Областной совет: что это такое, описание и особенности

Федеральные органы государственной власти России – особенности, описание и история

В Российской Федерации федеральные органы государственной власти – это высшие органы власти. Федеральная власть состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной. К этим органам власти относится также и Президент.

Что собой представляют федеральные государственные органы

В России лидирующие позиции во властных структурах имеет Президент. Он является верхушкой федеральной власти, являясь одновременно гарантом Конституции, главой государства и основным связующим звеном между ветвями власти. При этом он не принадлежит ни к одной из них.

Органы законодательной власти состоят из Совета Федерации и Государственной Думы. Совместно они образуют Федеральное собрание. Оно является составителем законов, которые должны исполняться на всей территории страны.

Исполнительная власть образована федеральными государственными органами исполнительной власти. В их полномочия входит издание постановлений, решений и прочих актов подзаконного характера. Главным органом исполнительной власти в России является Правительство России. Ему подчиняются отраслевые подразделения исполнительной власти: федеральные службы, министерства, агентства и их территориальные представительства. Все эти органы утверждаются Президентом России.

Судебная власть объединяет федеральные суды. Это Верховный суд России, Конституционный суд России и прочие федеральные органы. В их обязанность входит обеспечение правосудия.

К федеральным государственным органам РФ не относят Центральный банк.

Президент России

Президент России обладает перечнем полномочий, отличающимся от такового в других странах. Президентская власть в России выделяется в особую категорию власти. В нашей стране у Президента более широкие властные полномочия. Они прописаны в Конституции РФ, а прохождение выборов регулируется Федеральным законом 19-Ф3 “О выборах Президента”.

Глава РФ опирается на приближенные к нему властные органы. Одним из них является Совет безопасности РФ. Он влияет на внутреннюю и внешнюю политику государства и занимается национальной безопасностью. Руководит этой структурой также Президент. Он является председателем Совета безопасности. СБ проводит заседания, на которых все решения принимаются путем голосования, после чего заверяются протоколом и подписываются Президентом.

Также Совет безопасности проводит совещания. Они проходят раз в неделю с участием председателя. В качестве рабочих органов выступают межведомственные комиссии. Состав этих комиссий утверждается секретарем Совета безопасности. Членов Совета утверждает Президент.

Другой такой структурой является Государственный совет РФ. Этот орган призван помочь Президенту в реализации своих полномочий в вопросах взаимодействия органов госвласти. Госсовет проводит заседания. Они проходят 1 раз в 3 месяца. Принимаемые решения имеют характер рекомендаций. Госсовет может быть инициатором создания рабочих групп, куда могут быть привлечены ученые и другие специалисты.

Основные функции Президента РФ

Круг функций высшего должностного лица страны:

  • Служить гарантом Конституции, обеспечения свобод и прав граждан.
  • Обеспечивать скоординированность в действиях органов государственной власти.
  • Поддерживать суверенитет Российской Федерации.
  • Определять приоритеты во внутренней и внешней политике государства.
  • Принимать участие от лица страны в международных встречах, форумах, отношениях.

Охрана Конституции и ее неукоснительное соблюдение является одним из основных направлений деятельности Президента.

Федеральное собрание

Федеральное собрание является законодательным органом и принимает законы федерального уровня. Оно состоит из Госдумы и Совета Федерации. Государственная Дума включает 450 депутатов от разных фракций, которые избираются во время общероссийских выборов. В Совет Федерации входит 178 законодателей. В его состав включены представители всех субъектов РФ.

Государственная Дума работает отдельно от Совета Федерации.

Одной из главных задач Федерального собрания является утверждение бюджета страны, который подготавливается Правительством РФ. При этом Дума занимается рассмотрением бюджета, который затем в форме федерального закона направляется на утверждение в Совет Федерации.

Специфической особенностью полномочий Государственной Думы является принятие различных федеральных законов. Этот процесс обычно проходит в 3 этапа, которые называются чтениями. На первом происходит общее обсуждение проекта закона и концептуальных аспектов. На втором производится более детальный разбор всех статей законопроекта. На третьем этапе осуществляется голосование за или против принятия обсуждаемого закона. Вносить какие-либо изменения в закон на этом этапе уже нельзя.

Чтобы закон был принят, за него должно проголосовать больше 50% депутатов. Если же принимается конституционный закон, то эта цифра выше – как минимум 2/3 от числа участников.

После принятия Государственной Думой закон должен быть утвержден Советом Федерации, и только в этом случае он приобретает законную силу. Недостаточно проработанный или неуместный в текущей ситуации закон может быть отклонен. Для одобрения закона Советом Федерации необходима его поддержка большинством (более половины) членов палаты. Если же Совет Федерации в течение двух недель не рассмотрит данный закон, то он принимается автоматически, за исключением законов особой важности.

Государственная Дума может инициировать досрочную отставку Президента, и если эта инициатива будет одобрена Советом Федерации, то глава страны будет обязан сложить свои полномочия. В качестве основания для отставки может быть намеренное вредительство, шпионаж, взятки, вопиющее превышение должностных полномочий, военные преступления и т. д.

Правительство РФ

Правительство относится к исполнительной ветви органов федеральной государственной службы и состоит из председателя, заместителей председателя и министров. Правительство ответственно за разработку федерального бюджета страны, проект которого вносится для одобрения в Государственную Думу. Оно может принимать решения по части федеральных расходов, в том числе касающихся социальной сферы.

Основные направления работы Правительства

Круг обязанностей Правительства:

  • Осуществление реформ, оптимизация финансовой политики, в том числе направленной на сокращение дефицита бюджета страны.
  • Проводит политику в области науки, культуры, здравоохранения, образования, экологии и социального обеспечения.
  • В его ведении находятся различные объекты федеральной собственности, включая железные дороги, предприятия, сооружения и так далее.
  • Работает над военным оснащением и выполнением социальных обязательств перед военными.
  • Следит за соблюдением прав человека, общественного порядка, выполнением федеральных законов.
Читайте также:
Печатная пошлина: что это такое, описание и особенности

Судебные органы власти

В Российской Федерации федеральные органы государственной власти включают и судебную систему. Главной их задачей является обеспечение правосудия. Основными ветвями федеральной судебной системы страны являются: Верховный суд, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

Заключение

Таким образом, федеральные государственные органы России являются компонентами исполнительной, законодательной и судебной властей. Каждый из них наделен своими индивидуальными полномочиями и выполняет предписанные ему Конституцией функции.

Органы местного самоуправления в системе власти: иерархия муниципальных органов власти

Согласно действующему законодательству, органы местного самоуправления входят в систему власти. При этом у них достаточно большие полномочия. Тут есть представители исполнительной и законодательной ветви власти. Но надо понимать, что их правовые акты не могут противоречить федеральным законам. По Конституции РФ, федеральные правовые акты считаются главенствующими. Далее идут региональные, муниципальные, районные и так далее. При этом не допускается противоречие нижестоящего закона вышестоящему. Федеральные акты не могут идти вразрез с положениями Конституции.

О том, кто осуществляет исполнительную власть в РФ, вы можете прочитать в нашей статье здесь.

Закон о местном самоуправлении

Стоит рассмотреть основные внутренние и международные правовые акты, которые предусматривают возможность децентрализации власти.

  • Европейская хартия местного самоуправления;
  • Конституция РФ;
  • ФЗ-131 от 06.10.2003 года;
  • уставы муниципальных образований;
  • решения региональных властей и другие правовые акты.

Выписка из статьи 34 ФЗ-131 от 06.10.2003 года

Стоит рассмотреть подробнее конституционные основы децентрализации власти. КРФ – это основной документ, который регулирует правоотношения между различными ветвями власти на разных уровнях.

Таблица 1. Территориальные основы реализации муниципальной власти

Уровень местной власти Краткое описание
Муниципальный район Несколько поселений городского или сельского типа, объединенные одной администрацией
Сельское или городское поседение Поселковые населенные пункты
Городской округ Город с прилегающими к нему территориями
Город федерального значения Несколько населенных пунктов, которые имеют общую территорию, но которые не считаются отдельными муниципальными образованиями
Городской округ с внутригородским делением Москва, Санкт-Петербург и Севастополь
Внутригородской район Внутригородские муниципальные образования (администрации районов)

Все муниципальные границы субъектов РФ установлены муниципальной реформой, которая проводилась с 2003 по 2005 год. Внутреннее деление субъектов определяется на основании внутренних правовых актов.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Иерархия муниципальных органов власти

Иерархия строго определена положениями действующих законов. При этом все образования подчиняются федеральным властям. Таким образом, они должны издавать свои указы, исходя из действующего правового поля на территории страны. Рассмотрим подробнее, как происходит деление власти на практике.

  1. Субъекты РФ обладают возможностью издавать указы, постановления и иные правовые акты, которые будут действовать на их территории. За рамками региона закон не имеет юридической силы.
  2. Городские образования могут издавать указы, которые будут действовать на территории населенного пункта. Но прилагаемые к нему территории они не смогут затрагивать.
  3. Районные акты – это указы глав районных администраций или поселков.

Структура органов самоуправления

Таким образом, такая иерархия действует на всей территории страны. Стоит отметить, что часто на территории муниципального образования находятся федеральные предприятия. Они не подчиняются внутренним законам, а продолжают работать в рамках федерального законодательства.

Цели создания муниципальных образований

Существует несколько причин для создания муниципальных органов власти. Дело в том, что федеральные чиновники не могут управлять большой территорией из центра. Таким образом, требуется децентрализация власти. Она не должна нарушать территориальную целостность страны. При этом такая мера значительно повышает эффективность управления на местах. Рассмотрим подробнее основные цели создания административного деления.

Карта России с регионами

Развитие социальной сферы

Власти на местах должны обеспечивать нормальное социальное развитие. Их задача – сглаживать напряженность в обществе. Однако это не единственная цель.

  • повышения качества жизни на территории муниципального образования;
  • реализация социальных проектов, которые разработаны и приняты на федеральном или региональном уровне;
  • увеличение уровня вовлеченности населения в социально значимых мероприятиях;
  • развитие школ, детских садов, больниц и других бюджетных учреждений;
  • ведение работы по увеличению среднего уровня заработка населения;
  • выполнение определенных мер для увеличения продолжительности жизни.

Это основные социальные задачи, которые стоять перед каждым регионом. При этом у каждого главы региона, города или района есть четкие цели. Например, к определенному году увеличить количеств мест в детских садах. По выполнению плана оценивается эффективность работы власти на местах.

Развитие экономической сферы

На местах легче контролировать развитие экономических показателей. Вот основные задачи муниципальных властей в этой сфере:

  • рост ВВП и ВНП;
  • рост оборота малого и среднего предпринимательства;
  • увеличение объема производства;
  • рост показателей производительности труда;
  • управление муниципальными землями и предприятиями;
  • контроль за приватизацией бюджетных учреждений, которые находятся в муниципальном ведомстве;
  • снижение безработицы.

Таким образом, с помощью власти на местах удается решить несколько вопросов, за счет чего увеличивается эффективность выполнения законов.

Выполнение контрольно-надзорной функции и сбор налогов

Муниципалитет выполняет несколько важных функций на местах:

  • контроль за соблюдением общественного порядка;
  • сбор налогов на основании положений Налогового кодекса РФ;
  • выполнение необходимых мер для увеличения муниципального бюджета;
  • использование бюджетных средств для обеспечения нормального уровня жизни населения муниципального образования;
  • осуществление хозяйственной деятельности;
  • развитие внешних связей, инвестиционной и туристической привлекательности региона, а также заключение договоров для поставки производимых товаров;
  • управление человеческими ресурсами.

Это основные обязанности местных властей. Существуют определенные критерии эффективности их работы, которые постоянно меняются. Необходимо учитывать их главам муниципальных образований, чтобы понимать, насколько хорошо они работают. За невыполнение требований вышестоящих властей допускается смещение с должности.

Как происходит создание административного округа – пошаговая инструкция

Требуется понимать, как происходит процесс создания новых административных округов. Сегодня границы субъектов РФ уже сформированы. Изменение может происходить только на основании внутренних референдумов на территории заинтересованных регионов или согласно соответствующему федеральному закону. Поэтому рассмотрим, как происходит вопрос выделения нового административного округа на территории города. Это весьма актуально, так как строят новые микрорайоны. Когда район становится большим, его делят на несколько

Шаг 1

Изучение проблемы о необходимости создания нового административного округа. Для этого требуется изучить эффективность работы действующей административной единицы, число жителей и ряд других нюансов. Требуется юридически и экономически обосновать необходимость создания новой единицы.

Изучение проблемы о необходимости создания нового административного округа

Шаг 2

Рассмотрение вопроса о выделении территории новому административному округу. Этот вопрос должен решаться на законодательном уровне. Таким образом, совет депутатов обязан определить границы муниципальной единицы.

Рассмотрение вопроса о выделении территории новому административному округу

Шаг 3

Передача законопроекта руководителю муниципального округа для подписания. Он должен его подписать. После этого происходит публикация закона в местной государственной газете. После этого он получает юридическую силу.

Передача законопроекта руководителю муниципального округа для подписания

Шаг 4

Передача закона представителям исполнительной власти. Они должны создать новый административный округ, набрать штат и обеспечить нормальное функционирование территориального органа.

Передача закона представителям исполнительной власти

Таким образом, процесс принятия закона происходит также, как на федеральном уровне. Однако действующими лицами являются представители власти на местах.

Избрание представителей законодательной власти

Стоит понимать, что избрание в законодательные органы региональной власти происходит на основании закона о выборах, который каждый год обновляется. При этом необходимо проводить выборы с определенной частотой. Срок полномочий определяется самими депутатами. Обычно он составляет 4 года, но в некоторых регионах увеличен до 5 лет.

Стоит понимать, что голосование должно быть открытым и гласным. То есть, оно проводится так же, как выборы президента, только уровень ниже. При этом избираться могут по одномандатному округу или по партийному списку. Как именно это происходит в конкретно взятом регионе должны решать представители совета депутатов.

Стоит отметить, что представители законодательной власти имеют право отменить прямые выборы мэра и губернатора. Тогда они сами будут назначать их. То есть, будет проводиться голосование среди членов совета депутатов. Это не является нарушением конституционных прав граждан и избирательных свобод. Зато позволяет сэкономить региональный бюджет. Однако представители общественных организаций утверждают, что это не демократично, так как электорат сам должен решать, кто будет управлять городом, регионом или другим муниципальным образованием.

Важно! Все выборы, независимо от их уровня, контролируются ЦИКом. То есть, необходимо полученные протоколы из участковых избирательных комиссий аккумулировать в территориальной. Далее ТИК предоставляет сводный протокол в городскую или областную избирательную комиссию (зависит от уровня выборов), а их представители передают информацию ЦИКу. Однако на уровне ТИК все сведения заносятся в систему ГАС Выборы. Это значит, что подделать результаты невозможно, так как вся информация сразу становится доступна в режиме онлайн после того, как у председателя УИК примут протокол о проведении выборов на избирательном участке.

Глава муниципального округа

Как уже было указано выше, главу муниципального округа назначают представители законодательной власти путем непрямого голосования. То есть, они должны избрать одного из претендентов на пост главы муниципального округа, после чего провести его назначение. Однако так происходит не всегда. Доступны также следующие способы:

  1. Проведение прямых выборов. Например, выборы мэра или губернатора. Тут граждане, которые имеют регистрация на территории административного округа, должны передать свое волеизъявление в день голосования. При этом не все могут лично прийти, тогда можно вызвать сотрудников УИК домой для проведения голосования вне помещения для голосования.
  2. Назначение президентом. Некоторые регионы отказались от выборов губернатора, их назначает президент самостоятельно. Это позволяет снизить расходы на проведение выборов, однако часто происходит, когда глава государства назначает неизвестных никому людей. Например, выходцев из других регионов, которые не знают особенности предоставленного им в управление субъекта РФ. Такой подход обладает рядом достоинств и недостатков тоже.
  3. Назначение руководителем муниципального образования более крупного уровня. Речь идет о том, когда мэр назначает глав городских районов или губернатор руководителей сельских административных округов, если там не проводятся прямые выборы. Аналог вышеуказанного метод, но происходит все на другом уровне.

Виктор Толоконский — бывший глава Новосибирской области и Красноярского края

Важно понимать, что глава административного округа – это выборная должность. Это является представитель исполнительной власти, однако у него есть право законодательной инициативы. Это значит, что он может подавать проекты законов для обсуждения депутатами.

Таким образом, органы местного самоуправления подчиняются федеральным властям. Они осуществляют хозяйственную деятельность на местах и предоставляют отчет о своей работы наверх. По ним оценивают эффективность. Существует несколько уровней административных округов, которые отвечают на местах за вверенную им территорию. Закон позволяет определять на местах самостоятельно, как будет происходить административное деление более низкого уровня, что дает субъектам РФ самостоятельность принимать различные решения, которые влияют на скорость и особенность развития административных округов.

Высшие органы государственной власти РФ

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Характеристики органов государственной власти

В Российской Федерации есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

Разновидности органов государственной власти РФ:

  • единоличные — такие, как президент;
  • коллегиальные — законодательные органы и избирательные комиссии;
  • единоначальные — министерства;
  • высшие — президент, Государственная Дума;
  • центральные — различные ведомства;
  • территориальные — органы местной или региональной власти.

К федеральным органам власти относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (вместе с Министерством России, федеральными службами и федеральными агентствами России, управляемыми президентом или подведомственными и управляемыми Правительством России);
  • Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные органы власти — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ реализуется при помощи Конституции, законов, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент

Президент РФ — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, при этом обеспечивает их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность прав и обязанностей, которые предо­ставлены Президенту РФ для выполнения определенных функций.

Сфера деятельности Основные полномочия Президента РФ
Правотворческая деятельность Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.
Правовой статус личности Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.
Федеративное устройство государ­ства Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Отношения с парла­ментом Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.
Отношения с органами исполнительной власти Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения. Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.
Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ.
Оборона и безопас­ность страны Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных ее местностей воен­ное или чрезвычайное положение.
Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Основные функции Президента РФ:

Выступает в роли гаранта Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимо­сти и государственной целостности.

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным зако­ном «О выборах Президента Российской Федерации». В Конститу­ции РФ установлен ряд требований, которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:

  • гражданство РФ;
  • постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;
  • возраст не младше 35 лет;
  • отсутствие гражданства либо вида на жительство иностранного государства.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.

Полномочия Правительства РФ:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально-ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.

Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.

Осуществляет управление федеральной собственностью.

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики.

Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.

Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.

Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.

Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.

Элементы судебной системы РФ:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • мировые судьи субъектов РФ.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.

Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
  • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров РФ.

Разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Дает толкование Конституции РФ.

Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В чем отличия между Советом Федерации и Государственной Думой, что главнее

Управление Российской Федерацией осуществляется несколькими государственными органами — президентом, Федеральным Собранием и судами. Федеральное Собрание Российской Федерации сформировано из двух палат — это Совет Федерации и Государственная Дума. Эти органы имеют законодательные и представительные функции, но у каждого есть свой принцип формирования и обязанности, поэтому стоит разобраться, чем Государственная Дума отличается от Совета Федерации.

  1. Понятие Совета Федерации
  2. Что такое Государственная Дума
  3. Что общего между Советом Федерации и Государственной Думой
  4. Чем отличается Совет Федерации от Государственной Думы
  5. Порядок формирования
  6. Основная задача
  7. Полномочия
  8. Отличие от Федерального Собрания
  9. Краткие итоги

Понятие Совета Федерации

СФ входит в состав Федерального Собрания Российской Федерации и является его «верхней» палатой. До 2000 года порядок формирования этого представительного и законодательного органа регулировался Федеральным законом, принятым в 1995 году. С 2011 года вступил в силу новый закон, согласно которому, кандидатом для назначения представителем верхней палаты может быть каждый гражданин страны, который является депутатом законодательного или представительного органа госвласти субъектов РФ.

Последние изменения в закон были внесены в 2022 году. Согласно им, сенатором может быть любой гражданин РФ, который достиг возраста 30 лет и имеет безупречную репутацию, а также постоянно проживает на территории России и не имеет гражданства другого государства.

Совет является постоянно действующим органом, его заседания проводятся не реже 2 раз в 30 дней, однако при необходимости сенаторы собираются и чаще. СФ формирует комитеты из членов палаты, которые также являются постоянно действующими органами. Причем каждый сенатор, входящий в СФ, обязательно должен состоять в одном из комитетов.

Что такое Государственная Дума

Госдума РФ также является одной из палат Федерального Собрания. Впервые этот орган был создан в 1905 году. В состав входит 450 депутатов, им может стать каждый гражданин России, которому исполнился 21 год. Основной задачей этого законодательного органа считается рассмотрение и утверждение бюджета государства, а также разработка и утверждение законов.

Депутаты Госдумы не имеют права заниматься другой государственной деятельностью, они избираются на 5 лет.

Что общего между Советом Федерации и Государственной Думой

Самое основное сходство между этими органами заключается в том, что они входят в состав Федерального Собрания РФ и имеют как законодательные, так и представительные функции.

К общим моментам также относится следующее:

  • оба органа работают на постоянной основе;
  • как сенаторов, так и депутатов не имеют права задерживать и подвергать досмотру их личное имущество;
  • органы имеют право влиять на работу Президента государства;
  • один и тот же человек не может быть сенатором и депутатом.

Чем отличается Совет Федерации от Государственной Думы

Чтобы разобраться, кто главнее — верхняя или нижняя палата, стоит подробнее изучить функции и принцип работы этих органов.

Порядок формирования

В Конституции Российской Федерации указано, что в состав верхней палаты назначается по два представителя от каждого субъекта государства. Один проходит от законодательного органа, второй — от исполнительного, функционирующих в каждом регионе страны. Возрастное требование к сенатору — больше 30 лет.

Основная задача

Рабочая форма СФ — регулярные заседания (не менее 2 раз в месяц). Сенаторы собираются, чтобы заслушать указы и послания главы государства, а также представителей Конституционного суда и дипломатов, представляющих интересы других стран. Все сенаторы обладают дипломатической неприкосновенностью, за исключением случаев, когда в отношении них возбуждено уголовное дело с неопровержимыми доказательствами вины.

Основной задачей нижней палаты считается принятие бюджета страны, формирование законов, направленных на поддержание благополучной жизни граждан РФ.

Полномочия

Что касается прав и полномочий, то здесь также есть определенные различия.

К полномочиям верхней палаты относятся следующие моменты:

  • изменение территориальных границ субъектов, входящих в состав государства;
  • назначение выборов на должность президента страны;
  • утверждение указа главы государства о необходимости введения в стране чрезвычайного положения;
  • отстранение Президента от руководства государством;
  • отставка госпрокурора и его назначение, а также других людей, занимающих высокие посты в государстве.

Нижняя палата Федерального Собрания обладает следующими правами:

  • выдвигать обвинения против Президента для последующего объявления импичмента;
  • назначать и освобождать от занимаемой должности председателя Счетной палаты и уполномоченного по правам человека;
  • объявлять амнистию;
  • давать согласие Президенту на назначение Председателя Правительства государства;
  • назначать и освобождать от занимаемой должности Председателя Центробанка РФ.

Отличие от Федерального Собрания

Разница между ними заключается в таких моментах:

  • с точки зрения законотворчества, СФ подчиняется Государственной Думе.
  • в верхнюю палату сенаторов назначают, а депутатов выбирают по результатам всероссийского голосования.
  • глава государства не имеет права на роспуск СФ, в отличие от Госдумы.
  • сенатор — должность постоянная, срок депутатских полномочий ограничивается пятью годами.
  • депутаты не имеют права занимать другие госдолжности, в отличие от сенаторов.

Краткие итоги

Рассмотрев особенности создания и права обеих палат ФС, можно сделать вывод о том, что выше. Из анализа всех факторов следует, что большими полномочиями обладает нижняя.

Областная Дума

Законодательная власть Тульской области

1. Областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.

2. Областная Дума является однопалатным органом и состоит из 38 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

3. Вид избирательной системы, порядок организации и проведения выборов в областную Думу устанавливаются законом области в соответствии с федеральным законодательством.

4. Областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от установленного числа депутатов.

5. Полномочия областной Думы предыдущего созыва и ее депутатов прекращаются со дня первого заседания областной Думы нового созыва.

6. Областная Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально – технического и финансового обеспечения своей деятельности.

7. Расходы на обеспечение деятельности областной Думы утверждаются областной Думой и предусматриваются отдельной строкой в бюджете области.

Областная Дума:

1. Областная Дума осуществляет следующие полномочия:

1.1 принимает Устав области и вносит в него изменения, дополнения, поправки;

1.2 принимает законы области, иные нормативные правовые акты, вносит в них изменения и дополнения;

1.3 утверждает бюджет области и отчет о его исполнении;

1.4 дает толкование Устава и законов области;

1.5 утверждает договоры и иные соглашения, подписанные от имени Тульской области;

1.6 назначает референдум области в соответствии с действующим законодательством;

1.7 утверждает программы социально-экономического развития области;

1.8 устанавливает общий порядок управления и распоряжения собственностью области, а также порядок приватизации различных категорий ее объектов;

1.9 определяет порядок передачи областной собственности в иные формы собственности;

1.10 устанавливает областные налоги, сборы, пошлины, тарифы и платежи, а также утверждает порядок их взимания и предоставления льгот;

1.11 устанавливает порядок образования и деятельности областных внебюджетных и валютных фондов, заслушивает отчеты об их использовании;

1.12 устанавливает порядок изменения административно-территориального устройства области;

1.13 определяет порядок распоряжения и пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися на территории области;

1.14 определяет порядок охраны объектов истории, культуры и природы;

1.15 утверждает схему управления областью и структуру администрации области;

1.16 устанавливает общие принципы организации и деятельности органов местного самоуправления;

1.17 назначает выборы в законодательный (представительный) орган области;

1.18 определяет порядок и сроки выборов губернатора – главы исполнительной власти области;

1.19 согласовывает назначение на должности прокурора области, руководителей территориальных федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном действующим законодательством;

1.20 утверждает назначение на должность и освобождение от должности первого заместителя губернатора – главы исполнительной власти области, согласовывает назначение заместителей губернатора – главы исполнительной власти области, руководителя аппарата администрации области, председателя комитета по управлению имуществом, председателя фонда имущества области, начальника финансового управления области, начальника управления внутренних дел, начальника управления юстиции, председателя государственной телерадиовещательной компании “Тула”;

1.21 учреждает областные награды и почетные звания;

1.22 устанавливает санкции за нарушение законодательных и иных правовых актов органов государственной власти области по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Федерации, а также по предметам совместного ведения;

1.23 осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

2. Исполнительная власть в регионе
Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой (см. выше). Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.

Органами исполнительной власти в регионе являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями. Региональные органы исполнительной власти руководят хозяйственным, социально-культурным строительством, организуют управление объектами государственной собственности региона, разрабатывают организационную структуру управления регионом, осуществляют полномочия в сфере экономики, ее отдельных отраслей, в бюджетно-финансовой сфере, ценообразования, торгового, бытового, социально-культурного обслуживания населения и др.

Органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями решают задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ, вместе с тем, при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, определении их состава учитываются особенности конкретного региона. Таким образом, для региональных органов исполнительной власти (также как и для представительной власти) характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Органы регионального управления можно разделить на две основные группы.

1. Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы министерства по налогам и сборам, министерства по антимонопольной политике, территориальные управления Центрального Банка и др.). Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).

2. Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.

Поскольку регионы РФ имеют не только особенное, но и много общего в составе региональных экономических систем и, несмотря на значительное разнообразие региональных структур управления, в них можно выделить типовые, общие для всех регионов структуры управления.

В структуре органов управления производственно-экономической и бюджетно-финансовой сферах региона обычно выделяются:

– управление экономики (экономики и прогнозирования, экономического развития, экономического развития и торговли и т.д.);

– комитет по управлению имуществом (имущественным отношениям и др.);

– управление по внешнеэкономическим связям;

– комитет по инвестициям;

– департамент агропромышленного комплекса;

В управлении социальной сферой:

– управление образования (образования и науки);

– комитет по физкультуре и спорту;

– управление по делам молодежи;

– управление социальной защиты населения;

– комитет по труду;

В управлении инфраструктурой региона:

– управление капитального строительства;

– управление архитектуры и градостроительства;

– государственный архитектурно-строительный надзор;

В управлении ресурсной сферой региона:

– комитет по земельным ресурсам;

– комитет по охране окружающей среды и природным ресурсам;

– управление водного хозяйства;

Указанные управленческие структуры в соответствии с федеральным и региональным законодательством осуществляют весь процесс управления соответствующей сферой или отраслью экономики региона – анализ потенциальных возможностей региона в данной сфере или отрасли; прогнозирование направлений развития; определение целей, приоритетов, задач развития; выработку стратегии развития; разработку и реализацию планов, целевых комплексных программ развития сферы или отрасли, разработку методов управления, непосредственных управленческих воздействий, организацию финансирования.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Государственная Дума – это что такое? Определения, порядок формирования, полномочия и функции

Государственная Дума — это законодательный орган, являющийся одной из двух палат Федерального собрания РФ. Порядок выборов в нее устанавливается федеральным законом. А что же собой представляет Государственная Дума? Это вы узнаете из статьи. Итак, начнем.

Общие сведения

Это законодательный орган, который все привыкли называть сокращенно. Полное же его название — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Работу этого органа регулирует Конституция нашей страны и федеральные законы. По этим документам, Дума может принимать следующие постановления:

  1. Об одобрении законопроекта.
  2. О том, что президент согласен на выбор и назначение председателя Правительства.
  3. Об освобождении с должности или назначении на нее председателя Счетной Палаты, а также половины состава аудиторов, уполномоченного по правам человека и Центробанка.
  4. О доверии или недоверии Правительству нашей страны.
  5. Про объявление амнистии.
  6. Об обвинениях против президента нашей страны.
  7. Касающиеся парламентского запроса.
  8. О направлении представителей Государственной Думы в Конституционный суд.

Но Дума не сама принимает решение. У нее в помощниках большое количество институтов, которые и оказывают неоценимую помощь.

Как рассматриваются законы

Раз Государственная Дума — это законодательный орган власти, то логично предположить, что и законы принимаются тоже нею. Кто же вносит предложения по принятию законов? В Думе это могут быть депутаты или члены Совета Федерации. Законы может прислать на рассмотрение президент страны, Верховный или Арбитражный суд, комиссии Государственной Думы и ее комитеты.

Все внесенные предложения и законопроекты и рассматривает Государственная Дума. Это объясняет еще и то, что обрабатывают и принимают документы все по-разному.

Важно знать, что обычный человек не может напрямую подать закон на рассмотрение в Думу. Но через посредника это сделать вполне реально. Посредником является депутат, который закреплен к той или иной территории проживания. Обычный гражданин должен обратиться именно к тому слуге народа, который находится в его районе. Если проблема узконаправленная, то искать помощи можно в комитете по этому вопросу.

Процедура рассмотрения

Государственная Дума РФ имеет свою процедуру рассмотрения, впрочем, как и любой государственный орган. Проект постановления должен быть представлен с текстом запроса, заявления или обращения. Он выносится на Совет, при этом имеет трехдневный запас. Если, например, документ окажется в Думе во вторник, то рассмотрят его только в пятницу. За эти три дня каждый депутат Государственной Думы обязан ознакомиться с документом.

Существует также немало нюансов, которые исходят из принципа разделения власти. Например, рассмотрение и принятие решения о кандидатурах на пост Председателя правительства. Сначала кандидата предлагает президент, после чего уже Дума рассматривает его со всех сторон. Государственная дума имеет право отклонить кандидатуру, но отклонение не может бессрочным, поэтому имеется лимит отказов. Если кандидатура не согласована, то президент имеет право сам принять решение. Скорее всего, за таким решением последует роспуск Думы и новые выборы.

Работа Думы

Государственная Дума РФ имеет ограниченные функции и полномочия. Но это компенсируется тем, что законодательный орган оказывает большое влияние на исполнительный. Например, Госдума вправе выражать недовольство правительством страны. Для этого хватит пятой части от депутатов, которые выразят определенную точку зрения. После такого голосования начинается обсуждение, в этот период на все вопросы пытаются найти ответы. Это мероприятие происходит с участием правительственного председателя.

Когда все пройдено, депутаты начинают голосовать, голосование может быть тайным или открытым. Если “за” проголосовало большинство, то принимается решение, которое и обсуждали на собрании. Когда голосованием решение было одобрено, следующий шаг ждут от президента. Ему нужно выбрать из двух вариантов – отказаться от решения Думы или распустить правительство. Если президент решит оспорить решение Думы, то у последней есть три месяца на повторное голосование. В этом случае президент обязан выбрать, кого отправить в отставку — законодательную или исполнительную власть.

Взаимодействие президента и Госдумы

У депутата Государственной Думы небольшие полномочия, но почему-то большинству кажется, что у президента они в разы шире. Это не так. Президент тоже имеет ограничения в действиях. Например, для того чтобы отправить в отставку Правительство, он должен дождаться соответствующего постановления от Госдумы – самостоятельно это сделать он не может. То же самое касается и отчетов. Правительство нашей страны не контактирует напрямую с президентом, все отчеты проводятся перед Госдумой.

Со стороны кажется, что это довольно сложный способ власти, но, на самом деле, он единственно верный. Иначе общество придет к тоталитарной власти, и неизвестно чем это закончится.

Кроме того, Государственная Дума полномочна ускорить отставку президента.

Функции

Одной из функций Госдумы является влияние на управление Центральным Банком. А ведь именно Центробанк влияет на финансовое положение в стране. Государственная Дума решает, кто будет председателем, а кто войдет в совет директоров.

Периодически Госдума проводит слушания, во время которых Центробанк отчитывается о своих действиях. После этого информацию передают правительству и президенту.

Так как Центробанк является самостоятельным, то и процедура назначения или освобождения должности проводится усложненно.

Подводя итог, можно сказать, что Государственная Дума принимает решение о кадровых назначениях и контролирует качество выполненной работы. Как только Госдума решит, что люди со своей работой не справляются, она тут же снимает их с должности.

Выборы

Выборы в Государственную Думу осуществляются раз в пять лет. Регулируется этот процесс Конституцией нашей страны, а точнее, девяносто пятой и девяносто шестой статьями. Выборы проходят по смешанной системе и в результате тайного голосования. Всего в Госдуме четыреста пятьдесят депутатов, двести двадцать пять из которых выбирают из одномандатных избирательных округов. Другая половина избирается по избирательному федеральному округу. Выборы в Государственную Думу проводят в обязательном порядке и не имеют права отменить их.

В обычном режиме президент оповещает о выборах за четыре или пять месяцев. Если же Госдуму распустили, то глава страны в этот же день назначает дату выборов в Думу. Когда президент по какой-то причине на незначил дату выборов, за него это делает Центральная избирательная комиссия.

Кто может быть депутатом

Депутатом может стать дееспособный человек, которому уже исполнился двадцать один год. Кроме того, лица, находящиеся в местах не столь отдаленных, не могут претендовать на депутатство, даже если все остальные требования выполнены.

Кандидат в депутаты может самовыдвинуться, с помощью избирателей какого-то округа или от лица избирательных блоков и объединений. Федеральные же списки кандидатов выдвигают только избирательные блоки и избирательные же объединения. Кандидаты не имеют права пользоваться служебным или должностным положением, так как во время выборов у всех должны быть равные права.

Баллотироваться кандидату можно только в одном федеральном списке и одном избирательном округе. Чтобы зарегистрировать избирателя от одномандатного округа нужно иметь не меньше процента подписей от всего округа. Если речь идет о федеральном списке кандидатов, то тут должно быть не меньше двухсот тысяч подписей. Важно, что для федерального списка у кандидата не должно быть больше четырнадцати тысяч подписей из одного субъекта нашей страны. Вместо определенного количества подписей, можно внести избирательный залог.

Перед тем как зарегистрироваться, кандидат должен представить сведения о своем имуществе и доходах. В случае соблюдения всех требований Центризберком принимает решение о том, что кандидата нужно зарегистрировать в федеральном списке кандидатов.

Зарегистрированные кандидаты имеют равные права и обязанности и проводят предвыборную агитацию на одинаковых основаниях. Из федерального бюджета выделяются средства на проведение и подготовку выборов. Любые кандидаты, избирательные блоки или объединения должны создавать избирательные фонды, для того чтобы они финансировали избирательную кампанию.

Если федеральный закон нарушается существенно, то Центральная избирательная комиссия может не принять кандидата или отменить ранее оформленную регистрацию. Во время голосования у кандидата есть два бюллетеня, один из них по федеральному округу, а другой — по одномандатному.

Результаты выборов

Депутаты Государственной Думы РФ не считаются выбранными, если по одномандатному округу проголосовало больше всего избирателей против всех. А по федеральному, когда ни один из кандидатов не набрал пяти процентов голосов. Если все избирательные списки не получат пятидесяти процентов, то выборы также считаются несостоявшимися. Центризберком устанавливает результаты выборов не позднее, чем через две недели с момента голосования.

Когда выборы признаются несостоявшимися, их результаты аннулируются и проводятся повторные выборы. Но повторная процедура не проводится, если депутата нельзя избрать более, чем на год до момента окончания полномочий Государственной Думы Российской Федерации.

Выборы президента

Очередная функция Госдумы. Она принимает не только законодательство, которое определяет выборы, но и формирует Центральную избирательную комиссию. В комиссии должно быть пятнадцать членов и пять из них — это представители Госдумы. Следующие пять определяет Федеральный совет, а последнюю пятерку — сам президент.

Таким образом, за процедурой выборов следят сразу все ветви власти и они же предотвращают махинации со стороны ничем не брезгующих политиков.

Взаимодействие с другими органами власти

Совет Федерации Государственной Думы — это верхняя палата Федерального Собрания. Деятельность Федерального Совета имеет определенные особенности. Она сильно отличается от деятельности Госдумы. Но их взаимодействие и приводит к плодотворным результатам.

Итак, представим вам ниже функции Государственной Думы Федерального Собрания:

  1. Госдума решает вопросы, связанные с доверием исполнительному органу.
  2. Дает отказ или согласие на назначение того или иного лица на должность Правительственного председателя нашей страны.
  3. Самостоятельно назначает председателей Счетной палаты и Центрального банка.
  4. Объявляет амнистию.
  5. Становится инициатором проведения процедуры импичмента.

Тем временем, Федеральный совет выполняет следующие функции:

  1. Утверждает изменения в территориальных границах некоторых субъектов страны.
  2. Объявляет военное или чрезвычайное положение.
  3. Решает, применять ли армию нашей страны за ее пределами.
  4. Назначает новые выборы президента и его отрешение.
  5. Назначает судей в Конституционном суде.

Казалось бы, абсолютно разные функции, но тем не менее они плодотворно работают вместе. Итак, совместно происходит:

  1. Внесение коррективов и обсуждение принимаемых законопроектов.
  2. Принятие и обсуждение бюджета на следующий год.
  3. Установка налогообложения и размер налоговых и иных сборов.
  4. Ратификация документов международного уровня и решение вопросов мира и войны.
  5. Решение о статусе и положении границ государства.

Как видите, совместная работа приносит хорошие результаты.

Структура Государственной Думы

Российская Госдума имеею свою структуру. Во главе стоит председатель Государственной Думы. Он выбирается среди всех депутатов Думы тайным голосованием. Председатель избирается в том случае, если за него голосует больше половины депутатов. Таким же образом проходят выборы первого заместителя и заместителя. Эта процедура регулируется Регламентом Госдумы. Этим документом установлено, что все три должности должны занимать представители разных партий и депутатских групп.

Полномочия Председателя очень похожи с такой же должность в Федеральном Совете.

Совет Государственной Думы — это коллегиальный орган, который постоянно действует. Он был создан для того, чтобы предварительно готовить и рассматривать организационные вопросы, касающиеся деятельности палаты. В совете присутствуют Председатель Госдумы, руководители депутатских объединений. Последние имеют право решающего голоса. Два заместителя Председателя Госдумы и председатели госдумовских комитетов имеют право совещательного голоса.

Совет Государственной думы имеет следующие полномочия:

  1. Формировать проект примерной программы законопроектов для Государственной Думы на ту сессию, которая идет в данный момент.
  2. Формировать проект календаря рассмотрения вопросов на следующий месяц.
  3. Формировать проект работы Государственной Думы на следующее заседание.

Депутатские объединения

В Госдуме образовываются депутатские фракции. Фракцией называют объединение депутатов, которые были избраны из федерального кандидатурного списка. Этот список должен быть допущен к распределению мандатов депутатов в Госдуме.

Депутаты, которые не вошли во фракции, могут создавать свои депутатские группы. При этом регистрировать нужно только те группы, где находится не меньше тридцати пяти депутатов.

И депутатские группы и депутатские фракции имеют равные права. Важно то, что депутат может состоять только в одной организации.

Комиссии и комитеты

Это основное структурное образование Госдумы. Комитеты рассматривают предварительно законопроекты, которые находятся в их компетенции. Также они готовят эти проекты для рассмотрения их в Госдуме. Комитеты создаются на тот срок, когда работает Госдума, то есть на пять лет.

Комиссии же создаются для того, чтобы выполнить какую-то определенную задачу или на какой-то срок. После того как надобность в них отпадает, они распускаются.

И в одну и в другую группу входят депутаты, которые будут в одинаковом количестве представлять все фракции. Сколько депутатов будут входить в ту или иную группу определяет Государственная дума. Но, тем не менее, даже у нее есть ограничения. Например, их число не должно быть меньше двенадцати и больше тридцати пяти человек.

Все депутаты, кроме главной верхушки (заместителей и председателя) должны состоять в каком-то комитете палаты. Разрешено членство только в одном комитете. Комитеты проводят заседания, которые необходимо собирать не реже, чем два раза в месяц.

Заключение

В статье была дана информация о том, что такое Государственная Дума и как она работает. Конечно, со стороны все кажется очень сложным, но если задаться целью, то и разобраться получится.

Теперь, если вы захотите стать депутатом, вы знаете, что нужно делать. Во-первых, вы должны быть законопослушны и полностью дееспособны. Во-вторых, приготовьтесь к тому, что ваше имущество и доходы подвергнутся самой тщательной проверке. А как иначе, ведь государство должно быть уверенно в тех людях, которые принимают законы. В-третьих, приготовьтесь к постоянной работе. Все эти пункты являются неотъемлемой частью работы депутата и с ними приходится считаться.

Если вы хотите жить в цивилизованном государстве, а вы хотите, то начните с себя. Как сказал один умный человек: “Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят”. И это действительно так. Ведь если каждый гражданин будет соблюдать закон, то и порядка в стране будет намного больше. Поэтому если вы хотите поучаствовать в жизни страны, то баллотируйтесь с чистыми мыслями и благородными желаниями. Нечистых на руку людей хватает везде, а так хочется, чтобы нас окружали только преданные государству люди. Поэтому не бойтесь ничего и ведите за собой людей, принимайте законы, но только от чистого сердца и искреннего желания помочь стране.

Что такое Дума и зачем она нужна?

И могут ли депутаты влиять на чиновников?

Судя по комментариям в соцсетях, в Новочеркасске всё ещё немало людей, не отличающих органы власти друг от друга, а местных парламентариев – от их федеральных коллег. Специально для них – наша новая рубрика «Часто задаваемые вопросы». И сегодня мы поговорим о том, для чего существует новочеркасский парламент, и чем он занимается.

Администрация и городская Дума – не одно и то же?

Нет. И то, и то – органы местного самоуправления, но функции и полномочия у них разные. В отличие от администрации, задача которой сводится к непосредственному управлению городским хозяйством, Дума является представительным органом муниципального образования. Это означает, что новочеркасский парламент уполномочен представлять интересы горожан и принимать от их имени решения и нормативные акты, действующие на территории казачьей столицы.

Как это выглядит на практике? Администрация, и только она, решает все вопросы, связанные с жизнеобеспечением казачьей столицы. Строительство и ремонты, асфальтирование дорог и качество оказания медицинской помощи – ответственность за эти и многие другие насущные вопросы несут именно чиновники. Депутаты в свою очередь выполняют роль связующего звена между горожанами и исполнительным органом местного самоуправления и указывают администрации, на какие проблемы стоит обратить внимание в первую очередь.

К исключительным полномочиям Думы, закреплённым местными нормативно-правовыми актами, относятся принятие и корректировка «городской Конституции» – Устава Новочеркасска, утверждение стратегии социально-экономического развития – в этом документе подробно расписывается, как городу предстоит жить и расти на протяжении нескольких лет, распределение средств городского бюджета. Да, именно депутаты решают, дать или не дать денег на выполнение тех или иных работ, а часто – сами предлагают предусмотреть расходы на решение важнейших городских проблем. Дума ведает и вопросами определения порядка и распоряжения муниципальным имуществом, устанавливает, меняет, а в отдельных случаях и отменяет местные налоги и сборы и, конечно, контролирует работу администрации и должностных лиц по решению вопросов городского значения.

То есть депутаты могут влиять на работу чиновников?

Этот вопрос – один из самых популярных и именно из-за него часто возникает настоящая путаница! Начнём с главного: Дума не вправе указывать руководителям и работникам администрации города, что и как им делать. Такие полномочия есть только у их непосредственного руководителя исполнительного органа местного самоуправления – главы администрации или как его ещё называют сити-менеджера. Депутатский корпус может лишь рекомендовать администрации предпринять те или иные шаги. Если чиновники по каким-либо причинам эти рекомендации игнорирует, наказать их депутаты не могут – механизмов наказания в этом случае фактически не существует. Но это вовсе не означает, что должностным лицам администрации всё сходит с рук. На помощь парламентариям приходят гласность и настойчивость. Раз за разом рассматривая тот или иной вопрос на заседаниях профильных комиссий и понимая его на думских заседаниях, народные избранники привлекают внимание к проблеме – и, в конце концов, заставляют чиновников реагировать.

Непосредственно влиять на администрацию Дума может при работе над городским бюджетом, проект которого депутаты утверждают каждый год. Если содержание главного финансового документа не устраивает парламентариев и не учитывает основных просьб горожан, народные избранники могут его просто не принимать. Поэтому в ходе предварительной работы над проектом Дума вносит множество предложений и замечаний, которые учитываются исполнительным органом местного самоуправления при вёрстке «полной версии».

В частном порядке многие народные избранники используют своё право на депутатский запрос. Яркие выступления и эмоциональные посты в социальных сетях – дело хорошее, но любой мало-мальски опытный депутат знает: так проблемы не решаются. Главные инструменты – это бланк и ручка, позволяющие парламентарию запросить необходимую информацию, пожаловаться, настоять на принятии необходимых мер. Ответ на свой запрос депутат, как и любой другой гражданин получает в течении 30 дней. Почему это работает? В первую очередь, потому что запрос – это документ. Чиновники и городские службы по закону обязаны его отработать, а иной раз – и не единожды к нему вернуться. С устными заявлениями и комментариями в интернете это, увы, не работает, и если народный избранник активен преимущественно в сети, он помогает скорее себе, чем избирателям. Хотите, чтобы ваш вопрос решили? Просите Вашего депутата писать письма!

Если вы хотите задать свой вопрос о работе городской Думы и входящих в её состав депутатов – пишите нам на электронный адрес dumanovoch@mail.ru, указав в теме письма название нашей новой рубрики «Часто задаваемые вопросы». Мы также ждём ваших комментариев в наших аккаунтах в социальных сетях Facebook и Instagram.

Видео

ГОРОДСКАЯ ДУМА. FAQ. Часть 1

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: