Общественный порядок: что это такое, описание и особенности

Общественный порядок: понятие. Охрана общественного порядка

Каждый человек осознанно либо бессознательно в своей деятельности руководствуется теми или иными правилами. Они выступают в качестве образцов, моделей поведения. Все эти правила различны и по своему содержанию, и по способам возникновения. Однако объединяет их одна цель. Эти модели позволяют предупредить действия, разрушающие правопорядок и общественный порядок.

Классификация норм

По своему предмету регулирования правила можно разделить на две больших категории. К первой относят социальные нормы. За счет них формируется правопорядок и общественный порядок. Они координируют отношения между людьми и их группами. Во вторую категорию входят нормы технического характера. Они регулируют взаимодействие между человеком и окружающим его миром – техникой и природой.

Социальные нормы

Они выступают в качестве правил поведения, при соблюдении которых формируется общественный порядок. Существующие модели поведения иллюстрируют, как нужно поступать в тех или иных случаях. Социальные нормы регулируют отношения в обществе, выступая в качестве средства управления, необходимого условия для развития и жизни человечества. Таким образом, обеспечение общественного порядка зависит от непосредственного их действия.

Технические нормы

Эти модели указывают на то, как нужно вести себя в отношении разнообразных природных объектов, сложных и простых приспособлений, как формировать материальные ценности. В соответствии с тенденциями развития современного мира, в особенности в течение последних двух столетий, отмечается обострение экологической, сырьевой, ядерной, энергетической и ряда других глобальных проблем. В этой связи все больше технических норм переходят в разряд социальных, образуя качественно новый пласт. Эти новые модели позволяют регулировать взаимодействия между людьми в процессе исполнения ими технических инструкций и правил. Таким образом, они также косвенно регулируют общественный порядок. К таким нормам, например, относят предписания, действующие в сфере материального права, ПДД, стандарты по эксплуатации разного оборудования, ПТБ при хранении, транспортировке и использовании взрывчатых, отравляющих и прочих токсических соединений и так далее.

Общественный порядок: понятие

Необходимость установления надлежащих условий жизнедеятельности обусловливается самой природой социума. Он нуждается в стабильной, устойчивой системе отношений, дисциплине, правилах, предотвращающих такие правонарушения. Общественного порядка не существует в мире, где царит распущенность, безнаказанность, безнравственность. В теории государства и права установлено, что для любого способа производства материальных благ требуется упрочение социальных взаимодействий и связей. Без этого немыслима целеустремленная и совместная деятельность человечества. Что же представляет собой общественный порядок? Понятие в доклассовом обществе предполагало наличие у людей определенных традиций и обычаев. На основании их население вступало во взаимоотношения, выполняло ту или иную деятельность. После появления частной собственности, разделения труда, образования классов обеспечение охраны общественного порядка осуществляется посредством моральных и юридических норм, установленных государством.

Суть явления

Общественный порядок формируется из волевых взаимоотношений между людьми, проявляющихся в их поведении и действиях. Они выступают в качестве результата их сознательной деятельности. Государство и политическая система оказывают активное воздействие на отношения между людьми. Организация общественного порядка выступает в качестве одной из основных функций власти. Реализация этой задачи осуществляется посредством принятия определенных законов, контроля над их соблюдением и исполнением. Таким образом, общественный порядок в рамках государства представляет собой социально-юридическую категорию, основанную на отношениях между людьми при следовании ими установленным нравственным, моральным и прочим нормам. Неприкосновенность этой системы гарантируется властью. Суть явления формируют относительно устойчивые, закономерные, необходимые внутренние связи, которые присущи порядку и объединяют все его элементы в один комплекс.

Взгляд на проблему

Общественный порядок как систему социальных отношений и связей в литературе и законодательстве рассматривают в широком и узком смысле. В последнем случае речь идет о том, что установленные правила распространяются не на все существующие взаимодействия, а только на их определенную часть. Необходимость такого разделения обусловливается многообразием и разносторонностью отношений между людьми в каждой конкретной области, наличием особых юридических норм, направленных на регулирование этих связей.

Кроме этого, следует учесть и установленные в законодательстве виды ответственности за подобные преступления. Общественного порядка не будет, если государство не предусмотрит определенные инструменты регулирования. Использовать их уполномочены далеко не все институты власти. Для их применения формируются соответствующие органы общественного порядка. Их компетенция, обязанности и возможности строго регламентированы законом. Вместе с этим в системе отводится особое место и для граждан. В охране общественного порядка в той или иной степени могут участвовать все люди, проживающие на территории страны. Однако население не обладает такими полномочиями, какими наделены разные инстанции. В этой связи безопасность и охрана общественного порядка людьми реализуются путем соблюдения установленных в законах предписаний и норм.

Основные цели

Рассматривая общественный порядок как социально-юридическую категорию, следует отметить обусловленность системы потребностями населения, удовлетворение которых происходит в процессе взаимодействия между разными людьми. Отношения складываются в соответствующих местах в ходе общения. Цель всей этой системы состоит в обеспечении спокойной для жизни человека обстановки, нормальных условий для отдыха и труда, деятельности организаций, учреждений, служб, инстанций, институтов власти.

Общественные места

В законодательстве нет четкого определения данного термина. Тем не менее в нормах предусматривается примерный перечень мест, относящихся к категории общественных. В него, в частности, входят:

  • Транспортные магистрали.
  • Парки.
  • Аэропорты.
  • Вокзалы.
  • Пристани.
  • Улицы.
  • Площади и так далее.

В литературе общественное место определяется как территория, на которой происходит общение между людьми для удовлетворения разных жизненных нужд. Итак, данный термин связан с пребыванием на одной местности группы лиц. Нарушение общественного порядка, таким образом, будет затрагивать интересы других людей, находящихся с виновным лицом на одной территории. Это обстоятельство объясняет установление наказания за одно и то же деяние, совершенное в местах скопления людей и вне их. В первом случае оно будет рассматриваться как нарушение общественного порядка и повлечет за собой ответственность. Например, закон предусматривает наказание за распитие алкоголя в парке, на улице и т. д.

Читайте также:
Почерковедческая экспертиза: что это такое, описание и особенности

Материальное содержание

Этот элемент общественного порядка включает в себя реально существующие социальные отношения. В качестве материальной основы выступают:

  1. Экономический режим в стране.
  2. Политическое устройство государственного аппарата.
  3. Вид демократии.
  4. Действительные нужды и интересы населения (членов общества).
  5. Система взаимоотношений между людьми и необходимость в их регулировании.

Волевой элемент

Он проявляется в поведении лиц, которые принимают участие в охране общественного порядка, его формировании, поддержании. Волевые акты человека, выступая в качестве функции его психики, имеют тесную связь с реальностью и зависят от действительности. Те или иные действия, которые совершает индивид в области общественного порядка, могут соответствовать предъявляемым законом требованиям. За счет этого происходит упрочение социального положения в стране. Поведение человека может и противоречить установленным нормам. В этом случае его действия при определенных обстоятельствах расцениваются как преступления против общественного порядка.

Субъективная воля проявляется в сознательном производстве поведенческих актов, необходимых человеку для достижения каких-либо целей. В данном случае особое значение имеет воспитание у личности уважительного отношения к установленным социальным нормам, посредством которых осуществляется поддержание и охрана общественного порядка. Государственная воля выражается в законодательных актах. Она является обязательной для всех. Правила и предписания устанавливают модели поведения людей, регулируют отношения между ними и прочие важные аспекты социальной жизни. За счет такого нормативного влияния на действия, поведение, то есть волю, участников взаимодействий осуществляется государственная охрана общественного порядка.

Юридический аспект

Нормы, которые действуют в сфере общественных отношений, координируют поведение граждан посредством:

  • Введения запретов на совершение действий, вызывающих негативные последствия для социума.
  • Установления правил, которые предписывают возможное или должное поведение людей.
  • Определения компетенции и регулирования деятельности уполномоченных на охрану порядка субъектов.
  • Установления ответственности за несоблюдение предписаний и запретов.

Таким образом, нормативное регулирование охватывает достаточно широкий круг отношений, которые складываются между людьми в рамках общественного порядка.

Конституционные предписания

Нормы основного закона занимают ведущее место в сфере юридического регулирования отношений в рамках общественного порядка. Конституционные предписания не только выражают основные принципы государственного устройства и взаимодействия между субъектами. Они возлагают обязанность на граждан и объединения, должностных лиц, государственные и территориальные органы соблюдать установленные правила. В частности, на территории РФ запрещается формирование и функционирование организаций, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение и разрушение целостности строя страны, разжигание религиозной, национальной, расовой, социальной розни.

Законодательные и подзаконные акты

Они также играют немаловажную роль в обеспечении общественного порядка. Нормы, направленные на формирование нормальных и спокойных условий для жизнедеятельности населения и организаций, предусматриваются в Уголовном, Административном и других кодексах. Они также присутствуют в правительственных постановлениях и президентских указах, актах, принятых иными органами исполнительной и представительной власти субъектов и муниципальных образований.

Мораль, обычаи и традиции

Эти элементы существуют в обществе с давних времен. Они накладывают на людей определенные обязательства, выступают в качестве средств предупреждения любого преступления против общественного порядка. Мораль воспитывает человека в духе неуклонного и точного соблюдения закона, уважения достоинства и чести других людей. Она способствует развитию непримиримости к антиобщественным проявлениям, формированию добросовестного исполнения тех или иных обязанностей, ответственности и прочего. Вместе с этим моральные нормы являются основой для мер воздействия на тех, кто не соблюдает законодательство. Антисоциальные действия могут стать предметом обсуждения на собраниях товарищеского суда, трудового коллектива и так далее. От соблюдения моральных устоев и правил общежития во многом зависит состояние порядка в обществе, его прочность в рамках государства.

Антисоциальные проявления: потенциальная угроза

Чем более развитым и цивилизованным становится общество, тем сильнее в нем проявляется нетерпимость к разным разлагающим его действиям. В этом смысле все большее значение с течением времени приобретает соблюдение всеми людьми установленных норм поведения. Необходимость укрепления и поддержания общественного порядка обусловливается интересами государства, всего населения и каждого человека в отдельности. Установленные нормы отражают волю большей части людей, проживающих в стране, способствуют развитию и совершенствованию отношений между субъектами. Предписания охраняют законные интересы, свободы и права людей, организаций, предприятий, учреждений.

Участие государства

Вопросы, касающиеся укрепления и поддержания порядка в обществе, являются предметом заботы власти. Государство, особенно в современных условиях, уделяет внимание в первую очередь воспитанию у населения уважения к законам, правильного отношения к принимаемым нормам и действующим правилам. Первостепенное значение в деятельности власти уделяется искоренению нарушений в сфере трудовой дисциплины, предотвращению взяточничества и хищений, хулиганства, пьянства и прочих антисоциальных проявлений. Пристальное внимание направлено на защиту личности, стабилизацию ее положения в государстве, сохранность и обеспечение реализации экономических, политических и прочих прав и свобод. Вместе с этим усиливается и ответственность людей за свое поведение перед коллективом, властью, другими индивидами. Достижение поставленных целей осуществляется государством посредством последовательного внедрения мер воспитательного, организационного и законодательного характера. Они направлены на усиление прочности юридической основы жизни, дисциплины, борьбы с антисоциальными проявлениями.

Инструменты воздействия

Меры по укреплению порядка в обществе предусматриваются в отечественном законодательстве. В последние годы оно претерпело ряд существенных изменений. В частности, в 1991-м и в последующие за ним годы были приняты законодательные акты, которые непосредственно ориентированы на обеспечение порядка в стране и обществе, сохранение безопасности в государстве. К ним, в частности, относят ФЗ о:

  • о полиции;
  • чрезвычайных положениях;
  • оперативно-разыскной деятельности;
  • безопасности;
  • внутренних войсках МВД РФ и многие другие.

Установление и поддержание социальной стабильности

Охрана общественного порядка – это осуществление государственными институтами совместно с социальными объединениями разных мер, направленных на защиту жизни и здоровья, достоинства и чести, свобод, интересов людей, организаций, учреждений, должностных лиц, предприятий. Целью их применения выступает создание спокойной обстановки в населенных пунктах, благоприятствующей отдыху и труду, стабильной работе социальных объединений, государственных институтов, коллективов предприятий. Система мер включает в себя правовое регулирование – принятие уполномоченными инстанциями соответствующих актов, координирующих поведение населения, а также реализацию всеми субъектами этих предписаний.

Читайте также:
Осмотр трупа: что это такое, описание и особенности

Практическое использование мер

Оно выражается в деятельности уполномоченных органов по пресечению и предупреждению антисоциальных действий, привлечению виновных лиц к ответственности. Меры реализуются также посредством содействия компетентным объединениям и инстанциям в создании и поддержании нормальных условий для общения и взаимоотношений людей в ходе трудовой, производственной и иной разрешенной законом деятельности, а также при удовлетворении ими своих духовных и материальных нужд. Немаловажное значение в использовании инструментов воздействия имеет и обеспечении гарантий для исполнения обязанностей и осуществления прав всеми субъектами.

Способы поддержания стабильности

Комплексный и достаточно сложный характер сферы регулирования общественного порядка требует формирования разных методов его охраны. С учетом специфики нормативного регулирования и характера используемых мер различают несколько способов поддержания стабильности в государстве. К ним относят:

  1. Оперативно-разыскной метод. Этот способ предусматривает использование мер, направленных на раскрытие и предотвращение преступлений в рассматриваемой области. Такая деятельность также ориентирована на розыск и задержание лиц, которые скрываются от ответственности, следствия и суда.
  2. Административно-правовой способ охраны. Он предполагает применение мер организационного и нормотворческого характера. Инструменты административного воздействия позволяют пресекать и предупреждать правонарушения. Ответственность в этом случае проявляется в форме применения соответствующих взысканий к виновным.
  3. Уголовно-правовое регулирование. Этот способ реализуется посредством привлечения к ответственности и применения наказаний к виновным лицам в порядке, установленном в УК и УПК РФ.
  4. Гражданско-правовой метод обеспечения общественного порядка предусматривает использование средств для защиты интересов людей, организаций, предприятий от посягательств, связанных с причинением материального или морального вреда.

Взаимодействие с другими сферами жизнедеятельности

Общественный порядок имеет тесную связь с социальной безопасностью. Она, как это указано в юридических изданиях, состоит из отношений, которые касаются локализации (предотвращения) негативных для здоровья и жизни людей и их имущества действий и явлений, которые, в свою очередь, выступают в качестве последствий поведения отдельных лиц или действия природных сил. Отношения в сфере безопасности имеют свою специфику. Однако она не создает препятствий для соблюдения норм и правил поведения в социуме.

Более того, укрепление общественного порядка способствует усилению безопасности отдельного человека и всего населения в целом. Для уяснения сущности указанных явлений особое значение имеет вопрос о соотношении их с еще одной сферой жизнедеятельности. Речь, в частности, идет о правопорядке. Его рассматривают как правильное, налаженное устройство и состояние чего-либо. Правопорядок и общественный порядок – две взаимосвязанных категории. Первая используется для характеристики состояния отношений в социуме, которое формируется при регламентации взаимодействий юридическими нормами и их реализации. Правопорядок и общественный порядок выполняют общие функции – устанавливают стабильность в социальной сфере.

newinspire

  • Лекции по экономической теории
  • Лекции по бюджетной системе РФ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по экономической безопасности
  • Экономический обзор
  • Спортивный обзор
  • Курьезы

Соотношение понятий общественный порядок и государственный порядок

Рассмотрим соотношение понятий общественный порядок и государственный порядок .

Конституционные термины и понятия « общественный порядок » (п. «е» ст. 114 Конституции РФ) и «общественная безопасность» (п. «б» ст. 72 Конституции РФ) не имеют единого конкретного легального определения.

В научном же, доктринальном истолковании этих терминов и понятий отмечается два принципиальных момента:

во-первых, различается понятие общественного порядка в широком социально-политическом смысле и в более узком, собственно административно-организационном этого слова;

во-вторых, понятие общественного порядка неразрывно связывается с более широкими категориями установленного государственного порядка и порядка управления.

В широком социально-политическом смысле под общественным порядком можно понимать всю систему общественных отношений, фактически сложившуюся в обществе на основе действующей в нем Конституции и другого законодательства в данный момент исторического развития, независимо от конкретных форм государственного устройства и политического режима (капитализм, социализм, тоталитаризм, демократия и т.д.).

В этом плане общественный порядок государственно-организованного общества включает в себя последовательно такие категории, как: установленные государственный порядок, порядок управления и общественный порядок в узком административно-организационном смысле.

Государственный порядок включает в себя установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другим федеральным законодательством правовые нормы и правила, регламентирующие политические, экономические, правовые основы организации и деятельности государства:

— федеративное государственное территориальное устройство, организация избирательной системы, правила денежной эмиссии, защиты и обеспечение устойчивости рубля;

— установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирования федеральных органов государственной власти;

— порядок установления и использования символов государства (герба, флага, гимна) и другие основы жизнедеятельности государственно-организованного общества.

Все нормы и правила соблюдения государственного порядка устанавливаются только высшими федеральными органами государственной власти, действуют в общегосударственном масштабе, а обязанность соблюдать государственный порядок возлагается на все государственные органы любого иерархического уровня всех ветвей власти и их должностных лиц, а также на всех российских и иностранных физических и юридических лиц, действующих на территории нашего государства.

Органами защиты и охраны государственного порядка выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ.

В случаях возникновения угроз национальной государственной безопасности от нарушений правил и норм государственного порядка к его защите по указанию Президента РФ могут привлекаться необходимые силы и средства соответствующих спецслужб Российской Федерации.

Порядок управления, являясь продолжением государственного порядка и составной частью общественного порядка в широком смысле этого слова, включает в себя совокупность правил и правовых норм, регламентирующих деятельность только государственных органов исполнительной власти и их должностных лиц во взаимоотношениях с различными звеньями государственного аппарата, а также с физическими и юридическими лицами в различных областях, отраслях и сферах реализации исполнительной власти (государственного управления).

Читайте также:
Простое большинство: что это такое, описание и особенности

Сюда можно отнести, например, правила государственного учета и отчетности физических и юридических лиц о результатах своей деятельности, правила работы кадровых служб государственного аппарата, правила пользования печатями и штампами, правила досмотра ручной клади и багажа пассажиров аэрофлота, многочисленные таможенные правила и т.д. и т. п.

Защита и охрана порядка управления, установленного в различных областях, отраслях и сферах государственного управления, осуществляется силами и средствами действующих там многочисленных контрольных и надзорных органов различных министерств и ведомств. За административные правонарушения против порядка управления предусмотрена административная ответственность (ст. 19.1-19.25 КоАП РФ).

Общественный порядок в узком значении и в собственном административно-организационном смысле (юридическом, а не социально-политическом) представляет собой комплексную совокупность установленных государством правил (норм) жизни и деятельности (поведения) граждан за пределами сферы трудовой (служебной) деятельности: в общественных местах (улицы, площади, парки, общественный транспорт и все другие места массового скопления людей), по месту жительства (дом, квартира, гостиница), по месту пребывания в семье, у родственников, знакомых.

Правила общественного порядка распространяются и на рабочие (служебные) помещения, если там совершаются противоправные действия, не связанные с трудовой и служебной деятельностью, но нарушающие общественный порядок (пьянство на работе, драки, личные оскорбления и т.д.).

Основными органами защиты и охраны общественного порядка выступают многочисленные органы, подразделения и службы системы МВД России.

Сравнительный анализ понятий «общественный порядок» и «общественная безопасность»

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 25.05.2021 2021-05-25

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Рулье, С. Ю. Сравнительный анализ понятий «общественный порядок» и «общественная безопасность» / С. Ю. Рулье. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81518/ (дата обращения: 21.12.2021).

1. Правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности.

Актуальность темы обусловлена тем, что общественный порядок является одним из обязательных элементов стабильного существования любого государства. Правоохранительные органы прилагают немалые усилия для поддержания его на должном уровне. В сфере административной ответственности за нарушения общественного порядка и общественной безопасности в настоящее время имеются проблемы и теоретического, и правового плана, которые требуют анализа и решения.

Административная ответственность за посягательства на общественную безопасность и общественный порядок предусмотрена в главе 20 КоАП РФ. Объект этих посягательств — отношения, которые складываются для нормального функционирования всей системы сложившихся социальных отношений, основанных на принципах: неприкосновенность личности, нормы нравственности и сохранение общественного спокойствия.

На общественный порядок оказывают влияние административные нарушения. В 20-й главе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] содержатся юридические составы правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Данная глава содержит 40 статей, включающих более 55 составов административных правонарушений.

К таким правонарушениям глава 20 КоАП РФ относит:

— мелкое хулиганство (ст. 20.1);

— нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2);

— организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2);

— нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4);

— нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5);

— незаконные изготовление, продажу или передачу пневматического оружия (ст. 20.10);

— стрельбу из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах (ст. 20.13);

— появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21) и другие.

Самыми распространенными правонарушениями в сфере общественной безопасности являются распитие алкогольной продукции, хулиганство и пр.

Как справедливо отмечает Н. В. Малахова, «такие правонарушения, как мелкое хулиганство, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах, стали, несомненно, бичом нашего времени. Эти и иные правонарушения нарушают общественный порядок и посягают на безопасность граждан» [2].

Итак, глава 20 КоАП РФ объемная и затрагивает экономические отношения (нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств — ст.20.23), социально-бытовые (мелкое хулиганство — ст. 20.1), и управленческие (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения ст.20.6.1).

Следовательно, правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности условно можно подразделить на следующие виды:

1) нарушения, связанные с использованием оружия, его хранением, изготовлением и распространением;

2) нарушения предписаний при возникновении ЧС, пожарной безопасности и гражданской обороны;

3) нарушения, затрагивающие непосредственно общественный порядок и нравственность;

4) незаконное использование специальных технических средств при осуществлении деятельности, предназначенной для негласного получения информации. [3].

Таким образом, угроза правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, состоит как в характере незаконных действий (либо бездействия), так и в степени их распространения.

2. Анализ толкования понятий «общественный порядок» и «общественная безопасность»

Законодатель четко не разделяет статьи и составы 20-й главы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по их основанию, где именно происходит посягательство на общественный порядок, а где на общественную безопасность. Необходима дифференциация этих понятий для определения их общих и отличительных черт. [3].

Понятие «общественный порядок» состоит из двух слов: «общественный» и «порядок». «Общественный», это «относящийся к обществу», а «порядок» — это состояние, при котором все находится на своем месте, имеет тот вид, который требуется [4, с. 112, 114].

Таким образом, данное понятие означает, что обстановка в обществе соответствует принятым в нем правилам, а нарушение общественного порядка противоречит этим правилам и нормальному образу жизни людей в этом обществе. Необходимо отметить, что трактовка понятия «общественный порядок» на законодательном уровне отсутствует, а его обеспечение осуществляется с помощью нормативных правовых актов.

Читайте также:
Получатель ренты: что это такое, описание и особенности

Единого мнения ученых в интерпретации понятия «общественный порядок» на доктринальном уровне также нет.

Так, по мнениям Т. Г. Алимпиевой, Н. В. Ким и Н. Е. Урбисиновой, под общественным порядком следует понимать «складывающиеся на основе норм права общественные отношения, нормы морали, обычаев между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и органами государства — с иной стороны» [5, с. 465].

Ц. С. Дондоков и И. Г. Нигматьянов объясняют, что «общественный порядок — это порядок, который существует в обществе с учетом интересов как отдельной личности, так и всего общества, а также органов государственной власти, направленных на обеспечение общественного спокойствия. В силу чего данный порядок предполагает, что он будет урегулирован с помощью норм актов, издаваемых государством, а также посредством нравственности и морали, которые в целом обеспечивают правила поведения личности в обществе.

При этом общественный порядок представляет собой, по сути, универсальную социальную категорию, в основе которой находится совокупность общественных отношений, складывающихся вследствие соблюдения и реализации действующих в обществе социальных норм» [6, с. 47].

По мнению А. А. Березина общественный порядок — это «урегулированная нормами законодательства совокупность общественных отношений, направленных на охрану чести и достоинства личности, нравственности и поддержания общественного и личного спокойствия» [7, с. 16].

И. Д. Хомяков определяет общественный порядок как «систему волевых общественных отношений, действующих в общественных местах, которая складывается на основе соблюдения норм права и иных социальных норм (нравственности, уважение чести и достоинства человека и т. п.), направленных на обеспечение безопасности лиц, общественной безопасности, деятельности юридических лиц и общественных объединений» [8, с. 140].

Э. В. Крохмалюк говорит, что данный термин «следует рассматривать в общем смысле слова. Под ним необходимо понимать совокупность общественных отношений (правил), в соответствии с которыми регулируется поведение людей в общественных местах, а также происходит регулирование нормальной деятельности юридических лиц» [9, с. 525].

Автор рассматривает общественный порядок и с позиции деяния, сопряженного с хулиганством. Под ним Э. В. Крохмалюк понимает «совокупность норм и правил поведения в обществе, которые обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности граждан, а также работу юридических лиц, функционирование транспорта и т. п». [9, с. 525].

Изучение и анализ трактуемых авторами определений позволяет сделать вывод, что все они определяют общественный порядок как соблюдение законов, норм морали, нравственности и комплекса правил поведения в общественных местах и в обществе, которые обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности граждан, уважение чести и достоинства человека, неприкосновенность личности, обеспечение общественного спокойствия и нормальное функционирование всех сфер жизнедеятельности.

Далее необходимо рассмотреть определение понятия «общественная безопасность».

Википедия дает следующее определение: «Общественная безопасность — вторая из составляющих национальной безопасности, выраженная в уровне защищенности личности, общества и государства преимущественно от внутренних угроз общественно опасного характера, характеризуется удельным уровнем преступлений и правонарушений, влияющих на состояние безопасности общества в целом и отдельных граждан в частности.

Часть учёных юристов определяют это понятие как совокупность нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающих достаточный уровень личной безопасности членов общества и самого общества в целом [10].

Ф. Гранин обращает внимание на существенные различия между двумя этими понятиями, одновременно связывая их с нормативными средствами урегулирования. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность — только с использованием правовых и технических норм [3].

В. В. Степанюк определяет данное понятие, как совокупность общественных отношений, правовое регулирование которых обеспечивает предотвращение, локализацию и ликвидацию условий и факторов, создающих потенциальную и реальную опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства [11], что так же можно связать с определением «общественный порядок».

Такие авторы, как И. Д. Бредихин и А. Г. Коротких в своих исследованиях обосновывают, что общественный порядок — это именно комплекс правил поведения субъектов общественных отношений, который направлен на обеспечение общественного спокойствия и нормальное функционирование всех сфер жизнедеятельности [11, с. 216, 219] и регулируется правовыми и иными нормами, которые выработаны государством и обществом и направлены на поддержание общественного спокойствия и соблюдение общепринятых правил поведения [12, с. 170–171].

Таким образом, в юридической литературе понятие «общественная безопасность» трактуется, как состояние защищенности жизненно важных интересов страны, при этом, предполагается снижение количества ее внутренних и внешних угроз, и обеспечиваются возможности развития личности, общества и государства.

Анализируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности.

Дискуссионные подходы к определению понятия “общественный порядок”

Пивоваров А.С., кандидат юридических наук, заместитель начальника ГУ МВД России по Челябинской области.

Статья посвящена дискуссионным подходам к определению понятия “общественный порядок”. Автор проводит анализ мнений ученых относительно рассматриваемого понятия. Выделяются определения “общественного порядка” в узком и широком смыслах. Дается авторское определение “общественного порядка”.

Ключевые слова: общественный порядок, дискуссионные подходы, понятие “общественный порядок”.

This paper is devoted to controversial approaches to the definition of “public order”. The author analyzes the views of scholars on the concept under consideration. Stand the definition of “public order” in the narrow and broad sense. Given the author’s definition of “public order”.

Термин “общественный порядок” в действующем законодательстве в основном используется для обозначения определенной сферы общественных отношений, подлежащих государственной охране, и конкретизации полномочий правоохранительных органов.

Обращая внимание на широту и многоплановость указанной категории, следует признать, что в настоящее время отсутствует единство в понимании дефиниции общественного порядка, его предметного состава и основных институтов, что значительно затрудняет определение механизма его функционирования.

Читайте также:
Обязательная сертификация: что это такое, описание и особенности

Дискуссии в отношении категории “общественный порядок” показали, что исследователи этой сферы в основном сходились во взглядах при констатации необходимости рассмотрения данной категории в широком и узком смыслах как социально-политической и как правовой категории. Под общественным порядком в широком смысле понимается весь строй, вся система общественных отношений, существующих в обществе.

К.С. Бельский отмечает, что “общественный порядок как политико-правовая категория означает социальную благоустроенность и организованность всего общества, охватывает все сферы общественных отношений, регулируемых юридическими и неюридическими нормами. Основу общественного порядка в широком смысле составляет правопорядок в обществе . Таким образом, в широком смысле данная категория отражает общесоциальный аспект упорядоченности общественных отношений, устойчивость и стабильность социально-экономических институтов, их направленность на гармонизацию социальных связей и оптимизацию общественного развития, на основе используемых в обществе социальных регуляторов.

Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995. С. 85.

Как констатирует Н.Н. Вопленко, “в практике правоохранительной деятельности, особенно в сфере административного права, сложилось особое понимание общественного порядка, несколько отличающееся от строго научного”. “Строго научным” Н.Н. Вопленко обозначает широкое понимание общественного порядка, которое, собственно, в отличие от правопорядка, не является строго юридическим и изучается преимущественно социологией .

Вопленко Н.Н. Понятие и принципы правового порядка // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов, 2006. N 4. С. 7.

До настоящего времени в научной литературе существовали две основные концепции общественного порядка, предложенные М.И. Еропкиным и А.В. Серегиным . Так, М.И. Еропкин определял общественный порядок как обусловленную интересами советского народа и задачами коммунистического строительства и регулируемого нормами права, правилами социалистического общежития и обычаями систему общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций.

Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С. 67.
Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. М., 1975. С. 19.

Практически аналогичное определение было дано Н.Ф. Кузнецовой , по мнению которой общественный порядок – это закрепленный нормами права и морали определенный порядок отношений в общественных местах, это определенная совокупность видов и форм поведения граждан в обществе, сформулированных в нормативных актах, регулирующих поведение людей в общественных местах.

Кузнецова Н.Ф. Уголовная ответственность за нарушение общественного порядка. М., 1963. С. 3.

А.В. Серегин, в свою очередь, определяет общественный порядок как урегулированную нормами правами и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Разрабатывая механизм административно-правового регулирования деятельности государственных органов, осуществляющих правоприменительную деятельность по совершенствованию охраны общественного порядка, И.И. Веремеенко указал, что авторам названных концепций не удалось четко определить круг отношений, возникающих в этой сфере . Рассматривая концепцию М.И. Еропкина, он пришел к выводу, что выделения общественного места как места возникновения общественных отношений в качестве основного критерия оказалось недостаточно: во-первых, потому, что в общественных местах могут складываться отношения, которые по своему характеру и содержанию никак нельзя отнести к сфере общественного порядка; во-вторых, потому, что автор данной концепции указанием на то, что в сферу общественного порядка включаются также общественные отношения, возникающие и развивающиеся вне общественных мест, вольно или невольно признает недостаточность избранного критерия; в-третьих, его попытка очертить круг отношений ссылкой на то, что они “по своему характеру обеспечивают укрепление родного достояния, не проясняет и не решает вопрос, ибо укреплению родного достояния служат и отношения по сохранности социалистической собственности и т.п., которые при всем желании нельзя отнести к сфере общественного порядка”.

Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. 1982. N 3. С. 22.

С аналогичных позиций была подвергнута критике и вторая концепция общественного порядка, предложенная А.В. Серегиным. В качестве важнейшего критерия для выделения отношений в сфере общественного порядка А.В. Серегин использует “содержание конкретных общественных отношений независимо от места их образования” и все общественные отношения в сфере общественного порядка объединяет в три группы. Первую группу образуют отношения, “обеспечивающие состояние общественного спокойствия, согласованности и ритмичности наиболее значимых процессов и явлений жизни и деятельности больших коллективов или групп людей или даже в целом населения городов, районов и других населенных пунктов. Вторую группу образуют те общественные отношения, которые способствуют поддержанию личного спокойствия граждан и сложившегося благоприятного распорядка их жизни. Третья группа отношений, образующих сферу общественного порядка, включает те из них, которые обеспечивают соблюдение требований общественной нравственности об уважении чести и человеческого достоинства”.

Определив в качестве классифицирующих признаков характер и содержание общественных отношений, А.В. Серегину все же не удалось получить полное представление об общественных отношениях в сфере общественного порядка и четко определить их круг.

Во-первых, в предложенной А.В. Серегиным классификации не выдержан строго разграничивающий критерий. Во-вторых, указанные группы отношений нельзя признать достаточно определенными. Рассматривая отношения, обеспечивающие состояние общественного спокойствия, И.И. Веремеенко приводит в качестве примера трудовые отношения, которые обеспечивают ритмичность работы транспорта, но их никак нельзя отнести к сфере общественного порядка. Это касается и первой, и второй группы отношений, анализируемых А.В. Серегиным. По мнению И.И. Веремеенко, только третья группа выглядит довольно определенно, и ее включение в сферу общественных отношений не вызывает у него каких-либо возражений.

Анализ двух основных точек зрения по данному вопросу позволил выявить определенные недостатки имеющихся в литературе определений понятия “общественный порядок”, показать различия подходов к решению вопросов в круге общественных отношений, возникающих в данной сфере. При этом важно и другое. При различных подходах к уяснению понятия “общественный порядок” авторы указанных концепций пришли к одному и тому же выводу: регулирование отношений, возникающих в сфере общественного порядка, направлено на обеспечение общественного спокойствия, охраны жизни, здоровья граждан, уважения их чести и достоинства.

Читайте также:
Платность водопользования: что это такое, описание и особенности

М.Я. Саввин и А.И. Силаев , исследуя понятие “общественный порядок”, провели анализ соотношения и взаимодействия существа и формы реализации общественных отношений на основе диалектических положений о содержании (сущности) и форме: содержание (сущность) оформлено, имеет форму, форма содержательна (существенна). Они подробно проанализировали общение как основную форму общественных отношений и вопрос о структуре общественных отношений, реализующихся в общественных местах, который не был к тому времени достаточно детально изучен. Как правило, все исследователи, изучающие этот вопрос, ограничивались указанием на то, что в общественных местах “складывается” (реализуется) некая совокупность общественных отношений, не проводя дальнейшего анализа этой совокупности.

Савин М.Я. Эффективность административно-правовой деятельности органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка и ее оценка: Пособие. М., 1990. С. 60.

Для углубленного и детального исследования структуры общественных отношений в общественных местах М.Я. Саввин и А.И. Силаев рекомендуют всю сферу социальной жизни, связанную с удовлетворением жизненных потребностей людей, делить на пять крупных блоков: бытовую сферу, культурную сферу, рекреационную сферу, сферу социальной жизни и производственную сферу, или сферу трудовой деятельности.

И.И. Веремеенко считает, и автор с ним согласен, что специфика нарушений общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах, является для законодателя первым признаком для выделения этих отношений в обособленную группу, которая вправе называться общественным порядком, но этого признака для выделения исследуемых общественных отношений явно недостаточно. Нужны другие критерии.

Анализ круга отношений по месту возникновения показывает, что суть их одна и та же – безопасность: либо общественная, либо личная. Это не только безопасность здоровья отдельного члена общества или коллектива, это – безопасность их чести, достоинства, нравственности, их имущества. Общественные отношения по своим родовым признакам могут быть объединены в отдельные группы, как, например, отношения, образующие сферу общественного порядка, общественной безопасности и другие.

Следует также отметить, что законодатель выделяет понятие общественного порядка в узком смысле не случайно, поскольку порядок в общественных местах служит важнейшим условием нормальной деятельности государственной власти, предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, безопасности и покоя граждан. Являясь неотъемлемым элементом функционирования социума, общественный порядок представляет собой сложное социальное явление, устойчивую систему общественных отношений, складывающихся под воздействием широкого круга социальных норм, обеспечивающих упорядоченность, согласованность и предсказуемость поведения членов сообщества, образует основу эффективного функционирования социальных институтов, успешного развития общества в целом.

Как указывал М.И. Еропкин , общественный порядок – результат закрепления реальных общественных отношений (как идеологических, так и экономических) нормами права и иными социальными нормами. Этим результатом и является определенная система общественных отношений, закрепленная различными социальными нормами, в первую очередь нормами права; общественный порядок – это система общественных отношений, закрепленная различными социальными нормами, определяющими права и обязанности их участников; общественный порядок – это не только просто общественные отношения, закрепленные в нормативном порядке.

Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С. 215.

Несмотря на различные подходы к определению понятия общественного порядка, как показывает изучение юридической литературы, можно выделить следующие общие позиции ученых относительно сущности и содержания общественного порядка.

  1. Обусловлен сложившейся в обществе системой общественных отношений.
  2. Включает все сложившиеся в обществе под воздействием социальных норм отношения.
  3. Является объектом воздействия всей политической системы.
  4. Должен обеспечить укрепление и развитие государственного и общественного строя, неприкосновенность личности, защиту жизни и здоровья граждан, неприкосновенность собственности.

Таким образом, представляется возможным определить общественный порядок как важный элемент правовой основы жизнедеятельности граждан, включающий систему общественных отношений, которая возникает и развивается в процессе общения ее участников преимущественно в общественных местах, и регулируется правовыми и иными социальными нормами, соблюдение которых обеспечивает личную и общественную безопасность людей, обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни.

Понятие и виды общественных объединений

Право граждан на объединение предусмотрено ст. 30 Конституции РФ. Содержание этого права, основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 (с последующими изменениями), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995, «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995, «О политических партиях» от 11.07.2001 (с изм. от 25 июля 2002 г.) и другими актами.

Действие ФЗ «Об общественных объединениях» распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций), а также на деятельность созданных на территории РФ структурных подразделений – организаций, отделений или филиалов и представительств – иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Для общественных организаций как для субъектов административного права характерны признаки: добровольность объединения; наличие устава или положения, регулирующего правовое положение данной организации; организационная имущественная обособленность; наличие органов самоуправления; материальное участие членов организации в создании материальной базы; как правило, стабильный состав, сочетающийся с возможностью обновления.

Формы общественных объединений:

  1. Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное для общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
  2. Общественное движение – это не имеющее членства массовое общественное объединение, состоит из его участников и преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели.
  3. Общественный фонд – это один из видов некоммерческих объединений, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
  4. Общественное учреждение – не имеющая членства общественная организация, создается с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих целям этого объединения.
  5. Орган общественной самодеятельности создается с целью совместного решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, для удовлетворения потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
  6. Политическое общественное объединение – общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплено участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы МСУ посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.
  7. Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
  8. Молодежные и детские объединения – им оказывается государственная поддержка, под которой понимается совокупность мер, принимаемых органами гос. власти в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.
  9. Благотворительные организации понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в т.ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи. ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, особенности создания и деятельности благотворительных организаций.
Читайте также:
Паспорт сделки: что это такое, описание и особенности

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Учредителями, членами и участниками общественных объединений являются граждане (в т.ч. иностранцы) с 18 лет, молодежных – с 14 лет, а детских общественных объединений – с 10 лет.

возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции. В этом случае ему выдается соответствующее свидетельство. Для регистрации общественного объединения необходимо: заявление в регистрирующий орган; устав; выписка из протокола съезда; сведения об учредителях; документ об уплате регистрационного сбора. Органы юстиции, регистрирующие обществ. объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

  1. Религиозные объединения – добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений; других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Их правовое положение определено ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997.

Религиозные объединения не имеют права вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах в органы гос. власти и в органы МСУ, в деятельность политических партий и политических движений, а также оказывать им материальную и иную помощь.

Виды общественных объединений

Какие существуют виды общественных объединений? Что должен содержать устав общественного объединения?

Общественное объединение представляет собой некоммерческую организацию (НКО), которая может быть создана как юридическими, так и физическими лицами.

Цель создания общественных объединений – это общность интересов его создателей. Ярким примером общественных объединений является профсоюз. Это добровольное объединение граждан для защиты своих трудовых прав и отстаивания интересов, а также в целях представительства в спорах с работодателем (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах»).

Профсоюзы создаются для защиты интересов работников различных отраслей. Например, профсоюзы работников образования, российский профсоюз железнодорожников.

Какие бывают виды общественных объединений?

Возможные виды общественных объединений прописаны в ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Общественные объединения могут создаваться в форме:

  • общественной организации;

Такие организации создаются для реализации общих интересов его создателей.

Например, общественная организация «Союз архитекторов России».

  • общественного движения;

Такая форма характерна для общественных объединений, в которых участники хотят выразить свою гражданскую позицию, а также свое мнение по общественно-значимым вопросам.

Общественное движение не имеет членства.

Например, российское аграрное движение, молодежное движение.

  • общественного фонда;

Общественный фонд не имеет членов, а источником формирования имущества являются добровольные взносы и иные не запрещенные законом поступления. Имущество фонда используется для реализации общественно значимых направлений.

Например, общественный фонд «Центр Национальной славы России», региональный общественный фонд правовой помощи гражданам.

  • общественного учреждения;

Такая форма общественных объединений также не имеет членства, создается для реализации определенного вида услуг.

Учредители общественного учреждения – физические лица, которых должно быть не менее трех человек. Например, учреждение социального обслуживания населения.

  • политической партии;

Это общественное объединение, которое преследует политические цели и создается для участия граждан в политической жизни в России.

В нашей стране декларируется многопартийная система.

По состоянию на 24.07.2021 в России зарегистрировано 32 политические партии. Конечно, доминирующей является партия «Единая Россия».

  • общественной самодеятельности.

Это общественное объединение, которое не имеет членства, а создается для совместного разрешения различного рода социальных проблем.

Читайте также:
Приходно-расходные книги: что это такое, описание и особенности

Например, различного рода профсоюзы.

В России действуют общероссийские, региональные, местные и межрегиональные общественные объединения.

Какие преференции предоставляются общественным объединениям?

Общественные объединения пользуются различными преференциями. Например, налоговые льготы зависят от вида общественного объединения.

Больше всех льгот имеют общественные объединения инвалидов. Так, если общественные объединения инвалидов реализуют товары, работы, услуги, за исключением подакцизных товаров, они не платят НДС (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ). Правда, если общественная организация не будет осуществлять свою уставную деятельность, а только дополнительную предпринимательскую деятельность, то она лишится всех льгот по НДС (Постановления Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 № 1812/10, № 1809/10, № 1814/10).

Объединения инвалидов не платят и налог на имущество, которое используется в их уставной деятельности. Такая льгота применяется, если инвалиды или их законные представители составляют не меньше чем 80% от всей численности общественного объединения.

Что должен содержать устав общественных объединений?

Требования к уставу общественных объединений прописаны в ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Так, устав должен содержать:

  • наименование, цель, а также организационно-правовую форму объединения;

В названии общественной организацией указывается территория осуществления деятельности. Например, федеральная общественная организация «Федерация спорта в г. Москве».

Особенностью общероссийских общественных объединений является то, что им не нужно получать специальное разрешение для включения в свое названия слов «Россия», «Российская Федерация».

  • структуру объединения, руководство, ревизора, а также территорию, на которой будет функционировать данное НКО;

Например, в уставе общественной организации инвалидов «Юридический центр «Арбитр» не была предусмотрена полная структура объединения, что в совокупности с другими нарушениями, послужило основанием для ликвидации такого НКО (Определение ВС РФ от 31.10.2012 № 19-АПГ12-2).

  • условия получения и порядок утраты членства;

Это пункт в уставе прописывают только те объединения, для которых предусмотрено членство.

Например, общественные организации.

  • компетенции и порядок формирования органов управления, его местонахождение;
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав;
  • информацию об источниках формирования имущества, а также денежных средств.

Например, добровольные взносы и иные платежи, которые не запрещены законодательством РФ.

  • в каком порядке будет реорганизовано или ликвидировано общественное объединение.

В этом же пункте приводится судьба имущества, если НКО будет ликвидировано.

Например, имущество, которое осталось после удовлетворения всех требований кредиторов, будет направлено на благотворительные цели объединения.

  • иные положения.

Что такое общественное объединение? Создание, регистрация и устав общественных объединений

В развитых государствах огромной социально-экономической и политической значимостью характеризуются общественные объединения. Их сущность может предполагать осуществление самого широкого спектра активностей. Общественные объединения могут выражать интересы как небольшой группы людей, так и огромных по численности социумов. Соответствующие структуры могут вести активности как локальные, так и осуществляемые в мировом масштабе. В России деятельность общественных объединений регулируется на самых разных уровнях источников права. Ключевые правовые положения, имеющие отношение к данной области, закреплены в Конституции РФ. Каковы иные примечательные нюансы работы общественных объединений в РФ? Какие виды ассоциаций могут вести деятельность в России?

Определение термина

Что такое «общественное объединение»? Определение данного термина дается в российском законодательстве. В ФЗ «Об общественных объединениях» сказано, что под рассматриваемым словосочетанием следует понимать ассоциацию, которая ведет активности на территориях, которые составляют более половины субъектов РФ и обладает структурными подразделениями (например, филиалами и представительствами). В соответствии со статьей 47 данного ФЗ, общественное объединение следует считать международным, если за рубежом присутствует хотя бы одно из его структурных подразделений.

Рассматриваемый термин может трактоваться иными способами. Так, есть точка зрения, по которой под общественным объединением следует понимать добровольное, самоуправляемое, функционирующее на некоммерческих началах формирование, которое создается по инициативе жителей государства, решивших объединиться, исходя из общности интересов.

Классификация общественных объединений

Есть достаточно много оснований для классификации общественных объединений. Таковым может быть характеристика социальной группы, которая соответствующим образом консолидирует свои активности. Например, если это профессиональное сообщество, то оно, скорее всего, будет относиться к категории массовых объединений. Если это любители творчества, то это будет самодеятельный коллектив. Если это сторонники здорового образа жизни, то они, вероятно, будут формировать общественное движение.

К категории массовых принято относить детские, молодежные общественные объединения, религиозные организации, профсоюзы, кооперативы. Другой критерий классификации организаций рассматриваемого типа — масштабы деятельности. Есть местные общественные объединения, работающие в конкретном городе или муниципалитете. Есть региональные, федеральные и международные организации.

Как правило, любое основание для классификации общественных объединений предполагает деление структур на дополнительные группы. Например, если речь идет о профсоюзах, то они могут быть классифицированы по отраслевым признакам, географии деятельности.

Группы интересов и лобби

Весьма интересны такого типа ассоциации, как группы интересов. Дело в том, что они могут не иметь статуса общественного объединения. Более того, соответствующие группы могут функционировать вне каких-либо идеологических ориентиров, органов управления. Их государственная регистрация практически невозможна в силу того, что у подобных ассоциаций обычно не бывает учредителей.

Подобная неопределенность в статусе, с одной стороны, не позволяет подобным структурам рассчитывать на права общественных объединений, с другой — дает возможность вести различные неофициальные активности, если, конечно, они не запрещены законом. Таковым может быть лобби. Есть достаточно много его разновидностей. Есть парламентские и правительственные лобби. Первые могут иметь каналы воздействия на законотворческий процесс, вторые — на исполнительную власть.

В некоторых случаях участниками соответствующих коммуникаций могут быть представители официальных общественных объединений. Но их активности, как правило, ограничены уставом и иными ориентирами, принятыми за основу деятельности. Поэтому чаще всего диалоги с властью в формате лобби осуществляют люди, не имеющие обязательств перед официальными общественными структурами. Но на практике их способность «лоббировать» нужные решения на различных уровнях государственной власти может оказываться существенно выше, чем у объединений, которые носят официальный статус.

Читайте также:
Посессионные крестьяне: что это такое, описание и особенности

Клубы по интересам

Достаточно близкой к группам интересов, занимающихся лобби, формой общественных активностей можно считать клубы. Их основная специфика — в них собираются люди, которые изначально не ставят задач, связанных с коммуникацией с государственными структурами и лоббированием. В клубах по интересам люди общаются, развлекаются, дискутируют, обсуждают какие-либо значимые события. Подобные учреждения чаще всего не имеют официального статуса — как и группы по интересам.

Вместе с тем клубы могут формироваться участниками действующих общественных объединений. Например, профсоюз, с одной стороны, может консолидировать активности IT-специалистов, с другой — становиться базой для организации клуба любителей языка Pascal. Первое направление активностей может включать некие общественно значимые коммуникации, второе — предполагать взаимодействие людей, объединенных общим увлечением. Клубы, безусловно, также могут быть и политическими, но активности в рамках них, как правило, не предполагают коммуникаций с действующими органами власти и партиями. Люди ограничиваются общением на политические темы на досуге, обмениваются мнениями, дискутируют.

Исторические разновидности общественных объединений

Рассмотрим некоторые наиболее примечательные исторические разновидности общественных объединений.

В числе таковых можно выделить:

  • антивоенные организации (первые из них появились после Второй мировой войны в целях недопущения появления и распространения в обществе милитаристских идей);
  • национально-освободительные структуры (их деятельность направлена на преодоление наследия колониализма);
  • индустриальные движения (как правило, это профсоюзы работников различных промышленных сфер в развитых странах);
  • экологические ассоциации;
  • детские общественные объединения;
  • молодежные ассоциации;
  • региональные организации (их деятельность может быть направлена на обеспечение сохранности локальных культур, самобытности, социальных принципов, ставших традициями на той или иной территории).

Общественные ассоциации могут возникать как результат технического прогресса. Например, по ряду признаков таковыми могут быть группы в соцсетях, форумы и иные форматы виртуальных коммуникаций.

Социально значимые активности объединений

Как правило, в каждой ассоциации реализуются некие социально значимые активности. Таковыми могут быть:

  • материальная поддержка нуждающихся лиц;
  • психологическая и моральная помощь людям, которые находятся в сложной ситуации;
  • организация образовательных, адаптационных программ для различных категорий граждан;
  • правовая поддержка, предоставление юридических консультаций тем, кто в них нуждается;
  • реабилитационные мероприятия, направленные на поддержку социально незащищенных групп граждан.

Активности общественных объединений необязательно могут быть связаны с предоставлением помощи и поддержки. Часто деятельность соответствующих структур сопряжена с организацией досуга, развлечениями, научной работой, природоохранной деятельностью. Активности общественных объединений также могут быть направлены на профилактику различных негативных социальных явлений.

Социальная функция общественных объединений

Деятельность общественных объединений в любой развитой стране характеризуется высокой значимостью с точки зрения обеспечения стабильности социума и государства в целом. Человек по природе — субъект, ориентированный на социум. Потребности людей в самореализации, как правило, предполагают их активные коммуникации с обществом. Рассматриваемые объединения — один из самых доступных и действенных механизмов взаимодействия человека и общества. Деятельность соответствующих структур полезна также и с точки зрения экономического развития государства. Активности общественных организаций могут быть направлены на улучшение правового регулирования тех или иных сфер хозяйственного развития, на повышение эффективности труда за счет освоения трудящимися новых знаний.

Кто может быть учредителем общественного объединения?

В общем случае учредителем общественного объединения может быть совершеннолетний гражданин либо другое юридическое лицо. Члены и участники ассоциаций, как правило, также должны быть совершеннолетними. Детские общественные объединения могут включать членов и участников в возрасте 8 лет. Тот факт, что гражданин принадлежит какой-либо ассоциации или, наоборот, не входит в какую-либо из них, не может быть основанием для ограничения его прав и свобод, либо предоставления ему со стороны государства льгот и преференций.

Государственная регистрация: устав и иные документы

Объединения рассматриваемого типа, работающие в РФ, должны проходить государственную регистрацию. Каковы нюансы данной процедуры?

Регистрация общественных объединений предполагает, прежде всего, сбор ряда необходимых документов. В числе таковых:

  • заявление, которое должно быть подписано уполномоченным субъектом — в двух экземплярах;
  • устав — в 3-х копиях;
  • выписка из протокола, составленного на учредительном съезде;
  • данные об учредителях — в 2 экземплярах;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • документы, подтверждающие право на пользование теми или иными продуктами интеллектуальной собственности.

Главный источник, используемый при регистрации общественного объединения – устав. В нем излагаются основные сведения, касающиеся специфики работы ассоциации, цели ее создания, идеологические моменты, структура учреждения. Как правило, общественные структуры в своей деятельности придерживаются только тех формулировок, что присутствуют в уставе.

Государство может отказать учреждению в регистрации, если: устав общественного объединения противоречит законам РФ, документы предоставлены не полностью, указанные в заявлении лица не могут быть учредителями структуры, документы недостоверны, наименование создаваемой организации — некорректно.

Если регистрирующий государственные орган отказывает учреждению во внесении сведений о нем в соответствующие реестры, то данное решение должно быть мотивировано в письменном виде. Организация, получившая отказ в регистрации, может обжаловать действия конкретного подразделения компетентного госоргана в вышестоящих структурах либо в суде. Учреждение в любой момент вновь подать заявление на внесение сведений в государственные реестры — если причина, по которой компетентный орган отказал в регистрации организации, устранена (например, необходимые документы собраны в полном комплекте).

Пошлина за регистрацию

Для того чтобы зарегистрировать общественное объединение, нужно уплатить в бюджет предусмотренную законом пошлину. Если речь идет о создании юридического лица, то соответствующий сбор составляет 4 тыс. руб. Государственная регистрация общественных объединений инвалидов, а также структурных подразделений подобных учреждений предполагает уплату пошлины в размере 1400 руб. Изменения, которые могут вноситься в учредительные документы соответствующих организаций, также принимаются регистрирующими органами при условии перечисления сбора государству — в размере 100 руб. Аналогичное действие для юрлиц, а также ликвидация подобных структур предполагает уплату госпошлины в размере 800 руб.

Читайте также:
Представители работодателей: что это такое, описание и особенности

Законное право на объединение

Рассмотрев то, что такое общественное объединение, а также изучив основные сведения, касающиеся регистрации подобных структур, исследуем подробнее то, как раскрывается сущность соответствующих ассоциаций в различных источниках права. Начнем с главного закона Российского государства — Конституции.

В соответствии со статьей 30 данного источника права, каждый гражданин РФ имеет право объединяться с другими. Подобная преференция предполагает создание на добровольной основе различных общественных объединений с целью обеспечения защиты интересов и достижения целей. Граждане РФ также имеют право вступать в существующие ассоциации, равно как и выходить из них. Общественные объединения и организации могут создаваться в России без согласования с органами власти.

Профсоюзы

Рассмотрим теперь некоторые разновидности ассоциаций, предусмотренных российским законодательством. В числе таковых — профсоюзы. Данные формы общественных объединений создаются гражданами, которые обнаруживают общность интересов в части профессиональной деятельности. Профсоюзы регистрируются с целью обеспечения представительства участников в тех или иных правоотношениях, а также защиты их интересов и прав.

Создавать соответствующие общественные структуры могут граждане в возрасте от 14 лет, если они трудоустроены. Профсоюзы призваны не только защищать экономические интересы трудящихся. Их роль также заключается в решении социальных и политических задач — например, в части обеспечения занятости, своевременной выплаты государственных пособий, законотворческой политики в сфере трудовых правоотношений.

Методы профсоюзов могут быть самыми разными. Так, активности соответствующих структур могут заключаться в ведении переговоров, проведении встреч, мирных митингов. Но в некоторых случаях руководства профсоюзов организуют забастовки, манифестации, различные акты неповиновения власти. Закон об общественных объединениях РФ гарантирует независимость профсоюзов от решений органов власти, позиции работодателей, партий и иных структур. Вмешательство каких-либо субъектов в деятельность профсоюзов не допускается.

Политические партии

Если рассматривать иные распространенные виды общественных объединений, то стоит, конечно же, изучить специфику политических партий. Подобные структуры создаются с целью обеспечения участия граждан РФ в управлении государством посредством выражения политической воли, участия в различных акциях, демократических процедурах.

Политические партии призваны представлять интересы жителей страны в органах власти. Статус общественных объединений соответствующего типа, как правило, предполагает формирование депутатских списков на выборах. Членом партии может быть совершеннолетний гражданин РФ. Вступление в соответствующие структуры — добровольное, выход — тоже. Однако гражданин может быть в составе только одной партии.

Признаки политических партий

Политические партии как отдельная разновидность общественных объединений имеют ряд признаков. Прежде всего, это автономия — прослеживаемая как в юридическом контексте, так и идеологии. Общественно-политические объединения, как правило, формируются людьми, для которых близки определенные идеологические убеждения, несхожие с теми, что составляют идейную основу работы иных ассоциаций.

Деятельность политических партий не связана с коммерческой сферой. Активности соответствующих объединений базируются на гласности, открытости, выражении мнений и позиций публично. В большинстве случаев создавать политические партии могут только граждане той страны, в которой объединение будет взаимодействовать с государственной властью. То же самое касается и членства в соответствующих организациях. Но в некоторых странах закон об общественных объединениях позволяет вступать в партии гражданам других государств.

Механизмы формирования партий

Основной механизм, в рамках которого осуществляется создание партии — созыв учредительного собрания. На нем должно присутствовать минимальное количество граждан, которые имеют право на вступление в соответствующее политическое объединение. В большинстве европейских государств данный показатель — несколько десятков человек. В ряде случаев учреждение партии должно осуществляться особой комиссией. Ее численность может быть существенно меньше, чем в случае с учредительным собранием.

При первом сценарии предполагается избрание главы партии, а также ее секретаря, формируется протокол о создании ассоциации. Одновременно с ним, как правило, принимается устав организации, включающий основные программные положения, которых будет придерживаться партия в ходе политической деятельности. В России соответствующие объединения должны регистрироваться, но во многих зарубежных странах подобная процедура не обязательна.

Некоммерческие организации

Изучим иные виды общественных объединений. Полезно будет изучить сущность некоммерческих организаций. Их принципиальное отличие от политических партий в том, что учреждение подобных структур не предполагает участия граждан в управлении государством. Несхожесть НКО с профсоюзами в том, что в ряды первых могут вступать люди, не трудоустроенные где-либо, а также не преследующие достижения целей, связанных с профессиональной деятельностью.

Главная мотивация учредителей НКО — защита интересов конкретных социальных групп. При этом в некоторых случаях активности некоммерческих организаций могут быть связаны с политикой. НКО можно классифицировать на несколько разновидностей: организации, объединения, а также учреждения самодеятельности.

Особенности работы общественных объединений за рубежом

Изучим то, какова специфика активностей общественных объединений за рубежом. Говоря о профсоюзах, можно отметить, что их деятельность в России и западных странах схожа. Деятельность общественных объединений соответствующего типа предполагает защиту интересов рабочих и служащих тех или иных отраслей. При этом практическое влияние профсоюзов в западных странах на органы власти может быть более выраженным, чем в России. Так, довольно часто в других государствах принимаются законы или поправки в них именно как результат деятельности профессиональных организаций.

В западных странах значимую социальную роль играют также предпринимательские объединения — такие как, например, союзы работодателей либо коммерческие ассоциации. Их влияние прослеживается также и на уровне коммуникаций с государственными структурами власти. Подобные объединения могут иметь сильное парламентское лобби. Участие общественных объединений на Западе также имеет большое значение в сельскохозяйственной сфере. Создаются фермерские союзы, также способные влиять на законотворческий и административный процессы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: