Ограничение свободы: что это такое, описание и особенности

Прокурор разъясняет – Прокуратура Тульской области

Прокурор разъясняет

  • 9 февраля 2021, 13:53

Ограничение свободы – вид наказания, которое может назначаться как основное за преступления небольшой и средней тяжести, так и в качестве дополнительного к принудительным работам или лишению свободы.

Общие его сроки составляют от двух месяцев до четырех лет при применении в качестве основного, либо от шести месяцев до двух лет при его назначении как дополнительного наказания.

В отношении несовершеннолетних ограничение свободы назначается только в качестве основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Суть ограничения свободы заключается в наложении на осужденного ограничений, предусмотренных ст. 53 УК РФ, два из которых являются обязательными: обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации и запрет на изменение места жительства или пребывания, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия инспекции. Остальные ограничения устанавливаются в приговоре по усмотрению суда и могут быть им же отменены или дополнены в процессе отбывания наказания по представлению начальника инспекции. К таковым относятся: запрет на уход из места постоянного проживания в определенное время суток, запрет на посещение определенных мест, а также мест проведения массовых и иных мероприятий и на участие в указанных мероприятиях и др.

Исходя из положений части 4 статьи 50 УИК РФ вопрос о возможности выезда осужденного, который проживает и (или) работает и (или) учится в разных муниципальных образованиях, за пределы территории соответствующего муниципального образования в целях осуществления трудовой деятельности или получения образования разрешается уголовно-исполнительной инспекцией.

При установлении ограничения на посещение определенных мест суду следует указывать признаки таких мест (например, мест общественного питания, в которых разрешено потребление алкогольной продукции, детских учреждений).

Ограничение в виде запрета на посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них может касаться как всех массовых мероприятий, так и тех из них, посещение которых и участие в которых, по мнению суда, будут препятствовать достижению целей наказания.

Массовыми являются, например, общественно-политические (собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и др.), культурно-зрелищные (фестивали, профессиональные праздники, народные гуляния и др.) и спортивные (олимпиады, спартакиады, универсиады, соревнования по различным видам спорта и др.) мероприятия.

Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями. При этом с 2013 года предусмотрена возможность использования специальных технических средств, позволяющих контролировать местонахождение осужденных (в том числе электронных браслетов). В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, суд может заменить его принудительными работами или лишением свободы.

В соответствии с ч. 6 ст. 53 УК РФ данное наказание не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

При решении вопроса о возможности применения ограничения свободы с учетом положений части 6 статьи 53 УК РФ суду следует иметь в виду, что одно лишь отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица не может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации в совокупности с данными о его личности, которые, например, указывают на склонность лица к постоянной смене места жительства или неспособность обеспечить себе постоянное место проживания.

Старший прокурор уголовно-судебного отдела советник юстиции Т.В. Безверхая ​​​​​​​

Прокуратура
Тульской области

Прокуратура Тульской области

9 февраля 2021, 13:53

Особенности назначения наказания в виде ограничения свободы (УСО)

Ограничение свободы – вид наказания, которое может назначаться как основное за преступления небольшой и средней тяжести, так и в качестве дополнительного к принудительным работам или лишению свободы.

Общие его сроки составляют от двух месяцев до четырех лет при применении в качестве основного, либо от шести месяцев до двух лет при его назначении как дополнительного наказания.

В отношении несовершеннолетних ограничение свободы назначается только в качестве основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Суть ограничения свободы заключается в наложении на осужденного ограничений, предусмотренных ст. 53 УК РФ, два из которых являются обязательными: обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации и запрет на изменение места жительства или пребывания, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия инспекции. Остальные ограничения устанавливаются в приговоре по усмотрению суда и могут быть им же отменены или дополнены в процессе отбывания наказания по представлению начальника инспекции. К таковым относятся: запрет на уход из места постоянного проживания в определенное время суток, запрет на посещение определенных мест, а также мест проведения массовых и иных мероприятий и на участие в указанных мероприятиях и др.

Исходя из положений части 4 статьи 50 УИК РФ вопрос о возможности выезда осужденного, который проживает и (или) работает и (или) учится в разных муниципальных образованиях, за пределы территории соответствующего муниципального образования в целях осуществления трудовой деятельности или получения образования разрешается уголовно-исполнительной инспекцией.

Читайте также:
Пропорциональное налогообложение: что это такое, описание и особенности

При установлении ограничения на посещение определенных мест суду следует указывать признаки таких мест (например, мест общественного питания, в которых разрешено потребление алкогольной продукции, детских учреждений).

Ограничение в виде запрета на посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них может касаться как всех массовых мероприятий, так и тех из них, посещение которых и участие в которых, по мнению суда, будут препятствовать достижению целей наказания.

Массовыми являются, например, общественно-политические (собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и др.), культурно-зрелищные (фестивали, профессиональные праздники, народные гуляния и др.) и спортивные (олимпиады, спартакиады, универсиады, соревнования по различным видам спорта и др.) мероприятия.

Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями. При этом с 2013 года предусмотрена возможность использования специальных технических средств, позволяющих контролировать местонахождение осужденных (в том числе электронных браслетов). В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, суд может заменить его принудительными работами или лишением свободы.

В соответствии с ч. 6 ст. 53 УК РФ данное наказание не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

При решении вопроса о возможности применения ограничения свободы с учетом положений части 6 статьи 53 УК РФ суду следует иметь в виду, что одно лишь отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица не может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации в совокупности с данными о его личности, которые, например, указывают на склонность лица к постоянной смене места жительства или неспособность обеспечить себе постоянное место проживания.

Старший прокурор уголовно-судебного отдела советник юстиции Т.В. Безверхая ​​​​​​​

Все нюансы наказания в виде ограничения свободы: за что можно получить?

Ряд наказаний за преступления позволяют не изолировать осужденных из общества, не отрывать от привычного образа жизни, семьи, друзей, коллег по работе.

Вместе с тем, любое наказание ограничивает его в правах и свободах. Появляются дополнительные обязанности, которые он вынужден выполнять регулярно, и отчитываться об их выполнении перед специальными учреждениями и уполномоченными лицами.

С одной стороны, это позволяет снять избыточную нагрузку на тюрьмы, предоставив из только тем лицам, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления.

Среди таких видов наказания есть штраф, обязательные и исправительные работы, а также ограничение свободы. Ошибочно считать, что ограничение свободы связано с тем, что осужденный будет пребывать в каких-то тюрьмах или изоляторах. Это никак. Речь идет об ограничении, а не о лишении свободы. Не путайте эти понятия между собой.

Общая информация

Само понятие ограничения свободы закреплено законодателем в статье 53 Уголовного Кодекса РФ. Исходя из самого названия наказания, речь идет не о лишении свободы, а про ее ограничение.

То есть, лицо, совершившее преступление, приговором суда подлежит наказанию, которым ограничивается его свобода на местопребывание, передвижение, а также общение с людьми.

Кем исполняется наказание?

Надзором за лицом, который отбывает наказание в виде ограничения свободы, занимается уголовно-исправительная инспекция. Именно ее сотрудники осуществляют контроль, надзор за теми осужденными, которые не лишаются свободы и не отправляются в места ее лишения.

Осужденный к данному виду наказание несет его по месту своего проживания. При этом он обязан выполнять все предписания, соблюдать ограничения, которые установлены приговором суда.

Для этого ему необходимо регулярно появляться в уголовно-исправительную инспекцию. Регулярность таких появлений будет указана в самом органе. Как правило, это от одного раза в неделю до одного раза в месяц. Цель появлений заключается в процедуре регистрации.

Это происходит в тех случаях, если нужно получить объяснения, как устные, так и письменные, которые касаются событий и вопросов отбывания им назначенного наказания.

Ограничение свободы, согласно статье 53 УК РФ может выражаться в разном ограничении прав осужденного. В зависимости от вида и степени его вины, обстоятельств преступления, суд выносит приговор, которым могут устанавливаться такие виды ограничений:

  • запрет на выход из места проживания в строго установленное время суток;
  • запрет на посещение установленного списка мест, которые находятся на территории определенного муниципалитета;
  • запрет покидать пределы административных границ определенного муниципального образования;
  • запрет на посещение и участие в массовых и иных мероприятиях;
  • запрет на смену места проживания или нахождения, места повседневной деятельности, как работы, так и учебы без предварительного согласования этого вопроса с уголовно-исполнительной инспекцией, получения от нее разрешения на это.
  • Для осужденного являются обязательными к исполнению предписания суда, запрещающие ему изменение места проживания и нахождения, выезд за пределы определенной территории, если данный вопрос не согласован с уголовно-исправительной инспекцией.

    Читайте также:
    Радиационная безопасность: что это такое, описание и особенности

    Если осужденный регулярно получал разрешение на выезд в выходные дни за пределы города, но по каким то причинам его не получил, и считает, что ему как и прежде можно выехать, он ошибается. Совершив подобное действие, он нарушает условие отбывания наказания. Аналогия, со ссылкой, что всегда разрешают, в таких случаях не уместна. Принцип прост: есть разрешение, есть действие, нет разрешения, значит делать этого нельзя.

    Уголовно-исправительная комиссия, которая осуществляет надзор за выполнением наказания, может прийти к выводу об облегчении наказания, либо о его усилении.

    Рассматривая и анализируя поведение осужденного, ее сотрудники готовят в суд соответствующее представление, в котором излагают факту, подтверждают это фактическими материалами. Суд рассматривает это представление и по результатам рассмотрения выносит постановление об отмене или увеличении ранее принятых по отношению к лицу ограничений.

    Сроки

    Сроки ограничения свободы законодателем установлены в пределах от двух месяцев до четырех лет.

    Назначается это вид наказания за преступления небольшой и средней тяжести, а величина срока наказания зависит от совокупных факторов, куда включаются и вид совершенного преступления, причастность лица к нему, его характеристики, совершал ли ранее преступные действия, если дети, семья и т.д.

    В качестве основного и дополнительного наказания

    Данный вид наказания применяется как основной, так и дополнительный. В качестве основного его назначают только в тех случаях, если оно предусмотрено в виде санкции за конкретное преступное деяние. Оно также может применяться и в порядке замены, предусмотренном статьями 46, 64 и 80 Уголовного Кодекса РФ.

    Как дополнительное наказание ограничение свободы может быть присуждено в сочетании только с лишением свободы. В этом случае ограничение устанавливается на срок от полугода до двух лет. Как дополнительное, ограничение свободы применяется за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

    Кому не назначается?

    Не подлежат этому виду наказания определенные категории граждан, среди которых значатся граждане иностранных государств, а также лица без гражданства и лица не имеющие постоянного места проживания на территории российского государства.

    Уклонение от отбывания

    Прошел суд, назначено наказание в виде ограничения свободы. Подсудимый вздохнул, вытер пот со лба. Казалось бы, что самое страшное уже позади.

    Ограничение свободы, является уголовным видом наказания, кто понимает, о чем идет речь, это не лишение свободы. Нужно всего лишь соблюсти некоторую формальность, сходить один или несколько раз в месяц в уголовно-исправительную инспекцию, показаться, поставить подпись. На том все и закончится. Проходит некоторое время, и забывается, что это обязанность, а не право, и махать на нее рукой нельзя. Осужденный пропускает один раз назначенное для появления время, второй раз.

    Как поступят с ним служители Фемиды?

    Нужно отметить, что законодатель счел, что под злостное уклонение от отбывания этого вида наказания подпадают случаи, когда осужденный нарушил условие отбывания наказания, был предупреждён в установленном порядке сотрудником уголовно-исправительной инспекции, но на протяжении последующего года вновь допустил подобное нарушение.

    Также, законодатель посчитал злостным нарушением и такие действия, как:

    • отказ осужденного от установки и ношения технических средств контроля и надзора;
    • скрытие с места постоянного проживания, при этом сотрудниками на протяжении месяца не было установлено его местопребывание;
    • не прибытие в инспекцию осужденного по выданному ему предписанию.

    Выше было сказано, что уголовно-исправительная инспекция может подать представление в суд с просьбой ужесточить наказание для осужденного.

    Суд, рассмотрев факты злостного нарушения отбывания наказания, может своим решением лишить осужденного свободы. При этом каждые два дня ограничения свободы, которые еще отбыты, будут приняты за один день лишения свободы.

    Нужно сказать, что это совсем на равноценный обмен. Поменять два года пребывания в домашних условиях, в кругу родных и близких, на год пребывания в тюрьме будет малоприятной заменой.

    И для этого ввел некоторые ограничения, которые могут показаться, с некоторой точи зрения, формальными. Но выполнение этих требований обязательно. Нарушив их, осужденный подвергает себя риску оказаться в тех местах, которые его не будут радовать. В этом случае наказание не получится назвать формальным.

    Чем отличается ограничение свободы от лишения свободы: разница, описание, особенности

    В Российской Федерации ежегодно регистрируется более 950 000 уголовных дел. Конечно, большая часть из них успешно раскрывается. Виновники правонарушений предстают перед судом и получают наказание, соответствующее преступлению.

    Мера наказания зависит от тяжести правонарушения. Суд оценивает не только сумму ущерба, но и степень опасности человек для общества: если обвиняемого уже неоднократно судили за одну и ту же категорию преступлений, то вряд ли он намерен останавливаться. В этом случае суд учтет все предыдущие судимости и назначит самое строгое наказание.

    Нередко в приговоре можно услышать такие меры наказания, как “ограничение свободы” и “лишение свободы”. Чем отличаются эти меры пресечения, и какие у них особенности?

    Читайте также:
    Профессиональное заболевание: что это такое, описание и особенности

    Что такое ограничение свободы?

    Существует ряд наказаний за преступления, которые позволяют не изолировать виновного от общества и не вырывать его из привычного ритма жизни. К таким санкциям и относится ограничение свободы.

    Данная мера накладывает на виновного определенные обязанности и запреты, которые тот должен строго выполнять, иначе условия приговора могут быть пересмотрены.

    Способы ограничения прав осужденного

    В зависимости от вида преступления и от степени вины на преступника будут наложены определенные обязанности. Чем отличается ограничение свободы от лишения свободы? Преступник, получивший наказание в виде ограничения свободы, обязан регистрироваться в уголовно-исполнительной инспекции. Именно эта организация следит за выполнением наложенных ограничений и дает разрешение на посещение определенных организаций или смены места работы и жительства.

    1. Виновному запрещают покидать место проживания в определенное время суток. Чаще всего ограничение распространяется на ночное и вечернее время.
    2. Преступник не может посещать места, список которых утверждается в уголовно-исполнительной инспекции.
    3. Обвиняемый не может участвовать в больших мероприятиях и посещать места массового скопления народа.
    4. Виновный не вправе менять место жительства без специального разрешения от уголовно-исполнительной инспекции.
    5. Смена места работы и учебы также требует дополнительного разрешения.

    Срок наказания зависит от тяжести преступления. Обычно ограничение свободы накладывается на период от 2 месяцев до 4 лет. Чем отличается ограничение свободы от лишения свободы по срокам? Во втором случае подсудимый может пробыть в изоляции от общества до 20 лет, тогда как в первом срок редко превышает 4 года.

    Лишение свободы

    Одной из самых серьезных мер наказания является лишение свободы. Не стоит думать, что такая мера применяется только к самым отъявленным преступникам – даже за незначительное правонарушение можно отправиться в колонию.

    Суть данной меры – изолировать подсудимого от общества и отправить его в исправительное учреждение. Именно там преступник должен переосмыслить свои поступки и научиться жить по закону.

    Условия проживания в специальных учреждениях зависят от их типа. Есть колонии, где преступники живут в общей комнате, имеют право на посещения и получают посылки с вещами от родных.

    Если преступление относится к тяжким и особо тяжким, виновного могут поместить в одиночную камеру, сократить время прогулок, запретить любые визиты и разговоры с людьми вне учреждения.

    В чем разница ограничения свободы и лишения свободы? В первом случае мера пресечения более мягкая, чем во втором.

    Особенности лишения свободы

    Дальнейший образ жизни подсудимого решит суд. Немаловажным фактором является не только степень тяжести преступления, но и учреждение, в которое будет направлен преступник.

    Основные условия лишения свободы:

    • Наказания преступник отбывает в специальном учреждении.
    • В зависимости от степени наказания человеку могут запретить любую связь с внешним миром или разрешить видеться с родными.
    • Заключенные могут получать посылки, в которых находятся вещи, разрешенные для передачи. Исключение составляют только особо строгие режимы.
    • Преступникам разрешены прогулки на свежем воздухе. Как правило, в течение 1 часа их выпускают из камер во двор, который также огорожен и находится под наблюдением у охраны.
    • Заключенные могут быть привлечены к труду. Как правило, это какие-либо общественно полезные работы. За труд преступники могут получать дополнительные привилегии или заработную плату.

    Исходя из этого легко ответить, чем отличается ограничение свободы от лишения свободы. В первом случае человек остается на своем месте работы или учебы.

    Ограничение свободы и лишение свободы

    Эти две похожих по названию меры наказания являются абсолютно разными:

    1. При ограничении свободы человек не изолируется от общества. Виновный остается в привычной для себя среде. Правда, теперь он находится под постоянным контролем судебно-исполнительной инспекции.
    2. Более того, при ограничении свободы подсудимый может спокойно общаться со своими родственниками и друзьями. Главное, не нарушать ряд обязательств, наложенных судом.
    3. Ограничение свободы часто выступает в роли дополнительного наказания. Его назначают лицам, уже отбывшим наказание в виде лишения свободы. Данная мера помогает людям адаптироваться к другим условиям жизни.
    4. Сроки наказания в виде лишения свободы, как правило, гораздо выше, чем у других видов.

    Чем отличается ограничение свободы от лишения свободы, будет нагляднее показано в таблице.

    Лишение свободы Ограничение свободы
    Статья в УК РФ 56, 57 53
    Вид наказания Исключительно основное Может быть как основным, при незначительных преступлениях, так и дополнительным. Второе чаще всего добавляется к наказанию в виде лишения свободы
    Изоляция Да Нет, преступник остается в знакомой ему среде
    Минимальный срок по Уголовному кодексу 2 месяца 2 месяца
    Максимальный срок наказания 20 лет, при накладывании наказания друг на друга может достигать 35 лет 4 года
    Категории преступлений Тяжкие и особо тяжкие преступления. При наличии отягчающих обстоятельств преступления небольшой и средней тяжести Небольшие правонарушения, а также преступления средней тяжести

    На вопрос, чем отличается ограничение свободы от лишения свободы и от ареста, ответить довольно просто. Арест является лишь мерой пресечения. Грубо говоря, подсудимого помещают под арест до вынесения приговора. А вот ограничение и лишение свободы – это наказание, назначенное судом после рассмотрения дела.

    Читайте также:
    Незаконная забастовка: что это такое, описание и особенности

    Ограничение свободы и лишение свободы условно

    Условное наказание, как правило, дается человеку для того, чтобы он смог доказать свое исправление. На протяжении всего срока виновный должен показывать, что понял всю незаконность своего поступка и больше этого не допустит.

    По обязательствам, накладываемым правительством, эти две меры наказания очень похожи. Так чем отличается ограничение свободы от лишения свободы условно?

    Главное отличие – в сроках наказания. При условном заключении длительность меры пресечения может достигать 8 лет. Ограничение свободы не предусматривает отмену наказания по истечению половины срока в случае, если преступник доказал свое исправление.

    Каким бы ни был приговор, главное, что преступник в полной мере осознал свою ответственность перед обществом и перед собой. Во время исполнения наказания виновный должен понять, в чем была его ошибка, и больше не допускать ее.

    Ограничение свободы – понятие, сроки, особенности назначения и отличие от лишения

    Ограничение свободы – это форма уголовного наказания, представляющая комплекс обязанностей и запретов, применяемых к осужденному лицу. Особенностью является их исполнение без изоляции от общества, но в условиях надзора за преступником.

    Предлагаем рассмотреть, чем отличается ограничение свободы от лишения свободы, есть ли другие особенности применения данной меры и в чем они выражаются.

    Цели введения новой уголовной меры

    Понятие и условия применения судом ограничения свободы в качестве уголовного наказания регулируются ст. 53 УК РФ .

    Цели введения данной меры:

    • возможность достижения целей наказания и исправление виновного лица без полного лишения его свободы,
    • снижение нагрузки на тюрьмы при первом совершении преступлений легкой и средней тяжести,
    • реализация принципа гуманности в нормах современного уголовного законодательства РФ.

    Запреты и обязанности осужденного гражданина

    Разница между ограничением свободы и лишением свободы заключается в круге обязанностей и запретов, применяемых в отношении осужденного лица.

    Так, при ограничении преступник не вправе:

    • покидать жилое помещение в определенное судом время,
    • выезжать за черту населенного пункта,
    • посещать массовые мероприятия (митинги, пикеты и др.),
    • приходить в определенные судом места населенного пункта,
    • менять место проживания, обучения или работы без разрешения надзорного органа.

    Дополнительно на осужденного возлагается обязанность по посещению государственного органа, осуществляющего функции надзора за осужденными гражданами с целью регистрации. Количество визитов определяется решением суда (варьирует от 1 до 4 раз в месяц).

    Структура ст. 53 УК РФ – все об ограничении свободы

    Она включает 6 пунктов:

    1. Регламентирует, какие ограничения могут применяться судом к осужденному лицу (перечислены выше). Перечисляет обязанности преступника, возникающие у него при вынесении приговора.
    2. Определяет сроки, в продолжение которых принимается ограничение свободы:
      • основная санкция – от 2-х месяцев до 4-х лет,
      • дополнительная санкция – от 6 месяцев до 2-х лет.
    3. Возможность изменения наказания судом в период его исполнения по инициативе надзорного органа – предусмотренные ранее ограничения могут быть частично отменены или дополнены.
    4. Порядок исполнения функции надзора за осужденными регламентируется в соответствии с УИК РФ .
    5. При злостном уклонении преступника от установленных ограничений, суд вправе заменить оставшуюся часть наказания другими санкциями (на усмотрение судьи):
      • принудительными работами,
      • лишением свободы.
    6. Существует перечень граждан, по отношению к которым применение ограничения свободы недопустимо:
      • военные,
      • иностранцы,
      • лица без гражданства,
      • лица, не имеющие постоянного места жительства в пределах РФ.

    Обязанности по надзору за осужденными возлагаются на уголовно-исполнительную инспекцию конкретного населенного пункта.

    Сравнительная таблица между ограничением и заключением

    Ограничение и лишение свободы не являются тождественными понятиями – они отличаются по правовой природе, порядку назначения и особенностям применения:

    Сравнительный критерий Ограничение Лишение
    Сущность уголовного наказания Установление запретов и обязанностей к осужденному гражданину Принудительная изоляция от общества, заключение
    Максимальные сроки применения Не более 4-х лет в качестве основной меры наказания При назначение наказания по совокупности преступлений может достигать 30 лет. Возможно пожизненное заключение
    Место отбывания назначенного наказания По месту постоянного жительства на территории России Содержание гражданина в специализированном учреждении (колонии, тюрьме)

    «Электронное наказание» — так еще называют меру ограничения свободы. Пример исполнения такой меры смотрите в видеосюжете:

    Итак, разница ограничения и лишения свободы заключается в том, что первое наказание является более мягким и применяется при совершении преступлений легкой и средней тяжести. При назначении такого наказания судом учитывается характеристика личности подсудимого, форма его вины, раскаяние и иные факторы.

    Статья 178 УК РФ. Ограничение конкуренции

    1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, –

    наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

    Читайте также:
    Полицейское государство: что это такое, описание и особенности

    а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

    б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

    в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, –

    наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, –

    наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

    Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере – двести пятьдесят миллионов рублей.

    2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом – тридцать миллионов рублей.

    3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

    Комментарии к ст. 178 УК РФ

    1. Исключительно важное значение для уяснения положений ст. 178 имеет Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (в ред. от 01.03.2011). В нем, в частности, раскрыто содержание понятий: “конкуренция”, “монополистическая деятельность”, “товарный рынок” и ряд других, уяснение которых необходимо для применения антимонопольного, в том числе уголовного законодательства. В ст. ст. 10, 11, 15 и 16 Федерального закона “О защите конкуренции” содержатся запреты совершения различных действий и соглашений, ограничивающих конкуренцию.

    СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I) Ст. 3434; 2009. N 29. Ст. 3618.

    2. Объективная сторона может быть выражена различными действиями, указанными непосредственно в законе.

    Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (при наличии такого рынка в России или за ее пределами), в том числе установленная путем:

    1) повышения прежней цены товара, если при этом: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо его изменение незначительно; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение и тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

    2) поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; б) состав продавцов или покупателей обусловливают возможность снижения цены товара; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение и тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону ее уменьшения.

    Соответственно, монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке (при наличии такого рынка в России или за ее пределами), в том числе установленная путем:

    1) снижения прежней цены, если при этом: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо его изменение незначительно; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение и тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

    Читайте также:
    Потребители рекламы: что это такое, описание и особенности

    2) поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли; б) состав продавцов или покупателей обусловливают возможность повышения цены товара; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение и тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения.

    Применительно к оказанию финансовых услуг названным Законом выработаны понятия необоснованно высокой и необоснованно низкой цены – цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию.

    Понятие доминирующего положения подробно раскрывается в ст. 5 Федерального закона “О защите конкуренции”. Неоднократным признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые оно было привлечено к административной ответственности.

    3. Под рынком в комментируемой статье понимается товарный рынок, т.е. сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из их экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Федерального закона “О защите конкуренции”).

    4. Федеральный закон “О защите конкуренции” запрещает соглашения или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами на товарном рынке, которые приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, по объему продажи или покупки товаров, по ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам и т.д.

    Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным органам и организациям, наделенным функциями или правами указанных органов власти, государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (ст. ст. 15 и 16 Федерального закона “О защите конкуренции”).

    5. Ограничение доступа на рынок и устранение с него других субъектов экономической деятельности может выражаться в совершении различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к рынку соответствующих товаров (работ, услуг) или же такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невыгодных или неприемлемых для них требований. Это может быть введение необоснованных запретов на продажу (покупку) товара из одного региона в другой, создание неблагоприятного режима деятельности, воспрепятствование перевозке, размещению или хранению товаров, принудительная скупка товаров у хозяйствующих субъектов, запрет на производство тем или иным хозяйствующим субъектам определенных товаров (работ, услуг), отказ в легитимации предпринимателей, уничтожение или повреждение товаров, физическое или психическое воздействие и т.д.

    6. Установление единых высоких или низких цен достигается в результате соглашения (согласованных действий) конкурирующих хозяйствующих субъектов.

    Преступление признается оконченным с момента: а) причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству (более 1 млн. руб.) либо б) извлечения дохода в крупном размере (свыше 5 млн. руб.).

    7. Все названные выше действия совершаются умышленно. Причинение крупного ущерба при этом желается либо сознательно допускается.

    Целями совершения деяний являются недопущение, ограничение или устранение конкуренции, что дает возможность извлекать более высокую прибыль.

    8. Субъектом преступления могут быть руководители коммерческих и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных соответствующими функциями органов и организаций, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, которые могут действовать в сговоре с хозяйствующими субъектами или самостоятельно.

    Недопущение, ограничение или устранение конкуренции, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения, предусмотрено в качестве квалифицированного состава рассматриваемого преступления (п. “а” ч. 2 ст. 178).

    9. При подобной деятельности должностных лиц возникает конкуренция нескольких уголовно-правовых норм: ст. 169, ч. 2 ст. 178 и ст. 285 (или ст. 286) УК. В этом случае специальной нормой по отношению к двум другим является норма, содержащаяся в п. “а” ч. 2 ст. 178, по которой следует квалифицировать действия должностных лиц, совершенные с использованием служебного положения и направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

    10. Квалифицированным видом рассматриваемого преступления является его сопряженность с уничтожением или повреждением чужого имущества или угрозой его уничтожения или повреждения при отсутствии признаков вымогательства (п. “б” ч. 2 ст. 178). В этих случаях совершается посягательство не только на установленный порядок осуществления экономической деятельности, но и на личность или на собственность.

    Читайте также:
    Почерковедческая экспертиза: что это такое, описание и особенности

    В отличие от вымогательства недопущение, ограничение или устранение конкуренции с применением насилия, уничтожением или повреждением чужого имущества либо угрозами совершения подобных действий будут иметь место, когда данные действия и угрозы не связаны с требованием безвозмездной передачи имущества или права на имущество либо совершения действий имущественного характера, результатом которых будет нарушение отношений собственности. Умысел виновного в этом случае направлен именно на ограничение, недопущение или устранение конкуренции.

    11. Понятия “особо крупный ущерб” и “доход в особо крупном размере” (п. “в” ч. 2 ст. 178) раскрываются в п. п. 1 и 2 примечания к комментируемой статье.

    12. Частью 3 ст. 178 охватывается нанесение потерпевшему побоев, совершение иных насильственных действий, вызвавших физическую боль, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, уничтожение или повреждение чужого имущества любым способом и в любом размере. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, а также убийство требуют дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК.

    13. В примечании к комментируемой статье предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответственности. Это возможно при наличии следующих условий: лицо, виновное в недопущении, ограничении или устранении конкуренции, способствует его раскрытию; возместит причиненный ущерб или перечислит в федеральный бюджет доход, полученный в результате действий, предусмотренных ст. 178; в его действиях не содержится иного состава преступления.

    Ограничение конкуренции по 223-ФЗ

    Из нашей статьи вы узнаете:

    Ограничение конкуренции по 223-ФЗ ― это координация участников, ставящих под угрозу честную борьбу за победу. Рассмотрим, какие меры и в каких случаях принимаются. Какими положениями может быть ограничена конкуренция и как можно обжаловать неправомерные действия в ФАС.

    Согласно ч. 1 ст. 1 № 223-ФЗ, следует создавать условия добросовестного соперничества. В п. 2 ч. 1 ст. 3 указано, что необходимо исключить дискриминацию и необоснованные действия по отношению к участвующим лицам. Поэтому ограничение конкуренции на практике может быть необходимо для повышения эффективности закупочной деятельности. Подобные действия запрещены, только если они необоснованны.

    Что говорит федеральный закон 223-ФЗ

    Закупка с дискриминацией, созданием неравных условий это:

    • сговор ― согласованные действия заказчика, одного или нескольких поставщиков;
    • участник получает содействие (консультативную помощь, слив информации) от заказчика или его сотрудников;
    • нарушение правил определения победителя в пользу одного из поставщиков.

    Перечисленные случаи происходят крайне редко. Чаще участники сталкиваются с созданием организатором условий, дающих преимущество одному или нескольким поставщикам. При этом трактоваться это действие может по-разному.

    К обоснованным ограничениям относят действия, повышающие эффективность закупочной деятельности. Например, если заказчик указывает в требованиях наличие у поставщика опыта определенных работ. Это дискриминирует недавно созданные организации и те, которые только начали развивать новую для себя сферу деятельности.

    В подобных ситуациях антимонопольный орган признает ограничение законного соперничества обоснованным. Исключение: в регионе функционирует несколько компаний, подходящих под указанные условия. Если изначально установлено, что участвовать и претендовать на победу может только одна компания, требования будут необоснованными.

    Безусловно, допустимыми ограничивающими условиями считаются требования наличия лицензии, техрегламента на продукцию и иные запросы, продиктованные законодательством. Если вы сомневаетесь в обоснованности выдвинутых условий, обратитесь в ФАС.

    Применение ограничения конкуренции по 223-ФЗ к 44-ФЗ

    Частью 2 статьи 3 федерального закона «О закупках» заказчику разрешено устанавливать любые, включая неконкурентные, способы. На практике подобные требования встречаются довольно часто. Суды в большинстве предпочитают вставать на сторону заказчиков, не беря в расчет принцип недопущения ограничения свободного соперничества. К обязательному для исполнения можно отнести только соблюдение порядка.

    В последние годы наблюдается политика ужесточения требований к закупкам аналогично правилам, установленным законом № 44-ФЗ. В качестве примера можно привести ч. 3 ст. 3 № 223-ФЗ, которая в 2017 году была обновлена законом № 505-ФЗ. Ею было определено понятие закупка конкурентная и неконкурентная.

    В 3-й статье перечислены условия, которые необходимо выполнять при проведении конкурентных торгов. Одним из них является обеспечение равноправия для участников. Исходя из вышеизложенного, можно резюмировать, что при создании требований к поставщикам допускается ограничение. Но создавать неравные условия для претендентов на дальнейших этапах нельзя.

    Свободно ориентироваться в закупках, подбирать наиболее выгодные предложения поможет сервис «Астрал.Тендер». У компании-разработчика также можно приобрести ЭЦП для торгов с сертификатом для работы на ЭТП по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

    При каких ситуациях конкуренция будет ограничена

    • К недобросовестным ограничениям конкуренции по 223-ФЗ относятся запросы заказчика, которые невозможно исполнить. Пример из судебной практики: срок приема заявок в течение дня после извещения о процедуре.
    • Отсутствие четких критериев к потенциальному поставщику. В результате участник может быть неправомерно ущемлен, поскольку заказчик будет выбирать без формальной процедуры отбора.
    • Требование поставки продуктов конкретной марки без объяснения причин такой необходимости.
    • Запрос на плательщиков НДС, что ущемляет права применяющих упрощенный налоговый режим.
    • Включение в одном лоте несвязанных между собой работ и услуг, а также связанных, но осуществляемых на удаленных друг от друга территориях.
    Читайте также:
    Недостатки товаров: что это такое, описание и особенности

    Если были обнаружены нарушения, необходимо незамедлительно подать жалобу.

    Основные правила опротестования требований в ФАС

    Статьей 18.1 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для участников предусмотрена ускоренная процедура обжалования ограничений. Она занимает всего 7 рабочих дней, за исключением случаев, когда требуется получить дополнительные сведения. Это сделано для того, чтобы закупка была отменена до заключения договора.

    Если контракт подписан, расторгнуть его можно только в суде. Для этого антимонопольная служба выносит постановление. Если судебный процесс будет начат, то займет несколько месяцев.

    Как показывает практика, жалобы на требования заказчика, при которых конкуренция будет ущемлена, приносят результат. К примеру, согласно вынесенным ранее решениям ФАС считает дискриминирующими следующие запросы:

    • отсутствие долгов по налогам, подтвержденное справкой из ФНС (решение ФАС РФ № 223ФЗ-326/16);
    • участник должен иметь в штате компании не менее 200 работников (№ 223ФЗ-306/16);
    • отсутствие в прошлом претензий, судебных решений из-за невыполнения условий контракта (№ 223ФЗ-164/16);
    • письменное обязательство банковской гарантии только из перечисленных заказчиком банков (№ 223ФЗ-173/16).

    При проведении торгов, запросе котировок, предложений запрещено ограничение, при котором свободная конкуренция будет исключена.

    Заключение

    Дискриминирующие требования и ограничения в закупках можно встретить достаточно часто. При наличии явных нарушений и во всех неясных ситуациях стоит обратиться с жалобой в территориальный отдел ФАС РФ. Также стоит изучать такие требования, даже если они необоснованны и в последующих заявках не будут указаны. Так можно выявить истинные запросы заказчиков, узнать одни критерии оценки поставщиков.

    Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

    • Бюджетное законодательство
    • Международные акты
    • ООС ЕИС ЭлБюджет
    • Письма разъяснения ФАС МЭР МинФин ФК
    • Постановление правительства РФ
    • Приказы МинПромТорг
    • Приказы МинФин и ФК
    • Приказы МЭР
    • Приказы ТПП
    • Приказы ФАС
    • Распоряжения Правительства РФ
    • Федеральные законы
    • Иные документы

    Антикризисное предложение до 26 декабря

    Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: правовые основы и ответственность

    При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

    Из этой статьи вы узнаете:

    • Что считается ограничением конкуренции по 44-ФЗ
    • Ответственность за ограничение конкуренции по 44-ФЗ
    • Уловки для ограничения конкуренции и решения судов по ним

    Ограничение конкуренции по 44-ФЗ считается серьезным нарушением, за которое предусмотрена различная ответственность, вплоть до уголовной. Законодательством перечислены ситуации, которые могут считаться ограничением, поэтому задача заказчика и поставщика не допустить их возникновения.

    Помимо прямого нарушения указанных предписаний, существуют и другие способы ограничить доступ к контракту. Однако при выявлении таких ситуаций суды выносят обвинительные решения. В нашей статье мы дадим обзор судебной практики и приведем примеры ограничения конкуренции.

    Что считается ограничением конкуренции по 44-ФЗ

    Контрактная система предполагает свободную конкуренцию, которая гарантируется нормами законов 44-ФЗ и 135-ФЗ. Субъекты, нарушающие эти положения, привлекаются к ответственности на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ.

    В законе 44-ФЗ статья 8 посвящается принципам, на которых обеспечивается конкуренция. Одним из главных положений контрактной системы является предоставление заинтересованным экономическим субъектам возможности на равных условиях стать поставщиками товаров, работ или услуг для бюджетных учреждений разного уровня.

    В основу конкурентных отношений между участниками конкурсных процедур положены принципы добросовестности, когда потенциальные поставщики могут предложить товар или услугу с наилучшими параметрами по цене, качеству и прочим. Благодаря этому заказчик имеет возможность осуществить закупку на наиболее выгодных условиях. Вопрос ограничения конкуренции по 44-ФЗ без особой детализации прописан в статье 8.

    Свободная конкуренция как элемент рыночной экономики обеспечивает повышение качества товаров и услуг, а также является фактором, сдерживающим стихийный рост цен. В сфере государственных закупок соперничество участников тендеров позволяет заказчикам существенно экономить бюджетные средства.

    Соответственно, ограничение конкуренции по 44-ФЗ рассматривается как негативный фактор, который проявляется, прежде всего, в намеренном сговоре заказчика и участников торгов (так называемые антиконкурентные и картельные соглашения). Сюда же можно отнести любые вмешательства в ход отборочной процедуры. То есть признаки ограничения конкуренции по 44-ФЗ усматриваются во всех действиях участников тендеров, когда их договоренности прямым образом влияют на результаты торгов.

    Говорить об ограничении конкуренции по 44-ФЗ можно и в том случае, когда в условиях закупки присутствуют требования, неправомерно ограничивающие количество потенциальных поставщиков, влияющие на их возможность свободно принимать решения, а также при увеличении цены сделки.

    44-ФЗ диктует принцип бюджетной экономии, на основании которого требует от всех участников закупки – заказчиков, специализированных организаций, закупочных комиссий, операторов электронных площадок – не устанавливать условий, способных ограничить количество потенциальных исполнителей.

    С точки зрения рыночной экономики под конкуренцией понимается состязательная деятельность экономических субъектов в пределах конкретного рынка товаров или услуг (работ).

    В законе 135-ФЗ от 2006 года в п. 17 ст. 4. перечислены признаки ограничения конкуренции (в рамках деятельности по 44-ФЗ они также применимы):

    • Отказ участника тендера действовать самостоятельно.
    • Согласованные действия нескольких экономических субъектов, участвующих в конкурсной процедуре.
    • Влияние на ход тендера.
    • Незаконное предоставление доступа к конфиденциальным сведениям.
    • Сговор нескольких потенциальных поставщиков, предоставляющий преимущества одному участнику.
    • Нарушения в процедуре определения победителя.
    • Отклонение поступивших на конкурс заявок по основаниям, не предусмотренным законом.
    • Предъявление заказчиком требований, исполнение которых невозможно.
    • Наличие в конкурсной документации информации, под условия которой попадает только один конкретный поставщик.
    • Наличие в конкурсной документации неправомерных требований, которые ограничивают возможность участия в тендере.
    • Участие в закупке субъектов, не имеющих на это право: должностных лиц заказчика, контрактного управляющего, а также иных лиц, которые имеют конфликт интересов с заказчиком.
    • Объединение в одном лоте товаров и услуг, не имеющих технической связи.
    Читайте также:
    Переподготовка безработных: что это такое, описание и особенности

    Если при проведении закупки были выявлены факты, свидетельствующие об ограничении конкуренции, то на основании положений 44-ФЗ сделка может быть признана недействительной и контракт расторгнут.

    Законом предусмотрено, что взаимоотношения сторон в сфере государственных заказов должны строиться на принципах равноправия, обоснованности и объективности. Соответственно, любое ограничение конкуренции является нарушением этих положений.

    Ответственность за ограничение конкуренции по 44-ФЗ

    Заказчики, неправомерно ограничивающие принципы свободной конкуренции при проведении тендеров, могут быть привлечены к ответственности на основании ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом штраф за ограничение конкуренции по 44-ФЗ в размере до 50 тыс. руб. выписывается должностному лицу, допустившему нарушение. Если нарушение фиксируется повторно, то виновному грозит дисквалификация до трех лет.

    Ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях применяется в том случае, если действия участников квалифицируются как соглашение с целью ограничения конкуренции. Если экономические субъекты, участвующие в конкурсной процедуре, прибегают к картельному сговору, то штраф для них будет составлять до 50 % от начальной цены торгов или минимально 100 000 руб.

    Если действия состоящих в сговоре экономических субъектов приводят к ущербу более 10 млн руб., то для виновных наступает ответственность на основании ст. 178 Уголовного кодекса РФ:

    • штраф до 500 тыс. руб.;
    • принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до 1 года;
    • лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией до года.

    Уголовное наказание может быть увеличено, если возникает ущерб в особо крупном размере – свыше 30 млн руб. Тогда виновного могут заключить под стражу на срок до шести лет и дополнительно вменить ему штраф в размере 1 млн руб.

    При нарушении прав участников тендера они могут подавать жалобы в ФАС в сроки, зависящие от сути вопроса. Так, при наличии претензий к содержанию закупочной документации обращение может быть направлено, пока принимаются заявки. Если участник усмотрел нарушения в регламенте самой процедуры выбора исполнителя (в частности, необоснованное отклонение заявки), пожаловаться в ФАС он может до момента заключения контракта. Если этот срок пропущен, то в дальнейшем придется обращаться в суд.

    Жалобу можно направлять на бумажном носителе или в электронном виде. Она подписывается должностным лицом компании-участника и содержит следующую информацию:

    • адрес и реквизиты заказчика;
    • информация о субъекте, направившем жалобу, – наименование или Ф.И.О., контакты, адрес;
    • сведения о закупке;
    • содержание претензий;
    • перечень документов, обосновывающих правомерность претензий и подтверждающих наличие нарушений при проведении госзакупки.

    Все указанные в списке бумаги должны быть направлены вместе с жалобой. ФАС на протяжении 2 дней выносит решение принять или отклонить обращение. В последнем случае заявитель уведомляется об отказе. Основаниями для этого может быть анонимность обращения, истечение срока давности или нарушение норм закона при составлении жалобы. ФАС рассматривает обращение в течение 5 дней самостоятельно, а затем к делу привлекаются стороны спора. В результате контрольный орган принимает решение. Если в действиях заказчика было усмотрено ограничение конкуренции по 44-ФЗ, ФАС выдает соответствующее предписание.

    Уловки для ограничения конкуренции и решения судов по ним

    Заказчики с целью ограничения конкуренции предпринимают следующие действия:

    1. При описании объекта закупки указывают конкретные критерии или же предъявляют особые требования к потенциальным поставщикам, что существенно снижает круг возможных исполнителей.
    2. При проведении конкурсных процедур информация подается и истолковывается предвзято.

    Далее подробно разберем каждый из указанных пунктов.

    Ограничение конкуренции путем ужесточения требований к объекту закупки или участникам

    Что именно следует понимать под ужесточением требований? Во-первых, заказчик может излишне подробно описывать объект закупки, указывая его характеристики таким образом, чтобы возможность поставки имела какая-то определенная компания.

    Во-вторых, к исполнителям необоснованно могут предъявляться требования относительно опыта работы в сфере государственных заказов, в том числе наличие успешно проведенных ранее сделок именно с устроителем торгов.

    В-третьих, объект закупки может состоять из несвязанных между собой по функциональным и техническим характеристикам товаров и услуг (работ), а также в случае закупки типового товара в большом объеме торги проводятся одним лотом.

    Далее приводятся конкретные примеры из судебной практики, когда ограничение конкуренции по 44-ФЗ и 223-ФЗ было признано незаконным.

    В Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.) в п. 10 указывается, что наличие в описании объекта закупки требований по поставке товара конкретной марки или с точно указанными характеристиками не позволяет ряду экономических субъектов принять участие в торгах, а следовательно, ограничивает конкуренцию.

    Читайте также:
    Переводный вексель: что это такое, описание и особенности

    В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) в п. 3 приводится пример, когда объектом закупки являлись проектно-сметные и строительно-монтажные работы. По этому делу арбитражным судом было вынесено решение, где указывалось на необоснованность объединения в одном лоте работ, не имеющих функциональной и технологической связи.

    Суд отметил, что данные виды работ относятся к разным сферам деятельности, соответственно, в каждой из них имеются свои специализированные компании, способные стать исполнителями по этому заказу.

    В судебной практике также встречаются примеры, когда заказчики в извещении о закупке требуют, чтобы потенциальный исполнитель непременно уже ранее поставлял товары или услуги этой организации.

    В частности, такой случай описан в Определении ВС РФ от 14 августа 2018 г. № 308-КГ18-11230 по делу № А32-42845/2017. В данном документе приводится решение суда округа, в котором признано незаконным требование заказчика о наличии у подрядчика опыта в строительстве и капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования при исполнении государственных заказов.

    Также отмечено, что указанное условие является ограничением конкуренции и нарушает ст. 8 закона № 44-ФЗ, так как препятствует свободному доступу участников к торгам, создавая им с самого начала неравные условия, предоставляя заранее преимущество только тем компаниям, которые уже выполняли государственные заказы в данной сфере.

    Следовательно, неоправданное ужесточение условий для объекта закупки – это осознанный шаг заказчиков, которым они стремятся сократить круг потенциальных участников тендера. А это, в свою очередь, нарушает главные принципы реализации закупок для государственных учреждений, такие как равноправие участников и добросовестность отношений.

    В данном случае не имеет значения, какими именно мотивами руководствуется заказчик, прибегая к подобному ограничению конкуренции. Возможно, он действует так не из желания получить дополнительную прибыль (хотя и такая цель не редкость), а только лишь для обеспечения поставки наиболее качественного товара в кратчайшие сроки. Как бы то ни было, ограничение конкуренции по 44-ФЗ не допускается вне зависимости от конкретных желаний заказчика.

    Ограничение конкуренции при предвзятом истолковании и подаче информации в ходе проведения конкурсной процедуры

    Даже если в конкурсной документации отсутствуют жесткие требования к объекту закупки и участникам, у заказчика остается простор для маневра при проведении самого тендера. В практике имеются случаи, когда покупатель манипулирует информацией, таким образом отсеивая возможных поставщиков. Чаще всего организатор конкурса просто не раскрывает все сведения о предмете закупки.

    Подобные манипуляции проявляются в том, что изначально в закупочной документации не отражаются все необходимые параметры объекта. В большей степени это касается закупочных процедур в отношении предметов со сложным техническим устройством либо работ, требующих сложных технологий.

    Конечно, у потенциального поставщика есть право запросить у заказчика дополнительную информацию относительно объекта закупки, но большинство компаний этого не делает. Таким образом формируется небольшой круг организаций, которым заранее известно, на каких условиях будет проводиться закупка, каким требованиям должен отвечать объект. То есть они владеют информацией, которая отсутствует в конкурсной документации.

    В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) в п. 5 даны разъяснения, на основании которых государственные учреждения, размещающие заказы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, обязаны опубликовать для общего доступа на официальном сайте в Интернете всю проектно-сметную документацию по этим объектам.

    В этом же Обзоре в качестве примера приводятся материалы суда по делу о признании неправомерными действий заказчика, выражающихся в том, что он не разместил в открытом доступе проектно-сметную документацию. В решении указано, что если у участника тендера возникает необходимость получить дополнительную информацию относительно объекта закупки, то он имеет право письменно запросить у заказчика нужные сведения на основании ч. 7 ст. 50 закона № 44-ФЗ.

    В дальнейшем по этому делу была направлена апелляция в арбитражный суд, который отменил предыдущее решение. Основанием для этого послужил тот факт, что потенциальный исполнитель, не имея необходимой документации относительно объекта закупки, не может в достаточном объеме составить представление о потребностях заказчика, соотнести их с собственными возможностями и техническими параметрами своего товара. Следовательно, участник тендера не в состоянии надлежащим образом составить заявку и стать исполнителем контракта.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: