Общая авария: что это такое, описание и особенности

Общая авария и распределение убытков в морских перевозках. Что вы знаете о General Average?

INFOTRANS.BY готовит серию публикаций по морским контейнерным перевозкам. Что вы знаете о General Average в морских перевозках?

Обратим внимание экспедиторов и логистов на не слишком широко известный риск «общей аварии» (General Average), который существует в морских перевозках. Понятие General Average было сформулировано в Йорк-Антверпенских правилах. Правило A1 гласит: «Ситуация общей аварии существует тогда и только тогда, когда любые чрезвычайные потери или расходы намеренно и обдуманно сделаны или понесены ради общей безопасности в целях сохранения имущества, участвующего в совместном морском рейсе».

С грузовым судном во время пути иногда случаются неприятности, например:

  • пожар из-за неправильного декларирования опасных грузов;
  • судно садится на мель или перестает двигаться из-за поломки оборудования;
  • происходит падение яруса контейнеров из-за неверного декларирования весов грузов;
  • тяжелые погодные условия ставят под угрозу устойчивость судна.
  • В подобных ситуациях капитан судна и (или) судовладелец обязаны принять все разумные меры для обеспечения безопасности корабля, груза и, что наиболее важно, экипажа.

Для спасения может понадобиться:

  • сбросить за борт некоторые грузы (это может быть груз, который мешает устойчивости судна при плохой погоде, или тяжелый груз, сбрасывание которого позволит судну стать легче и сойти с мели);
  • совершить не предусмотренный графиком заход в ближайший порт;
  • воспользоваться услугами профессиональных спасателей;
  • провести срочный ремонт корабля, в ходе которого некоторые грузы могут быть повреждены и др.

Если сложилась чрезвычайная ситуация и судно и/или грузы потерпели преднамеренные разумные убытки во время спасения от общей для них опасности, судовладелец может объявить «общую аварию» (General Average). К примеру, если судно село на мель и пришлось запускать двигатели на максимальных скоростях, чтобы с нее сойти, убытком будет являться стоимость дополнительно израсходованного топлива и ущерба, причиненного двигателям из-за работы на пределе возможностей.

Все стороны, участвующие в подобном рейсе, должны пропорционально разделить понесенные убытки. Например, судно перевозило сто контейнеров для ста клиентов. Один из контейнеров загорелся в море, огонь распространился на девять других контейнеров. Эти десять контейнеров были сброшены за борт, чтобы спасти остальные девяносто контейнеров, судно и экипаж. Так как корабль, груз и экипаж были спасены из-за этого действия (успешное завершение операции по спасению – обязательное условие объявления общей аварии), все убытки от потери будут распределены между ста клиентами и судовладельцем. Пострадавшие стороны получат компенсацию своих убытков.

Пример 1. 4 апреля 2017 г. судно MSC Daniela морской линии MSC вместимостью 14 тыс. TEU, построенное в 2008 г., загорелось в Индийском океане в 120 морских милях от порта Коломбо (Шри-Ланка). Судно следовало из Сингапура через Суэцкий канал, когда контейнеры на главной палубе в кормовой части воспламенились. Экипаж попытался потушить огонь, но не смог, густой токсичный дым препятствовал тушению пожара. Экипаж сменил курс на Коломбо и направил сигнал бедствия местным властям с просьбой о немедленной помощи. Часть контейнеров сгорели, некоторые были повреждены, судовладелец объявил общую аварию.

Пожар на судне MSC Daniela 4 апреля 2017 г. в Индийском океане

В морском страховании в роли оценщика выступает специалист, называемый «аджастер» (от англ. adjuster), или «диспашер» (итал. «dispassiare» – развязывать). Аджастер (диспашер) – специалист по проведению расчетов по распределению ущерба по общей аварии между участниками морского предприятия, т.е. судном, фрахтом и грузом.

По окончании рассмотрения аварийного происшествия и признания его общей аварией аджастер (диспашер) составляет расчет общей аварии – диспашу (Dispache). Диспаша содержит подробное изложение общей аварии и распределение убытков с указанием долей каждой из сторон-участников морской перевозки. Расчет производится следующим образом. Стоимость имущества (судна, груза и провозных платежей (фрахта)), ради спасения которого была произведена общая авария, называется контрибуционный капитал. Сумма общей аварии (понесенных убытков) делится на контрибуционный капитал. Получается величина контрибуционного дивиденда. Произведение контрибуционного дивиденда на величину части контрибуционного капитала, принадлежащую участнику морского предприятия, составляет величину его взноса на покрытие общей аварии. Сумма взносов всех участников общей аварии покрывает общеаварийные убытки. Эти средства направляются на возмещение общей аварии и распределяются между лицами, понесшими убытки.

Морской перевозчик (судовладелец) придерживает выдачу грузов получателям до момента предоставления необходимого финансового обеспечения и оформления сопутствующих документов. Приведем пример общей аварии и распределения расходов в результате нее.

Пример 2. 3 января 2019 г. начался пожар начался в одном контейнере на борту судна Yantian Express и быстро перекинулся на другие контейнеры. 320-метровое судно-контейнеровоз (вместимость 7500 TEU), принадлежащее морской линии Hapag Lloyd, было построено в 2002 г. и плавает под немецким флагом на линии Юго-Восточная Азия – восточное побережье Северной Америки через Суэцкий канал. Пожар произошел, когда судно находилось в Атлантическом океане и направлялось в канадский порт Галифакс. Тяжелая погода сделала бесполезными усилия команды по пожаротушению, заставив их временно покинуть корабль. 28 января 2019 г. Hapag-Lloyd объявил общую аварию (General Average), и грузовладельцы должны были внести взносы по общей аварии, чтобы покрыть расходы на спасательные работы и ремонт судна. Пожар на контейнеровозе продолжался несколько дней. Всего было повреждено 662 контейнеров, из которых 320 были полностью уничтожены в огне. Ни один член экипаж не пострадал во время пожара.

Пожар на судне Yantian Express (Hapag Lloyd) 3 января 2019 г. в Атлантическом океане

Контракт на спасение открытой формы Lloyds был подписан со спасательной компания «Salvor SMIT Salvage Americas», что фактически означает, что SMIT имеет право удерживать груз до тех пор, пока не будет обеспечены расходы на спасательную операцию. Пожар был потушен и в конечном итоге контейнеровоз был отбуксирован во Фрипорт (Багамы) для ремонта. И несмотря на то, что контейнеры, пострадавшие от пожара, были выгружены с борта судна еще в марте, неповрежденный груз остался на борту судна, и его невозможно было разгрузить, даже через четыре месяца после аварии.

Читайте также:
Организованная преступность: что это такое, описание и особенности

SMIT выдвинула предварительное требование на обеспечение, чтобы помочь владельцам груза быстрее получить свой груз. Согласно документам от Richards Hogg Lindley, назначенного в качестве аджастера, грузовладельцам необходимо внести депозит на обеспечение расходов на спасательную операцию и на общую аварию. Грузовладельцы, чей груз застрахован, могут подать гарантии, предоставленные их страховщиками.

Однако в документах Richards Hogg Lindley поясняется: «Для незастрахованных грузов требуется депозит в размере 32,5% в качестве залогового обеспечения. Дополнительно 28% также требуются в качестве залога на взносы по общей аварии. Общая сумма денежного депозита составляет 60,5%. Депозит рассчитывается на основе значения CFR на груз (стоимость груза, включая стоимость морского фрахта)». Но примерно одна треть грузовладельцев не внесла взносы на общую аварию или не предоставила гарантийные письма от своих страховщиков грузов, и это несомненно осложнило процесс передачи груза другой части грузовладельцев.

Если не все грузовладельцы заплатят обеспечение на общую аварию, они не только не получат свой груз, но это может означать более высокие затраты для тех грузовладельцев, которые все еще хотят получить свой груз, находящийся на судне несколько месяцев. Можно предположить, что грузы по которым не было обеспечения на общую аварию не были застрахованы и сейчас собственники грузов не в состоянии нести дополнительные расходы, чтобы получить свой груз. Можно также предположить, что некоторые грузы с небольшим сроком хранения, после такого долгого хранения на борту судна уже пришли в негодность и грузовладельцам даже нет смысла получать их в свое распоряжение.

В феврале 2020 г. Федеральное бюро расследований аварий на море Германии опубликовало подробный 73-страничный отчет о пожаре, который произошел на контейнеровозе Yantin Express, в Атлантическом океане. Следователи определили, что контейнер, погруженный во Вьетнаме с неправильно заявленным грузом, есть вероятный источник пожара. Было обнаружено, что в сгоревшем контейнере был кокосовый уголь, а не кокосовые пеллеты, указанные в грузовых документах, которые, вероятно, предназначались для использования в кальянах или мангалах. При перевозке в больших количествах этот уголь может воспламениться при температуре менее 50 градусов. Власти Германии направили экспедитору и получателю этого груза письменный запрос с просьбой предоставить дополнительную информацию о грузе, но не получили ответа ни от одной из сторон.

Пример 3. Еще одна общая авария была объявлена 13 ноября 2019 г. контейнеровоз CONCORDIA (длина судна 139 м, ширина 22 м) сел на мель около западного побережья Норвегии. Судно выскочило на скалистый берег на полном ходу, двигаясь с большой скоростью, поэтому нет сомнений, что есть серьезные повреждения корпуса. Около судна дежурил один спасательный буксир, остальные были на подходе. Очевидно, прежде чем приступать с спасательным операциям необходимо тщательно провести оценку повреждений корпуса. Понятно, что судовладелец уже связался со спасателями, будет объявлена общая авария и грузовладельцам придется нести часть расходов на спасение. Примерно через 3 часа во время прилива контейнеровоз был снят с мели буксиром POLAR REX. Корпус корабля был поврежден, но, к счастью, бреши не обнаружили. CONCORDIA достиг Олесунна на буксире и пришвартовался около 21:00 UTC 13 ноября.

Контейнеровоз CONCORDIA сел на мель 13 ноября 2019 г. около западного побережья Норвегии

Следует также отметить, что в случае возникновения чрезвычайного морского происшествия, признанного общей аварией, сумма убытков увеличивается примерно на 10-30% в связи с начислением процентов, комиссионных и вознаграждения диспашера. Таким образом, можно сказать, что общая авария имеет свою собственную стоимость для страховщиков, которые возмещают ущерб, возникающий у всех сторон морского происшествия, как заинтересованных в грузе, так и в судне, а также у сторон, рискующих фрахтом. К тому же сбор информации о судне, стоимости груза и общеаварийных расходах и других общеаварийных убытках, последующий перерасчет всех затрат и возмещений по общей аварии – все это занимает время, обыкновенно в несколько лет, если авария крупная, что препятствует быстрому урегулированию претензий к страховщику.

Пример 4. Ocean Network Express (ONE), владелец контейнеровоза Northern Juptiter объявил общую аварию (General Average) после пожара на судне. Судно Northern Juptiter отправлялось из Сингапура в Порт-Кланг, когда 4 января 2020 года на нем произошел пожар в машинном отделении. Пожар был потушен, но главный двигатель получил серьезные повреждения.

Контейнеровоз Northern Juptiter (ONE)

После пожара контейнеровоз встал на якорь в Малаккском проливе, а затем был отбуксирован на якорную стоянку порта Сингапур. 17 января 2020 г. владелец судна объявил общую аварию и назначил аджастером компанию Stichling Hahn Hilbrich (Hamburg & London). Напомним еще раз, что при общей аварии судовладелец и грузовладельцы несут расходы, связанные со спасением судна, пропорционально стоимости судна и груза.

На сайте аджастера появилась информация, что грузовладельцы для получения своего груза должны предоставить гарантийные письма от своих страховых компаний или внести денежный депозит в размере 10% от стоимости груза. Грузовладельцам настоятельно рекомендовали информировать своих страховщиков. В общем, не так-то просто иногда получить свой груз в случае объявления общей аварии владельцем контейнеровоза.

Таким образом, общая авария (General Average) – ситуация в морских перевозках, потребовавшая пожертвования частью груза или оборудования в целях спасения судна, груза и фрахта. Общей аварией также называют понесенный от этой ситуации ущерб. Убытки от общей аварии распределяются между судовладельцем, всеми грузовладельцами, независимо от того, чей именно груз был пожертвован. Убытки, расходы и взносы от общей аварии страхуются в соответствии с международными правилами страхования грузов. Следует отметить, что страхование грузов в морских перевозках крайне желательно осуществлять с покрытием риска общей аварии.

Подробно о General Average и других нюансах морских контейнерных перевозок можно почитать в книге «Морские контейнерные перевозки», изданной в издательстве «Амалфея». Пособие для экспедиторов транспортных, специалистов по контейнерным (мультимодальным) перевозкам, логистов, специалистов по ВЭД. Полная информация по книге ЗДЕСЬ.

Читайте также:
Неналоговые доходы: что это такое, описание и особенности

Вас заинтересовала книга? Напишите нам, и вы получите книгу с доставкой: +375296399698 (viber, telegram, whatsapp), e-mail: info@logconsult.by.

В публикации использованы фрагменты из книги: Юркевич О.В. Морские контейнерные перевозки / О.В. Юркевич, Д.В. Курочкин. – Минск: Амалфея. – 352 с.

Общая авария: что это такое, описание и особенности

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

Содержание публикации:

  • ДТП. Определение понятия
  • Учет ДТП Росстатом
  • Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в ОДМ 218.6.015-2015
  • Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года
  • Иной вид ДТП – бесконтактное ДТП
  • Кто считается погибшим, раненым в ДТП? “Ограниченная видимость” и “дорожные условия, сопутствующие ДТП”

ДТП. Определение понятия

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”)

Тождественное определение понятия “дорожно-транспортное происшествие” содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения ( утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).

Учет ДТП Росстатом

В Приказе Росстата от 29.12.2017 N 887 “Об утверждении методологических положений по статистике транспорта” ( данный приказ не был официально опубликован ) содержатся следующие положения:

  • Погибший – лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее в течение 30 последующих суток после ДТП.
  • Раненый – лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.

В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

Дорожно-транспортные происшествия учитываются по следующим основным признакам:

  • видам (столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, пешехода, препятствие, велосипедиста, падение пассажира);
  • местам совершения (в населенных пунктах, на автомобильных дорогах общего пользования, частных автомобильных дорогах, платных автомобильных дорогах, автомобильных дорогах необщего пользования, на железнодорожных переездах и в других местах);
  • причинам, основными из которых являются: нарушение Правил дорожного движения (в том числе водителями транспортных средств), техническая неисправность транспортных средств и неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети;
  • категориям пострадавших (водителям, велосипедистам, пассажирам, пешеходам);
  • участникам происшествий (в том числе с участием пешеходов и детей в возрасте до 16 лет);
  • времени совершения (дням недели, времени суток).

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в ОДМ 218.6.015-2015

В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 “Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации”, утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).

В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в утративших силу Правилах 1998 года

В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

Столкновение – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Читайте также:
Право следования: что это такое, описание и особенности

Наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира – происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП – происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Иной вид ДТП – бесконтактное ДТП

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также “иной вид ДТП“. Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью “Бесконтактное ДТП. Судебная практика”

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли “пострадавший” автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что “из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие” (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, “дорожно-транспортное происшествие” – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” под термином “дорога” понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что “поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия – страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования”.

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? “Ограниченная видимость” и “дорожные условия, сопутствующие ДТП”

В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 г. N 168 содержались определения следующих терминов:

“4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

6. Ограниченная видимость – расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, – фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)”.

Читайте также:
Паевой фонд: что это такое, описание и особенности

Александр Отрохов, Правовой центр “Логос” (г. Омск), 15.04.2015г. (в ред. от 17.05.2019г.)

Что такое ДТП: понятие, определения, виды ДТП, классификация, основные принципы, правовые и организационные основы, способы урегулирования

  • 1 Июля, 2019
  • Автомобильное право
  • Юлия Абдулбарова

Эта аббревиатура нередко встречается и в новостных сводках, и в обычной жизни. Что такое ДТП? Дорожно-транспортное происшествие. В статье мы разберем определение понятия, рассмотрим его ключевые разновидности. Познакомимся с основными причинами дорожных аварий, характеристикой их участников, особенностями штрафов.

Что такое ДТП?

Характеристику вы найдете в Правилах дорожного движения (а именно, пункт 1.2). Что такое ДТП? Событие, которое возникло в процессе движения автотранспортного средства по дороге (или с его непосредственным участием), в результате которого пострадали, были ранены, погибли люди, повреждены сооружения, ТС, грузы, причинен иной материальный ущерб.

Что такое ДТП? Это происшествие, которое характеризуется следующими признаками:

  • возникло в результате движения транспортного средства;
  • в данном событии обязательно принимал участие автомобиль;
  • имеет место ущерб – от материального до здоровья и жизни людей.

Если хотя бы одного из обозначенных признаков не наблюдается, событие нельзя назвать дорожно-транспортным происшествием.

Иные определения

Кроме характеристики, которая дана в ПДД, актуальные и другие определения дорожно-транспортного происшествия:

  • определенная аварийная ситуация, которая имеет отношение как к одному, так и нескольким транспортным средствам;
  • некоторое событие, что произошло в результате передвижения транспортного средства, повлекшее за собой вред жизни и здоровью людей, автомобилям и прочему материальному имуществу;
  • особое нарушение ПДД, общепринятых правил эксплуатации ТС, которое повлекло за собой конкретный вред, ущерб;
  • нарушение, которое считается административным, если нанесен урон легкой и средней тяжести, и уголовным, если имеют место тяжкие и особо тяжкие последствия.

Ключевые признаки

Мы познакомились с определением ДТП. Теперь подробнее разберем каждый из его признаков.

  • ДТП может возникнуть только в процессе движения транспортного средства по автотрассе. Если пешеход стоит, а на него совершен наезд ТС, то это считается ДТП. А вот если человек как-то повредился о стоящий, припаркованный автомобиль – это уже не ДТП.
  • Дорожной аварией считается событие, обязательный участник которого – ТС. Скажем водитель выкинул из окна авто окурок, который прожег одежду стоящего на переходе пешехода. Ущерб и пострадавший есть, но событие не считается ДТП.
  • Обязательно нанесен ущерб: жизни, здоровью граждан, другим транспортным средствам, сооружениям, перевозимым грузам и проч. Отсюда легкое столкновение ТС не будет считаться по ПДД ДТП. Лишь неприятной ситуацией на дороге. А вот если на корпусе авто в результате этого появились вмятины, сколы, царапины или трещины – это уже ДТП. Требуется вызов ГИБДД. Инспектор наложит на виновника происшествия штраф или привлечет его к иной ответственности.

Основные причины ДТП

Дорожно-транспортное происшествие сегодня, к сожалению, для многих – распространенное и даже обыденное событие. Однако до сих пор актуален вопрос: “Из-за чего случаются дорожные аварии?”. Проанализировав статистику ДТП, можно выделить следующие распространенные причины.

  • Усталость, недосып, физическое недомогание, которое испытывает водитель.
  • Факторы, переключающие на себя внимание водителя при управлении ТС. Сегодня ведущим таким фактором является смартфон.
  • Неблагоприятные, опасные погодные условия.
  • Некачественное покрытие автомагистрали.
  • Употребление водителем наркотических, алкогольных или психотропных средств.

К сожалению, самой распространенной причиной является именно последняя. Виновниками аварий чаще всего выступают водители, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, принявшие дозу психотропных или наркотических препаратов.

Основные разновидности происшествия

Все разнообразие дорожно-транспортных происшествий можно разделить на следующие категории.

  • Столкновение ТС. Соответственно, это разной тяжести (интенсивности, силы) столкновение двух и более автомобилей.
  • Опрокидывание. Переворот транспортного средства на бок, на крышу, который мог произойти в силу различных причин.
  • Наезд на авто. Совершение наезда ТС на припаркованный, статичный автомобиль. Происшествие имеет место на стоянке, в жилом дворе, на обочине автомагистрали.
  • Падение пассажира. Человек может выпасть из салона автомобиля на пешеходный переход, автомобильную трассу. Сюда же относится падение пассажира и непосредственно в салоне ТС из-за резкого снижения/набора скорости, торможения.
  • Наезд на недвижимое препятствие. Случаи, когда водитель ТС совершает наезд на дорожный знак, ограждение, опору, дерево, столбы, иные объекты недвижимого имущества.
  • Наезд на пешехода. Последний тут признается пострадавшим и в результате причинения вреда самым средством передвижения, и грузом, перевозимым ТС. Если в результате резкого торможения из авто выпали строительные материалы, ящики или иные грузы, что повлекло ущерб здоровью пешехода, то это тоже будет считаться наездом.
  • Иные формы наезда. На мотоциклиста, велосипедиста, гужевой транспорт, на животных и проч.

Классификации происшествий

Существует следующая классификация дорожно-транспортных происшествий:

  • Бесконтактное ДТП. Особое происшествие на дороге, когда водитель стал и участником, и виновником, и пострадавшим в ДТП, при этом не причинив никому ущерб. Например, испугавшись двигающегося навстречу авто и совершив неудачный маневр.
  • Учетное ДТП. Сюда относятся все происшествия, которые нашли отражение в статистике ГИБДД. Их отличает степень тяжести – в учет попадают те, где есть раненые и погибшие. Если в дорожной аварии нанесен лишь материальный ущерб, но не пострадали люди, она не будет считаться учетной.
  • Скрытое ДТП. Это разряд дорожных происшествий, виновники которых уезжают с целью скрыть свою причастность к сложившейся ситуации.

Участники

Обратимся к определению в ПДД дорожно-транспортного происшествия. На основании пункта 1.2 мы легко можем узнать, кто же является участником ДТП:

  • водитель автотранспорта, который нанес кому-либо, чему-либо ущерб;
  • иные участники дорожного движения – пострадавшие, которым и был нанесен ущерб.

Разберем несколько простых ситуаций, которые раскрывают формулировку ДТП.

  • Водитель выезжал с парковочного места у подъезда: колесо авто наехало на футбольный мяч. ТС не получило повреждений, а вот вещь лопнула. Участниками ДТП будут невнимательный водитель и хозяин мяча, которому и был причинен ущерб.
  • Немного спорная ситуация. Водитель едет по двухполосной трассе. На своем пути он видит вышедший на “встречку” обгоняющий автомобиль. Водитель решает, что безопаснее будет свернуть на обочину. В результате этого маневра его авто получает значительные повреждения. Однако виноватым тут будет именно осторожный водитель. Вызвавшее у него страх авто не участвовало в аварии, и не получило каких-либо повреждений. Хоть и косвенно было причиной неудачного маневра, его водитель виновником и участником ДТП не будет.
Читайте также:
Морская авария: что это такое, описание и особенности

Классификация участников

Всех участников ДТП возможно разделить на несколько основных категорий.

  • Водители. Конечно, сюда относятся непосредственно граждане, управляющие автотранспортным средством. Но также в категорию включаются и инструкторы, сидящие по соседству с новичком в учебном автомобиле, погонщики скота, направляющие стадо по дороге общего пользования и проч.
  • Пассажиры. Это не только граждане, находящиеся одновременно с водителем в транспортном средстве. Пассажирами считаются и лица, садящиеся и выходящие из авто. И это очень важно знать. Если человек выходил из автобуса и пострадал оттого что водитель, не заметив его, захлопнул двери, то он будет считаться все еще пассажиром.
  • Пешеход. Гражданин, который “своим ходом” передвигается по автомагистрали либо по зоне, прилегающей к трассе. К пешеходам также относят лиц, катящих рядом с собой велосипед, мотоцикл, мопед, детскую или инвалидную коляску и проч. Передвигающиеся на самокате, роликовых коньках, на скейте – это тоже пешеходы.

Виновники

Расшифровка ДТП, как вы помните, “дорожно-транспортное происшествие”. Кто же его виновник? По российским ПДД, это водитель, чье нарушение послужило причиной дорожной аварии. Если перед ДТП правила поведения на дорогах нарушили два и более участника, то виновников, соответственно, будет два или несколько.

Рассмотрим примеры аварий по ПДД.

  • Столкнулись два авто. Было выяснено, что нарушения допустили два водителя: первый проехал на красный сигнал, а второй забыл дома свои водительские права. Хоть каждый из них получит причитающийся по закону штраф, виновником ДТП считается только первый водитель.
  • А вот пример, когда виновников два. Столкновение произошло из-за того, водитель первого авто выезжал со второстепенной дороги, а второй направлял свое ТС по перекрестку задним ходом. Если нет каких-то дополнительных условий аварии, виновниками признаются оба участника.

Штрафные санкции за создание ДТП

Продолжаем знакомство с термином ДТП. По российским ПДД, сама ситуация дорожной аварии не является причиной для законного наказания, начисления штрафа. Ответственность наступает лишь за нарушение, которое стало причиной ДТП.

Два автомобиля столкнулись. Было выяснено, что один из водителей проехал на красный. Именно за это нарушение ему полагается штраф, а не за факт участия в ДТП.

Есть и другая ситуация. Водитель едет по дороге населенного пункта со скоростью 40 км/ч. При этом он задевает транспортное средство на своем пути. Получит ли данный автовладелец штраф? Он нарушил пункт 10.1 ПДД. Но штраф ему не будет выписан. Хоть виновником ДТП невнимательный водитель все же будет признан.

Самые распространенные наказания

Мы познакомились с определением ДТП. В Правилах дорожного движения представлена его главная характеристика.

По российской статистике, водители чаще всего получают штрафы за участие в дорожных авариях в следующих случаях.

  • Оставление места дорожной аварии ее виновником. Грозит уже не штрафом, а лишением водительского удостоверения на 1,5-2 года или административным арестом правонарушителя на 15 суток.
  • Употребление алкоголя, наркотических или психотропных веществ. Водитель лишается прав на 1,5-2 года.
  • Прочие нарушения. Например, не выставлен на трассу знак аварийной остановки. Наказание – денежный штраф.

Теперь вы знаете что такое ДТП, каким оно может быть по классификации и какими неотъемлемыми признаками обладает. Также мы проследили разницу между виновниками и участниками и определили какие факторы чаще всего становятся причинами дорожных аварий.

АВАРИЯ

АВАРИЯ — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ [1].

В современном производстве со сложными технологическими процессами периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов , коммуникаций, сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями.

Рис.1 Авария на пожароопасном объекте

Инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса [1].

Происшествие — это событие, в результате которого наступает чрезвычайная ситуация ( см. ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ). Например, поломка оборудования во время его работы может привести к остановке деятельности производств и инфраструктуры, а также человеческим жертвам [5].

Катастрофа — крупное неблагоприятное событие (авария, стихийное бедствие и другое), влекущее за собой трагические последствия: разрушения, гибель людей, животных, растительного мира [4].

Наиболее опасные последствия аварий — пожары (см. ПОЖАР), взрывы (см. ВЗРЫВ), обрушения и аварии на энергоносителях (энергоисточниках), атомных электростанциях, химических предприятиях, приводящие к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по причине человеческого фактора [3].

На предприятиях нефтяной, химической и газовой промышленности аварии вызывают загазованность, пролив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых веществ. Количество аварий на этих предприятиях ежегодно растет. За последние 30 лет количество аварий увеличилось в 2,5 раза. При этом количество жертв увеличилось в 6 раз, а экономический ущерб — в 11 раз. Такие предприятия наносят колоссальный ущерб окружающей среде. Причиной аварий могут стать стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании, нарушения технического процесса [3].

Рис.2 Авария на нефтеперерабатывающем заводе

Любая авария не может произойти по какой-то одной причине. Все аварии — это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов. Самый частый вариант — это когда ошибки, допущенные при проектировании, взаимодействуют с ошибками, допущенными при монтаже, и усугубляются неправильной эксплуатацией.

Вероятность возникновения аварии называется аварийностью. Когда в результате износа, отсутствия ремонта аварийность здания, сооружения, оборудования или транспортного средства превышает определенную норму, говорят, что объект находится на аварийной стадии. Для предотвращения аварии и вывода объекта из аварийной стадии производят профилактический ремонт [3].

Для оперативной ликвидации последствий аварии, обеспечения безопасности людей предусматриваются аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные средства.

Аварийно-спасательное формирование — самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ. Основу этой службы составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами [2].

Аварийно-спасательные средства — техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ [2].

Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таких мер лежит обеспечение надежности технологического процесса [3].

Основные меры обеспечения надежности функционирования объекта:

· выполнение требований государственных стандартов и строительных норм и правил, которые направлены на то, чтобы максимально исключить возможность аварии;

· жесткая производственная дисциплина, точное выполнение технологических процессов, использование оборудования в строгом соответствии с его техническим назначением;

· дублирование и увеличение запасов прочности важнейших элементов производства;

· четкая организация службы инспекции контроля и безопасности;

· тщательный подбор кадров, повышение практических знаний в объеме выполняемой работы;

· оценка условий производства с точки зрения возможности возникновения аварии [3].

Кооператив — для чего он нужен, подробный обзор

С термином «кооператив» можно встретиться как в разговорной, так и в деловой лексике. Это объединение граждан или субъектов хозяйствования для достижения общей цели. Сейчас подобная консолидация может быть зарегистрирована как отдельное юридическое лицо, если в этом есть необходимость. Единственное условие, которое должно быть соблюдено, это наличие в объединении 5 членов.

1. Что такое кооператив простыми словами

Кооперативом можно считать экономическое предприятие, которое основано благодаря взаимопомощи и совместной деятельности участников. Кооператив напрямую связан с интересами экономического характера своих членов. Основа деятельности объединения, это кооперативные принципы. Главный из них: «один пайщик – один голос».

Главный принцип кооператива: «один пайщик – один голос».

Именно поэтому объединение имеет конкретное отличие от власти капитала, когда речь идет об управлении хозяйственными объектами. Кроме этого, это одна из разновидностей объединений, которая на основе общего собрания организуют «Объединение кооперативов». Одна из распространенных интерпретаций применима для сельскохозяйственных или дачно-строительных кооперативов, образующих объединение для максимально выгодного удовлетворения потребностей участников.

Но, такая разновидность объединений чаще возникает по инициативам муниципальных районных управлений. Политику кооперативного движения можно отнести к отдельному отделению народно-хозяйственной экономики, где также присутствуют частные и государственные сектора.

Говоря о рыночной экономике, кооператив, по отношению к государственному или частному производству, это третья альтернатива. Кооперация – это объединение экономической деятельности и общественного движения. На данный момент в мире существует более 700 млн. подобных объединений. «Международный кооперативный альянс» насчитывает 192 национальных кооператива из 76 государств.

2. Разновидности кооперативов

Кооперативы делятся на:

  • и . Цель потребительских объединений – это удовлетворение потребностей участников. Коммерческие цели полностью отсутствуют. Например, как в случае с гаражным кооперативом. Цель производственных кооперативов, это производство какой-либо продукции с целью реализации и получения прибыли;
  • и коммерческие . Цель последней разновидности кооперативов, это получение дохода. Один из явных примеров, это сельскохозяйственный кооператив. Цель некоммерческого объединения, это ведение хозяйственной деятельности без получения прибыли (пример, дачный кооператив).

Кооперативы классифицируют, опираясь на характер их направления работы, а также задачи, связанные или не связанные с получением прибыли.

2.1. Производственные кооперативы

Производственный кооператив может состоять из пяти и более физических лиц. При необходимости в него могут входить юридические лица.

Главная цель деятельности – это получение прибыли после реализации производимой продукции или услуг. Для участия в объединении участники делают паевой взнос. Это могут быть:

  • Нематериальные активы;
  • Денежные средства;
  • Имущество;
  • Ценные бумаги.

Деятельность кооператива регулируется законодательством и регламентируется принятым уставом. Члены и объединения несут субсидиарную ответственность. Если организация не погасит свои обязательства, это должны сделать члены, используя своё имущество.

В производственный кооператив могут войти:

  • Лица, не имеющие гражданства;
  • Граждане РФ;
  • Граждане иных государств;
  • Организации (через представителя);

Управляется объединение собранием пайщиков. К постоянно действующему органу относятся председатель или правление. Каждый производственный кооператив должен быть зарегистрирован в Федеральной налоговой службе, так как он является налогоплательщиком в зависимости от определённой системы, упрощённой или общей.

2.2. Потребительский сельскохозяйственный кооператив

Потребительский сельскохозяйственный кооператив — это некоммерческая организация, поэтому её главная цель не состоит в получении прибыли. Данные разновидности объединений создаются для осуществления выгодных закупок, например, удобрений или больших объемов продукции.

Стоит заметить, что в данном случае каждый из членов объединения ощутит на себе выгоду. Но, если будет получена прибыль, она распределиться не на всех членов кооператива.

2.3. Производственный сельскохозяйственный кооператив

Эта разновидность объединения является подвидом производственного кооператива. Деятельность может иметь следующие направления:

  • Продажа сельскохозяйственной продукции;
  • Производство товаров сельского хозяйства;
  • Переработка продукции.

Основной паевой взнос в эту разновидность объединения, это земельные наделы. Также это могут быть какие-либо нематериальные активы, например, орудия производства, сельхоз транспорт или деньги.

2.4. Жилищно-строительный кооператив

Данная форма объединений была популярна В СССР, но, несмотря на это, существует она и в современной России. Люди создают объединения с целью строительства, когда они занимаются этим не самостоятельно, а нанимают строительную организацию. Еще одна цель, это дальнейшее обслуживание жилья. ЖСК не преследует коммерческую выгоду и является потребительским объединением.

Паевой взнос, это денежные средства. Если речь идет о строительстве дома, взнос приравнивается к цене будущей квартиры. Когда дом будет сдан в эксплуатацию, владельцы квартир вносят деньги на его обслуживание и содержание.

2.5. Гаражно-строительные кооперативы

В качестве паевых взносов здесь рассматриваются только деньги. Данная сумма равна цене одного гаража. После внесения пая, член объединения будет иметь право собственности на гараж. Если физическое лицо вступает в уже созданный ранее кооператив, он становится его членом и каждый год должен вносить пай, который будет направлен на обслуживание помещения. Также здесь предусмотрены целевые взносы, например, на строительство или ремонт дороги.

2.6. Дачный кооператив

Дачный кооператив — это объединение потребительского типа, так как оно создано для эксплуатации и строительства дачных участков на деньги, которые внесены членами кооператива. Каждый из его участников получает свой статус после приобретения земельного участка или дома. Участник кооператива также должен делать целевые и ежегодные взносы. Целью объединения является помощь владельцев домов и участников при возникновении общих проблем и развитие дачного хозяйства.

3. Кредитные потребительские кооперативы (КПК)

Как и в остальных разновидностях объединений, членство в КПК является добровольным. Сюда могут входить как юридические, так и физические лица. Основа кооператива, это членство по географическому, профессиональному или другому принципу с целью покрыть потребности финансового характера каждого из его участников.

Деятельность объединения регулируется законом «О кредитной кооперации». Стоит учесть, что КПК не является банком. Суть кредитного кооператива состоит в том, чтобы организовать орган финансовой взаимопомощи для его членов посредством:

  • Размещения финансов и предоставления займов участникам кредитного кооператива с целью решить их временные финансовые трудности или удовлетворить потребности;
  • Объединения взносов и привлечения других финансовых источников.

Исходя из вышесказанного, главная цель КПК, это объединить вкладчиков, а именно их средства, чтобы в дальнейшем использовать эти деньги для решения каких-либо финансовых задач. В объединение могут входить такие категории граждан как:

  • Страдающие от недостатка финансовых средств. Такие люди хотят получить долгосрочные или краткосрочные займы на более выгодных условиях, чем в банках и других финансовых учреждениях;
  • У которых есть деньги на вложения в выгодное дело, и они хотят приумножить их.

У кооператива такой формы есть право на принятие сбережений от сторонних организаций или граждан под процент. Также они могут выдавать деньги взаймы. Но, кредит может быть выдан только участнику объединения. Кроме этого, КПК имеет право на вложение средств в перспективные проекты, что в дальнейшем поможет приумножить имеющиеся средства и обеспечить участников дополнительной прибылью.

4. Плюсы и минусы кооператива

Если сравнивать с банками, кредитный кооператив имеет ряд следующих преимуществ:

  • Простота оформления кредита. КПК может выдать займ даже в том случае, если у его участника плохая кредитная история. Также здесь не нужно предоставлять справок о доходах и приводить поручителей;
  • Объединение работает на принципах взаимопомощи и равноправия;
  • Любое из подобных объединений имеет право на формирование своей индивидуальной и системы, скидок и льгот для своих членов;
  • Процент доходности кооператива для каждого его участника более высокий, чем в банке. Также здесь можно вложить меньшую сумму, чем в других финансовых учреждениях, а договор расторгается в одностороннем порядке в любое время на усмотрение участника.
  • В некоторых случаях, процент по кредиту превышает банковский;
  • Вклады не могут получать страховку со стороны государства;
  • Сбережения могут храниться только в рублях;
  • Каждый из участников объединения должен платить налог с полученных процентов по вложениям.

5. Какие документы нужны для регистрации кооператива

Если определена необходимая разновидность кооператива, следующий шаг, это сбор требуемых документов для регистрации. В уставе объединения необходимо прописать все правила работы кооператива. Практически все разновидности кооперативов при регистрации требуют один и тот же пакет документов.

Иногда список зависит от разновидности подачи документов, а именно:

  • С помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП);
  • Личная подача;
  • По почте;
  • Через доверенное лицо.

Если речь идёт о личной подаче документов, заявитель должен предоставить следующее:

  • Устав объединения в двух экземплярах;
  • Документ о выплате государственной пошлины (4000 рублей);
  • Заявление о государственной регистрации (1 экземпляр по форме P11001);
  • Если потребуется, предоставляется уведомление об упрощенной системе налогообложения (3 экземпляра);
  • 1 экземпляр протокола общего собрания учредителей;
  • Документ, который подтверждает право на использование адреса при регистрации объединения.

Не считая дня подачи, через 3 рабочих дня заявитель получит ответ из налоговой. Говоря о регистрации по доверенности, процедура практически будет идентичной. Она отличается только тем, что заявление о регистрации по форме Р11001 следует заверить у нотариуса и подписать (подпись также заявляется нотариально).

Если выбрать выбран способ с помощью ЭЦП, отправляться в ФНС и нотариусу необязательно. Но в документах должна обязательно стоять электронная подпись. Её необходимо выпустить перед подачей бумаг. Если выбрана электронная отправка документов, государственную пошлину платить не придётся. Также не требуется нотариальное заверение бумаг.

Список документов в данном случае выглядит так:

  • 1 экземпляр устава кооператива;
  • Уведомление, подтверждающее переход на упрощенную систему налогообложения (при необходимости);
  • Заявление по форме Р11001 о государственной регистрации;
  • Протокол общего собрания учредителей;
  • Документ о праве на использование адреса кооператива в момент регистрации.

Для отправки документы необходимо отсканировать и перевести в формат TIFF. На всех бумагах должна стоять электронная цифровая подпись заявителя. После этого бумаги можно отправить на сайт налоговой службы. Отправку можно осуществить, находясь на территории любого субъекта РФ.

Кооператив является одним из лучших вариантов объединения для людей, которые объединив свои усилия смогут гораздо эффективнее и быстрее достигать поставленных целей. Если гражданин хочет избавиться от членства, он может сделать это добровольно. Кроме этого возможны такие случаи как прекращение работы объединения, прекращение трудового участия (если речь идёт о производственном кооперативе), неуплата взносов и смерть.

Организация потребительского кооператива

Потребительскими кооперативами называют такие объединения граждан или юрлиц, которые позволяют заниматься предпринимательством и получать льготы по налогам и сборам. Как создаются кооперативы и каким образом они функционируют, поговорим сегодня.

Понятие потребительского кооператива, виды и функции

Понятие этой организации дано в ст. 123.2 ГК. Потребительским кооперативом признается объединение граждан и (или) юридических лиц, носящее добровольный характер, реализуемое в результате объединения ими паевых имущественных взносов. Это понятие содержит основные признаки организации:

Объединение однородных интересов. Потребительские кооперативы служат возможностью удовлетворять схожие потребности членов. Примером может послужить организация, объединяющая собственников гаражей. Он носит некоммерческий характер, чем отличается от производственного кооператива.

Имущественную основу деятельности составляет паевой взнос каждого участника. Члены организации совместно финансируют реализацию общих интересов.

В отличие от производственного кооператива, в состав могут входить как граждане, так и юридические лица. Участники приобретают особый правовой статус членов потребительского кооператива.

Виды потребительских кооперативов

Основанием для классификации этих организаций вступает вид деятельности, осуществляемый ими. Сельскохозяйственный потребительский кооператив связан с изготовлением и реализацией аграрной продукции (такой статус возможен даже при ведении деятельности производственного характера). Жилищно-строительный потребительский кооператив осуществляет возведение жилой недвижимости и функции управления ей в интересах собственников квартир.

Общество взаимного страхования аккумулирует средства на покрытие возможных убытков его членов. Количество видов потребительских кооперативов соответствует числу сфер, в которых могут реализовываться интересы каждого члена, готового внести паевой взнос.

Закон о потребительской кооперации предусматривает особую классификацию, которая включает следующие виды организаций:

  • Потребительское общество, создаваемое по территориальному признаку.
  • Союз потребительских обществ, в который входят указанные в предыдущем пункте лица, объединяющий их на большей территории.

Сельскохозяйственный кооператив

Сельскохозяйственная кооперация помогает мелким сельскохозяйственным производителям конкурировать с крупным агробизнесом. При этом в своем классическом варианте такое объединение не означает коллективизацию: мелкие частные хозяйства сохраняют свою индивидуальность и независимость, но некоторые хозяйственные операции выполняются вместе.

Например, несколько крестьянских дворов объединились и закупили в складчину оборудование по переработке молока в масло, наняли работников и управляющих. Это новое предприятие и будет кооперативом (перерабатывающим и сбытовым), владельцами которого становятся крестьяне. Теперь они сдают туда свое молоко и получают выгоду от продажи его в виде масла. Объединившись, мелкие сельскохозяйственные производители становятся сильнее и устойчивей в конкурентной борьбе с крупным капиталом. В целом сельскохозяйственный кооператив чем-то напоминает акционерное общество, однако в кооперативе есть классическое правило: «один член — один голос», тогда как в акционерном обществе, скорее, работает правило «один рубль — один голос».

В России есть два типа сельскохозяйственных кооперативов: сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК) и сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПоК). К последним относятся и сельскохозяйственные кредитные кооперативы. СПК — это наследники советских колхозов (которые тоже формально были производственными кооперативами), а СПоК — это объединение мелких частных предпринимателей. СПоКи — это кооперативы в западноевропейском понимании.

Объединяющие признаки кооперативов

Наряду с отличительными признаками кооперативы, виды и особенности которых охарактеризованы, обладают общими чертами. Девятнадцатый и двадцатый век показали существенные объединяющие признаки. К ним относятся:

  • личное членство участников;
  • понимание экономической цели;
  • нацеленность на взаимовыручку;
  • свободные вхождение и выход;
  • членами кооператива в первую очередь становятся нуждающиеся;
  • в кооператив может вступить неограниченное количество пайщиков;
  • объединение происходит на основе хозяйствования;
  • члены-пайщики участвуют в управлении предприятием.

Создание кооператива

Для создания кооператива нужно сформировать комитет, который занимается подготовкой:

  • Обоснование проекта и деятельности кооператива.
  • Размер паевого фонда и пути его формирования.
  • Разработка проекта устава.
  • Организация приема заявок о вступлении в объединение.
  • Утверждение устава.
  • Выбор председателя и правления.
  • Формирование наблюдательного совета.

Все эти действия являются подготовкой к созданию сельскохозяйственного кооператива.

Устав — это учредительный документ кооператива. В статье 11 ФЗ №193 перечислены сведения, которые должны содержаться в документе:

  • Название учреждения.
  • Предмет, сроки и цели деятельности.
  • Размер паевых взносов.
  • Условия формирования неделимых взносов.
  • Условия субсидиарной ответственности.
  • Состав управленческого органа.
  • Права и обязанности участников.
  • Условия ликвидации.

Устав может корректироваться. Однако для этого нужно соответствующее решение общего собрания.

Кооператив принимает оплату и тратит деньги с расчетного счета — это специальный банковский счет для бизнеса. Если ваш расчетный счет открыт в Модульбанке, то вы можете бесплатно выводить на карту до 500 000 рублей в месяц. Чтобы выводить больше, выгоднее всего подключить опцию «Зеленый лимит», с которой можно переводить на карту любые суммы, заработанные на крупных маркетплейсах, с комиссией всего от 0,75%.

Если зарабатываете деньги за рубежом, то нужно подтверждать законность сделок, эта процедура называется валютный контроль. Собираете справки и отправляете их в банк — и через некоторое время получаете заработанную прибыль. Чтобы проходить контроль за два часа и без заполнения кучи документов, пользуйтесь этой услугой в Модульбанке — сотрудники банка сделают все за вас за два часа.

Откройте счет для бизнеса — получите MacBook

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

Производственный кооператив. Плюсы и минусы. Примеры из практики

Производственный кооператив (далее по тексту — ПК) достаточно часто упоминают как эффективную модель налоговой оптимизации в части уплаты страховых взносов. ПК действительно дает в этом плане ряд возможностей, однако не так много, как об этом заявляют некоторые «налоговые Копперфильды». И, как это обычно бывает, для реализации этих возможностей на практике потребуется уделить много внимания специфике бизнеса и особенностям производственного кооператива как юридической конструкции. Материал на эту тему подготовили специалисты taxCOACH.

Производственным кооперативом (артелью) (далее — кооператив) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Кооператив является юридическим лицом — коммерческой организацией.
Ст. 1 Федерального закона «О производственных кооперативах»

Это коммерческая организация, являющаяся объединением граждан (также членами производственного кооператива могут быть и юридические лица) в целях осуществления совместной предпринимательской деятельности в практически любой отрасли, а не только в производстве (п. 1 ст. 2 Закона).

Ключевые особенности производственного кооператива

(А) Наличие законодательно закрепленного требования к минимальному количеству членов ПК — не менее 5 человек. Максимальное число членов кооператива не установлено;

(Б) Пайщиков можно разделить на две группы:

1. принимающие личное трудовое участие в деятельности кооператива

2. не принимающие личного трудового участия в деятельности кооператива. Их количество не должно превышать 25% от числа членов кооператива, входящих в первую группу.

(В) Кооператив может нанимать на работу сотрудников, не являющихся членами кооператива. Их число не может превышать 30 % от количества пайщиков в ПК.

(Г) Член кооператива вносит в качестве вклада в ПК, в том числе, свою способность к труду, поэтому нет необходимости заключать с ним трудовой договор. Отношения с кооперативом (в частности, порядок вступления и выхода из кооператива, режим труда и отдыха, порядок распределения прибыли и т.п.) регулируются законом, уставом кооператива и правилами внутреннего распорядка кооператива, а не трудовым договором (ст.19, 20 ФЗ «О производственных кооперативах»).

(Д) Члены кооператива, не заключившие трудовой договор с кооперативом, но принимающие трудовое участие в его деятельности (ведь именно с этой целью они и объединились в кооператив), не учитываются при определении средней списочной численности работников ПК подп. 8 п.78 Приказа Федеральной службы государственной статистики от 27.11.2019 г. № 711 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения. ». Соответственно, есть возможность соблюдения ограничения по предельной численности работников для применения УСН (100 человек) при фактическом задействовании в производственном процессе намного большего числа лиц, так как члены кооператива при исчислении предельной численности не учитываются.

(Е) Члены кооператива подлежат социальному и обязательному медицинскому страхованию и социальному обеспечению наравне с наемными работниками кооператива. Время работы в кооперативе включается в трудовой стаж, в трудовой книжке делается запись о членстве в кооперативе.

(Ж) Член кооператива может быть исключен из него решением пайщиков при прекращении осуществления трудовой функции в интересах кооператива.

Говоря о преимуществах ПК, указывают на два ключевых для бизнеса момента: экономия на страховых взносах и имущественная безопасность.

Об экономии на страховых взносах в ПК

Идея «экономии на страховых взносов» в ПК основывается на том, что прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с 1) их личным и (или) иным участием и 2) размером паевого взноса. Пропорционально размеру паевого взноса может распределяться не более 50% всей прибыли ПК. Именно в этом кроется одновременно потенциал и опасность эффекта оптимизации страховых взносов при выплатах членам производственного кооператива!

  • плата за труд в денежной и(или) натуральной форме. Это фактически заработная плата, которая облагается НДФЛ и страховыми взносами в общеустановленном порядке. Итого налогообложение: 13% НДФЛ 30% страховые взносы.
  • часть прибыли ПК, распределенная в его пользу

а) пропорционально размеру паевого взноса — таким образом может распределяться не более 50% прибыли (ч. 2 ст. 12 ФЗ «О ПК»).

Данная выплата по своему характеру не является доходом от выполнения работ (оказания услуг) и является по содержанию дивидендами (п.1 ст. 43 НК РФ). Подлежит выплате из чистой прибыли и не облагается страховыми взносами. Ставка НДФЛ при этом составляет 13% как для выплаты дивидендов.

Итого: налог на доходы у кооператива (20% налог на прибыль либо 5 (6, 7, 10, 15) % по УСН) 13 % НФДЛ.

б) в соответствии с личным трудовым и иным участием члена кооператива.

Предполагалось, что и эти выплаты также по своей природе являются дивидендами, поскольку представляют собой уже часть оставшейся после налогообложения прибыли кооператива и, соответственно, не облагаются страховыми взносами.

Однако не все так просто.

Позиция Минфина РФ: «для целей исчисления страховых взносов следует разграничивать выплаты, связанные с исполнением членами кооператива своих трудовых обязанностей, от выплат, получаемых ими пропорционально внесенным паевым взносам, и от выплат, получаемых ими пропорционально иному участию». (Письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 июля 2017 г. № 03-15-06/45648, от 23 октября 2017 г. № 03-15-06/69180).

Таким образом, министерство признает три вида выплат:

  • пропорционально взносам — не более 50% всей прибыли кооператива;
  • пропорционально трудовому участию,
  • в зависимости от иного участия.

При этом «выплата члену кооператива части прибыли, произведенная в зависимости от его трудового участия, подлежит обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование в общеустановленном порядке». То есть, выплаты, пропорциональные трудовому участию, облагаются страховыми взносами. Освобождены — пропорциональные вкладам и иному участию. Что, в принципе, уже не плохо.

Позиция судов: общий тренд последних лет — любая увязка распределения прибыли в кооперативе с трудовым участием требует начисления страховых взносов.

Первоначально вектор задал Верховый суд РФ, отправив в феврале 2015 года на новое рассмотрение дело кооператива, распределившего между пайщиками 70% своей прибыли пропорционально их годовой заработной плате. В итоге суды признали выплаты напрямую связанными с системой оплаты туда, а потому подлежащими обложению со страховыми взносами. (См. Дело №А65-23251/2013).

И далее в практике связь с трудовыми отношениями влекла дополнительные обязательства кооператива:

выплата производилась в сроки выплаты заработной платы; в отношении всех членов . велся учет рабочего времени, в соответствии с которым им пропорционально отработанному времени ежемесячно производились оплата труда и кооперативные выплаты. начисление дивидендов отсутствует. (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 апреля 2018 г. по делу №А03-3531/2017).

выплаты членам кооператива производились, исходя из объемов выполненных работ с учетом предусмотренных расценок. Фактом, разграничивающим обложение страховыми взносами на социальное страхование выплат членам кооператива является основание выплаты членам кооператива, которое могут выплачиваться исходя из их личного трудового участия или пропорционально внесенного им паевого взноса (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2019 г. по делу № 15688/2018).

Здесь справедливо возникает вопрос, а что из себя тогда может представлять «иное участие», от страховых вносов освобожденное?

Так, суд признал нетрудовым участие «в организации массовых культурно- развлекательных мероприятий, в оформлении витрин, холлов, обеденных залов и пр., в оформлении прилегающих территорий и др.». Кооператив, к слову, оказывающий услуги ресторана, даже представил журнал ежемесячного учета доли участия в таких мероприятиях.

Наблюдение из практики: суды критически подходят к юридическим рассуждениям о нетождественности понятий «трудовой вклад», «трудовая функция» и т.п. Если есть хоть какая-то увязка с зарплатой, трудом и и т.п., страховым взносам — быть.

«Довод подателя жалобы о том, что понятие „трудовое участие“ и „трудовая функция“ не являются тождественными понятиями, трудовые отношения не регулируются ТК РФ и потому не подлежит обложению страховыми взносами на пенсионное страхование отклоняется как основанные на неверном толковании норм материального права». (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2019 г. по делу № 15688/2018).

О деловой цели создания ПК

Отдельное беспокойство вызывает практика внедрения инструмента. Зачастую она выглядит так: бывшие работники компании учреждают кооператив, который с этой компанией заключает договор оказания услуг/подряда/предоставления персонала. При этом работники фактически продолжают работать на тех же рабочих местах, выполнять ту же функцию, подчиняться тем же лицам и оплаты от старых компаний — единственный источник доходов такого кооператива. О чем контролирующие органы и суды обязательно напоминают налогоплательщику (плательщику сборов):

«члены кооператива „К.“, в большинстве своем, — это бывшие работники обществ с ограниченной ответственностью „М.“ „У.“ (70 человек), т.е. предприятий, выступающих заказчиками услуг по предоставлению персонала, уволенные из указанных организаций и принятые на следующий день в названный Кооператив, продолжающие выполнять те же трудовые функции и на тех же объектах бывших работодателей» (Постановление АС УрО от 13.11.2019 по делу №А50-1186/2019).

Дополнительно: находятся по одному адресу, взаимозависимы. Несмотря на отсутствие прямой оценки данного факта, в решениях очевидно читается о негативном восприятии этих моментов и, как следствие, понимание всеми отсутствия деловой цели отношений, самостоятельности и самодостаточности такого кооператива. То есть, его фиктивности.

В качестве рекомендаций:

1. У любого решения должна быть деловая цель. Так и в создании ПК, особенно из бывших работников. «Истории» про повышение мотивации сотрудников контролирующие органы не впечатляют.

2. Регулируя отношения партнеров, используйте максимально предусмотренную законодательством возможность распределения прибыли между членами кооператива пропорционально паевым взносам, то есть на все 50%. Не забывайте про распределение в соответствии с иными основаниями, которые тоже не облагаются. Здесь главное определиться с содержанием этого «иного».

3. Избегайте в регламентации деятельности членов кооператива отсылок к документам, свойственным для трудовых отношений: штатное расписание, тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции, приказы о назначении на должность и прочие документы, указывающие на конкретную профессию, специальность, вид поручаемой работы.

Пример использования ПК в практике taxCOACH

Основным видом деятельности бизнеса было производство химических веществ и их продажа промышленникам. Ключевая особенность в том, что подобных химических производств было несколько, и постоянно появлялись новые. Продажей же занималась группа менеджеров, не имеющих специальных познаний в химии, но умеющих продать «что угодно». Особенности реальных условий, в которых они выполняли свои обязанности, заключались в следующем:

  • минимальный фиксированный оклад;
  • основной доход — процент от прибыли, заработанной конкретным менеджером;
  • прописанная система штрафов и поощрений, разработанная самими менеджерами;
  • дополнительные основания для увольнения менеджеров;
  • отсутствуют стационарные рабочие места: имеется помещение с пустыми рабочими столами, за которые любой из менеджеров может сесть со своим ноутбуком. После работы стол должен оставаться таким же пустым, как и был. Подобие коворкинговых центров.

Очевидно, что подобный характер отношений менеджеров и компании не вмещаются в рамки трудовых отношений с их обязательными нормативами и гарантиями. Это и было первоочередной задачей в создании этой компании. Менеджеры и основатель бизнеса хотели найти полностью официальное и законное русло, но в строгом соответствии с их изначальными договоренностями.

Поскольку важной особенностью этой части бизнеса является именно умение продать «все, что угодно», эту его компетенцию и было решено облечь в форме Производственного кооператива, оказывающего услуги по поиску покупателей производственным подразделениям.

Созданный в форме ПК Торговый дом в этом случае накапливал клиентскую базу и опыт успешной деятельности, продавая от своего имени и под своей торговой маркой химические вещества. Производственный же сектор мог в свою очередь нарастать и видоизменяться без ущерба связям с клиентами. Все нюансы отношений с менеджерами были гибко отрегулированы в Уставе ПК.

Это позволило не только облечь все особенности работы «продажников» в юридически правомерные формы, но и дать возможность для минимизации затрат. При этом подчеркиваем — что налоговая экономия здесь — не основная цель, а «побочный» эффект обличения отношений в соответствующую им юридическую форму. К слову, ежеквартально распределять прибыль пайщики стали только через год после создания компании.

Таким образом, использование производственного кооператива требует сдержанного подхода, а некоторые его действительно уникальные и эффективные особенности открываются только продвинутым пользователям.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: