Объявление умершим: что это такое, описание и особенности

Гражданское право

Объявление гражданина умершим

Признание гражданина безвестно отсутствующим не ликвидирует возникшую юридическую неопределенность, поскольку он остается участником ряда правоотношений. Между тем при длительном отсутствии гражданина, если невозможно установить месте его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юридические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении этого вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности.

Согласно п. 1 ст. 45 ГК гражданин может быть объявлен судом умершим. При этом не требуется, чтобы предварительно он был признан безвестно отсутствующим. Условиями объявления умершим являются:

  1. отсутствие гражданина в месте постоянного жительства в течение пяти лет, считая со дня получения последних сведений о нем, а в определенных случаях, указанных в законе, – шести месяцев;
  2. неполучение в течение указанных сроков сведений о месте пребывания гражданина и невозможность, несмотря на принятые меры, установить, жив ли он.

Сокращенный шестимесячный срок для объявления гражданина умершим применяется, как сказано в законе, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. Например, если известно, что гражданин был пассажиром или членом экипажа затонувшего морского судна либо потерпевшего катастрофу самолета, то для объявления его умершим требуется шесть месяцев, поскольку предположение о его гибели при таких условиях весьма основательно.

Однако суд признает в данном случае не факт смерти гражданина, а объявляет его умершим на основании презумпции смерти во время несчастного случая. Особо закон определяет условия объявления умершим гражданина, пропавшего во время военных действий: он может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

На основании решения суда об объявлении гражданина умершим органы загса выдают заинтересованным лицам свидетельство о его смерти. Днем смерти гражданина, объявленного решением суда умершим, считается день вступления в законную силу этого решения. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели (например, день гибели пассажирского самолета, день землетрясения или иного стихийного бедствия и т.п.).

Юридическим последствием объявления гражданина умершим является прекращение или переход к наследникам всех прав и обязанностей, которые принадлежали ему как субъекту права, т.е. фактически это такие же последствия, которые влечет смерть человека.

Однако объявление гражданина умершим, в отличие от смерти, устанавливает лишь презумпцию, но не самый факт смерти. Поэтому в тех исключительных случаях, когда гражданин, объявленный умершим, фактически жив, решение суда ни в коей мере не повлияет на его правоспособность. Если же гражданин действительно умер, то его правоспособность прекращается в силу естественной смерти независимо от того, когда будет вынесено решение суда об объявлении его умершим.

В случае явки гражданина, объявленного умершим, не требуется восстанавливать его правоспособность. Будучи живым, он остается полностью правоспособным, несмотря на решение суда об объявлении его умершим. Все юридические действия, совершенные им в то время, когда он, не зная об этом, где-то ошибочно объявлен умершим (заключенные договоры, выданные доверенности и т.д.), считаются вполне действительными и имеют полную силу. Объявление умершим не влияет и на его субъективные права, приобретенные в том месте, где было неизвестно об объявлении его умершим.

Следовательно, независимо от решения суда, объявившего гражданина умершим, он способен быть носителем прав и обязанностей. Объявление гражданина умершим создает презумпцию его смерти. Но всякая презумпция, даже очень достоверная, может быть опровергнута. Закон допускает такую возможность и устанавливает, что в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом.

Решение суда является основанием для аннулирования записи о смерти в книге записи актов гражданского состояния. Восстанавливать правоспособность явившегося гражданина, как было отмечено, нет надобности, поскольку он ее не утрачивал. Однако возникает необходимость в восстановлении его субъективных прав, в первую очередь его права собственности. В данном случае большое значение имеет основание приобретения его имущества другими лицами – безвозмездно или на возмездных началах.

Согласно п. 2 ст. 46 ГК независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим (например, к наследнику, к лицу, которому имущество было подарено, и т.п.). Это правило вполне соответствует принципу справедливости, поскольку граждане, к которым имущество перешло безвозмездно, в случае возвращения этого имущества собственнику материального ущерба, как правило, не несут.

Правило о возврате лицу, ошибочно объявленному умершим, принадлежащего ему имущества тесно связано с нормами ст. 301-303 ГК, регулирующих отношения по истребованию имущества из чужого незаконного владения (виндикации). Применительно к истребованию своего имущества гражданином после отмены судом решения об объявлении его умершим, если это имущество было приобретено вполне законно его наследниками и другими лицами, следует признать, что после отмены указанного решения отпадает основание (титул) их владения, т.е. владение становится незаконным.

Читайте также:
Как делиться придомовая площадь с соседями?

Если они откажутся вернуть гражданину, ошибочно объявленному умершим, принадлежащее ему имущество, у него возникнет основание для предъявления иска об истребовании этого имущества из их незаконного владения, т.е. виндикационного иска.

Если незаконные владельцы были добросовестными, поскольку не знали, что объявленный умершим гражданин находится в живых, то у них имущество может быть истребовано только в случаях, указанных в п. 1 ст. 302 ГК (в частности, в случае, когда имущество выбыло из владения собственника или лица, которому оно было передано собственником во владение, помимо их воли). В случае объявления гражданина умершим его имущество оказывается во владении других лиц не по его воле, и поэтому оно может быть истребовано и у добросовестных приобретателей.

Удовлетворяя требование об изъятии имущества у незаконного (хотя и добросовестного) приобретателя, суд решает и связанные с ним требования. В частности, добросовестный приобретатель в случае изъятия у него имущества вправе требовать возмещения произведенных на него необходимых затрат (при наличии условий, предусмотренных абз. 2 ст. 303 ГК).

Кроме того, добросовестный владелец вправе оставить за собой произведенные им улучшения, если они могут быть отделены без повреждения имущества. Вместе с тем он обязан возвратить или возместить собственнику все доходы, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

Гражданин, ошибочно объявленный умершим, вправе требовать возврата сохранившегося имущества от лиц, получивших его безвозмездно, при условии, что это имущество принадлежало гражданину. Если он состоял в браке и имелось совместное нажитое супругами имущество, возможно требовать возврата только полагающейся ему части общего имущества. Некоторые виды имущества возврату не подлежат. Это деньги и ценные бумаги на предъявителя.

Предусматривая возврат сохранившегося имущества, закон имеет в виду имущество, сохранившееся в натуре. Истребование стоимости вещей, которые после их безвозмездного приобретения были отчуждены их обладателями за деньги или были утрачены, закон не предусматривает. Например, если наследники гражданина, объявленного умершим, продали приобретенный по наследству дом, то от приобретателя, не знавшего, что объявленный умершим жив, нельзя истребовать этот дом, но нельзя взыскать и его стоимость с наследников.

Однако следует согласиться с высказанным в литературе мнением, что если лицо, к которому безвозмездно перешло имущество гражданина, ошибочно объявленного умершим, было недобросовестным приобретателем, т.е. знало, что гражданин находится в живых, то гражданину должны быть возмешены убытки, причиненные утратой имущества. Основную часть этих убытков будет составлять стоимость утраченного (не сохранившегося) имущества.

От рассмотренного существенно отличается по правовым последствиям случай, когда имущество лица, объявленного умершим, кто-то приобрел на возмездных началах. Лица, к которым имущество такого гражданина перешло по возмездным сделкам, не обязаны возвращать ему это имущество. Имеются в виду такие сделки, как купля-продажа и мена.

Однако закон предусматривает исключения из этого правила:

возмездный приобретатель имущества, которое принадлежало лицу, объявленному умершим, обязан возвратить ему это имущеcтво, если будет доказано, что, приобретая его, он знал, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость. Следовательно, обязанность возвратить имущество или возместить его стоимость возникает в данном случае только в отношении лиц, действовавших в момент приобретения имущества недобросовестно, виновно.

Требование о возврате имущества, предъявленное к такому недобросовестному владельцу, представляет по своему содержанию иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения – виндикационный иск. На него должны распространяться правила ст. 303 ГК, в соответствии с которыми возврату подлежит не только имущество в натуре, но и доходы, которые недобросовестный владелец извлек или должен был извлечь за все время владения. Соответственно недобросовестный владелец вправе требовать возмещения произведенных им необходимых затрат на имущество.

В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановлению (при наличии рассмотренных выше условий) подлежат лишь те его права, которые перешли к наследникам и другим лицам. Права, которые прекратились, т.е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены.

Так, не восстанавливается действие обязательств личного характера (обязанности по выполнению какой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения и т.п.). Вопрос о сохранении или прекращении брака с гражданином, который был объявлен умершим, решается в соответствии с нормами семейного законодательства.

Как происходит объявление пропавшего гражданина умершим

Отсутствие сведений о месте нахождения родственника – это неприятное событие для любого человека. Но если гражданин пропал на длительный период времени, а также не получается найти его с помощью правоохранительных органов, то целесообразно через суд признать его умершим. Это позволит открыть наследственное дело и выполнить другие необходимые действия. Но для инициирования судебного процесса необходимо подготовить доказательства длительного отсутствия человека, а также грамотно составить исковое заявление.

Основания признания человека умершим

Судебное разбирательство, предназначенное для объявления гражданина умершим, относится к установлению юридического факта. При таких условиях отсутствует физическое тело, поэтому люди только предполагают, что человек умер. Родственники давно не связывались с этим гражданином, а также он не появляется на работе и дома.

Читайте также:
Как выселить арендаторов из наследованной квартиры?

По ст. 45 ГК признать человека умершим можно в следующих ситуациях:

  • Он пропадает при ЧС, когда велика вероятность гибели. Тогда, подавать исковое заявление о признании гражданина умершим можно уже через 6 месяцев;
  • невозможно найти военнослужащего, участвующего в военных действиях, но обращаться в суд можно только через 2 года после окончания войны;
  • если гражданин просто не выходит на связь, не приходит домой и не общается с родственниками, то объявить его умершим можно только через 5 лет с момента получения последних вестей о нем.


Истцом обычно выступает родственник или иное лицо, претендующее на наследство. Предварительно необходимо воспользоваться разными мерами, направленными на розыск гражданина.

Пошаговый процесс признания человека умершим

Исковое заявление в суд подается исключительно заинтересованным лицом. Гражданин должен при составлении иска указать, по каким причинам желает объявить человека умершим. К надлежащим истцам относятся:

  • законные наследники;
  • преемники, указанные взавещанииисчезнувшего человека;
  • приемные родители, попечители или опекуны ребенка, чьи мама и папа исчезли, причем это требуется для официального усыновления;
  • родственники, желающие оформить пенсию по потере кормильца, которая выдается нетрудоспособным иждивенцам, причем к ним относятся несовершеннолетние дети или неработающая супруга, а также престарелые родители с низким уровнем дохода;
  • владелец недвижимости, в которой прописан пропавший гражданин, поскольку только при получении решения суда можно снять его с учета;
  • супруг, принявший решение прекратить брачные отношения, поскольку при наличии решения суда не требуется инициировать бракоразводный процесс для повторного вступления в брак.

Порядок объявления гражданина умершим через суд состоит из таких этапов:

  • первоначально подготавливаются доказательства отсутствия гражданин по месту прописки и жительства;
  • приглашаются свидетели, которые подтверждают, что давно не виделись и не общались с человеком;
  • составляется исковое заявление;
  • документация передается представителю суда;
  • назначается судебное заседание, на которое обязательно приходит истец;
  • изучаются все полученные материалы и документы, а также судья может направить запросы в различные государственные учреждения;
  • если действительно устанавливается, что человек давно пропал, то исковые требования удовлетворяются;
  • истцу выдается судебное решение, с которым нужно прийти в отделение ЗАГСА для получения свидетельства о смерти.

К иску прикладывается следующая документация:

  • паспорт заявителя;
  • документ, доказывающий наличие родственных связей с пропавшим, причем сюда относится свидетельство о рождении или браке;
  • выписка из домовой книги, которая содержит информацию о том, где перед пропажей проживал гражданин;
  • справка с места работы, подтверждающая, что человек не появлялся на рабочем месте в течение длительного периода времени;
  • документы из полиции, доказывающие проведение розыскных мероприятий;
  • квитанция об уплате пошлины, размер которой составляет 300 руб.

На такие судебные заседания приглашаются свидетели, к которым относятся друзья, родственники, коллеги или просто знакомые. Дополнительно вызывается участковый и сотрудники полиции, участвующие в поисках. При обычной пропаже человека в суд можно обратиться только спустя 5 лет. Если же существуют доказательства, что существовала угроза жизни, то судья может принять решение о признании гражданина умершим спустя 6 месяцев.

Важным доказательством считаются документы из полиции, поскольку при пропаже человека родственники должны обратиться к сотрудникам МВД для проведения розыскных мероприятий. Только при отсутствии результата инициируется судебное разбирательство.

При составлении искового заявления обязательно указывается следующая информация:

  • наименование судебной инстанции;
  • дата рождения, ФИО, реквизиты паспорта и адрес прописки истца;
  • сведения о пропавшем;
  • информация о дате и особенностях исчезновения;
  • данные о проведенных розыскных мероприятиях;
  • причины обращения к суду;
  • ссылки на законодательные акты, на основании которых без вести пропавшие люди могут признаваться умершими;
  • ходатайство о приобщении разных материалов к делу и вызове свидетелей;
  • список документов, прикладываемых к иску;
  • дата составления;
  • подпись истца.

Судья изучает полученные документы и материалы, а также выслушивает свидетелей. Делаются запросы в государственные инстанции. Из Росреестра запрашиваются данные об имуществе пропавшего, а у сотрудников МВД берутся данные о проведенном розыске. Подаются запросы в разные медицинские организации, чтобы получить информацию о том, не обращался ли пропавший за помощью врачей. Дополнительно запрашиваются сведения из ПФ, ФНС, ЗАГСа и местной администрации. На основании полученных материалов принимается решение.

Последствия процесса

Датой смерти становится момент, когда судебное решение вступает в силу. Если же человек исчезает при ЧС, то суд может установить датой смерти день исчезновения. Последствия признания гражданина умершим таковы:

  • открывается наследственное дело;
  • для управления имуществом назначается доверительный управляющий, например, если в наследственную массу входит доля в компании;
  • если у пропавшего имеются дети, то они передаются под опеку родственникам или в приемную семью;
  • родственники могут оформить пенсию по потере кормильца;
  • брачные отношения считаются прекращенными;
  • человек снимается с учета по месту регистрации.

Для осуществления данных действий требуется свидетельство о смерти, оформляемое сотрудниками ЗАГСа.

Что делать, если человек оказывается живым

Нередки ситуации, когда лица, объявленные судом умершими, возвращаются. Они выходят на связь со своими родственниками, официально трудоустраиваются, обращаются за помощью в медицинские организации или желают получить пенсию. Если гражданин узнает, что он объявлен официально умершим, то ему придется выполнить следующие действия:

  • подается иск в суд для отмены ранее принятого решения;
  • далее нужно обратиться к работникам ЗАГСа для аннулирования информации о смерти;
  • если имущество было распределено между наследниками, то человек имеет право потребовать его обратно, причем если ценности проданы, то выплачивается сумма, определяемая независимым оценщиком;
  • отменятся доверительное управление.
Читайте также:
Преступление, совершенное по небрежности

При подаче иска в суд подготавливается паспорт, копия трудовой книжки, а также другие документы, доказывающие, что человек проживал на территории конкретного региона. Судья делает дополнительные запросы в государственные инстанции, после чего принимает решение по иску.

Заключение

При длительном отсутствии человека родственники имеют право инициировать судебное разбирательство, основной целью которого выступает его признание умершим. После этого распределяется имущество между наследниками, а также совершаются другие юридически значимые действия. Процедура выполняется исключительно в судебном порядке. Если пропавший гражданин возвращается, то он отменяет решение суда и возвращает имущество.

Полезное видео

Комментарии юриста по теме:

Некоторые процессуальные особенности рассмотрения в судах дел о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении граждан умершими

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Опубликовано в

Дата публикации: 06.02.2017

Статья просмотрена: 4783 раза

Библиографическое описание:

Торосян, Н. К. Некоторые процессуальные особенности рассмотрения в судах дел о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении граждан умершими / Н. К. Торосян. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11780/ (дата обращения: 21.12.2021).

В настоящее время ежегодное количество безвестно исчезнувших людей не уменьшается и тенденций к этому не выявлено. Как следствие такое исчезновение влечёт трудности по управлению имуществом этого лица, исполнение его обязательств и т. д. Поэтому для разрешения этих вопросов, которые не терпят бессрочного отлагательства и в целом для защиты законных интересов заинтересованных лиц, суды в начале признают человека безвестно отсутствующим, а впоследствии прибегают к презумпции, когда без фактических доказательств смерти человека (в частности отсутствию тела) заочно признают его умершим. Однако, поскольку возможны случаи, когда такие граждане дают о себе знать (в случае объявления безвестно отсутствующим) или объявляются живыми (в случае признания умершими), то необходимо соблюсти определённый порядок признания таковых фактов, чтобы достаточно убедиться в их высокой вероятности. Также такой порядок должен исключить случаи недобросовестных и изначально злоумышленных попыток заинтересованных лиц признать гражданина в данных состояниях. Поэтому, как и всегда вопросы процессуального порядка признания граждан безвестно отсутствующими и объявление их умершими остается актуальным и целью настоящего исследования является раскрытие его особенностей.

Согласно ст. 42 ГК РФ и 45 ГК РФ гражданин признается судом безвестно отсутствующим, если по прошествии года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания, а также признается умершим, по общему правилу, если по прошествии пяти лет таких сведений нет. Также по заявлениям от заинтересованных лиц такой гражданин может признаваться безвестно отсутствующим, в случае если он пропал при обстоятельствах, которые угрожали смертью или давали основание предполагать, что он погиб от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев. Военнослужащий же либо иной гражданин, который пропал без вести в связи с военными действиями, судом может быть объявлен умершим по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Суды дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ решают в порядке особого производства. Особое производство подразумевает, что в рассматриваемом деле отсутствует спор о праве и противоположные стороны с противоречащими интересами [1]. Согласно Главе 30 ГПК РФ, производство по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим в суде возбуждается заявителем. Однако данным заявителем может быть не любое лицо, а только, которое имеет заинтересованность (гражданско-правовую) в изменении правового статуса такого гражданина. Заявитель должен указывать по какой причине и для какой цели ему необходимо, чтобы гражданин был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим. Также заявитель указывает обстоятельства, которые подтверждают безвестное отсутствие гражданина, либо которые угрожали его жизни. При подготовке дела к судебному разбирательству, судья запрашивает по последнему известному месту жительства гражданина соответствующие организации, по месту его работы, воинские части, органы внутренних дел, об имеющихся о нём сведениях. В дальнейшем, после приятия заявления, судья может сделать предложение органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом этого гражданина. Данные дела рассматриваются обязательно с участием прокурора. Не смотря на довольно четкую регламентацию, все же существуют определённые проблемы в производстве о признании гражданина безвестно отсутствующим либо умершим [2, c. 25]. Одной из проблем является случаи недобросовестности заявителей. Мотивация таких заявителей обусловлена стремлением к присвоению имущества и иных благ в отсутствие гражданина. В науке гражданского процессуального права многие учёные правоведы указывают, что дела особого производства создают благоприятные условия для необоснованного получения выгоды, чему способствует односторонность данного вида производства (то есть отсутствие ответчика). «Заинтересованные лица не всегда могут оказать существенное влияние на ход процесса, что позволяет заявителю бесконтрольно утверждать свою правоту, не встречая с другой стороны серьезных возражений» [3, с. 268–269]. Статья 227 ГПК РФ, которая закрепляет требования к заявлению, не содержит каких-либо четких и определённых требований по отношению к заинтересованным лицам, могущим подать в суд такое заявление. Обычно, помимо родственников, к заинтересованным лицам могут относиться и те лица, которые обладают теми или иными правами требования к пропавшему гражданину. В противном случае, возможно, могли быть нарушены имущественные права пропавшего гражданина, его наследников и прочих лиц. [4, c. 54]. Анализ судебной практики показывает, что большинство таких дел возбуждается для прекращения брака, назначения каких-либо социальных выплат или же получения материального содержания из состава имущества гражданина (безвестно отсутствующего). Другой проблемой является законодательное определение сроков, в течение которых заинтересованные лица могут обращаться в суд. В разных странах и в разное время сроки данного признания отличались между собой. Но в независимости от устанавливаемых сроков суть этого условия состояла всегда в том, чтобы оно являлось и признавалось доказательством безвестного отсутствия либо смерти гражданина, а именно истечение этого срока. При этом сами обстоятельства, в которых происходят исчезновения граждан, бывают совершенно разными. Определяемые законом сроки ставят препятствия для реализации прав других граждан, поскольку последние являются, в свою очередь, участниками гражданских отношений. Согласно положениям закона, признание гражданина умершим, как последствие, порождает разнообразные в своем содержании правоотношения, которые касаются как лица, объявленного умершим, так и некоторых его родственников. Многие правовые последствия такого признания невозможно восстановить во всей своей полноте, в случае если факт смерти гражданина впоследствии не подтвердится. Однако отсутствие в законодательстве данных сроков, скорее всего, породит проблемы и противоречия, которые в дальнейшем найдут свое выражение в преждевременном объявлении пропавшего гражданина умершим, и, следовательно, в ограничении его прав, объявленного умершим де-юре, но живого де-факто. Следует упомянуть, что в рассматриваемой категории дел доказательства, как правило, образуются от непосредственного наблюдения судом за соответствующими событиями либо явлениями [5, с. 15]. Так, согласно ст. 280 ГПК РФ в случае обнаружения места, где пребывает гражданин, который признан безвестно отсутствующим либо объявлен умершим, суд принимает новое решение, отменяющее ранее принятое. Такая отмена принятого решения основано на непосредственном лицезрении судом явившегося гражданина. По различным объективным и субъективным обстоятельствам (ошибки в записях, утрата документов и т. д.) бывают ситуации, когда оказывается, что гражданин не обладает доказательствами, констатирующими его реальное существование. Данный случай не является единичным, и он порождает множество проблем, особенно тогда, когда гражданин встречается с реальными трудностями в реализации своих прав. В резолютивной части судебного решения приводят сведения о гражданине (о его личности), день начала его отсутствия или же день смерти. Решение суда, признающее гражданина безвестно отсутствующим, является основанием передачи его имущества лицу, орган опеки и попечительства с которым заключает договор доверительного управления имуществом. После того как решение суда об объявлении гражданина умершим вступило в законную силу, оно должно отсылаться в районный орган записи актов гражданского состояния, чтобы в нём была произведена регистрация смерти гражданина. Так же решение отправляется в нотариальную контору либо в орган, который осуществляет нотариальные действия в целях принятия мер охраны наследственного имущества.

Читайте также:
Информация о гражданах: что это значит

Таким образом, проведённое исследование процессуальных особенностей рассмотрения в судах дел о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении граждан умершими позволяет сделать следующие выводы:

  1. Суды дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим решают в порядке особого производства. Дела особого производства создают благоприятные условия для необоснованного получения выгоды, чему способствует односторонность данного вида производства (то есть отсутствие ответчика).
  2. Производство по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим в суде возбуждается заявителем. Заявитель должен указать, по какой причине и для какой цели ему это необходимо.
  3. При подготовке дела к судебному разбирательству, судья запрашивает по последнему известному месту жительства гражданина соответствующие организации, по месту его работы, воинские части, органы внутренних дел, об имеющихся о нём сведениях.
  4. Определяемые законом сроки ставят препятствия для реализации прав других граждан, поскольку последние являются, в свою очередь, участниками гражданских отношений. Однако, отсутствие в законодательстве данных сроков, скорее всего, породит проблемы и противоречия, которые в дальнейшем найдут свое выражение в преждевременном объявлении пропавшего гражданина умершим, и, следовательно, в ограничении его прав.
  5. Так как Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации к юридически значимым фактам относит факт смерти в определенное время при определенных обстоятельствах и факт регистрации смерти, то необходимо различать по предмету доказывания эти категории дел. Суд при установлении факта регистрация смерти устанавливает данный факт, в случае если такая регистрации была ранее проведена, однако запись об этом не сохранилась, потеряна или по каким-либо причинам органы записи актов гражданского состояния отказываются выдавать повторно свидетельства о смерти. Следует отличать установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах от объявления гражданина умершим. Установление факта смерти не требует выжидания определенного отрезка времени отсутствия каких-либо сведений о месте последнего пребывания лица. Объявление гражданина умершим — это правовая презумпция, которая допускает свое опровержение. При рассмотрении дел об объявлении гражданина умершим в суд предоставляют доказательства (письменные или вещественные доказательства, показания свидетелей, аудио- или видеозаписи, заключения экспертов) позволяющие суду не сомневаться в его смерти.
  6. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим либо умершим, закрепленный в гражданском процессуальном законодательстве нуждается в дальнейшем совершенствовании. Возникающие при разрешении дела пробелы и коллизии требуют осмысления и совершенствования в дальнейшем нормативной базы.
Читайте также:
В каком порядке кредиторы могут заявлять о включении их в реестр

Объявление гражданина умершим: основания, порядок и последствия

Иногда приходится думать, каким образом происходит объявление гражданина умершим. Данный вопрос имеет довольно много разных нюансов. И перед тем как браться за дело, нужно знать о последствиях признания. Иногда люди не задумываются над данным вопросом, а просто спешат признать того или иного человека умершим. Это неправильно, ведь ситуаций в жизни бывает много. Изредка происходит так, что без вести пропавший или признанный умершим “воскресает”. К такому тоже приходится готовить себя. Итак, какой порядок и правовые последствия объявления гражданина умершим существуют в нашей стране?

Что это

Для начала разберем, о чем вообще идет речь? Ведь объявление гражданина умершим — не такой уж и простой для понимания процесс. Почему? Все дело в том, что такой человек способен “воскреснуть”. Ведь признается не сам факт смерти. Так что же это за процесс такой?

Объявление гражданина умершим — это признание правовыми инстанциями презумпции смерти того или иного лица. Заметьте, не факта, а презумпции. Основное правило здесь — это отсутствие тела погибшего. То есть, если оно пропало или вовсе не появлялось, можно признать гражданина умершим. Правда, постараться для этого стоит. Ведь последствия объявления гражданина умершим наступают довольно серьезные. О них немного позже. Пока что стоит узнать о сроках, согласно которым у граждан появляется возможность начать этот процесс.

Когда можно признавать

Порядок объявления гражданина умершим не слишком сложный. Но он имеет множество нюансов и особенностей. Например, начинать работу над данным процессом нельзя до определенного срока “пропажи”. Обратите внимание: можно признать человека умершим без предварительного подтверждения того, что он когда-то пропал без вести. Так в каких случаях следует начинать действия относительно нашего сегодняшнего вопроса?

Во-первых, если предварительно человек был признан без вести пропавшим, то придется подождать 5 лет. Только потом граждане (близкие родственники) имеют право на обращение в соответствующие инстанции.

Во-вторых, когда люди пропадают в условиях, угрожающих жизни и здоровью (при опасности, которая позволяет предполагать смерть), достаточно подождать всего полгода. И после уже может происходить объявление гражданина умершим. Правда, тут все довольно запутанно. Ведь придется доказывать, что обстоятельства действительно несут опасность.

В-третьих, человек может исчезнуть в ходе военных действий. В этой ситуации на “известия” дается 2 года. В противном случае можно на законных основаниях начинать наш сегодняшний процесс. Как видите, особых трудностей здесь нет. Во всяком случае пока. Кроме того, если о человеке в месте его проживания нет вестей на протяжении 5 лет, можно начинать процесс объявления его умершим. А теперь немного о последствиях данного процесса. Их не очень много.

Иждивенцы

Объявление гражданина умершим и его правовые последствия имеют ряд особенностей. Стоит сразу заметить: некоторые последствия в случае “воскрешения” попросту могут быть устранены. Но об этом позже. Для начала стоит узнать, что будет после того, как человек признан умершим.

Во-первых, данный вопрос касается в первую очередь иждивенцев. Те, кто были на иждивении у пропавшего, приобретают особые права. Например, на пенсию по потере кормильца. Таким образом государство поддерживает своих граждан. И это радует. Данный пункт не единственный.

Наследство

Кроме того, если вам интересны основания и последствия объявления гражданина умершим, стоит обратить внимание на такой фактор, как наследство. Дело все в том, что при реальной смерти появляются наследники. А при вот таком неоднозначном решении?

Здесь все схоже с настоящей смертью гражданина. То есть, если признать человека умершим, у детей и близких родственников появляется право наследования имущества. Именно поэтому многие начинают интересоваться основаниями для начала процесса. Ведь наследство — это всегда хорошо, и его хочется получить как можно скорее.

Брак и прочее

Объявление гражданина умершим также отменяет заключенный брак с тем или иным человеком. То же самое касается и прочих личных отношений. Имущественных или нет — неважно. Главное, что с момента признания человека погибшим с юридической точки зрения наступают те же самые последствия, что и в реальной жизни.

Но радоваться или огорчать не стоит. Ведь основания объявления гражданина умершим довольно весомые. И последствия данного действия — тоже. Как уже было сказано, иногда получается, что человек чудом “воскресает”. И что же тогда? Как придется себя вести наследникам, иждивенцам, бывшим супругам? Этот момент нередко заставляет задуматься.

Читайте также:
Как делится участок под обременением при разводе

Воскрешение

Согласно российскому законодательству, если объявление человека умершим произошло ошибочно или погибший объявился, он имеет право на восстановление всего своего имущества. Проще говоря, нужно вернуть все, как было до его “смерти”.

При этом некоторые ограничения накладываются только на брак. Дело в том, что, если супруг/супруга уже вступил в новые отношения, закрепленные законом, старое свидетельство о браке не восстанавливается. В противном случае вернувшийся к жизни гражданин полностью обретает свою семью в полной мере.

Как быть с наследством? Тут все очень серьезно. Ведь “воскресший” имеет право требовать себе назад то, что когда-то ему принадлежало. Если какая-то недвижимость была продана, можно вернуть ее назад. Но только когда покупатель был в курсе того, что истинный собственник объявлен умершим. В противном случае разбираться придется с наследниками. Они должны возместить стоимость “ущерба”. Вот так все запутанно и сложно.

Обращение в органы

Правовой порядок объявления гражданина умершим довольно прост. Для совершения данной операции придется обратиться в судебные органы с соответствующим заявлением. Практика показывает, что в некоторых случаях можно обойтись и без таких действий. Но подобные ситуации редки. Без суда, как правило, возможно признать человека умершим в случае катастрофы или стихийного бедствия. Причем массового.

Объявление человека умершим должно проходить в суде. И документы подать может любой близкий родственник, желательно не заинтересованный в пропаже того или иного гражданина. Вам придется предъявить доказательства родственных связей с “погибшим”, а также документы и основания, которые могут предположить смерть лица. Не стоит забывать, что заявление на судебное разбирательство с указанием причин для признания гражданина умершим — еще один обязательный момент. Беспричинное обращение никакого результата не принесет.

А что потом?

Предположим, что суд прошел и гражданин признан умершим. А что дальше? Ведь никакого фактического подтверждения у нас еще нет. Теперь остается проделать несколько простых шагов (по сравнению с судебными разбирательствами). Например, получить свидетельство о смерти гражданина.

Для этого придется взять документы, подтверждающие вашу родственную связи с человеком. Не забудьте прихватить с собой паспорт и свидетельство о браке/разводе, если таковые имеются. После придется написать заявление в ЗАГС на выдачу свидетельства о смерти человека. И, разумеется, нужно приложить ко всему списку бумаг решение суда с заключением. Не забудьте оплатить государственную пошлину за выдачу свидетельства о смерти. Нынче без нее у вас вовсе не примут заявление. Теперь можно просто подождать какое-то время (порядка месяца), а затем явиться в ЗАГС по месту прописки лица (или вашей, смотря куда обращались) за выдачей свидетельства.

Что еще? Как только у вас появится данный документ, следует задуматься над всеми остальными моментами. Сюда можно отнести вступление в наследство, а также оформление пенсий по потере кормильца. В принципе, это уже не так уж и важно для нашего сегодняшнего процесса. Главное, перед тем как начинать действия по оформлению пенсии и наследства, убедитесь, что признанный умершим не появится “сегодня-завтра” на пороге. Лучше в этом случае подождать какое-то время и не продавать недвижимость, а также имущество прошлого наследника. Ведь, если он “воскреснет”, придется все возвращать. Да, такие случаи происходят далеко не всегда, но они имеют место. Поэтому перестраховаться лишний раз не помешает.

Итоги

Теперь нам понятно, какие есть основания объявления гражданина умершим. Кроме того, не секрет теперь и то, какие последствия будут после завершения данного процесса. И что делать, если гражданин “воскрес”, также отныне вы знаете.

Как видите, данная система не имеет ничего особенного, если правильно подходить к решению поставленного перед нами вопроса. Не торопитесь объявить родственника умершим без веских на то оснований. Иначе можно столкнуться с чудесным “воскрешением” и массой неудобств. Когда у “погибшего” нет близких родственников, признанием способны заниматься дальние. Вообще никого у лица не было? В этой ситуации близкие люди (любые) могут попытаться признать человека умершим. Но, как показывает практика, лучше не делать так.

Объявление умершим

Объявление умершим

Содержание
  1. Что такое безвестное отсутствие
  2. Как можно объявить человека умершим по действующему российскому законодательству
  3. Как и в каких случаях отменяется объявление умершего. Какие права имеет «воскресшее» лицо?
  4. В каких случаях можно объявить физическое лицо умершим без решения суда
  5. Скачать заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим

Нередки ситуации, когда приходится объявлять умершим человека не по факту его смерти, а по причинам длительного отсутствия (пропавшие без вести). Официальная трактовка этого термина звучит так – признание соответствующими государственными органами презумпции смерти (когда не доказанный ее факт) человека при отсутствии его тела (которое бы было опознано).

Как правило, такое решение принимается через суд по косвенным доказательствам, или автоматически при довольно длительном отсутствии человека. Объявление умершим приводит к таким же последствиям, как и регистрация смерти физического лица в обычных случаях. Так, по юридическим нормам такое лицо лишается всего нажитого имущества, должности, жилья, прекращаются брачные отношения.

В данной статье будут рассмотрены все вопросы, связанные с данной процедурой, а также возможные нюансы судебного признания умершим.

Читайте также:
Безымянный договор: что это такое, описание и особенности

Что такое безвестное отсутствие

Для облегчения ведения учета граждан в Российской Федерации предусмотрено существование так называемого института безвестного отсутствия. Так, в случае длительного пребывания человека в неизвестном родственникам месте (более одного года), они могут передать в суд заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим .

Судебная процедура решения данного вопроса достаточно серьезная по своему значению, она проводится в обязательном порядке с участием прокурора. Суд сначала устанавливает все факты, касающиеся последнего места пребывания пропавшего человека, проверяет все сведения о нем, поступавшие в течение последнего времени.

При назначении даты, с которой признается безвестное отсутствие человека, суд руководствуется п. 2 ст. 42 ГК РФ. Так, если после пропажи человека появлялись какие-либо сведения о месте его пребывания, то срок начинает исчисляться с момента появления такой информации. Если же таких сведений нет, то исчисляемый срок назначается судом с первого января года, следующего за тем, в котором он безвестно пропал.

Признание судом гражданина безвестно отсутствующим дает возможность распоряжения его имуществом на следующих условиях:

  • все имущество такого гражданина передается в управление доверенному лицу на основании решения суда. Такое лицо определяется органом опеки и попечительства, с которым данный орган заключает соответствующий договор о доверительном управлении;
  • из этого имущества родственникам, находившимся под опекой безвестно отсутствующего, выдаются средства на содержание, определяемое органами опеки и попечительства;
  • за счет данного имущества также погашаются обязательства, невыполненные пропавшим гражданином.

В случае обнаружения места пребывания безвестно отсутствующего, или его самостоятельной явки по месту проживания, суд отменяет вынесенное ранее решение. В таком случае прекращает свое действие договор доверительного управления имуществом такого человека, так же как и прекращается помощь родственникам от органа опеки и попечительства.

Как можно объявить человека умершим по действующему российскому законодательству

Итак, признать человека умершим в соответствии с законом возможно только с помощью судебного разбирательства. Документы в суд подаются на основании информации близких людей, или уполномоченных лиц. Они уведомляют о том, что человек отсутствует в месте своего постоянного нахождения (не регистрации или прописки, а именно нахождения!) более 5 лет (данный срок установлен в соответствии со ст.45 Гражданского Кодекса РФ), и никаких сведений о его пребывании в какой-либо другой местности, нет. То есть, если человек в определенном месте проживал практически всю жизнь, и вдруг неожиданно исчез (а это подтверждают свидетели, соседи), то именно это является первым формальным критерием для объявления лица умершим.

Поскольку судебная процедура касается очень серьезного вопроса, то к ней применяются очень жесткие требования. Так, обязательно в судебных заседаниях присутствие прокурора. А некоторые судьи даже назначают адвоката отсутствующему лицу, так, как если бы у него была необходимость, чтобы защищать свои интересы против тех лиц, которые хотят признать его умершим. То есть, по сути, это полноценный судебный процесс. Так, для того, чтобы объявить лицо умершим, запрашивается огромное количество всевозможных сведений из разных источников информации. Это касается, например:

  • железнодорожных и авиа — перевозок;
  • сведений миграционной службы о возможной замене паспорта, пересечении границы;
  • сведений ГИБДД (привлекался или нет к административной ответственности);
  • сведения о результатах ведения по гражданину воинского учета;
  • информация всевозможных государственных органов власти на территории всей Российской Федерации о возможных обращениях гражданина по каким-то вопросам.

Кроме того, в практике судов предусмотрено досудебное расследование с помощью полиции по всем возможным фактам, связанным с исчезнувшим человеком. Заводится так называемое «розыскное дело», по которому сотрудник полиции является на место пребывания человека до момента исчезновения.

Там он проводит полноценное расследование, предусматривающее исключение возможности преступления со смертельным исходом в отношении исчезнувшего гражданина. Опрашиваются свидетели, соседи, родственники, проводится полноценная следственная работа. Все результаты такого расследования подаются в суд. Решение суда по такому заявлению может быть принято без признания человека безвестно отсутствующим.

В зависимости от обстоятельств исчезновения человека установлены такие нормативные сроки признания умершим:

  • при безвестном отсутствии срок составляет пять лет с момента исчезновения физического лица;
  • в случае пропажи человека по предполагаемым обстоятельствам, предполагающим наличие угрозы смерти, или гибели от несчастного случая, срок может составлять шесть месяцев;
  • если человек пропал в связи с присутствием на территории, где происходили военные действия, то срок будет составлять два года с момента, когда закончились военные действия.

Для объявления человека умершим прежде всего, необходимо наличие определенного материального интереса. Как правило, это касается наследников. Именно они обладают материально-правовым интересом и первыми получают имущественные ценности в результате решения суда, в наследство. В результате такого разбирательства датой смерти будет считаться тот день, когда вступило в силу решение суда. Как исключение, судом может быть также установлен день смерти по предполагаемой дате происшедшего несчастного случая.

Фактически последствия объявления человека умершим мало чем отличаются от обычной ситуации, когда регистрируется смерть человека по процедуре, предполагающей наличие тела умершего. Так, при вступлении в силу решения суда об объявлении умершим, выполняются следующие действия:

  • все родственники, находившиеся на попечении признанного умершим, получают право на пенсию в связи с потерей кормильца;
  • начинается процедура по оформлению наследства;
  • разрываются брачные отношения с таким лицом;
  • прекращаются все обязательства, которые имели у умершего личный характер.
Читайте также:
Ревизионная комиссия: что это такое, описание и особенности

Фактически, после объявления лица, просто уехавшим в безвестность более чем на пять лет, как умершим, он не может воспользоваться ни одним юридическим правом. Ему не доступны никакие блага, получение медицинской помощи, прав на вождение автомобиля, покупка недвижимости, получение пенсии и пр. Нет человека, и отсутствуют будь — какие права.

Как и в каких случаях отменяется объявление умершего. Какие права имеет «воскресшее» лицо?

Если человек на самом деле жив, и в силу объективных обстоятельств не мог появиться раньше установленного по законодательству срока, то действует п. 1 ст. 46 Гражданского Кодекса. В соответствии с данным законом, при появлении человека, объявленного умершим, судом признается ошибочным вынесенное ранее решение. На основании данного действия запись о смерти гражданина аннулируется.

Но получение решения суда, свидетельствующего, что объявления его умершим было ошибочным, на самом деле не решает автоматически всех вопросов возвращения гражданина к нормальной жизни. Практически ему придется все документы оформлять с нуля – все равно что новорожденному ребенку. Времени и сил на это уйдет, конечно же, немало, но другого выхода все равно нет.

Человек, явившийся живым, и восстановленный в правах, может претендовать на все, что у него было отобрано по причине «смерти», кроме восстановления супружеских отношений, если вторая половина уже живет в другом браке. Также «воскресший» человек не может требовать возвращения безвозмездно взятых родственниками денежных средств и ценных бумаг.

В случае, когда супруг (супруга) не оформил новых супружеских отношений, то по требованию «вновь живого» супруга брак может быть восстановлен. Также он имеет право требовать возвращения всего имущества, перешедшего за время его «смерти» к другим лицам (включая продажу). Правда, если покупатель не знал, что владелец объявился живым, то вернуть это имущество будет сложно. В таком случае может быть потребована денежная компенсация от родственников, совершивших процедуру продажи.

Если вернувшийся из безвестности гражданин потребует возвращения имущества от нового собственника, который не знал, что на самом деле прежний владелец был жив, то в этом случае действуют особые правила. Так, могут быть вытребованы доходы, которые новый собственник получил от использования имущества за тот период, когда он узнал о возвращении объявленного умершим гражданина, и дальше продолжал пользоваться фактически чужой собственностью.

Здесь также есть один интересный нюанс. Так как со времени исчезновения человека (прежнего собственника), могло пройти немало времени, то новые владельцы имущества соответственно понесли затраты на его обслуживание. Вот эту сумму затрат они как раз вправе потребовать при возвращении имущества «воскресшему» лицу.

В каких случаях можно объявить физическое лицо умершим без решения суда

Объявление физического лица умершим без решения суда возможно в тех случаях, когда такой человек стал жертвой массовых катастроф, природных катаклизмов (землетрясений, цунами, гибели вследствие аварии крупного судна в океане и пр.). Так, в свое время власти США выдали большое количество свидетельств о смерти своих граждан, ставших жертвой теракта 11 сентября 2001 года. Причем это было сделано сразу же, через несколько дней после трагедии. Подобная ситуация была и с погибшими пассажирами океанского судна «Титаник». Так, после прибытия в порт корабля «Карпатия», было проведено сличение списков всех прибывших на этом судне со списками пассажиров, плывших на «Титанике». Все, кого не оказалось в порту, были признаны в тот же день умершими.

Итак, процедура объявления человека умершим без наличия факта его смерти и тела, прежде всего, предполагает наведение некоего порядка в ведении учета граждан в государстве. В то же время это необходимо и самим родственникам, так как часто пропавший человек имел некоторое имущество, недвижимость. Поскольку отсутствует собственник, то и нет возможности полноценного распоряжения данным имуществом. Поэтому данная процедура и приводит в порядок имущественные отношения.

Общественные обвинители как субъекты неофициального уголовного преследования

Рассматривая неофициальное обвинение как один из способов защиты интересов жертв преступлений, нельзя не затронуть следующую проблему. Очевидно, что осуществление обвинительной деятельности требует значительных материальных, организационных и интеллектуальных усилий, которые не каждому потерпевшему по плечу.

Ранее действовавшее уголовно-процессуальное законодательство России предусматривало участие в процессе представителей общественных организаций и трудовых коллективов в качестве общественных обвинителей и общественных защитников (ст. 250 УПК РСФСР). Эволюция правового статуса данной процессуальной фигуры началась с момента установления в России Советской власти. В литературе имеются сведения о том, что уже 8 ноября 1917 года на первом заседании Временного революционного суда Выборгского района Петрограда всем присутствующим гражданам было предоставлено право задавать вопросы, выясняющие суть дела и степень виновности подсудимых, а также предложено выдвинуть из своих рядов представителей, желающих высказаться в пользу обвинения или защиты.244

Нормативное закрепление подобная практика участия обвинителей в судопроизводстве получила в декрете № 1 «О суде» от 22 ноября 1917 года.

Читайте также:
В каком порядке кредиторы могут заявлять о включении их в реестр

После создания в 1922 году прокуратуры РСФСР деятельность общественных обвинителей была поставлена под прокурорский контроль и их процессуальная самостоятельность постепенно ограничивалась, вплоть до издания 16 апреля 1939 года приказа Прокурора СССР А.Я. Вышинского, где указывалось, что отныне основным содержанием деятельности членов общественных групп содействия прокуратуре должна быть своевременная сигнализация о совершаемых или готовящихся преступных действиях.246 Данное распоряжение было воспринято подчиненными прокурорами как указание об устранении общественности от процессуальной деятельности, и с этого времени выступления общественных обвинителей при рассмотрении уголовных дел прекратились.

Возрождение института общественного обвинения связано с принятием в 1958 году Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и в 1960 году УПК РСФСР. Общественный обвинитель получил возможность участвовать в судебном рассмотрении уголовных дел, он был наделен правом представлять доказательства, принимать участие в исследовании доказательств, заявлять перед судом ходатайства и отводы, участвовать в судебных прениях, излагать суду мнение о доказанности обвинения, общественной опасности подсудимого и его деяний, высказывать соображения по поводу применения уголовного закона, меры наказания и другим вопросам, а также правом отказаться от обвинения (ч.3 ст. 250 УПК РСФСР). Таким образом, в суде первой инстанции общественный обвинитель был наделен всеми полномочиями стороны. Однако этой стадией процесса ограничивалось его участие в деле. Общественный обвинитель не мог принимать участие в расследовании преступлений, а также не был включен в число субъектов, обладающих правом обжаловать приговор суда (ст.

К тому же, весьма спорным являлся вопрос о процессуальной самостоятельности общественных обвинителей. Казалось бы, правовые нормы, регулировавшие статус общественного обвинителя не давали оснований сомневаться в его процессуальной независимости. Однако в действительности проблема эта не так проста. Центральное место здесь принадлежит вопросу о соотношении государственного и общественного обвинения. Хотя в большинстве научных трудов подчеркивалось, что «. государственное и общественное обвинение – это две самостоятельные, независимые одна от другой формы обвинения»,247 однако эти утверждения отражали лишь формальную сторону вопроса. В действительности, зависимость общественного обвинения от должностного весьма велика. Ее верно подметил В.М. Савицкий, который хотя и соглашался с тем, что общественный обвинитель вправе участвовать в процессе и занимать любую позицию совершенно независимо от участия в деле прокурора и его процессуальной позиции, тем не менее, замечал: «Общественное обвинение может возникнуть и быть реализовано лишь при наличии в суде государственного обвинения в его материально-правовом содержании», то есть только после того, как органами предварительного расследования добыты доказательства виновности обвиняемого, ему предъявлено официальное обвинение и прокурор, утвердив обвинительное заключение, направил дело в суд.248 Это мнение разделяет и Н.Н. Тарнаев, полагавший, что нельзя признать правильной практику выдвижения общественных обвинителей задолго до окончания расследования.249 Таким образом, фактически общественный обвинитель оказался лишенным самой существенной для стороны возможности – участвовать в формулировании обвинительного тезиса. Неудивительно, поэтому, что участие общественных обвинителей в процессе в большинстве случаев носило формальный характер и имело скорее идеологическое, нежели правовое значение, а в последние годы действия УПК РСФСР 1960 года почти полностью прекратилось.

Очевидная неэффективность этой формы процессуальной деятельности привела к тому, что процессуальная фигура общественного обвинителя оказалась в стороне от современных научных дискуссий и законодательной практики.

Таким образом, ликвидация института общественного обвинения представляется не совсем продуманным шагом. По сути, это противоречит основам демократической организации общества, в основе которой лежит социальная активность граждан и их организаций. Кроме того, данное нововведение фактически ограничивает предусмотренное ч. 5 ст. 32 Конституции РФ право граждан на участие в отправлении правосудия. В этой связи восстановление институтов общественного обвинения и общественной защиты кажется нам задачей политического характера. Однако возвращение общественных обвинителей и защитников в уголовный процесс России не должно превратиться в профанацию. Поэтому возрождение общественного обвинения нам видится через признание этой деятельности одной из форм неофициальной обвинительной деятельности, а общественных обвинителей, соответственно, субъектами неофициального обвинения.

Мировая правоприменительная практика уже располагает некоторыми достойными подражания примерами такого рода. Скажем, в ряде европейских стран общественные организации по защите прав потерпевших выдвигают общественных обвинителей, осуществляющих угловное преследование в интересах потерпевшего.

Целесообразно предоставить право вести неофициальное уголовное преследование через выдвижение общественных обвинителей органам СМИ, которые в настоящее время достаточно активны в проведении журналистских расследований различных правонарушений. По данным опроса 70 работников правоохранительных органов 26 респондентов (37%) ответили, что в их практике имелись случаи обращения общественных организаций и органов СМИ в правоохранительные органы с требованием о возбуждении уголовного дела. При этом в 80% случаев указанные органы и организации представляли сведения, указывающие на совершение преступления. Поэтому расширение прав этих лиц в области уголовного преследования представляется оправданным.

При этом следует подчеркнуть, что процессуальные полномочия общественных обвинителей должны быть расширены. Общественный обвинитель должен быть уравнен в правах с другими субъектами неофициального обвинения, круг которых следует определить таким образом: 1) лицо, считающее себя пострадавшим от преступления и заявившее о желании осуществлять уголовное преследование; 2) представитель юридического лица, считающего, что ему преступлением причинен вред, наделенный полномочиями вести уголовное преследование от имени данного предприятия, учреждения, организации; 3) представитель общественной организации или органа СМИ, наделенный полномочиями осуществлять уголовное преследование от имени данной организации или коллектива (общественный обвинитель). Процессуальное положение этих лиц представляется идентичным и может быть объединено понятием «неофициальный обвинитель».

Читайте также:
Ипотечная ссуда: что это такое, описание и особенности

Очевидно, что такое определение круга субъектов неофициального обвинения требует внесения изменений в позитивное право. В частности, было бы целесообразно закрепить понятие неофициального обвинителя в ст.5 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В пункте 47 данной статьи слова «частный обвинитель» заменить словами «неофициальный обвинитель», а пункт 59 указанной статьи необходимо изложить в следующей редакции: «Неофициальный обвинитель – физическое или юридическое лицо, считающее, что преступлением ему причинен вред, а также представитель общественной организации или органа СМИ, самостоятельно осуществляющие уголовное преследование в порядке, установленном настоящим Кодексом». Далее, статью 22 УПК РФ следует изложить так: «Статья 22. Право потерпевшего на участие в уголовном преследовании. Потерпевший, его законный представитель и (или) представитель вправе самостоятельно осуществлять уголовное преследование в порядке, установленном настоящим Кодексом». И наконец, статью 43 УПК РФ нужно видоизменить следующим образом: «Статья 43. Неофициальный обвинитель. 1.

Неофициальным обвинителем является физическое или юридическое лицо, считающее, что преступлением ему причинен вред, и подавшее в орган, ведущий производство по уголовному делу заявление о своем желании осуществлять неофициальное уголовное преследование. 2.

Представитель общественной организации или средства массовой информации может быть признан неофициальным обвинителем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом».

общественный обвинитель

(англ. public prosecutor) – в уголовном судопроизводстве РФ представитель общественной организации или трудового коллектива, допущенный по определению суда к участию в судебном разбирательстве уголовного дела в качестве О.о. Согласно ст. 250 УПК* О.о. выделяются общим собранием общественной организации или трудовым коллективом предприятия, учреждения, организации, а также коллективом цеха, отдела или др. подразделения, которые в письменном виде подтверждают их полномочия. О.о. вправе представлять доказательства, принимать участие в исследовании доказательств, заявлять перед судом ходатайства и отводы, участвовать в судебных прениях, излагая суду мнение о доказанности обвинения, общественной опасности подсудимого и содеянного им. О.о. может высказывать соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого и по др. вопросам дела. О.о. вправе отказаться от обвинения, если данные судебного следствия дают для этого основания.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • общественный защитник
  • общественный строй

Смотреть что такое “общественный обвинитель” в других словарях:

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ — в РФ самостоятельный участник уголовного судопроизводства, представляющий общественную организацию или трудовой коллектив. Может быть допущен к участию в судебном разбирательстве определением суда. О.о. вправе представлять доказательства,… … Юридический словарь

Общественный обвинитель — (англ. public prosecutor) в уголовном судопроизводстве РФ представитель общественной организации или трудового коллектива, допущенный по определению суда к участию в судебном разбирательстве … Энциклопедия права

Общественный обвинитель — в советском уголовном процессе представитель общественной организации (коллектива трудящихся), участвующий по её поручению в судебном разбирательстве и выполняющий в суде функцию обвинения (См. Обвинение). О. о. самостоятельный участник… … Большая советская энциклопедия

ОБВИНИТЕЛЬ — ОБВИНИТЕЛЬ, обвинителя, ср. 1. Человек, обвиняющий кого что нибудь (книжн.). «Краев чужих неопытный любитель и своего всегдашний обвинитель.» Пушкин. 2. Лицо, поддерживающее обвинение кого нибудь перед судебными органами (юр., офиц.).… … Толковый словарь Ушакова

ОБВИНИТЕЛЬ — ОБВИНИТЕЛЬ, обвинителя, ср. 1. Человек, обвиняющий кого что нибудь (книжн.). «Краев чужих неопытный любитель и своего всегдашний обвинитель.» Пушкин. 2. Лицо, поддерживающее обвинение кого нибудь перед судебными органами (юр., офиц.).… … Толковый словарь Ушакова

ОБЩЕСТВЕННЫЙ — общественная, общественное. 1. Прил. к общество (в 1 знач.). «Основной признак различия между классами их место в общественном производстве, а следовательно, их отношение к средствам производства.» Ленин. Общественные формации. Общественные… … Толковый словарь Ушакова

Общественный защитник — (англ. public protector/defender/advocate) в уголовном судопроизводстве РФ представитель общественной организации или трудового коллектива, допущенный по определению суда к участию в судебном разбирательстве … Энциклопедия права

обвинитель — ОБВИНИТЕЛЬ1, я, м Человек, который считает кого л. виновным в чем л. и осуждает за что л., разоблачает, обличает кого л. в чем л. Гвардейский офицер потребовал, чтоб меня поставили на очную ставку с главным доносителем. Генерал велел кликнуть… … Толковый словарь русских существительных

общественный защитник — в РФ самостоятельный участник уголовного судопроизводства, представляющий общественную организацию или трудовой коллектив и по определению суда допущенный к участию в судебном разбирательстве. О.з. вправе представлять доказательства, принимать… … Большой юридический словарь

ОБЩЕСТВЕННЫЙ — ОБЩЕСТВЕННЫЙ, ая, ое. 1. см. общество. 2. Относящийся к работе, деятельности по добровольному обслуживанию политических, культурных, профессиональных нужд коллектива. Общественные организации. Общественная работа. О. обвинитель, защитник… … Толковый словарь Ожегова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: