Общественное объединение: что это такое, описание и особенности

Общественные организации – Что такое общественная организация?

Конституцией Российской Федерации предусмотрено право граждан на объединения для защиты своих интересов.

Права граждан на объединения включают в себя такие права как:

  • право создания на добровольной основе общественных организаций для защиты общих интересов и достижения общих целей,
  • право вступления в уже действующие общественные организации или воздержание от вступления в данные организации;
  • право беспрепятственно выходить из состава членов общественных организаций.

Регистрация, в установленном законе порядке, общественных организаций содействует в реализации прав и законных интересов граждан.

Граждане вправе создавать по своему усмотрению общественные организации не получая при этом предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Также граждане могут вступать в уже действующие общественные организации, при этом соблюдая нормы устава данных организаций.

Граждане могут регистрировать общественные организации, в порядке, который предусмотрен действующим законодательством Российской Федерации. После государственной регистрации общественные организации приобретают права юридического лица. Общественные организации вправе функционировать без образования юридического лица, однако организация в данном случае не приобретает права юридического лица.

Обозначим главные вопросы и ответим на каждый из них:

Зачем нужна общественная организация?

С чем связано появление общественных организаций? Почему недостаточно деятельности политических партий и государственных органов власти? Как показывает практика, они не всегда способны справится с возложенной на них задачей и в таких случаях возникают общественные организации, которые пытаются обратить внимание на существующие проблемы и найти пути решения этих проблем.

Можно выделить несколько основных причин возникновения общественных организаций:

  • нерешенные социальные проблемы, например – ухудшение состояния экологии, борьба с алкоголизмом и наркоманией, исчезновение редких видов растений и животных;
  • падение уровня доверия у населения к государственным органам управления и политическим партиям приводит к созданию общественных организаций из представителей этого самого населения, например, организации по защите прав потребителей, ассоциация психологов;
  • желание влиять на решение государственных вопросов, как одна из форм проявления демократии, например, создание Организаций по реализации гражданских инициатив или по реализации социально-значимых программ и проектов.
  • Являясь социальным образованием, общественные организации призваны осуществлять социально-значимые функции:
  • общественные организации реализуют право граждан на участие в принятии решений по социально важным вопросам;
  • общественные организации представляют интересы определенных слоев населения. Например, различные объединения многодетных семей, объединение ветеранов боевых действий.
  • общественные организации осуществляют общественный контроль над соблюдением прав и свобод гражданина. Например, организация по защите прав потребителей, организации по защите прав матерей-одиночек;
  • общественные организации влияют на формирование общественного мнения.

Общественные организации различны в зависимости от сфер деятельности и целей создания. Однако, в целом, все общественные организации своей деятельностью содействуют в значительном развитии гуманистических ценностей в обществе. Общественные организации содействуют положительным переменам путем развития новых форм работы и направлений, закрепления прав каждого человека на высокий уровень жизни, привлечения внимания общественности к проблемам конкретных социальных групп. Общественные организации оказывают немаловажную помощь людям, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации. Общественные организации играют высокую роль там, где государственная помощь труднодоступна в связи с малочисленностью социальной группы, нуждающейся в помощи или малым размером компенсации.

Регистрация НКО под ключ – 17500р

Сами готовим, подаем и получаем

Печать и расчетный счет в подарок

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Какие бывают общественные организации?

Общественные организации классифицируются в зависимости от их территориальной сферы деятельности.

Данная норма закреплена в статье 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии с вышеуказанной статьей закона на территории Российской Федерации вправе быть созданы и осуществлять свою деятельность общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные организации.

Общероссийские общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, на территории более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства. Законодательство разрешает использование в наименовании общероссийской общественной организации – Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, без получения специального разрешения, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Межрегиональные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, на территории менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Региональные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Местные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории органа местного самоуправления.

Территориальная сфера деятельности общественной организации должна быть указана в уставе Организации и наименовании Организации. Данное требование закреплено в статье 20 и 28 ФЗ «Об общественных объединениях».

Из этого следует, что территориальная сфера деятельности общественной организации представляет собой пределы осуществления ее деятельности на конкретной территории.

Общественные организации вправе осуществлять свою деятельность за пределами субъекта, на территории которого она находится, только в случае наличия в данном субъекте структурного подразделения – отделения, филиала и представительства.

Именно поэтому изменяется территориальная сфера деятельности общественной организации в случае создания или закрытия указанных выше структурных подразделений в субъектах Российской Федерации.

Читайте также:
Приращенный пай: что это такое, описание и особенности

Если территориальную сферу деятельности изменяет ранее созданная общественная организация, то необходимо внести изменения в устав данной общественной организации, в том числе и в наименование.

К примеру, если региональная общественная организация создает структурные подразделения на территориях двух и менее чем половины субъектов Российской Федерации, то такая общественная организация приобретает статус межрегиональной общественной организации.

Документы, которые необходимы для государственной регистрации изменений, которые вносятся в учредительные документы Общественной организации должны быть представлены в соответствующий территориальной орган Минюста России по месту нахождения организации.

Для того, что бы региональная общественная организация получила статус общероссийской общественной организации нужно иметь структурные подразделения, которые созданы на территории более половины субъектов Российской Федерации. Документы для регистрации Общероссийской общественной организации подаются в Министерство Юстиции Российской Федерации.

Законодательством предусмотрена возможность общественных организаций вносить изменение в наименование и место нахождения Организации. Поэтому региональная общественная организация имеет право внести изменения в территориальную сферу деятельности не только посредством открытия региональных отделений, но и посредством смены субъекта своего адреса, который влечет внесения изменений в наименование и устав общественной организации. Также, законодательство не предусматривает для общественных организаций требований о соответствии адреса регистрации члена регионального отделения территориальной сфере деятельности Организации. Говоря простыми словами, в состав регионального отделения могут входить члены, зарегистрированные на территории другого субъекта Российской Федерации.

В форме общественных организаций создаются Спортивные Федерации

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спортивной федерацией является общественная организация, которая основана на членстве и целью ее создания является развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов спортивных сборных команд.

Так как спортивные федерации являются общественными организациями, то порядок их создания, осуществления деятельности, реорганизации, ликвидации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях. При этом учитываются особенности, предусмотренные Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Отделения общественной организации

С регистрацией отделений общественной организации связано большое количество трудностей. Гражданским кодексом предусмотрено для юридических лиц создание только двух видов подразделений – представительства и филиалы, при этом упоминается ещё одна форма — иные обособленные подразделения. Законодательством об общественных объединениях предусмотрено, что общественные организации вправе создавать обособленные подразделения в виде организаций, отделений или филиалов и представительств. Таким образом, законодательство предлагает участникам самостоятельность в выборе подразделений.

Гражданский кодекс говорит нам о том, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами, однако Законом «Об общественных объединениях» предусмотрено регистрация отделений общественных организаций в качестве юридического лица.

Итак, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что отделения общественной организации могут быть:

  1. Как отделение, которое зарегистрировано в качестве юридического лица;
  2. Как отделение, которое является структурным подразделением Организации и само по себе в качестве юридического лица не зарегистрировано.

Законом «Об общественных объединениях» предусмотрено, что решение о государственной регистрации отделений принимает территориальный орган Минюста РФ, действующий в соответствующем субъекте РФ на основании документов, которое предоставляет отделение. В данном случае, предполагается, что отделение самостоятельно в принятии решения о государственной регистрации себя в качестве юридического лица.

Но до момента государственной регистрации отделения в качестве юридического лица отделение представляет собой только структурное подразделение Общественной организации, тем самым подчиняясь ее решениями. Поэтому первичное решение о государственной регистрации отделения в качестве юридического лица должно приниматься Общественной организацией. Законодательство предусматривает, что если региональное отделение самостоятельно принимает решение о регистрации себя в качестве юридического лица, то среди документов, направляемых на регистрацию должен быть Протокол высшего органа управления организации с решением о регистрации отделения в качестве самостоятельного юридического лица.

Законодательством предусматривается возможность существования отделений общественной организации без регистрации юридического лица. Сведения об отделениях общественной организации фиксируются в уставе организации. От каждого регионального отделения в Минюст представляется протокол учредительного собрания отделения.

Управление общественной организацией

Законодательство относит общественные организации к корпоративным организациям. Корпоративными организациями признаются юридические лица, учредители которых обладают правом членства в них и формируют их высший орган управления. Поэтому высшим органом управления местной и региональной общественной организации является Общее собрание членов. Высшим органом управления Межрегиональной и Общероссийской общественной организации является сьезд или конференция делегатов от ее структурных подразделений. Все органы управления общественной организации на момент создания формируются из числа учредителей организации, после государственной регистрации все органы управления формируются из числа членов Организации. Корпоративные организации должны реестр членов Организации.

В каждой общественной организации должен быть образован единоличный исполнительный орган. Например, это может быть председатель или президент. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, который подотчетен высшему органу управления. В общественной организации может образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы.

Читайте также:
Отзыв акцепта: что это такое, описание и особенности

Высший орган управления общественной организации наделён рядом определённых полномочий, так называемая исключительная компетенция. Статьей 65.3 ГК РФ и 29 ФЗ «О НКО» предусмотрена исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации.

Высший орган управления созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Высший орган управления вправе принимать к рассмотрению любые вопросы, которые касаются деятельности Организации и не относятся к компетенции других органов управления Организации.

Решения по исключительной компетенции высшего органа управления общественной организации принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа присутствующих членов заседании высшего органа управления. Решения, которые не отнесены к исключительной компетенции, принимаются высшим органом управления организации простым большинством голосов, присутствующих на собрании членов или делегатов. Высший орган управления общественной организации правомочен принимать решения, если на его заседании присутствуют более половины членов или делегатов.

Создание общественной организации

Регистрирует НКО в форме общественных организаций Минюст. Общественные организации регистрируются в три этапа:

  1. Сбор данных и подготовка документов на государственную регистрацию организации;
  2. Подача документов на государственную регистрацию;
  3. Получение зарегистрированных документов.

Подробно ознакомиться с порядком регистрации общественных организаций можно по ссылке Регистрация общественной организации.

Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.

• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты

Позвонить сразу бухгалтеру: 8(800)100-42-36

*Стоимость в Москве и МО , СПБ и Лен.области составляет соответственно: 2000, 5000, 7000 рублей

Деятельность общественных организаций

Виды деятельности общественная организация должны указать в своем уставе. Гражданский кодекс говорит нам о праве некоммерческих организаций на осуществление деятельности, приносящей доход, если это предусматривается уставом некоммерческой организации, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и если это соответствует таким целям.

В соответствии с Законом о Некоммерческих организациях общественные организации могут иметь территориальные подразделения. Как и сама общественная организация, территориальные подразделения реализуют цели создания организации. Документальные проверки деятельности общественных организаций вправе проводить Министерство юстиции.

Министерство юстиции контролирует:

  1. исполняется ли общественными организациями законодательств о некоммерческих организациях и общественных организациях;
  2. используется ли имущество организации на цели, которые предусмотрены уставом организации.

На основании таких проверок Минюстом могут быть вынесены предупреждения и предписания, которые подлежат обязательному исполнению.

Ликвидация общественной организации

Ликвидация общественной организации осуществляется на основании решения высшего органа управления организации или по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Имущество, которое остается в результате ликвидации общественной организации, после удовлетворения требований кредиторов, направляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом Организации на цели, в интересах которых создана Организация или на благотворительные цели. Ликвидация общественной организации считается завершенной, а Организация – прекратившей существование, после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Подробно ознакомиться с порядком ликвидации общественных организаций можно по ссылке Ликвидация НКО.

Общественное объединение

Общественное объединение — добровольное [1] , самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [2] .

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.

Общественное объединение — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения [3] .

Содержание

Формы общественных объединений

В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):

В соответствие с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы также являются общественными объединениями. Профсоюз не является отдельной организационно-правовой формой общественных объединений и может создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной федеральным законом «Об общественных объединениях», за исключением политической партии (на практике профсоюзы обычно действуют в форме общественной организации ввиду возможности наличия членства).

Сфера деятельности

В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.

Создание и регистрация общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Читайте также:
Односторонний акт: что это такое, описание и особенности

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Деятельность общественных объединений регламентируется в Российской Федерации Федеральным законом «Об общественных объединениях», а также рядом других специальных федеральных законов: «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О негосударственных пенсионных фондах».

Структура, организация деятельности общественных объединений

Структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство), компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа устанавливаются уставом общественного объединения.

Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений — Министерство юстиции Российской Федерации (и его управления в субъектах Российской Федерации), осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:

  • запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
  • направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
  • не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное этим органом, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

Приостановление деятельности и ликвидация общественных объединений

Первоначально основаниями для приостановления деятельности и ликвидации общественного объединения являются нарушение прав и свобод человека и гражданина, неоднократные и грубые нарушения законодательства, систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям. Заявление о приостановлении деятельности либо ликвидации общественного объединения подается прокурором в суд соответствующего уровня.

С усилением «вертикали власти» (с 2002 г.) изменился и порядок приостановления деятельности общественных объединений — теперь уже внесудебный (административно-прокурорский)либо на шесть месяцев [4] , либо без явного определения этого срока [5] .

Гражданам об их политических правах

Что такое общественное объединение и общественные объединения каких видов можно создавать?

Общественное объединение – это некоммерческое самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей. Обязательным условием создания и деятельности общественного объединения является добровольность участия в нем.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Принцип добровольности означает, что никто не вправе принуждать кого- либо вступать или не вступать в общественное объединение. Принцип равноправия означает, что все члены и участники общественного объединения обладают равными правами и обязанностями.

Под принципом самоуправления следует понимать полную самостоятельность деятельности общественного объединения в рамках закона. Принцип законности означает, что общественное объединение обязано соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Читайте также:
Пенсионный счет: что это такое, описание и особенности

Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Поэтому вмешательство государства в эту деятельность недопустимо.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной. Одним из основных способов достижения этого является опубликование соответствующих данных в средствах массовой информации. Данное право конкретизируется и уточняется в Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

При распространении информации о деятельности общественного объединения следует также учитывать положения Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  1. общественная организация;
  2. общественное движение;
  3. общественный фонд;
  4. общественное учреждение;
  5. орган общественной самодеятельности;
  6. политическая партия.

Следует заметить, что только общественная организация и политическая партия основаны на членстве, а все остальные организационно-правовые формы общественных объединений членства не имеют.

Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено законом. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание.

Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественное движение – это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание.

Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд – это разновидность некоммерческого фонда, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества в общественно полезных целях. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. В случае государственной регистрации общественный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Общественное учреждение – это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителями. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями). В случае государственной регистрации общественное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Орган общественной самодеятельности – это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации орган общественной самодеятельности приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

  1. она должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
  2. в ней должно состоять не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов; в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов политической партии;
  3. руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
Читайте также:
Национальное собрание: что это такое, описание и особенности

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации. Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных объединений, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Основные виды общественных объединений:

  1. общественные объединения по сферам коммерческой деятельности (предпринимателей и др.);
  2. профсоюзы (профессиональные союзы, федерации, конфедерации профсоюзов);
  3. творческие, научные, научно-технические и культурно-просветительские общественные объединения (творческие союзы писателей, журналистов, художников, архитекторов, артистов и др., общества изобретателей и рационализаторов, популяризаторские общества, общества любителей книги, охраны памятников культуры, природоохранные и др.);
  4. физкультурно-спортивные общественные объединения (спортивные, оборонно-спортивные, охотников, автолюбителей, пожарные, оздоровительные и др.);
  5. объединения социальной защиты (женские, студенческие, детские, ветеранские объединения, общества инвалидов, общества спасения на водах, общественные – детские, мира и др. – фонды;
  6. международные организации и органы (представительства и отделения международных организаций).

В зависимости от территории, на которой действует общественное объединение, в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Деятельность регионального общественного объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Федерации.

Деятельность местного общественного объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Основные положения об общественных организациях

Это объединение, основанное на добровольных началах, с системой самоуправления и некоммерческими целями деятельности.

Понятие и виды общественных организаций

Общественная организация – объединение, основанное на добровольных началах, характеризующееся наличием системы самоуправления, некоммерческими целями деятельности, формированием на основании инициативы граждан.

Цели деятельности таких организаций – реализация интересов, которые провозглашены Уставом сообщества, без получения коммерческой выгоды. Задачей некоммерческих объединений является также удовлетворение духовных потребностей граждан.

Право на образование некоммерческих структур подтверждается Конституцией Российской Федерации, регулируется нормам гражданского права.

Основные положения об общественных организациях содержатся в Гражданском кодексе и нормативных актах. Общественное объединение может существовать только на добровольных началах, никто не может принудить участвовать в деятельности такой организации.

По критерию организатора общественные организации делятся на:

  • Объединения (формируются физическими лицами);
  • Ассоциации (формируются юридическими лицами).

В зависимости от цели деятельности существуют такие виды общественных организаций:

  • Политические партии.
  • Общественные движения.
  • Профессиональные союзы.
  • Организации самодеятельности.
  • Общественные самоуправления по территориальному принципу.

Данные виды входят в перечень некоммерческих организаций, деятельность которых регулируется нормами Гражданского кодекса, Федеральных законов «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях».

Цели создания общественных организаций, их деятельность

Общественные организации действуют с целью реализации задачи, направленной на удовлетворение нематериальных, духовных интересов граждан.

Объединения являются некоммерческими, поэтому получение материальных благ – не первостепенная задача, но, согласно нормам законодательства, они все-таки могут иметь некоторую денежную прибыль.

Если материальная выгода, получаемая некоммерческой организацией, используется для реализации основной цели деятельности, она может быть задействована в рамках предоставления законных услуг, реализации продукции.

Основные цели и задачи деятельности общественных организаций изложены в уставном документе юридического лица – Уставе. Основой формирования общественного объединения является общность интересов членов сообщества.

Основная цель деятельности зависит от типа общественной организации:

  • Защита профессиональных интересов представителей определенных специальностей;
  • Реализация религиозных и культурных прав граждан;
  • Образовательная и просветительская деятельность;
  • Политическая деятельность;
  • Развитие системы местного самоуправления;
  • Развитие искусства и рукоделия, литературы, музыки и других направлений искусства.

Правовые основы функционирования общественных организаций

Основанием для функционирования общественных организаций являются нормы российского законодательства в сфере гражданского права.

Ключевые моменты зафиксированы в Конституции – основном законе Российской Федерации.

Особенности деятельности регулируются законами федерального уровня, нормативно-правовыми актами.

Государственная регистрация общественного объединения

Государственная регистрация общественных объединений необходима для начала активной деятельности. Регистрация требуется для получения данным объединением прав юридического лица и полноценного осуществления деятельности в рамках закона.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» гласит, что решение о возможности регистрации должно приниматься федеральными органами власти, которые имеют полномочия в данной сфере.

Когда такое решение принимается, общество вносится в ЕГРЮЛ. Важную роль в регистрации, на основании законодательства, играет Федеральная налоговая служба.

Согласно закону, регистрация юридических лиц некоммерческой направленности осуществляется по общим правилам регистрации юридических лиц. В уведомительном порядке в реестр вносятся компании, главная цель работы которых – профсоюзная деятельность, они являются ассоциацией профсоюзов.

Читайте также:
Литовский статут: что это такое, описание и особенности

Особенности имущественных отношений внутри общественных организаций

Данная форма существования юридических лиц формируется с условием, что участники такого сообщества не имеют материальных (имущественных) прав. Основная деятельность – некоммерческая.

Данные юридические лица могут иметь прибыль от законной деятельности, но она не является основной целью, а может быть использована для реализации уставной задачи.

Стоит отметить, что полученные от предоставления услуг или реализации продукции доходы, не могут распределяться между членами сообщества.

Юридическое лицо может иметь имущество, сформированное из членских взносов, выплаченных на добровольном основании. Вся деятельность и порядок организации сбора взносов регулируется Уставом организации.

Объединение общественных организаций в ассоциации (союзы)

Согласно закону, общественная организация, по решению участников сообщества, может преобразоваться в союз или ассоциацию путем объединения.

Цели деятельности могут быть направлены на достижение общественно значимой идеи, интересов и благ для граждан, не связанными с получением выгоды.

В союзы могут объединяться лица физические и юридические.

На основании принятия решения об объединении, после официальной процедуры и разработки Устава, формируется новое юридическое лицо.

Преобразование общественной организации

Согласно решению участников организации, возможно преобразование сообщества.

Преобразование юридического лица данного типа возможно в такие виды сообществ:

  • Союз или ассоциация;
  • Фонд;
  • Автономная некоммерческая организация.

Реорганизация в общественную организацию в обратном направлении может осуществиться только из ассоциации.

Преобразование возможно только в порядке, предусмотренном нормами закона.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Объединение в Ассоциацию без присвоения юридического статуса

пожалуйста, у нас – три спортивных военно-патриотических клуба, один из которых является юридическим лицом и зарегистрирован в Министерстве Юстиции. Можем ли мы объединиться и называться Ассоциацией, не регистрируясь в МинЮсте?

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (0)

Согласно ст.123.8 ГК РФ:

Согласно ст.12 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) “О некоммерческих организациях” (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2020):

1. Юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.

Согласно ст.3 Закона:

создание общественной организации

Я являюсь директором автономной некоммерческой организации, еще индивидуальный предприниматель, т е есть свое ИП. Сейчас меня интересует вопрос регистрации общественной организации, скорей всего создание ассоциации. Ка это нужно оформить?

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Здравствуйте! Регистрация общественной организации в России производится согласно установленным правилам Федерального закона РФ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». По закону, чтобы оформить общественное объединение в структурах исполнительной власти, требуются волеизъявления не менее трёх физлиц-учредителей и соответствующие документы. При этом оформление подобного общества осуществляется после того, как учредители на общем голосовании решили создать юрлицо, утвердили устав и сформировали руководство. На данный момент вопросами оформления общественных организаций занимается Министерство юстиции РФ. Минюст и его региональные отделения принимают решения о госрегистрации объединения, включая вопросы его создания, реорганизации либо ликвидации. Все изменения в учредительной документации и включение определенного союза в ЕГРЮЛ. Наши специалисты готовы Вам помочь в регистрации общественной организации. Для вас имеется скидка 50% по промокоду “МИП”.

Полномочия группы членов региональной организации в муниципальном районе

Есть региональная общественная организация. Какими полномочиями может наделяться группа членов этой организации в районе? Какими документами может обеспечиваться деятельность этой группы?

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (0)

Добрый день!Все полномочия прописаны в учредительных документах. Согласно ст. 14 Федеральный закон “О некоммерческих организациях” от 12.01.1996 N 7-ФЗ, Учредительными документами некоммерческих организаций являются:

обращение взыскания службой судебных приставов на имущество

могут ли приставы обратить взыскание на право собственности на имущество и средства члена общественной организации, переданные общественной организации для реализации уставной деятельности? исполнительное производство ведётся по уголовному штрафу по приговору суда

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Чтобы не тратить время на приставов, есть отличный способ выплаты долгов, а именно: должник просит у взыскателя банковские реквизиты и перечисляет ежемесячно (электронно или пополняет карту взыскателя наличными) обязательно сохраняя при этом квитанции. ГЛАВНОЕ ПРИ ПЕРЕЧИСЛЕНИИ ИЛИ ПОПОЛНЕНИИ – УКАЗЫВАЙТЕ НАИМЕНОВАНИЕ ПЕРЕВОДА. НАПРИМЕР “ВЫПЛАТА ПО РЕШЕНИЮ/ПОСТАНОВЛЕНИЮ (название суда) от 09.11.2018 г. Данный вариант расчета с взыскателем, создаст максимально комфортные условия для погашения и расчета по долгам. Для перечисления алиментов откройте в банке именные счет/счета на детей и перечисляйте на них алименты.

Узнайте о своих долгах http://fssprus.ru

Имеют ли право судебные приставы вскрывать квартиру без хозяина. http://advokat-malov.ru/stati/mozhet-li-sudebnyij-pristav-vojti-v-kvartiru.html (ГК РФ Статья 388. Условия уступки требования ч. 2. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника).

Читайте также:
Недобросовестная конкуренция: что это такое, описание и особенности

Нужно показать документы подтверждающие право собственности на имущество (чеки, квитанции). Показать документы, доказывающие принадлежность другому лицу: товарные чеки, договоры, дарственные, электронные квитанции, банковские выписки, акты передачи по наследству, оформите простой договор купли-продажи; в случае неимения никаких документов, необходимо просить сотрудников направить запросы в организации, где могут подтвердить собственность того или иного предмета имущества. Эта процедура может занять длительное время, на период которого имущество будет изъято; когда определить принадлежность невозможно, существует право требования об исключении имущества, освобождения от ареста и ограждении от реализации. Для этого нужно отправить заявление установленного образца и ждать начала дела в судебной инстанции. Важно отметить, что лицом, направляющим такое письмо может быть не только сам собственник вещи, но и ее залогодержатель или другое заинтересованное в этом лицо. Перечень того, что останется во владении и пользовании дебитора в любом случае утверждены Законом ФЗ №229 от 01.02.2008. Список выглядит следующим образом: квартира, дом или иное жилое помещение, которое считается единственным местом проживания (если оно не является предметом залога); вещи индивидуального пользования для каждодневного употребления в бытовом смысле; личные медали, ордена и другие награды; средство передвижения, используемое для получения заработка, работы; материалы для отопительных действий и готовки еды; финансы, равные прожиточному минимуму, установленному в регионе.

Любой неправомерный шаг представителя ФССП может быть обжалован в течение 10 дней стороной, в отношении которой открыто исполнительное производство или другим лицом, чьи права были нарушены. Претензия пишется на руководителя службы или сразу в виде иска в суд. Каждый случай рассматривается отдельно, и при доказательстве превышения полномочий вещи будут возвращены заявителю.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018, с изм. от 19.12.2018) ТК РФ Статья 138. Ограничение размера удержаний из заработной платы. Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику. Согласно ТК РФ, размер удержанной в счет долга зарплаты исчисляется в следующих пропорциях: по закону – 20% от зарплаты; по федеральному закону или решению суда – 50% от зарплаты; исключения из правил (например, алименты) – 70%. Наиболее распространенной ставкой является 50% удержания от заработной платы в счет кредитного долга. Если у заемщика есть дети, то размер удержания сокращается: Наличие 1-2 детей – судебные приставы не вправе удерживать свыше 30%; Наличие ребенка, обучающегося в ВУЗе не на бюджетной основе – 30%. Смерть супруга и наличие несовершеннолетних детей – 25%. Смерть супруга и отсутствие несовершеннолетних детей – 50%. По закону, суд не может удерживать из следующих видов прибыли: 1.Материнский капитал и иные выплаты на содержание ребенка; 2.Компенсации за работу на вредном производстве или в сложных климатических условиях; 3.Возмещение вреда здоровью, полученному в связи с трудовой деятельностью должника (выплачиваются страховыми компаниями или работодателями); 4.Денежные выплаты семье погибшего на производстве; 5.Выплаты гражданину, осуществляющему уход за инвалидом I группы; 6.Начисления в период увольнения сотрудника. В соответствии с нормами п. 12 ч. 1 ст. 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ на пособия гражданам, имеющим детей, начисление которых производится из средств федерального или регионального бюджета (в том числе внебюджетных гос. фондов — ФСС, ПФР и ФОМС) не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

Статья 446 Гражданского процессуального кодекса РФ и статья 101 Закона об исполнительном производстве содержат информацию о том, какое имущество не подлежит аресту: единственное жилье, если оно не куплено в кредит и не заложено (когда речь идет про частный дом, то землю, на которой он стоит, также арестовать не могут); предметы первой необходимости, личные вещи, бытовая техника в рамках обеспечения нормальных условий жизни; вещи для выполнения профессиональных обязанностей, стоимость которых не более 100 минимальных размеров оплаты труда; домашние животные и птица, содержащиеся не для извлечения прибыли, а также необходимые для них пастбища, корма и постройки; семенной фонд для будущих посадок; дрова, уголь и другие вещества, необходимые для отопления помещений в течение одного сезона; транспорт, принадлежащий инвалиду и необходимый ему для передвижения; принадлежащие должнику почетные знаки, медали, ордена и т.п. Зная, на какое имущество нельзя наложить арест, стоит помнить, что существует достаточно обширный список защищенных от взыскания пособий, доплат, выплат, в том числе: компенсации по ущербу здоровью; выплата по потере кормильца, по ранению или кончине при выполнении профессионального долга, пострадавшим в катастрофах; дотация по уходу за инвалидом; федеральные доплаты на приобретение лекарств, оплату проезда и пр.; алименты; командировочные и амортизационные; пособие по рождению, смерти (пособие на погребение) или по случаю бракосочетания; выплаты по соцстрахованию (исключения – пенсии и больничные); детские пособия и маткапитал, госпомощь пострадавшим от теракта или по факту смерти близкого родственника; финпомощь, оказываемая благотворителями; компенсация за туристическую путевку.

Читайте также:
Особая пошлина: что это такое, описание и особенности

Общественные движения

Это некоммерческая организация, цели ее создания не связаны с извлечением и распределением прибыли между участниками.

СТ. 30 Конституции устанавливает возможность граждан на объединение и отстаивание своих коллективных интересов. Это обеспечивает развитие институтов гражданского общества. Одной из форм реализации этого права служит общественное движение.

Понятие и признаки общественного движения

Общие признаки, которыми характеризуется общественное движение, перечислены в ст. 123.7-1 ГК и в ст. 9 закона «Об общественных объединениях».

  • Оно отличается следующими особенностями:
  • Общественное движение – некоммерческая организация. Цели ее создания не связаны с извлечением и распределением прибыли между участниками.
  • Оно не подлежит обязательной государственной регистрации. В отличие от коммерческих юрлиц, общественное или общественно-политическое движение считается созданным с момента принятия соответствующего решения.

Однако возникновение правоспособности увязывается с процедурой госрегистрации.

  • Служит добровольным объединением граждан на основе общности интересов и единства целей. Участники общественного движения вступают в него на основании собственных убеждений и желаний. В их число могут входить и юрлица.
  • Не имеет членства. Участниками общественного движения становятся все граждане, так или иначе поддерживающие его деятельность. В отличии от политической партии, участие в таком объединении не предполагает выдачу документа о принадлежности к нему.

Благодаря этим характеристикам, можно получить следующее определение.

Общественное движение – это созданное гражданами и (или) юридическими лицами общественное объединение на основе общности интересов, преследующее любые общественно-полезные цели, не имеющее членства и получающее права юрлица после процедуры государственной регистрации.

Виды общественных движений

Закон «О общественных объединениях» и ГК устанавливают открытый перечень целей, которые преследуют общественные движения. Это служит удобным основанием для классификации.

Среди них выделяются социальные и политические.

Первые предполагают действия объединения, направленные на развитие общества. Нередко целью таких движений служит стремление обратить внимание социума на ту или иную проблему. Примерами служат организации, выступающие в защиту животных, отдельных категорий граждан (инвалиды, ветераны войн и другие).

Политическое общественное движение служит не формой борьбы за власть (акторами в этой сфере могут быть только политические партии), а способом повлиять на выборных лиц и чиновников по тому или иному вопросу.

Это можно назвать общественным лоббизмом. Примерами могут служить общественно-политические движения, выступающие за отмену смертной казни, за принятие или отмену того или иного закона, устанавливающего определенные права.

Хотя перечень целей и носит отрытый характер, любая из них связана с социальной или политической сферой жизни общества.

Правовое регулирование участия в работе общественных движений

Согласно ст. 18 закона, общественные или общественно-политические движения могут быть созданы не менее, чем 3-мя физическими или юридическими лицами, являющимися общественными объединениями.

Учредители становятся участниками в момент принятия решения о создании этой организации на общем собрании, съезде или конференции.
Ст. 19 закона предъявляет требования к участникам. Ими могут быть граждане, достигшие совершеннолетия.

Исключение составляют молодежные общественные и общественно-политические движения. Права на участие в них возникают с 14 лет. Другим исключением являются детские общественные движения, куда граждане могут вступать с 8 лет.

Указанные нормы предусматривают ряд ограничений.

Не имеют такого права следующие категории лиц:

  • Иностранцы или апатриды, чье пребывание на территории России нежелательно. Соответствующие нормы должны предусматривать процедуру признания их таковыми.
  • Фигуранты перечня лиц, связанных с финансированием терроризма и легализацией преступных доходов.
  • Общественные объединения, признанные экстремистскими.
  • Лица, чья деятельность была признана экстремистской на основании судебных решений.
  • Лица, лишенные свободы по приговору суда и отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Особенности регистрации общественных движений

Общественные или общественно-политические движения регистрируется в ином порядке, нежели коммерческая организация.

В отличие от последних, эта процедура осуществляется минюстом. Представленные документы проходят более тщательную проверку.

Они не должны содержать положения экстремистского толка. Кроме того, устав проходит проверку на предмет того, нарушаются ли права участников.

Перед регистрацией желательно передать документы юристам для предварительной экспертизы, поскольку любое несоответствие закону приведет к отказу.

Управление движением

Развитие общественных движений невозможно без управления. Ст. 9 закона устанавливает, что орган, выполняющий такие функции, должен быть коллегиальным.

Именно он осуществляет гражданскую правоспособность общественного движения.

Этот орган управляет всей собственностью объединения, которая необходима для обеспечения его деятельности.

В качестве таковой могут служить движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, а также другие объекты гражданских прав.

Общественное движение (право)

Общественное движение в юриспруденции — организационно-правовая форма общественных объединений. Обычно общественные движения создаются для выражения гражданами своей позиции по различным социально-значимым вопросам.

В Российском законодательстве общественным движением «является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения» [1] .

Содержание

Общественные движения в мире

Законодательство в России

Правовой статус общественных движений

Правовое положение общественных движений в Российской Федерации закреплено Федеральным законом «Об общественных объединениях». В целом правовой статус общественного движения идентичен статусу общественной организации, за исключением отсутствия членства: вхождение лиц в участники общественного движения может не оформляться индивидуальными заявлениями или иными документами (если иное не определено уставом конкретного движения).

Читайте также:
Оборона необходимая: что это такое, описание и особенности

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание [1] . Также каждое движение должно иметь постоянно действующий руководящий орган общественного движения — выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественные движения, как и другие формы общественных объединений, могут регистрироваться в порядке, предусмотренном статьёй 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом [1] .

Права общественных объединений (и, в том числе, общественных движений), закреплены в статье 27 закона «Об общественных объединениях». В частности, предусматривается право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественно-полезными целями, которые преследуют общественные движения, могут быть: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Реальное положение общественных движений (как зарегистрированных, так и незарегистрированных) в российском правовом поле претерпевает постоянную эволюцию, проходя различные этапы [2] . С начала 1990-х годов XX века в России периодически изменяются степень контроля государства за деятельностью общественных движений и уровень их государственной поддержки.

Виды общественных движений

В целом, законодательно правовое положение общественного движения не отличается от других видов общественных объединений (за исключением политических партий). Так, могут существовать:

  • молодёжные общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 14 лет);
  • детские общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 8 лет).

По территориальной сфере деятельности могут создаваться и действовать следующие виды общественных движений:

  • общероссийские (осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства);
  • межрегиональные (осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства);
  • региональные (деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации);
  • местные (деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления).

Общественные движения и политические партии

В соответствии с федеральным законом «О политических партиях» [3] , общероссийские общественные движения (равно как и общероссийские общественные организации) могут преобразовываться в политические партии, что является одним из двух предусмотренных законом форм создания политических партий.

В этом случае съезд общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании данного общероссийского общественного движения в политическую партию, о преобразовании его региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии её программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Новая политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Вместе с тем, после вступления в силу в 2001 году Федерального закона «О политических партиях», имел место обратный процесс: политические партии, не соответствовавшие жёстким требованиям данного закона (в частности, по количеству членов и региональных отделений) часто преобразовывались в общероссийские общественные движения.

Общественное движение, почему они приходят, характеристики, типы и примеры

общественное движение это тип групповых действий, основной целью которых является расширение возможностей угнетенного населения перед элитами, в которых они находятся. Как правило, это большие группы (которые могут быть формально организованы или нет), которые занимаются конкретными политическими или социальными проблемами..

Основная цель социальных движений состоит в том, чтобы создать социальные изменения или противостоять или изменить предыдущее. Это основной способ, с помощью которого менее привилегированные социальные группы должны пытаться вызвать изменения в обществе..

По мнению ряда исследователей, распространение социальных движений в западной культуре в 20-м и 21-м веках обусловлено такими факторами, как свобода выражения мнений, повышение экономического благосостояния большинства людей и всеобщее образование..

Хотя в некоторых развивающихся странах также существуют социальные движения, большинство из них возникают в демократических странах. В настоящее время благодаря использованию таких технологий, как Интернет и СМИ, появление новых социальных движений происходит быстрее, чем когда-либо..

  • 1 Почему возникают социальные движения??
    • 1.1 Изменения в культуре
    • 1.2 Несоответствия в обществе
    • 1.3 Социальная несправедливость
  • 2 Характеристики общественного движения
    • 2.1 Коллективные действия
    • 2.2 Временная природа
    • 2.3 Ориентация на социальные перемены
    • 2.4 Существование идеологии
    • 2.5 Структура и организация
    • 2.6 Миграционные
    • 2.7 Выразительные
    • 2.8 утопический
    • 2.9 Реформисты
    • 2.10 Революционеры
    • 2.11 Сопротивление
  • 3 реальных примера общественного движения
  • 4 Статьи интересов
  • 5 ссылок
Читайте также:
Новеллы юстиниана: что это такое, описание и особенности

Почему возникают социальные движения?

Общественные движения не появляются без большего. По мнению исследователей, в целом общественное движение может появиться из-за трех факторов:

– Изменения в культуре.

– Несоответствия в обществе.

Изменения в культуре

Все культуры постоянно меняются; традиции трансформируются, ценности развиваются и появляются новые идеи. Когда культура меняется в значительной степени, определенные слои общества могут быть организованы, чтобы спровоцировать общественное движение.

Некоторые из наиболее важных социальных движений, вызванных изменением мышления, – это приход к демократии, всеобщее образование или отказ от традиционных религиозных ценностей..

Несоответствия в обществе

Когда общества меняются, они не делают это единообразно. В то время как некоторые части быстро развиваются, другие остаются на прежнем уровне, создавая ситуации неравенства и несправедливости, а также неопределенности.

Когда некоторые люди чувствуют, что их традиционный образ жизни больше не соответствует требованиям современного общества, они могут развить чувство, что они изолированы от остальных. В результате они будут чувствовать себя разочарованными, смущенными, неуверенными или даже злыми.

Если они происходят в значительной части населения, эти чувства могут привести к появлению общественного движения.

Социальная несправедливость

Иногда группа людей с общей чертой чувствует, что они были угнетены из-за этой черты. Такое восприятие вызывает чувство несправедливости, которое может стать отличным катализатором социальных движений..

Вопреки тому, что может показаться на первый взгляд, социальная несправедливость может иметь место во всех слоях общества, а не только среди самых бедных или наиболее обездоленных групп населения. Это потому, что чувство несправедливости в корне субъективно.

Характеристика общественного движения

Универсального консенсуса по характеристикам общественного движения не существует. Это связано с большим количеством существующих типов и различиями между их целями, методами и историческими контекстами..

Однако некоторые теоретики, которые пытались определить наиболее важные характеристики социальных движений, выделили следующее:

– Ориентирован на социальные изменения.

– Структура и организация.

Коллективные действия

Социальные движения включают в себя общие усилия большой группы людей, но для того, чтобы существовало социальное движение, это усилие должно быть продолжительным с течением времени и должно вызывать интерес у растущей группы граждан..

Временный характер

Все общественные движения проходят через ряд одинаковых фаз, от их появления до растворения. Эти фазы следующие: создание, рост движения, результаты (как положительные, так и отрицательные) и растворение одного и того же.

Поэтому, как только общественное движение достигнет своих целей или, наоборот, откажется от их достижения, оно будет иметь тенденцию исчезать органически..

Ориентирован на социальные изменения

Общественные движения имеют своей главной целью достижение изменений в обществе, либо в определенной части, либо в целом..

Из-за характера социальных изменений движения часто идут вразрез с установленным порядком, который защищает себя, пытаясь сохранить обычаи, традиции и способы мышления, с которыми борются эти движения..

Существование идеологии

Чтобы социальное движение появилось как таковое, оно должно быть подкреплено определенной идеологией. В противном случае демонстрация или акция протеста были бы просто отдельным событием, без каких-либо прогнозов на будущее..

Структура и организация

Эта характеристика, хотя и опровергнутая некоторыми теоретиками, является важной частью большинства социальных движений в истории.

В общественных движениях участники разделены между главарями и последователями таким образом, что существует купол власти, который организует движение и создает идеологическую основу для этого.

Типы общественного движения

В целом, существует шесть типов социальных движений:

миграция

Они происходят, когда большое количество людей покидают свое место происхождения и оседают в другом месте. Эта миграция считается общественным движением только в том случае, если ее причиной является общее недовольство ситуацией в месте происхождения.

Expresivos

Они происходят, когда социальная группа чувствует себя столкнувшейся с репрессивной системой, из которой они не могут вырваться или измениться. В это время группа пытается игнорировать их реальность и сосредоточиться на изменении своего восприятия вещей..

утопический

Они пытаются создать совершенную социальную систему, которая существует только в воображении, а не в реальности. Некоторые социалистические движения девятнадцатого века были названы утопическими, такими как Сарводая.

реформисты

Они пытаются изменить некоторые части общества, не трансформируя его полностью. Этот тип общественного движения может существовать только в демократическом обществе..

революционеры

Они пытаются свергнуть существующие социальные системы и заменить их совершенно другими. Эти движения происходят в обществах, которые не допускают мирных изменений; Например, создание Советского Союза было революционным движением.

сопротивление

В отличие от остальных типов движения, те, кто сопротивляется, пытаются остановить или избежать социальных изменений, которые уже происходят..

Реальные примеры общественного движения

Вот некоторые реальные примеры современных социальных движений:

– Движение за права коллектива ЛГБТ.

– Движение прав мужчин.

– Движение “за выбор” и движение “за жизнь”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: