Объединение общественное: что это такое, описание и особенности

Виды общественных объединений

Какие существуют виды общественных объединений? Что должен содержать устав общественного объединения?

Общественное объединение представляет собой некоммерческую организацию (НКО), которая может быть создана как юридическими, так и физическими лицами.

Цель создания общественных объединений – это общность интересов его создателей. Ярким примером общественных объединений является профсоюз. Это добровольное объединение граждан для защиты своих трудовых прав и отстаивания интересов, а также в целях представительства в спорах с работодателем (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах»).

Профсоюзы создаются для защиты интересов работников различных отраслей. Например, профсоюзы работников образования, российский профсоюз железнодорожников.

Какие бывают виды общественных объединений?

Возможные виды общественных объединений прописаны в ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Общественные объединения могут создаваться в форме:

  • общественной организации;

Такие организации создаются для реализации общих интересов его создателей.

Например, общественная организация «Союз архитекторов России».

  • общественного движения;

Такая форма характерна для общественных объединений, в которых участники хотят выразить свою гражданскую позицию, а также свое мнение по общественно-значимым вопросам.

Общественное движение не имеет членства.

Например, российское аграрное движение, молодежное движение.

  • общественного фонда;

Общественный фонд не имеет членов, а источником формирования имущества являются добровольные взносы и иные не запрещенные законом поступления. Имущество фонда используется для реализации общественно значимых направлений.

Например, общественный фонд «Центр Национальной славы России», региональный общественный фонд правовой помощи гражданам.

  • общественного учреждения;

Такая форма общественных объединений также не имеет членства, создается для реализации определенного вида услуг.

Учредители общественного учреждения – физические лица, которых должно быть не менее трех человек. Например, учреждение социального обслуживания населения.

  • политической партии;

Это общественное объединение, которое преследует политические цели и создается для участия граждан в политической жизни в России.

В нашей стране декларируется многопартийная система.

По состоянию на 24.07.2021 в России зарегистрировано 32 политические партии. Конечно, доминирующей является партия «Единая Россия».

  • общественной самодеятельности.

Это общественное объединение, которое не имеет членства, а создается для совместного разрешения различного рода социальных проблем.

Например, различного рода профсоюзы.

В России действуют общероссийские, региональные, местные и межрегиональные общественные объединения.

Какие преференции предоставляются общественным объединениям?

Общественные объединения пользуются различными преференциями. Например, налоговые льготы зависят от вида общественного объединения.

Больше всех льгот имеют общественные объединения инвалидов. Так, если общественные объединения инвалидов реализуют товары, работы, услуги, за исключением подакцизных товаров, они не платят НДС (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ). Правда, если общественная организация не будет осуществлять свою уставную деятельность, а только дополнительную предпринимательскую деятельность, то она лишится всех льгот по НДС (Постановления Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 № 1812/10, № 1809/10, № 1814/10).

Объединения инвалидов не платят и налог на имущество, которое используется в их уставной деятельности. Такая льгота применяется, если инвалиды или их законные представители составляют не меньше чем 80% от всей численности общественного объединения.

Что должен содержать устав общественных объединений?

Требования к уставу общественных объединений прописаны в ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Так, устав должен содержать:

  • наименование, цель, а также организационно-правовую форму объединения;

В названии общественной организацией указывается территория осуществления деятельности. Например, федеральная общественная организация «Федерация спорта в г. Москве».

Особенностью общероссийских общественных объединений является то, что им не нужно получать специальное разрешение для включения в свое названия слов «Россия», «Российская Федерация».

  • структуру объединения, руководство, ревизора, а также территорию, на которой будет функционировать данное НКО;

Например, в уставе общественной организации инвалидов «Юридический центр «Арбитр» не была предусмотрена полная структура объединения, что в совокупности с другими нарушениями, послужило основанием для ликвидации такого НКО (Определение ВС РФ от 31.10.2012 № 19-АПГ12-2).

  • условия получения и порядок утраты членства;

Это пункт в уставе прописывают только те объединения, для которых предусмотрено членство.

Например, общественные организации.

  • компетенции и порядок формирования органов управления, его местонахождение;
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав;
  • информацию об источниках формирования имущества, а также денежных средств.

Например, добровольные взносы и иные платежи, которые не запрещены законодательством РФ.

  • в каком порядке будет реорганизовано или ликвидировано общественное объединение.

В этом же пункте приводится судьба имущества, если НКО будет ликвидировано.

Например, имущество, которое осталось после удовлетворения всех требований кредиторов, будет направлено на благотворительные цели объединения.

  • иные положения.

Основные положения об общественных организациях

Это объединение, основанное на добровольных началах, с системой самоуправления и некоммерческими целями деятельности.

Понятие и виды общественных организаций

Общественная организация – объединение, основанное на добровольных началах, характеризующееся наличием системы самоуправления, некоммерческими целями деятельности, формированием на основании инициативы граждан.

Цели деятельности таких организаций – реализация интересов, которые провозглашены Уставом сообщества, без получения коммерческой выгоды. Задачей некоммерческих объединений является также удовлетворение духовных потребностей граждан.

Право на образование некоммерческих структур подтверждается Конституцией Российской Федерации, регулируется нормам гражданского права.

Основные положения об общественных организациях содержатся в Гражданском кодексе и нормативных актах. Общественное объединение может существовать только на добровольных началах, никто не может принудить участвовать в деятельности такой организации.

Читайте также:
Протест векселя: что это такое, описание и особенности

По критерию организатора общественные организации делятся на:

  • Объединения (формируются физическими лицами);
  • Ассоциации (формируются юридическими лицами).

В зависимости от цели деятельности существуют такие виды общественных организаций:

  • Политические партии.
  • Общественные движения.
  • Профессиональные союзы.
  • Организации самодеятельности.
  • Общественные самоуправления по территориальному принципу.

Данные виды входят в перечень некоммерческих организаций, деятельность которых регулируется нормами Гражданского кодекса, Федеральных законов «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях».

Цели создания общественных организаций, их деятельность

Общественные организации действуют с целью реализации задачи, направленной на удовлетворение нематериальных, духовных интересов граждан.

Объединения являются некоммерческими, поэтому получение материальных благ – не первостепенная задача, но, согласно нормам законодательства, они все-таки могут иметь некоторую денежную прибыль.

Если материальная выгода, получаемая некоммерческой организацией, используется для реализации основной цели деятельности, она может быть задействована в рамках предоставления законных услуг, реализации продукции.

Основные цели и задачи деятельности общественных организаций изложены в уставном документе юридического лица – Уставе. Основой формирования общественного объединения является общность интересов членов сообщества.

Основная цель деятельности зависит от типа общественной организации:

  • Защита профессиональных интересов представителей определенных специальностей;
  • Реализация религиозных и культурных прав граждан;
  • Образовательная и просветительская деятельность;
  • Политическая деятельность;
  • Развитие системы местного самоуправления;
  • Развитие искусства и рукоделия, литературы, музыки и других направлений искусства.

Правовые основы функционирования общественных организаций

Основанием для функционирования общественных организаций являются нормы российского законодательства в сфере гражданского права.

Ключевые моменты зафиксированы в Конституции – основном законе Российской Федерации.

Особенности деятельности регулируются законами федерального уровня, нормативно-правовыми актами.

Государственная регистрация общественного объединения

Государственная регистрация общественных объединений необходима для начала активной деятельности. Регистрация требуется для получения данным объединением прав юридического лица и полноценного осуществления деятельности в рамках закона.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» гласит, что решение о возможности регистрации должно приниматься федеральными органами власти, которые имеют полномочия в данной сфере.

Когда такое решение принимается, общество вносится в ЕГРЮЛ. Важную роль в регистрации, на основании законодательства, играет Федеральная налоговая служба.

Согласно закону, регистрация юридических лиц некоммерческой направленности осуществляется по общим правилам регистрации юридических лиц. В уведомительном порядке в реестр вносятся компании, главная цель работы которых – профсоюзная деятельность, они являются ассоциацией профсоюзов.

Особенности имущественных отношений внутри общественных организаций

Данная форма существования юридических лиц формируется с условием, что участники такого сообщества не имеют материальных (имущественных) прав. Основная деятельность – некоммерческая.

Данные юридические лица могут иметь прибыль от законной деятельности, но она не является основной целью, а может быть использована для реализации уставной задачи.

Стоит отметить, что полученные от предоставления услуг или реализации продукции доходы, не могут распределяться между членами сообщества.

Юридическое лицо может иметь имущество, сформированное из членских взносов, выплаченных на добровольном основании. Вся деятельность и порядок организации сбора взносов регулируется Уставом организации.

Объединение общественных организаций в ассоциации (союзы)

Согласно закону, общественная организация, по решению участников сообщества, может преобразоваться в союз или ассоциацию путем объединения.

Цели деятельности могут быть направлены на достижение общественно значимой идеи, интересов и благ для граждан, не связанными с получением выгоды.

В союзы могут объединяться лица физические и юридические.

На основании принятия решения об объединении, после официальной процедуры и разработки Устава, формируется новое юридическое лицо.

Преобразование общественной организации

Согласно решению участников организации, возможно преобразование сообщества.

Преобразование юридического лица данного типа возможно в такие виды сообществ:

  • Союз или ассоциация;
  • Фонд;
  • Автономная некоммерческая организация.

Реорганизация в общественную организацию в обратном направлении может осуществиться только из ассоциации.

Преобразование возможно только в порядке, предусмотренном нормами закона.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Объединение в Ассоциацию без присвоения юридического статуса

пожалуйста, у нас – три спортивных военно-патриотических клуба, один из которых является юридическим лицом и зарегистрирован в Министерстве Юстиции. Можем ли мы объединиться и называться Ассоциацией, не регистрируясь в МинЮсте?

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (0)

Согласно ст.123.8 ГК РФ:

Согласно ст.12 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) “О некоммерческих организациях” (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2020):

1. Юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.

Согласно ст.3 Закона:

создание общественной организации

Я являюсь директором автономной некоммерческой организации, еще индивидуальный предприниматель, т е есть свое ИП. Сейчас меня интересует вопрос регистрации общественной организации, скорей всего создание ассоциации. Ка это нужно оформить?

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Здравствуйте! Регистрация общественной организации в России производится согласно установленным правилам Федерального закона РФ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». По закону, чтобы оформить общественное объединение в структурах исполнительной власти, требуются волеизъявления не менее трёх физлиц-учредителей и соответствующие документы. При этом оформление подобного общества осуществляется после того, как учредители на общем голосовании решили создать юрлицо, утвердили устав и сформировали руководство. На данный момент вопросами оформления общественных организаций занимается Министерство юстиции РФ. Минюст и его региональные отделения принимают решения о госрегистрации объединения, включая вопросы его создания, реорганизации либо ликвидации. Все изменения в учредительной документации и включение определенного союза в ЕГРЮЛ. Наши специалисты готовы Вам помочь в регистрации общественной организации. Для вас имеется скидка 50% по промокоду “МИП”.

Читайте также:
Оружие самообороны: что это такое, описание и особенности

Полномочия группы членов региональной организации в муниципальном районе

Есть региональная общественная организация. Какими полномочиями может наделяться группа членов этой организации в районе? Какими документами может обеспечиваться деятельность этой группы?

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (0)

Добрый день!Все полномочия прописаны в учредительных документах. Согласно ст. 14 Федеральный закон “О некоммерческих организациях” от 12.01.1996 N 7-ФЗ, Учредительными документами некоммерческих организаций являются:

обращение взыскания службой судебных приставов на имущество

могут ли приставы обратить взыскание на право собственности на имущество и средства члена общественной организации, переданные общественной организации для реализации уставной деятельности? исполнительное производство ведётся по уголовному штрафу по приговору суда

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Чтобы не тратить время на приставов, есть отличный способ выплаты долгов, а именно: должник просит у взыскателя банковские реквизиты и перечисляет ежемесячно (электронно или пополняет карту взыскателя наличными) обязательно сохраняя при этом квитанции. ГЛАВНОЕ ПРИ ПЕРЕЧИСЛЕНИИ ИЛИ ПОПОЛНЕНИИ – УКАЗЫВАЙТЕ НАИМЕНОВАНИЕ ПЕРЕВОДА. НАПРИМЕР “ВЫПЛАТА ПО РЕШЕНИЮ/ПОСТАНОВЛЕНИЮ (название суда) от 09.11.2018 г. Данный вариант расчета с взыскателем, создаст максимально комфортные условия для погашения и расчета по долгам. Для перечисления алиментов откройте в банке именные счет/счета на детей и перечисляйте на них алименты.

Узнайте о своих долгах http://fssprus.ru

Имеют ли право судебные приставы вскрывать квартиру без хозяина. http://advokat-malov.ru/stati/mozhet-li-sudebnyij-pristav-vojti-v-kvartiru.html (ГК РФ Статья 388. Условия уступки требования ч. 2. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника).

Нужно показать документы подтверждающие право собственности на имущество (чеки, квитанции). Показать документы, доказывающие принадлежность другому лицу: товарные чеки, договоры, дарственные, электронные квитанции, банковские выписки, акты передачи по наследству, оформите простой договор купли-продажи; в случае неимения никаких документов, необходимо просить сотрудников направить запросы в организации, где могут подтвердить собственность того или иного предмета имущества. Эта процедура может занять длительное время, на период которого имущество будет изъято; когда определить принадлежность невозможно, существует право требования об исключении имущества, освобождения от ареста и ограждении от реализации. Для этого нужно отправить заявление установленного образца и ждать начала дела в судебной инстанции. Важно отметить, что лицом, направляющим такое письмо может быть не только сам собственник вещи, но и ее залогодержатель или другое заинтересованное в этом лицо. Перечень того, что останется во владении и пользовании дебитора в любом случае утверждены Законом ФЗ №229 от 01.02.2008. Список выглядит следующим образом: квартира, дом или иное жилое помещение, которое считается единственным местом проживания (если оно не является предметом залога); вещи индивидуального пользования для каждодневного употребления в бытовом смысле; личные медали, ордена и другие награды; средство передвижения, используемое для получения заработка, работы; материалы для отопительных действий и готовки еды; финансы, равные прожиточному минимуму, установленному в регионе.

Любой неправомерный шаг представителя ФССП может быть обжалован в течение 10 дней стороной, в отношении которой открыто исполнительное производство или другим лицом, чьи права были нарушены. Претензия пишется на руководителя службы или сразу в виде иска в суд. Каждый случай рассматривается отдельно, и при доказательстве превышения полномочий вещи будут возвращены заявителю.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018, с изм. от 19.12.2018) ТК РФ Статья 138. Ограничение размера удержаний из заработной платы. Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику. Согласно ТК РФ, размер удержанной в счет долга зарплаты исчисляется в следующих пропорциях: по закону – 20% от зарплаты; по федеральному закону или решению суда – 50% от зарплаты; исключения из правил (например, алименты) – 70%. Наиболее распространенной ставкой является 50% удержания от заработной платы в счет кредитного долга. Если у заемщика есть дети, то размер удержания сокращается: Наличие 1-2 детей – судебные приставы не вправе удерживать свыше 30%; Наличие ребенка, обучающегося в ВУЗе не на бюджетной основе – 30%. Смерть супруга и наличие несовершеннолетних детей – 25%. Смерть супруга и отсутствие несовершеннолетних детей – 50%. По закону, суд не может удерживать из следующих видов прибыли: 1.Материнский капитал и иные выплаты на содержание ребенка; 2.Компенсации за работу на вредном производстве или в сложных климатических условиях; 3.Возмещение вреда здоровью, полученному в связи с трудовой деятельностью должника (выплачиваются страховыми компаниями или работодателями); 4.Денежные выплаты семье погибшего на производстве; 5.Выплаты гражданину, осуществляющему уход за инвалидом I группы; 6.Начисления в период увольнения сотрудника. В соответствии с нормами п. 12 ч. 1 ст. 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ на пособия гражданам, имеющим детей, начисление которых производится из средств федерального или регионального бюджета (в том числе внебюджетных гос. фондов — ФСС, ПФР и ФОМС) не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

Читайте также:
Общая рентабельность: что это такое, описание и особенности

Статья 446 Гражданского процессуального кодекса РФ и статья 101 Закона об исполнительном производстве содержат информацию о том, какое имущество не подлежит аресту: единственное жилье, если оно не куплено в кредит и не заложено (когда речь идет про частный дом, то землю, на которой он стоит, также арестовать не могут); предметы первой необходимости, личные вещи, бытовая техника в рамках обеспечения нормальных условий жизни; вещи для выполнения профессиональных обязанностей, стоимость которых не более 100 минимальных размеров оплаты труда; домашние животные и птица, содержащиеся не для извлечения прибыли, а также необходимые для них пастбища, корма и постройки; семенной фонд для будущих посадок; дрова, уголь и другие вещества, необходимые для отопления помещений в течение одного сезона; транспорт, принадлежащий инвалиду и необходимый ему для передвижения; принадлежащие должнику почетные знаки, медали, ордена и т.п. Зная, на какое имущество нельзя наложить арест, стоит помнить, что существует достаточно обширный список защищенных от взыскания пособий, доплат, выплат, в том числе: компенсации по ущербу здоровью; выплата по потере кормильца, по ранению или кончине при выполнении профессионального долга, пострадавшим в катастрофах; дотация по уходу за инвалидом; федеральные доплаты на приобретение лекарств, оплату проезда и пр.; алименты; командировочные и амортизационные; пособие по рождению, смерти (пособие на погребение) или по случаю бракосочетания; выплаты по соцстрахованию (исключения – пенсии и больничные); детские пособия и маткапитал, госпомощь пострадавшим от теракта или по факту смерти близкого родственника; финпомощь, оказываемая благотворителями; компенсация за туристическую путевку.

Общественные организации – Что такое общественная организация?

Конституцией Российской Федерации предусмотрено право граждан на объединения для защиты своих интересов.

Права граждан на объединения включают в себя такие права как:

  • право создания на добровольной основе общественных организаций для защиты общих интересов и достижения общих целей,
  • право вступления в уже действующие общественные организации или воздержание от вступления в данные организации;
  • право беспрепятственно выходить из состава членов общественных организаций.

Регистрация, в установленном законе порядке, общественных организаций содействует в реализации прав и законных интересов граждан.

Граждане вправе создавать по своему усмотрению общественные организации не получая при этом предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Также граждане могут вступать в уже действующие общественные организации, при этом соблюдая нормы устава данных организаций.

Граждане могут регистрировать общественные организации, в порядке, который предусмотрен действующим законодательством Российской Федерации. После государственной регистрации общественные организации приобретают права юридического лица. Общественные организации вправе функционировать без образования юридического лица, однако организация в данном случае не приобретает права юридического лица.

Обозначим главные вопросы и ответим на каждый из них:

Зачем нужна общественная организация?

С чем связано появление общественных организаций? Почему недостаточно деятельности политических партий и государственных органов власти? Как показывает практика, они не всегда способны справится с возложенной на них задачей и в таких случаях возникают общественные организации, которые пытаются обратить внимание на существующие проблемы и найти пути решения этих проблем.

Можно выделить несколько основных причин возникновения общественных организаций:

  • нерешенные социальные проблемы, например – ухудшение состояния экологии, борьба с алкоголизмом и наркоманией, исчезновение редких видов растений и животных;
  • падение уровня доверия у населения к государственным органам управления и политическим партиям приводит к созданию общественных организаций из представителей этого самого населения, например, организации по защите прав потребителей, ассоциация психологов;
  • желание влиять на решение государственных вопросов, как одна из форм проявления демократии, например, создание Организаций по реализации гражданских инициатив или по реализации социально-значимых программ и проектов.
  • Являясь социальным образованием, общественные организации призваны осуществлять социально-значимые функции:
  • общественные организации реализуют право граждан на участие в принятии решений по социально важным вопросам;
  • общественные организации представляют интересы определенных слоев населения. Например, различные объединения многодетных семей, объединение ветеранов боевых действий.
  • общественные организации осуществляют общественный контроль над соблюдением прав и свобод гражданина. Например, организация по защите прав потребителей, организации по защите прав матерей-одиночек;
  • общественные организации влияют на формирование общественного мнения.

Общественные организации различны в зависимости от сфер деятельности и целей создания. Однако, в целом, все общественные организации своей деятельностью содействуют в значительном развитии гуманистических ценностей в обществе. Общественные организации содействуют положительным переменам путем развития новых форм работы и направлений, закрепления прав каждого человека на высокий уровень жизни, привлечения внимания общественности к проблемам конкретных социальных групп. Общественные организации оказывают немаловажную помощь людям, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации. Общественные организации играют высокую роль там, где государственная помощь труднодоступна в связи с малочисленностью социальной группы, нуждающейся в помощи или малым размером компенсации.

Читайте также:
Негативные следы: что это такое, описание и особенности

Регистрация НКО под ключ – 17500р

Сами готовим, подаем и получаем

Печать и расчетный счет в подарок

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Какие бывают общественные организации?

Общественные организации классифицируются в зависимости от их территориальной сферы деятельности.

Данная норма закреплена в статье 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии с вышеуказанной статьей закона на территории Российской Федерации вправе быть созданы и осуществлять свою деятельность общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные организации.

Общероссийские общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, на территории более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства. Законодательство разрешает использование в наименовании общероссийской общественной организации – Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, без получения специального разрешения, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Межрегиональные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, на территории менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Региональные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Местные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории органа местного самоуправления.

Территориальная сфера деятельности общественной организации должна быть указана в уставе Организации и наименовании Организации. Данное требование закреплено в статье 20 и 28 ФЗ «Об общественных объединениях».

Из этого следует, что территориальная сфера деятельности общественной организации представляет собой пределы осуществления ее деятельности на конкретной территории.

Общественные организации вправе осуществлять свою деятельность за пределами субъекта, на территории которого она находится, только в случае наличия в данном субъекте структурного подразделения – отделения, филиала и представительства.

Именно поэтому изменяется территориальная сфера деятельности общественной организации в случае создания или закрытия указанных выше структурных подразделений в субъектах Российской Федерации.

Если территориальную сферу деятельности изменяет ранее созданная общественная организация, то необходимо внести изменения в устав данной общественной организации, в том числе и в наименование.

К примеру, если региональная общественная организация создает структурные подразделения на территориях двух и менее чем половины субъектов Российской Федерации, то такая общественная организация приобретает статус межрегиональной общественной организации.

Документы, которые необходимы для государственной регистрации изменений, которые вносятся в учредительные документы Общественной организации должны быть представлены в соответствующий территориальной орган Минюста России по месту нахождения организации.

Для того, что бы региональная общественная организация получила статус общероссийской общественной организации нужно иметь структурные подразделения, которые созданы на территории более половины субъектов Российской Федерации. Документы для регистрации Общероссийской общественной организации подаются в Министерство Юстиции Российской Федерации.

Законодательством предусмотрена возможность общественных организаций вносить изменение в наименование и место нахождения Организации. Поэтому региональная общественная организация имеет право внести изменения в территориальную сферу деятельности не только посредством открытия региональных отделений, но и посредством смены субъекта своего адреса, который влечет внесения изменений в наименование и устав общественной организации. Также, законодательство не предусматривает для общественных организаций требований о соответствии адреса регистрации члена регионального отделения территориальной сфере деятельности Организации. Говоря простыми словами, в состав регионального отделения могут входить члены, зарегистрированные на территории другого субъекта Российской Федерации.

В форме общественных организаций создаются Спортивные Федерации

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спортивной федерацией является общественная организация, которая основана на членстве и целью ее создания является развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов спортивных сборных команд.

Так как спортивные федерации являются общественными организациями, то порядок их создания, осуществления деятельности, реорганизации, ликвидации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях. При этом учитываются особенности, предусмотренные Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Отделения общественной организации

С регистрацией отделений общественной организации связано большое количество трудностей. Гражданским кодексом предусмотрено для юридических лиц создание только двух видов подразделений – представительства и филиалы, при этом упоминается ещё одна форма — иные обособленные подразделения. Законодательством об общественных объединениях предусмотрено, что общественные организации вправе создавать обособленные подразделения в виде организаций, отделений или филиалов и представительств. Таким образом, законодательство предлагает участникам самостоятельность в выборе подразделений.

Гражданский кодекс говорит нам о том, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами, однако Законом «Об общественных объединениях» предусмотрено регистрация отделений общественных организаций в качестве юридического лица.

Итак, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что отделения общественной организации могут быть:

  1. Как отделение, которое зарегистрировано в качестве юридического лица;
  2. Как отделение, которое является структурным подразделением Организации и само по себе в качестве юридического лица не зарегистрировано.

Законом «Об общественных объединениях» предусмотрено, что решение о государственной регистрации отделений принимает территориальный орган Минюста РФ, действующий в соответствующем субъекте РФ на основании документов, которое предоставляет отделение. В данном случае, предполагается, что отделение самостоятельно в принятии решения о государственной регистрации себя в качестве юридического лица.

Читайте также:
Принцип взаимности: что это такое, описание и особенности

Но до момента государственной регистрации отделения в качестве юридического лица отделение представляет собой только структурное подразделение Общественной организации, тем самым подчиняясь ее решениями. Поэтому первичное решение о государственной регистрации отделения в качестве юридического лица должно приниматься Общественной организацией. Законодательство предусматривает, что если региональное отделение самостоятельно принимает решение о регистрации себя в качестве юридического лица, то среди документов, направляемых на регистрацию должен быть Протокол высшего органа управления организации с решением о регистрации отделения в качестве самостоятельного юридического лица.

Законодательством предусматривается возможность существования отделений общественной организации без регистрации юридического лица. Сведения об отделениях общественной организации фиксируются в уставе организации. От каждого регионального отделения в Минюст представляется протокол учредительного собрания отделения.

Управление общественной организацией

Законодательство относит общественные организации к корпоративным организациям. Корпоративными организациями признаются юридические лица, учредители которых обладают правом членства в них и формируют их высший орган управления. Поэтому высшим органом управления местной и региональной общественной организации является Общее собрание членов. Высшим органом управления Межрегиональной и Общероссийской общественной организации является сьезд или конференция делегатов от ее структурных подразделений. Все органы управления общественной организации на момент создания формируются из числа учредителей организации, после государственной регистрации все органы управления формируются из числа членов Организации. Корпоративные организации должны реестр членов Организации.

В каждой общественной организации должен быть образован единоличный исполнительный орган. Например, это может быть председатель или президент. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, который подотчетен высшему органу управления. В общественной организации может образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы.

Высший орган управления общественной организации наделён рядом определённых полномочий, так называемая исключительная компетенция. Статьей 65.3 ГК РФ и 29 ФЗ «О НКО» предусмотрена исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации.

Высший орган управления созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Высший орган управления вправе принимать к рассмотрению любые вопросы, которые касаются деятельности Организации и не относятся к компетенции других органов управления Организации.

Решения по исключительной компетенции высшего органа управления общественной организации принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа присутствующих членов заседании высшего органа управления. Решения, которые не отнесены к исключительной компетенции, принимаются высшим органом управления организации простым большинством голосов, присутствующих на собрании членов или делегатов. Высший орган управления общественной организации правомочен принимать решения, если на его заседании присутствуют более половины членов или делегатов.

Создание общественной организации

Регистрирует НКО в форме общественных организаций Минюст. Общественные организации регистрируются в три этапа:

  1. Сбор данных и подготовка документов на государственную регистрацию организации;
  2. Подача документов на государственную регистрацию;
  3. Получение зарегистрированных документов.

Подробно ознакомиться с порядком регистрации общественных организаций можно по ссылке Регистрация общественной организации.

Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.

• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты

Позвонить сразу бухгалтеру: 8(800)100-42-36

*Стоимость в Москве и МО , СПБ и Лен.области составляет соответственно: 2000, 5000, 7000 рублей

Деятельность общественных организаций

Виды деятельности общественная организация должны указать в своем уставе. Гражданский кодекс говорит нам о праве некоммерческих организаций на осуществление деятельности, приносящей доход, если это предусматривается уставом некоммерческой организации, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и если это соответствует таким целям.

В соответствии с Законом о Некоммерческих организациях общественные организации могут иметь территориальные подразделения. Как и сама общественная организация, территориальные подразделения реализуют цели создания организации. Документальные проверки деятельности общественных организаций вправе проводить Министерство юстиции.

Министерство юстиции контролирует:

  1. исполняется ли общественными организациями законодательств о некоммерческих организациях и общественных организациях;
  2. используется ли имущество организации на цели, которые предусмотрены уставом организации.

На основании таких проверок Минюстом могут быть вынесены предупреждения и предписания, которые подлежат обязательному исполнению.

Ликвидация общественной организации

Ликвидация общественной организации осуществляется на основании решения высшего органа управления организации или по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Имущество, которое остается в результате ликвидации общественной организации, после удовлетворения требований кредиторов, направляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом Организации на цели, в интересах которых создана Организация или на благотворительные цели. Ликвидация общественной организации считается завершенной, а Организация – прекратившей существование, после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Подробно ознакомиться с порядком ликвидации общественных организаций можно по ссылке Ликвидация НКО.

Общественные объединения

Добавлено в закладки: 0

Что такое общественные объединения? Описание и определение понятия.

Общественные объединения – это неправительственное, негосударственное, абсолютно добровольное объединение граждан любого государства на основе совместных интересов и целей.

Рассмотрим более детально, что значит общественные объединения.

Основатели общественного объединения

Основателями общественного объединения обычно выступает юрлицо частного права, включая и те общества, которые имеют статус юридического лица.

Читайте также:
Психическое расстройство: что это такое, описание и особенности

Основателями общественного объединения не могут быть различные политические партии или любые юридические лица, касательно которых были приняты меры по приостановлению их работы, или которые уже прибывают таком состоянии.

Количество основателей общественных объединений не может быть меньше двух человек. Ими не могут быть также юридические лица частного права, единственными основателями которого является одно и то же лицо. Так же такую задачу не может выполнять лицо, которое признано судом не работоспособным.

Членство в общественных объединениях могут принимать физические лица, которые достигли возраста 14 лет. Возраст молодежной организации определяется ее статусом в области определенной законодательством.

Членами определенного общественного объединения могут выступать юридические лица частного права, которые уже достигли возраста 18 лет и не признаны судом не работоспособными.

Создание и регистрация общественного объединения, составление протокола

Создание такого объединения происходит на собраниях его основателей и оформляется протоколом.

Протокол должен содержать в себе:

  • дату и время проведения собраний;
  • список лиц, принимающих в нем участие;
  • цель проведения данного собрания;
  • задачу определения названия общественного объединения;
  • итог решения об обозначении статуса общественного объединения;
  • итог решения об избрании руководителя, включая органы управления;
  • решение об избрании лица, которое сможет представлять организацию в правовых отношениях с государством и иными лицами, а также совершать любые действия от имени объединения;
  • решение об избрании лица, которое будет иметь право представлять указанное общественное объединение для проведения необходимых регистрационных действий, в случае, если оно имеет намерение осуществлять деятельность будучи в статусе юрлица.

Юридическое лицо частного права принимает участие в создании общественного объединения через своего руководителя или другого уполномоченного представителя, который действует на основании доверенности для осуществления действий касательно создания общественного объединения. Однако необходимо учитывать, что в случае если создание общественного объединения, которое имеет намерение осуществлять деятельность без наличия статуса юрлица, тогда решения предназначенные пунктами 5 и 6 второй части данной статьи закона, принимаются, если наличие статуса или создание органов управления предназначено решением про создание такого объединения.

В протоколе собраний могут отображаться и другие факты принятые на собраниях, любые решения касательно создания или же деятельности общественного объединения.

Лицо может быть избрано руководителем, или избрано для состава управленческого органа общественного объединения, в том случае, когда оно владеет правом представлять общественное объединение для проведения регистрационных действий, или же обозначено лицом, которое уполномочено представлять общественные объединения, исходя из наличия его личного согласия. Протокол собрания подписывается ответственным и секретарем собрания. Общественные объединения, которые желают осуществлять свою деятельность имея статус юрлица, или не имея подобного статуса, подлежат регистрации в порядке установленном законодательством страны о Государственной регистрации юрлиц, физлиц, лиц, ведущих предпринимательскую деятельность и гражданских объединений на протяжении 60 дней с момента проведения таких собраний.

В случае неподачи документов для проведения процедуры регистрации общественного объединения на протяжении 60 дней, общественные объединения нельзя считать созданными.

Действия от имени любого незарегистрированного общественного объединения запрещаются. Исключением являются только действия, которые связаны с проведением процедуры регистрации указанного общества. Требования этой статьи относятся и к принятию решений касательно создания нового общественного объединения, которые принимаются в связи с проведением реорганизации определенного общественного объединения.

Неотъемлемой частью протокола собрания общественного объединения, служит регистрация лиц, которые берут участие в собраниях.

Стоит отметить следующие особенности:

  • что касается физических лиц – имя, фамилия и отчество лица, даты рождения, а для иностранцев и лиц не имеющих гражданства – данные
    национального паспорта, или же документа который может его заменить. Данные такового лица будут засвидетельствованы его личной подписью.
  • что касается юридических лиц – полное наименование, индификационный код, юридический адрес, фамилия, имя и отчество лица, которое уполномочено брать участие в собраниях. Эти данные будут засвидетельствованы подписью того лица, которое уполномочено принимать участие в собраниях.

Общественное объединение обязано сообщать о внесенных изменениях касательно статуса общественного объединения, изменения в составе руководства общественного объединения, смена лиц, уполномоченных представлять общественные объединения, смену месторасположения общественного объединения на протяжении 60 суток с момента принятия решения.

Для получения статуса юрлица общественное объединение, которое производит деятельность без статуса юрлица, по решению высшего органа управления может обратиться для проведения процедуры регистрации в порядке, установленном действующем законодательством.

Наименование общественного объединения

Название общественного объединения определяется решением, принятым во время проведения собрания. Обычно оно состоит из нескольких частей – а
именно из общего и собственного наименования. В общем названии определяется организационно–правовая форма указанного общественного объединения. Наименование обозначается государственным языком. Общественное объединение может предложить и свое собственное наименование наряду с государственным языком. Также вариант названия может быть предложен на иностранном языке или языке национальных меньшинств. Однако, стоит учесть, что в любом случае наименование общественного объединения не может быть таким же как названия других уже зарегистрированных общественных объединений.

Наименование общественного объединения не должно содержать в себе:

  • название органов государственной власти;
  • личное название общественных объединений, деятельность которых запрещена судом;
  • любые другие обозначения, использование которых ограниченно законом.
Читайте также:
Необходимая оборона: что это такое, описание и особенности

Личное наименование общественного объединения ни в коем случае не может содержать в себе такие слова как: «государственный», коммунальный, а также производные от них. Личное название общества, может использоваться только по средством соглашения определенного учебного заведения, или общества.

Запрещено использование в личном наименовании организации исторических госнаименований, перечень которых установлен кабинетом министров. Личное название общественного объединения может содержать информацию про статус общественного объединения (к примеру: детское, молодежное, всероссийское) или про его вид (экологическое, правозащитное и другое). Также оно может содержать в себе имя или псевдоним определенного физического лица по средством условий предварительного письменного соглашения этого лица, засвидетельствованное в порядке установленном законодательством. Общественные объединения имеют право на использование наименования физическими и юрлицами, которые не относятся к целям не связанными с деятельностью указанного общественного объединения.

Также общественные объединения могут иметь сокращенное название, которое определяется решением принятым на собрании или высшим органом управления. Смена названия общественного объединения производиться в согласии со всеми требованиями закона касательно статуса данного объединения.

Статут общественного объединения

Статут общественного объединения должен содержать следующие сведения:

  • название общественного объединения и его сокращенную версию, если такая имеется;
  • цель и направление деятельности объединения;
  • порядок начала и окончания работы отдельных лиц в обществе, а также их обязанности;
  • обязанности руководителя органа высшего управления, иных органов управления общественного объединения, а также порядок их формирования и изменения состава. Срок действия обязанностей, порядок определения лица, которое будет уполномочено представлять общественное объединение, а также изменения подобных данных;
  • периодичность заседаний и процедуры принятия решений управляющими органами общественного объединения, в том числе путем использования способов связи;
  • порядок использования управляющих органов общественного объединения перед лицами, которые являются его членами;
  • порядок проведения обжалования решений, действий, бездеятельность управляющих органов общественного объединения и рассмотрение жалоб;
  • источники местонахождения и порядок использования денежных средств или имущества;
  • порядок начала деятельности и приостановку работы еге отдельных подразделений;
  • порядок внесения изменений;
  • порядок приостановления принятия решений, касательно самороспуска или реорганизации общественного объединения, а также касательно использования его средств и другого имущества, которое останется после саморозпуска – для общественного объединения, которое имеет намерение осуществлять деятельность по статусу юридического лица.

В статусе общественного объединения могут быть предусмотрены дополнительные положения касательно создания, деятельности и самороспуска или реорганизации общественного объединения, что не противоречит закону. Статус общественного объединения, которое имеет намерение осуществлять деятельность без статуса юридического лица (в случае, если наличие статуса объединения предназначена решением о его создании), которое может не содержать в себе положений предназначенных пунктами 5- 8 частью этой статьи.

Отдельные подразделения общественного объединения

Общественные объединения, которые имеют статус юрлица могут иметь отдельные подразделения, которые создаются под действием определенных управляющих органов общественного объединения, в согласии со статусом, в порядке определенном законом.

Отдельные подразделения общественного объединения не могут выступать в роли юрлиц, кроме случаев предусмотренных законодательством. Они создаются и совершают свою деятельность на основе статуса общественного объединения. Если такие отдельные подразделения имеют юридический статус, они могут иметь свои личные положения. Положение про отдельное подразделение общественного объединения, содержит информацию о названии отдельного подразделения, название управляющих органов, порядок выборов, срок действия полномочий, список полномочий управляющих органов. Положение об отдельном органе общественного объединения не может противоречить законам и статусу общественного объединения.

Символика общественного объединения

Общественное объединение с юридическим статусом может иметь личную символику, эмблему или флаг, который подлежит регистрации согласно закону. Однако она не должна отображать следующее:

  • государственные символы страны;
  • другие символы или знаки, которые используются госорганами власти, государственные награды, печати или другие отличительные знаки этих органов;
  • государственный герб, флаг или официальные названия других государств;
  • имя или изображение физ. лица без письменного соглашения, засвидетельствованного в установленном законом порядке, если другое не предусмотрено законом;
  • другие символы или знаки, использование которых ограниченно законом.

Что касается символики общественного объединения, то она обязана иметь свои уникальные отличительные особенности в сравнении с изображениями уже зарегистрированной символики иного общественного объединения. Такая символика утверждается уполномоченным органом в порядке, который предусмотрен его статусом. Решение про утверждение должно содержать: вид символики, ее изображение и непосредственно ее описание. Описание в свою очередь должно иметь в себе информацию о цвете, масштабе и пропорции имеющихся элементов данной символики. Изображение указанной символики должно иметь полное или же сокращенное название общественного объединения.

Общественные объединения обладают правом на использование личной символики со дня ее регистрации. Запрещается использовать зарегистрированную символику общественного объединения физ или юрлицами без согласия такого объединения и для любых других целей, которые не связаны с деятельностью данного общественного объединения.

Акредитация отделенного подразделения иностранной организации

Деятельность такой организации останавливается на основе следующих решений:

  • решением уполномоченного органа в связи с вопросом о регистрации, в случае окончания срока действия ее доверенности на имя руководителя отделенного подразделения иностранной организации оформленной в согласии с законодательством государства, в котором выдана доверенность;
  • решением суда о запрете отделенного подразделения иностранной организации;
  • деятельность такой организации может быть остановлена в судебном порядке, в случае правонарушения положений соответствующих законов.
Читайте также:
Неимущественные права: что это такое, описание и особенности

Права, деятельность и финансовая поддержка и имущество общественного объединения

Общественные объединения имеют право в свободном порядке распространять информацию о роде своей деятельности, а также пропагандировать свои цели и обращаться к органам государственной власти, а также к служебным лицам с предложениями, заявлениями и с жалобами. Также такие объединения имеют полное право принимать участие в разработке и создании проектов нормативно–правовых актов, которые выдаются органами государственной власти и касаются сфер деятельности как самого общественного объединения, так и определенных вопросов государственной и социальной жизни. Также имеется возможность проводить мирные собрания, совершать любые действие не запрещенные законом, быть участниками гражданско–правовых отношений, совершать предпринимательскую деятельность непосредственно или же через созданные для этой цели общества. Также в распоряжении таких обществ существуют возможности использования средств массовой информацию. Данные организации могут быть исполнителем госзаказа касательно закона. Государство обеспечивает поддержание прав общественного объединения.

Общественные объединения получающие финансовую поддержку, обязаны давать отчет за полное использование выделенных для работы средств, вести бухучет, финансовые и статические отчеты.

Общественные объединения обязаны:

  • сохранять все документы о своей деятельности, включая все информацию о работе данного общества;
  • готовить отчеты о доходах и издержках;
  • вести контроль и анализ работы общественного объединения;
  • сохранять все документы за последние 5 лет работы общественного объединения.

Общественные объединения обладают правом использовать в своих целях ресурсы и имущество, которое определено ему законом, или добыто как членские взносы, пожертвования какими-либо лицами, а также добытое в результате предпринимательской деятельности такого общества. В случае ликвидации данного объединения его имущество передается другой организации или же государству, а также может быть передано правонаследнику.

Мы коротко рассмотрели что такое общественные объединения, их регистрация, наименование, статут, права и деятельность. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Общий рынок: определение, специфика, преимущества и недостатки, примеры

Интеграция государств и создание региональных объединений – это основополагающая тенденция современности. В процессе взаимосближения экономик можно выделить несколько этапов. Среди них зона свободной торговли, таможенный союз и, наконец, общий рынок. На сегодняшней день на высшем этапе интеграции находится ЕС. Он является экономическим и валютным союзом.

Общий рынок: определение

Данное понятие обозначает торговый блок, в торговле между странами которого отсутствует большинство барьеров в движении товаров, а также частично внедрена общая политика относительно перемещения между его членами других факторов производства. Завершающим этапом является создание так называемого единого рынка. В нем физические, технические и фискальные барьеры между странами практически отсутствуют, что способствует свободному движению факторов производства между членами торгового блока. Общий рынок в экономике обычно рассматривается как первая ступень к созданию единого. Его формирование происходит на основе зоны свободной торговли в результате углубления хозяйственных связей между странами.

Специфика

Общий рынок – это торговый блок, который предполагает свободное движение капитала и услуг, однако большое количество торговых барьеров остаются в силе. В нем снимаются квоты и тарифы на импорт товаров. Однако другие барьеры в торговле между странами по-прежнему остаются. И это нетарифные ограничения. Среди них фитосанитарные требования, национальные административные процедуры и многое другое, что разнится в странах, которые создали общий рынок. Это создает барьеры в торговле между ними. Не все зарубежные производители готовы приспосабливаться к требованиям других стран, входящих в объединение. Однако постепенно нетарифные барьеры между интегрирующимися государствами начинают сниматься. В конечном счете происходит формирование единого рынка. На данном этапе интеграции товары, услуги, трудовые ресурсы и капитал перемещаются между странами объединения так же свободно, как и в пределах одного государства.

Страны, входящие в общий рынок, сохраняют различия в системах налогообложения, требованиях к электронной коммерции, в некоторых секторах сферы услуг, в частности, в финансах и транспорте. Также в объединении на данном этапе интеграции могут быть не полностью гармонизированы требования относительно профессиональных квалификаций.

Преимущества и недостатки

Общий рынок обычно рассматривается, как и другие этапы интеграции, исключительно в позитивном ключе. Однако на самом деле данный этап интеграции имеет для объединившихся стран как преимущества, так и недостатки. Полная свобода перемещения факторов производства позволяет использовать их более эффективно, что ведет к увеличению продуктивности. Общий рынок создает более конкурентную среду, что затрудняет создание монополий. Также это означает, что неэффективные компании будут нести убытки и будут вынуждены уйти из бизнеса. Альтернативой этому неблагоприятному исходу может стать только увеличение их конкурентоспособности за счет реорганизации производства. Что касается потребителей, то они также выигрывают от создания общего рынка. Они получают более дешевые продукты и огромный выбор товаров и услуг.

Однако переходной период может оказывать негативное влияние на национальные экономики стран объединения. Это связано с увеличением конкуренции. Национальные производители, раньше получавшие субсидии, могут оказаться не готовы к изменениям. Следствием может стать их банкротство. Еще одним недостатком создания общего рынка является трудовая миграция из менее развитых стран объединения в успешные в экономическом плане государства.

Примеры

Следует сразу отметить, что все экономические союзы являются общими рынками, поэтому включать их в данный список нецелесообразно. На этапе общего рынка находятся многие интеграционные объединения. Среди них:

  • Европейский единый рынок. Он включает в себя территорию 28 стран ЕС, а также Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию.
  • АСЕАН. Данное региональное интеграционное объединение включает 10 государств Юго-Восточной Азии (Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Камбоджу, Лаос, Мьянму и Вьетнам) и 2 наблюдателей.
  • Система центральноамериканской интеграции. Она включает в себя 8 членов (Белиз, Коста-Рику, Гватемалу, Гондурас, Никарагуа, Панаму, Сальвадор и Доминиканскую Республику) и 2 наблюдателей.
  • КАРИКОМ. Карибский общий рынок и экономика включают 12 постоянных членов.
  • Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Членами этого интеграционного объединения являются 6 государств.
  • МЕРКОСУР. Данное интеграционное объединение включает 4 членов, 5 ассоциированных государств и 2 наблюдателей.
Читайте также:
Правовая информатика: что это такое, описание и особенности

Общий рынок

Общий рынок — форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами общего рынка.

Общий рынок являлся одним из этапов интеграционных процессов в Европе. Соглашение об общем рынке было подписано шестью странами Европы (Западной Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) в Риме в 1957 году (Римский договор). Общий рынок в Европе возник на основе положительного опыта действия Европейского объединения угля и стали. В дальнейшем в Европе углубление интеграционных процессов привело к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а затем и Европейского союза (ЕС).

Примеры общего рынка:

  • Андская группа (англ.The Andean Community или исп.Comunidad Andina, CAN );
  • Европейская экономическая зона (англ.European Economic Area, EEA ), объединяющая ЕС, Норвегию, Исландию и Лихтенштейн;
  • Общий рынок Карибского сообщества (англ.Caribbean Community single market, CARICOM );
  • Центральноамериканский общий рынок — торгово-экономический союз стран Центральной Америки;
  • Южноамериканский общий рынок — экономический союз стран Южной Америки.
  • Единое экономическое пространство Белоруссии, Казахстана, России.

См. также

  • Экономическая интеграция
  • Европейская интеграция

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Общий каталог переменных звёзд
  • Общий зачёт Кубка мира по биатлону 2005-2006

Полезное

Смотреть что такое “Общий рынок” в других словарях:

Общий рынок — (European Economic Community; EEC; Common Market) Европейский общий рынок, созданный в 1957 г. шестью государствами членами Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Одновременно с ним было образовано Европейское сообщество по атомной энергии … Финансовый словарь

Общий рынок — (common market) форма экономической интеграции стран, главной особенностью которой является свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства капитала,трудовых ресурсов через границы стран, являющихся членами общего… … Экономико-математический словарь

общий рынок — Форма экономической интеграции стран, главной особенностью которой является свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства капитала,трудовых ресурсов через границы стран, являющихся членами общего рынка. Общий рынок… … Справочник технического переводчика

ОБЩИЙ РЫНОК — (European Economic Community, EEC; Common Market) Европейский общий рынок, созданный в 1957 г. шестью государствами – членами Европейского объединения угля и стали (European Coal and Steel Community). Одновременно с ним было образовано… … Словарь бизнес-терминов

ОБЩИЙ РЫНОК — (common market) Полностью интегрированная рыночная зона. Общий рынок предполагает не только полную свободу внутренней торговли, как таможенный союз (customs union), но и свободное перемещение рабочей силы (mobility of labour) и капитала.… … Экономический словарь

ОБЩИЙ РЫНОК — ОБЩИЙ РЫНОК, смотри Европейское экономическое сообщество … Современная энциклопедия

ОБЩИЙ РЫНОК — см. Европейское экономическое сообщество … Большой Энциклопедический словарь

ОБЩИЙ РЫНОК — «ОБЩИЙ РЫНОК», см. Европейское экономическое сообщество (см. ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО) … Энциклопедический словарь

“ОБЩИЙ РЫНОК” — одно из названий Европейского сообщества. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

ОБЩИЙ РЫНОК — (Сommon Market) См.: Европейское Сообщество (European Community); Европейское экономическое сообщество (European Economic Community). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др.… … Словарь бизнес-терминов

Рынок

Рынок существует больше шести тысяч лет, он принимал самые примитивные формы, пока не дорос до современного вида. Важно следить за состоянием рынка, оценивать конкурентов и цены — ведь очень сложно построить успешный бизнес или даже создать маркетинговую стратегию , не понимая основ экономики. В статье расскажем, что такое рынок, его виды и функции.

Что такое рынок

Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Признаки рынка

Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:

Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.

Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.

Цена , которая не регулируется самостоятельно, а зависит от спроса и предложения.

Читайте также:
Необходимая оборона: что это такое, описание и особенности

Функции рынка

Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:

Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.

Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.

Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.

Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.

Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.

Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.

Формы организации

Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.

Популярные формы организации рынка:

Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.

Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.

Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.

Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.

Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).

Виды рынков

Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:

по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;

по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;

по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;

по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;

с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;

по легальности — легальный, нелегальный;

по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;

по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.

Преимущества и недостатки рынка

Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.

Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:

все зависит от случая;

невозможно сделать долгосрочный прогноз;

проблемы с экологией;

рост цен, инфляция.

Законы рынка

Чтобы рынок функционировал, есть определенные правила, которые регулируют его работу. Благодаря этим правилам поддерживают гармонию и здоровую экономику. Существуют три базовых закона рынка: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции .

Закон стоимости

Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.

Закон спроса и предложения

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.

Закон конкуренции

Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.

Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.

Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.

Способы регулирования рынка государством

Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:

фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;

акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;

дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;

Условия развития рыночного хозяйства

Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:

свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;

наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.

Заключение

Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: