Областная дума: что это такое, описание и особенности

Органы власти в РФ: структура и полномочия

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Читайте также:
Прощение долга: что это такое, описание и особенности

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

pvplotnikov

Павел Плотников

И в чем заключается интрига предстоящих выборов?

— Чтобы принимать законы, — скажет один.

— Не знаю, — ответит другой.

— Лучше бы ее распустить, пользы все равно никакой, а так хоть денег сэкономим, — недовольно пробурчит третий.

А все-таки, кто из них прав? Или по-своему правы все трое?

Тамбовская областная Дума — это законодательный (представительный) орган государственной власти, ее основные функции — принимать законы и представлять население области. Однако в действительности сложилось так, что в современной России парламенты всех уровней не столько прислушиваются к мнению избирателей, сколько выражают волю партии «Единая Россия» и структур исполнительной власти.

Читайте также:
Принцип невмешательства: что это такое, описание и особенности

Не является исключением и Тамбовская областная Дума. Приведу характерный пример. В начале 2011 года, когда я был депутатом прошлого созыва, тогдашний глава администрации области О.И. Бетин внес законопроект, лишавший почти все сельсоветы и поссоветы полномочий по регистрации актов гражданского состояния. При обсуждении я пытался убедить депутатов, что такой закон принимать нельзя, поскольку он затруднит сельским жителям обращение в органы ЗАГС: за регистрацией рождения, смерти, брака и т.д. они будут вынуждены ездить в районные центры. Но к моим доводам депутаты не прислушались. Однако случилось неожиданное: меня единственный раз поддержал О.И. Бетин. Позиция Думы сразу же изменилась, и абсурдный закон не был принят.

В деятельности Думы нынешнего созыва ничего существенно не поменялось. Хотелось бы, чтобы в следующем созыве областная Дума стала по-настоящему самостоятельной. Речь не должна идти о конфронтации с администрацией области! Но и принятие законов по ее первому требованию, слепая вера в авторитет руководителей региона тоже не нужны. Необходимы содержательная законодательная работа, глубокий анализ последствий принятия того или иного закона, доброжелательная, но при этом принципиальная позиция во взаимоотношениях с исполнительной властью. Таким мне видится идеал нашего областного парламента.

Его работа немыслима и без общественного обсуждения законопроектов, особенно наиболее важных. В нынешней Думе этому уделяется слишком мало внимания. Так, в прошлом году без совета с общественностью были приняты имеющие далеко идущие негативные последствия законы об изменении порядка избрания глав городов и районов и о передаче полномочий в сфере градостроительства из ведения города Тамбова в ведение Тамбовской области.

Примечательно, что сами депутаты в своих интервью прессе обычно лишь вскользь касаются законотворческой деятельности. Посмотрите, например, видеосюжеты на сайте Думы. Наверное, народным избранникам просто нечего сказать…

Сделать работу Думы и отдельных депутатов более открытой способны и современные информационные технологии. Необходимо создать в интернете общедоступные архивы видеотрансляций заседаний Думы и ее комитетов, поименных результатов всех голосований, а также размещать перечни законопроектов, внесенных каждым депутатом.

Достижим ли нарисованный мной идеал? К нему можно приблизиться, если по результатам предстоящих выборов «Единая Россия» не получит большинства мандатов и если в состав областной Думы войдут депутаты, готовые руководствоваться собственным мнением, а не указаниями исполнительной власти.

Сколько таких депутатов будет избрано? В этом и заключается интрига выборов. Ведь избрание даже нескольких депутатов, разделяющих принципы открытости и самостоятельности законодательной власти, позволит:

  • полноценно обсуждать законопроекты, в том числе с общественностью, вносить альтернативные предложения и добиваться, насколько возможно, их поддержки депутатским большинством;
  • эффективно рассматривать обращения избирателей;
  • объективно информировать население о происходящем в областной Думе и в Тамбовской области в целом.

Если же этого не произойдет, то существование Тамбовской областной Думы (а оно обходится, кстати, в 110 млн рублей в год) будет оправдано лишь необходимостью соблюсти требование федерального законодательства о наличии в регионе такого органа власти.

Заказчик и изготовитель: кандидат в депутаты Тамбовской областной Думы шестого созыва по Тамбовскому одномандатному избирательному округу № 18 Плотников Павел Владимирович, Тамбовская область, г. Тамбов. Тираж (количество сайтов (страниц сайтов), на которых планируется размещение): 10. Дата выпуска 9.08.2016. Денежных средств для изготовления не привлекалось.

Московская областная Дума (Мособлдума)

Описание

Московская областная дума представлена законодательным органом гос. власти Москвы. Мособлдума включает 50 депутатов. Их выбирают граждане федерации. После 2006 г. (май месяц) членов парламента избирали по одному избирательному округу равносильно количеству голосов, которые население подало за предъявленных кандидатов в парламентарии.

Располагается законодательный орган госвласти по адресу: Мещанский район (г. Москва), проспект Мира, дом №72. Переезд парламентарии совершили в 2007 г. Изначально новое здание было переоборудовано с целью соответствия нуждам парламента. На новом месте (проспект Мира) депутаты думы начали работать с 2007 года.

Предшествующие законодательные структуры

Обязанности современной облдумы Москвы за время Российской империи осуществлялись губернским земством (регулировал вопросы по территории всей губернии), уездным земством (в компетенции была территория уезда Москвы).

Во время СССР все функции выполняли советы:

  • до 1936 г. функционировал «Облсовет крестьянских, рабочих парламентариев Москвы»;
  • 1936 г. – 1977 г. функционировал «Мособлсовет парламентариев трудящихся»;
  • 1977 – 1993 г. правление осуществлял «Облсовет нардепов Москвы».

Московскую областную думу создали для решения вопросов по Московской области (МО) с 1993 г. Она считается законодательным органом указанного района.

1993 г. Малым Советом одобрена норма «О проведении голосования к облдуме Москвы 12 декабря 1993 г.». I созыв проводили 1993 г. в декабре, 12-го числа. Событие произошло одновременно с одобрением обновленной конституции РФ. Опираясь на новую конституцию, учредили Госдуму РФ. Руководителем 1-го созыва избрали Воронцова А. А.

1955 г. отличился тем, что компетенцию I-го созыва продлили без проведения голосования. Устав Мос. обл. парламентарии приняли к концу 1996 г.

1997 г. (14 декабря) проведен II созыв, голосование. Одновременно провели референдум относительно предоставления половине представителей облдумы «полупрофессионального» уровня с целью экономии государственного бюджета.

Читайте также:
Ненадлежащая реклама: что это такое, описание и особенности

Было выполнено существенное обновление состава облдумы Москвы. Из общего количества депутатов (50 человек) на повторные сроки работы избрали 12. Пост главы законодательного органа госвласти занял Жаров А. Е., который являлся бывшим руководителем избиркома области). Все руководящие должности (председатель, 4 зама) заняли приверженцы Тяжлова А., который занимал должность главы обладминистрации.

2001 г. избирали III созыв. Это событие произошло в декабре, 16-го числа. Он функционировал 5 лет. Пост руководителя занял В. Е. Аксаков.

Московская областная дума выбрана в 2007 г., март, 11-е число. Полномочия думы IV созыва длились период 2007 г. – 2012 г. Повторно пост главы занял В. Е. Аксаков. Парламентарии сформировали 2 фракции:

  1. «Единая Россия».
  2. РОСТ (Ее расшифровывали, как «Развитие, Область, Стабильность»).

2011 г. – выборы парламентариев перепланированы на декабрь (вместо положенного марта), согласно изменениям, которые предусматривает федеральный закон. Период функционирования депутатов, выбранных на IV созыве, сократился на 3 мес. Голосование провели одновременно с выборами представителей облдумы Москвы. 2011 г., декабрь, 4-е число – проведен V созыв. Обновленный парламент функционировал 2011 – 2016 г.

2016 год (сентябрь) – это дата проведения выборов облдумы (6 созыв). Большинство голосов (43,15%) граждане отдали членам «Единой России». Место №2 заняли члены Московского областного отделения КП. Этому объединению отдали свои голоса 15,88% избирателей. Третье место проводимых выборов к органам законодательства заняло областное отделение ЛДПР. Им отдали свои голоса 14,43% граждан. «Справедливой России» досталось 4-е место. Они собрали 5,06% голосов.

Формирование

Голосование являются неотъемлемой частью формирования Госдумы. Для управления порядком избрания парламентариев действуют нижеуказанные положения:

  • «О выборах представителей Мособлдумы».
  • «О гарантии избирательных прав, предоставляемых гражданам РФ, правах на прием участия в голосовании».

Представители облдумы функционирующего созыва назначают выборы к Мособлдуме 1 раз за 5 лет. Выбирают 50 парламентариев. На этот пост может претендовать гражданин России, возраст которого больше 21 года.

Ценза оседлости нет. Согласно функционирующему избирательному закону Москвы, установление ценза считается правом федерального законодателя. С 2002 г. приняли закон «О гарантии прав избирателя, предоставляемых гражданам РФ». Соответственно ему, срок проживания в России не установлен. До 2002 г. этот период не превышал один год.

После 2011 г. парламентариев облдумы избирали согласно смешанной системе, имеющей такой вид:

  • 25 представителей выбираются по одному избирательному округу (ИО);
  • 25 представителей определяют по одномандатным ИО.

Облдума становится правомочной тогда, когда в ее структуру выбрано не меньше 2/3 от определенного количества парламентариев.

Избирательный порог

Положение «О выборах представителей Мособлдумы» предусматривает «процентный барьер». Его уровень значительно повысили после 2007 г. с 5 до 7 процентов. С 2011 г. предоставлен 1 парламентерский мандат партиям, набиравшими от 5 до 7 процентов голосов граждан.

Распределение мест

25 мандатов депутатов предоставляют представителям облдумы Москвы после того, как подведутся итоги голосования. Число голосов, которые были получены при голосовании, переводится в места. Партиям, сумевшим пройти установленный барьер, предоставляются места равнозначно количеству голосов, которые им отдали избиратели.

Партиям, которые не сумели пройти этот барьер, в органах госвласти места не предоставляются. Места, которые могли бы им достаться, распределяют между собой победители. В парламенте Москвы увеличивается присутствие представителей победившей партии. Распределение осуществляется равнозначно долям голосов.

Внутри единых списков претендентов распределяют мандаты среди зарегистрированных представителей, соответственно поочередности их занесения в списки, созданные при регистрации. На протяжении 7 дней (неделя) после голосования кандидат имеет право на отказ от присвоения ему мандата. Когда избранный кандидат из одного списка претендентов, зарегистрирован представителем по одномандатному округу, его исключают из единого перечня кандидатов (это действие выполняют перед распределением мандатов в облдуме).

Когда мандаты еще остаются после разделения между представителями победившей партии, их распределяют по территориальным группам. Приоритетными остаются кандидаты групп, в которых партия набрала большее количество голосов, им предоставляют по 1-му мандату.

Полномочия

Чтобы более детально ознакомиться с полномочиями, которыми располагает Московская областная Дума, нужно изучить нижеуказанные положения.

Статья 11. В ней отмечено, что облдума Москвы имеет следующие права:

  1. Возможность принять нормативные акты относительно нюансов, касающихся долга Москвы.
  2. Составлять в роли заемщика договоры по кредитам (от собственного имени).
  3. Утвердить список имущества, присутствующего во властности МО, находящегося под запретом для применения, как объект гарантирования обязательств по имеющемуся долгу.
  4. Контролировать состояние, перемены в долге напрямую или же с помощью органов, формируемых думой.

В ст. 12 отмечены возможности губернатора Московской области, ее Правительства. Согласно ей, вышеуказанные органы наделены правом:

  • подписывать договора по кредитам (от лица МО), если сумма не больше предельного размера скопленного либо же текущего долга;
  • предоставлять компетенцию относительно обслуживания имеющегося долга;
  • обеспечивать исполнительным органам госвласти, учреждениям, являющимся собственностью Москвы, права в делах, касающихся долговых обязательств, внесенных к составу долга;
  • давать отчет Мособлдуме относительно состояния, изменения долгового размера.

Согласно статье 12, правительство Москвы выполняет следующие функции:

  • определяет форму, подходящие условия, определяет порядок оказаний гарантий;
  • определяет основные условия для издания ценных бумаг обл. займов, их обращения;
  • предоставляет гарантии (делает это от лица органов власти);
  • функционирует, как эмитент ценных бумаг обл. займов;
  • определяет список учета объектов, выступающих гарантией займа;
  • определяет правила ведения книги долгов;
  • определяет условия, выдвигаемые при составлении договоров по кредиту исполнительными органами госвласти МО, учреждениями, выступающими собственностью Москвы.
Читайте также:
Отклоняющееся поведение: что это такое, описание и особенности

Председатели

У Московской облдумы имеется своеобразную структура, состоящая из следующих постов:

  • глава (председатель);
  • зам. главы (их несколько);
  • гос. должности, предназначенные для осуществления компетенции облдумы;
  • органы парламента (они могут быть постоянными, временными);
  • фракции;
  • сам аппарат парламента.

2016 г. (сентябрь) главой Мособлдумы VI созыва избрали И. Ю. Брынцалова.

  1. Председателя Думы избирают посредством тайного голосования с применением бюллетеней на заседании Мособлдумы. Срок работы главы совпадает со сроком правления парламента. Голосование может осуществляться открыто.
  2. Кандидата для этого поста выдвигает избирательное объединение, имеющее самое большое количество мандатов при выборах парламентариев.
  3. Претендент на роль главы местных органов власти считается выбранным, когда за него отдали голоса больше половины представителей парламента.
  4. Он может освободиться от принятой должности досрочно при нижеуказанных ситуациях:
  • уход в увольнение (оформленный заявлением по собственному желанию);
  • смерть;
  • заключение с признанием главы недееспособным (абсолютно/ограниченно), отсутствующим безвестно. Также считается объявление председателя умершим;
  • недоверие, которое имеет право выражать фракция, участником которой он выступает;
  • лишение гражданства РФ, приобретение гражданства другого государства, приобретение вида на жительство, любого документа, способного засвидетельствовать возможность все время проживать на территории другого государства;
  • обвинительный приговор, который принимается судом;
  • прекращение членства партии, в списке которой он числился при избрании депутатом облдумы Москвы;
  • Отставку от занимаемого поста (если она оформляется по собственному желанию) должны одобрить открытым голосованием при наличии заявления председателя, выполненного в письменном виде. За отставку должно быть отдано большее количество голосов. Если парламент не принял отставку, руководитель облдумы имеет право сбросить предоставленные ему полномочия спустя 2 недели после подачи заявления об уходе в отставку.

Руководитель Московской облдумы имеет множество обязательств. Укажем некоторые из них:

  1. Собирать заседание парламента, уточнять время ведения заседания, место, определение повестки дня.
  2. Работа по подготовке заседаний, важных пунктов, предложенных для рассмотрения парламентариям.
  3. Ведение заседания.
  4. Подпись принятых решений облдумы Москвы, протоколов проведенных заседаний, др. документов.
  5. Руководство функционированием аппарата.
  6. Назначение на должность, увольнение с должности руководителя аппарата Мособлдумы, глав структурных подразделений парламента.
  7. Представление на одобрение Московской Думой главу аппарата, руководителей самостоятельных структурных подразделений.
  8. Выполнение права нанимателя по отношению к нанимателям служащий МО (государственных, гражданских), работников аппарата парламента соответственно законодательству.
  9. Помощь парламентариям при выполнении их обязанностей, предоставление им нужной информации.
  10. Выдача указаний органам Мособлдумы для исполнения решений парламента.
  11. Обеспечение гласности, прием во внимание общественного мнения при функционировании парламента.
  12. Предоставление гражданам на обсуждение проектов наиболее важных вопросов парламента, проблем областной, гос. важности. Организация приема граждан, изучение обращений, рассмотрение заявлений, жалоб.
  13. Подпись исковых заявлений, направленных на суд.
  14. Открытие, закрытие расчетных, текущих счетов банков (глава выступает распорядителем по указанным счетам).
  15. К I декаде квартала глава, заместитель предоставляют отчет о работах, проведенных госдумой Москвы, за прошедший квартал.

Комитеты и комиссии

Рассмотрим более детально, какие комитеты, комиссии включает Московская областная дума и кто занимает пост руководителя каждого органа. Укажем изначально комитеты госдумы, их представителей:

  • Комитет, рассматривающий бюджетные дела, изучающий проблемы финансов, налоговой политики. (Ефимов Т. В.).
  • Отдел, решающий проблемы безопасности региона. (А. Н. Баранов).
  • Отдел, решающий проблемы экономики, инвестиций, предпринимательства. (В. Б. Крымов).
  • Отдел, решающий нюансы имущественных отношений, дела пользования землей. (В. Н. Шапкин).
  • Отдел, рассматривающий проблемы местного самоуправления. (А. А. Наумов).
  • Отдел, рассматривающий нюансы энергетики, архитектуры, проблемы строительства, дела жилищно-коммунального хозяйства. (И. В. Коханый).
  • Отдел, отвечающий за проблемы потребительского рынка, нюансы аграрной политики. (Керселян С. А.).
  • Комитет, отвечающий за охрану здоровья, труда, особенности соц. политики. (А. А. Голубев).
  • Отдел, отвечающий за проблемы культуры, образования. (О. А. Рожнов).
  • Комитет связи, несущий ответственность за инфраструктуру транспорта, нюансы информатизации. (О. В. Григорьев).
  • Отдел решения нюансов природопользования, проблем экологии. (А. В. Полякова).
  • Комитет, рассматривающий дела туризма, вопросы молодежи, спорта. (О. В. Жолобов).

В структуре Мособлдумы присутствуют нижеуказанные комиссии:

  • Комиссия, отвечающая за награждение. Пост председателя занял Черкасов Н. И.
  • Комиссия, несущая ответственность за организацию, регламент функционирования госдумы. (Черкасов Н. И.).

Депутатские объединения

Московская областная Дума (после проведенного VI созыва) включает нижеуказанные фракции:

  1. «Единая Россия».
  2. КПРФ (коммунистическая партия РФ).
  1. ЛДПР (либерально-демократическая партия).
  1. «Справедливая Россия».

Ноябрь 2012 Мособлдума объявила тендер на поставку планшетов Apple iPad (3-го поколения). Техника предназначалась депутатам, начальникам отделов Думы. Это необходимо для перехода на электронный документооборот. Несмотря на длительную историю создания Московского парламента, власти стремятся максимально его модернизировать, сделать более удобным при работе.

“Сегодня областная Дума – это полноценный, полноправный законодательный орган”

“Сегодня областная Дума – это полноценный, полноправный законодательный орган”Председатель Калининградской областной Думы, руководитель фракции “Единая Россия” Сергей Васильевич Булычев отвечает на вопросы Калининградского независимого информационного агентства:

Вопрос: Дума отработала первую весеннюю сессию. Каковы первые итоги работы и как Вы можете их оценить?

Читайте также:
Преторское право: что это такое, описание и особенности

– Областная Дума четвертого созыва в короткие сроки прошла организационный период. Разработаны и приняты все необходимые документы, регламентирующие работу ее органов, депутатов и аппарата. Утверждены Регламент Думы, ее структура и штаты, Положения о постоянных комитетах, о помощниках депутата.

Впервые, создан постоянно действующий орган – Совет Думы, на котором оперативно проходит предварительная подготовка организационных вопросов. На текущий год утверждена Программа законодательной деятельности Думы – это разработка и рассмотрение более 60 проектов правовых актов. В весеннюю сессию состоялось 6 заседаний Думы, принято 50 законов, каждый третий – по социальной политике, вопросам здравоохранения, образования, культуры и спорта, и 229 постановлений. Разработано и направлено в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу три проекта федеральных законов.

В целях контроля за исполнением законов, Дума заслушала на своих заседаниях 4 отчета должностных лиц, приняла и направила 11 обращений в федеральные и региональные органы государственной власти.

За это время постоянные комитеты областной Думы провели 43 заседания, на которых было рассмотрено 219 вопросов. На “круглых столах” рассмотрены вопросы: о ходе реализации приоритетного национального проекта “Развитие аграрно-промышленного комплекса”, о проблемах развития здравоохранения Калининградской области, О ходе реализации приоритетных национальных проектов “Здоровье” и “Образование”, о развитии приграничного сотрудничества в рамках Еврорегионов, о реформировании местного самоуправления в области, о ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства.

В Думе зарегистрированы две депутатские фракции: “Единая Россия”, в которую вошли 25 депутатов, и “Коммунистическая партия Российской Федерации” – 4 депутата.

Депутаты областной Думы четвертого созыва активно включились в работу по развитию международных и межрегиональных отношений, придавая новый импульс существующим партнерским связям, и налаживая новые межпарламентские контакты. Дума назначила своих представителей в постоянные комитеты Парламентской Ассоциации Северо – Запада России, установила рабочие контакты с Гродненским областным Советом депутатов Республики Белоруссия. Делегации областной Думы принимали участие в работе четвертого Форума Южной Балтики, шестой сессии Форума парламентариев Группы межпарламентских связей Сейма Литовской Республики с Российской Федерацией и Калининградской областной Думы и в целом ряде других крупных международных и межрегиональных мероприятий.

Депутаты областной Думы поддерживают постоянную связь с избирателями. Утвержден график приема граждан депутатами областной Думы четвертого созыва, который был опубликован. С 6 апреля по 6 июля 2006 года депутатами в своих избирательных округах принято около 4000 человек, рассмотрено 3654 устных и письменных обращений.

Заседания Думы проходили в рабочем, дискуссионном режиме, острой полемике. И это нормально для парламента. Депутаты жестко отстаивали свои позиции. При этом преобладал здравый смысл, а не политические сиюминутные амбиции. Сделано немало, однако до конца года предстоит рассмотреть еще около 40 проектов законодательных и иных правовых актов, и главный законопроект – бюджет 2007 года.

Вопрос: Какая из инициатив областного парламента, на Ваш взгляд, наиболее своевременна и отвечает нуждам региона? Почему?

– Я считаю, что все инициативы депутатов и комитетов, направленные на решение жизненно важных задач, своевременны и отвечают нуждам населения. Ведь именно избиратели через своих представителей – депутатов реализуют право законодательной инициативы. Вступили в действие законы области о региональных стандартах, применяемых для расчета субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о нормах материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и другие. Долгое время область была без своей символики. После бурного обсуждения, когда высказывались самые разные точки зрения, были утверждены герб и флаг области. И это положительный факт. Как я уже сказал, основное достижение в том, что за короткий промежуток времени налажена работа Думы, принято значительное количество законопроектов, внесенных правительством.

Как недостаток нашей работы, отмечу ряд поступивших в Думу протестов прокуратуры о несоответствии некоторых норм областного законодательства федеральному. Хотя это не имеет прямого отношения к нынешней Думе четвертого созыва, тем не менее, по этому вопросу я провел специальное совещание и дал поручение взять под контроль эту тему.

Вопрос: Эксперты отмечают, что областная Дума лояльна ко всем начинаниям Губернатора, не противоречит ли это основам парламентаризма, на Ваш взгляд? Какими должны быть отношения исполнительной и законодательной власти?

– Уверен в том, что основам парламентаризма в Калининградской области, ничто не грозит. Если депутаты лояльны к тем, либо иным инициативам исполнительной власти, что ж в этом противоречивого? Посмотрите на состав Калининградской областной Думы, он вполне демократичен. Вице – спикеры: Валерий Селезнев возглавляет региональное отделение партии ЛДПР, Юрий Семенов – одно из главных действующих лиц в партии КПРФ, Владимир Вуколов – лидер Партии пенсионеров. Главным аргументом при избрании руководства Думы был учет интересов всех политических партий. При этом, безусловно, в силу политических результатов большинство осталось за “Единой Россией”. Тем не менее, считаю, что нам удалось достигнуть баланса сил, который должен быть в любом цивилизованном регионе, парламенте.

Кстати, эксперты отмечают, что во многих странах сместился баланс властей в сторону исполнительной. Например, в США исполнительной власти принадлежит до 90% законодательных инициатив, эти данные приводятся в печати. Специалисты назвали такой процесс сменой правления управлением. От политического правления страны демократии перешли на принятие конкретных административных решений. И решения, согласитесь, должны быть грамотными, профессиональными. Поэтому, и большинство решений готовят те, кому их придется исполнять. Что и делается в интересах населения. Это отнюдь не свидетельствует о том, что власть законодательная представительная не нужна. От инициативы депутатов, активно работающих в своих округах, от их новаций, направленных на решение социально-экономических и общественных задач, зависит многое. Отношения же между двумя ветвями власти должны быть конструктивными и результативными. Рычагов для этого и той и у другой достаточно.

Читайте также:
Патентная заявка: что это такое, описание и особенности

Сегодня областная Дума – это полноценный, полноправный законодательный орган государственной власти, который совместно с областным правительством решает вопросы жизнедеятельности населения, обеспечивает исполнение программ социально-экономического развития региона.

Вопрос: Вы недавно в области и должность спикера областного парламента для Вас тоже новая, сумели ли вы освоиться в новой для Вас политико-экономической среде? С какими трудностями Вам приходится сталкиваться в работе?

– По – моему, сумел. Мне очень нравится Калининградская область, люди, работающие и живущие на ее территории.

Трудности? Катастрофически не хватает времени. Что касается трудностей в работе – я их никогда не боялся и не обходил.

Судебно-оперативная фотография

Материал из CrimLib.info

Судебно-оперативная фотография (криминалистическая запечатлевающая фотография) — это система научных положений, приемов и методов съемки, применяемых при производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, слежащая для фиксации объектов, видимых глазом без применения специальных устройств.

Под её методами понимаются правила и рекомендации, которые обеспечивают получение качественных фотографических изображений запечатлеваемых криминалистических объектов.

Объектами съемки в следственной практике являются: места происшествий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления. Полученные при производстве различных следственных действий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к протоколам соответствующих следственных действий. Объектами съемки, применяемой в процессе оперативно-разыскной деятельности, служат событие преступления и лицо, его совершившее.

Основное назначение судебной фотографии – фиксация фактов или действий.

Содержание

  • 1 Виды судебно-оперативной фотографии
  • 2 Методы судебно-оперативной фотографии
    • 2.1 Панорамный метод
      • 2.1.1 Линейная панорама
      • 2.1.2 Круговая панорама
      • 2.1.3 Ярусная панорама
    • 2.2 Измерительная (метрическая) съёмка
      • 2.2.1 Фотосъемка с линейным масштабом
      • 2.2.2 Фотосъемка с глубинным масштабом
      • 2.2.3 Фотосъемка с квадратным масштабом
    • 2.3 Фотография с различных ракурсов
    • 2.4 Репродукционная съёмка
    • 2.5 Опознавательная съёмка
    • 2.6 Стереоскопическая съёмка
    • 2.7 Макросъёмка (крупномасштабная съёмка)
  • 3 Приёмы судебно-оперативной фотографии
    • 3.1 Ориентирующая съёмка
    • 3.2 Обзорная съёмка
    • 3.3 Узловая съёмка
    • 3.4 Детальная фотосъемка
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 Смотри также
  • 6 Примечания

Виды судебно-оперативной фотографии

Виды судебно-оперативной фотографии – совокупность методов и приемов фотографирования, применяемых при съемке отдельных видов объектов

Виды судебно-оперативной фотографии можно разделить по виду следственного действия:

По объекту съёмки:

1) фотосъёмка живых лиц;

2) фотосъёмка трупов;

4) фотосъёмка вещественных доказательств;

5) фотосъёмка документов.

Методы судебно-оперативной фотографии

Методы судебно-оперативной фотографии – совокупность правил и рекомендаций по выбору фотографических средств, условий съемки с целью получения изображения, отвечающего требуемым характеристикам

Существуют следующие методы судебно-оперативной фотографии:

Панорамный метод

Это последовательная съемка объекта, изображение которого при заданном масштабе не может поместиться в обычном кадре, на нескольких взаимосвязанных кадрах, соединенных потом в общий снимок – панораму. При съемке панорамы необходимо, чтобы на каждом последующем снимке захватывалась небольшая часть предыдущего кадра (10—15% площади от края предыдущего снимка), т.е. на смежных кадрах дважды фиксировался один и тот же объект-ориентир.

Различают следующие виды панорамы:

Линейная панорама

1) линия съёмки должна быть параллельна плоскости снимаемого объекта;

2) точки съёмки должны располагаться на линии съёмки;

3) точки съёмки должны быть выбраны таким образом, чтобы каждый последующий кадр имел с предыдущим общую границу;

4) Зона перекрытия между снимками должна быть не менее 10-15%, то есть снимки должны делаться “внахлёст”;

5) снимки должны печататься в одном масштабе и при одной и той же выдержке.

Круговая панорама

Ярусная панорама

Используется в тех случаях, когда снимаемый объект располагается в пространстве не только по линии горизонта, но и имеет значительную высоту. Ярусная панорама — это комбинация вертикальной и горизонтальной панорамы. В некоторых случаях ярусная панорама может называться ступенчатой и использоваться, например, для фотографирования дорожки следов ног.

Измерительная (метрическая) съёмка

Фотосъемка с линейным масштабом

Для данного метода существуют следующие правила:

1. Масштабная линейка размещается на высоте плоскости предмета и не должна маскировать его;

2. Фотоаппарат должен располагаться строго вертикально над снимаемым объектом, и для этого его желательно закрепить на штативе;

3. Для того чтобы при фотографировании избежать перспективных искажений фотографируемого объекта, задняя стенка фотоаппарата должна быть параллельна фотографируемой плоскости объекта.

Фотосъемка с глубинным масштабом

Для данного метода существуют следующие правила:

1. фотоаппарат устанавливается таким образом, чтобы его оптическая ось была параллельна полу (поверхности местности);

2. необходимо уложить масштабную ленту вглубь от фотоаппарата параллельно оптической оси объектива. При этом начало ленты должно быть расположено строго под объективом – для этого используется отвес, прикрепляемый к фотоаппарату.

Читайте также:
Потребители рекламы: что это такое, описание и особенности
Фотосъемка с квадратным масштабом

Фотография с различных ракурсов

При производстве судебно-оперативной фотосъемки запечатлеваются объекты с одной, двух и нескольких точек. Основное внимание при производстве фотосъемки с одной точки направлено на то, чтобы не было перспективных искажений, а сами объекты выглядели так, как мы их обычно воспринимаем в действительности.

При фотосъемке с двух противоположных точек – (метод встречной съемки) необходимо соблюдать следующие правила: снимаемый объект (участок) должен располагаться на одной воображаемой линии, расстояние от центрального объекта до снимающего должно быть равным, при съемке на местности угол наклона к фотографируемому объекту одинаковый. Этот метод используется при фотосъемке объектов, вытянутых в длину: коридоров, трупов.

Фотосъемка с четырех точек предусматривает практически те же правила, что и съемка с двух противоположных точек. Добавляется только еще одно направление и фактически съемка ведется по диагоналям квадрата или прямоугольника. Поэтому такую съемку иногда называют «перекрестная съемка». Таким методом, как правило, фотографируют транспортные средства и небольшие строения.

Репродукционная съёмка

В настоящее время для получения значительного количества копий документа используются способы компьютерного копирования с использованием оперативной множительной техники, однако данные копии документа не всегда отражают весь объем информации и имеющиеся вещественные следы преступления.

Элементы репродукционной установки на примере ПАПИЛОН-ЭкспертЛаб:

2 – осветитель заполняющего света,

3 – осветитель узконаправленный,

4 – осветитель инфракрасный,

5 – держатель линеек,

6 – светильник ламповый,

7 – держатель предметов [1]

Фотокопии с документов могут быть получены и без применения фотоаппарата — методом рефлексной фотографии (устаревший метод). Этот метод прост и позволяет в короткий срок изготовить большое количество фотокопий. Однако качество снимков в этом случае значительно хуже, чем при репродукции с помощью фотоаппарата. Это особенно сказывается в полутонах, которые при этом методе скрадываются. Кроме того, все изображение в целом теряет нормальную контрастность.

Рефлексная фотосъемка производится следующим образом. На поверхность документа при красном или оранжевом свете накладывается эмульсионной стороной и плотно к нему прижимается специальная рефлексная фотобумага. Затем на рефлексную бумагу со стороны ее подложки направляют свет, т. е. дают выдержку. Рефлексная бумага при экспонировании должна освещаться равномерно.

Во время выдержки свет, пройдя через толщу фотобумаги, отражается светлыми и поглощается темными участками документа. Отражённые лучи вызывают появление скрытого негативного изображения на фотобумаге.

Опознавательная съёмка

В криминалистике она считается средством уголовной регистрации живых лиц и трупов (сигналетическая фотография). Кроме этого, опознавательная съемка применяется для фотографирования предметов, в целях последующего их опознания.

Фотографирование живых лиц для уголовной регистрации производится в анфас, правый профиль и ¾ левого полупрофиля. Левый профиль фиксируют в том случае, если на левой половине лица имеются какие-либо особые приметы. При необходимости человек фотографируется во весь рост в той одежде, в которой он был задержан, и т.п. Масштаб изображения на фотоснимке должен составлять 1/7 от натуральной величины (расстояние между зрачками на снимке должно быть около 1 см). Фотография лица производится без головного убора и без очков, даже если человек носит их постоянно. Волосы зачёсываются назад, чтобы были видны ушные раковины (независимо от того, какую причёску человек носит в повседневной жизни).

Если для опознания предполагается предъявить не самого человека, а его портретное изображение, целесообразно сделать дополнительный снимок во весь рост, в 3/4 поворота головы, в головном уборе и очках, если их носит данное лицо.

При опознавательной съемке неопознанных трупов в необходимых случаях перед фотографированием проводится «туалет» трупа для придания ему прижизненного вида (припудривание, гримирование имеющихся повреждений, восстановление прически). После завершения этой процедуры фотографируют левый, правый профиль, анфас, в полный рост в одежде, в которой он был обнаружен, а иногда для фиксации особых примет – обнаженным. Решение о возможности опознавательной съёмки трупа принимает эксперт.

Освещение при павильонной (стационарной) опознавательной съемке должно быть двухсторонним. Основной, более сильный источник света располагается несколько выше фотоаппарата, а дополнительный – справа от фотоаппарата (при съемке в правый фас) и слева (при съемке в левый фас). При этом фотографируемое лицо усаживают на специальный стул со спинкой. В полевых условиях положение снимаемого лица и трупа и освещение выбираются с учетом сложившейся ситуации.

Опознавательная съемка предметов производится по правилам детальной съемки.

Стереоскопическая съёмка

Трехмерную съемку применяют в случаях, когда на месте происшествия находится множество различных предметов и передать их форму, размеры, расположение друг относительно друга с помощью обычной фотографии трудно (например, при авариях на предприятиях, стройках, крупных дорожно-транспортных происшествиях). На узловых участках, где находятся наиболее важные следы или предметы размещаются масштабные линейки, которые могут располагаться как вертикально, так и горизонтально. В зависимости от размеров снимаемого участка линейки могут достигать 1м и более. Для съемки используют обычную фотокамеру со специальными насадками для объектива или специальные фотоаппараты.

Трехмерный фотоаппарат имеет два (или более) объектива, которые удалены друг от друга на расстояние, равное среднему расстоянию между человеческими глазами. Это позволяет фотоаппарату объект с разных углов, в результате чего достигает объемная картинка. Для просмотра объемных цифровых фотографий сделанные на трехмерную фотокамеру существуют специальные трехмерные мониторы, стереоскопические фоторамки, которые позволяют показывать трехмерные картинки при помощи генерирования разного изображения для каждого глаза, также существуют трехмерные принтеры, на которых можно распечатать объемные картинки. Принтер наносит фотографию на полимерное покрытие, в структуре которого огромное количество мельчайших линз. До сих пор широкого применения в следственно-криминалистической практике трехмерная фотография не нашла, в виду все еще остающихся высоких затрат на ее производство.

Читайте также:
Рабочий год: что это такое, описание и особенности

Макросъёмка (крупномасштабная съёмка)

Макросъёмка – это съёмка мелких объектов в натуральную величину либо с небольшим увеличением. Более широко термин макросъёмка употребляется в случаях фотографирования с более близких расстояний, чем расстояния, указанные на шкале дистанций объективов фотокамер. Макросъёмка – это принцип формирования увеличенного изображения с передачей деталей, видимых невооруженным глазом. Для этих целей используются цифровые фотоаппараты с повышенной разрешающей способностью матрицы – более 10 мегапикселей.

Приёмы судебно-оперативной фотографии

Приёмы судебно-оперативной фотографии – это правила и рекомендации по применению выбираемой фототехники, а так же действия, касающиеся не всего процесса съемки, а его отдельных элементов, например построения кадра. Если методы фотографии обусловлены техническими аспектами съемки, то приёмы составляют тактическую часть фотосъемки. Выбор приёмов судебно-оперативной фотографии входит в компетенцию следователя.

Ориентирующая съёмка

Предполагает запечатление объекта вместе с окружающей обстановкой.

Ориентиры: близлежащие дороги, сооружения.

Позволяет ответить на вопрос: Где расположено место происшествия?

Снимок может выполняться панорамным методом либо одиночным кадром (это зависит от характера объекта и обстоятельств).

Обзорная съёмка

Фиксация места происшествия без окружающей обстановки, осуществляется с нескольких точек. Обзорная фотосъемка, как правило, проводится на этапе общего осмотра сразу после производства ориентирующей фотосъемки, либо после того как место происшествия будет разбито на участки. Основная задача данной фотосъемки создание общей картины места происшествия в целом.

Позволяет ответить на вопрос: Что собой представляет место происшествия?

Методы обзорной съемки: метрическая съёмка с глубинным и квадратным масштабом

Узловая съёмка

Фиксация «узловых точек», места наибольшего сосредоточения следов и иной значимой информации, вместе с окружающей обстановкой.

Узловая фотосъемка делается для уяснения взаиморасположения, пространственной связи обнаруженных следов и предметов с окружающей обстановкой и другими следами и предметами.

Узловая фотосъемка проводится с расстояния 2-4 м, при этом в кадре, помимо следов, обязательно должен находится хотя бы один неподвижный объект места происшествия. Желательно, чтобы данный объект прослеживался на одном из обзорных фотоснимков. Основная задача узловой фотосъемки – создание образной картины отдельного небольшого участка места происшествия, с привязкой к основным неподвижным объектам данной местности.

Позволяет ответить на вопрос: Как выглядит место происшествия и следы на нём?

Методы узловой съемки: опознавательная съёмка, встречная, крестообразная, макросъёмка.

Детальная фотосъемка

Фиксация отдельного объекта (следа и т.п.), без окружающей обстановки выполняется масштабным методом.

При производстве детальной фотосъемки необходимо строго соблюдать ее правила:

1. Фотосъемка осуществляется строго под прямым углом к плоскости фотографируемого объекта;

2. Фотосъемка осуществляется с минимально возможного расстояния;

3. Фотографируемый объект или след и масштабная линейка должны точно вписываться в размер кадра;

4. Масштабная линейка должна находиться в одной плоскости с поверхностью фотографируемого объекта, если объект круглый, то линейка помещается в одной плоскости с осью симметрии объекта.

Позволяет ответить на вопрос: Как выглядят следы, предметы или объекты на месте происшествия?

Детальная съемка

Пример

Пример

2. Обзорная фотосъемка.

Обзорная фотосъемка – это фиксация общего вида собственно обстановки места проводимого следственного действия.

Обзорная фотосъемка – (средний план) – это съемка самого места происшествия, без охвата окружающей обстановки. Обычно производится с трех или четырех точек, а при возможности – и сверху. При производстве обзорной съемки, в зависимости от характера места происшествия, могут применяться панорамный, стереоскопический и измерительный методы.

Обзорная фотосъемка состоит в том, что при композиционном по­строении кадра центральный объект (или объекты) воспринимаются на снимке как самое главное, существенное. Особенности непосред­ственного окружения, составляющие фон основного объекта, из ком­позиции исключаются, поэтому границы запечатленного простран­ства на таком кадре значительно уже по сравнению с ориентирую­щим снимком, а изображение имеет более крупный масштаб.

Обзорный снимок позволяет визуально изучить ту обстановку, в которой происходит обнаружение и (или) изучение криминалисти­ческих объектов. Обзорная съемка ведется с менее значительного расстояния от главного объекта, чем ориентирующая. Оно, однако, выбирается таким, чтобы оптическое изображение позволило уяс­нить пространственные характеристики и особенности интересую­щего криминалистического объекта. Обзорный снимок может быть запечатлен на одиночном кадре с нескольких разных точек с исполь­зованием широкоугольного объектива или посредством панорами­рования. При этой съемке при необходимости рекомендуется использовать глубинный или квадратный масштаб, вести фотографирование специальным аппаратом ФСМ.

3. Узловая фотосъемка.

Узловая фотосъемка –это фиксация отдельных крупных предметов и наиболее важных частей места проведения следственного действия или обстановки места происшествия.

Узловая фотосъемка –(крупный план)- это фиксация отдельных, наиболее важных фрагментов, частей обстановки места происшествия.

На узловом снимке объекты изображаются крупным планом так, чтобы можно было определить форму, характер повреждений, взаиморасположение следов на предмете.

Читайте также:
Почтовый перевод: что это такое, описание и особенности

Узловая съемка применяется для фиксации отдельных наиболее значимых криминалистических объектов.

Объектами узловой съемки, как правило, бывают несколько фрагментов осматриваемого места происшествия. Например, при совершении кражи вещей из квартиры узловой съемке подвергаются: взломанная дверь с замками, шкаф, письменный стол на фоне обстановки квартиры. При выполнении узловой съемки обязательным условием является включение в кадр части обстановки места происшествия с тем, чтобы в дальнейшем по фотоснимкам определить местонахождение снимаемых объектов, их взаиморасположение.

Узловая съемка также проводится на начальном этапе осмотра, когда объекты съемки фиксируются в таком положении и виде, в каком они были обнаружены в момент прибытия следственно-оперативной группы.

Узловые снимки могут быть одиночными или панорамны­ми, а также выполненными с линейным (глубинным) масштабом, помогающим восстановить истинные размеры запечатленных пред­метов и расстояния между ними.

Пример

Детальная съемка –запечатление отдельных деталей места проведения следственного действия и его результатов.

Детальная съемка – фиксация деталей обстановки места происшествия.

Отличие детальной съемки от других съемочных приемов (видов запечатлевающей фотографии) заключается в том, что в процессе проведения этой съемки фиксируются только отдельные предметы, следы, вещественные доказательства.

В композиции детального снимка предмет дают изолиро­ванно от окружающей обстановки. Это может быть и его деталь (деталь предмета): пятно крови на топорище, рубленая рана головы потерпевшего, следы зубов на плече лица, подозреваемого в изнасиловании, и т.п.

Объекты и следы фиксируются крупным планом (макросъемка), чтобы на фотоснимках были видны их детали и особенности.

Детальный снимок выполняется в максимально крупном масштабе, выбор которого зависит от вида фотографической камеры и приме­няемого объектива. При детальной съемке нередко используются длиннофокусные объективы и камеры, снабженные мехом, позволя­ющим выдвинуть объектив на двойное фокусное расстояние. Мас­штаб изображения при этом равен величине фиксируемых объектов, а при большем выдвижении объектива изображение может быть и в увеличенном размере.

Детальная съемка выполняется по правилам измерительной фотографии с тем, чтобы в дальнейшем по фотоснимкам можно было установить истинные размеры как объекта, так и его частей, элементов, повреждений и т.д.

Детальные фотоснимки должны нести максимум информации, поскольку порой бывает сложно исчерпывающе описать отдельный предмет или его часть в протоколе осмотра места происшествия или иного следственного действия.

Правила детальной съёмки.

1. Детальная съемка производится с таким расчётом, чтобы предмет или его деталь занимали весь кадр (при необходимости применяется макросъёмка).

2. Объекты фотографируются измерительным методом, как правило, с помощью масштабной линейки.

3. Масштабная линейка размещается на высоте плоскости предмета (в одной плоскости с фотографируемым предметом) и не должна маскировать предмет или детали предмета.

4. Фотоаппарат должен располагаться строго вертикально над снимаемым объектом (объектив направить в центр снимаемого предмета или в центр детали предмета), и для этого его желательно закрепить на штативе.

5. Для того чтобы при фотографировании избежать перспективных искажений фотографируемого объекта, задняя стенка фотоаппарата должна быть параллельна фотографируемой плоскости объекта.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ориентирующая, обзорная, узловая и детальная фотосъемка

Ориентирующая съемка должна давать представление о расположении места происшествия на местности и отвечать на вопрос “где?”. Поэтому в границы кадра нужно включать само место и окружающую его территорию. На ориентирующих снимках целесообразно показать расположение места происшествия относительно дорог, мостов, улиц, перекрестков и т.п., а для его привязки к местности включить в кадр находящиеся вблизи постоянные ориентиры. Направление и дистанцию ориентирующей съемки определяют в зависимости от вида расследуемого преступления и обстановки, в которой оно произошло. Здесь нередко приходится запечатлевать обширные территории, для чего используют широкоугольные объективы или прибегают к панорамированию.

Обзорная съемка дает нужный результат, когда требуется передать общий вид самого места происшествия, поэтому кадр определяется его границами и должен отвечать на вопрос “что произошло?”. Точку съемки здесь выбирают так, чтобы на снимке четко просматривались важнейшие элементы обстановки места происшествия и их взаимное расположение. Если одного снимка недостаточно, прибегают к встречной или крестообразной съемке. В первом случае фотографировать нужно с двух, а во втором с четырех противоположных сторон. Если всю обстановку места происшествия включить в один кадр невозможно, производят панорамирование.

Узловая съемка необходима при фиксации наиболее важных в криминалистическом отношении объектов обстановки места происшествия: трупов, взломанных преград, дорожки следов ног и т.д. Эти снимки должны дать ответ на вопрос “как?”.

Детальная съемка осуществляется для запечатления отдельных следов и иных важных особенностей места происшествия. Чтобы фиксируемые предметы отобразились более полно, съемку нужно проводить в максимально возможном масштабе с использованием при необходимости удлинительных колец, насадочных линз или специальной фотоприставки. Обычно снимают с верхней точки по правилам метрической съемки. Серия детальных снимков должна дать ответ на вопрос “каков результат?”, а все фотографии места происшествия создать наглядное представление об обстановке и последствиях преступного события, зафиксировать их максимально подробно, восполняя тем самым возможные погрешности, а также ненаглядность протокольного описания.

Читайте также:
Открытый город: что это такое, описание и особенности

Фотосъемка трупа включает ориентирующие, обзорные, узловые и детальные снимки. Вначале труп фотографируют на фоне окружающих предметов, затем производят его обзорную и узловую съемку. При этом важно точно передать позу и состояние трупа. Для этого его нужно заснять сверху и с боков. Со стороны головы и ног съемка не рекомендуется, поскольку пропорции тела при таком ракурсе сильно искажаются. Повреждения и особые приметы (раны, кровоподтеки, родимые пятна, шрамы, татуировки) следует фотографировать по правилам измерительной съемки на цветные фотоматериалы.

Фотографирование предметов вещественных доказательств проводят в условиях, обеспечивающих их наиболее подробное отображение. Для этого предметы вначале подвергают узловой съемке на месте обнаружения, а затем детальной. В последнем случае предмет устанавливают в такое положение, в каком он обычно наблюдается, и фотографируют те его стороны, на которых имеется максимальное количество характерных признаков.

Фотосъемка следов начинается с их фотографирования на фоне окружающей обстановки или вместе с предметами-носителями. Затем выбираются самые четкие следы, которые снимают каждый в отдельности по правилам детальной масштабной фотосъемки. Освещение здесь подбирают с учетом степени выраженности в следах рельефа, цвета и иных характерных особенностей, чтобы они были переданы наиболее полно.

Фотосъемка при производстве обыска, предъявления для опознания и проверки показаний на месте преследует цель отразить обстановку, в которой проводилось каждое из них, важнейшие моменты их выполнения и полученные результаты. Снимки помогают прокурору, адвокату, суду и другим лицам, изучающим уголовное дело, объективнее оценить собранные доказательства.

При проведении обыска фотографируют обыскиваемое помещение и сам объект с тайником. Потом открытый тайник. Если он имеет сложное устройство, то фиксируют основные узлы тайника, а затем обнаруженные в нем предметы.

При предъявлении для опознания вначале следует сфотографировать всю группу предъявляемых лиц (предметов, обозначенных номерами), потом отдельно опознанное лицо (предмет). Если признаки, обеспечившие опознание, выражены в цвете, съемку ведут на цветные материалы.

Фотофиксация при проверке показаний на месте необходима для того, чтобы на снимках наглядно отобразить обстановку и места, указанные проверяемым субъектом. Обстановку рекомендуется снимать с тех точек, с которых делались фотографии при осмотре места происшествия. Если проверяются показания нескольких соучастников преступления, то фиксацию одних и тех же объектов нужно вести с одних точек съемки.

Опознавательная фотосъемка требуется для регистрации, розыска и опознания преступников, а также неизвестных субъектов по их трупам для установления личности. Правила этой съемки обеспечивают точную фиксацию внешних признаков человека, используемых для его отождествления посредством опознания или фотопортретной экспертизы.

С живых лиц делают три погрудных снимка: правый профиль, анфас (спереди) и вполоборота головы вправо, а также спереди в полный рост. Если имеются особые приметы, то их запечатлевают на отдельных кадрах, а при наличии особенностей на левой половине лица снимают и левый профиль. При фотосъемке анфас голове сидящего придают такое положение, при котором горизонтальная линия, мысленно проведенная по наружным углам глаз, проходит через верхнюю треть ушных раковин (см. рис. 2). На погрудных снимках арестованный запечатлевается без головного убора и очков, а волосы не должны закрывать лоб и уши. На снимке в полный рост его фотографируют в той одежде, в которой он был задержан. Погрудные портреты традиционно выполняют в 1/7 натуральной величины, подбирая такое освещение, при котором наиболее полно передаются контуры и особенности лица. Фон должен быть однородного светло-серого цвета.

Опознавательная съемка трупов производится с соблюдением приведенных рекомендаций, однако погрудные снимки делают анфас, в правый и левый профиль и полупрофиль. Снимают труп и во весь рост, а для фиксации особых примет обнаженным. В необходимых случаях трупу перед съемкой судебный медик придает прижизненный вид: умывает, причесывает, открывает глаза, припудривает кровоподтеки.

Репродукционная фотосъемка метод получения фотокопий с машинописных, рукописных, машиночитаемых и других документов, рисунков, чертежей, иных плоских объектов. Фотосъемка общего вида документа призвана отобразить его наиболее важные признаки. На снимке должны быть видны: сам документ, включая поля и все детали текста (пометки, оттиски печатей и штампов, подписи и др.), а также имеющиеся повреждения (разрывы, обугливания, линии перегиба и т.п.).

Фоторепродуцирование осуществляется, как правило, двумя способами: на репродукционной установке и контактным путем. В первом случае фотосъемку делают при освещении оригинала двусторонним равномерным светом, падающим под углом 25-30 градусов. Документ должен быть параллелен плоскости фотопленки, а оптическая ось объектива направлена в его центр. С оригиналов на прозрачной основе фоторепродукции изготавливают контактным путем при проходящем освещении. С непрозрачных документов репродукции получают так называемым рефлексным способом, в отраженном свете. Копируемый оригинал кладут на твердую ровную основу, а на него, эмульсионным слоем вниз, рефлексную фотобумагу. Затем бумагу плотно прижимают к оригиналу стеклом и освещают через подложку. После проявки получается негатив, с которого аналогичным способом печатают позитивные фотокопии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: