Обслуживающий кооператив: что это такое, описание и особенности

Что такое кооператив, виды кооперативов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин «кооператив» встречается в разговорной и деловой лексике довольно часто.

Пришло время в деталях разобраться, что такое кооператив и какие их виды существуют.

Кооператив – это …

«Кооператив» – английское слово, определяющее группу людей или организаций, объединившихся в одну команду для достижения определенных целей (экономических, социальных, культурных и т.д.).

Группу людей или организаций можно назвать кооперативом, если в совокупности выполняются следующие условия:

  1. есть общая цель;
  2. каждый из членов кооператива внес свой пай (долю) в общий фонд, т.е. является пайщиком;
  3. управление данным сообществом осуществляется демократическим путем. Это значит, что у каждого члена кооператива есть 1 голос, т.е. все члены равнозначны, и решения по управлению принимаются всеми пайщиками.

Часто несколько кооперативов образуют одно объединение для оптимизации достижения поставленных целей.

Кооперативы еще называют третьим сектором экономики. Объясню это выражение: экономика состоит из частного и государственного сектора, т.е. какие-то активы принадлежат частным лицам, какие-то – государству. Это два сектора экономики.

Кооператив же (третий сектор) – это частная собственность в общественном управлении.

Например, члены дачного кооператива (владельцы частной собственности) объединяются в одну организацию для того, чтобы сообща решать общие проблемы (общественное управление).

Виды кооперативов

  1. на коммерческие и некоммерческие:
    1. коммерческие, цель – получение прибыли (например, сельскохозяйственный кооператив),
    2. некоммерческие, цель – совместное ведение хозяйственной деятельности без получения дохода (например, дачный кооператив);
  2. на производственные и потребительские:
    1. производственные, цель – совместное производство членами кооператива какого-либо товара с целью его продажи,
    2. потребительские, цель – удовлетворение потребностей членов, особенность – отсутствие коммерческой цели (например, гаражный кооператив).

Кооперативы классифицируются в зависимости от характера их деятельности. Остановимся немного подробней на видах кооперативов, наиболее актуальных на сегодняшний день.

Производственный кооператив (ПК)

Это организация, которая объединяет не менее 5 физических лиц (допускается участие юридических лиц) для ведения совместной производственной деятельности с целью получения прибыли.

Условием членства является внесение паевого взноса в общий фонд. Взносом могут быть:

Деятельность ПК регламентируется Уставом, а на законодательном уровне регулируется:

  1. Гражданским Кодексом (ГК) (ст. 106.1 – 106.6);
  2. Федеральным Законом (ФЗ) № 41.

Члены ПК за обязательства своего кооператива несут субсидиарную ответственность (т.е. если организация не смогла погасить свои обязательства, то их должны погасить члены кооператива своим имуществом).

Членами ПК могут быть:

  1. граждане РФ;
  2. граждане иных государств;
  3. лица без гражданства;
  4. юр.лицо (через представителя).

Управление кооперативом осуществляется собранием пайщиков. Постоянно действующий орган – правление или (и) председатель. Должности являются выборными.

Каждый ПК подлежит обязательной регистрации в ФНС (федеральной налоговой службе). ПК является плательщиком налогов в зависимости от системы налогообложения. Это может быть либо общая, либо упрощенная система.

Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК)

Является подвидом производственного кооператива. Особенностью является вид деятельности:

  1. производство продукции сельского хозяйства (животноводство, рыбоводство, растениеводство);
  2. переработка продукции сельского хозяйства;
  3. сбыт сельскохозяйственной продукции.

Как правило, основными паевыми взносами в СПК являются земельные наделы. Но паем могут быть и деньги, и другие материальные активы (например, сельхоз.машины, комбайны, орудия производства и т.д.).

Уточнение: вышесказанное о паевых взносах относится к колхозам (коллективным хозяйствам), как к одному из видов СПК. В коопхозах (кооперативных хозяйствах) земельные участки не могут являться паями членов СПК.

Деятельность СПК регламентируется Уставом организации и ст. 3 ФЗ № 193 (в редакции от 02.12.2019 г.).

Сельскохозяйственный потребительский кооператив (СПотК)

Является некоммерческой организацией. Деятельность аналогична деятельности СПК с тем отличием, что получение прибыли не является целью кооперативов данного вида. Функционирование СПотК регулируется ст. 4 ФЗ № 193.

СПотК создаются для того, чтобы более выгодно закупать, например, удобрения, либо перерабатывать большие объемы продукции и т.д. Материальная выгода для каждого члена кооператива, конечно, есть, но прибыль не распределяется на всех участников.

Вывод: СПотК создаются для оптимизации (облегчения) деятельности членов кооператива.

Важно: в отличии от производственных кооперативов, члены потребительских не отвечают по обязательствам своей организации.

Жилищно-строительный кооператив (ЖСК)

Данная форма кооператива была особенно популярна в СССР, существует и в наши дни. Граждане объединяются в кооператив для строительства (строят не сами, а нанимают подрядную строительную организацию) и дальнейшего обслуживания жилья. ЖСК – застройщик, строительная компания – подрядчик.

Читайте также:
Нормативный документ: что это такое, описание и особенности

Коммерческой выгоды ЖСК не имеет, следовательно, является потребительским кооперативом.

Паевыми взносами выступают денежные средства. В период строительства пай равен стоимости квартиры, которая будет построена. После сдачи дома в эксплуатацию собственники жилья вносят деньги для его содержания и обслуживания.

Деятельность ЖСК регламентируется главой 11 Жилищного Кодекса (ЖК) РФ.

Гаражно-строительный кооператив(ГСК)

Этот вид также является потребительским. Граждане объединяются в ГК для строительства индивидуальных гаражей и для их последующего обслуживания.

Паевые взносы – денежные средства, сумма которых равна стоимости гаража. После выплаты пая гражданин получает право собственности на гараж.

В настоящее время термин ГСК в законодательной базе отсутствует. Сейчас такие кооперативы называются гаражными кооперативами (ГК).

Если гражданин вступает в уже существующий ГК после приобретения гаража, то он становится членом кооператива и ежегодно вносит паевой взнос, который идет на обслуживание помещений и т.д. Кроме того, существуют еще и целевые взносы, например, на ремонт подъездных дорог.

Специального законодательного акта, регулирующего деятельность ГК, не существует. Поэтому регламентирование осуществляется общими нормами Гражданского Кодекса РФ

Дачно-строительный кооператив (ДСК) или просто дачный кооператив (ДК)

ДСК является потребительским, так как создается для строительства и эксплуатации дачных домов на выделенном участке земли на средства членов кооператива.

Новый член кооператива становится таковым после покупки дачи (или земельного участка) в ДСК. Он обязан платить ежегодные и целевые взносы.

Цель создания ДСК – развитие дачного хозяйства, помощь дачникам в решении общих проблем.

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Кооператив — простейшая и самая распространенная форма частного предпринимательства.

На мой взгляд — именно то, что следовало бы законодательно разрешить десятки лет назад при советской власти. Во многих странах малые формы предпринимательства — значительная часть экономики.

Некоторые задумки гораздо легче воплотить сообща, чем часто и оправдывается создание кооперативов. Но, при этом ответственность также разделяется, что может привести к снижению эффективности. Ведь каждый будет ожидать, что большую часть работы возьмет на себя кто-то другой.

Чтоб такого не происходило, важно заранее, лучше в письменной форме оговаривать границы деятельности каждого участника.

Понятие и виды кооперативов

Здравствуйте, уважаемые читатели и друзья блога https://pravo-wmeste.ru — «Кооперативы против бедности»!

Продолжаем публиковать статью заведующей сектором гражданского права, гражданского и арбитражного процесса ИГП РАН, доктора юридических наук, профессора Т. Е. АБОВОЙ «КООПЕРАТИВЫ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА».

В разделе статьи «Гражданский кодекс Российской Федерации и кооперативы» Тамара Евгеньевна раскрывает соотношение кооперативов с ГК РФ, в где по её мнению, регулирование правового положения кооперативов представляется не соответствующим их сущности и месту, которое они должны занимать в экономической и социальной жизни Российской Федерации. Указывая на ошибку ГК РФ в отнесении производственных кооперативов к коммерческим организациям, для которых главной, основной целью деятельности является извлечение прибыли, а потребительских — к некоммерческим организациям, для которых извлечение прибыли — не цель их деятельности, она прямо указывает на то, что кооператив (независимо от вида, производственный, потребительский) — это сообщество прежде всего людей, а не капиталов.

Далее, Тамара Евгеньевна в разделе статьи «Понятие и виды кооперативов» доходчиво и последовательно показывает разный подход ГК РФ к раскрытию сущности обоих их видов.

Кооперативы в российском праве

В Гражданском кодексе РФ общее понятие кооператива отсутствует. Определены только производственные и потребительские.

Артель (производственный кооператив) по добычи золота дражным способом в Амурской области

Под производственным кооперативом понимается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Кодекс допускает участие в деятельности кооператива не только физических, но и юридических лиц при условии, что подобное участие предусмотрено законом и учредительными документами производственного кооператива. Исходя из закреплённого в ГК РФ деления всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие (третьего не дано), Кодекс отнёс производственный кооператив к группе коммерческих организаций.

Читайте также:
Независимость судей: что это такое, описание и особенности

Потребительским кооперативом Кодекс признал добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путём объединения его членами имущественных паевых взносов, и отнёс потребительский кооператив к группе некоммерческих организаций.

В предусмотренных ГК РФ понятиях «производственный кооператив» и «потребительский кооператив» содержатся некоторые их общие признаки. Во-первых, и производственный, и потребительский — добровольное объединение граждан. Во-вторых, организационной основой обоих разновидностей кооперативов является членство. В-третьих, формой объединения соответствующих средств для создания имущественной базы и здесь, и там являются паевые взносы членов этой организации. Данные признаки весьма существенны. Они свойственны любому кооперативу и верно представлены в Кодексе.

Вместе с тем нельзя не отметить разный подход ГК РФ к раскрытию сущности обоих видов этой организационно-правовой формы.

В определении производственного кооператива раскрываются некоторые его специфические особенности. Из ст. 107 ГК РФ, где дано понятие производственного кооператива, можно заключить, что его характерная черта состоит в осуществлении гражданами, объединившимися в кооператив, совместной деятельности в сферах производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнения работ, торговли, бытового обслуживания, оказания других услуг. Участие в совместном труде является, как правило, обязательным для члена производственного кооператива. Однако в ст. 107 нет указания на цель этой совместной деятельности.

В определении потребительского кооператива, напротив, нет указаний на характер его деятельности, но указано на цель объединения граждан в кооператив. В ГК РФ говорится, что граждане объединяются в потребительский кооператив для удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Последнее есть результат деятельности объединения, его конечная цель. Достигается же она, по ГК РФ, очень странно: путём объединения членами кооператива имущественных паевых взносов.

Но за счёт паевых взносов удовлетворить потребности членов кооператива возможно только в обществах взаимного кредитования, в кассах взаимопомощи, и то далеко не всегда. Чаще всего потребительский кооператив достигает цели его создания путём осуществления хозяйственной либо иной деятельности. Для потребительского общества (наиболее массовая кооперативная организация) это, например, торговая, заготовительная, перерабатывающая и другая деятельность. ЖСК, ДСК, ГСК осуществляют организацию, финансирование строительства жилого дома, дачи, гаража для получения затем соответствующего жилья, дачи, гаража.

Разница между производственными и потребительскими кооперативами в подобных случаях состоит в том, что данная деятельность осуществляется не членами кооператива, а наёмными работниками или иными организациями. Гражданский кодекс этой специфики не учёл. Его нормирование потребительской кооперации весьма скупо, оно не раскрывает специфики данного вида кооперативной организации и необоснованно исключает возможность ведения потребительскими кооперативами предпринимательской деятельности в качестве основной.

Цели деятельности производственного и потребительского кооператива

По-разному подходит ГК РФ и к цели деятельности производственного и потребительского кооператива. Хотя в тексте ст. 107 ГК РФ цель объединения граждан в производственный кооператив прямо не названа, вывод о цели его деятельности можно сделать из отнесения производственного кооператива к коммерческим организациям. Последнее должно означать, что граждане в производственном кооперативе как коммерческой организации совместно трудятся исключительно для извлечения прибыли, так как, по ГК РФ, именно извлечение прибыли является основной целью деятельности любой коммерческой организации.

Но производственный кооператив — это прежде всего кооператив, а потому он, как любой кооператив, не может не иметь в качестве основной конечной цели труда своих членов удовлетворение их материальных и иных потребностей. Такова природа кооператива, являющегося не только экономической структурой, но и (а может быть, прежде всего) социальной. Без этих социальных ориентиров, имеющих сущностный характер, организацию нельзя отнести к кооперативной.

Организация Объединенных Наций о значении роли кооперативов в экономике

Проблемам значения кооперативов в экономике и социальном развитии стран значительное внимание уделяла и уделяет Организация Объединенных Наций. Так, в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 44/58 «Национальный опыт в области содействия кооперативному движению» (1989 г.) указывалось на необходимость признания кооперативов в качестве самостоятельной формы социально-экономических организаций, обладающих правами, сопоставимыми с правами деловых предприятий в государственном и частном секторах.

В своей деятельности кооперативы должны пользоваться полной свободой в соответствии с концепцией и принципами кооперативного движения, включая право функционировать на основе конкуренции с другими формами предприятий на национальном, региональном и международном уровнях. В докладе Генерального секретаря ООН, представленном 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1994 г.), о кооперативах говорилось как об организациях сферы бизнеса и признанных компонентах рынка.

Читайте также:
Платность водопользования: что это такое, описание и особенности

В докладе Генерального секретаря ООН по вопросам о месте и роли кооперативов с учетом новых социально-экономических тенденций, опубликованном в августе 1996 г. и представленном на рассмотрение 51- й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, был выделен специальный раздел «Кооперативы и развитие предпринимательской деятельности», где отмечалось, что «предпринимательская деятельность частного сектора, организованного на кооперативной основе, вносит значительный вклад в создание различных общественных благ.

Кооперативы представляют собой альтернативную форму организации экономики в интересах одновременно производителей и потребителей». В этих докладах имелись в виду любые кооперативы. Акцент был сделан на их альтернативность иным формам организации частного сектора экономики, на необходимость учитывать особые концептуальные начала их организации и деятельности, позволяющие решать важные задачи экономического и социального развития своих стран.

Закрепление общего понятия и видов кооперативов в РФ

Для обеспечения правильного, соответствующего сущности кооператива, правового регулирования его организации и деятельности необходимо закрепить в Законе общее понятие кооператива, которое отражало бы его специфику независимо от разновидностей, позволяющую отличать кооператив от иных действующих в стране коммерческих и некоммерческих организаций. При решении вопроса об общем понятии кооператива следует исходить из Резолюции о кооперативной идентичности, единодушно принятой участниками Юбилейного конгресса МКА, состоявшегося в 1995 г. в г. Манчестере (Англия). Согласно данной Резолюции, кооператив независимо от вида и формы — одно характерное социальное явление, представляющее собой автономную ассоциацию людей, объединившихся добровольно для удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей посредством демократически управляемого предприятия, находящегося в совместном владении его членов.

В Заявлении МКА с учетом основной цели кооператива — удовлетворение потребностей членов кооператива — подчеркнуто, что в кооперативе социально значим прежде всего человек, а не капитал. Под ассоциацией людей (объединением) понимаются не только отдельные люди, но и их группы — юридические лица, а под предприятием — осуществляемая в соответствующих формах хозяйственная и иная деятельность. При этом члены кооператива могут сами осуществлять эту деятельность либо создавать наряду с кооперативом другие организации и подразделения для достижения основной цели объединения граждан в кооператив.

Такое понимание кооператива выделяет его из других коммерческих и некоммерческих юридических лиц, организованных на иных началах и с иными экономическими и социальными ориентирами.

Общее для всех видов российских кооперативов понятие

Можно предложить следующее общее для всех видов российских кооперативов понятие. Кооператив — это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства и объединения его членами имущественных паевых взносов для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности, в частности путём совместного труда своих членов и (или) формирования разного рода организаций (обособленных подразделений) в целях удовлетворения материальных, социальных, культурных и иных потребностей членов на базе внесенных членами кооператива паевых взносов и иного имущества, находящегося в собственности кооператива, а также на других законных основаниях.

Данное определение кооператива идентично для всех разновидностей, отражает его сущность и, что немаловажно, соответствует классическому определению кооператива, принятому мировым кооперативным сообществом. Формулируя идентичность кооперативных организаций, МКА исходил из его применения равно ко всем видам и формам кооперативов. Непосредственно в Резолюции названы следующие виды кооперативов: потребительские кооперативы, начало создания которых относится к пионерскому движению Рочдейла; рабочие кооперативы (по нашей терминологии производственные), достигшие своего развития во Франции; кредитные кооперативы, широко распространенные в Германии, Швеции; сельскохозяйственные кооперативы, созданные в Дании, Швеции и Германии; обслуживающие кооперативы, такие, как кооперативы жилищного строительства и здравоохранения, созданный в конце прошлого столетия и успешно действующие при поддержке государства во многих индустриально развитых странах.

В Резолюции отмечено, что для любого кооператива определяющими должны быть следующие черты: самоуправление, добровольность ассоциации, добровольность членства, удовлетворение основных потребностей, имущественное распределение на демократических началах, признание кооператива предприятием, т. е. организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности.

Эти разновидности кооперативов должны быть представлены и в законодательстве Российской Федерации. Россия в лице национальной кооперативной организации — член Международного кооперативного альянса. Определение кооператива, принятое альянсом, не может быть проигнорировано. Оно должно быть с учетом российской специфики отражено в основополагающих нормативных актах, регулирующих организацию и деятельность кооперативов.

Читайте также:
Обязанность юридическая: что это такое, описание и особенности

Пишите, спрашивайте, готов ответить на все Ваши вопросы.

Вашему вниманию предлагаю похожие статьи на сайте:

Юридический словарь

– разновидность сельскохозяйственного потребительского кооператива. В соответствии с ФЗ РФ “О сельскохозяйственной кооперации” от 15 ноября 1995 г O.K. осуществляют мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные и эколого-восстановительные работы, телефонизацию и электрификацию в сельской местности, ветеринарное обслуживание животных и племенную работу, работу по внесению удобрений и ядохимикатов, осуществляют ревизионную деятельность, оказывают научно-консультационные, информационные, медицинские, санаторно-курортные услуги и др.

Смотреть значение Обслуживающий Кооператив в других словарях

Кооператив М. — 1. То же, что: кооперация (3). 2. разг. Кооперативная квартира. 3. разг. Магазин потребительской кооперации.
Толковый словарь Ефремовой

Обслуживающий Прил. — 1. Из прич. по знач. глаг.: обслуживать.
Толковый словарь Ефремовой

Кооператив — кооператива, м. 1. ная организация. Районный кооператив. Жилищный кооператив. 2. ный магазин. Это можно купить в кооперативе.
Толковый словарь Ушакова

Кооператив — — (лат. cooperatio — сотрудничество) объединение лиц с целью совместной хозяйственной деятельности или совместного потребления товаров и услуг. Средства кооператива образуются.
Политический словарь

Кооператив — -а; м.
1. Организация, основанная на принципе объединения средств её членов, пайщиков. Сельскохозяйственный к. Производственный к. Торгово-закупочный к. Садовый, гаражный.
Толковый словарь Кузнецова

Брокер, Обслуживающий — В международных страховых операциях: брокер, действующий в стране местонахождения зарубежного филиала организации, в обязанности которого входит соблюдение местных.
Экономический словарь

Дивиденды На Капитал, Вложенный В Кооператив — дивиденды, выплачиваемые в зависимости от величины паевого
взноса члена
кооператива, внесенного к началу истекшего хозяйственного года, и прибыли, полученной по итогам года.
Экономический словарь

Обслуживающий — -ая, -ее. Производящий работу, связанную с удовлетворением чьих-л. нужд, потребностей. О. персонал гостиницы. О-ие учреждения.
Толковый словарь Кузнецова

Животноводческий Кооператив — – разновидность потребительского
кооператива. Ж. к. образуются для оказания
комплекса услуг по производству, переработке и
сбыту продукции растениеводства и животноводства.
Экономический словарь

Жилищно-строительный Кооператив (жск) — – особая разновидность потребительского
кооператива. В ЖСК могут объединяться
граждане для строительства нового дома, для приобретения новых или капитально.
Экономический словарь

Кооператив — – объединение лиц на равнопаевой основе с целью совместного производства и сбыта продукции, закупки и потребления товаров и услуг, строительства и эксплуатации жилых.
Экономический словарь

Кооператив В Сфере Производства И Услуг — кооператив по изготовлению и реализации продукции, товаров и оказанию платных услуг.
Экономический словарь

Кооператив Жилищно-строительный — форма кооператива, объединяющая граждан для строительства жилых домов или для приобретения новых, капитально отремонтированных домов либо подлежащих капитальному.
Экономический словарь

Кооператив Потребительский — добровольное объединение физических и юридических лиц для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами.
Экономический словарь

Кооператив Производственный — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности производство( переработка, сбыт промышленной.
Экономический словарь

Кооператив Сельскохозяйственный — кооператив сельскохозяйственных товаропроизводителей, организуемый для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в сельскохозяйственной области.
Экономический словарь

Кредитный Кооператив — – один из видов потребительских кооперативов. К. к. образуются для кредитования и
сбережения денежных средств своих членов.
Экономический словарь

Кредитный Потребительский Кооператив Граждан — Потребительский
кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Кредитные потребительские.
Экономический словарь

Кредитный Союз (кооператив) — Некоммерческая финансовая организация, как правило, создаваемая работниками компании, профсоюзом, религиозным объединением и действующая как кооператив. Кредитные.
Экономический словарь

Младший Обслуживающий Персонал (моп) — работники, не участвующие непосредственно в процессах производства продукции и управлениия этими процессами, а выполняющие функции обслуживания (
курьеры, уборщики.
Экономический словарь

Обслуживающий Кооператив — – разновидность сельскохозяйственного потребительского
кооператива. В соответствии с ФЗ РФ “О сельскохозяйственной кооперации” от 15 ноября 1995 г O.K. осуществляют.
Экономический словарь

Обслуживающий Персонал Дипломатического Представительства — – члены
персонала дипломатического представительства, выполняющие
обязанности по обслуживанию представительства (шоферы, повара и др.). Нередко члены О.п.д.п.
Экономический словарь

Обслуживающий Центр Затрат (service Cost Center) — Центр затрат, оказывающий услуги другим подразделениям предприятия. Обслуживающий центр обычно начисляет затраты, связанные с такими услугами, своим заказчикам.
Экономический словарь

Огороднический Кооператив — – разновидность потребительских кооперативов. Образуются для оказания
комплекса услуг по производству, переработке и
сбыту продукции растениеводства и животноводства.
Экономический словарь

Читайте также:
Публичная оферта: что это такое, описание и особенности

Перерабатывающий Кооператив — – разновидность сельскохозяйственного потребительского кооператива: потребительский кооператив, занимающийся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство.
Экономический словарь

Персонал, Младший Обслуживающий — –
работники,
занятые выполнением функций обслуживания, не имеющие прямого отношения к производственному
процессу (уборщики непроизводственных помещений.
Экономический словарь

Потребительский Кооператив — – добровольное
объединение граждан и юридических лиц на основе членства с
целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое.
Экономический словарь

Производственный Кооператив (артель) — – добровольное
объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной .т.е деятельности при их личном участии и объединении паевых взносов
Экономический словарь

Садоводческий Кооператив — – разновидность
кооператива, образуются для оказания
комплекса услуг по производству, переработке и
сбыту продукции растениеводства и животноводства “САКСОНСКОЕ.
Экономический словарь

Сбытовой (торговый) Кооператив — – разновидность сельскохозяйственного потребительского
кооператива. В соответствии с ФЗ “О сельскохозяйственной кооперацию) от 16 ноября 1995 г. осуществляют продажу.
Экономический словарь

Основные положения о потребительском кооперативе

Это объединение граждан и (или) юр.лиц, носящее добровольный характер, реализуемое в результате объединения ими паевых взносов.

Законодательство предусматривает возможность объединения усилий и ресурсов граждан для достижения целей личного потребления.

Формой реализации коллективных интересов являются некоммерческие организации. Наиболее распространенной из них является потребительский кооператив.

С такой формой выражения коллективного интереса можно столкнуться в сфере жилищного строительства и эксплуатации.

Деятельность таких организаций определена в ст. 123.2 и 123.3 ГК. Эти положения конкретизированы в законе «О потребительской кооперации» и в других законах, специально регулирующих деятельность отдельных видов подобных юрлиц, в частности, кредитных потребительских кооперативах.

Понятие потребительского кооператива, виды и функции

Понятие этой организации дано в ст. 123.2 ГК. Потребительским кооперативом признается объединение граждан и (или) юридических лиц, носящее добровольный характер, реализуемое в результате объединения ими паевых имущественных взносов.

Это понятие содержит основные признаки организации:

  • Объединение однородных интересов. Потребительские кооперативы служат возможностью удовлетворять схожие потребности членов. Примером может послужить организация, объединяющая собственников гаражей. Он носит некоммерческий характер, чем отличается от производственного кооператива.
  • Имущественную основу деятельности составляет паевой взнос каждого участника. Члены организации совместно финансируют реализацию общих интересов.
  • В отличие от производственного кооператива, в состав могут входить как граждане, так и юридические лица.
  • Участники приобретают особый правовой статус членов потребительского кооператива.

Виды потребительских кооперативов

Основанием для классификации этих организаций вступает вид деятельности, осуществляемый ими. Сельскохозяйственный потребительский кооператив связан с изготовлением и реализацией аграрной продукции (такой статус возможен даже при ведении деятельности производственного характера). Жилищно-строительный потребительский кооператив осуществляет возведение жилой недвижимости и функции управления ей в интересах собственников квартир.

Общество взаимного страхования аккумулирует средства на покрытие возможных убытков его членов. Количество видов потребительских кооперативов соответствует числу сфер, в которых могут реализовываться интересы каждого члена, готового внести паевой взнос.

Закон о потребительской кооперации предусматривает особую классификацию.

Она включает следующие виды организаций:

  • Потребительское общество, создаваемое по территориальному признаку.
  • Союз потребительских обществ, в который входят указанные в предыдущем пункте лица, объединяющий их на большей территории.

Функции потребительских кооперативов

Общей функцией таких организаций выступает удовлетворение или преимущественное удовлетворение потребностей их членов.

Название каждого потребительского кооператива должно отражать сферу его деятельности.

В нем обязательно указание на объединяющий каждого участника, передавшего взнос, фактор. Примерами служат следующие слова: «гаражный», «кредитный», «жилищно-строительный», «снабженческий» и другие.

Требования к уставу потребительского кооператива

Общие требования к тому, что должен содержать устав, содержатся в ч. 2 ст. 123.2 ГК. Отдельными законами он может дополняться.

Согласно базовой норме, в устав необходимо включить следующее:

  • Данные о наименовании. При этом обязательно указание на основную сферу деятельности и слово «кооператив». В случае с учреждением общества взаимного страхования закон требует включение словосочетания «потребительское общество».
  • Место расположения, под которым понимается населенный пункт.
  • Информацию о целях и предмете деятельности.
  • Правила, по которым передается паевой взнос, включая его размер и состав, а также ответственность в случае игнорирования этой обязанности.
  • Должен быть указан каждый орган управления, его полномочия и правила принятия им решений.
  • Правила, по которым происходит покрытие убытков кооператива.
Читайте также:
Непреодолимая сила: что это такое, описание и особенности

Закон о потребительской кооперации выдвигает ряд дополнительных требований для подобных обществ. Согласно ст. 9, устав должен содержать порядок вступления и выхода из состава пайщиков, а также процедуры ликвидации и реорганизации.

Особенности членства в потребительском кооперативе

По общему правилу, членом потребительского кооператива может быть любое физическое лицо, достигшее 16-ти лет и передавшее взнос, который предусматривает его устав. Его статус подтверждается выдаваемым документом.

Обычно это членская книжка. Согласно закону, статус пайщика появляется в момент, когда необходимый взнос оплачен полностью.

Отличием от производственного кооператива является возможность создания потребительского общества организациями. Примером служит общество взаимного страхования.

Ст. 11 закона о потребительской кооперации устанавливает права пайщиков, в которые входят:

  • Возможность вступать или покидать состав кооператива.
  • Входить в орган управления кооператива.
  • Получать выплаты за счет прибыли кооператива.
  • Преимущественную возможность воспользоваться услугами кооператива перед гражданами, не входящими в его состав.
  • Получать льготы.
  • Сдавать кооперативу для последующей реализации изготовленную им продукцию.
  • Обращаться в любой орган управления по вопросам деятельности организации.

Члены потребительского кооператива не обязаны вступать с ним в трудовые отношения. Это является основным отличием от производственного кооператива.

Минимальное количество членов составляет 5 физических лиц или 3 юрлица.

Управление в потребительском кооперативе

Закон о потребительской кооперации предусматривает 3 звена управления в потребительском обществе.

Общее собрание участников является высшим органом, который вправе принимать любые решения, в т.ч. отменяющие акты исполнительных органов. Во время его деятельности ведется протокол.

В случае большого числа членов или осуществления деятельности на крупной территории, допустимо проведение собрания уполномоченных (делегатов). Этот орган не вправе принимать решения о создании союзов, вступления в них, а также о реорганизации.

Совет потребительского общества – промежуточный орган, призванный на постоянной основе представлять интересы пайщиков. Он назначается на основании решения общего собрания. Председатель совета, также назначаемый общим собранием пайщиков, действует от имени организации без доверенности.

Правление потребительского общества служит исполнительным органом, осуществляющим хозяйственную деятельность организации. Оно формируется советом. Председатель правления назначается в таком же порядке. Он, как и председатель совета, действует от имени потребительского кооператива без доверенности.

Устав должен содержать полномочия каждого органа, с учетом их исключительной компетенции.

В организации создается ревизионный орган, контролирующий качество управления в ней.

Особенности реорганизации потребительских кооперативов

Ч. 3 ст. 123.2 ГК устанавливает ряд ограничений, связанных с возможностями преобразования потребительских кооперативов.

Это возможно только в случаях, когда по итогам процедуры создается общественная организация, ассоциация или союз, автономная некоммерческая организация, а также фонд.

Особые правила установлены для отдельных видов потребительских кооперативов. Жилищный кооператив или ЖСК может сменить организационно-правовую форму исключительно на товарищество собственности недвижимости.

Для общества взаимного страхования предусмотрено только преобразование в страховую компанию в форме АО или ООО.

Понятие фрахтования и его виды

Фрахтование – это наем или аренда судов для выполнения определенной работы, например, буксировки объектов, транспортировки грузов, пассажирских перевозок. Фрахтование в обязательном порядке подразумевает оплату – фрахт, размер которого устанавливается соглашением между сторонами – фрахтовщиком и фрахтователем.

Наем подразумевает, что судно передается без экипажа. Аренда означает передачу судна вместе с экипажем.

Виды фрахтования

К понятию фрахтования относятся две основные его разновидности:

Отличие договора перевозки от договора фрахтования заключается в том, что фрахтовщик не несет ответственность за груз фрахтователя.

Рейсовое фрахтование СМТ (Билибино, Певек, Чукотка, Черский)

Главные особенности рейсового фрахтования:

  • Судно фрахтуется для определенной работы.
  • Для этой конкретной работы можно оценить объем и трудоемкость.
  • Вознаграждение фрахтователя фрахтовщику определяется объемом и трудоемкостью выполняемой работы.
  • Все расходы по выполнению этой определенной работы ложатся на судовладельца.

Единственным исключением из последнего пункта являются расходы по погрузке и выгрузке грузов.

Выделяют несколько подвидов рейсового фрахтования – на один рейс, на круговой, на фиксированное число рейсов.

Одностороннее и двустороннее фрахтование удобно, когда необходимо заполнить балластные переходы. Фрахтование на определенное число последовательных рейсов применяется, если какой-либо груз требуется доставить несколькими рейсами.

Фрахтование на время

Основные признаки фрахтования на время:

  • Суда предоставляются для целей фрахтователя на определенный срок.
  • Вознаграждение судовладельца исчисляется повременно.
  • Расходы на эксплуатацию и обслуживания судов в основном ложатся на фрахтователя.

На судовладельца, однако, могут быть переложены некоторые постоянные расходы (при условии, что их не взял на себя арендатор).

Читайте также:
Нотариальные минуты: что это такое, описание и особенности

Основные подвиды фрахтования на время – тайм-чартер, бербоут-чартер, димайз-чартер.

Timecharter

Фрахтование по договору тайм-чартера подразумевает, что судовладелец за определенную плату (арендную плату) предоставляет судно вместе с экипажем и берет на себя постоянные издержки – оплату услуг экипажа, страхование и т.д. На вторую сторону возлагаются переменные издержки, т.е. непосредственно связанные с перевозкой груза – затраты на топливо, портовые сборы и пр.

Bare boat Charter

По договору бербоут-чартера фрахтователь на определенный срок получает от судовладельца на условиях платы (фрахта) судно без экипажа и не оснащенное для транспортировки грузов, перевозки пассажиров или иных целей фрахтователя. В течение всего периода бэрбоута фрахтователь считается временным собственником судна, имеет право снарядить судно своим экипажем, сменить флаг судна, заключать договоры бербоут-чартера с третьими лицами (суббербоут-чартер) на весь срок бэрбоута или его часть.

Одной из разновидностей Bare boat Charter считается бербоут с получением фрахтователем прав собственности на судно. Главное отличие данного вида фрахтования от аренды заключается в том, что арендная плата увеличивается и в течение периода бербоута компенсирует судовладельцу стоимость судна. При этом само судно считается собственностью фрахтователя с момента заключения договора бербоут-чартера – при условии, что фрахтователь выплатит всю оговоренную сумму. Фактически речь идет о комбинированной сделке, договор которой сочетает элементы договора фрахтования и договора купли-продажи.

Demise Charter

Димайз-чартер – фрахтование, при котором фрахтователь получает максимум прав по управлению и эксплуатации судна. Кроме того, фрахтователь-арендатор несет все расходы, включая оплату услуг экипажа, страхование и т.п. В отличие от тайм-чартера, когда работодателем экипажа остается судовладелец, при димайз-чартере члены экипажа считаются служащими фрахтователя в течение всего срока чартера.

Остались вопросы? Получите консультацию специалистов U.M.C.A.

Как прямой фрахтователь ледоколов для перевозки грузов по СМП, компания обладает максимумом информации по вопросам, связанным с особенностями фрахтования судов в РФ. Обращайтесь, и мы разъясним юридические тонкости, поможем оформить сопроводительные документы и предложим экспедиционные услуги, связанные с доставкой грузов в порты Севморпути.

Что такое фрахт: разновидности и особенности

Перевозка грузов является неотъемлемой частью любой внешнеэкономической торговой сделки. Поэтому у компаний, которые ведут международную коммерческую деятельность, периодически возникает резонный вопрос о том, каким видам грузоперевозок отдать предпочтение, чтобы успешно доставить продукцию из другой страны. От выбранного способа зависит не только стоимость поставки товара, но и безопасность его безопасность в пути. Поэтому предприниматели, которые ведут международную торговую деятельность, должны разобраться во всех тонкостях транспортировки товаров.

В первую очередь необходимо понять, что такое фрахт в грузоперевозках. Бизнесмен должен знать, как рассчитывается ставка фрахта, ведь от этого зависит конечная стоимость транспортировки товара. Кроме того, необходимо изучить и другие вопросы, связанные с международной перевозкой продукции. Это позволит избежать проблем и трений между контрагентами.

Что это такое?

Фрахт – это плата за транспортировку товара, обусловленная заключённым контрактом или международными законами. Для осуществления перевозки товара от поставщика к заказчику нужно, чтобы контрагенты заключили фрахтовой договор. Он регулирует условия найма авиатранспорта или морского судна между фрахтователем и фрахтовщиком. При этом фрахтователь обязуется оплатить услуги транспортной компании, а фрахтовщик берёт на себя ответственность, связанную с доставкой груза к указанному в контракте пункту назначения.

Фрахт – это не только оплата транспортировки товара морским или воздушным транспортом, но и сам груз, перевозимый на зафрахтованном судне. Кроме того, этот термин также применим и к самому договору поставки.

Морской фрахт

Испокон веков люди используют морские пути для перемещения грузов между странами, островами и континентами. Более того, раньше это был единственный способ поставлять товары некоторым другим государствам. Но и сейчас, когда появились более быстрые способы транспортировать грузы, морские перевозки не теряют своей актуальности. Поэтому компаниям, которые ведут международную коммерческую деятельность, необходимо узнать о том, что такое морской фрахт.

Итак, это платёж за транспортировку груза по морю. Чтобы рассчитать ставку фрахта, необходимо понять, какие составляющие входят в стоимость. Обычно, речь идёт о таких издержках:

  1. Базовая ставка – это непосредственно оплата перевозки товара морскими путями. Она зависит от дальности маршрута и размеров груза.
  2. Обязательная доплата является неотъёмлемой частью сделки по осуществлению морских перевозок. Она компенсирует непостоянные расходы владельца судна. При этом обязательная доплата бывает нескольких видов:
    • надбавка за подготовку специальных фрахтовых документов, которые сопровождают погрузку и разгрузку продукции;
    • дополнительная плата за обработку товара в порту;
    • сбор, учитывающий колебания цен на масло и топливо.
Читайте также:
О лицензировании: что это такое, описание и особенности

Всё это входит в окончательную стоимость данного вида фрахтования.

Многие транспортно-экспедиторские компании помимо основных услуг, связанных с перевозкой груза, предлагают клиентам дополнительный сервис. В него могут входить такие услуги:

  • Перевозка нестандартного и негабаритного товара;
  • Очистка контейнера после транспортировки груза;
  • Использование вентилируемых и холодильных установок.

Что касается условий фрахтовой погрузки, то они включают общепринятые термины, которые указывают на того, кто оплачивает погрузку и разгрузку товара. К этим терминам относятся:

  1. Free Out – транспортировка, свободная от выгрузки товара в пункте назначения. Это значит, что в её стоимость не входит разгрузка продукции в порту.
  2. Free In – перевозка, свободная от погрузки продукции. Это значит, что оплата погрузки товара в терминале отправления не входит в стоимость фрахта.
  3. Liner Out – оплата разгрузки продукции входит во фрахтовую стоимость.
  4. Liner In – стоимость принятия и погрузки товара на судно входит в базовую ставку морской перевозки.

Преимущества

Перевозка груза морем обладает рядом преимуществом. К ним можно отнести:

  • Основным преимуществом морского фрахтования по праву считается невысокая стоимость, если сравнивать с другими видами перевозки.
  • Если заказчику необходима большая партия товара, то морскими путями она может быть доставлена ему за один раз, так как вместимость морских судов довольно высока. Это значит, что импортёр сэкономит не только деньги, но и время.
  • У морских путей безграничная пропускная способность. Это значит, что судно не попадёт в пробку во время перевозки.
  • Доставляемый морскими путями груз находится в безопасности. Риск, связанный с возможной порчей товара, минимальный.

Недостатки

Фрахт морской обладает не только преимуществами, но и недостатками. К минусам перевозки товара морскими путями можно отнести:

  • Так как морские суда следуют по определённому графику, заказчик нередко теряет время, ожидая поставку.
  • Существует риск сроков поставки товара, ведь транспортировка товара морем зависит от метеоусловий.
  • Морскими путями нельзя доставить товар непосредственно от поставщика заказчику. Это значит, что нужно использовать дополнительные транспортные средства, которые доставят груз в порт и заберут его из терминала прибытия.
  • Если предприниматель ждёт срочную поставку, то ему нужно отдать предпочтение воздушному транспорту, так как у морского судна невысокая скорость движения.

Авиафрахт

В отличие от перевозок по воде, которые существуют сотни лет, транспортировка грузов воздушными путями появилась сравнительно недавно. Но она успела завоевать огромную популярность. Поэтому компаниям, ведущим международную коммерческую деятельность, необходимо узнать о том, что такое авиационный фрахт.

Итак, авиафрахт – это расчёт за транспортировку груза воздушным транспортом. Здесь ставка фрахта рассчитывается с учётом таких критериев:

  • габаритные размеры товара в сантиметрах;
  • наименование товара;
  • вес груза (брутто);
  • прописанная в инвойсе стоимость продукции;
  • аэропорт отправления;
  • тип упаковки.

Авиаперевозчик, рассчитывая стоимость транспортировки груза воздушными путями, должен суммировать такие составляющие:

  • надбавка за топливо;
  • дополнительная плата за безопасность;
  • ставка фрахта.

Две первые величины рассчитываются исходя из фактического веса поставляемого груза.

Преимущества

Фрахт судна воздушного обладает рядом преимуществ. К числу главных плюсов относится:

  • Главным достоинством поставки груза воздухом является высочайшая скорость. Это значит, что товар от поставщика к заказчику может быть доставлен за 1 день, что идеально подходит для продуктов с ограниченным сроком хранения.
  • Любой груз надёжно фиксируется в грузовом отсеке самолёта, что минимизирует возможность повреждения товара. Кроме того, в службе авиафрахта есть работники, которые обеспечивают безопасную поставку груза.
  • Авиадоставка осуществляется в любой населённый пункт, в котором есть аэропорт. Это значит, что заказчику будет проще забрать продукцию, если только он живёт не рядом с морским портом.

Недостатки

Есть у авиафрахта и минусы. К их числу можно отнести:

  • Ограниченная грузоподъёмность самолётов, которые не могут принять на борт такое количество груза, как морские суда.
  • Стоимость гораздо выше, чем при транспортировке груза морскими путями. Так что этот способ доставки уместно выбирать в том случае, если скорость поставки важнее экономии средств.
  • Воздушными путями невозможно доставлять жидкие, сыпучие и взрывоопасные грузы.

Предприниматель, который выбирает способ доставки заказанного груза, должен сразу решить, что для него в приоритете – скорость транспортировки или финансовая сторона вопроса.

Если заказ срочный, и для него важна скорость, то он выбирает авиафрахт. В том случае, если ему нужно сэкономить, то импортёр может зафрахтовать судно.

Читайте также:
Патентное право: что это такое, описание и особенности

Видео

В данном видео вы узнаете больше информации о нюансах морского фрахта.

Фрахт – что это такое и как определить стоимость фрахта

Участники внешнеэкономической деятельности часто сталкиваются с таким термином, как фрахт. В статье расскажем, что это такое простыми словами, от чего зависит его стоимость, на какие моменты стоит обратить внимание при фрахтовании судна.

Что такое фрахт?

Итак, что значит фрах? Основное понятие этого термина – плата за транспортировку груза на основании договора между фрахтовщиком (перевозчиком) и фрахтователем (нанимателем). На практике понятие имеет множество значений:

  • Плата за услуги перевозки грузов на основании договора или нормативных актов в области авиаперевозок и морским транспортом;
  • Сам груз, который нужно транспортировать на судне согласно заключенному контракту;
  • Стоимость перевозки на морском судне груза массой одна тонна, на воздушном – один килограмм или объемом один кубометр;
  • Договор, соглашение о перевозке товара на морском судне или на самолете

Первоначально понятие фрахта использовалось применительно к перевозке на морском судне. Сейчас договор фрахтования заключается на транспортировку самолетом и автомобилем. Заключение договора фрахтования транспортного средства регламентируется ст. 787 ГК РФ.

Фрахт используется как для международной, так и внутренней перевозки.

Основные понятия

При заключении договора фрахта используются следующие основные термины:

  • Фрахтователь – это гражданин или компания, которые на основании договора фрахтования получают право за определенную цену перевезти на зафрахтованном транспортном средстве либо его части определенный товар;
  • Фрахтовщик – это одна из сторон договора фрахтования, принимающая на себя обязательство перевезти груз за плату при условии предоставления ему транспортного средства или части;
  • Фрахтование – это деятельность в сфере судоходства, когда владелец судна сдает его в аренду фрахтователю. Данное определение происходит от слова Chartering.

Регламентирующие документы

Взаимоотношения между фрахтовщиком и фрахтователем, их права и обязанности регламентируются следующими документами:

  • Кодекс торгового мореплавания РФ;
  • Водный кодекс РФ;
  • Воздушный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Таможенный кодекс ЕАЭС.
  • Инкотермс 2020.

В России фрахтование автомобильного транспорта регулируется положениями федерального закона от 08.11.2007 № 259.

Условия фрахта

Фрахтовый договор представляет собой документ аренды транспортного средства. Условия соглашения зависят от типа транспорта, обстоятельств его передачи во фрахт. В договоре прописывается возможность фрахтования всего судна, автомобиля либо его части, начальная точка маршрута и конечный пункт назначения.

Ниже представлен образец договора фрахта.

Стоимость фрахта

От чего зависит стоимость фрахта?

Ставка фрахта – это стоимость транспортировки одной фрахтовой единицы товара. На нее влияют ряд факторов:

  • Расстояние между пунктом отправления товара и точкой его доставки, особенности маршрута;
  • Пролегание маршрута через пролив Босфор или Панамский проливы: на стоимость фрахта накладываются расходы на санитарный, маячный, спасательный сбор;
  • Наличие рисков на пути передвижения транспортного средства;
  • Ставка страхования;
  • Дополнительные услуги, например, погрузка и разгрузка товара, экспедирование;
  • Особенности груза: негабарит, опасный, требующий специального температурного режима;
  • Масса и объем товара: расчет стоимости производится с учетом габаритных и весовых показателей;
  • Сезонные факторы: замерзание участка морского пути, гололед, снежные заносы, межсезонье. Плата за фрахт повышается в связи с увеличением времени прохождения маршрута;
  • Эпидемиологическая ситуация – ограничение работы предприятий;
  • Дефицит транспортных средств, например, в связи с медленным восстановлением производства в Северной Америке и Европе: цены на фрахт контейнера в Китае растут.

Базовая ставка фрахта формируется с учетом дальности маршрута и параметров груза.

Способ оценки фрахта

Величина фрахта оценивается следующими способами:

  • На основании ставки фрахта (freight rate) – зависит от объема и массы товара;
  • С взиманием фиксированной платы (lumpsum) – независимо от занимаемого грузом места.

Оценка фрахта может производиться исходя из следующих параметров:

  • Единица занимаемого объема (возможны требования к минимальной и максимальной заполняемости пространства грузового отсека, плотности груза, актуально для насыпных и наливных видов товаров);
  • Единица веса (измеряется в килограммах, тоннах или объемах);
  • Грузовые места (рассчитываются для транспортировки крупногабарита, для которого не подходит контейнер со стандартными параметрами).
Читайте также:
Нотариальные минуты: что это такое, описание и особенности

Размер фрахта регламентирован ст. 164 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ.

Дополнительные сборы

В перечень дополнительных сборов при фрахте входят:

  • BAF – надбавка за бункерное топливо, призванная компенсировать нестабильную стоимость нефтепродукта на рынке международного уровня;
  • CAF – коэффициент для покрытия колебаний валютных курсов;
  • THC – плата, взимаемая на терминале за обработку товара;
  • DOCS – плата за выпуск документации на транспорт;
  • VAS – сборы за дополнительные услуги.

Условия погрузки фрахта

В зависимости от того, какие расходы входят в стоимость фрахта, выделяют следующие условия поставки транспортного средства:

  • Free Out (FO), или свободно от выгрузки. Данное условие применяется относительно места назначения, в стоимость фрахта не входят работы по выгрузке – их нужно оплатить дополнительно;
  • Free In, или свободно от погрузки. Определяет условия при отправлении судна, предполагает дополнительную оплату за погрузку товара – в стоимость фрахта услуга не входит;
  • Liner Out (LO) определяет линейные условия относительно места прибытия судна – в стоимость фрахта уже включены расходы на выгрузку товара, его прием и обработка на терминале для контейнеров;
  • Liner In (LI) касается условий применительно к точке отправления – в цену фрахта входят услуги приема и обработки на терминале, погрузочные работы.

Нельзя взимать фрахт за утраченный в ходе перевозки товар. А если стороны воспользовались предоплатной системой расчетов, то сумма по договору фрахтования подлежит возврату.

Виды договоров фрахтования

Существует несколько вариантов соглашений о фрахте:

  • Фрахтование на регулярный рейс или чартерный. Договор фрахта подписывается на одну либо несколько перевозок;
  • Тайм-чартер. На основании соглашения судно арендуется на определенный временной промежуток;
  • Слот-чартер. Предполагает аренду не целого судна, а места на нем в виде контейнера, слота или даже ячейки;
  • Бербоут-чартер. Аренда не предполагает обслуживание судна имеющимся экипажем, за персонал отвечает фрахтователь;
  • Димайз-чартер. В стоимость аренды судна входят услуги экипажа, право пользования имеющимся на борту снаряжением.

Морской фрахт

Морской фрахт относится к одним из самых востребованных вариантов перевозки. Для транспортировки нужно выбрать судно подходящей грузоподъемности и оформить договор с владельцем судна. Фрахтовка заключается для конкретного рейса или на определенное время (тайм-чартер), с экипажем (димайз-чартер) или без него (бербоут-чартер). Возможны спотовые ставки фрахта, когда оплату по сделке необходимо производить немедленно, чаще в течение двух дней.

Для морского фрахта существуют надбавки за оформление специальных документов для фрахтования, дополнительная плата за обработку груза в порту, сборы с учетом колебаний цен на горюче-смазочные материалы в зависимости от курса валюты.

Перечень документов для фрахта судна включает:

  • Коносамент;
  • Штурманскую расписку;
  • Морскую накладную;
  • Упаковочный лист;
  • Доковую расписку.

К преимуществам морского фрахта относятся ценовая доступность, безопасность. Среди недостатков – выгодно использовать для перевозки грузов большого объема, длинные сроки доставки.

Возможные риски при фрахтовании морских судов:

  • Зависимость хода судна от погоды и возможность срыва сроков доставки при неблагоприятных метеоусловиях;
  • Необходимость нанимать автомобильный или ж/д транспорт для перевозки с морского терминала до склада грузополучателя;
  • Отсутствие возможности срочной доставки.

Авиафрахт

При данном виде перевозки грузов производится фрахтование на регулярный или чартерный рейс. Доставка также осуществляется в рамках тайм-чартера, слот-чартера.

При авиафрахте следует дополнительно заложить в расходы надбавку за топливо и дополнительную плату за безопасность.

Для оформления фрахта для перевозки на воздушном судне потребуется следующий пакет документов:

  • Авиагрузовая накладная;
  • Грузовой манифест;
  • Инвойс;
  • Упаковочный лист.

Достоинствами авиафрахта являются высокая скорость перевозки, безопасность, возможность доставки практически в любые города, где имеется аэропорт соответствующей категории.

Из минусов стоит выделить дороговизну перевозки – подходит для дорогих комплектующих, срочных грузов, а также ограниченную грузоподъемность, ограничения по грузам. Так, нельзя транспортировать самолетом жидкие, взрывоопасные и сыпучие грузы.

Специализированные виды

Вывод

Составление договора фрахтования требует учета множества нюансов. Чтобы избежать простоя судна, убытков при перевозке, следует доверить подготовку фрахта профессионалам VL-BROKER. Воспользуйтесь формой заявки – поможем в составлении документов на транспортировку товара, рассчитаем стоимость фрахта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: