Общественная экологическая экспертиза: что это значит

Общественная экологическая экспертиза

В Беларуси функционирует институт общественной экологической экспертизы, который позволяет гражданам Республики Беларусь и общественным объединениям реализовать свое право в обеспечении экологической безопасности путем проведения общественной экологической экспертизы.

В Республике Беларусь проводятся государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза .

С 01.12.2020 в связи с принятием постановления Совмина от 30.09.2020 N 571 вступит в силу ряд изменений и дополнений в Положение о порядке проведения общественной экологической экспертизы, утв. постановлением Совмина от 29.10.2010 N 1592 (далее — Положение N 1592).

Термины и их определения, используемые в Положении N 1592, непосредственно увязаны со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 N 399-З “О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду” (далее — Закон о государственной экологической экспертизе).

Соответственно, по аналогии с термином “государственная экологическая экспертиза” введено новое определение термина “общественная экологическая экспертиза”. Общественная экологическая экспертиза — установление соответствия или несоответствия градостроительной, предпроектной (предынвестиционной), проектной документации (далее, если не указано иное, — проектная документация) требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а проектных решений, содержащихся в предпроектной (предынвестиционной) документации, градостроительных проектах, — регламентам градостроительного развития и использования территорий.

Сформирован следующий перечень объектов общественной экологической экспертизы :

— градостроительные проекты, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;

— предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение, реконструкцию объектов, указанных в ст. 7 Закона о государственной экологической экспертизе, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду;

— архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение, реконструкцию объектов, указанных в ст. 7 Закона о государственной экологической экспертизе, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду.

Следует отметить, что процедурой общественной экологической экспертизы охвачены все уровни и виды градостроительного развития территорий.

Уровни и виды градостроительного планирования территорий изложены в ст. 40 — 44 Закона об архитектурной деятельности.

При определении объекта общественной экологической экспертизы следует обратить внимание на следующую особенность.

Статьей 7 Закона о государственной экологической экспертизе определены объекты, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду.

Проведение оценки воздействия на окружающую среду урегулировано ст. 19 Закона о государственной экологической экспертизе.

При этом установлены исключения из обязанности проведения оценки воздействия на окружающую среду, а именно, при реконструкции объектов, указанных в ст. 7 Закона о государственной экологической экспертизе, если в предпроектной (предынвестиционной) или проектной документации предусматриваются проектные решения, обеспечивающие выполнение каждого из следующих условий :

— не планируется увеличения суммы валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух более чем на 5% от первоначально утвержденной проектной документацией;

— не планируется увеличения объемов сточных вод более чем на 5% от первоначально утвержденных проектной документацией;

— не планируется предоставления дополнительного земельного участка;

— не планируется изменения назначения объекта.

Принимая во внимание изложенное, общественная экологическая экспертиза не проводится при реконструкции объектов, указанных в ст. 7 Закона о государственной экологической экспертизе, в случае если не проводится оценка воздействия на окружающую среду.

Для проведения общественной экологической экспертизы проектной документации инициаторы в течение 10 рабочих дней с даты начала общественных обсуждений, указанной в уведомлении об общественных обсуждениях, опубликованном в печатных средствах массовой информации и размещенном их организатором на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет (при наличии такого сайта) в разделе “Общественные обсуждения”, направляют заказчику заявление о намерении проведения общественной экологической экспертизы .

При этом следует учесть, что порядок проведения общественных обсуждений градостроительной документации определен Положением о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утв. постановлением Совмина от 01.06.2011 N 687, а порядок проведения общественных обсуждений отчетов об оценке воздействия на окружающую среду определен Положением о порядке организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, экологических докладов по стратегической экологической оценке, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, учета принятых экологически значимых решений утв. постановлением Совмина от 14.06.2016 N 458 (в ред. от 30.09.2020).

В указанных Положениях определено содержание соответствующих уведомлений о проведении общественных обсуждений. Вместе с тем при проведении общественных обсуждений отчетов об оценке воздействия на окружающую среду законодатель установил обязанность по содержанию уведомления в части сроков подачи заявлений о проведении общественной экологической экспертизы, в то время как при проведении общественных обсуждений градостроительной документации законодатель не установил обязанность по содержанию уведомления в части сроков подачи заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

Однако установлено право инициатора обратится в течение 10 рабочих дней с момента начала проведения общественных обсуждений. По истечении указанного срока заявления не рассматриваются.

Не исключена ситуация, когда инициаторов для проведения общественной экологической экспертизы может быть несколько. В таком случае заказчик в течение 5 рабочих дней после завершения общественных обсуждений информирует всех инициаторов о дате, времени и условиях представления проектной документации. Проектная документация передается заказчиком инициатору не менее чем за 35 календарных дней до направления ее на государственную экологическую экспертизу. При этом в случае необходимости доработки проектной документации по результатам общественных обсуждений заказчик информирует об этом всех инициаторов с указанием планируемых сроков ее доработки .

Таким образом, постановлением Совмина от 30.09.2020 N 571 определены сроки предоставления проектной документации на общественную экологическую экспертизу, а именно не менее чем за 35 календарных дней до направления ее на государственную экологическую экспертизу, что позволяет обеспечить единообразный процесс проведения экологических экспертиз.

Читайте также:
Фрахтование на время: что это значит

Ранее проектная документация направлялась для проведения общественной экологической экспертизы в срок не позднее 20 рабочих дней со дня поступления заявления о проведении общественной экологической экспертизы. С учетом того что оценка воздействия на окружающую среду выполняется на самой ранней стадии и, как правило, до разработки проектной документации предоставление полноценного комплекта документов проектной документации затруднительно для заказчика, проведение общественной экологической экспертизы качественно и объективно вызывало затруднения.

Важным элементом в проведении общественной экологической экспертизы является своевременное информирование.

Расширены обязанности инициаторов общественной экологической экспертизы, а также организаторов общественных обсуждений. В частности, инициатор в течение семи рабочих дней после получения от заказчика проектной документации также должен уведомить организатора общественных обсуждений о необходимости размещения на его официальном сайте в сети Интернет (при наличии такого сайта) в разделе “Общественные обсуждения” сообщения о проведении общественной экологической экспертизы .

Следует отметить обязанность инициатора при публикации в печатных средствах массовой информации, в которых было опубликовано уведомление об общественных обсуждениях, сообщения о проведении общественной экологической экспертизы отразить обязательную информацию, предусмотренную п. 11 Положения N 1592.

Инициаторы могут организовывать информирование заинтересованной общественности о ходе проведения общественной экологической экспертизы и ее результатах (предварительных и окончательных) путем публикации в печатных средствах массовой информации, сети Интернет, почтовой рассылки, проведения встреч, круглых столов, семинаров.

Постановлением Совмина от 30.09.2020 N 571 дополнительно установлена обязанность специалистов при проведении общественной экологической экспертизы в случае выявления несоответствия проектной документации требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а проектных решений, содержащихся в предпроектной (предынвестиционной) документации, градостроительных проектах, — регламентам градостроительного развития и использования территорий в выводах заключения указываются положения (требования) НПА, в том числе обязательных для соблюдения ТНПА, которым не соответствуют проектные решения, и дается разъяснение по каждому выявленному несоответствию .

Также дополнительно установлена норма в обязательности направления инициатором заказчику, организациям, которые проводят государственную экологическую экспертизу проектной документации, местным исполнительным и распорядительным органам и иным заинтересованным.

Заключение общественной экологической экспертизы носит рекомендательный характер.

Следует также отметить право заказчика в предоставлении проектной документации инициаторам за плату в соответствии с п. 8 ст. 4 Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, подписанной в г. Орхусе 25.06.1998.

26. Что такое «общественная экологическая экспертиза»?

Нормы о проведении общественной экологической экспертизы закреплены в Законе Республики Беларусь “Об охране окружающей среды”. В частности, ст. 28 определила, что общественная экологическая экспертиза осуществляется независимыми группами специалистов по инициативе общественных организаций, Советов народных организаций и граждан за счет их собственных средств или на общественных началах.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы.

В соответствии с Законом “заключения общественной экологической экспертизы учитываются органами, осуществляющими государственную экологическую экспертизу”, однако обязательного характера для государственных органов данное заключение не носит.

В Законе закреплено право общественных объединений принять участие в проведении государственной экологической экспертизы по размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию экологически опасных объектов и на проведение общественной экологической экспертизы.

Цели и принципы проведения общественной экологической экспертизы аналогичны целям и принципам государственной экологической экспертизы: определение уровня экологической опасности осуществления хозяйственной и иной деятельности, оценка соответствия планируемой, проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природоохранного законодательства, определение достаточности и обоснованности предусматриваемых проектом мер по охране окружающей среды.

В белорусском законодательстве порядок проведения и организации общественной экологической экспертизы детально не определен. Однако возможность использования в современных условиях таких приемов как аналогия закона и аналогия права позволяет сформулировать отдельные рекомендации по проведению общественной экологической экспертизы.

Важно понять, почему общественная экологическая экспертиза иногда может быть воспринята как альтернатива государственной. К сожалению, при реализации отдельных проектов, строительстве объектов хозяйственного назначения (предприятий, полигонов отходов, станций технического обслуживания и ремонта автомобилей, супермаркетов и т.д.) нормы экологического законодательства игнорируются в угоду экономической, хозяйственной целесообразности. В этом случае может возникнуть ситуация, когда положительное заключение государственной экологической экспертизы не гарантирует достаточного уровня экологической безопасности объекта.

Возможен и другой вариант. Положительное заключение государственной экологической экспертизы подготовлено после глубокого анализа документов и экологической обстановки территории, на которой предполагается реализация проекта. Однако в ходе самой реализации допускаются грубые нарушения экологического законодательства и положений проекта, которые не выявлены соответствующими органами государственного контроля.

В обоих случаях проведение общественной экологической экспертизы может стать достаточно действенным средством предотвращения экологического вреда от реализации опасных проектов.

Общественную экологическую экспертизу организуют на основе следующих принципов:

  • общественную экологическую экспертизу может проводить общественное объединение (осуществляет поиск экспертов, координацию их деятельности, подготовку итогового документа, уведомляет государственные органы (органы власти и управления) о проведении экспертизы и представляет им итоговый документ, обращается с ходатайствами о предоставлении необходимых для проведения экспертизы документов);
  • общественная экологическая экспертиза проводится независимыми экспертами на добровольной основе за счет их собственных средств (средств общественных объединений) или на общественных началах;
  • сроки проведения общественной экологической экспертизы не оговорены законом. Очевидно, что эффективность заключения общественной экологической экспертизы будет тем выше, чем быстрее, раньше (до начала строительства объекта, реализации проекта) она будет проведена. Поскольку предотвратить строительство легче (читай, дешевле с экономической точки зрения), чем разрушать уже построенное;
  • заключение общественной экологической экспертизы должно содержать анализ уровня экологической опасности объекта (проекта, местности), оценку соответствия планируемой, проектируемой деятельности требованиям законодательства. Вот почему важно привлекать к этой сложной работе не только специалистов экологов, медиков, гидрогеологов, физиков, но и юристов;
  • заключение общественной экологической экспертизы следует представить органам, осуществляющим государственный контроль в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Как было сказано ранее, согласно закону заключения общественной экологической экспертизы учитываются органами, осуществляющими государственную экспертизу. Но даже в том случае, если по каким-либо причинам это не будет учтено, заключение общественной экологической экспертизы может послужить весомым основанием для обжалования заключения государственной экологической экспертизы в судебном порядке.
  • в любом случае заключение общественной экологической экспертизы, представленное должностному лицу либо в соответствующий орган, рассматривается как обращение граждан, и заявитель (группа заявителей) имеет право получить ответ в установленный законом срок, а орган либо должностное лицо, обязаны дать мотивированный ответ на это обращение.

Экологическая экспертиза: как снизить риски?

Экологическая экспертиза: как снизить риски?

С 1 января 2018 года вступят в силу новые положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, меняющие процедуру Государственной экологической экспертизы. О перспективах, связанных с нововведениями, корреспонденту журнала «Экология производства» рассказала заместитель начальника Главгосэкспертизы России Светлана Балашова.

– Светлана Петровна, в своём докладе на I Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы» Вы затронули ряд важных аспектов проведения экологической экспертизы, о которых необходимо знать нашим читателям. Прокомментируйте, пожалуйста, изменения в нормативно- правовой базе, к которым должны быть готовы проектировщики и заказчики проектов строительства и реконструкции предприятий.

– Поправки положений градостроительного кодекса, вступающие в силу с 1 января 2018 г., повлекут за собой серьёзные изменения в части оценки соответствия проектной документации экологическим требованиям, проводимой в рамках комплексной государственной экспертизы. Вне сферы внимания наших специалистов окажутся все особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства и реконструкции: предприятия нефте- и газодобычи, металлургии, горно-обогатительные комбинаты и т.д. Как эксперт от строительной отрасли, могу сказать, что заказчики будут нести огромные риски. Причина в том, что, начиная с 2018 года, Главгосэкспертиза не будет заниматься оценкой соответствия проектной документации экологическим требованиям. Иными словами, экологическая составляющая будет оцениваться экспертами в отрыве от технических решений. И, если в ходе процедуры государственной экспертизы разработчикам придется вносить в проект изменения, они будут обязаны повторно проходить экологическую экспертизу. Как следствие, процесс согласования проектной документации усложнится, сроки осуществления проектов растянутся.

Мы считаем, что необходимо развивать другую законодательную инициативу, – о совмещении обоснования инвестиций проектов с их стратегической экологической оценкой, в которой заинтересованно Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Проведение экологической экспертизы на стадии обоснования инвестиций принесёт большую пользу. Минстрой России также поддерживает введение стадии обоснования инвестиций. Я надеюсь на объединение усилий наших ведомств в этом вопросе. Мы хорошо знаем корни проблемы. Дело в том, что в момент поступления проекта на экологическую экспертизу заказчик уже определил, где будет развиваться новое производство, располагает всеми материалами по обоснованию строительства и представляет экспертам акты выбора и прочую документацию. Проведены инженерные изыскания, вложены огромные средства в отведённый земельный участок, иногда даже начаты подготовительные работы к строительству. Но в ходе экологической экспертизы выясняется, что строить объект в выбранной местности нельзя. Для заказчиков это – шок, они очень тяжело воспринимают неожиданное и непреодолимое препятствие осуществлению проекта. Подобная ситуация не выгодна инвестору, не отвечает задачам государства. Вот почему было бы рационально предлагать варианты размещения объекта строительства на ранних стадиях проектирования. Тогда возникающие на осваиваемых территориях ограничения можно выявлять заранее, с учётом специфики нового производства, вместо того, чтобы латать прорехи в проектах, разработанных без учета существующих реалий. И заказчик избежал бы избыточных денежных вложений, требуемых для снижения негативного влияния объекта на окружающую среду, в особенности при его размещении по соседству с особо уязвимыми природными территориями.

– В чем коренные причины неудовлетворительного качества проектной документации, представляемой на государственную экспертизу и конкретно разделов, связанных с охраной окружающей среды? Как заказчики могут застраховаться от подобных рисков?

– Прежде всего, необходимо разрабатывать проектную документацию более высокого качества, основанную на достоверных результатах инженерно-экологических изысканий. С сожалением отмечу не всегда высокий уровень специалистов, разрабатывающих и обосновывающих технические решения в области охраны окружающей среды. Есть и другая причина: сложилась печальная традиция отодвигать проблемы охраны окружающей среды на второй план при проектировании объекта капитального строительства и реконструкции. Я с этим не согласна. Напротив, экологические вопросы должны стать приоритетными и финансироваться не по остаточному принципу. Повторюсь, многих неожиданностей можно избежать на стадии обоснования инвестиций. Почему-то заказчики думают: если конструктив мы сделаем хорошо, то природоохранные вопросы как-нибудь сами решатся. Но решения, позволяющие предотвратить воздействие на компоненты окружающей среды, не находятся автоматически во время строительства и эксплуатации объекта – об этом нужно позаботиться заранее. И если бы не уполномоченные в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологической безопасности органы множество проектов было бы реализовано с максимальным негативным воздействием на природу, если не сказать губительным. Работа нашей экспертизы помогла избежать большого числа таких аварий, которые могли привести к социально-значимым последствиям. По расчетным данным, предотвращено около 20% чрезвычайных ситуаций. Если снять этот барьер, начнётся активная реализация проектов, опасных для окружающей среды и человека.

– Насколько часто при проведении экспертизы выявляется искажение исходных данных, представляемых заказчиком?

– Опыт работы Главгосэкспертизы России показал, что количество отрицательных заключений колеблется, в среднем, от 15 до 25 % от числа рассматриваемых проектов. Причём наивысший показатель приходится на сметную документацию. Основная причина в неполноте разработки этого раздела. Но и других поводов вынести отрицательное заключение довольно много. В частности, фальсификация исходных данных. В основном, искажают сведения по ограничениям природопользования на осваиваемой территории. Например, как можно определить, есть ли на намечаемой территории зоны санитарной охраны источника водоснабжения? Для этого мы рекомендуем заявителю заранее обратиться в уполномоченный орган и получить нужную информацию, а затем включить её в пакет исходных данных, сдаваемых на экспертизу. Из каких-то побуждений заявитель игнорирует наше замечание, либо приносит самодельный документ. Особенно часто встречается фальсификация результатов инженерно-экологических изысканий. Причины разные, результаты всегда плачевные. Для пресечения подобных ситуаций наши специалисты связываются напрямую с уполномоченными органами или аналитическими лабораториями, протоколы которых представлены заказчиком. Нередко выясняется, что заявители в этих лабораториях анализов, скажем почвенных проб, не заказывали или заказывали давно и совсем по другому объекту проектирования. Часто мы видим фальсифицированные письма, полученные, якобы, из Роспотребнадзора или Федерального агентства по рыболовству. У Главгосэкспертизы в лице Управления экологической экспертизы накоплен богатый опыт выявления подобных фактов. И фальсификации мы не пропустим. Заявители должны понимать опасность получения отрицательного заключения по таким поводам.

– Если выдано отрицательное заключение, каков алгоритм дальнейших действий проектировщика (заказчика) для получения в дальнейшем положительного заключения на проектную документацию?

– Для того, чтобы вновь пройти государственную экспертизу, согласно положениям Градостроительного кодекса, необходимо доработать проектную документацию и повторно подать документы, при этом возможно неограниченное число обращений. Надо сказать, что по замечаниям в области мероприятий по охране окружающей среды на доработку отправляется около 25 % всей проектной документации. При повторном рассмотрении проекта мы проверяем, устранены ли отмеченные экспертом ошибки. Одновременно могут быть сделаны и новые замечания, связанные с тем, что внесенные в проектную документацию изменения затронули также части проекта, получившие ранее положительное заключение. Все замечания должны быть учтены разработчиком – лишь в этом случае проект получит положительное заключение.

Бывает, что положительное заключение на проект выдается с первого раза. Иногда приходится дорабатывать определенные моменты, и положительное заключение заказчики получают со второго раза. Есть в нашей практике случаи, когда работа над документацией длится годами. Например, экспертиза одного из объектов гражданского строительства проводилась 4 раза и все идет к тому, что эту же документацию мы увидим и в пятый раз.

– В начале 2016 года в интервью нашему журналу Вы отметили, что проектировщикам будет сложно выполнить требования законодательства о применении наилучших доступных технологий, особенно в отношении действующих объектов, поскольку работа над справочниками НДТ не завершена. Есть ли развитие в этом вопросе?

– В том, что касается обязательного внедрения новейших технологий, мы жестко ограничены положениями Градостроительного кодекса, и пока обязательность использования наилучших доступных технологий (НДТ) при разработке проектной документации не отрегулировано юридической нормой, мы не можем требовать от заявителя, чтобы он поменял экономически обоснованную технологию на другую, возможно более дорогостоящую, но экологически чистую. Тем более, что одной из задач Главгосэкспертизы является проверка достоверности сметной стоимости инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств. Поэтому пока все остается на уровне добровольного решения заказчика. Та же ситуация в свое время сложилась и с «зелеными стандартами». На высоком уровне было принято решение о необходимости включения этого подраздела в проектную документацию, разрабатываемую для объектов Сочинской Олимпиады, однако в связи с тем, что это не было закреплено законодательно – соответствующая поправка не была внесена в Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 28.04.2017), регламентирующее состав проектной документации, направляемой на государственную экспертизу, у экспертов не было оснований для предъявления соответствующего требования к документации в этой части – это осталось прерогативой государственной экологической экспертизы.

– Один из вопросов, интересующих наших читателей, касается способа подачи проектной документации на экспертизу: оправдала ли себя система «одного окна»?

– Режим «одного окна» в рамках государственной экспертизы обеспечивает комплексную оценку соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе экологическим, санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям государственной охраны историко-культурного наследия, промышленной и ядерной безопасности и т.д. Кроме того, предметом экспертизы являются также результаты инженерных изысканий, проведенных на осваиваемой территории и оценка соответствия принятых технических решений полученным результатам. На наш взгляд, такой подход позволяет свести к минимуму риски неблагоприятного развития ситуации при строительстве, реконструкции и эксплуатации объекта капстроительства. Экспертиза построена следующим образом: заявитель направляет всю документацию в «окно» в электронном виде (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 28.04.2017) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»), после административных процедур документы попадают в профильное для этого типа объектов Управление, например, Управление объектов горно-металлургического комплекса. После этого документация направляется на рассмотрение экспертам – специалистам по разным направлениям в профильные управления Главгосэкспертизы – Управление строительных решений, Управление инженерного обеспечения, Управление экологической экспертизы и т.д. Проект может содержать до 30 разделов, и каждый передается в соответствующее подразделение, где назначаются эксперты-исполнители. К определенному сроку эксперты направляют замечания. Объем замечаний может варьировать (например, на один из последних пакетов проектной документации был выдан пакет замечаний на 46 страницах). Заказчик отрабатывает полученные замечания в течение 10 дней и заново сдает откорректированную документацию на рассмотрение с приложением недостающих документов и исправленными ошибками, при этом очень хотелось бы отметить, что задачи выдать отрицательное заключение перед нами не стоит – наоборот, мы всячески содействуем заявителям в исправлении вынесенных замечаний, следим за тем, чтобы вносимые коррективы не противоречили друг другу, что бывает, в особенности, по разделу «Мероприятия по охране окружающей среды». И радует, что большинство заявителей соглашается со значимыми замечаниями и старается в короткий срок их исправить.

– Светлана Петровна, позвольте от имени редакции журнала «Экология производства» пожелать Вам и Вашим коллегам реализации намеченных планов. Благодарю Вас за интересный разговор.

Опубликовано в журнале «Экология производства» 28 декабря 2017 года

Общественная экологическая экспертиза: что это значит

Государственный кадастр отходов

Государственный реестр объектов размещения отходов

Федеральный классификационный каталог отходов

Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений

Личный кабинет природопользователя

Перечень государственных услуг

Коды и реквизиты платежей

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Реестр материалов общественных обсуждений

Организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня

  • Государственные услуги
    • Выдача разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
    • Выдача разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации
    • Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности
    • Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории
    • Организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня
    • Выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты
    • Выдача заключений (разрешительных документов) на вывоз информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных и минерального сырья
    • Выдача комплексного экологического разрешения
    • Выдача заключения (разрешительного документа) на вывоз с таможенной территории евразийского экономического союза диких живых животных, отдельных дикорастущих растений и дикорастущего лекарственного сырья, а также редких и находящихся под угрозой исчезн
    • Согласование нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации
    • Установление нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)
    • Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору
    • Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности
    • Выдача заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения
    • Выдача удостоверений общественного инспектора по охране окружающей среды
    • Выдача удостоверений общественного инспектора в области обращения с животными
    • Выдача разрешений на использование объектов животного и растительного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения
    • Согласование планов снижения сбросов в централизованные системы водоотведения
    • Согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде
    • Согласование планов предупреждений и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
  • Природопользователям
    • Поднадзорные объекты
    • Администрирование
    • Отчетность
    • Информация о проверках
    • Правоприменительная практика
  • Положение территориального органа
  • Руководство
  • Структура
  • Кадровое обеспечение
    • Порядок поступления и требования к кандидатам
    • Вакансии и конкурсы
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Реестр экспертов
  • Рассмотрение обращений
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Реквизиты
  • Контакты
  • Новости
  • Реестр материалов общественных обсуждений

Организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня

Порядок проведения государственной экологической экспертизы определен требованиями ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ), Положением о проведении государственной экологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2020 № 1796 (далее – Положение № 1796), Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденным приказом Росприроднадзора от 31.07.2020 № 923 (далее – Регламент № 923).

Организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по поручению центрального аппарата Росприроднадзора на основании приказа Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717» (далее – Приказ № 283).

В соответствии с п. 6 Положения № 1796 материалы представляются в печатном либо в электронном виде. В случае подачи материалов в печатном виде они представляются на бумажном носителе в одном экземпляре и на электронном носителе в одном экземпляре. В случае подачи материалов в электронном виде они представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также ведомственного программного ресурса.

В соответствии с п. 12 Положения № 1796, с учетом норм ст. 14 Закона

№ 174-ФЗ, срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать 2 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральными законами.

При этом установлены особенности в отношении срока проведения государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации (основание – п. 11 – 13 Регламента № 923):

– объектов, находящихся на территории Калининградской области, в случаях, указанных в ч.1 ст.19.2 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» срок проведения государственной экологической экспертизы не может превышать 45 календарных дней после ее предварительной оплаты и приемки комплекта заявительных документов в полном объеме и может быть продлен на срок не более месяца по заявлению заявителя, если иное не предусмотрено Законом № 174-ФЗ;

– объектов инфраструктуры территорий опережающего социально- экономического развития, указанных в ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», срок проведения государственной экологической экспертизы не может превышать 45 календарных дней после ее предварительной оплаты в полном объеме (продление срока проведения государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития не предусмотрено).

В соответствии с п. 20 Положения № 1796 заседания экспертной комиссии могут проходить как в очной форме, так и с использованием средств дистанционного взаимодействия.

Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы должен определяться на основании норм, указанных в п. 27 Положения № 1796.

Перечень объектов государственной экологической экспертизы, при предоставлении государственной услуги, в отношении которых поручения центрального аппарата Росприроднадзора не требуются, определен пп. 7.1 – пп. 7.3 Регламента № 923. Вместе с тем, в случае, если документацией, определенной пп. 7.1 – пп. 7.3 Регламента № 923, планируется к реализации намечаемая деятельность на территории, в отношении которой полномочиями по предоставлению государственной услуги наделены два или более территориальных органа Росприроднадзора, в соответствии с п. 72 Регламента решение о месте предоставления государственной услуги принимает центральный аппарат Росприроднадзора с обязательным направлением поручения.

Перечень оснований для отказа в приеме документов определен п. 25 Регламента № 923, в том числе:

– представление заявительных документов непосредственно в структурное подразделение центрального аппарата Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора), ответственное за работу с Заявителями, лицом, не отнесенным к кругу Заявителей согласно п. 2 Регламента № 923; а также Заявителем, представителем Заявителя без представления документа, удостоверяющего личность, либо без представления доверенности, оформленной в соответствии с п. 2 Регламента № 923;

– представление документов в формате (виде), не поддающемся прочтению.

В настоящее время Минприроды России разрабатывается проект нормативного правового акта, регулирующего вопрос проведения оценки воздействия на окружающую среду, включая организацию и проведение общественных обсуждений по документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы.

Заявление о проведении ГЭЭ с пояснительной запиской для принятия решения о месте организации и проведения государственной экологической экспертизы необходимо направлять в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по адресу: 123995, г. Москва, ул. Б. Грузинская 4/6.

Заявление должно содержать информацию о наименовании объекта государственной экологической экспертизы, подробную опись материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу.

Как проходить государственную экологическую экспертизу для обезвреживания и размещения отходов

Доронин Олег Леонидович, генеральный директор компании “Экологические услуги”, Н. Рогожинская, коммерческий директор компании “Экологические услуги”

Публикуем материал пятого обучающего видео-урока из цикла “Введение в экологию за 30 дней”, который компания “Экологические услуги” размещает на канале YouTube.

Когда организация решает заняться обезвреживанием и размещением отходов, то прежде чем приступить к самой деятельности, на это ей понадобится лицензия на обезвреживание и размещение отходов. С начала подготовки документов до запуска работы может пройти минимум год. За это время руководству организации предстоит определиться с перечнем отходов, с которым компания планирует иметь дело, выбрать площадку, где будет кипеть работа, найти, закупить и установить оборудование, обучить сотрудников работе по обращению с отходами, а главное – подготовить внушительный перечень документов, входящих в материалы обоснования лицензируемой деятельности, пройти ряд процедур. Среди которых проведение общественных слушаний и прохождение государственной экологической экспертизы.

Более подробнее о перечне документов, который требуется собрать, чтобы была получена лицензия на обезвреживание и размещение отходов, читайте на странице услуги.

В этой статье мы затронем только процесс прохождения государственной экологической экспертизы.

Рис. Действующие лица при прохождении государственной экологической экспертизы

Итак, государственная экологическая экспертиза – это установление соответствия будущей деятельности конкретной организации, которая априори будет негативно влиять на окружающую среду, законодательным правилам и нормам. Регламентом, утвержденным Министерством природных ресурсов, определено, что экспертом выступает государственная экспертная комиссия территориального органа Росприроднадзора.

Проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I – V классов опасности, подлежит государственной экологической экспертизе (сокращенно – ГЭЭ).

Прохождение экспертизы, перечисление этапов процедуры, процесс взаимодействия представителей Росприродзадзора и заявителя (соискателя лицензии), сроки оказания услуги описаны в утвержденном Приказом Минприроды России от 06.05.2014 №204 “Административном регламенте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня”.

Рис. Этапы процедуры государственной экологической экспертизы

Процедура ГЭЭ состоит из 6-ти этапов:

  • Прием и регистрация заявления и материалов.
  • Рассмотрение заявления и представленных материалов.
  • Формирование и направление межведомственных запросов.
  • Подготовка и издание приказа об организации и проведении ГЭЭ.
  • Проведение ГЭЭ.
  • Выдача заключения ГЭЭ.

Проведение государственной экологической экспертизы выполняется в течение 3 месяцев, но может быть продлено на 1 месяц по заявлению заказчика. В случае несогласия более трети состава экспертной комиссии с выводами проекта экспертного заключения срок может быть продлен максимум еще на 3 месяца.

Список документов для проведения ГЭЭ весьма обширен. На первом этапе прохождения экологической экспертизы заявитель предоставляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление о проведении экспертизы, опись с описанием всего перечня материалов для рассмотрения экспертной комиссии и весь комплект материалов, нужных для получения лицензии.

Регламентом предусмотрена подача документов заявителем двумя способами – почтовым отправлением или в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Особенности проведения ГЭЭ

Перечислим ряд особенностей прохождения государственной экологической экспертизы, которые описаны в регламенте. К примеру, на этапе “Проведение ГЭЭ” в случае необходимости экспертная комиссия может выехать на объект заявителя.

Также важно упомянуть, что присутствие заявителя на заседаниях экспертной комиссии является факультативным, то есть он самостоятельно принимает решение, присутствовать ему на заседаниях комиссии или нет. Его участие обязательно при передаче материалов и заявления; в случае, если Росприроднадзор попросит дополнить материалы недостающими документами; в момент оплаты госпошлины и в момент выездной проверки экспертной комиссии.

Информация о завершении ГЭЭ и решение экспертной комиссии официально публикуется в сети Интернет.

Отдельно стоит отметить, что в рамках подготовки материалов обоснования лицензии на обезвреживание и/или размещение отходов перед прохождением государственной экологической экспертизы соискателю лицензии необходимо пройти 2 серьезных шага – разработать раздел ОВОС и пройти общественные слушания. Результаты этих шагов в виде протокола общественных слушаний по местонахождению объекта обезвреживания/размещения отходов и в документе “Оценка воздействия на окружающую среду” (ОВОС) на объект обезвреживания/размещения отходов” входят в перечень документов для прохождения ГЭЭ. Описание этих двух процедур заслуживает написания отдельных подробных статей.

Результатом государственной экспертизы является заключение экспертной комиссии о соответствии представленной документации экологическим требованиям.

Методы эколого-экономического анализа

Экологические экспертизы

Рассмотрим применение в экологии методов экспертных оценок . Для таких экспертных процедур принято использовать термин “экологические экспертизы”.

Система экологических экспертиз. Хорошо известно, что в экологии активно используют методы экспертных оценок . Они позволяют решать многие проблемы управления охраной природы, обеспечивая при этом сочетание отраслевого и территориального принципов. Экологической экспертизе должны подвергаться все проекты хозяйственной и иной деятельности, могущей оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Заключения экспертов опираются на материалы по оценке воздействия на окружающую природную среду (сокращенно – ОВОС). Эта оценка проводится заказчиком проекта и включает анализ , обобщение и распространение информации о таком воздействии, а также описание необходимых мер по охране окружающей природной среды. Оценка воздействия на окружающую природную среду производится с учетом экологической емкости и состояния окружающей среды в месте планируемого размещения объекта, а также перспектив социально-экономического развития региона, мощности и видов воздействия рассматриваемого объекта на окружающую природу, а также требований действующего природоохранного законодательства.

Экологические экспертизы делятся на государственные и общественные. Задачами государственной экологической экспертизы являются определение уровня экологической опасности намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения. Кроме того, проводится проверка соответствия проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природоохранительного законодательства, а также определяется достаточность и обоснованность предусматриваемых проектом мер по охране природы Государственная экологическая экспертиза организуется федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы или его территориальными отделениями. Название этого органа в нашей стране время от времени меняется. Это или специальный государственный комитет по экологии – Госкомэкология, или Министерство охраны природы, или Министерство природных ресурсов… Государственная экологическая экспертиза проводится на основе принципов законности, научной обоснованности, комплексности, гласности и с участием позиции общественности. В ней не должны участвовать лица, заинтересованные каким-либо образом в ее исходе. Для анализа правовых вопросов процедуры государственной экологической экспертизы и проверки законности составления проекта полезно участие квалифицированных юристов.

Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется государственными органами. Ей подвергаются не только инвестиционные проекты в промышленности. Это и проекты различных государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, другая предплановая, предпроектная документация по развитию хозяйственной и иной деятельности, реализация которой может оказать воздействие на состояние окружающей среды. Это могут быть проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, регламентирующих хозяйственную деятельность , документация по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом, ввозимая в Россию и вывозимая из России продукция. В последнее время экспертизе подвергаются также экологическая ситуация в регионе в целом, а не только действующие предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на состояние окружающей среды.

Важность государственной экологической экспертизы определяется тем, что реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается. Такой проект не подлежит финансированию Последнее очень важно – иначе благие пожелания и призывы экологов могут повиснуть в воздухе. Так уже произошло с сотнями объектов, строительство которых началось до окончательного утверждения проекта и получения комплексного заключения экспертизы. Отказ в открытии финансирования без заключения экспертизы является надежным барьером на пути любителей ставить общественность перед фактом – перед начатыми и проведенными работами. Не исключена возможность постановки вопроса о взыскании затраченных средств с виновных в незаконном строительстве (в судебном порядке) в случае признания его экологически вредным и небезопасным.

Почему государственная экологическая экспертиза призвана согласовывать интересы отраслей (фирм, предприятий) и территорий? Дело в том, что выносимый на экспертную оценку проект отражает, как правило, задачи природопользования – эксплуатацию природных ресурсов в интересах предпринимателя, даже если в качестве такового выступает государственная организация или народное хозяйство в целом. Экспертная же комиссия, включающая в основном экологов, учитывающая мнение лиц, проживающих на данной территории, или по крайней мере находящаяся под их активным воздействием, по сути является представителем территории. Причем территории, стремящейся к экологическому благополучию. Здесь проявляются противоречия между интересами производства, неизбежно загрязняющего окружающую природную среду, и региона, разгораются экологические страсти. Правовое решение описанного противоречия во многом зависит от объективности и научности подходов государственной экологической экспертизы.

Итак, система экологических экспертиз – независимая, вневедомственная, состоящая из компетентных, не заинтересованных в ведомственности, в местничестве специалистов, оснащенная современным оборудованием, создается в регионах при комитетах охраны природы. Она набирает опыт , приобретает достойный статус, уважаемый как государственными органами, так и общественностью и предпринимателями. Заключения государственных экологических экспертиз обычно рассматриваются на коллегиях комитетов по охране природы субъектов федерации (иногда их называют комитетами по экологии), а в наиболее важных случаях, когда затрагиваются интересы нескольких субъектов федерации – на заседании коллегии федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы.

Обобщение экспертной работы приводит к выводам: экологическую экспертизу должны проходить все без исключения проекты и программы, а по инициативе органов местного самоуправления – и ранее принятые программы. Отбор экспертов надо производить из компетентных специалистов, не связанных с заказчиками и исполнителями проектов. Следует обязательно включать в их состав экономистов, юристов, специалистов по системному анализу и теории принятия решений . При этом принципиальное значение имеют:

  • права граждан и общественных объединений в области государственной экологической экспертизы;
  • общественная экологическая экспертиза;
  • процедурные моменты, которые необходимо знать всем участвующим в экспертизах сторонам;
  • правовые гарантии при экологической экспертизе.

Роль общественности в экологических экспертизах. Участие общественности является настолько важным и актуальным принципом проведения экологической экспертизы, что заслуживает более подробного рассмотрения.

В Законе Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” (от 19 декабря 1991 г.) и Федеральном законе РФ “Об экологической экспертизе” (от 23 ноября 1995 г.) указаны следующие весьма важные принципы проведения государственной экологической экспертизы, касающиеся общественности. Это принципы гласности, участия общественных организаций (объединений), обязательного учета общественного мнения и др. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право:

в соответствии с законодательством выдвигать предложения о проведении государственной и общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

направлять в письменной форме органам охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

получать от органов, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

обжаловать выводы экспертной комиссии в судебном порядке (через суд или арбитражный суд);

требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступая с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

рекомендовать своих представителей для участия в заседаниях экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (с совещательным голосом) по вопросам размещения и проектирования объектов.

К проведению государственной экологической экспертизы имеют отношение некоторые более общие экологические права граждан, записанные в Конституции РФ, а именно:

право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

право ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

право предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями;

право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве или эксплуатации экологически вредных объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности.

Согласно Закону Российской Федерации о государственной тайне от 21 июля 1993 г., к сведениям, не подлежащим засекречиванию, относятся сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и Здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях и их последствиях, а также об официальных прогнозах о их приближении;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарной обстановки;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, в том числе экологических;

о фактах нарушения законодательства органами государственной власти и их должностными лицами.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления. Она организуется общественными организациями (объединениями), которые зарегистрированы в установленном законодательством РФ порядке. Основным направлением их деятельности (в соответствии с их уставами) должна являться охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологических экспертиз. Таким образом, организатором общественной экологической экспертизы может быть не любая общественная организация (объединение), а только экологическая, причем зарегистрированная в соответствии с законодательством. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы тех же объектов.

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, имеют право:

получать от заказчика экспертизы предусмотренную законом документацию, подлежащую экологической экспертизе,

знакомиться с действующей нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

направлять своих представителей в качестве наблюдателей на заседания экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

(Это тем более важно, что, согласно Закону РФ “Об охране окружающей природной среды” (от 19 декабря 1991 г.) общественная экологическая экспертиза становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы.)

Статьями 23 и 24 Закона РФ “Об экологической экспертизе” (от 23 ноября 1995 г.) установлены следующие положения, устанавливающие правовые нормы проведения общественной экологической экспертизы:

государственная регистрация заявления общественных организаций (объединений) о проведении экологической экспертизы;

порядок и сроки этой регистрации органами местного самоуправления;

форма и содержание заявления о проведении экологической экспертизы;

обязанности общественных организаций (объединений), проводящих экологическую экспертизу, связанные с извещением населения о начале ее осуществления и заключении экспертной комиссии общественной экологической экспертизы;

исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Заключение (итоговый документ) общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу, отвечающему за государственные экологические экспертизы, и соответствующим территориальным органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления, а также может передаваться другим заинтересованным лицам. Целесообразна публикация основных положений заключения в средствах массовой информации.

В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования об ответственности за правильность и обоснованность экспертного заключения в целом и отдельных его положений. Другими словами, руководитель и члены экспертной комиссии общественной экологической экспертизы приравниваются в этом отношении к руководителю и членам экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Ответственность наступает в соответствии с трудовым, гражданским, административным либо уголовным законодательствами. Законами Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” от 19 декабря 1991 г. и “Об экологической экспертизе” от 23 ноября 1995 г. предусматриваются конкретные правонарушения в области экологической экспертизы, влекущие соответствующий вид ответственности.

Значимость заключения общественной экологической экспертизы зависит от дискуссионности объекта обсуждения и авторитета общественных экспертов, мотивированности доводов. Надо иметь в виду, что цели и основные приемы и принципы государственной и общественной экспертизы совпадают. Общественная экспертиза наряду с другими задачами имеет целью привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту, широко распространить объективную, научно обоснованную информацию об исходящей от него потенциальной экологической опасности, внедрить мысль о необходимости принятия мер по предупреждению этой опасности.

Что такое кредитный потребительский кооператив

И как он устроен

Кредитный потребительский кооператив (КПК) — организация, в которую объединяются для финансовой взаимопомощи. Членами кооператива — пайщиками — могут быть как физические, так и юридические лица. При объединении они создают паевой фонд и вносят туда взносы.

Кооператив имеет право принимать сбережения от пайщиков или сторонних организаций под процент и выдавать займы. Но займы кооператив может выдавать только своим пайщикам. По духу на КПК похожи кассы взаимопомощи, которые существовали на советских предприятиях.

Обычно КПК объединяют пайщиков по географическому принципу: например, фермеры одного района могут создать кооператив, чтобы брать займы на посевную.

Главный орган управления кооператива — общее собрание пайщиков. Но обычно его собирают не чаще раза в год, поэтому все текущие решения по работе организации принимает правление. Членов правления выбирают из числа пайщиков на общем собрании. Срок, на который выбирают правление, должен быть прописан в уставе КПК, но он не может превышать пять лет.

Сами кооперативы тоже могут быть пайщиками и объединиться в один большой кооператив — он называется кооперативом второго уровня. Капитал такого «суперкооператива» будет больше, а значит, сама организация тоже будет обладать высокой финансовой прочностью.

Отличия от банка или МФО

Капитал КПК формируется преимущественно за счет средств пайщиков, а банки и МФО могут привлекать деньги из самых разных источников — например, брать в долг у государства.

Прибыль, которую получает банк или микрофинансовая организация, достается владельцам. Кредитный кооператив — это некоммерческая организация: прибыль обычно направляют в резервный фонд для покрытия возможных убытков в будущем.

Если хранить сбережения в кооперативе, проценты обычно выше, чем по депозитам в банке. Но следует помнить, что ставки по кредитам будут тоже выше.

Важный момент: вложения в кооперативы не участвуют в государственной системе страхования вкладов. Если КПК обанкротится, пайщики могут остаться без сбережений.

Плюсы и минусы

Плюсы у кредитных потребительских кооперативов такие:

  1. Пайщики могут контролировать финансовое состояние кооператива. Если в КПК всего несколько десятков членов, все они в курсе, что происходит с их деньгами.
  2. Высокие проценты для тех, кто хранит в КПК сбережения. Обычно кооператив привлекает средства под процент в полтора-два раза выше средних ставок по депозитам.

Минусов тут больше:

  1. Высокие проценты по займам. Кооператив платит проценты по вкладам, которые, как правило, выше банковских ставок. Поэтому и заем здесь обычно дают под больший процент.
  2. Пайщики самостоятельно должны покрывать убытки кооператива. Члены КПК сами им управляют: если организация сработает в минус, пайщикам придется делать дополнительные взносы.
  3. Можно потерять сбережения. Если руководители кооператива окажутся мошенниками, те, кто хранит в КПК сбережения, могут потерять свои деньги. Поскольку кооперативы не участвуют в системе страхования вкладов АСВ, государство тут не поможет. Система компенсаций в кооперативе есть, но она другая. Компенсацию выплачивает саморегулируемая организация, в которой состоит кооператив. Еще кооператив может застраховать вложения в обычной страховой компании. Но это не гарантирует, что в случае проблем вкладчики получат стопроцентное возмещение.

Функции и задачи КПК

Главная задача кредитного кооператива — финансовая взаимопомощь пайщикам. Сначала все члены вносят деньги в общий котел. Потом те, кому нужны деньги, могут взять заем.

Как правило, взносы пайщиков делятся на три типа:

  1. Вступительные — их платят один раз при вступлении в кооператив. В одних КПК их нет вообще, в других это символические суммы, например 50 Р .
  2. Членские — регулярные фиксированные взносы, которые платят, например, раз в месяц или в квартал. Как правило, это тоже небольшие суммы — 10, 50 или 100 Р . Они идут на обеспечение работы кооператива: канцтовары, аренду офиса, ЖКУ.
  3. Паевые взносы делятся на обязательные и добровольные: обязательные невелики — 500—1000 Р ; добровольные — это те самые сбережения, которые КПК принимают от вкладчиков. Именно добровольные взносы и составляют основную часть капитала кооператива, который выдают в качестве займов.

Кооператив может инвестировать деньги пайщиков. Правда, закон разрешает вкладывать капитал только в государственные ценные бумаги или хранить на банковских депозитах.

Регулирование деятельности

Главный документ, который регулирует деятельность кредитных потребительских кооперативов, — федеральный закон «О кредитной кооперации». Центробанк следит, чтобы КПК его соблюдали. Он же ведет реестр кооперативов. Если кто-то из участников рынка нарушает закон, Центробанк имеет право приостановить работу кооператива или даже ликвидировать его.

Кроме того, КПК должны предоставлять в бюро кредитных историй информацию о заемщиках.

Кооперативы, в которых больше трех тысяч пайщиков, и кооперативы второго уровня обязаны в течение 10 дней уведомлять Центробанк о смене адреса.

Каждый кредитный потребительский кооператив обязан состоять в саморегулируемой организации — СРО.

Нормативы для КПК

Центробанк устанавливает для кредитных потребительских кооперативов финансовые нормативы, которые те обязаны соблюдать.

Например, КПК должен создать резервный фонд — своеобразную финансовую подушку безопасности. Эти деньги всегда должны оставаться на счете организации. Размер такого фонда зависит от количества пайщиков:

  • 5% от объема привлеченных средств — для КПК, в котором больше двухсот пайщиков;
  • 4% от объема привлеченных средств — для КПК, в котором до двухсот пайщиков;
  • 2% от объема привлеченных средств — для КПК, в котором до ста пайщиков и который существует меньше 180 дней.

Всего таких нормативов около десятка: Центробанк устанавливает ограничения по срокам выдачи займов, доле капитала, которую можно вкладывать в государственные ценные бумаги, соотношению привлеченных средств и выданных займов и так далее.

Как работает КПК

Упрощенно схему работы кооператива можно описать следующим образом:

  1. Пайщики формируют паевой фонд — аналог уставного капитала. Некоторые пайщики передают в КПК сбережения.
  2. Кооператив часть этих денег раздает в виде займов, а часть вкладывает в государственные ценные бумаги.

Размер взносов участников

Центробанк устанавливает максимальную сумму, которую кооператив может привлечь от одного пайщика. Этот показатель зависит от количества членов КПК.

Сколько один пайщик может внести в кооператив

Количество пайщиков Процент от общей собранной суммы
3000 и больше 15%
От 200 до 3000 20%
От 100 до 200 25%
До 100 и если кооператив существует меньше 180 дней 50%

Один пайщик может внести в кооператив:

  • 15% от общей собранной суммы, если в кооперативе 3000 и больше пайщиков;
  • 20% от общей собранной суммы, если в кооперативе от 200 до 3000 пайщиков;
  • 25% от общей собранной суммы, если в кооперативе от 100 до 200 пайщиков;
  • 50% от общей собранной суммы, если в кооперативе 100 пайщиков и он существует меньше 180 дней.

Размер кредита, который можно получить

Максимальная сумма, которую можно взять в долг в КПК, также ограничена требованиями ЦБ.

Сколько можно взять в кредит у кооператива

Количество пайщиков Процент от объема выданных займов
3000 и больше 7%
От 200 до 3000 10%
От 100 до 200 20%
До 100 и если кооператив существует меньше 180 дней 50%

У кооператива можно взять в кредит:

  • 7% от объема выданных займов, если в кооперативе 3000 и больше пайщиков;
  • 10% от объема выданных займов, если в кооперативе от 200 до 3000 пайщиков;
  • 20% от объема выданных займов, если в кооперативе от 100 до 200 пайщиков;
  • 50% от объема выданных займов, если в кооперативе 100 пайщиков и он существует меньше 180 дней.

Гарантии

Как и в случае с банковским депозитом, кредитный потребительский кооператив гарантирует вкладчикам определенную доходность. Однако Центробанк устанавливает для КПК ее верхний предел — 180% от ключевой ставки. В феврале 2020 года ключевая ставка равна 6%. Соответственно, верхняя планка, которую может обещать для вкладчиков кооператив, — 10,8%.

В договоре, который пайщик заключает с кооперативом, доход от вложений может называться по-разному : платой, компенсацией или процентом за использование денег. Базовый стандарт разрешает использовать и такие термины.

Страхование средств КПК

Кредитные потребительские кооперативы не входят в систему страхования вкладов АСВ. Но каждый КПК обязан состоять в саморегулируемой организации — СРО — и отчислять туда взносы — 0,2% от среднегодовых активов. Из этих денег формируют компенсационный фонд. Если какой-то кооператив обанкротится, пайщики могут получить до 5% средств этого фонда пропорционально своей доле в закрывшемся кооперативе.

Кроме того, некоторые кооперативы страхуют вложения пайщиков в обычных страховых компаниях. Еще КПК имеют право организовать общество взаимного страхования — это тоже некоммерческая организация. КПК перечисляют туда страховые взносы, формируют страховой фонд — и в случае банкротства одного из кооперативов пайщики получат часть своих денег обратно.

Но ни СРО, ни страховка не гарантируют пайщикам стопроцентного возмещения вложений.

Риски

Пайщики несут субсидиарную ответственность за деятельность кооператива. Это значит, что если, например, КПК по итогам года окажется в минусе, то его членам придется сделать дополнительные взносы, чтобы компенсировать убытки. Пайщик одновременно не только вкладчик и кредитор кооператива, но и его собственник.

Разновидности КПК

Потребительский кооператив. Потребительский кооператив — классический аналог кассы взаимопомощи. Несколько человек — как правило, проживающих на одной территории — объединяются, чтобы помогать друг другу финансово. Они формируют паевой фонд, из которого те, кому нужны деньги, могут брать займы под проценты.

Сельскохозяйственный КПК. Крестьянские или фермерские хозяйства, а также личные подсобные хозяйства и сельхозпредприятия могут объединяться в сельскохозяйственные кооперативы (СКПК), чтобы было проще решать бизнес-задачи: совместно перерабатывать продукцию или продавать ее. Сельскохозяйственный кредитный кооператив создают для взаимной финансовой поддержки — например, чтобы брать кредиты на посевную.

Центробанк предъявляет к сельскохозяйственным кооперативам такие же требования, как и к обычным: надо состоять в СРО, ставка для вкладчиков не должна превышать 1,8 ключевой ставки, деньги можно вкладывать только в государственные облигации или держать на вкладах и т. д .

Как отличить КПК от финансовой пирамиды

Каждая десятая финансовая пирамида, которую Центробанк выявил в 2019 году, маскировалась под КПК. Чтобы не стать жертвой мошенников, лучше заранее проверить, действительно ли перед вами КПК.

Проверить название. Юридическая форма такой организации должна быть только «Кредитный потребительский кооператив» или «Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив». КПК не может быть ООО, ПАО или тем более ИП.

Юридическая форма может быть сокращена до аббревиатуры — КПК или СКПК. В Центробанке советуют посмотреть, как расшифровывается сокращение: КПК может оказаться «кредитным производственным кооперативом», а СКПК — «сельскохозяйственным кредитным производственным кооперативом». Проверить юридическую форму организации можно в Едином госреестре юридических лиц.

Найти кооператив в реестре Центробанка. Центробанк ведет государственный реестр всех легально работающих кредитных потребительских кооперативов. ОГРН, ИНН, юридический адрес и другие реквизиты в документах организации должны совпадать с данными, которые указаны в реестре.

Проверить членство в СРО. Каждый кооператив обязан состоять в саморегулируемой организации. Желательно уточнить, в какой СРО состоит КПК, а после проверить, есть ли она в реестре саморегулируемых организаций Центробанка.

Уточнить доходность вложений. Доходность КПК не может превышать ключевую ставку ЦБ, умноженную на 1,8. В феврале 2020 года это 10,8%. Если кооператив обещает больше, это нарушение требований регулятора.

Обратите внимание, предлагает ли кооператив какие-то бонусы или повышенную доходность за новых вкладчиков. Это может быть признак пирамиды, когда участники получают прибыль только за счет новых клиентов.

Стоит ли вступать в кооператив

КПК задумывались как некоммерческие объединения. Классический пример: жители села отправили гонца за чаем в Москву. Гонец купил чай подешевле и вернулся с сэкономленными средствами. Часть чая оставили себе, часть продали соседнему селу. Заработанные и сэкономленные деньги потратили на новый трактор. Чтобы учесть вклад каждого жителя села, создали кооперативы.

В современных условиях с учетом огромной регулятивной нагрузки простые селяне с управлением КПК не справятся. Их оштрафуют после первой же отчетности на сумму, превышающую и чай, и трактор, и само село.

Больше всего кооперативов в провинциальных городах, а в Москве и Санкт-Петербурге их почти нет. Это связано и с меньшей доступностью финансовых услуг в провинции, где у КПК ниже конкуренция, а также с советской традицией создавать кассы взаимопомощи при градообразующих предприятиях.

Чтобы выбрать кооператив, надо проверить, включен ли он в реестр Центробанка. Кроме того, КПК не может привлекать деньги по ставке выше 1,8 ключевой ставки. КПК должен предоставить в любой момент положения о членстве, положения о займах, кредитную политику, свидетельство о членстве в СРО и другие внутренние документы.

Кооператив должен уметь вразумительно объяснить, как он обеспечивает доходность и куда вкладывает привлеченные деньги. Также КПК обязаны состоять в СРО и формировать резервный фонд.

Как практикующий председатель правления могу сказать, Центробанк регулирует эту деятельность так жестко, что места для жуликов не остается. Проблема в том, что можно назвать себя КПК, не быть им и какое-то время поработать. Но это уже обычное мошенничество.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: