Общие нормы: что это такое, описание и особенности

Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация

Норма права общеобязательное формально-опреде­ленное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликован­ное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обя­занностей их участников.

Норма права – общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Признаки правовой нормы:

• Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);

• Закрепляют , как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;

• Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание ( представительно-обязывающее – предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);

• Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия;

• Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством , закрепляются в официальных государственных актах;

• Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;

• Носит общий характер, то есть отличается нормативностью ;

• Характеризуется неперсонифицированностью – адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);

• Имеет многократное применение – не прекращает своего действия после ее исполнения;

• Имеет государственно-властный характер – положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.

Итак, для характеристики нормы права и определения ее поня­тия важно указать, что это: 1) правило поведения; 2) оно исходит от государства; 3) закреплено в определенной форме; 4) общеобя­зательно; 5) регулирует общественные отношения; 6) выполнение нормы права обеспечено государственными средствами.

Содержание нормы права:

• Логическое содержание – заключенное в норме права суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Считается, что в норме права содержится предписывающее (прескриптивное), описывающее (дескриптивное) и оценочное суждения. Конституция, Статья 50, часть 2 : «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ» (предписывающее суждение); Статья 65 (список субъектов РФ) – описывающее суждение; Статья 45, часть 2: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (оценочное суждение).

• Волевое содержание – выражается в стремлении общества и государства урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов .

• Социально-юридическое содержание – общественные отношения, ставшие предметом правового регулирования, а также юридические средства, используемые при регламентации данного общественного отношения.

Классификация правовых норм:

1. По субъектам правотворчества (сфере действия):

• Нормы законов – нормы общего дей­ствия – распространяются на всех граж­дан и функционируют на всей территории государства;

• Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства) – нормы ограниченного действия – имеют пределы, обус­ловленные территориальными, временными, субъективны­ми факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или ис­полнительных органов краев, областей;

• Локальные нормы – принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка).

2. По выполняемым функциям

• регулятивные (нормы-правила поведения) – содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;

• ох­ранительные (нормы-стражи порядка) – направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; определяют также условия и поря­док освобождения от наказания;

3. По социальному назначению и роли в правовой систе­ме:

• учредительные (нормы-принципы) – отражают исходные начала пра­вового регламентирования общественных отношений, право­вого положения человека, пределов действия государства;

• обеспечительные (нормы-гарантии) – содержат предписания, гаран­тирующие осуществление субъективных прав и обязаннос­тей в процессе правового регулирования. Социальная цен­ность их зависит от того, насколько эффективно они спо­собствуют созданию механизмов и конструкций беспрепят­ственной реализации права;

• декларативные (нормы-объявления) – включают в себя поло­жения программного характера, определяют задачи право­вого регулирования отдельных видов общественных отно­шений, содержат нормативные объявления;

• де­финитивные (нормы-определения) – формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступ­ления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.);

• коллизионные (нормы-арбитры) – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;

• оперативные (нормы-инструменты) – устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.;

4. По предмету правового регулирования (нормы подразделяются по отраслям): уголовно-правовые; гражданско-правовые; трудовые; административные и т.п.

Отраслевые нормы подразделяются:

• материальные – предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного их регулирования, закрепляют, например, правовой режим собственности, порядок ее приобретения;

• процессу­альные – закрепляют процедуру защиты и осуществления норм материального права (совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов права); содержат предписания, устанавливающие процеду­ру применения норм права. Два вида процессуальных норм :

• обслуживающие отрасль в целом – нормы уголовного, гражданского или административного процесса;

• обслуживающие конкретный правовой институт – избирательный или законодательный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров.

5. По методу правового регулирования:

• им­перативные – категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания);

• диспозитивные – устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);

• поощрительные – предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Цель – воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);

Читайте также:
Принцип единоначалия: что это такое, описание и особенности

• рекомендательные – устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование – поощрение; игнорирование – негативные последствия).

6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:

• обязывающие – предписывают субъектам совершить определенные действия;

• управомочивающие – предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать положительные действия;

• запрещающие – устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.

7. По времени : постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом);

8. По кругу лиц :

• общие – распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного государства;

• специальные – распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез­нодорожников.

9. Специализированные нормы:

• компенсационные – направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и морального характера;

• коллизионные – предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения.

10. В зависимости от характера структурных элементов:

11. По степени определенности.

• абсолютно определенные – не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте;

• относительно определенные – не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы;

Структура нормы права – совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы. Норма права должна четко определять:

• при каких условиях она должна действовать (гипотеза);

• какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция);

• какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция).

Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если – то – иначе».

Гипотеза указывает ну условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права; привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Виды гипотез :

• простые – ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия; например , ч. 2 ст. 945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза про­стая, содержит одно условие — если заключается договор личного страхования;

• сложные – ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий; например , ст. 101 СК РФ устанав­ливает, что усыновление без согласия родителей возможно: если родители более года не проживают совместно с ребенком, не прини­мают участия в его воспитании или содержании и не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы;

• альтернативные – связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме; например , в ст. 31 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбу­ждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, дос­таточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы отказать лицу в возбуждении дела о расторжении брака.

Диспозиция содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения:

• абсолютно-определенные – исчерпывающе формулируют правила поведения (Конституция, Статья 46 ч.1 «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»);

• относительно-определенные – устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки)

• бланкетные – отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте.

Санкция называет те неблагоприятные, которые могут наступить для нарушителей нормы права; содержат меры не только наказания, го и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры. Виды санкций :

• абсолютно-определенные – содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя;

• относительно-определенные – допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках – «от – до» (характерно для норм УП);

• альтернативные – содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них;

• кумулятивные – допускают или прямо обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, конфискацию имущества.

38. Нормативный правовой акт (НПА): понятие, признаки, виды

НПА – главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему.

Нормативный правовой акт (НПА) – акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических отношениях с другими актами;

Характерные признаки НПА:

• Содержание норм права, то есть правил поведения;

• Исходят от государства; государственных органов и должностных лиц, наделенных правом правотворчества;

• Особый порядок принятия, называемый «правотворческий процесс»;

Иногда право в целом сводят к законодательству ( совокупности НПА) . НПА – наиболее удобная и совершенная форма права , так как наиболее эффективно сохраняет и доводит до адресата правовую информацию.

От НПА следует отличать ненормативные, или индивидуальные , которые принимаются на основе НПА, адресуются конкретным лицам ил органам, издаются по оперативным вопросам и прекращают свое действие с исполнением данного индивидуального акта. Ненормативные акты – указы Президента РФ о назначении министров, послов в другие страны, награждении орденами и медалями, присвоение почетных званий; индивидуальные акты – приговоры суда, приказы руководителей управленческих органов.

Читайте также:
Покупка преимущественная: что это такое, описание и особенности

В зависимости от юридической силы НПА:

Закон – это НПА, принятый всенародным голосованием (референдумом), либо высшим представительным (законодательным) органом государственной власти (Дума), регулирующий наиболее значимые общественные отношения и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе.

1. По юридической силе законы могут быть:

– Конституция РФ – основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой и прямым действием; система норм права, имеющих высшую юридическую силу и регулирующая основы организации и деятельности государственной власти, её территориальную организацию, а также отношения между человеком и государством. Может существовать как в писаной, так и неписаной форме, то есть либо в виде единого кодифицированного акта, либо в виде совокупности НПА, судебных прецедентов и правовых обычаев;

ФКЗ РФ – существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. ( Статья 108 ) – акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона – направлены на отмену, изменение или дополнение конституции (конкретизирующие положения конституции – органические (их принятие заложено в конституции, которая ссылается на них). Не могут быть отклонены президентом РФ.

– Закон РФ о поправке к Конституции РФ – ни разу не принимался – возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».

– ФЗ РФ (ординарные) – основной вид закона РФ – принимаются по менее важным вопросам и не могут противоречить конституции и конституционным законам – принимается ГД и СФ – не могут противоречить ФКЗ ( часть 3, статья 76 ); статья 105 – ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.

2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:

– ФКЗ – по вопросам, предусмотренным Конституцией.

– Закон РФ о поправке к Конституции РФ ;

– ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о полит. партиях 11.07.2001);

3. По территориальному признаку:

– законы субъектов РФ – принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

Правовые нормы и источники российского права: понятие, структура и виды

Понятие и особенности правовых норм

Право выражается с помощью правовых норм, используя их для того, чтобы закрепить важнейшие правила поведения, соблюдение которых должно становиться обязательным для любого члена общества. Существуют различные социальные нормы, включая нормы морали, религиозные нормы и др. Правовые нормы отличаются от социальных норм тем, что сосредоточены в правовых актах и содержат указание на запрет, предел возможного поведения.

Правовая норма включает обязательное в обществе правило поведения, предусмотренное для граждан и их объединений. Норму устанавливает уполномоченный орган власти и закрепляет ее в акте права.

Структура правовой нормы

В классическом понимании в структуру нормы права входят три составляющие: гипотезы, диспозиции и санкции.

Теория права с целью их обозначения использует логическую цепочку: «Если — то (следует) — иначе».

Первую составляющую называют «гипотеза» (если). Ее употребляют в отношении к определенной части правовой нормы, определяющей условия и обстоятельства использования.

Так, ст. 221 ГК РФ рассматривает возможность обращения в собственность вещей, которые общедоступны для сбора. Статья включает 2 составляющих правовой нормы, в том числе гипотезу (выделенное). Она предусматривает, что в случае наличия общего разрешения и соответствия закону, на определенных территориях допустим сбор ягод, вылов рыбы и прочих водных биологических ресурсов, добыча и сбор прочих доступных вещей и животных. При этом право собственности на них может приобретает тот, кто произвел их добычу (сбор).

Если правовая норма включает единственное условие действия, то такую гипотезу называют простой. В рассмотренном примере выделено несколько условий: общедоступные вещи используются на основании законодательных актов и при наличии соответствующего разрешения. По этой причине приведенную гипотезу можно считать сложной и альтернативной. Это предполагает, что для начала действия правовой нормы достаточным будет наличие одного из этих обстоятельств.

Такая классификация не может являться в правовой науке единственной.

В зависимости от выражения гипотеза может быть абстрактной и казуистической. Первая из них связывает действие норм и наступление общих событий (условия), которые обладают родовыми признаками. Вторая отражает конкретные обстоятельства и частный случай, которые приводят в действие прочие составляющие нормы права.

Основная часть правовой нормы представлена диспозицией, раскрывающей собственно правило поведения (запрет) на определенные действия, закрепляя обязанности и права участников правоотношений.

По этой причине в зависимости от существа предписания принято выделять диспозиции различного типа, включая управомочивающую, обязывающую и запрещающую. Возвращаясь к положениям 221 статьи ГК РФ, необходимо отметить, что диспозиция в примере заключается в том элементе нормы, который закрепляет правило о «праве собственности на вещи, которое приобретает лицо собравшее их». В зависимости от характера предписания диспозиция может носить управомочивающий характер, так как способна наделять граждан, которые проводят сбор общедоступных вещей, правом собственности.

Читайте также:
Препоручительный индоссамент: что это такое, описание и особенности

В состав правовой нормы включен и третий элемент в виде санкции. Она представляет собой элемент нормы, который отражает правовые последствия, наступающие при несоблюдении установленных правил поведения. Санкция включает принудительные меры и меры юридической ответственности. Большая часть норм права, в состав которых включены санкции, содержится в уголовном законодательстве.

Отечественное законодательство содержит правовые нормы, в составе которых нет всех трех элементов, при этом их содержание часто может быть ограничено только гипотезой и диспозицией (например, гражданско-правовые нормы), диспозицией и санкцией (например, охранительные нормы), одной диспозицией (конституционные нормы). Рассматривая нормы, в которых встречается только диспозиция, необходимо включить в их разновидность нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-декларации.

Классификация правовых норм

Разделение правовых норм в зависимости от определенных признаков обладает теоретическим и практическим значением. Систематизация правовых норм в соответствии с разными критериям классификации предназначена для их эффективного применения.

Современная теория права содержит самые распространенные примеры правовых норм по их отраслевой принадлежности. Для них характерен:

  • базовый характер (например, конституционные, гражданские, уголовные, административные нормы);
  • узкопрофильный характер (земельные, семейные, жилищные, трудовые нормы права);
  • комплексный характер (пример правовых норм — аграрные, муниципальные и др.).

В зависимости от убывания юридической силы правовые нормы включают примеры: международные нормы, конституционные нормы, нормы, которые обладают силой закона, и нормы, закрепляемые в подзаконных актах.

В соответствии с определенностью содержания нормы можно классифицировать на нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-декларации, конкретно определенные и общие нормы.

Нормы в виде принципов призваны закреплять важнейшие основы и общие положения в соответствующей области правового регулирования или в целом права. Примером подобной нормы может быть 2 статья ТК РФ, которая включает основные принципы трудового права.

Нормы в виде дефиниций способны отражать состав важнейших правовых понятий, разъясняя терминологически их сущность. Подобные нормы чаще приводят в начальных статьях федерального законодательства.

Статья 3 Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» излагает определения основных терминов, которые употребляются в тексте закона. Среди терминов можно выделить категорию «гражданство РФ», которое представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, что находит выражение в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Нормы-декларации заостряют внимание на важнейших категориях права, провозглашая сущностные аспекты политического или правового явления. Так соответствующая конституционная норма, содержащаяся во 2 статье, в качестве высшей ценности человека провозглашает его права и свободы. Она возвела в обязанность государства признание, защиту и соблюдение прав и свобод для гражданина и человека.

Посредством общих норм происходит закрепление основополагающих положений, которые играют роль в правильной реализации норм в форме принципов и деклараций. Так, Лесной Кодекс содержит информацию о составе участников лесных отношений. В их число он включает Российскую Федерацию, ее субъекты и муниципальные образования, физических и юридических лиц. Таким образом, состав нормы концентрируется на общем закреплении круга субъектов подобных отношений.

Конкретную норму можно рассмотреть на примере 12 статьи ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В ней законодатель приводит список видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию со стороны государства (деятельность, которая требует получения разрешения).

В зависимости от целей воздействия на субъектов права условно нормы классифицируют на обычные, стимулирующие и ограничительные.

Первые из них могут устанавливать общие правила поведения. Вторые и третьи нормы отталкиваются от содержания первых. Они включают правовые льготы или ограничивают права участников различных отношений.

Различные правовые акты содержат стимулирующие нормы для поощрения социальной работы или для поддержания социально незащищенных слоев общества. Например, стимулирующая норма права в ст. 395 НК РФ устанавливает налоговые льготы для владельцев земли. Она освобождает религиозные организации, общероссийские общественные организации инвалидов, граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов от уплаты земельного налога.

В число ограничительных норм права необходимо включить нормы, сужающие предел полномочий для участников правоотношений. Ими они наделялись в процессе работы обычных норм. К примеру, статья 56 ЗК РФ содержит случаи, касающиеся ограничения прав на землю, статья 137 ТК РФ закрепила ограничения, касающиеся удержания из зарплаты и др.

В зависимости от технических приемов установки правил поведения нормы можно классифицировать на определенные, отсылочные и бланкетные.

Первые из них непосредственно включают описание правил поведения в статье, где они изложены. Вторые включают ссылку на правило поведения, которое содержится в конкретной статье рассматриваемого нормативного правового акта. Третьи отсылают к другому нормативному акту (к его части).

В зависимости от действия во времени нормы могут быть действующими постоянно и теми, работа которых ограничена временными рамками.

Нормы права

Норма права – это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.

Этим, в частности, норма права отличается от индивидуального распоряжения, отданному конкретному адресату в каждом отдельном случае и исчерпывающее себя однократным (разовым) применением.

Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие признаки :

1) норма права рассчитана на неоднократное действие (реализацию или применение);
2) распространяется на персонально неопределенный круг лиц;
3) направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений;
4) одинаковая обязательность ее для всех тех, кто находится или может находиться в пределах ее действия.

Читайте также:
Нотариальная деятельность: что это такое, описание и особенности

Общий характер правовой нормы означает, что она устанавливает единые рамки, единый масштаб возможного или должного поведения для всех предусмотренных в ней субъектов. Такое свойство нормы права определяется также термином “нормативность.”

Общий характер правовой нормы обеспечивается таким ее качеством, как абстрактность . Она представляет собой оптимальную модель возможного или должного поведения в типичной жизненной ситуации. И в силу этого норма права, как любая модель, не воспроизводит частные, второстепенные стороны регулируемой ей жизненной ситуации, а фиксирует лишь ее наиболее существенные, важные черты и признаки.

Норма права может обладать, в зависимости от ее содержания, предмета и роли в регулировании общественных отношений, большей или меньшей степенью абстрактности.

Норма права носит предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что предоставляя в регулируемом отношении одному лицу право действовать определенным образом, она в то же время в то же время возлагает обязанность на другое лицо либо действовать определенным образом, либо воздерживаться от действий.

Здесь воплощается основной принцип регулирования – каждому праву должна соответствовать обязанность.

Общеобязательность правовой нормы выражается в том, что она обеспечивается возможностью применения мер государственного воздействия по отношению к лицам, нарушившим ее предписания.

Правовую норму отличает и такое качество, как формальная определенность . Это означает, что каждая правовая норма имеет строго определенное официальное словесное выражение, которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации или применения.

Все эти качества позволяют правовой норме быть эффективным и результативным средством регулирования общественных отношений.

Под структурой правовой нормы понимают ее внутреннее строение, наличие в ней неразрывно связанных друг с другом и предполагающих одна другую составных частей.

Для обеспечения четкости и определенности в регулирования общественных отношений и всякая правовая норма по смыслу и по содержанию должна ответить на три вопроса:

1) На какую типичную жизненную ситуацию она рассчитана, каковы существенные признаки этой ситуации;

2) Какие права и обязанности предусмотрены для лиц, которые могу оказаться в данной ситуации;

3) Какие меры государственного воздействия могут быть применены к лицам, вышедшим за пределы прав и обязанностей, предусмотренных данной нормой.

Без ясного и четкого ответа на эти вопросы невозможно правильно уяснить смысл правовой нормы, правильно ей пользоваться.

В соответствии с поставленными вопросами в логической структуре правовой нормы выделяют гипотезу (“если”), диспозицию (“то) и санкцию (“иначе”).

Гипотеза – это указание на условия (фактические обстоятельства), при которых действует данная норма. Она также указывает на общие признаки тех лиц, которые могут выступать в качестве субъектов установленных ей прав и обязанностей.

Диспозиция – это изложение самого правила поведения, которому нужно следовать в ситуации, предусмотренной в гипотезе. Это ядро правовой нормы. В нем изложены мера возможного и должного поведения (права и обязанности) сторон.

Санкция – это указание на те меры государственного воздействия, которые могут быть применены в отношении лиц, нарушающих требования, изложенные в диспозиции.

Структура правовой нормы и формы ее изложения в текстах, статьях нормативных правовых актов.

Норма права не тождественна статье нормативного правового акта. Норма – это правило, а статья нормативного правового акта лишь форма изложения мысли законодателя. Законодатель, используя различные формы словесного выражения правовой нормы, исходит из соображений удобства, экономии, убедительности. Ведь нормативные правовые акты должны быть достаточно простыми, понятными и доступными для восприятия, компактными – без длиннот и повторений. Кроме того, не все записанные в нормативном правовом акте положения являются нормами права, непосредственно регулирующими общественные отношения. Хотя эти положения и носят нормативный, официальный характер. Например, во многих нормативных правовых актах выделяются преамбулы, формулируются принципы и цели регулирования, даются определения используемых терминов и т.п.

Поэтому структура нормы права, как правило, не совпадает со структурой отдельной статьи нормативного правового акта . Более того, структурные элементы отдельной правовой нормы чрезвычайно редко излагаются в одной статье нормативного правового акта. Выделить структурные элементы правовой нормы можно лишь путем применения всех приемов и способов толкования текста нормативного правового акта или совокупности таких актов, взятых в системе.

Чаще всего структурные элементы правовой нормы излагаются в различных частях нормативного правового акта. Иногда гипотеза вообще не дается в силу ее очевидности, либо дается общая для ряда статей (например, описание признаков договора займа дается в одной статье, а в других статьях только различные варианты соответствующих диспозиций). В статье может излагаться только описание меры возможного поведения (право), а обязанность подразумеваться, и наоборот. В статьях уголовных кодексов обычно слиты гипотеза и диспозиция в одной формулировке (описание признаков преступления – гипотеза, и подразумеваемый ей запрет совершать подобные преступления – диспозиция). Иногда структурные элементы правовой нормы излагаются в статьях различных нормативных правовых актов. В этом случае, чтобы облегчить пользователю поиск различных элементов правовой нормы, законодатель прибегает к отсылочным предписаниям.

Классификация правовых норм состоит в делении их на отдельные виды по таким существенным признакам, которые определяют специфическую роль и назначение каждого вида норм в регулировании общественных отношений. Причем, одна и та же норма может быть отнесена к различным вида в зависимости от основания классификации.

Так, по способу воздействия на поведение лиц , по способу регулирования нормы права можно подразделить на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (диспозитивные).

Обязывающие нормы предписывают определенные активные положительные действия, связанные с исполнением обязанностей.

Запрещающие нормы предписывают воздерживаться от какого-либо действия.

Уполномочивающие (диспозитивные) нормы наделяют субъектов определенной свободой распоряжаться предоставленными им правами, пользоваться или не пользоваться ими. Либо выбирать из нескольких вариантов предоставляемых возможностей. Такие нормы не предписывают определенных действий или воздержание от действий, а содержат лишь дозволение совершать определенные поступки.

Читайте также:
Национальное достоинство: что это такое, описание и особенности

Подвариантом уполномочивающей (диспозитивной) нормы является восполнительная норма . Такая норма предоставляет возможность сторонам определить свои права и обязанности путем соглашения между ними, но указывает определенный, безоговорочный вариант их прав и обязанностей, который становится обязательным при отсутствии соглашения между ними, либо если стороны при заключении соглашения упустили некоторые существенные элементы соглашения.

По характеру самого правого предписания нормы могут подразделяться на императивные (категорические) и диспозитивные .

Императивные нормы предписывают строго определенные действия (бездействие) , точно очерчивают права и обязанности и не допускают отступлений от них по воле сторон. В этой форме выступают запрещающие и в значительной мере обязывающие нормы.

Диспозитивно излагаются уполномочивающие нормы и частично обязывающие.

По их роли в правовом регулировании правовые предписания могут быть разделены на конституирующие (нормы специального действия), регулятивные и правоохранительные .

Конституирующие нормы сами непосредственно общественных отношений не регулируют. Они либо закрепляют направленность регулирования, либо закрепляют понятийный аппарат, либо выполняют функции управления.

К этому виду норм, в частности, относятся: нормы -принципы (общие и отраслевые); дефинитивные нормы; отсылочные и бланкетные; коллизионные нормы.

Норма-принцип устанавливает общие или отраслевые начала регулирования, его направленность. Например, закрепление принципа народовластия, принципа презумпции невиновности.

Дефинитивная норма дает нормативное определение понятий, используемых в законодательстве. Например, определение понятия договора купли-продажи, займа, трудового договора (контракта).

Отсылочная норма указывает на части и статьи нормативных актов (номера и названия), связанные предметом регулирования.

Бланкетная норма (от слова бланк, незаполненный лист с официальными атрибутами учреждения) указывает на тот государственный орган, которому законодатель делегирует право принятия того или иного нормативного правового акта.

Коллизионная норма указывает на то, какой закон должен быть применен к данному отношению, если речь идет о выборе между законами разных государств или между законами разных государственных образований на территории одного государства (например, федерации). Особенность коллизионной нормы с точки зрения ее структуры в том, что она состоит из двух элементов – объема (гипотеза) и привязки ( указание на то, какой закон должен быть применен в данном случае). В практике международных отношений сложились следующие типовые привязки:

а) личный закон (закон местожительства, гражданства);
б) закон местонахождения вещи;
в) закон места заключения договора, совершения действия, деликта;
г) закон местонахождения суда, в котором рассматривается дело;
д) закон, которому по обоюдному согласию стороны решили подчиниться.

Регулятивные нормы – это нормы прямого, непосредственного действия. Это в основном нормы гражданского, семейного, трудового права.

Правоохранительные нормы – это такие нормы, которые вступают в действие в случае, когда нарушены регулятивные нормы . Это в основном нормы уголовного , административного права.

Выделяют также нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права непосредственно регулируют общественные отношения. Порождают, изменяют или отменяют субъективные права и обязанности.

Нормы процессуальные предназначены для регулирования порядка деятельности органов государства, в том числе процедур рассмотрения вопросов по применению права. Например, они регулируют порядок рассмотрения гражданско-правовых споров в суде, ведения уголовного процесса.

По объему и сфере действия нормы права могут подразделяться на нормы общего действия (действующие на территории всей страны, распространяющиеся на все население), местные ( действующие на части территории, например, в субъекте федерации), локальные (отражающие местные особенности и имеющие особый субъектный состав, например, коллективный договор на отдельном предприятии), исключительные (действующие в определенном месте и для определенной категории субъектов и заменяющие для них действие общих норм. Например, законы о чрезвычайном или военном положении).

Всякая научно обоснованная классификация правовых норм дает возможность лучше понять их природу и назначение в жизни общества, место в правовой системе в целом, способствует профессиональному овладению нормативно-правовым материалом, охране прав и свобод человека и гражданина.

Список литературы

Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.

Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 1994.

Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993.

Теория государства и права. Выпуск 11. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1994.

Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М., 1995.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993.

Социальные нормы: понятие, примеры, классификация, функции

Для благополучия любого общества необходимо, чтобы все его члены при общении и любом другом взаимодействии соблюдали определенные правила – социальные нормы. Сегодня мы подробно поговорим о том, что они собой представляют, какими бывают, какие функции выполняют и какие сферы жизни общества регулируют.

Что такое социальные нормы?

Социальные нормы – это общепринятые и общепризнанные правила поведения, действующие в определённом обществе. Их основная задача заключается в том, чтобы обеспечивать устойчивое и стабильное существование этого общества. Как правило, совокупность действующих социальных норм представляет собой достаточно слаженную систему, отдельные элементы которой взаимно обусловлены.

Суть социальных норм заключается преимущественно в том, что они определяют границы допустимого поведения. Кроме того, они в несколько меньшей мере диктуют, как должны вести себя люди, предписывают определённые формы поведения в той или иной ситуации. Благодаря им функционирование общества приобретает упорядоченный характер.

Социальные нормы возникли тогда, когда люди начали объединяться в первые достаточно крупные сообщества. Тогда стало очевидно, что для нормального существования и выживания этих сообществ все их члены должны соблюдать определённые правила – общепризнанные и нередко обязательные. С тех пор социальные нормы являются неотъемлемым признаком любого общества.

Виды и примеры социальных норм

К социальным нормам относятся все общепринятые правила, регулирующие поведение внутри некоторого социума, независимо от его масштаба. Одни из них являются обязательными, другие – желательными, третьи – просто привычными или традиционными. Условно их можно разделить на несколько больших групп.

Читайте также:
Притворная сделка: что это такое, описание и особенности

1. Обычаи, традиции и ритуалы

Это устойчивые формы поведения, которые не являются обязательными (или даже желательными), но соблюдаются многими членами общества в силу исторических причин.

Обычаи. Это формы поведения, унаследованные от прошлых поколений. Иногда обычаи отождествляются с обрядами, но это неправильно, поскольку обычаи не подразумевают религиозной или мистической составляющей. Это просто общепринятые формы поведения, которые знает, понимает и поддерживает большинство членов общества. К примеру, известным обычаем является толока – форма массовой добровольной взаимопомощи при выполнении срочной тяжелой работы.

Традиции. В отличие от обычаев, традиции не являются наследием прошлых поколений (хотя вполне могут так передаваться). Они формируются спонтанно и становятся частью культуры. Традиция может существовать даже внутри небольшой компании (например, традиция женщины после вступления в брак брать фамилию мужа).

Ритуалы. Это особая форма обычаев, при соблюдении которых необходимо придерживаться неких строгих правил, иначе ритуал теряет смысл. Раньше ритуалы подразумевали религиозный или мистический смысл, но сегодня все они носят светский характер. В качестве примера можно привести задувание свечей на торте (есть два правила: количество свечей должно соответствовать возрасту, и задуть их нужно за один раз).

2. Нормы морали

Нормы морали – это формы поведения, считающиеся правильными и желательными в данном обществе. Интересно, что именно их обычно упоминают в первую очередь, объясняя, что такое социальные нормы. Они отражают общепринятое представление о добре и зле. Их нарушение обычно осуждается, хоть и не влечёт за собой каких-либо серьёзных санкций.

Когда поведение человека оценивается с точки зрения норм морали, в расчёт принимаются не только действия, но и мотивы. Также для норм морали характерно, что большинство людей стремится соблюдать их и без стороннего контроля – благодаря наличию совести, чести и нравственности. К нормам морали относятся честность, справедливость, вежливость, взаимовыручка.

3. Нормы права

В эту группу входят правила, обязательные для соблюдения всеми членами общества. Они носят формальный характер, то есть, тщательно сформулированы и зафиксированы в письменной форме. Их несоблюдение подразумевает наказание, при этом система наказаний также прописана заранее, чтобы исключить неоднозначность и несправедливость при назначении санкций нарушителям. К нормам права относятся, например, налоговое законодательство, правила дорожного движения, закон об обязательной военной службе.

4. Политические нормы

Это правила, регулирующие взаимодействие элементов политической системы, а также определяющие приемлемые способы получения и удержания власти. Они представлены принципами (принципы демократии, свободы слова и совести), а также законодательно-правовыми актами, регулирующими политическую деятельность в стране (в этой части они тесно переплетаются с нормами права).

5. Религиозные нормы

Это совокупность правил, продиктованных определённой религией. Многие из них совпадают с нормами морали и права, также они часто бывают взаимосвязанными с обычаями, содержат определённые ритуалы. В теократических государствах они оказывают сильное влияние на правовые нормы либо даже выполняют их функции. В светских государствах верующие придерживаются их добровольно. Религиозные нормы могут быть непосредственно связаны с религией (например, воскресные посещения церкви) или регулировать области светской жизни (например, венчание).

6. Эстетические нормы

Это правила, определяющие, как выглядит мир вокруг нас. И их гораздо больше, чем можно себе представить. Эстетические нормы определяют архитектуру, дизайн автомобилей, требования к чистоте речи, моду, популярные стили музыки, кино и прочие формы искусства. Они очень быстро меняются, но к счастью, их несоблюдение не грозит слишком серьёзными последствиями.

В качестве интересного примера можно привести золотое сечение, которое было очень популярно в период Высокого Возрождения в европейском искусстве. А современные понятия «китч» и «моветон» обычно подразумевают нарушение эстетических норм.

7. Корпоративные нормы

Даже в небольших организациях со временем формируются определенные правила поведения. При этом некоторые из них могут быть просто популярными и естественными для многих сотрудников, другие же становятся обязательными и диктуются сверху. В крупных компаниях корпоративные нормы обычно имеют формальный характер и закреплены в письменной форме, а их соблюдение считается обязательным для всех сотрудников.

Признаки социальных норм

Многие люди неправильно понимают, что такое социальные нормы, думая, что это обязательно какие-то формальные правила, продиктованные сверху. На самом деле в это понятие входит широкий спектр правил и моделей поведения, которые обладают следующими свойствами:

  • являются общепринятыми в рамках определённого общества (даже если речь идёт о небольшой группе вроде спортивной команды или компании друзей);
  • действуют всегда;
  • влияют на общение и взаимодействие между членами общества;
  • требуют определённых волевых усилий для своего соблюдения;
  • являются исторически обусловленными;
  • соответствуют общему типу культуры данного общества.

Функции социальных норм

Мы можем даже не замечать этого, но социальные нормы регулируют все сферы жизни нашего общества. При этом можно выделить три основных функции, к которым сводятся механизмы их влияния:

1. Регулятивная. Это, пожалуй, самая важная функция. Она заключается в регулировании взаимоотношений людей между собой, определении их обязательств и прав по отношению друг к другу, обозначении четких границ, которые нельзя переходить. Нормы, выполняющие данную функцию, могут относиться к одному из трёх видов:

  • дозволения – желательные, но не обязательные формы поведения (мытьё рук перед едой, скромность, вежливость, учтивость и прочее);
  • предписания – обязательные формы поведения (соблюдение законов, ношение одежды, уважение чужого личного пространства);
  • запреты – недопустимые или строго осуждаемые формы поведения (хамство, распускание сплетен, правонарушения).

2. Социальная. Суть данной функции состоит в том, чтобы помочь человеку влиться в общество, обеспечив ему полноценную социальную жизнь.

Читайте также:
Номинальная цена: что это такое, описание и особенности

3. Оценочная. Данная функция заключается в формировании представлений о добре и зле. Человек не просто подчиняется общепринятым социальным нормам, он формирует на их основе собственную картину мира.

Формы социальных норм

Социальные нормы – это широкий спектр предписаний и правил. Одни из них распространяются на всё человечество, другие – на отдельные народы и социальные группы, третьи – на небольшие коллективы. Некоторые являются обязательными для соблюдения, другие – лишь желательными. Чтобы разобраться в этом разнообразии, их принято разделять на группы по нескольким принципам. Рассмотрим несколько таких классификаций.

1. По способу закрепления

Здесь имеется в виду то, как передаются и распространяются эти нормы. Одни из них являются общепринятыми, но не закреплены документально. Другие могут быть записаны в виде правил и предписаний, а третьи – обладать юридической силой. Но по данному пункту их принято делить всего на два вида:

  • устные (обычаи, моральные, эстетические и этические);
  • письменные (правовые, политические и корпоративные).

Само собой, для некоторых норм это деление весьма условно. К примеру, религиозные или корпоративные нормы могут быть зафиксированы в письменном виде, но могут быть и устными.

2. По масштабу распространения

Как было отмечено выше, социальные нормы – это механизмы, регулирующие взаимодействие людей на разных уровнях. И по этим уровням их разделяют на 4 вида:

  • межличностные – нормы, действующие при личном взаимодействии между отдельными людьми;
  • групповые – нормы, действующие в пределах группы или коллектива;
  • национальные – нормы поведения для представителей определённой нации (например, уважение к государственным символам);
  • общечеловеческие – нормы и ценности, которые разделяют практически все люди планеты (например, уважительное отношение к старшим).

Отдельно стоит отметить, что действие групповых норм может распространяться на небольшой коллектив или общность, а может и на социальную группу, включающую не связанных между собой людей.

3. По обязательности исполнения

По данному принципу социальные нормы делятся на два типа:

  • Формальные. Это нормы, которые закреплены нормативно-правовыми документами и обязательны для исполнения всегда или в определенных обстоятельствах. Их несоблюдение, как правило, подразумевает наказание (например административная или уголовная ответственность) или иные санкции (выговор, увольнение с работы, проигрышная позиция в бракоразводном процессе).
  • Неформальные. Это нормы, которые не закреплены ни в каких документах. При этом человек сам решает, придерживаться ли их. Например, неформальными социальными нормами являются уважение к окружающим, честность и ответственность. Их игнорирование не приведёт к наказанию, но можно потерять друзей или лишиться уважения близких.

Довольно часто формальные и неформальные нормы совпадают. Например, верность изначально является неформальной нормой. Но супружеская неверность может стать весомым фактором в бракоразводном процессе. Ложь также осуждается, но в обычной жизни не подразумевает ответственности. Однако ложь под присягой является уголовным преступлением и влечёт за собой серьёзную ответственность.

Заключение

Социальные нормы незримо присутствуют во всех сферах нашей жизни. Они определяют наше положение в обществе, задают тон общения с окружающими, регулируют наши отношения с близкими и посторонними людьми. Именно благодаря наличию социальных норм два совершенно незнакомых человека могут спокойно общаться, не боясь обидеть или разозлить друг друга неуместной фразой. Это всё происходит настолько естественно, что мы даже не замечаем, насколько сильно зависим от социальных норм. А между тем они существуют столько же, сколько существует человеческое общество, ведь без них оно просто не могло бы существовать.

Общественные фонды: список, особенности

Создание различных общественных организаций обусловлено тем, что государство не может обеспечить всех нуждающихся поддержкой. Общественные организации и фонды призваны помочь государству донести до людей социальные проблемы, собрать добровольные взносы и распределить среди нуждающихся. Общественные фонды преследуют различные цели, от помощи больным до поддержки образования и различных проектов. Некоторые объединения ставят своей целью обычное общение внутри социальных групп, имущественные фонды таких организаций обычно поддерживаются учредителями и спонсорами или внутренними взносами и идут на организацию мероприятий.

Коммерческие структуры в НКО

Общественные фонды относятся к некоммерческим организациям, регулируемым Гражданским Кодексом и федеральным законом от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Закон не запрещает заниматься торговлей или оказанием услуг, но чётко разграничивает деятельность, направленную на получение максимальной прибыли и увеличение капитала для благотворительных целей. Фонды могут открывать специализированные магазины, мастерские, а также делать вклады в банках на депозит и по-другому управлять хозяйством для получения прибыли, используемой на благотворительность. Многие частные и общественные фонды за рубежом применяют такую практику уже довольно давно. В Англии существуют фонды с более чем вековой историей деятельности, а законы, регулирующие такие объединения, были написаны более 4 веков назад. В России же образование фондов, использующих собственную имущественную базу для ведения благотворительной деятельности — дело времени.

Принципы корпоративной социальной ответственности находят отклик в сердцах владельцев крупных организаций и производств. Представители бизнеса создают собственные организационные структуры или передают взносы в уже существующие общественные объединения, фонды с целью экологической защиты, поддержки образовательных и медицинских программ, благоустройства населённых пунктов и проведения общественных мероприятий. IX торжественная церемония награждения «Лидеров корпоративной благотворительности», состоявшаяся в конце ноября 2016 года выявила самые интересные проекты и удачные реализации благотворительной деятельности на территории нашей страны.

Лучшие корпоративные благотворители

  • Компания “Сахалин Энерджи” по общим показателям. Благотворительная стратегия компании отличается продуманными действиями и постоянным развитием. Особенное внимание компания уделяет взаимодействию с представителями коренного населения региона.
  • АО “Объединённая металлургическая компания” получила приз от Минэкономразвития РФ за развитие благотворительной деятельности в регионе.
  • АО “СУЭК” и ПАО “Ростелеком” были отмечены РСПП за свои программы социальных инвестиций.
  • ЗАО “Делойт” награждены партнёрами из IBLF за развитие волонтёрского движения.
  • ОК РУСАЛ были лучшими по мнению ВШМ СПбГУ в сфере развития образования.
  • Британский Совет признал ООО “Дж. Т. И. Россия” лидером года за поддержку искусства и культуры
Читайте также:
Паспорт сделки: что это такое, описание и особенности

Общество и власть

Государственно-общественные фонды — это результат взаимодействия государственных органов и общественных объединений на местах или в определённой сфере деятельности. Особенностью таких фондов является использование не только выделенных бюджетных средств, но и других источников финансирования со стороны инициатора. Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров является одним из ярких примеров такого взаимодействия. Созданный вследствие большого общественного резонанса после закрытия нескольких банков в период кризиса специальным указом президента в 1995 году, фонд служит гарантом сохранения вкладов частично или целиком в случае закрытия банковских структур, действующих вразрез с законодательством РФ.

Религиозные организации

Социальную сторону жизни верующих помогают обустроить различные организации на базе религиозных сообществ:

  • Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования действует централизованно на базе большого количества мечетей и домов молитв, он аккумулирует средства для реализации самых разнообразных программ содействия мусульманским организациям России, относящимся к традиционному исламу.
  • Православные заведения также издавна занимаются благотворительностью, зачастую действуя самостоятельно в ограниченных территориальных рамках. Одной из самых эффективных в России является Православная служба помощи «Милосердие», объединившая под своим крылом множество проектов помощи детям, бездомным и больным, в том числе психологически. Широко известна их совместная с фондом продовольствия «Русь» акция «Народный обед», когда волонтёры из «Милосердия» фасуют продукты, собранные «Русью» и раздают нуждающимся на территории храмов и церковных приходов. Такие религиозные общественные социальные фонды финансируются в основном из пожертвований прихожан.

Культура и Наука

Среди интересов благотворительных организаций не только жизнь и здоровье малообеспеченных людей, но и поддержка культурных сообществ и научных проектов:

  • Фонд Валерия Гергиева, директора Мариинского театра, призван помогать талантливым молодым артистам и коллективам, а также реализует проекты и гастроли одного из самых известных московских театров.

  • Молодым учёным с актуальными проектами готов помочь Российский Фонд Фундаментальных Исследований. Эта организация была создана Указом Президента РФ ещё в 1992 году и теперь существует как федеральное учреждение. Интересно, что являясь полностью государственным органом, финансируемым из федерального бюджета страны, РФФИ принимает пожертвования от частных лиц и организаций, чтобы использовать их согласно уставу фонда. Второй отличительной особенностью РФФИ является образование совета и экспертных комиссий из числа действующих учёных с подтверждёнными учёными степенями и признанных специалистов в своей области.

Благотворительный общественный фонд «Русфонд»

В списке наиболее значимых благотворительных общественных организаций России уже несколько лет на первых позициях фигурирует «Русфонд». Прозрачная система оборота средств, реклама на ТВ и других площадках СМИ, привлечение известных людей и крупных организаций не оставляет беспристрастными миллионы россиян. Учреждён фонд более чем 20 лет назад сотрудниками журнала «Комерсантъ» и начинал с пары десятков тысяч долларов в год. Со временем объём привлечённых средств неуклонно рос, и за последние четыре года было собрано более шести миллиардов рублей. В сферу деятельности фонда в основном входит помощь больным детям и оснащение медицинских учреждений, а также некоторые проекты социального развития общества.

Основные положения о фонде

Организация, основанная физическими или юрлицами, без членства, на базе добровольных взносов, которые используются для достижения уставной цели.

Определение и признаки, отличительные черты фонда

Фондом называют унитарную некоммерческую организацию, юридическое лицо, которое в качестве цели деятельности имеет общественно полезную задачу, изложенную в Уставе организации. Целью деятельности фонда не может быть получение прибыли.

Фонд, как юридическое лицо, его особенности функционирования, этапы формирования, виды, регулируются нормами Гражданского кодекса, нормативными актами, федеральными законами. Главным принципом организации фонда является добровольность.

Основанием для формирования юридического лица является не членство, а взносы, которые вносятся для развития организации и достижения ее цели на добровольном основании.

Положения закона «О некоммерческих организациях» предлагают такое определение понятия: «фонд» – организация, основанная физическими или юридическими лицами, без членства, на основании взносов, которые вносятся в добровольном порядке и используются для достижения уставной цели юридического лица.

Сферы деятельности организации: культура и искусство, благотворительность, просвещение, образование и другие. Фонд имеет имущественные права, которые позволяют распоряжаться имуществом и приобретать его с целью достижения поставленных задач и целей. Также, согласно положениям Гражданского кодекса, если предпринимательство и получение прибыли не являются центральной задачей, а возможностью добиться цели, они разрешены.

Ежегодно фонд должен предоставлять общественности и уполномоченным органам отчет о своей деятельности.

Главная особенность данного юридического лица: фонд является объединением имущества, используемого для достижения общественно важной цели.

Виды и цели фондов

Фонды функционируют на основании целей, поставленных в уставной документации организации. Уставные цели фонда касаются достижения общественного блага в образовательной, здравоохранительной, культурной сферах, благотворительности, физической культуре, спорте, удовлетворении духовных потребностей граждан.

Поскольку фонд является некоммерческой структурой, его целью не может быть получение прибыли. Предпринимательская деятельность может быть видом деятельности организации, но она служит достижению общественной пользы.

Согласно нормам закона, цели фонда – размытое понятие, отсутствует конкретная формулировка данного понятия в положениях законов и Гражданского кодекса. Таким образом, целями деятельности организации может быть любая деятельность, направленная на удовлетворение духовных, нематериальных нужд населения. Любые цели, которые может ставить перед собой некоммерческая организация, могут быть внесены в уставную документацию фонда.

Виды фондов представлены различными вариантами, в зависимости от цели данного юридического лица. Наиболее популярные виды – общественный и благотворительный фонды.

Организационно-правовые формы фондов

Фондом называют организацию некоммерческого типа, унитарную, действующую на основании Устава и норм законодательства Российской Федерации. Виды деятельности фонда включают занятия общественно полезными задачами с целью удовлетворения нематериальных потребностей граждан, предпринимательская деятельность, необходимая для достижения основной задачи фонда.

Читайте также:
Политическая смерть: что это такое, описание и особенности

Основная особенность фонда – его целевая правоспособность, которая формируется целью его деятельности. Формой проявления правоспособности является способность получать доход от предпринимательской деятельности, владеть имуществом.

Понятие целевой (специальной) правоспособности фондов

Фонд является юридическим лицом и имеет целевую правоспособность. Это свойство является главным признаком некоммерческой организации.

На основании норм законодательства, фонд может иметь имущество, которое находится в его собственности и используется для достижения уставной цели организации. Фонды несут ответственность перед гражданами, что требует составления отчетности для информирования о своих тратах.

О тратах имущества и материальных ценностей организация должна отчитываться ежегодно, подавая отчет о своей деятельности. Цели и задачи юридического лица изложены в Уставе – главном документе фонда.

Учредители фондов, порядок создания фондов

Учредители и участники фонда – физические и юридические лица, которые по нормам закона, имеют право формировать данный тип некоммерческих организаций. Создать фонд может коммерческая или некоммерческая организация, публично-правовое образование.

Ограничения для некоторых категорий лиц на право создания фонда изложены в нормах законов и имеют императивный характер. Не могут создавать фонды органы местного самоуправления, государственные органы власти. Также они не могут быть участниками организации, независимо от типа фонда.

Закон «О благотворительных организациях» фиксирует положение, согласно которому государственные органы власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями.

Поскольку одним из свойств фонда является отсутствие понятия членства, состав учредителей данной организации меняться не может. Создателями юридического лица может быть также единственный участник.

Учредительная документация фондов, требования к содержанию устава

Устав фонда – главный и единственный учредительный документ фонда и других некоммерческих организаций. В тексте документа содержаться основные положения о деятельности юридического лица.

В документе содержатся:

  • Особенности формирования структурных органов фонда.
  • Порядок формирования попечительского совета.
  • Цели создания фонда – наиболее важная часть документа.
  • Порядок распределения имущества в случае ликвидации фонда.
  • Наименование.
  • Адрес/Метро регистрации.
  • Ответственность участников.
  • Количество участников, состав, должностные лица фонда.
  • Виды деятельности организации.

Устав фонда необходим при регистрации данной организации в уполномоченных органах. Если юридическое лицо планирует занятия предпринимательской деятельностью, это необходимо указать в документации.

В Уставе обязательно должен фиксироваться факт того, что юридическое лицо является фондом.

Отсутствие возможности реорганизации фонда

Согласно положениям закона, фонд не может быть реорганизован. Ранее существовало положение, которое давало право реорганизовать фонд, но оно было исключено.

В фонд могут быть преобразованы некоммерческие структуры.

Причиной невозможности реорганизации считается положение, согласно которому нельзя изменить правовую форму функционирования фонда.

Создание, деятельность и налогообложение общественных фондов

“Налоговый вестник”, N 1, 1999

Согласно ст.6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее по тексту – Федеральный закон N 7-ФЗ) одной из форм некоммерческих организаций являются общественные объединения. Особенности правового положения указанных организаций определяются Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” (с изм. от 17.05.1997, вступившим в силу ранее Федерального закона N 7-ФЗ. Согласно ст.5 Федерального закона “Об общественных объединениях” под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединяющихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица с организационно – правовой формой “общественное объединение”.

Статья 7 Федерального закона “Об общественных объединениях” содержит перечень организационно – правовых форм общественных объединений:

  1. общественная организация;
  2. общественное движение;
  3. общественный фонд;
  4. общественное учреждение;
  5. орган общественной самодеятельности.

В настоящей статье предлагается рассмотреть порядок создания, деятельности, налогообложения общественных фондов.

Положение ст.10 Федерального закона “Об общественных объединениях”, гласящее: “. общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов”, – указывает на то, что положения Федерального закона N 7-ФЗ, касающиеся создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих фондов, распространяются и на общественные фонды.

Общественный фонд представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (социальные, благотворительные, культурные, образовательные и т.д.).

Общественный фонд, созданный в установленном порядке, может быть зарегистрирован в органах юстиции в порядке, определяемом Федеральным законом “Об общественных объединениях”, а значит, с момента регистрации приобретет права юридического лица, предусмотренные действующим гражданским законодательством. В то же время законодательство дает возможность общественному фонду создаваться и осуществлять свою деятельность без процедуры государственной регистрации (ст.ст.3, 21 Федерального закона “Об общественных объединениях”); соответственно, в этом случае он не может осуществлять действия, связанные с реализацией прав юридического лица, поскольку статус юридического лица приобретается только с момента государственной регистрации.

Виды общественных фондов в зависимости от территориальной сферы деятельности

В зависимости от территориальной сферы деятельности в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды общественных фондов.

1. Международный общественный фонд

Международным общественным фондом признается общественный фонд, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение – организация, отделение, филиал или представительство.

Регистрация производится Минюстом России.

2. Общероссийский общественный фонд

Общероссийским общественным фондом признается фонд, который осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения, филиалы или представительства. Поскольку в Российской Федерации насчитывается 89 субъектов, для признания фонда общероссийским достаточно наличия структурных подразделений в 45 субъектах.

Регистрация производится Минюстом России.

3. Межрегиональный общественный фонд

Межрегиональным общественным фондом признается фонд, который осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения, филиалы или представительства.

Читайте также:
Необходимая оборона: что это такое, описание и особенности

Регистрация производится органом юстиции того региона, где постоянно находится руководящий орган общественного объединения.

4. Региональный общественный фонд

Региональным общественным фондом признается фонд, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Регистрация производится органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации.

5. Местный общественный фонд

Местным общественным фондом признается фонд, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Регистрация производится органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации.

При учреждении общественного фонда учредители должны определиться с территориальной сферой деятельности создаваемого фонда, поскольку его наименование обязательно должно содержать указание на территорию его действия (общероссийский, межрегиональный, региональный или местный).

При первичной регистрации международного, общероссийского, межрегионального общественного фонда он должен иметь структурные подразделения, отделения. Такое подразделение, отделение создается также на основании Федерального закона “Об общественных объединениях”.

Основные требования, предъявляемые к созданию отделения, подразделения общественного объединения

  1. Отделение создается в субъекте Российской Федерации по инициативе учредителей в составе не менее трех физических лиц.
  2. В число учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – общественные объединения.
  3. Согласно ст.3 Федерального закона “Об общественных объединениях” такие отделения могут функционировать без государственной регистрации и, соответственно, без приобретения прав юридического лица. В данном случае отделение должно действовать на основании общего устава международного, общероссийского или межрегионального общественного фонда, который утверждается на съезде (конференции, общем собрании) создаваемого отделения (например, устав Московского регионального отделения общероссийского общественного фонда). Впоследствии такое отделение может (по желанию) зарегистрироваться в органах юстиции в уведомительном порядке, предоставив следующие документы:
  • копию свидетельства о регистрации общественного фонда;
  • копию устава общественного фонда;
  • устав отделения общественного фонда.
  1. На учредительном съезде отделения фонда принимаются следующие решения:
  • о создании отделения общественного фонда;
  • об одобрении и утверждении общего устава общественного фонда;
  • об утверждении органов управления (структура органов управления может быть такой же, как у самого фонда);
  • выбор делегата от отделения на съезд, на котором будет учреждаться общественный фонд.

Налогообложение общественного фонда 1. Налог на прибыль

В соответствии с п.10 ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” некоммерческие организации (к которым относятся и общественные организации, в том числе фонды), имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

В составе облагаемых налогом доходов фонда не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание фонда.

В п.”в” ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 содержится положение о льготах по налогу на прибыль: “. при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы: взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов – интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке; средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более 3 процентов облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды – не более 5 процентов облагаемой налогом прибыли; взносов, направляемых в 1995 г. на благотворительные цели в Фонд 50-летия Победы, – не более 10 процентов облагаемой налогом прибыли”.

Указанные в настоящем подпункте фонды предприятия, организации и учреждения, получившие такие средства, по окончании отчетного года представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования средств не по назначению сумма этих средств взыскивается в установленном порядке в доход федерального бюджета.

2. Налог на имущество предприятий

Пункт “з” ст.4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” содержит положение, гласящее, что данным налогом не облагается имущество общественных объединений, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность.

В ст.5 вышеназванного Закона содержится перечень имущества, стоимость которого уменьшает балансовую (нормативную) стоимость объектов, исчисленную для целей налогообложения.

Акты, регулирующие деятельность общественных фондов:

  • Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”;
  • Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”, (с изм. от 19.07.1998) (гл.2);
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая);
  • Разъяснение Минюста России от 31.05.1995 N 08-09-269-95;
  • Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденные Приказом Минюста России от 06.10.1997 N 19-01-122-97.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: