Одномандатный избирательный округ: что это значит

Одномандатный округ – понятие, структура и формирование

Большинство граждан абсолютно далеки от политики. В выборах участия не принимают, а если, по каким-то причинам, и посещают данное мероприятие, то делают это, особо не вникая в тонкости выборного механизма. Если поинтересоваться, что такое одномандатный округ, большая часть населения даже затруднится дать определение.

Давайте ликвидируем пробел во владении политической терминологией, и попробуем разъяснить значение этого термина простыми словами.

Одномандатный округ – определение термина

Первое, что следует сделать на пути освоения данного термина – ознакомиться с официальной его формулировкой. В законе о выборах четко и недвусмысленно прописано, что одномандатным округом является территориальное образование, от которого, по результатам выборов, из множества кандидатов в коллегиальный орган, будет выбран только один.

Подобный алгоритм выборов можно считать универсальным. Теоретически и практически он может быть использован в различных избирательных системах:

  • многопартийной;
  • мажоритарной;
  • системой прямого делегирования;
  • пропорциональной.

Термин – одномандатный округ, встречается в законах и прочих законодательных документах, определяющих и регулирующих процесс выборов (акт волеизлияния населения в целом, и его отдельных групп, в частности).

Уточним – процесс образования округов и специфика их деятельности, определяется актами. Процесс выборов в органы самоуправления – законами.

Метод формирования округов

Формированием округов занимается ЦИК. Члены комиссии создают специальные списки с перечислением округов. Данный процесс реализуется в строго очерченных законом рамках, с неукоснительным соблюдением обозначенных ранее условий. Основным требованием при формировании округа, является равное, либо, приближенное к равному, количество избирателей. Это делается для того, чтобы всем кандидатам были созданы одинаковые условия, обеспечивающие честные выборы.

Использование вышеописанной методики, позволяет уравнять степень участия граждан в политических процессах, протекающих внутри государства. Несоблюдение вышеописанного условия, грозит появлением диспропорциональности гражданских прав избирателей.

Почему так? Рассмотрим пример:

Одномандатный избирательный округ, созданный для выборов в Государственную Думу, в обязательном порядке, должен объединять некоторое количество граждан, являющихся избирателями. Если не соблюдать данное правило, получится, что один депутат будет представлять в Думе 200 граждан, а другой, несколько тысяч. Логично допустить, что при в таком перекосе, права части населения, по факту, будут ущемлены.

Закон ограничивает отклонения от утверждённого среднего количества граждан, участников выборов. Для обычных районов, допустимое отклонение составляет – 10%, для труднодоступных – 15%.

Дополнительные условия формирования округов

Выше, мы рассмотрели главные требования, которые обязательно реализуются в процессе формирования округов. Перейдем к дополнительным. В один округ, по закону, не могут входить гражданине, зарегистрированные в разных субъектах Федерации. В каждом, должен быть сформирован отдельный округ.

Для территорий, отделённых от субъектов, являющихся, по определению, анклавами, прописаны другие правила. Для них, в порядке исключения, формируется округ, в который входят сопредельные территории (деревни и другие мелкие населенные пункты). В один округ не могут быть объединены населенные пункты, между которыми находится территория, прикрепленная к другому округу.

Опыт показал, чтобы выдержать количественные пропорции, проще всего, формировать округ с привязкой к административно-территориальным объектам.

Порядок утверждения схемы округов

В Пошаговом схематичном представлении содержание схемы и порядок ее утверждения выглядят таким образом:

  1. Схема должна быть готова к рассмотрению до момента истечения полномочий действующего состава Думы.
  2. Крайний срок готовности – 190 дней до указанной даты.
  3. Схема должна быть утверждена соответствующим документом. Срок обнародования данного документа – не позднее 120 дней до истечения полномочий действующего состава Думы.

В содержании готовой схемы в обязательном порядке должны быть указаны:

  • название округа и присвоенной ему номер;
  • приложен список населённых пунктов, входящих в данное образование;
  • в случаях, когда в одном населенном пункте формируется несколько округов, границы их в обязательном порядке должны быть четко и недвусмысленно обозначены;

Также, в документе должен быть указан адрес избиркома и количество граждан, имеющих право участвовать в голосовании.

Формирование схемы при наступлении исключительных условий

Как будут проводиться выборы если Дума, до момента обнародования схемы округов, была распущена?

В этом случае право принятия решения переходит к ЦИК. Законом предусмотрено два пути формирования и утверждения схемы:

  1. Используется старая (прошлогодняя) схема.
  2. ЦИК формирует и утверждает новую.

О принятии того или иного решения ЦИК должен объявить не позднее чем через 10 дней, после перехода полномочий по формированию и утверждению схемы к данному органу.

Если планируется досрочное проведение выборов, решение должно быть обнародованы не позднее чем за 75 дней до момента сложения полномочий действующим органом.

Прочая информация, касающаяся проведения выборов

Процедура выборов кандидатов в депутаты по одномандатному округу, осуществляется методом обычного голосования. Избирателю на руки вручается бюллетень, в котором он своей рукой должен обозначить выбранного кандидата. Разумный подход к выборам предполагает знакомство избирателей с кандидатами до момента непосредственно выборов.

Если избиратель в бюллетене обозначает более одного кандидата, такой бюллетень считается недействительным. В данном случае, выбор избирателя учитываться не будет.

Депутатом назначается кандидат, получивший большее количество голосов.

Гражданам об их политических правах

Одномандатные и многомандатные избирательные округа

Прежде чем обсуждать правила нарезки избирательных округов, необходимо отметить, что округа могут быть одномандатными или многомандатными (в первом случае в округе избирается один депутат, во втором – несколько). На выборах мажоритарной части законодательных органов субъектов РФ обычно используются одномандатные округа (особенно после перехода на смешанную систему выборов). На выборах представительных органов местного самоуправления многомандатные округа используются довольно широко.

Читайте также:
Права и свободы: что это значит

Одна из главных причин образования многомандатных округов – возможность сделать схему избирательных округов более разумной и географически обусловленной. Так, при проведении выборов по одномандатным округам во многих случаях для соблюдения требуемого законом примерного равенства числа избирателей в округе, приходится «резать» дома (в городской местности) или деревни (в сельской местности). Кроме того, для местных выборов обычно характерна более низкая конкуренция; а многомандатные округа позволяют обеспечить альтернативность выборов даже тогда, когда среднее число кандидатов на один мандат оказывается меньше двух.

В то же время большое число распределяемых в округе мандатов в сочетании с высокой степенью конкуренции может привести к тому, что избирателю будет чрезвычайно трудно осуществить осознанный выбор. Кроме того, многомандатные округа, в которых избирателю предоставлено столько голосов, сколько разыгрывается мандатов, усиливают недостатки мажоритарной системы и ослабляют ее достоинства: округа становятся больше, а значит, связь избирателей с кандидатом ослабляется; при этом становится возможной ситуация, когда жители территории со специфическим интересом, которые при образовании одномандатных округов могли бы иметь в органе своего представителя, оказываются в случае многомандатного округа без представительства.

В связи с этим закон установил, что число мандатов, распределяемых в многомандатном округе, не может быть больше пяти. Исключение возможно для выборов органа местного самоуправления сельского поселения, а также в случае, если округ образован в границах избирательного участка (т.е. округ небольшой – заведомо меньше 3 тыс. избирателей).

До 2000 г. была широко распространена практика образования на территории, где организовывались выборы, округов с разным числом мандатов, в том числе одновременного образования одномандатных и многомандатных округов. При этом избиратель имел в каждом округе столько голосов, сколько в этом округе распределялось мандатов. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23 марта 2000 г. № 4-П признал, что наделение избирателей на выборах в один орган власти разным числом голосов нарушает равенство прав избирателей. Суд установил, что избиратели должны обладать равным числом голосов, в том числе и в случае образования избирательных округов с разным числом мандатов.

Данное требование Конституционного Суда РФ было закреплено в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. После этого образование округов с разным числом мандатов стало применяться значительно реже.

Следует отметить, что в случае образования округов с разным числом мандатов возможностей для манипуляций значительно больше. Поэтому в указанном постановлении Конституционного Суда сказано, что «положение о проведении выборов одновременно по одно- и многомандатным избирательным округам должно сопровождаться нормативным определением объективных критериев отнесения той или иной территории к одномандатному либо многомандатному округу, допускающих проверку обоснованности таких решений».

И хотя это требование не нашло отражения в законе, данную позицию Конституционного Суда можно использовать при оспаривании схемы округов, основанной на произвольном отнесении территорий к округам с разным числом мандатов.

Мандаты и списки: что значат “страшные” слова про выборы

Обозреватель, Политика, 8:03, 12.07.2021

За непонятными специальными выражениями чаще всего кроются не слишком сложные правила участия в избирательных кампаниях

Обычно выборы – захватывающее действо с внутренней драматургией, выпадами кандидатов в адрес друг друга, борьбой за голоса, “плюшками” для избирателей и так далее. Однако часто они сопровождаются “страшными” словами вроде “одномандатный округ”, “партийные списки” и другими. Они не только не разжигают интерес людей к избирательной кампании, в которой они, вообще-то, главные герои, а, напротив, отбивают его напрочь. В преддверии 19 сентября, когда в стране и крае пройдут масштабные парламентские выборы, “Толк” объясняет, что кроется за непонятными терминами и как в них ориентироваться.

Каких депутатов выбираем 19 сентября?

Депутаты, как и вся система власти, бывают трех уровней.

  • Первый – федеральный. 19 сентября жители всей страны будут выбирать депутатов Государственной думы. Их будет 450 от всех регионов России, часть из них будут представлять и Алтайский край.
  • Второй – региональный. Осенью предстоит выбрать депутатов Алтайского краевого законодательного собрания (АКЗС). Это парламент Алтайского края. В него входят 68 депутатов, которые представляют все территории региона.
  • Третий – муниципальный. Сюда входят и депутаты уровня района или города, и сельские народные избранники. 19 сентября в Алтайском крае изберут депутатов в двух городах и двух районах (еще в двух пройдут довыборы). Также в 49 сельсоветах выберут депутатов.

Что такое одномандатный округ?

Это территория, на которой разыгрывается один мандат, то есть ее в парламенте будет представлять только один депутат.

Округа “нарезает” избирком исходя из численности избирателей, которых должно быть примерно одинаковое число на каждом. Например, для выборов в Госдуму страну поделили на 225 округов (только половина депутатов из 450 избирается по округам).

Читайте также:
Право хозяйственного ведения: что это значит

Ректора алтайского политеха на выборах заменит единоросс Мордовин

В региональном отделении партии власти говорят о том, что замена связана с большим объемом предвыборной работы на округе

В каждом – плюс-минус равное число избирателей с учетом географических особенностей и деления на регионы (в среднем от 400 до 650 тыс.). Например, в Алтайском крае таких округов вышло четыре, а в соседней Республике Алтай – только один.

На каждом округе сражаются представители разных партий и те, кто выдвинул свою кандидатуру сам (их называют самовыдвиженцами). Побеждает тот, кто получит наибольшее число голосов.

То есть наш регион будут в Госдуме представлять минимум четыре депутата.

Такая же схема действует и на выборах в АКЗС. Территорию края поделили на 34 округа. Некоторые объединяют по несколько районов, а некоторые “захватывают” только часть городов. Опять же главное мерило – численность избирателей.

Что такое партийные списки кандидатов?

Другая половина депутатов и в Госдуму, и в АКЗС избирается как раз по таким спискам.

Суть в том, что избиратель может проголосовать не просто за конкретного кандидата, который предлагает довериться его имени, личным качествам и т.д., но и за партию, то есть за определенную идеологию и систему политических взглядов. А партия уже сама определяет, кого направить в парламент. То есть избиратель доверяет партии в выборе конкретных ее представителей.

И это не игра вслепую, как может показаться. Каждая допущенная к выборам партия составляет список кандидатов. Есть, как правило, так называемая первая тройка/пятерка – это лидеры, которые ведут за собой партию и имеют наибольшие шансы избраться.

Также партия уже сама делит территорию на округа и в каждом создает свой список – территориальную группу.

Спикер АКЗС заявил о задумках, о которых еще не знает вице-премьер правительства

Председатель парламента Алтайского края считает, что региональному заксобранию можно добавить дополнительных полномочий

Например, “Единая Россия” на выборах в Госдуму объединила в один округ Алтайский край и Республику Алтай. И для этой территории сформировала свой список кандидатов.

На региональных выборах партийные округа чаще всего совпадают с одномандатными, это удобнее.

Избиратель, ставя галочку напротив партии, автоматически голосует за предложенный список кандидатов.

С определением победителей тут сложнее, чем на округах. Во-первых, имеет значение, сколько партия набрала в целом, – от этого зависит, сколько мандатов она получит всего. Если грубо, то кресла распределяются между партиями, набравшими более 5% голосов, пропорционально полученному результату.

После этого уже сами партии смотрят, какие территориальные группы набрали больше всего, и, как правило, лидеры этих списков проходят в парламент.

Что такое представительный орган?

Это и есть парламент – орган власти, который представляет интересы избирателей.

У парламента две функции – законодательная и представительная. Разрабатывая и принимая законы, депутаты формируют условия и правила жизни населения. А представляя граждан разных территорий – отстаивают их интересы.

Чем отличается выдвинутый кандидат от зарегистрированного?

Каждая партия, выдвинувшая своих кандидатов, подает необходимый пакет документов в избирательную комиссию. Также может сделать и самовыдвиженец. Если эта процедура соблюдена и избирательная комиссия документы приняла, кандидат получает статус выдвинутого.

Сильный пол и женский пул: кто будет сражаться за места в Госдуму на Алтае

Самым конкурентным из четырех думских округов станет Рубцовский, где с выборов снялся главный фаворит от “Единой России” Виктор Зобнев

Однако с этого момента все только начинается. Например, партии, которые не получили право регистрации без сбора подписей (это, как правило, небольшие непарламентские партии), а также самовыдвиженцы должны собрать необходимое число подписей в свою поддержку. А требования к ним суровые, и на этапе проверки многие отсеиваются.

Но даже те, кто избавлен от сбора подписей, должны пройти через проверку документов, соответствия всем требованиям.

И только после того, как кандидатов исследуют и не найдут в них “изъянов”, их регистрируют. После этого кандидат уже полноправный участник выборов.

Как узнать “своих” кандидатов?

Во-первых, самые активные из них будут вести агитацию – проводить встречи, заваливать газетами, брошюрами, “мелькать” на билбордах или на телеэкранах. К этой избирательной кампании некоторые из них освоили соцсети, и там тоже могут появиться.

Во-вторых, есть сайт Алтайкрайизбиркома, на котором выдвинувшихся и зарегистрированных кандидатов можно будет посмотреть.

В-третьих, их список с описанием каждого будет вывешен на избирательном участке.

Более четверти депутатов гордумы Барнаула могут уйти на повышение в сентябре

Самый большой пул депутатов может покинуть фракцию “Единая Россия”, от которой в выборах в Госдуму и краевое заксобрание будут участвовать 10 человек

Одномандатный избирательный округ

– по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме такой избирательный округ, в котором избирается один депутат (ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»**). О.и.о. называют также униноминальным округом. Напр., 225 О.и.о. образуются для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по О.и.о., на основании представленных в ЦИК РФ исполнительными органами гос-ной власти субъектов РФ данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях субъектов РФ (ст. 12 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»**). Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, приписываются к О.и.о., образованным на территории РФ. Данные о числе зарегистрированных избирателей за пределами территории РФ, представляются в ЦИК РФ МИД РФ. Число избирателей О.и.о., к которому приписываются избиратели, проживающие за пределами территории РФ, должно быть меньше единой нормы представительства избирателей. Число избирателей, приписанных к О.и.о., не должно превышать 10% от числа избирателей, зарегистрированных на территории этого О.и.о.

Читайте также:
Изменение и расторжение договора

О.и.о. образуются с соблюдением следующих требований: а) должно соблюдаться примерное равенство О.и.о. по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства в пределах одного субъекта РФ не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15%; б) в пределах территории субъекта РФ не допускается образование О.и.о. из территорий, не граничащих между собой, кроме случаев, когда часть территории данного субъекта РФ расположена в пределах территории др. субъекта РФ; в) не допускается образование О.и.о. из территорий 2-х и более субъектов РФ; г) на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее одного О.и.о.; д) распределение О.и.о. между субъектами РФ должно обеспечивать максимально возможное с учетом требований, указанных в подп. «в» и «г», равенство представленности в Гос-ной Думе избирателей, проживающих в различных субъектах РФ. При соблюдении этих требований учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта РФ, границы муниципальных образований.

ЦИК РФ на основании имеющихся данных об избирателях, полученных в соответствии с положением о Гос-ной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, утверждаемым ЦИК РФ, разрабатывает и не позднее чем за 200 дней до дня истечения конституционного срока, на который была избрана Гос-ная Дума действующего созыва, представляет на рассмотрение Гос-ной Думы схему образования О.и.о. и графическое изображение этой схемы. В этой схеме должны быть указаны: а) название каждого О.и.о. и его номер; б) перечень входящих в каждый О.и.о. административно-территориальных единиц или муниципальных образований городского, районного, районного в городе либо соответствующего уровней. Если О.и.о. включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта, то в указанной схеме должны быть обозначены границы этой части административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта. Если на территории субъекта РФ образован один О.и.о., то перечень административно-территориальных единиц или муниципальных образований, входящих в него, в схему образования О.и.о. не включается; в) центр каждого О.и.о.; г) число избирателей, зарегистрированных в каждом О.и.о., а если на территории субъекта РФ образовано более одного О.и.о. — также число избирателей, зарегистрированных в каждой административно-территориальной единице или каждом муниципальном образовании (или их части), входящих в состав каждого О.и.о.; д) число избирателей, приписанных к соответствующим О.и.о., с указанием иностранных государств, в которых проживают эти избиратели.

Схема О.и.о. утверждается федеральным законом, который должен быть опубликован (обнародован) не позднее чем за 100 дней до дня голосования. Если этот федеральный закон, включая схему О.и.о., не опубликован (не обнародован) в указанный срок, то выборы депутатов Гос-ной Думы нового созыва проводятся по О.и.о., схема которых была использована при выборах Гос-ной Думы предыдущего созыва. В этом случае прежняя схема О.и.о. публикуется (обнародуется) ЦИК РФ не позднее чем за 98 дней до дня голосования.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Одельстинг
  • Однородные товары

Полезное

Смотреть что такое “Одномандатный избирательный округ” в других словарях:

Одномандатный избирательный округ — по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме такой избирательный округ, в котором избирается один … Энциклопедия права

Одномандатный избирательный округ — Cм. Избирательный округ одномандатный … Российское избирательное право: словарь-справочник

ОДНОМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ — см.: Избирательный округ. ОКРУГ понятие, используемое в конституционном праве в различных значениях: 1) автономный округ национально государственное (национально тер риториальное) образование в РФ, субъект РФ. До 1977 г. национальный О.; 2)… … Энциклопедический словарь конституционного права

Избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) — избирательный округ, в котором избирается один депутат. Федеральный закон от 19.09.97 N 124 ФЗ, ст.2 … Словарь юридических понятий

Одномандатный избирательный участок — Избирательный округ территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Виды избирательных округов В российском избирательном праве известны… … Википедия

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ ОДНОМАНДАТНЫЙ — ОДНОМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ … Юридическая энциклопедия

Избирательный округ одномандатный — 33) избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) избирательный округ, в котором избирается один депутат;. Источник: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67 ФЗ (ред. от 16.10.2012) Об основных гарантиях избирательных прав и … Официальная терминология

Избирательный округ — территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты),… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Избирательный округ — Избирательный округ территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Содержание 1 Виды избирательных округов … Википедия

Читайте также:
Римское публичное право: что это значит

Избирательный округ одномандатный — в котором избирается один депутат (член выборного органа), одно . См. Избирательный округ. Избрание всех выборных должностных лиц органов государственной власти (на федеральном уровне Президента Российской Федерации; уровне субъекта Российской… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Три вида избирательных округов.

1. Единый избирательный округ включает всю территорию РФ, региона или муниципального образование соответственно, т.е. Федеральный, региональный, муниципальный. Они предназначены для избрания Президента РФ, глав муниципальных образований; выборы депутатов законодательных органов государственной власти (депутатов Государственной Думы РФ, не менее половины депутатов законодательного органа субъекта РФ либо одной из его палат), представительных органов местного самоуправления, избираемых по системе пропорционального представительства.

2. Одномандатный– представляет собой территориальную единицу, от которой избирается один депутат. Это способ организации выборов в законодательные органы государственной власти и местного самоуправления в РФ. Здесь количество избирательных округов равно числу депутатских мандатов в представительном округе.

3. Многомандатный – предназначен для избрания от одной территориальной единицы нескольких депутатов. При этом избиратели голосуют за каждого из баллотирующихся кандидатов в депутаты отдельно (мандатов не должно быть не более 5 мандатов в округе).
Выборы по многомандатным избирательным округам проводятся как в законодательные органы государственной власти регионов, так и в представительные органы местного самоуправления.
При образовании многомандатных округов соблюдается примерно равенство числа избирателей на один депутатский мандат.

Схема округов разрабатываетсяизбирательной комиссией, утверждаетсязаконодательным органом власти исключительно при проведении выборов депутатов.

Законодательный орган государственной власти, представительный орган муниципального образованияутверждает схемуизбирательных округовне позднее, чем за 20 дней до истечения срока,в который должны быть назначены выборы.

В схеме округов должны быть указаныграницы, номера, и название избирательных округов; определён перечень административно-территориальных единиц, муниципальных образований или населённых пунктов; установлено место нахождения окружной избирательной комиссии; определено число избирателей в каждом округе.

Избирательные участки – это территориальные единицы, необходимые для организации голосования и подсчёта голосов.

Они образуются главами местных по согласованию с избирательными комиссиями муниципальных образований, территориальным избиркомом не позднее, чем за 45 дней до выборов.

Исключение составляют участки, находящиеся в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдалённых районах, которые могут образовываться не позднее, чем за 3 дня до дня голосования.
Списки участков с указанием их границ, номеров и адресов участковых комиссий публикуются в местной печати за 40 дней до дня голосования.

Избирательные участки для граждан России, находящиесяза пределами территории страны, образуют руководители дипломатических представительств и консульских учреждений.

Избирательные участки образуются из расчёта не более 3 тысяч избирателей на каждом участке.

Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вместе с тем допускается создание участков непосредственно в местах дислокации воинских частей. В этом случае участки образуются командирами воинских частей.

«Выдвижение и регистрация кандидатов»

Выдвижение кандидатов производится двояко: путём самовыдвижения или избирательным объединением.

Выдвижение кандидатов по спискам может быть осуществлено только избирательным объединением.

Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам.

Общие условия выдвижения кандидатов:

1. заявление о своём согласии баллотироваться;

2. к уведомлению о выдвижении прилагаются сведения о размере и источниках доходов кандидата, полученные им в течение года, предшествующего году назначения выборов;

3. на пост Президента РФ – доходы за 4 года;

Самовыдвижение кандидата происходит с последующим сбором кандидатом подписей избирателей в поддержку своего самовыдвижения или внесением избирательного залога.

Выдвижение федерального списка кандидатов политической партией возможно на выборах депутатов ГД РФ. Данное решение принимается тайным голосованием на съезде партии. В составе федерального списка могут оказаться лица, не являющиеся членами этой партии, но не более 50% от числа кандидатов, включённых в список. Кандидат может упоминаться в федеральном списке только один раз. Федеральный список не может содержать более 500 человек. Список кандидатов делится на общефедеральную и региональную части. В общефедеральную часть нельзя включать более 3-х кандидатов. Региональная часть федерального списка должна охватывать все субъекты РФ.

Внесение избирательного залога и сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидата).

Избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда кандидата единовременно или в полном объёме. Размер избирательного залога может быть уменьшен, но не может составлять менее 10%. Специальный счёт открывается в филиале Сбербанка России.

Институт избирательного залога действует в РФ с 1999 года.
Избирательный залог отсутствует во время выборов Президента РФ. Кандидат на должность главы государства должен искать поддержку в доверии людей.

Сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов):

1. на выборах депутатов Госдумы РФ политические партии собирают не менее 200 тысяч подписей; при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 14 тысяч подписей;

2. на выборах Президента РФ – 2 миллиона подписей ( в субъектах РФ – не более 50 тысяч);

3. при проведении выборов по многомандатным округам количество подписей не должно превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории такого округа, но не может быть менее 10 подписей.

Читайте также:
Федеральные налоги и сборы

Подписной лист.

1. Период сбора подписей должен быть не менее 30 дней.

2. Подписные листы должны изготавливаться за чёт средств избирательного фонда.

3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том округе, в котором выдвинут кандидат.

4. Собирать подписи имеет право дееспособный гражданин, достигший к этому моменту 18-летнего возраста.

5. Запрещено собирать подписи органам государственной власти и местного самоуправления, членам избирательной комиссии с правом решающего голоса. Исключён сбор подписей на рабочих местах, в местах выдачи ЗП, пенсий, пособий, а также при оказании благотворительной помощи.

6. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения только собственноручно. Иные данные (ФИО, год рождения, серия и номер паспорта, адрес места жительства) могут заполняться лицом, собирающим подписи.

Проверка подписных листов.

Проверке могут подлежать либо все представленные подписи избирателей, либо их часть, но не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Если 10% или более проверяемых подписейнедостоверны или недействительны или количество достоверных подписей недостаточно для регистрации, избирательная комиссия отказывает такому кандидату в регистрации.

Федеральные законы о выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ определяют необходимое число таких подписей 5% и более.

Недостоверность подписей должна быть подтверждена письменным заключением эксперта.

«Итоги голосования и определение результатов выборов»

Итоги голосования – заключительный этап избирательной компании.

Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах. Первый направляется в вышестоящую избирательную комиссию: второй – выдаётся в копиях всем заинтересованным лицам (зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, наблюдателям, членам вышестоящих избирательных комиссий).

Результаты выборов также составляются в двух экземплярах протоколов и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Выборы признаются несостоявшимися,если в них приняло участие менее 20% от числа избирателей, включённых в списки избирателей.

Выборы депутатов Государственной Думы РФ считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25%.

На выборах Президента РФ – менее 50%.

На выборах депутатов представительных органов местного самоуправления минимальный процент явки избирателей, напротив, может не устанавливаться вообще.

Федеральный закон от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы РФ» говорит о том, что если ни один федеральный список кандидатов не получил 7% голосов, значит эти кандидаты в депутаты не прошли голосования и не получат мандаты.

1. На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, выдаваемых избирателям участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу должны быть поставлены подписи 2-х членовизбирательной комиссии, которые заверяются печатью этой избирательной комиссии.

2. Предвыборная агитация не может проводиться в день голосования и в предшествующий ему день. Предвыборная агитация заканчивается в 24 часа с пятницы на субботу.

3. День голосования – только в воскресенье.

4. В день голосования за полученный бюллетень избиратель расписывается в списке избирателей.

5. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается.

6. При голосовании избиратель наносит в избирательном бюллетени в квадрате любой знак.

7. Избиратель вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с письменнымзаявлением или устным обращением проголосовать вне помещения для голосования.

8. Избирательные комиссии независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

9. Федеральным государственным органом РФ, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов РФ является Центральная избирательная комиссия РФ.

10. За грубые нарушения закона, избирательная комиссия может быть расформирована судом.

11. От имени кандидатом могут выступать доверенные лица.

12. Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут все члены избирательной комиссии.

13. Голосование за других лиц не допускается.

14. Если избиратель допустил ошибку при заполнении бюллетеня, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый.

15. Голосование по почте допускается, если эта возможность предусмотрена законом субъекта РФ.

16. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса погашают неиспользованные бюллетени, отрезая левый нижний угол.

Тестовые задания по теме «Выборы»

1. Всенародное голосование, которое проводится с целью вы­явить мнения избирателей или принять окончательное ре­шение по конституционным, законодательным или другим внутриполитическим или внешнеполитическим вопросам, называется

1) опросом
2) референдумом
3) выборами
4) плюрализмом

2. Форма прямого волеизъявления граждан в соответствии с действующим законодательством в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправ­ления или наделения полномочиями должностного лиц, на­зывается

1) опросом
2) референдумом
3) выборами
4) плюрализмом

3. Участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений че­рез избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа, называется

1) непосредственной демократией
2) представительной демократией
3) политическим плюрализмом
4) парламентаризмом

4. Устройство государства, в котором парламенту принадле­жит руководящая роль в системе государственных органов, называется

1) непосредственной демократией
2) представительной демократией
3) политическим плюрализмом
4) парламентаризмом

Читайте также:
Совершение преступления по неосторожности

5. С 2007 года выборы в Государственную Думу РФ проходят

1) по мажоритарной системе абсолютного большинства
2) по мажоритарной системе относительного большинства
3) по пропорциональной системе
4) по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе

6. Право избирать у гражданина РФ наступает с

1) 15 лет
2) 16 лет
3) 18 лет
4) 21 года

7. Депутатское объединение по политическому принципу на­зывается

1) фракцией
2) комитетом
3) объединением
4) комиссией

8. Деятельность, осуществляемая в период избирательной кам­пании, чтобы побудить избирателей к голосованию за канди­дата, кандидатов, список, списки кандидатов, называется

1) проведением референдума
2) предвыборной агитацией
3) опросом
4) парламентаризмом

9. По какому признаку партии подразделяются на массовые и кадровые?

1) идеологическому
2) политическому
3) гуманитарному
4) организационному

10. Какие партии из перечисленных выступают за ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь?

1) консервативные
2) коммунистические
3) социал-демократические
4) фашистские

11. Какие партии из перечисленных выступают за сильное ие­рархическое государство?

1) коммунистические
2) консервативные
3) либеральные
4) анархические

12. За перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев населения выступают партии

1) социал-демократические
2) консервативные
3) либеральные
4) фашистские

13. Идеи революционного переустройства общества характерны для партий

1) консервативных
2) либеральных
3) коммунистических
4) правящих

14. Так называемыми «левыми» партиями называют партии

1) социалистические
2) фашистские
3) либеральные
4) консервативные

15. Идея диктатуры пролетариата принадлежала партиям

1) националистическим
2) консервативным
3) либеральным
4) коммунистическим

1. Политический режим, основанный на признании народа ис­точником власти, его права участвовать в решении государ­ственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских права и свобод называется ___________.

2. Федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Рос­сийской Федерации, является __________ __________ __________.

3. Лицо, избранное избирателями соответствующего избира­тельного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального об­разования на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании, называется __________.

4. Найдите в приведенном ниже списке «правые» партии. За­пишите цифры, под которыми они указаны.

1) либеральные
2) консервативные
3) коммунистические
4) социал-демократические
5) анархистские

5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, могут включаться в названия политических партий.
Либеральная, демократическая, оппозиционная, коммуни­стическая, народная, социалистическая, христианско-демократическая.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Статья 18. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в статью 18 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 18. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

1. Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 2 статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

2. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов – также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ пункт 3 статьи 18 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 ноября 2012 г. и применяющейся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

3. Если новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа муниципального образования, она утверждается избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, не позднее чем через один месяц по истечении срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

Читайте также:
Обязательная аудиторская проверка: что это значит

3.1. При проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации первого созыва, представительный орган муниципального образования первого созыва схема избирательных округов, определяемая организующей выборы избирательной комиссией, утверждается органом, указанным в законе или ином нормативном правовом акте, на основании которого проводятся соответствующие выборы. Если указанный орган не утвердит в установленный срок схему избирательных округов, эта схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов.

4. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:

а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях – 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Указанные требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Положения, содержащиеся в первом предложении настоящего подпункта, могут не применяться при образовании на территории автономного округа, входящего в состав другого субъекта Российской Федерации, одного включающего в себя всю территорию указанного автономного округа одномандатного избирательного округа для проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего подпункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;

б) при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов;

в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

5. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

6. Если в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации одна из палат двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации формируется из представителей административно-территориальных единиц или муниципальных образований, то при формировании этой палаты подпункты “а” и “б” пункта 4 настоящей статьи не применяются.

7. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7.1, применяющимся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

7.1. В случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.

Читайте также:
Право собственности на землю
Информация об изменениях:

Статья 18 дополнена пунктом 7.2 с 14 сентября 2020 г. – Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ

7.2. Если по состоянию на 1 июля года, предшествующего году проведения основных выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, будет установлено отклонение от средней нормы представительства избирателей, превышающее 20 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях, на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов – 40 процентов, соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования по представлению организующей выборы избирательной комиссии вносит изменения в схему избирательных округов не позднее чем за девять месяцев до дня голосования в целях ее приведения в соответствие с требованиями пункта 4 настоящей статьи. При этом изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 4 настоящей статьи. Если указанные изменения привели к тому, что изменяются границы иных округов, границы таких округов также могут быть изменены в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи. Если в связи с необходимостью внесения изменений в схему избирательных округов в целях ее приведения в соответствие с требованиями пункта 4 настоящей статьи требуется изменение границ более 50 процентов избирательных округов, соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования по представлению организующей выборы избирательной комиссии утверждает новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в срок, указанный в настоящем пункте. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не внесет изменения в схему избирательных округов в указанный срок или не утвердит новую схему, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такие изменения вносятся в схему избирательных округов (такая схема утверждается) организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через тридцать дней после истечения срока, в который такие изменения должны были быть внесены (такая схема должна была быть утверждена) указанными органами.

8. В случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.

Ограничительная деловая практика: что это значит

К. н. в большинстве капиталистических стран запрещается положениями законодательств по борьбе с ограничительной деловой практикой, по охране прав потребителей, контролю за монополиями, а также гражданскими уголовными кодексами. [c.109]

ПРАВИЛА КОНКУРЕНЦИИ – международно согласованные нормы по контролю за ограничительной деловой практикой и защите конкуренции. Согласование производится в рамках международных организаций ГАТТ ЕС, ООН и др. В зависимости от статуса международной организации и степени обязательности ее решений для стран-членов различны характер и оформление правил (обязательные, рекомендательные). [c.163]

Монополия, как отмечалось в предыдущих параграфах гл. 7, означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Антитрестовское законодательство призвано не допустить развертывание разрушительной (для эффективности экономики) ограничительной деловой практики. [c.117]

Закон Клейтона (1914 г.) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др. [c.118]

Важно отметить, что антитрестовское законодательство направлено не против крупных корпораций, большого бизнеса как такового, так как размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию. Антимонопольное регулирование направлено против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. И если использовать принцип сравнения дополнительных издержек и дополнительных выгод, который исповедуется в рыночной экономике, то можно утверждать неизбежные издержки, которыми сопровождается антимонопольное регулирование, все-таки оказываются ниже тех преимуществ, которые приносит ограничение монополистических тенденций в рыночной экономике. [c.120]

На современном этапе мировая экономика движется в сторону создания многостороннего механизма, определяющего правила игры в отношении ПИИ. В этой связи отмечается ряд обстоятельств 1) сдвиги в законодательстве, ведущие к либерализации инвестиционного режима (в 1995 г. отмечено 112 изменений в 64 странах, причем в 106 случаях режим облегчен) 2) повышение роли региональных соглашений, предусматривающих конкретные вопросы (в том числе режим, гарантии, урегулирование инвестиционных споров, борьба с незаконными платежами и другими формами коррупции, предотвращение ограничительной деловой практики, установление порядка раскрытия информации, контроль в отношении использования фирмами трансфертных цен, обеспечение защиты окружающей среды, решение коренных социальных проблем) 3) формирование нового, многостороннего подхода (особенно в части услуг, прав интеллектуальной собственности, страхования, урегулирования споров, проблем занятости и трудовых отношений). [c.189]

Читайте также:
Толкование международных договоров: что это значит

Однако дерегулирование отнюдь не означает, что правительство отказалось от контроля над рынками. В стране действуют весьма жесткие законы, регулирующие многие аспекты частного предпринимательства, прежде всего поведение хозяйствующих субъектов на рынке. Они направлены на предотвращение чрезмерной концентрации экономической власти у отдельных компаний, сохранение и стимулирование конкуренции. Разработкой политики в области конкуренции занимается Министерство торговли и промышленности, а исполнение антимонопольных законов возлагается на Управление по соблюдению правил предпринимательства, Независимую комиссию по монополиям и слияниям и Суд по ограничительной деловой практике. Если речь идет о монопольных соглашениях с участием фирм стран ЕС, то применяются законодательные нормы Европейского союза. [c.432]

Ограничительная деловая практика 73 [c.478]

ДЕМПИНГ — продажа товаров на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран. Является одним из видов ограничительной деловой практики, в отдельных случаях может квалифицироваться как недобросовестная практика. К Д. прибегают экспортеры, чтобы внедриться на рынок, расширить объем продаж, вытеснить потенциального конкурента, установить господствующее положение на рынке. Д. может осуществляться как средствами фирмы-экспортера, так и с помощью государства посредством субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета. Для борьбы с демпинговой практикой во многих странах действует антидемпинговое законодательство. Для признания Д. в каче- [c.65]

В США, Канаде и Австралии антимонопольное регулирование нашло конкретное воплощение в системе так называемых антитрестовских законов, направленных на ограничение деятельности монополий антимонополистическое законодательство, законы о нечестной конкуренции, ограничительной деловой практике, нечестной торговле и т. д. По существу антитрестовские законы явились в этих странах одним из элементов государственного регулирования экономики. [c.20]

Дело в том, что действующее законодательство требует учета участниками мировых цен только при оценке вносимых ими вкладов в уставные фонды СП. Что касается определения цен на товары и услуги взаимной торговли между СП и его иностранным участником, то в законодательстве не содержится каких-либо разработанных регламентации на этот счет, не регулируется ограничительная деловая практика. В связи с этим в учредительных документах СП нередко содержатся положения об осуществлении расчетов с зарубежными участниками за покупаемые у них сырье и материалы и реализуемую им готовую продукцию по трансфертным, специальным, прейскурантным ценам, т. е. ценам, которые могут значительно отклоняться от мирового уровня. Имеются случаи фиксирования в учредительных документах абсолютного уровня цен на готовую продукцию СП, реализуемую иностранному участнику, независимо от возможного повышения в будущем издержек производства з СП. При этом обращает на себя внимание тот факт, что в учредительных документах принципы установления цен по экспортно-импортным операциям определяют не СП, фактически выступающие в качестве одной из сторон в сделке, а его учредители до начала деятельности СП. Нередко при этом советский участник, соглашаясь на включение таких положений в учредительные документы, не прорабатывает вопросы обоснованности уровня трансфертных цен и их соответствия мировым ценам на аналогичные изделия, не определяет защитные ого- [c.69]

Демпинг — продажа товаров на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран. Один из видов ограничительной деловой практики, в отдельных случаях может квалифицироваться как недобросовестная практика. [c.51]

В случаях, если отсутствуют данные об экспортной цене товара или возникли сомнения в отношении сведений о ней либо если имеются основания предполагать наличие ограничительной деловой практики в форме сговора в отношении экспортной цены товара, экспортная цена товара может быть определена установленным Федеральным законом О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами федеральным органом исполнительной власти на основе всей имеющейся информации. [c.157]

Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство РФ и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории РФ коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах). [c.328]

Прямое вмешательство государства – это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики (антимонопольных законов) и т. п. [c.379]

Ограничительная деловая практика [c.302]

Как и иные виды недобросовестной конкуренции, ограничительная деловая практика применяется не на государственном, но на деловом уровне. Напротив, государства с большей или меньшей эффективностью пытаются бороться с этим злом на уровне хозяйственной, коммерческой деятельности, когда одни предприниматели, компании, более экономически могущественные, в ущерб другим, более слабым, завоевывают на рынке, внутреннем или мировом, положение, позволяющее им диктовать цены и условия торговли, иначе — монополизируют рынок. Необходимость борьбы с монополизмом вызывается не только ущербом, который монополизм причиняет потребителям, но и тем, что подрывает национальную экономику в целом, нарушая здоровую конкуренцию, разоряя других, менее сильных предпринимателей, дестабилизируя всю экономическую систему, делая ее зависимой от состояния отдельных монополий, которые сами подвержены кризисным спадам, отражающимся весьма негативно в силу количественного фактора на всей стране. [c.302]

Читайте также:
Банкротство сельскохозяйственной организации: что это значит

Теоретически степень рыночности экономики может определяться через выявление степени рыночности совершающихся экономических сделок. При таком подходе обнаруживается, что уровень рыночности (как и инструментализма) экономики никогда не был столь высоким, как это представлялось в экономической теории. Американские экономисты У. Нордхауз и Дж. Тобин рассчитали стоимость нерыночной работы в США. Она составляла в 1947 г. 159,6 млрд. долларов. К 1950 г. публичный сектор включал 11,5% всех оплаченных рабочих часов в экономике добавление неприбыльного сектора увеличило бы эту цифру до 15%. Еще один механизм экономики связан с корпорациями, в которых рыночные сделки замещаются внутренними поставками. Фирмы используют также свои ресурсы, чтобы уменьшить рыночность сделок с конечным продуктом с помощью тех или иных методов ограничительной деловой практики. Они же используют и свое политическое влияние, выдвигая барьеры на пути вступления в дело конкурентов. [c.22]

ГОСПОДСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ (leadership in the market) – ситуация, при которой предприятие либо самостоятельно, либо действуя совместно с несколькими предприятиями, может контролировать рынок определенного товара или услуги, либо группы товаров и услуг. Для приобретения Г.п. на р. у предприятия есть две возможности 1. оно может попытаться стать крупнейшим или единственным предприятием на рынке путем использования некоторых методов ограничительной деловой практики 2. оно может достичь соглашения с существующими конкурентами для установления цен и раздела рынков. [c.61]

ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ ПРАКТИКА (restri tive business pra ti e) – действия или поведение предприятий или их объединений, приводящие к приобретению ими господствующего положения на рынке и злоупотреблению этим положением. Злоупотребления выражаются в ограничении доступа на рынок другим предприятиям или в ином неоправданном сдерживании конкуренции, что оказывает отрицательное влияние на развитие хозяйственной деятельности. Особенно отрицательно воздействие О.д.п. транснациональных корпораций на международную торговлю. Наиболее распространенные формы О.д.п. соглашения о распределении рынков или покупателей соглашения об установлении цен (экспортных и импортных) участие в торгах по тайному сговору выделение квот на продажу и производство коллективные действия в поддержку договоренности, например, сговор об отказе вести дела использование цен ниже себестоимости для устранения конкурентов и т.п. [c.149]

ОГРАНИЧЕНИЯ (restri tions) – в области экспорта и импорта устанавливаются государствами или группами государств в качестве средств проведения внешнеэкономической политики, направленных на защиту интересов национальных товаропроизводителей и потребителей, обеспечение общегосударственных интересов и выполнение международных обязательств. В последние годы в капиталистическом секторе мирового хозяйства получила распространение так называемая “ограничительная деловая практика” (см.), [c.149]

ПРАВИЛА КОНКУРЕНЦИИ ( ompetition rules) – международно согласованные нормы по контролю за ограничительной деловой практикой и защите конкуренции. Согласование производится в рамках международных организаций ОЭСР, ГАТТ, ООН, ЕС. В зависимости от статуса международной организации и степени обязательности ее решений для стран-членов различен характер и оформление правил. В одних случаях (ООН) они носят рекомендательный характер, в других (ГАТТ, ЕС) – это статьи международных договоров, соблюдение которых обязательно. Например, в ЕС для облегчения контроля над антиконкурентной практикой действует система нотификации и регистрации соглашений и видов коммерческой практики, могущих подпасть под действие правил конкуренции. Требование нотификации обязательно как для членов Сообщества, так и для участников соглашений, не являющихся его членами, если эти соглашения могут оказать влияние на состояние конкуренции в странах – членах ЕС. [c.169]

Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) — запрет на ограничительную деловую практику в области торговли ножницы цен , ценовая дискриминация и др. -г . [c.118]

В том и другом случае Д. рассматривается как проявление недобросовестной конкуренции или (шире) как один из видов т. н. ограничительной деловой практики, против которого решительно выступает Всемирная торговая организация (ВТО, бывш. ГАТТ). Массовый экспорт товаров по ценам ниже среднемировых может быть также связан с отставанием в стране-экспортере темпа инфляции от темпа снижения обменного курса валюты (это называется валютным демпингом). [c.73]

В нашей стране сделаны пока первые шаги в области регулирования скрытого вывоза доходов и ограничительной деловой практики. Законодательство предусматривает возможности приостановления операций участников внешнеэкономических связей в случае экспорта из СССР по необоснованно низким или импорта в СССР, по завышенным ценам, неоднократного экспорта или импорта некачественных товаров, сообщения заведомо ложных сведений в рекламе, таможенной документации. Однако этого явно недостаточно, тем более что механизм реализации указанного положения не разработан. Такое положение снижает эффективность деятельности контрольных органов. В настоящее время при осуществлении ревизии коммерческой и хозяйственной деятельности совместных предприятий акционерное общество Инаудит лишь фиксирует в актах проверки случаи значительного отклонения цен в торговле СП от мирового уровня, которые приводят к снижению ко

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: