Охрана атмосферного воздуха: что это значит

Охрана атмосферного воздуха: что это значит

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

загрязняющее вещество – химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

загрязнение атмосферного воздуха – поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

вредное физическое воздействие на атмосферный воздух – вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

трансграничное загрязнение атмосферного воздуха – загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса загрязняющих веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

неблагоприятные метеорологические условия – метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух – норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух – норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и ото всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух;

технологический норматив выброса – норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, с применением технологического показателя выброса;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предельно допустимая (критическая) нагрузка – показатель воздействия одного или нескольких загрязняющих веществ на окружающую среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую среду;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предельно допустимый выброс – норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

временно разрешенный выброс – показатель объема или массы загрязняющего вещества, устанавливаемый для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников на период поэтапного достижения предельно допустимого выброса или технологического норматива выброса;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 28.12.2017), от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

мониторинг атмосферного воздуха – система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;

охрана атмосферного воздуха – система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

гигиенический норматив качества атмосферного воздуха – критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

экологический норматив качества атмосферного воздуха – критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

качество атмосферного воздуха – совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха;

технологический показатель выброса – показатель концентрации загрязняющего вещества, объема или массы выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу времени или единицу произведенной продукции (товара), характеризующий технологические процессы и оборудование;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

технический норматив выброса – норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника;

Читайте также:
Борьба с преступностью: что это значит

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

источник выброса – сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

стационарный источник – источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

передвижной источник – транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

установка очистки газа – сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

результаты проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха – обобщенные сведения о концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, отражающие состояние атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка и полученные с использованием методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на основании данных о выбросах загрязняющих веществ всех стационарных и передвижных источников, влияющих на качество атмосферного воздуха на указанных территориях.

(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об охране атмосферного воздуха

Принят Государственной Думой 2 апреля 1999 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 30.12.2008 № 313-ФЗ, от 27.12.2009 № 374-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 23.07.2013 № 226-ФЗ, от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

загрязняющее вещество – химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

загрязнение атмосферного воздуха – поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

вредное физическое воздействие на атмосферный воздух – вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

трансграничное загрязнение атмосферного воздуха – загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса загрязняющих веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

неблагоприятные метеорологические условия – метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух – норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух – норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и ото всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух;

технологический норматив выброса – норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, с применением технологического показателя выброса; (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

предельно допустимая (критическая) нагрузка – показатель воздействия одного или нескольких загрязняющих веществ на окружающую среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую среду; (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

предельно допустимый выброс – норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха; (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

Читайте также:
Объекты государственной охраны: что это значит

временно разрешенный выброс – показатель объема или массы загрязняющего вещества, устанавливаемый для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников на период поэтапного достижения предельно допустимого выброса или технологического норматива выброса; (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

мониторинг атмосферного воздуха – система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;

охрана атмосферного воздуха – система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

гигиенический норматив качества атмосферного воздуха – критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

экологический норматив качества атмосферного воздуха – критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду; (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

качество атмосферного воздуха – совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха;

технологический показатель выброса – показатель концентрации загрязняющего вещества, объема или массы выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу времени или единицу произведенной продукции (товара), характеризующий технологические процессы и оборудование; (Абзац введен – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

технический норматив выброса – норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника; (Абзац введен – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

источник выброса – сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества; (Абзац введен – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

стационарный источник – источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника; (Абзац введен – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

передвижной источник – транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса; (Абзац введен – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

установка очистки газа – сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; (Абзац введен – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

результаты проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха – обобщенные сведения о концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, отражающие состояние атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка и полученные с использованием методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на основании данных о выбросах загрязняющих веществ всех стационарных и передвижных источников, влияющих на качество атмосферного воздуха на указанных территориях. (Абзац введен – Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

1. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.

3. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством.

4. Отношения в области охраны атмосферного воздуха, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее – продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. (Пункт введен – Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Статья 3. Основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

обязательность государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

Читайте также:
Имущественные права автора: что это значит

гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Статья 4. Государственное управление в области охраны окружающей среды

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:

формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации;

установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;

формирование единой нормативно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха;

формирование и обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

установление порядка выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения;

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

определение величины уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами Российской Федерации в данной области; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

организация информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

осуществление иных полномочий в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

(Абзац введен – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ; утратил силу – Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

(Абзац введен – Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ; утратил силу – Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

утверждение методик разработки (расчета) и установления нормативов предельно допустимых выбросов; (Абзац введен – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

установление порядка разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; (Абзац введен – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

формирование и ведение перечней методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и методик (методов) измерения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; (Абзац введен – Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; (Абзац введен – Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

определение правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию; (Абзац введен – Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение методик разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух; (Абзац введен – Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха; (Абзац введен – Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; (Абзац введен – Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение порядка проведения экспертизы программ для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; (Абзац введен – Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение методических указаний по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. (Абзац введен – Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

Статья 51. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”. (Статья введена – Федеральный закон от 13.07.2015 № 233-ФЗ)

Читайте также:
Совершение преступления организованной группой

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся: (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, пред

Охрана атмосферного воздуха

(англ atmospheric air protection) – в РФ система мер, осуществляемых органами гос-ной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Законодательство РФ в области О.а.в. основывается на Конституции РФ и состоит из ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»** и принимаемых в соответствии с ним др. федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Законодательство субъектов РФ в области О.а.в. может предусматривать введение дополнительных экологических требований О.а.в. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по О.а.в., регулируются гражданским законодательством РФ. Управление в области О.а.в. строится в соответствии с правилами гл. II ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Оно осуществляется Правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области О.а.в., а также органами гос-ной власти субъектов РФ. Полномочия органов гос-ной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в области О.а.в. установлены ст. 5-7 указанного Федерального закона.

Организация деятельности в области О.а.в. подчиняется правилам гл. III ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Гос-ный контроль за О.а.в. осуществляют специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области О.а.в. и его территориальные органы в порядке, определенном Правительством РФ. Производственный контроль за О.а.в. осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за О.а.в., и (или) организуют экологические службы. Общественный контроль за О.а.в. осуществляется по правилам ст. 26 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области О.а.в., несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Так, уголовная ответственность за загрязнение атмосферы установлена УК РФ*. Административная ответственность за нарушение законодательства об О.а.в. предусмотрена ст. 77-84 КоАП*.

Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды за счет средств лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Охрана авторских прав
  • Охрана государственная

Полезное

Смотреть что такое “Охрана атмосферного воздуха” в других словарях:

ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА — система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества… … Экологический словарь

Охрана атмосферного воздуха — (англ atmospheric air protection) в РФ система мер, осуществляемых органами гос ной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения … Энциклопедия права

охрана атмосферного воздуха — Система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества… … Справочник технического переводчика

Охрана атмосферного воздуха — система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества… … Официальная терминология

ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА — Система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества… … Словарь бизнес-терминов

ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА — система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества… … Юридическая энциклопедия

охрана атмосферного воздуха — oro taršos prevencija statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Visuma priemonių, kuriomis siekiama mažinti oro taršą. atitikmenys: angl. air pollution abatement; air pollution control vok. Luftreinhaltung, f rus. борьба с… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

Охрана атмосферного воздуха, воды и почвы — система мер, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения воздуха, воды и почвы Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Подраздел «Охрана атмосферного воздуха». — 2.5.2. Подраздел «Охрана атмосферного воздуха». При рассмотрении и анализе представленных проектных материалов в этой части проверяются следующие аспекты: обоснованность выбора района и площадки под строительство, характеристика района с учетом… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Читайте также:
Продажа товаров по образцам

АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ОХРАНА — ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА … Юридическая энциклопедия

Основные понятия и требования правовой охраны атмосферного воздуха

Основа правовой защиты атмосферного воздуха

Правовые меры охраны атмосферного воздуха регулируются Законом об его охране (далее, Закон), статья 1 которого рассматривает атмосферу в виде жизненно важной составляющей окружающей среды. Он представляет собой естественную смесь газов атмосферы, которая находится вне пределов жилых, производственных и прочих помещений.

Защита и охрана атмосферы заключается в работе в сфере мероприятий, которые осуществляют органы государственной власти нашей страны, органы власти субъектов, органы местного самоуправления, физические и юридические лица в целях совершенствования качественной составляющей атмосферного воздуха, в том числе обеспечивая предотвращение его вредных влияний на человеческое здоровье и окружающую природную среду.

Качество атмосферного воздуха рассматривается с позиции совокупности его физических, биологических и химических свойств, которые отражают соответствие экологическим и гигиеническим нормативам качества.

Правовые аспекты регулирования охраны атмосферы

Закон об охране атмосферы закрепляет полномочия органов власти России, в том числе ее субъектов в этой области. Он является основной этой отрасли, формируя и закрепляя функции управления государства, требования к охране в процессе осуществления всех типов деятельности человека.

Детализация положений рассматриваемого Закона отражается в решениях Правительства РФ. Важнейшим из них можно считать постановление «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и физических воздействий на него».

Что касается доли нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в этой области, то она весьма незначительна, особенно, что касается нормирования. Примером могут являться Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов (утверждены Министерством природы РФ в 1992 году).

Управление в области охраны воздуха (атмосферы) осуществляется государством. Так, в соответствии со ст. 4 Закона охрану должно осуществлять непосредственно Правительство РФ, также она ведется с помощью специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Ростехнадзора), органов исполнительной власти субъектов РФ. Среди принципов государственного управления можно выделить:

  • недопущение необратимых последствий загрязнения
  • обязательный контроль со стороны государства выбросов вредного и загрязняющего характера;
  • сведения о состоянии атмосферы и воздуха должны соответствовать принципам гласности, полноты и быть достоверными;
  • использование научных обоснований, системного и комплексного подхода;
  • обязательное соблюдение требований ФЗ, включая ответственность за их нарушение.

В число основных функций государственного управления в рассматриваемой сфере можно включить:

  • выдача соответствующих разрешающих документов на выброс загрязняющего или вредного вещества и воздействия;
  • государственный учет воздействия на атмосферу и его источников;
  • мониторинг и контроль атмосферного воздуха со стороны государства.

В соответствии со ст. 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ со стороны стационарного источника может считаться допустимым только при наличии разрешений. Подобные разрешения выдаются специально уполномоченным государственным органом (Ростехнадзором).

Именно разрешение на выброс устанавливает предельно допустимые выбросы и прочие аспекты, обеспечивающие охрану воздуха (атмосферы). Что касается вредных физических воздействий на атмосферу, то их допуск также производится на основе специальных разрешений.

Статья 21 Закона гласит, что юридические лица, которые имеют источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ, источники вредного воздействия на атмосферу, включая состав и количество выбросов, размеры и их виды, должны подлежать государственному учету.

Мониторинг осуществляет государство с помощью органов Росгидромета, Ростехнадзора и Роспотребнадзора. Они наблюдают за загрязнениями атмосферного воздуха, комплексно оценивают и прогнозируют его состояние, обеспечивая органы власти и самоуправления, предприятия и население экстренными и текущими сведениями о загрязнении.

Статья 24 Закона гласит, что контроль государства за охраной воздуха (атмосферы) должен обеспечивать:

  • соблюдение условий, которые установлены с помощью специальных разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ и на вредное воздействие физического характера;
  • требования стандартов, нормативов, правил и прочих требований охраны, включая осуществление производственного контроля охраны атмосферного воздуха;
  • соблюдение режима санитарных и защитных зон объектов, которые имеют стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;
  • выполнение федеральных целевых программ, программ субъектов, а также всех соответствующих мер охраны.

Регламентирование контрольных действий, выполняемых специально уполномоченными органами государства, рассматривает Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, постановление Правительства РФ № 847.

Требования охраны атмосферного воздуха

Глава 3 Закона рассматривает требования охраны атмосферного воздуха, устанавливая их. Среди этих требований можно выделить:

  • запрет на ввод в эксплуатацию новой техники, технологий, материалов, веществ и др., включая использование технических средств или технологического оборудования, если они не соответствуют установленным законодательством требованиям по охране;
  • обязательное наличие сертификатов при производстве и использовании топлива, что подтверждает соответствие топлива требованию охраны воздуха (атмосферы);
  • возможность ограничивать органами исполнительной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ использовать нефтепродукты и другие типы топлива, сжигание которых негативно влияет на атмосферный воздух;
  • запрет на выброс веществ, степень опасности которых для человеческой жизни и здоровья, окружающей среды не подлежит установлению;
  • допустимость действий, сконцентрированных на изменении состояния атмосферы и атмосферных явлений лишь при отсутствии вредных последствий для человеческого здоровья и жизни, окружающей среды;
  • недопустимость в превышении нормативов качества воздуха (атмосферы) в процессе проектирования, размещения, строительства, реконструкции и эксплуатации, застройке городов и прочих населенных пунктов;
  • запрет размещать и эксплуатировать объекты хозяйственной и прочей деятельности, не имеющие предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установки для очистки газов и средств контроля выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;
  • запрет производства и эксплуатации средств транспорта и передвижения, в выбросах которых содержание вредных (загрязняющих) веществ выше, чем установленные технические нормативы выбросов;
  • запрет хранить, осуществлять захоронение и обезвреживание на территориях предприятий и поселений загрязняющих атмосферу производственных отходов и отходов потребления, включая дурнопахнущие вещества, а также запрет на сжигание этих отходов без использования специальных установок и др.
Читайте также:
Применение принудительных мер медицинского характера

Ответственность за нарушения законодательства

Нарушители законодательных актов в рассматриваемой сфере в соответствии с характером нарушений привлекаются к нескольким видам ответственности: административная, дисциплинарная, материальная, гражданская, уголовная.

Кодекс рассматривает наступление административной ответственности за:

  • нарушенные правила в области охраны воздуха (атмосферы);
  • выпуск в эксплуатацию механического транспорта, который в своих выбросах содержит повышенное количество загрязняющих веществ, либо превышают нормативы шумового уровня;
  • эксплуатация механического транспорта с повышенными нормативами содержания загрязняющего вещества в выбросе или норматива шумового уровня.

Подобную степень ответственности могут устанавливать и сами субъекты РФ.

Уголовное Законодательство предусматривает и уголовное наказание за преступления в этой области, что регулирует статья 251.

Охрана атмосферного воздуха

Вы будете перенаправлены на Автор24

Актуальность защиты атмосферы

Атмосфера является наиболее подвижной и динамичной геосферной оболочкой Земли. Она легко воспринимает в себя различные виды загрязнений, но обычно удерживает их относительно недолго. Даже при наиболее масштабных извержениях вулканов, выбрасывающих сразу огромные массы пылевых частиц, атмосфера полностью очищается от них уже за несколько месяцев.

Однако, будучи высокодинамичной системой, даже при высокой скорости обмена веществ, атмосфера способна переносить загрязняющие вещества на огромные расстояния. Поэтому защита атмосферного воздуха от загрязнения имеет особое, общепланетарное значение. Конечно, было бы лучше полностью прекратить загрязнять атмосферу, но при наличном уровне технологии это пока невозможно.

Воздействие человека на атмосферу отнюдь не исчерпывается только ее химическим загрязнением. Сюда относится и группа факторов, связанных с воздействием на климат, а также различные физические свойства атмосферы. Все они, как правило, являются вредными для человека, а в большинстве своем – и для природной среды.

Система охраны атмосферного воздуха от загрязнения

Включает целый комплекс взаимосвязанных методов, направленных на охрану воздушного бассейна от антропогенного воздействия. Одним из важнейших элементов этой системы является санитарный надзор за чистотой воздуха.

Одним из основных подходов к охране атмосферного воздуха является нормирование загрязнений. Оно может касаться содержания в воздухе различных веществ, или объемов их выбросов при хозяйственной деятельности. Гигиенические нормативы – это государственное требование к предприятиям. За их выполнением следят специально уполномоченные органы. Важным аспектом контроля выбросов является инвентаризация источников выбросов вредных веществ а атмосферу. Ее результаты служат основой для разработки норм предельно допустимых выбросов на каждом хозяйственном объекте. ПДК устанавливаются обязательно с учетом предельно допустимых концентраций каждого из загрязнителей.

Важную роль в санитарной охране атмосферного воздуха имеют выявление и учет новых источников загрязнения атмосферы, экспертиза проектов и планов развития населенных мест, особенно в плане размещения промышленных предприятий и санитарно-защитных зон.

Готовые работы на аналогичную тему

Юридический компонент системы охраны атмосферного воздуха включает специфическое для данной предметной области законодательство. Оно систематизирует выдержавшие проверку временем юридические нормы, выражает требования, выработанные наукой и практикой в предшествующие годы, определяет меры ответственности за их нарушение. В соответствии с законодательством, все источники загрязнения подразделяют на стационарные и передвижные, для каждого из них предусмотрены предельные количества выбросов в единицу времени. При превышении этой нормы деятельность данного источника загрязнения рассматривается как правонарушение.

Очистка выбросов в атмосферу

Как известно, технически намного проще снизить уровень выбросов в атмосферу непосредственно на предприятиях, чем предпринимать попытки очистить уже загрязненную атмосферу. Поэтому разработано множество методов и аппаратов удаления из воздуха пыли и вредных газов. Выбор в их многообразии определяется в основном химическими и физико-химическими свойствами выбросов, характером производства, возможностью рекуперации или утилизации уловленных продуктов.

Планирование санитарно-защитные зон

Хозяйственные объекты, технологические процессы которых служат источниками выделения в атмосферу вредных веществ, должны отделяться от жилой застройки специальными санитарно-защитными зонами. Размер таких зон должен быть достаточным для рассеивания выбросов и снижения их концентраций до безопасного для здоровья уровня. Кроме того, при их планировании необходимо учитывать особенности местной циркуляции атмосферы. Санитарно-защитные зоны должны быть специально обустроены и озеленены по особой схеме, что повышает их эффективность в защите атмосферного воздуха.

Защита атмосферы от иных видов антропогенного воздействия

Долгое время законодательство исходило из необходимости охраны атмосферного воздуха в основном от загрязнений, в основном на предприятиях и в пределах населенных пунктов. Однако в нынешних условиях атмосферу необходимо охранять не только от загрязнений, хотя это все еще оставается главной проблемой, но и от прочих видов отрицательного воздействия общества. В частности, относительно статьи закона, касающиеся регулирования воздействия на погоду и климат, о регулирования потребления атмосферного воздуха для промышленных и иных хозяйственных нужд, предупреждения, снижения и устранения вредного воздействия на атмосферу физических факторов и др.

Охрана атмосферы подробное руководство по профилактике загрязнений и очистке

В статье рассматриваются проблемы охраны воздуха от загрязнений и связанные с ними мероприятия, проводимые на законодательном уровне. В ней также затрагиваются вопросы профилактики, решение которых позволяет предупредить попадание в атмосферу продуктов деятельности человека.

  1. Чем мы дышим
  2. Источники загрязнения
  3. Последствия изменения состава воздуха
  4. Требования к охране воздуха
  5. Закон об охране атмосферного воздуха
  6. Мероприятия по охране атмосферного воздуха
  7. Законодательные
  8. Технологические
  9. Санитарно технические
  10. Группа планировочных мероприятий
  11. Экономический механизм охраны атмосферного воздуха
  12. Профилактика и современные методы очистки воздуха
  13. Мероприятия по профилактике
  14. Современные методы очистки воздуха
  15. Как предотвратить загрязнение воздуха
  16. Меры по предотвращению загрязнений атмосферного воздуха
  17. Как защитить воздух от загрязнения и спасти жизнь
Читайте также:
Форма государственного устройства: что это значит

Чем мы дышим

То, чем мы дышим, не может не волновать большинство проживающих на планете людей. За небольшим исключением многие понимают, что защита атмосферы – дело первостепенной важности. При этом не все имеют четкое представление о составе вдыхаемого воздуха.

Согласно исследованиям, проводимым специалистами, в состав вдыхаемой нами смеси входят следующие обязательные компоненты:

  • Кислород – 21%.
  • Азот –78%.
  • Вредные газообразные примеси – 1 %.

Важно! Последний компонент в основном и определяет загрязнение воздушной среды сторонними веществами, являющимися продуктом человеческой деятельности.

Помимо них в составе вдыхаемого нами воздуха содержатся мельчайшие микроэлементы и частицы пыли.

Источники загрязнения

Загрязнение воздушной среды происходит из-за попадания в атмосферу Земли вредных или избыточных объемов веществ, вырабатываемых промышленными предприятиями и подобными им источниками. В состав таких загрязнений входят следующие виды газов:

  • Диоксиды серы и углерода.
  • Монооксиды углерода и оксид азота.
  • Метан.
  • Хлорфтороуглеродистые смеси.

Загрязнение атмосферы происходит и по причине попадания в нее продуктов сгорания органических и неорганических веществ, образующихся в результате лесных пожаров.

Последствия изменения состава воздуха

При попадании в воздух различных окислов и диоксидов, а также мельчайших механических частиц его состав меняется настолько, что приводит к критическим последствиям для человека. Недопустимое содержание в атмосфере опасных веществ становится причиной многих заболеваний, включая аллергические реакции и поражение верхних дыхательных путей.

Обратите внимание: Случайные «залповые» выбросы в атмосферу веществ, содержащих фтор, способны привести к сильным отравлениям и даже к смерти животных и людей.

От загрязнений в атмосфере поражаются и продовольственные культуры, в которые попадают вредные для здоровья людей микроэлементы.

Требования к охране воздуха

Единственный способ разрешения проблемы охраны атмосферного воздуха от загрязнений – строгое выполнение требований законодательства. Согласно основным положениям этих документов недопустимыми считаются следующие действия:

  • использование промышленного сырья, не отвечающего действующим нормативам;
  • выброс в атмосферу элементов, степень опасности которых до конца не определена;
  • серийное производство транспортных средств, вредные выхлопы которых превышают допустимую норму;
  • накопление отходов, отличающихся резкими запахами, а также их сжигания без оформления соответствующей разрешительной документации.

Для исключения загрязнения воздушной среды обязательными считаются такие профилактические меры, как сокращение доли «светлых» нефтепродуктов и сертификация топлива. Добавим к этому обязательный мониторинг всех случаев выбросов в атмосферу и повсеместное использование очистных сооружений.

Закон об охране атмосферного воздуха

Этот документ включает целый ряд требований, обязательных для исполнения всеми гражданами и организациями РФ. Это:

  • Соблюдение основополагающих принципов, генеральная задача которых – охрана воздуха и среды обитания человека.
  • Поддержание экологической чистоты атмосферы на уровне, достаточном для нормальной жизни будущих поколений.
  • Контроль объемов опасных веществ, попадающих в воздушную среду вследствие деятельности человека.
  • Оценка эффективности мер, принимаемых контролирующими органами.
  • Исключение загрязнений среды с необратимыми последствиями.

В законодательном порядке также регулируется всеобщая доступность, правдивость и развернутость сведений, касающихся состава воздушной среды. Все это должно сопровождаться проведением научно-обоснованного комплекса охранных мероприятий.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха

Защита атмосферы и снижение влияния деятельности человека на нее возможны лишь при условии организации и проведении мероприятий следующего типа:

  • Законодательные.
  • Технологические.
  • Санитарно-технические.
  • Планировочные.

Рассмотрим каждое из мероприятий по охране атмосферного воздуха более подробно.

Законодательные

Рассматриваемая группа мероприятий ставит своей целью урегулирование общественных отношений, а также поддержание правового порядка и оптимизацию способов защиты атмосферы. Конечная задача – обеспечение чистоты воздушной среды (охрана атмосферы).

При реализации мероприятий по охране атмосферного воздуха используются следующие федеральные законы:

  • «Об охране атмосферного воздуха», предписывающего меры по предупреждению и ликвидации выбросов.
  • «Об охране окружающей среды», устанавливающего права граждан на проживание в чистой природной среде.
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Последний закон затрагивает ряд вопросов, относящихся к правам и обязанностям представителей правительственных служб. Он также касается граждан и юридических лиц в части соблюдения производственных технологий. Нарушение законодательных мер влечет за собой административную и дисциплинарную ответственность.

Технологические

Мероприятия технологического характера направлены на понижение концентрации опасных веществ, попадающих в воздух при решении производственных задач. Один из вариантов снятия проблемы – перевод производств на функционирование по схемам с замкнутым циклом. При этом часть образующихся вредных газов утилизируется в специальных камерах.

Технологические мероприятия по охране атмосферного воздуха предполагают:

  • применение в производственных процессах более безвредных материалов;
  • очистка топлива и сырья от вредных примесей;
  • обеспечение герметичности оборудования, исключающее попадание в атмосферу опасных веществ;
  • переход на отопление природным газом (замещающим уголь или мазут).

Добавим к этому использование эффекта рекуперации, предполагающей повторное использование отработанных газов в процессе производства и поиск альтернативных (бездымных) видов топлива.

Санитарно технические

Реализация мероприятий по санитарной охране атмосферного воздуха предполагает:

  • Строительство дымовых труб повышенной проектной высоты.
  • Использование в производстве особых очистных агрегатов.
  • Соблюдение санитарных норм.
  • Участие в федеральных программах по оздоровлению озонового слоя.
  • Усиление надзора за состоянием особо опасных объектов.

К мероприятиям этого класса относится изучение влияния вредных выбросов на здоровье людей, а также преобразование их в безопасный вид.

Группа планировочных мероприятий

Основное предназначение этого вида мероприятий – подготовка конкретных планов по защите атмосферы, а также анализ и обобщение полученных данных. Итоговая информация фиксируется в специальных журналах в графах по типовому образцу формы № ПОД-2. Указанные данные в виде отчетности о проделанной работе предоставляются представителям контролирующих органов по первому требованию.

Дополнительная информация: Предоставление сведений, не соответствующих реальному положению дел, считается административным правонарушением.

К приоритетам этого вида мероприятий по охране атмосферного воздуха относят:

  • Озеленение территорий.
  • Вынос загрязняющих воздух объектов за границы населенных пунктов.
  • Создание и оборудование особых санитарных зон.
Читайте также:
Иммунитет военных кораблей: что это значит

При обустройстве таких территорий им присваивается класс с I по V, определяющий размеры участка (с 1000 до 50 метров соответственно).

Экономический механизм охраны атмосферного воздуха

Для полноценной охраны атмосферы от загрязнения принимаются специальные меры, предусматривающие экологический штраф (налог) за выбросы вредных веществ. Они назначаются в размерах, определяемых законодательствами конкретных стран. Величина налога вычисляется на основании методических указаний (по принципу пропорциональности интенсивности загрязнения). По этому признаку размер штрафа дифференцируется по установленному, максимальному и избыточному лимитам.

Для облагаемых налогом организаций деятельность по защите окружающей среды может выражаться в следующих формах:

  • участие в финансировании охранных мероприятий и строительстве объектов экологического назначения;
  • предоставление юридическим лицам и предпринимателям, освоившим безотходные технологии, льготных налоговых условий (в соответствии с законодательством);
  • проведение специальных природоохранных мероприятий, позволяющих снизить объемы выбросов в атмосферу.

В результате экономических мер удается уменьшить влияние физических и биологических факторов на загрязнение воздушной среды.

Профилактика и современные методы очистки воздуха

Выбросы, которые поступают в атмосферу, пагубно влияют на человека и климатическую ситуацию. Для защиты окружающей среды от воздействия вредоносных отходов проводят мероприятия по профилактике загрязнения атмосферного воздуха.

Мероприятия по профилактике

Различают два типа источников загрязнения воздушной среды. Они делятся на природные (извержения вулканов, лесные пожары и пыльные бури) и связанные с деятельностью человека. К последним относятся транспорт, сельское хозяйство и промышленность. Мероприятия по профилактике загрязнений второго типа подразделяются на следующие виды:

  • Технологические.
  • Законодательные и планировочные.
  • Санитарно-технические.

При проведении первых из них совершенствуются технологии изготовления и способы хранения топлива с одновременным повышением качества очистка сырья от примесей. В качестве предупредительных мер осваиваются современные методы утилизации отходов, включая создание замкнутых производственных цепочек.

Законодательные меры профилактики основываются на принятии федеральных законов, ограничивающих права автомобилистов в местах отдыха, например, или предписывающих строительство заводов за пределами города. Планировочные мероприятия сводятся к следующим действиям:

  • Создание особых защитных зон.
  • Озеленение выделенных территорий.
  • Планировка жилых массивов.
  • Прокладка автомобильных трасс в обход больших поселений.
  • Грамотный подбор зон для источников выбросов с учетом «розы ветров».

Санитарно-технические профилактические меры предполагают использование газоулавливающих приборов, электрофильтров, а также надежную герметизацию загрязняющего атмосферу оборудования. Технологические способы и средства профилактики считаются наиболее эффективными методами защиты воздуха от вредных элементов.

Современные методы очистки воздуха

Конкретные способы очистки воздуха выбираются в зависимости от физико-химических свойств самих загрязнителей. Самыми известными методами считаются:

  • Фотокаталитический.
  • Механический.
  • Электрический.
  • Адсорбционный.
  • Озонный.
  • Термокаталитический и термический.

При использовании фотокаталитического метода содержащиеся в воздухе вредные компоненты разлагаются на углекислый газ, воду и кислород. Этот способ считается наиболее эффективным, экономичным и простым в реализации. В случае применения механического метода воздух пропускается через особые фильтрующие элементы, задерживающие загрязнитель.

Суть третьего варианта очистки состоит в следующем. Проходя через электрическое поле загрязняющие частицы заряжаются и оседают на особом электроде. При реализации этого метода нет необходимости в замене рабочих элементов, благодаря чему он считается самым экономичным. Адсорбционная очистка с использованием активированного угля применяется при необходимости удаления из воздуха неприятного запаха и микроскопических механических частиц.

Озонный способ позволяет обеззараживать воздух за счет окисления содержащихся в нем примесей. Он широко используется в быту и на предприятиях по выработке жиросодержащей продукции (на мясокомбинатах, например). Термокаталитический вариант очистки состоит в использовании катализатора в качестве окислителя, позволяющего очищать воздух от токсинов (от оксидов азота, в частности).

Термический или «сжигающий» метод обычно применяется при больших объемах выбросов и повышенной концентрации загрязняющих веществ. Он достаточно эффективен при борьбе с сажей, древесной пылью и микроскопическими углеродистыми загрязнениями. Все перечисленные способы очистки окружающего воздуха и принимаемые меры профилактики помогут сохранить здоровье людей и снизить риски последствий от загрязнения атмосферы.

Как предотвратить загрязнение воздуха

Рассмотрим возможные варианты борьбы с загрязнением воздуха, включающие в себя контроль состояния окружающей среды различными инстанциями. Ее мониторинг сводится к сбору данных и к их анализу с целью предупреждения неприятных последствий.

Меры по предотвращению загрязнений атмосферного воздуха

Контроль за охраной атмосферного воздуха позволяет решать следующие задачи:

  • постоянный мониторинг уровня загрязнений;
  • оценка и прогнозирование развития ситуации;
  • предоставление общественности абсолютно достоверной информации.

Функция контроля обстановки закреплена за ФНС и ее территориальными отделениями.

Представителями государственной надзорной структуры контролируется соблюдение предписаний, касающихся охраны атмосферного воздуха. Последние представлены типовыми стандартами, методическими указаниями и нормативами, прописанными в федеральных программах и законодательных актах.

Как защитить воздух от загрязнения и спасти жизнь

Для очистки воздуха от загрязнений потребуются комплексные усилия всех заинтересованных в этом лиц, организаций и государственных структур. Если проблема рассматривается в масштабе всей планеты – предотвратить экологическую катастрофу усилиями одного государства практически невозможно.

Для получения реальных результатов свой вклад в общее дело по защите Земли и жизни на ней должны вносить все существующие страны. В качестве основного межгосударственного инструмента достижения задуманной цели может служить правовое регулирование процедур по борьбе с загрязнением воздуха.

Авторские права: что под защитой?

Украсть можно что угодно: деньги, машину или книгу. С книгой всё понятно — украли или нет, а с правами на книгу сложнее.

Книгу можно скачать из интернета и продавать самому, скачать и заменить автора на себя, а можно взять идею книги и написать свою. Не всё из этого нарушение авторских прав.

Читайте также:
Отказ от дачи показаний

Нельзя на сто процентов сказать, что считать нарушением. В законе есть условия, как использовать чужую работу, при этом есть способы обойти условия, и это примет суд. С авторскими правами включается принцип: два юриста и три мнения.

Что защищает авторское право

Если вы что-то создаете: книгу, инструкцию, чертежи — вы автор и ваши авторские права охраняет четвертая часть Гражданского кодекса.

Закон защищает автора с момента создания творения. Чтобы стать автором, не надо платить госпошлину, заполнять заявления и стоять в очереди. Создайте что-нибудь и будьте автором.

Что считать «созданием», в законе четко не сказано, но есть оговорка, что это результат творческого труда. В юридической практике так:

Создал = поработал головой и руками.

Вы придумали костюм для Валерия Леонтьева и сделали эскиз — отлично, вы под защитой.

Под защитой почти всё — от твита до подводной лодки. На юридическом называется так: произведение, результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации товаров и услуг. Для не-юриста это не важно.

Например, человек нарисовал картинку — это произведение. Компания зарегистрировала картинку как товарный знак — и это средство индивидуализации.

Что под защитой
Пример

Произведение науки, литературы и искусства

Статья, комикс, сценарий, лекция

Отзыв на услугу, селфи в инстаграме, комментарий в фейсбуке под постом

Фотография утюга на сайте магазина, инфографика, скульптура, чертеж моста

Программы, базы данных

Сайты, программный код, операционная система

Исполнения и фонограммы

Любые мелодии, постановки, варианты их исполнения

Сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач

Изобретения, полезные модели и промышленные образцы

Метод зонной плавки металлов, газогенераторный твердотопливный котел, табурет

Топологии интегральных микросхем

Схема процессора, транзистора, трансформатора

Секреты производства (ноу-хау)

Всё, что под грифом «коммерческая тайна»

Фирменные наименования, товарный знак и знаки обслуживания, коммерческое обозначение

Названия компаний и продуктов, указатели в холле компании

Наименования мест происхождения товаров

Вологодское масло, шампанское, коньяк, пармезан

Морковь Каротель, свекла Бордо 237

Закону плевать на значимость, он защищает любое творение: комментарий в фейсбуке «Да ты олень» и исходный код Гугла. Еще для закона не важен размер — защищать целое творение или часть. Поэтому под защиту попадает любой куплет «Шкалят датчики» из песни Земфиры и песня целиком.

Что закон не защищает

Закон защищает не все творения, есть исключения.

Исключения
Примеры

Закон, судебные решения, конституция

Государственные и муниципальные символы

Флаги, ордена, гербы

Народные сказки, легенды, тосты, анекдоты

Сообщения о фактах, открытиях, геологическая информация о недрах

Расписание электричек, объявление в зале аэропорта, открытие Америки

Паскаль, Ява, Питон

Идеи, концепции, методы и принципы решения задач

Сложение, вычитание, деление

С исключениями не всё так просто, потому что есть пограничные случаи и работает принцип: «два юриста — три мнения».

Язык программирования — это исключение. Но если вы написали компилятор или интерпретатор для чужого языка, он войдет в категорию «программа для ЭВМ». Закон защищает эту категорию произведений.

Договор — это официальный документ, казалось, бы авторских прав на него нет. Это не всегда так. Допустим, юрист взял договор не из интернета, а составил свой: отказался от актов, сократил привычные юризмы, сверстал на страницу вместо десяти. Юрист сам создал договор, поэтому закон такой договор защищает.

Анекдоты — тоже исключение, а авторская шутка нет. Денис Чужой пошутил у себя в твитере, а портал «Адми» забрал шутку себе. Если шутка — авторское произведение, а не народный анекдот, использовать ее просто так нельзя. При использовании надо сослаться на автора и источник. Не факт, что суд будет на стороне Дениса, но попытаться можно.

Еще есть проблема с идеей и концепцией. Авторские права распространяются на эскизы и наброски, а на идеи и концепции нет, поэтому появляется путаница: мой эскиз — это идея или произведение? Тема идеи — сложная и достойна отдельной статьи, поэтому пока кратко.

В законе нет определения идеи, поэтому юристы, суды, организации с патентами, производители — все дают определение по-своему. Женские туфли на красной подошве — это общая идея, ее используют сотни обувных фабрик. При этом Кристиан Лабутен борется за эксклюзивные права на красные подошвы и суды его поддерживают. Другому производителю может так не повезти.

Наш эксперт, Владимир Беляев, считает, что идея — это описание чего-то без деталей. Владимир подчеркивает, что многие юристы с ним не согласны, и это именно его позиция.

Вы говорите на совещании: «Ребята, давайте сделаем телефон с прямоугольным корпусом с экраном на передней панели и кнопкой под ним». Это идея. Всем плевать, никто не защитит.

Инженер, разработчик и дизайнер приносят чертеж условного айфона. Это реализация идеи, и чертеж под защитой.

На других примерах принцип работает так:

Идея без защиты
Реализация идеи под защитой

Художник подумал, что неплохо бы показать ужас смерти и отчаяние

Картина «Крик» Эдварда Мунка

Дизайнер написал в фейсбуке, что здорово сделать кресло с подстройкой под человека

Редактор предложил описать тарифы банка с заботой. Так, будто банк объясняет их друзьям, а не врагам, которые засудят банк за любую букву

«Идея на минус миллион» — Артемий Лебедев рассказывает, почему не надо защищать идеи в законе

Не всегда приятно, что закон не защищает идею. Допустим, Иван-пекарь придумал акцию для клиентов, рассказал приятелю, а приятель взял и запустил. Ивану обидно — идея же его, как так!

Но если бы идею защищали авторские права, в мире стало бы скучно. Раз использовать идею нельзя, не было был книг о любви после Ромео и Джульетты, ноутбуков после Эпла и парков после Диснея.

Читайте также:
Совершение преступления организованной группой

Если хотите защитить идею, реализуйте ее: опишите с деталями в блоге, сделайте чертеж, подготовьте набросок. Тогда при спорах появятся шансы доказать авторство.

Мы сказали, что под защитой почти всё, но иногда кажется, что почти ничего. Потому что требования расплывчатые, юристы их используют по-разному, а судебная практика неоднозначна.

Что не считается нарушением

Есть ситуации, когда конкурент использует ваш продукт, но это не считается нарушением авторских прав. Чтобы зря не воевать, о таких случаях надо знать.

Заимствование. Заимствование — это когда человек берет чужую идею и делает что-то свое.

Зайти на сайт Эпла, вдохновиться и сделать еще один лаконичный сайт, но для хендмейд украшений.

Прочитать комикс о человеке-Пауке, вдохновиться и нарисовать свой, но о человеке-Логике. В левой руке у него бритва Хэнлона, в правой — скальпель Оккама, на голове — чайник Рассела.

В законе ничего нет о заимствовании, юристы использует термин для удобства. С помощью этого подхода можно показать, что компания не воровала чужое, а вдохновилась и сделала свое.

Сапожник Альберт увидел фотографию лабутенов:

  • Спроник на фабрику, которая выпускает настоящие лабутены, украл лекала и чертежи и на их основе сделал точно такие же туфли, только в сто раз дешевле и под своим именем. Это — нарушение.
  • Выпил сто грамм для храбрости, покрасил валенки красной краской, прибил каблук подлиннее и стал продавать в сувенирном ларьке «Из России с любовью». Это — заимствование, Альберт не нарушает права.

Цитирование. По закону каждый вправе цитировать что угодно, к примеру, макет, роман, фильм, лекции. Главное — соблюдать правила: указать автора, сослаться на источник, цитировать не слишком много и соблюдать цели цитирования.

Цитировать можно в личных, информационных, научных, полемических, учебных и культурных целях. Если перевести на русский, цитирование законно, когда передаешь знания и не присваиваешь их.

Законно
Незаконно

Процитировать 5 секунд рекламного ролика на лекции «Особенности создания сценариев для производителей прохладительных напитков» факультета рекламы

Вырезать 5 секунд ролика Кока-Колы и вставить в ролик, который рекламирует квас «Веселье»

Проиллюстрировать статью «8 комиксов из жизни с неожиданной развязкой» комик-стрипами Портшери

Отсканировать комиксы и выложить на сайт

Доказать правоту в споре о роли союзников во Второй мировой войне с помощью цитат современных историков

Написать реферат, где половина текста — цитаты историков, а ссылок на них нет

При цитировании нужна ссылка на источник, как в курсовых. Допустим, блогер нашел статью Дела и решил ее процитировать, правильно сделать так:

В цитате лучше использовать только часть произведения. Закон не говорит, как определить часть, зато говорит вот что: «в объеме, оправданном целью цитирования». Это значит, конкурент может опубликовать половину книги, но если автор подаст в суд, ему придется обосновать длину цитаты.

Использование в некоммерческих целях, или для себя. Вы купили фильм и смотрите его дома — это законно. Пригласить друзей на фильм и взять с них по сто рублей — незаконно.

Пародии. Пародии — это самостоятельное творение, даже если оно пародирует существующую книгу, репортаж или песню. Пародировать законно, если пародист ссылается на оригинал.

Как защитить права

Если кто-то нарушает права автора, автор теряет деньги и репутацию. Вы сделали гениальный макет, а все думают, что это конкурент, и идут к нему.

Плохая новость — нет способов защитить себя от нарушений на сто процентов. Хорошая — вы можете подготовиться к спору за авторские права. Вам предстоит собрать доказательства, что автор — это вы, вы первый что-то придумали и первый сделали.

Главный подход к защите такой: запаковать доказательства авторства и поставить на них дату и подпись. К примеру, записываете рукопись на компакт-диск, отправляете себе через Почту России, визируете у нотариуса или отдаете на хранение в авторское общество. При споре вы докажете, что сделали что-то раньше конкурента.

Еще надо объяснить окружающим права на ваш труд. Допустим, вы публикуете на сайте программный код и разрешаете использовать его: можно скопировать и использовать целиком или скопировать, изменить пару строк и тоже использовать. При этом нельзя переделать часть кода, а потом присвоить авторство. Для объяснения придется готовить специальные документы.

Если на вас работают штатные сотрудники или предприниматели, с нарушениями авторских прав тоже не просто.

Штатный дизайнер сделал макет буклета. Если в трудовом договоре, служебном задании и других документах нет условий по передаче авторских прав, права на макет принадлежат дизайнеру.

Формально вы не вправе просто так передать макет другому дизайнеру для переделки или взять как пример для другого макета в другую компанию. Штатный дизайнер может засудить и выбить компенсацию.

Как подтвердить права, какие стоит передавать и как их получить, расскажем в следующих статьях.

Короче
Что надо помнить

Авторские права помогают защищать почти всё: от твита до подводной лодки.

Закон защищает автора с первой секунды создания макета, чертежа, эскиза или других объектов.

Закон не защищает идею и концепцию.

Что надо проверить

Если заметили, что конкурент использует ваш труд, убедитесь, что это:

4 ЧАСТЬ

Гражданского кодекса рассказывает о правах на интеллектуальную собственность

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: