Общая правоспособность: что это такое, описание и особенности

Правоспособность: что это простыми словами, примеры, виды

Что такое правоспособность?

Правоспособность – это предусмотренная законом способность лица или организации иметь гражданские права и обязанности. Она является первоначальным условием для возможности участия в правоотношениях. Современное право подразумевает, что все граждане государства обладают равной правоспособностью. Каждый индивид обретает её при рождении и сохраняет до конца жизни. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и теряется в момент прекращения его деятельности).

Следует понимать, что правоспособность не является естественным атрибутом человека, имеющимся у него от природы. Она определяется действующими законами, и в истории человечества бывали периоды, когда отдельные социальные группы или страты частично либо полностью были её лишены (рабы, крепостные крестьяне). Однако, правовые системы современных государств не допускают возможности лишения кого-либо гражданской правоспособности.

Примеры

Права и обязанности, наличие которых подразумевает правоспособность, охватываются понятием «содержание правоспособности«. Именно в контексте содержания правоспособности мы рассмотрим некоторые примеры прав, которые лежат в основе правоспособности. Очевидно, что их перечень огромен и постоянно расширяется, поэтому привести здесь их все невозможно. Но мы рассмотрим основные примеры, закрепленные в статье 18 ГК РФ:

  • владеть имуществом, завещать его или получать в наследство;
  • заниматься любой законной деятельностью;
  • объединяться в организации;
  • заключать сделки, не нарушающие законов;
  • выбирать и без ограничений менять место жительства;
  • обладать авторскими правами на плоды своей творческой, исследовательской или иной интеллектуальной деятельности;
  • обладать другими имущественными и неимущественными правами.

Правоспособность индивид получает сразу после рождения, однако не всеми из перечисленных прав может обладать трёхлетний ребёнок. Он может получить наследство и быть владельцем имущества, но он не может совершать сделки с этим имуществом. Остальные права он получает постепенно – по мере взросления и обретения дееспособности.

Виды правоспособности

Чтобы лучше понять, что такое правоспособность, разберёмся с её видами. Каждый из них подразумевает определённый перечень прав и обязательств, присутствующих у индивида в заданных обстоятельствах. Всего выделяют 4 вида, и каждый из них стоит рассмотреть детально.

1. Общая правоспособность

Сюда входят права и обязанности, которые предусмотрены конституцией государства. К общей правоспособности относятся такие права как:

  • право на жизнь;
  • право на свободу;
  • право на личную неприкосновенность;
  • право на свободное передвижение.

2. Отраслевая правоспособность

В разных сферах жизни общества правоотношения между людьми (а также между людьми и организациями) могут регулироваться отдельными отраслями права. Это подразумевает, что у них возникают дополнительные права, обязанности и ограничения, предусмотренные соответствующими нормативно-правовыми актами.

Примеры отраслевой правоспособности:

  • права и обязанности супругов, предусмотренные семейным правом;
  • права и обязанности сторон, предусмотренные земельным правом.

3. Специальная правоспособность

В некоторых случаях должностное положение может влиять на перечень прав и обязанностей лица, в чём-то расширяя его, в чем-то ограничивая. Прежде всего, это государственные служащие, занимающие должности разного уровня, такие как:

  • президент государства;
  • судья, прокурор, следователь;
  • военнослужащий.

4. Ограниченная правоспособность

В предусмотренных законодательством случаях правоспособность индивида может принудительно ограничиваться. В правовом государстве это возможно исключительно при наличии существенных обстоятельств (например, если человек совершил преступление или представляет опасность, либо существует некая внешняя угроза). При этом закон строго оговаривает, какие права и в какой мере могут подлежать ограничению. Обычно речь идёт об ограничении возможности передвижения или запрете заниматься определённой деятельностью.

Примеры ограничений правоспособности:

  • особый правовой режим при введении чрезвычайного положения;
  • лишение родительских прав, если родители недобросовестно относятся к родительским обязанностям, уклоняются от уплаты алиментов или представляют опасность для ребёнка;
  • ограничения на отдельные виды деятельности, связанные с источниками повышенной опасности (например, люди с некоторыми формами нарушения цветовосприятия не могут водить транспортные средства);
  • ограничения, связанные с приобретением оружия и владением им.

Ограниченная правоспособность может наступать не только из-за собственных поступков субъекта, но и из-за состояния его здоровья или внешних обстоятельств.

Как возникает правоспособность?

Как уже было отмечено, правоспособность возникает сразу после рождения и сохраняется в течение всей жизни индивида. Здесь стоит отметить, что всё ещё ведутся активные дискуссии о том, чтобы начинать считать индивидом эмбрион во время вынашивания и соответствующим образом пересмотреть его правовой статус.

Однако с позиции права тут всё однозначно: индивид обретает правоспособность строго после рождения. А современная медицина считает ребёнка родившимся ровно в тот момент, когда он начинает дышать самостоятельно. По сути, это подразумевает, что первый самостоятельный вдох новорожденного – это и есть момент обретения им правоспособности.

При этом возможна ситуация, которая на первый взгляд противоречит вышесказанному: ребёнок, родившийся после смерти наследодателя, может претендовать на наследство, если был зачат при его жизни. Это не подразумевает, что он обрёл правоспособность, ещё не родившись. Просто закон защищает его право наследования до того, как это право возникает. А в момент рождения, обретя правоспособность, ребёнок становится наследником и может участвовать в разделе наследства.

Отличия правоспособности от субъективного права

Субъективное право – это признаваемое государством право субъекта претендовать на определённое благо или придерживаться определённой формы поведения. Главное отличие между субъективным правом и правоспособностью заключается в том, что от первого человек может отказаться. Второе же является его неотъемлемым свойством, которое нельзя отобрать и от которого невозможно отказаться.

Чтобы лучше понять, что такое правоспособность, её можно рассматривать как предпосылку к возникновению субъективных прав. Её наличие подразумевает, что у индивида присутствует потенциальная возможность иметь определённые права. К примеру, любой человек может быть владельцем квартиры. Но это не значит, что у него уже есть собственная недвижимость или он может требовать, чтобы ему безвозмездно её предоставили.

Читайте также:
Неделимая вещь: что это такое, описание и особенности

Наиболее распространённым примером субъективного права является право собственности, для возникновения которого должны быть реализованы некоторые юридические факты. После покупки и оформления документов гражданин, до этого обладавший только правоспособностью, получает право собственности на недвижимость, которое является субъективным гражданским правом.

Соотношение правоспособности и дееспособности

Правоспособность – это лишь способность участвовать в гражданско-правовых отношениях. Чтобы эти отношения стали возможными, необходима также дееспособность. Далеко не все понимают разницу между этими двумя понятиями, но они коренным образом отличаются. Правоспособность, как мы уже выяснили, присутствует у человека на протяжении всей его жизни и не может быть отчуждена.

Дееспособность – это способность индивида осознанно и самостоятельно действовать, соблюдая свои права и обязанности. Поскольку ребёнок не может делать всё перечисленное осознанно и самостоятельно, он обладает правоспособностью, но не дееспособностью.

Полная дееспособность возникает у личности только с наступлением совершеннолетия (в большинстве современных государств – в 18 лет). При этом частичная дееспособность возникает существенно раньше и, как правило, в несколько этапов. К примеру, в РФ ребёнок получает право совершать мелкие бытовые сделки (например, купить булочку в школьной столовой) с 6 лет.

Таким образом, до 6 лет ребёнок считается недееспособным, а после – частично дееспособным. Также с этого возраста он может принимать в дар различные вещи или деньги. С 14 лет объём дееспособности расширяется. Подросток получает возможность работать (с некоторыми условиями) и самостоятельно распоряжаться заработанными или полученными иным образом (например, в качестве стипендии) средствами. Однако деньгами или материальными ценностями, полученными в дар или по наследству, он может распоряжаться только под контролем родителей или опекунов.

Ещё одно важное отличие состоит в том, что дееспособность может быть принудительно ограничена. К примеру, если гражданин потерял контроль над собой и больше не может сдерживать зависимость от азартных игр, алкоголя или психотропных веществ, его дееспособность может быть принудительно ограничена. В частности, существенно ограничивается его возможность распоряжаться своим имуществом и доходами – он может делать это только под контролем попечителей.

Заключение

Правоспособность – это важнейший атрибут индивида, возникающий у него сразу после рождения и сохраняющийся на протяжении всей жизни. При этом её нельзя считать естественным свойством человека, поскольку она появляется не сама по себе, а порождается объективным правом. Впоследствии правоспособность становится предпосылкой для обладания субъективными правами, получаемыми гражданином после обретения дееспособности.

Субъекты права: понятие и виды. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность

Понятие субъектов права

Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства.

Иначе, субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей.

Понятия “субъекты права” и “субъекты правоотношений” в принципе равнозначны, хотя в научной литературе на этот счет делаются определенные оговорки:

    1. конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений;
    2. новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений;
    3. правоотношения – не единственная форма реализации права.

Из истории мы знаем, что далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например рабы могли быть лишь объектом права (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как “говорящее орудие”, предмет, вещь. Впрочем, там не было равноправия и среди свободных.

При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а стало быть, и полноценными субъектами права. Они были существенно ограничены в правах. Феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий и т.д.

В современных цивилизованных странах эти дискриминации устранены. В Международном пакте о гражданских и политических правах (1966) записано: “Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности” (ст. 16). Данное положение закреплено также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 6).

Виды субъектов права

Субъекты права подразделяются на:

1) индивидуальные (физические лица):

    • граждане Российской Федерации;
    • иностранцы;
    • лица без гражданства (апатриды);
    • лица с двойным гражданством (бипатриды).

2) коллективные (юридические лица):

    • само государство;
    • государственные органы и учреждения;
    • общественные объединения;
    • административно-территориальные единицы;
    • субъекты Российской Федерации;
    • избирательные округа;
    • религиозные организации;
    • промышленные предприятия;
    • иностранные фирмы;
    • специальные субъекты (юридические лица).

По российскому законодательству, далеко не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям.

Признаки юридического лица сформулированы в ст. 48 ГК РФ:

    1. имущественная обособленность;
    2. способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности;
    3. быть истцом и ответчиком в суде.

Само понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, т.е. в имущественных, обязательственных отношениях.

Правоспособность, дееспособность и правосубъектность субъектов права

Правоспособность – признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем (не фактическое правообладание, а только постулируемая заранее возможность или способность к этому).

Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью .

Правоспособность – не естественное, а общественно-правовое качество субъектов, носящее абсолютный, универсальный характер. Оно вытекает из международных пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости. Обязанность каждого государства – должным образом гарантировать и защищать это качество.

Читайте также:
Распорядительная лицензия: что это такое, описание и особенности

Главное в правоспособности – не права, а принципиальная возможность или способность иметь их.

Подчеркнем, правоспособность – не сумма каких-то прав, не количественное их выражение, а непременное и постоянное гражданское состояние личности, элемент ее правового статуса, предпосылка к правообладанию . Эта способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах не может быть прекращена, аннулирована. Она признается априори как безусловная и бесспорная аксиома – нечто само собой разумеющееся. Любой гражданин, в том числе несовершеннолетний, твердо знает, что он является правоспособным и, следовательно, может стать носителем (сейчас или в будущем) соответствующих прав и свобод.

Виды правоспособности:

    1. общая,
    2. отраслевая,
    3. специальная.

Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание теми или иными правами может наступить, как уже говорилось, лишь при известных условиях. В российском законодательстве нет определения общей правоспособности, а только гражданской. Но в науке, в общей теории права, оно сложилось.

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права. Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная.

Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность – это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант. К примеру, профессия судьи, врача, ученого, артиста, музыканта и др.

Правоспособность организаций, юридических лиц также является специальной, она определяется целями и задачами их деятельности, зафиксированными в соответствующих уставах и положениях о них. Возникает в момент создания той или иной организации и прекращается вместе с ее ликвидацией.

Дееспособность – не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность приобретать их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений.

Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в то время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста.

Если правоспособность сопутствует индивиду на протяжении всей его жизни, то дееспособность – лишь с определенного возраста. Например, дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь известные права, но не могут их осуществлять. За них выступают их законные представители – родители, опекуны, попечители.

Правосубъектность – это правоспособность и дееспособность вместе взятые, т.е. праводееспособность.

Это собирательное понятие отражает те ситуации, когда правоспособность и дееспособность неразделимы во времени, органически сливаются воедино, например, у организаций или взрослых лиц, когда они одновременно и правоспособны, и дееспособны. Не существует правоспособных, но недееспособных коллективных субъектов. На них разграничение указанных свойств не распространяется.

Правосубъектность – это возможность или способность лица быть субъектом права со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Многие права граждан носят непередаваемый характер, их не может осуществить за недееспособного другое лицо (например, вступить в брак, получить образование, заключить трудовой договор и т.д.). В отличие от имущественных прав, их должен реализовать сам обладатель.

Правосубъектность – собирательная категория, которая включает в себя четыре элемента:

    1. правоспособность;
    2. дееспособность;
    3. деликтоспособность, т.е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты);
    4. вменяемость – условие уголовной ответственности.

Хотя последние два слагаемых охватываются в конечном счете вторым, такое расчленение понятия может способствовать более глубокому его уяснению.

В целом правосубъектность является одной из обязательных юридических предпосылок правоотношений.

Правоспособность юридического лица. Общая и специальная правоспособность. Ограничение правоспособности юридического лица

Как правило покупатели и продавцы квартир обращаются в агентство недвижимости. Как убедится что это не подстава или шарашкина контора? Как проверить правоспособность юридического лица, и вообще, что такое правоспособность юридического лица?

Правоспособность юридического лица

В целом любая правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести обязанности (п. 1 ст. 17 ГК РФ). И как бы это смешно не звучало, это право в виде возможности иметь право.
Согласно ч. 1 ст. 49 ГК РФ, правоспособность юридического лица – это возможность юридического лица иметь гражданские права, равносильные целям его деятельности, в соответствии с учредительными документами (статья 52 ГК РФ), и нести все связанные с этой деятельностью обязанности и ответственность.
Как только в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц) вносятся сведения о создании юридического лица – возникает его правоспособность, и прекращается она только после внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений.
Правоспособность юридического лица делится на два вида:
1. Общая или универсальная правоспособность;
2. Специальная правоспособность.
Кроме того, юридическое лицо обладает юридической дееспособностью, то есть способностью своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности, в том числе гражданско-правовую ответственность, говоря обыденным языком заключать договора с юридическими и физическими лицами исполнять обязательства по этим договорам, принимать оплату и т.д.

Общая правоспособность юридического лица

Общая правоспособность юридического лица означает, что все коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий (МУП, ФГУП, (О;К;Р)ГУП), несут гражданские обязанности и гражданские права, необходимые для осуществления всех видов деятельности, не запрещенных законом.
Напомним, что коммерческие организации – это юридические лица, главной целью которых является получение прибыли от своей деятельности.
Общая правоспособность юридического лица дает предприятию возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте, нести гражданскую и имущественную ответственность (обособленное имущество).
Универсальная правоспособность характерна для производственных кооперативов и хозяйственных товариществ.

Специальная правоспособность юридического лица

Специальная правоспособность дает возможность юридическому лицу заниматься отдельным видом деятельности на основании специального разрешения (лицензии).
Для примера укажем несколько распространенных видов специальной правоспособности юридического лица относятся:
– разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
– деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
– деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
– разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия;
– торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
– деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
– производство лекарственных средств;
– оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
– деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом, железнодорожным транспортом и воздушным транспортом пассажиров и опасных грузов;
– деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
– частная охранная деятельность;
– частная детективная (сыскная) деятельность;
– оказание услуг связи;
и много другое.
Полный список видов деятельности юридического лица, подлежащих лицензированию, перечислен в ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
Право заниматься специальным видом деятельности возникает у юридического лица с момента получения соответствующей лицензии и прекращается после истечения срока её действия.
За осуществление специальных видов деятельности без лицензии предусмотрена административная ответственность (ст. 14.1 КоАП РФ).

Читайте также:
Представитель налогоплательщика: что это такое, описание и особенности

Ограничение правоспособности юридического лица

Ограничение юридического лица в правах осуществляется специальными, уполномоченными на то органами и только в случаях предусмотренных действующим законодательством.
В целом, ограничение правоспособности – это ограничение компетенции юридического лица и его органов. Различают три вида ограничения правоспособности:
1. Прекращение или приостановление деятельности органов юридического лица без возможности восстановления их полномочий;
2. Прекращение или приостановление деятельности органов юридического лица с возможностью восстановления его полномочий;
3. Ограничение полномочий органов юридического лица.
Отличным примером ограничения правоспособности служит п. 3 ст. 15 Земельного Кодекса РФ, который запрещает иностранным юридическим лицам владеть на праве собственности земельным участком, находящимся на приграничной территории (полный перечень установлен Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ).

Правовая экспертиза правоспособности юридического лица и её значение

При заключении сделки с юридическим лицом необходимо проводить правовую экспертизу для определения законности и целесообразности будущей сделки, добросовестности юридического лица-партнера, предупреждения неблагоприятных последствий.
Правовая экспертиза проверит сам факт существования юридического лица, отсутствие ограничения его прав на совершение сделки в законе и в учредительных документах, соответствие его уставных документов действующему законодательству в той или иной области, отсутствие ограничения в правоспособности и дееспособности, подтвердит полномочия доверенных лиц, а также наличие лицензии, если юридическое лицо обязано её иметь.
В случае если юридическим лицом будет совершена сделка, не предусмотренная его учредительными документами, такая сделка может быть признана недействительной, в таком случае к ней будут применены последствия недействительности сделки. Чаще всего, это грозит убытками для обеих сторон.
Прибегнуть к правовой экспертизе юридического лица можно и на стадии судебного разбирательства. Обычно это делается для того чтобы успеть собрать дополнительные доказательства и привести новые доводы, подкрепляющие вашу позицию по делу.

Каждый день в своей повседневной жизни люди сталкиваются с правоспособностью юридических лиц, совершенно не подозревая об этом.
Например заключая договор о продаже Вашей квартиры с какой-либо фирмой, как часто вы задумываетесь, а существует ли она на самом деле. А если и существует, имеет ли она право оказывать услуги по продаже и покупке квартиры или иного недвижимого имущества, зарегистрирована ли она в том-же районе, где проживаете вы или находится отчуждаемая недвижимость, кто является учредителем и совпадают ли фактический и юридический адреса у агентства недвижимости?

При оформлении кредита, в том числе на приобретение недвижимого имущества (ипотеки) банк всегда проверяет ваш паспорт, а как часто вы спрашиваете банк о наличии лицензии?

Мы рекомендуем подходить очень взвешенно к выбору юридического лица-партнера, особенно когда речь идет о крупных и весомых сделках, например в области недвижимости.

Если у Вас возникли сомнения в правоспособности юридического лица наш юрист поможет вам в проведении правовой экспертизы юрлица. Правовая экспертиза проводится только специалистом в области современного права, обладающим необходимыми знаниями, опытом и должным уровнем компетенции.

И напоследок несколько практических советов при выборе агентства недвижимости:

1. Попросите показать свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Так вы проверите существует ли это юрлицо, и в каком году оно было создано. 5-7 и более лет достаточный срок – видно что эта фирма не “однодневка”.

2. Если у фирмы чистое прошлое, вам легко предоставят и устав и выписку из ЕГРЮЛ, где вы сможете проверить с какой целью создавалась данная компания – если в видах деятельности перечислено больше 20 – 30 пунктов .

3. Спросите как долго фирма находится по данному адресу, ведь вполне возможно, что кто-то просто купил старую фирму.

Самый простой способ убедится в том что фирма достаточно давно существует – полистать телефонные справочники 5-6 летней давности, если фирма отработала на рынке 5-6 лет это плюс.

На самом деле проверка правоспособности юридического лица весьма не простое занятие, и если вам предлагают что-либо по очень-уж привлекательной цене, а в отношении продавца – юридического лица у вас возникают сомнения – лучше обратиться в юристу.

Правоспособность гражданина

Правоспособность граждан – это возможность для личности выступать в роли субъекта правоотношений.

Читайте также:
Простои вексель: что это такое, описание и особенности

Неотчуждаемые права и свободы граждан представляют собой одну из главных ценностей человека. Право на жизнь и здоровье, неприкасаемость и достоинство личности, доброе имя и честь – лишь малая часть основных прав человека – гражданина РФ, многие из которых возникают у субъекта правоотношений с момента его появления на свет. Государственные органы власти предпринимают все возможное, чтобы не происходило ущемление законных прав и интересов личности. Но, несмотря на это очень часто воплотить в полной мере правоспособность на практике не удается.

Понятие и сущность правоспособности гражданина

Что собой представляет правоспособность граждан? Это юридически значимая категория, которая дарует человеку возможность иметь свои законные права и нести определенные обязательства, которые устанавливаются гражданским законодательством.

Иными словами, правоспособность граждан – это возможность для личности выступать в роли субъекта правоотношений.

Подобная дефиниция нашла законодательное закрепление в ст. 17 ГК РФ.

Правоспособность, как и любое другое юридическое понятие, имеет свои особенности и характеристики, к которым можно причислить:

  • неотчуждаемость;
  • абстрактность.

Что касается такой особенности, как неотчуждаемость, то в данном случае речь идет о неотделимости гражданской правоспособности от существования самого субъекта правоотношений. Иными словами, пока будет жив человек, будет существовать и его гражданская правоспособность.

Если говорить про абстрактность правоспособности, то в данном случае можно говорить о возможности каждого субъекта иметь как права, так и обязанности, закрепленные ГК РФ. Иными словами, человек может воспользоваться представленной законодателем возможностью или же так и не воплотить свои права в жизнь.

Основные аспекты правоспособности

Ключевые аспекты и особенности гражданской правоспособности состоят в том, что:

  • Ее возникновение и, соответственно, прекращение возможно на практике всего лишь один раз. Большое количество вопросов возникает о том, что происходит с правоспособностью человека в момент его смерти. Если доказательством гибели личности выступает медицинское свидетельство, то правоспособность полностью прекращается, так как она является неотчуждаемой. Но как быть в том случае, если смерть фиксируется по решению суда? В данном случае следует рассмотреть два основных нюанса:
    a. если человек умер до той поры, пока судебный орган не вынес решение о признании его умершим, то правоспособность прекращается в момент его гибели;
    b. если судья признал человека мертвым, но на самом деле личность жива, то по факту подобное решение не становится детерминантой прекращения гражданской правоспособности.
  • Правоспособность со стороны государственных структур и закона признается за каждым без исключения гражданином РФ. Иными словами, она сопутствует человеку с момента его рождения и до самой смерти. Таким образом, возникновение правоспособности происходит даже у новорожденных. Если после рождения ребенок прожил некоторый временной отрезок, то он признается действующим субъектом права. Следовательно, можно сделать вывод о том, что жизнеспособность не считается основополагающей детерминантой для возникновения правоспособности.
  • Однако, несмотря на перечисленные выше аспекты, не стоит считать правоспособность как одно из естественных свойств человека. Это связано с тем, что подобная возможность воплощения личностных прав появляется лишь в силу закона. Иными словами, правоспособности присущи юридические признаки.

Государственная гарантия правоспособности граждан

Правоспособность обретается каждой личностью независимо от его статуса, возраста, состояния здоровья. Причем объем прав и обязанностей является равноценным для всех субъектов. Единственным гарантом правоспособности граждан РФ выступает государство. Это регламентируется ст. 17 ГК РФ.

На сегодняшний день существует несколько основных видов гарантий соблюдения прав и свобод личности, в частности:

Политические гарантии. В данном случае речь идет о том, что именно граждане государства признаются источником власти. При этом существует определенные виды народной власти: непосредственная и представительная (через уполномоченных представителей госорганов).

  • Экономические гарантии. Представляют собой материальные блага и условия, благодаря которым каждый гражданин может воплотить на практике все виды своих прав и обязанностей. Однако экономическая составляющая гарантий правоспособности граждан на современном этапе развития общества находится в стадии упадка. Субъектам правоотношений стали недоступны многие бесплатные услуги, в том числе образование и здравоохранение, что делает недоступным воплощение на практике многих прав и свобод, прописанных в НПА.
  • Юридические гарантии. В этом случае речь идет в первую очередь о системе правовых норм, посредством которой фиксируются условия и пределы осуществления гражданских прав и свобод на территории РФ. Кроме того, особую роль в данном случае играет Конституция РФ как основной закон, так как именно в этом НПА закреплены основополагающие принципы гражданской правоспособности.
  • Организационные гарантии. Этот вид возникает из юридических гарантий, так как имеет с ними непосредственную связь. Одних правовых гарантий будет недостаточно, чтобы права и свободы личности были воплощены в жизнь. Для этого необходимы специальные органы, которые окажут существенную помощь в реализации прав, дарованных каждому субъекту.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основным гарантом правоспособности граждан выступает государственный закон, который устанавливает основные условия и пределы воплощения возможностей каждого субъекта правоотношений.

Возникновение и прекращение правоспособности

Частично в данной статье уже был раскрыт вопрос о том, как происходит возникновение и прекращение гражданской правоспособности. Теперь остановимся более конкретно над освещением данной проблемы.

Пункт 2 ст. 17 ГК РФ закрепляет собой классическую дефиницию момента, в который происходит возникновение и прекращение правоспособности граждан. Обратившись к букве закона, можно сделать вывод о том, что возникает правоспособность в момент рождения и завершается его смертью.

Однако, несмотря на однозначность трактовки, у практикующих юристов возникает здесь масса вопросов. В частности, интересует нюанс, который касается разговора о том, в какой степени гражданская правоспособность возникает в первые минуты жизни человека: в полной мере или же становятся доступными только отдельные ее элементы?

Читайте также:
Оперативно-розыскная деятельность: что это такое, описание и особенности

Несмотря на то, что гражданская правоспособность равнозначна для всех субъектов гражданских отношений, это не означает, что новорожденным становится доступным весь объем прав и свобод. Это обуславливается тем, что воплощать на практике некоторые права можно лишь по достижению конкретного возраста. Речь здесь идет о предпринимательской деятельности, создании юридических лиц и т.д.

Что касается вопроса о прекращении прав, здесь все предельно ясно. Жив человек – существует и его правоспособность. Если установлен факт гибели гражданина (по суду или выпиской из медицинской карты), то и правоспособность считается полностью прекращенной.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тема возникновения и прекращения гражданской правоспособности является одной из самых актуальных в юридической практике и требует более детальной проработки, которая устранит все коллизии и пробелы в законодательстве.

Вопрос о праве эмбрионов

Проблема, которая касается определения правового статуса эмбриона, затрагивает умы не только российских, но и зарубежных ученых. Именно поэтому данному вопросу уделяется повышенное внимание как в международном, так и гражданском праве.

Чтобы разобраться более подробно в этой насущной теме, следует понять, а кто же такой эмбрион?

Эмбрион – это живой организм, находящийся на стадии своего развития от момента непосредственного оплодотворения и до рождения на свет.

Однако в научной литературе не существует единого подхода, согласно которому устанавливается момент, с которого права эмбриона защищаются законом. Поэтому на практике правовой статус эмбриона не определен и по сегодняшний день.

Несмотря на подобные недоработки, ученые и практикующие юристы выделяют два основных подхода к разрешению вопроса о праве эмбриона:

  • Первая точка зрения позволяет определить эмбриона как полноправного субъекта гражданских правоотношений, который находится на единой ступени с дееспособным гражданином. Иными словами, эмбрион признается самостоятельным субъектом права.
  • Вторая точка зрения гласит о том, что эмбрион – это в первую очередь часть материнского организма, которая ничем не отличается от внутренних органов или же тканей. Иными словами, эмбрион считается как объект права, вокруг которого могут возникнуть те или иные имущественные отношения.

Несмотря на жесткость трактовок, каждая из них имеет место быть.

Если говорить чисто о российском законодательстве, то вопрос о праве эмбриона рассматривается с единой точки зрения: правоспособностью он наделяется лишь в том случае, если произошло его живорождение. Опять же, несмотря на то, что трактовка вполне четкая и не требует пояснения, возникают дополнительные вопросы: а что можно понимать под фактическим рождением эмбриона? Это связано с тем, что до сегодняшнего дня в законодательстве существуют противоречивые нормы, которые касаются данной темы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тема гражданской правоспособности требует более детального рассмотрения и принятия единой концепции, где будут даны ответы на все актуальные вопросы.

Авария: что это такое, виды, отличия от катастрофы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Если бы наша жизнь была всегда спокойна, без происшествий, аварий и прочих неприятностей, то это означало бы только одно – мы попали в рай.

Но мы живем в реальном мире, поэтому все вышеперечисленное – это часть нашей жизни.

Поговорим сегодня о том, что такое аварии, какие их виды различают, и чем они отличаются от катастрофы.

Авария – это …

Начну сразу с примера. Допустим, внезапно во всем микрорайоне погас свет. Мы вздыхаем и говорим: «Наверно, произошла авария на подстанции». Или водитель автомобиля, не справившись с управлением, наехал на придорожный столб. И в этом случае мы говорим, что произошла авария.

Следовательно, авария – это нештатное (происходящее не регулярно) событие в форме разрушения, поломки, взрыва, повлекшее наступление каких-либо негативных последствий или создавшее вероятность наступления таковых (потенциальная опасность).

Если она привела к серьезному материальному ущербу и (или) нанесла вред здоровью или жизни людей, то говорят, что она спровоцировала создание чрезвычайной ситуации (ЧС). То есть явилась первым звеном цепочки причинно-следственной связи «Авария → ЧС».

На самом деле это не одно и то же. ЧС может быть следствием – например, авария на Чернобыльской АЭС стала причиной крупномасштабной ЧС. Либо авария может стать следствием ЧС – например, землетрясение и цунами стали причиной аварии на АЭС в японском городе Фокусима.

Чем выше человечество поднимается по лестнице научно-технического прогресса, тем больше возрастает вероятность аварий.

Это логично, ведь появляется все больше новых технологий, новых механизмов, соответственно – увеличивается процент вероятности их поломок. Это не означает, что новшества непременно будут ломаться, а только то, что растет вероятность, что это произойдет.

Не буду объяснять суть теории вероятности, а объясню сказанное на примере. Допустим, в вашем доме нет никаких бытовых приборов. Следовательно, вероятность того, что один из них поломается, равна «0».

Купили вы телевизор. Появилась вероятность того, что с ним может произойти поломка. А если вы прикупили еще 9 бытовых приборов, то вероятность поломки (в сравнении с тем временем, когда вы жили в пустой квартире), возросла в 10 раз!

Поэтому, если ваша прабабушка скажет, что в ее время аварий не было, то это чистая правда. Ведь когда нечему ломаться, так и ломаться ничего не будет.

Немного терминологии:

  1. Если какой-либо технический объект находится на грани разрушения, поломки, уничтожения, то про такой объект говорят, что он аварийный.
  2. Аварийный ремонт – ремонт с целью ликвидировать последствия уже произошедшей аварии, либо с целью ее не допустить.
  3. Аварийная служба – подразделение, главная цель которого – выполнять аварийный ремонт.
  4. Аварийность – вероятность наступления аварии.
  5. Аварийная защита – комплекс средств и методов для ее недопущения.
  6. Аварийный источник электроэнергии – аппаратура, способная некоторое время снабжать какой-либо объект электричеством при отключении его основного источника.
Читайте также:
Нормативный договор: что это такое, описание и особенности

Чем отличается от катастрофы

Эта тема подробно освещена в другой статье нашего блога, поэтому сейчас – тезисно:

  1. авария – это непосредственно происшествие, а катастрофа – это последствия ЧС (в том числе – аварий);
  2. авария имеет ограниченный масштаб (его можно оценить), а масштаб катастрофы можно оценить только по прекращению действия поражающих факторов;
  3. авария происходит на территориально ограниченном пространстве, катастрофа отличается глобальным размахом;
  4. при аварии нет (или мало) человеческих жертв, после катастрофы – много раненых, пострадавших, погибших;
  5. авария – ситуация, непродолжительная по времени, время катастрофы – не ограничено, до завершения действия поражающих факторов.

Техногенные аварии

Техногенная авария — это пришествие на техническом объекте, причинами которой могут быть:

  1. халатность сотрудников;
  2. внешние факторы, в том числе – природные (например, обрыв проводов при сильном ветре);
  3. непредвиденные сбои в работе систем объекта.

К техногенным авариям относятся:

  1. производственные аварии и катастрофы, т.е. те, которые произошли на промышленном производстве. Они могут привести к масштабным материальным потерям и человеческим жертвам;
  2. на магистральных трубопроводах;
  3. на АЭС и на ядерных установках исследовательских центров (радиационные аварии);
  4. гидродинамические аварии (о них — в статье далее);
  5. транспортные (о них – далее);
  6. аварии в энергосистемах, тепловых сетях, системе водоснабжения и очистных сооружениях.

Гидродинамические аварии

Гидродинамические – это аварии, произошедшие на гидротехнических сооружениях, вызвавшие неконтролируемое перемещение огромных масс воды.

К гидротехническим сооружениям относятся:

  1. плотины (на реках, водохранилищах, озерах);
  2. шлюзы.

Следовательно, пострадать от гидродинамических аварий могут люди, сооружения и земли, находящиеся ниже по течению от гидротехнических сооружений.

Аварии на гидротехнических сооружениях могут происходить:

  1. вследствие разрушительных сил природы:
    1. землетрясений,
    2. извержения вулканов,
    3. ливней,
    4. селей, оползней, обвалов,
    5. заторов и зажоров (на реках);
  2. из-за технических просчетов и дефектов, допущенных при строительстве;
  3. вследствие военных действий или диверсионных актов.

Последствия гидродинамических аварий:

  1. прекращение функционирования;
  2. травмы и гибель людей;
  3. подтопление земельных территорий. Зоны подтопления классифицируют следующим образом:
    1. первая – до 12 км от гидросооружения, скорость течения – до 30 км/ч,
    2. вторая – до 25 км, скорость – до 20 км/ч,
    3. третья – до 50 км, скорость – до 15 км/ч,
    4. четвертая – до 70 км, скорость – до 10 км/ч.

Люди, проживающие ниже по течению от гидротехнических сооружений, должны знать, что находятся в потенциальной опасности и иметь представление, как действовать в случае прорыва дамбы (плотины, шлюза). Что делать в случае наводнения, подробно описано в другой статье нашего блога.

Производственные аварии

Яркий пример — это события на ЧАЭС в 1986 году

Транспортные аварии

Они классифицируются по виду транспорта, на котором случилось происшествие.

    ДТП – дорожно-транспортные происшествия. Это аварии, произошедшие при участии транспортных средств. В ДТП может быть от одного и более участников. ДТП характеризуются по тяжести происшествия: от минимального материального ущерба до массовых жертв. ДТП на дорогах расследует ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения).

ДТП бывают следующих видов:

  1. наезды на людей и животных,
  2. наезды на неподвижные объекты (заборы, бордюры, остановочные павильоны и т.д.),
  3. столкновения автомобилей друг с другом во время движения,
  4. опрокидывание транспортных средств в результате плохих дорожных условий, лихачества и т.д.

  1. сход состава в рельс,
  2. столкновения составов,
  3. столкновения с иным транспортом, находящемся на ж/д путях,
  4. пожары и взрывы в ж/д составе.

В зависимости от наличия и количества пострадавших и жертв, аварии на ж/д транспорте дифференцируют по категориям:

  1. 1 – от 1 до 5 человек,
  2. 2 – от 6 до 11,
  3. 3 – от 12 до 30,
  4. 4 – от 31 до 50,
  5. 5 – свыше 50 человек.

Крупномасштабные аварии на железнодорожном транспорте называют железнодорожными катастрофами.

  • Аварии на воздушном транспорте.

    В этом случае так называется происшествие на воздушном судне, не повлекшее человеческих жертв.

    Основные причины авиа-аварий:

    1. ошибки пилотов – до 55 %,
    2. отказ техники – до 30 %,
    3. внешнее воздействие – до 10 %,
    4. прочие причины – до 5 %.
  • Аварии на водных судах – это повреждение судна или его компонентов, либо нахождение судна на мели больше 40 часов.
  • А теперь, чтобы немного разрядить атмосферу после чтения такой серьезной темы, выясним: к чему снится авария. Толкования в разных сонниках разные, поэтому выбирайте, что вам больше понравится. Итак, авария снится как предвестник таких событий:

    1. утраты имущества;
    2. болезни;
    3. неприятных происшествий;
    4. если вы успели избежать аварии – то наяву вам удастся «выкрутиться» из серьезной неприятности;
    5. к бурным эротическим отношениям;
    6. предупреждение о возможности реальной аварии.

    Все будет хорошо.

    Автор статьи: Елена Копейкина

    Авария

    Что такое

    Авария – это:

    1) в широком смысле – значительное повреждение, поломка, выход из строя, нарушение нормального режима работы чего-либо (несчастный случай, крупная неудача);

    2) повреждение или разрушение сооружений и(или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде.

    Читайте также:
    Курс вексельный: что это такое, описание и особенности

    Авария, как правило, связывается с объектами и процессами в техносфере и трактуется как опасное техногенное происшествие.

    Крупная авария с заданным уровнем человеческих жертв, заданной степенью повреждения объектов техносферы или среды жизнедеятельности является катастрофой. Авария предшествует возникновение аварийной обстановки и аварийной ситуации.

    Любой вид аварии создает угрозу жизни и здоровью людей, приводит к разрушению производственных помещений, сооружений, серьезному повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде. Авария может быть вызвана отказом технических средств, ошибками операторов и обслуживающего персонала (человеческий фактор), экстремальными внешними условиями и др. В отличие от катастрофы авария допускает возможность восстановления и дальнейшего использования технических средств. Как и для аварийных ситуаций, различают следующие виды аварий, характеризуемых возрастанием ущербов от них:

    • режимная авария, которая может возникнуть при штатном функционировании объекта с ограничением рабочих параметров, последствия от нее предсказуемые, защищенность – достаточная; после аварии требуются (профилактические и ремонтные работы);
    • проектная авария, для которой проектом определены исходные и конечные контролируемые состояния объекта и предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий аварии установленными пределами; защищенность от проектных аварий – частичная;
    • запроектная авария, которая вызывается неучитываемыми в проекте исходными событиями (отказом систем контроля, ошибками персонала, внешними воздействиями); степень защищенности от запроектной аварии – недостаточная, с необходимостью в последующем проведения восстановительных работ;
    • гипотетическая авария. вводится в рассмотрение, когда заведомо неполным является анализ ее источников, сценариев и последствий в силу сложности объектов и непредсказуемости условий функционирования в условиях такой аварии; гипотетическая авария характеризуется максимально возможными ущербами и жертвами; защищенность от нее низкая; после гипотетической аварии объекты восстановлению не подлежат.

    Общая характеристика аварий приведена в таблице.

    Типы аварий, степень защищенности от них и мероприятия по защите и ликвидации их последствий

    Типы аварий Защищенность Характеристика мероприятий
    Нормальные условия эксплуатации Повышенная Функционирование всех систем защиты и управления
    Режимная авария Достаточная Ограничение рабочих параметров, профилактика
    Проектная авария Частичная Частичный или полный останов. Ремонтно-восстановительные работы
    Запроектная авария Недостаточная Останов объекта. Восстановительные работы
    Гипотетическая авария Низкая Останов объекта. Ремонту не подлежит

    Классификация

    по назначению объекта

    В зависимости от типа и назначения объекта, на котором произошла авария, выделяют несколько ее видов – промышленная, транспортная, строительная, энергетическая.

    Промышленная авария представляет собой разрушение сооружений и (или) технических устройств на производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

    Транспортная авария является происшествием на транспорте, повлекшим причинение тяжелых телесных повреждений людям, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей среде. По видам транспорта, на котором она произошла, различают железнодорожную, автомобильную, авиационную и др. виды аварий.

    Строительная авария происходит на строительных объектах, сопровождается разрушением зданий и сооружений, повлекшим причинение тяжелых телесных повреждений людям.

    Энергетическая авария происходит в системе генерации, транспортирования и использования (электрической и тепловой) энергии в гражданском, промышленном и оборонном комплексах.

    по поражающим факторам

    По поражающим факторам выделяют аварии биологическую, радиационную; химическую; экологическую.

    Биологическая авария – относится к группе опасных происшествий на объектах биотехнологических производств, сопровождающихся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений, приводящих к ущербу окружающей среды.

    Радиационная авария – опасное происшествие на радиационно-опасном объекте, сопровождающаяся выбросом (разливом) радиоактивных веществ и(или) выходом ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации.

    Химическая авария – рассматривается как опасное происшествие на химически опасном объекте, сопровождающееся проливом или выбросом опасных химических веществ, способное привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельско-хозяйственных животных и растений или к химическому заражению окружающей среды.

    Экологическая авария – представляет собой аварию в системе «человек-машина-среда», не предусмотренную действующими технологическими регламентами и правилами и сопровождающуюся существенным увеличением воздействия на окружающую среду.

    Анализ

    При анализе аварий большое внимание уделяется таким вопросам, как:

    • определение источников аварии;
    • построение сценариев и определение механизмов развития опасных процессов в критических элементах рассматриваемых объектов;
    • изучение повреждающих факторов внутренних и внешних воздействий;
    • прогнозирование последствий аварии и построение систем их парирования.

    Результатом такого анализа является построение номенклатуры, последовательности и тяжести аварии для заданного объекта или процесса, создание систем и механизмов противоаварийной защиты, а также разработка программ подготовки и переподготовки специалистов, работающих в условиях аварийной обстановки и аварийной ситуации. Инструктаж, тренинг, аттестация и страхование являются одними из действующих способов повышения готовности и защиты операторов и персонала от аварии.

    Предупреждение

    К числу организационно-технических предупреждений аварий относятся:

    • разработка норм и правил проектирования, создания, эксплуатации, вывода из эксплуатации и утилизации потенциально опасных оборудования и материалов;
    • использование специальных конструкторско-технологических решений по противоаварийной защите, по диагностическим и ремонтно-восстановительным работам.

    При этом научной базой всего комплекса антиаварийных мероприятий является теория рисков начиная от рисков аварийных происшествий на заданном объекте до системных рисков аварий в отраслях и комплексах.

    Источник: Безопасность России: правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность промышленного комплекса. –М., 2002.

    Понятие общей аварии. Правовые акты, регулирующие общую аварию

    Понятие и сущность общей аварии. Ясное представление о том, что означает «общая авария» и каковы ее признаки, для судоводителя важнее точного знания деталей всех правил, которыми регулируются связанные с общей аварией отношения между судовладельцем и грузовладельцами. Необходимость понимать прежде всего сущность понятия общей аварии вызывается, по меньшей мере, двумя обстоятельствами.

    Читайте также:
    Оружие самообороны: что это такое, описание и особенности

    Будучи одним из древнейших институтов морского права, общая авария остается до наших дней едва ли не самым специфическим, необычным правовым институтом вообще. Поэтому о ней нельзя составить представление, обращаясь к каким-либо аналогам в других областях человеческой деятельности, в иных отраслях права. Таких аналогов (во всяком случае, достаточно очевидных) просто не существует, и вопросы об общей аварии ставят в тупик даже квалифицированных юристов, если они не знакомы основательно с морским правом. Еще важнее второе обстоятельство. Дело в том, что правовые акты об общей аварии, называя важнейшие случаи, в которых может быть признана общая авария, не дают их исчерпывающего перечня. И очень часто решить вопрос о том, имеет в конкретной ситуации или не имеет места общая авария, можно только на основе содержащегося в этих актах определения общей аварии. Сопоставление конкретных жизненных обстоятельств с таким абстрактным юридическим определением требует ясного понимания сущности общей аварии. Суть же ее состоит в следующем. Нередко для того, чтобы избежать грозящей судну или грузу опасности, оказывается необходимым произвести расходы (уплатить вознаграждение спасателям, направить судно на время в порт-убежище и оплатить связанные с этим дополнительные затраты и т. п.) или даже пожертвовать каким-либо имуществом (например, выбросить часть груза для облегчения сидящего на мели судна, посадить тонущее судно на мель, повредив при этом его корпус, и т. д.). Смысл таких действий заключается в том, чтобы, пожертвовав меньшим (определенной денежной суммой, частью груза, целостностью корпуса судна и т. д.), спасти большее—основную часть участвующего в морской перевозке имущества, т. е. судна, груза и фрахта, называемого иногда в совокупности «морским предприятием». Конечно, нельзя физически «спасти фрахт» в том смысле, в каком говорят о спасении судна и груза. Но поскольку по условиям договора перевозки фрахт находится на риске перевозчика либо грузовладельца, спасение груза влечет и спасение фрахта (или права на его получение) для одной из сторон договора перевозки. Естественно, что подобные расходы и пожертвования влекут убытки для того участника перевозки, за счет которого они были произведены (чаще для судовладельца, реже для грузовладельца). Однако поскольку сделаны они были в общих интересах спасения всего «морского предприятия», было бы несправедливо полностью возложить все такие убытки только на того, кто их понес. Поэтому в морском праве установлено, что убытки, причиной которых явились расходы или пожертвования, произведенные в интересах общего спасения судна, груза и фрахта, подлежат распределению между всеми участниками перевозки пропорционально стоимости указанного имущества, принадлежащего каждому из них. Такие убытки в морском праве принято называть «общей аварией» (general average). В этом выражении слово «авария» употреблено не в его обычном значении, как синоним происшествия, несчастного случая, повреждения или поломки чего-либо. Здесь «авария» означает убытки, возникшие при морской перевозке. Общая авария — это «общие убытки», т. е. убытки, которые должны нести сообща все участники отношений по перевозке. Именно в этом состоит точный юридический смысл понятия «общая авариях, позволяющий говорить о «признании общей аварии» (т. е. о признании тех или иных убытков общеаварийными), о ее «распределении» (т. е. о распределении этих общих убытков между участниками перевозки) и т. д. Об истинном юридическом значении понятия «общая авария» важно помнить еще и потому, что нередко это выражение употребляется в ином смысле. Иногда общей аварией называют само происшествие (заход судна в порт-убежище, спасание судна и груза и т. п.), которое повлекло общие убытки — общую аварию в подлинном значении слова. Общей аварией называют также и в литературе, и в законодательстве весь соответствующий правовой институт, всю совокупность правил, регулирующих признание и распределение обшей аварии. Этим объясняется, в частности, название настоящей главы, равно как и главы XIII КТМ. Возникшие при перевозке убытки, которые не могут быть признаны общей аварией, считаются частной аварией. Такие убытки не распределяются между судном, грузом и фрахтом. В зависимости от конкретных обстоятельств и причин их возникновения убытки, относимые к частной аварии, несет тот, кто их потерпел (например, на грузовладельца падают убытки от естественной убыли груза), либо тот, кто ответствен за их причинение (например, перевозчик должен возместить убытки от поломки плохо закрепленного груза). Таким образом, признание убытков частной аварией еще не предрешает вопроса о том, на кого такие убытки в конечном счете падут, и поэтому понятие «частной аварии» имеет практическое значение только для отграничения общей аварии от прочих убытков.

    Общая авария и договор морской перевозки груза. Хотя институт общей аварии исторически возник раньше договора морской перевозки и в современном морском праве оба эти института формально обособлены (например, главы VIII и XIII КТМ), в действительности между ними существует неразрывная связь. Лица, в общих интересах которых производятся общеаварийные расходы и пожертвования и между которыми затем распределяется образовавшаяся сумма общей аварии, — это судовладелец и грузовладельцы, то есть участники договора морской перевозки грузов. Естественно, что от их согласованной в договоре воли и усмотрения прежде всего зависит, какими условиями и правилами будут определяться их взаимоотношения в случае возникновения общей аварии. На практике условия об общей аварии включаются едва ли не во все чартеры и коносаменты. Правда, вместо подробного решения многочисленных связанных с общей аварией вопросов эти условия отсылают к специальным правовым актам об общей аварии — к Йорк-Антверпенским правилам, иногда также к национальному законодательству той или иной страны. Кроме того, обычно указывается место, где должна распределяться общая авария. Реже встречаются в чартерах и коносаментах какие-либо иные положения о ней. Однако краткость и фрагментарность условий договора морской перевозки груза, относящихся к общей аварии, не должна вводить в заблуждение. Именно эти условия чартера и коносамента являются в случае возникновения общей аварии главным юридическим основанием для последующего регулирования взаимоотношений судовладельца с грузовладельцами. Поэтому в каждом конкретном случае общей аварии внимательное изучение этих условий заинтересованными лицами является совершенно необходимым.

    Читайте также:
    Негативные следы: что это такое, описание и особенности

    Йорк-Антверпенские правила об общей аварии. Первая редакция этих Правил была разработана в Йорке (Англия, 1864 г.) и пересмотрена в Антверпене (1877 г.), откуда и произошло их название. Впоследствии Правила еще несколько раз пересматривались. В настоящее время они применяются либо в последней редакции 1974 г., принятой Международным морским комитетом (неправительственной международной организацией) в Гамбурге, либо — значительно реже — в предыдущей редакции 1950 г. В 1990 г. Международный морской комитет на конференции в Париже принял новый текст ст. 6 Правил («Спасение») и рекомендовал ссылаться на их измененную таким образом редакцию как на «Йорк-Антверпенские правила 1974 г., измененные в 1990 г.». Йорк-Антверпенские правила представляют собой подробный свод постановлений относительно того, какие убытки могут считаться общей аварией и как должен определяться их размер. Они подразделяются на литерные (от «А» до «G») и цифровые (I—XXII) правила. Цифровые правила содержат положения, относящиеся к отдельным наиболее типичным случаям общей аварии, а также к определению размера отдельных видов общеаварийных убытков и стоимости спасенного имущества. В литерных правилах содержится определение общей аварии (правило «А») и другие положения общего характера. Своеобразие Йорк-Антверпенских правил состоит в том, что они являются не законом и не международным договором, а лишь кодифицированными единообразными обычаями международного мореплавания. Слово «обычаи» не должно создавать впечатления о стихийности формирования содержания Йорк-Антверпенских правил. Все редакции этих Правил — результат целенаправленного обобщения и унификации сложившихся на практике обычаев представителями деловых кругов и неправительственных организаций, нередко в обстановке существенных противоречий и острой борьбы. Йорк-Антверпенские правила сами по себе не имеют никакой обязательной силы. Их применение зависит в каждом конкретном случае от включения условия об этом в коносамент, чартер или аварийную подписку (бонд) (приложение № 18). На практике почти все проформы коносаментов и чартеров, употребляемые в международном торговом мореплавании, такое условие содержат. В некоторых случаях необходимость применения Йорк-Антверпенских правил вытекает из национального законодательства.

    Национальное законодательство об общей аварии. Широкое признание и применение участниками договоров морской перевозки грузов в своих отношениях Йорк-Антверпенских правил очень существенно ограничило случаи, когда возникает необходимость применения к этим отношениям национального законодательства той или иной страны об общей аварии. Тем не менее есть две области отношений, связанных с общей аварией, для регулирования которых национальное законодательство продолжает сохранять значение. Во-первых, нельзя полностью исключить возможность отсутствия в договоре перевозки условия о применении Йорк-Антверпенских правил. Если для международных перевозок такая возможность носит скорее теоретический характер, то перевозочные документы, применяемые в каботаже, часто такого условия/не содержат. В расчете на подобные ситуации в морские кодексы и законы многих стран включены нормы об общей аварии. В одних странах, как, например, в Польше, эти нормы кратки и содержат лишь наиболее важные положения, а в остальном предусматривают применение «принципов, повсеместно принятых в международном морском обороте» (ст. 222 Морского кодекса 1961 г., § 2), то есть по существу тех же Йорк-Антверпенских правил. Законодательство ряда других стран содержит достаточно подробное изложение основных правил об общей аварии. В СССР они сосредоточены в гл. XIII КТМ («Общая авария»). Большая их часть (ст. ст. 232—245) представляет собой воспроизведение, хотя и в иной системе и редакции, Йорк-Антверпенских правил 1950 г., несколько менее совершенных по сравнению с Правилами 1974 г. Важно иметь в виду, что эти положения Кодекса применяются только «в тех случаях, когда соглашением сторон не установлено иное» (ст. 233), то есть являются диспозитивными. Это дает участникам договора перевозки широкую возможность договориться (путем включения соответствующего условия в чартер, коносамент, в аварийную подписку или иным образом) о применении к их отношениям Йорк- Антверпенских правил. Поэтому на практике нормы КТМ, относящиеся к существу общей аварии (ст. ст. 234—245), применяются главным образом при общей аварии в каботаже. Во-вторых, Йорк-Антверпенские правила вообще не регламентируют порядок составления, исполнения и оспаривания расчета по распределению общей аварии (диспаши). Эта процедурная сторона распределения общей аварии целиком определяется нормами закона и практикой, существующими в той стране, где составляется диспаша. В СССР процедура распределения общей аварии определена в статьях 246—251 КТМ. Детали этого порядка определены Положением об Ассоциации диспашеров и порядке составления диспаш, утвержденным на основании ст. 246 КТМ Президиумом Торгово-промышленной палаты 18 января 1990 г. Все эти правила применяются в случаях, когда общая авария распределяется в СССР, и не могут быть изменены соглашением участников договора перевозки

    Определение и признаки общей аварии. Как сказано в Йорк Антверпенских правилах 1974 г., общая авария «имеет место тогда и только тогда, когда намеренно и разумно произведены чрезвычайные пожертвования или понесены чрезвычайные расходы ради общей безопасности, с целью предохранения от опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии» (правило «А»). Также по смыслу, но в редакционно более точной формулировке определена общая авария в КТМ, где под ней понимаются «убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности» (ч. 1 ст. 232). Из этого определения видно, что для признания каких-либо возникших при перевозке убытков общей аварией необходимы одновременно четыре условия: целью расходов и пожертвований, вызвавших убытки, должно быть спасение судна, груза и фрахта от общей для них опасности, такие расходы и пожертвовании должны быть произведены намеренно, разумно и должны носить чрезвычайный характер. Эти условия называются также признаками общей аварии. Отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность признать убытки общей аварии. Наличие общей для судна и груза опасности порождает необходимость в принятии мер ради общей безопасности или мер общего спасания этого принадлежащего разным лицам имущества. Именно то обстоятельство, что имущество одного лица расходуется или приносится в жертву в общих интересах спасения остальной части его собственного имущества и имущества других участников перевозки, является основанием для последующего распределения между всеми нами убытков, вызванных подобными расходами или пожертвованием. Напротив, расходы, произведенные в интересах кого-нибудь одного из участников перевозки (убытки от выбрасывания за борт всего груза для снятия судна с мели, расходы по спасанию порожнего судна или по непредвиденному заходу в порт для срочной реализации начавшего портиться груза и т. п.), не могут быть отнесены к общей аварии. Преднамеренность расходов и пожертвований является особо важным признаком общей аварии. Хотя очевидно, что произвести какие-либо расходы «с целью» предохранения судна и груза от опасности, «в целях» его спасения можно только сознательно, а не случайно, в правиле «А» Йорк- Антверпенских правил и ст. 232 КТМ, кроме того, подчеркивается, что лишь «намеренно» произведенные расходы и пожертвования признаются общей аварией. Убытки, возникшие в процессе перевозки случайно, даже если фактически они способствовали спасению судна и груза (например, убытки, вызванные случайной посадкой на мель водотечного судна), общей аварией не являются. Не являются в подлинном смысле слова намеренными расходами и затраты, произведенные сознательно, но в таких условиях, когда в силу сложившихся обстоятельств они все равно были неизбежны, т. е. когда действия экипажа лишь ускорили наступление неотвратимых убытков. Поэтому, в частности, не признаются общей аварией убытки, понесенные «из-за обрубания обломков или частей судна, которые в результате аварии уже были снесены или фактически утрачены» (правило IV Йорк- Антверпенских правил; см. также п. 3 ст. 238 КТМ). Разумность расходов и пожертвований. Судовладелец или его служащие, которые производят расходы или пожертвования в интересах общего спасения судна и груза, даже если они непосредственно расходуют лишь средства и имущество судовладельца, действуют в конечном счете также и за счет грузовладельцев, поскольку вызванные этим убытки подлежат распределению между всеми участниками перевозки. Чтобы интересы других участников перевозки не пострадали от нерасчетливых, опрометчивых, неквалифицированных и других подобных действий капитана или других служащих судовладельца, и установлено правило о том, что только разумные расходы и пожертвования могут быть признаны общей аварией. Вопрос о том, какие расходы и пожертвования могут считаться разумными, должен решаться в каждом случае с учетом всех конкретных обстоятельств. Когда для избавления судна и груза от общей для них опасности имеется несколько путей, разумным, как правило, должен считаться тот, который позволяет спасти наибольшую по стоимости часть имущества с наименьшими затратами. Чрезвычайный характер расходов и пожертвований означает, что они не относятся к обычным расходам по эксплуатации судна, которые необходимо разумно предвидеть перед началом рейса. Не всякие намеренные и разумные расходы, вызванные осложнением условий плавания и направленные на избежание опасностей судоходства, могут рассматриваться как чрезвычайные. Например, перерасход топлива из-за шторма не носит чрезвычайного характера. Равным образом, «когда судно находится на плаву, никакие потери или убытки, причиненные работой его двигателей или котлов, ни при каких обстоятельствах не возмещаются как общая авария» (правило VII Йорк-Антверпенских правил; см. также п. 4 ст. 238 КТМ). На- против, такие расходы, как оплата услуг спасателей или расходы из-за захода судна в порт-убежище, убытки от тушения пожара на судне или намеренной посадки судна на мель не входят в круг обычных эксплуатационных расходов перевозчика, т. е. являются чрезвычайными.

    Читайте также:
    Приходно-расходные книги: что это такое, описание и особенности

    Значение распределения общей аварии определяется прежде всего тем, что ее размеры в ряде случаев достигают весьма значительных сумм (в особенности, когда приходится оплачивать услуги спасателей или буксиров), в распределении которых между всеми участниками перевозки, как правило, бывает заинтересован судовладелец. Это объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, в большинстве случаев общеаварийные расходы (или, по крайней мере, их основная часть) производятся судовладельцем за свой счет. Во-вторых, происшествие, вызывающее необходимость спасания судна и груза (столкновение, посадка на мель, удар о подводное препятствие, сжатие льдами и т. п.), нередко влечет серьезные повреждения судна и его существенное обесценение. В подобных случаях может оказаться, что благодаря общеаварийным расходам достигается в большей мере спасение груза, чем судна. Вполне понятно, что и основная доля общей аварии падает в этих случаях на груз.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: