Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства

О программе льготного кредитования субъектов МСП

В 2020 г. предприниматели могут получить кредиты по льготным ставкам на развитие предпринимательской деятельности и рефинансирование ранее взятого кредита. Льготные кредиты доступны теперь и самозанятым

Уже два месяца действуют поправки к Правилам предоставления субсидий для банков, занимающихся кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Правила) 1 . Информация о вступлении их в силу 31 декабря прошлого года была размещена на сайте Минэкономразвития.

Что такое льготное кредитование субъектов МСП?

Это кредитование субъектов МСП по льготным ставкам (кредитование с господдержкой).

Механизм, заложенный в программе льготного кредитования МСП, довольно прост. Государство выбирает приоритетные отрасли экономики, в которых необходимо увеличение доли малого и среднего бизнеса, и делает их более привлекательными. К ним относятся здравоохранение, культура, наука, сельское хозяйство, строительство многоквартирных домов и др. – всего 20 отраслей.

Чтобы финансовые институты, в первую очередь банки, охотнее выдавали льготные кредиты, государство компенсирует им неполученные доходы из бюджета на ежемесячной основе. В программе участвуют более 90 банков по всей стране.

Поправки, вступившие в силу в конце прошлого года, внесли важные изменения в эту программу.

(Чтобы не лишиться права на льготное кредитование, ИП и юрлица – субъекты малого и среднего предпринимательства должны предоставить в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год и налоговую отчетность, позволяющую определить величину прошлогоднего дохода от предпринимательской деятельности. Читайте об этом в новости «ФНС: Неотчитавшиеся компании и ИП будут исключены из Реестра субъектов МСП».)

Новые льготные ставки

До принятия поправок действовала единая максимальная ставка по льготному кредиту – 8,5% годовых. И она не могла быть выше, чем ключевая ставка ЦБ РФ плюс 2% годовых. Это было значительно дешевле типичного кредита по рынку.

Теперь же льготные ставки зависят от «программ субсидирования» – от цели, суммы и срока выдаваемого кредита. Всего таких программ четыре.

1. Кредит на инвестиционные цели – кредит на покупку или создание основных средств (дооборудование, достройка, изготовление проектной документации, сооружение и пр.) либо на строительство многоквартирного дома по ДДУ под 8,5% годовых на сумму от 500 тыс. до 2 млрд руб. на срок до 10 лет.

2. Кредит на пополнение оборотных средств – кредит по ставке не более 8,5% годовых на сумму от 500 тыс. до 500 млн руб. на срок до 3 лет.

3. Кредит на развитие предпринимательской деятельности – кредит до 10 млн руб. на срок до 5 лет по ставке не более 9,95%; выдается только МСП со статусом «микропредприятие» и самозанятым гражданам.

4. Кредит на рефинансирование – заемщик может рефинансировать кредит, ранее взятый на инвестиционные цели, под не более чем 8,5% годовых; программа не распространяется на кредиты, рефинансированные по другой госпрограмме.

Как указано на сайте Минэкономразвития, данное нововведение призвано расширить число предпринимателей, которые могут получить кредит по госпрограмме. Поскольку первые две программы субсидирования фактически действовали и раньше, остановимся подробнее на двух новых.

Упрощенный кредит под 9,95% годовых

Данная программа субсидирования дает возможность получить кредит под повышенную ставку – 9,95%, но более простым способом. То есть не придется прикладывать больших усилий для подтверждения цели кредита. Пока программа рассчитана на небольшие суммы и сроки кредита – до 10 млн руб. и до 5 лет. Но, возможно, она получит более широкое распространение.

Как подтвердило Минэкономразвития, существует проблема администрирования кредита: для его получения нужно собрать документы и соблюсти требования, которые прописаны в п. 20 Правил. При этом банки могут устанавливать дополнительные требования.

Для решения этой проблемы отдельные требования п. 20 Правил были смягчены. Например, раньше наличие возбужденного в отношении должника дела о банкротстве было основанием для отказа в выдаче кредита. Но это правило было отвергнуто как слишком жесткое: часто возбуждение дела о банкротстве не заканчивается банкротством должника и используется кредиторами как средство давления при просрочке с его стороны.

Новое правило подп. г) п. 20 Правил гласит: для отказа в выдаче кредита необходимо введение банкротной процедуры (наблюдение, конкурсное производство, финансовое оздоровление, внешнее управление), приостановление деятельности в административном порядке (ст. 3.12 КоАП РФ) или прекращение деятельности ИП.

Но главной мерой поддержки МСП Минэкономразвития стало создание новой программы субсидирования – «Кредит на развитие предпринимательской деятельности». Эта программа была выведена из-под действия п. 20 Правил, а единственное требование к заемщику выделено в отдельный п. 20 (1) Правил – он должен быть микропредприятием.

Так, для получения кредита по данной программе не нужно подтверждать, что просроченной задолженности по налогам и заработной плате нет и процедуры банкротства не применяются.

И все же эта мера, скорее всего, не облегчит получение кредита субъектами МСП. Банки, участвующие в программе, связаны банковским регулированием и системой оценки рисков, которая требует детальной проверки заемщика. Кроме того, каждый банк вправе устанавливать свои требования к заемщику, которые могут затруднять получение кредита.

Рефинансирование ранее взятых кредитов

Данная программа субсидирования дает возможность рефинансировать кредиты, взятые ранее по рыночным ставкам.

Получение такого кредита очень выгодно. Конечно, сокращения срока кредита не происходит, т.е. сохраняется соотношение «основной долг – процент» в платеже. Однако из-за снижения ставки субъект МСП получит возможность уменьшить размер периодических платежей по старому кредиту, тем самым облегчив свою долговую нагрузку.

Примечательно, что рефинансирование возможно только по кредитам, взятым на инвестиционные цели (покупка и создание основных средств, строительство многоквартирного дома по ДДУ), и только в рамках 20 приоритетных отраслей.

Из-за ограниченности перечня этих целей возникает проблема подтверждения их наличия. Банк может остерегаться сомнительных заемщиков и отказывать в выдаче кредита, если инвестиционная цель не подтверждена на 100%. Это вполне объяснимо: поскольку банк получает бюджетные деньги, то он несет ответственность за комплектность документов заемщика (п. 39 Правил), за нецелевое использование кредита и за несоответствие заемщика требованиям госпрограммы (п. 22 Правил).

Читайте также:
Сельский суд: что это такое, описание и особенности

Поэтому во избежание проблем необходимо не только заранее озаботиться подготовкой подтверждающих документов, но и налаживать взаимодействие с банками, в которых планируется получение кредита по госпрограмме.

Новые должники и кредиторы

До принятия поправок участвовать в программе могли только уполномоченные банки, включенные в специальный перечень. Должниками могли быть только субъекты МСП, занимающиеся определенной деятельностью.

Изменения коснулись как должников, так и кредиторов.

Кредиты по льготной ставке смогут получать самозанятые граждане (использующие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»). Для них установлена ставка субсидирования 3,5% (вместо общей ставки 3%).

С 31 декабря в программах субсидирования смогут участвовать не только банки, но и специализированные финансовые общества (SPV). Эти общества создаются по правилам гл. 3.1 Закона о рынке ценных бумаг, могут скупать дебиторскую задолженность и выпускать под нее облигации, выдавать займы, размещать вклады и заниматься иной финансовой деятельностью.

Предполагается, что специально отобранные SPV будут выполнять лишь определенные в Правилах функции. Они будут получать субсидии от государства, если утвердят решение о выпуске облигаций. Причем облигации должны быть обеспечены залогом денежных требований к заемщикам, в числе которых будут те, кто получил кредит по госпрограмме. SPV будут получать субсидии, если права требования будут ими куплены у банков по соглашению об уступке (цессии).

Данный механизм призван дополнительно стимулировать банки выдавать кредиты по госпрограмме. Выдав кредит, банк будет вправе уступить его в пользу SPV под выпуск облигаций, тем самым он получит новые финансовые возможности и минимизирует свои риски.

Но следует еще раз оговориться: уполномоченные банки связаны требованиями ЦБ РФ и в любом случае будут устанавливать дополнительные условия для субъектов МСП при работе по госпрограмме. Это может затруднить реализацию целей, заложенных в ней.

1 Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. № 1927 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1764 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Программы льготного кредитования для среднего и малого бизнеса

Наше государство старается поддержать малый и средний бизнес различными способами. В 2019 году стартовала программа льготного кредитования для малого и среднего предпринимательства. На какие льготные кредиты вправе претендовать бизнесмены?

Мы неоднократно слышим, что малый бизнес должен стать движущей силой развития экономики. Государство приняло национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», по которому в 2019 году доля малого и среднего бизнеса в российской экономике должна составить 22,9%.

Кроме того, в конце 2019 г. государство расширило программу льготного кредитования малого и среднего бизнеса.

Нацпроект включает в себя пять подразделов — федеральных проектов: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и «Популяризация предпринимательства».

По нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство» в 2020 — 2024 годах государство планирует поддержать бизнес в размерах:

  • в 2020 году — 1,38 трлн. рублей;
  • в 2021 году — 1,57 трлн. рублей;
  • в 2022 году — 1,77 трлн. рублей;
  • в 2023 году — 1,97 трлн. рублей;
  • в 2024 году — 2,17 трлн. рублей.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 г. № 1764 (ред. от 28.12.2019 г.) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 — 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим „Налог на профессиональный доход“, по льготной ставке» утверждены программы льготного кредитования (далее по тексту — Правила).

Какие кредиты предусмотрены для малого и среднего бизнеса?

Правилами предусмотрено несколько видов льготных кредитов для самозанятых граждан и среднего и малого бизнеса.

Напомним, что в 2019 году в четырех регионах России действовал специальный налоговый режим для самозанятых (граждан, которые работают на себя). С 2020 года к проекту присоединилось еще 19 регионов, а с 1 июля 2020 года Минфин РФ планирует ввести такой режим во всех регионах.

Кредит на развитие бизнеса (предпринимательской деятельности)

Кредитный договор на развитие — кредитный договор, по которому уполномоченный банк предоставляет заемщику кредит в размере до 10 млн. рублей на срок до 5 лет по ставке, не превышающей 9,95 % годовых.

Получить такой кредит могут самозанятые граждане и микропредприятия (т.е. если число сотрудников компании не превышает 15 человек, а годовая выручка — 120 млн рублей). Сумма кредита относительно небольшая, но и требования к заемщикам минимальные.

Кредит на рефинансирование кредита, ранее предоставленного на инвестиционные цели

Кредитный договор на рефинансирование — кредитный договор, по которому уполномоченный банк предоставляет заемщику, осуществляющему деятельность в одной или нескольких приоритетных отраслях (они указаны в Приложении № 1 к Правилам), кредит для рефинансирования кредита, ранее предоставленного такому заемщику в рублях по кредиту на инвестиционные цели.

Срок кредита не должен превышать срок первоначального кредита, а процентная ставка не должна превышать 8,5 процента годовых. Размер кредита соответствует размеру непогашенной задолженности ранее взятого кредита.

Кредит на инвестиционные цели

Кредитный договор на инвестиционные цели — кредитный договор, по которому уполномоченный банк предоставляет заемщику, осуществляющему деятельность в одной или нескольких приоритетных отраслях (они указаны в Приложении № 1 к Правилам), кредит на приобретение и (или) создание (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств (включая строительство, реконструкцию, модернизацию объектов капитального строительства, в том числе выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, модернизации) или целевой кредит на строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости в размере от 500 тыс. рублей до 2 млрд. рублей на срок до 10 лет по ставке, не превышающей 8,5 процента годовых.

Читайте также:
Прекращение обязательства ликвидацией юридического лица

Кредит на пополнение оборотных средств

Кредитный договор на пополнение оборотных средств — кредитный договор, по которому уполномоченный банк предоставляет заемщику, осуществляющему деятельность в одной или нескольких приоритетных отраслях (они указаны в Приложении № 1 к Правилам), кредит на пополнение оборотных средств в размере от 500 тыс. рублей до 500 млн. рублей на срок до 3 лет по ставке, не превышающей 8,5 процента годовых.

Условия получения кредита

Чтобы претендовать на последние три кредита бизнесмен должен заниматься определенными видами деятельности.

Приоритетные виды деятельности приведены в Приложении № 1 к Правилам. На сегодняшний день их 20. Например, сельское хозяйство, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, туристская деятельность и деятельность в области туристской индустрии в целях развития внутреннего и въездного туризма, деятельность в области информации и связи, транспортировка и хранение, деятельность в области здравоохранения, образования, в сфере бытовых услуг, в области культуры, спорта, в сфере розничной торговли и (или) оптовой торговли (при соблюдении определенных условий).

Вид деятельности подтверждается соответствующим ОКВЭД (основным или дополнительным кодом). Этот перечень действует для малого и среднего бизнеса. На самозанятых граждан это требование не распространяется.

Претенденты на льготный кредит должны быть: включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам не должна превышать 50 тыс. рублей; не иметь долгов по зарплате; иметь положительную кредитную историю; в отношении них не должна быть введена процедура банкротства.

Программа стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса

Бизнесмены могут рассчитывать также на программу стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса Корпорации МСП (Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»)

Но по ней процентные ставки выше: от 9,6 до 10,6%, а минимальная сумма кредита — 3 млн рублей.

Льготная ставка по этой программе дается только на 3 года, но сам кредит может быть выдан на больший срок.

  • 9,6% — для субъектов малого и среднего бизнеса в приоритетных отраслях экономики, лизинговой компании, факторинговой компании, МФО или организации, управляющей объектами инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 10,6% — для субъектов МСП в прочих отраслях.

То есть кредиты по ставке 10,6% через Корпорацию МСП могут получить малые и средние предприятия любой отрасли.

Размер кредита: от 3 млн рублей до 1 млрд рублей (общий кредитный лимит на заемщика — до 4 млрд рублей).

Куда обращаться за кредитом?

Льготные кредиты для малого и среднего бизнеса выдают в банках — партнерах Корпорации МСП и в банках — участниках программы Минэкономразвития РФ. Перечень таких уполномоченных банков можно найти на сайте Минэкономразвития РФ.

Бизнесмены должны подготовить пакет документов, которые подтвердят, что бизнес соответствует критериям программ.

Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ

Утратил силу с 1 января 2008 года – Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации Принят Государственной Думой 12 мая 1995 года (В редакции федеральных законов от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ; от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 02.02.2006 г. N 19-ФЗ) Настоящий Федеральный закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Настоящий Федеральный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности. Статья 1. Законодательство Российской Федерации о государственной поддержке малого предпринимательства 1. Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, издаваемыми в соответствии с ним иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора. Статья 2.(Утратила силу – Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Статья 3. Субъекты малого предпринимательства 1. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. 2. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. 3. В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Статья 4. Государственная регистрация субъектов малого предпринимательства Субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного Правительством Российской Федерации образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Уклонение от государственной регистрации субъектов малого предпринимательства или необоснованный отказ в государственной регистрации могут быть обжалованы в суд в установленном порядке. (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ) (Часть четвертая исключена – Федеральный закон от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ) Статья 5. Порядок представления отчетности малыми предприятиями Государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. Статья 6. Государственная поддержка малого предпринимательства 1. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. 2. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства: разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области государственной поддержки малого предпринимательства; проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляют указанные предложения в Правительство Российской Федерации; организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд; подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства; оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства; координируют деятельность федеральных специализированных организаций с государственным участием, осуществляющих поддержку малого предпринимательства. Статья 7. Государственные программы поддержки малого предпринимательства 1. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию. 2. Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения: меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях; перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства; меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства; меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения; предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства; меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ; меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях; меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств. Государственные программы поддержки малого предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством, и должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 3. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет других источников, предусмотренных частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона. Объем обязательных ежегодно выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства Российской Федерации. Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 4. Предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, создавать фонды поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства. 5. Правительство Российской Федерации ежегодно представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании средств федерального бюджета на цели государственной поддержки малого предпринимательства. Статья 8. (Утратила силу – Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Статья 9. (Утратила силу – Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Статья 10. (Утратила силу – Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Статья 11. Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства 1. Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. Статья 12. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства 1. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства создаются для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи. 2. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства: вправе не размещать обязательные резервы в Центральном банке Российской Федерации; могут поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации; определяют размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи; не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ. Статья 13. Страхование субъектов малого предпринимательства Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. При этом страховые организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между страховой организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. Статья 14. (Утратила силу – Федеральный закон от 02.02.2006 г. N 19-ФЗ) Статья 15. (Утратила силу – Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Статья 16. Поддержка субъектов малого предпринимательства в информационной сфере 1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией. 2. Информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях, предусмотренных действующим законодательством. При этом предприятия, учреждения и организации, предоставляющие информационные услуги субъектам малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. 3. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать субъектам малого предпринимательства полностью или частично расходы, связанные с информационным обслуживанием их деятельности. 4. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между субъектом малого предпринимательства и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. Статья 17. Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства 1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства. 2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействуют в создании и организации деятельности субъектов малого

Читайте также:
Сертификат соответствия: что это такое, описание и особенности

Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства

Общества взаимного кредита

Положение 1895 г. о пошлинах за право торговли и другие промыслы имело существенные недостатки. Основной из них состоял в крайней неравномерности обложения. Фабричная и заводская промышленность, подпадавшая под гильдейское обложение, была полностью отнесена к разряду 2-й гильдии без учета платежеспособности отдельных фабрик и заводов. Все акционерные общества и товарищества на паях, а также поземельные банки, основанные на круговой ответственности заемщиков, городские кредитные общества и общества взаимного кредита, владевшие капиталом свыше 50 тыс. руб., обязаны были уплачивать сверх сбора по 1-й гильдии еще особый сбор в пользу казны в размере 635 руб. в год. Таким образом, была установлена единая система обложения, в условиях которой мелкие предприятия и крупные акционерные банки уплачивали одинаковый налог. [c.139]

С приходом НЭПа пришлось по существу заново создавать банковскую систему. В конце 1921 г. начал функционировать Госбанк, стала активизироваться кредитная кооперация, а в 1922 г. были созданы кооперативные банки. На селе начали формироваться на паевых началах общества сельскохозяйственного кредита, которые представляли собой местные сельхозбанки, расположенные в областных центрах. Несколько позже началось создание отраслевых специальных банков. Реализация новой экономической политики потребовала аккумуляции и широкого использования средств предпринимателей. В связи с этим было принято решение об образовании частных банковских учреждений в форме обществ взаимного кредита. Таким образом, к концу 1925 г. сформировалась достаточно развитая банковская система, состоящая в основном из различных кредитных учреждений, созданных на паевых началах. [c.443]

Кредитный союз (общество взаимного кредита) [США] союз кредитной взаимопомощи [c.126]

В России до начала 19 в. существовала государственная монополия на выдачу кредита — одолжить деньги можно было только в императорских банках. Первый общественный банк учредил купец Анфилатов в 1809 г. под названием Первый городской общественный Анфилатова банк . Однако Министерство финансов не торопилось с банковскими реформами — опасалось появления конкурентов на рынке кредитных операций. Только в 1863 г. было учреждено Петербургское общество взаимного кредита. С этого момента началось бурное развитие частного коммерческого банковского дела был принят Кредитный устав — часть Свода законов страны, и к 1914 г. было учреждено 77 банков. В годы советской власти развитие частного банковского дела в стране было запрещено и все банки национализированы. Они просто выполняли функцию государственной денежной кассы и работали на основе кредитного плана, в котором было детально расписано, сколько денег каждое предприятие должно взять в кредит, на какие цели и под какой процент. Возрождение российской системы частных коммерческих банков началось с 1990-х гг., когда экономика страны стала переходить к рыночным отношениям. [c.137]

Читайте также:
Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности

Экономические структуры кооперативного сектора представлены во всех развитых и во многих развивающихся странах потребительской, т.е. торго-во-сбытовой, кооперацией, а также в ряде стран кредитной кооперацией, в, частности обществами взаимного кредита. [c.270]

Общества взаимного кредита [c.10]

В процессе национализации Советское государство приступило к созданию единой социалистич. банковской системы. Ипотечные банки в связи с национализацией земли, запрещением ее купли-продажи и залога были ликвидированы и все их ценные бумаги аннулированы. Общества взаимного кредита, городские общественные банки и др. кредитные учреждения, обслуживавшие мелкую и среднюю буржуазию, нек-рое время продолжали свою деятельность под контролем гос-ва (в большинство из них были назначены правительственные комиссары). В конце 1918 г. они были также ликвидированы. Национализация не коснулась кредитной кооперации, обслу- [c.97]

ОБЩЕСТВА ВЗАИМНОГО КРЕДИТА — вид кредитных учреждений, осуществлявших взаимное кредитование частных промышленников и торговцев. Получили широкое распространение в дореволюционной России обслуживали гл. обр. среднюю и мелкую буржуазию. Собственный (оборотный) капитал об-в создавался из вступительных взносов членов. Лица, вступившие в О. в. к., принимали на себя ответственность по его обязательствам в десятикратном размере своего взноса. При возникновении убытков О. в. к имели право требовать от своих членов взноса дополнительных средств в пределах принятых ими обязательств. По характеру своей деятельности О. в. к. не отличались от коммерческих банков они принимали вклады на срок, открывали текущие счета, учитывали векселя и выдавали под них ссуды, производили товарные [c.142]

Общества взаимного кредита—142 [c.672]

В связи со слабым развитием К. с. процветало ростовщичество. Капиталистич. К. с. возникла после отмены крепостного права. Во главе ее стоял созданный в 1860 г. центральный Государственный банк России. С 60-х гг. XIX в. стали учреждаться акционерные коммерческие банки кроме того, функционировали акционерные земельные банки, к-рые кредитовали в основном помещиков. Большое развитие получили городские общественные банки и общества взаимного-кредита. К началу первой мировой войны в К. с. России входили Государственный банк, акционерные коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитная кооперация, сберегательные кассы и ломбарды. Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным коммерческим банкам (См. статью Банки). [c.588]

Читайте также:
Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоля

Общества взаимного кредита и городские общественные банки, находившиеся в ведении городских управ, осуществляли кредитование средней и мелкой торгово-промышленной буржуазии. На 1 янв. 1914 г. функционировало 1 108 обществ взаимного кредита, их кредитные вложения составляли 738 млн. руб. (ок. 20% кредитных вложений 12 крупных коммерческих банков). Кредитные вложения 317 городских общественных банков в 1915 г. составляли 245 млн. руб. [c.588]

В банковскую систему царской России входили Государственный банк, акционерные банки, общества взаимного кредита, городские банки, банки ипотечного кредита и другие кредитные учреждения. [c.38]

Общества взаимного кредита и городские общественные банки — мелкие кредитные учреждения — организовывались преимущественно для обслуживания средней и мелкой буржуазии. В 1914 г. насчитывалось 1108 обществ взаимного кредита. Городских общественных банков в 1916 г. было 343. [c.38]

Советское правительство в 1922 г. разрешило образование обществ взаимного кредита (ОВК) с целью ограничения кредитования частного капитала за счет средств государства и кооперации, осуществления контроля за их деятельностью, а также борьбы с ростовщическим кредитом. Участниками обществ были средние и мелкие промышленники, частные торговцы и пригородные кустари. Совет Труда и Обороны утвердил примерный Устав обществ. Операции обществ сводились в основном к аккумуляции временно свободных средств частного капитала, а также к выдаче краткосрочных ссуд и находились под контролем Наркомфина и Госбанка. Кредитные операции ОВК в восстановительный период сос- [c.68]

Задачи, поставленные перед банками по мобилизации и плановому перераспределению денежных ресурсов хозяйства на цели социалистической индустриализации, обеспечению контроля рублем за рациональным и экономным расходованием средств и соблюдением режима экономии, потребовали реорганизации кредитной системы. Разветвленная сеть кредитных учреждений, сложившаяся в восстановительный период, их неравномерное размещение по территории страны, отсутствие четкого разграничения между ними функций и клиентов не давали возможности решить эти задачи. Все банки, кроме обществ взаимного кредита, осуществляли как краткосрочное, так и долгосрочное кредитование разных отраслей народного хозяйства, что приводило к параллелизму в кредитовании. Отдельные предприятия и организации получали кредиты в нескольких банках, что препятствовало рациональному использованию средств. В связи с увеличением потребностей хозяйства в кредите и относительным снижением остатков средств хозорганов на текущих счетах и во вкладах в деятельности банков стала проявляться конкуренция в погоне за клиентами, за привлечение вкладов. Все это ослабляло хозрасчет, затрудняло кредитное планирование и контроль за экономным расходованием средств. [c.74]

Вытеснение частной торговли из розничного товарооборота, кооперирование кустарей и ремесленников, усиление контроля (финансовых органов за обществами взаимного кредита (ОВК) привели к сокращению их числа, а затем к полной их ликвидации, завершившейся в 1930 г. [c.77]

Средства кредитных кооперативов (обществ взаимного кредита), иных небанковских организаций по кредитованию предпринимателей (включая фонды поддержки малого предпринимательства разных уровней), средства региональных и местных [c.253]

ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТА – кредитное учреждение, осуществляющее кредитование промышленных, торговых и других компаний на взаимных началах. [c.464]

На территории Башкирии в 1922-1925 гг. были открыты филиалы крупных общесоюзных банков – Всероссийского кооперативного, Промышленного, Всесоюзного кооперативно-колхозного, а также возникли местные банки – коммунальный банк (Башкомбанк), Уфимское общество взаимного кредита. [c.443]

Банковская система России. Первые попытки создания государственных кредитных учреждений относятся к 17 — началу 18 вв. Первым российским учреждением банковского типа стала Монетная контора, которая в 1753— 1758 гг. выдавала ссуды на год высшей придворной знати под залог золота и серебра из 8% годовых. С конца 18 в. наряду с казёнными банками стали появляться частные банки и общественные кредитные учреждения. Первый акционерный коммерческий банк (Петербургский частный банк) открылся в ноябре 1864 г. На 1 января 1914 г. в стране во главе банковской системы стоял Госбанк, насчитывалось 50 акционерных банков, 1108 обществ взаимного кредита, 317 городских банков, свыше 150 частных банкирских заведений. В 1917 г. банки были национализированы, впоследствии была образована банковская система СССР, которая включала, в частности, Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР. В разные периоды существовали и некоторые другие4 банки. [c.18]

Читайте также:
Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ

В некоторых странах заметную долю в общем числе кредитных учреждений занимают так называемые учреждения мелкого кредита. К ним относятся кредитная кооперация, общества взаимного кредита, ссудо-сберегательные банки, строительно-сберегательные кассы и др. К достоинствам данных денежно-кредитных институтов следует отнести их способность работать с небольшими предприятиями, поддерживать малый и средний бизнес, а также аккумулировать мелкие сбережения, мобилизовать их на местные нужды. В России формирование подобных институтов сдерживается отсутствием соответствующего законодательства, слабой ресурсной базой хозяйства. [c.52]

Кредитная система США состоит из следующих основных элементов банковской системы (Федеральной резервной системы – ФРС, выполняющей функции центрального банка страны коммерческих банков инвестиционных банков сберегательных банков ссудо-сберегательных ассоциаций) и небанковских кредитных институтов почтовых сберегательных касс финансовых компаний кредитных кооперативов страховых компаний пенсионных фондов фондов социального страхования обществ взаимного кредита институтов страхования депозитов и пр. В экономической литературе встречаются и иные классификации1. [c.376]

Развитие кредитных отношений в народном х-ве началось после перехода к новой экономия, политике. В конце 1921 г. был учрежден Государственный банк, а в 1922— 1925 гг. сэздан ряд банков, специализировавшихся на краткосрочном кредитовании отдельных отраслей х-ва. Все действовавшие в восстановительный период кредитные учреждения можно разделить на след, группы 1) банки 2) кредитные кооперативы 3) общества взаимного кредита 4) сберегательные кассы 5) ломбарды. [c.590]

Организация с середины 1922 г. обществ взаимного кредита была направлена на установление контроля за деятельностью частно-капиталистич. предприятий, на пресечение спекуляции товарами и подрыв ростовщич. кредита. Членами об-в являлись частные капиталисты. Членские взносы использовались для предоставления кредитов. [c.590]

Развитие социалистич. сектора и уменьшение значения частнокапиталистич. сектора привело к резкому сокращению операций обществ взаимного кредита в 1930 г. они были ликвидированы. Важной вехой в развитии К. с. СССР явилась кредитная реформа 1930— 1932 гг. Ее проведение нашло отражение не только в изменении кредитных отношений (замена коммерческого кредитования прямым банковским кредитованием), но и сказалось на структуре К. с. Превращение Госбанка в единый орган краткосрочного кредитования сопровождалось дальнейшей специализацией отраслевых банков в области финансирования и кредитования капитальных вложений. В мае 1932 г. были созданы 4 всесоюзных специаль- [c.590]

Уже в период, предшествующий кредитной реформе, кредитная система СССР значительно окрепла. Во главе этой системы находился Государственный банк, располагавший большой сетью филиалов (589 в октябре 1929 г.). Кредиты Госбанка с 1926 г. до середины 1929 г. увеличились более чем в два раза. Удельный вес краткосрочных кредитов Госбанка в 1929 г. в общей сумме краткосрочных кредитов всех банков составил 73%. В остальных банках (Промбанк, Цекомбанк, местные коммунальные банки, Всекобанк, Украинский банк, Центральный сельскохозяйственный банк, общества взаимного кредита) доля краткосрочных, кредитов сократилась к июлю 1929 г. до 27%. [c.84]

Государственный банк был крупнейшим кредитным учреждением дореволюционной России. На начало 1917 г. он имел 11 контор, 133 постоянных и 5 временных отделений, 42 агентства при зернохранилищах. Баланс Государственного банка на 23 октября 1917 г. равнялся 24,4 млрд. руб., тогда как сводный баланс всех частных кредитных учреждений страны (акционерных банков, обществ взаимного кредита, городских банков) составлял 18 млрд. руб. Хотя сам Государственный баик не мог оказывать прямого влияния на направление и использование большей части кредитных ресурсов, так как непосредственно не был тесно связан с промышленностью и сельским хозяйством, однако от него как эмиссионного центра страны зависело снабжение частных банков денежными средствами, необходимыми для их операций. На текущих счетах в Государственном банке концентрировались крупные суммы, принадлежащие главным образом частным [c.15]

Чтобы усилить привлечение средств частного капитала в организованный хозяйственный оборот и оказать влияние на кредит, оказываемый частными торговцами и промышленниками друг другу (по этому кредиту взимались громадные проценты, дезорганизующие оборот и взвинчивающие цены), в 1922 г. была разрешена организация мелких частных паевых кредитных учреждений под названием обществ взаимного кредита. Однако задачу эту общества не выполнили. К тому же, ссылаясь на задачи ускорения товарооборота, банки и после организации обществ продолжали кредитование частных торговцев и промышленников. Ликвидация этого недостатка в деятельности банков и успехи в деле вытеснения капиталистических элементов из производства и обращения привели к свертыванию деятельности обществ взаимного кредита. В 1930 г. оставшиеся еще к тому времена общества были ликвидированы. [c.98]

Малый бизнес: жизнь взаймы

Российские представители малого и среднего предпринимательства (МСП) вопреки трудным временам, связанным с пандемией, смотрят в будущее с оптимизмом: около 90% предпринимателей полагают, что к концу 2021 года объем продаж будет сопоставим или превысит показатели 2020 года. Такие данные в начале сентября в исследовании «Индекс предпринимательского оптимизма» представили AliExpress Россия и сообщество поставщиков маркетплейсов MPGO. «Пандемия повлияла на большую часть предприятий малого и среднего бизнеса: для 22% предпринимателей ситуация стала толчком к созданию своего дела, 18% выиграли от пандемии, а 37% понесли потери», — отмечается в материалах компаний.

Чем меньше, тем сложнее

Российский сегмент малого и среднего бизнеса довольно болезненно воспринял начавшийся весной прошлого года коронакризис. Особенно сильно досталось «самым маленьким». Микро и малый бизнес сильнее всего пострадали от коронавируса и связанных с ним ограничений, рассказывает гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич: «Предприниматели конечно же устали. Те предприятия, где был возможен перевод в онлайн худо-бедно смогли выстоять, а такие сферы, как детские развлечения, салоны красоты, фитнес и другие, где невозможно оказать услугу дистанционно, серьезно пострадали».

Читайте также:
Финансовый лизинг: что это такое, описание и особенности

Сильнее всего коронакризис затронул микробизнес: выручка в этом сегменте по итогам прошлого года снизилась на 19%, в то время как у малого бизнеса — на 8%, а у средних предприятий выручка даже выросла на 2%, констатирует президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. В отраслевом разрезе, по его мнению, больше всего от кризиса пострадали туризм, досуг, общепит, непродуктовый ретейл, перевозки, сфера красоты и фитнес-индустрия. Потери общепита составили 20% по официальным данным, а по опросам предпринимателей — 30–50%, приводит пример Александр Калинин.

Как работала поддержка

При этом сегмент МСП сильнее крупных корпораций пострадал из-за нехватки финансовых резервов. В середине 2020 года около 80% компаний МСП говорили о снижении спроса, а в некоторых нишах (туризм, культура) падение выручки по итогам года превысило 70%. По оценкам Национального рейтингового агентства, в прошлом году малые предприятия, зарегистрированные как юридические лица, снизили оборот примерно на 2,8 трлн руб.

Значительную роль в поддержке малого и среднего бизнеса в этих условиях сыграли меры государственной поддержки, полагают эксперты; самой привлекательной мерой были субсидии на выплату зарплаты за апрель—май 2020 года (в размере МРОТ на сотрудника). По данным правительства РФ, было выдано 2,2 млн грантов на сумму 90,4 млрд руб., благодаря чему рабочие места сохранили порядка 3 млн человек.

Правительственные меры поддержки сработали очень эффективно, во многом благодаря тому, что вырабатывались в тесном сотрудничестве с бизнес-объединениями, говорит Александр Калинин. Наиболее востребованными стали финансовые инструменты поддержки, так как в период пандемии и ограничительных мер резко снизились обороты предпринимательской деятельности. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки, финансовую и имущественную господдержку на середину августа 2021 года получили 1,4 млн субъектов МСП.

Можно точно говорить, что государство среагировало быстро и эффективно, введение антикризисных мер в 2020 году принесло положительные результаты, считает Александр Исаевич. По его мнению, помимо льготных кредитов важными мерами поддержки стали отмены и переносы различных выплат и взносов для бизнеса, а также мораторий на проверки предпринимателей, который недавно был продлен до 2022 года.

Также большой популярностью пользовалась, по данным Банка России, программа льготного кредитования на выплату зарплат по ставкам ниже рыночных с возможностью впоследствии списать сумму долга или его часть при условии сохранения численности сотрудников («ФОТ 2.0»), в ее рамках было заключено 222 тыс. кредитных договоров на сумму 420 млрд руб. Всего же в рамках программ господдержки с апреля 2020 года по апрель 2021-го малым и средним предприятиям было выдано кредитов на общую сумму 1,35 трлн руб.

Реализованные в прошлом году краткосрочные меры поддержки в виде льготного кредитования были достаточно эффективны, поскольку они предполагали возможность полного или частичного списания кредитов, что поддержало многие субъекты МСП в период острой фазы экономической неопределенности, говорит младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Юлия Якупова.

Свои программы поддержки МСП запускали и коммерческие банки — в основном речь шла о реструктуризации задолженности, отсрочках платежей. «Основная масса запросов на реструктуризацию по кредитам у нас пришлась на апрель 2020 года, летом количество обращений значительно уменьшилось, — рассказывает вице-президент банка «Санкт-Петербург» Александр Османов. — Наиболее часто из-за падения оборотов за мерами поддержки обращались компании, занимающиеся перевозками, рестораны и кафе, компании, торгующие непродовольственными товарами».

Взаимопонимание и «цифра»

Впрочем, особо радужной картина пока не выглядит. «Ключевая проблема для МСП сейчас — это рост цен на сырье, промышленную продукцию, — говорит Александр Калинин. — По данным Росстата, только за первое полугодие он составил 20%, по отдельным видам продукции — в разы. Из-за этого малый бизнес испытывает острый дефицит в оборотных средствах». Одновременно с этим закончились средства по программе льготного кредитования МСП, по которой МСП могли получить кредит по ставке Банка России плюс 2,75 п.п., отмечает он.

Главное сегодня — проблема доверия: доверие между контрагентами и партнерами, между поставщиками и заказчиками, считает Александр Османов. В коронакризис риски неплатежей между контрагентами вышли на первый план, поясняет он. «Никто не может спрогнозировать, как будет развиваться ситуация, никто, рискуя потерять свой бизнес, не готов довериться партнеру, прокредитовать его», — отмечает эксперт. Это приводит поставщиков и заказчиков в банки, поскольку привлечение стороннего финансирования — дешевле для предпринимателя, нежели отвлечение своих денег из оборота. Поэтому сейчас растут кредитные портфели банков в сегменте МСБ.

Число МСБ, получивших кредит за последние месяцы, держится на максимумах с февраля 2021 года, рассказывает Александр Калинин. Уровень отказов у подавших заявки на кредит — ниже 50% при средних исторических значениях 54–56%.

Предпринимателям всегда было важно получить наиболее подходящую для него услугу по наименьшей стоимости, отмечает Юлия Якупова. По ее мнению, коронакризис и внезапная приостановка деятельности существенного числа субъектов МСП показали, что банки также должны оперативно реагировать на изменение условий в бизнес-среде клиентов, быть с клиентами «на связи» и иметь возможность быстро изменять условия предоставляемых услуг, учитывая специфику и возможности клиентов. Кроме того, пандемия и изоляция населения существенно повысили роль уровня цифровизации банковских услуг.

Глобально основные требования малого и среднего бизнеса к банкам в период пандемии не изменились, — это скорость и гибкость, говорит Александр Османов. При всей консервативности банковского бизнеса для предпринимателей важно быть услышанным, чтобы банк вовремя среагировал на их запросы. А также был готов предоставить гибкие финансовые решения, нестандартные подходы, которые могут быть применимы к любому бизнесу. Кроме того, Александр Османов отмечает произошедшее в период пандемии резкое усиление роли цифровых технологий, онлайн-сервисов: «Многие наши клиенты открыли для себя новые рынки и новые решения. Кто не успел перестроиться, тот ушел с рынка». В качестве примера он приводит ритейл: если торговая точка перешла на доставку, значит, перестроилась на новые условия. Переход бизнеса в цифру — это уже неизбежно, считает топ-менеджер банка «Санкт-Петербург». И любой предприниматель, которые решил для себя вопрос перехода в цифровизацию, по его словам, требует от банка и от банковской системы такого же подхода: «Понятно, что на 100% уйти в онлайн нельзя, клиентам и банкам нужно человеческое общение, но сделать простые финансовые операции цифровыми, без необходимости приезжать в офис, — это для современного банка обязательно».

Читайте также:
Расчеты с кредиторами при ликвидации юридического лица

Как получить кредит для малого бизнеса от государства

Малый бизнес относится к видам деятельности, ведение которых не только предоставляет множество возможностей, но и сопровождается серьезными рисками. Тем более – в сегодняшних условиях, когда продолжают действие ограничительные меры, связанные с противодействием пандемии коронавирусной инфекции.

  1. Особенности кредитов для поддержки малого бизнеса от государства
  2. Виды кредитов для малого бизнеса от государства
    1. Льготный или беспроцентный кредит
    2. Грантовая поддержка
    3. Субсидии
    4. Поддержка от Службы занятости
    5. Поддержка имущественного характера
    6. Микрозаймы от государства
    7. Федеральные программы поддержки бизнеса
    8. Региональные программы поддержки бизнеса
  3. Перечень других мер поддержки предпринимателей
  4. Как получить государственный кредит для бизнеса
    1. Требования к заемщикам
    2. Куда обращаться
    3. Необходимые документы
  5. Причины для отказа в выдаче кредита для бизнеса от государства
  6. Негосударственная поддержка
    1. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса
    2. Банковские организации
  7. Часто задаваемые вопросы
    1. Кому адресованы льготные кредиты государства?
    2. На какую сумму поддержки может рассчитывать малый бизнес?
    3. Какие органы власти и финансовые организации помогают бизнесу?
    4. Что требуется от заемщика для получения льготного кредита?

Поэтому нет ничего удивительного в активизации государственной политики в части поддержки предпринимательства. Основным направлением работы в этой сфере стало льготное кредитование малого бизнеса в 2021 году. Такой вариант финансирования по-прежнему остается одной из самых действенных мер поддержки. Выдача государственных кредитов на развитие малого бизнеса ведется разными структурами, а процедура получения заслуживает более внимательного и детального рассмотрения.

Особенности кредитов для поддержки малого бизнеса от государства

Чтобы претендовать на кредит для бизнеса с господдержкой, хозяйствующий субъект – ООО или ИП – должен соответствовать нескольким требованиям. По состоянию на середину 2021 года государственная помощь выделяется так называемым субъектам МСП – малого и среднего предпринимательства. К таковым относятся три категории ООО или ИП:

  • микропредприятия, имеющие численность персонала в пределах 15 человек и годовой доход, не превышающий 120 млн. руб.;
  • малые предприятия, аналогичные ограничения для которых установлены на уровне 100 сотрудников и 800 млн. руб.;
  • средние предприятия с численностью трудового коллектива до 250 работников и годовым доходом не выше 2 млрд. руб.

Еще одним критерием для получения государственной поддержки становится структура учредительного капитала юридических лиц. К ней предъявляются три требования:

  • как минимум, 51% принадлежит физическим лицам или субъектам МСП;
  • не более 49% уставного капитала находится в собственности юридических лиц, не отнесенных к малому и среднему предпринимательству;
  • муниципалитетам, региональным и федеральным органам власти, а также НКО принадлежит не более четверти учредительного капитала.

Но и на этом требования к потенциальным адресатам кредитования для поддержки малого бизнеса от государства не заканчиваются. Дополнительными условиями финансирования выступают:

  • срок деятельности субъекта МСП в пределах 2 лет;
  • обязательная регистрация в налоговом органе;
  • отсутствие долгов по налоговым платежам, другим фискальным выплатам и банковским кредитам;
  • включение организации или ИП в ЕРСМСП (аббревиатура означает Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства).

В рамках реализации отдельных государственных программ могут устанавливаться условия финансирования сверх перечисленных выше. Обычно речь идет о ведении определенных видов деятельности, поддержка которых носит приоритетный характер. К числу таких относятся: здравоохранение, образования, сельское хозяйство, внутренний туризм, культура, торговля (оптовая и розничная) и т.д.

Приведенный перечень далеко не полон, он может корректироваться и дополняться в зависимости от ситуации в конкретном регионе или в экономике страны в целом.

Виды кредитов для малого бизнеса от государства

Государственная политика поддержки малого бизнеса носит широкомасштабный характер. Она включает работу по нескольким направлениям, каждое из которых требуется описать более подробно.

Льготный или беспроцентный кредит

Первым и наиболее действенным мероприятием в сфере поддержки малых и средних ООО/ИП стало льготное кредитование. Программа запущена в 2019 году и будет действовать до 2024 года. С высокой вероятностью ее реализация будет продолжена и после указанного срока.

Выдачей льготных кредитов для малого бизнеса от государства занимается 101 аккредитованный банк (по состоянию на сентябрь 2021 года). В указанное число входят практически все ведущие финансовые организации страны, включая СберБанк, ВТБ, Открытие, Зенит и многих других. Помимо крупных федеральных банков к реализации программы привлекаются и ведущие региональные кредитные структуры, особенно активные в том случае, если помощь бизнесу финансируется за счет бюджетов субъектов РФ.

Кредит для бизнеса с господдержкой относится к целевым. Полученные средства направляются на решение одной из четырех задач:

  1. Пополнение оборотных активов предприятия. В этом случае деньги расходуются на закупку сырья или выплату зарплаты. Конкретные условия финансирования определяются на уровне регионов. Стандартный срок кредитования не превышает 1 года, лимиты составляют от полумиллиона до 500 млн. руб.
  2. Реализация инвестиционного проекта. Полученные финансовые ресурсы расходуются на развитие бизнеса, например, приобретение оборудования или капитальный ремонт производственных помещений. Сумма кредитования – от полумиллиона до 2 млрд. руб., длительность – в пределах 10 лет.
  3. Развитие бизнес деятельности. Программа поддержки рассчитана исключительно на самозанятых и микропредприятия. Кредитный лимит равняется 10 млн. руб., срок финансирования – не более 5 лет.
  4. Рефинансирование. Деньги направляются на перекредитование на более выгодных, чем существующие условия. Результатом становится снижение финансовой нагрузки на заемщика, так как новые кредит оформляется по льготной ставке, в некоторых случаях – и вовсе под ноль процентов годовых. Срок финансирования не должен быть дольше исходных финансовых обязательств, максимальная продолжительность – 10 лет.
Читайте также:
Судовая роль: что это такое, описание и особенности

Важной особенностью льготного кредита для малого бизнеса от государства становится льготная процентная ставка. В общем случае она рассчитывается по предельно простой схеме: ключевая ставка Центробанка плюс 2,75% годовых. Разницу с фактическим процентом банку компенсирует бюджет – федеральный или региональный, в зависимости от того, о какой программе поддержки идет речь.

Грантовая поддержка

Отдельное направление государственной поддержки субъектов МСП. Реализуется за счет бюджетов регионального уровня с привлечением территориальных подразделений федеральных структур – Фонда поддержки предпринимательства и Фонда содействия инвестициям. Условия предоставления грантов определяются каждым субъектом РФ.

Стандартной считается распределение выделенных финансовых ресурсов в рамках проведения специальных конкурсов. Приоритет отдается тем ООО и ИП, которые работают в наиболее важных сферах деятельности, перечисленных выше.

Субсидии

Мера поддержки адресована начинающим предпринимателям. Денежные средства направляются на развитие бизнеса в рамках разработанного и утвержденного плана. Сумма финансирования варьируется от 300 тыс. до полумиллиона рублей, что составляет до 50-70% от запланированных затрат. После отчета о целевом расходовании средств они списываются, то есть не подлежат возврату, что становится важным достоинством получения субсидий.

Отличие от грантовой поддержки

Субсидии заслуженно считаются более распространенной и широко применяемой мерой государственной поддержки бизнеса. Все, что требуется для их получения – согласование бизнес-плана. Гранты выделяются на конкурсной основе и для представителей определенных сфер деятельности. А потому их получить заметно сложнее.

Классификация субсидий

Стандартной целью выделения субсидий становится развитие бизнеса в соответствии с утвержденным планом. Но это не единственное направление возможного расходования средств. В рамках реализации различных государственных программ деньги выдаются на другие цели, включая:

  • лизинг машин и оборудования;
  • компенсация кредитных процентов;
  • участие в выставочных и презентационных мероприятиях;
  • реклама;
  • сертификация продукции, организация экспорта, оформление свидетельств и патентов.

Поддержка от Службы занятости

Суть программы – стимулирование неработающих граждан открыть собственный бизнес посредством регистрации ИП. Для получения поддержки необходимо:

  • встать на учет в статусе безработного;
  • подать заявление в центр занятости;
  • пройти обучение с последующей сдачей итогового экзамена;
  • выбрать сферу деятельности;
  • разработать и согласовать бизнес-план;
  • зарегистрировать ИП в налоговых органах;
  • сформировать комплект документов на выделение субсидии.

Величина субсидии составляет до 60 тыс. руб. Сумма может быть увеличена при найме на работу еще одного человека, состоящего на учете в центре занятости. Выделенных средств обычно хватает как на компенсацию расходов по открытию бизнеса, так и на его запуск.

Поддержка имущественного характера

Предполагает предоставление недвижимости в аренду на льготных условиях. Условием получения становится заключение долгосрочного арендного договора длительностью от 5 лет. Льгота заключается в сниженной ставке аренды на первые три года. Ее значение составляет, соответственно, 40%, 60% и 80% от базовой величины платежа. Бонусом становится преимущественное право выкупа арендуемой недвижимости, которое предоставляется субъектам МСП на помещения в пределах одной тысячи кв. м.

Микрозаймы от государства

Предусматривают выделение от 100 тыс. до 5 млн. руб. по льготной процентной ставке. Финансирование носит целевой характер. Для суммы в пределах 300 тыс. руб. предоставляется один из двух видов обеспечения – поручительство или залог. Для финансирования свыше указанной цифры необходима гарантия обоих видов. За ее получением можно обратиться в специализированный МСП Банк.

Федеральные программы поддержки бизнеса

Основная федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса запущена в 2019 году. Ее дополняют вспомогательные меры, которые были приняты после введения «ковидных» ограничений. Их перечень постоянно меняется и корректируется в зависимости от текущего состояния экономики страны.

Региональные программы поддержки бизнеса

Каждый субъект РФ разрабатывает собственные программы поддержки бизнеса, зарегистрированного на его территории. Масштабы помощи определяются финансовыми возможностями конкретного региона. Наиболее крупные и эффективные программы реализуются в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан и других субъектах РФ с наиболее развитой экономикой и, как следствие, серьезными доходами бюджета.

Перечень других мер поддержки предпринимателей

Поддержка бизнеса со стороны государства не ограничивается исключительно финансовыми или имущественными мерами. Другими видами помощи выступают:

  • консультационная. Включает бесплатные консультации грамотных специалистов, доступные всем желающим в центрах «Мой бизнес» или МФЦ;
  • информационная. Выражается в активной разработке и продвижении различных онлайн-сервисов бизнес-тематики. На них размещается актуальная дли предпринимателей информация, в том числе – о мерах государственной поддержки или изменениях в законодательстве;
  • образовательная. Предусматривает повышение квалификации – как самого бизнесмена, так и его персонала – на льготных условиях. Последние заключаются в компенсации до половины расходов на обучение.

Как получить государственный кредит для бизнеса

Важной частью поддержки малого бизнеса государством выступает сравнительно простая процедура оформления кредита. Она предусматривает три основных составляющих.

Требования к заемщикам

Первое и главное требование к потенциальному получателю льготного кредита – подтверждение принадлежности к субъектам МСП. Основные критерии и дополнительные условия для этого детально описаны выше.

Куда обращаться

Перечень банков, аккредитованных на участие в государственной программе поддержки малого и среднего бизнеса, размещен на сайте «Мой бизнес», которые разработан и ведется в рамках реализации Национального проекта. Список финансовых организаций периодически корректируется. На сегодня в него включены практически все ведущие отечественные банки – как федерального, так и регионального уровня. Для получения льготного кредита можно обращаться в любой из них, работающий по месту регистрации бизнеса.

Необходимые документы

Одобрение банком выдачи кредита для бизнеса с господдержкой предусматривает предоставление заемщиком такого набора документов:

  • заявка на кредитование;
  • анкета клиента банковской организации;
  • учредительные документы (для ООО) или паспорт (для ИП);
  • регистрационная документация хозяйствующего субъекта;
  • обязательная отчетность;
  • справка ИФНС об отсутствии долгов;
  • перечень имущества для оформления залога.
Читайте также:
Декларация прав человека и гражданина

Причины для отказа в выдаче кредита для бизнеса от государства

Самой частой причиной отказа в льготном кредитовании становится некомплектный набор документов. Еще одним основанием для такого решения выступает предоставление неверной информации о потенциальном заемщике. Другими причинами отказать заявителю выступают: долги перед бюджетом, невыполнение критериев для подтверждения статуса субъекта МСП, отсутствие залога.

Негосударственная поддержка

Поддержкой малого бизнеса занимается не только государство. Некоторые участники отечественного финансового рынка разрабатывают и реализуют собственные программы помощи. Особого внимания заслуживает деятельность РАПМСБ и ряда российских банков.

Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса

Официальный сайт РАПМСБ размещается на https://siora.ru/. Один из его разделов детально описывает услуги, предоставляемые агентством и направленные на поддержку бизнеса.

Банковские организации

Значительная часть крупных отечественных банков – СберБанк, РоссельхозБанк, ВТБ, Альфа-Банк и многие другие – активно участвуют в реализации государственных программ помощи бизнесу. Важным бонусом становятся льготы, которые предоставляются самими финансовыми организациями – или в рамках собственных мер поддержки, или как дополнение к государственным.

Конкретные условия помощи постоянно обновляются и корректируются, а потому перечислять их не имеет смысла. Для получения актуальной информации намного проще и правильнее посетить официальный сайт любого из перечисленных банков.

Часто задаваемые вопросы

Кому адресованы льготные кредиты государства?

Государственная программа помощи рассчитана на так называемых субъектов МСП – малого и среднего предпринимательства. Для отнесения ИП или ООО к таковым, требуется выполнить условия по годовому доходу и численности персонала.

На какую сумму поддержки может рассчитывать малый бизнес?

Лимиты определяются в зависимости от целей кредитования и вида программы поддержки. В общем случае речь идет о сумме в пределах 2 млрд. руб. на срок до 10 лет.

Какие органы власти и финансовые организации помогают бизнесу?

Реализацией различных программ помощи занимаются федеральные и региональные органы исполнительной власти, ряд федеральных ведомств (фонд занятости, Центробанк), некоторые НКО (Фонд содействия инвестициям, РАПМСР), финансовые организации (банки).

Что требуется от заемщика для получения льготного кредита?

Кредитование происходит на стандартных условиях. Заемщик формирует и предоставляет в банк пакет документов, подтверждающий выполнение всех необходимых требований.

Контрагент ПК “ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА “ПАРИТЕТ”

Краткое досье

Обратите внимание

Полное досье контрагента

  1. 1. Общие сведения
  2. 2. Регистрация в Российской Федерации
  3. 3. Чем занимается организация, виды деятельности
  4. 4. Где находится ПК “ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА “ПАРИТЕТ”, юридический адрес
  5. 5. Кто владелец (учредитель) организации
  6. 6. Кто руководит ПК “ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА “ПАРИТЕТ”
  7. 7. Кем руководит и владеет организация (числится учредителем)
  8. 8. Финансы организации
  9. 9. Лица, связанные с ПК “ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА “ПАРИТЕТ”
  10. 10. Последние изменения в ЕГРЮЛ

Общие сведения

Полное наименование организации: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ “ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА “ПАРИТЕТ”

ИНН: 3627023098

ОГРН: 1073627000534

Место нахождения: 630054, обл. Новосибирская, г. Новосибирск, ул. Титова, 31

Вид деятельности: Предоставление займов и прочих видов кредита (код по ОКВЭД 64.92)

Статус организации: некоммерческая, ликвидирована (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности)

Организационно-правовая форма: Кредитные потребительские кооперативы (код 20104 по ОКОПФ)

Регистрация в Российской Федерации

Организация ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ “ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА “ПАРИТЕТ” зарегистрирована в едином государственном реестре юридических лиц 14 лет назад 15 марта 2007.

Чем занимается организация, виды деятельности

Основной вид деятельности организации: Предоставление займов и прочих видов кредита (код по ОКВЭД 64.92).

Дополнительно организация заявила следующие виды деятельности:

63.11.1 Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов
66.19.4 Деятельность по предоставлению консультационных услуг по вопросам финансового посредничества
69.10 Деятельность в области права

Где находится ПК “ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА “ПАРИТЕТ”, юридический адрес

ПК “ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА “ПАРИТЕТ” зарегистрировано по адресу: 630054, обл. Новосибирская, г. Новосибирск, ул. Титова, 31. ( показать на карте )

По данному адресу также числятся следующие организации (включая ликвидированные):

  1. ООО “СССР”
  2. ООО “ИННОВИС”
  3. ЗАО “ЖСК ТИТОВА, 29/1”
  4. ООО “АВТОТЕМА 54”
  5. ООО “СИБАРМ” (ликвидир. 02.05.2017)
  6. ООО “ИНСНОВАТИК” (ликвидир. 16.04.2021)
  7. ООО “МЕЛИССА” (ликвидир. 12.12.2012)
  8. ООО “ФЕНИКС” (ликвидир. 10.06.2011)
  9. ООО “ИНВЕСТ-Н” (ликвидир. 05.10.2011)
  10. ООО “ФОБОС” (ликвидир. 14.12.2016)
  11. ООО “РЕГИОН АВИА” (ликвидир. 30.06.2014)
  12. ООО “ТЕХАВТОСЕРВИС” (ликвидир. 23.01.2017)
  13. ООО “ДЕЛЬТА” (ликвидир. 03.12.2015)
  14. ООО “ГРАНИТ” (ликвидир. 14.09.2016)
  15. ООО “ВИРАСТРОЙ” (ликвидир. 28.12.2012)
  16. ООО “ОРИОН” (ликвидир. 23.11.2016)
  17. ООО “КРОУН” (ликвидир. 01.08.2013)
  18. ООО “САЛЮТ” (ликвидир. 14.12.2016)
  19. ООО “ЭПИКУР” (ликвидир. 19.07.2016)
  20. ООО “ЭЛЕМЕНТ” (ликвидир. 17.12.2012)
  21. ООО “ГК “ЕКАТЕРИНОДАР” (ликвидир. 06.06.2016)
  22. ООО “ВИОЛА” (ликвидир. 28.02.2013)
  23. ООО “ТАЙФУН” (ликвидир. 22.03.2016)
  24. ООО “НОВОТЕХНИКА” (ликвидир. 20.08.2015)

показать ещё 14 организаций скрыть полный список

Возможно, это связано с тем, что адрес не был уточнен после регистрации. В противном случае есть угроза признания адреса адресом массовой регистрации юридических лиц.

Кто владелец (учредитель) организации

Учредителями ПК “ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА “ПАРИТЕТ” являются:

Учредители с какой даты
Волковой Алексей Анатольевич (ИНН: 362700339913) 15.03.2007
Овчинникова Екатерина Борисовна (ИНН: 362706949601) 15.03.2007
Камисов Константин Юрьевич (ИНН: 362701106397) сведения недостоверны (заявление физического лица о недостоверности сведений о нем; 28.11.2017) 15.03.2007
ООО “АГРОС” (ликвидир. 13.01.2014) (обл. Воронежская, г. Воронеж) 15.03.2007
ООО “АГРОЛЮКС” (ликвидир. 27.03.2012) (обл. Воронежская, г. Воронеж) 15.03.2007
ООО “ВИК” (ликвидир. 16.08.2011) (обл. Воронежская, г. Воронеж) 15.03.2007
ООО “АМАДЭУС” (ликвидир. 15.10.2014) (обл. Воронежская, г. Воронеж) 15.03.2007
ООО “АЛИНА” (ликвидир. 17.12.2012) (обл. Воронежская, г. Воронеж) 15.03.2007
Семёнова Марина Николаевна (ИНН: 362703413308) 15.03.2007
Сахарова Анна Викторовна (ИНН: 362706781571) 15.03.2007

Ранее согласно ЕГРЮЛ учредителями значились:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: