Общественные работы: что это такое, описание и особенности

Общественные работы: что это такое, описание и особенности

Что такое общественные работы?

Общественные работы – это временная трудовая деятельность, которая имеет социально полезную направленность. Участие в ней всегда оплачивается. Подобные работы организуют для дополнительной материальной поддержки граждан, которые на данный момент не имеют трудоустройства.

Для того, чтобы принять участие в общественных работах, необходимо пройти регистрацию в органах службы занятости по месту жительства.

Кто может участвовать в общественных работах?

Если при направлении на общественную работу учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства Российской Федерации о труде, и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она считается подходящей для тех, кто относится к следующей категории граждан:
· впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации;
· уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
· прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
· стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
· отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
· состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
· обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Что дает участие в общественных работах?

  • временное рабочее место;
  • официальное трудоустройство (с работником заключается срочный трудовой договор);
  • заработок: месячная заработная плата работника не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • сохранение выплаты пособия по безработице (в некоторых случаях)
  • выплату материальной поддержки (в размере минимальной величины пособия по безработице с учетом районного коэффициента за фактически отработанное время);
  • социальные гарантии: оплата больничного листа, компенсации за неиспользованный отпуск и т.д.;
  • возможность трудоустройства на постоянное рабочее место после окончания срока общественных работ.

Виды общественных работ

  • строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
  • проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
  • заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
  • строительство жилья,реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
  • обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
  • эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
  • озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
  • уход за престарелыми, инвалидами и больными;
  • обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
  • организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
  • проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
  • другие направления трудовой деятельности.

    Контроль за организацией общественных работ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с участием органов службы занятости.

    Общественные работы: заключение договора, оплата труда

    “Финансовая газета. Региональный выпуск”, N 28, 2000

    Общественные работы в странах рыночной экономики – явление распространенное и на протяжении длительного времени используются в качестве меры по стабилизации занятости.

    Российское законодательство о занятости в части организации общественных работ базируется на международных нормах. Вопросы организации общественных работ регулируются Законом Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” (в ред. от 20.04.1996 N 36-ФЗ), а также Положением об организации общественных работ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 875 (в ред. от 12.11.1999).

    Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Непосредственное участие в этом принимают территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения (далее – органы службы занятости), поскольку общественные работы организуются в первую очередь для временной занятости безработных граждан.

    Целями общественных работ являются:

    удовлетворение потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;

    предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;

    сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе;

    временное трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, а также не имеющих опыта работы.

    Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

    Общедоступность общественных работ означает, что они могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ.

    В Положении приводится примерный перечень видов общественных работ, к которым, в частности, относятся:

    строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

    проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

    заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

    строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально – культурного назначения, восстановление историко – архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

    обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

    эксплуатация жилищно – коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

    озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

    обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно – курортных зон;

    организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

    проведение мероприятий общественно – культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.).

    Перечень не является исчерпывающим, поскольку общественные работы могут быть организованы в других доступных видах трудовой деятельности.

    В последнее время все большее распространение получают общественные работы, организуемые для обслуживания социальной сферы: уход и оказание иных услуг инвалидам и престарелым гражданам, уход за детьми, деятельность по обслуживанию социальной сферы – детских учреждений, интернатов, больниц и т.п.

    Однако даже если речь идет о подсобных, вспомогательных и неквалифицированных работах, не допускается организовывать общественные работы в случае необходимости срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, когда требуются специальная подготовка работников, а также их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.

    Порядок организации общественных работ

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ, определяют их объемы и виды. При этом они исходят из уровня развития социальной инфраструктуры конкретной территории, количества и состава незанятого населения.

    Общественные работы проводятся в организациях независимо от организационно – правовой формы. При массовом высвобождении работников и росте безработицы могут разрабатываться и утверждаться региональные и территориальные (городские, районные) программы развития общественных работ.

    В случае необходимости организации общественных работ между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями заключаются договоры о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ. В договорах определяются права и обязанности сторон, производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест, численность участников, место проведения, характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда.

    Для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в договорах могут быть предусмотрены специальные условия.

    Значительная роль в организации общественных работ отводится органам службы занятости, на которые возлагаются обязанности по информированию граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, о видах организуемых работ, порядке их проведения, условиях, режиме и оплате труда, предоставляемых льготах, а также по направлению граждан на общественные работы.

    Направление граждан на общественные работы

    Направлению на общественные работы предшествует регистрация граждан в органах службы занятости. Для участия в общественных работах не требуется наличия статуса безработного, однако регистрация в органах службы занятости в качестве ищущего работу обязательна, поскольку направляют граждан на общественные работы именно органы службы занятости.

    Безработные граждане имеют преимущественное право при направлении на общественные работы, причем в первую очередь направления получают безработные, не получающие пособие, а также безработные, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.

    Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Услуги по направлению граждан на общественные работы органами службы занятости оказываются бесплатно.

    Направить гражданина для участия в общественных работах можно только с его согласия. При этом учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

    Заключение договора

    С лицами, желающими принять участие в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор. Срок трудового договора не должен превышать 5 лет и может быть расторгнут гражданином по собственной инициативе досрочно при устройстве на постоянную или другую временную работу.

    На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Это значит, что граждане, участвующие в общественных работах, имеют право на оплату периода временной нетрудоспособности, отпуск, обеспечение пособиями по беременности и родами, охрану труда, соответствующие льготы и гарантии, установленные законодательством о труде и социальном страховании.

    Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.

    Условия оплаты, льготы и гарантии

    Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненную работу. Заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

    В целях стимулирования безработных граждан для участия в общественных работах законодательством предусмотрено сохранение за ними права на получение пособия по безработице в период участия в общественных работах. Основаниями для выплаты пособия по безработице в период участия безработного гражданина в общественных работах являются уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки, ежемесячно выдаваемой работодателем, о фактически отработанном времени. Таким образом, безработные граждане, участвующие в общественных работах, практически получают двойную оплату. Однако если к моменту направления на общественные работы выплата пособия безработному была приостановлена на определенный срок, пособие по безработице за период участия в общественных работах ему не выплачивается до момента возобновления.

    Для большинства безработных граждан общественные работы не являются подходящей работой, и они могут отказаться от предложения органов службы занятости принять в них участие. Однако для определенных категорий безработных граждан общественные работы являются подходящей работой, и в случае отказа от предложения органов службы занятости принять в них участие граждане могут потерять право на пособие по безработице, а в отдельных случаях им может быть отказано в регистрации их в качестве безработных. К таким категориям относятся граждане:

    впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности);

    отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы:

    состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавшие;

    обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;

    уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

    ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;

    стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;

    направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия.

    В случае участия в общественных работах эти граждане снимаются с учета в качестве безработных и пособие по безработице им не выплачивается.

    Финансирование общественных работ

    Общественные работы финансируются за счет средств организаций, в которых организуются эти работы. Однако учитывая финансовые трудности многих организаций, для проведения общественных работ, как правило, привлекаются средства Фонда занятости и средства субъектов Российской Федерации. Средства Фонда занятости на заработную плату перечисляются на расчетный счет работодателей.

    В договорах может быть предусмотрено смешанное финансирование.

    Понятие общественных работ

    В ч. 2 п. 1 ст. 24 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” общественные работы определены как общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Из п. 6 Положения об организации общественных работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ 14 июля 1997 года, действующего с изменениями от 12 ноября 1999 года и от 20 декабря 2003 года, следует, что общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:

    1) осуществления потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития;

    2) строительства автомобильных дорог, их ремонта и содержания, прокладки водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

    3) проведения сельскохозяйственных мелиоративных работ, а также работ в лесном хозяйстве;

    4) строительства жилья, реконструкции жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановления историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

    5) обслуживания пассажирского транспорта, работ организаций связи;

    6) эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения;

    7) озеленения и благоустройства территорий, развития лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

    8) ухода за престарелыми, инвалидами и больными;

    9) обеспечения оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживания санаторно-курортных зон;

    10) проведения мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные мероприятия, фестивали), по другим доступным видам трудовой деятельности.

    Таким образом, перечень направлений, по которым могут быть выполнены общественные работы, в законодательстве не определен исчерпывающим образом.

    В соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 24 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации”, п. 7 Положения об организации общественных работ к общественным работам не может быть отнесена деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

    Из содержания действующего законодательства можно выделить следующие обстоятельства, характеризующие правовое понятие “общественные работы”. Во-первых, таким обстоятельством является общедоступность трудовой деятельности, осуществляемой в качестве общественных работ. Следовательно, общественные работы не требуют специальной подготовки, специальных навыков, например, навыков тушения пожара, спасения утопающих. Во-вторых, общественные работы должны иметь социальную направленность. Выполнение общественных работ не может служить исключительно цели получения прибыли частными лицами, использующими труд граждан на общественных работах. Трудовая деятельность на общественных работах осуществляется в интересах прав и свобод неопределенного круга физических, юридических лиц на соответствующей территории. В-третьих, общественные работы выполняются в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. В связи с чем должно быть доказано выполнение общественных работ каждым конкретным гражданином, ищущим работу, с целью получения им дополнительной социальной поддержки от органов службы занятости, работодателей, использующих его труд на общественных работах.

    На основании п. 8 Положения об организации общественных работ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого населения об организации общественных работ и условиях участия в этих работах. Следовательно, перечень конкретных видов общественных работ определяется на региональном и местном уровне. Работы, которые включены в этот перечень, должны соответствовать рассмотренному понятию общественных работ. Включение в данный перечень работ, не отвечающих обстоятельствам, характеризующим понятие общественных работ, позволяет не выполнять данные работы без неблагоприятных последствий, в том числе и гражданам, для которых общественные работы являются подходящей работой. Решение о включении в указанный перечень работ, не соответствующих правовому понятию общественных работ, может быть обжаловано в судебном порядке по правилам, установленным для обжалования нормативных правовых актов, поскольку данный перечень отвечает признакам нормативного правового акта.

    Вопросы организации общественных работ решаются и в договорах о совместной деятельности, которые заключаются между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости, с одной стороны, и организациями, выступающими в качестве работодателей, с другой стороны. В соответствии с ч. 3 п. 10 Положения об организации общественных работ условия такого договора должны определять производственные возможности, количество рабочих мест, создаваемых стороной договора для организации общественных работ, место проведения и характер этих работ, сроки начала и окончания, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда. В данном договоре может быть предусмотрено создание специализированных условий для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. С условиями указанного договора должны быть ознакомлены граждане, привлекаемые к общественным работам на его основании. При наличии в данном договоре условий, противоречащих действующему законодательству, например об установлении заработной платы ниже установленного законодательством минимума, заинтересованные лица вправе требовать в судебном порядке исключения из него таких положений.

    В соответствии с п. 11 Положения об организации общественных работ направление граждан на общественные работы производит орган службы занятости, в котором гражданин зарегистрирован с целью поиска подходящей работы. Работодатель заключает с прибывшим к нему по направлению органа службы занятости гражданином срочный трудовой договор на выполнение общественных работ. Во время выполнения общественных работ на граждан распространяется трудовое законодательство. Дополнительным основанием для расторжения срочного трудового договора об участии гражданина в общественных работах является его трудоустройство на другую постоянную или временную работу.

    Учебник “Трудовое право России” Миронов В. И.

    Общественные работы: что это такое, описание и особенности

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    от 14 июля 1997 г. N 875

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

    (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.11.1999 N 1247, от 01.02.2005 N 49, от 11.01.2007 N 4, от 25.03.2013 N 257)

    В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915) Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемое Положение об организации общественных работ.

    ММинистерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего Положения. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 25.03.2013 N 257)

    2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления разработать региональные и территориальные (районные, городские) программы развития общественных работ и формирование на их базе системы организации временных рабочих мест.

    3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 1992 г. N 314 “Об организации общественных работ”.

    4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты по вопросам организации общественных работ в соответствие с Положением, утвержденным настоящим Постановлением. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.01.2007 N 4, от 25.03.2013 N 257)

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    В.ЧЕРНОМЫРДИН

    Утверждено
    Постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 14 июля 1997 г. N 875

    ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

    (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.11.1999 N 1247, от 01.02.2005 N 49, от 11.01.2007 N 4)

    Общие положения

    1. Настоящее Положение определяет порядок организации общественных работ и условия участия в этих работах граждан. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.1999 N 1247)

    2. Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. (п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.1999 N 1247)

    3. Проведение оплачиваемых общественных работ организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения.

    Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.01.2007 N 4)

    4. Общественные работы организуются на предприятиях, в учреждениях и других организациях региона независимо от формы собственности (далее именуются – организации).

    5. Общественные работы призваны обеспечивать:

    осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально – экономического развития, исходя из необходимости и целесообразности организации таких работ;

    Абзац утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 11.01.2007 N 4

    сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

    6. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:

    строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

    проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

    заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

    строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально – культурного назначения, восстановление историко – архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

    обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

    эксплуатация жилищно – коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

    озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

    уход за престарелыми, инвалидами и больными;

    обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно – курортных зон;

    организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

    проведение мероприятий общественно – культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);

    другие доступные виды трудовой деятельности.

    7. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. (п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.1999 N 1247)

    Порядок организации общественных работ

    8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ и определяют объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого населения о порядке организации общественных работ и условиях участия в этих работах.

    В случаях массового высвобождения работников и роста безработицы разрабатываются и утверждаются региональные и территориальные (районные, городские) программы развития общественных работ, на базе которых формируется система организации временных рабочих мест.

    9. Для подготовки предложений по организации и проведению общественных работ органы службы занятости:

    анализируют состояние рынка труда, количество и состав незанятого населения и безработных граждан;

    выявляют спрос и предложение на участие в общественных работах;

    осуществляют сбор информации о возможности проведения в организациях региона общественных работ:

    изучают возможность образования в регионе специализированных организаций для проведения общественных работ;

    рассматривают вопросы совместного финансирования общественных работ с заинтересованными организациями.

    10. Отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.

    В договорах определяются права и обязанности сторон по выполнению договоров об организации и проведении общественных работ.

    Условия договора должны определять производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест и численность участников, место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда.

    В договоре может быть предусмотрено создание специализированных условий для граждан, испытывающих трудности в поиске работы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.01.2007 N 4)

    11. На органы службы занятости возлагаются обязанности по направлению граждан в организации для выполнения общественных работ, информирование зарегистрированных в органах службы занятости граждан о видах организуемых общественных работ и порядке их проведения, условиях, режимах и оплате труда, а также о льготах, предоставляемых организациями при выполнении этих работ.

    Направление граждан на общественные работы

    12. Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, имеют право участвовать в общественных работах по направлениям этих органов.

    Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.

    Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу.

    Услуги по направлению граждан на общественные работы органы службы занятости оказывают бесплатно.

    13. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

    С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор.

    Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. (п. 13 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.1999 N 1247)

    14. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

    Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.1999 N 1247)

    15. Если при организации общественной работы учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства Российской Федерации о труде, в том числе об условиях и нормах по охране труда, и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она считается подходящей для следующих категорий граждан:

    впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности):

    отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы:

    состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавшие;

    обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;

    уволенные более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.11.1999 N 1247)

    ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью; (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.11.1999 N 1247)

    стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва; (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.11.1999 N 1247)

    направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.11.1999 N 1247)

    16. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненную работу, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

    17. В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме участвующих в общественных работах граждан, указанных в пункте 15 настоящего Положения). (п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.1999 N 1247) В указанный период безработным гражданам может оказываться материальная поддержка. (введен Постановлением Правительства РФ от от 11.01.2007 N 4)

    18. Основанием для выплаты пособия по безработице в период участия безработного гражданина в общественных работах является уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки, ежемесячно выдаваемой работодателем о фактически отработанном времени.

    Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до 3 месяцев в случае отказа по истечении 3-месячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы. (п. 18 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.1999 N 1247)

    19. Исключен. – Постановление Правительства РФ от 12.11.1999 N 1247.

    20. Исключен. – Постановление Правительства РФ от 12.11.1999 N 1247.

    Финансирование общественных работ, учет и отчетность

    21. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы. При необходимости для проведения общественных работ привлекаются средства субъектов Российской Федерации и средства фонда занятости.

    22. Средства федерального бюджета на организацию проведения оплачиваемых общественных работ предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.01.2007 N 4)

    23. Органы службы занятости при организации общественных работ осуществляют учет граждан, направленных на общественные работы.

    24. Отчетность по общественным работам осуществляется по установленной государственной статистической отчетности о занятости населения.

    25. Контроль за организацией проведения оплачиваемых общественных работ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.01.2007 N 4)

    Обновление раздела прекращено в 2014 году. Версии законов могут не быть актуальными.

    Общественные работы — что это?

    08.12.2010 Корреспондент: Октябрьская

    Одно из мероприятий, направленное на снижение напряженности на рынке труда Челябинской области это — организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу.

    Оплачиваемые общественные работы организуются в целях обеспечения временной занятости населения.

    Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

    К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

    Общественные работы представляются в виде дополнительной гарантии реализации права граждан на труд, как форма временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Организация общественных работ является одной из важнейших активных мер по преодолению безработицы, сохранению и развитию трудового потенциала, а также действенным способом повышения конкурентоспособности на рынке труда. Услуги службы занятости населения по организации общественных работ бесплатны.

    УЧАСТНИКИ РАБОТ

    Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и безработные граждане.

    Преимущественным правом пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице и состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

    В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме участвующих в общественных работах граждан, для которых общественная работа является подходящей:

    — впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);

    — уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством;

    — прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке;

    — стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

    — отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

    — состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

    — обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ).

    Участие в общественных работах допускается только с добровольного согласия гражданина и в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации о труде и социальном страховании. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные и другие индивидуальные особенности граждан.

    При согласии на участие в общественных работах гражданину необходимо обратиться в Центр занятости населения получить информацию об имеющейся вакансии и направление к работодателю.

    ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ

    Граждане, ищущие работу при первом обращении за государственной услугой, предоставляют следующие документы:

    Заявление–анкету о предоставлении государственной услуги по организации проведения общественных работ или согласие гражданина, ищущего работу, с предположением о предоставлении государственной услуги;

    Документ, удостоверяющий личность гражданина:

    Граждане Российской Федерации представляют паспорт или документ, его заменяющий; Иностранные граждане — документы, удостоверяющие личность и гражданство;

    Лица без гражданства — документы, удостоверяющие личность.

    Граждане, являющиеся инвалидами, предоставляют индивидуальную программу реабилитации, выданную в установленном порядке.

    Граждане, ищущие работу при повторном обращении за государственной услугой, предоставляют следующие документы:

    Документ, удостоверяющий личность гражданина:
    Граждане Российской Федерации представляют Паспорт или документ, его заменяющий;
    Иностранные граждане — документы, удостоверяющие личность и гражданство;
    Лица без гражданства — документы, удостоверяющие личность.
    Граждане, являющиеся инвалидами, предоставляют индивидуальную программу реабилитации, выданную в установленном порядке.

    Безработные граждане при первом обращении за государственной услугой, предоставляют следующие документы:

    Заявление–анкету о предоставлении государственной услуги по организации проведения общественных работ или согласие гражданина, ищущего работу, с предположением о предоставлении государственной услуги;

    Документ, удостоверяющий личность гражданина:
    Граждане Российской Федерации представляют паспорт или документ, его заменяющий;
    Иностранные граждане — документы, удостоверяющие личность и гражданство;
    Лица без гражданства — документы, удостоверяющие личность.
    Трудовую книжку или документ, ее заменяющий, – кроме граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
    Документ об образовании — для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);
    Граждане, являющиеся инвалидами, предоставляют индивидуальную программу реабилитации, выданную в установленном порядке.

    Безработные граждане при повторном обращении за государственной услугой, предоставляют следующие документы:

    Документ, удостоверяющий личность гражданина:

    Граждане Российской Федерации представляют Паспорт или документ, его заменяющий;
    Иностранные граждане – документы, удостоверяющие личность и гражданство;
    Лица без гражданства – документы, удостоверяющие личность.
    Трудовую книжку или документ, ее заменяющий,— кроме граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
    Документ об образовании — для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);

    Граждане, являющиеся инвалидами, предоставляют индивидуальную программу реабилитации, выданную в установленном порядке.

    ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТ

    К общественным работам относятся, как правило, малоквалифицированные, вспомогательные и подсобные работы, по следующим направлениям деятельности: деревообработка; работа в швейных цехах; слесарные работы; обработка и уборка кормовых культур; переработка картофеля; помощь в проведении весеннее–полевых работ; работа на току; уборка урожая различных культур; уничтожение сорняков; посадка саженцев; прополка насаждений; выполнение мелких ремонтно–строительных работ; благоустройство территории рынка; лоточная торговля; неквалифицированная помощь продавцам и поварам; уборка помещений кафе столовых и т.д.; благоустройство, озеленение и очистка территории; приведение в порядок воинских захоронений, мемориалов, братских могил, кладбищ; содержание мест захоронений и т.д.; санитарная очистка внутриквартальных территорий и контейнерных площадок от мусора и бытовых отходов; уборка помещений, лестничных площадок жилых домов, мытье посуды; уборка снега с крыш и территорий; работа по подготовке к отопительному сезону; строительство и охрана новогоднего городска; уход за больными в учреждениях здравоохранения; помощь в содержании и развитии учреждений образования; содержание и использование жилищного фонда и объектов соцкультбыта (детских дошкольных учреждений, спортплощадок, учреждений культуры, здравоохранению, домов престарелых и инвалидов и т.п.); оформление документов; работа в гардеробе, работа вахтером; помощь в организации охраны объектов предприятий, учреждений, организаций.

    ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ

    В организации и проведении общественных работ участвуют Центр занятости населения и организации-работодатели путем заключения соответствующих договоров. Работодатель определяет виды, объемы и сроки выполнения работ, предоставляет соответствующие рабочие места и заключает с работниками, направленными Центром для участия в общественных работах, срочные трудовые договоры в соответствии с требованиями законодательства о труде и социальном страховании.

    В срочном трудовом договоре между гражданином и работодателем определяются права и обязанности сторон, виды и объемы работ, условия труда, рабочее время, выходные дни, оплата труда и дополнительные льготы, предоставление необходимого оборудования, условия наложения штрафа за невыполнение трудовых обязательств и прекращения договора.

    Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

    Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы.

    Участники общественных работ получают заработную плату за фактически выполненный объем работ в соответствии с действующими в организации условиями оплаты труда или на договорной основе, но не ниже минимального размера труда, установленного законодательством.

    Организации вправе устанавливать доплаты к заработной плате и предоставлять участникам общественных работ социальные гарантии и льготы наравне с кадровыми работниками.

    При организации общественных работ с привлечением средств федерального бюджета безработным гражданам может оказываться материальная поддержка сверх заработной платы, выплачиваемой организацией в соответствии с условиями договора.

    Размер материальной поддержки доходов безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, не должен быть меньше минимальной величины пособия по безработице и не превышать его двукратной минимальной величины.

    Период участия в общественных работах зачисляется в трудовой стаж с соответствующей записью в трудовой книжке.

    ОСНОВАНИЯ ОТКАЗА ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГИ

    Отсутствие:

    Заполненного Заявления–анкеты о предоставлении государственной услуги или согласия гражданина, ищущего работу, или безработного гражданина (кроме граждан, для которых в соответствии с Законом о занятости населения оплачиваемая работа, включая временного характера и общественные работы, является подходящей) с предложением работника центра занятости населения;
    Документа, удостоверяющего личность гражданина;
    Трудовой книжки или документа, ее заменяющего,— у безработных граждан (кроме граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
    Документа об образовании — у безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);
    Индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой в установленном порядке,— у граждан относящихся к категории инвалидов.

    На основании личного письменного заявления получатель государственной услуги вправе отказаться от предложения работника центра занятости населения о предоставлении государственной услуги.

    В случае отказа гражданина, ищущего работу, или безработного гражданина от предложения работника центра занятости населения о предоставлении государственной услуги, она может быть предоставлена на основании заявления-анкеты, предоставленного гражданином, ищущим работу или безработным гражданином в центр занятости населения после отказа.

    В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 15.01.2010 N 1–П “О предоставлении субсидий в целях стабилизации ситуации на рынке труда Челябинской области в 2010 году” (вместе с, “Порядком предоставления в 2010 году субсидий работодателям на организацию общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу”), а так же с Постановлением Администрации Октябрьского Муниципального района от 16.02.2010г. N 103 “О базе общественных и временных работ на 2010 год”, было заключено 29 договоров с предприятиями района на организацию общественных и временных работ. За 2010 год в Октябрьском районе организованно более 195 временных рабочих мест в таких организациях как МУП «Октябрьский жилкомсервис», ООО «Октябрьсксельстрой», ООО «Агро–Сельхозпродукт», ООО СХП «Октябрьское», ООО «Каракуль–Агро», СПК «Подовинное», ГУП «Октябрьское ПРСД» и др.

    За счет средств областного бюджета было использовано 2788 тыс. руб., за счёт средств федерального бюджета 810,65 тыс. руб. Эти средства пошли на возмещение затрат работодателю по заработной плате, предусмотренные Областной целевой программой стабилизации ситуации на рынке труда Челябинской области на 2010 год.

    В общественных работах приняло участие 218 человек. Основные виды деятельности:
    проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
    — заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
    — эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
    — озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства.

    А. Леонтьев, ведущий инспектор ГУ ЦЗН Октябрьского района.

    Что такое общественное учреждение?

    Возможно, не все об этом знают, но конституция РФ позволяет гражданам на добровольной основе объединяться в различные организации. Одной из актуальных форм, которая активно используется в России, является общественное учреждение.

    Особенности подобных организаций

    Если речь идет об учреждении, которое можно определить как общественное, то в виду имеется объединение, не имеющее членства и созданное с целью оказания конкретного вида услуг. Какие бы услуги не были определены в качестве ключевой деятельности общественной организации, они должны соответствовать как ее уставу, так и основным интересам участников объединения.

    Общественное учреждение – это такой тип организации, который, в отличие от других подобных структур, имеет двойственность управляющих органов. Если внимательно изучить устав, то можно узнать, что управление как самим учреждением, так и его имуществом могут осуществлять конкретные лица, которых определяют учредители. Тем не менее наряду с этим устав также позволяет использовать в качестве управляющего коллегиальный орган, который формируется по решению участников, не являющихся потребителями и учредителями организации. Такой орган обладает правом совещательного голоса при учредителях, способен определить направление деятельности общественного учреждения в целом, но при этом распоряжаться имуществом организации возможности не имеет.

    Как обстоят дела с имуществом

    Общественное учреждение, независимо от специфики деятельности, неизбежно подразумевает управление материальными ресурсами. Изначально подобные организации могут получить имущество от учредителей на правах оперативного управления.

    В отношении переданных ресурсов может осуществляться пользование, распоряжение и право владения в рамках, которые определены гражданским законодательством и собственными уставными целями организации.

    При этом стоит понимать, что собственниками имущества, закрепленного за учреждением, являются учредители. Это означает, что они имеют полное право на изъятие неиспользуемых, применяемых не по назначению и просто лишних средств структуры.

    Также важно понимать, что общественное учреждение – это некоммерческая организация, которая отвечает по принятым ранее обязательствам финансами, находящимися в ее распоряжении. Если же доступных средств оказывается недостаточно, нести субсидиарную ответственность будет уже собственник учреждения.

    Процесс регистрации

    Очевидно, что для начала деятельности общественного учреждения необходима государственная регистрация. Этот принцип справедлив для всех некоммерческих организаций. Что касается госоргана, который будет заниматься данным процессом, то им является Минюст и Федеральная налоговая служба.

    Для регистрации изначально нужно подать весь пакет документов в Министерство юстиции, и лишь после принятия соответствующего решения есть смысл обращаться в отделение налоговой службы. Рассмотрев полученное решение, ФНС зафиксирует все необходимые данные о регистрируемой организации в ЕГРЮЛ. Вот, собственно, и весь алгоритм действий.

    Актуальные документы

    Важно уделить внимание еще и перечню документов, без которых общественное учреждение в России не сможет пройти этап принятия решения Минюстом, а значит, и процесс регистрации в целом.

    Речь идет о следующих бумагах:

    • устав общественного учреждения (3 экз.);
    • заявление, оформленное согласно законодательству;
    • документ, подтверждающий уплату госпошлины;
    • официальное решение учредителей организации о создании ОУ, утверждении его устава, а также о формировании контрольно-ревизионных и руководящих органов;
    • сведения, касающиеся руководящего органа ОУ.

    Если предоставить все перечисленные выше документы в Минюст, то общественное учреждение пройдет всю процедуру регистрации без особого труда.

    В некоторых случаях для быстрой и грамотной организации данного процесса есть смысл воспользоваться услугами квалифицированных юристов.

    Устав

    Изначально стоит понимать, что любая общественная организация должна иметь четко определенные принципы деятельности, управления и ясно очерченные грани ответственности. Не является исключением и общественное учреждение. Устав такой структуры – это документ, в котором зафиксирована прежде всего информация о том, с какой целью создавалась конкретная организация и какой юридический статус она имеет.

    Далее идет описание структуры организации. Это могут быть сведения о различных отделениях, форме их организации и поставленных задачах. Затем подробно описываются конкретные цели самого учреждения в целом, причем делается это максимально детально. После прочтения данного раздела должны быть ясными все задачи организации.

    В следующих пунктах необходимо объяснить, какие обязательства на себя принимает общественное учреждение и какими правами (возможностями) оно обладает для достижения определенных раннее целей.

    После этой части устава есть смысл уделить внимание информации о руководящих органах, участниках организации и самих учредителях. Здесь нужно детально описать условия вступления в структуру, обязанности и права ее членов, а также степень компетенции руководящих органов.

    В качестве завершения нужно определить условия и порядок таких процессов, как реорганизация и ликвидация. Не будет лишним также отразить в уставе информацию о том, при каких условиях могут вноситься изменения и дополнения.

    Какие права предоставлены ОУ

    Эту тему стоит рассмотреть отдельно, поскольку для такой организации, как общественное учреждение, права и обязанности играют решающую роль в процессе формирования стратегии деятельности.

    Итак, вот что может себе позволить ОУ:

    • использовать те полномочия, которые предоставлены законами об общественных объединениях, причем делать это в полном объеме;
    • различными способами распространять информацию о деятельности организации;
    • как защищать, так и представлять законные интересы, равно как и права участников структуры в общественных объединениях, органах государственной власти, а также местного самоуправления;
    • приобретать имущество для полноценного ведения предпринимательской деятельности;
    • вносить различные предложения в органы госвласти и официально выступать с инициативами, касающимися общественной жизни конкретного региона;
    • заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку она необходима для достижения целей организации, отмеченных в уставе;
    • приобретать имущество, необходимое для полноценного ведения выбранной деятельности;
    • создавать собственные организации, филиалы и отделения, а также представительства на территории других стран;
    • ОУ имеет правовые возможности для поддержания международных связей и контактов.

    Обязанности

    Прежде всего учреждение должно соблюдать законодательство РФ и нормы международного права, которые имеют отношение к его деятельности. Помимо этого, к обязанностям ОУ можно отнести следующие пункты:

    • предоставлять органу, принимавшему решение о регистрации организации, все необходимые отчеты, а также решения всех должностных лиц и руководящих органов;
    • допускать представителей упомянутого выше органа на мероприятия организации, ежегодно информировать о продолжении деятельности, а также оказывать содействие при ознакомлении с различными ее гранями;
    • каждый год публиковать отчет о том, как было использовано имущество организации, при этом данный документ должен быть доступным.

    Ну и, само собой, общественное учреждение должно придерживаться обязательств в рамках свой ключевой деятельности.

    Заключение

    Особенностью общественного учреждения является тот факт, что оно создается именно для коммерческой деятельности и не имеет членства.

    Этот формат общественной организации хорош тем, что позволяет без труда масштабировать деятельность как в рамках страны, так и за ее пределами.

    Основные положения об общественных организациях

    Это объединение, основанное на добровольных началах, с системой самоуправления и некоммерческими целями деятельности.

    Понятие и виды общественных организаций

    Общественная организация – объединение, основанное на добровольных началах, характеризующееся наличием системы самоуправления, некоммерческими целями деятельности, формированием на основании инициативы граждан.

    Цели деятельности таких организаций – реализация интересов, которые провозглашены Уставом сообщества, без получения коммерческой выгоды. Задачей некоммерческих объединений является также удовлетворение духовных потребностей граждан.

    Право на образование некоммерческих структур подтверждается Конституцией Российской Федерации, регулируется нормам гражданского права.

    Основные положения об общественных организациях содержатся в Гражданском кодексе и нормативных актах. Общественное объединение может существовать только на добровольных началах, никто не может принудить участвовать в деятельности такой организации.

    По критерию организатора общественные организации делятся на:

    • Объединения (формируются физическими лицами);
    • Ассоциации (формируются юридическими лицами).

    В зависимости от цели деятельности существуют такие виды общественных организаций:

    • Политические партии.
    • Общественные движения.
    • Профессиональные союзы.
    • Организации самодеятельности.
    • Общественные самоуправления по территориальному принципу.

    Данные виды входят в перечень некоммерческих организаций, деятельность которых регулируется нормами Гражданского кодекса, Федеральных законов «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях».

    Цели создания общественных организаций, их деятельность

    Общественные организации действуют с целью реализации задачи, направленной на удовлетворение нематериальных, духовных интересов граждан.

    Объединения являются некоммерческими, поэтому получение материальных благ – не первостепенная задача, но, согласно нормам законодательства, они все-таки могут иметь некоторую денежную прибыль.

    Если материальная выгода, получаемая некоммерческой организацией, используется для реализации основной цели деятельности, она может быть задействована в рамках предоставления законных услуг, реализации продукции.

    Основные цели и задачи деятельности общественных организаций изложены в уставном документе юридического лица – Уставе. Основой формирования общественного объединения является общность интересов членов сообщества.

    Основная цель деятельности зависит от типа общественной организации:

    • Защита профессиональных интересов представителей определенных специальностей;
    • Реализация религиозных и культурных прав граждан;
    • Образовательная и просветительская деятельность;
    • Политическая деятельность;
    • Развитие системы местного самоуправления;
    • Развитие искусства и рукоделия, литературы, музыки и других направлений искусства.

    Правовые основы функционирования общественных организаций

    Основанием для функционирования общественных организаций являются нормы российского законодательства в сфере гражданского права.

    Ключевые моменты зафиксированы в Конституции – основном законе Российской Федерации.

    Особенности деятельности регулируются законами федерального уровня, нормативно-правовыми актами.

    Государственная регистрация общественного объединения

    Государственная регистрация общественных объединений необходима для начала активной деятельности. Регистрация требуется для получения данным объединением прав юридического лица и полноценного осуществления деятельности в рамках закона.

    Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» гласит, что решение о возможности регистрации должно приниматься федеральными органами власти, которые имеют полномочия в данной сфере.

    Когда такое решение принимается, общество вносится в ЕГРЮЛ. Важную роль в регистрации, на основании законодательства, играет Федеральная налоговая служба.

    Согласно закону, регистрация юридических лиц некоммерческой направленности осуществляется по общим правилам регистрации юридических лиц. В уведомительном порядке в реестр вносятся компании, главная цель работы которых – профсоюзная деятельность, они являются ассоциацией профсоюзов.

    Особенности имущественных отношений внутри общественных организаций

    Данная форма существования юридических лиц формируется с условием, что участники такого сообщества не имеют материальных (имущественных) прав. Основная деятельность – некоммерческая.

    Данные юридические лица могут иметь прибыль от законной деятельности, но она не является основной целью, а может быть использована для реализации уставной задачи.

    Стоит отметить, что полученные от предоставления услуг или реализации продукции доходы, не могут распределяться между членами сообщества.

    Юридическое лицо может иметь имущество, сформированное из членских взносов, выплаченных на добровольном основании. Вся деятельность и порядок организации сбора взносов регулируется Уставом организации.

    Объединение общественных организаций в ассоциации (союзы)

    Согласно закону, общественная организация, по решению участников сообщества, может преобразоваться в союз или ассоциацию путем объединения.

    Цели деятельности могут быть направлены на достижение общественно значимой идеи, интересов и благ для граждан, не связанными с получением выгоды.

    В союзы могут объединяться лица физические и юридические.

    На основании принятия решения об объединении, после официальной процедуры и разработки Устава, формируется новое юридическое лицо.

    Преобразование общественной организации

    Согласно решению участников организации, возможно преобразование сообщества.

    Преобразование юридического лица данного типа возможно в такие виды сообществ:

    • Союз или ассоциация;
    • Фонд;
    • Автономная некоммерческая организация.

    Реорганизация в общественную организацию в обратном направлении может осуществиться только из ассоциации.

    Преобразование возможно только в порядке, предусмотренном нормами закона.

    Автор статьи

    Кузнецов Федор Николаевич

    Вопросы и ответы юристов

    Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

    Объединение в Ассоциацию без присвоения юридического статуса

    пожалуйста, у нас – три спортивных военно-патриотических клуба, один из которых является юридическим лицом и зарегистрирован в Министерстве Юстиции. Можем ли мы объединиться и называться Ассоциацией, не регистрируясь в МинЮсте?

    • Ответ юриста
    • Дополнительные вопросы (0)
    • Комментарии юристов (0)

    Согласно ст.123.8 ГК РФ:

    Согласно ст.12 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) “О некоммерческих организациях” (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2020):

    1. Юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.

    Согласно ст.3 Закона:

    создание общественной организации

    Я являюсь директором автономной некоммерческой организации, еще индивидуальный предприниматель, т е есть свое ИП. Сейчас меня интересует вопрос регистрации общественной организации, скорей всего создание ассоциации. Ка это нужно оформить?

    • Ответ юриста
    • Дополнительные вопросы (0)
    • Комментарии юристов (1)

    Здравствуйте! Регистрация общественной организации в России производится согласно установленным правилам Федерального закона РФ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». По закону, чтобы оформить общественное объединение в структурах исполнительной власти, требуются волеизъявления не менее трёх физлиц-учредителей и соответствующие документы. При этом оформление подобного общества осуществляется после того, как учредители на общем голосовании решили создать юрлицо, утвердили устав и сформировали руководство. На данный момент вопросами оформления общественных организаций занимается Министерство юстиции РФ. Минюст и его региональные отделения принимают решения о госрегистрации объединения, включая вопросы его создания, реорганизации либо ликвидации. Все изменения в учредительной документации и включение определенного союза в ЕГРЮЛ. Наши специалисты готовы Вам помочь в регистрации общественной организации. Для вас имеется скидка 50% по промокоду “МИП”.

    Полномочия группы членов региональной организации в муниципальном районе

    Есть региональная общественная организация. Какими полномочиями может наделяться группа членов этой организации в районе? Какими документами может обеспечиваться деятельность этой группы?

    • Ответ юриста
    • Дополнительные вопросы (0)
    • Комментарии юристов (0)

    Добрый день!Все полномочия прописаны в учредительных документах. Согласно ст. 14 Федеральный закон “О некоммерческих организациях” от 12.01.1996 N 7-ФЗ, Учредительными документами некоммерческих организаций являются:

    обращение взыскания службой судебных приставов на имущество

    могут ли приставы обратить взыскание на право собственности на имущество и средства члена общественной организации, переданные общественной организации для реализации уставной деятельности? исполнительное производство ведётся по уголовному штрафу по приговору суда

    • Ответ юриста
    • Дополнительные вопросы (0)
    • Комментарии юристов (1)

    Чтобы не тратить время на приставов, есть отличный способ выплаты долгов, а именно: должник просит у взыскателя банковские реквизиты и перечисляет ежемесячно (электронно или пополняет карту взыскателя наличными) обязательно сохраняя при этом квитанции. ГЛАВНОЕ ПРИ ПЕРЕЧИСЛЕНИИ ИЛИ ПОПОЛНЕНИИ – УКАЗЫВАЙТЕ НАИМЕНОВАНИЕ ПЕРЕВОДА. НАПРИМЕР “ВЫПЛАТА ПО РЕШЕНИЮ/ПОСТАНОВЛЕНИЮ (название суда) от 09.11.2018 г. Данный вариант расчета с взыскателем, создаст максимально комфортные условия для погашения и расчета по долгам. Для перечисления алиментов откройте в банке именные счет/счета на детей и перечисляйте на них алименты.

    Узнайте о своих долгах http://fssprus.ru

    Имеют ли право судебные приставы вскрывать квартиру без хозяина. http://advokat-malov.ru/stati/mozhet-li-sudebnyij-pristav-vojti-v-kvartiru.html (ГК РФ Статья 388. Условия уступки требования ч. 2. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника).

    Нужно показать документы подтверждающие право собственности на имущество (чеки, квитанции). Показать документы, доказывающие принадлежность другому лицу: товарные чеки, договоры, дарственные, электронные квитанции, банковские выписки, акты передачи по наследству, оформите простой договор купли-продажи; в случае неимения никаких документов, необходимо просить сотрудников направить запросы в организации, где могут подтвердить собственность того или иного предмета имущества. Эта процедура может занять длительное время, на период которого имущество будет изъято; когда определить принадлежность невозможно, существует право требования об исключении имущества, освобождения от ареста и ограждении от реализации. Для этого нужно отправить заявление установленного образца и ждать начала дела в судебной инстанции. Важно отметить, что лицом, направляющим такое письмо может быть не только сам собственник вещи, но и ее залогодержатель или другое заинтересованное в этом лицо. Перечень того, что останется во владении и пользовании дебитора в любом случае утверждены Законом ФЗ №229 от 01.02.2008. Список выглядит следующим образом: квартира, дом или иное жилое помещение, которое считается единственным местом проживания (если оно не является предметом залога); вещи индивидуального пользования для каждодневного употребления в бытовом смысле; личные медали, ордена и другие награды; средство передвижения, используемое для получения заработка, работы; материалы для отопительных действий и готовки еды; финансы, равные прожиточному минимуму, установленному в регионе.

    Любой неправомерный шаг представителя ФССП может быть обжалован в течение 10 дней стороной, в отношении которой открыто исполнительное производство или другим лицом, чьи права были нарушены. Претензия пишется на руководителя службы или сразу в виде иска в суд. Каждый случай рассматривается отдельно, и при доказательстве превышения полномочий вещи будут возвращены заявителю.

    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018, с изм. от 19.12.2018) ТК РФ Статья 138. Ограничение размера удержаний из заработной платы. Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику. Согласно ТК РФ, размер удержанной в счет долга зарплаты исчисляется в следующих пропорциях: по закону – 20% от зарплаты; по федеральному закону или решению суда – 50% от зарплаты; исключения из правил (например, алименты) – 70%. Наиболее распространенной ставкой является 50% удержания от заработной платы в счет кредитного долга. Если у заемщика есть дети, то размер удержания сокращается: Наличие 1-2 детей – судебные приставы не вправе удерживать свыше 30%; Наличие ребенка, обучающегося в ВУЗе не на бюджетной основе – 30%. Смерть супруга и наличие несовершеннолетних детей – 25%. Смерть супруга и отсутствие несовершеннолетних детей – 50%. По закону, суд не может удерживать из следующих видов прибыли: 1.Материнский капитал и иные выплаты на содержание ребенка; 2.Компенсации за работу на вредном производстве или в сложных климатических условиях; 3.Возмещение вреда здоровью, полученному в связи с трудовой деятельностью должника (выплачиваются страховыми компаниями или работодателями); 4.Денежные выплаты семье погибшего на производстве; 5.Выплаты гражданину, осуществляющему уход за инвалидом I группы; 6.Начисления в период увольнения сотрудника. В соответствии с нормами п. 12 ч. 1 ст. 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ на пособия гражданам, имеющим детей, начисление которых производится из средств федерального или регионального бюджета (в том числе внебюджетных гос. фондов — ФСС, ПФР и ФОМС) не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

    Статья 446 Гражданского процессуального кодекса РФ и статья 101 Закона об исполнительном производстве содержат информацию о том, какое имущество не подлежит аресту: единственное жилье, если оно не куплено в кредит и не заложено (когда речь идет про частный дом, то землю, на которой он стоит, также арестовать не могут); предметы первой необходимости, личные вещи, бытовая техника в рамках обеспечения нормальных условий жизни; вещи для выполнения профессиональных обязанностей, стоимость которых не более 100 минимальных размеров оплаты труда; домашние животные и птица, содержащиеся не для извлечения прибыли, а также необходимые для них пастбища, корма и постройки; семенной фонд для будущих посадок; дрова, уголь и другие вещества, необходимые для отопления помещений в течение одного сезона; транспорт, принадлежащий инвалиду и необходимый ему для передвижения; принадлежащие должнику почетные знаки, медали, ордена и т.п. Зная, на какое имущество нельзя наложить арест, стоит помнить, что существует достаточно обширный список защищенных от взыскания пособий, доплат, выплат, в том числе: компенсации по ущербу здоровью; выплата по потере кормильца, по ранению или кончине при выполнении профессионального долга, пострадавшим в катастрофах; дотация по уходу за инвалидом; федеральные доплаты на приобретение лекарств, оплату проезда и пр.; алименты; командировочные и амортизационные; пособие по рождению, смерти (пособие на погребение) или по случаю бракосочетания; выплаты по соцстрахованию (исключения – пенсии и больничные); детские пособия и маткапитал, госпомощь пострадавшим от теракта или по факту смерти близкого родственника; финпомощь, оказываемая благотворителями; компенсация за туристическую путевку.

    Читайте также:
    Иностранная валюта: что это такое, описание и особенности
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: