Оборонный заказ: что это такое, описание и особенности

Понятие государственного оборонного заказа

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 18.01.2021 2021-01-18

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Чурсина, О. В. Понятие государственного оборонного заказа / О. В. Чурсина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77674/ (дата обращения: 21.12.2021).

Институт государственного оборонного заказа на протяжении всей истории человечества претерпевал различного рода изменения, связанные с его правовым статусом, способом реализации и исполнения.

Потребность государства в защите своей территориальной целостности, суверенности народа, отстаивания национальных интересов на международной политической арене, демонстрации военной мощи страны в современном мире трудно недооценить. В настоящее время, действия специалистов, осуществляющих свою трудовую деятельность в области государственного оборонного заказа четко регламентированы федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, непосредственно отраслевыми приказами и распоряжениями. В названных нормах права, однако, существует огромное количество пробелов и неурегулированных законодательством конкретных, возникающих в процессе осуществления деятельности, ситуаций. В связи с чем, несмотря на романо-германскую модель права, действующую в Российской Федерации велико влияние судебного прецедента, который, следует отметить, не всегда является до конца обоснованным и справедливым.

Понятие государственного оборонного заказа следует рассматривать через призму термина общего государственного заказа, учитывая присущие только ему специфические черты.

В настоящий период времени официально-закрепленное в нормативно-правовой системе Российской Федерации понятие «государственный заказ» отсутствует.

Определение вышеуказанному термину представлялось в одной из утративших силу ранних редакций Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (статья 72) [1], где под понятием «государственный заказ» подразумевалась совокупность всех заключённых государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счёт средств соответствующего уровня бюджета.

Приведенное определение рассматриваемого термина содержит действия одного из его последних этапов — исполнения заключенного контракта между государственным заказчиком и выбранным в соответствии с установленным законодательством порядком исполнителем (подрядчиком и т. д.), не затрагивая при этом совокупность взаимосвязанных звеньев системы реализации государственного заказа. В процессе исследования понятия «государственный заказ» выявлено, что отечественный законодатель, как следствие судебная власть, а также большое количество ученых приходят к выводу о синонимичности данного термина с понятием «государственной закупки». Данная дискуссия привела к расколу в научных кругах российских исследователей и является предметом активного обсуждения по сегодняшний день.

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд признается совокупность действий, осуществляемых в установленном данным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд [2].

Следует отметить, что из законодательства РФ, из общего понимания стадий реализации государственного заказа, общего понимания и трактовки исследуемых терминов планомерно выстраивается позиция представления государственной закупки в роли составной части (одного из этапов) государственного заказа, отвечающей за закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

При осуществлении анализа различных доктринальных определений государственного заказа наблюдается многогранность данного понятия и как следствие формирование множества подходов.

Представляется, что наиболее подходящее и всестороннее определение государственного заказа как непрерывного и структурированного процесса, целью которого является обеспечение нужд и потребностей государства в определенных товарах, работах, услугах, состоящего из регламентированных законодательством этапов: прогнозирования, планирования (формирования), размещения, исполнения и контроля.

Предложенную интерпретацию термина государственного заказа возможно применить и к пониманию термина государственного оборонного заказа, дополнив его специфическими особенностями последнего, что подтверждает универсальность представленного определения.

Следует отметить, что российским законодателем, в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — ФЗ о ГОЗ) [3] дано официальное определение понятия государственного оборонного заказа. Согласно указанной норме государственный оборонный заказ — это установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

С точки зрения официального толкования, указанное определение понятия «государственный оборонный заказ» (далее — ГОЗ) включает в себя его основные признаки, но как указано выше, автор настоящей научной работы считает, что данный термин необходимо рассматривать и с процессуальной стороны, так как большинство правовых норм регулируют именно этот сложный многостадийный вопрос.

Следует отметить, что рассматривая ГОЗ только как «задание», наблюдается противоречие Бюджетному кодексу РФ, выраженное в анизотропии термина (одно определение явно подменят другое).

Так, согласно статье 6 названного нормативно-правового акта государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Читайте также:
О землеустройстве: что это такое, описание и особенности

Очень актуальной остается дефиниция понятия ГОЗ как нужды государства в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации (далее — РФ). Указанную позицию занимает В. Е. Белов, полагая, что ГОЗ — это установленный перечень потребностей государства в необходимой продукции с привязкой к финансированию в очередном финансовом году (периоде) [3, с. 10]. Рассматриваемое определение, по своему смысловому значению, является одним из самых узких в доктринальных источниках. Оно сужает понятие ГОЗ до стадии его формирования, то есть до этапа, когда государство, а лице уполномоченных органов государственной власти, комплектует перечень необходимых для обеспечения обороны и безопасности РФ товаров, работ и услуг.

Из всего вышеизложенного следует, что определение понятия ГОЗ трактуется отечественными учеными в конкретно-определенном узком смысле, подчеркивая его различные признаки. Как и в случае с термином «государственный заказ» автор настоящей работы считает необходимым включить в определение ГОЗ основные этапы его выполнения, то есть правовые отношения, обладающие взаимообусловленной связью, складывающиеся в сфере формирования (планирования), размещения и выполнения работ, услуг, закупок товаров в целях поддержания безопасности и обеспечения обороноспособности РФ. Таким образом, предлагается следующее определение ГОЗ.

Таким образом, ГОЗ — это определенный нормативно-правовой акт, разрабатываемый и издаваемый в регламентированных законодательством порядке и периоде Правительством РФ, содержащий задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности государства, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами РФ, взаимосвязанные правоотношения которого складываются в сфере установленных правовыми нормами РФ этапов: планирования (формирования), размещения и выполнения.

  1. Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // «Российская газета», N 25, 08.02.2006.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, № 14, ст. 1652.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7600.
  4. Белов В. Е. Контрактная система в сфере закупок как объект межотраслевых научных исследований // Финансовое право. 2019. N 7. С. 9–13.

Главные особенности государственного оборонного заказа

Система оборота в рамках государственного оборонного заказа (далее – «ГОЗ») строится на нескольких основных элементах: государственном контракте, контрактах, кооперации и системе отдельных счетов.

Государственный контракт заключается только между Государственным заказчиком (например: Росатом, Роскосмос и т.п.) и Головным исполнителем.

Головной исполнитель заключает «обычные» контракты с «обычными» Исполнителями (далее – «контракты», «Исполнители»). Такие же контракты Исполнители могут заключать с Исполнителями следующих уровней. Количество таких уровней законом не ограничено. Все вместе Государственный заказчик, Головной исполнитель и Исполнители всех уровней составляют кооперацию.

Краеугольным камнем ГОЗ является контроль над целевым расходованием бюджетных денежных средств. Главный инструмент такого контроля – это система отдельных счетов в рамках кооперации. Чтобы стать Исполнителем в рамках ГОЗ, то есть чтобы заключить контракт с Головным исполнителем или Исполнителем предыдущего уровня, организация должна открыть отдельный счет в уполномоченном банке (он указывается вышестоящим Исполнителем), заключив соответствующий договор банковского счета.

С учетом указанного приоритета, исполнение контрактов в рамках государственного оборонного заказа имеет несколько главных особенностей, которые можно обобщить и описать следующим образом:

– Целевое расходование всех средств, полученных в оплату исполнения по контракту в рамках ГОЗ.

Все расходы, которые Исполнитель оплачивает бюджетными средствами, должны быть направлены исключительно на исполнение контракта. Кроме того, для соблюдения условия о целевом расходовании средств следует вести раздельный учет расходов по контракту в рамках ГОЗ и по расходам в рамках обычной хозяйственной деятельности. Чтобы обеспечить возможность раздельного учета платежей и финансовых потоков внутри компании – исполнителя, в распоряжениях на перечисление денежных средств обязательно всегда указывать ИГК (идентификатор государственного контракта).

– Обязательное ведение всех расчетов бюджетными средствами только через отдельные счета.

Все расчеты ведутся только через отдельные счета. Но имеется и исключения, которые установлены в ст.8.3 ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – ФЗ №275). Наиболее важными из них являются следующие:

1) Расходы в пределах 3 млн. руб. в месяц Исполнитель контракта может оплачивать на обычные счета (Головной исполнитель – в пределах 5 млн. руб.). Таким образом, если исполнение вашего контракта требует перечислений за месяц не выше указанных пределов отдельными счетами можно не пользоваться.

Читайте также:
Процентные бумаги: что это такое, описание и особенности

2) Налоги, сборы и другие обязательные платежи можно оплачивать, используя бюджетные средства, разумеется, на обычные счета.

3) Прибыль и возмещение ранее понесенных затрат можно перевести с отдельного счета на обычные, но уже после исполнения контракта.

Возможность у Исполнителя «вывести» деньги с отдельного счета возникает только после полного исполнения контракта.

Это прежде всего относится к возмещению тех затрат, которые Исполнитель понес на создание так называемого «задела», то есть запаса продукции, сырья и др., необходимых для исполнения контракта. Эти расходы должны быть понесены организацией за счет собственных средств до заключения контракта, а их размер в твердой сумме должен быть прописан в контракте.

Также и прибыль, заранее установленная в контракте, может быть выведена с отдельного счета только после полного исполнения контракта. Для этого у уполномоченного банка должно иметься подтверждение трех фактов: осуществление поставки (завершения работ), завершение расчетов и отсутствие претензий со стороны Заказчика.

Поэтапное возмещение расходов и снятие прибыли для «обычных» Исполнителей также не предусмотрено.

Для реализации изложенных выше положений крайне важно, чтобы при заключении контракта его цена, размер заранее понесенных затрат Исполнителя и размер его прибыли были установлены в твердом размере (в абсолютных значениях).

К вопросу о понятии государственного оборонного заказа и его правовой природе

© Редакция журнала «Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение»

К вопросу о понятии государственного оборонного заказа и его правовой природе[1]

П.В. Славинский, аспирант кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия, сотрудник ФАС России

Точное определение содержания понятия государственного оборонного заказа (ГОЗ) имеет не только существенное теоретическое, но и весьма важное практическое значение при выборе вектора дальнейшего развития регулирования финансовых правоотношений, связанных с формированием (планированием), размещением и выполнением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения оборонных нужд государства, а также для создания единообразной правоприменительной практики.

Вместе с тем, следует признать, что в науке финансового права подробному анализу содержания данного понятия уделено недостаточно внимания со стороны профессионального ученого сообщества. Как правило, в научной юридической и экономической литературе преимущественно рассматриваются и соотносятся между собой в основном лишь такие базовые категории, как «заказ» и «закупка», что не позволяет полноценно исследовать юридическую сущность ГОЗ и, как следствие, указать на его место в системе финансового права.

В Федеральном законе «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ (Закон о ГОЗ) понятие ГОЗ определяется как «установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами».

Достаточно похожее определение понятия ГОЗ содержал и ранее действовавший Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ, согласно которому под ГОЗ надлежало понимать «правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации: боевого оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества, комплектующих изделий и материалов, выполнение работ и предоставление услуг, а также экспортно-импортные поставки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами».

Таким образом, по общей смысловой структуре оба указанных легальных (законодательных) определения понятия ГОЗ представляют его в качестве официального документа – правового акта, которым Правительством Российской Федерации предусматривается поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг специального назначения, перечень которых согласован и утвержден в ходе формирования бюджета в установленных порядке и сроки уполномоченными органами государственной власти (Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ГУСП, МЧС России, Росгвардия и др.), осуществляющими в рамках своей компетенции функции и полномочия по обеспечению обороноспособности и безопасности государства.

Проведя сравнение между содержанием определений понятий ГОЗ в рассмотренных нормативных правовых актах, Е.А. Капитонова в своей работе выразила мнение о том, что в утратившем силу предыдущем нормативном правовом акте 1995 г., прежде регулировавшем финансовые правоотношения по формированию (планированию), размещению и выполнению ГОЗ, формулировка данной категории была гораздо более размытой и, кроме того, исходила из понимания ГОЗ как правового акта, предусматривающего поставки продукции в определенных целях, что явно свидетельствовало о более низкой юридической технике предшествовавшего правового акта[2].

Таким образом, ключевым образующим элементом содержания легального определения ГОЗ, указанным в Законе о ГОЗ, является понятие «задание», которое, в свою очередь, раскрывается в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации как документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Читайте также:
Очная ставка: что это такое, описание и особенности

При этом нельзя не обратить внимание на то, что согласно ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации субъектом выполнения государственного (муниципального) задания является непосредственный участник бюджетного процесса, а именно федеральное, субъектное, муниципальное казенное, бюджетное и автономное учреждение.

При этом, исходя из положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, ключевой категорией является «закупка», под которой понимается совокупность осуществляемых государственным заказчиком действий, направленных на обеспечение государственных (муниципальных) нужд, начиная с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заканчивая исполнением обязательств сторонами заключенного контракта.

Таким образом, если в случае выполнения государственного (муниципального) задания субъектом его выполнения является соответствующее федеральное, субъектное, муниципальное казенное, бюджетное и автономное учреждение, то поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд осуществляются хозяйствующими субъектами, не являющимися участниками бюджетного процесса.

Исходя из изложенного представляется, что сформулированное законодателем в действующей редакции Закона о ГОЗ понятие ГОЗ через призму определения его в качестве «задания» является достаточно спорным и весьма неоднозначным, так как не в полной мере соотносится с отдельными положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На данное противоречие обращает внимание в своем диссертационном исследовании и Е.А. Малыхина, отмечая, что законодатель под ГОЗ понимает определенное государственное задание, что является не вполне корректным, так как в данном контексте одно понятие подменяет другое [3] .

Перенося акцент внимания с законодательства на науку, необходимо отметить, что к настоящему времени ни в юридической, ни в экономической науке ученым до сих пор не удалось прийти к единому мнению относительно содержания понятия ГОЗ и его юридической сущности.

Так, специалист в области экономики А.В. Бабкин считает, что под ГОЗ следует понимать «составную часть контрактной системы поставок товаров для федеральных государственных нужд, призванную удовлетворять потребности Вооруженных Сил и других силовых ведомств в вооружении и военной технике, а также различных материальных средствах»[4].

Разделяют данную позицию Т.А. Московец, по мнению которого ГОЗ представляет собой «составную часть общего государственного заказа, направленного на удовлетворение государственных нужд посредством осуществления соответствующих поставок продукции»[5], а также К.В. Кичик, отмечающий, что ГОЗ является «видом государственного заказа, имеющим глубокую специфику, связанную с областью его применения»[6].

Представляется, что ученые совершенно верно охарактеризовали ГОЗ как особый вид заказа в общей системе государственного заказа, его составную часть, которая подлежит специальному правовому регулированию. Отличительная особенность ГОЗ заключается в характеристике и свойствах закупаемых государством товаров, работ, услуг оборонного назначения и необходимости применения специальных норм законодательства о контрактной системе при формировании (планировании), размещении и выполнении ГОЗ, а также специальных требований антимонопольного законодательства.

В свою очередь, О.В. Елисеев высказывает, на наш взгляд, достаточно спорное мнение о том, что ГОЗ – это «перечень государственных потребностей в продукции (товарах), работах и услугах применительно к рассматриваемой сфере отношений с привязкой к финансированию в очередном финансовом году и плановом периоде»[7].

Представляется не вполне верным определять ГОЗ только как потребность государства, так как такое определение сужает смысл и не отображает системный характер и полноту данного понятия, отражающих весь многозвенный процесс формирования (планирования), размещения и выполнения государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг оборонного назначения для обеспечения государственных нужд.

Безусловно, потребность (нужда) выражается, по сути, только на стадии формирования (планирования) ГОЗ в тот период, когда государство в лице уполномоченных органов государственной власти, являющихся государственными заказчиками, в установленном законодательством порядке в рамках бюджетного процесса определяет для себя перечень товаров, работ, услуг, необходимых им для надлежащего обеспечения функционирования государства в части обороны и безопасности.

Более широкую дефиницию понятия ГОЗ предлагает экономист В.Н. Ткачев, по мнению которого это «плановый документ, ежегодно разрабатываемый на предстоящий календарный год и охватывающий весь перечень работ, выполняемых различными организациями и предприятиями России в интересах обеспечения ее военной безопасности. Он формируется в интересах практической реализации программы вооружения, создания, сохранения и развития мобилизационных мощностей и системы государственных мобилизационных резервов, функционирования Вооруженных Сил и других войск РФ, органов обеспечения государственной безопасности и правоохранительных органов»[8].

Данная формулировка очень близка по своему содержанию к законодательному определению понятия ГОЗ, отраженному в Законе о ГОЗ, согласно которому под ним понимается «установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами».

Читайте также:
Рабочий год: что это такое, описание и особенности

Указанное определение сводит ГОЗ к узкому пониманию его как соответствующего правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего некий перечень финансируемых из средств федерального бюджета государственных заданий, выполнение которых необходимо для обеспечения обороны и безопасности государства.

Одновременно с этим хотелось бы обратить внимание на то, что в действующей редакции ст. 2 Закона о ГОЗ содержится формулировка «законодательство в сфере ГОЗ», которая, вне всяких сомнений, указывает на то, что ГОЗ необходимо рассматривать как своего рода совокупность связанных между собой общественных отношений по формированию, размещению и выполнению заданий на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения оборонных нужд государства.

Указанной нормой предусмотрено, что правовое регулирование общественных отношений в сфере ГОЗ основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами в области обороны и безопасности Российской Федерации, поставок продукции для обеспечения федеральных нужд, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из изложенного следует вполне логичный и обоснованный вывод о том, что отношения по формированию (планированию), размещению и выполнению ГОЗ в синхронизации регулируются нормами гражданского, бюджетного и иных отраслей права. В этой связи, наряду с правовым актом в узком смысле ГОЗ, следует также определить как совокупность правоотношений по формированию (планированию), размещению и выполнению ГОЗ.

В поддержку данной позиции выступают и ряд исследователей, рассматривающих ГОЗ с точки зрения теории управления как своего рода систему. В частности, А.В. Бабкин представил ГОЗ как сложную организационную систему и предложил рассматривать его комплексно, как «элемент военной, экономической, бюджетно-финансовой подсистем и как совокупность плановых документов, основной финансовый документ и набор вполне определенных атрибутов, таких как номенклатура техники, время начала и окончания работ, предприятия – исполнители заказа и т. д.»[9].

В общем виде ГОЗ Т.А. Московец в своей работе определяет в виде следующих элементов:

– возникновение потребности в войсках;

– формирование и подача заявок на удовлетворение потребности войск;

– утверждение заявок на удовлетворение потребности войск;

– размещение заказа по утвержденным заявкам;

– выполнение государственных контрактов, заключенных по результатам размещения заказа;

– удовлетворение потребности войск[10].

Таким образом, подводя итог вышеизложенного, представляется целесообразным сделать вывод о том, что ГОЗ следует рассматривать как в узком смысле в виде утверждаемого Правительством Российской Федерации правового акта, так и в широком смысле в виде совокупности правоотношений по его формированию (планированию), размещению и выполнению.

[1] Статья опубликована в журнале «Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение». 2018. № 9.

[2] Капитонова Е.А. К вопросу о правовом регулировании размещения государственного оборонного заказа // Воен. право: электрон. науч. изд. 2013. № 2.

[3] Малыхина Е.А. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: особенности финансово-правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2015. С. 21.

[4] Бабкин А.В. Методология управления государственным оборонным заказом: автореф. дис. . д-ра экон. наук. СПб., 2001. С. 10.

[5] Московец Т.А. О правовом понятии государственного оборонного заказа // Рос. военно-правовой сб. 2007. № 9. С. 358.

[6] Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. М., 2012. С. 8.

[7] Елисеев О.В. Повышение эффективности выполнения государственного оборонного заказа на основе развития контрактного механизма: дис. … канд. экон. наук. М., 2014. С. 117.

[8] Ткачев В.Н. Методы обоснования финансовых ресурсов при планировании и развитии вооружения и военной техники: дис. … д-ра экон. наук. М., 1997. С. 36.

[9] Бабкин А.В. Указ. соч. С. 11.

[10] Московец Т.А. Указ. соч. С. 359.

Гособоронзаказ – как участвовать в закупках для обороны страны по 44-ФЗ

Закупки в целях обеспечения обороны и безопасности страны проходят в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ). Заказчики ГОЗ проводят закупки по 275-ФЗ. В статье разберемся в нюансах закона, расскажем об основных правилах организации закупок по ГОЗ и алгоритмах участия в таких торгах.

Кто может участвовать в ГОЗ?

Чтобы понять, кто может участвовать в закупках оборонзаказа, разберемся в терминах и цепочке взаимодействия по 275-ФЗ.

Головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровня в рамках одного госзаказа образуют «кооперацию». Головным исполнителем не могут быть иностранные лица, физлица и индивидуальные предприниматели. Например, индивидуальный предприниматель не сможет участвовать в закупках ГОЗ, но может заключить договор с головным исполнителем и стать подрядчиком.

Читайте также:
Морганатический брак: что это такое, описание и особенности

Особенности гособоронзаказа

Заказчики по ГОЗ закупают не только военную технику и оружие, но и обычные товары: канцелярию, продукты питания, компьютерную технику. Например, сейчас можно подать заявку на такие закупки:

  • шоколад в Республике Крым на 106 856 рублей;
  • картриджи для оргтехники в Курганской области на 1 004 002 рублей;
  • телефонные аппараты в Новосибирской области на 1 472 188,90 рублей;
  • рис в Ханты-Мансийском АО на 408 800 рублей;
  • обслуживание и ремонт систем видеонаблюдения в Ямало-Ненецком АО на 200 000 рублей.

Закупки проводят по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но с ограничениями по 275-ФЗ. Основные отличия ГОЗ от «простых» госзакупок:

  • Полная финансовая прозрачность сделки в цепочке «госзаказчик-уполномоченный банк-головной исполнитель-исполнители».
  • Строгое обоснование цены контракта.
  • Отчетность по первому требованию заказчика, госорганов и банка.

Остановимся подробнее на каждом пункте.

Финансовая прозрачность сделки

Головной исполнитель по согласованию с заказчиком должен открыть отдельный банковский счет (далее –– ОБС) для расчетов по контракту в уполномоченном банке. Через этот счет будут проходить все расчеты в рамках одного контракта. Исполнители в кооперации также должны открыть отдельный счет в этом же банке.

Реестр уполномоченных банков раньше был на сайте ЦБ РФ, но сейчас он скрыт. Для оборонно-промышленного комплекса таким банком является Промсвязьбанк (п 4.3 ст. 3 № 275-ФЗ).

Заказчик присваивает госконтракту идентификатор (ИГК), который объединяет все счета в рамках одного госконтракта. ИГК нужно указывать во всех документах, связанных с исполнением контракта: платежах, счетах, договорах с субподрядчиками.

По ИГК банк отслеживает целевое расходование по ГОЗ и направляет сведения в информационную систему гособоронзаказа. Расходовать средства не по назначению нельзя.

Деньги, которые головной исполнитель получил от заказчика, можно переводить на ОБС подрядчиков для расчетов в рамках договора по ГОЗ. В ст 8.3 275-ФЗ есть исключения, когда деньги можно переводить и на другие счета. Например:

  • перечисление прибыли после исполнения контракта (подтвердить актом приема-передачи товара);
  • уплата налогов и страховых взносов;
  • компенсация расходов, понесенных за счет собственных средств;
  • оплата головным исполнителем непредвиденных расходов на сумму не более 5 млн рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более 3 млн рублей в месяц;
  • перечисление заработной платы.

Раздельный финансовый учет

Всем исполнителям по ГОЗ придется вести раздельный финансовый учет по каждому контракту. Это нужно для контроля целевого использования денег. Правила ведения раздельного учета установлены в постановлении правительства № 47.

Обоснование цены

Исполнителям всех уровней нельзя необоснованно завышать цену выше рыночной и включать в себестоимость затраты, не связанные с производством или реализацией продукции. Цены некоторых видов товаров и услуг из перечня постановления правительства №1465 регулирует государство. В постановлении № 1465 прописаны методы расчета цены на продукцию.

В контракте исполнителям придется раскрыть сведения о доходах и расходах по контракту:

  • размер прибыли, заработанной на поставке продукции и оказании услуг;
  • размер затрат собственных средств. Если не указать эти сведения, то собственные издержки по контракту не возместят.

Для головного исполнителя, который определяет цену продукции затратным способом, прибыль считают по формуле: «20 + 1», где 20 % прибыли умножаются на собственные издержки: заработная плата, затраты на производство деталей или целого продукта, затраты на выполнение работ, если он выполняет их сам.
Если исполнитель перепродает товар или привлекает субподрядчиков, то на такие издержки можно добавить только 1 % для расчета цены.

Например, если вы по контракту поставляете двигатель и сами его производите, то можно добавить 20 % к своим издержкам. Если вы какие-то детали покупаете у подрядчика, то на эти детали можно добавить 1 %, а на собственные издержки – 20 %. Если вы полностью покупаете двигатель у подрядчика, то добавить можно только 1 %.

Открытость сведений

Исполнители по ГОЗ в течение пяти рабочих дней обязаны предоставить по запросу госзаказчика, финмониторинга, ФАС, ФСБ и уполномоченного банка:

  • любые документы в рамках контракта;
  • сведения о привлеченном исполнителе: наименование, ИНН, КПП, адрес, персональные и контактные данные руководителя;
  • информацию о цене продукции, расчетно-калькуляционные материалы, сведения о затратах по контракту.

Как участвовать в ГОЗ

Закупки по ГОЗ проводят открытым и закрытым способами. Документацию по открытым закупкам вы найдете в ЕИС. Изучите документацию и подавайте заявку обычным способом на указанной электронной торговой площадке.

Документацию по закрытым закупкам предоставляют приглашенному участнику по запросу или размещают на специализированной электронной площадке – АСТ ГОЗ. Чтобы увидеть документацию на площадке АСТ ГОЗ, надо на ней зарегистрироваться.

Читайте также:
Профессиональная трудоспособность: что это такое, описание и особенности

Регистрация на АСТ ГОЗ

Регистрация на АСТ ГОЗ отличается от регистрации на других площадках и может занять до 10 дней. Регистрируйтесь заранее, если планируйте участвовать в закупках оборонзаказа.

Регистрация состоит из этапов:

  1. Получить КЭП.
  2. Настроить компьютер для работы с КЭП.
  3. Организовать защищенный канал связи.

Первые два пункта действий нужно выполнять при регистрации в ЕИС и на других площадках. Остановимся подробнее на третьем пункте.

Для организации защищенного канала связи поставщику нужно выполнить следующие действия:

  • заполнить и отправить оператору АСТ ГОЗ запрос на подключение к защищенной сети ViPNet;
  • приобрести и оплатить комплект ViPNet;
  • получить ПО ViPNet Client и ключи шифрования для работы в защищенной сети АСТ ГОЗ в личном кабинете;
  • настроить рабочее место, установить ПО ViPNet Client и дистрибутив ключей;
  • заполнить форму заявки на аккредитацию, приложив документы:
    • внутренние нормативные документы по использованию средств криптографической защиты информации (СКЗИ) в организации, журнал учета СКЗИ, акт установки СКЗИ (шаблоны есть на сайте площадки);
    • информацию о бенефициарных владельцах (для юридических лиц);
    • копию выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
    • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя (для юрлиц);
    • копию паспорта (для физлиц и ИП).

Оператор площадки проверит документы и может запросить дополнительные сведения. После принятия положительного решения, он пришлет уведомление в личный кабинет. После этого поставщик получит доступ к защищенной сети АСТ ГОЗ, сможет видеть документацию по закупкам и участвовать в них.

Нюансы требований документации по ГОЗ

Для участия в некоторых закупках нужна лицензия ФСБ на работу с гостайной. Без нее вы не сможете оказывать услуги, поставлять товары, связанные с гостайной или выполнять работы в режимных объектах.

Внимание, не раскрывайте информацию с гостайной подрядчикам, если у них нет лицензии ФСБ. Раскрытие информации приведет к лишению лицензии и расторжению контракта.

Почти во всех закупках по ГОЗ действует национальный режим, при котором нельзя поставлять иностранные товары и оказывать услуги иностранными лицами. Постановление № 9 устанавливает запрет на допуск иностранных товаров для нужд обороны страны.

Процесс участия в закупках по ГОЗ кажется сложным и непонятным, из-за чего в этой области госзакупок низкая конкуренция. Если вы разберетесь в этом процессе и начнете участвовать в закупках, возможно, сможете занять новую нишу, которая будет приносить вам стабильный доход.

Что такое необходимая оборона и ее пределы?

Отвечает прокурор Западного административного округа г. Москвы Радионов Григорий Геннадьевич.

Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ) – правомерное пресечение общественно опасного посягательства при защите интересов личности, общества или государства путем причинения посягающему вреда, который внешне напоминает преступление.

Причинение вреда посягающему является естественным правом любого человека. Согласно ч. 3 ст. 37 УК РФ положения этой статьи в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной и иной специальной подготовки и служебного положения. Норма о необходимой обороне применяется и в том случае, когда у человека есть возможность избежать посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Основание необходимой обороны – совершение лицом общественно опасного посягательства, т.е. действий, направленных на причинение ущерба охраняемым уголовным законом интересам.

Посягательство чаще представляет собой нападение (агрессивные, насильственные и, как правило, внезапные действия), но посягательством являются и общественно опасные ненасильственные действия: ненасильственный грабеж, кража, незаконная охота и т.п. Не дают основания для необходимой обороны общественно опасные действия, не грозящие немедленным причинением вреда, например нарушение авторских и смежных прав, получение взятки и т.п. Не является посягательством общественно опасное бездействие.

При необходимой обороне обязательна цель защиты интересов личности, общества, государства путем пресечения общественно опасного посягательства. Если лицо преследует иную цель, например мести в связи с неприязненными отношениями, его действия квалифицируются на общих основаниях.

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 “О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление” при добросовестном заблуждении (когда обстановка давала основания полагать, что совершается реальное общественно опасное посягательство, и лицо, применившее меры защиты, не осознавало и не могло осознавать отсутствие посягательства) действия оцениваются как совершенные в состоянии необходимой обороны. Лицо, которое превысило пределы защиты, допустимой в условиях соответствующего реального посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, подлежит ответственности за превышение пределов необходимой обороны. Если лицо не осознавало, что отсутствует общественно опасное посягательство, но по обстоятельствам дела должно было и могло осознавать это, его действия оцениваются как неосторожное преступление. Если же у лица не было оснований полагать, что происходит общественно опасное посягательство, совершено умышленное преступление.

Читайте также:
Приращенный пай: что это такое, описание и особенности

Оценке использования средств и механизмов, установленных заранее для защиты правоохраняемых интересов, посвящен п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 19, основной смысл которого заключается в том, что на применение таких устройств, срабатывающих автономно в момент совершения посягательства и причиняющих вред посягающему, распространяются положения о необходимой обороне. Если причиненный вред явно чрезмерен, то действия лица могут быть признаны превышением пределов необходимой обороны.

Условия, характеризующие действия по обороне: защищать можно охраняемые уголовным законом интересы; защита должна быть своевременной; защита осуществляется путем причинения вреда посягающему; нельзя допускать превышения пределов необходимой обороны.

Превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства.

В ст. 37 УК РФ посягательства подразделены на два вида:

1) сопряженные с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, или с непосредственной угрозой его применения;

2) не сопряженные с таким насилием или такой угрозой.

Превышение пределов для первого вида посягательств не предусмотрено.

Согласно ч. 2.1 ст. 37 УК РФ не являются превышением пределов действия обороняющегося, вызванные неожиданностью посягательства, если лицо не могло объективно оценить характер и степень опасности нападения.

Умышленное превышение пределов необходимой обороны общественно опасно, а потому влечет уголовную ответственность в случаях убийства или причинения тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 108 УК и ч. 1 ст. 114 УК).

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Необходимая оборона (ст.37 УК РФ)

Необходимая оборона как обстоятельство, освобождающее от уголовной ответственности и наказания, представляет собой правомерное поведение человека, прибегающего к защите правоохраняемых ценностей путем причинения вреда посягающему.

Очень яркую характеристику понятия необходимой обороны дал и развил выдающийся оратор, крупный идеолог Древнего Рима Марк Туллий Цицерон в своей защитительной речи по делу Милона.

«Бывают случаи, – говорил Цицерон, – и эти случаи не редки, когда человек имеет право жизни над себе подобным. И если это право справедливо, если оно когда-либо является необходимостью, то это в том случае, когда приходится силу отражать силою. Неужели, – далее говорил Цицерон, – смерть, которая поражает разбойника, убийцу, может считаться несправедливою?»

Необходимая оборона является неотъемлемым правом личности. Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 45) признает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Согласно ч. 1 ст. 37 УК РФ, не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

Действие, именуемое необходимой обороной, носит правомерный и общественно полезный характер, если оно совершается в состоянии необходимой обороны, т.е. при обстоятельствах, которые, с одной стороны, указывают основания и условия для осуществления защиты правоохраняемых интересов от общественно опасного посягательства, с другой – обозначают пределы такой защиты, позволяющие избежать причинения посягающему явно излишнего вреда.

Условия правомерности необходимой обороны принято подразделять на относящиеся к посягательству и защите.

Условиями правомерности необходимой обороны, относящимися к посягательству, являются: 1) общественная опасность посягательства, 2) наличность посягательства, 3) его действительность, реальность.

Первый признак необходимой обороны – ее основание. Им в законе названо общественно опасное посягательство, то есть деяние, которое, во-первых, вызывает необходимость причинения вреда для защиты соответствующих правоохраняемых интересов или создает угрозу причинения вреда, во-вторых, имеет уголовно-правовой характер, и, в-третьих, сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

Объектами посягательства при необходимой обороне закон признает интересы личности, общества и государства, права обороняющегося или другого лица. По своей значимости они могут быть различны: жизнь и здоровье человека, его личная свобода, честь и достоинство, собственность, общественную безопасность и общественный порядок, здоровье населения, экологическая безопасность, безопасность государства, мир и безопасность человечества и т.д. Характер объекта посягательства решающим образом влияет на степень его опасности, а, следовательно, на выбор средств защиты от него.

Читайте также:
Ленное право: что это такое, описание и особенности

Право на оборону порождает только общественно опасное посягательство против преступного, уголовно наказуемого посягательства, например, при отражении покушений на убийство либо на причинение вреда здоровью, а также при пресечении изнасилований, похищений людей, грабежей, разбоев, бандитских налетов, вымогательства, угонов транспортных средств и других посягательств на собственность, хулиганства и пр.

В то же время не требуется, чтобы посягательство было непременно преступным. Достаточно, чтобы оно было общественно опасным и по объективным признакам воспринималось как преступное нападение. Поэтому допустима необходимая оборона от посягательства душевнобольного, малолетнего или лица, действующего под влиянием устраняющей его вину фактической ошибки. Нельзя не согласиться с мнением А.Ф. Кони, что «лицу, подвергшемуся нападению, некогда размышлять, с сознанием или без сознания на него нападают».

Общественно опасное посягательство, о котором идет речь, должно быть сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. При этом опасность для жизни должна быть объективно существующей, реальной.

Согласно разъяснению, содержащемуся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», «под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, или, которое хотя и не причинило вреда здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья».

Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, т.е. умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательств (ч. 2 ст. 37 УК РФ). Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения (ч.2.1 ст.37 УК). В таких ситуациях при отсутствии объективной оценки обстоятельств нападения умысел на превышение пределов необходимой обороны отсутствует, и поэтому причинение вреда в таких ситуациях признается правомерным.

Не может быть признано находившимся в состоянии необходимой обороны лицо, которое намеренно вызвало нападение, чтобы использовать его как повод для совершения противоправных действий (развязывание драки, учинение расправы, совершение акта мести и т.п.). Содеянное в таких случаях должно квалифицироваться на общих основаниях.

Не является допустимой необходимая оборона:

– в случаях применения насилия к лицу, который сам подвергся нападению и пытается защититься или задержать преступника;

– в отношении правомерных действий должностных лиц (например, правомерное задержание лица совершившего преступление). Это правило, однако, не распространяется на явно незаконные действия должностных лиц, посягающих путем злоупотребления служебным положением на законные права и интересы граждан;

– против действий, которые сами совершены в состоянии необходимой обороны;

– при отражении малозначительного посягательства, не представляющего большой общественной опасности.

Вторым условием правомерности признается наличность посягательства. Наличность предполагает начавшееся посягательство (реально близкое к началу), но еще не окончившееся. Оно должно обладать способностью неминуемо, немедленно причинить общественно опасный вред. Установление этого обстоятельства связано с определением начального и конечного моментов посягательства. Начальным моментом посягательства признается как момент непосредственно самого общественно опасного посягательства (например, вор залез в чужой карман), так и наличие реальной угрозы посягательства, например, агрессивно-наступательный характер поведения нападающего, его вооруженность.

Конечный момент посягательства связывается с его фактическим прекращением. Посягательство может быть прекращено достижением цели, которую поставил перед собой посягающий, его добровольным отказом, задержания, лишения возможности продолжения посягательства. С этого момента основания необходимой обороны утрачиваются.

Состояние необходимой обороны может иметь место и в том случае, если преступное посягательство было окончено, но для обороняющегося не был ясен момент его окончания. При этом, например, переход оружия или других предметов, использованных при нападении, от посягавшего к оборонявшемуся сам по себе не может свидетельствовать об окончании посягательства.

Третьим признаком, относящимся к посягательству, является действительность, реальность посягательства.Оборона возможна только от реального, объективно существующего посягательства, а не от посягательства, существующего только в воображении обороняющегося. Признать посягательство существующим в реальной действительности – это значит, установить, что оно (посягательство) объективно было способно причинить существенный вред охраняемым уголовным правом общественным отношениям. Защита от воображаемого (не реального) посягательства называется мнимой обороной. Последняя отличается от необходимой обороны тем, что при мнимой обороне посягательство фактически отсутствует, оно существует лишь в сознании обороняющегося, но возникает лишь на базе какого-то реального поведения потерпевшего, ошибочно принимаемого в конкретной обстановке за общественно опасное посягательство. Юридические последствия мнимой обороны определяются по общим правилам о фактической ошибке.

Читайте также:
Патентная лицензия: что это такое, описание и особенности

При решении этого вопроса судебная практика предусматривает два возможных варианта:

а) в тех случаях, когда обстановка происшествия давала основание полагать, что совершается реальное посягательство, и лицо, применявшее средства защиты, не сознавало и не могло сознавать ошибочность своего предположения, его действия рассматриваются как совершенные в состоянии необходимой обороны;

б) в тех случаях, когда по обстоятельствам дела лицо должно было и могло предвидеть, что отсутствует реальная общественно опасность и, несмотря на это, причиняет вред мнимо посягающему, действия виновного влекут за собой ответственность за совершение соответствующего преступления по неосторожности.

К условиям правомерности, относящимся к защите, относятся: 1) причинение вреда только посягающему; 2) своевременность защиты; 3) соразмерность защиты, т.е. отсутствие действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.

Первым признаком, относящимся к защите, является причинение вреда только нападающему(нападающим) или его имуществу, а не третьим лицам.

При необходимой обороне лицо действует из чувства самосохранения, с целью отразить нападение, защитить себя, освободиться от нападающего, пресечь антиобщественное нападение и освободиться от приставаний и насильственных действий и т.п.

Обороняющийся имеет право на применение активных мер при защите от общественно опасного посягательства путем причинения вреда, независимо от возможности избежать такого посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти (ч. 3 ст. 37 УК).

Вред при необходимой обороне может причиняться только посягающему. При нападении, совершаемом группой лиц, «обороняющийся вправе применять к любому из нападающих такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы». При этом не требуется, чтобы вред нападающему был меньше предотвращенного, поскольку причинение меньшего вреда не всегда способно предотвратить или пресечь нападение.

Физический вред может включать самый тяжкий – лишение жизни нападающего, причинение тяжких или средней тяжести вреда здоровью, а также причинение легкого вреда здоровью или нанесение побоев. Имущественный вред может выражаться в повреждении или уничтожении имущества в ходе оборонительных действий. При признании необходимой обороны правомерной в соответствии со ст. 1066 Гражданского кодекса РФ причиненный вред не подлежит возмещению.

Причинение вреда невиновным, т.е. третьим лицам, влечет уголовную ответственность в зависимости от формы вины за умышленные или неосторожные действия, а материальный вред подлежит возмещению.

Вторым признаком является своевременность защиты. Оборона считается своевременной если она осуществляется в пределах того времени, которое занимало само посягательство, то есть с начала общественно опасного действия до его фактического окончания. Действия обороняющегося не могут считаться совершенными в состоянии необходимой обороны, если вред причинен после того, как посягательство было предотвращено или окончено, и в применении средства защиты отпала необходимость. В этих случаях ответственность наступает на общих основаниях.

Третьим признаком является соразмерность защиты.Соразмерность защиты связана с соблюдением пределов либо превышением пределов необходимой обороны. Соблюдение пределов необходимой обороны является признаком ее правомерности. Превышением пределов необходимой обороны в соответствии с ч. 2 ст. 37 УК РФ признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательства.

Причинение посягающему лицу при отражении общественно опасного посягательства вреда по неосторожности не может влечь уголовной ответственности.

Оборона должна признаваться необходимой всегда, когда других средств защиты, включая специальные средства и оружие, у обороняющегося не было и когда только их применение позволяло в данной обстановке отразить нападение.

Применение оружия при отражении общественно опасного посягательства – крайняя мера, которая может стать необходимой или даже единственно пригодной мерой защиты от нападения лиц, реально угрожающих жизни и здоровью обороняющегося или других лиц.

При решении вопроса о наличии или отсутствии превышения пределов необходимой обороны нужно учитывать не только соответствие или несоответствие средств защиты и нападения, но и характер опасности, угрожающей обороняющемуся, его силы и возможности по отражению посягательства, а также все иные обстоятельства, которые могли повлиять на реальное соотношение сил посягающего и защищавшегося (количество посягавших и обороняющихся, их возраст, физическое развитие, наличие оружия, место и время посягательства и т.д.). При совершении посягательства группой лиц обороняющийся вправе применить к любому из нападающих такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы.

Действия обороняющегося нельзя рассматривать как совершенные с превышением пределов необходимой обороны и в том случае, когда причиненный им вред оказался большим, чем вред предотвращенный, и тот, который был достаточен для предотвращения нападения, если при этом не было допущено явного несоответствия защиты характеру и опасности посягательства.

В ч. 2.1 ст. 37 УК РФ говорится о том, что не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения. В таких ситуациях при отсутствии объективной оценки обстоятельств нападения умысел на превышение пределов необходимой обороны отсутствует, и поэтому причинение вреда в таких ситуациях признается правомерным.

Читайте также:
Отрицательный акцепт: что это такое, описание и особенности

При совершении преступления при превышении пределов необходимой обороны обороняющееся лицо несёт уголовную ответственность за совершение только умышленного преступления. Факт необходимой обороны в таких случаях признаётся обстоятельством, смягчающим наказание (п.”ж” ч.1 ст.61 УК РФ).

Оборона необходимая: что это такое, описание и особенности

35. Необходимая оборона и условия ее правомерности.

Необходимая оборона – это причинение вреда посягающему лицу при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, а также защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

Различают два вида необходимой обороны :

– необходимая оборона, не связанная с превышением пределов необходимой обороны;

– необходимая оборона, связанная с превышением пределов необходимой обороны. Основанием необходимой обороны в любом случае является совершение общественно опасного посягательства, под которым следует понимать деяние, предусмотренное Особенной частью уголовного закона, независимо от того, привлечено ли лицо, его совершившее, к уголовной ответственности или освобождено от нее в связи с невменяемостью, не достижением возраста привлечения к уголовной ответственности или по другим основаниям. Признаки общественно опасного посягательства:

– наличность – существование от момента его осуществления до момента прекращения;

– действительность (реальность) – существование в действительности, а не в воображении лица. Когда отсутствует реальное общественно опасное посягательство и лицо лишь ошибочно предполагает наличие такого посягательства, то это мнимая оборона.

Условия правомерности защиты при необходимой обороне:

1) целью причинения вреда посягающему со стороны обороняющегося должна быть только защита от посягательства;

2) обороняющийся может защищать от посягательства как свои интересы, так и интересы третьих лиц;

3) вред, причиняемый при необходимой обороне, направлен исключительно на посягающего;

4) вред должен быть причинен с учетом характера посягательства:

– при посягательстве, сопряженном с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, опасного для жизни, – любой вред;

– при посягательстве, не сопряженном с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, – не должно быть превышения пределов необходимой обороны.

Превышением пределов необходимой обороны признается явное, очевидное несоответствие защиты характеру и опасности посягательства, когда посягающему без необходимости умышленно причиняется вред.

Не являются превышением пределов необходимой обороны при защите от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.

Уголовная ответственность наступает только за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенного при превышении пределов необходимой обороны.

Статья 37. Необходимая оборона

1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

2. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.

2.1. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.

3. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: