Обязательные платежи: что это такое, описание и особенности

Новое в блогах

Ольга Цветкова

Состоит в сообществах

  • –>Гайдпаркеры за Россию –>
  • –>”Младший брат” –>
  • –>Свободное падение –>

Все 65

Приложения пользователя

Смотреть все 2

Обязательные платежы, краткая справка

Как не странно, понятие «обязательный платеж» часто ставит человека в тупик. В экономических словарях его определения весьма различны. В правовом поле термин «обязательный платеж» определен в отдельных законах, чем и ограничивается его право применение.

На самом деле, «обязательный платеж» это элемент технологии денежных расчетов. Применительно к слову «платеж» прилагательное «обязательный» означает что плательщик, независимо от своих возможностей и желания, должен провести денежную оплату в адрес получателя в определенном размере и к определенному сроку с соблюдением установленных форматов и процедур платежа.

Формально это может быть записано так:

Платеж является обязательным, если в соответствии с действующим законодательством для него установлено: кому (в чей адрес), к какому сроку и в каком размере должен быть проведен платеж. Размер, срок платежа может быть установлен в абсолютном значении, либо определяться расчетным способом.

Отсутствие, либо предоставление плательщику права определения хотя бы одного из четырех перечисленных параметров делает платеж необязательным.

Приведу несколько примеров:

  • Отсутствует правовое оформление сделки, потому что «в соответствии с действующим законодательством» это первый, и очень важный параметр платежа. Плательщик имеет право задержать платеж.
  • Указанные в договоре, счете на оплату получатель, его платежные реквизиты различаются. Плательщик получает право определить, а надо ли платить, кому и куда.
  • Замечательную фразу, касающуюся срока и размера платежей, наблюдала в «Соглашении сторон», которая выглядела примерно так: «.. до полного погашения задолженности отчетного года».

Обязательные платежи делятся на две группы.

К одной относятся безвозмездные платежи, которые уплачиваются в бюджеты всех уровней в виде налогов, сборов, пени, штрафов (в т.ч. по Кодексу РФ об административных правонарушениях), а так же приравненные к ним платежи (взносы) в государственные социальные страховые фонды. Все эти платежи устанавливаются законами РФ, и когда на бытовом уровне говорят об «обязательных платежах», то речь идет именно об этих, перечисленных выше.

В эту же группу нужно отнести платежи, которые проводятся по судебным решениям, где получателями являются физические, юридические лица.

Всё это безвозмездные платежи, поскольку его получатели ничего плательщику не должны, и максимум что он имеет, всего лишь квитанцию об оплате.

Вторая группа платежей – это возмездные платежи по меновым хозяйственным операциям, то есть за поставленные товарно-материальные ценности, работы, услуги. Правовым основанием для таких платежей считаются заключенные, в соответствии с действующим законодательством, различные формы договоров (контрактов).

  • Выплата заработной платы работодателем является обязательным платежом Сроки, размер выплаты работнику определяется заключенным с ним трудовым договором, коллективным договором (если есть). А выплата работнику премии из директорского фонда за сдачу норм ГТО к обязательным платежам не относится.
  • Погашение банковского кредита – обязательные платежи, где сроки, размеры погашения задолженности, процентов однозначно определенные кредитным договором. Если договор предусматривает досрочное погашение кредита, то заемщик, при желании, может сделать необязательный платеж в погашение его части, что не отменяет последующих обязательных платежей.
  • Оплата электроэнергии населением относится к обязательным платежам и проводится на основании счет-квитанции, в соответствии с публичным договором (в безбумажной форме). В г.Томске квитанция содержит очень демократичную надпись «Оплатить до …», обычно это 25-27 число месяца следующего за расчетным. Не успевает организация сделать и разнести платежки к срокам, установленным федеральным законодательством, но положения плательщика это не ухудшает, приоритет за договорными отношениями.

При равных сроках проведения платежей безвозмездные, возмездные платежи для плательщика имеют один приоритет, если иное не установлено законодательством.

При использовании, копировании, указывать автора, ссылку.

Документы

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 21 «Обязательные платежи»

(введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н)

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 21 «Обязательные платежи» Отправить по электронной почте

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 21 «Обязательные платежи» Поделиться в социальных сетях

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 29.01.2021

Дата изменения: 29.01.2021

Прикрепленный файл: doc, 46 кБ

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 21
«Обязательные платежи»

Ссылки

• МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»,

• МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»,

• МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»,

• МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»,

• МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»,

• МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»,

• МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»,

• Разъяснение КРМФО (IFRIC) 6 «Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке – отработавшее электрическое и электронное оборудование».

Исходная информация

Читайте также:
Приходно-расходные книги: что это такое, описание и особенности

1 Государство может устанавливать для организации обязательные платежи. В Комитет по разъяснениям международной финансовой отчетности поступили запросы на предоставление указаний по учету обязательных платежей в финансовой отчетности организации, являющейся их плательщиком. Вопрос состоит в определении момента признания обязательства по уплате обязательного платежа, которое отражается в учете в соответствии с МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Сфера применения

2 Настоящее разъяснение рассматривает порядок учета обязательства по уплате обязательного платежа, если такое обязательство входит в сферу применения МСФО (IAS) 37. Настоящее разъяснение также рассматривает порядок учета обязательства по уплате обязательного платежа, сроки и сумма которого являются определенными.

3 Настоящее разъяснение не рассматривает порядок учета затрат, обусловленных признанием обязательства по уплате обязательного платежа. Организации должны применять другие МСФО для определения того, приводит ли признание обязательства по уплате обязательного платежа к возникновению актива или расхода.

4 Для целей настоящего разъяснения под обязательным платежом понимается выбытие ресурсов, содержащих экономические выгоды, налагаемое на организации государством в соответствии с законодательством (т. е. законами и иными нормативно-правовыми актами) и не являющееся:

(a) выбытием ресурсов, входящим в сферу применения других МСФО (например, в части налогов на прибыль, входящих в сферу применения МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»); и

(b) штрафами или иными взысканиями, налагаемыми за нарушение законодательства.

Под «государством» понимается правительство, министерства, ведомства и иные органы государственной власти, независимо от того, являются ли они местными, национальными или международными.

5 Платеж, осуществляемый организацией за приобретенные активы или за оказанные услуги по договору с государством, не соответствует определению обязательного платежа.

6 Организация не обязана применять настоящее разъяснение к обязательствам, возникающим в связи с системой торговли квотами на выбросы.

Вопросы

7 В целях разъяснения порядка учета обязательства по уплате обязательного платежа, в настоящем разъяснении рассматриваются следующие вопросы:

(a) Что является обязывающим событием, приводящим к признанию обязательства по уплате обязательного платежа?

(b) Создает ли экономическая необходимость продолжения деятельности в будущем периоде обусловленное практикой обязательство в отношении уплаты обязательного платежа, возникающее в связи с осуществлением деятельности в таком будущем периоде?

(c) Подразумевает ли допущение о непрерывности деятельности существование у организации обязанности в отношении уплаты обязательного платежа, возникающей в связи с осуществлением деятельности в будущем периоде?

(d) Должно ли признание обязательства по уплате обязательного платежа производиться единовременно или, в некоторых случаях, постепенно, на протяжении периода времени?

(e) Что является обязывающим событием, приводящим к признанию обязательства по уплате обязательного платежа, возникающего по достижении некоторого минимального порогового значения?

(f) Одинаковы ли принципы признания обязательства по уплате обязательного платежа в годовой отчетности и в промежуточном финансовом отчете?

Консенсус

8 Обязывающим событием, приводящим к признанию обязательства по уплате обязательного платежа, является деятельность, вследствие которой возникает обязанность уплаты обязательного платежа в соответствии с законодательством. Например, если деятельностью, вследствие осуществления которой возникает обязанность уплаты обязательного платежа, является получение выручки в текущем периоде, а расчет такого обязательного платежа основан на выручке, полученной в предыдущем периоде, обязывающим событием для такого обязательного платежа является получение выручки в текущем периоде. Получение выручки в предыдущем периоде является необходимым, но не достаточным условием возникновения существующей обязанности.

9 Экономическая необходимость в продолжении деятельности организации в будущем периоде не приводит к возникновению у такой организации обусловленной практикой обязанности в отношении уплаты обязательного платежа, возникающей в связи с осуществлением деятельности в таком будущем периоде.

10 Составление финансовой отчетности на основе допущения о непрерывности деятельности не подразумевает существования у организации обязанности в отношении уплаты обязательного платежа, возникающей вследствие осуществления деятельности в будущем периоде.

11 Обязательство по уплате обязательного платежа признается постепенно, если обязывающее событие происходит на протяжении периода времени (т. е. если деятельность, вследствие которой возникает обязанность уплаты обязательного платежа в соответствии с законодательством, осуществляется на протяжении периода времени). Например, если обязывающим событием является получение выручки на протяжении периода времени, соответствующее обязательство признается по мере того, как организация получает такую выручку.

Читайте также:
Патентные споры: что это такое, описание и особенности

12 Если обязанность в отношении уплаты обязательного платежа возникает вследствие достижения некоторого минимального порогового значения, учет обязательства, обусловленного такой обязанностью, должен соответствовать принципам, установленным в пунктах 8–14 настоящего разъяснения (в частности, в пунктах 8 и 11). Например, если обязывающим событием является достижение минимального порогового значения деятельности (такого как минимальная величина полученной выручки или осуществленных продаж, либо минимальное количество произведенной продукции), соответствующее обязательство признается при достижении такого минимального порогового значения.

13 В промежуточном финансовом отчете организация применяет те же принципы признания, что и в годовой финансовой отчетности. Вследствие этого в промежуточном финансовом отчете обязательство по уплате обязательного платежа:

(a) не должно признаваться при отсутствии на конец промежуточного отчетного периода существующей обязанности в отношении его уплаты; и

(b) должно признаваться при наличии на конец промежуточного отчетного периода существующей обязанности в отношении его уплаты.

14 Организация должна признать актив, если она сделала предоплату обязательного платежа в отсутствие у нее существующей обязанности в отношении его уплаты.

Приложение A

Дата вступления в силу и переходные положения

Настоящее приложение является неотъемлемой частью настоящего разъяснения и имеет такую же силу, как и другие его составляющие.

A1 Организация должна применять настоящее разъяснение для годовых периодов, начинающихся 1 января 2014 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит настоящее разъяснение для более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

A2 Изменения в учетной политике, обусловленные первоначальным применением настоящего разъяснения, должны учитываться ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

Обязательный платеж по кредиту

Понятие «обязательный платеж по кредиту» чаще всего связывается с использованием кредитных банковских карт. Основной особенностью банковских карт кредитного типа принято называть возможность оплаты приобретаемых товаров/услуг не только собственными средствами (хранящимися на счету такой карты), но и с привлечением определенного количества заёмных ресурсов.

Естественно, пользование заёмными средствами не может быть полностью безвозмездным. Большинство кредитных карт имеют определенный льготный период погашения заемных средств. Погашение задолженности позднее льготного периода аналогично с оплатой обычного кредита.

Суть термина «обязательный платёж»

Обязательным платежом по кредиту принято называть ту минимальную сумму денежных средств, которую заемщик обязуется внести на счет кредитора до наступления пограничной даты оплаты кредита. Иными словами, обязательный платёж по кредиту – это тот минимальный платеж в счет погашения заемных средств, ниже которого заемщик не может опустить оплату по кредиту.

Пользование заемными средствами с кредитной карты имеет ряд особенностей:

  • Размер (или сумма) обязательных платежей по кредиту обычно зависит от объема задолженности пользователя карточного счета. Часто банки устанавливают лимит, ниже которого минимальный платеж, в принципе, не может опускаться.
  • Клиент банка имеет право погашать задолженность по кредитной карте не одномоментным платежом. Зачастую, финансовому учреждению бывает достаточно, чтобы заемщик лишь сделал обязательный (минимально допустимый, согласно договору карточного обслуживания) платёж. Обычно такой платеж составляет не более 5% от размера основного долга заемщика.
  • Чтобы пользоваться заемными средствами с кредитной карты на выгодных (льготных) для заемщика условиях, важно внимательно следить за пограничным временем внесения минимального платежа по кредиту. В противном случае финансовое учреждение имеет право начислить заемщику штрафные санкции за просрочку оплаты кредита.

Пограничной датой платежа по кредиту обычно называют дату окончания очередного платёжного периода, длящегося 20 либо 25 дней, начинающегося сразу после окончания расчетного периода по карте. Льготным периодом кредитования, в данном случае, считают совмещение одного платёжного и одного отчётного периода, которые могут длиться от пятидесяти (20+30) до пятидесяти пяти (25+30) суток.

При оформлении нового карточного договора и выпуске кредитной карты сотрудники финансовых учреждений обязательно сообщают своим клиентам о последнем дне составления выписки по кредитному счету. В данном документе будут детально расписываться все проводимые расходы по кредитной карте за указанный временной период. Дата предоставления выписки и будет считаться расчетной.

Выходит, что финансовые учреждения позволяют держателю кредитной карты самостоятельно и достаточно гибко регулировать процесс возвращения долга. Клиент обязуется ежемесячно внести лишь обязательный минимум для погашения кредита без каких-либо ограничений по срокам пользования кредитными средствами.

Сроки пользования кредитными средствами с карточного счета, как правило, бывают ограничены лишь сроком действия самой карты. Далее карту с определенным кредитным лимитом можно бесплатно переоформить (выпустить заново), при этом счет держателя карты останется тем же, как и обязательства клиента своевременно погашать заем.

Читайте также:
Продолжаемое преступление: что это такое, описание и особенности

Как банки формируют минимальный платеж?

Для формирования минимального платежа по кредиту могут использоваться три различных стратегии:

  • Минимальный платеж может рассчитываться как определенный процент от суммы непогашенной задолженности. Из общей суммы займа банк высчитывает указанный в договоре процент, часто равный пяти процентам, который и будет являться минимальным платежом по кредиту;
  • Иногда минимальным платежом называют определенную сумму денег в процентном отношении, которая высчитывается от общей суммы предоставляемых кредитных средств. Иными словами – это сумма процента от общего лимита предоставляемых заемщику кредитных средств;
  • Минимальный платеж может быть фиксированной суммой, предварительно просчитанной работниками банка и озвученной клиенту.

Как происходит погашение долга по кредитным картам?

При расчете окончательного платежа по кредиту, клиент банка должен учитывать не только выбранную схему формирования обязательного платежа. При расчетах обязательно важно учесть следующие составные части платежа:

  • Различные комиссии. Чаще всего, снятие наличных денег с карточного счета подразумевает определенную комиссию банка, которая для снятия собственных средств несколько ниже, чем для снятия средств заемного характера. Также комиссия может взиматься при переводе средств с карты на карту, при получении клиентом дополнительных услуг страхования, SMS-информирования и пр.;
  • Процент оплаты за пользование кредитными денежными средствами свыше льготного периода;
  • Возможные неустойки, штрафные санкции банка или пеню. Дополнительные платежи могут возникать в том случае, когда клиент забывает своевременно внести обязательный минимальный платеж по кредиту.

Как уточнить размер минимального платежа по кредиту?

Чтобы уточнить размер минимального платежа по кредиту, логично обратиться к сотрудникам Вашего банка-партнера, которые всегда смогут помочь и ответить на все вопросы клиента. Как правило, минимальный платеж по кредиту рассчитывает программа автоматически, клиент же получает только выписку.

По желанию клиента такая выписка по кредиту может быть предоставлена в электронном виде и выслана на электронную почту. Зачастую, финансовые организации предоставляют услуги SMS-информирования такого типа.

Как оплачивается минимальный платеж?

Для погашения заложенности перед финансовым учреждением клиент может воспользоваться следующими вариантами платежей:

  • Средства могут быть переведены на счет заемщика с другого счета (карточного или иного), открытого в том же или ином финансовом учреждении;
  • При желании можно оформить документы таким образом, чтобы ваша заработная плата перечислялась на кредитную карту, тем самым погашая задолженность;
  • Внести платеж можно в отделении банка через кассу;
  • Средства могут перечисляться с помощью банкомата либо терминала, которые имеют возможность принимать наличные средства.

Важно помнить, что некоторые из вышеописанных способов внесения ежемесячного платежа по кредиту могут подразумевать снятие со счета дополнительной комиссии.

В целом же, обязательные либо минимальные платежи по кредитной карте необходимы только при условии, что клиент имеет некую задолженность перед банком. Если же на кредитной карте имеется достаточное количество собственных средств, ни о каких обязательных платежах по кредиту речи идти не может.

Наши ценности: Развитие и успех • Взаимоуважение и честность • Командный дух • Надежность и ответственность • Социальная активность

Налоги и иные обязательные платежи и их соотношение

Налоги обязательно требуется отличать от сборов и пошлин. Ранее осуществляющее свою деятельность налоговое законодательство не занималось тем, что проводило четкого разграничения названных понятий. Поэтому данное обстоятельство затушевывало природу юридического характера того или иного платежа, при этом затрудняло его анализ и вызывало определенные трудности в правоприменительной практике. В законодательстве налоговой направленности зарубежных стран данные категории достаточно строго разграничиваются. Например, французское законодательство налогового порядка занимается тем, что определяет, каким образом пошлина взыскивается государством без установления специального соотношения со стоимостью оказанных услуг. В процессе установления сбора обычно фиксируется некая пропорция между его размером и, конечно, стоимостью услуг, предоставляемых плательщику конкретными органами государственной власти. Немецкое налоговое законодательство в свою очередь занимается тем, что осуществляет деятельность по определению сбора, как своего рода платежа не за оказание тех или иных услуг, а за предпочтение при оказании услуг государственным органом.

Режимы правовой направленности установления и взимания налогов, и сборов, а также пошлин или других взносов обязательного порядка всегда были, и, что самое главное остаются объектами научного изучения.

Стоит отметить, что юридическое содержание понятия налогов и иных обязательных платежей никаким образом не может являться тождественным. Так как одно из самых главных различий между ними отмечается в признаке возмездности. Поэтому любой процесс осуществляется взимания налогов происходит без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетворения, то есть они носят определенный безвозмездный характер и не обусловлены никакой обязанностью публичного субъекта оказать плательщику ту или иную услугу, или какое-либо преимущество. Также важным является тот факт, что в в отличие от налогов сборы взимаются в обязательном порядке за оказание частному субъекту определенных услуг.

Читайте также:
Оперативная обстановка: что это такое, описание и особенности

Не обращая внимания на уже имеющиеся доктринальные разработки дефиниций «сбор» и «пошлина», Конституция все таки оперирует таким понятием как «сбор». Из-за этого в 72 статье указывается на «установление принципов общего характера налогообложения, а также сборов». Очевидно, что не желая допускать каких-либо терминологических расхождений с текстом Конституции, законодатель в свою очередь дает определение пошлины государственной направленности через категорию «сбор» (об этом говорится в 333.16 статье).

На данный момент 8 статья НК определяет и при этом осуществляет определенные действия для разграничения понятия «налог» и «сбор», что в свое время является воспроизведением тех признаков данных категорий, которые образовались в ходе правоприменительной деятельности, в ней же определились, а также подлежали разъяснению в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.

Сбором называется специальный обязательный взнос, который обычно взимается с организаций и, что самое главное физических лиц, уплата которого в свое время является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов органами государственной власти, а также различными органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, и, конечно, должностными лицами юридически значимых деяний, включая предоставление каких-либо прав или выдачу конкретных разрешений (обычно в качестве таких разрешений выступают именно лицензии).

Определение, которое было законодательно установлено показывает, что в его содержании произошло своего рода объединение определенных признаков юридического характера, взносов за оказание самим государственным органом неких возмездных услуг или совершение определенных действий, то есть используемое НК понятие сбора включило в себя и понятие пошлины. Тем не менее отнесение пошлины к какой-либо разновидности сбора вовсе не означает ее исключения из системы налогово-правовых категорий.

К сожалению, законодательное закрепление такой дефиниции как «сбор» не дало ответа на достаточно большое количество вопросов относительно отграничения налогов от других обязательных платежей. Отсутствие конкретных критериев принадлежности какого-либо взноса к налогам или сборам приводит к тому, что по сей день в российской системе налоговой направленности присутствуют платежи, наименование которых не соответствует их правовой природе.

Но все таки вполне справедливо было обращено внимание на данное обстоятельство Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В частности, в постановлении от 2001 года 28 февраля № 5 «О определенных вопросах использования части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Пленум отметил, что во время решения вопроса о правомерности использования налоговым органом 122 статьи НК в ситуации неуплаты или же неполной уплаты сбора органом судебной власти требуется исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного как «сбор». Высший Судебный орган Арбитражного характера Российской Федерации обоснованно предостерегает суды от слепого доверия ко всем названиям налогов, а также сборов, которые в свое время были перечислены в налоговом законодательстве. Например, требуют тщательного анализа правового порядка акцизы, пошлины таможенной направленности, ряд экологических налогов. Одной из самых главных причин смешения формы и содержания налоговых платежей – в несоответствии системы налогов, и сборов, установленных ранее Законом в налоговой системе, и рядом основных категорий НК, прежде всего дефинициям налога, и сбора, отмеченного в 8 статье.

Главное условие сопровождающее уплату сбора

Главным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим процесс сбор от налога, является совершение по отношению к плательщику (чаще всего, в его роли выступает какой-либо частный субъект) со стороны государственного органа юридически значимых деяний. Под определенными значимыми деяниями юридической направленности необходимо понимать разновидность юридических фактов, которые в свою очередь являются закрепленными в гипотезах правовых норм конкретных жизненных обстоятельств, наступление которых влечет за собой юридические последствия в виде появления, изменения или прекращения отношений правового порядка.

В соответствии с 8 статьей НК к юридически значимым действиям также имеет отношение предоставление специальных прав и выдача разрешений.

Анализ законодательства о налогах, а также сборах дает право сделать конкретный вывод: предоставление определенных прав в свое время означает наделение плательщика каким-либо естественным правом, имеющим в силу закона ограниченный режим обращения. Согласно 3 части 55 статьи Конституции допускается ограничение свобод, а также прав человека и гражданина законом федеральной направленности в той мере, в какой это требуется в целях защиты основ строя конституционного порядка, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов иных лиц, обеспечения обороны страны, и безопасности государства.

Читайте также:
Проспект эмиссии: что это такое, описание и особенности

Положения названной нормы конституционного порядка обычно используются и в сфере формирования определенных государственных доходов. При этом государство вполне может применять определенные ограничения свобод, а также прав для пополнения тех или иных финансовых ресурсов. Привлечение средств денежного характера в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений осуществляется в результате:

  • установления специальной монополией государственного характера на производство конкретных видов товара, выполнение работ, оказание различных услуг и, следовательно, исключения свободного доступа других субъектов в данной сфере деятельности;
  • предоставления на какой-либо возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, которая отнесена к монополии государства.

Вывод 1

Отсюда можно сделать вывод, что уплата сбора или какой-либо пошлины всегда сопровождается конкретной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Такой признак характеризует сборы, а также пошлины как индивидуальные платежи. Сбор в свое время взимается, обычно за обладание специальным правом (например, можно рассмотреть сбор за торговое право). Что касается пошлины, то она взимается в качестве определенной материальной компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение тех, или иных юридически действий достаточно значимых для частного субъекта (например, рассмотрение и после принятие какого-либо дела к судебному рассмотрению, регистрация документов гражданского состояния, совершение действий нотариальной направленности).

Тем не менее, несмотря на специальный признак возмездности, сборы не имеют никакого отношения к платежам обязательного характера, которые в свое время вытекают из договора. Компенсация самому государству определенной части денежных затрат не придает сборам характера цены публичной услуги. Плательщик сбора в большинстве ситуаций просто не в состоянии полностью оплатить публичные расходы на совершение юридически значимых деяний, а определенная категория имеющая достаточную юридическую значимость действий, совершаемых для получения пользы или осуществляемых по инициативе плательщика, вообще не может иметь стоимости – например, правосудие или же действия нотариальной направленности.

Также стоит отметить, что все сборы в отличие от налогов имеют определенные способы нормативного установления правовой направленности. Налоги в свою очередь, вполне могут быть установлены только специальным законодательством о налогах, а также сборах. Установление сборов в свою очередь допускается конкретными документами других отраслей права. Так, в 11. статье Закона Российской Федерации от 1993 года 1 апреля № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» установлен сбор за пограничное оформление, правомерность которого в свое время была подтверждена Конституционным органом судебной власти Российской Федерации (об этом говорится в. Постановлении № 16-П). Что же касается настоящего времени, то названный сбор отменен ввиду определенной замены его государственной пошлиной, но не в силу неправомерности его установления.

Признаки сбора

Отсюда следует, что налог и, конечно, сбор имеют как общие, так и некие отличительные признаки. К общим относятся:

  1. осуществление обязательной деятельности по уплате налогов, а также сборов в соответствующие фонды бюджетного или внебюджетного характера;
  2. какое-либо адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они в свое время закреплены;
  3. изъятие на основе специальной законодательно закрепленной формы и конкретного порядка поступления;
  4. некая возможность изъятия принудительным способом;
  5. применение необходимых мер для контроля единой системой органов налоговой направленности.

При этом, несмотря на некоторые признаки, которые являются одинаковыми, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по некоторым характеристикам юридического характера.

  • По своему значению. Платежи налоговой направленности в современных условиях выступают в качестве основных источников образования специальных бюджетных доходов. Все другие виды обязательных платежей имеют меньшее значение.
  • По цели. В качестве главной цели налогов выступает удовлетворение потребностей публичной направленности государства или муниципальных образований; что касается цели сборов, то она заключается в удовлетворении только некоторых потребностей, или же затрат учреждений государственного порядка.
  • По тем или иным обстоятельствам. Обычно налоги показываются как безусловные платежи; все сборы уплачиваются в обмен на некую услугу, которая в свое время будет предоставлена плательщику учреждением государственного характера, которое занимается реализацией государственно-властных полномочий
  • По свойственному ей характеру обязанности. Налоговая уплата является конкретно установленной Конституцией обязанностью того или иного плательщика; что касается осуществления процесса сбора, то он характеризуется определенной добровольностью и достаточно часто не имеет государственного императива.
  • По своей периодичности. Сбор в большем количестве ситуаций, носит именно разовый характер, именно поэтому его уплата происходит без определенной системы; налогам же свойственна некая периодичность.
Читайте также:
Окружной суд: что это такое, описание и особенности

Вывод 2

Поэтому подводя итог можно сказать, что в отличие от налогов сборы имеют специальный индивидуальный характер и им всегда присущи строго определенная цель, а также специальные интересы.

Сопоставление признаков юридической направленности налогов и сборов, которые осуществляют деятельность по образованию налоговой системы современного российского государства, служит подтверждением правильности общей теории государственных доходов, которая была выработана еще в 19 веке. известными русскими, и зарубежными финансистами (И. И. Янжул, И. X. Озеров, Д. П. Боголепов, П. М. Годме). Основываясь на данную теорию сборы и, конечно, пошлины представляют собой своеобразную форму платежей осуществляемых в обязательном порядке, и при этом являющуюся прообразом налога.

Определенному государству цивилизованной направленности более приемлемо пользоваться налоговыми методами, так как «в современном видении именно налог выступает в качестве наиболее совершенной формы пополнения государственного бюджета, обеспечивая максимальный учет имущественного положения плательщиков, при этом способствуя соблюдению конкретных конституционных прав, и осуществляя определенную деятельность по формированию бюджета в основном за счет тех, кто имеет соответствующую экономическую возможность» (В. В. Томаров). Примерно также, как в свое время домены перешли в регалии, а сами регалии – в налоги, сборы также на определенной стадии своего развития либо оформляется законодателем в качестве неких налогов, либо заметно сократят сферы своего применения.

Обязательное социальное страхование в РФ – виды и взносы

  • Что такое государственное социальное страхование
  • Принципы социального страхования
  • Обязательное страхование от несчастных случаев
  • Что обеспечивает социальное страхование от несчастных случаев на производстве
  • Итоги

Что такое государственное социальное страхование

Государство обеспечивает гражданам некоторые выплаты в качестве социальных гарантий для поддержания их материального положения. Социальное страхование в РФ – это обеспечение населения пособиями за счет средств бюджета в периоды наибольшей социальной незащищенности. Среди предусмотренных государством можно выделить следующие виды обязательного социального страхования:

  1. Оплата периода временной нетрудоспособности, в том числе в период беременности и родов. На это имеет право работающее население при предоставлении больничных листов. Больничные листы выдаются не только в случаях заболеваний самих сотрудников, также они предоставляются при необходимости ухода за больными детьми и прочими нетрудоспособными родственниками.
  2. Выплаты при наступлении несчастных случаев на производстве. Компенсируют полученные работниками увечья при выполнении трудовых обязанностей.
  3. Перечисление единовременных сумм при рождении ребенка, в случае постановки на учет на ранних сроках беременности.
  4. Выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  5. Пособие при усыновлении.
  6. Пособие на погребение.

См. также:

В целях обеспечения дальнейших возможных затрат по нетрудоспособности за своих сотрудников работодатели ежемесячно производят отчисления в фонды. Процент перечислений зависит от видов деятельности, условий труда.

На некоторые виды пособий вправе претендовать лишь работающие граждане. Согласно ст. 183 ТК РФ, работодатель обязан материально компенсировать своим сотрудникам периоды их вынужденной нетрудоспособности в связи с заболеванием, уходом за больными родственниками, больничным листом во время беременности и родов. Размер перечислений зависит от стажа работника и его заработков.

Более подробную информацию о размерах выплат по больничным листам см. в материале «Максимальный размер больничного листа в 2019 – 2020 годах».

Такие виды социального страхования в РФ, как выплаты по уходу за детьми до 1,5 лет, единовременные суммы, связанные с рождением ребенка, пособие на погребение, доступны и неработающим гражданам. Однако, в отличие от работающих лиц, размер выплат будет минимален, в то время как трудоспособное население вправе претендовать на некоторые суммы пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет), размер которых рассчитывается исходя из заработка. Минимальные же суммы могут меняться в зависимости от действующих районных коэффициентов к заработной плате. Кроме того, регионы вправе сами устанавливать дополнительные социальные пособия, регулируя периодичность их выплат и целенаправленность.

Более полную информацию о размере детских выплат можно получить в материале «Новые пособия на детей в 2020 году – таблица».

Принципы социального страхования

Федеральный закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ содержит принципы соцстрахования граждан страны. Среди них выделяют следующие:

  1. Доступность соцстрахования для всех граждан (застрахованных лиц).
  2. Соблюдение прав работников вне зависимости от финансового состояния работодателя-страховщика.
  3. Наличие обязанности по уплате взносов всеми страхователями.
  4. Ответственность за использование внебюджетных средств, выделяемых на соцстрахование физлиц.
  5. Государственный контроль за исполнением обязательств по соцстрахованию граждан.
  6. Финансовая независимость системы страхования в стране.
Читайте также:
Персональная подсудность: что это такое, описание и особенности

Одним из принципов правового регулирования отношений между работником и руководством в соответствии со ст. 2 ТК РФ также считается обязательное возмещение вреда сотруднику, полученного в ходе выполнения трудовых обязанностей.

Большую часть расходов по обеспечению населения социальными пособиями берет на себя государство. Оно восполняет работодателю потраченные ранее средства на выплату больничных листов и прочих компенсаций работникам. На руководство возлагается обязанность по начислению пособий за счет собственных средств лишь за первые 3 дня болезни самого сотрудника.

Периодические отчисления взносов в бюджет напрямую зависят от уровня доходов работающих лиц. Выплаты пособий (больничные листы, по уходу за ребенком до 1,5 лет) также зависят от предыдущих размеров зарплат.

Обязательное страхование от несчастных случаев

Конституция РФ гарантирует право не только на труд, но и на приемлемые условия работы, отвечающие принципам безопасности сотрудников во время исполнения трудовых обязательств. При возникновении несчастных случаев на производстве работники вправе рассчитывать на получение компенсации по возмещению ущерба и реализацию права на социальное страхование.

Согласно положениям ст. 219 ТК РФ, граждане на время трудовых отношений имеют следующие права:

  • трудиться в оборудованном по всем правилам безопасности рабочем месте;
  • иметь доступ к достоверной информации о порядке охраны труда на рабочем месте, возможных производственных рисках;
  • получить необходимые средства защиты от руководства;
  • проходить обучение по обеспечению безопасности на рабочем месте за счет работодателя;
  • отказаться от выполнения работ, если они нарушают требования по безопасности труда;
  • рассчитывать на компенсацию при наступлении несчастных случаев.

Обеспечение безопасности сотрудников гарантируется обязательным социальным страхованием, связанным с риском возникновения профзаболеваний и несчастных случаев. Подобный вид мер является одним из видов социального страхования, который регулируется нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Что обеспечивает социальное страхование от несчастных случаев на производстве

Субъектами страхования от несчастных случаев выступают страхователь, страховщик и застрахованные лица, где страховщиком является ФСС, страхователем – работодатели, а застрахованными лицами – наемные работники. К последней категории лиц относятся выполняющие работу на основании трудовых и гражданско-правовых (если предусмотрена условиями соглашения обязанность по перечислению страховых взносов) договоров сотрудники, в том числе лица без гражданства и иностранцы.

Закон № 125-ФЗ предоставляет работникам следующие гарантии:

  • обеспечение соцзащиты застрахованных лиц;
  • оплата дополнительных медицинских расходов, связанных с наступлением несчастных случаев на производстве, возмещение вреда вследствие травм, полученных при выполнении трудовых обязанностей;
  • оплата последующих расходов на профреабилитацию ;
  • повышенное внимание к мерам, предупреждающим наступление несчастных случаев при выполнении трудовых обязанностей.

Право на получение компенсации наступает с первого дня подтверждения страхового случая. В случае смерти застрахованного выплаты, согласно ст. 7 закона № 125-ФЗ, получают иждивенцы, дети, члены семьи (в том числе родители и супруги умершего). Сроки выплат в таких случаях разные:

  1. Несовершеннолетние вправе претендовать на компенсацию вплоть до достижения ими возраста 18 лет.
  2. Инвалиды – на весь период инвалидности;
  3. Родственники пенсионного возраста – пожизненно.
  4. Обучающиеся дети – до окончания получения образования, но не позже 23-летнего возраста.
  5. Прочие лица – в соответствии с законом № 125-ФЗ.

При некоторых обстоятельствах несчастные случаи на производстве не квалифицируются как страховые ситуации. Так, согласно ст. 229.2 ТК РФ, алкогольное, токсическое, наркотическое и другие виды опьянения сотрудников, а также совершение самими работниками противоправных действий, повлекших по неосторожности причинение ущерба здоровью и жизни, не определяются как несчастные случаи на производстве.

Итоги

Социальное страхование в РФ призвано дать гражданам некоторые гарантии в виде денежной компенсации в случаях наступления нетрудоспособности, рождения детей, обеспечивает компенсационные выплаты при наступлении несчастных случаев на рабочем месте. Другие функции соцстрахования – предотвращение неблагоприятных ситуаций, повышение мер безопасности по охране труда, защита прав сотрудников на обеспечение мер, исключающих несчастные случаи при исполнении трудовых обязанностей.

Виды страхования

Страхование — финансовая защита от непредвиденных ситуаций, в результате которых причинен ущерб здоровью, имуществу. В таких случаях застрахованные лица получают возмещение убытков от страховой компании.

Обязательное страхование

Условия, порядок и единые правила определяются законами РФ. Особенности — автоматичность (происходит по мере регистрации объектов и субъектов в различных государственных органах), бессрочность (действует, пока существует субъект, объект страхования или не изменится законодательство). Размер платежей устанавливает закон, который действует для всех, независимо от доходов, стоимости имущества и других факторов.

Читайте также:
Похищение человека: что это такое, описание и особенности

Виды обязательного страхования:

  1. Медицинское (ОМС) — личное страхование здоровья. Обеспечивает возможность получения медицинской помощи за счет средств государственного бюджета в любом государственном медучреждении при наступлении страховых случаев. Финансирование — взносы работодателей, бюджетные средства. Полис действует по всей территории РФ. Застрахованные лица — граждане РФ, иностранцы.
  2. Социальное — защита интересов людей, потерявших способность трудиться (больничные листы, инвалидность, безработица). Осуществляется на средства фондов — ФСС, ФОМС, ПФР, доходы которых формируются за счет отчислений страхователей (сумма отчислений закреплена законодательством), при недостатке средств — трансферт из федерального бюджета.
  3. Пенсионное. Работающие граждане (официальное трудоустройство) открывают индивидуальные лицевые счета, куда работодатель при выплате зарплаты отчисляет страховые взносы, установленные законодательством. Накопительная часть этих средств находится в распоряжении Государственной управляющей компании, а застрахованное лицо определяет способ инвестирования. После выхода на пенсию человек получает ежемесячные выплаты, исходя из размера зарплаты, рабочего стажа.
  4. ОСАГО — страхование гражданской ответственности владельца ТС. Защищает автомобилиста от непредвиденных трат при ДТП. Без полиса ОСАГО нельзя садиться за руль. Стоимость полиса зависит от региона регистрации, мощности авто, возраста, стажа водителя, количества лиц, имеющих право управлять ТС. Максимальный размер выплат — 400 000 руб. Приоритетная форма компенсации — восстановительный ремонт. Разницу между реальным ущербом и суммой выплаты виновник аварии доплачивает из собственных средств.
  5. Банковские вклады. Страховка обеспечивает гарантированные выплаты частным вкладчикам через фонд гарантирования в случае отзыва банковской лицензии, банкротства финансовой организации. При наступлении страхового случая клиенты получают 100% от суммы застрахованного вклада (но не более 1,4 млн. руб. по всем вкладам в одном банке).
  6. Пассажирское — личное страхование от несчастных случаев. Распространяется на пассажиров общественного транспорта (за исключением международных маршрутов). Взносы уплачивает пассажир при покупке билета. Страховка действует, пока человек находится на вокзале и в пути. Билет — документ, по которому СК выплатит возмещение пострадавшему.
  7. Ответственность. Владельцы шахт, металлургических заводов, складов нефтепродуктов и других опасных производств обязаны страховать гражданскую ответственность на случай причинения вреда в результате аварии. Страховая сумма по договору страхования ОПО — от 10 млн. до 6,5 млрд. руб. (в зависимости от степени опасности объекта).
  8. Жизнь и здоровье представителей опасных профессий — служащие МВД, военные и другие категории.

Добровольное страхование

Полис ДМС действует для юридических и физических лиц, которые могут обращаться для финансовой защиты в любую страховую компанию. Программы страхования:

  1. Личное — страхование физических лиц на случай проблем со здоровьем, потери жизни. Возраст застрахованных — 3-75 лет. Выгодоприобретатели — страхователь, прямые наследники. Перечень рисков клиент выбирает самостоятельно. Для подтверждения наступления страхового случая нужна справка медучреждения. СК берет на себя обязательства по уплате возмещения в пределах суммы, установленной в договоре. Виды страховок — ДМС, туристическое, от несчастного случая, страхование жизни (рисковое, накопительное).
  2. Имущественное. Объекты — движимое, недвижимое имущество (собственное, арендованное, в доверительном управлении), материальные ценности. Выгодоприобретатели — страхователи, третьи лица. Размер возмещения устанавливается в договоре, зависит от стоимости объекта и не может превышать сумму реального ущерба. СК может компенсировать полную стоимость поврежденного или утраченного имущества (расходы по его восстановлению), доходы, не полученные страхователем из-за страхового случая.
  3. Страхование ответственности — возмещение ущерба, причиненного личности или имуществу третьих лиц. Этот вид страховых услуг актуален для владельцев городских квартир, где существует риск аварии коммуникаций, грузоперевозчиков (порча багажа, просрочка доставки груза), предпринимателей, заемщиков (риск неисполнения обязательств).

Добровольное страхование действует определенный временной период (от нескольких дней до нескольких лет). Страховой фонд формируется за счет взносов страхователей и средств самой СК. Заключение договора подтверждается полисом.

57. Обязательное государственное страхование

При осуществлении за государственный счет страхования жизни, здоровья, имущества отдельных категорий граждан защищаются как интересы этих граждан, так и, в широком смысле, интересы государства. При передаче такого страхования коммерческим страховым организациям государство должно понимать эффективность данных мер, сохранять социальную стабильность в обществе и материальное положение застрахованных и выгодоприобретателей, соотносить затрачиваемый объем бюджетных средств с достигнутыми результатами.

Однако на практике государство все чаще сталкивается с дисбалансом интересов в этой сфере, отсутствием четкого регулирования в отношении страхования отдельных категорий должностных лиц, отсутствием согласованности норм об обязательном государственном страховании и обязательном социальном страховании, недобросовестностью работы страховых организаций, увеличением числа обращений недовольных застрахованных и выгодоприобретателей с исками к казне Российской Федерации, попытками бессистемного распространения обязательного государственного страхования на любые категории должностных и иных лиц.

Читайте также:
Прелиминарный договор: что это такое, описание и особенности

Целесообразно выделить следующие проблемы правового регулирования обязательного государственного страхования.

I. Согласно пункту 3 статьи 927 ГК РФ законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).

Федеральные законы, содержащие положения об обязательном государственном страховании, в большинстве случаев вводят обязательное государственное личное страхование отдельных категорий служащих или сотрудников государственных органов и организаций.

Следует отметить, что договор личного страхования является публичным договором (статья 426 ГК РФ), соответственно отказаться от заключения такого договора страхования страховая организация не может.

В то же время согласно пункту 2 статьи 927 ГК РФ, даже если страхование является обязательным, заключение договоров страхования не является обязательным для страховщиков.

В последние годы участились случаи отказа страховщиков от участия в осуществлении обязательного личного страхования отдельных категорий лиц на условиях, выставляемых страхователями при проведении конкурсных процедур. Например, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 52-ФЗ “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 52-ФЗ) жизнь и здоровье военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее – застрахованные лица) подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета (далее – ОГЛС военнослужащих) федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба (далее – страхователи).

Страховщики для осуществления данного вида страхования выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, далее Федеральный закон N 44-ФЗ). Этот закон предусматривает ряд специальных процедур, которые, однако, не гарантируют заключение договора страхования. В течение последних 4 лет военнослужащие и служащие неоднократно оставались не застрахованными по Федеральному закону N 52-ФЗ, а возмещение вреда, причиненного их здоровью, осуществлялось казной Российской Федерации из средств федерального бюджета.

К проблемам, связанным с осуществлением ОГЛС военнослужащих, можно отнести длительность процедуры выбора страховщика, предусмотренной Федеральным законом N 44-ФЗ, что зачастую не позволяет обеспечивать непрерывность страховой защиты застрахованных из года в год; возможность признания конкурсов (торгов) недействительными; возможность отказа страхователя от договора. Следовательно, гарантии выплат в пользу выгодоприобретателей по договорам страхования являются неполными, а у бюджетной системы возникают риски, связанные с выплатой возмещения и неустойки (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2018 г. N 24-П).

В соответствии со статьей 940 Гражданского кодекса договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Последствием несоблюдения письменной формы является недействительность договора страхования. Однако для договора обязательного государственного страхования сделано исключение (статья 969 ГК РФ). Законодательство о государственных закупках предполагает возможность заключения госконтракта в любой форме, предусмотренной ГК РФ. Возможность отступать от требований к форме договора страхования приводит к тому, что права и обязанности сторон по договорам обязательного государственного страхования надлежащим образом не фиксируются.

Исходя из изложенного, в абзаце 2 пункта 1 статьи 940 ГК РФ предлагается заменить ссылку на статью 969 ГК РФ на пункт 3 статьи 927 ГК РФ. Также требуется внесение изменений в законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях соотнесения его норм со страховым законодательством РФ.

Читайте также:
Пневматическое оружие: что это такое, описание и особенности

II. Согласно пункту 1 статьи 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Имеется несоответствие между положениями пункта 1 статьи 969 и пункта 3 статьи 927 ГК РФ в отношении лиц, на которых может распространяться обязательное государственное страхование (далее – ОГС): любые граждане или определенные категории государственных служащих. Анализ категорий граждан, в отношении которых введено ОГС, не дает однозначного ответа на поставленный вопрос.

В отсутствие критериев для выбора видов профессиональной деятельности, перечня лиц и рисков, которым они подвержены при ее осуществлении, для распространения на них ОГС, законодательство в данном направлении развивалось стихийно. В результате федеральные законы, вводящие ОГС, содержат разные подходы в отношении:

– подлежащих страхованию лиц (только лица, занимающие определенные должности, или все служащие (сотрудники) органа или организации);

– объекта страхования (только жизнь и здоровье либо жизнь, здоровье и имущество);

– установления перечня страховых случаев;

– размера страховых сумм и порядка их расчета (фиксированные суммы или формула, зависящая от денежного оклада (содержания) застрахованного лица);

– действия страховой защиты (на период выполнения службы и исполнения профессиональных обязанностей, в течение года после увольнения, либо без указания периода);

– срока действия договора страхования;

– круга выгодоприобретателей – получателей страховых сумм в случае гибели застрахованного лица.

Помимо этого статьи законов, содержащие положения об обязательном государственном страховании, не соответствуют требованиям пункта 4 статьи 3 Закона об организации страхового дела в Российской Федерации: отсутствуют подходы к определению размера, структуры или порядка определения страхового тарифа, контроля за осуществлением страхования, последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования.

Понятие “государственных служащих”, употребляемое в статье 969 ГК РФ, устарело. В соответствии с законодательством РФ должности государственной службы подразделяются на:

– должности федеральной государственной гражданской службы;

– должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

– должности федеральной государственной службы иных видов.

Пункт 2 статьи 969 ГК РФ определяет, что обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.

Таким образом, допускается возникновение правоотношений по ОГС без заключения договора страхования. При этом правоотношения могут возникать не только на основании законов, но и любых иных правовых актов, что не согласуется с положениями пункта 1 статьи 935 ГК РФ и статьи 3 Закона об организации страхового дела.

Отсутствует однозначное понимание вопроса о том, кто может издавать указанные правовые акты: Президент РФ, Правительство РФ, министерства и ведомства, органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В связи с этим предлагается исходить из того, что регулирование вопросов ОГС должно относиться только к ведению Российской Федерации и осуществляться в форме законов.

Устарела норма о возможности осуществления ОГС “государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками)”. Страховых организаций, созданных государством или с долей его участия в уставном капитале, позволяющей влиять на принятие решений акционерами, в настоящий момент на страховом рынке не представлено. По этой причине ряд положений законов об ОГС, в частности в отношении страхования судебных приставов, судей, присяжного заседателя, прокуроров и ряда других лиц представляются не реализуемыми в связи с тем, что содержат требование об осуществлении страхования и выплате страховых сумм органами государственного страхования.

Пункт 4 статьи 969 ГК РФ предусматривает, что правила, предусмотренные главой 48 ГК РФ, применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию. Таким образом, допускается, что нормы иных правовых актов могут не соответствовать принципам и базовым положения главы 48 ГК, что и привело к тем проблемам, которые указаны выше. По этим причинам предлагается статью 969 ГК РФ признать утратившей силу, а применительно к обязательному государственному страхованию руководствоваться общими положениями и правилами главы 48 об обязательном страховании и договоре страхования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: