Общественное учреждение: что это такое, описание и особенности

Общественные организации – Что такое общественная организация?

Конституцией Российской Федерации предусмотрено право граждан на объединения для защиты своих интересов.

Права граждан на объединения включают в себя такие права как:

  • право создания на добровольной основе общественных организаций для защиты общих интересов и достижения общих целей,
  • право вступления в уже действующие общественные организации или воздержание от вступления в данные организации;
  • право беспрепятственно выходить из состава членов общественных организаций.

Регистрация, в установленном законе порядке, общественных организаций содействует в реализации прав и законных интересов граждан.

Граждане вправе создавать по своему усмотрению общественные организации не получая при этом предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Также граждане могут вступать в уже действующие общественные организации, при этом соблюдая нормы устава данных организаций.

Граждане могут регистрировать общественные организации, в порядке, который предусмотрен действующим законодательством Российской Федерации. После государственной регистрации общественные организации приобретают права юридического лица. Общественные организации вправе функционировать без образования юридического лица, однако организация в данном случае не приобретает права юридического лица.

Обозначим главные вопросы и ответим на каждый из них:

Зачем нужна общественная организация?

С чем связано появление общественных организаций? Почему недостаточно деятельности политических партий и государственных органов власти? Как показывает практика, они не всегда способны справится с возложенной на них задачей и в таких случаях возникают общественные организации, которые пытаются обратить внимание на существующие проблемы и найти пути решения этих проблем.

Можно выделить несколько основных причин возникновения общественных организаций:

  • нерешенные социальные проблемы, например – ухудшение состояния экологии, борьба с алкоголизмом и наркоманией, исчезновение редких видов растений и животных;
  • падение уровня доверия у населения к государственным органам управления и политическим партиям приводит к созданию общественных организаций из представителей этого самого населения, например, организации по защите прав потребителей, ассоциация психологов;
  • желание влиять на решение государственных вопросов, как одна из форм проявления демократии, например, создание Организаций по реализации гражданских инициатив или по реализации социально-значимых программ и проектов.
  • Являясь социальным образованием, общественные организации призваны осуществлять социально-значимые функции:
  • общественные организации реализуют право граждан на участие в принятии решений по социально важным вопросам;
  • общественные организации представляют интересы определенных слоев населения. Например, различные объединения многодетных семей, объединение ветеранов боевых действий.
  • общественные организации осуществляют общественный контроль над соблюдением прав и свобод гражданина. Например, организация по защите прав потребителей, организации по защите прав матерей-одиночек;
  • общественные организации влияют на формирование общественного мнения.

Общественные организации различны в зависимости от сфер деятельности и целей создания. Однако, в целом, все общественные организации своей деятельностью содействуют в значительном развитии гуманистических ценностей в обществе. Общественные организации содействуют положительным переменам путем развития новых форм работы и направлений, закрепления прав каждого человека на высокий уровень жизни, привлечения внимания общественности к проблемам конкретных социальных групп. Общественные организации оказывают немаловажную помощь людям, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации. Общественные организации играют высокую роль там, где государственная помощь труднодоступна в связи с малочисленностью социальной группы, нуждающейся в помощи или малым размером компенсации.

Регистрация НКО под ключ – 17500р

Сами готовим, подаем и получаем

Печать и расчетный счет в подарок

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Какие бывают общественные организации?

Общественные организации классифицируются в зависимости от их территориальной сферы деятельности.

Данная норма закреплена в статье 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии с вышеуказанной статьей закона на территории Российской Федерации вправе быть созданы и осуществлять свою деятельность общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные организации.

Общероссийские общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, на территории более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства. Законодательство разрешает использование в наименовании общероссийской общественной организации – Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, без получения специального разрешения, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Межрегиональные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, на территории менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Региональные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Местные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории органа местного самоуправления.

Территориальная сфера деятельности общественной организации должна быть указана в уставе Организации и наименовании Организации. Данное требование закреплено в статье 20 и 28 ФЗ «Об общественных объединениях».

Из этого следует, что территориальная сфера деятельности общественной организации представляет собой пределы осуществления ее деятельности на конкретной территории.

Общественные организации вправе осуществлять свою деятельность за пределами субъекта, на территории которого она находится, только в случае наличия в данном субъекте структурного подразделения – отделения, филиала и представительства.

Именно поэтому изменяется территориальная сфера деятельности общественной организации в случае создания или закрытия указанных выше структурных подразделений в субъектах Российской Федерации.

Читайте также:
Морской брокер: что это такое, описание и особенности

Если территориальную сферу деятельности изменяет ранее созданная общественная организация, то необходимо внести изменения в устав данной общественной организации, в том числе и в наименование.

К примеру, если региональная общественная организация создает структурные подразделения на территориях двух и менее чем половины субъектов Российской Федерации, то такая общественная организация приобретает статус межрегиональной общественной организации.

Документы, которые необходимы для государственной регистрации изменений, которые вносятся в учредительные документы Общественной организации должны быть представлены в соответствующий территориальной орган Минюста России по месту нахождения организации.

Для того, что бы региональная общественная организация получила статус общероссийской общественной организации нужно иметь структурные подразделения, которые созданы на территории более половины субъектов Российской Федерации. Документы для регистрации Общероссийской общественной организации подаются в Министерство Юстиции Российской Федерации.

Законодательством предусмотрена возможность общественных организаций вносить изменение в наименование и место нахождения Организации. Поэтому региональная общественная организация имеет право внести изменения в территориальную сферу деятельности не только посредством открытия региональных отделений, но и посредством смены субъекта своего адреса, который влечет внесения изменений в наименование и устав общественной организации. Также, законодательство не предусматривает для общественных организаций требований о соответствии адреса регистрации члена регионального отделения территориальной сфере деятельности Организации. Говоря простыми словами, в состав регионального отделения могут входить члены, зарегистрированные на территории другого субъекта Российской Федерации.

В форме общественных организаций создаются Спортивные Федерации

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спортивной федерацией является общественная организация, которая основана на членстве и целью ее создания является развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов спортивных сборных команд.

Так как спортивные федерации являются общественными организациями, то порядок их создания, осуществления деятельности, реорганизации, ликвидации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях. При этом учитываются особенности, предусмотренные Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Отделения общественной организации

С регистрацией отделений общественной организации связано большое количество трудностей. Гражданским кодексом предусмотрено для юридических лиц создание только двух видов подразделений – представительства и филиалы, при этом упоминается ещё одна форма — иные обособленные подразделения. Законодательством об общественных объединениях предусмотрено, что общественные организации вправе создавать обособленные подразделения в виде организаций, отделений или филиалов и представительств. Таким образом, законодательство предлагает участникам самостоятельность в выборе подразделений.

Гражданский кодекс говорит нам о том, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами, однако Законом «Об общественных объединениях» предусмотрено регистрация отделений общественных организаций в качестве юридического лица.

Итак, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что отделения общественной организации могут быть:

  1. Как отделение, которое зарегистрировано в качестве юридического лица;
  2. Как отделение, которое является структурным подразделением Организации и само по себе в качестве юридического лица не зарегистрировано.

Законом «Об общественных объединениях» предусмотрено, что решение о государственной регистрации отделений принимает территориальный орган Минюста РФ, действующий в соответствующем субъекте РФ на основании документов, которое предоставляет отделение. В данном случае, предполагается, что отделение самостоятельно в принятии решения о государственной регистрации себя в качестве юридического лица.

Но до момента государственной регистрации отделения в качестве юридического лица отделение представляет собой только структурное подразделение Общественной организации, тем самым подчиняясь ее решениями. Поэтому первичное решение о государственной регистрации отделения в качестве юридического лица должно приниматься Общественной организацией. Законодательство предусматривает, что если региональное отделение самостоятельно принимает решение о регистрации себя в качестве юридического лица, то среди документов, направляемых на регистрацию должен быть Протокол высшего органа управления организации с решением о регистрации отделения в качестве самостоятельного юридического лица.

Законодательством предусматривается возможность существования отделений общественной организации без регистрации юридического лица. Сведения об отделениях общественной организации фиксируются в уставе организации. От каждого регионального отделения в Минюст представляется протокол учредительного собрания отделения.

Управление общественной организацией

Законодательство относит общественные организации к корпоративным организациям. Корпоративными организациями признаются юридические лица, учредители которых обладают правом членства в них и формируют их высший орган управления. Поэтому высшим органом управления местной и региональной общественной организации является Общее собрание членов. Высшим органом управления Межрегиональной и Общероссийской общественной организации является сьезд или конференция делегатов от ее структурных подразделений. Все органы управления общественной организации на момент создания формируются из числа учредителей организации, после государственной регистрации все органы управления формируются из числа членов Организации. Корпоративные организации должны реестр членов Организации.

В каждой общественной организации должен быть образован единоличный исполнительный орган. Например, это может быть председатель или президент. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, который подотчетен высшему органу управления. В общественной организации может образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы.

Высший орган управления общественной организации наделён рядом определённых полномочий, так называемая исключительная компетенция. Статьей 65.3 ГК РФ и 29 ФЗ «О НКО» предусмотрена исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации.

Читайте также:
Валютная политика: что это такое, описание и особенности

Высший орган управления созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Высший орган управления вправе принимать к рассмотрению любые вопросы, которые касаются деятельности Организации и не относятся к компетенции других органов управления Организации.

Решения по исключительной компетенции высшего органа управления общественной организации принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа присутствующих членов заседании высшего органа управления. Решения, которые не отнесены к исключительной компетенции, принимаются высшим органом управления организации простым большинством голосов, присутствующих на собрании членов или делегатов. Высший орган управления общественной организации правомочен принимать решения, если на его заседании присутствуют более половины членов или делегатов.

Создание общественной организации

Регистрирует НКО в форме общественных организаций Минюст. Общественные организации регистрируются в три этапа:

  1. Сбор данных и подготовка документов на государственную регистрацию организации;
  2. Подача документов на государственную регистрацию;
  3. Получение зарегистрированных документов.

Подробно ознакомиться с порядком регистрации общественных организаций можно по ссылке Регистрация общественной организации.

Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.

• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты

Позвонить сразу бухгалтеру: 8(800)100-42-36

*Стоимость в Москве и МО , СПБ и Лен.области составляет соответственно: 2000, 5000, 7000 рублей

Деятельность общественных организаций

Виды деятельности общественная организация должны указать в своем уставе. Гражданский кодекс говорит нам о праве некоммерческих организаций на осуществление деятельности, приносящей доход, если это предусматривается уставом некоммерческой организации, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и если это соответствует таким целям.

В соответствии с Законом о Некоммерческих организациях общественные организации могут иметь территориальные подразделения. Как и сама общественная организация, территориальные подразделения реализуют цели создания организации. Документальные проверки деятельности общественных организаций вправе проводить Министерство юстиции.

Министерство юстиции контролирует:

  1. исполняется ли общественными организациями законодательств о некоммерческих организациях и общественных организациях;
  2. используется ли имущество организации на цели, которые предусмотрены уставом организации.

На основании таких проверок Минюстом могут быть вынесены предупреждения и предписания, которые подлежат обязательному исполнению.

Ликвидация общественной организации

Ликвидация общественной организации осуществляется на основании решения высшего органа управления организации или по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Имущество, которое остается в результате ликвидации общественной организации, после удовлетворения требований кредиторов, направляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом Организации на цели, в интересах которых создана Организация или на благотворительные цели. Ликвидация общественной организации считается завершенной, а Организация – прекратившей существование, после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Подробно ознакомиться с порядком ликвидации общественных организаций можно по ссылке Ликвидация НКО.

Общественное учреждение

Общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением и его имущество осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Общественное учреждение является видом юридического лица, которое существует только в теории. его практически невозможно зарегистрировать. По действующему законодательству, общественные объединения создаются для удовлетворения духовных (нематериальных) потребностей и в то же время, общественное учреждение создается для оказания услуг, что является коммерческой деятельностью в соответствии с ГК РФ. Учитывая такое противоречие, при создании общественного учреждения невозможно не нарушить закон, поэтому регистрирующие органы отказывают в регистрации общественных учреждений. Зарегистрировать общественное учреждение можно по решению суда.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации (государственное учреждение), муниципальным образованием (муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления.

Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений (ст. 26 закона “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”)

См. также

  • Гражданский кодекс РФ
  • Федеральный закон «Об общественных объединениях»
  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
  • Закон «Об автономных учреждениях»
  • Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. N 71 “О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений”
Юридические лица
Коммерческие Хозяйственные товарищества и общества (Полное • На вере) • Общество с ограниченной ответственностью • Общество с дополнительной ответственностью • Акционерное общество (Открытое • Закрытое) • Производственный кооператив • Унитарное предприятие
Некоммерческие Потребительский кооператив • Общественное объединение (Организация • Движение • Фонд • Учреждение • Орган самодеятельности • Политическая партия) • Религиозная организация • Фонд • Учреждение
Государственная регистрация Государственная регистрация • Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) • Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП)
Прочее Несостоятельность • Ассоциация (союз) • Индивидуальный предприниматель • Ограниченная ответственность • Учредитель
Читайте также:
Интернет и право: что это значит

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Социальная гигиена и организация здравоохранения
  • Общественность против насилия

Полезное

Смотреть что такое “Общественное учреждение” в других словарях:

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом… … Юридическая энциклопедия

Общественное учреждение — (англ. social institution) в РФ не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям объединения. Согласно ФЗ «Об общественных… … Энциклопедия права

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (ФЗ Об общественных объединениях от 14 апреля 1995 г.).… … Юридический словарь

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом… … Энциклопедический словарь экономики и права

Общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, которое создается для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям объединения. Управление общественным объединением и его имуществом… … Административное право. Словарь-справочник

общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (ФЗ Об общественных объединениях от 14 апреля 1995 г.).… … Большой юридический словарь

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — см. Общественное объединение … Энциклопедия юриста

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — см.: Общественное объединение … Энциклопедический словарь конституционного права

Общественное учреждение — Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Источник: Федеральный … Официальная терминология

Общественное учреждение — Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Федеральный закон от 19 … Словарь юридических понятий

Общественная организация

Добавлено в закладки: 0

Что такое общественная организация? Описание и определение понятия.

Общественная организация — это добровольное некоммерческое неправительственное объединение людей, которые имеют схожие интересы и преследуют одни и те же цели.

Такие понятия как «общественная организация» и «общественное движение» не являются взаимозаменяемыми. Это два разных формирования. Общественная организация имеет свою собственную структуру, орган управления и устав. И в соответствии с этим развивают свою деятельность. Будучи участником подобного рода формирований, необходимо уплачивать членские взносы, а также подчинятся выборному руководящему органу.

А общественное движение, в свою очередь, выделяются отсутствием конкретной организационной структуры. Такое понятие как «членство» в общественном движении носит скорее формальный характер, ввиду того, что не предполагает уплаты членских взносов.

Рассмотрим более детально, что значит общественная организация.

Причины возникновения общественных организаций

Определенные формы общественного движения зародились еще в древней Греции, а достаточно широкое распространение получило спустя века. Только ко второй половине двадцатого века оно приобрело достаточную популярность и влияние.

На сегодняшний день общественная организация может иметь достаточно существенный вес, и наряду с политическими партиями оказывают огромное влияние и на жизнедеятельность отдельно взятых государств, а также всего мирового сообщества в целом.

Хотя в современном мире прочно утвердились такие понятия, как политическая партия или органы государственной власти, более того, они активно действуют во благо своего государства. Но, как показывает практика, подобные институты не всегда в силах справится с возложенными на их плечи задачами. Поэтому тогда и возникают, так называемые, неправительственные формирования. Их целью является обращение внимания общественности на конкретную проблему, а также призывает к поискам путей к ее решению.

Социологами выдвигаются некоторые причины, подтолкнувшие к возникновению общественных организаций, среди которых можно упомянуть следующие:

  • существование нерешенных социальных проблем (к примеру, ухудшение экологии, развитие ВИЧ-инфекций, исчезновение редких видов флоры и фауны);
  • потеря авторитета, имиджа и доверия в глазах населения к органам государственной власти, профсоюзам и политическим партиям. Кризис доверия общественности к данным структурам исполнительной и законодательной власти движет созданием общественных объединений, членами или представителями которых являются граждане этого самого населения. Для примера можно упомянуть о существовании таких общественных объединений, как народный контроль, ассоциация журналистов или общество по защите прав потребителя;
  • крайняя неудовлетворенность существующей формой демократической системы, которая предполагает опосредованную роль граждан в управлении всей страной и, как следствие, образование альтернативной структуры, которая дает возможность напрямую воздействовать на решение определенных государственных вопросов. Именно ввиду вышесказанного образовались такие общественные организации, как союзы предпринимателей, фонды гражданских инициатив и различные антикоррупционные ассоциации.

Функции общественных организаций

Выступая в роли социального формирования, общественная организация выполняет целый ряд социально необходимых функций, среди которых:

  • предоставление возможности рядовым гражданам государства принимать участие в принятии решений политического характера. Достаточно вспомнить об американских антивоенных общественных организаций, которые сыграли решающую роль в пользу решения о прекращении войны во Вьетнаме;
  • представление интересов определенных групп и слоев населения. В качестве примера можно упомянуть таковые: союз чернобыльцев, объединения матерей-одиночек;
  • осуществление общественного контроля за соблюдение прав и свобод человека. Данная функция выполняется организациями, которые защищают права женщин, беженцев, переселенцев или заключенных;
  • оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения по поводу конкретного вопроса или проблемы. Данную задачу выполняют абсолютно все общественные организации без исключения.
Читайте также:
Как взыскать долг, если нет расписки?

Виды и значение общественных организаций

Общественные объединения могут подразделяться по территориальному признаку на местные (включая, городские и районные), региональные, общегосударственные и международные формирования.

Классификация по виду деятельности происходит на политические и неполитические общественные организации.

По методам действий подобного рода формирования могут делится на насильственные и ненасильственные.

Также известны классификации по социальным или половозрастным признакам.

Общественные формирования никоим образом не заменяют органы государственной власти, а также не имеют права диктовать последним свои условия.

Так, к примеру, общество по защите прав потребителя не наделено полномочиями наказывать представителя торговой сферы, который обманул потребителя. Указанное общество вправе только лишь давать квалифицированную консультацию пострадавшему и дать рекомендации, куда необходимо обращаться для получения защиты своих интересов. А народный контроль, в свою очередь, не имеет законных полномочий призывать к ответственности недобросовестных производителей или реализаторов. Представители данного формирования могут только выявлять подобные случаи и затем заявлять о таковых в органы внутреннего правопорядка.

Стоит, однако, заметить, что это не должно вызывать недооценки таких общественных организаций или союзов. Их роль во влиянии на общественное мнение очень значима. Благодаря их действиям органы исполнительной и законодательной власти часто вынуждены принимать нужные им решения. Одним из ярчайших примеров подобного влияния служить деятельность Организации Объединенных Наций, уже более 60-ти лет выступает в качестве всемирного судьи при ведении процессов по разрешению различных военных конфликтов.

Финансовая сторона дела и недобросовестное использование общественных союзов

Но не обходится и без темной стороны медали. Как становится известно. некоторые общественные объединения порой могут использоваться как ширма для ведения преступной деятельности. Классический пример подобного рода псевдоорганизаций, это создание благотворительных фондов, которые ратуют за сбор денежных средств с целью поддержания социально незащищенных слоев населения, а на самом деле используются для отмывания средств.

Так, как общественная организация с точки зрения законодательства и своей финансовой структуры являются некоммерческими или неприбыльными институтами, их доходы не подпадают под налогообложение. Данные союзы существуют за счет членских взносов, добровольных пожертвований или спонсорской помощи. Однако в этом некоторые коммерсанты находят лазейку и используют подобные формирования, чтобы скрыть свои доходы от налоговых администраций.

Еще один способ использования общественной организации недобросовестно заключается в лоббировании интересами определенной категории граждан. Подобная махинация прослеживается на таком примере: крупный предприниматель вложил свои капиталы в строительство пансионата. Однако, спустя некоторое время, рядом с ней были обнаружены залежи полезных ископаемых. Такое соседство с возможным промышленным предприятием существенно скажется на привлекательности данного места для отдыхающих. Поэтому, владелец базы отдыха разворачивает обширную пиар-кампанию и организовывает общественное объединение, которое требует запрета на ведение разработки месторождения, под предлогом нанесения непоправимого вреда окружающей среде и крайне нежелательного изменения ландшафта. Возможно, добыча ископаемого в реальности и сопряжена с опасностью для окружающей среды и здоровью граждан, все же основатели общественного формирования действуют не из чистых намерений. Это и называется манипулированием общественного мнения с целью приобретения материальных выгод.

Мы коротко рассмотрели что такое общественное объединение, его особенности, организационную структуру, разновидности, функции и влияние на общественное мнение. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Что собою являет общественная собственность на средства производства?

Содержание:

Понятие собственность характеризует факт принадлежности определенного предмета, земельного участка, недвижимости и прочих благ конкретному лицу или группе лиц. Также под собственностью понимают наличие определенных правовых отношений с другими лицами и государством, в которые вступает владелец имущественной базы. Поэтому понятие собственности является экономическим и юридическим термином. Различают три типа собственности:

  1. Частную. Объект находится во владении одного лица.
  2. Коллективную. Объектом владеют несколько граждан. Каждый гражданин имеет определенную долю.
  3. Общественную. Предмет принадлежит всем, его могут использовать безвозмездно все желающие.

Во времена капитализма производственные средства относились к капиталу и являлись рычагом эксплуатирования работников. Социализм предполагает отсутствие классового разделения. Организация не может являться монополистом во владении производственными ресурсами. Также нет людей, которые лишены собственности на производственные средства. По принципам социалистического общества это общественный баланс, который может использовать каждый гражданин. Общественная собственность – это вещи, доступные для пользования всем гражданам, сотрудникам или членам объединения.

Производственные средства – это все средства и предметы труда, которые люди применяют для изготовления материального блага.

Общественный фонд – примеры

Общественные объединения — это пример самостоятельных, добровольных, некоммерческих учреждений. Они создаются гражданами, которые объединяются с целью достижения единой цели или выполнения конкретной задачи.

Общественный фонд – это разновидность некоммерческого фонда. Он является формой общественного объединения, при этом членство у него отсутствует. Фонд ставит перед собой определенную цель, формирует имущественную базу, в которую входят добровольные взносы, иные поступления, не нарушающие норм законодательства. Данное имущество используется, чтобы достигнуть поставленную объединением цель.

Читайте также:
Как доказать, что документы поддельные?

Учредители фонда передают определенную долю имущества в объединение. Она становится его собственностью и может применяться исключительно в целях, оговоренных в уставе. На личный интерес или приобретения вещей в частную собственность ни учредитель, ни управленцы не имеют прав расходовать эти средства.

Разрешается вести предпринимательскую деятельность, если она помогает достигнуть общественно полезной цели, которая стала основанием для создания фонда. Также допускается регистрация хозяйственных обществ и принятие в них участия. Зачем организовывается гражданское движение – фонд:

  • В ближайшее время может произойти промышленная, экологическая, техногенная катастрофа, стихийное бедствие, несчастный случай. Фонд подготавливает население, информирует о возможных способах преодоления последствий, старается предотвратить несчастье.
  • В каждой стране есть граждане, не способные отстаивать свое законное право, интерес, ввиду инвалидности, социального или материального положения, статуса. Организовывается фонд, который поддерживает определенную категорию людей, например, фонд поддержки матерей-одиночек или организация помощи бездомным.
  • Произошло стихийное бедствие, повлекшее за собой тяжелые последствия. Активисты собираются с целью материально поддержать пострадавших, предоставить им жилье, обеспечить выполнение их законных прав. Также возможны иные задачи – фонд помогает мигрантам, беженцам и прочим нуждающимся людям.
  • Есть объединения, защищающие отцов, детей, матерей. Они также борются за семейные ценности, международный мир, дружбу народов. В их задачи может входить купирование национального, религиозного, социального противостояния.
  • Фонды охраняют и поддерживают заповедники, исторические памятники, культурные центры, культовые сооружения и прочие значимые для страны объекты.
  • В задачи объединения входит забота об окружающей среде, животном мире, охрана и поддержка, агитация против эксплуатации животных в цирках и прочее.
  • Распространение спорта в стране, поддержка здорового образа жизни, борьба с наркоманией – еще одно распространенное направление.
  • Поддержка культурного, просветительского, научного, духовного сектора, стимуляция личностного развития граждан страны путем проведения мероприятий, оказания материальной, социальной помощи.
  • Оказание содействия здравоохранительным и профилактическим учреждениям.
  • Существуют фонды помощи молодым матерям, матерям-одиночкам, пенсионерам, участникам боевых действий и прочие.

Яркий пример – общественное объединение, которое в 2006 году создали актрисы Российской Федерации. Они назвали его фонд «Подари жизнь». Цель фонда – оказание помощи детям, страдающим от тяжелых заболеваний.

Основные формы общественной собственности

Различают три формы общественной собственности: государственную, коллективную и муниципальную. Общественная собственность — это в экономике обозначение предметов, объектов, имущества, которое доступно к пользованию всем желающим. Общественная собственность на средства производства – это возможность каждого гражданина использовать предметы и средства труда для создания материальных благ.

Зачастую общественная форма собственности – это владения государства. В Российской Федерации государственную собственность подразделяют на три вида:

  1. Власть приобретает контрольный пакет акций у владельцев частной собственности.
  2. Объект строится на государственные деньги. Пример – мосты, дороги, парки.
  3. Собственность была национализирована в пользу страны, хотя ранее находилась в частном владении.

Государственные владения могут относиться к собственности федерации или федеративного субъекта. Они распространяются на социальную инфраструктуру, производственный и коммунальный сектор. Правительство спонсирует научные и образовательные сферы. Задача предприятия, пребывающего в государственной собственности, стремиться к решению социальной или общей экономической задачи.

Владельцами муниципальной собственности являются органы самоуправления. Она может быть двух видов:

  1. Общенациональной, то есть федеральной.
  2. Принадлежать конкретному субъекту – республике, городу, области.

Также существует общинная форма собственности – это право на владение землей, которое принадлежит союзам жителей села. Пользоваться ей могут только некоторые граждане, входящие в союз. Признаки общинной формы:

  • субъектами являются союзы, состоящие из сельских обывателей, выступающие в качестве юридических лиц;
  • объектом считается исключительно земельный надел, который находится за чертой города;
  • земля может использоваться членами союза совместно или каждый пользуется отдельно отведенным наделом.

Коллективная общественная собственность на средства производства распространяется на храмы, политические организации, общественные учреждения.

Общественная собственность – примеры

Общественная собственность не относится к категории частных владений. Даже если ее собственник имеет на нее права, они обладают номинальным характером. В большинстве случаев общественную собственность считают государственной. Владелец не сможет получить свою долю из нее. Примеры общественной собственности, которой может воспользоваться каждый гражданин:

  • Государственные научно-исследовательские центры.
  • Государственные учреждения культуры – театры, киноконцертные залы.
  • Образовательные школы и высшие учебные заведения.
  • Областные, городские клинические больницы.
  • Исторические, краеведческие, художественные музеи.
  • Муниципальные унитарные предприятия.
  • Российские политические партии.
  • Студенческие движения.
  • Церкви, храмы, соборы.

Общественное учреждение – примеры

Общественное учреждение – это разновидность общественного объединения. Оно не имеет членства, ставит перед собой цель оказывать определенные услуги для получения определенного результата. В этом результате заинтересованы сотрудники учреждения, они прописаны в уставе. Это юридическое лицо, существующее на теоретическом уровне. Официальная регистрация общественного учреждения возможна только через судебное решение.

Пример: общественное учреждение «Научный информационный центр Союзник». Членство отсутствует, главная задача – изучать исторические памятники страны с целью расширения знаний о периоде политических репрессий в Советском Союзе.

Читайте также:
Несчастный случай на производстве

Особенности учреждения как организационно-правовой формы некоммерческой организации

УДК 340.11

С.А. КОНОПЛЕВ,
кандидат юридических наук, доцент Московской академии экономики и права

Учреждение как некоммерческая организация обладает определенной спецификой организационно-правовой формы. Правовое регулирование данной формы некоммерческой организации основано на различных законах и иных нормативных правовых актах. В статье дается краткий анализ учреждений различных видов.
Ключевые слова: частное учреждение, государственное учреждение, муниципальное учреждение, бюджетное учреждение, автономное учреждение, общественное учреждение.

Feature of establishment as organizational — legal form of the noncommercial organization is the version. Legal regulation of the given form of the noncommercial organization is based on various laws and others legal acts. In article the brief analysis of establishments of various kinds is given.

Учреждение, являясь одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации, выделяется особенностями правового регулирования, основанного на различных законах и иных нормативных правовых актах, а также тем, что оно не имеет имущества на праве собственности. Это создает определенные сложности в применении правовых норм к отдельным видам некоммерческой организации.
По общему правилу, некоммерческой признается организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
Основное назначение некоммерческих организаций — осуществление деятельности, направленной на достижение общественных благ, в частности, социальных, а также деятельности благотворительной, культурной, образовательной, научной и управленческой в целях охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 23.07.2008; далее — Закон о некоммерческих организациях)).
Одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации является учреждение. Законодательство устанавливает, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК РФ).
Основу правового регулирования учреждений как разновидности юридических лиц составляют нормы ГК РФ, которые получают развитие и конкретизируются в законах и иных нормативных правовых актах, устанавливающих общие и специальные правила деятельности учреждений. То есть ГК РФ устанавливает общие положения об учреждениях, а особенности создания и деятельности отдельных видов учреждений определяются специальным законодательством. Так, создание, правовой статус и деятельность частных учреждений регулируется Законом о некоммерческих организациях, автономных учреждений — Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в ред. от 18.10.2007; далее — Закон об автономных учреждениях), бюджетных учреждений — Бюджетным кодексом РФ, общественных учреждений — Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ
«Об общественных объединениях» (в ред. от 23.07.2008; далее — Закон об общественных объединениях), религиозных образовательных учреждений — Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 23.07.2008; далее — Закон о свободе совести), благотворительных учреждений — Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. от 30.12.2008; далее — Закон о благотворительной деятельности), образовательных учреждений — Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 13.02.2009; далее — Закон об образовании).
Учреждение может быть создано любыми собственниками — как гражданами, так и юридическими лицами (частные учреждения), а также Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (соответственно государственные или муниципальные учреждения).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным. Бюджетным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы — документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения (ст. 6 БК РФ).
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом.
Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (ст. 2 Закона об автономных учреждениях).
Создать учреждение может как один, так и несколько собственников. Например, ст. 11 Закона об образовании предусматривает, что допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. Аналогичные нормы содержатся в статьях 11 и 35 Закона об общественных объединениях.
Однако в ряде случаев специальные законы ограничивают круг лиц, которые вправе выступать учредителями при создании определенного вида учреждений. Так, благотворительное учреждение может быть учреждено только благотворительной организацией (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности), общественное учреждение — физическими лицами и юридическими лицами, которые сами являются общественными объединениями (ст. 6 Закона об общественных объединениях), религиозное образовательное учреждение — только религиозными организациями (ст. 5 Закона о свободе совести).
Следует различать учреждения общественных объединений и общественные учреждения. Первые создаются собственниками—общественными объединениями, вторые же являются одной из организационно-правовых форм общественных объединений и создаются, как и другие общественные объединения, на основании Закона об общественных объединениях. Их учредителями могут быть физические лица (не менее трех человек) и юридические лица — только общественные объединения. Как и другие общественные объединения, общественные учреждения вправе не проходить государственную регистрацию и не приобретать права юридического лица. Управление общественным учреждением осуществляется
лицами, назначенными учредителями. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, который избирается участниками, но не учредителями и не потребителями услуг, оказываемых учреждением. Такой орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, но не вправе распоряжаться имуществом, если иное не установлено учредителями[1].
Как уже было отмечено, особенность учреждений, выделяющая их из всей массы некоммерческих организаций, заключается в том, что они не являются собственниками своего имущества. Учреждения наделяются имуществом учредителями, которые являются собственниками этого имущества, что обеспечивает участие учреждений в гражданско-правовых отношениях.
Имущество любого учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. Право оперативного управления относится к ограниченным вещным правам, т. е. обладатель этого права не может самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Это означает, что учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, и в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества, и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности таких денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ).
Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 1 ст. 298 ГК РФ).
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения (п. 5 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).
Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (ст. 298 ГК РФ).
Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.
Недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке.
Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.
Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 7 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).
Что же касается имущества, приобретенного учреждением любого вида на доходы от предпринимательской деятельности, то здесь порядок обращения иной. Как и любая другая
некоммерческая организация, учреждение вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям ее создания (ст. 50 ГК РФ). Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК РФ). При этом надо отметить, что доход, полученный от ведения предпринимательской деятельности, а также приобретенное за его счет имущество остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения.
Эти доходы и имущество, приобретенное на них, находятся у учреждения не на праве оперативного управления, а, как склонно считать большинство юристов, на праве хозяйственного ведения[2]. Подобные выводы построены на анализе того режима, который установлен законодательством для имущества, приобретенного учреждением на доходы от предпринимательской деятельности. Это имущество не может быть изъято учредителем, даже если учреждение использует его не для уставных целей.

Читайте также:
Международно-правовая аренда: что это такое, описание и особенности

Библиография
1 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 1. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. — М., 2006.
2 См., например: Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» / Под ред. М.Ю. Тихомирова. — М., 2000.

Общее право

О́бщее пра́во (англ. common law ) — единая система прецедентов, общая для всей Великобритании, одна из составных частей англосаксонской правовой системы наряду с правом справедливости (англ. law of equity ). Сложилось в XIII—XIV веках на основе местных обычаев и практики королевских судов. Главным источником права в системе общего права признается судебный прецедент.

Содержание

История

В 1873 году в Великобритании общее право и право справедливости были объединены в единую систему законом о судоустройстве, но существенные отличия между ними сохраняются до сих пор. По этому закону нормы права справедливости в случае, если они расходятся с общим правом, получили приоритет над общим правом.

Общим правом именуется как система законов, так и вид правовой системы, разработанной на основании решений судов и судебных органов, а не с помощью законов или подзаконных актов исполнительной власти.

Общее право создается и определяется самими судьями в решениях по определенным делам. Решение принимается по конкретному рассматриваемому делу, которое (решение) в дальнейшем будет применяться к другим подобным делам. При отсутствии четких определений закона, судьи имеют полномочия и обязанность творить право, создав прецедент. Совокупность прецедентов называется «общим правом» и связывает с ним будущие решения. В дальнейшем, когда стороны не согласны с точкой зрения закона, дело рассматривается судом с использованием предыдущего прецедента по подобному делу. Если аналогичный спор был решен в прошлом, суд обязан следовать аргументациям, использованным в предыдущих решениях (этот принцип известен как обязывающая сила прецедентов — англ. stare decisis ). Однако если суд установит, что суть рассматриваемого дела в корне отличается от всех предыдущих случаев, он будет решать дело как рассматриваемое впервые. После этого новое решение станет прецедентом, и оно будет связывать будущие дела в соответствии с принципом обязывающей силы прецедентов.

Читайте также:
Уголовная регистрация: что это такое, описание и особенности

На практике общеправовая система является значительно более сложной, чем идеальная система, описанная выше. Решения суда являются обязательными только в конкретной юрисдикции, и даже в рамках той или иной юрисдикции некоторые суды имеют больше власти, чем другие. Например, в большинстве юрисдикций решения апелляционных судов имеют обязательную силу для нижестоящих судов в той же юрисдикции и для будущих решений того же апелляционного суда, а решения не апелляционных судов не имеют обязательной силы. Взаимодействие общего и конституционного права, устанавливающих права и нормативно-правовые акты, также влечет за собой значительные сложности. Однако обязывающая сила прецедентов — принцип, согласно которому аналогичные случаи должны решаться в соответствии с субординацией норм — лежит в основе всех общеправовых систем.

Нормы и принципы общего права распространены преимущественно в тех странах, в которых имеются следы британского правового наследия: Великобритания, США, Канада (без Луизианы и Квебека, там сильно влияние французской правовой системы) и другие бывшие колонии Британской империи.

Основные определения

Термин общего права состоит из трех основных особенностей.

  1. Общее право и его отличие от статутного права. В большинстве областей права в тех странах, где прослеживается правовое влияние Великобритании (члены Содружества Наций и США), законы принимаются законодательной властью, кроме них существуют постановления правительства и других органов исполнительной власти, а общее или прецедентное право — это совокупность решений, принятых судами (или квазисудебными трибуналами). Это понимание можно также разделить на два подпонятия:
    • права, вытекающие из чисто общего права, не указанные в конкретном законе; например, большая часть уголовного права и процессуального права до XX века не была определена статутом, и даже сегодня большинство гражданского и деликтного права живёт только в судебных решениях;
    • определения и нормы, указанные в статутах, постановлениях исполнительной власти и конституциях.
  2. Отличие общего права от континентальных (статутных) правовых систем. Англосаксонское общее право отличается от правовых и юридических систем романо-германского типа — кодифицированных. Общеправовые системы придают большое значение судебным решениям, которые считаются «нормой права» с той же силой закона, как и акты парламента. В то же время, в рамках романо-германского права (правовой традиции, которая используется как единственная либо в сочетании с элементами общего права и применяется в странах континентальной Европы и, в том числе, в Российской Федерации), судебному прецеденту придается сравнительно меньший вес, а писаному праву уделяется сравнительно больший. Например, кодекс Наполеона, прямо запрещает французскому судье создавать судебный прецедент.
  3. Отличие от права справедливости. Это определение различает общее право и право справедливости. До 1873 года в Англии было две параллельные судебные системы: суды общего права, и суды справедливости. Этот раскол распространялся на многие из британских колоний (в том числе бывших), в том числе США.
Читайте также:
Как оставить ребенка со мной при разводе?

Происхождение термина

В XII—XIII веках термин общее право (лат. jus commune ) был понятием римско-канонического права и обозначал ту его часть, которая применялась во всем христианском мире, в отличие от местных обычаев (лат. lex terrae ) [1] . Из канонического права этот термин перешёл в создававшуюся в эту эпоху систему королевских судов, также общую для всей средневековой Англии и существовавшую наряду с местными феодальными судами — графскими судами.

В XII веке английские короли начали посылать своих чиновников для решения вопросов управления, в том числе судебных, по различным местам своего королевства. Поначалу они опирались не на королевские законы, которых в то время не существовало, а на опрос свидетелей или соседей, часто в количестве 12 человек, из которых позже сформировалось жюри присяжных. В конце XII века опыт работы королевских судей начали обобщать в виде трактатов по английскому общему праву. Первыми из них считаются книга Глэнвилла «Трактат о законах и обычаях королевства Англии» (лат. Tractatus de Legibus et Consuetudinibus Regni Anglae ) и «Беседа казначея» (англ. The Dialogue of the Exachenquer ), авторство которой приписывают епископу Кентерберийскому Губерту Уоттеру. [1]

Основные черты и особенности общего права

В результате сплава указанных сил – судебной практики, доктрин, народного духа и законотворчества – сформировалась особая традиция общего права, которая из Англии была перенесена во многие части света, в основном в бывшие английские колонии: США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Ирландию и некоторые другие.

Между этими странами много различий. США, Канада, Австралия относятся к числу самых крупных государств мира. Ирландия и Новая Зеландия им заметно уступают по территории и численности населения.

Соединенные Штаты, Канада, Австралия имеют федеративную форму государственного устройства. Ирландия и Новая Зеландия являются унитарными государствами. Унитарное устройство с автономными образованиями сложилось в Великобритании.

Соединенные Штаты полностью разрушили связи с бывшей метрополией. Из британского Содружества наций в 1949 г. вышла Ирландия. В настоящее время в ее составе остаются Австралия, Новая Зеландия, Канада, а также многие островные государства Карибского бассейна.

В Австралии, Ирландии, Канаде, США действуют конституции. В Великобритании и Новой Зеландии ее нет.

В странах, придерживающихся традиции общего права, различны не только роль законодательства, но и тенденции его развития. Так, в Соединенных Штатах и Канаде все более отчетливо прослеживается тенденция к кодификации, тогда как в Великобритании и Ирландии идеи кодификации в основном отвергаются.

В правовых системах США, Канады, Великобритании традиционные источники права – судебные прецеденты и законы – стремительно вытесняются ведомственными актами (актами делегированного законодательства), тогда как в Ирландии и Новой Зеландии они сохраняют большую роль.

Право Великобритании и Ирландии в последние годы развивается во многом под воздействием внешних факторов, формирующихся в рамках Европейского Союза. Подобного воздействия другие страны общего права не испытывают.

И тем не менее при всех различиях правовые системы этих государств многое объединяет.

Для каждой из них характерно наличие двух основных подсистем: статутного права и общего права. И каждой из них отведена особая и далеко не однозначная роль.

В настоящее время во всех странах, относящихся к семье общего права, основное место в правовом регулировании отведено статутному праву. Это обусловлено не только “массивностью” его свода, который включает в себя конституции (в тех странах, где они есть), статуты и акты делегированного законодательства – правила и ордонансы, изданные органами исполнительной и судебной власти*(478), а также местными органами власти. Существенную роль играет характер статутного права. В нем видят инструмент для регулирования определенных общественных отношений (в частности, бюджетных, налоговых, природно-ресурсных, уголовно-правовых), а также для проведения необходимых реформ, которые не могут быть осуществлены в рамках традиционного общего права.

Источники статутного права, как правило, не разделяются по отраслям права. Основное деление – по институтам. Вместе с тем они образуют единую систему строгой иерархической соподчиненности, которая упорядочивается судебным надзором. В ходе обычной правоприменительной деятельности суды определяют меру соответствия между источниками права, отказывая в признании тем из них, которые нарушают требования акта, наделенного большей юридической силой.

Общее право – это право судебной практики, и как таковое оно включает в себя не только систему созданных судами правовых норм, институтов и категорий (структурный элемент правового регулирования), но и своеобразный механизм правоприменения, в рамках которого суды разрешают споры, опираясь на цели и принципы, приемы и методы правового регулирования, выработанные в ходе развития общего права (функциональный элемент правового регулирования).

Значение указанных сторон общего права как правовой подсистемы неоднозначно, равно как неоднородны формы их воздействия на статутное право. Развитие законодательства неизбежно сужает сферу применения “традиционного” общего права, его видимой части, отраженной в прецедентах, закрепляющих собственно нормы общего права. Но полной замены при этом не происходит. Не изменяется и характер правовой системы.

Читайте также:
Общественные работы: что это такое, описание и особенности

В связи с этим необходимо отметить два обстоятельства. Первое: статутное право развивается в рамках юридической техники, конструкций и категорий общего права. Второе: судебным решениям, вынесенным на основе конституционных и законодательных норм, придается та же прецедентная форма, что и собственно нормам общего права. Их нормативная сила выражена в принципе “stare decisis”, требующем следовать ранее вынесенным решениям при разрешении сходных или аналогичных судебных дел.

В процессе правоприменения происходит “поглощение” статутного права общим (в данном контексте – судейским) правом. Конституционные и законодательные нормы подменяются прецедентами, ориентированными на разрешение конкретных споров и дел. В известной книге Р. Давида это явление описано так: “Нормы, выработанные законодателем, как бы многочисленны они ни были, несколько смущают юристов, которые не считают их нормальным типом норм права; эти нормы по-настоящему входят в систему американского права лишь после того, как они будут неоднократно применены и истолкованы судами, когда можно будет ссылаться не на сами нормы, а на судебные решения, их применившие”*(479). Подобное “поглощение” происходит не только в американском, но и в британском, и австралийском и канадском праве.

И повсеместно оно ведет к девальвации нормы, сформулированной законодателем, ибо судьбу ее определяет судебная практика. Нормативно значимым признается только то толкование, которое дали судьи, несмотря на то, что нормы статутного права подлежат применению и нередко порождают правовые отношения задолго до того, как выработано особое прецедентное право толкования конституционных и законодательных норм.

В структуре источников права штатов прецеденты, закрепляющие собственно нормы общего права, следуют за законами и актами делегированного законодательства. Иное место занимают прецеденты толкования конституционных и законодательных норм. Они как бы поставлены в один ряд с теми источниками права, которые служили основой для их создания. За ними признается значение нормативного толкования, изменить которое вне рамок судебной практики можно только путем формального изменения текстов конституций и законодательных актов.

Отмеченные особенности были впервые раскрыты известным американским теоретиком права Ч. Греем, наблюдения которого не утратили актуальности и в наши дни: “Иногда утверждалось, что право состоит из двух частей – законодательного и судейского права, но в действительности все право – это право, созданное судьями. Форма, в которой статут как эталон поведения влияет на общество, есть не что иное, как то толкование, которое дали статутам суды. Суды дают жизнь мертвым словам статута”*(480).

Впрочем, в этих словах есть известное преувеличение. Прецедентное, или казуальное, право представляет собой только часть правовой материи. Многие нормы конституций и статутов, не говоря уже о большей части подзаконных актов, действуют, не подпадая под воздействие судебной практики как в силу отказа судов от рассмотрения так называемых политических вопросов, так и по причине отсутствия предмета спора, в котором затрагивались бы признаваемые судами права и интересы личности.

Выше мы отметили, что юристы в странах общего права предпочитают не ссылаться на нормы статутного права. И дело не только в том, что согласно общепризнанной доктрине они должны быть включены в структуру права только в форме, опосредствованной судебной практикой. Существенно и то обстоятельство, что в процессе толкования суды вовсе не чувствуют себя скованными волей законодателя, нередко отступают от очевидного и на первый взгляд бесспорного значения конституционных и законодательных норм.

Подобная система судейского усмотрения объясняется независимостью судов в системе разделенных властей, а также тем, что перед судебной практикой поставлена задача приспособления конституционных и законодательных норм к уже действующим и эффективным с точки зрения правящих сил социальным установкам и механизмам: обычаям и традициям, нормам религии, этики и морали.

И здесь мы подходим к следующей черте, которая отделяет романо-германское право от общего права. В системе общего права традиции и обычаи, нормы религии, морали и этики непосредственно вплетены судебной практикой через прецеденты, закрепляющие собственно нормы общего права, в единую структуру правового регулирования.

Суды черпают или “обнаруживают” их в социальной действительности. Естественно, осуществляется отбор. Правовая сила признается лишь за теми социальными нормами, которые отвечают потребностям общества и не противоречат интересам правящих сил. Одной из важнейших гарантий в этом случае служит древний английский институт суда присяжных, призванный скорректировать жесткие установления юридических норм. Суд присяжных выносит вердикт: виновен или невиновен, должен или не должен нести ответственность тот, кто привлечен по суду.

Второе основополагающее отличие состоит в том, что через суды происходит взаимодействие статутного и общего права, в процессе которого нормы статутного права в их прецедентной форме сближаются с нормами общего права.

При этом отметим, что при толковании конституционных и законодательных норм осуществляется опосредованная судебной практикой связь между государством и обществом. В этом, если абстрагироваться от политических оценок, следует признать достаточно действенный инструмент правового регулирования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: