Общее право: что это такое, описание и особенности

Что такое право: понятие, виды, функции, источники, система

Что такое право?

Право – это механизм регулирования общественных отношений, представляющий собой систему общеобязательных юридических норм. Правовые нормы устанавливает и формально закрепляет государство, после чего оно же следит за их соблюдением.

Не следует путать понятия «право» и «закон». Закон – это нормативно-правовой акт, принятый законодательным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Право – более обширная категория, включающая в том числе и законы.

Помимо законов для выражения права могут служить доктрины, подзаконные акты и решения судов. Право регулирует все сферы жизни общества, законы же обычно направлены на отдельно взятые аспекты общественных отношений. Отдельно стоит отметить и тот факт, что принятые законы не всегда являются правовыми, поскольку могут не соответствовать духу права или даже противоречить ему.

Признаки права

Для лучшего понимания того, что такое право, важно знать его основные признаки:

  1. Общеобязательность. Право состоит из правовых норм, которые отличаются от моральных, нравственных и иных социальных норм тем, что являются строго обязательными, а за их соблюдением следит государство.
  2. Системность. Право представляет собой строго упорядоченную и согласованную систему юридических норм, в которой отдельные нормы не могут противоречить друг другу. Термин «системность» в этом контексте можно рассматривать как синоним слова «целостность».
  3. Формальная определённость. Нормы права устанавливаются государством и закрепляются в письменной форме. Поэтому они являются формальными, в отличие от прочих видов социальных норм.
  4. Интеллектуально-волевой характер. Право является результатом интеллектуальной деятельности людей. Оно отражает потребности, интересы и цели не только общества, но и отдельных людей и организаций, выражая тем самым их волю. Регулятивные функции права также возможны лишь при участии разума и воли лиц, обеспечивающих эти функции.
  5. Государственное принуждение. За соблюдением норм права следит государство, которое оставляет за собой право принуждать людей и организации соблюдать эти нормы с помощью юридической ответственности.

Принципы права

Принципы права – это руководящие нормы, обеспечивающие системность (внутреннюю упорядоченность и согласованность) права. Это важнейшие положения, от которых зависит справедливость правовой системы, её сохранение и конструктивное развитие. В качестве наиболее важных можно назвать следующие из них:

  1. Принцип всеобщности. Все граждане равны в своих правах, а в случае нарушения закона несут одинаковую ответственность, независимо от социального статуса и прочих факторов. При этом отдельные социальные группы могут получать определённые преимущества или ограничения, но это не подразумевает какой-то исключительности, поскольку всегда охватывает целую группу.
  2. Принцип законности. Законы должны соблюдать все: совершеннолетние и несовершеннолетние граждане, иностранцы, сотрудники правоохранительных органов, должностные лица, организации и само государство.
  3. Принцип гуманизма. В основе права лежит человеколюбие и уважение к личности. Его основная задача заключается в том, чтобы обеспечить все условия для нормального существования, развития и самореализации каждого человека. Многими людьми право воспринимается как система запретов и ограничений, но его задача заключается в обратном – создать благоприятные условия и дать максимум свободы каждому человеку, защитив его от угроз.
  4. Принцип справедливости. Нормы права не должны противоречить нормам морали, на основании которых у общества формируются представления о справедливости. В противном случае общество будет настроено против правовой системы и не будет ей подчиняться. Если же нормы права соответствуют представлениям людей о справедливости, те будут не только охотнее соблюдать их, но и следить, чтобы их соблюдали другие члены общества.
  5. Принцип демократизма. Граждане должны иметь возможность влиять на правовую систему через общедоступные механизмы (всенародное голосование, обращение в различные инстанции).

Функции права

Функции – это направления воздействия права на общество и на отношения между людьми в разных сферах общественной жизни. В юриспруденции это понятие характеризует социальную роль права. При этом возможны три основных трактовки того, что понимается под функцией права: социальное назначение права, направления его воздействия на отношения в обществе или и то, и другое.

Основные функции права:

  1. Регулятивно-статическая. Смысл данной функции состоит в закреплении основных прав и свобод человека, а также в определении и ограничении компетенции органов власти и должностных лиц. Она определяет рамки, в которых люди и организации могут действовать так, как посчитают нужным. Очевидно, что чем шире эти рамки, тем больше свободы даёт такая правовая система.
  2. Регулятивно-динамическая. Эта функция направлена на правоотношения активного типа. Она предписывает определённые действия, которые обязаны совершать граждане и организации (платить налоги, соблюдать договорные обязательства).
  3. Охранительная. Данная функция направлена на защиту экономических, политических, личных и прочих отношений в обществе, а также на исключение явлений, противоречащих праву и чуждых обществу. Она обеспечивает стабильность и системность права, четкие и понятные правоотношения.
  4. Оценочная. В рамках данной функции право является критерием, позволяющим оценить правомерность или неправомерность определённых действий, совершаемых человеком, организацией или государством.

Источники права

Существует два понятия: «источник права» и «форма права», которые могут отождествляться или разграничиваться. В первом случае под источниками права подразумевают все способы выражения и закрепления правовых норм. Во втором случае формами права называют способы выражения, а источниками – способ возникновения и закрепления правовых норм.

Основные источники права:

  1. Правовой обычай. Это определённое правило поведения, сложившееся исторически и закрепившееся в сознании людей, в настоящее время санкционированное государством и обязательное для соблюдения.
  2. Нормативный акт. Это разновидность правового акта, который принят органом, обладающим необходимыми полномочиями, и содержит в себе определённые правовые нормы. К нормативным актам относятся, в частности, Конституция, законы и подзаконные акты.
  3. Юридический прецедент.Существуют ситуации, в которых сложно определённо сказать, какое решение будет правильным, основываясь только на существующих правовых нормах. В таком случае ориентируются на решение, принятое ранее по аналогичному делу, которому придаётся сила нормы права.
  4. Нормативный договор. Это соглашение, заключенное между двумя субъектами (одним из которых обычно является государственный орган), устанавливающее общеобязательные правила поведения. В эту группу входят международные соглашения, договоры между федерацией и её субъектами, договоры между государством и предприятиями и прочее.
  5. Юридическая доктрина. Если в законодательстве не предусмотрено правовое регулирование определённой ситуации и соответствующего прецедента тоже нет, правовое значение могут приобретать отдельные положения, изложенные авторитетными авторами.
  6. Судебная практика. Практическая деятельность судебных органов позволяет конкретизировать законы и устранить неоднозначности, обеспечивая правильное, справедливое и единообразное применение законов всеми судами. По сути, судебная практика является вспомогательным источником права, уточняющим действующие правовые нормы там, где это требуется.
  7. Общеправовые принципы. Это принципы, на которые должны ориентироваться органы, регулирующие правовые отношения: справедливость, равноправие, гуманность, уважение прав и свобод человека и прочее.
  8. Религиозные нормы. Религия является источником права во многих странах. Даже в светском государстве некоторые правовые нормы могут быть связаны с религиозными предпочтениями населения. В качестве примера можно привести официальные выходные, приходящиеся на церковные праздники.
Читайте также:
Могут ли по долгам ИП забрать имущество ООО, если я учредитель?

Отрасли и институты в системе права

Одним из важнейших признаков права является системность. Смысл данного понятия заключается в том, что все правовые нормы должны быть упорядочены и систематизированы, а любые противоречия между ними – исключены. Система права имеет чёткую вертикальную структуру, включающую три уровня: отрасли, институты и нормы. Рассмотрим каждый уровень подробнее.

1. Отрасли права

Отраслью права называют совокупность правовых норм, направленных на регулирование отдельно взятой сферы общественных отношений.

Основные отрасли права:

  • трудовое право – правовые нормы, регламентирующие трудовые отношения, устанавливающие взаимные права и обязанности работника и работодателя, а также предусматривающие правовые последствия, наступающие в случае нарушения этих норм одной из сторон;
  • административное – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения;
  • конституционное – свод законов, определяющих государственный строй, структуру государства, права и обязанности граждан;
  • гражданское – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения;
  • семейное – отрасль, определяющая формальные требования к семейным взаимоотношениям (заключение и расторжение брака, взаимные обязательства людей, вступающих в брак);
  • избирательное – отрасль, регламентирующая право граждан избирать и избираться в различные органы власти;
  • гражданское – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные отношения между гражданами и организациями;
  • налоговое – регулирование отношений между участниками налоговых правоотношений (плательщики налогов, налоговые агенты, банки, органы налоговой службы);
  • уголовное – отрасль права, устанавливающая ответственность за совершение уголовных преступлений и регулирующая отношения, возникающие в результате преступных деяний.

2. Институты права

Правовой институт – это обособившаяся группа взаимосвязанных юридических норм. Как и отрасль, институт представляет собой группу правовых норм, но менее обширную. Большинство институтов можно рассматривать как подкатегории отраслей. Например, в гражданском праве присутствуют следующие институты:

  1. Институт наследования (переход имущества, прав и обязательств от умершего человека к наследникам).
  2. Институт дарения (безвозмездная передача имущества, прав или иных благ другому лицу).
  3. Институт залога (способ гарантировать исполнение обязательств за счёт материальной собственности, которая может быть отчуждена в случае нарушения соглашения).
  4. Институт купли-продажи (передача товара в собственность другой стороне за определённую денежную сумму).

3. Нормы права

Нормой права называется формально определённое правило поведения, соблюдать которое обязаны все граждане и организации на территории государства. Нормы права регламентируют отношения в рамках каждого из правовых институтов. Например, в случае наследования, они устанавливают очередность, в которой наследники могут претендовать на наследство.

Правовая норма состоит из трёх элементов:

  1. Гипотеза. Это некая совокупность обстоятельств, при которых применяется правовая норма, возникают, меняются или прекращаются правовые отношения, регулируемые этой нормой.
  2. Диспозиция. Это совокупность действий, которые нужно выполнить, или обстоятельств, которые необходимо обеспечить (права, обязанности, запреты и прочее).
  3. Санкция. Это мера, предпринимаемая в случае нарушения требований правовой нормы для наказания нарушителя и возмещения убытков пострадавшему.

Санкции применяются не только с целью наказания. Чтобы избежать правонарушения, могут применяться предупредительные санкции (например, задержание подозреваемого или ограничение некоторых его прав). Существуют также санкции ничтожности (например, при определённых обстоятельствах сделка может быть признана недействительной, чтобы снять обременяющие обязательства с одной из сторон).

Реализация права

Реализация права – это воплощение правовых норм в поведении субъектов права (то есть, некие действия или воздержание от действий, благодаря которым обеспечивается соответствие поведения субъектов права требованиям правовой системы). Существуют разные классификации форм реализации права, но чаще всего выделяют следующие 4 формы:

  1. Использование. Это пассивное или активное поведение субъекта, соответствующее его собственным устремлениям и направленное на реализацию его прав.
  2. Исполнение. Это активные действия субъекта, направленные на выполнение обязательств, предписываемых ему правовой системой (например, рабочая деятельность должностных лиц).
  3. Соблюдение. Это пассивное воздержание от совершения противоправных действий.
  4. Применение. Это активная деятельность, осуществляемая компетентными органами, представляющими государство, с целью разрешения конкретной ситуации.

Стоит отметить, что четвёртая форма отличается от остальных тем, что подразумевает вмешательство государственных органов с целью восстановления правопорядка (поэтому иногда её не включают в этот список).

Правовая семья

Правовой семьёй называется совокупность взаимосвязанных правовых систем, связь которых обусловлена общими источниками права, схожей структурой и историческим путём их формирования. Рассмотрим основные правовые семьи, которые принято выделять в современном правоведении.

1. Романо-германская (континентальное право)

Данная семья сегодня является одной из самых распространённых. Её используют все государства континентальной Европы. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что правовые системы многих азиатских стран испытали её влияние.

Основные особенности романо-германского права:

  • в её основе лежит римское право – правовая система, которая возникла и развивалась в Древнем Риме;
  • основным источником права является нормативно-правовой акт, для которого строго определёны порядок принятия и юридическая сила;
  • четкое разделение по отраслям, которые условно можно объединить в две группы: частное право (семейное, трудовое и прочее) и публичное (административное, уголовное).

2. Англо-саксонская (семья общего права)

Эта семья включает правовые системы Великобритании и Ирландии, а также США, Австралии, Канады и некоторых других бывших британских колоний.

Характерные особенности англо-саксонского права:

  • основными источниками права являются правовой прецедент и правовой обычай, подтверждённый прецедентом;
  • органы судебной системы оказывают решающее влияние на формирование общеобязательных правил поведения;
  • законодательные акты имеются, но они существенно менее значимы, чем в континентальном праве;
  • нет такого выраженного деления на отрасли, а также на частную и публичную сферы;
  • меньшее значение придаётся кодифицированным источникам права (систематизированные кодексы, уставы, своды и прочее).

3. Религиозная правовая семья

В некоторых странах правовые системы основываются на религиозном праве. В таком случае их относят к религиозной правовой семье, даже если на сегодняшний день влияние религии уже не столь значимо. К таковым относятся:

  • еврейское право (иудаизм);
  • индуистское право (индуизм);
  • мусульманское право (ислам);
  • правовые системы Японии и Китая (многие нормы основываются на конфуцианстве).

В чистом виде религиозное право существует на территории только одного государства – Ватикана. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти полностью подконтрольны Папскому Престолу.

Наиболее характерной особенностью религиозного права является то, что оно регулирует не только общественные правовые отношения, но и все остальные стороны человеческой жизни.

4. Традиционная правовая семья (система обычного права)

Традиционным или обычным правом называется правовая система, построенная на социальных обычаях, сформировавшихся исторически. Такая система действует во многих странах, расположенных в южной и центральной частях Африки, на Мадагаскаре, в некоторых государствах восточной Азии и Океании.

При этом стоит отметить, что любая современная правовая система имеет некоторые признаки традиционного права, поскольку обычай является древнейшим из правовых источников. И всё же в государствах англосаксонского и континентального права его влияние минимально и сохраняется лишь там, где не противоречит основным идеям.

Читайте также:
Земский собор: что это такое, описание и особенности

Ключевые особенности традиционного права:

  • некодифицированный характер (нет кодексов, сводов и прочего);
  • в основе обычаев, являющихся источниками права, могут лежать мифы и предания, исторически сложившиеся традиции, философские, моральные и нравственные умозаключения;
  • обычаи подразумевают, что их знают и соблюдают все члены общества;
  • правосудие находится в руках мудрецов, вождей, жрецов и других «хранителей» традиций, могут допускаться некоторые формы самосуда (например, кровная месть);
  • многие обычаи являются архаичными, противоречат современным нормам права, логике и здравому смыслу, но сохраняются как неотъемлемый элемент правовой системы.

Заключение

Право – это совокупность общеобязательных норм и правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых государством. Его основная задача заключается в том, чтобы гарантировать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечить людям равные возможности, независимо от их социального статуса и прочих особенностей. Ключевой особенностью права является то, что все нормы в нём определены формально, а их нарушение подразумевает санкции, применимые к любому нарушителю, независимо от его социального статуса.

Что такое право — определение, признаки, принципы и отрасли права, правовые нормы и его источники

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы рассмотрим понятие, которое немного абстрагировано от конкретных вещей и имеет обобщенное толкование.

Проанализируем, что такое право, на какие отрасли оно подразделяется, дадим этому термину определение и посмотрим что же такое правовые отношения.

Определение права — что это

Это понятие имеет как минимум два значения:

  1. субъективное право — возможность какого-либо лица (физического или юридического) совершать или не совершать определенные действия. Например, все мы имеем право учиться или не учиться, работать или отдыхать, голосовать на выборах или нет и т.д.
  2. объективное право — это термин из сферы юриспруденции (юридической науки). Они объективны, потому что существуют независимо от нашего желания и отношения к ним. Они могут нам нравиться или не нравиться, но нам придется им следовать. В противном случае мы будем наказаны.

Право — это совокупность обязательных к исполнению норм и правил, установленных государством и задающих порядок отношений в обществе.

Сегодня мы рассмотрим об объективном варианте, именно как понятии юриспруденции.

Право призвано регулировать отношения в обществе во всех сферах деятельности физических и юридических лиц.

Люди постоянно взаимодействуют между собой, при этом их интересы далеко не всегда совпадают, а бывают и полностью противоположны друг другу. Одним из способов упорядочения социальной жизни, сглаживания конфликтов является нормативное регулирование.

Проще говоря, люди договариваются о том, что будут придерживаться определенных правил. Эти правила либо кто-то устанавливает (тот, кто имеет возможность заставлять их придерживаться), либо они скрадываются стихийно.

Нормы — это часть человеческой культуры. Люди не рождаются с заложенными представлениями о том, что хорошо, а что плохо. Они их усваивают от предыдущих поколений (это обычаи, традиции, табу, правила этикета, моральные и религиозные нормы и нормы права).

Признаки права

Право характеризуется следующими признаками:

  1. Правовые нормы неразрывно связаны с государством, они устанавливаются им самим либо оно их санкционирует (узаконить уже существующие в обществе правила, признать правильным, утвердить). Обеспечивается принудительными мерами со стороны государства, т.е. выполнение установленных норм гарантируется государством. Проще говоря, невыполнение правовых норм влечет наступление ответственности;
  2. Право нормативно, то есть состоит из норм, определяющих правила поведения в определенных ситуациях. Определяет норму поведения людей (в форме официальных сводов законов), т.е. имеет признак нормативности. Устанавливается и санкционируется (разрешается) государством. Каждое государство имеет свою систему права (это как?). Как правило, данные системы схожи во всех странах, находящихся на одной ступени развития;
  3. Распространяется на всех (или большинство) членов общества, т.е. является общеобязательным. Например, все обязаны соблюдать Уголовный Кодекс (УК) РФ, но только дееспособные лица могут нести наказание за его нарушение (см. что такое преступление);
  4. Исполнение норм должно осуществляться всегда, когда наступают регулируемые ими ситуации. Вне зависимости от времени и места. Они многократно применяются, как только возникает данная ситуация.
  5. Выражает способность людей понимать, осознавать и направлять свои действия и поступки, т.е. имеет интеллектуально-волевой характер. К примеру, члены цивилизованного общества понимают, что людей есть нельзя, а в некоторых племенах, до сих пор живущих по нормам первобытного строя, существует каннибализм.

Эти люди не понимают, почему каннибализм – это неприемлемо, у них нет соответствующей нормы поведения (правило «не укради» есть, а правила «не ешь себе подобных» — нет). Следовательно, нет осознания – нет нормы права;

  • Формальность — все правовые нормы оформляют в официальных юридических актах. Благодаря письменной фиксации удается добиться предельной четкости и ясности, исключая возможность искажения смысла. Для передачи сути норм используется специальная терминология.
  • Системность — то есть упорядоченность и логичность. Так, административные правила сведены в административное право, трудовые – в трудовое законодательство. Нормы должны быть упорядочены и не противоречить друг другу. Не должно быть правового нигилизма, когда исполняя одну норму ты нарушаешь другую.
  • Только совокупность перечисленных признаков может определить свод каких-либо норм и правил как право.

    Принципы права

    Системность правовых норм обеспечивается наличием общих принципов (что это?) права. Это те основополагающие положения, в которых отражается направленность всего этого регулирования (его душа), представление общества о справедливости и целесообразности.

    1. Принцип всеобщности — все должны иметь равные права и обязанности, а также в одинаковой степени нести ответственность перед законом. Для какой-то социальной группы могут вводиться послабления или ограничения (например, для детей), но они опять же охватывают всю группу, а не отдельных ее представителей.
    2. Принцип законности — все (и граждане, и государство) должны неуклонно соблюдать законы.
    3. Принцип гуманизма — право должно быть основано на человеколюбии, уважении личности, создавать все условия для существования и развития человека. Задача правовой системы не запретить как можно больше и установить тотальный контроль, создать нормальные условия для каждого члена общества.
    4. Принцип справедливости — правовые нормы не могут вступать в противоречие с моральными воззрениями, господствующими в данном обществе. Только в этом случае можно ожидать осознанного исполнения законов. Несправедливый закон — это не закон.
    5. Принцип демократизма — граждане должны иметь возможность участвовать в обсуждении и принятии правовых норм, а также влиять на практику их применения. Как пример, это всенародное голосование по принятию Конституции РФ и права обращения в Конституционный суд.

    Отрасли и институты в системе права

    Одним из правовых признаков мы называли системность — нормы должны быть упорядочены и не должны противоречить друг другу.

    Если систему права рассматривать по вертикали, то можно выделить три ее уровня:

    1. Отрасли
    2. Институты
    3. Нормы

    Отрасль права — это совокупность правовых норм, которые регулируют определенную сферу общественных отношений.

    Классифицируют 10 отраслей права:

    1. Конституционное право (КП) – свод законов, которые декларируют государственный строй, права и обязанности граждан страны, структуру государственной власти. КП зафиксировано в Конституции.
    2. Трудовое право – свод правовых актов, регламентирующих трудовые отношения. Устанавливает права и обязанности работника и работодателя, возникающие в процессе установления, действия или прекращения трудовых отношений.
    3. Административное право – устанавливает нормы общественных отношений.
    4. Гражданское право – регулирует имущественные отношения.
    5. Семейное право – регламентирует отношения внутри семьи, например, заключение и расторжение брака.
    6. Частное право – регулирует отношения, касающиеся частной собственности.
    7. Избирательное — возможность избирать и быть избранным в органы власти.
    8. Гражданское — регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами.
    9. Налоговое — регулирует отношения в области налогообложения (см. что такое налоги)
    10. Уголовное право — регулирует область общественных отношений, связанных с совершением преступлений (вынесения и осуществления наказания)

    Институты права

    Это тоже группы правовых норм, но более мелкие, чем отрасли.

    Например, в гражданском праве выделяют институты:

    1. Наследования
    2. Дарения
    3. Залога
    4. Проведения игр и пари

    Нормы в системе права

    Нормы права — это конкретное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством.

    Например, когда речь идет о наследовании (это институт в гражданской отрасли), то устанавливают нормы очередности наследования по закону, срок вступления в наследство и так далее.

    Классических элементов правовой нормы три:

      Гипотеза — этот термин часто встречается, когда речь идет о науке (это предположение о результатах исследования).

    В правовой же норме гипотеза — это указание на некие жизненные обстоятельства (в которых будет применяться правовая норма) и на юридические факты, при которых возникнут, изменятся или прекратятся правовые отношения.

  • Диспозиция — для юриста, это основная часть правовой нормы (право, обязанности, запреты, рекомендации, то есть правила поведения, которые нужно выполнять).
  • Санкция — это мера воздействия на нарушителя (карательные санкции) или возмещения убытков пострадавшему (правовостановительные санкции). Есть еще предупредительные санкции — это задержание подозреваемого в совершении преступления. Есть еще и санкции ничтожности, например, для признания сделки недействительной.
  • Нормы строятся по принципу: Если (гипотеза) — То (диспозиция) — Иначе (санкция). То есть, сначала оговариваются условия применения нормы, потом излагается ее суть, ну, и в конце говорится о наказании за ее несоблюдение.

    Правда, правовые нормы не всегда могут содержать все три элемента. Например, могут отсутствовать санкции.

    Правовые нормы разделяют на виды в зависимости от выбранного критерия:

    Источники права

    Источник права — это формы, с помощью которых воля государства возводится в ранг общеобязательной и становится правовой нормой.

    1. Правовой обычай — неписанное правило поведения, которое санкционируется государством и поддерживается его карательной силой. Этот источник лежал в основе первых сборников законов первых правовых государств. Это могут быть и религиозные нормы и традиции. Например, нормы шариата (свода религиозных, юридических и бытовых правил основанных на Коране).
    2. Нормативно правовой акт — документ определенной формы, принятый тем органом, который имеет полномочия его приниматься (и в соответствии с установленной законом процедурой). Эти документы принято разделять на:
      1. Законы
      2. Подзаконные акты — указы, постановления, инструкции и так далее.
    3. Судебный прецедент — используется в основном в англосаксонской правовой системе. Это судебное или административное решение по какому-либо делу, которым потом как образцом руководствуются при разрешении подобных ситуаций.
    4. Договор — это соглашение одного или более лиц об установлении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Нормы, установленные договором, действуют лишь в течении времени, которое самим договором и обозначено.

    Правовые источники в нашей стране

    В нашем государстве право существует в форме свода нормативных актов, т.е. в виде документов органов власти и управления. Каждый такой документ содержит определенные нормы или правила, подлежащие к выполнению.

    Нормативные акты классифицируются в зависимости от юридической силы, т.е. от сферы направленности и обязательности исполнения. Основной закон государства – Конституция, это высшая ступень иерархии нормативных правовых актов.

    Ни один из актов более низкой ступени иерархии не может противоречить законам более высокого уровня. Например, закон, принятый в республике Адыгея, не может противоречить Конституции РФ.

    Классификация нормативно правовых актов (источников права)

    Рассмотрим дифференциацию нормативных актов на схеме:

    Теперь немного подробней по источникам права разного уровня (по мере их убывания):

    1. Конституция – основа законодательства, имеет высшую юридическую силу;
    2. Федеральные конституционные законы – законодательные акты, затрагивающие вопросы, о которых идет речь в Конституции. Например, закон «О Верховном суде РФ»;
    3. Федеральные законы – регламентируют наиболее важные стороны жизни общества и государства, принимаются Государственной думой с одобрения Совета Федерации, после чего подписываются Президентом РФ;
    4. Устав субъекта РФ (Конституция субъекта республиканского значения) — основной закон конкретного региона;
    5. Законы субъекта РФ – нормативные акты, принимаемые для внутреннего исполнения в конкретном субъекте РФ;
    6. Указы Президента РФ – правовые акты, выражающие волю Президента в отношении вопросов, решение которых находится в его компетенции. Например, вопросы кадровых назначений, помилований, предоставления гражданства и т.д.;
    7. Постановления правительства РФ – издаются для исполнения конституционных и Федеральных законов, Указов Президента;
    8. Приказы и инструкции исполнительной власти – издаются для исполнения федеральных законов, Указов Президента и Постановлений правительства;
    9. Акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления – издаются для выполнения законов регионального значения;
    10. Локальные акты организаций – издаются для руководства деятельностью конкретной организации.

    Что такое правовые отношения

    Отношения между членами какого-либо общества, определенные и регулируемые нормами права, называются правовыми отношениями.

    Следовательно, стороны (субъекты права: физические и (или) юридические лица), вступившие в правовые отношения, наделяются правами, обязанностями и ответственностью за возможное их нарушение.

    Исходя из сказанного, можно сделать вывод: поведение субъекта правовых отношений может быть:

    1. правомерным, т.е. находящимся в полном соответствии с установленными нормами;
    2. неправомерным, если субъект правоотношений нарушил какую-либо установленную норму (диспозицию). Подобное поведение влечет наказание (санкцию), предусмотренное для конкретного правонарушения (что это?).

    ” alt=””>

    Правовые отношения регулируются специальными сводами (Кодексами) законов. В них описаны нормы поведения и меры ответственности за их нарушение. Ниже представлен список Кодексов, регламентирующие правоотношения в РФ:

    Хотите знать больше? Читайте наш блог, и получение знаний окажется совсем не скучным процессом.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    Во всём мире понятие «право» до сих пор никем не определено. Некоторыми людьми это признаётся, а невежды пытаются приводить доводы и уже на основании этой липы судить о неопределённом понятии.

    У нас о своих правах любит кричать всякие маргиналы! По факту, это всякие яжемамки и иждевенцы. Закон как бы на их стороне, но как только нормальные люди попытаются воспользоваться трудовым или частным правом, смотрят как на преступников!

    У меня почему-то это слово ассоциируется с каким-то недостижимым будущим. В конституции у нас много прав, как у граждан. В разных должностных инструкциях тоже. Как потребители продукции, мы имеем права. Но что на деле? Одни обязанности.

    Основные особенности общего права.

    1) английское правов отличие от романо-германского праваразвивалось не учеными-юристами, не доктринально, а юристами-практиками. Английское право может показаться неупорядоченным, для него не характерна строгая отраслевая классификация, хотя базовые отрасли получили развитие. Более весомы правовые институты. Наиболее развит юридический процесс, на основе которого и развиваются материальные отрасли права.

    Отсутствует резко выраженное деления на отрасли права. Так как все суды имеют общую юрисдикцию, то есть могут разбирать разные категории дел: публично-правовые и частноправовые. Также в Англии нет отраслевых кодексов европейского типа, английскому юристу право представляется однородным. Здесь право не делится на публичное и частное. Фактически английское право приобрело тройную структуру: общее право – основной источник, право справедливости – дополнение и статутное право – писаное право парламентского происхождения.

    2) английское право не связано в значительной степени с римским частным правом.

    – римское право носило частный характер и не могло быть использовано Вестминстерскими судами, решавшими в пределах своей юрисдикции не частные, а публично-правовые споры;

    – существование вопросов, касающихся норм, институтов, доктрин и принципов римского права в Англии, препятствий в виде несовместимых с римским правом местных традиций и обычаев;

    – особенности эволюционного развития Англии и ее правовой системы, не вызывающие необходимости выхода за рамки общего права.

    3) нормы общего права, рождались при рассмотрении судами конкретных дел, поэтому они менее абстрактны и рассчитаны на разрешение конкретных споров, а не установление общих правил поведения на будущее.В силу этого для английского права не характерна кодификация.

    4) ведущим источником права является судебный прецедент. Нормы права создаются судами при вынесении решений по конкретным делам. При этом нельзя ставить знак равенства между судебным прецедентом и судебной практикой, т.к. она это суммарный результат рассмотрения конкретных дел

    5) в последнее время законодательство начинает занимать все более важное место в системе источников права англосаксонской правовой семьи. Эта тенденция не снижает роли судебного прецедента. По-прежнему есть правило, согласно которому норма закона приобретает реальный смысл после ее применения в суде. Судебный прецедент создается судебным решением высшей судебной инстанции.

    6) современное правовое регулирование процесса рассмотрения дел в судах, несмотря на закрепление на уровне закона, разрабатывалось судьями. В частности, в Англии законы об отправлении правосудия разрабатываются специально созданными для этого комитетами, в которые наряду с другими субъектами входят и судьи. Эти правила утверждаются лордом – канцлером и вступают в силу, если их проекты не встречают возражений парламента. Что касается США, то здесь Верховный суд США уполномочен предписывать федеральным судам правила о судопроизводстве, обязательные для районных и апелляционных судов. Эти акты вступают в силу, если после их одобрения Верховным судом США не последует возражения конгресса.

    7) научные исследования строятся на подробном анализе существующих прецедентов, что практически делает их комментариями к судебной практике.

    8) для стран англо-саксонской правовой семьи не характерна кодификация.В США есть кодексы, но они представляют собой результат консолидации права. Это отличает их от европейских кодексов. Что касается систематизации законодательства, то в Англии это преимущественно консолидация.

    В Англии сохраняет значение старинный обычай, отличающийся многовековой стабильностью и всеобщим признанием. В отсутствие писаной Конституции действуют как конституционные обычаи атрибуты монархического государства, министры рассматриваются как слуги королевы (короля), пожалования и пенсии даются от имени короны.

    Понятие и система источников англосаксонского права.

    1) Судебный прецедент.

    Он создается высшими судебными инстанциями.

    Высшее правосудие осуществляет Верховный суд Англии, в который входят Высокий суд, Суд Короны, Апелляционный суд. Их структура и юрисдикция регулируются актом о Верховном суде 1981г. Также следует сказать об Апелляционном комитете Палаты лордов, куда могут быть обжалованы решения Апелляционного суда. При этом Палата лордов – это высшая судебная инстанция не только для Англии, но и для всего Соединенного королевства. Судьи Палаты лордов, как таковые, или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета.В иных странах также выделяются высшие судебные инстанции. В Канаде – это Верховный суд Канады и Федеральный суд Канады, заменивший в 1971г. Суд Казначейства. В США – это Верховный суд США, а на уровне штатов – это верховные суды штатов.

    Правила применения прецедента:

    1) решения, вынесенные Палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов, за исключением ее самой;

    2) решения, принятые Апелляционным судом, обязательны для всех нижестоящих судов и (кроме уголовного права) для самого этого суда;

    3) решения, принятые Высоким судом, обязательны для низших судов и имеют важное значение и обычно используются как руководство различными отделениями Высокого суда и Судом короны, не будучи для них строго обязательными.

    До 1966г. Палата лордов тоже была связана своими прецедентами. После 1966г. Палата лордов на будущее отказалась от этого правила в случаях, когда особые соображения требуют использовать это нововведение в интересах правосудия. В дальнейшем Палата лордов осторожно использовала это правило. Она отрицательно отнеслась к тому, что Апелляционный суд отказался следовать одному из своих решений. Не является строго обязательным соблюдение правил применения прецедента и для Судебного комитета Тайного совета.

    Стоит отметить, что обязывающая сила прецедента основана на доктрине stare decisis (стоять на решенном). Судебный прецедент содержит две части: ra-tio decidendi и obiter dictum. Первая излагает нормы права, во второй содержится дополнительная информация, в том числе уточняющие аргументы и рассуждения

    Законодательство.

    Законы (в Англии и Канаде статуты) можно понимать как в обычном, так и в широком смысле (включающем все законодательные акты, в том числе акты Короны). В строго юридическом смысле закон понимается как формальный, в письменном виде оформленный акт, исходящий от высшего законодательного органа страны.

    В зависимости от юридической силы законы подразделяются на конституционные и обычные, или текущие. К первым относятся конституции или (если нет писаной конституции) конституционные акты. В Англии таковыми, например, являются акт о Парламенте 1911г. Конституционные законы занимают более высокое место в иерархии.

    Существуют и иные классификации. Так, в федеративных государствах законы делятся на федеральные и законы субъектов федерации. В Англии и ряде стран общего права законы делятся на публичные и частные.

    Под таким источником права как делегированное законодательство понимается система законодательных актов, принятая различными государственными органами на основе полномочий, переданных им парламентом или другими представительными органами

    Особенности делегированного законодательства: – делегированное законодательство издается не высшими законодательными (представительными) органами, но всегда полномочия на такое издание исходят именно от них. – делегированное законодательство зачастую имеет строго функциональный характер и т.д.

    Правовые обычаи.

    В настоящее время обычай имеет ограниченное значение в английском праве. Согласно давнему правилу обычай можно считать обязательным лишь в том случае, если он имеет характер старинного обычая, существовавшие в 1189г.Требование, чтобы обычай был старинным, касается местных обычаев, на торговые обычаи оно не распространяется.

    Действующие правовые обычаи Англии можно сгруппировать в три группы:

    1) местные обычаи, 2) обычаи торгового оборота, 3) конституционные обычаи

    Правовая доктрина.

    Ее можно рассматривать как научную и философскую теорию, систему идей, взглядов. В странах общего права, особенно в Англии, где право изначально создавалось судьями практиками, роль правовой доктрины как источника права недооценивалась. Однако не означает её полного умаления. Хотя римское право не оказало почти никакого влияния на развитие правовой системы права Англии, считается, что в этом случае мы имеем дело с одним из немногих его проявлений.

    Разум.

    Его рассматривают как средство восполнения пробелов в статутном праве, как повседневную жизнь судейского права. Еще разум понимается в виде принятия разумного судейского решения в тех случаях, когда имеются пробелы в механизме правового регулирования.

    Понятие, признаки и функции права

    Понятие, признаки и функции права

    Право, как и государство, является результатом общественного развития. В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.

    1. Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право наций на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
    2. Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это – право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «международное право» и т.д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа.
    3. В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагают физическое или юридическое лица, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации обладают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.
    4. В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смыслах. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д.
    1. Понятие права
    2. Признаки права
    3. Нормативность
    4. Системность
    5. Общеобязательность
    6. Формальная определенность
    7. Государственная обеспеченность
    8. Регулятивность
    9. Представительно-обязывающий характер
    10. Интеллектуально-волевой характер
    11. Сущность права
    12. Функции права

    Понятие права

    В каком смысле употребляется термин «право» в каждом случае, следует решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.

    Надо помнить также, что термин «право» употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права; права членов общественных объединений, партий, союзов; права, возникающие на основании обычаев, и т. д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятию «право», установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов.

    В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права.

    Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе выражаются в его признаках. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее его определение.

    Право – это система общеобязательных формально определенных норм – правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных или санкционированных государством и охраняемых им от нарушения с помощью мер государственного принуждения.

    Понятие, признаки и функции права

    Признаки права

    Рассмотрим важнейшие признаки права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.

    Нормативность

    Нормативность – реализация правовых предписаний в форме социальных норм; наличие у права всех признаков, свойственных социальным нормам, – правила поведения, обеспеченные средствами социального принуждения, рассчитанные на применение в типичных массовых ситуациях и обращенные к неопределенному кругу субъектов.

    Системность

    Право представляет собой упорядоченную стройную систему правил, содержащихся в правовых актах и иных источниках. Каждое правовое предписание не находится в отрыве от других, но имеет собственное место во всей системе, связано иерархическими связями с другими нормами права и подлинное содержание каждого предписания раскрывает только в толковании его в связи с иными норами права.

    Все нормы права должны находится в отношениях логической согласованности друг с другом и упорядоченности в рамках всей системы права. Право представляет собой сложное системное образование.

    В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право.

    1. Первый элемент – естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – права человека или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину.
    2. Второй элемент – позитивное право. Это – законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп.
    3. Третий элемент – субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

    Общеобязательность

    Все лица, которых касается действие норм права, обязаны неукоснительно соблюдать и исполнять предписания норм. При этом незнание закона не освобождает субъектов от ответственности за несоблюдение запрета или неисполнение обязанности.

    Формальная определенность

    Выделяют два аспекта:

    • внутренний – формулировка правового предписания должна быть четкой, ясно выраженной, понятной всем субъектам права, на которых распространяется действие нормы права. Веление должно быть сформулировано доступно, формально четким языком, не допускающим разнообразных толкований, все специальные понятия должны быть раскрыты в определениях – правовых дефинициях, все оценочные категории должны быть также определены в законе;
    • внешний – нормы права должны быть доступны для ознакомления, содержаться в письменных источниках, из статуса которых понятны юридическая сила нормы и ее место в системе права, быть открытыми, то есть каждое лицо должно иметь возможность ознакомиться со своими правами и обязанностями.

    Государственная обеспеченность

    Здесь, так же стоит затронуть два аспекта:

    • нормы права исходят от государства, то есть принимаются и вводятся в действие институтами государственной власти в строго определенных процедурах либо институтами гражданского общества или местного самоуправления с санкции государственной власти при посредстве процедур делегирования государственных полномочий;
    • нормы права охраняются от нарушения силой государственной власти при помощи мер государственного принуждения.

    Регулятивность

    Право выступает средством регулирования общественных отношений по своему социальному назначению, и целью права является формирование общественного порядка. Право занимает специфическое место в системе иных нормативных социальных регуляторов, действующих в данном обществе.

    Представительно-обязывающий характер

    Право использует специфический, присущий только ему, метод нормативного регулирования – наделение одних субъектов правами, а других –корреспондирующими обязанностями. Эти субъекты оказываются соединены юридической связью, правовым отношением, в котором каждому праву противостоит обязанность соблюдать это право другими лицами либо способствовать своими активными действиями реализации этих прав.

    В этом состоит сущность юридического образа регулирования – высшего типа нормативного регулирования.

    Интеллектуально-волевой характер

    • С одной стороны, право имеет интеллектуальное содержание, так как обусловлено предварительным познанием разумом человека закономерностей поведения людей и выбором оптимальной модели. Право реализуется посредством формулировки правил поведения.
    • С другой стороны, право имеет волевое содержание, так как отражает волю общества на установление избранных моделей поведения в качестве всеобщих, отражает желание достижения эффективных последствий права, необходимость ввести его в действие.

    Понятие, признаки и функции права

    Сущность права

    Сущность права – главное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

    Право основано на трех «китах»: нравственность, государство, экономика.

    1. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования.
    2. Государство придает ему официальность, гарантированность, силу.
    3. Экономика – основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

    Нравственность, государство и экономика – внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода.

    Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер: духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека и организации.

    Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

    Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

    Понятие, признаки и функции права

    Функции права

    Выделяют следующие функции права:

    1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъективности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. Чем шире раздвинуты эти границы, тем люди более свободны в своих действиях.
    2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т. д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.
    3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.
    4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий.

    Обществознание. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. ПРАВО. Понятие, признаки, источники, функции, правовая норма, система права и правовая система.

    ПРАВО. Понятие, признаки, источники, функции, правовая норма, система права и правовая система.

    10 вопросов — 10 ответов.

    1.Что такое нормы, какие нормы существуют в обществе?

    Нормы — это стандарты, образцы, общеобязательные правила поведения человека в обществе.

    В обществе существуют нормы:

    • правовые,
    • религиозные – соблюдаются только верующими людьми,
    • этические нормы – нормы культурного поведения,
    • эстетические нормы – отражают законы красоты,
    • технические, санитарные и многие другие.
    2.Что такое право и каковы его признаки?

    Право – это возможности совершать, осуществлять что- либо, предоставленные государством (например, право на труд, на образование и т.д.).

    Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках. Они являются общеобязательным критерием правомерного поведения.

    Признаки права:

    • системность и упорядоченность(законы чётко кодифицированы, приведены в систему по отраслям права или по иному другому признаку);
    • нормативность(имеет нормативное закрепление) – норма права;
    • всеобщность и общеобязательность;
    • формальная определённость(то есть существуют соответствующие документы);
    • регулятивность(право регулирует наиболее важные отношения);
    • государственная санкционированность и обеспеченность (право создаётся государством и им же обеспечивается, контролируется в обществе).
    3.Каковы функции права?

    Функции права – это направления воздействия права на общество.

    Специально-юридические:

    • закрепляющая— закрепляет основы существующего строя;
    • регулирующая— вносит порядок в общество, регулирует поведение и деятельность людей;
    • обязывающая— обязывает совершать активные положительные действия, способствует развитию общества;
    • воспитательная— способствует воспитанию, развивая чувство справедливости и добра;
    • оценочная– является критерием правомерного и неправомерного поведения людей, является основанием для применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

    Общесоциальные:

    • политическая – правовое регулирование всех политических процессов и отношений в обществе;
    • культурно-историческая— сохранение духовных ценностей, передача их из поколения в поколение (справедливость, права человека, демократия и др.);
    • воспитательная– воспитывает, развивая чувство справедливости и добра, необходимости строить отношения по правовым нормам;
    • экономическая – юридически обеспечивает надёжность экономической деятельности;
    • информационная— информирует о нормах поведения и деятельности людей в обществе.
    4.В чём сходство и отличие права от морали?

    Сходство права и морали:

    • являются сводом правил, норм;
    • главная задача – регулировать общественные отношения.

    Отличие права от морали.

    • Право устанавливается государством, мораль формируется в процессе развития общества.
    • Правовые нормы формально выражены, то есть имеются соответствующие юридические документы; нормы морали – это неписаные законы общества, нет документов.
    • В праве выражена воля государства, в нормах морали отражено общественное мнение.
    • Право поддерживается силой государственного принуждения, а внутренний гарант морали — совесть.
    • Праву свойственна конкретность содержания, формулировок; в нормах морали – меньшая конкретность содержания, возможность трактовать по-разному.
    • Право регулирует только основополагающие стороны общественной жизни; мораль регулирует все стороны поведения человека, в любой ситуации (например, отношение к старшим, к женщине и другие).
    5.Что такое правовая норма и каковы её виды?

    Правовая норма – общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определённых предписаниях, охраняемое органами государства путём контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.

    Виды правовых норм в зависимости от назначения:

    • Регулятивные – содержат предписания, предоставляю­щие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности.
    • Охранительные — устанавливают и регламен­тируют меры юридической ответственности и другие принуди­тельные меры защиты прав.

    Виды правовых норм по характеру предписываемых правил.

    • Обязывающие— предписывают лицам совершать определенные положительные действия (обязанность палить налоги, охранять природу и т.д.)
    • Запрещающие– нормы, устанавливающие обязанность лица воздержаться от того или иного действия (это те же запрещающие знаки дорожного движения).
    • Управомочивающие– содержат права на совершение тех или иных действий по желанию человека (например, право на труд, на участие в выборах и др.)

    Виды правовых норм по форме предписания:

    • императивные– от правил которых отступать нельзя (это обязывающие и запрещающие нормы);
    • диспозитивные– могут быть изменены по усмотрению сторон, (это управомочивающие нормы).

    Виды правовых норм в зависимости от отрасли права:

    • административно-правовые
    • гражданско-правовые
    • уголовно-правовые
    • нормы трудового права
    • нормы экологического
    • нормы конституционного и пр.

    Виды правовых норм по юридической силе и в зависимости от субъекта, издавшего норму права.

    • Законы. Закон – это норма, т. е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев и обладающее высшей юридической силой.
    • Подзаконные акты— это правотворческие акты компетентных органов. Подзаконные акты – ниже по юридической силе, чем закон. На Федеральном уровне к ним относят: Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, акты Центробанка, министерств и других органов исполнительной власти, постановления палат Федерального Собрания, решения судов
    • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

    Другие виды правовых норм:

    • постоянного и временного действия,
    • общего действия (распространяющиеся на всех) и акты ограниченного действия(например, на должностных лиц),
    • акты исключительного действия(в исключительных ситуациях – военное, чрезвычайное положение).

    6.Какова структура нормы права?

    Структура нормы права:

    • диспозиции – само правило поведения;
    • гипотезы – указания на условия применения норм;
    • санкции– неблагоприятные юридические последствия за неисполнение или нарушение правовой нормы.

    Подсказка: если. то…, иначе…

    Пример:

    • Если человек переходит дорогу на красный свет светофора ( гипотеза),то нарушает правила для пешеходов ( диспозиция), иначе, в результате чего на него может быть наложен штраф ( санкция).
    7.Что такое источники права и каковы они?

    Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

    Источники права:

    • Правовой обычай– это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
    • Юридический прецедент— решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
    • Нормативно-правовой акт— властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
    • Нормативно-правовой договор— правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет (например, брачный договор).
    8.Что такое система права и каковы её элементы?

    Система права — структура права, представляющая собой согласованность и единство юридических норм, разделение их на отрасли, подотрасли и институты.

    Элементы системы права.

    • Норма права– это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, которое рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обращённое ко всем и к каждому, оказавшемуся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.
    • Отрасль права— совокупность однородных правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений (трудовое, семейное, гражданское право и т.д.)
    • Подотрасль права– это группа правовых норм, которые в составе отрасли права регулируют близкие отношения определённого вида. Например, в гражданском праве- подотрасль авторское право.
    • Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений (например, в трудовом праве- институт заработной платы, в гражданском- институт наследования и т.д.)
    9.Что такое правовая система?

    Правовая система — вся правовая жизнь страны, вся правовая организация общества. Категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и все правовое развитие конкретной страны, в том числе структуру законодательства — систему законодательства.

    Правовая система охватывает:

    • систему права,
    • источники права,
    • правосознание,
    • юридическую науку в целом,
    • юридическую практику как практику правотворчества.

    Правовая система включает в себя все явления, связанные с правом в рамках отдельно взятого государства или общества и в связи с этим носит комплексный характер.

    10.Какие правые системы существуют и к какой относится правовая система РФ?

    Виды правовых систем.

    Романо-германская правовая система (в основе – римское право) (Россия, страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция).

    • Основной источник права – нормативный акт.
    • Высшей юридической силой обладает конституция.
    • Источники права – нормативные акты, договоры, в некоторых случаях правовые обычаи.
    • Право делится на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Очень много терминов произошло от рисского права.
    • Основные законодательные акты выступают в виде кодексов по отдельным отраслям и институтам права.
    • Суды лишены права на правотворчество. Суды имеют право толковать законы.

    Англо-саксонская правовая система (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.)

    • Огромную роль в формировании общего права играют суды. В результате деятельности судов создаются прецеденты, на основе которых решаются другие аналогичные дела.
    • Важным источником англосаксонского права являются статусы (законы), принимаемые высшими законодательными органами.
    • Соотношение статусов и прецедентов неоднозначно: закон может реализоваться в прецедентах, он должен «обрасти» прецедентами и только тогда будет действующим.
    • Источником права являются и правовые обычаи.
    • Нет деления на частное и публичное право, на отрасли и подотрасли.

    Религиозное право (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм).

    • Построено на религиозных источниках.
    • Общественные отношения регламентируются религиозными нормами.

    Социалистическая правовая система (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба).

    • Правовая система чрезвычайно идеологизирована;
    • право декларирует и формально закрепляет власть народа, социальное равенство и справедливость.
    • Роль государства в такой системе — всеобъемлюща.
    • На практике в государствах социалистической правовой семьи утверждается монополизм одной партии, избирательная система и процесс принятия законов начинают обслуживать интересы партийно-государственного аппарата.
    • Жизненно важные вопросы зачастую регулируются не законами, а подзаконными актами, инструкциями, иногда полусекретными или секретными.

    Система традиционного (обычного) права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

    • Форма регламентации общественных отношений основана на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев).
    • Обычай является важным регулятором общественных отношений, основным источником права.
    • Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

    Нормативный правовой акт

    Это официальный документ госорганов или должностных лиц с правилами поведения

    Нормативный правовой акт может быть в форме закона, постановления, приказа.

    Разобрались, как устроена система нормативных правовых актов и как искать нужный документ.

    Что такое нормативный правовой акт

    Нормативные правовые акты, или НПА, регулируют жизнь в стране: как платить налоги, какие есть льготы для бизнеса, когда отдыхать на Новый год или что будет за работу без лицензии. Дадим определение нормативно правового акта.

    НПА — это документы с правилами поведения для общества, которые принимают государство, региональные и муниципальные власти, уполномоченные организации, например Роскосмос, и должностные лица.

    Такие документы могут принимать Госдума, правительство, президент, министерства, службы. Но не все акты госорганов и должностных лиц нормативные. Правительство может принять постановление о ставках платы за пользование лесными участками на всей территории России — и это будет НПА, а может выпустить внутреннюю инструкцию по закупке канцелярии — это не НПА.

    Еще НПА нужно отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты — это тоже официальные документы, которые принимают госорганы и должностные лица, только они рассчитаны на однократное применение и на конкретного человека или организацию.

    Назначение на должность министра Носова, назначение административного штрафа нарушителю Маркову, приказ о награждении чемпионки Савиной почетным знаком за развитие спорта — это индивидуальные правовые акты.

    Отличить НПА можно по следующим признакам.

    НПА носит официальный характер. Это значит, что НПА принимают только государственные и региональные власти, уполномоченные организации или должностные лица. Также НПА принимают в определенном порядке: присваивают дату и номер, печатают на бумаге, ставят печать, публикуют на портале pravo.gov.ru.

    Федеральный закон рассматривает госдума в трех чтениях, затем его одобряет Совет Федерации, подписывает президент и публикуют. Только после этого новый закон нужно обязательно исполнять.

    НПА действует не для одного человека или организации, а для всех: группы людей, либо компаний, либо и тех и других. Например, нельзя принять закон только для ИП Петрова, но можно принять закон для предпринимателей.

    НПА можно применять много раз. Например, суд принимает решение по делу — это решение в моменте определяет права сторон и его нельзя применять повторно.

    Посмотрим примеры НПА и документов, которые к ним не относятся.

    НПА Не НПА
    Конституция РФ Приказ об увольнении инженера Карпова из коммунальной службы госдумы
    Постановление правительства о сроках службы фискальных накопителей ККТ Письмо правительства и любого другого ведомства, например Минфина
    Указ президента о выплатах семьям с детьми Указ президента о присвоении звания Героя Труда гражданину Романову
    Приказ МЧС о правилах противопожарной безопасности Предписание МЧС для ООО «Ромашка» об устранении нарушений противопожарных норм
    Устав Ростовской области Договор аренды с комитетом по имуществу Ростовской области
    Федеральный закон о банкротстве Решение суда по делу о признании ИП Каменской банкротом
    Постановление мэрии Объявление итогов проведения торгов на земельный участок администрацией города

    Форм нормативных правовых актов много: законы, постановления, инструкции, приказы, указы. И эти названия нельзя путать. Назвать приказ Минфина письмом, а указ президента постановлением — ошибка.

    Чтобы не запутаться в названиях, правильно определять силу документа, быстрее искать нужный, все НПА можно делить на разные группы. Посмотрим две основные классификации: по силе действия и по территории.

    По силе действия

    У НПА есть сила действия — это помогает выбрать более важный документ. В идеале НПА не должны противоречить друг другу, но в реальности такое все же случается. И вот сила действия определяет, каким документом руководствоваться.

    Конституция. Самый главный НПА в России — Конституция, ее еще называют основным законом страны. Все остальные НПА должны ей соответствовать.

    Если в Конституции написано, что в России действует единое экономическое пространство, значит, нельзя принять закон о пошлинах за перемещение товаров из региона в регион. Такая норма противоречила бы статье 8 Конституции.

    Федеральные законы — это документы, которые принимает Госдума — законодательный орган России. Законы определяют самые важные вопросы в стране: размер пенсии, процедуру банкротства, штрафы за нарушения и прочие. Процедура создания и принятия закона сложная и многоступенчатая, потому что он влияет на всю страну.

    Примеры законов: ФЗ «О рекламе», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О защите прав потребителей». Также законы — это Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс. Их называют кодексами, потому что они содержат много правил в одной сфере.

    Подзаконные акты. В одном законе невозможно прописать все детали. В них стараются закрепить общие правила, а вот о частностях рассказывают в подзаконных актах. На юридическом языке говорят: «Подзаконные акты принимают во исполнение законов», то есть подзаконные акты объясняют, как правильно действовать в конкретных случаях и ситуациях. Узнать подзаконные акты можно по названиям: указ, постановление, письмо, приказ, инструкция.

    Есть закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», а его дополнят постановления правительства «О лицензировании образовательной деятельности» и «О медицинской деятельности». Закон установил общие правила, а постановления определили порядок его исполнения в конкретных сферах.

    Еще важно проверить, где нужно применять НПА: по всей стране, только в одном регионе или в одном городе.

    По территории

    Есть правила, которые действуют для всех жителей России, а есть — только для жителей конкретного региона и даже города. Например, если в соседнем регионе предприниматель платит 3% налога с доходов на УСН «Доходы», это еще не значит, что вы будете платить столько же. Так бывает, потому что в регионах принимают свои уставы, законы, инструкции.

    Все НПА делят на федеральные, региональные, муниципальные, а еще есть международные. Поговорим о каждой группе.

    Федеральные, региональные и муниципальные НПА. Россия — это федерация. Это значит, что страна состоит из самостоятельных субъектов. Такие субъекты могут сами управлять своей территорией в пределах полномочий, данных Конституцией и федеральными законами, иметь отдельный от центра бюджет.

    Получается, в России официальные документы могут принимать на общегосударственном уровне и уровне регионов. Федеральные законы действуют на всей территории страны, а региональные — только в одном субъекте. Например, если власти Самарской области приняли региональный закон, то исполнять его в Рязани не обязаны.

    Еще собственные НПА принимают в городах федерального значения, такие города тоже относят к регионам. В России три города-региона: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Получается, жители Московской области не должны соблюдать законы Москвы, и наоборот.

    Для региональных актов есть два правила:

    1. Такие нормы не могут ухудшать положение людей или бизнеса в сравнении с общегосударственными. Так, если в Налоговом кодексе установлена максимальная налоговая ставка для УСН «Доходы минус расходы» в 15%, регион может ее снизить, но не повысить.
    2. Компетенцию регионов определяют на федеральном уровне. То есть Конституция и федеральные законы устанавливают, в каких сферах регионы могут принимать НПА самостоятельно. Например, регионы России могут издавать свои Кодексы административных правонарушений, но только со штрафами за нарушения, которых нет в федеральном КоАП.

    Система региональных НПА копирует федеральную, поэтому регионы принимают свои конституции, законы, подзаконные акты.

    Есть еще один уровень ниже актов регионов — акты городов, деревень, поселков. Такие акты называют муниципальными НПА. Они регулируют вопросы местного значения, например льготы по земельному налогу или правила посещения парка.

    Например, постановление мэрии Ярославля «О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах» или постановление администрации Екатеринбурга «Об автоматизации закупок малого объема».

    Международные акты. Государства могут договариваться о правилах и фиксировать их в договорах, резолюциях, конвенциях. Эти правила не действуют на все страны автоматически: каждое государство само решает, участвовать в договоре или нет. В договор можно как вступить, так и выйти из него.

    Россия участвует в Конвенции о защите прав человека 1953 года, в Бернской конвенции о защите литературных и художественных произведений 1887 года.

    Если страна соглашается исполнять правила по международному договору, она должна принять новые внутренние законы или скорректировать старые внутренние законы под эти правила. Например, когда Россия в 1997 вступила в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, она приняла мораторий на смертную казнь — таково было правило для стран-участниц.

    Международные договоры, в которых участвует наша страна, в основном учли во внутренних законах, поэтому напрямую обращаться к международным НПА вам вряд ли придется. Исключение — соглашения или конвенции об избежании двойного налогообложения, например с Кипром или США.

    Иерархия нормативных правовых актов

    Нормативные правовые акты имеют иерархию из восьми уровней. Чем уровень выше, тем главнее акт. На практике это значит, что акты нижних уровней должны соответствовать верхним. То есть законы не должны противоречить Конституции, указы президента и прочие акты — законам, а постановления правительства — всему вышеперечисленному.

    Случается, что два акта противоречат друг другу, — такую ситуацию называют правовой коллизией. Выбрать правильный акт помогает иерархия — будут применять правила из документа более высокого уровня.

    Артем собирается подавать заявление в налоговую инспекцию. В федеральном законе он прочитал, что нужно успеть подать его за 20 дней, а в приказе ФНС, что за 10 дней. Так как закон выше ведомственного акта, то правильный срок — 20 дней.

    Иерархия нормативных правовых актов

    Уровень 1 Конституция РФ
    Уровень 2 Международные договоры
    Уровень 3 Федеральные законы
    Уровень 4 Указы президента
    Уровень 5 Постановления правительства
    Уровень 6 Приказы федеральных министерств, постановления главного санитарного врача РФ, указания и положения Банка России
    Уровень 7 Приказы служб
    Уровень 8 Региональное законодательство и муниципальные акты

    Начинайте искать ответ на вопрос со второго уровня. На первом уровне в Конституции нет конкретных правил — только принципы работы государства и жизни общества.

    Предприниматель может узнать из Конституции, что Россия поддерживает конкуренцию и свободную экономическую деятельность, но не узнает, как открыть бизнес и какие платить налоги. Конкретные правила будут в законах и подзаконных актах. Например, как зарегистрировать бизнес, можно узнать в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а про все налоги России — в Налоговом кодексе.

    Как искать нормативный правовой акт в системе

    Виды и иерархия актов помогают быстрее найти нужный документ.

    Предприниматель Ярослав открывает кафе в Москве. Все уже готово, и осталось сделать вывеску на фасад. Он слышал, что соседний магазин оштрафовали за неправильную вывеску. Ярославу нужно разобраться, какие требования есть к вывескам, чтобы его тоже не оштрафовали.

    Посмотрим, как можно найти документ о требованиях к вывескам.

    Где искать. Искать законы, постановления, письма можно в интернете, главное — на официальных порталах. Например, на государственном портале pravo.gov.ru или в коммерческих Консультанте и Гаранте.

    Если пользоваться неизвестным сайтом, нельзя быть уверенным в актуальности: документы оттуда могут быть устаревшими или вовсе утратившими силу.

    Как искать. Искать нужный акт можно по дате опубликования, названию документа или словам из текста. В разных системах могут быть и другие фильтры.

    Пример расширенного поиска в системе Гарант

    В работе с правовыми системами есть нюанс: можно найти документ, а он окажется закрытым — смотреть можно только в платной версии. В этом случае можно скопировать название документа и поискать в других сервисах, например Docs.cntd.ru. Еще можно посмотреть на сайте государственного органа, который принял акт.

    Уведомление, что документ можно прочитать только в платной версии системы Гарант

    Проверить, действует ли НПА. Пользоваться можно только действующими НПА. Срок действия документа может истечь сам или его могут отменить.

    Еще закон может действовать, но только в новой редакции. Это значит, что сам НПА не отменили, но изменили текст или даже одно слово. Предыдущей версией пользоваться нельзя.

    Госдума повысила МРОТ на 2022 год с 12 792 до 13 890 ₽. Для этого она не приняла новый закон «О минимальном размере труда», а внесла изменения в прежнюю версию. Теперь работодатели не смогут платить сотрудникам за полный рабочий день меньше 13 890 ₽ — прежний МРОТ больше не актуален.

    Проверять статус НПА важно, чтобы не получить штраф или другое наказание за ошибку по невнимательности. На правовых порталах статус документа можно посмотреть на первой странице документа.

    Например, в Гаранте на экране появляется текст на желтом, что документ утратил силу

    На самом деле не всегда просто найти нужный документ. Например, может не получаться подобрать правильную фразу для поиска или не выходит вспомнить реквизиты акта. Тогда лучше задать вопрос юристу.

    Нормативно-техническая документация

    Нормативно-техническая документация – совокупность материалов и документов, обеспечивающих качество производимой продукции, а также ее соответствие всем утвержденным требованиям безопасности, условиям эксплуатации, хранения и транспортировки. Одним словом нормативно-техническая документация – это своего рода стандарт предприятия, в соответствии с которым осуществляется весь производственный процесс. В наше время разработка нормативно-технической документации на производство позволяет предприятиям оптимизировать осуществляемые работы и привести их в соответствии со всеми требованиями законодательства Российской Федерации. Нормативно-техническая документация – это полный комплект документов, позволяющий без лишних финансовых потерь и затрат дополнительных ресурсов, производить качественную и безопасную продукцию, соответствующую всем нормативам и государственным стандартам.

    К нормативно-технической документации относятся следующие виды документов:

    • технические условия (ТУ);
    • технологическая инструкция (ТИ);
    • технологический регламент (ТР);
    • технологический процесс (ТП);
    • паспорт безопасности (ПБ);
    • этикетка;
    • рецептура;
    • паспорт качества.

    Технические условия

    Технические условия – документ, разрабатываемый предприятием для производства какого-либо вида продукции в том случае, если для данной продукции законодательством Российской федерации еще не установлены обязательные требования по изготовлению, или требуется дополнить соответствующий ГОСТ, применяемый к данной категории товаров. Технические условия являются неотъемлемой частью конструкторской документации и разрабатываются в соответствии с установленными стандартами, указанными в ГОСТ 2.114-95 «Единая система конструкторской документации», и ГОСТ Р 51740 «Пищевые продукты – общие требования к разработке и оформлению», и содержат в себе следующую информацию:

    • технологические требования;
    • требования по безопасности;
    • правила приемки;
    • требования по обеспечению охраны окружающей среды;
    • указания по эксплуатации;
    • условия хранения и транспортировки;
    • требования по маркировке;
    • методы контроля и гарантии изготовителя.

    Следует учитывать, что технические условия должны быть разработаны, утверждены и зарегистрированы в установленном законодательством порядке, только в этом случае, данный нормативно-технический документ может являться основанием для начала производственного процесса.

    Технологическая инструкция

    Технологической инструкцией называется вид нормативно-технической производственной документации, разрабатываемой предприятием для производства какой-либо продукции. Содержит в себе информацию о технологических процессах производства и о выпуске товаров непосредственно на потребительский рынок страны. Разработка данного документа осуществляется для одного конкретного вида изделий или группы идентичных изделий в соответствии с требованиями ГОСТ № 34, определяющего основные этапы по разработке и конечному результату изготовленной продукции.

    Технологический регламент

    Технологический регламент – документ, устанавливающий основные методы производства технические условия и средства, а также технологические нормативы и порядок осуществления производственного процесса на предприятии. В зависимости от производства выделяют три основных вида технологических регламентов:

    • постоянный – разрабатываемый для проработанного производственного процесса;
    • временный – необходим для производства нового вида продукции, или в том случае, если предприятием вносятся какие-либо корректировки в установленный производственный процесс;
    • разовый – разрабатывается для продукции, которая производится единичной партией или для проведения научно-исследовательской работы.

    Технологический процесс

    Технологический процесс – совокупность мероприятий, обеспечивающих последовательность производства продукции с момента начала изготовления до получения конечного результата. Технологический процесс разрабатывается с целью оптимизации работы на предприятии, что непосредственным образом влияет на качество продукции и ресурсы, необходимые для обеспечения производственного процесса. Разработка предприятием технологического процесса позволяет с высокой точностью определить не только количество необходимого оборудования, инструментов и приспособлений для производства изделий, но и число рабочих и обслуживающего персонала для выполнения данного процесса.

    Паспорт безопасности

    Паспорт безопасности – документ, подтверждающий безопасность продукции при ее эксплуатации, хранении и транспортировке, является частью нормативно-технической документации, необходимой для реализации отдельных видов продукции. Данный документ разрабатывается в том случае если:

    • предприятие производит те или иные вещества, которые способны нанести вред здоровью или жизни человека;
    • предприятием изготавливается продукция, степень опасности которой еще не установлена;
    • если на предприятии производится продукция, признанная опасной по международным нормам;
    • компания производит продукцию, к которой установлены особые требования и нормы.

    Этикетка

    Этикетка – графический или текстовый знак, представляющий собой наклейку, бирку или талон определенного вида продукции, в которой содержится вся необходимая для идентификации продукции информация. Этикетка должна быть изготовлена в соответствии со всеми правилами и нормативами, регламентирующими разработку нормативно-технической документации предприятия. В соответствии с данными законодательными актами, этикетка должна содержать в себе следующую информацию:

    • данные о продукте на русском языке;
    • состав продукта;
    • пищевая ценность;
    • наименование изготовителя;
    • страна происхождения;
    • товарный знак изготовителя;
    • масса нетто или количество продукта;
    • условия хранения и транспортировки;
    • срок годности;
    • обозначение технического документа, на основании которого была произведена продукция (ТУ или ГОСТ);
    • информация о сертификации продукции;
    • другая информация о содержании каких-либо дополнительных компонентов, обязательных для указания на этикетке.

    Рецептура

    Рецептура – основная часть технологической документации, разрабатываемая предприятием на многокомпонентные (два или более) виды продукции, устанавливающая перечень и количественное содержание применяемых при производстве изделий сырья, материалов и полуфабрикатов.

    Разработка рецептуры может осуществляться как на основании уже действующих рецептур и правил, так и на основе новых продуктов и технологий. Основными данными рецептуры изделия являются:

    • требования по качеству сырья, используемого при производстве;
    • нормы расхода сырья при изготовлении одной единицы продукции;
    • предельные нормы потерь;
    • пределы допустимых отклонений в массе готовой продукции;
    • характеристики физико-химических и органолептических показателей и других свойств продукции;
    • сроки хранения и годности продукции.

    Паспорт качества

    Паспорт качества – документ, необходимый для многих категорий непродовольственных товаров, содержащий описание всех его свойств и характеристик. В зависимости от вида и категории изделия паспорт качества может содержать в себе следующую информацию:

    • полная информация о компании-изготовителе продукции;
    • регистрационный номер документа и дата его выдачи;
    • полное наименование товара, включая его марку;
    • все свойства и характеристики изделия;
    • дата изготовления продукции;
    • номер партии (если изделия производятся партиями);
    • количество продукции каждой марки;
      класс опасности;
    • другая необходимая информация.

    Следует учитывать, что при разработке различного рода нормативно-технической документации для предприятий Барнаула необходимо хорошо знать и разбираться в аспектах производственного процесса и законодательных документах, в соответствии с которыми определяется данный процесс изготовления. Именно поэтому, в данном случае, идеальным решением станет обращение в соответствующий специализированный центр, специалисты которого имеют огромный опыт в разработке, утверждении и регистрации соответствующих нормативно-технических документов, позволяющих с высоким качеством и без потерь наладить производственный процесс, обеспечивающий непрерывность и безопасность изготовления продукции. Центр сертификации «Ростест Барнаул» обеспечит профессиональный подход к разработке необходимой документации в соответствии со всеми требованиями законодательства Российской Федерации.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: