции, больницы и другие важнейшие объекты инфраструктуры, необходимые для функционирования всего населения. Также безвозвратно было уничтожено множество культурных и исторических ценностей, музеев, памятников, церквей, различных достопримечательностей. Огромное количество советских граждан было угнано на концлагеря – русских, украинских, белорусских, еврейских наций – их всех заставляли подневольно работать, а затем массово уничтожали за негодностью. Из СССР фашистские руководители отправили в рабство приблизительно 400 тысяч человек. Не щадили никого – ни стариков, ни детей.

Мировое значение «суда истории»

Важнейшая роль Нюрнбергского суда заключалась в том, что враждебные отношения и проявление агрессии в отношении других стран является главным международным преступлением. У таких действий против всего человечества и мира нет срока и места давности.

Также Нюрнбергский суд стал первым в современной истории случаем того, как военные преступления стали расследоваться не только национальным судом, но и особым органом в международном уголовном праве. Решения которых принимались согласно всем правовым соглашениям, принятыми коллективно со всеми странами антигитлеровской коалиции. Этот процесс сыграл огромную роль в развитии международного права и стал главнейшим уроком для будущих поколений.

Нюрнбергский процесс: как проходил, кого обвиняли и чем закончился

Ровно 75 лет назад – 1 октября 1946 года – завершился Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками. Годом ранее была окончена Вторая мировая война. Гитлеровская Германия пала, оружие сложили и ее сателлиты. Виновных предали международному суду. Перед законом предстала вся «элита» Третьего рейха, включая государственных и военных деятелей, дипломатов, банкиров и промышленников. Ни один из обвиняемых не признал вину и не попросил пощады. Всю ответственность за происходившее с 1930-х по 1945 год подсудимые пытались возложить на Адольфа Гитлера, представителей СС, гестапо и других подельников. Как проходил Нюрнбергский процесс? Какие приговоры были вынесены?

Кого судили на Нюрнбергском процессе

Первый и главный из серии процессов во Дворце правосудия Нюрнберга открылся 20 ноября 1945 года. Однако еще 18 октября состоялась техническая сессия с обвинительным заключением против 24 бывших национал-социалистических руководителей. «Возглавил» группу Герман Геринг – рейхсмаршал, «отец» люфтваффе, второй после Гитлера человек в НСДАП и официальный преемник фюрера с 1941 года.

В числе остальных был министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп, начальник штаба Верховного командования вермахта Вильгельм Кейтель, начальник Главного управления имперской безопасности СС Эрнст Кальтенбруннер, глава Внешнеполитического управления НСДАП и министр восточных оккупированных территорий Альфред Розенберг, генерал-губернатор оккупированной Польши Ганс Франк, рейхсляйтер Вильгельм Фрик, главред газеты «Штурмовик» Юлиус Штрейхер, организатор системы принудительного труда Фриц Заукель, генерал-полковник Альфред Йодль и рейхскомиссар Нидерландов Артур Зейсс-Инкварт.

Читайте также:
Президентская республика: что это такое, описание и особенности

Заочно перед судом предстал Мартин Борман – начальник Партийной канцелярии НСДАП и личный секретарь Гитлера. Один из главных немецких преступников бежал от правосудия в 1945 году. 7 декабря 1972-го его останки были обнаружены у железнодорожной станции Лертер. Экспертиза ДНК доказала принадлежность костей Борману.

Обвинения, предъявленные на Нюрнбергском процессе

После Лондонской конференции в 1945 году был сформирован Международный военный трибунал. Команды прокуроров выпустили обвинительное заключение из четырех пунктов. Первым пунктом стали преступления против мира. Сюда вошло планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны в нарушение международных договоров. Второй пункт – военные преступления. Речь шла о нарушении законов или обычаев войны. Не секрет, что на занятых территориях гитлеровцы уничтожали, истязали и уводили в рабство гражданское население, разоряли населенные пункты, а также убивали и пытали военнопленных. Жестокости в отношении гражданского населения – причем, как во время, так и до войны – описывал и третий пункт обвинения. Под четвертым пунктом понимался заговор с целью совершения данных преступлений.

Доказательства вины подсудимых были представлены за 72 дня. Суд заслушал показания 280 свидетелей. Обвиняемые и их защитники пользовались правом голоса.

Кто входил в состав трибунала

Участниками Нюрнбергского процесса стали представители стран-победительниц: СССР, США, Великобритании и Франции. Согласно уставу Международного военного трибунала, в его состав вошли восемь судей и их заместителей – по два человека от каждой стороны Лондонского соглашения.

Советская сторона выдвинула генерал-майора юстиции Иону Никитченко и полковника юстиции Александра Волчкова. США представляли генпрокурор Фрэнсис Биддл и судья Джон Паркер, Великобританию – судьи Джеффри Лоуренс и Норман Биркет, Францию – профессор Анри Доннедье де Вабр и судья Робер Фалько. Интересно, что Никитченко и Волчкова в ходе процесса не раз называли «судьями жесткого курса», отмечая их протесты против любых компромиссов. Они отказывались надевать судейские мантии и считали военную форму подходящим одеянием для участников трибунала.

Почему суд был в Нюрнберге

Небольшой город Нюрнберг в Баварии неслучайно выбрали для проведения самого резонансного процесса XX века. Это поселение носило клеймо колыбели и цитадели нацизма, здесь проходили съезды НСДАП и парады штурмовых отрядов. Бомбардировки превратили город в развалины, но Дворец правосудия пережил войну почти без ущерба. В пользу гигантского здания говорила его вместимость – здесь смогли устроиться около тысячи человек штата Международного трибунала. Кроме того, под землей Дворец был соединен с тюрьмой, куда заключили обвиняемых. Советский Союз не сразу согласился провести процесс на подконтрольной американцами территории, но позже из Москвы пришел положительный ответ. Офицеры и юристы базировались в местном «Гранд-отеле», журналистов разместили в городке Штайн неподалеку.

Вердикт суда

Нюрнбергский процесс длился 10 месяцев. В течение этого времени провели 216 судебных слушаний. К смертной казни через повешение были приговорены Геринг, Риббентроп, Кейтель, Кальтенбруннер, Розенберг, Франк, Фрик, Штрейхер, Заукель, Зейсс-Инкварт, Йодль и, заочно, Борман. Геринг покончил с собой вскоре после вынесения вердикта. Йодля посмертно оправдали в мюнхенском суде в 1953-м.

Рейхсляйтер Рудольф Гесс, министр экономики Вальтер Функ и гросс-адмирал Эрих Редер получили пожизненные сроки. Министра вооружений и военной промышленности Альберта Шпеера и гауляйтера Вены Бальдура фон Шираха ждало 20-летнее заключение, обергруппенфюрера СС Константина фон Нейрата – 15 лет тюрьмы. Гросс-адмирал, глава государства после смерти Гитлера и главнокомандующий вермахта Карл Дениц отделался 10 годами.

Дипломат Франц фон Папен, пропагандист Ганс Фриче и осужденный самими нацистами экс-рейхсминистр Ялмар Шахт были оправданы. В связи с этим решением СССР выразил протест. Советскую сторону возмутило и неприменение смертной казни к Гессу.

Итоги Нюрнбергского процесса

Нюрнбергский процесс создал прецедент подсудности высших чиновников международному суду. С него берет начало международное уголовное право. Принципы из Устава трибунала прошли Генеральную ассамблею ООН и стали общепризнанными принципами международного права. Посредством обвинительного приговора трибунал признал агрессию тягчайшим преступлением глобального характера. Моральному осуждению подверглась тоталитарная система Германии и милитаризм, проникший во все сферы жизни страны. Приговор нацистам встретил всеобщую поддержку, а уроки Нюрнбергского процесса актуальны по сей день.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: