Обман потребителей: что это такое, описание и особенности

Ответственность за введение в заблуждение покупателя

Торговые отношения знают немало случаев, когда с целью получения выгоды сотрудники магазинов, складов, супермаркетов, прочих организаций, реализующих не только товар, но и услуги, предоставляют потребителю недостоверные сведения с целью получения выгоды. Обман потребителя, который заключается во введении его в заблуждение, осуществляется с корыстной целью. В результате этого клиент приобретает товар ненадлежащего качества, не в том объеме или размере, получает услугу, которая не соответствует информации, заявленной о ней. Такие последствия грозят виновным привлечением к ответственности и несением наказания в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Способы обмана, к которым прибегают продавцы

Выделяют следующие способы обмана, к которым прибегают сотрудники организаций или лица, представляющие физическое или юридическое лицо:

  • Обман посредством предоставления неверной информации о количестве приобретенного товара. Чаще всего такие ситуации происходят путем обмера или обвеса покупателей, когда фактическое количество продукции меньше, чем заявляет продавец. Таким образом клиент переплачивает за товар. При обнаружении факта обмана привлечь реализатора к ответственности можно при условии наличия чека или свидетелей, которые могут подтвердить, что был озвучен определенный вес, объем длина и т.д., что не являлись действительными;
  • Обсчет. Такой способ обмана чаще применяется, когда покупатель берет несколько наименований товара и продавец, рассчитывая общую стоимость покупки, намеренно указывает сумму большую, чем на самом деле должен оплатить покупатель. Подобный метод введения в заблуждение не свойственен крупным торговым точкам, где сумма покупки отображается в чеке. С другой стороны, продавец может обмануть потребителя, если неверно рассчитает или выдаст сумму сдачи. В такой ситуации обман легче раскрыть непосредственно после проведения расчетов – необходимо сверить данные по кассе (общую сумму средств, что должна находиться в ней) с той суммой денег, которая есть в наличии. При выявлении расхождений, если наличности больше, чем должно быть, фиксируется факт обмана потребителя. Как правило, средства сразу же возвращаются покупателю, и жалобы очень редко оформляются в таком случае;
  • Обман потребителя путём неточной или искажённой информации о товаре. Продавец может озвучивать несвойственные ему функции, определенные характеристики, которые необходимы потребителю, но на практике отсутствуют. Такой обман приводит к приобретению товара, который не будет полезен покупателю, кроме того, в результате непосредственного использования приобретенного клиент может нанести вред своему здоровью или получить травму;
  • Введение потребителя в заблуждение относительно качества товара. Чаще всего таким способом реализуется продукция с истекшим сроком годности или испорченными характеристиками. Фактически осуществляется реализация товара, который согласно существующим нормам и правилам подлежит списанию.

Характерная ситуация обмана потребителя

Одной из отраслей, в которой отмечается достаточное количество зафиксированных случаев обмана и обращений от потребителей, это введение клиентов в заблуждение в сфере качества дизтоплива.

Вместо качественного ДТ, как заявлено продавцом, клиент может по факту получить печное топливо или судовое, что по своим характеристикам является менее вязким, чем для транспортных средств. Также обман может состоять в том, что вместо того ДТ, которое подлежит использованию в зимнее время, и что имеет более высокую стоимость, реализуют летнее, которое при понижении температур замерзает.

Не менее редко применяется еще один метод обмана, когда под видом одного топлива реализуется другое, разбавленное дополнительными веществами. Для того, чтобы выявить факт введения в заблуждение, необходимо запросить у продавца паспорт на ту партию товара, из которой приобреталось топливо, и дать на анализ то, что было куплено.

Действия потребителя при обмане его продавцом

При обнаружении факта обмана, потребитель в первую очередь должен соблюсти обязательный порядок действий – в первую очередь необходимо попытаться решить конфликт в досудебном порядке. Для этого следует обратиться в ту торговую точку, где непосредственно зафиксирован факт обмана (обвеса и т.д.). Лучшим вариантом, который значительно упростит решение вопроса, будет оформление письменного обращения, где потребуется отразить просьбу вернуть деньги, обменять товар на качественный или возместить понесенный ущерб. Документ должен содержать следующую информацию:

  • Реквизиты продавца;
  • Информацию относительно покупки – дата приобретения, время осуществления, характерное описание самого товара;
  • Основания для требования возврата с отражением факторов несоответствия продукции заявленному качеству, количеству и т.д.;
  • Законодательные нормы, на которые опирается потребитель, выдвигая свои требования;
  • Перечень документов или их копий, которые будут прикладываться к оформленному заявлению;
  • Дата заполнения или подпись.

Заявление должно составляться в двух экземплярах – один передается администрации точки, а второй остается у потребителя.

При этом необходимо учитывать, что решение о принуждении к выплате компенсации может быть принято исключительно судом – остальные органы уполномочены на рассмотрение жалоб и передачу материалов при необходимости далее в соответствующие инстанции.

Несение ответственности

Защита прав потребителей осуществляется с учетом норм, прописанных в статье 14.7 КоАП. В случае, если обман будет заключаться в обмере, обвесе или неправильном расчете, мера ответственности будет следующей:

  • Для граждан штраф в размере от 3000 до 5000 рублей;
  • Для должностных лиц штраф величиной от 10000 до 30000 рублей;
  • Организации и другие юридические лица должны будут выплатить от 20000 до 50000 рублей.
Читайте также:
Раздел имущества: что это такое, описание и особенности

Если обман будет заключаться в том, что были предоставлены ложные сведения о качестве товара, сроках годности, размере, выполняемых функциях, мера ответственности будет выражаться в необходимости выплатить штраф в размере:

  • Для рядовых граждан величиной от 3000 до 5000 рублей;
  • Для должностных лиц величиной от 12000 до 20000 рублей;
  • Для юридических лиц размер будет составлять от 100000 до 500000 рублей.

Обман покупателя является незаконным действием, к которому прибегают продавцы, с целью продажи товара и получения выгоды. При поступлении жалоб со стороны клиентов виновные лица привлекаются к ответственности и им вменяется мера наказания в соответствии с регулирующей статьей Кодекса об административных правонарушениях.

Обман потребителей в УК РФ

Многие пользователи сталкиваются с обманом со стороны производителей или продавцов товаров и услуг. Как показывает практика, чаще всего потребители сталкиваются с данным явлением в сфере торговли.

Принято считать, что чаще всего потребители подвержены обманным действиям на стихийных рынках, но и довольно крупные торговые сети не против нажиться на доверчивых клиентах.

Потому при взаимодействии с продавцами необходимо проявлять максимальное внимание, и следует знать, что предпринять в случаях, когда вас откровенно обманывают.

Виды обмана в торговле

Обман покупателя являет собой одно их противозаконных действий в отношении потребителей в сегменте рыночных отношений. Столкнуться с данным явлением может каждый покупатель, и крайне сложно определить, когда продавцы говорят правду, а когда откровенно лгут.

Существует немало способом обмана, которые используются для получения определенных выгод. Среди наиболее распространенных можно выделить:

  1. Обвешивание и обмеривание. В данной ситуации продавец отпускает товар, который изначально имеет меньший вес и габаритные показатели, нежели это заявлено в характеристиках товара.
  2. Утаивание. Продавец не возвращает излишек денежных средств, которые передает ему покупатель. Самым ярким примером в данной ситуации будет невозврат сдачи.
  3. Обсчет. При данной ситуации продавец изначально берет за товар большую сумму денег, нежели это предусмотрено.
  4. Продажа фальсификата. Вместо того, чтобы снять негодный к употреблению товар, продавец реализует его. Фальсификат представляет собой продукцию ненадлежащего качества, для изготовления которой использовались дешевые заменители или некачественные компоненты.
  5. Продажа просроченной продукции. Потребителю всегда необходимо смотреть на сроки годности товара. Очень часто в магазинах и на рынке продается продукция, которая уже давно должна была отправиться в утиль.
  6. Продажа товара с дефектами или опасной для здоровья продукции. В данной ситуации продавец обязан списать товар или снять его с продажи, если будет установлено, что продукция может нанести вред пользователю. Однако товар остается на реализации, хотя и отпускается по сниженным ценам.
  7. Обман человека в отношении качества продукта (услуги) и его потребительских характеристик.

Последствия преступления

Преимущества компании

Включите звук на видео!!

Консультация юриста по мошенничеству бесплатно

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Консультации в мобильном приложении

Обман в отношении потребителей несет за собой целый перечень определенных последствий отрицательного характера. В первую очередь нарушение приводит к экономическому и моральному ущербу для пользователя. Приобретая некачественный продукт, или же оказываясь жертвой обмана, потребитель теряет свои деньги, что изначально вызывает определенные негативные эмоции.

В некоторых ситуациях последствия более печальные. Некачественный продукт, у которого закончился срок годности, или изначально в составе присутствуют опасные канцерогены, может вызвать тяжелые заболевания у потребителя, которые завершаться значительными затратами или даже летальным исходом.

Чтобы предотвратить подобные ситуации, законодательство устанавливает уголовную ответственность за обманные действия в адрес потребителей. Кроме того, надзор за рыночными отношениями осуществляет специальная инстанция – Роспотребнадзор, в обязанности которой входит защита потребителей от обмана со стороны продавца услуги (товара)и обеспечение условия для нормального взаимодействия на рынке.

Характеристика преступления

Обман в отношении покупателя является уголовно наказуемым деянием. Ввиду этого, на законодательном уровне закреплена определенная характеристика противоправных действий подобного характера.

Предметом преступного деяния выступает товар или услуга, в частности их денежный эквивалент. Причем в качестве предмета может выступать не только конкретный продукт, но и действия продавцов, которые повлекли за собой создание ущерба для потребителя (обвес, обмеривание и т.д.).

Объективная сторона преступления состоит в обмане покупателя. Это означает, что потребителю изначально предоставляют недостоверные сведения относительно характеристик продукции, ее стоимости и габаритов.

В качестве субъекта преступной деятельности могут выступать как производители товара (услуги), продавцы розничных сетей и индивидуальные предприниматели. В их отношении может быть возбуждено уголовное судопроизводство, однако при условии, что нечестный продавец полностью дееспособен и ему исполнилось 16 лет.

Что же касается места преступления, то противоправное действие в отношении потребителей может быть реализовано где угодно, начиная от пунктов продаж продукции на рынке, и заканчивая полками супермаркетов.

Ответственность за обман

Как показывает статистика, чаще всего обман покупателя совершается в организациях торговли и общепита, предприятиях по предоставлению коммунальных и бытовых услуг. В соответствии с положениями, которые предусматривает статья 200 УК РФ, любые противоправные действия, которые влекут за собой определенные последствия, в том числе и экономического характера для потребителя подлежат соответствующему наказанию.

Читайте также:
Ограниченная оборотоспособность: что это такое, описание и особенности

При этом определено, что ответственность наступит только в том случае, если потери пострадавшего в денежном эквиваленте будут составлять не менее десятой доли от установленного показателя МРОТ. В противном случае в адрес нарушителя может быть применена административная ответственность, или же вынесено предупреждение. Что же до привлечения к более строгому наказанию, то для этого должны быть установлены конкретные причины и обстоятельства.

В том случае, если будет установлено, что обман не был умышленным, с обвиняемого будут сняты все обвинения. В качестве наказания чаще всего применяются меры экономического характера. За обман нарушитель будет обязан возместить материальный и моральный ущерб пострадавшему, и оплатить штраф, составляющий не менее половины суммы ущерба.

Если имеются некие отягощающие обстоятельства, то в судебном порядке также может быть вынесено решение о запрете коммерческой деятельностью. Подобная мера чаще всего устанавливается в отношении тех нарушителей, которые уже имели проблемы с законом по аналогичным причинам, и несли наказание по ст. 200 УК РФ.

Обман и нарушение иных прав потребителей: формы и меры административной ответственности

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 21.05.2020 2020-05-21

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Годовиков, А. В. Обман и нарушение иных прав потребителей: формы и меры административной ответственности / А. В. Годовиков, Д. С. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70398/ (дата обращения: 21.12.2021).

В данной статье рассмотрены формы, виды обмана и нарушения иных прав потребителей в сфере предоставления товаров и услуг, а также меры ответственности за их совершение. На основе анализа авторы классифицировали формы обмана и нарушения иных прав потребителей, как одного из самых распространенных административных правонарушений.

Ключевые слова: права, обязанность, потребитель, обман, товар, продавец, ответственность.

Производство, распределение и потребление товаров и услуг определяют сущность экономики. Переход от плановой к рыночной модели построения экономических связей в России обусловила изменение развития правовой культуры и правосознания населения. В свою очередь отечественная нормативная база так же активно перестроилась под современные условия развития рынка и общественных отношений. Совокупность произошедших преобразований создала предпосылки для обмана и нарушения иных прав потребителей, как в сознательной, так и в неосознанной форме.

Согласно судебная статистика Российской Федерации за 2019 год показывает, что за совершение административных правонарушений в виде обмана потребителя (ст. 14.7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях — далее: КоАП РФ) рассмотрено 137 дел. 75 виновных лица подвергнуто административной ответственности. Доля наказанных составила 54.0 %, оправданных 7.0 % (оправдание вынесено в 10 делах). Наказание в виде штрафа было назначено в 73 делах, средняя сумма штрафов составила 22 000 рублей. Иные виды административного наказания не применялись [7].

Рассматривая показатели административных правонарушений в виде нарушения иных прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ) на 2019 год, можно привести следующие данные: рассмотрено 47 дел; виновные лица подверглись административной ответственности в 22 делах. Доля наказанных составила 46.0 %, оправданных 4.0 % (оправдание вынесено в 2 делах). Наказание в виде штрафа было назначено в 18 делах, средняя сумма штрафов составила 9 000 рублей. Иные виды административного наказания не применялись. [7]

Сфера потребления товаров и услуг позволяет человеку не только удовлетворять свои потребности, но и обеспечивает экономическую основу для нормального развития общественных отношений в условиях рыночной экономики. Посещая торговые точки и места по оказанию услуг, большинство граждан страны, не обладает необходимыми знаниями в области своих прав, как потребителя, что приводит не только к их нарушению, но и не соблюдению стандартов торговли и качества предоставляемых продукции или услуг.

Правовая защита потребителя и его свободы выбора в товарообороте, является одной из первостепенных задач, как для государства, так и для его органов. Уполномоченные органы государственной власти, наделенные полномочиями в области защиты прав потребителей, оперативно реагируют на заявления со стороны граждан о нарушении их потребительских прав.

Нормативная правовая основа регулирования прав потребителя содержит в себе множество правовых актов, к таким можно отнести: Конституцию Российской Федерации; КоАП РФ; Гражданский кодекс Российской Федерации; Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей»; О принятии технического регламента Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880 «О безопасности пищевой продукции».

Проанализируем обман потребителя в законодательстве об административных правонарушениях. Определяя характер и вид нарушения прав потребителя, можно выделить обман потребителя ст. 14.7 КоАП РФ, а также нарушение иных прав потребителя ст. 14.8 КоАП РФ. Согласно содержанию диспозиции ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ, обман потребителя может происходить в трех формах:

Читайте также:
Морганатический брак: что это такое, описание и особенности

3) обсчета потребителя при реализации товара или оказании услуги.

Кроме этого, ч. 2 изучаемой статьи предусматривает такой вид обмана как введение потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств товара или услуги, или иной обман потребителя, данная противоправная деятельность, совершаемая субъектами административной ответственности, влечет наложение административного штрафа в размере:

– от трех тысяч до пяти тысяч рублей — на граждан;

– от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей — на должностных лиц;

– от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей — на юридических лиц [2].

Нарушение прав потребителей может осуществляться и в иных формах. Так, в соответствии со ст. 14.8 КоАП РФ, права потребителя могут быть нарушены в виде: не получения достоверной информации о товаре или услуге (ч. 1), включении в договор таких условий, которые будут умолять права потребителя (ч. 2); в виде не предоставлении потребительских льгот, предусмотренных законодательством (ч. 3); неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товара или услуги (ч. 4); отказ потребителю в предоставлении товара или услуги на основании личностных качеств и состоянием здоровья потребителя (ч. 5). Ограничение прав потребителя на указанных выше основаниях влечет так же к наложению на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя административного штрафа.

Обман и нарушение иных прав потребителей наиболее часто проявляется в виде нарушении стандартов маркировки пищевой продукции. В соответствии с техническим регламентом технического союза маркировка пищевой продукции включает в себя четкое определение даты производства товара, срока годности товара, адрес производства пищевой продукции, состав пищевой продукции. [4] В случае если пищевая продукция была расфасована, на товаре необходимо указать дату упаковки.

Исполнение указанных в техническом регламенте таможенного союза правила маркировки пищевой продукции исполняются большинством продуктовых сетей и продуктовых магазинов, однако, существуют и случаи нарушения стандартов маркировки. При приобретении товара, потребитель должен обращать внимание на наличие всех составляющих маркировки, при отсутствии хотя бы одного из них, данный товар можно считать потенциально не качественным, так как производитель скрывает полную характеристику о продукции (услуги), тем самым нарушает права потребителя на получение полной информации о товаре (услуге).

Не редки случаи, когда продавец пищевой продукции изменяет маркировку срока годности товара и выставляет его повторно на продажу. Данное нарушение закона может привести не только к обману или нарушению иных прав потребителя, но и может причинить физический или моральный вред здоровью потребителя.

Нарушение прав потребителя может осуществлять и в менее опасной форме, так, например различие цены товара на ценнике и цены товара при пробитии его на кассе продуктовой точки может ввести потребителя в заблуждение. В соответствии с разделом IV, главой 30, статьей 494 ГК РФ продавец обязан продать товар по той цене, которая указана на ценнике, однако в реалиях нашей действительности продавец отказывается продавать товар, ссылаясь на невнимательность при расставлении ценников товара, что приводит к нарушению права потребителя. [3]

Рассматривая умышленное нарушение прав потребителей продавцами, не стоит забывать и о не умышленных нарушениях. Активная поддержка малого и среднего бизнеса в нашей стране дала возможность все большему количеству предпринимателей открывать свое дело. При реализации предпринимательской деятельность определенная часть предпринимателей вообще не знакома с нормами продажи и маркировки продукции, наиболее ярко такие случаи можно встретить в торговых точках, продающих пищевую продукцию на развес. Не смотря не неумышленный характер действия данных лиц, они так же нарушают права потребителя, за что и могут привлекаться к административной ответственности в виде штрафа.

Обозначенные выше, возможные правонарушения со стороны продавца вынуждают потребителя быть более внимательным при приобретении продукции, рассматривая данную сферу товарооборота, нами могут быть предложенные следующие способы защиты собственных прав, как потребителя, а также не допустить их нарушение.

Для того, чтобы права потребителя не были нарушены, ему необходимо иметь представление: о правила маркировки; правилах публичной оферты и акцепта; об инстанции, в которые он может обратиться для восстановления нарушенного права; о формах сертификатов на продукцию.

В случае нарушения прав потребителя, в виде недостатка товара или услуги, потребитель имеет право предъявить претензию продавцу или изготовителю в письменной форме. В претензии к продавцу (производителю), потребитель может указать на недостаток товара, а также потребовать возврат денежных средств, или обменять некачественный товар на качественный, или вернуть часть денежных средств.

Подводя итог к выше сказанному, можно сделать вывод о том, что права потребителя входят в круг экономических прав, которые закреплены в ряде нормативно-правовых актов и охраняются государством. Обман и нарушение иных прав потребителя является достаточно распространенным правонарушением в сфере товарооборота. Данная сфера экономической деятельности важна как для продавца, так и для потребителя, что определяет практическую значимость данной темы. Представленные в данной работе способы защиты прав потребителя, а также недопущение их нарушения, способны уменьшить количество правонарушений прав потребителя. Проводимые государственными органами контрольно-надзорные мероприятия по защите и соблюдение прав потребителя, способствуют их эффективной реализации.

Читайте также:
Пандектная система: что это такое, описание и особенности

Что такое обман потребителя?

Рыночные отношения не всегда складываются гладко, и, наверное, многие сталкивались с обманом. Но что такое обман потребителя? В первую очередь это противоправные действия, которые нарушают права покупателя. Какими бывают варианты мошенничества и какая за это ответственность? Как отстоять свои права и куда обращаться, чтобы добиться справедливости? Каждый человек должен знать закон «О защите прав потребителя». Кроме этого необходимо изучить и прочую законодательную базу.

Законодательная база и формы обмана

Самое главное, что должен знать потребитель, — это законодательная база, опираясь на которую можно доказать свою правоту, а также привлечь виновного к административной и гражданско-правовой ответственности.

Российская законодательная база, регулирующая взаимоотношения продавцов и покупателей, включает:

  1. Закон №2300-1 ст.43 от 7.02.1992 г.
  2. Статья 14.7 КоАП РФ.
  3. Статья 14.8 КоАП РФ.
  4. Статья 15 ГК РФ.

Также стоит знать, что ранее была статья 200 УК (уголовный кодекс) РФ. То есть обман потребителя рассматривали не только со стороны административной ответственности, но и со стороны уголовной. Однако ФЗ (федеральным законом) № 162-Ф3 от 8.12.2003 эта статья переформирована и теперь относится только к административным нарушениям.

Закон выделяет пять форм обмана потребителя:

  1. Обвешивание. Продавец намеренно отпускает меньшее количество товара, чем было запрошено покупателем.
  2. Обсчет. Продавец взимает большее количество денег за товар, чем указано на ценнике. То же самое касается и оказания услуг или выполнения работы. Обсчетом считается и невозврат лишних денежных средств.
  3. Введение в заблуждение относительно качества товара, работы или услуги, а также передача товара, который не соответствует нормам. При этом продавец не сообщает о дефектах или других изъянах потребителю.
  4. Другой обман потребителя. В эту категорию можно отнести такие нарушения, как продажа фальсифицированного товара или продажа товара неизвестного происхождения.

Каждый продавец должен знать, что, делая обвес, обмер, обсчет или другие противоправные действия, он может понести административное наказание.

Согласно ст. 14.7 КоАП РФ предусмотрены и штрафы:

  • для физических лиц размер штрафа может варьироваться в пределах от 3000 до 5000 рублей;
  • для должностных лиц размер штрафа составляет от 10 до 30 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 20 до 50 тысяч рублей.

Материальную компенсацию выплачивает магазин или фирма лично из своих средств.

Поведение потребителя в случае обмана

Каждый должен знать, как вести себя в случае обмана. Первое, что может сделать покупатель, — это прийти в магазин и сказать продавцу о выявленной проблеме. Возможно, сотрудники магазина признают ошибку и решат вопрос мирно, вернув деньги или обменяв товар.

Второй вариант — это прийти сразу с заявлением (претензионным). Его можно составить в свободной форме. Главное — указать следующее:

  • дату и время покупки;
  • ФИО заявителя;
  • контактные данные (мобильный или стационарный номер телефона);
  • описание сути проблемы.

Также необходимо приобщить к заявлению чек, накладную или другой документ, который подтверждает факт купли-продажи. Только не стоит отдавать оригинал, лучше сделать ксерокопию. Не будет лишним и указать законодательную базу, на которую ссылается потребитель.

Если магазин или фирма не хочет идти на компромисс, а точнее, игнорирует претензию покупателя, целесообразно направить жалобу в Роспотребнадзор. Организация обязана провести независимую экспертизу, вследствие которой на виновных будет наложен штраф согласно административному кодексу. Если магазин никак не реагирует на претензию, то потребителю нужно обращаться в органы внутренних дел или прокуратуру.

Когда магазин или организация не хотят решать проблему в досубедном порядке, остается только один выход — составить исковое заявление. По сути это письменная претензия пострадавшего (истца) к ответчику.

Оформить иск можно:

  • по месту пребывания продавца;
  • по месту жительства покупателя.

Если стоимость исковых требований (то есть сумма, которую требует истец в качестве компенсации) не больше 5000 рублей, то заявление подается мировому судье, а если больше, то в районный суд.

Важно понимать, что существуют сроки исковой давности, и каждый юрист при определении этого срока будет опираться на такие основания:

  1. На обычные непродовольственные товары можно подавать иск в течение года со дня покупки. А на некоторые товары срок давности достигает и двух лет (например, некоторые строительные материалы).
  2. Также играет важную роль, есть ли гарантия на товар. То есть, если гарантийный срок составляет три года, а срок исковой давности — два, потребитель может подать заявление в суд, отталкиваясь от гарантийного срока.
  3. В случае покупки недвижимости сроки исковой давности достигают пяти лет.

Но потребитель имеет право подать иск, не только если его обманули. Также можно обратиться в суд, если:

  1. Сотрудник магазина плохо обслужил покупателя, не предоставил необходимую информацию или не уведомил о недостатках товара.
  2. Не исполнены обязанности по оказанию гарантийного ремонта: некачественный ремонт или отказ в услуге.

Государство старается контролировать торговлю, но не всегда это удается. Поэтому потребителя защищает конституция, уголовно-процессуальный и административный кодекс. Также не стоит забывать о законе «О защите прав потребителей». Но важно не злоупотреблять своими правами, так как с законодательной точки зрения обе стороны (и покупатель, и продавец) защищены одинаково.

Читайте также:
Обратная покупка: что это такое, описание и особенности

С мошенничеством сталкивается каждый, и важно знать, как действовать потребителю и на какую компенсацию можно рассчитывать. Осуществляя покупки, необходимо следить за тем, какой товар покупается, а также контролировать расчет.

Областной совет: что это такое, описание и особенности

ЗАКОН

О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой,
областной администрации

(с изменениями на 16 ноября 1997 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 19 октября 1999 года на основании
Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Российской Федерации от 23 июля 1993 года N 5507-1;

____________________________________________________________________
В документе также учтено:
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 1993 года.
____________________________________________________________________

Раздел I

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАЕВОГО, ОБЛАСТНОГО
СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И КРАЕВОЙ, ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Глава 1

Статья 1. Краевой, областной Совет народных депутатов и
краевая, областная администрация

1. Краевой, областной Совет народных депутатов (далее – краевой, областной Совет) является представительным органом государственной власти края, области.

2. Краевая, областная администрация является исполнительным органом государственной власти (органом государственного управления) края, области.

3. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация обеспечивают осуществление общих для края, области задач социально-экономического развития, исполнение на местах законов Российской Федерации, актов, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, связь между органами государственной власти и управления Российской Федерации и органами местного самоуправления, привлечение населения, общественных объединений к управлению краем, областью.

Статья 3. Принципы определения компетенции краевого, областного
Совета и краевой, областной администрации

Компетенция органов государственной власти и управления края, области в руководстве социально-экономическим развитием, управлении собственностью края, области, земельными и другими природными ресурсами устанавливается исходя из принципа равенства их прав с правами органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации.

Органы государственной власти и управления края, области самостоятельно решают все вопросы, отнесенные законами Российской Федерации к их компетенции.

3. Краевая, областная администрация действует на основании и во исполнение Конституции РСФСР, законов Российской Федерации, актов, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также решений краевого, областного Совета.

4. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация могут осуществлять полномочия, дополнительно передаваемые им по договорам с органами государственной власти и управления Российской Федерации, органами районного и городского самоуправления, а также вправе передавать часть своих полномочий этим органам на договорной основе.

5. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация не вправе самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления.

6. Органы государственной власти и управления Российской Федерации не вправе самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные законами Российской Федерации к компетенции краевого, областного Совета и краевой, областной администрации, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации в интересах обеспечения государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.

Статья 5. Участие органов государственной власти и управления
края, области в деятельности высших органов
государственной власти и управления Российской Федерации

3. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация вправе вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4. Предложения краевого, областного Совета и краевой, областной администрации подлежат рассмотрению высшими органами государственной власти и управления Российской Федерации в течение одного месяца.

5. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация могут привлекаться к участию в формировании и реализации на территории края, области государственных программ. При этом им возмещаются расходы, связанные с реализацией этих программ.

Статья 6. Отношения краевого, областного Совета и краевой,
областной администрации с органами местного
самоуправления

2. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к ведению органов местного самоуправления.

Статья 7. Отношения краевого, областного Совета и краевой,
областной администрации с органами государственной
власти и управления других краев, областей,
автономной области, автономных округов и республик в
составе Российской Федерации

Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация вправе вступать в договорные отношения с органами государственной власти и управления других краев, областей, автономной области, автономных округов и республик в составе Российской Федерации в целях объединения материально-финансовых ресурсов для проведения мероприятий, представляющих общий интерес, создания совместных предприятий, хозяйственных организаций, координации деятельности в различных отраслях и сферах управления (статья признана недействующей в части полномочий краевого, областного Совета – Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2266).

Читайте также:
Правительство РФ: что это такое, описание и особенности
Статья 8. Правовое положение национально-территориального
образования, находящегося в составе края, области

1. Правовое положение национально-территориального образования, находящегося в составе края, области, определяется Конституцией РСФСР и соответствующими законами о национально-территориальных образованиях.

2. Порядок выхода автономного округа из состава края, области и непосредственного вхождения его в состав Российской Федерации определяется законом Российской Федерации.

Статья 9. Краевой, областной Совет и краевая, областная
администрация – юридические лица

1. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация являются юридическими лицами.

2. Решение о предоставлении прав юридического лица органам краевой, областной администрации принимает краевой, областной Совет.

3. Краевой, областной Совет и глава краевой, областной администрации имеют гербовые печати согласно образцам, утвержденным Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.

Статья 10. Действие настоящего Закона в городах Москве и
Санкт-Петербурге

Действие настоящего Закона распространяется на города Москву и Санкт-Петербург. Наряду с полномочиями, установленными настоящим Законом, на городские Советы народных депутатов и городскую администрацию городов Москвы и Санкт-Петербурга распространяются права и обязанности, установленные законами Российской Федерации для городских органов власти и управления.

Положение статьи 10 о распространении на городской Совет народных депутатов и городскую администрацию Москвы прав и обязанностей, установленных законами Российской Федерации для городских органов власти и управления, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, а именно пункту “г” части первой статьи 72, статье 84_11, части первой статьи 84_12, в той части, в какой это положение распространяет Закон Российской Федерации от 6 июля 1991 года “О местном самоуправлении в Российской Федерации” на органы представительной и исполнительной власти Москвы городского уровня – постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 1993 года.

Глава 2

Экономическая основа деятельности краевого, областного
Совета и краевой, областной администрации

Статья 11. Формы собственности, составляющие экономическую
основу деятельности краевого, областного Совета и
краевой, областной администрации

1. Экономическую основу деятельности краевого, областного Совета и краевой, областной администрации составляют собственность края, области, федеральная собственность, имеющаяся в крае, области, иная собственность, служащая экономическому и социальному развитию края, области.

2. По отношению к объектам федеральной собственности краевой, областной Совет и краевая, областная администрация осуществляют контроль за эффективным размещением производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, а также в области социальной защиты населения.

3. Порядок управления собственностью края, области, а также объектами федеральной собственности, переданными в хозяйственное ведение и распоряжение края, области, регулируется настоящим Законом, иными законами Российской Федерации, решениями краевого, областного Совета.

4. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация не вправе препятствовать самостоятельному осуществлению полномочий органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью.

5. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация не вправе вводить не предусмотренные законодательством Российской Федерации ограничения для предприятий различных форм собственности, находящихся на территории края, области, которые бы препятствовали свободе предпринимательства и хозяйственной деятельности, ввозу и вывозу товаров за пределы соответствующей территории.

Статья 12. Собственность края, области

1. Собственность края, области является формой государственной собственности в Российской Федерации. Краевому, областному Совету принадлежат все правомочия собственника на объекты, переданные ему в результате разграничения государственной собственности или приобретенные им в соответствии с законами Российской Федерации (пункт признан недействующим в части принадлежности правомочий собственника краевому, областному Совету – Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2266).

2. В собственности края, области находятся имущество краевого, областного Совета и органов краевой, областной администрации, средства краевого, областного бюджета края, области (далее краевой, областной бюджет) и краевых, областных внебюджетных и валютных фондов.

3. В собственности края, области могут находиться земельные участки, горные отводы, природные объекты (водоемы, леса и другое), объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, имеющие краевое, областное значение, предприятия и объединения, учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры, другие учреждения, созданные или приобретенные за счет средств края, области, в том числе на долевых началах, или переданные краевому, областному Совету от других органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, ценные бумаги и финансовые активы.

Статья 13. Управление и распоряжение объектами собственности
края, области

1. Краевая, областная администрация осуществляет управление и распоряжение объектами собственности края, области в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами Российской Федерации, а также решениями краевого, областного Совета, принятыми в пределах его компетенции.

2. Краевая, областная администрация вправе отчуждать, а также передавать объекты, находящиеся в собственности края, области, во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду в порядке и пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и решениями краевого, областного Совета.

3. Имущество, являющееся собственностью края, области, может быть закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения органом, осуществляющим правомочия собственника имущества.

4. Имущество, являющееся собственностью края, области и закрепленное собственником за учреждением, состоящим на краевом, областном бюджете, находится в оперативном управлении этого учреждения.

Читайте также:
Недостатки товаров: что это такое, описание и особенности
Статья 14. Участие органов государственной власти и управления
края, области во внешнеэкономических связях

1. Краевой, областной Совет и краевая, областная администрация могут осуществлять внешнеэкономические связи в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт признан не действующим в части полномочий краевого, областного Совета – Указ Президента Российской от 22 декабря 1993 г. N 2266).

2. Краевая, областная администрация на основании решений краевого, областного Совета вправе заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции за счет средств краевых, областных валютных фондов и на иной основе.

3. Комитет по управлению имуществом и фонд имущества края, области вправе в соответствии с законами Российской Федерации учреждать в процессе приватизации акционерные общества и товарищества с участием иностранного капитала.

4. Краевая, областная администрация вправе организовывать приграничную и прибрежную торговлю.

5. В случае создания на территории края, области свободной экономической зоны краевой, областной Совет и краевая, областная администрация участвуют в управлении свободной экономической зоной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 3

Финансовая основа деятельности краевого,
областного Совета и краевой, областной администрации

Статья 15. Финансовые ресурсы края, области

Финансовые ресурсы края, области составляют средства краевого, областного бюджета и краевых, областных внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы, а также ассигнования из республиканского бюджета Российской Федерации.

Финансовые ресурсы края, области могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других краев и областей, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования совместных, в том числе межтерриториальных, программ социально-экономического развития.

Общественные советы: открытый диалог между гражданами и властью

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 12.03.2021 2021-03-12

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Тилипкина, Ж. О. Общественные советы: открытый диалог между гражданами и властью / Ж. О. Тилипкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79151/ (дата обращения: 21.12.2021).

В статье автор дает краткий обзор тому, что из себя представляют Общественные Советы в РФ, особенности и направления их деятельности, а также рассматривает проблемы открытости работы Советов для граждан.

Ключевые слова: общественный совет, открытость государства, обращения граждан, диалог между гражданами и властью.

Как правило, когда мы начинаем изучать то или иное явление или предмет, мы всегда даем ему определение. Само название общественный совет при органе публичной власти рисует в воображении картину некоего собрания, члены которого, мудрые и уважаемые представители общества обсуждают насущные вопросы и проблемы, предлагают их решение и выбирают дальнейшие пути развития. Согласно ст. 13 Федерального Закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, положениями об общественных советах». Таким образом, Общественный Совет выступает важным связующим звеном между обществом и властью. [1]

Институт общественных советов в Российской Федерации получил свое широкое распространение в 2000-е годы. Это было связано с ростом заинтересованности государства во мнении населения, в выстраивании конструктивного диалога с ним. Можно выделить несколько основных направлений взаимодействия с помощью института Общественных Советов:

– экспертное (обращение за консультацией к экспертам по специальным вопросам);

– помощь и рекомендации при разработке законодательства, бюджетов;

– осуществление контрольной функции за деятельностью органов власти;

– содействие улучшению взаимодействия между обществом и властью.

Организация работы Общественного Совета, процесс его формирования и структура определяются Положением об Общественном Совете. Как правило, членами Общественных Советов становятся авторитетные люди, которые состоялись в различных сферах жизни таких как бизнес, наука, образование, медицина и т. д.

Рассмотрев определение и основные направления деятельности Общественных Советов, необходимо отметить то, что они являются не только связующим звеном между обществом и властью, но и также выступают триггером развития гражданского общества. Чем больше население вовлечено в диалог с государством, тем больше оно чувствует свою значимость и сопричастность ко всему, что происходит в стране. Таким образом можно сделать вывод о том, что одним из главных критериев деятельности Общественных советов является их открытость.

В качестве оценки эффективности деятельности Общественных Советов в Российской Федерации можно воспользоваться информацией из экспертного доклада «Открытость государства в России -2020», созданного при участии Счетной Палаты РФ совместно с АНО «Информационная культура» и Центром перспективных управленческих решений. Данный доклад представляет собой рейтинг открытости федеральных органов публичной власти, основанный на авторской экспертной методологии. Непосредственно Общественным Советам посвящен раздел 4.4. данного доклада, согласно которому «диалог и подотчетность — это ключевые принципы для осуществления общественными советами политики открытости». В качестве критериев открытости авторы выделяют следующее:

Читайте также:
Протест прокурора: что это такое, описание и особенности

– информированность граждан о структуре Общественного Совета, о правилах его действия;

– информированность граждан о заседаниях Общественных Советов, его решениях;

– возможность участия граждан и экспертов в работе Общественных Советов;

– доступность обращения в Общественные Советы и к их членам;

– возможность граждан инициировать обсуждение значимых вопросов как на площадке Общественного Совета, так и в режиме онлайн. [2]

Авторы доклада «Открытость государства в России -2020» провели исследование непосредственно на деятельности Общественных Советов при федеральных органах исполнительной власти и одной из основных проблем выделили ограниченность возможности участия граждан в их работе. Причиной этого служит как раз несоблюдение названных ранее критериев открытости. Возникает вопрос, так каким образом достигнуть соблюдение критериев открытости деятельности Общественных Советов? Как повысить уровень вовлеченности граждан? Следует отметить особую роль в решении данных вопросов наличия Общественных Советов при органах местного самоуправления.

В российской муниципальной практике есть примеры общественных советов как общего профиля при главе или администрации муниципального образования, так и отраслевых при структурных подразделениях администрации. Среди отраслевых наиболее часто встречаются общественные советы в сфере благоустройства и ЖКХ. [4] Именно на местном уровне, гражданин может быстрее получить обратную связь, проявив гражданскую инициативу, в курсе большинства проблем и вопросов населенного пункта, где проживает, а также может оперативнее обратиться к членам Общественного совета или представителям органов местной власти, а порой и быть знаком с ними лично.

Для того, чтобы провести реальную оценку соблюдения критериев открытости деятельности Общественных Советов при органах местного самоуправления, рассмотрим на примере деятельности Общественного Совета города Брянска.

Общественный Совет города Брянска был образован Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.07. 2006 г. № 487 о Принятии положения об Общественном Совете города Брянска, которое является правовой основой его создания и деятельности. Согласно этому положению «Общественный Совет города Брянска (далее по тексту — Общественный Совет) является постоянно действующим независимым коллегиальным консультативно-совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах, и формируется на основе добровольного участия в его деятельности граждан, представителей общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций». [3]

Ссылаясь на доклад «Открытость государства в России -2020», проведем оценку информационной открытости Общественного Совета города Брянска по следующим параметрам:

  1. Наличие сайта или раздела на сайте органа управления.
  2. Информация о членах Общественного Совета.
  3. Информация о работе Общественного Совета.
  4. Доступность коммуникации с Общественным Советом. [2]
  1. Наличие сайта или раздела на сайте органа управления.

Введя запрос в поисковой системе «Общественный Совет города Брянска», мы попадаем на сайт Брянского городского Совета народных депутатов в раздел «Общественный Совет» [5] (рис.1).

Рис. 1. Раздел «Общественный Совет» сайта Брянского городского Совета народных депутатов

То есть, Общественный Совет не имеет собственного сайта.

  1. Информация о членах Общественного Совета.

В разделе, посвященному деятельности Общественного Совета, имеется подраздел «Состав Общественного Совета» и «Структура Общественного Совета», в котором подробно указана информация о количестве участников Совета, ФИО, фото каждого из участников и его должность, состав рабочих группы. Также прилагается схема структуры Совета ссылками на членов Совета.

  1. Информация о работе Общественного Совета.

В разделе имеется краткая общая информация об Общественном Совете, процессе его формирования. Результаты работы Совета оформлены в виде подраздела «Решения Общественного Совета». В нем размещены ссылки на документы, с которыми можно ознакомиться и на регламент работы самого Совета. Последняя публикация Решения Общественного Совета от 20 апреля 2018 г.

Изучив данный подраздел, в основном складывается общее представление о деятельности Совета и имеется информация только об уже фактически принятых решениях. Отсутствует новостная лента, график и повестки предстоящих собраний, время проведения «круглых столов».

  1. Доступность коммуникации с Общественным Советом.

Контактная информация предоставлена в документах Общественного Совета в виде ссылок на электронную почту, адрес местонахождения и номер телефона. Раздел сайта «Обратная связь» посвящен обращению только в Брянский городской Совет народных депутатов. В разделе «Общественный Совет» нет возможности задать вопрос в Общественный Совет напрямую, нет форумов или открытой площадки для обсуждений.

Проведя оценку параметров информационной открытости деятельности Общественного Совета города Брянска, можно сделать следующие выводы:

  1. Общая информация об истории создания и формирования Совета, а также правовые основы его деятельности освящены подробно и полно.
  2. Информация о персонах участников Совета и структура Совета представлены в полном объеме.
  3. Представлено мало оперативной информации о работе Совета и низкая доступность к коммуникации с Советом и его участниками в режиме онлайн.

Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть важность института Общественных Советов в России, являющегося диалогом между властью и населением. Для эффективности этого диалога является ключевым сделать процесс деятельности Общественных Советов максимально открытым и прозрачным для граждан.

Читайте также:
Портовая буксировка: что это такое, описание и особенности

Органы власти в РФ: структура и полномочия

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Читайте также:
Обычай торговый: что это такое, описание и особенности

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: