Оборот валовой: что это такое, описание и особенности

Валовый доход — что это, как посчитать

Валовый доход компании удается заработать благодаря основной деятельности. Он является индикатором успешности организации. На основании этого показателя можно оперативно скорректировать стратегию развития компании и вывести ее в рыночный ТОП. Если же не обращать внимания на тот показатель, то можно пропустить вспышку и сделать бизнес убыточным. Он не сможет самоокупаться, и тогда смысла в этом мероприятии нет.

Валовый доход подразумевает все поступления денег, которые компания заработала во время своей работы. В него не входят налоги на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы и т.д. Показатель освобожден от ценовых надбавок, которые входят в стоимость товаров.

Подавляющая часть такого дохода приходится на денежные поступления от продажи товаров или услуг. Поэтому он напрямую зависит от количества проданных единиц или выполненных работ. Также важна цена.

Термин «валовый доход»

Валовой доход незаменим в оценке финансовой успешности субъекта. Он важен для экономистов и бухгалтеров, которые заинтересованы в оценке денежной эффективности компании или государства.

Показатель вычисляется с помощью вычисления прибыли компании. Так что же значит валовый доход? Это выручка компании от продажи товаров и услуг, акций и другого имущества.

Также входит выручка от сдачи имущества в аренду и других нетоварных услуг организации.

Нематериальная составляющая валового дохода

Кроме материальной части, у валового дохода есть нематериальная. К ней относятся:

  • пенсионные накопления;
  • банковские депозиты;
  • капитальные вложения;
  • реинвестирование.

Формирование валового дохода

Показатель появляется не просто так. Величина дохода складывается в течение длительной работы, которую проводит компания в ходе каждодневных действий. Достаточно одного цикла, чтобы понять, насколько хорошо работает организация, и оценить качество управленческих решений.

Доход формируется в течение нескольких этапов:

  1. производственный этап, на котором происходит создание товара или услуги;
  2. выведение созданного продукта на рынок;
  3. продажа;
  4. получение дохода.

Эти этапы справедливы для всех компаний, занимающихся реализацией товаров или услуг. Случайный порядок невозможен, процесс выстроен на последовательном прохождении этих этапов.

Расчет валового дохода

Доход можно назвать первичным показателем экономического состояния. В расчетах наблюдается прямая зависимость показателя от цены товаров и числа проданных единиц.

Расчет дохода выполняется по формуле:

где ЦТ — цена проданных товаров или услуг, а КП — их количество.

Если речь о торговле, то там этот показатель отражает общую выручку от продаж.

Также есть уровень доходности. Этот коэффициент определяет реальный размер дохода и выражается в процентах. Показатель рассчитывается по формуле:

КД = ВД / КП x 100%

где ВД — величина валового дохода, а КП — реализованные товары или услуги.

Методы расчета валового дохода

Расчет выполняется на основании нескольких методик. Например, если нужно узнать доход по товарообороту, нужно общий показатель умножить на торговую надбавку и поделить на 100:

ВДт = ОТ x ТН / 100

Этот расчет справедлив только для случаев, когда торговая надбавка везде одинаковая. Если же ситуация отличается, ассортимент широк и надбавки для каждой позиции свои, то попеременно перемножается каждый товар и торговая надбавка, а затем полученные данные суммируются. Итог делится на 100.

Наименее трудозатратный способ узнать показатель — расчет по среднему проценту. Значение умножается на общий товарооборот и делится на 100.

Факторы, влияющие на валовой доход

Как говорилось выше, валовый доход важен при анализе успешности работы компании. На его величину зачастую влияют всего три фактора, такие как:

  • размер партии готовой продукции, каталожный ассортимент и набор предложенных позиций;
  • торговая надбавка;
  • услуги, которые может предложить компания и повысить конкурентоспособность продукции на рынке.

Как увеличить валовый доход?

Путей увеличения валового дохода не так много. Условно их делят на несколько групп, каждая из которых, в свою очередь, объединяет несколько вариантов.

Увеличение за счет снижения цен в закупке:

  • сокращение цепочки посредников: сделать это можно и радикальным способом, например, закупать необходимое напрямую у производителя;
  • скидка за крупные розничные или оптовые закупки;
  • покупка товаров у иностранных производителей (вариант работает только при оптимальном курсе доллара);
  • бартер;
  • покупка акционных товаров.

Увеличение за счет увеличения объемов продаж:

  • эффективные маркетинговые кампании по повышению спроса на продукт;
  • реализация взаимозаменяемых товаров или модификаций одной модели;
  • предоставление кредитов потребителям на покупку дорогих товаров.

Увеличение за счет повышения цен на товар:

  • работа над регулированием цен;
  • повышение цен в правильные моменты: способ хорошо работает при продаже сезонных товаров;
  • обучение персонала и повышение качества обслуживания.

Связь между валовым доходом и прибылью

Валовый доход и прибыль находятся рядом, в тесном сплетении друг с другом. Одно из них зависит от другого. Однако если валовый доход — это деньги, которые были переданы компании благодаря коммерческой деятельности (при этом это объем средств за вычетом издержек), то прибыль является чистым числом. . Что это значит? Прибыль — валовый доход без издержек. Она может быть получена от любой деятельности организации.

Теперь подробнее о разнице между доходом и выручкой (которая является частью прибыли). Экономисты и бухгалтеры выделяют несколько факторов, которые позволяют отделить одно понятие от другого. И вот, какие это факторы:

  1. Формирование. Одно является частью другого. Причем поступает только от основной деятельности компании. Смежные поступления, например, рента, относятся к доходу.
  2. Происхождение. Выручка бывает даже у юридических лиц. Доход (если речь о доходе в целом) могут получать и компании без активной деятельности. Например, за счет инвестиций.
  3. Значение. Выручка не бывает меньше нуля, тогда как доходы могут иметь и отрицательное значение. Например, такое возможно, когда стоимость производства продукции превысила цену, по которой она была продана.
  4. Соотношение между выручкой и доходом положительное. Обычно этот показатель положительный.
  5. Расчет. Выручка — объем денег, которые поступают на счет компании. Доход может быть отрицательным (при сумме значений может быть значение со знаком минус).
Читайте также:
Патентная заявка: что это такое, описание и особенности

Получается, что эти понятия друг от друга не только в бухгалтерской отчетности. Их суть разная, и путать эти понятия нельзя. Если знать разницу, можно яснее понимать, как управлять компанией и куда направлять свой бизнес. Точность знания терминов — важное условие для успешного бизнесмена. Путая понятия, невозможно быть эффективным управленцем и понимать, верна ли выбранная стратегия. Каждый показатель доходности деятельности компании необходим, только один из них может показывать истинную картину и отражать работу предприятия, а другой — демонстрировать денежные значения без вычета обязательных платежей. Это может ввести в заблуждение при проработке мероприятий для развития компании.

Распределение валового дохода

Валовой доход считается фундаментом, на котором строится все распределение финансов компании, большинство из которых связаны с операционной деятельностью.

Потратить полученные средства можно по-разному:

  • возмещение амортизации;
  • взносы в казну, оплата пошлин, штрафов, кредитов и т.д.
  • соцвыплаты, выплата зарплат и премий;
  • пополнение фонда чистой прибыли.

Доход делает компанию самоокупаемой. Предприятие может платить по своим обязательствам, финансировать будущие расходы, без которых невозможно развитие организации.

Валовой национальный доход

Валовый национальный доход — сумма стоимости полного объема государственной продукции, который изготовлен в течение N-ного периода. Значимая деталь: эти товары должны быть созданы для внутреннего использования, без вывоза за границу. Если продукция создана на территории страны и готовится к переправке за рубеж, то ее стоимость не считается валовым доходом. Это важное условие определения размера национального дохода.

От суммы дохода (в денежных единицах) зависит состояние экономики государства. Чем выше этот показатель, тем «здоровее» страна с финансовой точки зрения.

Нужно помнить, что при определении размера государственных доходов во внимание не принимаются:

  • б/у товары (обороты внутри них);
  • оборот ценных бумаг и сделки по этому процессу;
  • частные трансферты;
  • подарки, стипендии негосударственного характера и т.д.;
  • пенсии, пособия и другие социальные выплаты.

В расчет берется инфляция и дефляция.

Заключение

Цель коммерческой компании — прибыль. В противном случае действия будут бессмысленными. Затевать бизнес ради хобби плохая идея. Прибыль означает разницу между валовым доходом и издержками. Есть много способов вычисления этого показателя. Найти свой организация должна сама, выбор зависит от потребностей.

Валовый доход — деньги, которые компания заработала благодаря основной деятельности. Этот показатель отражает качество работы компании в экономике и в других сферах.

Валовый доход — показатель, который отражает состояние не только одного предприятия. Это макроэкономическое значение, которое позволяет оценить состояние дел государства. Валовый доход можно рассчитывать как на частном, так и на государственном уровнях. Показатель важен для отдельной компании и всей страны, поэтому его нужно контролировать. Нужно с вниманием относиться к полученным при расчете значениях и вовремя принимать решения, которые приведут к росту.

Что такое валовая прибыль и как её считают

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Что собой представляет валовая прибыль?
  2. Что влияет на ВП?
  3. Состав валовой прибыли
  4. Формула для расчета валовой прибыли
  5. Отражение ВП в бухгалтерской отчетности
  6. Как увеличить валовую прибыль?

Цель деятельности любой компании – получение дохода. Рассчитываться он может по разным показателям. Существуют такие понятия как выручка, чистая прибыль. Валовая прибыль – ключевой показатель работы предприятия. Она позволяет проанализировать эффективность производства структуры.

Что собой представляет валовая прибыль?

Валовая прибыль – разница между доходом и себестоимостью. Из данных средств не вычитаются налоги. Под себестоимостью понимается:

  • расходы на производство продукта: расходы на материалы, обслуживание оборудования;
  • траты на приобретение готового продукта по закупочной цене;
  • оплата электроэнергии;
  • выплаты зарплат.

Все данные показатели составляют техническую себестоимость.

ВАЖНО! ВП высчитывается за конкретный период. Временной отрезок зависит от компании. Полученный показатель указывается в бухгалтерском балансе.

Что влияет на ВП?

Валовая прибыль изменяется под воздействием внешних обстоятельств, таких, как:

  • стоимость транспортировочных услуг,
  • природные, экологические факторы,
  • социально-экономическая среда, в которой работает предприятие,
  • расходы на производственные ресурсы,
  • внешнеэкономические контакты.

На ВП также влияют внутренние факторы:

  • доход от реализации продукции,
  • иные источники доходов: инвестиции, оказание услуг,
  • себестоимость товара,
  • спрос на выпускаемую продукцию, показатели продаж,
  • стоимость на выпускаемый товар.

На валовую прибыль влияют также негативные факторы, возможные при функционировании предприятия:

  • завышенная или заниженная стоимость реализуемой продукции;
  • низкое качество товара;
  • дисциплинарные нарушения со стороны сотрудников предприятия, ведущие к убыткам;
  • штрафы и санкции.
Читайте также:
Право публичное: что это такое, описание и особенности

Перечисленные факторы могут влиять на размер валовой прибыли прямо и косвенно. Косвенным влиянием обладают факторы, которые воздействуют на доход от реализации.

Состав валовой прибыли

В ВП могут входить следующие финансовые средства:

  • прибыль от реализации продукции предприятия, услуг;
  • средства, полученные от сельских, лесозаготовительных хозяйств;
  • доходы от продажи имущества компании: оборудования и прочих объектов;
  • суммы, полученные от операций, не входящих в основной перечень деятельности компании. К примеру, магазин занимается продажей товара. Это его основная деятельность. Однако средства расходуются на инвестиции, доход от которых относится к внереализационной прибыли;
  • суммы, полученные от реализации акций.

Подавляющая часть ВП, согласно статистике, состоит от дохода, полученного от основной деятельности.

Формула для расчета валовой прибыли

Валовая прибыль рассчитывается по формуле:

В формуле фигурируют следующие показатели:

  • ВП – валовая прибыль;
  • Д – количество проданной продукции;
  • С – стоимость производства товаров;
  • З – издержки при производственных процессах.

Показатели ВП могут быть высчитаны после того, как товар был произведен и реализован.

ВНИМАНИЕ! Обычно валовая прибыль рассчитывается раз в год.

Пример

Предприятие изготавливает электрические чайники. Производственные расходы составляют 20 000 рублей, издержки – 10 000 рублей. В день было продано 500 чайников по стоимости 1000 рублей.

Расчеты проводятся следующим образом: высчитывается выручка за день. То есть, количество проданных чайников умножается на их стоимость. Мы получим 500 000 рублей. Из данного результата нужно вычесть все издержки, составляющие, в совокупности, 30 000 рублей. Из 500 000 вычитается 30 000 рублей. Валовая прибыль составит 470 000 рублей.

Особенности расчета

Расчет ВП отличается рядом нюансов, определяемых типом деятельности предприятия:

  • Если компания специализируется на продаже продукции, требуется из выручки вычесть все расходы, включая скидки на товар, возвраты. Из полученной суммы вычитается себестоимость продукции. Результатом расчетов и является валовая прибыль;
  • Если организация специализируется на предоставлении услуг, обычно расчеты проводятся по упрощенной схеме. Их выручки вычитаются скидки и прочие расходы. Полученная чистая прибыль одновременно является валовой прибылью.

Основные этапы проведения расчета являются стандартными.

Для чего необходим расчет валовой стоимости?

Валовая прибыль не отображает реального дохода предприятия. В данный показатель входит много лишних расходов: оплата рекламы, выплата зарплат, аренда. ВП требуется для иных целей. Это узкий, а не общий инструмент. Используется он для анализа производственных ресурсов предприятия. Правильно подсчитанные показатели обеспечивают достижение следующих целей:

  • анализ разницы между себестоимости продукта и дохода от его реализации;
  • определение оптимальной стоимости для товара или услуги;
  • грамотные меры по планированию деятельности компании;
  • выявление проблем и слабых мест предприятия.

На основании анализа ежегодных показателей ВП можно отследить экономический рост предприятия, результаты от оптимизации деятельности.

Отражение ВП в бухгалтерской отчетности

Из бухгалтерской отчетности должно быть видно, на основании чего рассчитана валовая прибыль. Рассмотрим составляющие формулы расчета с точки зрения бухгалтерии:

  • «выручка» (строка 2110);
  • «себестоимость» (строка 2120).

Фиксация ВП в документах происходит с учетом приказа Минфина, определяющего бухгалтерские проводки. Валютная прибыль указывается в строке 2100.

Как увеличить валовую прибыль?

Валовая прибыль – это динамический показатель. Он постоянно изменяется в зависимости от деятельности компании. Увеличить ВП помогают следующие мероприятия:

  • использование техники ЛИФО при анализе запасов;
  • сокращение налогообложения при помощи льгот, которые полагаются предприятию;
  • регулярное списание безнадежных задолженностей с баланса;
  • оптимизация производственных процессов, нацеленная на уменьшение издержек;
  • грамотная ценовая политика, учитывающая спрос на продукцию и общую рыночную ситуацию;
  • улучшение качества оборудования для ускорения выпуска товаров и улучшения их качества. Восстановление или приобретение оборудования может проводиться за счет дивидендов акционеров;
  • создание разумных нормативов, обеспечивающих контроль над нематериальными активами.

ВАЖНО! Валовая прибыль – это тот показатель, на основании которого может осуществляться планирование деятельности предприятия в производственной сфере.

Итак.
Валовая прибыль – сумма, полученная после вычета издержек и себестоимости продукции. Определяется по формуле. Нюансы расчета зависят от типа деятельности предприятия. Показатель ВП важен для оценки производственных ресурсов компании. Является основой для разумного ценообразования. Валовая прибыль отражается в бухгалтерской отчетности при помощи соответствующих проводок, установленных Приказом Минфина.

Производственная мощность. Валовой и внутризаводской обороты предприятий

Валовой и внутризаводской обороты предприятий.

Валовой оборот предприятия (ВО) определяется как сумма стоимости валовой продукции, производимой всеми цехами предприятия (ВПц1 + ВПц2 + . + ВПцп) независимо от того, будет данная продукция использована внутри предприятия для дальнейшей переработки или будет реализована на сторону. Это можно выразить следующей формулой:

В валовой оборот включается вся продукция цехов не­зависимо от степени её готовности. Валовой оборот отличается от валовой продукции тем, что включает повторный счёт стоимости полуфабрикатов (продукции отдельных цехов), подлежащих дальнейшей переработке в рамках предприятия, Т.е. валовой оборот больше валовой продукции (ВП) на сумму внутризаводского оборота (В3О). Тогда можно записать:

ВО = ВП + ВЗО,

Таким образом, внутризаводской оборот — это объём продукции, обращающейся между цехами предприятия (представляет собой продукцию цехов, используемую, внутри предприятия).

Читайте также:
Публичный конкурс: что это такое, описание и особенности

Под производственной мощностьюпонимается максимально возможный годовой объём выпуска продукции при заданных номенклатуре и ассортименте на основе прогрессивных норм использования оборудования и производственных площадей, внедрения новейшей техники, технологии, оптимальных режимов работы, научной организации труда и производства.

Производственная мощность предприятия определяется по всей номенклатуре выпускаемой им продукции. В тех случаях, когда это целесообразно, используется метод приведения номенклатуры изделий к одному или нескольким видам однородной продукции, принимаемой за единицу.

При определении производственной мощности следует исходить из необходимости максимального увеличения про­изводства профильной для предприятия и дефицитной про­дукции.

Производственная мощность определяется в тех же единицах измерения, в каких планируется производство промышленной продукции, а в отдельных случаях — в единицах измерения перерабатываемого сырья.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, участков, агрегатов или установок основного производства с учётом мер по ликвидации «узких мест» и возможной кооперации производства.

К ведущим относятся цехи, участки, агрегаты и установки, в которых выполняются основные технологические процессы и операции по изготовлению изделий или полуфабрикатов. При наличии на предприятии нескольких ведущих цехов, участков, агрегатов или групп оборудования, составляющих отдельные стадии технологической цепи, производственная мощность предприятия определяется по тем из них, которые выполняют наибольший по трудоёмкости объём работ, а при наличии нескольких ведущих цехов, участков, агрегатов и установок с замкнутым циклом производства по выпуску однородной продукции определяется по сумме мощностей входящих в его состав участков, агре­гатов и установок.

Под «узким местом» понимается несоответствие пропускной способности отдельных групп оборудования или производственной мощности отдельных цехов, участков, поточных линий пропускной способности ведущего оборудования, на котором выполняются основные технологические операции по изготовлению продукции. Наличие «узких мест» на промежуточных стадиях производственного процесса не должно учитываться в расчётах производственной мощности предприятия.

В расчётах производственной мощности предприятия включается всё оборудование, закреплённое за основными производственными цехами (включая оборудование, бездействующее вследствие неисправности, ремонта, модернизации, находящееся в процессе монтажа и на складе, предназначенное к вводу в эксплуатацию в основном производстве в расчётном периоде). Оборудование, установленное во вспомогательных цехах и на участках сверх норматива, аналогичное (тождественное) оборудованию основных цехов, должно включаться в расчёт мощности предприятия.

Производственная мощность предприятия рассчитывается по техническим нормам выработки или проектным показателям производительности оборудования, агрегатов и установок и использования площадей, трудоёмкости изделий, нормам выхода продукции из сырья с учётом применения передовой технологии и совершенной организации производства и труда.

2.2.1 Особенности расчёта производственной мощности на предприятиях

Валовой оборот

Валовой оборот – характеризует в стоимостном выражении объем продукции, произведенной за отчетный период всеми пром.- производственными цехами предприятия, независимо от того, потреблена эта продукция в других его пром.- производственных цехах или отпущена за пределы предприятия.

В состав валового оборота входят в стоимостном выражении все выработанные в отчетном периоде готовые изделия, полуфабрикаты, продукция вспомогательных цехов, а также выполненные работы пром. характера, как для отпуска на сторону за пределы предприятия, так и для дальнейшей переработки и производственного использования в других цехах. В отраслях с длительным производственным циклом в валовой оборот включаются также изменение остатков незавершенного производства как разность стоимости незавершенного производства на кон. и нач. отчетного периода.

Показатели валового оборота, за отдельными исключениями, в настоящее время не рассчитываются, они включают повторный счет стоимости в пределах предприятия, равный стоимости внутризаводского оборота, под которым понимается сумма произведенных и потребленных на пром.- производственные нужды полуфабрикатов, а также продукции подсобных и вспомогательных цехов. Валовой оборот на предприятиях не рассчитывается, по данному методу исчисляется валовая продукция отдельных видов деятельности. Валовая продукция промышленного пр-тия- общий объем продуктов осн. деятельности предприятия (работ, услуг) за определенный период времени в денежном выражении. В показателе валовой продукции учитываются все произведенные в данном периоде продукты (работы, услуги), отпущенные за пределы предприятия и предназначенные для собственного потребления, а также продукты различной степени готовности.

Валовая продукция пром. предприятия рассчитывается двумя способами: исходя из валового оборота; на основе поэлементного подсчета. Первый способ базируется на том, что валовая продукция отличается от валового оборота на величину внутризаводского оборота: ВП=ВО-ВЗО, где ВП- валовая продукция, ВО- валовой оборот, ВЗО- внутризаводской оборот. При поэлементном подсчете в валовую пром. продукцию входят: стоимость готовых изделий, выработанных за отчетный период осн., подсобными и побочными цехами как из своего сырья, так и из сырья и материалов заказчиков; стоимость полуфабрикатов собственного производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных за пределы предприятия; стоимость работ пром. характера, выполненных по заказам со стороны или для непром. предприятий и организаций данного хоз-ва; стоимость прироста или убыли полуфабрикатов собственного производства; стоимость изменения остатков инструментов, штампов, моделей, приспособлений, изготовленных для собственных нужд; стоимость изменения остатков незавершенного производства (на тех заводах, где продолжительность производственного цикла составляет более двух месяцев).

Для сел. хоз-ва оценка валового выпуска осуществляется на основе метода валового оборота, т.е. включая стоимость всех с.-х. продуктов, произведенных данным предприятием, в т.ч. использованных им на производственные нужды в отчетном периоде, напр., зерно, произведенное и использованное им же на семена или на корм скоту, яйца для инкубации, молоко для выпойки телят и т.п. Такой метод расчета допускается в СНС, т.к. в конечном итоге включение внутрихозяйственного оборота в выпуск и в промежуточное потребление не влияет на величину добавленной стоимости. Для транспорта выпуск (в осн. ценах) определяется как сумма фактически полученных доходов от грузовых и пассажирских перевозок, транспортировки почты, погрузочно-разгрузочных работ, эксплуатации складских помещений и так далее с добавлением субсидий на продукты, полученных транспортными пр- тиями.

Читайте также:
Процессуальные сроки: что это такое, описание и особенности

Выпуск розничной и оптовой торг. (в осн. ценах) измеряется величиной торговой наценки (реализованного наложения), представляющей собой разницу между стоимостью реализованных товаров в продажных и покупных ценах за вычетом налога на добавленную стоимость (НДС) и других налогов на продукты плюс субсидии на продукты. Торговая наценка- валовой доход торгующих организаций, который используется на покрытие издержек обращения и образование прибыли. Т.о., она может быть также определена как сумма издержек обращения и прибыли. Валовая продукция не является показателем, по которому оценивается деятельность предприятия. Однако она определяется предприятиями, т.к.данные о произведенной валовой продукции необходимы для оценки динамики произ-ва.

Гособоронзаказ: необходимая информация для участника

    On 24.12.2022 0 Comments 44-ФЗ, Гособоронзаказ, ЕИС, Казначейство

В данной статье рассмотрим особенности закупок по Гособоронзаказу. Закупки в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) — это закупки на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами РФ.

Правовая база

Приступая к работе в рамках гособоронзаказа, необходимо понять, в чём состоят особенности нормативного регулирования данной сферы. Основные положения определяет Закон № 44-ФЗ, а Закон № 275-ФЗ ─ это подзаконный нормативный акт, определяющий следующие отличия гособоронзаказа:

  • осуществление планирования закупок
  • установление начальной максимальной цены контракта, а также цен контрактов, заключаемых с единым поставщиком в рамках ГОЗ
  • особенности описания объектов закупок
  • порядок определения цены госконтракта на ТРУ
  • финансовое обеспечение исполнения контракта
  • регламентация требований для экспертов и экспертных организаций, которых привлекают к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги
  • вынесение решения об одностороннем отказе от исполнения госконтракта

Кроме данных законов, приняты ряд документов, определяющих особенности осуществления закупок по гособоронзаказу. Необходимо знать их основные положения и следить за внесением изменений в них.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

В ходе деятельности важно учитывать особенности терминов, используемых при работе с гособоронзаказом. Начинающим работать с госконтрактами следует знать различия между контрактом и госконтрактом, поставщиком и исполнителем.

Закупки по 275-ФЗ: что надо учесть

Основная особенность гособоронзаказа — повышенные требования к участникам, которыми могут стать только юридические лица. ИП, зарубежные фирмы, физлица к участию в таких закупках не допускаются. Их заявка будет отклонена даже при соответствии всем критериям.

По гособоронзаказу могут закупаться любые товары и услуги, регламентированные 44-ФЗ или 223-ФЗ. А не только оружие и боеприпасы. Однако, исходя из характеристик предмета, закупки могут быть двух видов:

  • закрытые— проводят, когда закупаемая продукция содержит сведения, составляющие гостайну, или предполагает проектирование и выпуск вооружения и военной техники. Участвовать здесь могут лишь специально приглашённые поставщики, имеющие допуск на ведение работ, составляющих гостайну.

Сведения о таких закупках в ЕИС не размещаются. Ознакомиться с закупочной документацией можно только на основании запроса потенциальной организации-исполнителя через АСТ ГОЗ. Чтобы принять участие, следует не позднее чем за десять дней пройти регистрацию на ЭТП.

  • открытые— организуются как обычные закупки (к примеру, в форме электронного аукциона) с размещением в ЕИС. При этом обязательно наличие информации, что закупка проводится в рамках гособоронзаказа. При этом предметом контракта могут стать любые товары/работы/услуги, как и по 44-ФЗ: канцелярские принадлежности, мебель или полиграфическое оборудование и др.

Особенности регистрации участников в ЕИС

Для закупок по ГОЗ (за исключением закрытых) нужна регистрация в ЕИС в соответствии с требованиями ст. 24.2 № 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 30.12.2018 № 1725.

Сотруднику, ответственному за работу в ЕИС, необходимо:

  1. Зарегистрировать руководителя фирмы на портале госуслуг.
  2. Создать на сайте госуслуг профиль своей организации.
  3. Сформировать профиль организации в ЕИС.
  4. Далее следует регистрация в ЕРУЗ и автоматическая аккредитация на 8-ми всероссийских ЭТП, аккредитованных для проведения госзакупок.

Если организацией пройдена процедура регистрации в ЕИС, то учётную запись можно применять и при участии в закупках по гособоронзаказу.

Регистрируясь в ЕИС, вы получаете возможность доступа к закупкам всех федеральных торговых площадок на период до трёх лет. Обратите внимание: процедуру регистрации на следующий срок надо начинать не раньше чем за 6 месяцев и не позже 3 месяцев до дня окончания регистрации.

Читайте также:
Независимый брокер: что это такое, описание и особенности

При этом происходит автоматическое внесение организации в ЕРУЗ.

Открытие лицевых счетов: основные шаги

Чтобы принять участие в закупках по ГОЗ, головному исполнителю и исполнителям 2-го и 3-го уровней по 275-ФЗ следует открыть специальные лицевые счета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819.

Счёт открывается в специально уполномоченном банке, через него проводятся все расчёты в рамках выполнения гособоронзаказа. При выполнении нескольких госконтрактов для каждого необходим свой счёт.

Участник закупки в рамках ГОЗ направляет в территориальный орган казначейства требующиеся документы для открытия счёта. Ведомство в течение двух дней проверяет сведения об организации. Затем не позднее следующего дня по окончании проверки:

  • при положительном результате проверки открывает лицевой счет
  • при отрицательном результате — направляет в адрес организации уведомление, указав причину отказа (ПП № 1819)

Обязательное наличие идентификатора

Отличие закупок по гособоронзаказу от других — обязательность идентификатора. Он представляет собой особый код, он даётся госконтракту с головным исполнителем согласно приказу Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н. Идентификатор размещается в документах перед номером госконтракта через косую черту (дробь) и в таком виде содержится в реестре госконтрактов.

При выполнении госконтракта наличие этого кода необходимо на всех документах. Он является подтверждением выполнения обязательств и гарантией того, что сумма по госконтракту будет перечислена. Идентификатор действителен в течение всего срока выполнения госконтракта.

Значение разрядов идентификатора:

  • код государственного заказчика
  • способ, с помощью которого определяют исполнителя
  • год заключения госконтракта
  • год окончания действия госконтракта
  • порядковый номер госконтракта в рамках календарного года

Идентификатор является уникальным и не повторяется.

Особенности расчетов при выполнении Гособоронзаказа

Независимо от закупаемых товаров или услуг, следует знать порядок расчётов при выполнении гособоронзаказа:

  • все стороны госконтракта обязаны открыть специальный счёт в банке, через который будут проводить все расчёты
  • суммы, переводимые государственным заказчиком — целевые. Это значит, что они направлены на определённые статьи данного заказа, будь это даже писчая бумага или услуги по покраске зданий
  • направление денег на другие цели считается нарушением
  • по окончании исполнения госконтракта специальный счёт в уполномоченном банке подлежит закрытию

В обычных закупках действует принцип невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность, осуществляемую участником закупки. Однако при выполнении поставок по ГОЗ Закон № 275-ФЗ устанавливает право заказчика осуществлять контроль за использованием переведённых денег.

Процедура перевода денег со спецсчёта на обычный расчетный счёт возможна только после исполнения условий контракта. В случае наличия в госконтракте нескольких отдельных спецификаций, сумма будет доступна только по окончании исполнения контракта полностью. В этом состоит основное отличие расчётов по Закону 275-ФЗ.

Пример. Фирма-А принимает участие в выполнении госконтракта, предмет которого — замена окон в здании, и является головным исполнителем. Деньги заказчиком будут переведены на её счёт по окончании всех работ после их приёмки. Фирма-В участвует в закупке военной техники в качестве исполнителя в рамках кооперации. У неё подписан контракт с головным исполнителем на поставку комплектующих. Деньги на счёт фирмы2, выполнившей все условия её спецификации, поступят, только когда заказчик переведёт всю сумму за исполнение госконтракта головному исполнителю.

Исполнителю по госконтракту, для того чтобы перевести деньги с открытого в уполномоченном банке счёта необходимо направить документы в соответствии с этим перечнем:

  • подписанный госконтракт с приложением допсоглашений
  • акт приёма-передачи товара/акт выполненных работ (услуг)
  • документация, подтверждающая факт того, что исполнителем израсходованы собственные средства на исполнение госконтракта
  • другие документы, подтверждающие факт целевого расходования расходования средств на исполнение контракта по ГОЗ

Важно помнить: во всех направляемых документах должен быть указан идентификатор, только тогда можно списать деньги со спецсчёта. Отсутствие данного кода может привести к признанию расходов нецелевыми. Это влечёт отказ от выплаты денег, даже в случае полного выполнения условий контракта.

Права и обязанности заказчика в закупках по ГОЗ

Основное правило взаимодействия в ходе выполнения контракта по гособоронзаказу между заказчиком и исполнителем — открытость. Разница с закупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ состоит в том, что организатор обладает правом на:

  • запрос сведений о всех финансовых операциях головного исполнителя по счетам;
  • уточнение информации о привлекаемых головным исполнителем организациях по договору субподряда
  • выяснение хода исполнения госконтракта: стадия работ, их соответствие техзаданию, соблюдение требований к качеству и др.

Кроме того, этим правом наделены также органы финмониторинга и прокуратуры. При закупке военной техники и оборудования в данную цепочку может включиться военное ведомство.

Обязанности заказчика:

  • проставлять идентификатор госконтракта во всех платёжных документах
  • направить в терорган Федерального казначейства информацию о регистрации лицевого счёта для головного исполнителя или отказать в открытии счёта
  • сообщать в казначейство о том, что операции по счётам головного исполнителя приостановлены без оснований либо подтвердить факт их обоснованности
  • осуществлять перечисление средств на счёт головного исполнителя в соответствии с положениями госконтракта
Читайте также:
Магдебургское право: что это такое, описание и особенности

Права и обязанности головного исполнителя

Организация, являющаяся в соответствии с госконтрактом головным исполнителем, имеет право:

  • осуществлять отбор организаций для субподряда; совместно с ними производить обоснование цены товаров, а также сроки и порядок финансирования поставок
  • формировать, если требуется, кооперацию, определять для участников порядок работы в соответствии с требованиями федерального законодательства о государственной тайне
  • в соответствии с п. 3 и 3.1 ст. 7.1 Закона № 275-ФЗ включать после согласования с госзаказчиком положение о возмещении организации всех расходов из собственных средств, обусловленных выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.

О размере понесённых расходов уполномоченный банк должен уведомить госзаказчик.

  • определять после согласования с госзаказчиком уполномоченный банк и сообщать об этом участников кооперации. Информация об этом и о наличии счёта для работы по ГОЗ вносится в госконтракт

Обязанности головного исполнителя:

  • при поступлении запроса со стороны заказчика или банка в течение пяти рабочих дней направить сведения обо всех исполнителях-субподрядчиках, а также другие сведения в соответствии с требованиями Закона 275-ФЗ. В этом состоит отличие выполнения госконтрактов в рамках 275-ФЗ. При закупках по 44-ФЗ субподрядчики не несут ответственность, а исполнителю не требуется предоставлять требующиеся документы на привлекаемые фирмы
  • проставлять во всех подготавливаемых документах идентификатор госконтракта
  • осуществлять контроль исполнения обязательств на всех стадиях работ
  • предоставлять казначейству условия для проверки исполнения госконтрактов путём осуществления фото- и видеосъемки
  • обеспечить раздельный учет затрат по разным госконтрактам: суммы, направляемые на выполнение контракта по ГОЗ, не должны смешиваться со средствами, финансами, другими расходами, не связанными с ГОЗ
  • представлять качественные товары, работы, услуги согласно правовым нормам положениям госконтракта
  • обеспечить раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности для каждого госконтракта и направлять заказчику отчет об этом

Головной исполнитель вправе:

  • быть в курсе проводимых финансовых операций, проводимых на его счетах и счетах субподрядчиков
  • вносить в госконтракт положение, предусматривающее возмещение головному исполнителю расходов при возникновении издержек до поступления средств на специальный счет
  • раскрывать информацию о том, из чего складывается цена госконтракта в случаях, определённых нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ

Прибыль поставщика

При выполнении поставки военной техники, а также техники спецназначения в рамках ГОЗ в соответствии с постановлением Правительства от 02.12.2017 № 1465 существуют ограничения прибыли, которая не должна быть выше:

  • 1 % плановых привнесенных затрат
  • 20 % плановых собственных затрат исполнителя на поставку, в том числе на производство продукции

При осуществлении других закупок порядок распределения прибыли её процентное соотношение с затратами фирмы не определяется нормами законодательства. Но при закупках по ГОЗ данное положение затрагивает каждого исполнителя.

Когда проводятся закупки опытно-конструкторских работ или военной техники, тогда всем исполнителям необходимо применять статьи калькуляции в соответствии с приказом Минпромторга от 08.02.2019 № 334.

Обязательства государства по гособоронзаказу

Правительством РФ осуществляется контроль и установление чётких требований ко всем стадиям закупки в целях обеспечения безопасности и правильного выполнения госконтрактов по 275-ФЗ.

Однако оно также и реализует ряд мер для поддержки поставщиков:

  • предоставление госгарантий по кредитам, получаемым всеми исполнителями, в целях поставки продукции или выполнения работ для госзакупки
  • обеспечение субсидий для уплаты процентов, начисляемых по данным кредитам
  • предоставление субсидий, которые могут предупредить наступление процедуры банкротства головного исполнителя или исполнителя

Виды ответственности по ГОЗ

Лица, допустившие нарушения при выполнении госконтракта по гособоронзаказу, подлежат ответственности по КоАП и УК РФ. Это предусмотрено и в закупках, проводимых по 44-ФЗ, однако ст. 15 275-ФЗ устанавливает дополнительные меры.

Так, прописаны специальные штрафы при отказе от исполнения госконтракта. Не имеют права на отказ от исполнения:

  • единственный исполнитель, которому гособоронзаказ принесет прибыль
  • организации, занимающие доминирующее положение по ст. 14 Закона № 275-ФЗ

В данной ситуации устанавливается административная ответственность по ч. 2 ст. 7.29.2 в виде штрафов:

  • должностные лица — от 30 тыс. до 50 тыс. р.
  • организации — от 300 тыс. до 1 млн р.

Если представители организации-исполнителя попытаются извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства, то руководителю организации будет вынесено следующее наказание:

  • штраф от 1 до 3 млн р. или в размере дохода за период 1─3 года, а также лишение права занимать руководящую должность или вести определенную деятельность на срок до 10 лет
  • штраф от 500 тыс. до 1 млн р. или в размере дохода за период 3─4 года, лишение свободы на срок от 4 до 8 лет и права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до 3 лет

Принимать участие в выполнении госконтракта, заключённого в рамках выполнения гособоронзаказа, значительно сложнее. Эти закупки имеют отличительные особенности: в порядке расчётов, предоставлении отчётности госзаказчику, взаимодействии с банками. Однако, несмотря на значительные ограничения, они обладают рядом преимуществ в плане гарантий безопасности заключённого договора и финансовой поддержки от государства.

Гособоронзаказ: о чем нужно знать участнику

эксперт по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ, начальник отдела кадров АО «Тульский патронный завод»

Закупки по госооборонзаказу по-прежнему вызывают множество вопросов даже у тех, кто давно работает по 44-ФЗ. Разбираемся, в чем особенности закупок по 275-ФЗ

Читайте также:
Полицейское право: что это такое, описание и особенности

Статья подготовлена по материалам вебинара «Гособоронзаказ. Как выйти на закупки по 275-ФЗ», который провела эксперт по 44-ФЗ и 223-ФЗ, начальник отдела кадров АО «Тульский патронный завод» Татьяна Руцинская.

Нормативное регулирование ГОЗ

Впервые начав работать с государственным оборонным заказом (ГОЗ), надо понять, каково соотношение двух основных законов, регулирующих эту сферу. Общий порядок госзакупок предусмотрен законом № 44-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:

  • планирования закупок;
  • определения начальной максимальной цены контракта и цен контрактов, которые заключаются с единым поставщиком в составе ГОЗ;
  • описания объектов закупок;
  • определения цены госконтракта на товары/работы/услуги;
  • установления дополнительных требований к экспертам и экспертным организациям, которых привлекают для экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • обеспечения исполнения контракта.

Есть еще несколько важных документов, которые регулируют оборонные закупки. Их тоже надо изучить и отслеживать изменения.

Кроме того, в сфере ГОЗ работает своя терминология. Новичкам сложно сразу перестроиться и понять, чем контракт отличается от госконтракта и откуда взялись исполнители второго и третьего уровней. Поэтому мы подготовили полезную памятку, в которой раскрыли основные понятия, используемые при работе с ГОЗ, и сделали обзор нормативно-правовой базы.

В конце статьи есть шпаргалка

Особенности закупок по 275-ФЗ

Одно из значимых отличий гособоронзаказа — ограничения по участникам закупок. Ими могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, иностранные компании, физические лица не будут допущены к участию, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам.

Предметом закупок могут быть самые обычные товары/работы/услуги, как по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то есть ГОЗ — это не только про вооружение. Но в зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) делятся на две группы:

  • Закрытые. Их организуют, когда закупка содержит гостайну или предмет закупки связан с разработкой и производством военной техники и оружия. В этом случае поставщика можно выбрать только из числа специально приглашенных участников. В числе одного из условий может стать наличие лицензии ФСБ на выполнение работ, связанных с гостайной. Информация о закрытых закупках не размещается в ЕИС. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на АСТ ГОЗ. Для участия в закрытых закупках необходимо не менее чем за 10 дней зарегистрироваться на электронной площадке.
  • Открытые. Проходят в формате обычной закупки (например, электронного аукциона), которая размещается в ЕИС с уточнением, что это процедура определения поставщика в рамках ГОЗ. Предметом контракта могут быть те же товары/работы/услуги, что и по 44-ФЗ, например, поставка продуктов или строительство хозяйственного здания.

Регистрация участников в ЕИС

Кроме ограничений по закрытым процедурам, на закупках по ГОЗ действует общий порядок регистрации в ЕИС (ст. 24.2 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1725).

При первой регистрации руководитель или уполномоченный сотрудник должен:

  1. Зарегистрировать руководителя организации на портале Госуслуги.
  2. Создать профиль организации на Госуслугах.
  3. Создать профиль организации в ЕИС.
  4. Дождаться регистрации в ЕРУЗ и аккредитации на восьми торговых площадках для госзакупок.

Ранее мы писали подробный материал об общих правилах и необходимых документах для регистрации в ЕИС.

Если организация уже зарегистрирована в ЕИС, аутентифицированную запись можно использовать и для закупок по ГОЗ.

Регистрация в ЕИС дает аккредитацию на три года на всех федеральных торговых площадках. Пройти регистрацию на новый срок надо не ранее чем за 6 месяцев и не позднее чем за 3 месяца до даты окончания срока регистрации.

Одновременно с этим ЕИС вносит организацию в ЕРУЗ — Единый реестр участников закупок.

Порядок открытия лицевых счетов

Для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровней по 275-ФЗ должны открыть специальные лицевые счета (Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819) в одном из уполномоченных банков. Через них будут проводиться любые расчеты в рамках ГОЗ. Если госконтрактов несколько, для каждого должен быть отдельный счет.

Исполнитель предоставляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия счета. В течение двух дней Казначейство проверяет информацию об организации и не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки:

  • в случае положительного результата проверки открывает лицевой счет;
  • в случае отрицательного результата приостанавливает открытие и направляет уведомление с указанием причины (ПП № 1819).

Если есть сложности, госзаказчик не позднее двух рабочих дней с момента получения уведомления должен подтвердить открытие лицевого счета или мотивировать отказ. На следующий день Казначейство открывает лицевой счет головному исполнителю или отказывает и возвращает все документы.

Идентификатор как обязательный элемент

Техническая особенность закупок по ГОЗ — наличие идентификатора. Это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем (Приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.

Читайте также:
Обратный вексель: что это такое, описание и особенности

Далее идентификатор проставляют на всех контрактах, платежках, внутренних приказах, которые сопровождают выполнение заказа в рамках одного гособоронзаказа и пр. Это подтверждение затрат и залог того, что денежные средства по ГОЗ будут перечислены. Идентификатор действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.

Разряды идентификатора означают:

  • способ, которым определяют исполнителя;
  • год, в котором заключен госконтракт;
  • год, в котором госконтракт заканчивает действовать;
  • порядковый номер госконтракта;
  • код госзаказчика.

Идентификатор не может быть повторно присвоен другому госконтракту.

Порядок расчетов по госконтракту

Вне зависимости от того, каков предмет закупки, вы должны помнить об особенностях расчетов в гособоронзаказе:

  • каждая сторона ГОЗ должна открыть отдельный счет в уполномоченном банке и все взаиморасчеты проводить через него;
  • деньги, которые поступают от государственного заказчика, целевые, они направлены на конкретные затраты конкретного заказа, даже если это сухие корма для кинологических центров или уборка помещений;
  • если деньги уйдут не по назначению, это будет признано нарушением;
  • после того как контракт будет исполнен, счет в уполномоченном банке закрывается.

В обычных закупках действует правило невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность участника закупки, но в рамках ГОЗ существует четкая законодательная регуляция. Закон № 275-ФЗ дает заказчикам право проверять, как используются перечисленные деньги.

Вывести деньги со спецсчета на обычный расчетный счет можно только после исполнения контракта. Если в рамках госконтракта несколько различных спецификаций, то прибыль можно получить лишь после исполнения всего контракта, а не его отдельной спецификации. Это главное отличие расчетов по 275-ФЗ.

Пример. Организация «А» участвует в закупке на уборку помещений и выступает в роли головного исполнителя. Средства от заказчика она получит после приемки всех работ. Организация «Б» участвует в крупной закупке военной техники как исполнитель в рамках кооперации. У нее заключен контракт с головным исполнителем на поставку партии деталей. Организация «Б» получит деньги по своей спецификации только после того, как заказчик перечислит деньги по всему госконтракту головному исполнителю.

Чтобы перевести деньги со счета в уполномоченном банке на свой счет, исполнитель должен предоставить в банк следующие документы:

  • контракт с дополнительными соглашениями;
  • акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
  • документы, которые подтвердят, что исполнитель понес из собственных средств расходы на исполнение контракта по ГОЗ;
  • иные документы, необходимые, чтобы подтвердить целевое расходование средств на госзакупки.

Списание денег с отдельного счета возможно, только если во всей цепочке документов по закупке будет указан идентификатор. Если его нет, расходы могут быть признаны нецелевыми, и деньги за товар или работу исполнитель не получит, хотя контракт будет выполнен.

Права и обязанности заказчика

Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:

  • о финансовых операциях головного исполнителя по всем счетам;
  • о привлеченных головным исполнителем субподрядчиках;
  • о ходе исполнения госконтракта: на каком этапе работа, соответствует ли ход работ техзаданию, нет ли отклонений по качеству и пр.

Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.

  • указывать идентификатор контракта в платежных документах;
  • подтвердить в территориальном органе Федерального казначейства регистрацию лицевого счета головному исполнителю или отказать в оформлении счета;
  • уведомить казначейство, если финансовые операции на счету головного исполнителя приостановили необоснованно, или подтвердить обоснованность таких мер;
  • перечислять средства головному исполнителю, с которым заключен госконтракт.

Еще одна обязанность установлена п. 6 и 6.1 ст. 6 Закона № 275-ФЗ. Это связано с обязанностью Заказчика возместить организации все расходы из собственных средств, связанные с выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это условие должно быть включено в госконтракт, а сумма не должна превышать установленную цену.

Права и обязанности головного исполнителя

Головной исполнитель определяет состав субподрядчиков, обосновывает с их участием цену на продукцию, сроки и условия финансирования поставок продукции. При необходимости госзаказчик формирует кооперацию и уведомляет ее участников о порядке работы, соблюдая требования законодательства РФ о гостайне.

По согласованию с госзаказчиком головной исполнитель определяет уполномоченный банк и уведомляет о своем выборе участников кооперации. Далее вписывает в контракты условие о работе с уполномоченным банком и об использовании отдельного счета для работы по ГОЗ.

По запросу заказчика или банка головной исполнитель в течение пяти рабочих дней предоставляет информацию о каждом исполнителе-субподрядчике и иную информацию согласно Закону 275-ФЗ. Это важное отличие закупок по 275-ФЗ. В госзакупках по 44-ФЗ на субподрядчиков не возлагается ответственность, а исполнителю не надо предоставлять заказчику все документы на привлеченные организации.

Головной исполнитель также обязан:

  • указывать во всех документах идентификатор государственного контракта;
  • вести контроль за исполнением обязательств по каждому из этапов;
  • обеспечить казначейству возможность проверять исполнение контрактов с использованием фото- и видеосъемки;
  • вести раздельный учет затрат по каждому госконтракту — средства, которые пойдут на выполнение ГОЗ, не должны смешиваться с иными финансами, иными контрактами, иными расходами, которые не связаны с ГОЗ.
  • обеспечить качество товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями законодательства и условиями госконтракта;
  • вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и предоставлять отчет заказчику.
Читайте также:
Магдебургское право: что это такое, описание и особенности

Головной исполнитель вправе:

  • получать информацию о финансовых операциях на своих счетах и счетах субподрядчиков;
  • включить в контракт условие о возмещении головному исполнителю расходов, если издержки возникли до поступления средств на лицевой счет;
  • раскрыть структуру цены государственного контракта в случаях, которые установлены правовыми актами Правительства РФ.

Прибыль поставщика

По поставкам военной техники и техники специального назначения приняты ограничения по прибыли (Постановление Правительства от 02.12.2017 № 1465). Она не должна превышать 1% плановых привнесенных затрат и 20% плановых собственных затрат организации на поставку, включая производство продукции.

В закупках вне ГОЗ то, каким образом распределяется прибыль и какое процентное соотношение она имеет к затратам организации, не регулируется законодательно. В закупках же по 275-ФЗ эта норма распространяется на весь список исполнителей.

Если речь идет о закупках опытно-конструкторских работ или военной техники, то головному исполнителю и другим исполнителям придется использовать калькуляции себестоимости, утвержденные Приказом Минпромторга от 08.02.2019 № 334.

Роль государства

Чтобы обеспечить безопасность и выполнение заказов по 275-ФЗ, Правительство РФ строго контролирует сферу и выдвигает жесткие требования ко всем этапам закупки. Но при этом берет на себя ряд обязательств, которые поддержат исполнителей, например, предоставляет:

  • государственные гарантии РФ по кредитам, которые берут головные исполнители и исполнители, чтобы поставить товар или выполнить работы в рамках закупки;
  • субсидии на уплату процентов по этим кредитам;
  • субсидии, которые помогут предотвратить банкротство головного исполнителя или исполнителя.

Ответственность по ГОЗ

На закупки по ГОЗ распространяется действие КоАП и УК РФ. За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность — все, как и в закупках по 44-ФЗ. Но есть и свои особенности (ст. 15 275-ФЗ).

Например, предусмотрены отдельные штрафы за отказ от исполнения обязательств по госконтракту. Не вправе отказаться от исполнения обязательств:

  • единственный исполнитель, которому гособоронзаказ принесет прибыль;
  • организации, которые занимают доминирующее положение по ст. 14 Закона №275-ФЗ.

Суммы штрафов за отказ: на должностное лицо — от 30 000 до 50 000 руб., на организацию — от 300 000 до 1 000 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ).

За попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства руководителя организации накажут:

  • штрафом от 1 до 3 млн руб. или в размере дохода за период от 1 до 3 лет и лишат права занимать руководящую должность или вести определенную деятельность на срок до 10 лет;
  • штрафом от 500 000 до 1 млн руб. или в размере дохода за период от 3 до 4 лет, лишением свободы на срок от 4 до 8 лет и права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до 3 лет.

Участвовать в закупках в рамках гособоронзаказа сложнее, чем в обычных торгах: есть нюансы в порядке расчетов, отчетности перед заказчиком, работой с банками — их все надо учитывать. Это может отпугнуть тех, кто только планирует выходить на закупки по 275-ФЗ. Но сфера ГОЗ хоть и накладывает серьезные ограничения, в то же время дает преимущества, в том числе государственные гарантии в части безопасности сделки и финансовой поддержки.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Гособоронзаказ: нормативная база и основные понятия 429.1 КБ

Инструкция для бухгалтеров, которым предстоит работать по ГОЗ

К нам все чаще поступают вопросы о государственных оборонных заказах (ГОЗ). Министерство обороны и их ведомства привлекают коммерческие организации для участия в своих проектах, поэтому бизнес все чаще сталкивается с термином «гособоронзаказ».

Что такое гособоронзаказ

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) — это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.

Заказчиком ГОЗ может быть Министерство обороны РФ, а также госкорпорации, например, «Роскосмос» и «Росатом». Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом. Формирование происходит на основе планов развития Вооруженных сил. Целевое использование выделяемых средств контролируется банковским сопровождением, государственным надзором и Министерством обороны.

К нормативным документам по ГОЗ можно отнести Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме этого, различные ведомственные приказы (Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС).

Но основным документом, регулирующим все отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее — № 275-ФЗ).

Закон № 275-ФЗ

Для начала важно понять, кто же может участвовать в гособоронзаказе. В 275-ФЗ четко сказано, что головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. Также в законе применяется термин «исполнитель ГОЗ» — это участник кооперации, созданной головным исполнителем, для осуществления гособоронзаказа. Кооперация представляет собой взаимодействие лиц, участвующих в заказе в рамках сопровождаемых сделок.

Читайте также:
Публичный конкурс: что это такое, описание и особенности

Необходимо выделить основные обязанности для головных исполнителей и участников коопераций.

В соответствии с законом, головной исполнитель для начала должен определить состав исполнителей, обосновать участие каждого из них в ГОЗ, выбрать уполномоченный банк, предоставить возможность государственным заказчикам осуществлять контроль за исполнение госконтракта и обосновать формирование цен.

Конечно же, одним из главных пунктов является соответствие товара или же оказание услуги требованиям контракта.

Ко всему прочему, предприятия обязаны предоставлять по требованию всю отчетность и информацию о затратах, а также каждый месяц сдавать в Министерство обороны регламентированный отчет по исполнению контракта. Также условием участия является ведение раздельного учета.

Банковское сопровождение ГОЗ

Уполномоченный банк контролирует назначение платежа, разрешенные и запрещенные операции. В случае незаконных списаний банк может приостановить операции.

Если возникает ситуация, что на специальном счете нет денежных средств, а требуется срочная оплата, то в таких случаях заказчик может пополнить счет своими средствами, а в последующем их возместить. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный можно только после полного выполнения заказа. Для этого вам потребуется предоставить в банк контракт, акт-приема-передачи товара, платежные поручения, которые подтверждают расход, и иные документы, а также сопроводительные письма, необходимые банку. После исполнения контракта счет закрывается.

Что такое раздельный учет и как его организовать

Предприятию необходимо подтвердить наличие раздельного учета по контрактам ГОЗ. При интеграции раздельного учета в бухгалтерский требуется закрепление правил и методов ведения учета. Каким образом должен быть организован раздельный учет, законодательство не устанавливает.

Предприятие самостоятельно принимает решение и выбранный способ прописывает в своей учетной политике или иных положениях организации.

Отчетность по гособоронзаказу

Ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта (Постановление от 19.01.1998 г. № 47). Организации, не имеющие военных ведомств, предоставляют отчет по требованию Минобороны.

Правила заполнения отчета содержат следующие основные положения:

  1. Отчет составляется по каждому контракту отдельно.
  2. Отчетным является весь период с даты заключения контракта по дату составления формы.
  3. Составление отчета ведется нарастающим итогом. Организация должна отразить все хозяйственные операции, любые движения денежных средств, взаиморасчеты, понесенные затраты и финансовый результат.
  4. Отчет предоставляется вплоть до исполнения контракта.
  5. Отражение стоимостных показателей производится в рублях и копейках, а процентные до десятых долей.

Как реализовано в программах «1С»

Если вы выбираете для ведения учета по ГОЗ «1С:Бухгалтерию 8», ПРОФ или КОРП, то будьте готовы, что автоматически отчеты по ГОЗ заполняться не будут. Кроме этого, раздельный учет придется организовывать самостоятельно. Для этого можно создать отдельные номенклатуры и склады под каждый контракт ГОЗ, здесь уже предприятие самостоятельно находит способы для того, чтобы отразить свой учет в программе.

Если же говорить о «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2», то эти программы полностью отвечают всем параметрам для ведения раздельного учета. Для ведения раздельного учета в этих программах необходимо включить все функциональные опции в разделе «НСИ и администрирование» — «Настройка НСИ разделов»:

1. «Финансовый результат и контроллинг» — «Финансовый результат» — Финансовый результат по направлениям деятельности«.

Направление деятельности — главный инструмент для ведения учета, который и обеспечивает ту самую сквозную аналитику, которая впоследствии помогает собрать отчетность по всему контракту.

2. «Казначейство» — установить флажок «Поддержка платежей в соответствии с 275-ФЗ».

3. «Финансовый результат и контроллинг» — выбрать «Учет товаров», так как применяется партионный учет.

Также в карточке учетной политики организации стоит определить метод оценки стоимости запасов по ФИФО.

Для применения сквозной аналитики и соответственно ведения раздельного учета по ГОЗ используется классификация направления деятельности по типу деятельности. Для выбора доступно два типа: «Контракт ГОЗ» и «Иная (деятельность)». Выбирая значение «Контракт ГОЗ», появляется гиперссылка «Параметры контракта», в которой указываются планы по выполнению контракта. Данные показатели попадут в отчет «Исполнение контрактов ГОЗ».

Форма отчета об Исполнение контракта ГОЗ

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: