Общественная организация: что это такое, описание и особенности

Особенности правового статуса общественно-государственных и государственно-общественных объединений (Митин Г.Н.)

Дата размещения статьи: 04.07.2014

Рассматривая институт общественных объединений, правоведы, как правило, называют и анализируют семь их организационно-правовых форм, поименованных ст. 8 – 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” . Между тем указанный Федеральный закон этими формами не ограничивается и предполагает наряду с ними возможность существования государственно-общественных и общественно-государственных объединений, т.е. общественных объединений, созданных с участием государства, как это следует из содержания ст. 51. Указанные объединения не заявлены в Федеральном законе “Об общественных объединениях” в качестве самостоятельных организационно-правовых форм, однако, исходя из сложившейся практики создания такого рода объединений, государственно-общественные и общественно-государственные объединения следует рассматривать в качестве таковых .
——————————–
СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
Такова позиция Министерства юстиции Российской Федерации, изложенная в письме и подтверждаемая соответствующими свидетельствами о государственной регистрации и уставами существующих общественно-государственных и государственно-общественных объединений. Отрицать существование указанной формы было бы ошибочно (см., например: Эксперт Урал. 2013. 8 – 14 июля. С. 68).

Определение сущности общественно-государственного (государственно-общественного) объединения восходит к вопросу о праве государства создавать различного рода организации в широком смысле этого слова. Государство в правоотношениях, как публичного, так и частного рода, выступает как полноценный субъект, т.е. обладает всеми необходимыми правами и обязанностями . Например, в силу ст. 124 Гражданского кодекса РФ государство может создавать различного рода организации, не основанные на личном участии и обусловленные необходимостью решения определенных функций. Для решения различного рода хозяйственных вопросов могут создаваться акционерные общества и унитарные предприятия – коммерческие организации, а равно некоммерческие – государственные корпорации и государственные компании. Учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (абз. 1 п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РФ, ст. 9.1 – 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” ). Все государственные органы имеют форму учреждений .
——————————–
См.: Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус Российского государства: Монография. М.: Издательство МГУ; Воронеж: Издательство ВГУ, 2006. С. 14, 16.
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
См.: письмо Минэкономразвития России от 21 июня 2011 г. N 12702-АЛ/Д08.

В то же время государство не может создавать кооперативы и товарищества, поскольку они требуют личного участия в своей деятельности, общины коренных малочисленных народов и казачьи общества, так как они являются формами самоорганизации граждан. Создание общественных и религиозных организаций (объединений) государством также невозможно, исходя из конституционных требований (ст. 14 Конституции Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” ) и их определения (ст. 6 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, ст. 5 Федерального закона “Об общественных объединениях”). Между тем в процессе реализации своих функций у государства периодически возникает необходимость прибегать к формированию организаций, сходных, по существу, с общественными организациями и движениями, иными словами, требует создавать их подобия “сверху”, по собственной инициативе либо брать под своеобразную опеку полезные общественные начинания, которые без государственной поддержки обречены. Логично, что созданное по инициативе государства в лице какого-либо его органа объединение не может в силу Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона “Об общественных объединениях” считаться общественным объединением. В связи с этим, по-видимому, законодатель и предусмотрел формы общественно-государственных и государственно-общественных объединений, т.е. добровольных, подконтрольных государству некоммерческих формирований, созданных как по инициативе граждан, так и по инициативе государства и объединяющих граждан на основе общности интересов для реализации при участии государства общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Участие государства в лице его органов в деятельности общественно-государственных и государственно-общественных объединений обязательно, что, например, отличает последних от общественных палат, которые в ряде работ ошибочно именуют общественно-государственными формированиями .
——————————–
СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
См.: Власова К.Б. Споры о компетенции между органами публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 3; Пиманова М.А. Правовой статус государственно-общественных объединений: Конституционно-правовое исследование: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. В указанных работах, по-видимому, происходит подмена понятий, когда исследователь для определения правового института использует наименование другого института, близкое по содержанию.

Принцип добровольности в отношении таких объединений обусловлен нормами ч. 1 ст. 1, ст. 2, 18, 30 и 55 Конституции Российской Федерации. Иное делало бы институт общественно-государственных и государственно-общественных объединений неконституционным.
Государственно-общественные и общественно-государственные объединения представляют собой форму взаимодействия государства и граждан . В своей деятельности они сочетают принципы самоуправления и подконтрольности государству. Первый проявляется в решении такими объединениями своих внутрихозяйственных вопросов, второй же – в осуществлении задач, возложенных на них государством. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” и п. 5 Порядка разработки правил военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, утвержденного Приказом Минспорттуризма России от 25 января 2010 г. N 27 , на общественно-государственное объединение “Всероссийское физкультурно-спортивное общество “Динамо” возложена обязанность по разработке правил служебно-прикладных видов спорта, развиваемых в рамках деятельности двух или более федеральных органов исполнительной власти. Утверждаются указанные правила Минспорттуризма России.
——————————–
См.: Шерьязова А.С. Взаимоотношения государственных органов и общественных объединений: конституционно-правовой аспект: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2011.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 13.

Читайте также:
Областная дума: что это такое, описание и особенности

Как показывает практика, государственно-общественные (общественно-государственные) объединения могут издавать нормативные акты совместно с органами государственной власти по вопросам своей деятельности, например: Приказ МВД России N 205, МЧС России N 245, Минюста России N 49, ГФС России N 164, СВР России N 18, ФСБ России N 205, ФСКН России N 161, ФСО России N 187, ГУСП N 21, ФТС России N 707, ФСИН России N 185, ФНС России N ММВ-6-10/23, Госкорпорации “Росатом” N 1/383-П, общественно-государственного объединения “Всероссийское физкультурно-спортивное общество “Динамо” N 36 от 12 апреля 2013 г. “Вопросы развития общественно-государственного объединения “Всероссийское физкультурно-спортивное общество “Динамо” .
——————————–
Российская газета. 2013. 26 апреля.

Специфика регулирования деятельности общественно-государственных и государственно-общественных объединений состоит в том, что, как показывает судебная практика, их создание и деятельность, состав и компетенция их органов управления не регулируются общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральных законов “О некоммерческих организациях” и “Об общественных объединениях” (за исключением ст. 51) . Единственным источником регулирования их деятельности до принятия соответствующего федерального закона остается нормативный правовой акт, принятый в связи с созданием общественно-государственного или государственно-общественного объединения.
——————————–
Определение Верховного Суда России от 29 июля 2010 г. N КАС10-335 // СПС “КонсультантПлюс”; решения Верховного Суда России от 19 мая 2010 г. N ГКПИ10-278 и от 12 мая 2009 г. N ГКПИ09-271 // СПС “КонсультантПлюс”.

Цели и задачи, круг деятельности таких объединений в законодательстве не определены, за исключением, может быть, Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 “Об увековечении памяти погибших при защите Отечества” , который относит к ведению общественно-государственных объединений, наряду с общественными объединениями, деятельность по организации и проведению поисковых работ, а также осуществление мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
——————————–
Российская газета. 1993. 17 февраля.

Во всяком случае, действующие общественно-государственные и государственно-общественные объединения выступают как способ решения государством масштабных общественных вопросов социального, культурного, экономического и иного характера:
– патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан;
– развитие физической культуры и спорта;
– содействие реализации государственной политики в области электросвязи;
– участие в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе;
– подготовка специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества;
– участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
– решение проблем, связанных с интеграционными экономическими процессами, происходящими в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе связанных с деятельностью Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству и Тихоокеанского экономического совета.
Законодательство в принципе не исключает и возможности делегирования общественно-государственным (государственно-общественным) объединениям отдельных полномочий.
Органы управления общественно-государственных и государственно-общественных объединений, с одной стороны, аналогичны органам управления общественных объединений, а с другой – обязательно должны учитывать участие государства в их деятельности. Это значит, что руководящий орган, как высший, так и постоянно действующий, будет объединять представителей всех участников такого объединения, но при этом для контроля за целевым использованием переданного государственного имущества, выполнением поставленных государством задач, в том числе переданных полномочий, может быть создан наблюдательный (контрольный) орган, состоящий исключительно из представителей государственных органов и обеспечивающий соблюдение государственных интересов в деятельности общественно-государственного (государственно-общественного) объединения. Кроме того, определенное управленческое воздействие на деятельность общественно-государственных и государственно-общественных объединений оказывают решения органов государственной власти, принимаемые в отношении обеспечения (материального, технического, методического и проч.) таких объединений. Пределы такого воздействия со стороны одного органа государственной власти обусловливаются участием в деятельности общественно-государственного или государственно-общественного объединения другого органа государственной власти, а также вышеупомянутым принципом добровольности участия в таком объединении граждан.
Двойственность общественно-государственных (государственно-общественных) объединений проявляется и в их имущественном положении. Например, в п. 5.1.7 Устава “Динамо” к основным принципам его организационного строения отнесено самофинансирование деятельности в сочетании с государственной поддержкой. Имущество, используемое общественно-государственными (государственно-общественными) объединениями, находится преимущественно в федеральной собственности, передается им на праве безвозмездного пользования . Однако это не исключает наличия у общественно-государственных (государственно-общественных) объединений собственного имущества, приобретаемого за счет пожертвований и членских взносов, если таковые предусмотрены их уставами. Имущество, созданное за счет средств общественно-государственного (государственно-общественного) объединения, является его собственностью . Размеры членских взносов устанавливаются объединением самостоятельно с учетом особенностей членов (участников). Например, в Ассоциации документальной электросвязи государственные органы – члены освобождены от уплаты взносов.
——————————–
См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 992-р // СЗ РФ. 2010. N 25. Ст. 3230; распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. N 475-р // СЗ РФ. 2003. N 16. Ст. 1552; распоряжение Госкомимущества России от 20 октября 1994 г. N 2541-р // Документ опубликован не был // СПС “КонсультантПлюс”; Постановление Администрации Тульской области от 14 июля 2003 г. N 444 “О передаче имущества, находящегося в собственности Тульской области” // СПС “КонсультантПлюс”.
См.: Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 ноября 1995 г. N 1921/95 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1996. N 2.

Читайте также:
Принцип единоначалия: что это такое, описание и особенности

Финансирование деятельности общественно-государственных (государственно-общественных) объединений может осуществляться как из средств национального бюджета, так и без их привлечения . В целом источники имущества общественных объединений и общественно-государственных (государственно-общественных) объединений должны совпадать. Однако в связи с прямым участием государства в деятельности таких объединений они не должны иметь права получать пожертвования от иностранных граждан и организаций, лиц без гражданства и международных организаций. Иное, исходя из существа общественно-государственного объединения и целей его деятельности, создавало бы угрозу вмешательства указанных лиц в осуществление государством своих функций, в процесс его взаимодействия с гражданами, что подпадает под основания для ограничения прав, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Данное ограничение не только соразмерно обозначенной потенциальной угрозе, но и восполнимо теми мерами государственной поддержки, на которые общественно-государственные (государственно-общественные) объединения могут рассчитывать вследствие участия в их деятельности государства и его органов и организаций. Как в случае с политическими партиями и некоторыми другими организациями, меры государственной поддержки здесь должны выполнять компенсационную функцию по отношению к ограничениям источников финансирования этих организаций.
——————————–
См.: п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 213 “О создании общественно-государственного объединения “Российский национальный комитет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству” // СЗ РФ. 2002. N 14. Ст. 1312.

В целом текущей правоприменительной практики явно недостаточно для регулирования создания, деятельности и ликвидации общественно-государственных и государственно-общественных объединений, определения их правового статуса по отношению как к общественным объединениям, так и ко всем некоммерческим организациям. Правовые аналогии допустимы, но вряд ли до конца будут соответствовать специфике этих объединений. Неопределенность правового статуса общественно-государственных и государственно-общественных объединений также ставит их в неравное положение по отношению к иным общественным объединениям, некоммерческим организациям, ограничивает права граждан – участников этих объединений. Учитывая ведущийся в настоящее время поиск моделей взаимодействия государства с гражданами, деятельности созданных государством общественно значимых некоммерческих организаций, назрела необходимость принятия федерального закона об общественно-государственных и государственно-общественных объединениях.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Виды общественных объединений

Какие существуют виды общественных объединений? Что должен содержать устав общественного объединения?

Общественное объединение представляет собой некоммерческую организацию (НКО), которая может быть создана как юридическими, так и физическими лицами.

Цель создания общественных объединений – это общность интересов его создателей. Ярким примером общественных объединений является профсоюз. Это добровольное объединение граждан для защиты своих трудовых прав и отстаивания интересов, а также в целях представительства в спорах с работодателем (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах»).

Профсоюзы создаются для защиты интересов работников различных отраслей. Например, профсоюзы работников образования, российский профсоюз железнодорожников.

Какие бывают виды общественных объединений?

Возможные виды общественных объединений прописаны в ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Общественные объединения могут создаваться в форме:

  • общественной организации;

Такие организации создаются для реализации общих интересов его создателей.

Читайте также:
Простое обязательство: что это такое, описание и особенности

Например, общественная организация «Союз архитекторов России».

  • общественного движения;

Такая форма характерна для общественных объединений, в которых участники хотят выразить свою гражданскую позицию, а также свое мнение по общественно-значимым вопросам.

Общественное движение не имеет членства.

Например, российское аграрное движение, молодежное движение.

  • общественного фонда;

Общественный фонд не имеет членов, а источником формирования имущества являются добровольные взносы и иные не запрещенные законом поступления. Имущество фонда используется для реализации общественно значимых направлений.

Например, общественный фонд «Центр Национальной славы России», региональный общественный фонд правовой помощи гражданам.

  • общественного учреждения;

Такая форма общественных объединений также не имеет членства, создается для реализации определенного вида услуг.

Учредители общественного учреждения – физические лица, которых должно быть не менее трех человек. Например, учреждение социального обслуживания населения.

  • политической партии;

Это общественное объединение, которое преследует политические цели и создается для участия граждан в политической жизни в России.

В нашей стране декларируется многопартийная система.

По состоянию на 24.07.2022 в России зарегистрировано 32 политические партии. Конечно, доминирующей является партия «Единая Россия».

  • общественной самодеятельности.

Это общественное объединение, которое не имеет членства, а создается для совместного разрешения различного рода социальных проблем.

Например, различного рода профсоюзы.

В России действуют общероссийские, региональные, местные и межрегиональные общественные объединения.

Какие преференции предоставляются общественным объединениям?

Общественные объединения пользуются различными преференциями. Например, налоговые льготы зависят от вида общественного объединения.

Больше всех льгот имеют общественные объединения инвалидов. Так, если общественные объединения инвалидов реализуют товары, работы, услуги, за исключением подакцизных товаров, они не платят НДС (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ). Правда, если общественная организация не будет осуществлять свою уставную деятельность, а только дополнительную предпринимательскую деятельность, то она лишится всех льгот по НДС (Постановления Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 № 1812/10, № 1809/10, № 1814/10).

Объединения инвалидов не платят и налог на имущество, которое используется в их уставной деятельности. Такая льгота применяется, если инвалиды или их законные представители составляют не меньше чем 80% от всей численности общественного объединения.

Что должен содержать устав общественных объединений?

Требования к уставу общественных объединений прописаны в ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Так, устав должен содержать:

  • наименование, цель, а также организационно-правовую форму объединения;

В названии общественной организацией указывается территория осуществления деятельности. Например, федеральная общественная организация «Федерация спорта в г. Москве».

Особенностью общероссийских общественных объединений является то, что им не нужно получать специальное разрешение для включения в свое названия слов «Россия», «Российская Федерация».

  • структуру объединения, руководство, ревизора, а также территорию, на которой будет функционировать данное НКО;

Например, в уставе общественной организации инвалидов «Юридический центр «Арбитр» не была предусмотрена полная структура объединения, что в совокупности с другими нарушениями, послужило основанием для ликвидации такого НКО (Определение ВС РФ от 31.10.2012 № 19-АПГ12-2).

  • условия получения и порядок утраты членства;

Это пункт в уставе прописывают только те объединения, для которых предусмотрено членство.

Например, общественные организации.

  • компетенции и порядок формирования органов управления, его местонахождение;
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав;
  • информацию об источниках формирования имущества, а также денежных средств.

Например, добровольные взносы и иные платежи, которые не запрещены законодательством РФ.

  • в каком порядке будет реорганизовано или ликвидировано общественное объединение.

В этом же пункте приводится судьба имущества, если НКО будет ликвидировано.

Например, имущество, которое осталось после удовлетворения всех требований кредиторов, будет направлено на благотворительные цели объединения.

  • иные положения.

Общественная организация

Добавлено в закладки: 0

Что такое общественная организация? Описание и определение понятия.

Общественная организация — это добровольное некоммерческое неправительственное объединение людей, которые имеют схожие интересы и преследуют одни и те же цели.

Такие понятия как «общественная организация» и «общественное движение» не являются взаимозаменяемыми. Это два разных формирования. Общественная организация имеет свою собственную структуру, орган управления и устав. И в соответствии с этим развивают свою деятельность. Будучи участником подобного рода формирований, необходимо уплачивать членские взносы, а также подчинятся выборному руководящему органу.

А общественное движение, в свою очередь, выделяются отсутствием конкретной организационной структуры. Такое понятие как «членство» в общественном движении носит скорее формальный характер, ввиду того, что не предполагает уплаты членских взносов.

Рассмотрим более детально, что значит общественная организация.

Причины возникновения общественных организаций

Определенные формы общественного движения зародились еще в древней Греции, а достаточно широкое распространение получило спустя века. Только ко второй половине двадцатого века оно приобрело достаточную популярность и влияние.

Читайте также:
Нотариальная палата: что это такое, описание и особенности

На сегодняшний день общественная организация может иметь достаточно существенный вес, и наряду с политическими партиями оказывают огромное влияние и на жизнедеятельность отдельно взятых государств, а также всего мирового сообщества в целом.

Хотя в современном мире прочно утвердились такие понятия, как политическая партия или органы государственной власти, более того, они активно действуют во благо своего государства. Но, как показывает практика, подобные институты не всегда в силах справится с возложенными на их плечи задачами. Поэтому тогда и возникают, так называемые, неправительственные формирования. Их целью является обращение внимания общественности на конкретную проблему, а также призывает к поискам путей к ее решению.

Социологами выдвигаются некоторые причины, подтолкнувшие к возникновению общественных организаций, среди которых можно упомянуть следующие:

  • существование нерешенных социальных проблем (к примеру, ухудшение экологии, развитие ВИЧ-инфекций, исчезновение редких видов флоры и фауны);
  • потеря авторитета, имиджа и доверия в глазах населения к органам государственной власти, профсоюзам и политическим партиям. Кризис доверия общественности к данным структурам исполнительной и законодательной власти движет созданием общественных объединений, членами или представителями которых являются граждане этого самого населения. Для примера можно упомянуть о существовании таких общественных объединений, как народный контроль, ассоциация журналистов или общество по защите прав потребителя;
  • крайняя неудовлетворенность существующей формой демократической системы, которая предполагает опосредованную роль граждан в управлении всей страной и, как следствие, образование альтернативной структуры, которая дает возможность напрямую воздействовать на решение определенных государственных вопросов. Именно ввиду вышесказанного образовались такие общественные организации, как союзы предпринимателей, фонды гражданских инициатив и различные антикоррупционные ассоциации.

Функции общественных организаций

Выступая в роли социального формирования, общественная организация выполняет целый ряд социально необходимых функций, среди которых:

  • предоставление возможности рядовым гражданам государства принимать участие в принятии решений политического характера. Достаточно вспомнить об американских антивоенных общественных организаций, которые сыграли решающую роль в пользу решения о прекращении войны во Вьетнаме;
  • представление интересов определенных групп и слоев населения. В качестве примера можно упомянуть таковые: союз чернобыльцев, объединения матерей-одиночек;
  • осуществление общественного контроля за соблюдение прав и свобод человека. Данная функция выполняется организациями, которые защищают права женщин, беженцев, переселенцев или заключенных;
  • оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения по поводу конкретного вопроса или проблемы. Данную задачу выполняют абсолютно все общественные организации без исключения.

Виды и значение общественных организаций

Общественные объединения могут подразделяться по территориальному признаку на местные (включая, городские и районные), региональные, общегосударственные и международные формирования.

Классификация по виду деятельности происходит на политические и неполитические общественные организации.

По методам действий подобного рода формирования могут делится на насильственные и ненасильственные.

Также известны классификации по социальным или половозрастным признакам.

Общественные формирования никоим образом не заменяют органы государственной власти, а также не имеют права диктовать последним свои условия.

Так, к примеру, общество по защите прав потребителя не наделено полномочиями наказывать представителя торговой сферы, который обманул потребителя. Указанное общество вправе только лишь давать квалифицированную консультацию пострадавшему и дать рекомендации, куда необходимо обращаться для получения защиты своих интересов. А народный контроль, в свою очередь, не имеет законных полномочий призывать к ответственности недобросовестных производителей или реализаторов. Представители данного формирования могут только выявлять подобные случаи и затем заявлять о таковых в органы внутреннего правопорядка.

Стоит, однако, заметить, что это не должно вызывать недооценки таких общественных организаций или союзов. Их роль во влиянии на общественное мнение очень значима. Благодаря их действиям органы исполнительной и законодательной власти часто вынуждены принимать нужные им решения. Одним из ярчайших примеров подобного влияния служить деятельность Организации Объединенных Наций, уже более 60-ти лет выступает в качестве всемирного судьи при ведении процессов по разрешению различных военных конфликтов.

Финансовая сторона дела и недобросовестное использование общественных союзов

Но не обходится и без темной стороны медали. Как становится известно. некоторые общественные объединения порой могут использоваться как ширма для ведения преступной деятельности. Классический пример подобного рода псевдоорганизаций, это создание благотворительных фондов, которые ратуют за сбор денежных средств с целью поддержания социально незащищенных слоев населения, а на самом деле используются для отмывания средств.

Так, как общественная организация с точки зрения законодательства и своей финансовой структуры являются некоммерческими или неприбыльными институтами, их доходы не подпадают под налогообложение. Данные союзы существуют за счет членских взносов, добровольных пожертвований или спонсорской помощи. Однако в этом некоторые коммерсанты находят лазейку и используют подобные формирования, чтобы скрыть свои доходы от налоговых администраций.

Читайте также:
Прекращение поручительства: что это такое, описание и особенности

Еще один способ использования общественной организации недобросовестно заключается в лоббировании интересами определенной категории граждан. Подобная махинация прослеживается на таком примере: крупный предприниматель вложил свои капиталы в строительство пансионата. Однако, спустя некоторое время, рядом с ней были обнаружены залежи полезных ископаемых. Такое соседство с возможным промышленным предприятием существенно скажется на привлекательности данного места для отдыхающих. Поэтому, владелец базы отдыха разворачивает обширную пиар-кампанию и организовывает общественное объединение, которое требует запрета на ведение разработки месторождения, под предлогом нанесения непоправимого вреда окружающей среде и крайне нежелательного изменения ландшафта. Возможно, добыча ископаемого в реальности и сопряжена с опасностью для окружающей среды и здоровью граждан, все же основатели общественного формирования действуют не из чистых намерений. Это и называется манипулированием общественного мнения с целью приобретения материальных выгод.

Мы коротко рассмотрели что такое общественное объединение, его особенности, организационную структуру, разновидности, функции и влияние на общественное мнение. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

“Общественные организации в РФ” Курсовая работа

Курсовая работа по Конституционному праву: “Общественные организации в РФ”

Скачать:

Вложение Размер
obshchestvennye_organizatsii_v_rf_rech.docx 20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы работы обусловлена тем, что за четверть века в России сформировался довольно широкий массив законодательства, регулирующего механизм реализации гражданами права на объединение, накоплена богатая практика его применения. Усложнение структуры общественных отношений в сфере реализации конституционного права на объединение, сопровождается тенденцией повышения внимания и доверия граждан к объединениям. Данные обстоятельства предопределяют повышенные ожидания и требования по отношению к законодательству об объединениях граждан. Необходимо также отметить, что роль общественных объединений в государственном строительстве и возможности использования их потенциала для более активного развития в предшествующие десятилетия были явно недооценены. В последнее время государство пытается стремительно восполнить это упущение, направляя значительные средства на поддержку некоммерческого сектора, а также вовлекая объединения граждан в реализацию отдельных направлений государственной деятельности. В связи с этим проблемы общественных объединений требуют научного осмысления с современных позиций, в том числе с целью определения направлений развития данной сферы общественных отношений.

Одной из форм таких организаций является общественная организация (ст. 6 Федерального закона о некоммерческих организациях). Также можно сказать, что общественная организация является разновидностью организационно-правовой формы общественных объединений (ст. 7 Федерального закона об общественных объединениях).

Объектом данной работы являются общественные отношения, связанные с общественными организациями в Российской Федерации.

Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие общественные организации, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.

Целю настоящей работы является изучение понятия, видов и особенности конституционно-правового регулирования общественных организаций в РФ.

Задачами работы ставится:

  • Исследовать некоммерческие юридические лица;
  • Изучить понятие и виды общественных организаций;
  • Рассмотреть конституционно – правовое регулирование общественных организаций;
  • Проанализировать возможность ведения предпринимательской деятельности общественными организациями.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

В ходе исследования установлено следующее.

В п. 1 статьи 123.1 Гражданского кодекса РФ определяются виды некоммерческих организаций, относящихся к некоммерческим корпорациям. До внесения изменений в Гражданский кодекс от 5 мая 2014 г. в Кодексе отсутствовал закрытый перечень видов некоммерческих организаций, включая корпоративные организации. В Концепции развития гражданского законодательства указывалось, что количество организационно-правовых форм некоммерческих организаций в действующем законодательстве явно избыточно и в ГК следует предусмотреть возможность создания некоммерческих корпораций в форме потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций и союзов. Данный перечень предполагалось рассматривать как исчерпывающий (п. 7.1.4). Однако поставленные в Концепции цели не были достигнуты – впоследствии в положения о некоммерческих корпорациях, содержащиеся в Кодексе, неоднократно вносились изменения.

Общественная организация (ст. ст. 123.4 – 123.7 ГК РФ; ст. 6 Закона о некоммерческих организациях; ст. 8 Закона об общественных объединениях), в том числе: политическая партия (Закон о политических партиях; профессиональный союз или профсоюзная организация (Закон о профессиональных союзах); орган общественной самодеятельности (ст. 12 Закона об общественных объединениях); территориальное общественное самоуправление (ст. 27 Закона об общих принципах организации местного самоуправления);

Согласно ст. 8 Федерального закона об общественных объединениях общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественные организации являются некоммерческими организациями, поэтому вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, если это соответствует таким целям (ст. 50 ГК РФ).

В зависимости от цели их создания виды общественных организаций могут быть различными.

Положениями ст. 123.5 ГК РФ и ст. 18 Федерального закона об общественных объединениях предусмотрено, что количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено указанным Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений (ст. 8 Федерального закона об общественных объединениях).

Статья 30 Конституции РФ предоставляет каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

В современный период обновления российского общества особое значение приобретает развитие различных форм самоорганизации, в том числе функционирование общественных объединений, через которых выявляются, удовлетворяются потребности и защищаются права и интересы граждан, в том числе коллективные права и интересы.

Авторы отмечают, что общественные организации «во многом формируют лицо новой демократии, которая характеризуется тем, что эти объединения и общества принимают на себя роль защитника как коллективных, так и индивидуальных интересов личности».

В силу необходимости изыскания источников для стабильного финансирования до недавнего времени многим некоммерческим организациям разрешалось, хотя и с ограничениями, заниматься предпринимательской деятельностью. В п. 4 ст. 50 ГК РФ было сказано, что «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».

Приносящую доход деятельность некоммерческие организации могут осуществлять при наличии одновременно следующих условий:

1) организация должна иметь устав;

2) в уставе организации должна быть предусмотрена возможность заниматься приносящей доход деятельностью;

3) доходная деятельность не должна быть запрещена законом;

4) осуществление доходной деятельности должно соответствовать целям создания организации;

5) осуществление доходной деятельности должно служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация.

По итогам работы сделаны следующие выводы.

Конституция РФ гарантирует следующее: каждый имеет право на объединение для защиты своих интересов. В связи с этим представляется важным выделение общественной защиты прав человека как разновидности негосударственной формы защиты.

В силу ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также ст. 117 ГК РФ общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Правовое положение общественных организаций определяется, помимо ГК РФ, также ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, специальные нормативные правовые акты определяют особенности правового положения отдельных видов общественных организаций – профсоюзов, благотворительных организаций.

Общественные организации вправе вести предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. Для общественных организаций, даже если они и занимаются какой-то предпринимательской деятельностью, она не может являться основной. По большому счету такие организации являются собирательно-распределительными узлами. Они собирают средства у тех, кто готов их добровольно предоставить, и передают тем, кто в этих средствах очень нуждается, а потом контролируют их целевое использование.

Добровольность участия в общественных организациях, а также свобода выхода из них определяется ст. 30 Конституции РФ, а также положениями ст. 3 ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Общественные организации выступают в гражданских правоотношениях в качестве юридических лиц исключительно с целью материального обеспечения своей основной деятельности, не являющейся предметом гражданско-правового регулирования, в связи с чем приобретают строго целевую правоспособность.

Справка

Основные сведения об общероссийских классификаторах

Что такое общероссийские классификаторы

Общероссийские классификаторы (ОК) — это нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.)
Основное назначение общероссийских классификаторов – обеспечивать сопоставимость данных в различных отраслях и секторах хозяйственной деятельности, обеспечивать взаимосвязь между действующими ОК и международными классификаторами.
С помощью ОК обеспечивается согласование различного рода информации, используемой разными ведомствами.

Кто разрабатывает общероссийские классификаторы

Общероссийские классификаторы (ОК) создаются учреждениями, ответственными за их разработку, по согласованию с Госстандартом России, Госкомстатом России и Минэкономразвитием России по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене.

Федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие разработку, введение и применение общероссийских классификаторов:
— Ростехрегулирование (Росстандарт),
— Росстат,
— Минэкономразвития России,
— Минобрнауки России,
— Минтруда России,
— Минздрав России,
— Минприроды России,
— Росжелдор,
— Росэнерго.

Как регулируется разработка, внедрение и применение классификаторов

Порядок разработки , принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области устанавливается Правительством Российской Федерации.
Принятие и введение в действие общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Что такое ЕСКК

Для обеспечения сопоставимости классификаторов Федеральных органов управления и международных организаций, международных и региональных информационных систем в Российской Федерации разрабатывается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) , компонентами которой и являются общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также нормативные документы по их разработке, ведению и применению.

Объектом классификации и кодирования в ЕСКК является информация в разных областях хозяйственной деятельности:
— статистика,
— финансовая деятельность,
— правоохранительная деятельность,
— банковское дело,
— бухгалтерский учет,
— стандартизация,
— таможенное дело,
— торговля,
— внешнеэкономическая деятельность.

Сколько сейчас действующих общероссийских классификаторов

В настоящее время насчитывается более 30 общероссийских классификаторов по основным видам технико-экономической и социальной информации, которые входят в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации .
Все действующие общероссийские классификаторы перечислены в Общероссийском классификаторе информации об общероссийских классификаторах (ОКОК).

Перечень основных общероссийских классификаторов

Аббревиатура Наименование общероссийского классификатора
ЕСКД Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов
КГС Классификатор государственных стандартов
КИЕС Классификатор институциональных единиц по секторам экономики
ОКАТО Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления
ОКВ Общероссийский классификатор валют
ОКВГУМ Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов
ОКВЭД Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
ОКГР Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов
ОКД Общероссийский классификатор деталей, изготавливаемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой
ОКДП Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг
ОКЕИ Общероссийский классификатор единиц измерения
ОКЗ Общероссийский классификатор занятий
ОКИН Общероссийский классификатор информации о населении
ОКИСЗН Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения
ОКНПО Общероссийский классификатор начального профессионального образования
ОКОГУ Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления
ОКОК Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах
ОКОНХ Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства
ОКОПФ Общероссийский классификатор организационно-правовых форм
ОКОФ Общероссийский классификатор основных фондов
ОКП Общероссийский классификатор продукции
ОКПД Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности
ОКПДТР Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов
ОКПИиПВ Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод
ОКПО Общероссийский классификатор предприятий и организаций
ОКС Общероссийский классификатор стандартов
ОКСВНК Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации
ОКСМ Общероссийский классификатор стран мира
ОКСО Общероссийский классификатор специальностей по образованию
ОКТМО Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований
ОКТС Общероссийский классификатор трансформационных событий
ОКУД Общероссийский классификатор управленческой документации
ОКУН Общероссийский классификатор услуг населению
ОКФС Общероссийский классификатор форм собственности
ОКЭР Общероссийский классификатор экономических регионов
ОТКД Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения
ОТКСЕ Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения
ТН ВЭД Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

Основные группы общероссийских классификаторов

  • Административно-управленческая — ОКОГУ, ОКОК, ОКОПФ, ОКПО, ОКФС и ОКУД;
  • Персонально-описательная — ОКИН и ОКИСЗН;
  • Природно-сырьевая — ОКГР и ОКПИиПВ;
  • Производственно-образовательная — ОКПДТР, ОКНПО, ОКСВНК, ОКСО и ОКЗ;
  • Производственно-техническая — ЕСКД, ОКД, ОКЕИ, ОТКД и ОТКСЕ;
  • Промышленно-экономическая — ОКВЭД, ОКВЭД-2, ОКДП, ОКОНХ, ОКПД, ОКПД-2 и ОКУН;
  • Территориально-экономическая — КИЕС, ОКАТО, ОКВ, ОКСМ, ОКТМО и ОКЭР;
  • Торгово-промышленная — КГС, ОКВГУМ, ОКОФ, ОКП, ОКС, ОКТС и ТН ВЭД.

Как маркируются общероссийские классификаторы

Условное обозначение общероссийских классификаторов состоит из:
— обозначения категории общероссийского классификатора (ОК);
— трехзначного регистрационного номера;
— года принятия (утверждения) классификатора Госстандартом России.
Например: ОК 009-2003.

Необходимость использования общероссийских классификаторов

Общероссийские классификаторы (ОК) являются обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, при использовании в унифицированных формах документов (УФД) и при межведомственном обмене информацией.
Основное применение общероссийские классификаторы нашли в органах статистики и других контролирующих органах.
Предприятия обязаны представлять в них статистическую информацию, и в зависимости от отрасли и организационно-правовой формы число и состав этих форм различается.
При этом согласно действующего законодательства РФ определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации , относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора.

В каких случаях требуются общероссийские классификаторы

  1. Регистрация и изменение устава предприятий

С момента регистрации нового предприятия или фирмы необходимо самостоятельно использовать общероссийские классификаторы.
Это зачастую может быть не так просто, и многие посреднические фирмы оказывают в данном случае платные услуги по определению кодов.
Наиболее актуальным это является в период перерегистрации малых предприятий, т.к. для этого необходимо использовать классификатор ОКВЭД, откуда выбирается код и расшифровка кода.
При расширении сферы деятельности предприятия и изменении уставных документов используется аналогичная процедура.

Производство и техническое описание

При создании новых образцов продукции, разработке ТУ, прохождении сертификации используются классификаторы ОКП, ОКПД.
Если планируется экспорт продукции, то в обязательном порядке используется ТН ВЭД.

Проектирование и разработка документации

При создании чертежей, схем и технических условий (ТУ) используется производственно-техническая группа классификаторов.
Доступ к классификаторам данной группы весьма ограничен, и у технических специалистов в связи с этим возникают большие проблемы.

Разработка программного обеспечения

Компании, занимающиеся разработкой различных автоматизированных и аналитических систем, безусловно, используют в качестве основы классификаторы.
В зависимости от направления разработки, целей и стоящих задач могут использоваться различные группы классификаторов или отдельные классификаторы.
Например, система автоматизации паспортного стола использует производственно-образовательную, персонально-описательную и территориально-экономическую группу.

Ведение реестра основных фондов невозможно без использования ОКОФ, сюда же «подтягиваются» коэффициенты амортизации.

Кадровая и управленческая деятельность

Управление персоналом, расчет заработной платы, расчет социальных льгот и выплат, продолжительность отпуска, оплата больничных листов и многое другое — невозможны без использования производственно-образовательной, персонально-описательной и частично территориально-экономической групп классификаторов.

ОКОК — Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах

Классификатор ОК 026-2002 с изменением №16 от 1 декабря 2017 г.

  • Коды
  • Описание
  • Документы (0)
  • Изменения (1)
  • Комментарии (0)

Коды ОКОК

Графа «КЧ» означает контрольное число.

В графе «МК» (Использование МК) проставляется:

  • код 1, если общероссийский классификатор гармонизирован с международной (региональной, межгосударственной) классификацией или стандартом;
  • код 2, если не имеется международных (региональных, межгосударственных) аналогов;
  • код 3, если международная (региональная) классификация или стандарт не применяются.

В соответствии с приказами Росстандарта даты введения в действия некоторых классификаторов были изменены:

  • Дата введения в действие ОК 013-2014 перенесена на 01.01.2017;
  • ОК 029-2014 и ОК 034-2014 введены в действие 01.02.2014 с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 года, с установлением переходного периода до 1 января 2017 года.
Код КЧ Наименование Аббревиатура Обозначение Год принятия Дата введения МК Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение ОК Организация по разработке и ведению ОК
001 3 Общероссийский классификатор стандартов ОКС ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000 2000 01.10.2000 1 Росстандарт ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ Ростехрегулирования
002 6 Общероссийский классификатор услуг населению ОКУН ОК 002-93 1993 01.01.1994 3 Ростехрегулирование ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ Ростехрегулирования
003 9 Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления ОКОГУ ОК 006-2011 2011 01.01.2012 2 Росстат
004 1 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОКДП ОК 004-93 1993 01.01.1994 1 Минэкономразвития России
005 4 Общероссийский классификатор продукции ОКП ОК 005-93 1993 01.07.1994 3 Ростехрегулирование совместно с федеральными органами исполнительной власти, ответственными за техническую политику по продукции, находящейся в их ведении ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ Ростехрегулирования
006 7 Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения ОКИСЗН ОК 003-2017 2017 01.12.2017 2 Минтруд России ФГБУ «ВНИИ охраны и экономии труда» Минтруда России
007 2 Общероссийский классификатор предприятий и организаций ОКПО ОK 007-93 1993 01.07.1994 2 Росстат ГМЦ Росстата
009 5 Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО ОК 009-2016 2016 01.07.2017 1 Минобрнауки России
010 2 Общероссийский классификатор занятий ОКЗ ОК 010-2014 (МСКЗ 08) 2014 01.07.2015 1 Минтруд России
011 5 Общероссийский классификатор управленческой документации ОКУД ОК 011-93 1993 01.07.1994 2 Ростехрегулирование совместно с Росархивом, Росстатом, Банком России, Минфином России, Минздравсоцразвития России, Пенсионным фондом Российской Федерации, Минэкономразвития России по соответствующим классам ОКУД ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ Ростехрегулирования совместно с ВНИИДАД Росархива, ГМЦ, НИПИстатинформ Росстата по соответствующим классам ОКУД
012 8 Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов Класcификатор ЕСКД ОК 012-93 1993 01.07.1994 2 Ростехрегулирование совместно с федеральными органами исполнительной власти, ответственными за техническую политику по продукции, находящейся в их ведении ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ Ростехрегулирования
013 Общероссийский классификатор основных фондов ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) 2014 01.01.2016 2 Росстандарт ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ
014 3 Общероссийский классификатор валют ОКВ ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000 2000 01.07.2001 1 Ростехрегулирование совместно с Банком России ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ Ростехрегулирования
015 6 Общероссийский классификатор единиц измерения ОКЕИ ОК 015-94 (МК 002-97) 1994 01.01.1996 1 Ростехрегулирование ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ Ростехрегулирования
016 9 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОКПДТР ОК 016-94 1994 01.01.1996 2 Минздравсоцразвития России ФГУП НИИ труда и социального страхования Росздрава
017 1 Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации ОКСВНК ОК 017-2013 2013 01.07.2014 1 Минобрнауки России
018 4 Общероссийский классификатор информации о населении ОКИН ОК 018-2014 2014 01.07.2015 1 Росстандарт ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ
019 7 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОКАТО ОК 019-95 1995 01.01.1997 2 Росстат ГМЦ Росстата
020 4 Общероссийский классификатор деталей, изготавливаемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой ОКД ОК 020-95 1995 01.07.1996 2 Ростехрегулирование ФГУП ВНИИНМАШ Ростехрегулирования
021 7 Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения ОТКД ОК 021-95 1995 01.01.1996 2 Ростехрегулирование ФГУП ВНИИНМАШ Ростехрегулирования
022 7 Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения ОТКСЕ ОК 022-95 1995 01.01.1997 2 Ростехрегулирование ФГУП ВНИИНМАШ Ростехрегулирования
023 2 Общероссийский классификатор начального профессионального образования ОКНПО ОК 023-95 1995 01.07.1996 1 Минобрнауки России НИИ ВО Минобрнауки России
024 5 Общероссийский классификатор экономических регионов ОКЭР ОК 024-95 1995 01.01.1997 2 Минэкономразвития России
025 8 Общероссийский классификатор стран мира ОКСМ ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 2001 01.07.2002 1 Ростехрегулирование совместно с Банком России ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ Ростехрегулирования
026 Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах ОКОК ОК 026-2002 2002 01.07.2003 2 Ростехрегулирование ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ Ростехрегулирования
027 3 Общероссийский классификатор форм собственности ОКФС ОК 027-99 1999 01.01.2000 2 Росстат ГМЦ Росстата
028 6 Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОКОПФ ОК 028-2012 2012 01.01.2013 2 Росстат ГМЦ Росстата
029 9 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД 2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) 2014 01.01.2014 1 Минэкономразвития России
030 6 Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов ОКГР ОК 030-2002 2002 01.01.2003 2 Росэнерго ОАО ВНИИГ им.Б. Е. Веденеева
031 9 Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов ОКВГУМ ОК 031-2002 2002 01.01.2003 1 Росжелдор БФ ВНИИАС Минтранса России
032 1 Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод ОКПИиПВ ОК 032-2002 2002 01.01.2003 2 МПР России ФГУП ВИЭМС МПР России
033 4 Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОКТМО ОК 033-2013 2013 01.01.2014 2 Росстат ГМЦ Росстата
034 7 Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 2014 01.01.2014 1 Минэкономразвития России
035 4 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) 2007 01.01.2008 1 Минэкономразвития России
036 2 Общероссийский классификатор трансформационных событий ОКТС ОК 035-2015 2015 01.11.2015 1 Минобрнауки России

Описание и справочные данные

Классификатор ОКОК содержит также три справочных приложения.

  • Приложение А (справочное). Международные (региональные) классификации и стандарты, используемые в общероссийских классификаторах
  • Приложение Б (справочное). Межгосударственные классификаторы, с которыми гармонизированы общероссийские классификаторы
  • Приложение В (справочное). Объекты классификации и структура кодов общероссийских классификаторов

Приказы и постановления

Публичных документов с текстами приказов или постановлений по классификатору не найдено.

Приказы, касающиеся изменений в классификаторе (добавления, удаления и корректировки данных), перечислены во вкладке списка изменений.

Изменения и поправки

Всего для классификатора утверждено 16 изменений, в списке показаны последние 1.

Номер Документ (основание для изменения) Введение в действие
16/2017 Приказ Росстандарта от 13.10.2017 №1418-ст 01.12.2017

Последняя дата актуализации классификатора на нашем сайте — 30.07.2018.

Комментарии

По классификатору ОКОК пока нет комментариев пользователей.

Оставьте комментарий, если
1) у вас есть дополнительная информация по классификатору,
2) заметили ошибки и неточности на сайте,
3) хотите задать вопрос, ответ на который могут дать другие пользователи сайта.

Все поля формы обязательны для заполнения. При отправке комментария Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Общероссийские классификаторы

Общероссийские классификаторы – это нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в сфере прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время насчитывается более 30 общероссийских классификаторов, которые входят в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Объектом классификации и кодирования в ЕСКК является информация в разных областях хозяйственной деятельности – статистика, финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.

В число общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации входят, например:

  • Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (аббревиатура – ОКОГУ, обозначение – ОК 006-93, введен в действие 1 января 1996 г.);
  • Общероссийский классификатор предприятий и организаций (аббревиатура – ОКПО, обозначение – ОК 007-93, введен в действие 1 июля 1994 г.);
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (аббревиатура – ОКВЭД, обозначение – ОК 029-2001, введен в действие 1 января 2003 г.);
  • Общероссийский классификатор валют (аббревиатура – ОКВ, обозначение – OK (MK (ИСО 4217) 003-97) 014-2000, введен в действие 1 июля 2001 г.).

К общероссийским классификаторам, подпадающим под действие Федерального закона «О техническом регулировании» и распространяющимся на продукцию, товары и услуги, относятся, например:

  • Общероссийский классификатор стандартов (аббревиатура- ОКС, обозначение – OK (MK (ИСО/ИНКФО МКС) 001-2000, введен в действие 1 октября 2000 г.);
  • Общероссийский классификатор услуг населению (аббревиатура – ОКУН, обозначение – ОК 002-93, введен в действие 1 января 1996 г.);
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (аббревиатура – ОКДП, обозначение – ОК 004-93, введен в действие 1 января 1994 г.);
  • Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения (аббревиатура – ОТКД, обозначение – ОК 021-95, введен в действие 1 января 1997 г.);
  • Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения (аббревиатура – ОТКСЕ, обозначение – ОК 022-95, введен в действие 1 января 1997 г.);
  • Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (аббревиатура – ОКВГУМ, обозначение – ОК 031-2002, введен в действие 1 января 2003 г.).

В частности, Общероссийский классификатор продукции (аббревиатура – ОКП, обозначение – ОК 005-93) был принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301 с 1 июля 1994 г. на территории Российской Федерации с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в 1995-2000 гг.

Он предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, статистика, экономика и др. ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, выстроенный по иерархической системе классификации.

Классификатор используется:

  • при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам;
  • при подтверждении соответствия продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП;
  • для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом региональном и отраслевом уровнях;
  • для структуризации промышлешю-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и снабженческих операций.

В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код (например 57 1193), однозначное контрольное число (например 1) и наименование группы продукции (например, пески из природного камня), которые записываются в форме таблицы.

На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.

На первой ступени располагаются классы продукции (XX 0000), на второй – подклассы (XX Х000), на третьей – группы (XX XX00), на четвертой – подгруппы (XX XXX0) и на пятой – виды продукции (XX ХХХХ).

Коды 2-5-разрядных групп продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами.

На каждой ступени классификации деление осуществляется по наиболее значимым экономическим и техническим признакам.

Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.

При необходимости отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции в создаваемых для этих целей отраслевых классификаторах в качестве первых шести знаков должны быть проставлены коды ОКП. В настоящее время ОКП включает в себя 82 класса продукции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: