Официальная инкорпорация: что это такое, описание и особенности

Официальная и неофициальная инкорпорация

4. Официальная и неофициальная инкорпорация

Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.

Отличие официальной инкорпорации от кодификации выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена на существенное развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет. Не изменяя содержания правового регулирования, она призвана привести в строгую систему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификации правотворческими органами.

Различают два вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую).

Хронологическая инкорпорация — это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (например, в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», бюллетенях нормативно-правовых актов ведомственных или местных органов государственной власти). При хронологической инкорпорации. Каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год, месяц и день издания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает поиск необходимого нормативно-правового акта, возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне страны, общественным организациям, уголовной ответственности и т. д.). Пользуясь предметной инкорпорацией, государственные органы, должностные лица и граждане могут быстро и оперативно использовать интересующие их нормы права.

Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов.[5]

Она не является формой опубликования нормативных актов. Практическое значение неофициальной инкорпорации – справочно-информационное. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов, работников правоохранительных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Особенность консолидации в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом — и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.

Целью консолидации является устранение множественности нормативных актов и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

На данный момент в законодательстве России наблюдается большое количество разрозненных нормативных правовых актов, не согласованных с актами, принятыми ранее, отчасти противоречащих им или в какой-то части их дублирующих. Бурный процесс законотворчества делает массив действующего законодательства практически необозримым и поэтому плохо пригодным для применения без использования специальных технических средств.

Чтобы сделать законодательство понятным и доступным, необходимо навести в нем порядок, провести кардинальную расчистку, освободить законодательство от нормативных “завалов”. Пересмотр действующего законодательства по любому конкретному вопросу должен начинаться с тщательного отбора всех нормативных правовых актов по данной проблеме.

В решении этой задачи важную роль играет систематизация правовой информации.

Она позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить объем действующего законодательства, успешно и с наименьшей затратой сил и средств выявлять несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению.

Читайте также:
Потребительское общество: что это такое, описание и особенности

Список использованной литературы

1. Гранат Л.Н.. «Общая теория права и государства» Учебник для вузов Изд. 3-е перераб и доп./ Под ред. проф. Лазарева В.В.: Москва, Юристъ, 2000

2. Хропанюк В.Н. «Теория государства и права» Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. /Под ред. проф. Стрекозова. -М.: Интерстиль,- 2001.

3. «Теория государства и права» Учебник для ВУЗов. Курс лекций. / Под ред. Малько А.В. и Матузов Н.И. – М.: 2003.

4. Бабаев В.К.«Теория государства и права» Учебное пособие. -М.: Юрист, -2002

[1] Хропанюк В.Н. «Теория государства и права» Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. /Под ред. проф. Стрекозова. М.: Интерстиль, 2001. с.245.

[2] Гранат Л.Н.. «Общая теория права и государства» Учебник для вузов Изд. 3-е перераб и доп./ Под ред. проф. Лазарева В.В.: Москва, Юристъ, 2000. с196

[3]Хропанюк В.Н. «Теория государства и права» Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. /Под ред. проф. Стрекозова. М.: Интерстиль, 2001. с.246.

[4] Гранат Л.Н.. «Общая теория права и государства» Учебник для вузов Изд. 3-е перераб и доп./ Под ред. проф. Лазарева В.В.: Москва, Юристъ, 2000. с198

[5] Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. Курс лекций. / Под ред. Малько А.В. и Матузов Н.И. – М.: 2003.

Инкорпорация законодательства: понятие, примеры, история

Инкорпорацией законодательства занимаются государственные и другие органы, это постоянная необходимая мера для поддержания законности действующего состояния, обеспечения доступности и прозрачности. Благодаря данной правовой мере широкий круг лиц получает достоверные сведения о законах, нормативных-правовых актов и прочих положениях в актуальном виде, то есть последней действующей редакции на момент издания.

Термином инкорпорация законодательства обозначают вид систематизации, для которого характерно полное или частичное объединение нормативно-правовых актов в тематические сборники. Информация в данных сборниках упорядочивается по системно-предметному или хронологическому признаку.

В Российском законодательстве предусмотрены и другие способы систематизации – консолидация, кодификация. Инкорпорация отличается от других видов неизменностью содержания нормативного регулирования. Это означает, что однажды созданные сборники обычно не подлежат изменению, их содержание остается в изначальном виде.

История инкорпорации

Практика объединения действующих законодательных актов в сборники не нова, в истории встречается множество примеров. Характерный пример – Свод законов Юстиниана, который являлся основным источником права для древних римлян. Сборник объединил в себе все действующие в древнем Риме на тот момент нормы. Есть и более свежие примеры – в ФРГ, США и многих других странах изданы собрания законодательства, их постоянно поддерживают в контрольном состоянии.

Инкорпорация в России

История развития инкорпорации в Российской Федерации не только увлекательна, но и поучительна. Сборы различных нормативных актов в нашем государстве начали издавать с древних времен, по ним можно наблюдать становление правовой системы.

Историки датируют первую пробу инкорпорации в РФ XI—XII веками. Именно в это время вышло издание Русской правды, ставшей первым сборником права.

Следующей вехой стал Судебник 1947 года, его считают первым шагом к созданию системы кодификации. Затем в середине XVII века появилось Соборное уложение царя Алексея Михайловича, оно сохранило статус сбора основных норм закона до первой половины XIX века.

Еще одним культовым изданием считается Полное собрание и в частности Свод законов Российской империи, это работа известного юриста XIX века М.М. Сперанского. Данные своды действовали вплоть до известных событий 1917 года, сборники подлежали обновлению каждый год.

Данный Свод законов вышел в 1832 году, в него входили 15 томов, всего около 36 тысяч документов – манифестов, актов, указов, а также выдержки из них. Законодательные акты, вошедшие в сборник, исходили от царя, были приняты министерствами, Сенатом, а также Святейшим синодом.

Систематическое собрание законодательства СССР

К 1960 – 1970 годам вышло Систематическое собрание законодательства СССР, это свод законов рсфср и собрания союзных республиках в 50 томах. Свод включал в себя абсолютно все нормативные решения правительств СССР и союзной республики, все законодательные акты, которые действовали на тот момент. На основе данного сборника в 1980-е годы были изданы Свод законов СССР в 11 томах и Свод законов РСФСР в 8 томах.

Свод законов РСФСР датируется 1986-1988 годами, в него выборочно вошли наиболее значимые постановления Правительства и полностью все действующие законы. Систематизация в своде осуществлялась по предметному критерию.

Читайте также:
Обмен ассортиментный: что это такое, описание и особенности

Данный свод сохранил свою актуальность ненадолго, к нему перестали выпускать дополнения. Вторая половина 1980-х годов вошла в историю, как нестабильный период с кардинальными переменами всех аспектов – политических, экономических, социальных. Для стабилизации ситуации требовались изменения строя, с каждой переменой актуальность сборника снижалась. Современные историки оценивают данный свод, как некий памятник, фактор, повлиявший на зарождение современного законодательства и права.

Официальная инкорпорация

Это упорядочение права путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных актов.

1 Теоретические вопросы систематизации советского законодательства.

Глава XXVII. Систематизация в праве

Официальная инкорпорация содержит в себе известные правотворческие моменты.

Она осуществляется компетентными государственными учреждениями по поручению и под контролем правотворческих органов1, которые определенным образом санкционируют сборник инкорпорированных актов. Поэтому опубликованные в сборнике нормативные акты имеют характер официально-достоверного изложения (в официальной редакции на момент издания сборника). Хотя сборник и не является источником права, его издание является специфическим актом, имеющим правотворческое значение. На сборник можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Причем результатом официальной инкорпорации является не только новое издание действующих нормативных актов, но и наряду с этим издание, например, таких правотворческих актов, как перечень нормативных актов, утративших силу.

Правотворческий момент в официальной инкорпорации состоит также в том, что она сопряжена с обработкой и упорядочением действующих нормативных юридических актов. Как правило, она носит внешний характер. Степень такого рода внешней обработки может быть различной. Иногда она состоит только в установлении строгого порядка расположения изданных актов. При других, более высоких видах инкорпорации внешняя обработка носит более существенный характер. Она включает опущение подписей под актом, исправление опечаток, грамматических и синтаксических ошибок, внесение в текст актов всех последующих официальных изменений, исключение из текста статей временного значения, а также допускает в принципе укрупнение, консолидацию близких по содержанию актов.

Таким образом, при официальной инкорпорации в определенной мере происходит достижение более глубоких целей систематизации – придание с помощью внешней обработки (и определенных изменений

1 В литературе наряду с официальной и неофициальной инкорпорацией выделяется также официозная (полуофициальная) инкорпорация – подготовка и издание сборников по поручению, но без санкции правотворческих органов. Официозные инкорпорационные сборники по своей природе ближе к сборникам неофициальной инкорпорации.

Подготовка и издание систематического собрания действующего законодатель-

ства. М.: Юрид. лит., 1969. С. 7–11.

Раздел третий. Нормативные юридические акты

в форме и в содержании) известного единства всей системе нормативных актов, известное «осовремененье» ее, выведение актов, включенных в инкорпорационные сборники, на общий уровень системы нормативных актов в целом.

Наличие в официальной инкорпорации некоторых правотворческих элементов не устраняет ее коренных отличий от кодификации, выражающих принципиальное своеобразие функций того и другого. Главная функция кодификации – существенное комплексное развитие правовой системы, изменение содержания правового регулирования (при котором «попутно» достигаются и цели упорядочения нормативного материала). При официальной же инкорпорации функция иная: не изменить содержание правового регулирования, а упорядочить, привести в строгую систему действующие нормативные акты, деятельность, в процессе которой в некоторых случаях оказывается необходимым «попутное» подключение правотворческой работы. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации представляет собой такой специфический правотворческий акт, ко-

торый является способом (формой) опубликования и переопубликования

действующих нормативных актов, притом в обработанном (по крайней мере внешне) и упорядоченном виде1.

Существуют два основных вида официальной инкорпорации: хронологическая и систематическая (предметная).

Х р о н о л о г и ч е с к а я и н к о р п о р а ц и я. Сюда прежде всего относится приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования. В настоящее время выработаны формы официального опубликования нормативных актов, которые и служат своеобразным способом официальной инкорпорации.

Такими формами являются, в частности, опубликование нормативных актов в «Ведомостях Верховного Совета СССР», «Собрании постановлений Правительства СССР» (сокращенно «СП СССР») и соответствующих изданиях союзных республик.

Значение указанных изданий в инкорпорации состоит в том, что нормативные акты помещаются в них в хронологическом порядке с годовой нумерацией выпусков и статей, причем каждый норматив-

Подготовка и издание систематического собрания действующего законодательства. С. 7–11.

Глава XXVII. Систематизация в праве

ный акт обозначается в качестве «статьи», которой присваивается порядковый номер. Таким образом, все нормативные акты данного вида, опубликованные в течение года, обозначаются четырьмя показателями – наименованием издания, годом издания, номером выпуска и номером статьи. Это не только облегчает нахождение нужного акта и обеспечивает сокращенное обозначение источника, но и свидетельствует о том, что нормативные акты данного вида, опубликованные в течение года, образуют известное единство. Годовой комплект выпусков нормативных актов в указанных изданиях оснащается алфавитно-предметным указателем.

Читайте также:
Посессионное право: что это такое, описание и особенности

Специальными актами инкорпорации являются хронологические

собрания. Эта форма официальной инкорпорации является, по существу, развитием и продолжением инкорпорации, проводимой в процессе опубликования.

С и с т е м а т и ч е с к а я и н к о р п о р а ц и я. Систематические (предметные) акты инкорпорации – это результат более высокой и сложной работы по инкорпорации нормативных актов. Они дают возможность более обстоятельно упорядочить нормативный материал, обеспечивают большие удобства в использовании действующих нормативных актов. Нормативные акты в систематическом собрании располагаются по предметному признаку, в том числе по отраслям народного хозяйства, некоторым сферам государственной деятельности, отраслям права. Опыт составления «Систематических собраний» показывает, что в некоторых случаях здесь производится еще более глубокая внешняя обработка. Так, составителям «Систематического собрания законов УССР» 1929 г. было предоставлено право самостоятельно заменять названия учреждений, которые были переименованы в связи с последующими законами, не включать в собрание законы или их части, формально не отмененные, но утратившие значение, устранять несогласованность между русским и украинским текстами и др.

Согласно методическим указаниям по составлению «Систематического собрания законодательных актов и решений Правительства

Раздел третий. Нормативные юридические акты

СССР» в собрание не должны включаться статьи, пункты и отдельные части актов, которые хотя формально не отменены, но должны быть признаны утратившими силу; к статьям и пунктам, которые следует применять с учетом последующих изменений в законодательстве, должны быть даны сноски с пояснительным текстом и т.д.1

Специфическим, в высшей степени своеобразным видом систематической инкорпорации является консолидация нормативных актов.

щественных отношений. Указанный вид систематической официальной инкорпорации находится на грани с кодификацией, ибо «укрупненный акт», по существу, является новым актом, хотя он и не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений2, допуская в то же время некоторые элементы кодификации3.

Целесообразность использования для целей систематизации рассматриваемой разновидности официальной инкорпорации (консолидации) находит все большее признание. В тех областях права, где отсутствуют необходимость и возможность для кодификации, вполне оправданно использование консолидации как эффективного средства для объединения нормативного материала, сокращения числа актов, упрощения и улучшения формы правового регулирования. Консолидация нормативных актов может служить также промежуточной стадией в процессе подготовки Систематического собрания законодательных актов и решений Правительства4.

В Советском Союзе начинает накапливаться известный опыт консолидации нормативных актов. Так, в 1967 г. принято пять консоли-

1 Подробнее о теоретических и практических вопросах систематической инкорпорации см.: Подготовка и издание систематического собрания действующего законодательства. М.: Юрид. лит., 1969.

В литературе было даже высказано мнение, что консолидация представляет со-

бой особую «форму систематизации» (Ушаков А.А. О кодификации советского законодательства // Ученые записки Пермского университета. Т. 14. Кн. 4. Ч. I. 1959. С. 77–78). Этот взгляд не нашел поддержки в литературе. Большинство авторов пришло к обоснованному выводу, согласно которому консолидация представляет собой прием, который может применяться при инкорпорации нормативных актов (Шебанов А.Ф. Некоторые вопросы теории нормативных актов в связи с систематизацией советского законодательства // Советское государство и право.

Систематизация хозяйственного законодательства. М.: Юрид. лит., 1971.

Самощенко И.С. О консолидации нормативных актов // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 7. 1966. С. 88–115.

Глава XXVII. Систематизация в праве

дированных актов по вопросам связи, в 1968 г. – два укрупненных акта по вопросам пенсионного законодательства1 и др.

Таковы основные разновидности официальной инкорпорации.

С официальной инкорпорацией органически связан ряд других приемов систематизации права. В общем виде они охватываются изданием актов вспомогательного и корректирующего регулирования2. Это составление и утверждение специальных перечней актов, утративших силу, и изменений, вносимых и акты в связи с принятием новых; порядок включения нового нормативного материала в систему законодательства путем изменения редакции и дополнений в кодифицированных актах; распространение актов на новые отношения или продление срока их действия3 и др.

§ 7.3. Инкорпорация законодательства

§ 7.3. Инкорпорация законодательства

Инкорпорация законодательства – это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, системно-предметном). Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.

Читайте также:
Прямой умысел: что это такое, описание и особенности

Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации – сохранение неизменным содержания нормативного регулирования – отличает ее от кодификации и консолидации.

Примеры издания разного рода официальных сборников и собраний законодательства в истории права довольно многочисленны. Так, знаменитый Свод законов Юстиниана, как основной источник древнеримского права, представлял собой форму инкорпорации действовавших в тот период в Риме норм. Ныне изданы и постоянно поддерживаются в контрольном состоянии своды (собрания) законодательства в США, ФРГ и ряде других государств.

История создания различного рода сборников и собраний правовых актов в России имеет древние корни и довольно интересна и поучительна.

Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России были предпринята еще в XI – XII веках, в первом сборнике древнерусского права – в Русской Правде. Позднее Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства. Созданное в середине XVII века Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX века оставалось основным сборником законодательных норм в России. К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX века, проведенной под руководством известного юриста того времени М.М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 года.

Свод законов в России был издан в 1832 году и состоял из 15 томов. В него было включено около 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. В него вошли все действующие законодательные акты, исходящие от царя, нормативные акты, принятые Сенатом, министерствами, Святейшим Правительственным Синодом.

В 60 – 70-х годах были подготовлены и изданы Систематическое Собрание законодательства СССР в пятидесяти томах и соответствующие собрания в союзных республиках. В них вошли расположенные по предметному принципу все действующие на момент издания собраний законодательные акты и нормативные решения правительств соответственно СССР и союзной республики. На их базе были подготовлены и изданы в 80-х годах Свод законов СССР (11 томов) и Свод законов РСФСР (8 томов).

Свод законов РСФСР был издан в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие законодательные акты и важнейшие постановления Правительства РФ общенормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку.

Как известно, период издания Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х годов, характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве. Поэтому содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему и ныне он превратился в исторический памятник, непосредственно не влияющий на развитие законодательства и правоприменительную практику.

Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т.е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрание нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х годах Свод законов РСФСР.

Подготовка официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части, в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.

Читайте также:
Президентская республика: что это такое, описание и особенности

Официозная (полуофициальная) инкорпорация – это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х годах.

Неофициальная инкорпорация осуществляется федеральными министерствами, организациями, государственными либо частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т.д.). Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства – это неофициальная инкорпорация.

По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические. В хронологических собраниях нормативных акты располагаются последовательно по датам их издания. В хронологическом порядке издаются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях (например, в “Собрании законодательства Российской Федерации”, газетах “Парламентская газета”, “Российская газета”, “Российские вести”, бюллетенях нормативных актов органов исполнительной власти или муниципальных органов и др.).

В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.).

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.

Очевидно, что систематические собрания более удачны и эффективны для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания. В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания.

Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

В современных условиях, когда в Российской Федерации темпы правотворческой деятельности на всех уровнях, и в первую очередь в законодательной сфере, неизмеримо выросли, назрела острая потребность в подготовке и издании нового Свода законов РФ. Его издание – это необходимая предпосылка создания стройной, внутренне согласованной и удобной для пользования правовой системы Российского государства. Как известно, подготовительные работы по подготовке вышеуказанного Свода уже начались. Принят Указ Президента РФ от 6 февраля 1995 г. № 94 “О подготовке к изданию Свода законов РФ”[422]. В соответствии с ним Свод законов должен быть официальным, систематизированным и полным собранием действующих нормативных правовых актов РФ, поддерживаемым в контрольном состоянии. В Свод законов должны быть помещены все действующие нормативные акты (разумеется, кроме официально признанных секретными). Только при этом условии он может быть достоверным источником законодательства.

Большая работа по созданию систематизированных официальных сборников нормативных актов осуществляется также и в ряде субъектов РФ. Так, на основе Распоряжения Мэра г. Москвы от 4 августа 1998 г. № 799-РМ “О подготовке и издании Собрания действующего законодательства города Москвы”[423] начата интенсивная работа по отбору нормативных актов для помещения в Собрание. Ныне уже издан первый том Собрания.

Такое Собрание создается как официальное издание нормативных актов г. Москвы, включающее законы г. Москвы, нормативные постановления Московской городской Думы и Правительства г. Москвы, правовые акты нормативного характера Мэра столицы. В него должны быть помещены также подлежащие применению нормативные акты, изданные ранее существовавшими органами представительной и исполнительной власти г. Москвы. Собрание создается как систематизированный, полный, постоянно обновляющийся сборник нормативных актов столицы.

Читайте также

Статья 55. Нарушение трудового законодательства, законодательства об охране здоровья и безопасности труда

Статья 55. Нарушение трудового законодательства, законодательства об охране здоровья и безопасности труда [Ст.55 наименование в редакции ЗП169 от 11.07.12, MO160-164/03.08.12 ст.545] (1) Нарушение трудового законодательства, законодательства об охране здоровья и безопасности труда [Ст.55

Читайте также:
Платность водопользования: что это такое, описание и особенности

§ 7.4. Консолидация законодательства

§ 7.4. Консолидация законодательства С течением времени в любой развитой правовой системе образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую дублируют друг друга, а

§ 7.5. Кодификация законодательства

§ 7.5. Кодификация законодательства Кодификация законодательства – это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также

§ 8.4. Система законодательства

§ 8.4. Система законодательства Наряду с системой права в юридической теории существует и другое понятие – система законодательства. Это единый по своей социальной направленности и назначению в общественной жизни комплекс всех действующих нормативных правовых актов

1. Возникновение антимонопольного законодательства

1. Возникновение антимонопольного законодательства Начало развитию антитрестовского законодательства США положил антитрестовский институт штата Алабама (1883 г.). В 1889 г. этому примеру последовал штат Канзас и еще пять штатов, принявших законы, которыми объявлялись

Статья 5. Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии

Статья 5. Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского

Мониторинг законодательства

Мониторинг законодательства Жилищное законодательство – живая, развивающаяся система: ежегодно принимаются новые правовые акты, вносятся поправки в уже действующие, утрачивают силу устаревшие нормы. С начала 2011 г. вступили в действие несколько нормативных правовых

§ 2. Система законодательства

§ 2. Система законодательства Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права.

История России до 1917 года

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

ВОТЧИННАЯ КОЛЛЕГИЯ (1721, 1722—86)

ВОТЧИННАЯ КОЛЛЕГИЯ (1721, 1722—86), центральное учреждение, созданное именным указом от 18 янв. 1721 (по другим данным — от 18 янв. 1722), фактическое открытие состоялось летом 1722. Подчинялась Сенату. В качестве ее отделения функционировала (в Москве или С.-Петербурге) в 1722—(28), 1736—84 Вотчинная контора. Имела также в своем подчинении в 1740—63 Крепостную контору и в 1765 — 1-й пол. 1770-х Вотчинный департамент при Слободской губернской канцелярии. В составе Вотчинной коллегии на всем протяжении ее существования действовал архив. Находилась в 1723—28 в Петербурге, остальное время в Москве.

Подведомственность, структура и порядок деятельности Вотчинной коллегии определялись Генеральным регламентом от 28 февр. 1720, именными и сенатскими указами 1726—68, штатами от 24 февр. 1725 и 15 дек. 1763, манифестом от 15 дек. 1763. Функции и особенности делопроизводства были во многом унаследованы Вотчинной коллегией от Поместного приказа, а также сформировались на основе многочисленных актов 2-й пол. XVII—XVIII вв. и в ходе практической деятельности.

Структура Вотчинной коллегии включала присутствие, численность которого составляла в разное время от 3 до 14 членов (президент, вице-президент, прокурор, советники, асессоры), канцелярию из 79—202 служителей (секретари, регистраторы, протоколисты, канцеляристы, подканцеляристы, архивариусы) и от 10 до 43 нижних чинов (вахмистр, капралы, солдаты, сторожа). В работе присутствия Вотчинной коллегии преобладал принцип единоличного решения дел, которые в 1726—62 распределялись между отдельными членами Вотчинной коллегии, а в 1762—63 — между 3, а затем 4 департаментами. К компетенции общего собрания закон относил лишь «сумнительные» частные и касавшиеся казенного землевладения дела (сенатский указ от 11 июля 1762, именной указ от 29 янв. 1762 и манифест от 15 дек. 1763). Архив Вотчинной коллегии фактически с 1726 пользовался особым статусом (его относительная самостоятельность получила отражение в штатах от 15 дек. 1763, предусматривавших наличие в составе Вотчинной коллегии в дополнение к 4 департаментам Вотчинного архива). Распределение производства дел в канцелярии (кроме архива) не было связано с распределением их решения в присутствии. Канцелярия Вотчинной коллегии до н. 1760-х состояла из унаследованных от Поместного приказа 4 (с к. 1730-х — 6) поместных столов (деливших между собой по территориальному признаку оформление поземельных дел), стола межевого правления (ведавшего текущими вопросами межевания) и нескольких столов, осуществлявших собственно канцелярские функции (протокольный, регистраторский и др.). В н. 1760-х столы были заменены экспедициями, численность которых определялась количеством секретарей (в разное время до 10) с установленной президентом компетенцией. Стол архивариусского правления, ведавший хранением и использованием землевладельческих документов, преобразованный в 1761 в экспедицию, в 1760—70-е неоднократно дополнялся (сверх штатов 1763) особыми экспедициями для их описи и «оклейки». Канцелярский персонал Вотчинной коллегии в 1726—63 не получал жалованья, содержа себя с «челобитчиков».

Читайте также:
Продажа недвижимости: что это такое, описание и особенности

Вотчинная коллегия осуществляла: ведение т. н. неспорных дел — разрешение и утверждение прав на все виды земельных владений, в первую очередь населенных имений, на основе купли-продажи, заклада, передачи по наследству, обмена и других сделок, которые никем не оспаривались; ведение т. н. спорных дел — установление путем следствия и суда поземельных прав, оспариваемых друг у друга разными владельцами; хранение документов Поместного приказа и текущего делопроизводства, выдачу по этим материалам выписей о земельных дачах; межевание частных земель по желанию владельцев до окончательного сосредоточения этих функций к сер. 1760-х в специальных центральных и местных органах (Главная межевая канцелярия, Межевая контора и т. п.); хранение составлявшихся с н. 1755 генерального межевания межевых планов и книг вплоть до учреждения в 1768 Межевого архива. В компетенцию Вотчинной коллегии входило регулирование землевладения во всех российских (кроме Сибирской) губерниях (с сер. 1760-х и в Малороссии), но на территории, прилежавшей к Петербургу, оно фактически осуществлялось Вотчинной конторой.

Упразднение Вотчинной коллегии было предусмотрено Учреждением о губерниях от 7 нояб. 1775, передавшим ее функции вновь создавшимся местным органам. Порядок и сроки окончания дел Вотчинной коллегии определялись манифестом от 28 июня 1780 и рядом именных и сенатских указов, последний из которых датируется 7 янв. 1786. М. Б.

Коллегии при Петре 1

Коллегии при Петре Первом начали создаваться в 1717 году. Все они имели единую систему управления: 1 президент, 1 вице-президент, 4 советника (генералы) и 4 асессора (полковники). Каждая коллегия имели широкие полномочия. В частности, им разрешалось выступать в качестве законодательного органа. При Петре 1 было создано 12 коллегий: военная, адмиралтейская, чужестранных дел, берг, мануфактур, главный магистрат, вотчинная, юстиц, камер, штатс-контор, ревизион, коммерц. С 1721 года ликвидируется патриаршество. Взамен создается 13-ая коллегия – Духовная. В дальнейшем ее трансформировали в Синод.

Создавая новую систему управления страной, Петр фактически ликвидировал систему Приказов, функционировавших ранее. При этом Петр занимался любимым делом – проводил реформы на западный манер. Большинство коллегий создавались не в виду острой необходимости, а по причине желания перенять еще что-то у запада. Например, 3 финансовые учреждения (камер, штатс-контор и ревизион) были полной копией аналогичных шведских коллегий. Тем не менее большинство коллегий просуществовали достаточно долго. Они исчезли только в результате реформаторской деятельности Екатерины 2 и Александра 1.

Таблица 1: Коллегии при Петре 1 и их функции

Наименование Функции и задачи Годы существования
Военная Управление сухопутной армией 1719-1802
Адмиралтейская Управление флотом 1717-1827
Чужестранных (иностранных) дел Взаимодействие с другими государствами 1718-1832
Берг Тяжелая промышленность 1719-1807
Мануфактур Легкая промышленность 1719-1805
Коммерц Вопросы торговли 1719-1805
Камер Государственные доходы (налоги) 1718-1801 (с 1785 по 1797 не работала)
Штатс-контор Государственные расходы 1717-1780
Ревизион Контроль за финансами 1717-1788
Юстиц Судопроизводство 1718-1780
Вотчинная Управление землями, решение земельных вопросов 1721-1786
Главный магистрат Управление городами 1720-1796

Рассмотрим более подробно каждую коллегию, ее задачи и руководителей.

Военная коллегия

Указ о создании Военной коллегии был подписан Петром 1 в конце 1719 года, а работать ведомство начало с началом 1720 года. Общая численность ведомства по указу составила 530 человек, в том числе и 454 солдата, приписанных к коллегии. При этом 83 места были вакантными, так как в России остро не хватало профессиональных офицеров. Военное ведомство подразделялось на 3 структуры:

  1. Армейское – действующая сухопутная армия.
  2. Артиллерийское – ведало делами артиллерии.
  3. Гарнизонное – войска, несшие гарнизонно-караульную службу.

Руководителями ВК при Петре Первом значились:

  • Меншиков Александр Данилович (1719-1724)
  • Репин Аникита Иванович (1724-1726)

Ведомство упразднено по указу 1802 года от 7 сентября. Она прекратила самостоятельное существование и передала свои функции Министерству.

Адмиралтейская коллегия

Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.

Читайте также:
Обратная покупка: что это такое, описание и особенности

С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.

Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.

Коллегия иностранных дел

Коллегия иностранных (чужестранных) дел была создана в 1718 году. Она преобразована из Посольского приказа. С 1717 по 1734 годы (время царствования Петра Великого, Екатерины 1, Петра 2 и Анны Иоанновны) ведомством управлял Головкин Гаврила Иванович. Коллегия являлась аналогом современного министерства иностранных дел. Именно эта государственная структура решала все вопросы, связанные со взаимоотношения с другими (чужими) государствами.

Коллегия существовала до 1802 года, когда было создано министерство иностранных дел, которому перешли многие функции коллегии. Окончательное же упразднение пришлось на 1832 год.

Берг-коллегия

Берг-коллегия была сформирована в 1719 году и отвечала за горнорудную промышленность Российской Империи. То есть, ведомство управляло тяжелой промышленностью. Специфика ее работы регламентировалась задачами, поэтому основные центры работы были сосредоточены на Урале и в Сибири. При жизни Петра 1 коллегией управлял Брюс Яков Вилимович. Важно отметить, что при Петре берг-коллегия работала совместно с Мануфактур-коллегией, поэтому Брюс руководил обоими департаментами. Основная задача этого органа – стараться расширять и увеличивать количество промышленных предприятий, прежде всего, в районе Урала. Коллегия работала с перерывами. Непрерывная работа осуществлялась в периоды 1719-1731 (закрыта Анной Иоанновной), 1742-1783 (закрыта Екатериной 2), 1797-1807 (ликвидирована Александром 1).

Мануфактур-коллегия

Мануфактур-коллегия создана в 1719 году. Ее основная задача заключалась в создании мануфактур. То есть, основная сфера ответственности – легкая промышленность.

Руководители при Петре 1:

  • Брюс Яков Вилимович (1719-1722) – совмещал пост с президентством в берг-коллегии.
  • Новосильцев Василия Яковлевич (1722-1731).

После смерти Петра, в 17272 году мануфактур-коллегия была ликвидирована. Восстановили ее только в 1742 году. В 1779 году опять прошла ликвидация, но в 1796 году вновь восстановили. Окончательно упразднено управление в 1805 году. Приказ о закрытии был подпиmanufactur802 году.

Коммерц-коллегия

Коммерц-коллегия была создана Петром Первым в 1716 году. Изначально ею руководил Апраксин, но после того как указом от 1717 года утверждались руководители, управляющим был поставлен Толстой Петр Андреевич (1718-1722). Следующим президентом утвердили Бутурлина Ивана Федоровича, занимавшего пост с 1722 по 1725 годы. Основная задача управления – решение всех вопросов, так или иначе связанных с торговой деятельностью.

С 1731 года данной структуре были отданы функции трех коллегий, которые временно прекратили работу: берг, мануфактур, главный магистрат. Функции первых двух исполнялись до 1742, а магистрата до 1743 года.

27 сентября 1796 Екатерина 2 подписывает указ о закрытии коммерц-коллегии. Это требовало определенного времени, но уже 2 ноября Екатерина 2 умерла, а Павел 1, занявший престол после нее, коммерц сохранил указом от 30 ноября 1796 года. Либеральные реформы Александра создали Министерство финансов, при котором временно работала коллегия, но с существенным ограничением полномочий. Окончательное упразднение ее относится к 1824 году, когда 8 января был подписан соответствующий указ.

Камер-коллегия

Камер-коллегияКамер-коллегия была создана в 1718 году. Это было любимое детище Петра, поскольку это ведомство занималось налогами, к которым царь-император был крайне благосклонен.

В петровскую эпоху на посту президента Камер-канцелярии сменилось 3 человека:

  • Голицын Дмитрий Михайлович – в должности 1718-1722
  • Кошелев Герасим Иванович – в должности 1722
  • Плещеев Алексей Львович – в должности 1723-1725

Коллегия без серьезных изменений функций существовала до 1785, после чего ее временно закрыли. Последний период ее работы, 1797 – 1801, связан с контролем за откупами.

Штатс-контор-коллегия

Штатс-контор-коллегия создавалась Петром в 1717 году для выполнения функций ведения государственных расходов. Здесь Петр копировал шведскую модель, где функционировали одноименные финансовые учреждения (камер – прибыль, штатсконтор – убытки, ревизион – контроль).

Еще при жизни Петра штатс-контор-коллегия перешла под начало Сената. Произошло это в 1723 году. Самостоятельность органу возвращена Анной Иоанновной в 1730 году. В таком виде коллегия существовала до 1780 года, когда Екатерина 2 ее ликвидировала.

Читайте также:
Нотариальная сделка: что это такое, описание и особенности

Ревизион-коллегия

Ревизион-коллегия была создана в 1717 году для надзора за финансами страны. До 1723 года органом управлял Долгоруков Яков Федорович. Позже Ревизион на 2 года лишилась статуса самостоятельности. С 1723 по 1725 годы коллегия была переведена под контроль Сената. С возвращением самостоятельности, коллегию возглавил Бибиков Иван Иванович.

Коллегия существовала до 1788 года, когда ее ликвидировала реформами Екатерины 2. Также следует отметить, что в период непродолжительного царствования Петра 2, Ревизион работала в Москве.

Юстиц-коллегия

Указ о создании юстиц-коллегии был подписан Петром Первым в 1717 году, а работа ее началась год спустя, в 1718. Орган выполнял функции верховного суда России под всеми типами дел. Также коллегия отвечала за работу судов. В петровскую эпоху этим органом управляли 2 человека:

  1. Матвеев Андрей Артамонович (1718-1722)
  2. Апраксин Петр Матвеевич (1722-1727)

Уже после смерти Петра 1 юстиц-коллегию наделяли дополнительными полномочиями. В ее ведение была передана “крепостная контора” (до 1740 года и сыскной приказ (1730-1763 гг). Проведение реформ Екатериной 2 прекратили существование юстиц коллегии. Ее ликвидировали в 1780 году.

Вотчинная коллегия

Вотчинная коллегия возникала в 1721 году на базе Поместного приказа. Она отвечала за все дела, связанные с земельным вопросом (регистрация поместий, переход земель между людьми, выдача земли, конфискация и так далее. Изначально коллегия работала в Москве, но после 1727 года переехала в Санкт-Петербург.

С 1717 по 1721 годы земельными вопросами ведала юстиц-коллегия. В дальнейшем Вотчинная канцелярия функционировала без серьезных потрясений и изменений до реформ Екатерины 2, по которым был создан вотчинный департамент, а коллегию закрыли в 1786 году.

Главный магистрат

Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.

Президенты коллегии при Петре:

  • Трубецкой Юрий Юрьевич (1720-1723)
  • Долгоруков Алексей Георгиевич (1723-1727)

После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.

Вотчинная коллегия

Одно из высших центральных учреждений, возникших при Петре Великом и заменивших собой московские приказы. В. Коллегия сменила собой старый Поместный приказ, возникший во второй половине XVI века и ведавший раздачу, переход и справку поместий и вотчин, а также всякого рода земельные процессы и состоявший под непосредственным ведением Боярской думы. По указу 12 августа 1712 г. Поместный приказ перешел в ведение сената, а затем, по указу 29 ноября 1713 г., — его канцелярии, не теряя по-прежнему характера самостоятельного учреждения. После 1714 г. Он был переведен из Москвы в Петербург, указом 15 января 1719 г. Подчинен юстиц-коллегии и указом 2 февраля 1720 г. Переименован в канцелярию вотчинных дел (В. Канцелярия), также состоявшую под непосредственным ведением юстиц-коллегии.

Наконец по указу 18 января 1721 г. Возникла В. Коллегия. Вотчинная канцелярия явилась таким образом промежуточным звеном между Поместным приказом и В. Коллегией, образовавшимся в переходное время смены приказной системы с единоличным характером системой коллегиальной и непризнания необходимости особого от юстиц-коллегии учреждения для разбора земельных процессов. Изданного законодательным порядком регламента В. Коллегии не появилось ни при Петре, ни при его преемниках, хотя В. Проект такого регламента в трех редакциях 1723, 1730 и 1742 гг. И сохранился среди архивных рукописей и недавно напечатан в “Чтениях московского общества истории и древностей”. Учреждение В. Коллегии, открытой в Москве осенью 1722 г., превратило с.-петербургскую вотчинную канцелярию в “государственную В.

Коллегии вотчинную контору”. Попытка в интересах правительственной централизации перевести В. Коллегию в С.-Петербург, а в Москве ограничиться ее отделением, вотчинной конторой, не удалась под давлением практических потребностей действительности, сложившихся историческим путем. Указом 19 июня 1727 г. В. Коллегия окончательно была водворена в Москве. Учреждением В. Коллегии изъяты были из ведения юстиц-коллегии справка земель и земельные процессы. По указу 11 мая 1740 г. От юстиц-коллегии отошла и записка крепостных актов на земли и крестьян, так называемая “крепостная контора”, бывшая при ней с 1719 г. Ради устранения излишней волокиты она стала состоять “особым правлением” при В. Коллегии. Указом 29 января 1762 г., в интересах ускорения движения дел, В.

Читайте также:
Пропорциональное налогообложение: что это такое, описание и особенности

Коллегия была разделена на три департамента с особым присутствием и канцелярией для каждого из них. Указом 15 декабря 1763 г. Прибавлялся еще один департамент, причем состоявшие при В. Коллегии “особым правлением” контора неспорных дел и особое межевое правление упразднялись. Дела последних велено было распределить по департаментам. С учреждением о губерниях Екатерины II и введением новых судов существование В. Коллегии и конторы становится излишним, так как дела, ими ведавшиеся, должны были перейти в новые губернские учреждения и окончательно децентрализоваться. Указом 2 октября 1782 г. Решено было закрытие В. Коллегии. Но она не могла быть закрыта немедленно, ввиду необходимости окончить нерешенные дела. Отсрочки для решения дел не помогали, пока указом 7 января 1786 г.

Не постановлено было В. Коллегию закрыть, а окончание нерешенных дел поручить вотчинному департаменту (см. Это слово). В. Коллегия ведала исключительно дела (спорные и неспорные), касавшиеся землевладения и межевания. Последнее не было изъято из ведомства В. Коллегии даже после учреждения в 1755 г. Главной межевой канцелярии при сенате и губернской межевой канцелярии в Москве. В. Коллегия была устроена вполне по генеральному регламенту и разделялась на присутствие, канцелярию и архив. Лучшее пособие для ознакомления с историей поместно-вотчинных учреждений в России — статьи по истории московского архива министерства юстиции, напечатанные в 5-7 томах “Описания документов и бумаг”, изданных означенным архивом в 1888-90 гг.В.

центральное государственное учреждение России. Образовано в 1721 вместо Поместного приказа (См. Поместный приказ). Ведала вопросами землевладения (юридическое оформление прав феодалов на владения, решение земельных споров, дела о межевании и т.д.). В связи с пожеланиями, выраженными в дворянских наказах 1767, о переносе решения о земельных делах на места, при создании проекта реформы губернского управления (1775) функции В. К. Постепенно были переданы новым губернским учреждениям. Окончательно ..

ВОТЧИННАЯ КОЛЛЕГИЯ, центральное государственное учреждение, регулировавшее вопросы землевладения. Создана в 1721. В 1775 её функции переданы местным органам.Источник. Энциклопедия “Отечество”. ..

Термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве В. Противополагается поместью, как земельному имуществу с правами условного, временного и личного владения. Такое вполне определенное значение термин В. Сохраняет в русском праве до начала XVIII века, когда петровское законодательство, введя впервые термин “недвижимое имение”, смешало поместье и вотчину под одним наименованием “недвижимое имение вотч..

(или вотчинных дел канцелярия) — временное учреждение в Петербурге с отделением в Москве, непосредственно подчиненное юстиц-коллегии, устроенное отчасти по генеральному регламенту и существовавшее с января 1719 по осень 1722 г., когда превратилось в вотчинную контору — отделение вотчинной коллегии. Во главе В. Канцелярии стоял один из членов юстиц-коллегии. Предмет ведомства В. Канцелярии — справка земель и рассмотрение земельных процессов, также сбор пошлинных денег. В. Канцелярия, как отделени..

Отделение вотчинной коллегии, находившееся с 1736 г. Постоянно в Петербурге. Во время попыток перевести вотчинную коллегию в Петербург, В. Контора открывалась в Москве (между 1723 и 1727 гг.). Так, в 1723 г. Она была известна под именем “государственной вотчинной коллегии в Москве контора оставшего члена Батурина”. Указ, открывавший в 1736 году петербургскую В. Контору, имел в виду. 1) доставить удобства для заклада недвижимых имений и вноса по закладным. 2) облегчить производство дел о недвижим..

Местное название пчеловода на западном склоне Урала.. ..

Центральное государственное учреждение, регулировавшее вопросы землевладения. Создана в 1721. В 1775 ее функции переданы местным органам.. ..

Центр. Гос. Учреждение России. Образована в 1721 вместо Поместного приказа. Ведала вопросами землевладения (юридич. Оформление прав феодалов на владения, решение зем. Споров, дела о межевании и т. Д.). С 1727 находилась в Москве, в Петербурге имела отделение – Вотчинную контору. В связи с пожеланиями, выраженными в дворянских наказах 1767, о переносе зем. Дел на места при реформе губ. Управления (1775) функции В. К. Были переданы новым губ. Учреждениям. Упразднена в 1786.Лит. Ардашев Н. Н., Исто..

Дополнительный поиск Вотчинная коллегия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: